Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
ч достоинство и созидание мая 1994 конфликт в школе ПРОРЫВ к ГАРМОНИИ Известному художнику нашему земляку Вилену Дмитриевичу Дворянчикову сегодня исполняется 60 лет. С юбилеем Вас, маэстро! Увлеченный, верный своим убеждениям, преданный своим ориентирам в жизни и творче стве, В. Дворянчиков оказал значительное влияние на фор мирование художнической сре ды в Липецке. Вилен Дворянчиков — раз носторонне одаренный мастер. Он — автор признанных про изведений монументальной жи вописи: мозаики "Знание" в здании областного краеведче ского музея, мозаичной компо зиции на фасаде Дома торговли в Ельце; ему принадлежит ком плексное оформление домов культуры, пансионатов, детских учреждений области. Главная тема живописных работ Дворянчикова ^ человек, его труд и творчество, его от ношение к свободе и власти, он в контексте истории и судьбы. Персонажи полотен художника — это полные внутреннего дра м атизм а символы врем ени . Идеал живописца — человече ское достоинство, честь, сози дани е . Н аи более известны е картины Дворянчикова, полу чившие признание на многих российских и всесоюзных вы ставках, посвящены тружени кам Новолипецкого металлур гического комбината — "От дых" (1 9 6 4 ) , "Монтажники" (1967), "Бригада" (1975), "Побе дители" (1984), "Портрет Ламо- нова" (1985), "Смена" (1992). Другой излюбленный жанр художника — натюрморт, ярко отражающий самобытный по черк автора, соединяющий не сомненно аналитическое по стижение натуры и острую пла стическую характеристику об разов. Обаятельна и лирична гра фика Дворянчикова. Большие акварельные серии, представля ющие высокую художествен ную ценность, бьши безвозмез дно переданы автором с выста вок детям Чернобыля, в де- 'тские организации Липецка и области. Особых слов заслуживает подвижническая деятельность Вилена Дхгитриевича по худо жественному воспитанию д е тей . Его стараниями создан .уникальный музей изобрази тельных искусств в детской ху дожественной школе № 2 Ли пецку. Один из проектов Дво рянчикова — строительство со вместно с детьми православно го храма СВ. Георгия Победо носца в честь 50-летия Великой Победы нашего народа над фа шистской Германией. Ученик выдающегося живо писца, народного художника России В. С. Сорокина, Дво рянчиков 5шляется страстным и последовательным пропаганди стом его творчества. Вилен Дмитриевич впрямую прича стен к открытию прижизненно го м)дея-мастерской В. С. Со рокина — Дома мастера, работу которого он сейчас возглавляет, ставя на первое место просве тительство, духовное и эстети ческое воспитание на основе традиций русской культуры й искусства. Вилен Дворянчиков внес неоценимый вклад в детпель- ность нашей творческой орга низации. 35 лет йазад он спло тил молодых художников. Это была группа наиболее активных деятелей липецкого отделения СХ, они и ныне с честью несут высокое звание художника.. Дворянчиков выбрал один раз и на всю жизнь одну тему — тему рабочего человека — и верен ей по сей день. Нечасто встретишь такое постоянство. Последние годы Вилен пишет цветы, и мне кажется, все эти цветы — для героев его картин — металлургов. Юпий ГРИШКО, ООН нтодный художник Гжсии, скульптор. Моя дружба и совместная работа с Виленом Дмитриеви чем Дворянчиковым всегда мне дороги. Александр СОРОЧКИН, живописец. Оглядываясь на творческий путь В. Д . Дворянчикова, кото рый, собственно, совершенст вовался на моих глазах в тече ние почти 40 лет, я имею не которое право высказать сугубо личное мнение по этому пово ду. Кредо Вилена такое: "По клонение человеку, как венцу всего сущего на Земле". Это кредо — продукт жизненного опыта художника, творческого о б общ ен и я им личностны х взглядов и оценок бытия. Постоянство, преданность — друзьям и жизненным прин ципам — существуют у Вилена в консонансе с устоями твор ч еским и , нравственными и идейными. Привязанность к объекту своего творчества, про никновенное изучение героев в частом общении с ними транс формируют художнический ин терес в искреннюю дружбу. Ве нец природы у Дворянчикова — не отвлеченное разумное су щество, а человек исторически конкретный и современный. Этот человек добр , честен и красив вообще... И уж совер шенно прекрасен в экстремаль ной среде физического тяжкого труда. На холсте этот труженик не театральный атрибут или д е коративное пятно, он — гене ратор таинственной энергии и страсти, который иногда, как бы томясь теснотой станковой ЖИВ01ШСИ, пытается разрушить ее, превращаясь в стенописный образ россиянина-славянина. Евгений САЛЬНИКОВ, живописец. Мне трудно представить се бе более приверженною своим идеалам человека, как в жизни, так и в творчестве, 1 фуги делают многие, он — идет по тропе не сворачивая. Со временем многое меняется в художественной ш о ки, появляются модные направ ления, зачастую лишь претенду ющие на необычность и ориги нальность. Вилен Дворянчиков последователен в своей ориента ции. При его определенной уг рюмости это трогательно и дает заряд веры. Только это надо чувствовать. Александр ВАГНЕР, скульптор. Вилен Дворянчиков... Ред костное совпадение', полная адекватность личности и твор чества. Стиль, образ мышле ния, образ жизни, поступки... Своя религия, свой идеал, свое представление о способах жиз неустройства. Страстные уси лия, собранная воля, романти ческий максимализм, все — на воплощение мечты, идеала, ра зумно организованного про странства ж и зни . В основе идеала — цельность, устойчи вость, закономерность. Челове ческие ценности — достоинст во, честь, преданность, сила, чувство долга. Пластические — конструктивность, упорядочен ность, формальная определен ность и законченность, мате риальная весомость. Единство пластических и человеческих ц ен н о стей . А действитель ность... Максималистские тре бования превышают ее, дейст вительности, возможности. И тогда — жесткая оболочка кон струкции оказы вается не слишком надежной защитой ранимой души, романтической трепетности. Тогда — строгая гармонизация пластических построений перенапрягается драматическими противоречи ями, мужественно сдержанны ми эмоциями... Жизнь и творчество Вилена Дворянчикова — порождение и выражение его эпохи — с уст ремлениями , верой , верно стью, торжеством побед, гор до стью , разоч арованиям и , болью, несмиренностью... Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. Хотел больше, чем смог. За то, что удалось, спасибо друзьям и учителям. Вилен ДВОРЯНЧИКОВ. На снимках: картины В ., Дворянчикова "Даешь!" и "Пе- реславль". "В МНЕЯ УЧЯТЕЛЬ ЗАПУСТИЛ ВАПЛЬНВК, если бы я не убрал голову, то у меня была бы черепно-мозговая травма" Существует неписаное пра вило: врач не должен делать серьезную операцию родствен нику, судья — судить отца или мать, а следователь — вести де ло сына или, скажем, зятя. Рас пространяется ли оно на жур налистов? Закон о печати на этот счет молчит. Наверное, распространяется. И я пони маю, насколько уязвима моя позиция, коль вынужден писать о школе № 68, в которой ра ботает близкий мне человек. Вернее, не о школе, как тако вой, а о ситуации, сложившей с я в ней не вчера и не сегодня и четко разделившей педкол лектив на два противоборству ющих лагеря — большинство и меньшинство. Вот почему я долго коле бался, прежде чем взяться за перо. И все-таки решился. По тому что не собираюсь защи щать в отличие от руководства школы "своих", в этом нет не обходимости, а хочу объектив но разобраться в причинах про тивостояния. Может быть, я смогу сделать это лучше иных моих коллег, потому что на протяжении длзпельного вре- ■мени вынужден был вникать в происходящее. Ведь дело каса ется наших с вами детей, их нравственного и, если хотите, физического здоровья! Именно они, дети, в буквальном смысле слова на собственной шкуре испытывают все прелести "но вейших педагогических при емов", в основе которых лежит обычная... оплеуха. И молчать об этом нельзя. Надо сказать правду о нравах, царящих в 68-й школе еще и потому, что ни УНО, ни пред ставители администрации обла сти, ответственные за народное образование, отнюдь не горят желанием выносить сор из из бы... Обратимся к свидетельст вам. Я не буду называть имен пострадавших, чтобы лишний раз не травмировать ребят. Не буду пока называть и имен учи телей, применявших специфич ные методы воздействия. Воз можно, происходзшо это под влиянием нервного стресса, и, стало быть, есть хоть какая-то надеж да, что они осознаю т, сколь недостойно себя вели... Пргзцда, весьма слабая. "Во время урока труда тру довик (...) ударил меня дере вянным бруском по шее, потом на шее осталась красная поло са. Трудовик меня много раз бил. В общ ем , издевался над нами по-страшному, как хо тел." "Я (...) сидел на гфыльце и держал в руке неприкуренную сигарету. Из дверей школы вы шел трудовик и схватил меня на шиворот. Он потапщл меня в кабинет к директору, избивая на ходу. Затем он затолкнул меня в кабинет и избивал, при этом кричал: "Мразь! Я тебя размажу по стенке!" "Во время урока труда — я считаю, что не за что, — в меня учитель (...) запустил напиль ник. Если бы я не убрал голо ву, то у меня была бы череп но-мозговая травма". "Когда мы учились в 6 "б" классе, произошел такой слу чай. Ученик ( . . . ) приш ел в школу без см енки . Учитель русского языка и литературы (...) хотела заставить его разуть ся и ходить по классу в носках. Но он не стал разуваться. Учи тельница опшцила его к доске, он сопротивлялся, она повали ла его и стала снимать с него ботинки. Она валяла его по по лу, трепала за волосы, била. Он вьгрвался, заплакал и убежал с урока. Затем она выкинула его портфель". "Учился я в 8-м классе. Иг рал на перемене. Ну, (...) что- то не понравилось. Взяла меня за волосы и два раза ударила головой об стенку. Синяк был". "Мы ставим вопрос о том, чтобы лишили классного руко водства, а следовательно, и ве дения предметов — русский язык и литература ( ...) . Мы ус тали от постоянного унижения, от упреков, нам надоело выслу шивать ее тирады. Читает чу жие загшски, были случаи йз- биения учеников, оскорбляет других учителей в нашем при сутствии, сравнивает нас со свиньями". "Я ( ...) подтвераэдаю, что два года назад мою дочь (...) учительница русского языка (:..) за то, что она не отошла от открытого окна, обозвала мразью. С дочерью в это время стояла (...). Дети это помнят до сих пор . На уроке русского языка за то, что дочь присло нила ручку к губе, ударила ее ладонью по щеке. Я считаю, что эта учительница ненавидит детей и ей не место в школе. Да, чужой ребенок, и, действи тельно, не выдерживают нервы. Уйди, освободи место учителю, у которого даже не возникнет мысли, что перед ним стоит "мразь". Цитирование этих свиде тельств можно продолжать. Но и сказанного, думается, доста точно. Отмечу лишь, что про исходит это не среди искале ченных нравственно людей, не в бурсе с ее непременными тычками, подзатыльниками и "вселенской смазью". Однако этих позорных фактов директор, школы А. Асютина не призна ет. Хотя именно к ней обраща лись учащиеся с требованием лишить классного рзгководства и ведения предметов ту самую )щггельницу русского языка и литературы. Причем •это был уже второй случай, когда сами дети настаивали на таком ре шении. Сочувствую Алле Анатоль евне: в трудном положении она оказалась — надо как-то реаги ровать, а как? Всерьез наказы вать "своего" человека? Выход был найден. Директор во вто рой раз опщхнулась от детей, как от докучливых мух. А глав ное, педколлективу был препог дан йаглядный урок, как, в конце концов, важно дружить с администрацией: "своим" она простит все. И ученикам на глядно продемонстрировали: прав тот, у кого больше прав. А потому лучше помалкивать. Более Того: прошло совсем не много времени, и упомянутая учительница становится... заву чем школы. Учли ее заслуги по внедрению столь специфичных "педагогических" приемов? А возможно, сделано это было в пику детям и "оппозиции", ко торая отнюдь не выражала во сторгов по поводу ее воспита тельных талантов? Ну тогда д е ло за малым. — аттестовать ее по высшей - 1 4 -й учительской категории. И будет на кого рав няться... Как ни в чем не бывало продолжает работать и "трудо вик", умудрившийся сеять "ра зумное, доброе, вечное" с по мощ ью напильник а . Ц енят здесь "новаторов"... Весьма решительно настро ена и первый заместитель на чальника УНО В. Григорьева. Нет, не по отношению к тем, кто обижал детей, унижал их достоинство, а к журналисту. Надо было слышать, как строго и принципиально она выгова ривала мне: да как вообще я смею писать об этом?! Понять Григорьеву нетрудно. Вот если бы этот напильник просвистел (упаси Бог, конечно!) над голо вой ее дочери, то тогда Вален тина Александровна всполоши лась бы и приняла меры. О чу- жих-то детях чего беспокоить ся? Нет у Валентины Алексан дровны резона ссориться со ш кольной адм инистрацией . Ведь она сама преподает в этой школе уроки физики. Волей- неволей приходится вьщавать порок за добродетель и многого просто не замечать. Естественно, что люди из школы уходят. Уходят хорошие учителя, которых искренне ува жают и любят дети. В январе, например, ее стены покинули Л. Евдокимова и Л. Кролев- ская . Причина одна — нет больше сил мириться с проис ходящим. Благосклонно восп ринимаются в школе, пожалуй, лишь дифирамбы по адресу ад министрации и лично Асюти- ной. А сказал слово против или позволил себе усомниться в правильности их действий — жди неприятностей . Найдут возможность продемонстриро вать свою власть, унизить, уще мить. Так, в полной мере все прелести асютинской "педаго гики" испытала на себе одна из старейших учителей Н. Дреми- на, рискнувшая наряду с дру гими "оппозиционерами" по ставить свою подпись под заяв лением на имя заместителя гла вы администрации области В. Кисенко, где сообщалось о тво рящихся в школе безобразиях — ее моментально исключили из членов профкома. За что? А, в частности, за то, что "создает в коллективе нездоровую кон фликтную обстановку". Видите, как все просто. Бьют детей од ни, а "нездоровую обстановку" создают другие. А чуть раньше приказом Асютиной у Дреминой сняли полставки кружковрй работы. И за что бы, вы думали? За "ненадлежащ ее выполнение" обязанностей. Обком профсою за работников народного обра зования и науки не согласился с таким решением и предложил отм енить ег о . А сю тина и бровью не повела. Оно и по нятно: ведь Дремина не трудо вик, которым Асютина доволь на. Уж он-то свои обязанности исполняет "надлежаще". Нина А лександровна, не отличающаяся крепким здо ровьем , не выдержала столь мощного прессинга и слегла в больницу. Работает в 68-й школе учи телем музыки Л. Лопатина — человек с собственной пози цией и собственными взгляда ми на педагогику, которы е, мягко говоря, не совпадают со взглядами администрации. И вот, позвонила ей мать: срочно приезжай, умирает отец. Лопа- тина метнулась к Асютиной — отпроситься с работы. Асюти на... не отпустила. Что остава лось делать? Лариса Ивановна обратилась в ВКК, надеясь, что врачебная комиссия поможет ей как-то решить неожиданно возникшую проблему. В комис сии подивили сь школьным нравам, но содействие обеща ли. Но помощь не потребова лась, встретиться с умирающим отцом Лопатина не успела... Не знаю, как вам, а мне не по себе становится лишь при одной мысли, что такое пещ ерное бессердечие продемонстриро вал не кто иной, как руководи тель педколлектива. А теперь обратимся к упо мянутому заявлению группы учителей 68-й школы на имя В. Кисенко. Была создана комис сия, работу которой курировала сама Валентина Петровна. Вер нее было бы сказать, не она, а Асютина — через нее. Слиш ком уж схожи подходы. Неугод ные мерились идеальным ар шином, а он , как правило, к люддм не приложим: аршин идеальный, а люди — они вся кие. Они, бывает, и ростом не вышли, и духом несовершенны. Но что самое-то интересное, для неугодных — идеальный аршин, а для администрации школы — сдвижной, с большой степенью моральных "допу сков". Разумеется, что при та ком подходе мастера *дглачной "педагогики" как бы отодвину лись на второй план, а на пер вый вышли написавшие заявле ние. Им любое лыко ставилось в строку. И выводы комиссии' в конце концов далеко разо шлись с реальными фактами, которые я уже изложил. Да и могло ли быть иначе, если в комиссии, например, оказалась заведующая отделом народного образования администрации Октябрьского района Г. Мок- шанцева, в подчинении кото рого и находилась 68-я школа! Как вы думаете, была ли заин тересована Галина Дмитриевна в выяснении истины, коли в том , что происходило и что происходит в этом учебном за ведении, есть и ее доля вины? Комиссия попыталась сделать вид, что случай насилия над детьми — дела давно минувших дней. К тому же дети — вот ведь какие неразумные — не догадались сразу обратиться к врачам за медицинскими за ключениями. Даже родителей порой робели ставить в извест ность. Похоже, что ни одному из уважаемых членов комиссии не приш ла в голову простая мысль: учитель, хоть однажды поднявш ий руку на своего подоп ечного , автоматически лишается права быть воспита телем. И спорить тут, по-мое му, не о чем. Много от лука вого и в разговорах о "сроках давности". Если ребенка били в пропшом году — это как, давно или недавно? Другое дело, что из-за шу ма, поднявшегося вокруг шко лы, нервные ее педагоги были вынуждены несколько поуме рить свой темперамент. Не уве рен, однако, что, когда коллег, не согласных с подобными ме тодами воспитания, удастся вы- ■ пихнуть за ворога (к чему сей час предпринимается. немало усилий) и шум поутихнет, чему немало поспособствует благо получная справка комиссии, кулачные бойцы будут оста ваться столь же сдержанными и не прибегнут к излюбленным приемам. Ведь одернуть их бу дет некому, крутом "свои". И вот тогда-то уж, уважае мые члены проверяющих ко миссий , вам придется разде лить вину с Асютиной. И не только за синяки и оскорбле ния, нанесенные детям доморо щенными Макаренко, но и за искалеченные души, изуродо ванную психику детей. К ваше му сведению, была в этой шко ле попытка самоубийства, ког да ребенка еле удалось спасти. Было и самоуб 1 Йство учащего ся. А заодно придется разде лить вину и за судьбу учителей, за судьбу того самого большин ства, вынужденного приспосаб ливаться к царяпщм в школе нравам, за тех, у кого не хва тает Духу сказать начальству правду в глаза. Ведь они про- сто-нагфосто теряют себя и как люди, и как педагоги. * * * . . . С иж у, перелисты ваю блокнот, прослушиваю дикто- фонные записи. Нет возможно сти сказать обо всем даже в этой объемной публикации. Остаются за кадром многие горькие и вопиющие истории. Но и сказанного, думается, до статочно, чтобы сделать выво ды. И учителям 68-й школы, и городским, и областным руко водителям наших образователь ных учреждений. Пока не поз дно... № 86 (650) ПЛАТИ И ЖИВИ Как эго ни прискорбно, но столь милый нашему сердцу принцип бесплатного получения жилья, видимо, приказал долго жить. Нынче многое решает "деревянный". Например, в про шлом году из 330 сданных квартир 15 так называемых долевиков получили вне очереди. Заплатили из своего кармана и тут же стали новоселами. В этом году местное СП-8 АО "Промстрой" планирус'г сдать в эксплуатацию четыре дома на 255 квартир. Часть жилья в них будет продана состоятельным данковчанаМ. Однако, как сооб щили в районной администрации, количество желающих неве лико. Даже информация в районной газете на сей счет "доле виков" не прибавила. Вот и получается: или народ не читает газеты, или со сбережениями у него туговато... ИЗ ТОРГОВЛИ и з ъ я т ы После такого грозного распоряжения районного отдела по защите прав потребителей в данковском универсаме N° 2 с ре ализации снято 127 двухсотграммовых банок кофе по цене че тыре тысячи рублей каждая. Судя по этикетке, — продукт бразильский, а в сертификате указано, что он доставлен из Канады. Знающие же толк в кофе данковчане решительно настаивают на том, что продукт при везли скорее из каких-нибудь "Васюков". Этот спор в состоянии разрешить только, Липецкий цешр стандартизации и метрологии. Но так как до него далековато, то покупки в Данкове надо делать с оглядкой. ОТ ДИВИДЕНДОВ ОТКАЗАЛИСЬ -На отчетном собрании акционеров АО "Силан" большшют- вом голосов было отвергнуто предложение о распределс 1 Еии ди видендов за минувший год. Победила другая точка зрения: за- .резервированные 80 миллионов рублей использовать 1 га нужды предприятия, в том числе и на завершение строительства 98- квартирного жилого дома. Что же касается дивидендов, то ак ционерам придется подождать до лучших времен, когда пред приятие несколько оправится от финансового кризиса. А. МЕРЛЕВ. Александр СУТОРМИ1Е МЕТАЛЛУРГ" СТАЛ ЛИДЕРОМ Очередной матч чемпионата России по футболу липецкий "Металлург" провел на выезде с клубом "Венец" (Гулькевичи) и победил - - 3:0. Набрав 12 очков, наши спортсмены возгла вили турнирную таблицу в западной зоне, опережая на очко воронежский "Факел", который потерпел поражение в Крас нодаре от местной "Кубани" — 0:1. Остальные матчи седьмого тура закончились так: "Вымпел" (Рыбинск) — "Локомотив" (Санкт-Петербург) — 0:0, "Орехово" (Орехово-Зуево) — "Колос" (Краснодар) — 0:1, "Текстильщик" (Иваново) — "Спартак" (Анапа) — 3:1, "Трион-Волга" (Тверь) — "Салют" (Белгород) — 0:0, "Авангард" (Коломна) — "Тор педо" (Таганрог) — 1:1, "Динамо" (Махачкала) — "Кавказка бель" (Прохладный) — 2:0, "Сгиртак" (Нальчик) — "Анжи" (Махачкала) — 2:0. ■ Встречи "Динамо" (Вологда) — "Эрзи" (Петрозаводск) и "Терек" (Грозный) — "Иристон" (Владикавказ) не состоялись. Ю. КОРИН. ДЕБЮТАНТ ГОТОВИТСЯ к I'* ( <1ГИ' -»\Л Г> лпЛ^Т^Л,ОIV-ОV» 1* к СЕЗОНУ Чемпионы области липецкие динамовцы в этом сезоне вы ступят в первенстве России среди коллективов физкультуры. Наши футболисты в Анапе провели учебно-тренировочшлй сбор и успешно сыграли в турнире, который проходил на ме стном стадионе. Они с одинаковым результатом — 1:0 — обыг рали "Локомотив" (г. Лиски Воронежской области), моршан- ский "Строитель" и "Оку" из 1 юдмосков 1 гого юрода Ступино. Победив команду третьей лиги "Уралап-2'? (Элиста) со счс том 3:1, липчане заняли первое место. Затем-динамовцы про вели две контрош.шле встречи и выиграли у "Строителя" (Тула) — 3:2 и "Сибирь" (Курган) — 1:0. В последнем матче гол с пенальти забил В. Медведев. Ю. ПРОКОФЬЕВ. ТРАДИЦИОННАЯ ЭСТАФЕТА СТУДЕНТОВ Традиционную, восемнадцатую, легкоатлетическую эстафе ту по улицам Липецка провели студенты политехнического ин ститута. На старт оспаривать награды зыпшо рекордное число команд — 46. Первый этап быстрее всех пробежал Александр Полушкин из команды выпускников института'. 'Однако шг финише быв шие студенты оказались только шестыми. " Обладателями первого приза стали студенты физико-техно логического факультета. Второй финишировала команда метал лургического, а третьими были студенты факультета автомати зации и информатики. Поощрительные призы за первые места вручены: первокур сникам факультета автоматизации производства, студентам вто рого и четвертого курсов физико-Техйологического факультета и спортсменам третьего курса факультета автоматизации и ин форматики. Большой группе студентов вручены тгаграды за лучшие ре зультаты на этапах эстафеты и многократное участие в них. Л. ИВАНОВ. На снимках: команда-победителышвд; па щстанции. Фото М. КОРОЛЕВА. ,г , «< *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz