Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

выпуск пятый л,- мини-энциклопедия 15 апреля 1994 г. № 7 2 - 7 3 (6 3 6 - 6 3 7 ) Мороженое? Нет ничего проще! I |(>ежде всего нальем в кастрюльку и поставим на огонь ХХодин литр молока. С{№у же положим в молоко 100 г сливочного масла. Пока молою закипает, приготов 1 Шостальное. Влитровую банку всьшем 2 стакана сахарного песка и 1 чайную ложку крахмала. Разметаем. Добавим 5 желтков. Размешаем и разотрем ложкой в одаородную массу. Теперь добавим в банку немного молока из кастрюльки, закроем банку краткой и взболтаем так, чтобы содержимое превратилось в подвившую, густоты жидкой сметаны массу. Обычно на это как раз уходит время, необходимое для закипания молока. Вольем эту массу в кипящее молоко и, непрерывно помешивая, дождемся вторичного закипания содервсимого кастрюльки. Дело в том, что если не помешивать, то содервсимое почти на­ верняка свернется в сладкий творог. Это раз. Бывает, что свора­ чивается даже вопреки самому энергичному перемешиванию. Это означает, что молоко очень долго добиралось от фермы до вашей плиты. Вели вы подозреваете, что это так, то на всякий случай перед тем, как ставить его на огонь, бросьте в молокоще­ потку тпъевой соды. Это два. Той же цели, кстати, то есть что­ бы не дать свернуться, служит и ложка крахмала, которую мы добавили к сахару. Очень неплохо добавить в закипевшее моло- ■ ко щепотку корицы, ванилина или чайную лохску цедры - рас­ тертой корочки лимона или апельсина. Это уже для улучшения вкуса мороженого. Можно бросить горстку изюма. Но уж если под рукой ничего подходящего не оказалось, прибегнем к почти забытому ныне приему кондитеров; расплавим в ложке самр до светло-коричневого цвета и окунем ложку в молоко. Закипевшую смесь снимаем с огня и ставим кастрюльку а хо­ лодную воду - в тазик или в большую кастрюлю, - налив водыдо уровня смеси в кастрюльке. Будем мешать смесь, пока она не ос­ тынет до температуры умеренно горячего чая, после чего оста­ вим ее охлаждаться дальше, а сами займемся подготовкой холо­ дильника; освободим место в морозилке, повернем регулятор на максимальный холод. После почти полного промерзания смесидостанем пакет и во­ жмем в него сок из одноголимона или вольем немного лимонной кислоты (1/4 чайной ложки кислоты, растворенной в столовой ложке воды). Затем возьмем полотенце, полЪжим в него пакет, закрытый прищепкой так, чтобы в пакете оставался воздух, и хорошенько разомнем содержимое в однородную, без комков, массу, объем которой при этом немного возрастает за счет насы­ щения массы воздухом. Салаты Салат из моркови с крапивой и чесноком 5 штук моркови, 4 ст. ложки рубленых листьев крапивы, 4 дольки чеснока, 1 ст. ложкарубленых ядер грецких орехов, 4 ст. лояиси соуса или майонеза, 1 ст. лохски мешео нарезанного зеле­ ноголука, 1ст, ложка лимонного сока, соль по вкусу. Сыруюморковь натрите на кругшой терке, смешайте с рубле­ нымилистьями крапивы, чесноком, грецкими орехами, дствые лимонный сок, соль. Полейте соусом или майонезом, посьшые зеленымлуком. Салат ИЗ свекрльных листьев 2(Х) г молодых свекольных листьев, 2 луковицы, 3 ст. ложки майонеза, 2 ст. лохски растительного масла, соль по вкусу. Отделите от черешков свекольные листья, промойте, обсуши­ те и нарехсьте соломкой. Черешки порубите, проварите 2-3 ми­ нуты и охладите. Листья посолите, слегка помните и дайте по­ стоять в прохладном месте 15-20 минут, после чего смешайте с черешхагш, посыпьте'мелко рубленным репчатым луком и пол­ ейте смесьюмайонеза с растительным маслом. Салат из крапивы и подорожника 200 г 1 ШПИВЫ, 20 листьев подорожника, 1 луковица, 2 ст. лохски рубленой зелени петругшеи или укропа, 4 ст. ложки рас­ тительного масла, 2 яйца, 2 ст. ложки 9%-ного уксуса. Переберите и промойте молодую крапиву. Подорохеник, про­ мыв, на 15-20 минут замочите в соленой воде (1 ч. ложка соли на 1 л воды), затем мелко порубите. Сваренные вкрутую яйца порубите, смешайте с крагшвой, подорохеником, р}^еным ре­ пчатым луком. Салат заправьте растительным маслом и уксу­ сом, посыпьте зеленьюпетрушки. Зеленый пук с орехами 200 г зеленого лука, 10 грецких орехов, 2 ст. ложки майонеза, 2 ст. лохски растительного масла. Мелко нарезанный зеленый лук смешайте с измельченными грегцеими орехами и заправьте майонезом, смешанным с расти­ тельныммаслом. Салат из свежих огурцов с цветками одуванчика 5 огурцов, 2 луковицы, 4 ст. ложки соуса или майонеза, 2 ст. ,лохскижелтых цветков одуванчика, соль и перец по вкусу. Огурцы и лук нарежьте соломкой, посолите и поперчите, по­ лейте соусом или майонезом, посыпьте желтыми лепестками цветков одуванчика. Салат из свежих огураюв с подорожником 5 огурцов, 20 листьев подорожника, 1 этковица, 1 яйцо, 4 ст. ложки соуса или майонеза, 2 ст. ложки рубленого укропа, соль и перец по вкусу. Вымытые молодые листья подорожника сначала полохеите в подсоленную воду (1 ч. ложка соли на 1л воды), затем откиньте на дуршлаг и порубите, смешайте с огурцами, нарезанными со­ ломкой, добавьте рубленый репчатый лук и вареное яйцо, посо­ лите, поперчите, полейте соусом или майонезом, посыпьте руб­ леным укропом. Сапат из свежих огурцов с гречневой кашёй 5 свежих огурцов, 4 ст. ложки гречневой каши, 4 зубка чесно­ ка, 1луковица, 4 ст. ложки соуса или майонеза, 2 ст. ложки руб­ леной зелени сельдерея, соль и перец по вкусу. Нарежьте соломкой свежие огурцы, смешайте их с рассыпча­ той гртчневой кашей, добавьте рубленые чеснок и лук, посолите, поперчите, полейте соусом или майонезом, посыпьте рубленой зеленьюсельдерея. / ' Соусы ДЛЯ приправы Майонез с ревенем. 4 ст. ложки майонеза, 4 ст. ложки пюре из ревеня, I ч. ложка рубленого укропа. Ревень мелко порубите, протрите, смешайте с укропом и май­ онезоми взбейте воднородна массу. Майонез с огурцсши и цветкамиодуванчикси 4 ст. ложки майонеза, 1ст. ложка цветков одуванчика, 1 свежий огу­ рец. Желтые цветки одуванчика отделите от цветоножки, тща­ тельно промойте и об^шите. Натрите на крупной терке свежий огурец, смешайте его с цветками, майонезом и взбе^е. Объект - квартира. Вид работ- малярные Готовим инструмент. Кисти - это первое и главное в малярном деле. Они бывают раз^ ных размеров и названий (см. рисунок). 1. МАХОВЫЕ - большие, пушйстые, длиной до 180 мм. При сгибании они должны немедленно принимать прежнюю форму. Лучшие - из натуральной щетины. Красят грубо, с полосами. 2. ФЛЕЙЦЫ - плоские кисти шириной от 25до 100мм. Ихдела­ ют из щетины высокого качества. Применяются для окончательного сглаживания только что обработанной другими кистями поверхно­ сти. Но флейцыможно применять и простодля окрашивания. 3. ПОВЕЛОЧНЫЕ - похохги на флейгця, но толще - 45-65 мм, и шире - до 200мм, и волосдлиннее - до 100мм. 'Удобнеемаховых, так как чище красят. После них можнодажене проходитьфлейцем. 4. МАКЛОВИЦЫ - еще толще и шире, чем побелочные. Быва­ ют и круглой формы. 5. РУЧНИКИ - кисти небольшого размера с короткой ручкой, круглые. Щетину крепят к ручке различными способами. Делают ручники с пустым пространством внутри волоса, щетина тогда больше пружинит, а в пространство набирается больше краски. Красят ими необширные поверхности. 6. ФИЛЕНЧАТЫЕ КИСТИ - мелкие, из жесткой щетины. Ими можно проводить узкие полосы, которые называются филенками. Позволяюттакже добратьсядо мест, недоступных ручникам. Новые кисти не тотчас готовы к работе. Их предварительно нужно опустить часа на два в воду. Волос или щетина размягчают­ ся, набухают и не выпадают из оправы. .Однако если оправа дере­ вянная, то замачивать кисти в воде не следует, поскольку дерево тоже разбухает и становится не в состоянии держать крепко волос. Чтобы КИСТЬ меньше изнашивалась, нужно придерживаться несложных правил. При окраске ее нужно время от ^м ен и поворачивать. Не следует чрезмерно нажимать на кисть. Если делаете перерыв в работе, то кисть окуните в керо­ син, скипидар или держите в краске, олифе, но так, чтобы она не касалась дна,- подвесьте ее, к примеру, на провологсе. Кончили работу - не ленитесь сразу же помыть кисти в бензине, скипидаре, а затем вмыльной воде. Особое внимание флейца'м и торцовкам. Хранить кисти лучше всего в подвешенномсостоянии, скажем, на растянутой пружине. Клеевые краскилегко смыть с кистей теплой или горячей водой. Используют прималярных работах и валики. Они намного произ­ водительнее, ноповерхность, которуюони после себя оставляют, да­ лека от того, чтобы назвать ее гладкой. Поэтому они годятся лишь длягрубойокраски. Изготавливают валики из меха или поролона. Понадобятся для малярных работ и шпатели, .с помощью кото­ рых наносят и |мзравиивают шпаклевку. Идеальные шпатели де­ лают из упругой стали. Лезвие ихлолжно быть отшлифовано до зеркальногоблеска. Ширина от 30 до 100мм. Шпаклевание - занятие для терпеливых. Но операция нужная! Гладкая поверхность перга окраской - за­ лог .высокого качества окончательной отделки. Работа шпателем мало ко14у известна из неспециалистов, поэтому расскажёмо-ней под|юбно. Шпаклевку кладут в посудину и предохраняют от высы­ хания влажной тряпицей. В правую руку берут шпатель, набира­ ют. на него немного шпаклевки и кладут ее уверенными мазками на поверхность. Затем, нажимая на шпатель левой рукой, разрав­ нивают шпаклевку уверенными вертикальными или горизонталь­ ными движениями. (1лоЙстараются делать как можно тоньше, что считается показателем высокого качества. Качество будет еще вы­ ше, если после шпаклевания по помрхности пройтись шкуркой. Снова прошпаклевать. И вновь - шкуркой. • Надо ли учить шлифовать? Напомйим, как это делается; шкур­ ку наворачивают на деревянный брусок - удобно! - и трут ею кру­ говыми движениями. Шлифуют как в сухом, так и в мокром виде. Сухая идет по клеевой шпаклевке, мокрая - по масляным или ла­ ковым, Мокрая выше качеством, поскольку шпаклевка растирает­ ся и заполняет неровности. Пределов улучшения поверхности, видимо, нет. Вот и грунтовка является ступенькой лестницы, ведущей к идеалу. Ее наносят в один-два-три слоя. От качества ее растушевки зависит качество отделки, А вообще это может быть и обыкновенная олифа. Нано- сятее также, как и краску, кистью. Небрежность - недопустима! Как краси'Гь? При каждом опускании кисти в краску ее нужно, пусть немно­ го, Но взболтать, тогда тон краски будет однородный. Излишки краски отожмите о край банки. Когда красите, кисть желательно водить перпендикулярно, делая длинные полосы-штрихи. Потом их тщательно растушевывают. При окраске потолков краска стекает по ручке кисти, а потомпо руке. Чтобы ее остановить, наденьте на ручку половинку Теннис­ ногомяча (см. рис.) ' Штрихи следует наносить крест-накресТ. Это сглаживает следы краски.' ■' Маховымикистями лучшеокрашивать прост(Д)ныеповерхности. Очень хорошими помощниками в.окрашивании клеевыми и во­ доэмульсионными красками может стать пылесос, оснащенный специальной насадкой. Особенно он удобен при окраске потолков. Необходимо только помнить, что кржека должна быть без сгустков, комков, поэтому ее лучше процедить через сито или марлю. Пуль­ веризатор держат на одинаковом расстоянии от поверхности, что­ бы краска равномерно ложилась на нее. Необходимо следить, что­ бы на стену не попал избыток краски, тогда возможны подтеки. На этот случай необходимодержать наготове кисть. Флейцем выравнивают свежую краску, делают поверхность гладкой и тугой. А работают им так; в одну руку берут флейц, а в другую тряпку. Кистью проводят по поверхности; как только на ней соберется достаточно краски, ее отжимают в тряпочку. Берем в руки валик. Но помним при этом,что он вбирает в себя много краски. Ее избы­ ток нужно отжать о сетку. Валиком проводят полосы, прокатьшая его раз за разом по одному и тому же месту. Валигюм трудно до­ браться до углов, почти невозможно красить им плиг^сы и другие неровные поверхности, следовательно, не забываеми про кисть. ' Последовательность отделки краской помещения выбираем та­ кую. Сначала грунтуем и красим потолки. После этого те же рабо­ ты проводим на стенах. Затем на очереди оконные переплеты, две­ ри, плинтусы. Последними красят полы. Если при ремонте предстоят обойные работы, то план составим такой. Грунтуем и окрашиваем потолок. После него красим окна, двери, плинтусы, полы. Даем всему высохнуть и беремся за обои. Клейстер ведь легко отмыть с окрашенной поверхности, тогда как испачканные краской обои нужно менять. Оконные переплеты красят ручником, вуглах - филеночной ки­ стью. Стекла лучше прикрыть картонными щитками или заклеить с краев полосками бумаги. Если краска все-таки попала на стекло, соскоблим ее ножом или стамеской. Домашнюю энциклопедию хотите? Разрежьте и переплетите! 1000 + 1 СЕКРЕТ П рибивая доску, гвозди загоняйте под некоторым углом к вертикали и в разные стороны, тогда крепление будет особенно надежным. М еталлическая пробка от бутылки с минеральной водой может заменить сверло для выполнения отверстий диаметром около 20 мм в достаточно мягком материале (древесностружечной плите, листе сухой штукатурки и т. п.). Пробейте отверстие в центре пробки, проденьте шпильку с резьбой, закрепите сверху и снизу двумя плоскими (айками, а другой конец шпильки вставьте в патрондрели. П ри разметке изделия можно наносить параллельные линии с помощью плотничного угольника, на котором намечают рядделений, сверлят по ним отверстия, вставляют карандаш или чертилку и, перемещая угольник, проводят параллельные линии. И зготовить деревянный стержень (нагель) круглого сечения можно без токарного станка. Возьмите металлическую пластину, просверлите отверстие требуемого диаметра 'и, положив ее на губки тисков, прогоните молотком через отверстие слегка заостренную заготовку. Ш урупы и гвозди, натертые мылом или смазанные растительным маслом, легко войдут и в самуютвердую"древесину. С тарый шуруп легко вывернуть из древесины, если нагреть его, прижав к шляпке жало электрического паяльника. Ш л- 1 ИПЫ для соединений егко выпилить ножовкой по металлу сдвумя полотнами, которые устанавливают с заданным зазором. Ч тобы получить отверстие большого диаметра в тонком листовом металле, пробейте его сначала гвоздем или бородком, а потом расширьте отверстие до требуемого размера конической разверткой. Е сли под перевернутое прохудившееся ведро поместить электрическую лампочку, то лучи света покажут места, которые необходимо запаять. К огда, нужно сделать много одинаковых отверстий строго под прямым углом, можно использовать кубик из твердой древесины, в котором с большой точностью высверлено эталонное отверстие. Надетый на сверло кубик послужит одновременно'и ограничителем глубины сверления. К руглое отверстие в стекле или кафельной облицовочной плитке можно сделать при помощи трехгранного напильника, вставленного в патрон ручной дрели, конец которого остро заточен в виде призмы. На место сверления наносят каплюскипидара. Д ругой способ получения отверстий в стекле. На очищенное бензином.или ацетоном от грязи и жира место насыпьте мокрый мелкий песок и остро заточенной палочкой сделайте в нем воронку, диаметр дна которой должен быть равен диаметру будущего отверстия. В заготовленную таким образом форму вьшейте расплавленный припой. Через пару минут счистите щеткой песок и извлеките застывший припой. В стекле образуется ровное сквозное отверстие. П окрывая крышу мягкой к ч р тобы не пораниться при заточке зубьев пилы, наденьте на конец напильника отрезок шланга. взрезанный вдоль и надетый на полотно пилы резиновый шланг послужит для нее хорошим защитным чехлом. О трезав дугообразную часть каркаса старой раскладушки и сделав на ее концах пропилы для полотна и отверстия под болты, выполучите удобный станок для лучковой пилы. Н ожи, стамески и другой режущий инструмент легче и быстрее заточить, погрузив на полчаса их лезвия в слабый раствор поваренной соли. Д еревянные ру"'ятки инструмента придутся вам, что называется, по руке, если Их обработать наждачной бумагой и слегка обжечь на огне. О бычную канцелярскую резинку (ластик), вырезанную по кругу и закрепленную на шпильке, которая вставлена в патрон дрели, можно использовать для полировки небольших изделий. М елкие шайбы и втулки удобнее рассверливать, если _ аккуратно закрепить их в патроне дрели, а сверло зажать в тисках. кровлей, кртя полотнищ, уложенных ' параллельно коньку крыши, прибивают гвоздями. Наложив следующее полотнище внахлест, прогрейте шов электрическим утюгом (если, конечно, у вас дома найдется старый утюг, который не жалко запачкать). Битумная пропитка верхнего и нижнего слоев расплавится и скрепит шов, одновременно залив отверстия около гвоздей. И згородь из металлических прутьев или сетки лучше окрашивать вдвоем - сразу с' обеих сторон. Тогда не останутся непрокрашенные места и не будет подтеков краски. К исть с засохшей краской отмочите в растворителе. Если это не помогло, очистите (расчешите) ее при помощи металлической щетки. П ри покраске небольшой поверхности восполг^уйтесь кусочком поршюна, зажатого в" изготовленную из жести скобу. Этим же приспособлением удобно наносить надписи через заранее приготовленный трафарет. К раску вбанке можно размешать отрезком твердой проволоки диаметром 3-5 мм, один конец которой в виде треугольной петли, а другой закреплен в патроне дрели. Банку закройте картонным кружком, сделав в нем небольшое отверстие для проволоки. X БАНЯ ПАРИТ, БАНЯ ПРАВИТ... Русская баня с ее пряным духом, целебным паром, березовым или дубовым с давних пор пользовалась заслуженной доброй славой, служила своеобразным средством закаливания организма, естественным "лекарством" от всякого рода хворей. На Руси баня издревле использовалась для борьбы со всякого рода недугами. В баню шли здоровые, чтобы не заболеть; туда вели больных, чтобы прогнать ломоту из костей и выбить хворь. И встречая идущего из бани знакомого, непременно приветствовали: "С легким паром.'" Каковы же целительные свойства столь популярного источника здоровья, радости, бодрости духа? Е^аня - испытанное гигиеническое средстводля поддержания ■“ ЧИСТОТЫтела. Во время нахождения в пДрильне, мытья и массажа лучше функционируют сальные и потовые железы, усиливаются кровоснабжение и обменные процессы. Сама же кожа очищается от жира, пота, пыли, становится гладкой, эластичной. Показательно, что при правильном пользовании парной баней человек теряет до 2.кгмассы"Тела! Одно из главных достоинств щедрого жара состоит.в том, что он улучшает, стимулирует и тонизирует деятельность всего организ­ ма, благотворно "воздействует на сердечно-сосудистую и костно­ мышечнуюсистему, улучшает общее самочувствие. Установлено, например, что в парной бане у человека усиливается кровоток. Вкрови под воздействием банных процедур увеличивается содержание гемоглобина, число лейкоцитов, а также эритроцитов, снабжающих органы кислородом. Повышается сопротивляемость организма, в том числе болезнетворным микробам. Установлено, что в бане благодаря притоку крови на периферии кожа краснеет, масса тела за счет потери воды уменьшается, тем­ пература тела временно повышается. Подобные изменения для здоровья не опасны. Обычно уже через час деятельность сердеч­ но-сосудистой системы нормализуется. Другая реакция организ­ ма - активизация дыхания. Оно становится чаще и глубже. Вме­ сте с тем установлено; газообмен.в клетках и крови резко снижа­ ется. Это указывает на то, что легкие в бане выполняют главным образомтерморегуляторнуюроль. Чудо-пар положительно воздействует на костно-мышечнуюсистему. Исключительно полезны банные процедуры при растяжении мышц, болях в суставах, радикулите, невритах, миозите, ишиасе и подобных им заболеваниях. В условиях парной бани ускоряются процессы обмена и восста­ новления после физических нагрузок. Через 2 млн. потовых желез из нашего тела удаляются шлаки - продукты распада, а с поверхно­ сти тела - омертвевший верхний слой кожи (эпидермис). Благо­ творноедействиебаня оказывает на почки и эндокринные железьк Целебный жар благотворно влияет на центральную и перифе­ рическую нервную систему, а значит, и на психику человека. Не случайно одна из финских пословиц гласит; "Гнев и: ненависть сгорают в сауне". Нельзя, наконец, не подчеркнуть еще одного важного достоин­ ства бани. Она отлично тренирует терморёгуляторный механизм - следовательно, повышает устойчивость организма к неблагопри­ ятнымфакторам внешней среды. Парная баня обладает прекрасными целебными и закаливающими свойствами. Но добрый банный жар таит и опасность. Так, при очень высоких температурах, когда затруднено дыха­ ние, при долгом пребывании в парном помещении, а также при слишком резком перепаде температур во рту и горле появляется сухость, кожа испытывает жжение. Это - первые тревожные сим­ птомы. Вдеятельности жизненно важных систем организма, ска­ жем, сердца, могут произойти нежелательные изменения. Допу­ скать этого ни в коем случае нельзя. Заповедь простая; баня "па­ рит" и "правит", т.е. дает положительный эффект лишь в том слу­ чае, если при проведении процедур строго придерживаться опре- деленньос гигиенических требований и правил. Всем и каждому, даже тому, кто причисляет себя к абсолютно здоровым людям, настоятельно рекомендуем побывать у врача и посоветоваться относительно допустимых банных нагрузок. Особенно это относится к пожилым людям. Банные процедуры противопоказаны после большой физиче­ ской нагрузки, при сильном утомлении? Реакции организма на высокую температуру у утомленного человека несколько измене­ ны. Вредно также париться поздно.вечером, непосредственно пе­ ред сном, натощак либо наоборот - сразу после обильной еды (в данном случае необходимперерыв в 2-3 ч). Крайне опасен бан­ ный жар после употребления горячительных напитков. Категори­ чески запрещается посещать баню больным с повышенной темпе­ ратурой тела, страдающим острым и некоторыми хроническими заболеваниями; .туберкулезом легких, сердечно-сосудастыми за­ болеваниями, особенно атеросклерозом, онкологическими болез­ нями, нервными расстройствами. От баннь» процедур должен воздержаться и тот, кто имеет заболевания с выраженными орга­ ническими и функциональными изменениями различных внут­ ренних органов, например, печени, почек. ■ '/ . /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz