Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

символы нашей Родины Я к . - 3 \ по вашей просьбе 12 апреля 1994 г. т о т л А м ы Б Ы Л И П Е Р В Ы М И . . . О В Т С З З В в 'Ж ' ^ О ^ Нас подняла в космос авиация, любовно выпесто­ ванная советским народом. Г. ТИТОВ. Гости Липецка часто удив­ ляются обилию "космических" названий в городе: улицы Га- г а р и т и Терешковой, киноте­ атр "Космос", дворец спорта "Звездный", ресторан "Вос­ ход"... Объясняется все просто. Становление центра вновь об­ разованной Липецкой области совпало по времени с началом освоения космического про­ странства. Запуш;енный в СССР 4 октября 1957 года, ис­ кусственный спутник Земли открыл космическую эру чело­ вечества. За ним последовала серия запусков космических аппаратов, в том числе с по­ садкой на Луне и фотографи­ рованием ее обратной сторо­ ны. 12 апреля 1961 года. Впер­ вые в истории человек в кос­ мосе —наш, советский, Юрий Гагарин. Тогда мы искренне гордились нашей наукой и техникой, восхищались муже­ ством первопроходцев космо­ са. Они были подлинными ге­ роями не только нашей стра­ ны. "Помнится, — писал на­ чальник Центра подготовки космонавтов, дважды Герой Советского Союза генерал лейтенант авиации В. ГПата- лов, — в свое время мне до­ велось побывать в Ираке, при­ чем посещали мы почти по­ лудикие провинции, селения в горах и т. д. Так вот, когда пытался объяснить, кто я: кос­ монавт из СССР, из Москвы и т. п., то большинство не по­ нимало, о чем идет речь. Но стоило мне произнести фами­ лию "Гагарин", моментально начиналось ликование. Для Ш 1 Х именно слова "спутник", "Гагарин” стали символами на­ шей родины". Но помимо чисто симво­ лической, у Липецка есть и более конкретная связь с кос­ мосом. Липецкую спецшколу ВВС, находившуюся в районе Сокольского поселка на улице Ушинского, закончили два бу­ дущих космонавта: в 1945-м Владимир Александрович Ша­ талов и в 1947 году Анатолий Васильевич Филипченко. В 1947—48 годах в Липецкой вы­ сшей офицерской авиацион­ ной школе обучался Герой Со­ ветского Союза Георгий Тимо­ феевич Береговой, удостоен­ ный в 1968 году второй Золо­ той Звезды за космический полет. С 1966 по 1980 годы на базе Липецкого Центра боево го применения и переучива­ ния летного состава ВВС но­ вую авиационную технику ос­ ваивали одиннадцать человек из отряда космонавтов, совер­ шавших полет в космос. Первый набор космонав­ тов полностью состоял из во­ енных летчиков. ЬСогда в 1959 году стало очевидным, что следующий шаг в освоении космического пространства — полет человека, встал вопрос: кого посылать? Рассматрива­ лись различные варианты. На­ пример, предполагалось ис­ пользовать подводников, как наиболее подготовленных фи­ зически и психологически к воздействию "ненормальной" среды за бортом корабля. Но слишком неизмеримы были скорости, да и работать они привыкли , в составе экипажа, а первый космический полет человека должен быть одиноч­ ным. Предлагалось послать медиков, которые полнее всех могли описать состояние чело­ веческого организма на орби­ те. В конце концов по насто­ янию Главного конструктора С. Королева выбор пал на лет­ чиков истребительной авиа­ ции. Они наиболее приспособ­ лены к большим перегрузкам и скоростям. Летчик-истреби­ тель находится один в кабине самолета и вынужден в быст- роменяющейся ситуации опе­ ративно принимать самостоя­ тельные решения. Главными критериями отбора были от­ личное здоровье и пролетар­ ское происхождение. К марту 1960 года была подобрана первая группа, ко­ торую стали называть отрядом. В нее вошли П. Беляев, В. Быковский, Б. Волынов, Ю. Гагарин, В. Комаров, П. По­ пович, Г. Титов, Е. Хрунов, Г. Шонин и еще восемь человек из различных авиационных ча­ стей. Подготовка проводилась по специальной программе. В то же время требовалось под­ держивать необходимый уро­ вень их подготовки как летчи­ ков. Именно эта задача и была частично возложена на Липец­ кий Центр. Наиболее продолжитель­ ным и запоминающимся было пребывание в Липецке космо­ навта-2. Первый в мире суточ­ ный космический полет Гер­ ман Степанович Титов совер­ шил на корабле "Восток-2" 6 — 7 августа 1961 года. В Книге рекордов Гиннесса он до сих пор числится как самый моло­ дой космонавт планеты — ему тогда было около 26 лет. По­ сле полета для него наступил, пожалуй, еще более трудный период — испытание славой. Многочисленные официаль­ ные приемы, поездки за ру­ беж, встречи, интервью... Все это уводило от любимого дела: авиации и космоса. Нужно было думать о будущем, о ко. В его кабинете находились Титов в гражданском костюме и инспектор из Москвы. Меня представили и сообщили, что Герман Степанович прибыл к нам на переучивание. Так как был большой перерыв в поле­ тах, была поставлена задача — переучить его на самолет МиГ-21 ПФ и подготовить до ТОовня летчика 1 -го класса. При эггом мне сказали: "Отве­ чаешь абсолютно за все". Спросили, кого поставить пер- боевой подготовке генерал- полковник авиации П. Кирса­ нов и начальник Центра, Ге- рюй Советского Союза гене­ рал-лейтенант авиации В. Луцкий спросили без обиня­ ков: "Все нормально? Это тебе может пахнуть Сибирью!" Я был полностью уверен. Летал Титов хорошо и с большим желанием . После успешного заверше­ ния программы летной подго­ товки в Липецке Титов по- авиационной катастрофе по­ гиб Ю. Гагарин. Трагедии с космонавтами случались и раньше. В 1961 году из-за по­ жара в аддокамере погиб Ва­ лентин Бондаренко. В 1967-м, при возвращении с орбиты "Союза - 1 оборвалась жизнь Владимира Комарова, у аме­ риканцев во время наземных испытаний корабля "Апогшон" заживо сгорели Роджер Чаф- фи, Вирджил Гриссом и Эду­ ард Уайт. Всего же с начала Как и в первый раз, Гер­ ман Степанович полностью отдался любимому делу. Инс­ труктором е !^ вновь назначи­ ли подполковника Габу, кото­ рый к тому времени проходил службу в летно-методическом отделе Центра. Хотя разница в возрасте у них была всего пят­ надцать лет, Титов к Виталию Яковлевичу часто обращался так: "дед", "старик". В знак глубокого уважешиг к его зна- тшям и летному мастерству. К ^а .Ф е*сое Я ВИДЕЛ ГАГАРИНА в ию ле 1 961 года я с семьей улетал на Кубу. Я — гео л о г , и был ком анди ро ­ ван для о казания техниче ­ с к о й п ом ощ и в р а з в е д к е п о л е зны х и с к о п а ем ы х на Острове Свободы. Мой при ­ л е т в Гавану был запл ани ­ рован на 2 6 июля . У ж е в а э р о п о р т у мы у слыш ал и , что с нами должен лететь Юрий Г а гш и н , при глаш ен ­ ный на Кубу на празднова ­ ние революцио1|ного п р а зд ­ ника ( 2 6 - 2 7 июля). Однако он прил етел п о зж е , с п е ц ­ рейсом . По прибы тии в Гавану н а с бы с т р о р а з в е з л и по квартирам , и з а т ем собра ­ ли в Советском посольстве, гд е в холле был установлен телевизор с очень большим э к р а н о м . Т е л е в и з о р был включен, и уж е транслиро ­ вали встречу Га гарина в Га ­ ванском аэропорту . И вот, я вижу на экр ане , п о д ъ е зж а е т о ткры тая ш и ­ карная автомашина . В нее входят Га гарин , Фидель К а ­ стро и Каманин (наставник наших космонавтов , приле ­ т евш и й с Г а гар и ны м ) . По всему ш оссе , от аэропорта до Гаваны, по обе стороны д о р о г и , с то я т кубинцы , в основном простые крестья ­ н е в сол ом ен ны х ш л яп ах с о м б р е р о , м н о г о д е т е й . Все м аш ут ф лаж ками и кри ­ чат: "Вива, Га гарин !” И вдруг — дождь , про ­ ливной тропический дохсдь, сплошной поток теплой во­ д ы , п а д а ю щ и й с н е б а . Юрий Гагарин и Фидель К а ­ стро стояли в открьггой м а ­ ш и н е п од проливным до^< ж д ем , и Га гарин , ка к мне п о ка зал о сь , был доволен . К ам а н и н , с тоявш ий с зад и Га гарина , накинул плащ на е го п л е ч и . Но к о см о н а в т скинул плащ и при этом на ­ хмурился , а Фидель улыб­ нулся. На в тор ой или т р е т и й день после приезда в Со ­ ветском посольстве состоя ­ л а с ь в с т р е ч а с Ю р и е м Ал е ксеевичем . Мы , сове т ­ с ки е специалисты , с члена ­ ми своих сем ей и работни ­ к ам и п о с о л ь с тв а п риш л и туда зар а н е е и ждали е го прибытия . И вот открыва ­ ются всюота посольства, и входит Гагарин . Со своей милой улыбкой он взошел на трибуну , ус ­ тановленную во дворе по ­ сольства, и после приветст ­ вия говорил о том , что "на ­ чинать с автобиографии не стоит , т а к как мою автоби ­ ографию описали т а к , что я меньш е знаю , чем написа ­ но". Д альш е он очень хоро ­ шо рассказал о полете . Гагарин приезжал на Ку ­ бу е щ е р а з , вы ступал на м итин ге в Гаване на площ а ­ ди им . Хо се М ар ти . После то го е го выступления мно ­ ги е кубин цы б р о си л и ку ­ рить, поскольку к этому их призвал сам Гагарин . С. ЧЕРЕПНЕВ, ветеран войны и труда. г. Липецк. ЛИПЕЦК ИОТЕИЕСТВЕИДЛ ВОТ ВАМ И тихоня г в Д е н ь к о с м о н а в т и к и мне вспоминаются прекр ас ­ ные в р ем е н а м о л о д о с т и , ко гд а я р або тал а в с п е ц ­ ш кол е В о ен н о -В о зд уш ны х Сил. Именно отсюда начи­ нали свой путь сначала в авиации , а потом и космо ­ навтике Владимир Алексан ­ дрович Шаталов и Анатолий Васильевич Филипченко . В спецш коле , что распо ­ лагалась на Соколе , на ули­ це Ушинско го , я с 1 9 4 6 го ­ д а преподавала английский язык. Шаталова не застала , он выпустился в 4 5 -м . А вот Толю Ф и л и п ч е н к о помню о ч е н ь х о р о ш о . Э т о был скромны й , приятный юно­ ш а , небольшого роста , ко ­ ренастый . Отличался т ем , что был спокойным . Быва­ л о , вызовешь к д о с ке , он выйдет, пожмет плечами и отвечает б е з запин ки . Учил­ ся хорошо и с большим ж е ­ ланием . П о с л е о б е д а в- ш ко л е была самоподготовка — го ­ товили уро ки на сл ед ую ­ щий день . На ней присутст­ вовали п р е п о д а в а т е л и . И Толя был одним и з самых любознательных, во время с а м о п о д г о т о в к и з а д а в а л мно го самы х р а з н о о б р а з ­ ных вопросов. Как и боль­ шинство р ебят , он с удо ­ в о л ь с т в и е м з а н и м а л с я спортом . Выпускники спецшколы , кроме знаний , получали и хор ош ую ф и зи ч е с кую з а ­ калку . Не случайно в город - *^ваниях они чащ е дру гих з а ­ воевывали призовые м еста . . . . После ужина в ш коле велась кр уж ковая р або та . Помню , Ф илипчен ко з ан и ­ мался в хоре . А по суббо­ там и воскресеньям в ш ко ­ ле бьши танцы , на которые наш автобус привозил д е ­ вушек из городских школ и увозил потом обратно . Од ­ нажды в Нижнем парке м е ­ ня кто -то ' дернул з а косу . Обернулась, а незнакомые м о л о ды е р е б я т а го в о р я т мне: "Скажи своим , чтобы не появлялись в го род е " . Т ак что случались и конф­ ликты и з -з а д евчо но к , но это уж е другая история. П о зж е , ко гда мы, рабо ­ тавш ие в спецш коле , у зн а ­ л и , что в ко см о се — наш бывший ученик А. Ф или п ­ ченко , то искренне удивля­ лись: "Вот вам и тихоня ! .." Ш аталов и Филипченко не р а з приезжали в Лип ец к на тр ад и ц и о нны е встречи выпускников и преподава ­ телей спецшколы ВВС, ко ­ торы е п р о ход ил и кажды е пять лет . Э ти встречи вновь возвращали нас , уж е взрос­ лых, в самые лучшие вре­ мена наш ей юности. Виктория КАЗЯВИНА, пенсионерка, г. Липецк. серьезной работе. В то время у многих сложилось преврат­ ное мнение: коли слетал в космос, то летать на самолетах — мелочь! К счастью, Герман Степанович в этом отношении не заблуждался, так как при­ вык относиться к любому делу со всей ответственностью. Благодаря настойчивым просьбам ему, после длитель­ ного перерыва, в 1965 году разрешили полеты на самолете МиГ-17. Весной следующего года Титов прибыл в наш го­ род. Ввиду "высших государст­ венных интересов" его приезд широко не афишировался. В учебном отделе Центра он прошел сначала теоретический курс, а летом —в полном объ­ еме программу летной подго-. товки на самолете МиГ-21. Мартин Григорьевич Аро­ нович, бывший в то время ко­ мандиром эскадрильи, вспо­ минает: "Меня вызвал коман­ дир полка полковник Н. Беж- сональным летчиком инструк­ тором. Не задумываясь, я от-' ветил: "Майора Габу". Виталий Яковлевич Габа был самым опытным летчиком эскад­ рильи. Техником самолета оп­ ределили старшего лейтенанта А. Матисона. Находясь у нас, Титов не носил военную фор­ му. На занятиях и во время полетов на нем был летный комбинезон, в остальное вре­ мя — гражданская одежда. За­ нимался он, как говорится, от и до. Сначала во всем разби­ рался досконально сам, а по­ том отвечал на вопросы инст­ руктора, как правило, с пер­ вого захода. Московские инс­ пекторы, проводившие про­ верки, не имели претензий как к качеству обучения, так и к уровню обучаемого. Особенно мне запомнился первый само­ стоятельный вылет Германа Степановича. Находившиеся на аэродроме заместитель Главнокомандующего ВВС по лучил повое назначение и ему была присвоена квалификация летчика-испытателя. В то вре­ мя разрабатьшался проект ор­ битального самолета —косми­ ческого челнока под условным наименованием "Спираль”. Бьша создана группа, в кото­ рую вошли А. Куклин, Г. Ти­ тов и А. Филипченко. Йо ког­ да дошло до утверждения про­ екта, министр обороны А. Гречко начертал резолюцию: "Эго —фантастика", и тем все закончилось. Американцы фантастику постатали реаль­ ностью, и система "Спейс шаттл" была реализована на практике. Мы же в этой обла- ети утратили приоритет. Более того, начатые десятилетие спу­ стя работы по программе "Энергия" — "Буран" были прекращены из-за сокращения ассигнований... Второй приезд Титова в Липецк связан с трагедией — 27 марта 1968 года в 10.31 в практического освоения кос­ моса погибли у нас десять, и в США — пятнадцать астро­ навтов. Но гибель космонавта- 1 -- случай особый. О нем не перестают вспоминать и пи­ сать до сих пор, согтровождая порой эго различными домыс­ лами. Неопределенность выво­ дов правительственной комис­ сии о причинах авиакатастро­ фы привела к тому, что ос­ тальные советские космонавты престали летать самостоятель­ но на самолетах, хотя офици­ ального запрета и не было. Позже, для поддержания лет­ ной натренированности кос­ монавтов на аэродроме в Чка­ ловской (поселок под Моск­ вой) была создана специаль­ ная эскадрршья на самолетах Л-29. Но для Титова это было неинтересно, и он в 1969 году добился разрешения на поле­ ты в Липецком Нентре по программе боевой подготовки на истребителе МиГ-Н. полетам космонавт готовился наравне с остальными летчи­ ками и не давал повода ни к каким поблажкам. Возможно; определенную роль в этом сыграли первоначальные уро­ ки, полученные в свое время на Липецком аэродроме. Сев в первый раз е Титовым в ка­ бину, Габа, как летчик-инст­ руктор, заметил ему: "Самолет —не космический корабль, но все равно требует серьезного отношения”. В свободное от полетов время Герман Степа­ нович занимался активным отдыхом. Часто его можно бы­ ло видеть в составе эскадриль- ской команды по футболу или волейболу. Вместе с ним в Ли­ пецке жила жена Тамара с двумя дочками. Жили в гости­ нице на территории военного городка в тех же условиях, что и остальные авиаторы, без ка­ ких-либо привилегий. По свидетельству Виталия Яковлевича, однажды Титову пришлось воспользоваться своим положением. В то время в Липецке гастролировал Днепропетровский драмтеатр. Когда неожиданно "отбили” полеты, они решили вдвоем посмотреть спектакль "Цыган­ ка Аза", но в кассе билетов не оказалось. Обратились к адми­ нистратору, но тот ответил ка­ тегорическим отказом. Когда Титов представился, все про­ блемы моментально были ре­ шены. Более того, перед нача­ лом спектакля было объявлено о высоком госте, и зрители вместе с артистами устроили Герману Стеггановичу овацию. Цоеледний приезд космо- навта -2 в наш областной центр был осенью 1991 года по случаю презентации Неза- виеимой службы согщальной защиты военных авиаторов. К тому времени он, в звании ге­ нерал-полковника авиации, ожидал увольнения в запас с должности первого заместите­ ля начальника космических частей Министерства оборо­ ны. Остальные десять космо­ навтов проходили в Липецке лишь теоретический курс без гграктических полетов. В 60-е годы на самолет МиГ-21 пере­ учивалась целая группа из от­ ряда космонавтов, в том числе Леонид Денисович Кизим, Вла­ димир Афанасьевич Ляхов и Юрий Васильевич Малышев, совершивпше полет в космос в 1979—80 годах. В 1971 году вертолет Ми -8 осваивали уже побывавшие в космосе Виктор Васильевич Горбатко, Алексей 1 фхипович Леонов и Евгений Васильевич Хрунов. На следу­ ющий год в Липецке переучи­ вались Владимир Александро­ вич Джанибеков, Леонид Ива­ нович Попов и Юрий Викторо­ вич. Романенко, последующие; космос которых со - 1 стоялись в конце 70 х. По­ следним космонавтом, осваи­ вавшим в Липецке новую ави­ ационную технику, был Геор­ гий Степанович Шонин. Про­ исходило это в 1980 году. В дальнейшем обучение космо­ навтов было организовано в специальной авиационной ча­ сти, созданной под Москвой. Отечественная космонав­ тика на нынешнем этапе ока­ залась в трудном положении. С распадом Советского Союза начала разрушаться создавав­ шаяся на протяжении четырех десятилетий космическая инф­ раструктура. Из-за экономиче­ ских трудностей, сокращения ассигнований свернута разра­ ботка и реализация целого ря­ да перспективных космиче­ ских программ. В настошцее время вырабатываются новые концегщии, долгосрочная по­ литика и программа космиче­ ской деятельности Российской Федерации. Продолжают эф­ фективно развиваться системы космической связи, телевиде­ ния и ретраслянции. Россия остается безусловным лидером в использовании пилотируе­ мых орбитальных станций, ко­ торые привлекают внимание многих зарубежных партнеров. Одно из важнейших направле­ ний —интеграция усилий раз­ ных стран в космической об­ ласти. Вот почему, несмотря на все трудности, остается твердгш уверенность, что Рос­ сия сохранит статус великой космической державы, и мы будем гордиться не только, прогплыми достижениями, но и новыми успехами отечест­ венной космонавтики. А про­ шлые достижения, как вы по­ няли, читатель, в той или иной мере связаны с городом Липецком. Владимир МАСЛИКОВ, подполковник запаса. На снимке (слева направо): командир эскадрильи под­ полковник М . Аронович, летчик-космонавт подполковник Г. Титов и летчик-инструктор майор В. Габа (июль 1966 года). Групповой снимок преподавателей учебного отдела Цен­ тра со слушателями из отряда космонавтов. Во втором ряду (слева направо): Л. Кизим, В. Ляхов, Петрушенко, В. Ко­ зельский, Ю. Малышев. Двое из отряда, Петрушенко и Мальппев, по различным причинам в космос не поднима­ лись. Оба снимка (авторы неизвестны) публикуются впервые. 'К Р /^ В З В Т > /^ ЦАРСКИЙ ПОДАРОК БЫЛОЕ ВЕЛИЧИЕ Если верить легенде, возвра­ щаясь с Липецких железодела­ тельных рудников, Петр I посе­ тил мужской Троицкий мона­ стырь в Лебедяни, которому по­ кровительствовали все цари из дома Романовых. Негр увидел неприглядную картину: пьяный ,дьяк, перед прихожанами читал проповедь... Уехал царь в гневе. А спустя несколько месяцев к монасты­ рю подкатила богатая повозка с кованым сундуком. В сундуке лежало массивное Евангелие в переплете из серебра. Но каково же было их удивление, когда го­ нец достал и прочитал царскую грамоту: "... Такому-сякому дья­ ку читать сие Евангелие каждый '"у'’-':!:?: день перед прихожанами, держа его в руках”. А книга, между прочим, весила почти два пуда. Царский подарок и поныне хранится в местном краеведче­ ском музее, напоминая о пет­ ровской антиалкогольной шут- В энциклопедическом сло­ варе о П. П. Соколове (1821- 99 гг.) сказано кратко: "Рус­ ский живописец и рисоваль­ щик. В картинках, рисунках, акварелях, иллюстрациях к произведениям Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева и других ярко запечатлел русское село и про винциальную жизнь". Побывал известный худож­ ник и в Лебедяни (1885 г.), где написал свою знаменитую кар­ тину "Лебедошская конная яр­ марка". Известно, тго картина вы­ ставлялась на художествешгой выставке в Париже, принесла автору :юлотую медаль и зва­ ние кавалера Ордена Почетно­ го Легиона. Впоследствии ггро- изведение было приобретено Третьяковской галереей. В Лебедянском краеведче­ ском музее хранится'лишь ко­ пия фрагмента картины. Но и по нему можно судить о по­ длинном величии былых кон­ ных ярмарок, известных на всю Россию. Л сейчас на том месте, где столетие назад тес­ нились конные ряды и гарце­ вали скакуны, построен жилой микрорайон инструментально­ го :здвода. Е. ПЕТРОВ. № 69 (633) б к Н » С!Ц1Л^(С ЕСТЬ РАЗЛИЧИЯ В СТАТ7СЕ "Объясните, пожалуй­ ста, порядок признания лиц вынужденными переселен­ цами и беженцами". А. ВОРОБЬЕВА, г, Липе( 1 к. В соответствии со ст. 1 З а ко н а Ро ссийской Ф е д е ­ рации "О вынужденных п е ­ р е с е л е н ц а х ” , "вы н уж д ен ­ ный п ереселенец — гр аж д а ­ нин Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ­ ции , который был вынужден или им еет намерение поки ­ нуть место своего постоян­ ного жительства на терри ­ тории дру гого государства л ибо на т е р р и то р и и Р о с ­ сийской Ф едер ации вслед ­ ствие совершенного в отно ­ шении него или членов его семьи насилия или пресле ­ дования в иных формах, ли ­ бо реальной опасности под ­ вергнуться преследованию по п р и з н а к у р асовой или национальной п ри н адл еж ­ н о с т и , в е р о и с п о в е д а н и я , языка, а та кж е принадлеж ­ ности к определенной со ­ ци альной гр у п п е или по ­ л и т и ч е с к и х у б е ж д е н и й в связи с проведением враж ­ дебных кампаний примени ­ тельно к отдельным лицам или группам лиц , массовы ­ м и н а р у ш е н и я м и о б щ е ­ ственного порядка и д р у ги ­ ми обс то я тель с тв ам и , су ­ щ е с тв ен но ущ ем л яющ им и права человека" . Вы нужденны м п е р е с е ­ ленцем может бьггь призна ­ но та кж е не им еющ ее гр аж ­ данства Российской Ф е д е ­ р ац и и л и ц о , п о к и н у вш е е м ес то свое го постоянного жительства на терри тории Российской Ф ед ер ации по вышеназванным причинам . По этим ж е причинам вы­ нужденным п ер е с ел ен ц ем может быть признан гр аж ­ данин бывшего СССР, про ­ ж и в а вш и й на т е р р и то р и и р есп уб л и ки , входивш ей в состав СССР , прибывший в РФ и получивший россий ­ ское гражданство , а такж е и н о с т р а н н ы й г р а ж д а н и н или лицо без грахсданства, вы н у ж д е н н о п о к и н у вш и й (ее ) место своего постоян­ ного проживания ' на терри ­ тории Российской Ф е д е р а ­ ции. Рассмотрение вопросов, с в я з а н ны х с п р и з н а н и е м лица вынужденным пер^се - л е н ц ^ ^ |д ^ ^р ^ 1л^ед1|е , необ ­ ходимых документов и ве ­ д ени е учета осуществляет М и гр ационная служба Л и ­ пецкой области . Лицо , пре ­ т е н д ую щ е е на пол учен и е этого статуса , лично подает ходатайство в МС . области или о б р ащ а е т с я с анало ­ ги ч ны м х о д а т а й с т в о м в р о с с и й с к и е д и пл ом а ти ч е ­ ские или консульские пред ­ с тав и т ел ь с тв а . В п о сл ед ­ нем случае реш ени е о пре ­ доставлении статуса прини­ м а е т Ф ед ер альн ая м и гр а ­ ционная служба России или по е е поручению терри то ­ риальный орган ми грацион ­ ной службы . В с е в ы ш е с к а з а н н о е прим еня е тся в о тнош ении лиц , которые прибыли или имею т нам ерение прибыть на территорию Российской Ф едер ации после введения в д ей с тви е Закона РФ "О вы нуж д енны х п е р е с е л е н ­ ц ах " , то есть с 2 0 м ар та 1 9 9 3 г . Л и ц а , признанные вынужденными пер еселен ­ цами до введения в д ей с т ­ в и е у к а з а н н о г о З а к о н а , проходят переучет в том же порядке , что и вновь при ­ бывшие. Теперь о мигрантах , ко ­ торые могут получить с та ­ тус беж енца . В соответст ­ вии со с т . 1 Закона Россий ­ ской Ф едер ации "О б еж ен ­ ц а х " п о с л е д н и м с л е д у е т считать лицо , "прибывшее или ж ел ающ ее прибыть на территорию РФ , не имею ­ щ е е российского граждан ­ ства , которое было вынуж­ дено или им еет намерение покинуть место своего по ­ с то я н н о го ж и т е л ь с тв а на т ер р и то р и и д р у го го го с у ­ дарства вследствие совер ­ шенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реаль­ ной опасности подвергнуть­ ся насилию или иному пре ­ с л е д о в а н ию по п р и з н а к у расовой или национальной принадлежности , вероиспо­ в е д а н и я , я зы к а , а т а к ж е принадлежности к опреде ­ ленной социальнбй группе или политических убеж д е ­ ний". Предоставление ста ­ туса беж енца та кж е произ ­ в о д и т с я М и г р а ц и о н н о й службой области в установ­ ленном порядке. С л е д у е т о тм е ти ть , что лицо , подавш ее ходатайст ­ во о признании беж енцем и не получившее тако го с та ­ туса , обязано покинуть т е р ­ риторию Российской Ф е д е ­ р а ц и и в у с т а н о в л е н н ы е сроки , о чем МС сообщ ает в органы внутренних дел . А в о т ж е л а ю щ и е п о л у ч и т ь статус вынужденных п ер е ­ селенцев мо гут проживать на терри тории России. По всем' интересующим в о п р о с а м в ы н у ж д е н ны е мигранты мо гут позвонить по телефону 7 7 - 8 5 - 4 6 . Д. КУДИНОВ, замеегитель руководителя Мифационной службы области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz