Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
молодое сердце аоэтэ 29 марта 1994 г. А . ;/г% N ш это любопытно ■ ■ № 59 (623) МНОГАЯ ЛЕТА! Сергею Парфирьевичу Панюшкину — 75. Кто зна ет его в лицо, но не посвящен в биографические тон кости, вправе усомниться в точности столь почтенной юбилейной временной отметки. Панюшкину — семь десят пять? Три четверти века — этому неунываю щему покровителю молодых и вовсе первые шаги де лающих поэтов? Этому неисправимому оптимисту (с показным, может быть, оптимизмом, когда сердцу особенно больно), но все равно оптимисту в неулыб чивые дни нынешней смуты? Три четверти века — этому нетерпеливому юноше при седой бороде и усах, готовому в любую непогодь и при любом раскладе сил врезаться с открытым забралом прямо в пекло сражения за правду — истину? Охальнику, одним словом, как любовно величают его давние друзья... Календари не врут: ему действительно 75 — поэту, публицисту, краеведу, воителю за неистребимость красоты, человеческую незаменимость, незамутнен- ность духовных родников. И трудное полусиротское детство, и огненные тысячеверстья войны 6т Карель ского перешейка до Тихого океана, и полтора десятка книг стихов, прозы, вместивших откровения любви и печали, "память сердца", по признанию самого писа теля, все это, конечно же, след свой оставило. Размеренней, я бы сказал, бережливей, раздумчивей становится панющкинская походка, психологически углубленней, сердечней — его стихи. И все-таки многие могут по-хорошему Позавидо вать его молодости, в том числе — творческой: на выходе сборник избранных стихотворений С. Па нюшкина, книга о русском народном хоре имени А. П. Мистюкова "Напевы Подстепья", йодготовленные юбиляром к изда'нию сочинения поэтов-земляков Ан ны Буниной и Егора Назарова, новые альманахи се рии "Родники липецкие". К боевым наградам Сергея Парфирьевича по праву прибавилась весомая мирная награда, с которой пер выми поздравили его руководители Союза писателей России. "Дорогой Сергей Парфирьевич, — подчерки вается в телеграмме, — сердечно поздравляем высо кой государственной наградой —орденом Дружбы на родов. Разделяем столь высокую оценку Вашего творчества, верного гражданского служения Отечест ву. Крепкого Вам здоровья, счастья, дальнейших ус пехов. Бондарев, Ляпин, Шереметьев". Писатели-гземля||н присоединяются к этим словам искренней п()изнат|ельности. Многая лета, дорогой юбиляр! I I Борис ШАШБНЕВ, ответствешшй секретарь областной организации ('онкза писателей России. Проталина в снегах... Она Проклюнется птенцом И миру возвестит: Весна ' Стоит перед крыльцом! Под снежной шапкой ' пахнет стог — В нем летошная прель... Чуть-чуть заискрится проток И — оживет апрель. Проталина... Как первый крик Птенца в прохладном рву. . .. Вздохнет- прадедушка старик: Прости Бог, поживи... , ♦ ♦ ♦ Мчусь к причалу по трапу, Где натянуты .тросы, И кричу: — Ерик, здравствуй! — В торопливые плесы. Задыхаясь, как рыба. Что на суше трепещет: :— З а огонь твой Спасибо, Жизнестойкий и вещий; За безбрежную душу, Что меня привечает... Страшный век Душ у сушит, А она не мельчает. Не мельчает, не стынет И под парусом реет. В ней, окрепнувшей ныне, Здравомудрие Зреет . ♦ ♦ ♦ Надоело под ноги глядеть. Может быть, в остроге посидеть? — Благодать одна: сиди в тюрьме — Козырек снаружи на окне: Нет Закона, нету и речей, И любить не надо палачей. Лишь на звезды, на небо гляди. Пой о воле, у окна сиди... Воля в небе!.. Эх бы, посидеть... — Надоело под ноги глядеть. ♦ Ф Поверженные баррикады... Запрета нету для ворон... На свет я вышел из блокады: В цепи сыны мои — ОМОН. Пришло во мраке озаренье — Постиг я тайну сатаны... И подкосились вдруг колени — В меня прицельно бьют сыны. Прицельно... в витязя России, Кого хранила вся страна... Безумных, боже мой, прости их — С отца , срывают ордена. Сколько 6 мне не буйствовать на белом свете, Ан уйду в сырую земственность. К Родине любовь мою воспримут дети Это лучшая преемственность. . . . Был средь бесов степеннее, мудрее. Талантливо стравлял между собой... Ему не место было , ... в мавзолее — Всю гвардию пустил в расплыл, изгой. И, может быть, коварство бы простилось, А он страны , остановил распад. И з пепла Государство возродилось И русский люд был несказанно рад. Теперь "рабы" пусть платят неустойку. Поскольку задержали перестройку ... Убит царевич Дмитрий, может не убит .,. Отравлен Моцарт, может, не отравлен... А век двадцатый в кровушке хрипит. Да, целый век в крови, — ему нет равных. . .. Болел судьбой единой сердобольный мир, А ныне никого уж не волнует... — Разгуливает по стране кровавый пир. И каждый к крови попривык, лютует. Защитники Отчизны... ряды их рушат. Бей, не жалей! — омоновцу простится. Прямой наводкой по мальчикам из пушек!.. "...И — мальчики!.." ... теперь царям не метится... Беснуется к исходу Сатанинский век. Остановись и вспомни, что ты человек!.. А может, ни к чему призывны речи?.. — Двадцатый век уже бесчеловечен?!. ♦ ♦ ■* Кипятятся тузлучные ветры И горяч солончашный песок. В крепь уходят могучие вепри, В крепь от зноя спешит и приток. Я под солнцем — не трутень, а трудень! - Не сменяешь бударку на скит... Разогретая зноем полудня Кровь моя и сегодня кипит. ♦ ♦ Ф Я не был сумой переметной, А друг — стал змеей подколодной. Б ез твердых друзей — и страну Водяник утянет ко дну. Кто же метНнёт спасательный круг?.. . .. Бог те судья, изменчивый друг. Ныне имя Сергея Пар фирьевича Панюшкина, бес покойной души человека, из вестно широкому кругу чита телей. А липчанам — в осо бенности. Вот уже четыре де сятка лет это имя не сходит ср страниц газет, журналов, альманахов, сборников. Вы шло полтора десятка его кни жек стихов и прозы. Он поэт и прозаик, публи цист и краевед, историк и ли тературовед. Учитель и настав ник молодых поэтов. Лектор и просветитель. Редактор и изда тель. Активист и обществен ник. Создатель и первый пред седатель Липецкого областно го краеведческого общества. Создатель и пред седатель Липецко го отделения Все российской Ассо циации отечест- венной\«ловесно- С ти Й ;;;кул'ьтур Ы "Единейие", созда тель и председа тель Фонда воз рождения Свято- В о з н е с е н с к о г о храма в Липецке. Одним словом больщой и истин ный интеллигент, в хорощем смысле этого слова. Литературная судьба не баловала Сергея Па- нюппсина. Он прищел в поэ- .зию, когда ему было уже за тридцать, а за плечами — из рядный жизненный опыт, тя желые дороги трех войн: фин ской кампании, Великой Оте чественной и войны с Япо нией. Но он не причисляет се бя к поэтам-фронтовикам, хо тя стихи начал писать еще до войны и военной тематике по святил не, только цикл стихов, но и по^мы. Думается, суть его поэзфг составляет обост ренное чувство Родины, углуб- д^нный интерес к истории, к седой древности, к заре чело вечества, к жизни пращуров, славян-русичей, к их просто му, размеренному, праведному "руШЮНГёй' Н р и ^ д а ^ ^ ^ ы ч е - ским и и п р а в о с л а в ны м и веро в ани ям и . Его ВОлйует сбере ж ение "отцов и прадедов зав е тов". Зоркое сердце поэта уст ремлено к главной теме — как точнее и всеобъемлюще ска зать о памяти, истоках и кор нях народной жизни, высве тить ее глубину и даль. И здесь историческое зрение по- .эта, на мой взгляд, верно. В этом заключается тайна при- тягазельности его поэзии. У Панющкика, как поэта, свое лицо. Свое авторское, так сюкить; амплуа,- 00 ''своеобраз ным, ’толвко'ешг' присущим почерком,' самобытным;: яр ким, насыщенным и красивым языком, глубоким яе -праэдг ным интересом к судьбе наро да. Его ни с кем нельзя спу тать как по тематике, колори ту, так и поэтической стили стике строф. Начиная с цикла Руси языческой, Руси изна чальной, когда она ему "в ду шу поступала кулачищем дедо вым", и до стихов последних лет — это стихи-раздумья об Отчине, ее судьбе. И по заме чанию литературного критика, профессора С. Ваймана, дав- щего Панюшкину рекоменда цию для вступления в члены Союза писателей, веет от них ароматом и крепостью тютчев ской поэзии. Подмеченное "тютчевское начало" в поэзии Панюшкина развил известный писатель и критик Евгений Иванович Осетров. В рекомендации на издание книги стихов в 1968 году издательству "Советский писатель" Е. Осетров пишет: "Откровенно говоря, я начал читать рукопись Сергея Па нюшкина с предубеждением: огромный объем (свыше 170-и машинописных страниц), тя желовесное название — "Вы- "...К ДОБРУ СТРЕМИЛ ПУТИ" пустить птицу на волю , неиз вестная в литеразуре фамилия — все это способно смутить кого угодно. Тем более, что в последнее время мне при шлось читать столько порази тельно стандартных стихотвор ных рукошюей, в которых есть все, 1 фоме самобытности и та ланта. Но чем больше вчиты вался я в рукопись Сергея Па нюшкина, тем больше она за хватывала меня, увлекала и, я не боюсь употребить и это слово, — очаровывала... Книга своеобразна и талантлива." Поэт с каким-то обострен ным вниманием, очень неж ной любовью и лаской отно сится к своим отчинным мес там, ко всем этим милым ивушкам, ерикам, полюшку, травушке. Он ' их -и называет ласковыми, уменьшительными словами, а отсюда и чувство Родины — пронзительное, ще мящее, священное: "свет люб ви...' — в крови". Кратко, точ но, емко. Любовь к Отчизне не терпит суесловия. "За нее — стоять до конца"... "А коль ударит, так пускай уж в грудь!.." "Сдюжим. Будем жить!", "Если смерть — так с песней на лету". Осознанная, выстраданная любовь к своей малой родине и колыбели детства и юности — Волго-Ка(лп^]кшу Пони-__ зовью и нынешнему, ставшему родным гнездом "тому благо-- датному Подсте'пЫб', где обра зовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские, писатели" зиждется на сынов ней любви к Отчизне, к ее бы линному и героическому про шлому и суровому настояще му. Поэт неравнодушен к то- ]\^, что делается вокруг. Осо бенно страдает он,, если нано сится урон душе ли человече ской, природе ли, пам5пи ли, родной ли истории, а значит. и нравственности живущих, духовности их. Нынешние проблемы, свя занные С' возрождением и раз витием подлинной современ ной культуры, береженил и:- торико-культурного наслед! гя волнуют поэта: человек не М' )- жет лишиться своих историч ;- ских корней,, национально ю сознания, самобытной культ |^- ры, ибо без этого исчезает и человек, и нация. И зов пред ков, "отцов и прадедов заветы" обя;зывают танить их как аг ницу ока. "Я в прорве лет не порастратил зова, не распылшх любви к земле отцов... Сбергг все то, что мы зовем Россией, все, без чего нет жизни иа земле..." Поэт хоропга понимает, ч'ю давно следовало бы пересмотре гь отношение к Н1- шим культурнь м ценностям про шлого. Это ста вит нас перед выбором: ли(»о слово оправдает ся действием, ли бо с нашего мол чаливого согла сия оно опять превратится в ф р а з е о л о г и ю , когда на словах бьшо одно ~ на деле друге е. А чтобы защитить историче ское наследие, наши достопа мятности, не требуется мног э- го от человек[а. Надо лишь иметь ясный уМ и доброе сг- зывчивое ст дц е . И еще не лгать. Ни себе, ни людям. Пэ- эт и борется в своих стихах за такого человека. Патриота, по тому что патриотизм — это любовь к благу и славе Отече ства. Поэт и призывает хра нить славу своего Отечества, а "зложелателям отчего края — дать готов истребительный бой". Цикл его стихов, посвя щенный истории Отечества и родного края, великим ее ге- ятелям, истинным сынам, зна менательным событиям I в судьбе страны, солнечным йа- сам истории от Игоревой рат|и, полей Куликова и Бородина до Кургана в Сталинграде, Ьт Дмитрия Донского, Степана Разина, Петра Великого маршала Г. К Жукова — :^се эти стихи о ратной славе Рос сии выстраданы трепетнь^м сердцем поэта, глубоки и по мысли и по чувству. Обычно к 75-ти летам под водят итоги. Панюшкин пока не собирается. Он полон твор- ческйх замыслов, горения. Се годня, кроме стихов, на его рабочем столе завершена ру копись большого романа "Крах", подготовлены для пе чати два сборника стихов не- издававпшхся поэтов-земляков Анны Буниной и Егора Наза рова с написанным к ним пре дисловием, рукописи газетных статей, эссе для краеведческих выпусков. Читатели вправе ждать от Сергея Панюшкина новых по этических книг. Пожелаем же ему крепкого здоровья, твор ческих удач, дерзаний и свер шений. А. ЯБЛОНСКИЙ. Поэзия Сергея Панюшкина на редкость многообра зна . Множество тем — от Руси язы ческой до современности — волнуют поэта. Но есть в его стихах некая черта, особенно близкая мне, музыканту. Всякому, кто интересуется творчеством С. Панюшкина', конечно, хорошо известна та деятельность, которую ведет поэт в области литературного краеведения. Великолепные сборники "Родники липецкие”, издающиеся ассоциацией "Еди нение" с 1990 г. по инициативе П анюшкина , — заметный вклад в культуру нашего края. На этой ниве жизнь свела с С. Панюшкиным и автора этих строк. Ибо в каждом из таких сборников непременно отво дится место музыке, и- я, на ряду с другими липецкими му зыкантами, не раз печатался в "Родниках". Всегда поражала осведомленность поэта в музы ке, музыкальной истории Под степья, его глубокий к ней ин терес. И чем больше я узнавал саму поэзию Панюшкина, тем все более мне открывалась ее удивительная музыкальность. Речь идет даже не о том, что в творчестве поэта нередки собственно музыкальные темы. В этих стихах — таких, как "Шаляпин" или "Бах в Д о - мском собо 11 е'' — ярко прояви лась присущая автору русская "интеллигентская" черта: со причастность всей мировой культуре. В них — не только превосходно услышанные и пе реданные музыкальные инго В этой сшибке органной а нужен Этот спор! Спор — не в пользу . вселенского краха. Твой всемирный потоп — старо! Бах всемирный несет над планетой не плаху. Добро. ■ Но и там, где автор не ка сается специфически музы кальных тем, сам строй его стихов, их стилистика, их пе- ву^пIе ритмы, несут в себе му зыку: Может, песня, что пропела Ты про Волгу-реченьку, Приворотом прикипела К моему сердеченьку?.. У какого у щтчала, Жоть убей, не ведаю... Где конец, а где начало Чувству, что наследую?! Эти стихи сами стали пес ней — в Астрахани, городе, с которым многое связано в жиз ни Сергея Панюшкина, ее ис полняет на музыку Гладченко ансамбль "Моряна". Любовь Панюшкина к рус ской старине, так отчетливо за- ге "У Волги, у Каспия" (из руб рики "Литературная; карта Рос сии") сопровождает их таким комментарием: "Поэтическая стилистика С. Панюшкина своеобразна. Он стремится к обновлению слова... Словесные поиски поэта удивляют." От самого Сергея Парфирь евича, который, впрочем, всег да неохотно рассказывает о се бе, видимо, полагая, и вполне справедливо, что жизнь поэта — это его стихи... Так вот, от него самого я услышал исто рию, связанную с лирической "ЗВУКИ ЖИЛИ НА ЗЕМЛЕ ВСЕГДА..." То ли белые лучики Веги, То ли сыплется яблони цвет. То ли звездами кружатся снега. То ли зайца пушистенький след. То ли взмахи шмеля-побирушки, Что застыл над тычинкой цветка... Разумеется, Панюшкин — поэт глубоко национальный, русский. Но в его поэзии мы не найдем слепого подража тельства складу народной поэ- нации "портретируемого", но и вы зв ан ны ё ' -ЛМШ ^Ш к й ой восЛригп ...Стоц^ замрц, беспощадная Муза: Не разрушился Дамский^ .............. собор. и не по;щажё-1| црСх'ь, ,а естественно слит с ней. Поэтому не читаются, а словно бы по ются -■ трщ у Колтшова, Есс пин а :. . , .- .. . . печатлевшаяся в его стихах, йе мешает автору чувствовать пульс современности, претво ряя биение этого пульса и в те мах, и в образах своей поэзии. В этом отношении Панюшкин, конечно, современный поэт. Но, восприниматг современные тенденции поэтического твор чества, он детиет это спокойно, естественно, не изменяя себе и ни в коем случае не занимаясь "изысками", хотя его работа -над русским еловрм, его твор ческая жилка в "этом отноше нии отмечались. >не раз: А гадья т г лебедтца ' • Вее ^спешит в' окое^1> В галубх'ю столицу, / у . что морем зовем... привожу эту строфу с. Па нюшкина вслед за известным филологом, профессор<.)М Н. С. .Травушкишям, который в кни поэмой "Былою болью" — она посвящена героической оборо не Ленинграда и открывается такими строками, несущими в себе чеканную, суровую музы ку войны: Восстань, мой город: Бой, — Меч, карай! Пришелец-ворог Пришел В мой край. Глаголю волю. Чтоб с плеч гора! Былою бтыд Болеть рора.^. Еще в рукописи поэму про чел Всеволод Рождественский. Сам одарерный необычайным музыдшльным чувством, он был воехшцен именно музыкально стью стихов Панюшкиш!. Он познакомил автора с извест ным композитором Иваном Держинским. И у того родился замысел оратории. К великому сожалению, замысел этот не осуществился по весьма проза ической причине. Держинский сказал: "Музыкант хочет, чтобы его творение звучало при жиз ни. А в Липецке нет капеллы". Это было более двадцати лет назад. Но как не вспомнить в этой связи и о сегодняшнем, быть может, еще более бедст венном, положении с липецкой музыкальной культурой? только ли с липецкой? Эта бед ственность давно уже стала болью самого Сергея Парфирь евича, который так любит му зыку. Впрочем, его стремление постоянно сплачивать вместе всех, 1СГО болеет душой за наши глубокие корни — писателей, артистов, художников, истори ков, — обнадеживает. Многие липецкие музыкан ты, да и я в том числе, знают, что без музыки, без сотрудни чества с музыкантами не обхо дится ни одно пубгшчное вы ступление поэта, ни одно !зате- ваемое им печатное издание, ни один им организуемый кра еведческий вечер. Большая дружба связывала С. Пашощ- кина с одним из самых уважа емых наших музыкантов, заме чательным хормейстером А П. Мистюковым, которому порт посвятил целый ряд стихов. Продолжается дружба С. П. Панюшкина с музыкой и ныне. И не символично ли, что сборгшк, которым поэт встре чает свой юбилей и который вот-вот уже увидит свет, назван так: "Напевы Подстепья". Игорь РЕЗНИКОВ, музыковед. 9еквеН , п е с>Иф .аеп б с л о е н 5 с ^ е т е ' ДБОЕЖЕВЕЦ РДееНДЫЗБДТЕ... УЛАН-БАТОР. Любвео бильные казахи, впрочем, не только они, раньше имели по две и более жен. Революция этот древний обычай запре тила. Но жизнь запретом не остановить, пишет централь ная монгольская газета "Ар- .дын эрх". Многоженство об рело скрьп-ую форму. С тор жеством же гласности эти факты обнажились. Напри мер, в Баян-Ульгийском аймаке Монголии, где пре имущественно проживают казахи, первые десять муж чин. объявили, что имеют Вторых жен. Один из них Ж. Санахтай — имам мусуль манской мечети сомона Цэн- гэл. Он поделился с читате лями самой популярной га зеты размышлениями о сво ем опыте семейной жизни. Нам еще не было и двад цати, когда мы с Зигат по женились, рассказывает банахтай. О^авелись деть ми, жили дружно и безбед но. Неждаино-н-егаданно приглянулась мне Майпи- рим, тоже швея, ра|ботавшая рядом о Зигат. Лгать, кри вить дУшой — не в моем ха рактере. ^ г а т в конце кон цов согласилась на роль старшей х^ны, а Майпирим — младршей. Так нВш нелег кий р^зго1вор завершился тройственным' союзом и ре шением прб&ести вторую свадьбу. С того дня минуло 17 лет, продол{жает Санахтай. В ос новном мы живем раздель но. Зигат с детьми перееха ла на стойбище и ^разводит домашних животных. Майпи рим с Сыновьями и [дочерьми в сомонном центре занима ется по-прежнему фитьем. У меня десять детей от двух жен. Обе они все 1эти годы жили й живут дружно, что назывёется, душе в душу. НередНо выкармливали груд ным мблоком малышей друг друга. Их пример согласия и союза подхватывают дети. Народная, мудрость гласит не зря: дружные сороки одо леют изюбра. Санахтай усматривает в двоеженстве.'немало пози тивных моментов- Важно, на пример, что дети рождают ся, получая конкретные име на своих отцов. Крепнет семья, что активно влияет на прирост населения| страны. На вопрос, ско/)ько у му жа должно быть жен, наш ге рой ответил так: "Количест во их должно зависеть от на личия у мужа средств на со- держайие семьи. С рождени ем каждого ребенка вас по кидают грехи и прибавляет ся счастья. Наша религия по зволяет иметь 4-5 жен и вы ступает за прочность брач ных союзов, осухедает разво ды. Государство поступило правильно, не применяя ука за об ограничении количест ва жен". " Л Т 'Я Л \ РАСТЕТ СМЕВД Из Ростова-на-Дону воз вратилась команда борцов греко-римского стиля из де тско-юношеской школы уп равления спортивных соору жений НЛМК, которая приня ла участие во Всероссий ском турнире среди юношей 1979 годов рохедения. 1978- Успешнее всех выступил М. Бабанин, победивший в весовой категории до 43' ки лограммов, А. Михеев стал бронзовым призером в этом же весе. Втобое место занял С. Бабынйн (76 кг), третье — Ю. Рыбин (40 кг) и А. Му рашкин (60 кг). В. СТАРЦЕВ. ПЕРЕД СТАРТОМ а воз- етал- В субботу из Адлер вратился липецкий "М лург", где провел второй учебно-тренировочный сбор перед началом чемпионата России среди команд второй лиги. Перед отъездом наши футболисты провели два контрольных матча. Вначале они встретились с командой города Арзамаса Нижне-Нов городской области. ‘ проходившая в уп борьбе, заккончилаей дои липчан — 3:2. Мячи у Металлурга" забили Рогож ников, Муравьев и Хальзов, который, к сожалению, по лучил травму. ■ Затем соперником "Ме таллурга" был представи тель первой лиги кл ^ "Неф техимик" из Нижнекамска, который победил со счетом II. КУТМИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz