Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

молодое сердце аоэтэ 29 марта 1994 г. А . ;/г% N ш это любопытно ■ ■ № 59 (623) МНОГАЯ ЛЕТА! Сергею Парфирьевичу Панюшкину — 75. Кто зна­ ет его в лицо, но не посвящен в биографические тон­ кости, вправе усомниться в точности столь почтенной юбилейной временной отметки. Панюшкину — семь­ десят пять? Три четверти века — этому неунываю­ щему покровителю молодых и вовсе первые шаги де­ лающих поэтов? Этому неисправимому оптимисту (с показным, может быть, оптимизмом, когда сердцу особенно больно), но все равно оптимисту в неулыб­ чивые дни нынешней смуты? Три четверти века — этому нетерпеливому юноше при седой бороде и усах, готовому в любую непогодь и при любом раскладе сил врезаться с открытым забралом прямо в пекло сражения за правду — истину? Охальнику, одним словом, как любовно величают его давние друзья... Календари не врут: ему действительно 75 — поэту, публицисту, краеведу, воителю за неистребимость красоты, человеческую незаменимость, незамутнен- ность духовных родников. И трудное полусиротское детство, и огненные тысячеверстья войны 6т Карель­ ского перешейка до Тихого океана, и полтора десятка книг стихов, прозы, вместивших откровения любви и печали, "память сердца", по признанию самого писа­ теля, все это, конечно же, след свой оставило. Размеренней, я бы сказал, бережливей, раздумчивей становится панющкинская походка, психологически углубленней, сердечней — его стихи. И все-таки многие могут по-хорошему Позавидо­ вать его молодости, в том числе — творческой: на выходе сборник избранных стихотворений С. Па­ нюшкина, книга о русском народном хоре имени А. П. Мистюкова "Напевы Подстепья", йодготовленные юбиляром к изда'нию сочинения поэтов-земляков Ан­ ны Буниной и Егора Назарова, новые альманахи се­ рии "Родники липецкие". К боевым наградам Сергея Парфирьевича по праву прибавилась весомая мирная награда, с которой пер­ выми поздравили его руководители Союза писателей России. "Дорогой Сергей Парфирьевич, — подчерки­ вается в телеграмме, — сердечно поздравляем высо­ кой государственной наградой —орденом Дружбы на­ родов. Разделяем столь высокую оценку Вашего творчества, верного гражданского служения Отечест­ ву. Крепкого Вам здоровья, счастья, дальнейших ус­ пехов. Бондарев, Ляпин, Шереметьев". Писатели-гземля||н присоединяются к этим словам искренней п()изнат|ельности. Многая лета, дорогой юбиляр! I I Борис ШАШБНЕВ, ответствешшй секретарь областной организации ('онкза писателей России. Проталина в снегах... Она Проклюнется птенцом И миру возвестит: Весна ' Стоит перед крыльцом! Под снежной шапкой ' пахнет стог — В нем летошная прель... Чуть-чуть заискрится проток И — оживет апрель. Проталина... Как первый крик Птенца в прохладном рву. . .. Вздохнет- прадедушка старик: Прости Бог, поживи... , ♦ ♦ ♦ Мчусь к причалу по трапу, Где натянуты .тросы, И кричу: — Ерик, здравствуй! — В торопливые плесы. Задыхаясь, как рыба. Что на суше трепещет: :— З а огонь твой Спасибо, Жизнестойкий и вещий; За безбрежную душу, Что меня привечает... Страшный век Душ у сушит, А она не мельчает. Не мельчает, не стынет И под парусом реет. В ней, окрепнувшей ныне, Здравомудрие Зреет . ♦ ♦ ♦ Надоело под ноги глядеть. Может быть, в остроге посидеть? — Благодать одна: сиди в тюрьме — Козырек снаружи на окне: Нет Закона, нету и речей, И любить не надо палачей. Лишь на звезды, на небо гляди. Пой о воле, у окна сиди... Воля в небе!.. Эх бы, посидеть... — Надоело под ноги глядеть. ♦ Ф Поверженные баррикады... Запрета нету для ворон... На свет я вышел из блокады: В цепи сыны мои — ОМОН. Пришло во мраке озаренье — Постиг я тайну сатаны... И подкосились вдруг колени — В меня прицельно бьют сыны. Прицельно... в витязя России, Кого хранила вся страна... Безумных, боже мой, прости их — С отца , срывают ордена. Сколько 6 мне не буйствовать на белом свете, Ан уйду в сырую земственность. К Родине любовь мою воспримут дети Это лучшая преемственность. . . . Был средь бесов степеннее, мудрее. Талантливо стравлял между собой... Ему не место было , ... в мавзолее — Всю гвардию пустил в расплыл, изгой. И, может быть, коварство бы простилось, А он страны , остановил распад. И з пепла Государство возродилось И русский люд был несказанно рад. Теперь "рабы" пусть платят неустойку. Поскольку задержали перестройку ... Убит царевич Дмитрий, может не убит .,. Отравлен Моцарт, может, не отравлен... А век двадцатый в кровушке хрипит. Да, целый век в крови, — ему нет равных. . .. Болел судьбой единой сердобольный мир, А ныне никого уж не волнует... — Разгуливает по стране кровавый пир. И каждый к крови попривык, лютует. Защитники Отчизны... ряды их рушат. Бей, не жалей! — омоновцу простится. Прямой наводкой по мальчикам из пушек!.. "...И — мальчики!.." ... теперь царям не метится... Беснуется к исходу Сатанинский век. Остановись и вспомни, что ты человек!.. А может, ни к чему призывны речи?.. — Двадцатый век уже бесчеловечен?!. ♦ ♦ ■* Кипятятся тузлучные ветры И горяч солончашный песок. В крепь уходят могучие вепри, В крепь от зноя спешит и приток. Я под солнцем — не трутень, а трудень! - Не сменяешь бударку на скит... Разогретая зноем полудня Кровь моя и сегодня кипит. ♦ ♦ Ф Я не был сумой переметной, А друг — стал змеей подколодной. Б ез твердых друзей — и страну Водяник утянет ко дну. Кто же метНнёт спасательный круг?.. . .. Бог те судья, изменчивый друг. Ныне имя Сергея Пар­ фирьевича Панюшкина, бес­ покойной души человека, из­ вестно широкому кругу чита­ телей. А липчанам — в осо­ бенности. Вот уже четыре де­ сятка лет это имя не сходит ср страниц газет, журналов, альманахов, сборников. Вы­ шло полтора десятка его кни ­ жек стихов и прозы. Он поэт и прозаик, публи­ цист и краевед, историк и ли­ тературовед. Учитель и настав­ ник молодых поэтов. Лектор и просветитель. Редактор и изда­ тель. Активист и обществен­ ник. Создатель и первый пред­ седатель Липецкого областно­ го краеведческого общества. Создатель и пред­ седатель Липецко­ го отделения Все­ российской Ассо­ циации отечест- венной\«ловесно- С ти Й ;;;кул'ьтур Ы "Единейие", созда­ тель и председа­ тель Фонда воз­ рождения Свято- В о з н е с е н с к о г о храма в Липецке. Одним словом больщой и истин­ ный интеллигент, в хорощем смысле этого слова. Литературная судьба не баловала Сергея Па- нюппсина. Он прищел в поэ- .зию, когда ему было уже за тридцать, а за плечами — из­ рядный жизненный опыт, тя­ желые дороги трех войн: фин­ ской кампании, Великой Оте­ чественной и войны с Япо­ нией. Но он не причисляет се­ бя к поэтам-фронтовикам, хо­ тя стихи начал писать еще до войны и военной тематике по­ святил не, только цикл стихов, но и по^мы. Думается, суть его поэзфг составляет обост­ ренное чувство Родины, углуб- д^нный интерес к истории, к седой древности, к заре чело­ вечества, к жизни пращуров, славян-русичей, к их просто­ му, размеренному, праведному "руШЮНГёй' Н р и ^ д а ^ ^ ^ ы ч е - ским и и п р а в о с л а в ны м и веро ­ в ани ям и . Его ВОлйует сбере ­ ж ение "отцов и прадедов зав е ­ тов". Зоркое сердце поэта уст­ ремлено к главной теме — как точнее и всеобъемлюще ска­ зать о памяти, истоках и кор­ нях народной жизни, высве­ тить ее глубину и даль. И здесь историческое зрение по- .эта, на мой взгляд, верно. В этом заключается тайна при- тягазельности его поэзии. У Панющкика, как поэта, свое лицо. Свое авторское, так сюкить; амплуа,- 00 ''своеобраз­ ным, ’толвко'ешг' присущим почерком,' самобытным;: яр­ ким, насыщенным и красивым языком, глубоким яе -праэдг ным интересом к судьбе наро­ да. Его ни с кем нельзя спу­ тать как по тематике, колори­ ту, так и поэтической стили­ стике строф. Начиная с цикла Руси языческой, Руси изна­ чальной, когда она ему "в ду­ шу поступала кулачищем дедо­ вым", и до стихов последних лет — это стихи-раздумья об Отчине, ее судьбе. И по заме­ чанию литературного критика, профессора С. Ваймана, дав- щего Панюшкину рекоменда­ цию для вступления в члены Союза писателей, веет от них ароматом и крепостью тютчев­ ской поэзии. Подмеченное "тютчевское начало" в поэзии Панюшкина развил известный писатель и критик Евгений Иванович Осетров. В рекомендации на издание книги стихов в 1968 году издательству "Советский писатель" Е. Осетров пишет: "Откровенно говоря, я начал читать рукопись Сергея Па­ нюшкина с предубеждением: огромный объем (свыше 170-и машинописных страниц), тя­ желовесное название — "Вы- "...К ДОБРУ СТРЕМИЛ ПУТИ" пустить птицу на волю , неиз­ вестная в литеразуре фамилия — все это способно смутить кого угодно. Тем более, что в последнее время мне при­ шлось читать столько порази­ тельно стандартных стихотвор­ ных рукошюей, в которых есть все, 1 фоме самобытности и та­ ланта. Но чем больше вчиты­ вался я в рукопись Сергея Па­ нюшкина, тем больше она за­ хватывала меня, увлекала и, я не боюсь употребить и это слово, — очаровывала... Книга своеобразна и талантлива." Поэт с каким-то обострен­ ным вниманием, очень неж­ ной любовью и лаской отно­ сится к своим отчинным мес­ там, ко всем этим милым ивушкам, ерикам, полюшку, травушке. Он ' их -и называет ласковыми, уменьшительными словами, а отсюда и чувство Родины — пронзительное, ще­ мящее, священное: "свет люб­ ви...' — в крови". Кратко, точ­ но, емко. Любовь к Отчизне не терпит суесловия. "За нее — стоять до конца"... "А коль ударит, так пускай уж в грудь!.." "Сдюжим. Будем жить!", "Если смерть — так с песней на лету". Осознанная, выстраданная любовь к своей малой родине и колыбели детства и юности — Волго-Ка(лп^]кшу Пони-__ зовью и нынешнему, ставшему родным гнездом "тому благо-- датному Подсте'пЫб', где обра­ зовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские, писатели" зиждется на сынов­ ней любви к Отчизне, к ее бы­ линному и героическому про­ шлому и суровому настояще­ му. Поэт неравнодушен к то- ]\^, что делается вокруг. Осо­ бенно страдает он,, если нано­ сится урон душе ли человече­ ской, природе ли, пам5пи ли, родной ли истории, а значит. и нравственности живущих, духовности их. Нынешние проблемы, свя­ занные С' возрождением и раз­ витием подлинной современ­ ной культуры, береженил и:- торико-культурного наслед! гя волнуют поэта: человек не М' )- жет лишиться своих историч ;- ских корней,, национально ю сознания, самобытной культ |^- ры, ибо без этого исчезает и человек, и нация. И зов пред­ ков, "отцов и прадедов заветы" обя;зывают танить их как аг­ ницу ока. "Я в прорве лет не порастратил зова, не распылшх любви к земле отцов... Сбергг все то, что мы зовем Россией, все, без чего нет жизни иа земле..." Поэт хоропга понимает, ч'ю давно следовало бы пересмотре гь отношение к Н1- шим культурнь м ценностям про­ шлого. Это ста­ вит нас перед выбором: ли(»о слово оправдает­ ся действием, ли­ бо с нашего мол­ чаливого согла­ сия оно опять превратится в ф р а з е о л о г и ю , когда на словах бьшо одно ~ на деле друге е. А чтобы защитить историче­ ское наследие, наши достопа­ мятности, не требуется мног э- го от человек[а. Надо лишь иметь ясный уМ и доброе сг- зывчивое ст дц е . И еще не лгать. Ни себе, ни людям. Пэ- эт и борется в своих стихах за такого человека. Патриота, по­ тому что патриотизм — это любовь к благу и славе Отече­ ства. Поэт и призывает хра­ нить славу своего Отечества, а "зложелателям отчего края — дать готов истребительный бой". Цикл его стихов, посвя­ щенный истории Отечества и родного края, великим ее ге- ятелям, истинным сынам, зна­ менательным событиям I в судьбе страны, солнечным йа- сам истории от Игоревой рат|и, полей Куликова и Бородина до Кургана в Сталинграде, Ьт Дмитрия Донского, Степана Разина, Петра Великого маршала Г. К Жукова — :^се эти стихи о ратной славе Рос­ сии выстраданы трепетнь^м сердцем поэта, глубоки и по мысли и по чувству. Обычно к 75-ти летам под­ водят итоги. Панюшкин пока не собирается. Он полон твор- ческйх замыслов, горения. Се­ годня, кроме стихов, на его рабочем столе завершена ру­ копись большого романа "Крах", подготовлены для пе­ чати два сборника стихов не- издававпшхся поэтов-земляков Анны Буниной и Егора Наза­ рова с написанным к ним пре­ дисловием, рукописи газетных статей, эссе для краеведческих выпусков. Читатели вправе ждать от Сергея Панюшкина новых по­ этических книг. Пожелаем же ему крепкого здоровья, твор ческих удач, дерзаний и свер­ шений. А. ЯБЛОНСКИЙ. Поэзия Сергея Панюшкина на редкость многообра зна . Множество тем — от Руси язы­ ческой до современности — волнуют поэта. Но есть в его стихах некая черта, особенно близкая мне, музыканту. Всякому, кто интересуется творчеством С. Панюшкина', конечно, хорошо известна та деятельность, которую ведет поэт в области литературного краеведения. Великолепные сборники "Родники липецкие”, издающиеся ассоциацией "Еди­ нение" с 1990 г. по инициативе П анюшкина , — заметный вклад в культуру нашего края. На этой ниве жизнь свела с С. Панюшкиным и автора этих строк. Ибо в каждом из таких сборников непременно отво­ дится место музыке, и- я, на­ ряду с другими липецкими му­ зыкантами, не раз печатался в "Родниках". Всегда поражала осведомленность поэта в музы­ ке, музыкальной истории Под­ степья, его глубокий к ней ин­ терес. И чем больше я узнавал саму поэзию Панюшкина, тем все более мне открывалась ее удивительная музыкальность. Речь идет даже не о том, что в творчестве поэта нередки собственно музыкальные темы. В этих стихах — таких, как "Шаляпин" или "Бах в Д о - мском собо 11 е'' — ярко прояви­ лась присущая автору русская "интеллигентская" черта: со ­ причастность всей мировой культуре. В них — не только превосходно услышанные и пе­ реданные музыкальные инго В этой сшибке органной а нужен Этот спор! Спор — не в пользу . вселенского краха. Твой всемирный потоп — старо! Бах всемирный несет над планетой не плаху. Добро. ■ Но и там, где автор не ка­ сается специфически музы­ кальных тем, сам строй его стихов, их стилистика, их пе- ву^пIе ритмы, несут в себе му­ зыку: Может, песня, что пропела Ты про Волгу-реченьку, Приворотом прикипела К моему сердеченьку?.. У какого у щтчала, Жоть убей, не ведаю... Где конец, а где начало Чувству, что наследую?! Эти стихи сами стали пес­ ней — в Астрахани, городе, с которым многое связано в жиз­ ни Сергея Панюшкина, ее ис­ полняет на музыку Гладченко ансамбль "Моряна". Любовь Панюшкина к рус­ ской старине, так отчетливо за- ге "У Волги, у Каспия" (из руб­ рики "Литературная; карта Рос­ сии") сопровождает их таким комментарием: "Поэтическая стилистика С. Панюшкина своеобразна. Он стремится к обновлению слова... Словесные поиски поэта удивляют." От самого Сергея Парфирь­ евича, который, впрочем, всег­ да неохотно рассказывает о се­ бе, видимо, полагая, и вполне справедливо, что жизнь поэта — это его стихи... Так вот, от него самого я услышал исто­ рию, связанную с лирической "ЗВУКИ ЖИЛИ НА ЗЕМЛЕ ВСЕГДА..." То ли белые лучики Веги, То ли сыплется яблони цвет. То ли звездами кружатся снега. То ли зайца пушистенький след. То ли взмахи шмеля-побирушки, Что застыл над тычинкой цветка... Разумеется, Панюшкин — поэт глубоко национальный, русский. Но в его поэзии мы не найдем слепого подража тельства складу народной поэ- нации "портретируемого", но и вы зв ан ны ё ' -ЛМШ ^Ш к й ой восЛригп ...Стоц^ замрц, беспощадная Муза: Не разрушился Дамский^ .............. собор. и не по;щажё-1| црСх'ь, ,а естественно слит с ней. Поэтому не читаются, а словно бы по­ ются -■ трщ у Колтшова, Есс пин а :. . , .- .. . . печатлевшаяся в его стихах, йе мешает автору чувствовать пульс современности, претво­ ряя биение этого пульса и в те­ мах, и в образах своей поэзии. В этом отношении Панюшкин, конечно, современный поэт. Но, восприниматг современные тенденции поэтического твор­ чества, он детиет это спокойно, естественно, не изменяя себе и ни в коем случае не занимаясь "изысками", хотя его работа -над русским еловрм, его твор ческая жилка в "этом отноше­ нии отмечались. >не раз: А гадья т г лебедтца ' • Вее ^спешит в' окое^1> В галубх'ю столицу, / у . что морем зовем... привожу эту строфу с. Па­ нюшкина вслед за известным филологом, профессор<.)М Н. С. .Травушкишям, который в кни поэмой "Былою болью" — она посвящена героической оборо­ не Ленинграда и открывается такими строками, несущими в себе чеканную, суровую музы­ ку войны: Восстань, мой город: Бой, — Меч, карай! Пришелец-ворог Пришел В мой край. Глаголю волю. Чтоб с плеч гора! Былою бтыд Болеть рора.^. Еще в рукописи поэму про­ чел Всеволод Рождественский. Сам одарерный необычайным музыдшльным чувством, он был воехшцен именно музыкально стью стихов Панюшкиш!. Он познакомил автора с извест ным композитором Иваном Держинским. И у того родился замысел оратории. К великому сожалению, замысел этот не осуществился по весьма проза­ ической причине. Держинский сказал: "Музыкант хочет, чтобы его творение звучало при жиз­ ни. А в Липецке нет капеллы". Это было более двадцати лет назад. Но как не вспомнить в этой связи и о сегодняшнем, быть может, еще более бедст­ венном, положении с липецкой музыкальной культурой? только ли с липецкой? Эта бед­ ственность давно уже стала болью самого Сергея Парфирь­ евича, который так любит му­ зыку. Впрочем, его стремление постоянно сплачивать вместе всех, 1СГО болеет душой за наши глубокие корни — писателей, артистов, художников, истори­ ков, — обнадеживает. Многие липецкие музыкан­ ты, да и я в том числе, знают, что без музыки, без сотрудни­ чества с музыкантами не обхо­ дится ни одно пубгшчное вы­ ступление поэта, ни одно !зате- ваемое им печатное издание, ни один им организуемый кра­ еведческий вечер. Большая дружба связывала С. Пашощ- кина с одним из самых уважа­ емых наших музыкантов, заме­ чательным хормейстером А П. Мистюковым, которому порт посвятил целый ряд стихов. Продолжается дружба С. П. Панюшкина с музыкой и ныне. И не символично ли, что сборгшк, которым поэт встре­ чает свой юбилей и который вот-вот уже увидит свет, назван так: "Напевы Подстепья". Игорь РЕЗНИКОВ, музыковед. 9еквеН , п е с>Иф .аеп б с л о е н 5 с ^ е т е ' ДБОЕЖЕВЕЦ РДееНДЫЗБДТЕ... УЛАН-БАТОР. Любвео­ бильные казахи, впрочем, не только они, раньше имели по две и более жен. Революция этот древний обычай запре­ тила. Но жизнь запретом не остановить, пишет централь­ ная монгольская газета "Ар- .дын эрх". Многоженство об­ рело скрьп-ую форму. С тор­ жеством же гласности эти факты обнажились. Напри­ мер, в Баян-Ульгийском аймаке Монголии, где пре­ имущественно проживают казахи, первые десять муж­ чин. объявили, что имеют Вторых жен. Один из них Ж. Санахтай — имам мусуль­ манской мечети сомона Цэн- гэл. Он поделился с читате­ лями самой популярной га­ зеты размышлениями о сво­ ем опыте семейной жизни. Нам еще не было и двад­ цати, когда мы с Зигат по­ женились, рассказывает банахтай. О^авелись деть­ ми, жили дружно и безбед­ но. Неждаино-н-егаданно приглянулась мне Майпи- рим, тоже швея, ра|ботавшая рядом о Зигат. Лгать, кри­ вить дУшой — не в моем ха­ рактере. ^ г а т в конце кон­ цов согласилась на роль старшей х^ны, а Майпирим — младршей. Так нВш нелег­ кий р^зго1вор завершился тройственным' союзом и ре­ шением прб&ести вторую свадьбу. С того дня минуло 17 лет, продол{жает Санахтай. В ос­ новном мы живем раздель­ но. Зигат с детьми перееха­ ла на стойбище и ^разводит домашних животных. Майпи­ рим с Сыновьями и [дочерьми в сомонном центре занима­ ется по-прежнему фитьем. У меня десять детей от двух жен. Обе они все 1эти годы жили й живут дружно, что назывёется, душе в душу. НередНо выкармливали груд­ ным мблоком малышей друг друга. Их пример согласия и союза подхватывают дети. Народная, мудрость гласит не зря: дружные сороки одо­ леют изюбра. Санахтай усматривает в двоеженстве.'немало пози­ тивных моментов- Важно, на­ пример, что дети рождают­ ся, получая конкретные име­ на своих отцов. Крепнет семья, что активно влияет на прирост населения| страны. На вопрос, ско/)ько у му­ жа должно быть жен, наш ге­ рой ответил так: "Количест­ во их должно зависеть от на­ личия у мужа средств на со- держайие семьи. С рождени­ ем каждого ребенка вас по­ кидают грехи и прибавляет­ ся счастья. Наша религия по­ зволяет иметь 4-5 жен и вы­ ступает за прочность брач­ ных союзов, осухедает разво­ ды. Государство поступило правильно, не применяя ука­ за об ограничении количест­ ва жен". " Л Т 'Я Л \ РАСТЕТ СМЕВД Из Ростова-на-Дону воз­ вратилась команда борцов греко-римского стиля из де­ тско-юношеской школы уп­ равления спортивных соору­ жений НЛМК, которая приня­ ла участие во Всероссий­ ском турнире среди юношей 1979 годов рохедения. 1978- Успешнее всех выступил М. Бабанин, победивший в весовой категории до 43' ки­ лограммов, А. Михеев стал бронзовым призером в этом же весе. Втобое место занял С. Бабынйн (76 кг), третье — Ю. Рыбин (40 кг) и А. Му­ рашкин (60 кг). В. СТАРЦЕВ. ПЕРЕД СТАРТОМ а воз- етал- В субботу из Адлер вратился липецкий "М лург", где провел второй учебно-тренировочный сбор перед началом чемпионата России среди команд второй лиги. Перед отъездом наши футболисты провели два контрольных матча. Вначале они встретились с командой города Арзамаса Нижне-Нов­ городской области. ‘ проходившая в уп борьбе, заккончилаей дои липчан — 3:2. Мячи у Металлурга" забили Рогож­ ников, Муравьев и Хальзов, который, к сожалению, по­ лучил травму. ■ Затем соперником "Ме­ таллурга" был представи­ тель первой лиги кл ^ "Неф­ техимик" из Нижнекамска, который победил со счетом II. КУТМИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz