Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)

«1 п о с л е д н и й т р а г и к 28 декабря 1994 г. с т а р ы е к о н в е р т ы н е д е й с т в и т е л ь н ы с » % з В Е Л и к и и , н е п о д р а ж а е м ы й Т Р А Г И Ч Е С К И Й А К Т Е Р К 130 ШИШСПДНЯРОЖДЕНИЯН. П. РОССОВА Николай Петрович Россов среди известнейших деяте­ лей русской сцены по праву занимает одно из видных мест. По силе Дарования, актерского таланта театроведы еще в начале его творческого пути поставили Россова в ряд са­ мых выдающихся актеров своего времени. Он был поисти­ не рыцарь искусства, один из самых удивительных фено­ менов русской сцены, пос.дедний русский трагик, воплотив­ ший 32 роли мирового классического репертуара: Гамлет, Отелло, король Лир, Ричард I I I , Уриэль Акоста, Юлий Цезарь, Моор, Генрих IV . А ведь был наш земляк всего лишь самоучка, сын небогатого усманского мещанина Пет­ ра Федоровича Пашутина, служившего конторщиком в имении помещика Шеншина — Васильевском под Усманью, где 28 декабр1я 1864 года и родился будукций великий, не­ подражаемый трагический актер. В 1869 году умер отец, и семья была вынуждена пере­ ехать в Задонск, а вскоре и в Воронеж, где испытывала большие трудности, особенно после смерти дедушки, а вслед за ним и матери. Оставшись на попечении бабушки. Рос­ сов, после окончания учили- ша, определился на работу учеником слесаря в железно­ дорожные мастерские стан­ ции Воронеж. Но юношу ^^.больше тянуло к книгам. Чте­ ние и декламирование стихов, трагических монологов раз­ дражали полуграмотного мастера, и он, однажды поте­ ряв терпение, так толкнул своего подмастерья, что у юного Россова произошло расстройство речи и он стал заикаться. Потом, естествен­ но, заикание мешало его ак­ терской работе и принесло ему много страданий. Он вы­ нужден был уйти из мастерс­ кой и при содействии своего гимназического учителя ус­ троился писцом в земскую управу. Но увлечение теат­ ром было так велико, что он, накопив 200 рублей, уехал в Москву с мечтой поступить на сцену. Вначале его приняли в Об­ щество искусства и литерату­ ры, где ставил спектакли на­ чинающий тогда К.|С. Ста­ ниславский. И Россов стал ре­ петировать роли Гамлета, Уриэля Акосты, но из-за строптивого характера, неже­ лания признавать и прини­ мать догмы обучения его в буквальном смысле изгнали из театра. ' Россов действительно всю жизнь не принимал какие- либо театральные школы. Он писал: «Я... всегда признавал огромный смысл изучения те­ атрального дела, но ненави­ дел учебу в виде всевозмож­ ных театральных школ. Для меня искусство до сих пор не самая жизнь, а лишь возмож­ ность ее в лучах поэзии, плас­ тического обобщения миро­ вой сущности нашего внут­ реннего мира. И в моем вооб­ ражении артист, и вообще всякий истинный художник, конечно, прежде всего внеш­ ня» и внутренняя музыкаль­ ность человеческого образа, неразгаданная загадка приро­ ды». Он утверждал, что три отрасли искусства не должны иметь какой-либо теории — это поэзия, сцена и критичес­ кий или литературный дар. Определившись в частный театр известной тогда мос­ квички Е.Н. Г о р е в о й , Р о с с о в тоже не нашел себя. Актеры считали его «не от мира сего» и даже потешались над ним. А он упорно продолжал ра­ ботать, репетировал даже по ночам, оставшись один 6 те­ атре. Но, поняв, что и в этом театре ему не пробиться, уехал в Пензу, где предложил себя на роль Гамлета. И вот 18 февраля 1891 года дебют 26-летнего актера со­ стоялся и имел громадный, невиданный для провинци­ ального города, успех. Своей игрой Россов потряс зрите­ лей. «От его игры мы все в безумном восторге, — вспо­ минали очевидцы, —„из теат­ ра Н.П. Россова вынесли на руках, да так качали и кида­ ли, что чуть не уронили...>>' О нем заговорила пресса, в том числе и столичная, поя­ вились публикации в теат­ ральных журналах. Доюих пор никому не известный де­ бютант сразу получает ряд предложении. Дав еще не­ сколько спектаклей в Пензе, Россов уехал в Тамбов, где ему, как и в Пензе, сопутство­ вал успех. Из Тамбова Россов полу­ чает приглашение в Воронеж. И здесь он произвел фурор. «Злобу дня нашего города, — отмечала губернская газета, — в настоящее время состав­ ляют гастроли молодого та­ лантливого артиста Николая Петровича Россова, выдви­ нувшегося из мрака неизвес­ тности в прошлый сезон, в Пензе...» Из Воронежа Россов от­ правился в Петербург, где иг­ рал в театрах Панаева, Суво­ рина, затем вновь уезжает в провинцию: Ставрополь, Полтава, Бахмут, Лубны, вновь Пенза, Воронеж, Ни­ жний Новгород, Петербург, Москва и другие города. И везде он играл только класси­ ческие ро^?щ. Себя называл не актером, а комедиантом, ак­ тером транса и вдохновения — не в ироническом, а в воз­ вышенном значении слова. Современники Д ОДИН го­ лос отмечали, что Россов был человеком высокой культу­ ры, к тому же весьма одарен­ ным литератором. Он самос­ тоятельно выучил английс­ кий язык, что^ы не только прочитать в подлиннике, но и самому сделать перевод драмы В. Шекспира «Гам­ лет». Изучил французский язык и перевел с французско­ го драмы В. Гюго. Да и сам написал не одно драматичес­ кое произведение: «Любовь шута», драму в стихах «Со­ перник нес^)авнимого» — о трагической судьбе оглохше­ го Бетховена, историческую драму «Королевское правосу­ дие». В 20-х годах нашего века Россов продолжал свои гас­ трольные поездки по провин­ циальным театрам. В 1926 году ему было присвоено зва­ ние заслуженного артиста республики, а через год в стране торжественно отмети­ ли 35-летие артистической деятельности. В это же время в Москве был создан «Театр России». Однако через год его закрыли, и руководитель те­ атра вынужден был оконча­ тельно покинуть профессио­ нальную сцену, хотя до глу­ бокой старости он и дня не мог прожить без театра, вы­ ступал на любительских сце­ нах, занимался литературным трудом. В 1940 году Россов, уже больной, выступал в клу­ бе города Перово под Моск- ' вой. «Решительно не могу жить без сцены, — повторял он, — сходя В' гроб, должен сыграть шекспировского Лира». Умер Россов 30 января 1945 года, похоронен на Но­ водевичьем кладбище в Мос­ кве. О последних днях жизни его вспоминал известный пи­ сатель В.Г. Лидин: «Пришел он ко мне за четыре дня до смерти. Был сильный мороз, и старик долго не мог со­ греться. "Подумать только... ведь все было у Россова: сла­ ва, известность, успех, театр", — сказал он вдруг, как бы впервые признав, что того Россова уже нет и никогда больше не будет. Потом он закрыл глаза и заплакал...» Да. Последний русский трагик та,к и умер убежден­ ный, что высшее, что есть в театре, — это одинокий вели­ кий трагический актер, игра­ ющий по наитию и учащий зрителя правде й справедли­ вости. И ПОЛОНЕЗ, И РУМБА... Полонез, вальс, румба... Названия танцев, все реже встречающиеся в нашем лексиконе, два дня звучали на сцене Дома культурыАО «ЛТЗ». Повод самый подходящий — давался бал. Блестящие пары танцоров, великолепная мурыка — все, как приня­ тона традиционномПетровскомоалу, который, какобыч­ но, прошел в Липецке в канун Нового года. Танцевальйыё пары международного класса из горо­ дов России, а также молодые, будущие звезды бальных танцев откликнулись на приглашение участвовать вэтом прекрасном состязании. Естественно, в итоговом списке танцоры располо­ жились согласно уровню мастерства, определяемому компетентными судьями. Но, какобычно, зрительские силяпатиименее стро­ ги к техническим нюансам прогр аммы, здесь влас­ твуютартистизм и обаяние, и, суд япо тому, какчасто зал взрывался аплодисментами, таких пар на Пет­ ровском балу было много. А можат, это прекрасная, нестареющая музыка так настраивала зрителей? Чтобы проверить свои впечатления, советуем и вам, дорогие читатели, почаще с гавить на проигры­ ватели пластинки с записями эти.х чудных мелодий. На снимке: «рабочие» моменты Петровского б ала. Фото А. ЩУРОВА. А. ЯБЛОН СКИИ . но ТОНКОМУ льду... Как привлекательны ледяные водоемы зимой! Как манят к себе любителей подледного лова, любящую покататься детвору, спе­ шащих пешеходов! Но, увы, ледковарен ине прощает беспечнос­ ти. Она, беспечность, частенько приводит к трагическим послед­ ствиям. За примерами далеко ходить не надо. Не так давно ре­ шивший прогуляться по реке Воронежжитель села Введенка про­ валился под лед. Спасти любителя острых ощущений не удалось. Пятого декабря на центральную спасательную станцию поступи­ ло сообщение из Добринского РОВД: пропаЛ мужчина из села Дурове. Есть сведения, что пошел через пруд, по тонкому Дьду... Но и сегодня, когда лед набирает прочность, уместно все же напомнить: переходить реку по льду нужно только по оборудо­ ванным переправам. А если их нет, то, прежде чем двигаться, надо убедиться в прочности льда. Несчастный случай непроизой­ дет, если все взрослые и дети будут соблюдать меры предосто­ рожности. ......................... Кстати. За девять месяцев нынешнего года в водоемах области утонули 140 человек, из них 17—дети. И. К О Н О Н ЕН К О , инспектор Государственной : инспекции маломерных судов. /и<жврн 'кРб4к к о м и з м ПОПОЛАМ с ЛИРИЗМОМ в кинотеатрах Липецка сейчас демонстрируется картина «Неспящие в Сиэтле» с участием популяр­ ного актера Тома Хэнкса. О нем и рассказывается в материале, подготовленном Ю . Р А З У М О В С К И М . «На каких фильмах вы му герою Т. Хэнкса, реклам- плакали в последнее вре­ мя?» — такой «интимный» вопрос, в числе прочих, не­ давно задал читателям ам ериканский журнал «Энтертейнментуикли». И именно на «Неспящих в Сиэтле» (режиссер Нора Эфрон) указали многие чувствительно-благодар­ ные зрители, к тому же на­ звав любимыми актерами исполнителей главных здесь ролей Тома Хэнкса и Мег,Райан. 38-летний Том Хэнкс повторил путь многих сво­ их именитых коллег. Сугу­ бо любительская, в’данном случае студенческая сцена (Том закончил Калифор­ нийский университет), гас­ троли с полупрофессио­ нальными театрами по Америке, скромный кино­ дебют в фильме ужасов «Он знает, что ты одино­ ка». Но стоило следующе- ному агенту,-вынужденно переодеться в женское платье (телесериал «Зака­ дычные друзья», 1980 год), как комедийное дарование актера стало очевидно и за­ мечено. Дальше — больше, то есть смешнее и обаятель­ нее: комедия «Всплеск», роль безнадежного роман­ тика, влюбленного в русал- Пожалуй, главные краски актерской палитры Т. Хэн­ кса — юношеская непосред­ ственность и доброта, а поч­ ти все персонажи, сыгран­ ные им, жертвы каких-либо случайностей и недора^ме- ний. Экранный имидж Тома чем-то схож с таковым зна­ менитого французского ак­ тера Пьера Ришара. Не слу­ чайно Т. Хэнкс сыграл глав­ ную роль в американской версии «Высокого блондина в черном ботинке» (в США лента вышла под названием «Мужчина в красном ботин- ке»ф Играя роли забавных про­ стаков, шалунов и растяп, Том ищет истоки их харак­ теров в собственном детст­ ве. В некотором роде воз­ вращением туда стала для актера знакомая нашим зри­ телям комедия «Большой», Т, Хэнкс превосходно сыг­ рал 12-летнего мальчика, превратившегося в 25-летне- го мужчину. Эта роль вы­ двигалась на «Оскара». И хотя награды Том не полу­ чил, зрителям запомнилась его необыкновенная улыб­ ка, теплота, излучаемая всем его существам. Видеолюбителям Том хо­ рошо известен как исполни­ тель ведущей роли в «Маль­ чишнике» (жених,устраива­ ющий вечеринку для друзей накануне свадьбы). Но сколько же можно лишь веселиться на экране?! Видимо, сказав себе это, Т. Хэнкс с удовольствием при­ нял предложение сняться в фильме режиссера Г ^ р и Маршалла, «Ничего обще­ го», сюжет которого во мно­ гом напоминал его биогра­ фию. Герой ленты проявля­ ет трогательную заботу о живущих в разводе родите­ лях (в такой же ситуации сам Том очутился с пяти лет). Игра Т. Хэнкса здесь была особенно проникновенна, искренна. Сам Т. Хэнкс считает, что лучшие его герои существу­ ют на грани лиризма и ко­ мизма. Как раз таков персо­ наж актера из «Неспящих в Сиэтле». Эта романтическая 'комедия стала в США су­ перхитом прошлого года, войдя в число пятидесяти ре­ кордсменов национального проката. Герой фильма ар­ хитектор Сэм и его восьми­ летний сын тяжело пережи­ ваю т преждевременную смерть жены и матери. На прозвучавшую об этих пере­ живаниях передачу по радио откликнулась журналистка Энни. Она решает написать трогательный очерк и в ка­ кой-то момент осознает, что ранее не знакомые ей отец и сын стали, частицей ее со­ бственной жизни. Последние по времени ки­ нематографические работы Тома Хэнкса свидетельству­ ют о мужании его актерско­ го таланта. В уже упомяну­ том выше опросе читателей, проведенном американским журналом, среди фильмов, вызвавших у зрителей сле­ зы, названы еще две ленты с участием Тома — «Фор­ рест Гамп» и «Филадель­ фия». В первом фильме режис­ сера Роберта Земекиса Хэнкс сыграл умственно отсталого парня, который становится участником всех главных событий аме­ риканской истории пос­ ледних тридцати лет, А за роль в фильме «Филадель­ фия» режиссера Джоната­ на Дэмма актер получил «Оскара». Его герой здесь — человек, больной СПИ­ Дом. Отвечая после на­ граждения, что значит для него «Филадельфия», не есть ли она нечто большее, чем кар тин а о СПИДе, Том Хэнкс ответил: «Это ильм, говорящий о СПИ- 'е, но он также поднима­ ет кучу других вопросов — о семье, работе, а 1 мерикан- ской демократии, терпи­ мости, дискриминации. К тому же он оставляет на­ дежду!..» На снимке: Том Хэнкс - обладатель «Оскара» за роль в фильме «Филадельфия». Р Н '^ Х В Н А К О Н Е Ц - Т О У В И Д И М « Ч О Н К И Н А » XXIII Межгосударствен­ ный кинорынок, который не­ давно прошел в Московском киноконцертном зале «Из­ майлово», отметил свою пер­ вую круглую дату --- пятиле­ тие. За этот короткий срок ММКР зарекомендовал себя не только крупнейшим, но и самым значительным среди своих многочисленных со­ братьев на территории СНГ. Вполне понятное волнение не позволило бессменно 1 \^ ди­ ректору кинорынка Л.С. Ве- раксе на его открытии назвать количество участников, при­ ехавших в Москву, что обыч­ но всегда делалось. На сей раз Л.С. Веракса после краткого вступительно- "го слова уступил сцену Лари­ се Голубкиной, Николаю Ка­ раченцову иЛарисеДолиной, которые в течение часа проде­ монстрировали свое неувядае­ мое мастерство. Лишь на дру­ гой день удалось выяснить: на кинорынок приехали 500 учас­ тников, было представлено около 200 кинопрокатных орга­ низаций, на продажу было за­ явлено 85 новых фильмов. В общем, если не считать неиз­ бежных маленьких юбилейных торжеств, рынок как рынок. Разве что с некоторыми новы­ ми особенностями. Заметно больше стало встреч создателей фильмов ски­ нопрокатчиками. Если ранее творческие работники ограни,- чивались выступлением в тече- / ние нескольких минут передо премьерой фильма, то теперь с ними можно было встретитьу!я и на пресс-конференциях,,;^е велись серьезные разгово^)ы о будущей судьбе показанных картин. Так, известный режиссер Андрон Михалков-Кончаловс-. кий специально приехал на ки­ норынок, чтобы выяснить воз­ можность широкого проката своего фильма «Курочка Ряба» после его демонстрации по ка­ налу «Останкино» и обсужде­ ния в телевизионном «Пресс- клубе>у( Х;орошо всем знакомый Ал^сандр Калягин представил «даохиндиаду-2»; созданную дга студии «Ладога» (Санкт-Пе- ''тербург). В этой авантюрной кинокомедии зритель встреча­ ется с героями ленты «Прохин- диада» спустя десять лет. А. Калягин высказал готовность самому представлять фильм в различных регионах страны. Пожалуй, наиболее пред­ ставительной была встреча с творческой группой фильма «Жизнь иневероятные приклю­ чения солдата Ивана Чонкина» (Чехия). Внее входили писатель Владимир Войнович, ан^-лийс- кие продюсеры Эрик и Катя Абрахамс, исполнитель глав­ ной роли Геннадий Назаров. Фильм, поставленный чешским режиссером Иржи Менделем, приобретен известной компа­ нией «Екатеринбург-Арт», ко­ торая выпустит его на россиис- бут года, ^1ента недавно получила кие экраны с начала дущего 1. Л| престижную награду Венециан­ ского кинофестиваля и сейчас с успехом идет во Франции, Че­ хии и Словакии. Что касается автора «Чонкина», то В. Войно­ вич очень доволен его экрани­ зацией и намерен так же, как А. Калягин, «сопровождать» фильм. Хотя инепривычно было читать в начале фильма титры на иностранном языке, все осталь­ ное в этой ленте было наше, рос­ сийское: и актеры, и язык, и смешные ситуации. Впервые на ММКР прошли презентации рекламныхроликов будущихфильмов «Все будетхо­ рошо» и «Четвертая планета» режиссера Дмитрия Астрахана («Ты у меня одна»). Картины еще полностью не готовы, а рек­ ламная кампания по ним уже на­ чалась. Основной упор делается на актеров: во «Все будет хоро­ шо» заняты Михаил Ульянов и Александр Збруев, в «Четвертой планете» —Анатолий Котенев, Ольга Беляева и известный аме­ риканский артист Даниэл Мак- Викм. Дотошно-ироничные крити­ ки в публикациях о новых рабо­ тах Д. Астрахана утверждают: на зрительских просмотрах слез будет не меньше, чем их было на фильме «Ты у меня одна», сам же режиссер явля­ ется основателем первого рус- скогЬ сериала «Бедные'тоже счастливы»,в котором назван­ ные фильмы составляют три­ логию. Впрезентации реклам ных роликов участвовали Д. Астрахан, А. Збруев и О. Бе­ ляева, рассказавшие много ин­ тересного о работе вкартинах, уже включенных в программу XXIV ММКР, который состо­ ится в марте следующего года. А на закончившемся кинорын­ ке, кстати, липецкими прокат­ чиками закуплено более двад­ цати картин, в том числе и многие из упомянутых здесь. Ю . ВЛАДИМИРОВ . ПРАВА ПОТРЕБМТЕАЕЙ УЩЕМАЕНЫ НЕ БУДУТ О б и з м е н е н и я х в о п л а т е з а п и с ь м а с 1 января 1995 года пре­ кращается прием к пере­ сылке почтовых конвертов и карточек с марками СССР. Корреспонденция, пересылаемая в маркиро­ ванных конвертах и опла­ ченная марками СССР, бу­ дет возвращаться отправи­ телям, а поступившая в ад­ ресные учреждения почто­ вой связи,доставляться как доплатная. В январе 1992 года Рос­ сийская Федерация начала выпускать свои знаки поч­ товой оплаты: марки и бло­ ки, маркированные конвер­ ты, почтовые карточки. Конверты и карточки ста­ рых выпусков (бывшего Союза), чтобы не-ущемлять интересы россиян, исполь­ зовались наряду с новыми российскими знаками поч­ товой оплаты. Начиная с 1993 года нача­ лась поэтапная работа по изъятию из обращения зна­ ков почтовой оплаты ста­ рых выпусков. Первона­ чально были изъяты худо­ жественные марки и блоки, далее стандартные марки, Некоторое время марки ис­ пользовались только пото­ му, что не удалось быстро насытить рынок почтовых услуг маркированной про­ дукцией Российской Феде­ рации.. Затем с августа 1993 года начал действовать за­ прет на прием от юридичес­ ких лиц и от населения ре­ гистрируемых почтовых отправлений (заказных пи- из обращения. В резуль­ тате многие марки и кон- ве^)ты были уничтожены. П ри этом значительное ко.пмчество знаков почто- во;к( оплаты попало в руки коэммерсантов.и в связи с эт'им на внутренний ры- ■нс>:к:РоссийсКой Федера­ ции по демпинговым це­ на м стали поступать большие партии конвер­ тов и почтовых карточек старых выпусков и реали­ зовываться населению по очсень низким ценам в ср авнении с действующи­ ми в России. Фактически почта России, пересылая сн'ромный объем коррес­ понденции, работала этот п ериод времени бесплат­ но . По оценке специалис- т о в и экспертов, до 50 сем и бандеролей) с марка­ ми старых выпусков. При этом проводилась доплата марками Российской Феде­ рации до действующего та­ рифа. Для населения была сохранена возможность пользования прежними конвертами й открытками обычного назначения. В странах СНГ начали выпускать собственньке знаки почтовой оплаты . Старые выпуски изымалис 1 > шфоцентов письменной исорреспонденции не (5ыло оплачено в соответ- 1 СТВИИ с почтовыми тари­ фами. На территории Россий­ ской Федерации почти три года беспрепятствен- нр принимались от насе­ ления письма со старой маркировкой конвертов и карточек. За это время, по расчетам специалистов, запас их значительно уменьшился, и потребите­ ли не будут слишком ущемлены в случае пол­ ного прекращения хожде­ ния на территории Рос­ сии маркированных кон­ вертов й почтовых карто­ чек с марками старых вы­ пусков. Информируя об изло­ женном, рекомендуем ис­ пользовать остатки ста­ рых конвертов (5 и 7 коп.) и карточек (4, 5, 6 коп.) для новогодних и рождес­ твенских поздравлений и отправки писем с учетом до 1января 1995 года. Управление Федеральной почтовой связи. Приз - миллион руОдей Футбо^зьно-волейбольный хоз­ расчетный клуб «Усманец» вспо]р- ткомплексеАООТ по перерабо"п<е табакаимахорки«Усманское»шро- вел традиционный коммерческшй турнирпомини-футболу, вкоторс)м приняло участие восемь сильней­ шихкоманд области. В полуфинале данковский «Х!и- мик» в серии послематчевых семш- метровых ударов обыграл липсш- кихдинамовцев (основное )щемя не выявило победителя — 2:2). Вто­ рым финалистом стал сокольсг;ий «Металлург», которыйнанеспора- жение хозяевам соревнований, — 6:2. Следует отметить, что тур'нир был коммерчески.м, поэтому в со­ ставесокольцевигралиЮ. Веретин, ---- ' ,С.М( В. Аксенов, С. Журбенко м ош- нин, С. Мязин, А. Ша:^ин и: дру­ гие, В напряженной борьбе пркэшел решающий поединок за гла.вный приз. Победив «Химик» со сшетом 4:2, сокольцызаняли первоем 1 есто. Глава администрации города В.М. Батов вручил им переходящ'и иКу­ бок (на снимке) имиллионру блей. \ Вовстречезабронзовые награ­ ды «Динамо» обыграло «Усма­ нец»—11:3. Л. П Е Т Р О В С КИ Й . г. Усмань.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz