Липецкая газета. 1994 г. (г. Липецк)
«1 п о с л е д н и й т р а г и к 28 декабря 1994 г. с т а р ы е к о н в е р т ы н е д е й с т в и т е л ь н ы с » % з В Е Л и к и и , н е п о д р а ж а е м ы й Т Р А Г И Ч Е С К И Й А К Т Е Р К 130 ШИШСПДНЯРОЖДЕНИЯН. П. РОССОВА Николай Петрович Россов среди известнейших деяте лей русской сцены по праву занимает одно из видных мест. По силе Дарования, актерского таланта театроведы еще в начале его творческого пути поставили Россова в ряд са мых выдающихся актеров своего времени. Он был поисти не рыцарь искусства, один из самых удивительных фено менов русской сцены, пос.дедний русский трагик, воплотив ший 32 роли мирового классического репертуара: Гамлет, Отелло, король Лир, Ричард I I I , Уриэль Акоста, Юлий Цезарь, Моор, Генрих IV . А ведь был наш земляк всего лишь самоучка, сын небогатого усманского мещанина Пет ра Федоровича Пашутина, служившего конторщиком в имении помещика Шеншина — Васильевском под Усманью, где 28 декабр1я 1864 года и родился будукций великий, не подражаемый трагический актер. В 1869 году умер отец, и семья была вынуждена пере ехать в Задонск, а вскоре и в Воронеж, где испытывала большие трудности, особенно после смерти дедушки, а вслед за ним и матери. Оставшись на попечении бабушки. Рос сов, после окончания учили- ша, определился на работу учеником слесаря в железно дорожные мастерские стан ции Воронеж. Но юношу ^^.больше тянуло к книгам. Чте ние и декламирование стихов, трагических монологов раз дражали полуграмотного мастера, и он, однажды поте ряв терпение, так толкнул своего подмастерья, что у юного Россова произошло расстройство речи и он стал заикаться. Потом, естествен но, заикание мешало его ак терской работе и принесло ему много страданий. Он вы нужден был уйти из мастерс кой и при содействии своего гимназического учителя ус троился писцом в земскую управу. Но увлечение теат ром было так велико, что он, накопив 200 рублей, уехал в Москву с мечтой поступить на сцену. Вначале его приняли в Об щество искусства и литерату ры, где ставил спектакли на чинающий тогда К.|С. Ста ниславский. И Россов стал ре петировать роли Гамлета, Уриэля Акосты, но из-за строптивого характера, неже лания признавать и прини мать догмы обучения его в буквальном смысле изгнали из театра. ' Россов действительно всю жизнь не принимал какие- либо театральные школы. Он писал: «Я... всегда признавал огромный смысл изучения те атрального дела, но ненави дел учебу в виде всевозмож ных театральных школ. Для меня искусство до сих пор не самая жизнь, а лишь возмож ность ее в лучах поэзии, плас тического обобщения миро вой сущности нашего внут реннего мира. И в моем вооб ражении артист, и вообще всякий истинный художник, конечно, прежде всего внеш ня» и внутренняя музыкаль ность человеческого образа, неразгаданная загадка приро ды». Он утверждал, что три отрасли искусства не должны иметь какой-либо теории — это поэзия, сцена и критичес кий или литературный дар. Определившись в частный театр известной тогда мос квички Е.Н. Г о р е в о й , Р о с с о в тоже не нашел себя. Актеры считали его «не от мира сего» и даже потешались над ним. А он упорно продолжал ра ботать, репетировал даже по ночам, оставшись один 6 те атре. Но, поняв, что и в этом театре ему не пробиться, уехал в Пензу, где предложил себя на роль Гамлета. И вот 18 февраля 1891 года дебют 26-летнего актера со стоялся и имел громадный, невиданный для провинци ального города, успех. Своей игрой Россов потряс зрите лей. «От его игры мы все в безумном восторге, — вспо минали очевидцы, —„из теат ра Н.П. Россова вынесли на руках, да так качали и кида ли, что чуть не уронили...>>' О нем заговорила пресса, в том числе и столичная, поя вились публикации в теат ральных журналах. Доюих пор никому не известный де бютант сразу получает ряд предложении. Дав еще не сколько спектаклей в Пензе, Россов уехал в Тамбов, где ему, как и в Пензе, сопутство вал успех. Из Тамбова Россов полу чает приглашение в Воронеж. И здесь он произвел фурор. «Злобу дня нашего города, — отмечала губернская газета, — в настоящее время состав ляют гастроли молодого та лантливого артиста Николая Петровича Россова, выдви нувшегося из мрака неизвес тности в прошлый сезон, в Пензе...» Из Воронежа Россов от правился в Петербург, где иг рал в театрах Панаева, Суво рина, затем вновь уезжает в провинцию: Ставрополь, Полтава, Бахмут, Лубны, вновь Пенза, Воронеж, Ни жний Новгород, Петербург, Москва и другие города. И везде он играл только класси ческие ро^?щ. Себя называл не актером, а комедиантом, ак тером транса и вдохновения — не в ироническом, а в воз вышенном значении слова. Современники Д ОДИН го лос отмечали, что Россов был человеком высокой культу ры, к тому же весьма одарен ным литератором. Он самос тоятельно выучил английс кий язык, что^ы не только прочитать в подлиннике, но и самому сделать перевод драмы В. Шекспира «Гам лет». Изучил французский язык и перевел с французско го драмы В. Гюго. Да и сам написал не одно драматичес кое произведение: «Любовь шута», драму в стихах «Со перник нес^)авнимого» — о трагической судьбе оглохше го Бетховена, историческую драму «Королевское правосу дие». В 20-х годах нашего века Россов продолжал свои гас трольные поездки по провин циальным театрам. В 1926 году ему было присвоено зва ние заслуженного артиста республики, а через год в стране торжественно отмети ли 35-летие артистической деятельности. В это же время в Москве был создан «Театр России». Однако через год его закрыли, и руководитель те атра вынужден был оконча тельно покинуть профессио нальную сцену, хотя до глу бокой старости он и дня не мог прожить без театра, вы ступал на любительских сце нах, занимался литературным трудом. В 1940 году Россов, уже больной, выступал в клу бе города Перово под Моск- ' вой. «Решительно не могу жить без сцены, — повторял он, — сходя В' гроб, должен сыграть шекспировского Лира». Умер Россов 30 января 1945 года, похоронен на Но водевичьем кладбище в Мос кве. О последних днях жизни его вспоминал известный пи сатель В.Г. Лидин: «Пришел он ко мне за четыре дня до смерти. Был сильный мороз, и старик долго не мог со греться. "Подумать только... ведь все было у Россова: сла ва, известность, успех, театр", — сказал он вдруг, как бы впервые признав, что того Россова уже нет и никогда больше не будет. Потом он закрыл глаза и заплакал...» Да. Последний русский трагик та,к и умер убежден ный, что высшее, что есть в театре, — это одинокий вели кий трагический актер, игра ющий по наитию и учащий зрителя правде й справедли вости. И ПОЛОНЕЗ, И РУМБА... Полонез, вальс, румба... Названия танцев, все реже встречающиеся в нашем лексиконе, два дня звучали на сцене Дома культурыАО «ЛТЗ». Повод самый подходящий — давался бал. Блестящие пары танцоров, великолепная мурыка — все, как приня тона традиционномПетровскомоалу, который, какобыч но, прошел в Липецке в канун Нового года. Танцевальйыё пары международного класса из горо дов России, а также молодые, будущие звезды бальных танцев откликнулись на приглашение участвовать вэтом прекрасном состязании. Естественно, в итоговом списке танцоры располо жились согласно уровню мастерства, определяемому компетентными судьями. Но, какобычно, зрительские силяпатиименее стро ги к техническим нюансам прогр аммы, здесь влас твуютартистизм и обаяние, и, суд япо тому, какчасто зал взрывался аплодисментами, таких пар на Пет ровском балу было много. А можат, это прекрасная, нестареющая музыка так настраивала зрителей? Чтобы проверить свои впечатления, советуем и вам, дорогие читатели, почаще с гавить на проигры ватели пластинки с записями эти.х чудных мелодий. На снимке: «рабочие» моменты Петровского б ала. Фото А. ЩУРОВА. А. ЯБЛОН СКИИ . но ТОНКОМУ льду... Как привлекательны ледяные водоемы зимой! Как манят к себе любителей подледного лова, любящую покататься детвору, спе шащих пешеходов! Но, увы, ледковарен ине прощает беспечнос ти. Она, беспечность, частенько приводит к трагическим послед ствиям. За примерами далеко ходить не надо. Не так давно ре шивший прогуляться по реке Воронежжитель села Введенка про валился под лед. Спасти любителя острых ощущений не удалось. Пятого декабря на центральную спасательную станцию поступи ло сообщение из Добринского РОВД: пропаЛ мужчина из села Дурове. Есть сведения, что пошел через пруд, по тонкому Дьду... Но и сегодня, когда лед набирает прочность, уместно все же напомнить: переходить реку по льду нужно только по оборудо ванным переправам. А если их нет, то, прежде чем двигаться, надо убедиться в прочности льда. Несчастный случай непроизой дет, если все взрослые и дети будут соблюдать меры предосто рожности. ......................... Кстати. За девять месяцев нынешнего года в водоемах области утонули 140 человек, из них 17—дети. И. К О Н О Н ЕН К О , инспектор Государственной : инспекции маломерных судов. /и<жврн 'кРб4к к о м и з м ПОПОЛАМ с ЛИРИЗМОМ в кинотеатрах Липецка сейчас демонстрируется картина «Неспящие в Сиэтле» с участием популяр ного актера Тома Хэнкса. О нем и рассказывается в материале, подготовленном Ю . Р А З У М О В С К И М . «На каких фильмах вы му герою Т. Хэнкса, реклам- плакали в последнее вре мя?» — такой «интимный» вопрос, в числе прочих, не давно задал читателям ам ериканский журнал «Энтертейнментуикли». И именно на «Неспящих в Сиэтле» (режиссер Нора Эфрон) указали многие чувствительно-благодар ные зрители, к тому же на звав любимыми актерами исполнителей главных здесь ролей Тома Хэнкса и Мег,Райан. 38-летний Том Хэнкс повторил путь многих сво их именитых коллег. Сугу бо любительская, в’данном случае студенческая сцена (Том закончил Калифор нийский университет), гас троли с полупрофессио нальными театрами по Америке, скромный кино дебют в фильме ужасов «Он знает, что ты одино ка». Но стоило следующе- ному агенту,-вынужденно переодеться в женское платье (телесериал «Зака дычные друзья», 1980 год), как комедийное дарование актера стало очевидно и за мечено. Дальше — больше, то есть смешнее и обаятель нее: комедия «Всплеск», роль безнадежного роман тика, влюбленного в русал- Пожалуй, главные краски актерской палитры Т. Хэн кса — юношеская непосред ственность и доброта, а поч ти все персонажи, сыгран ные им, жертвы каких-либо случайностей и недора^ме- ний. Экранный имидж Тома чем-то схож с таковым зна менитого французского ак тера Пьера Ришара. Не слу чайно Т. Хэнкс сыграл глав ную роль в американской версии «Высокого блондина в черном ботинке» (в США лента вышла под названием «Мужчина в красном ботин- ке»ф Играя роли забавных про стаков, шалунов и растяп, Том ищет истоки их харак теров в собственном детст ве. В некотором роде воз вращением туда стала для актера знакомая нашим зри телям комедия «Большой», Т, Хэнкс превосходно сыг рал 12-летнего мальчика, превратившегося в 25-летне- го мужчину. Эта роль вы двигалась на «Оскара». И хотя награды Том не полу чил, зрителям запомнилась его необыкновенная улыб ка, теплота, излучаемая всем его существам. Видеолюбителям Том хо рошо известен как исполни тель ведущей роли в «Маль чишнике» (жених,устраива ющий вечеринку для друзей накануне свадьбы). Но сколько же можно лишь веселиться на экране?! Видимо, сказав себе это, Т. Хэнкс с удовольствием при нял предложение сняться в фильме режиссера Г ^ р и Маршалла, «Ничего обще го», сюжет которого во мно гом напоминал его биогра фию. Герой ленты проявля ет трогательную заботу о живущих в разводе родите лях (в такой же ситуации сам Том очутился с пяти лет). Игра Т. Хэнкса здесь была особенно проникновенна, искренна. Сам Т. Хэнкс считает, что лучшие его герои существу ют на грани лиризма и ко мизма. Как раз таков персо наж актера из «Неспящих в Сиэтле». Эта романтическая 'комедия стала в США су перхитом прошлого года, войдя в число пятидесяти ре кордсменов национального проката. Герой фильма ар хитектор Сэм и его восьми летний сын тяжело пережи ваю т преждевременную смерть жены и матери. На прозвучавшую об этих пере живаниях передачу по радио откликнулась журналистка Энни. Она решает написать трогательный очерк и в ка кой-то момент осознает, что ранее не знакомые ей отец и сын стали, частицей ее со бственной жизни. Последние по времени ки нематографические работы Тома Хэнкса свидетельству ют о мужании его актерско го таланта. В уже упомяну том выше опросе читателей, проведенном американским журналом, среди фильмов, вызвавших у зрителей сле зы, названы еще две ленты с участием Тома — «Фор рест Гамп» и «Филадель фия». В первом фильме режис сера Роберта Земекиса Хэнкс сыграл умственно отсталого парня, который становится участником всех главных событий аме риканской истории пос ледних тридцати лет, А за роль в фильме «Филадель фия» режиссера Джоната на Дэмма актер получил «Оскара». Его герой здесь — человек, больной СПИ Дом. Отвечая после на граждения, что значит для него «Филадельфия», не есть ли она нечто большее, чем кар тин а о СПИДе, Том Хэнкс ответил: «Это ильм, говорящий о СПИ- 'е, но он также поднима ет кучу других вопросов — о семье, работе, а 1 мерикан- ской демократии, терпи мости, дискриминации. К тому же он оставляет на дежду!..» На снимке: Том Хэнкс - обладатель «Оскара» за роль в фильме «Филадельфия». Р Н '^ Х В Н А К О Н Е Ц - Т О У В И Д И М « Ч О Н К И Н А » XXIII Межгосударствен ный кинорынок, который не давно прошел в Московском киноконцертном зале «Из майлово», отметил свою пер вую круглую дату --- пятиле тие. За этот короткий срок ММКР зарекомендовал себя не только крупнейшим, но и самым значительным среди своих многочисленных со братьев на территории СНГ. Вполне понятное волнение не позволило бессменно 1 \^ ди ректору кинорынка Л.С. Ве- раксе на его открытии назвать количество участников, при ехавших в Москву, что обыч но всегда делалось. На сей раз Л.С. Веракса после краткого вступительно- "го слова уступил сцену Лари се Голубкиной, Николаю Ка раченцову иЛарисеДолиной, которые в течение часа проде монстрировали свое неувядае мое мастерство. Лишь на дру гой день удалось выяснить: на кинорынок приехали 500 учас тников, было представлено около 200 кинопрокатных орга низаций, на продажу было за явлено 85 новых фильмов. В общем, если не считать неиз бежных маленьких юбилейных торжеств, рынок как рынок. Разве что с некоторыми новы ми особенностями. Заметно больше стало встреч создателей фильмов ски нопрокатчиками. Если ранее творческие работники ограни,- чивались выступлением в тече- / ние нескольких минут передо премьерой фильма, то теперь с ними можно было встретитьу!я и на пресс-конференциях,,;^е велись серьезные разгово^)ы о будущей судьбе показанных картин. Так, известный режиссер Андрон Михалков-Кончаловс-. кий специально приехал на ки норынок, чтобы выяснить воз можность широкого проката своего фильма «Курочка Ряба» после его демонстрации по ка налу «Останкино» и обсужде ния в телевизионном «Пресс- клубе>у( Х;орошо всем знакомый Ал^сандр Калягин представил «даохиндиаду-2»; созданную дга студии «Ладога» (Санкт-Пе- ''тербург). В этой авантюрной кинокомедии зритель встреча ется с героями ленты «Прохин- диада» спустя десять лет. А. Калягин высказал готовность самому представлять фильм в различных регионах страны. Пожалуй, наиболее пред ставительной была встреча с творческой группой фильма «Жизнь иневероятные приклю чения солдата Ивана Чонкина» (Чехия). Внее входили писатель Владимир Войнович, ан^-лийс- кие продюсеры Эрик и Катя Абрахамс, исполнитель глав ной роли Геннадий Назаров. Фильм, поставленный чешским режиссером Иржи Менделем, приобретен известной компа нией «Екатеринбург-Арт», ко торая выпустит его на россиис- бут года, ^1ента недавно получила кие экраны с начала дущего 1. Л| престижную награду Венециан ского кинофестиваля и сейчас с успехом идет во Франции, Че хии и Словакии. Что касается автора «Чонкина», то В. Войно вич очень доволен его экрани зацией и намерен так же, как А. Калягин, «сопровождать» фильм. Хотя инепривычно было читать в начале фильма титры на иностранном языке, все осталь ное в этой ленте было наше, рос сийское: и актеры, и язык, и смешные ситуации. Впервые на ММКР прошли презентации рекламныхроликов будущихфильмов «Все будетхо рошо» и «Четвертая планета» режиссера Дмитрия Астрахана («Ты у меня одна»). Картины еще полностью не готовы, а рек ламная кампания по ним уже на чалась. Основной упор делается на актеров: во «Все будет хоро шо» заняты Михаил Ульянов и Александр Збруев, в «Четвертой планете» —Анатолий Котенев, Ольга Беляева и известный аме риканский артист Даниэл Мак- Викм. Дотошно-ироничные крити ки в публикациях о новых рабо тах Д. Астрахана утверждают: на зрительских просмотрах слез будет не меньше, чем их было на фильме «Ты у меня одна», сам же режиссер явля ется основателем первого рус- скогЬ сериала «Бедные'тоже счастливы»,в котором назван ные фильмы составляют три логию. Впрезентации реклам ных роликов участвовали Д. Астрахан, А. Збруев и О. Бе ляева, рассказавшие много ин тересного о работе вкартинах, уже включенных в программу XXIV ММКР, который состо ится в марте следующего года. А на закончившемся кинорын ке, кстати, липецкими прокат чиками закуплено более двад цати картин, в том числе и многие из упомянутых здесь. Ю . ВЛАДИМИРОВ . ПРАВА ПОТРЕБМТЕАЕЙ УЩЕМАЕНЫ НЕ БУДУТ О б и з м е н е н и я х в о п л а т е з а п и с ь м а с 1 января 1995 года пре кращается прием к пере сылке почтовых конвертов и карточек с марками СССР. Корреспонденция, пересылаемая в маркиро ванных конвертах и опла ченная марками СССР, бу дет возвращаться отправи телям, а поступившая в ад ресные учреждения почто вой связи,доставляться как доплатная. В январе 1992 года Рос сийская Федерация начала выпускать свои знаки поч товой оплаты: марки и бло ки, маркированные конвер ты, почтовые карточки. Конверты и карточки ста рых выпусков (бывшего Союза), чтобы не-ущемлять интересы россиян, исполь зовались наряду с новыми российскими знаками поч товой оплаты. Начиная с 1993 года нача лась поэтапная работа по изъятию из обращения зна ков почтовой оплаты ста рых выпусков. Первона чально были изъяты худо жественные марки и блоки, далее стандартные марки, Некоторое время марки ис пользовались только пото му, что не удалось быстро насытить рынок почтовых услуг маркированной про дукцией Российской Феде рации.. Затем с августа 1993 года начал действовать за прет на прием от юридичес ких лиц и от населения ре гистрируемых почтовых отправлений (заказных пи- из обращения. В резуль тате многие марки и кон- ве^)ты были уничтожены. П ри этом значительное ко.пмчество знаков почто- во;к( оплаты попало в руки коэммерсантов.и в связи с эт'им на внутренний ры- ■нс>:к:РоссийсКой Федера ции по демпинговым це на м стали поступать большие партии конвер тов и почтовых карточек старых выпусков и реали зовываться населению по очсень низким ценам в ср авнении с действующи ми в России. Фактически почта России, пересылая сн'ромный объем коррес понденции, работала этот п ериод времени бесплат но . По оценке специалис- т о в и экспертов, до 50 сем и бандеролей) с марка ми старых выпусков. При этом проводилась доплата марками Российской Феде рации до действующего та рифа. Для населения была сохранена возможность пользования прежними конвертами й открытками обычного назначения. В странах СНГ начали выпускать собственньке знаки почтовой оплаты . Старые выпуски изымалис 1 > шфоцентов письменной исорреспонденции не (5ыло оплачено в соответ- 1 СТВИИ с почтовыми тари фами. На территории Россий ской Федерации почти три года беспрепятствен- нр принимались от насе ления письма со старой маркировкой конвертов и карточек. За это время, по расчетам специалистов, запас их значительно уменьшился, и потребите ли не будут слишком ущемлены в случае пол ного прекращения хожде ния на территории Рос сии маркированных кон вертов й почтовых карто чек с марками старых вы пусков. Информируя об изло женном, рекомендуем ис пользовать остатки ста рых конвертов (5 и 7 коп.) и карточек (4, 5, 6 коп.) для новогодних и рождес твенских поздравлений и отправки писем с учетом до 1января 1995 года. Управление Федеральной почтовой связи. Приз - миллион руОдей Футбо^зьно-волейбольный хоз расчетный клуб «Усманец» вспо]р- ткомплексеАООТ по перерабо"п<е табакаимахорки«Усманское»шро- вел традиционный коммерческшй турнирпомини-футболу, вкоторс)м приняло участие восемь сильней шихкоманд области. В полуфинале данковский «Х!и- мик» в серии послематчевых семш- метровых ударов обыграл липсш- кихдинамовцев (основное )щемя не выявило победителя — 2:2). Вто рым финалистом стал сокольсг;ий «Металлург», которыйнанеспора- жение хозяевам соревнований, — 6:2. Следует отметить, что тур'нир был коммерчески.м, поэтому в со ставесокольцевигралиЮ. Веретин, ---- ' ,С.М( В. Аксенов, С. Журбенко м ош- нин, С. Мязин, А. Ша:^ин и: дру гие, В напряженной борьбе пркэшел решающий поединок за гла.вный приз. Победив «Химик» со сшетом 4:2, сокольцызаняли первоем 1 есто. Глава администрации города В.М. Батов вручил им переходящ'и иКу бок (на снимке) имиллионру блей. \ Вовстречезабронзовые награ ды «Динамо» обыграло «Усма нец»—11:3. Л. П Е Т Р О В С КИ Й . г. Усмань.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz