Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

н е и з м е н я т ь п р и з в а н и ю 16 декабря 1993 г. с в и д е т е л ь с т в о о ч е в и д ц а Мозга нации — так образ- 'но и зримо на Западе называ­ ют тех, кого у нас расплывчато именуют интеллектуальным цотешдаалом страны. Дело, ко­ нечно, не в эпитетах, а в от­ ношении. У них о таких лщцях заботятся, действительно, как о мозгах, &з которых и руки ничего путного не сделают, и нога зайдут не в ту степь. А у , нас... Недавно узнал, что один из-конструкторов знаменитого _интефального трактора уже в Израиле. Осуждать "беглеца" --почему-то не хочется. Кто-то "уезжает, кто-то уходит в ком- 'мерцию. Почему эти люди из- ■меняют призванию? Не только из-за мизерной зарплаты — "добивает” чувство ненужности их творческих находок и от­ крытий. На нашем доморо- ■ щенном рынке парит фигура жесткого дельца, который по­ роха не изобретет, но умеет "творить" деньги. Настоящие же творцы оказались просто не нзжны. И все же они есть! И вопреки всему делают свое де- V ло! Давно махнув рукой на карьеру, на достаток, они тихо и незаметно изобретают то, что не имеет аналогов в мире. Мы можем вырубить все леса, выкачать всю нефть, и все же будет шанс возродиться. Но без таких работет страна по- 06 одном из подвижников- инжеиеров хочется рассказать. И не только потому, что глав­ ному конструктору Липецкого станкозавода Ю. Ширяеву не­ давно присвоено звание "За­ служенный конструктор Рос­ сии". Юрий Васильевич из по- . редевшей в последнее время гвардии истинных русских ин­ теллигентов, которые всегда работали не за звания и награ­ ды, они сторонились шумной славы. Вот так ученый Циол­ ковский работал в своей про- чвишщальной Калуге над про­ ектами, которые на десятки лет обогнали свое время. Речь не о масштабе этих имен, а о схожести жизненных позиций. Мы ходили с Юрием Ва­ сильевичем по заводу в тот день, когда приехали предста­ вители из Московского главка для офрщиального чествования главного конструктора. Заме­ тив почтенную делегацию, Ширяев неизменно сворачивал в сторону. "Не люблю я этого официоза, давайте лучше пока­ жу вам очень любопытный станок". Да, о своих "детищах" — новых разработках, он мо­ жет говорить часами, а вот о своих заслугах, личной жизни — сразу теряется и вновь пе­ реводит беседу на... станки. А потом 5Енаблюдал из зала, как виновник торжества чувствует себя в президиуме, как стесня­ ется заслуасенно возвышенных слов в свой адрес. Нет, не в президщгмах Ьто место, а за кульманом, в цехе, во время доводки очередного новшества. Вот где он чувствует себя в своей тарелке. А в мастерах толкать речь — у нас сегодня недостатка нет. Не мечтал, не думал Юрий Васильевич, что станет одним из ведущих конотр)псторов в своей отрасли. Вырос в рабо­ чей семье, закончил техникум. В далеком 57-м году устроился на станкозавод технологом. И может быть, так бы им и ра­ ботал, если бы не возникла не­ обходимость взяться за разра­ ботку перспективной продук­ ции. Кому доверить организа­ цию КБ, разработку совершен­ но новой техники? Желающих взвалить на себя эту ношу, на­ чинать все с нуля было немно­ го. Предложили Ширяеву, и он взялся за дело: "Кому-то надо это сделать". Может быть, это феноменальная исполни­ тельность и обязательность, а может — настоящий талант инженера и организатора? На­ верное, и то и другое. Во всяком случае, станки в заводском КБ стали разраба- мя, несмотря на красивые сло­ ва о рынке и прогрессе, все крепчает и крепчает. И эго, по-моему, главный враг, с ко­ торым своим творчеством бо­ рется инженер ВПиряев. Увы, силы неравные. Он создает от­ личные образцы станков, но курс на развал нагпюнальной экономики делает их "ненуж- гшми". Другой бы, опустил ру­ ки, а Ширяев берется за новую идею: "Ну, неужели в этой стране сегодня совершенно не нужны станки?” Каждый его "проигрыш", каждое разочаро­ вание — это наш обгций про­ игрыш. Вспомнить хотя бы о станках глубинного шлифова­ ния, которые разрабатывались с середины восьмидесятых по заказу авиагщогпюй промыш- лешюсти. Был создан творче­ ский коллектив, который тех­ нически перевооружил все авиационное моторостроение. Но отрасль "подбили на взле­ те", не дав достигнуть уровня нуждены сделать ставку на но­ вого заказчика — жвлезнодо- розсшлй транспорт. "Постой, паровоз, не сту­ чите, колеса"... Кто не г^омнит этой строки из популярной песни? Но колеса стучат. Все громче и громче. Потому что становятся почти "квадратны­ ми" от длительного износа. Но при этом одни пишут роман­ тические экономические про­ граммы "под стук колес", ■а ■другие думают, как колеса эти вновь сделать круглыми. Ши­ ряев объездил почти всю стра­ ну и обнаружил, что никто этой проблемой не занимался. Недавно вместе с генеральным директором В. И. Нисенманом вернулся с Северной железной дорога, где скопилось громад­ ное количество отработавпшх свое колесных пар. Деньга ле­ жат под ногами. Нужно только создать соответствующие стан­ ки, перевооружить ремошные предприятия железнодорожно- ' н о р ж р в ж ^РВА св '^^и тываться на уровне мировых стандартов. А порой обгоняли и последние достижения за­ падных фирм. Когда начали выпускать оригинальные то­ карные станки, к примеру, по­ требовалась опора качения. Производилась она в Герма­ нии, и, естественно, требова­ лась валюта. Тогда же на стан­ козаводе решили сделать свою и сделали... принципиально новую. Она была высоко оце­ нена западными фирмами. Ширяев получил одно из своих 6 авторских свидетельств на изобретения. Кстати, их было бы больше, но нет денег на... оформление, патентов за рубе­ жом. Между тем, трудно даже посчитать, какие огромные средства сэкономила государ­ ству та же опора качения за б лет применения на предприя­ тиях страгш! Как известно, скупой платит дважды. Но не всегда из своего кармана. Не­ умная скупость госчиновников часто оборачивается разорени­ ем для народа — ведь платить по счетам придется всем нам. Привычная российская косность, недальновидность, неповоротливость в наше вре- мгфовых образцов. И что же сейчас? Вместо того, чтобы со­ вершенствовать и развивать отечественные моторы для са­ молетов, мы закупаем их в США. Станкозавод остался без заказов, вслед за могоростроиг тельным, зато американская промышленность и американ­ ские рабочие получили милли­ оны долларов, которые, види­ мо, нашему правительству просто некуда девать. —Авиационники нираз за­ являли, что, если потеряем опытный коллектив конструк­ торов Липецка, — говорит Юрий Васильевич, — потерям все моторостроение. Но, вид­ но, эта потеря сегодня Никого не волнует. А ведь если бы те валютные средства в гораццо меньшем объеме отдать нам, отечественным производите­ лям, мы бы смогли конкури­ ровать с любой западной фир­ мой. Дщ этого есть все: тех­ нические разработки, опыт, высоко интеллектуальный кол­ лектив конструкторов и рабо­ чих. Но нет поддержки. В кон­ це концов может "сесть на го транспорта. Рынок здесь об­ ширный, велика и экономия средств для государства. И Ширяев с молодым задором берется за сложнейшую задачу. Однако в чем суть конструк­ торского труда? — Конструктор — тот, кто творит новое, —говорит Юрий Васильевич. — Эго мое жиз­ ненное кредо. Тут нужны зна­ ния, терпение, особый склад характера. Й чутье. Во-первых, надо определить, над чем сле­ дует работать, что сегодня ак " дуально. Верно поставить зада­ чу. Во-вторых, найти нестан­ дартное, оптимальное реше­ ние. У нас нет нормированно­ го рабочего дня. Все время ду­ маешь, ищешь единственно правильный ответ, а родиться он может в один миг. . Путь от идеи до вбплоще- ния ее в сложнейший меха­ низм еще более тернист. Буду­ щий станок имеет право на мелкие капризы и серьезные болезни, он может отказаться работать и учинить настоящую аварию. Называется все эго — наладочно-поисковые работы. Я присутствовал при жестком разговоре директора завода с молодыми конструкторами. Произошел сбой на новом станке по обработке рельсов. Ребята чесали в затылках: что- то не учли, и огорчались, за­ метно суетились. Только спо­ койная уверенность Ширяева всех успокоила. —Юрий Васильевич —до­ брейший человек, — отзыва­ ются о нем инженеры. Но на работе бывает очень суров и непреклонен. Пока идея не воплощена в лучшем виде, ни­ кому не позволит халтурить. Производственники часто злятся, но делают так, как он настаивает. Да и трудно не де­ лать —ведь Ширяев сам горит своей задумкой и всех воспла­ меняет. Его молодой, цепкий ум так и "берет в оборот"лю- бую проблему. Рынок предъявляет самые жесткие требования прежде всего к конструкторам. И мож­ но сказать без преувеличения: прежде всего от них сегодня зависит будущее завода. Вот у кого работы прибавилось мно­ гократно. Приходится мирить­ ся с тем, что уже раз 1 »ботан- ные и доведенные станки от­ вергаются, что нередко поиски оптимальных решений заводят в тупик. И все же упорство и талант вознаграждаются. На последний карусельно-шлифо­ вальный станок, который раз­ рабатывался два года, сделали заказы моторостроители, неф­ техимики, подшипниковые предприятия. Шоковый удар по эконо­ мике, произведенный теорети­ ками, которые не знают, что такое заводская проходная, и не ведают о реалыртх нуждах рабочих, привел к обваЗиному разрушению станкостроения. Наукоемкие производства с ЧПУ никому не нужны, 40 за­ водов отрасли на грани оста­ новки, я к интеллектуальные силы уже не восс^рновить. И нужно иметь мужество и веру в торжество здравого смысла, чтобы не уйти в коммерцию, не уехать из страны^ а честно делать свое дело. Благодаря та- КИМ людям, как Ширяев, Ли- \р;ецкий станкозавод сегодня работает, имеет заказы. Полу- ч|ен льготный кредит на мил- 1 ^ард рублей, и предприятие Доставило реальную программу й^а будущий год. Я надеюсь, . чзга и нынешняя мечта конст­ риктора Ширяева сбудется —^ о ^ создаст оборудование, кото- р |^ сделает "квадрагаые" коле­ су круглыми 1 из нашего правительства цоймут простую исти!^: беЗ' Профессионалов, без "мозгов нации” мы никуда Не уедем. ТРЯЗВ^ в ы с о ш зях самыми высокими ли "пятиэтажки". Затем они уступили высотное первенство девятиэтажным домам. И вот к сдаче гото­ вится первый в городе 159-квартирный десяти­ этажный дом иэ сборного железобетона по улице М. Расковой, сооружаемый липецким акционерным об- завершаются внутриотде- лочные работы, монтаж об- -------- насосной станции и снабжения. ПОДУШИ и ОБ ЭКОЛОГИИ в конце ноября завер­ шена первая очередь ре­ конструкции котельной (пе­ ревод с жидкого топлива на природный газ) в акци­ онерном обществе "Мясо­ комбинат "Грязинский". В ходе работ расширена про­ изводственная площадь основного здания, постро­ ена станция химводоочист- ки, установлен и пущен в эксплуатацию новый паро­ вой котел. Это даст воз­ можность практически пол­ ностью обеспечить пред­ приятие тепДовой энер­ гией, значительно улуч­ шить условия труда рабо­ тающих здесь и резко сни­ зить уровень загрязнения окружающей среды. ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ и детей Коллектив эксперимен­ тального участка акционер­ ного общества "Поиск" (бывшая швейная фабрика) разработал два новых вида швейных изделий из фла­ нелевой ткани — сорочки мужские и рубашки для де­ тей младшего возраста. Как сообщила главный ин­ женер предприятия В. Сит­ никова, серийное произ­ водство сорочек намечено начать со второй половины декабря. А. ПОХВАЩЕВ, корр. газеты "Грязинские известия". Т>б4ТбР'2(Х03б "НЕ В КОНЯ КОРМ” Предприятие "Долгоруковорайгаз" известило своих клиентов, что, кроме обеспечения квартиросъемщиков и домовладельцев газом, теперь будут оказываться ус­ луги и автомобилистам: производить переоборудование их машин для работы на газовом топливе. От реконст­ рукции иномарок местные механики пока отказываются. И не потому, что не в силах "подковать заграничную блоху". Умельцы исходят из того, что хозяева "Мерсе­ десов" в состоянии наскрести денег на бензин, а вот владельцам "Запорожцев" это явно сейчас не по кар- НЕТ СПИРТА - НЕТ БЕНЗИНА... Энергетический кризис добрался и до сельских ве­ теринаров. Из-за бензинового дефицита едва не со­ рвалось совещание местных лекарей животных. Раньше эту проблему решали просто, обменивая горючее на... "горючее", то бишь на спирт. Ныне же с медицинским "лекарством" туговато, как, впрочем, и с вакцинами. И. ПЕРЕКРЕСТОВ. Состоялось офици­ альное открытие ли­ пецкого филиала Мос­ ковского межрегио­ нального коммерческо­ го банка. Это событие в финансовой жизни города и области могло показаться привычным и обыденным, если бы не одно обстоятельст- ^ Ну где вы видели, что­ бы на подобного рода тор­ жествах говорили не о пер­ спективах и благородных намерениях, а о конкрет­ ных результатах и дости­ жениях коллектива? Объяс­ няется все.очень просто. Не коммерции ради"... — сказали себе ^>а6отники этой небольшой финансо­ вой структуры, учрехшен- нои объединениями "Мост- рансгаз" и "Липецкоблгаз" еще в апреле этого года. И спокойно, по-деловому^ Изучили практику ли­ пецких коллег и. конечно, не пренебрегли более чем 60-летним опытом работы своего М1щковского^'роди- лучилось. Г' ■ ” ° тал в два унвлпчпли, и прибыль солидную полу­ чили. А главное, очень рез­ ко сократили время про­ хождения платежей. Ведь это сегодня хрустальная мечта каждого руководите­ ля и главного бухгалтера: утром подписал платежку. а к вечеру деньги уже у по­ купателя. А теперь пред­ ставьте себе, что у этой банковской структуры филиалов по России, кор­ респондентские счета на Ура 1 ще, в других республи­ ках СНГ! Да и вообще принцип работы V липецкого фили­ ала какой-то нестандарт­ ный, я бы сказал, неком­ мерческий. Вот как, к при­ меру, обозначила его де­ виз управляющая Марина Александровна Безрукова: Чем меньше затраты кли­ ента, тем лучше банку". Следуя этому девизу, здесь создали, например, курьерское подразделе­ ние, которое по графику обслуживает предприятие города . Сегодня, когда другие, извините, как черт от ладана, шарахаются от долгосрочных инвестиций 10 идут на это. Ну, а что дал этот банк рядовому, обычному граж­ данину? Финансисты меж­ ду собой называют его "га- Так вот, как похвала кол­ лективу прозвучала на пре­ зентации фраза одного из руководителей: Ни на один день не задержали зарплату липецким газо- строителям — вот что такое этот филиал". А у нас еще очень свежа в памяти не­ давняя забастовка в На­ дыме. Да и более шести сотен личных счетов граж­ дан, открытых в банке за короткое время, — это то­ же показатель доверия. Много у коллектива перспективных задумок, новых планов, ^но о них расскажем тогда , когда они осущ^твятся — такова у новых банкиров тради- КАК Я БЫЛ МИЛЛИОНЕРОМ Первое, что надо сделать человеку, приехавшему из России в Харьков, — обменять деньги. Приобретя суверени­ тет (или-самостийность), Укра­ ина ввела сначала купоны (ко­ торые были похожи на почто­ вые марки), а затем карбован­ цы ^ак фантики от конфет). Обмен денег на вокзале— в руках частного капитала. Ме­ няют везде: и на перронах, и в залах ожидания, в переходах метро и камерах хранения. Повсюду крики: "Куплю руб­ ли", "Продаю карбованцы!" Дух наживы, заразительный и лукавый, витает в воздухе. Быстро произведя в уме нехитрый подсчет (курс рубля 1:30), я вдруг почувствовал, что поднимаюсь на нощгю об­ щественную ступень. Станов­ ление нового миллионера про­ изошло в считанные минуты: несколько слов, шелест купюр, прощальный кивок — и вокзал покидает уже другой человек. Гордо поднятая голова, широ­ ко расправленные плечи, ор­ линый взгляд. А в голове — фейерверк планов и мыслей. В гостиницу я вошел ша­ гом ,покорителя мира — уве­ ренно и гордо. "Места есть?" — голос был звучен и требо­ вателен. Администратор под­ няла голову и внимательно ос­ мотрела меня. "Ага! — про­ мелькнуло в голове, — чувст­ вует миллионера!" Она молча кивнула головой и вручила для заполнения листок прибытия. В нем я указал срок пребыва­ ния — 10 суток. ' С вас 450" — произнесла администратор, выписывая счет. "Чего — 450?" — опешил я. "С вас 450 тысяч купонов". Мир вокруг меня зашатал­ ся. Желая спасти положение, а особенно состояние, я жал­ ким хриплым голоскрм попро­ сил: "Знаете, мне»' не надо "люкса", дайте обычный но­ мер". "А я и даю обычный, на 5 человек, по 45 тысяч в сут­ ки". Я был растоптан, обманут в лучших своих чувствах. От­ считал требуемую сумму и, еле передвигая ноги, поднялся в номер. Через полчаса я пришел в себя и чуть-чуть приободрился — как-никак, но у меня оста­ валось полмиллиона. Еще не все потеряно! Переживания, связанные с крушением бле­ стящих планов, потребовали. видимо, повышенного расхода энергии. Буфет был рядом. Два стакана кофе, три соси­ ски, булочка и бутылка пива уменьшили мой капитал еще на 35 тысяч. После потери крупной сум­ мы потеря меньшей перено­ сится легче. Поэтому я вел се­ бя почти спокойно — только дергалось левое веко и дро­ жали губы. Но обход близле­ жащих магазинов — хлеб 2 ты- КОСТРЫ в ЦЕХАХ ках. Разговор как нападение; можешь? Что надо? и дировки — один из старейших и мощнейших на Украине. Его продукция — тракторные дви­ гатели — когда-то славилась и в Союзе, и за рубежом. А сей­ час предприятие представляет довольно жалкое зрелище: производство упало до мини­ мума. На территории почти' не " И тут я свалял дурака; признал­ ся, что приехал списать наш "брак" и забрать его. Меня подняли на смех, потом корот­ ко объяснили; в нынешней си­ туации все идет в дело. Лишь бы не стоять. А вот не могу ли я достать картошки, ну хоть один мешок? После моего от­ каза интерес ко мне пропал. Начались жалобы, дружно ' ^ ^ В ' Н ' Р К В ^ Н В З А Ж В Ж - К ^ ТРЕ37Б ВДД УШВБОг о том, как плохо живется сегодня, гово­ рят все и всюду. И у нас на заводе тоже. Что ж, все верно: про- ют минимальную и с больизим опозданием. Хуже, кажется, и при- недавно шел по родным !^хам и ... радовался . яУ А я вот на многое посмотрел иначе после командировки на Украи­ ну. Никого не хону убеждать, что у нас дела-то еще более-ме­ нее... Но я видел своими глазами крах еще боль­ ший, чем у нас. сячи, рыбные консервы — 15 тысяч, бутылка водки — 45 ты­ сяч привнес в душу недавнего миллионера смирение и по­ кой. И только во сне (по сло­ вам соседей по комнате) я то громко смеялся, то горько плакал. проходной довольно оживлен­ но — ее охраняют молодые крепкие парни в пятнистой одежде военного образца и с резиновыми дубинками. Это охрана. Наличие ее без слов говорит, что с завода теперь воруют больше, чем прежде. Один из старых работников подтвердил: Раньше-то тащи­ ли только запчасти, а теперь исчезают целые двигатели". Прошел по цехам. Впечат­ ление, как от посещения клад­ бища. На линии конвейера (около 700 метров) — два де­ сятка рабочих. В цехе полу­ мрак, освещены только рабо­ чие места. По цеху стелется дым, дышать трудно. Он под­ нимается из металлических бадей, возле которых люди греют руки. Лица усталые, мрачные, равнодушные. . На мои вопросы отвечали кратко, выразительно и нецен­ зурно. В течение нескольких минут я узнал, что они думают о правительствах Украины и России, о руководстве завода и города, рынке, реформах и самостийности. Из-за прекра­ щения подачи газа они пере­ шли на режим экономии: кос- тоы в цеху — для обогрева. Работы практически нет. Зара­ боток? В среднем 120—150 тысяч купонов. По цифрам — вроде бы нормально, но я вспомнил о ценах. ^Поднялся к руководству. В кабинетах — обогреватели, люди в казенных теплых курт- ругали начальство. Одно мож­ но было понять: без России эти люди себя не мыслят. Все помнят недавнее прошлое без границ и таможен, с работаю­ щими на полную мощь завода­ ми. Просили не обращать вни­ мания на разных бендер". И вообще, ни от одного челове­ ка в Харькове не услышал, что он за отделение. "Нечего де­ лить!" — говорили и рабочие, и руководители. Уходил опять через цех — костры, дым, холод и тоска в глазах людей. Этого ли они ждали от перестройки, ое- форм, самостийности? Все слова, все обещания оказа­ лись легче дыма., ЗАКЛЕЙМЕННЫЕ ПАСПОРТА же командировкам. Опять вок­ зал, опять толпы народа, кри­ ки и очереди. Вокзал перепол­ нен. Поезда есть, — билетов нет. Кажется, что все населе­ ние бывшего Союза преврати лось в кочевников. Я могу понять предприни­ мателей. А куда едут люди с тяжелыми мозолистыми рука­ ми, старики, женщины с деть ми? И только постепенно на чинаешь понимать, какая горь кая доля подняла их с наси женных мест. ковск, Хмельницкий и другие объявили лиц русской нацио­ нальности персонами нон гра та. Сначала потребовали, что бы те давали присягу на вер­ ность Украине. Но все равно они остались людьми второго сорта. Закрываются русские нальными герояк....... ...... эмблема ОУН и бендеровцев — снова поднимается над Ук­ раиной. Мне показывали наши данин Украины". Некоторь1е из таких надписей заверены пе­ чатью с трезубом. Представь­ те, русский солдат освобож дал Украину от фашистов, по том нерколько лет — от их не добитков, скрывающихся в ле сах и имеющих эмблему тре­ зуба. Женился на украинке, поселился здесь, и вот он те­ перь зависит от своих же вра­ гов и должен заклеймить свой паспорт трезу^м! Харьков мало затронут на­ ционалистическим движением. Попытки привлечь на свою сторону рабочий класс оказа­ лись неэффективными, и око­ ло заводов сторонников Чер- новила и Хмары не бывает. Но около школ, институтов их аги­ тация имеет некоторый успех.- Нередко можно увидеть на шапочке школьника эмблему трезуба, а на страницах неко­ торых изданий прочитать, что украинцы никакие не славяне, а арийцы. Уезжал из Харькова с тягостным чувством. Все плохое, что видел — смехотворная цена карбованца, костры в це­ хах, цены с многими нулями, толпы беженцев — все для меня слилось в один зловещий знак — трезуб. Над золо­ тыми полями Украины, ^од ее голубым небом — тень зло­ вещей эмблемы. Она уЖе разделила нас. Неужели наши правительства не в силах остановить это безумие? * _______________________ I__________ Харьков — Липецк. №244 (558) ВОЗРОЖДЕНИЕ Б е з д у х о в н о г о в о з р о ж д е н и я н е в о з м о ж н о в о з ­ р о ж д е н и е и с а м о й Р о с с и и . С е й ч а с б е р е ж н о в о с ­ ст анавливает ся тр, что б ы л о р а з р у ш е н о з а п р е ­ д ы д у щ и е А есятилётия . Х р а м З а д о н с к о г о м у ж с к о г о м о н а ст ы р я помо га "1Ф восст анавливать м н о г и е о р ­ г а н и з а ц и и , н о п р е х ф е в с е г о з д е с ь н е п о к л а д а я р у к трудятся с а м и м о ^ и и п о с л у ш н и к и . ___________ I * Фотху А. ЩУуОВА. НА БАЗАРЕ РЫНКА НЕ Начало на 1-й стр.Я Правильно сказал Л и н о Ельцин: "Уходящий Щр вею» был слишком жесток к рос­ сийской деревне". Правда, он имел в вццу ранешние йласти, а если по-честному, себя бы ему начать. V . ' а А НАПРО-ЩВ- м Ж н - другае торговые ряды. На ка­ потах легковушек, прямо на снегу —все "марсы”, "^Екер-^. сы", "адидасы".;. ПереТ^пци-" ки, офени, в просторечии по- прежнему спекулянты. Де-^ ржатся с достоинством», умеют каждому нелестному слову в свой адрес дать мощный от­ луп. Рыночные завсегдатаи, случайно.! Этим рынком-база­ ром' кто-то управляет. Кто? О, воррос, конечно, очень инте 1 ^снф 1 и... Но ясда одао: нынешняя российсгшя }вдея "совсем беременного" (йли наоборот): рынка дика, дист­ рофична й жалка. Говорилось же: рынок заставит грутшъся, расширять производство, сни­ жать цены, а пока... все нао- » Обидно за( державу. ‘ :■ IV. - ПОХсЬдИЛ-ПОБРОДИЛ по добринскому базару, но так и не нашел там нормаль­ ного, здброворо рынка. По­ том, кстати, прочитал изыска- здешнего неутомимого Рыночные ли? В нормаль­ ном настоящем рынке выиг­ рывает тот, кто сможет сни­ зить себестоимость своей про­ дукции и, значит, продать ее хоть немного дешевле, чей конкурент.' Здесь же совсем иное. Здесь, строго говоря, не товар продается, а деньги. Пе­ рекупщики крутят свои День­ ги по самому малому кругу, когда даже на сооружение па­ вильона можно не тратиться, не говоря уж о лицензиях, кассовых агшаратах, налогах. Но если! бы толькоАо. За всей такой , вол уличнш шу­ шерой просматриваются очень кЕупшле тени. Это же. не без помОщй и тихог#усер- дия заграницы так невероятно упал курс нашего рубля по отношению к доллару, так выросли у нас цены, что пре­ высили мировые. А этого только и надо было. Как только сахар российский стал дороже, чем за рубежом (а это обусловлено гигантскими це­ нами на нефтепродукты, транспортные услуга и про­ чее), так тут же в Россию, хлынул поток более дешевого импортного. Говорят, что буд­ то бы в правительстве готов был проект документа насчет пошлин на ввозимый сахар, дабы наши отечественные свекловоды и сахаровары смогли конкурировать, но главы десятков областей, где свекла не растет, воспрргиви- лись. Что Ж, как ауг^тся... Это тоже рынок. В рышчных отношениях каждое йРудар- ство просто обречено защи­ щать интересы прежг№всего отечественных произ^дите- сударство установило исклю­ чительно высокую закупоч­ ную цену. В Япогши перера­ ботка сахара-сырца щедро до­ тируется горударством. У нас . тут держава не держит... Ис­ чез отечественный -- очень качественный —шоколад, ус­ тупив место "сникерсам:!^ вме­ сто лимонадов и соков назой ЛИБО мозолит глаза заморская "кола". То же и на сахарном, автомобильном, мнощх дру­ гих направлениях. Когда ба­ нан сравнивается в цене с лучшим центрально-церно- земным яблоком, то """ '~ "Здесь находился большой хлеботорговый пункт и обре­ тались десятки ссыпщиков хлеба. Еженедельно по поне­ дельникам гомонили пгумные базары. Местное крестьянское обгцество сдало базарную гшощадь на откуп за три ты­ сячи рублей в год. Деся:^ки подвемг с отборным хлебом тя­ нулись на станции. Особенно "наплыв" наблюдался с авгу­ ста по апрель... Хлеб везгш да­ же из Бобровского уезда Во­ ронежской области и Тамбов­ ского уезда... Многие кресть­ яне, которые жили за сотни верст от .Добринки, стреми­ лись привезти хлеб на эту станцию.: Здесь сказывались два фактора: на хлеб был большой сггрос и на него ус­ танавливалась твердая цена. Сто лрт назад из Добрин- ки железной дорогой было вывезено I 1374 тысячи ггудов хлеба "в зерне", 47 тысяч пу­ дов муки, 42 тысячи ггудов пшена и : 86 тысяч пудов се­ мян... В Ш05 году грузооборот распределился следующим об­ разом: 1543 тысячи пудов зер­ на, 131 тысяча пудов муки, 26 тысяч пуДов пшена и 67 ты­ сяч пудод семян. Кроме того, со станции вывозили милли­ онами штук куриные яйца,и такой деликатес, как перепе- М-да. 1 . Вот если сейчас у нас уже рынок, то что же эго было тогда, сто лет назад? Все настолько полярно. И если рынок нормальный был тогда, то кто же устанавливал твер­ дую цену!на хлеб? Что за сти­ мулы были такие, вовлекаю­ щие крестьян в увеличение производства и ггродажи хле­ ба, муки, .перепелов? Даже то непонятно, как это местное крестьянское общество сдало базарную гшощадь гш откуп? Ведь получается же, что оно владело гшощадью? Эго всего через восемь лет после отме­ ны крепостного права! Прямо Зазеркалье какое-то... Когда тже ггриде'^г такое время, чтобы крестьяне снова мо:уи вла­ деть базарной плоиидыд», а если перевести на наш язкк, рынотаым пространст-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz