Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
н е и з м е н я т ь п р и з в а н и ю 16 декабря 1993 г. с в и д е т е л ь с т в о о ч е в и д ц а Мозга нации — так образ- 'но и зримо на Западе называ ют тех, кого у нас расплывчато именуют интеллектуальным цотешдаалом страны. Дело, ко нечно, не в эпитетах, а в от ношении. У них о таких лщцях заботятся, действительно, как о мозгах, &з которых и руки ничего путного не сделают, и нога зайдут не в ту степь. А у , нас... Недавно узнал, что один из-конструкторов знаменитого _интефального трактора уже в Израиле. Осуждать "беглеца" --почему-то не хочется. Кто-то "уезжает, кто-то уходит в ком- 'мерцию. Почему эти люди из- ■меняют призванию? Не только из-за мизерной зарплаты — "добивает” чувство ненужности их творческих находок и от крытий. На нашем доморо- ■ щенном рынке парит фигура жесткого дельца, который по роха не изобретет, но умеет "творить" деньги. Настоящие же творцы оказались просто не нзжны. И все же они есть! И вопреки всему делают свое де- V ло! Давно махнув рукой на карьеру, на достаток, они тихо и незаметно изобретают то, что не имеет аналогов в мире. Мы можем вырубить все леса, выкачать всю нефть, и все же будет шанс возродиться. Но без таких работет страна по- 06 одном из подвижников- инжеиеров хочется рассказать. И не только потому, что глав ному конструктору Липецкого станкозавода Ю. Ширяеву не давно присвоено звание "За служенный конструктор Рос сии". Юрий Васильевич из по- . редевшей в последнее время гвардии истинных русских ин теллигентов, которые всегда работали не за звания и награ ды, они сторонились шумной славы. Вот так ученый Циол ковский работал в своей про- чвишщальной Калуге над про ектами, которые на десятки лет обогнали свое время. Речь не о масштабе этих имен, а о схожести жизненных позиций. Мы ходили с Юрием Ва сильевичем по заводу в тот день, когда приехали предста вители из Московского главка для офрщиального чествования главного конструктора. Заме тив почтенную делегацию, Ширяев неизменно сворачивал в сторону. "Не люблю я этого официоза, давайте лучше пока жу вам очень любопытный станок". Да, о своих "детищах" — новых разработках, он мо жет говорить часами, а вот о своих заслугах, личной жизни — сразу теряется и вновь пе реводит беседу на... станки. А потом 5Енаблюдал из зала, как виновник торжества чувствует себя в президиуме, как стесня ется заслуасенно возвышенных слов в свой адрес. Нет, не в президщгмах Ьто место, а за кульманом, в цехе, во время доводки очередного новшества. Вот где он чувствует себя в своей тарелке. А в мастерах толкать речь — у нас сегодня недостатка нет. Не мечтал, не думал Юрий Васильевич, что станет одним из ведущих конотр)псторов в своей отрасли. Вырос в рабо чей семье, закончил техникум. В далеком 57-м году устроился на станкозавод технологом. И может быть, так бы им и ра ботал, если бы не возникла не обходимость взяться за разра ботку перспективной продук ции. Кому доверить организа цию КБ, разработку совершен но новой техники? Желающих взвалить на себя эту ношу, на чинать все с нуля было немно го. Предложили Ширяеву, и он взялся за дело: "Кому-то надо это сделать". Может быть, это феноменальная исполни тельность и обязательность, а может — настоящий талант инженера и организатора? На верное, и то и другое. Во всяком случае, станки в заводском КБ стали разраба- мя, несмотря на красивые сло ва о рынке и прогрессе, все крепчает и крепчает. И эго, по-моему, главный враг, с ко торым своим творчеством бо рется инженер ВПиряев. Увы, силы неравные. Он создает от личные образцы станков, но курс на развал нагпюнальной экономики делает их "ненуж- гшми". Другой бы, опустил ру ки, а Ширяев берется за новую идею: "Ну, неужели в этой стране сегодня совершенно не нужны станки?” Каждый его "проигрыш", каждое разочаро вание — это наш обгций про игрыш. Вспомнить хотя бы о станках глубинного шлифова ния, которые разрабатывались с середины восьмидесятых по заказу авиагщогпюй промыш- лешюсти. Был создан творче ский коллектив, который тех нически перевооружил все авиационное моторостроение. Но отрасль "подбили на взле те", не дав достигнуть уровня нуждены сделать ставку на но вого заказчика — жвлезнодо- розсшлй транспорт. "Постой, паровоз, не сту чите, колеса"... Кто не г^омнит этой строки из популярной песни? Но колеса стучат. Все громче и громче. Потому что становятся почти "квадратны ми" от длительного износа. Но при этом одни пишут роман тические экономические про граммы "под стук колес", ■а ■другие думают, как колеса эти вновь сделать круглыми. Ши ряев объездил почти всю стра ну и обнаружил, что никто этой проблемой не занимался. Недавно вместе с генеральным директором В. И. Нисенманом вернулся с Северной железной дорога, где скопилось громад ное количество отработавпшх свое колесных пар. Деньга ле жат под ногами. Нужно только создать соответствующие стан ки, перевооружить ремошные предприятия железнодорожно- ' н о р ж р в ж ^РВА св '^^и тываться на уровне мировых стандартов. А порой обгоняли и последние достижения за падных фирм. Когда начали выпускать оригинальные то карные станки, к примеру, по требовалась опора качения. Производилась она в Герма нии, и, естественно, требова лась валюта. Тогда же на стан козаводе решили сделать свою и сделали... принципиально новую. Она была высоко оце нена западными фирмами. Ширяев получил одно из своих 6 авторских свидетельств на изобретения. Кстати, их было бы больше, но нет денег на... оформление, патентов за рубе жом. Между тем, трудно даже посчитать, какие огромные средства сэкономила государ ству та же опора качения за б лет применения на предприя тиях страгш! Как известно, скупой платит дважды. Но не всегда из своего кармана. Не умная скупость госчиновников часто оборачивается разорени ем для народа — ведь платить по счетам придется всем нам. Привычная российская косность, недальновидность, неповоротливость в наше вре- мгфовых образцов. И что же сейчас? Вместо того, чтобы со вершенствовать и развивать отечественные моторы для са молетов, мы закупаем их в США. Станкозавод остался без заказов, вслед за могоростроиг тельным, зато американская промышленность и американ ские рабочие получили милли оны долларов, которые, види мо, нашему правительству просто некуда девать. —Авиационники нираз за являли, что, если потеряем опытный коллектив конструк торов Липецка, — говорит Юрий Васильевич, — потерям все моторостроение. Но, вид но, эта потеря сегодня Никого не волнует. А ведь если бы те валютные средства в гораццо меньшем объеме отдать нам, отечественным производите лям, мы бы смогли конкури ровать с любой западной фир мой. Дщ этого есть все: тех нические разработки, опыт, высоко интеллектуальный кол лектив конструкторов и рабо чих. Но нет поддержки. В кон це концов может "сесть на го транспорта. Рынок здесь об ширный, велика и экономия средств для государства. И Ширяев с молодым задором берется за сложнейшую задачу. Однако в чем суть конструк торского труда? — Конструктор — тот, кто творит новое, —говорит Юрий Васильевич. — Эго мое жиз ненное кредо. Тут нужны зна ния, терпение, особый склад характера. Й чутье. Во-первых, надо определить, над чем сле дует работать, что сегодня ак " дуально. Верно поставить зада чу. Во-вторых, найти нестан дартное, оптимальное реше ние. У нас нет нормированно го рабочего дня. Все время ду маешь, ищешь единственно правильный ответ, а родиться он может в один миг. . Путь от идеи до вбплоще- ния ее в сложнейший меха низм еще более тернист. Буду щий станок имеет право на мелкие капризы и серьезные болезни, он может отказаться работать и учинить настоящую аварию. Называется все эго — наладочно-поисковые работы. Я присутствовал при жестком разговоре директора завода с молодыми конструкторами. Произошел сбой на новом станке по обработке рельсов. Ребята чесали в затылках: что- то не учли, и огорчались, за метно суетились. Только спо койная уверенность Ширяева всех успокоила. —Юрий Васильевич —до брейший человек, — отзыва ются о нем инженеры. Но на работе бывает очень суров и непреклонен. Пока идея не воплощена в лучшем виде, ни кому не позволит халтурить. Производственники часто злятся, но делают так, как он настаивает. Да и трудно не де лать —ведь Ширяев сам горит своей задумкой и всех воспла меняет. Его молодой, цепкий ум так и "берет в оборот"лю- бую проблему. Рынок предъявляет самые жесткие требования прежде всего к конструкторам. И мож но сказать без преувеличения: прежде всего от них сегодня зависит будущее завода. Вот у кого работы прибавилось мно гократно. Приходится мирить ся с тем, что уже раз 1 »ботан- ные и доведенные станки от вергаются, что нередко поиски оптимальных решений заводят в тупик. И все же упорство и талант вознаграждаются. На последний карусельно-шлифо вальный станок, который раз рабатывался два года, сделали заказы моторостроители, неф техимики, подшипниковые предприятия. Шоковый удар по эконо мике, произведенный теорети ками, которые не знают, что такое заводская проходная, и не ведают о реалыртх нуждах рабочих, привел к обваЗиному разрушению станкостроения. Наукоемкие производства с ЧПУ никому не нужны, 40 за водов отрасли на грани оста новки, я к интеллектуальные силы уже не восс^рновить. И нужно иметь мужество и веру в торжество здравого смысла, чтобы не уйти в коммерцию, не уехать из страны^ а честно делать свое дело. Благодаря та- КИМ людям, как Ширяев, Ли- \р;ецкий станкозавод сегодня работает, имеет заказы. Полу- ч|ен льготный кредит на мил- 1 ^ард рублей, и предприятие Доставило реальную программу й^а будущий год. Я надеюсь, . чзга и нынешняя мечта конст риктора Ширяева сбудется —^ о ^ создаст оборудование, кото- р |^ сделает "квадрагаые" коле су круглыми 1 из нашего правительства цоймут простую исти!^: беЗ' Профессионалов, без "мозгов нации” мы никуда Не уедем. ТРЯЗВ^ в ы с о ш зях самыми высокими ли "пятиэтажки". Затем они уступили высотное первенство девятиэтажным домам. И вот к сдаче гото вится первый в городе 159-квартирный десяти этажный дом иэ сборного железобетона по улице М. Расковой, сооружаемый липецким акционерным об- завершаются внутриотде- лочные работы, монтаж об- -------- насосной станции и снабжения. ПОДУШИ и ОБ ЭКОЛОГИИ в конце ноября завер шена первая очередь ре конструкции котельной (пе ревод с жидкого топлива на природный газ) в акци онерном обществе "Мясо комбинат "Грязинский". В ходе работ расширена про изводственная площадь основного здания, постро ена станция химводоочист- ки, установлен и пущен в эксплуатацию новый паро вой котел. Это даст воз можность практически пол ностью обеспечить пред приятие тепДовой энер гией, значительно улуч шить условия труда рабо тающих здесь и резко сни зить уровень загрязнения окружающей среды. ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ и детей Коллектив эксперимен тального участка акционер ного общества "Поиск" (бывшая швейная фабрика) разработал два новых вида швейных изделий из фла нелевой ткани — сорочки мужские и рубашки для де тей младшего возраста. Как сообщила главный ин женер предприятия В. Сит никова, серийное произ водство сорочек намечено начать со второй половины декабря. А. ПОХВАЩЕВ, корр. газеты "Грязинские известия". Т>б4ТбР'2(Х03б "НЕ В КОНЯ КОРМ” Предприятие "Долгоруковорайгаз" известило своих клиентов, что, кроме обеспечения квартиросъемщиков и домовладельцев газом, теперь будут оказываться ус луги и автомобилистам: производить переоборудование их машин для работы на газовом топливе. От реконст рукции иномарок местные механики пока отказываются. И не потому, что не в силах "подковать заграничную блоху". Умельцы исходят из того, что хозяева "Мерсе десов" в состоянии наскрести денег на бензин, а вот владельцам "Запорожцев" это явно сейчас не по кар- НЕТ СПИРТА - НЕТ БЕНЗИНА... Энергетический кризис добрался и до сельских ве теринаров. Из-за бензинового дефицита едва не со рвалось совещание местных лекарей животных. Раньше эту проблему решали просто, обменивая горючее на... "горючее", то бишь на спирт. Ныне же с медицинским "лекарством" туговато, как, впрочем, и с вакцинами. И. ПЕРЕКРЕСТОВ. Состоялось офици альное открытие ли пецкого филиала Мос ковского межрегио нального коммерческо го банка. Это событие в финансовой жизни города и области могло показаться привычным и обыденным, если бы не одно обстоятельст- ^ Ну где вы видели, что бы на подобного рода тор жествах говорили не о пер спективах и благородных намерениях, а о конкрет ных результатах и дости жениях коллектива? Объяс няется все.очень просто. Не коммерции ради"... — сказали себе ^>а6отники этой небольшой финансо вой структуры, учрехшен- нои объединениями "Мост- рансгаз" и "Липецкоблгаз" еще в апреле этого года. И спокойно, по-деловому^ Изучили практику ли пецких коллег и. конечно, не пренебрегли более чем 60-летним опытом работы своего М1щковского^'роди- лучилось. Г' ■ ” ° тал в два унвлпчпли, и прибыль солидную полу чили. А главное, очень рез ко сократили время про хождения платежей. Ведь это сегодня хрустальная мечта каждого руководите ля и главного бухгалтера: утром подписал платежку. а к вечеру деньги уже у по купателя. А теперь пред ставьте себе, что у этой банковской структуры филиалов по России, кор респондентские счета на Ура 1 ще, в других республи ках СНГ! Да и вообще принцип работы V липецкого фили ала какой-то нестандарт ный, я бы сказал, неком мерческий. Вот как, к при меру, обозначила его де виз управляющая Марина Александровна Безрукова: Чем меньше затраты кли ента, тем лучше банку". Следуя этому девизу, здесь создали, например, курьерское подразделе ние, которое по графику обслуживает предприятие города . Сегодня, когда другие, извините, как черт от ладана, шарахаются от долгосрочных инвестиций 10 идут на это. Ну, а что дал этот банк рядовому, обычному граж данину? Финансисты меж ду собой называют его "га- Так вот, как похвала кол лективу прозвучала на пре зентации фраза одного из руководителей: Ни на один день не задержали зарплату липецким газо- строителям — вот что такое этот филиал". А у нас еще очень свежа в памяти не давняя забастовка в На дыме. Да и более шести сотен личных счетов граж дан, открытых в банке за короткое время, — это то же показатель доверия. Много у коллектива перспективных задумок, новых планов, ^но о них расскажем тогда , когда они осущ^твятся — такова у новых банкиров тради- КАК Я БЫЛ МИЛЛИОНЕРОМ Первое, что надо сделать человеку, приехавшему из России в Харьков, — обменять деньги. Приобретя суверени тет (или-самостийность), Укра ина ввела сначала купоны (ко торые были похожи на почто вые марки), а затем карбован цы ^ак фантики от конфет). Обмен денег на вокзале— в руках частного капитала. Ме няют везде: и на перронах, и в залах ожидания, в переходах метро и камерах хранения. Повсюду крики: "Куплю руб ли", "Продаю карбованцы!" Дух наживы, заразительный и лукавый, витает в воздухе. Быстро произведя в уме нехитрый подсчет (курс рубля 1:30), я вдруг почувствовал, что поднимаюсь на нощгю об щественную ступень. Станов ление нового миллионера про изошло в считанные минуты: несколько слов, шелест купюр, прощальный кивок — и вокзал покидает уже другой человек. Гордо поднятая голова, широ ко расправленные плечи, ор линый взгляд. А в голове — фейерверк планов и мыслей. В гостиницу я вошел ша гом ,покорителя мира — уве ренно и гордо. "Места есть?" — голос был звучен и требо вателен. Администратор под няла голову и внимательно ос мотрела меня. "Ага! — про мелькнуло в голове, — чувст вует миллионера!" Она молча кивнула головой и вручила для заполнения листок прибытия. В нем я указал срок пребыва ния — 10 суток. ' С вас 450" — произнесла администратор, выписывая счет. "Чего — 450?" — опешил я. "С вас 450 тысяч купонов". Мир вокруг меня зашатал ся. Желая спасти положение, а особенно состояние, я жал ким хриплым голоскрм попро сил: "Знаете, мне»' не надо "люкса", дайте обычный но мер". "А я и даю обычный, на 5 человек, по 45 тысяч в сут ки". Я был растоптан, обманут в лучших своих чувствах. От считал требуемую сумму и, еле передвигая ноги, поднялся в номер. Через полчаса я пришел в себя и чуть-чуть приободрился — как-никак, но у меня оста валось полмиллиона. Еще не все потеряно! Переживания, связанные с крушением бле стящих планов, потребовали. видимо, повышенного расхода энергии. Буфет был рядом. Два стакана кофе, три соси ски, булочка и бутылка пива уменьшили мой капитал еще на 35 тысяч. После потери крупной сум мы потеря меньшей перено сится легче. Поэтому я вел се бя почти спокойно — только дергалось левое веко и дро жали губы. Но обход близле жащих магазинов — хлеб 2 ты- КОСТРЫ в ЦЕХАХ ках. Разговор как нападение; можешь? Что надо? и дировки — один из старейших и мощнейших на Украине. Его продукция — тракторные дви гатели — когда-то славилась и в Союзе, и за рубежом. А сей час предприятие представляет довольно жалкое зрелище: производство упало до мини мума. На территории почти' не " И тут я свалял дурака; признал ся, что приехал списать наш "брак" и забрать его. Меня подняли на смех, потом корот ко объяснили; в нынешней си туации все идет в дело. Лишь бы не стоять. А вот не могу ли я достать картошки, ну хоть один мешок? После моего от каза интерес ко мне пропал. Начались жалобы, дружно ' ^ ^ В ' Н ' Р К В ^ Н В З А Ж В Ж - К ^ ТРЕ37Б ВДД УШВБОг о том, как плохо живется сегодня, гово рят все и всюду. И у нас на заводе тоже. Что ж, все верно: про- ют минимальную и с больизим опозданием. Хуже, кажется, и при- недавно шел по родным !^хам и ... радовался . яУ А я вот на многое посмотрел иначе после командировки на Украи ну. Никого не хону убеждать, что у нас дела-то еще более-ме нее... Но я видел своими глазами крах еще боль ший, чем у нас. сячи, рыбные консервы — 15 тысяч, бутылка водки — 45 ты сяч привнес в душу недавнего миллионера смирение и по кой. И только во сне (по сло вам соседей по комнате) я то громко смеялся, то горько плакал. проходной довольно оживлен но — ее охраняют молодые крепкие парни в пятнистой одежде военного образца и с резиновыми дубинками. Это охрана. Наличие ее без слов говорит, что с завода теперь воруют больше, чем прежде. Один из старых работников подтвердил: Раньше-то тащи ли только запчасти, а теперь исчезают целые двигатели". Прошел по цехам. Впечат ление, как от посещения клад бища. На линии конвейера (около 700 метров) — два де сятка рабочих. В цехе полу мрак, освещены только рабо чие места. По цеху стелется дым, дышать трудно. Он под нимается из металлических бадей, возле которых люди греют руки. Лица усталые, мрачные, равнодушные. . На мои вопросы отвечали кратко, выразительно и нецен зурно. В течение нескольких минут я узнал, что они думают о правительствах Украины и России, о руководстве завода и города, рынке, реформах и самостийности. Из-за прекра щения подачи газа они пере шли на режим экономии: кос- тоы в цеху — для обогрева. Работы практически нет. Зара боток? В среднем 120—150 тысяч купонов. По цифрам — вроде бы нормально, но я вспомнил о ценах. ^Поднялся к руководству. В кабинетах — обогреватели, люди в казенных теплых курт- ругали начальство. Одно мож но было понять: без России эти люди себя не мыслят. Все помнят недавнее прошлое без границ и таможен, с работаю щими на полную мощь завода ми. Просили не обращать вни мания на разных бендер". И вообще, ни от одного челове ка в Харькове не услышал, что он за отделение. "Нечего де лить!" — говорили и рабочие, и руководители. Уходил опять через цех — костры, дым, холод и тоска в глазах людей. Этого ли они ждали от перестройки, ое- форм, самостийности? Все слова, все обещания оказа лись легче дыма., ЗАКЛЕЙМЕННЫЕ ПАСПОРТА же командировкам. Опять вок зал, опять толпы народа, кри ки и очереди. Вокзал перепол нен. Поезда есть, — билетов нет. Кажется, что все населе ние бывшего Союза преврати лось в кочевников. Я могу понять предприни мателей. А куда едут люди с тяжелыми мозолистыми рука ми, старики, женщины с деть ми? И только постепенно на чинаешь понимать, какая горь кая доля подняла их с наси женных мест. ковск, Хмельницкий и другие объявили лиц русской нацио нальности персонами нон гра та. Сначала потребовали, что бы те давали присягу на вер ность Украине. Но все равно они остались людьми второго сорта. Закрываются русские нальными герояк....... ...... эмблема ОУН и бендеровцев — снова поднимается над Ук раиной. Мне показывали наши данин Украины". Некоторь1е из таких надписей заверены пе чатью с трезубом. Представь те, русский солдат освобож дал Украину от фашистов, по том нерколько лет — от их не добитков, скрывающихся в ле сах и имеющих эмблему тре зуба. Женился на украинке, поселился здесь, и вот он те перь зависит от своих же вра гов и должен заклеймить свой паспорт трезу^м! Харьков мало затронут на ционалистическим движением. Попытки привлечь на свою сторону рабочий класс оказа лись неэффективными, и око ло заводов сторонников Чер- новила и Хмары не бывает. Но около школ, институтов их аги тация имеет некоторый успех.- Нередко можно увидеть на шапочке школьника эмблему трезуба, а на страницах неко торых изданий прочитать, что украинцы никакие не славяне, а арийцы. Уезжал из Харькова с тягостным чувством. Все плохое, что видел — смехотворная цена карбованца, костры в це хах, цены с многими нулями, толпы беженцев — все для меня слилось в один зловещий знак — трезуб. Над золо тыми полями Украины, ^од ее голубым небом — тень зло вещей эмблемы. Она уЖе разделила нас. Неужели наши правительства не в силах остановить это безумие? * _______________________ I__________ Харьков — Липецк. №244 (558) ВОЗРОЖДЕНИЕ Б е з д у х о в н о г о в о з р о ж д е н и я н е в о з м о ж н о в о з р о ж д е н и е и с а м о й Р о с с и и . С е й ч а с б е р е ж н о в о с ст анавливает ся тр, что б ы л о р а з р у ш е н о з а п р е д ы д у щ и е А есятилётия . Х р а м З а д о н с к о г о м у ж с к о г о м о н а ст ы р я помо га "1Ф восст анавливать м н о г и е о р г а н и з а ц и и , н о п р е х ф е в с е г о з д е с ь н е п о к л а д а я р у к трудятся с а м и м о ^ и и п о с л у ш н и к и . ___________ I * Фотху А. ЩУуОВА. НА БАЗАРЕ РЫНКА НЕ Начало на 1-й стр.Я Правильно сказал Л и н о Ельцин: "Уходящий Щр вею» был слишком жесток к рос сийской деревне". Правда, он имел в вццу ранешние йласти, а если по-честному, себя бы ему начать. V . ' а А НАПРО-ЩВ- м Ж н - другае торговые ряды. На ка потах легковушек, прямо на снегу —все "марсы”, "^Екер-^. сы", "адидасы".;. ПереТ^пци-" ки, офени, в просторечии по- прежнему спекулянты. Де-^ ржатся с достоинством», умеют каждому нелестному слову в свой адрес дать мощный от луп. Рыночные завсегдатаи, случайно.! Этим рынком-база ром' кто-то управляет. Кто? О, воррос, конечно, очень инте 1 ^снф 1 и... Но ясда одао: нынешняя российсгшя }вдея "совсем беременного" (йли наоборот): рынка дика, дист рофична й жалка. Говорилось же: рынок заставит грутшъся, расширять производство, сни жать цены, а пока... все нао- » Обидно за( державу. ‘ :■ IV. - ПОХсЬдИЛ-ПОБРОДИЛ по добринскому базару, но так и не нашел там нормаль ного, здброворо рынка. По том, кстати, прочитал изыска- здешнего неутомимого Рыночные ли? В нормаль ном настоящем рынке выиг рывает тот, кто сможет сни зить себестоимость своей про дукции и, значит, продать ее хоть немного дешевле, чей конкурент.' Здесь же совсем иное. Здесь, строго говоря, не товар продается, а деньги. Пе рекупщики крутят свои День ги по самому малому кругу, когда даже на сооружение па вильона можно не тратиться, не говоря уж о лицензиях, кассовых агшаратах, налогах. Но если! бы толькоАо. За всей такой , вол уличнш шу шерой просматриваются очень кЕупшле тени. Это же. не без помОщй и тихог#усер- дия заграницы так невероятно упал курс нашего рубля по отношению к доллару, так выросли у нас цены, что пре высили мировые. А этого только и надо было. Как только сахар российский стал дороже, чем за рубежом (а это обусловлено гигантскими це нами на нефтепродукты, транспортные услуга и про чее), так тут же в Россию, хлынул поток более дешевого импортного. Говорят, что буд то бы в правительстве готов был проект документа насчет пошлин на ввозимый сахар, дабы наши отечественные свекловоды и сахаровары смогли конкурировать, но главы десятков областей, где свекла не растет, воспрргиви- лись. Что Ж, как ауг^тся... Это тоже рынок. В рышчных отношениях каждое йРудар- ство просто обречено защи щать интересы прежг№всего отечественных произ^дите- сударство установило исклю чительно высокую закупоч ную цену. В Япогши перера ботка сахара-сырца щедро до тируется горударством. У нас . тут держава не держит... Ис чез отечественный -- очень качественный —шоколад, ус тупив место "сникерсам:!^ вме сто лимонадов и соков назой ЛИБО мозолит глаза заморская "кола". То же и на сахарном, автомобильном, мнощх дру гих направлениях. Когда ба нан сравнивается в цене с лучшим центрально-церно- земным яблоком, то """ '~ "Здесь находился большой хлеботорговый пункт и обре тались десятки ссыпщиков хлеба. Еженедельно по поне дельникам гомонили пгумные базары. Местное крестьянское обгцество сдало базарную гшощадь на откуп за три ты сячи рублей в год. Деся:^ки подвемг с отборным хлебом тя нулись на станции. Особенно "наплыв" наблюдался с авгу ста по апрель... Хлеб везгш да же из Бобровского уезда Во ронежской области и Тамбов ского уезда... Многие кресть яне, которые жили за сотни верст от .Добринки, стреми лись привезти хлеб на эту станцию.: Здесь сказывались два фактора: на хлеб был большой сггрос и на него ус танавливалась твердая цена. Сто лрт назад из Добрин- ки железной дорогой было вывезено I 1374 тысячи ггудов хлеба "в зерне", 47 тысяч пу дов муки, 42 тысячи ггудов пшена и : 86 тысяч пудов се мян... В Ш05 году грузооборот распределился следующим об разом: 1543 тысячи пудов зер на, 131 тысяча пудов муки, 26 тысяч пуДов пшена и 67 ты сяч пудод семян. Кроме того, со станции вывозили милли онами штук куриные яйца,и такой деликатес, как перепе- М-да. 1 . Вот если сейчас у нас уже рынок, то что же эго было тогда, сто лет назад? Все настолько полярно. И если рынок нормальный был тогда, то кто же устанавливал твер дую цену!на хлеб? Что за сти мулы были такие, вовлекаю щие крестьян в увеличение производства и ггродажи хле ба, муки, .перепелов? Даже то непонятно, как это местное крестьянское общество сдало базарную гшощадь гш откуп? Ведь получается же, что оно владело гшощадью? Эго всего через восемь лет после отме ны крепостного права! Прямо Зазеркалье какое-то... Когда тже ггриде'^г такое время, чтобы крестьяне снова мо:уи вла деть базарной плоиидыд», а если перевести на наш язкк, рынотаым пространст-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz