Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

с а м о д е р ж а в н а я р е с п у б л и к а е с л и в с п о м н и т ь и с т о р и ю 10 декабря 1993 г. № 241 (555) - Щ Е Ш Ь БУДЕМ... БЕСКОНТРОЛЬНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ И БЕЗЗАЩИТНЫЕ ГРАЖДАНЕ, в Указе "О проекте Консти­ туции РФ , ' йредстяюйгемом на всенародное ^чэлосование” от 6 ноября 1993 года, -М» 1Д45, Пре­ зидент не ,сомневается, что до­ кумент будёт ’принят. Он пи­ шет: "После принятия Консти­ туции Российской Федерации всенародным голосованием Центральная'избирательнагг ко ­ миссия РФ направляет текст Конституции для официального опубликования одновременно с резуттатами голосования". Да и Положение О' всена­ родном голосовании задумано так, чтобы-в ^шбом случае Кон­ ституцию Принять, —достаточ­ но участвовать в гголосовании половике;'избирателей и еще одному человек, и голосование состоялось.' А если проголосует "за" более''йбДовйны пришед­ ших на изби{^тзельньк!,%учвстки, то Конституция считается при­ нятой. Таким образом, доста­ точно, лцдщ ^н о й , четверти из­ бирателей для'принятия нового Основногр ■ тальные почти 75 цроцешюв I I бирателей? С шгми теперь и не надо считаться? Между тем в статье 3.1 про­ екта подчеркивается, что- тюси-^ телем сувсрс 1 ^ е т а ' и^'еданст-^ венным историком власти в ; Российской Фёдерагдаи- явш^ет- ся ее многонациональный'на-: род. На практике, выходит, да­ леко не весь на^ ИСТОШ 1 ИК^власти , Конституции.; Что э слово в теории дарс” "" ” Я уж не говорю о том, что гас ведь есть Конституция ’оссии — оболганная, унижен-- или Как авторы новой Конституции учли мнение "е/^нственного источника властй" — народа ная, растопташгая нынешними правителями. Есть, потому что Президент в нужггых случаях ссылается на нее в своих доку­ ментах. А в ней предусмотрен другой порядок принятия Ос­ новного Закона. Почему же нас, граждан России, не спро­ сили, отменять или не от'менять установленный порядок? Далее. Проект содержит 137 стЛтей, во многих из них от двух до семи пуггктов да еще подпункты а, . 6 , в, г и -ц д. и т. п., заключительные и пере­ ходные положения. Требуется немало времени, чтобы в них разобраться, сравггить с нынеш­ ней Конституцией, оцецить, что приобретаем, а что теряем в ре ­ зультате принятия новой. Ведь даже специалисты -.. юристы, политологи, философы пока еще не имели возможггости ра­ зобраться в этом документе. Что же говорить об основной массе населения — рабочих; дгнтеллигенции? ("агоры, видимо, нс случайно торопятся пришггь проект Конституции, рассчиты­ вая именно на неосведомлен- преть Людей, их доверчивость. Т^кое ВОЗМ 9 ВДО, но потом, ког­ да граждагА разберутся, что к чему, их уже брать в" расчет ни- ' кто- не будет: сгатьи 134—137 ставят непробиваемые бастионы /Нд. .пути ггоправок.. Вспомните, 1 )оссийская Бчдаститугщя 1978 года прини­ малась- после Конституции СССР 1977 года. А та обсужда ­ лась несколько месяцев, граж­ дане внесли тысячи и тысячи предложений. В игоге почти все С'гатъи проекта претерпели из­ менения в лучшую сторбггу й появились новые статьи.. ■ Возникает вопрое: а почему же сегодня нас никто' не спра,- шивает о содержании нашей будущей Конституции? -Ведь она же делается для народа, а не'для профессора С. Алексее­ ва, А. Собчака, Президента или правительства! Не надо забы­ вать, что околопрезидентскими структурами молчаливо отверг нуты все* другие проекты, тем более данный проект должен вобрать все лучшее’ из отверг- ггутых проектов. К сожалению, и этого тге случилось. Если, :н& Кабшгета Ми- своего народа. Такова совре-. менная демократия. Рассуждаю о проекте, а сам думаю: что толку? Ведь меюг шг , его авторы, ни Президент об этом и не спрашивают. Требу­ ется одно — сказать "за"^ или "против" проекта в делом. И не важно, что в Конституции после троекратного отклонения слишком мг-юго белых лгятеи За меня решено, -что хорошс для России, а что тглохо., Меж Если Совет Федерации ггегшзя распустить раньше уста­ новленного Законом срока, то Государствешгая Дума будет в состоянии продержаться лишь один год. Почему? Президент' Конституции, но какой? Вот вопрос. ■ Не подлежат обсуждешпо, лишь принятию статьи, касаю- иечио. Основной Закон прини- Щиеся -федеральных органов мается 1 га пару лет, кик избира- “ ^асти. Если Ппезипетлг отла­ ются сейчас Совет Федерации и ,Государственная Дума, тогда все поншно: Конституция нуж­ на для закрепления резугштатов сентябрьско-октябрьской арт ■ подг’отовки и настуггления' на Советы. Откровенно говоря, людям надоело неуважение самых вы­ сших шгастей к-Основному За­ кону. Тем более, Конегшуция после тщательной проработки россизпгами должна быть при­ нята всерьез и ггадолго. За ее исполнеггисм должен быть уста­ новлен ^жесткий контроль со стороны законодателыгьгх, ис- .полнителыгых и судебных орга­ нов власти. Но об этом теперь говорить не приходится -- представи­ тельная власть в России рас­ формирована известными Ука­ зами Президента, а деятель­ ность Констигуционного суда парализована.- Характерно, что и по этому поводу исполнитель­ ная власть нс спросила мнение власти. Если Президенту отда­ ны огромные права и даже сверх того, то Государствешгая Ду^га, Совет Федерации лише­ ны даже права контроля за ис­ полнением ими же приня;тых законов и за деятельностью правительства, права разрабаты­ вать впутрешпою и внешнюю политику страггы, назначать и кандидатур на пост ггредсе- дателя', правительства назначает 1 з^у сам предссдателгг и расггускает против новой - Думу, назначая новые выборы. Случись, что Дума выразит не­ доверие правительству, эго не означает его отставки —Прези­ дент единогшчно решит. В слу­ чае же гювторного в течение трех месяцев выражения недот верия Гфавительству Президент объявляет об отставке Кабинета либо распускает Думу. Как вы думаете: какое он примет реше­ ние? Конечно, распустит Думу, ведь члены правительства, кото­ рых он лично без' всякого со- гласованшг назначил, все его люди, а в Думе — нежелатель- ШОРЫ ПГОЕШ коистшцгг го Д 0 СТ 0 Ш 1 НОБЕЛЕВСКОЕ ПРЕШН! я всего лишь электро­ монтер и не любитель пи­ сать в редакции. Однако одно событие .заставило меня "взяться за перо": я прочитал :(весьма внима­ тельно): проект Конститу- Впечатление сильное. Думаю, наш Президент до­ стоин Нобелевской премии в областй политологии (ес­ ли не присуждают, кстати, то учредить) за изобрете­ ние новой формы правле- . До сих пор мы знали четыре основных: самодер­ жавную- монархию, парла­ ментскую монархиюупрези- дентскую республику й пар­ ламентскую республику . Похоже , авторы проекта Конституции изобрели пя­ тую форму: самодержавную республику. К такому выводу прихо­ дишь после ознакомления с пю м ад ь ем .полномочий Президента и незначитель­ ностью роли парламента: Похоже, основное-'назначе- ние ГррувЗ;й.цтй^1ГЯЙ„ Думь 1 — давдть .согласие а -(йР-; пробуй йё да+'ь — в мй) раб.г пустят!) ' Ч и ' . Президент" же, и'^^пра'вй- тельство назначй1гг.'’.!:(‘йс'“' полнительная- власть)} ;и су­ дей назначает (вот,-тебе и "независима:Я' судебная власть), и через референ­ дум и роспуски Думы — за- кон-одательную под себя подминает. Ну чем не сред­ невековый монарх? (Вспом­ ним и бессмертное сталин­ ское "кадры решают все"). Вот только' зачем все это называть демократией? На'< стоящая демократия только там, где последнее слово всегда за парламентом. Считалось, что француз­ ские короли из династии Капетингов обладали да­ ром исцелять людей от зо­ лотухи. Может, для нашего Президента еще и такую "норму" предусмотреть? Складывается впечатле­ ние, что авторы проекта убеждены; любой Прези­ дент России обязательно будет кладеным парнем, а любой российский парла­ мент также обязательно бу­ дет бякой. И наоборот не может быть. Потому что бьггь этого не может. Такие вот дела. Если бу­ дет желание, можете озна­ комить с мнением простого российского элекромонтера читателей. к вам Еючггением А . М А К С И М О В г. Липецк;. Р.В. Кстати, проект изо­ билует процедурными: не- определенностями. Напри­ мер, как быть, если Дума упорно отказывает в дове­ рии правительству на пер­ вом году своего существо­ вания, когда распускать её нельзя? Искать бесприн­ ципную танковую роту? И не согласится? I . На днях Б. Н. Ельцин, по- ясшгя руководителям партий­ ных блоков, чго и как им мож­ но говорггть в ходе, предвыбор-. ной кампании, недвусмысленно заявил: "Проект повой Консти­ туции прошу ПС трогать, за нее мы будем бороться..." Дескать, дагя негативггых высказывшгий это .— тема закрытая. Чуть раньше руководитель йрёзиден- тской адаинистрации Сергей Филатов грозно констатировал с экрана телевизора: мол, в не­ которых регионах против новой Конститупци людей "настраи­ вают". 1 о 'есть позволшот себе публично оценивать ее*" крити ■ чески.., . А в последнее время критику проекта вообще пои­ меновали "ггровокацией". Странная ситуация, не правда -ли? -Будто: лет на гжг- надцатыгазад перенеслись! По­ мнится, в 1977-м, при брежнев­ ском: "всенародном обсужде­ нии", тоже 1 ге приведи Господи было усомниться в достоинст­ вах "Основного Закона развито­ го социализма". Из статьи, ко­ торую автору этих строк (тогда егце студенту) довелось подго- товшъ для факудагетской газе- <ры;''"решением партбюро было убрано четыре пятых содержа- нйЯ:+^ПРдним аргументом: "таге нельзя!" И с конфидешгиаль- ным-предупреждением, чтобы впредь свои критичёские мысли держал при себе. Но хоть с три­ бун-то, по крайней мере, тогда призывали к обратному: к агга- лизу, к откровенной критике, к предложениям по улучшению гфвекга... Ныне же й руководи- гели государства не стесняются публично угрожать "борьбой" против "критиков" и "провока- казалось бы, чег<! бЫ 8 'ься,^"ёсли: -новая Конститу­ ция, йшесеиная на референа- Цм , .действительно так хороша, как 6 том тзердга: официальная, пропаганда? Чего нервничать, коли она на самом деле — не­ бывалый в российской истории документ, впервые ставящий власть не службу человеку, впервые гарантирующий каж­ дому широчайшие'права и сво­ боды? Неужто люди не поймут, не оценят по достоинству? А -может, того и боятся, шо — I I . Права и свободы в новом проекте поистгше впечатляю­ щи. Начиная от "права на жизнь" и кончая правом на бес- звучит статья вторая: "Человек, его пра 1 ва и свободы явлшотся высшей цешгостью". Кроме то­ го, — требовательно: "Призна­ ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани­ на — обязанность государства". Вгфочем, каких только обя­ занностей не брало на себя па­ ше государство за последние семьдесят лет, с самого момен­ та появлеггия писангшгх Кон­ ституций.- Б^аких только прав не сулило! .и", на труд,' и на отдых, и •даже'' 'на 'жилье к •двухтысяч­ ном^ 1 'оду.;, Что не мешало раз %а'разоУ переносить светлое бу- 'лупцее во все более отдалешгую йёрспективу. -А полвека назад так и вообще заее:гять острова' ГУЛА'Га, невзирая на самые фундаккнтальные конституни- 'онйые'гголожения. ■ ' ,!> 0 этя на сей раз, действи­ тельно," "имеются в проекте гщиндипиапьн'ые отличия. На-.^ ггр.гбйер, статья 15г по которой’ |С 6 йЬ 1 Ш 5 ащя будет иметь "вы- ’стуЮ ‘юрклическую силу, пря­ мое действие", и статья 18; "Драва и свободы человека и гр^^айина являются неиосред- стаённо деЦ:твующими". Вот только что получится, если прямую" да "непосредственно прии^нить уже следующую 19- ю статью? Она, в частности, гласит: "Запрещаются любые формы ограничения прав (фаж- дан по признакам социальной расовой, национальной, языко вой или религиозной гтринад лежггости". А по принадлсжгго сти, скажем, партийной (по- щ ^ и ^ск ой ) не запрещается? Стало'быть, и'закон о люстра- цшг можно будет принять? Или взять статью 29: "Каж дому гарантируется свобода мысли II слова" — очень хоро­ шо! По тут же: "Не допу'скаются пропагаггда, или агитация, воз­ буждающие содиашную, расо­ вую, национальную или рели- шоз 1 гую ненависть„и вражду". "Возбуждающие" ... это как? Допустим, я скажу, что одни богатею'!', а друд'ие перебивают­ ся с .хлеба на квас вдруг кто- то возьмет да "возбудится” от столь обидной констатации ре- атьного положения дел? Выхо­ дит, после этого меня можно ные де 1 гутаты, коли "обижают" правительство, хотя они и из­ браны народом. Есть еще одшг любопытный момент. Может случиться и так, что Дума будет резко критико­ вать политику правительства (нормаданая-Дума и должна это делать).- Тогда "обиженная" ис­ полнительная власть должна поставить вопрос о доверии. Дума в доверии отказывает. Что же Президент? Он в течение се­ ми дней должен принять реше- тгие об отставке правительства или •о роспуске Думы. Какое будет решение, сом'неватъся не приходится —опять-таки в пра­ вительстве свои назначенцы. Как их обидеть? Федеральное Собрание — парламент — назван в проекте представительным и законода­ тельным органом РФ. Даже не высшим. А посему и положение его весьма шаткое.' Он в случае нево.зможности Президента ис- полтгять -свои обязшгности не может назначигь исполтгяющего обязанности Президента. Эти обязанности будет выполнять председатель правительства — не избранный народом, а на- -значешгый Президентом, даже вопреки Думе. Как видим, и здесь от .народовластия ничего не остается. Не предусмотрена в проекте должность вице-прег зидента. Как же так: берем за эталон США, но не берем из их Конст'итугщи вице-президен­ та? Значит, какому-то конкрет­ ному лицу вшге-президент не И еще вопросы авторам Конституции. Можем ли мы отозвать депутатов нашего пар­ ламента, если они по-настоя ­ щему не служат избирателям? А Президента мы можем отозвать с поста досрошю? То, что за­ писано в проекте, говорит об отрицательном ответе. Как :^е тогда с народовластием, о кото­ ром вы печетесь? Пора бы заканчивать беглые заметки. Но скажу еще об од­ ном. О роли Президента. ■Он олицетворяет собой всю Рос­ сию, работать ему по новой Констигупии будет очень т{пзд- но. Посудите сами: глава госу­ дарства, гарант Конституции (один, без законодательного ор­ гана и судов), прав и свобод че­ ловека и граждашпга, сохраняет суверюнитет РФ, обеспечивает согласованное функциониро 1 &- ние и взаимодействие органов государствеггной власти (соглас­ но ст. 1 1 государственную власть в РФ осуществляют Пре­ зидент, Федеральное Собрание, правительство. Суды Россий ской Федерации). Как видим, авторы наделили Президента даже сверхполномочиями: зачем ему согласовывать деятель­ ность, например, судов, когда суды самостоятельны, незави­ симы и подчиняются только за­ кону; и как понимать тогда принцип разделения властей? Президент назначает выборы в Государственную Думу, рефе­ рендум, является Верховным Главнокомандующим. Назнача­ ет, освобождает, представляет, награждает и т. д. и т. п. Если возникнет' вопрос об отстранении Президента от должности, то авторы обстави­ ли эту процедуру такими усло­ виями, что сделать это невоз­ можно. В проекте записано весьмд мудро: он может быть отрешен, за государствешпта измену шш совершение иного тяжкого прес 1 '>ч 1 ления, а потом , - долгая процедура с Консти- е туционным и Верховным Суда- ; ми. Специальной комиссией. Думой и Советом Федерагщи.. > 11 онимаю, что такой шаг зако- • нодателей — дело исключи- :! тельное, его может никогда и не быть, но и и усложнягь его ; не стоило бы. Словом, наш Президент все взял на себя. А это о.значает: помимо большого состава пра жтельства потребуется еше и Рхромный аппарат Президента. Придется все дублировать, : контролщювать, проталкивать. ; Не проще бьшо бы, если глава ! государства (как в США) сам и возглавлял правительство? Вместе с парламентом решал : бы все вопросы: Как видим, > авторы проекта такой вариант - не по,ддерж;щи. Президент у нас будет выше императора. Абсолютно никому не подотце- ; Машина пропаганды по- : ставлена на 'один режим- — Конституцию во что бы то 1 Ш стало принять. Нас уже заЦ- ; гивают, что если не скажем : "да", 'ю наступит чуть не ко-. . : нец света в России. Нсииз ис- : тории человечества хорошо из­ вестно, что все объявленные . "концы" сЬета были не более ; чем шарлатанскими трюками, призванным! удовлетворить ; чьи-то политические и эконо- ; Н . ПРИВ АЛО В . г. Липецк. . ; I I I . Давайте хотя бы "бегло срав­ ним соотношения сил Прези­ дента и органа народного пред­ ставительства — Федерального Собрания. Уравновепшвают ли они друг друга? Вот краткий перечень соответствующих вла­ стных полномочий. Президент самостоятельно обеспечивает согласованное функционирование и взаимо­ действие органов юсударегаен- ной власти, сам определяет ос­ новные направления внутрен-- ней и внешней политик»;,пред- такова, что резултлат ее приме­ нения опя'гь-таки во многом за­ висит от Президента. Достаточ­ но сказать, что соотвегствую- щее-решение принимается вер­ хней палатой парламента - Со­ ветом Федерации —двумя -фе- тями голосов от ее состава. А сама эта палата не выбирается народом, она "формируется" (статья 96), Да так, что полови­ ну здесь составляют 1 федсг'ави- тели местных исполнительных органов шис’ги. Органы же эти "в пределах ведения Российской Федерации" образуют "единую систему" с- органами федераль- Да под такими полномочи­ ями и Сталин бы двумя руками подписался! Зато положению будущих российских парламентариев не позавидуешь. Да, по статье 98 шюны Совета Федерапии и де­ путаты Государственной Думы также обладают неприкосно- вегшостью. Однако даже в ее рамках "для обеспечения без­ опасности других людей" могут быть и задержаны, и арестова­ ны, и подвергнуты обыску, личному досмафу. А Дума — так .вообще может быть,распу­ щена едва ли не в любой мо­ мент. Что для этого требуется? Немногое: чтобы депутаты ?:рижды отклонили предлагае­ мую Президентом кандидатуру премьер- министра (а после года своего существования — еще и чтобы посмели дважды в тече­ ние фех месяцев выразить не­ доверие Правительству). И все! Свободны! Причем после выбо­ ров подобная операция может быть осуществлена и над новой Думой, а пот’ом -- и над сле- ного бюджета, могут быт'ь вне­ сены только при наличии за­ ключения Правительства". Все понятно? Если нет, то вот еще одна статья за номером" 10 1 : "Для осуществления контроля за исполнением федерально!о бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату..." Поэтому не верьте, что предполагаемый 1 шш будущий парламент двух­ палатный. Ни одна из этих двух, о которых ныне -фувягпа каждом шагу, самостоятельно 'бюджет кош^лировать не бу­ дет. Для этого предусмотрена третья, образуемая,, так сказать, на паритетных началах. Причем в случае роспуска Государст­ венной Думы Счетная палата автома!тически распадается, те­ ряя и своего председателя, и половину состава. После чего четыре месяца министры (и Президент, разумеется) .могут распоряжаться государственны­ ми средствами вообще без шр- Щ Ш Ш 1 г Е д г н о д Е г м в и Е " ? ■ 'Конечно , н у ж е н авторитет в г о с у д а р ст в е , н о к а к о й ? . .. А то го вор ит ся "авторитарность, а вы л у п л я ет с я — тоталитарность". А . И . С О ЛЖ Е Н И Ц Ы Н . будет вполне конституционно посадить — вопреки "свободе мысли и слова"? Наконец, статья 55: "В Рос­ сийской Федерации не Дёлжны издаваться законы, отменяю­ щие или умаляюшие права и свободы §:еловека". Отлично! Однако и тут: "Права и свободы человека и хражданина могут быть офаничены федеральным .законом..."'- То есть "умаляю­ щие" законы "издаваться" все- таки могут. Сколь широко? "В трй мере, в какйй это необхо­ димо в целях защиты основ конституционного строя, нравг ст'веиности, здоровья..."' и так далее. Да, но кто сию "меру" будет определять? Президент? Парламент? _Вот тут мы и подходим к самому главному вопросу — к вопросу о гарантиях всего обе ­ щанного. Кто их обеспечит? Ответ находим в статье 80: "Президент- Российской Феде ­ рации является гарантом Кон­ ституции Российской Федера­ ции, прав и свобод человека и гражданина”. Ни о будущем парламенте, ни о будущем Кон­ ституционном суде зщцобных указаний д-проекте нет. Значит — только будущий Президент. Но мы ведв. еовсем недавно уже имели случай воочию наблю­ дать, как ныне 'Действующий выполнил роль гаранта по от­ ношению к Основному Закону, в верности которому клялся при вф:уплении в должность. Где гарантия, что и его преем­ ник не будет понимать столь же специфически эг>' свою .миссию применительно к новой Кон­ ституции? ;Или референдум сам по'себе обеспечит ее неприкос- иовениость? До сих пор что-то не особенно удавалось. По, мо­ жет быть, система сдержек и противовесов заложена в про­ екте такая, что сам будущий конституционный строй станет иезыбле'мым гарантом себя са ставляет Россию внутри Сфаны и в международных отношени­ ях; назначает председателя Правительства (кстати, это единственное'лицо в прави­ тельстве, которое назначается с согласия Государственной Ду­ мы, хотя и без такого согласия, как ниже увидим, вполне мож­ но обойтись) и всех министров; определяет кандидатуры пред­ седателя Центробанка, Гене­ рального прокурора, судей Констигугшоииого, Верховного и Высшего Арбитражного судов (а 'Судей других федеральных судов назначает едцнолищю); (Армирует и возгл^ляет Совет &зопасности, свою Админист­ рацию; назначает и освобожда­ ет своих полномочных предста- вит-елей, высФее" командование Вооруженных Сил, послов в иностранные государства; сам утверждает военную докфину; назначает выборы и референду­ мы; распускает Государствен­ ную Думы; руководит внепшей гПолигикрй; является Верхов- гшш Главнокомандующим; вво-._. дит военное и чрезвычайное положение; решает вопросы гражданства; нафаждает и ми­ лует. Наконец, имеет право председательствовать на заседа­ ниях П'равигельс'гва (то есть фактически возглавлять и. его). Словом, возвышается над дсе- ми органами государства!, лу чего и назывг----- вой" (статья 80). Пу, а кому Президеш' под­ отчетен, обладая столь гигант­ ской властью?. Да по сути дела — никому! Пращщ, статья 93 предусмагривает возможность отрешения его от должности но только на основании "обви­ нения в государственной изме­ не или совершеггаи иного тяж­ кого Гфеступлеиия". Во всех ос­ тальных случаях, как гласит статья 91, Президент "обладает неприкосновенностью" (даже воровать ему можно, лишь бы не в особо крупных размерах?). Причем процедура отрешения ными (статья 77). То есть под- такяется Президенту. Однако и это еще не все. Обвинения, выдвигаемые Госу­ дарственной Думой (нижней палатой парламента), должны быть подтверждены заключени­ ями Верховного и КонсГигуци- ошгого судов (члены которых назначаются Советом Федера-- ции по предаюжению Прези­ дента) и опираться не только на две трети" голосов депутатов, но у на заключение епёциалыюй комиссии Думы. .Наконец, ре­ шение об офешении должно бьпь принято Советом Федера­ ции не позднее," чем в трехме­ сячный срок. А,если не уложат­ ся, го "обвинение против Пре­ зидента считается, отююнен- ным”. При любых причинах просрочки (в1ШОТЬ до отключе - огораживания колючей прово­ локой и т. д.) — никаких, мер защиты против подобных дей- с:ший обвиняемого, сохраняю­ щего всю полноту власти, не предусмотрено., Выходит, достаточно буду­ щему, тдаве государства никого собственноручно не убивать, не вербоваться 'в иностранную раз­ ведку, не совершать иш> 1 х тяж­ ких преступлений (хотя, в принципе, можно и это, глав ное потом продержаться ф и месяца), чтобы как минимум четыре года вести любую по- .-титику, любой экономтиеский курс /и ни с кем при этом не считаться. Ибо единственная форма отчетности (по статье 84) его перед Федеральным Со­ бранием - "сжегодшле поеда­ ния", итоги парламентских слу­ шаний, которые ни к чему Президента не обязывают. А непосредствегцю перед 1 &бира- гелями держать ответ вообще не нужно: референдум о дове­ рии Президенту проектом Кон­ ституции не предусмотрен (как не предусмотрено и право пар­ ламента назначать какие-либо референдумы). дующей, и над следующей... Правительство тем временем будет действовать как ни в чем ни бывало, отвечая лишь перед Црезидентом,"которого. народ­ ное волеизъявление посредст­ вом выборов депутатов тоже ни к чему не обязывает. Хотя ‘статья 3 проекта Конституции ■и на:швает такие "свободные выборы" - вкупе с референду­ мом — "высшим непосредст- вен ! ^ 1 выражением власти на- Кстати, в начале века, в по­ ру первой российской Государ- ' ственнрй Думы, произошел ин­ тересный эпизод. Тогдашний министр финансов Коковцов, касаясь вопроса о том, что все, минис.тры ответственны лишь перед';Своим председателем да перед гостдарем, без обиняков заявил: "В России, слава Богу, пет парламента". И ведь по "сути дела был прав. Ибо какой на­ стоящий парламент "распуска­ ют" при помогли солдат? А тог­ да-таки Сделали: император от­ дал команду войскам занять Таврический дворец, и депута­ тов просто-напросто сюда не пустил*. Кдк видим, известные "традиции” за) 4 ладывались у нас давненько. С техпор парламент наш не выхлопотал себе права утверждать даже ключевых ми- иисфов, фактически попадая в полную зависимость не только от них, но .и от многочислен­ ных министерских клерков. Во всем, чго касается текущей по­ вседневной работы. Хотя, быть может, это и "мелочи". Хуже, что зависят народные избранники от назначаемых лично.Президентом .министров и в рёшении всех: важнейших вопрбсов. Известно ведь: реатп.- иая ч^сть у того, у кого в ру-" ках дшьга. Какой доступ хотя бы к ним будет иметь парла­ мент? (О силовых С'фукгурах уж. не говорим ~ те полностью Б президентском распоряже­ нии). В соответствии со статьей 104, любые "законопроекты. ламентского контроля. Ну ладно, по отношению к Правительству депутаты хоть могут (пусть ценой пдтери ман­ датов вместе с "неприкосновен^ ностью") выразить мнение из­ бирателей. Чего не скажешь о президентской Администрации, котор'ая совершенно вне преде­ лов досягаемости представи­ тельного органа. Упоминается она лишь раз (в статье 83). Ни статус, ни компетенция, ни от­ ветственность, ни численность, ни финансирование ничем не определены. Своего рода воз­ главляемое лично Президентом госу^дарство в государстве, боль­ ше смахивающее на Личную Его Императорского Величест­ ва Канцелярию (была когда-то такая в Еоссии), нежели на эле­ мент правовой демократиче­ ской системы... IV . Ф Перечень подобных момен ­ тов в проекте новой Конститу­ ции можно было бы продол­ жать и дальше. Но мы«амерЬн - но остановились лишь на соот­ ношении двух "первых властей". ' Ибо именно здесь перекосы в конечном счете могут привести к тому, что еще девяносто лет назад российский историк В. О. Ключевский метко охарактери­ зовал как "единорожие и еди­ нодержавие". Чего-чего, а этого "блага" наша страна хлебнула вдосталь —и до первого октяб­ рьского Переворота (1917 года), и в промежутке от "Великого Октября" до октября нынешне­ го, который "великим" провоз­ гласить еще не успели. Что ж, пойдем по второму, кругу, по­ ложившись лишь на высокие моральные качества будушего главы государства '— гаранта Конституции, прав и свобод че­ ловека и гражданина"? Поверим в очередной раз на "честйое' жституцис гх-либо с< дуг" из памяти слРва того же ис­ торика: "Государству служат . худшие люди, а лучшие — . только худшими своими сторо- ® нами". По нынешним временам , — истина, не Бог весть какая :1 новая. Д;1Я того и сущес-гвует специальный механизм, демок- * ратии-, детально ггроанализиро.- ' - ванный еще в прошлом: веке | создателем крнцепции правово­ го государства Алексисом де * То'квилем, чтобы посредством * представительной социальной репре;!снтадии худшие свойства - властвующих личностей взаим • я но нейфапи;ювали бы друг.дру- I га и гем самым по возможно­ сти меньше вредагаи бы людям, « над коими властвуют. Однако где не надо, там мы давно уже предпочитаем идти "своим путем , не обращая иш- мания даже на уроки собст-вен- ной истории. Вот и сейчас, чем - больше вникаевгь в проект но- • вой Конституции, тем больше ■ приходишь к выводу:,наше бу- а дущее Федеральное Собрание • предназначено главным обра-. ! зом лишь для "конвейерного" ", изготовления законов. Иных „ форм и способов вйияния на ~ Президента и Правительство оно практически лишено ■ (прежде всего -- реальных кон - . ё трольных функций). Тем сач ^ мым пустым звуком начинают | звучать слова статьи 94 о пар- ' ламенте как не только законо- * дательном, по и представитель- "■ ном органе. Что, впрочем, ны- ; не мало кош вол 1 ^ет ^—доста- я точно вспомни 1 ъ расхожие рас- ' ' суждения о необходимости * "профессионального парламен­ та:", состоящего сплошь из I юристов, политологов, эконо­ мистов и -прочих спецов ради- ' онального нормотворчества. 8 В таком случае проще и де- : шевле быдо бы вообще Деиута-- I тов не избирать, а установить, , скажем, в президеигской Адми­ нистрации суперсовременный ■ компьютер е соответствующим программным обеспечением.' : Уж он-то законов бы напек и быстро, и непротиворечиво, и 8 предельно взаимосогласованно. . ‘По .любому заказу министер­ ских чиновников. Без шппгшх ' словопрений. А представитель­ ность... Президеш избирается в с е н а р о д н о и достаточно, 8 пусть он в своем липе весь на- , ^род и представляет. •; Вот ведь что получаемся, ес- , ли довееда "ковейцг^" .россий- : скую "демократическую" мысль, воплощенную в проекте новой Конституции, до логиче­ ского конца! Помноженная на : известные особенности нашей ; шной российской мен ■ !, она ненароком мо- ; жет дать такие всходы, от ко­ торых нынешние певцы авто- ритарноеш, как лучшего воп­ лощения государственного ав­ торитета, первыми же за голову ухватятся. Не поздно. ли будет тогда взывать к "неотчуящае- мым правам человека и граж­ данина?" Впрочем, оно, может’бьпъ, уже и сейчас —поздно. .Зря сто "ли высокопоставленные адепты новой Конституции мосяиД:два назад вз!ши на душу кровавый ; грех, чтобы теперь останавли­ ваться на полпути? Но как бы кто-либо ни командовал "не трогать" и "не мотать" прюект, судить о нем и голосовать "за" или "против’' —. это личное де­ ло каждого избирателя, вопрос сухубо личного политического и щ)авственного выбора каждо­ го из нас. Давайте этот выбор сделаем так, чтобы никогда больше в России не повтори­ лось ни амбициозное "одноро­ жие", ни самовластное "едино­ державие"! ■ I Юрий БУХАРОВ . г. Задонск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz