Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
с а м о д е р ж а в н а я р е с п у б л и к а е с л и в с п о м н и т ь и с т о р и ю 10 декабря 1993 г. № 241 (555) - Щ Е Ш Ь БУДЕМ... БЕСКОНТРОЛЬНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ И БЕЗЗАЩИТНЫЕ ГРАЖДАНЕ, в Указе "О проекте Консти туции РФ , ' йредстяюйгемом на всенародное ^чэлосование” от 6 ноября 1993 года, -М» 1Д45, Пре зидент не ,сомневается, что до кумент будёт ’принят. Он пи шет: "После принятия Консти туции Российской Федерации всенародным голосованием Центральная'избирательнагг ко миссия РФ направляет текст Конституции для официального опубликования одновременно с резуттатами голосования". Да и Положение О' всена родном голосовании задумано так, чтобы-в ^шбом случае Кон ституцию Принять, —достаточ но участвовать в гголосовании половике;'избирателей и еще одному человек, и голосование состоялось.' А если проголосует "за" более''йбДовйны пришед ших на изби{^тзельньк!,%учвстки, то Конституция считается при нятой. Таким образом, доста точно, лцдщ ^н о й , четверти из бирателей для'принятия нового Основногр ■ тальные почти 75 цроцешюв I I бирателей? С шгми теперь и не надо считаться? Между тем в статье 3.1 про екта подчеркивается, что- тюси-^ телем сувсрс 1 ^ е т а ' и^'еданст-^ венным историком власти в ; Российской Фёдерагдаи- явш^ет- ся ее многонациональный'на-: род. На практике, выходит, да леко не весь на^ ИСТОШ 1 ИК^власти , Конституции.; Что э слово в теории дарс” "" ” Я уж не говорю о том, что гас ведь есть Конституция ’оссии — оболганная, унижен-- или Как авторы новой Конституции учли мнение "е/^нственного источника властй" — народа ная, растопташгая нынешними правителями. Есть, потому что Президент в нужггых случаях ссылается на нее в своих доку ментах. А в ней предусмотрен другой порядок принятия Ос новного Закона. Почему же нас, граждан России, не спро сили, отменять или не от'менять установленный порядок? Далее. Проект содержит 137 стЛтей, во многих из них от двух до семи пуггктов да еще подпункты а, . 6 , в, г и -ц д. и т. п., заключительные и пере ходные положения. Требуется немало времени, чтобы в них разобраться, сравггить с нынеш ней Конституцией, оцецить, что приобретаем, а что теряем в ре зультате принятия новой. Ведь даже специалисты -.. юристы, политологи, философы пока еще не имели возможггости ра зобраться в этом документе. Что же говорить об основной массе населения — рабочих; дгнтеллигенции? ("агоры, видимо, нс случайно торопятся пришггь проект Конституции, рассчиты вая именно на неосведомлен- преть Людей, их доверчивость. Т^кое ВОЗМ 9 ВДО, но потом, ког да граждагА разберутся, что к чему, их уже брать в" расчет ни- ' кто- не будет: сгатьи 134—137 ставят непробиваемые бастионы /Нд. .пути ггоправок.. Вспомните, 1 )оссийская Бчдаститугщя 1978 года прини малась- после Конституции СССР 1977 года. А та обсужда лась несколько месяцев, граж дане внесли тысячи и тысячи предложений. В игоге почти все С'гатъи проекта претерпели из менения в лучшую сторбггу й появились новые статьи.. ■ Возникает вопрое: а почему же сегодня нас никто' не спра,- шивает о содержании нашей будущей Конституции? -Ведь она же делается для народа, а не'для профессора С. Алексее ва, А. Собчака, Президента или правительства! Не надо забы вать, что околопрезидентскими структурами молчаливо отверг нуты все* другие проекты, тем более данный проект должен вобрать все лучшее’ из отверг- ггутых проектов. К сожалению, и этого тге случилось. Если, :н& Кабшгета Ми- своего народа. Такова совре-. менная демократия. Рассуждаю о проекте, а сам думаю: что толку? Ведь меюг шг , его авторы, ни Президент об этом и не спрашивают. Требу ется одно — сказать "за"^ или "против" проекта в делом. И не важно, что в Конституции после троекратного отклонения слишком мг-юго белых лгятеи За меня решено, -что хорошс для России, а что тглохо., Меж Если Совет Федерации ггегшзя распустить раньше уста новленного Законом срока, то Государствешгая Дума будет в состоянии продержаться лишь один год. Почему? Президент' Конституции, но какой? Вот вопрос. ■ Не подлежат обсуждешпо, лишь принятию статьи, касаю- иечио. Основной Закон прини- Щиеся -федеральных органов мается 1 га пару лет, кик избира- “ ^асти. Если Ппезипетлг отла ются сейчас Совет Федерации и ,Государственная Дума, тогда все поншно: Конституция нуж на для закрепления резугштатов сентябрьско-октябрьской арт ■ подг’отовки и настуггления' на Советы. Откровенно говоря, людям надоело неуважение самых вы сших шгастей к-Основному За кону. Тем более, Конегшуция после тщательной проработки россизпгами должна быть при нята всерьез и ггадолго. За ее исполнеггисм должен быть уста новлен ^жесткий контроль со стороны законодателыгьгх, ис- .полнителыгых и судебных орга нов власти. Но об этом теперь говорить не приходится -- представи тельная власть в России рас формирована известными Ука зами Президента, а деятель ность Констигуционного суда парализована.- Характерно, что и по этому поводу исполнитель ная власть нс спросила мнение власти. Если Президенту отда ны огромные права и даже сверх того, то Государствешгая Ду^га, Совет Федерации лише ны даже права контроля за ис полнением ими же приня;тых законов и за деятельностью правительства, права разрабаты вать впутрешпою и внешнюю политику страггы, назначать и кандидатур на пост ггредсе- дателя', правительства назначает 1 з^у сам предссдателгг и расггускает против новой - Думу, назначая новые выборы. Случись, что Дума выразит не доверие правительству, эго не означает его отставки —Прези дент единогшчно решит. В слу чае же гювторного в течение трех месяцев выражения недот верия Гфавительству Президент объявляет об отставке Кабинета либо распускает Думу. Как вы думаете: какое он примет реше ние? Конечно, распустит Думу, ведь члены правительства, кото рых он лично без' всякого со- гласованшг назначил, все его люди, а в Думе — нежелатель- ШОРЫ ПГОЕШ коистшцгг го Д 0 СТ 0 Ш 1 НОБЕЛЕВСКОЕ ПРЕШН! я всего лишь электро монтер и не любитель пи сать в редакции. Однако одно событие .заставило меня "взяться за перо": я прочитал :(весьма внима тельно): проект Конститу- Впечатление сильное. Думаю, наш Президент до стоин Нобелевской премии в областй политологии (ес ли не присуждают, кстати, то учредить) за изобрете ние новой формы правле- . До сих пор мы знали четыре основных: самодер жавную- монархию, парла ментскую монархиюупрези- дентскую республику й пар ламентскую республику . Похоже , авторы проекта Конституции изобрели пя тую форму: самодержавную республику. К такому выводу прихо дишь после ознакомления с пю м ад ь ем .полномочий Президента и незначитель ностью роли парламента: Похоже, основное-'назначе- ние ГррувЗ;й.цтй^1ГЯЙ„ Думь 1 — давдть .согласие а -(йР-; пробуй йё да+'ь — в мй) раб.г пустят!) ' Ч и ' . Президент" же, и'^^пра'вй- тельство назначй1гг.'’.!:(‘йс'“' полнительная- власть)} ;и су дей назначает (вот,-тебе и "независима:Я' судебная власть), и через референ дум и роспуски Думы — за- кон-одательную под себя подминает. Ну чем не сред невековый монарх? (Вспом ним и бессмертное сталин ское "кадры решают все"). Вот только' зачем все это называть демократией? На'< стоящая демократия только там, где последнее слово всегда за парламентом. Считалось, что француз ские короли из династии Капетингов обладали да ром исцелять людей от зо лотухи. Может, для нашего Президента еще и такую "норму" предусмотреть? Складывается впечатле ние, что авторы проекта убеждены; любой Прези дент России обязательно будет кладеным парнем, а любой российский парла мент также обязательно бу дет бякой. И наоборот не может быть. Потому что бьггь этого не может. Такие вот дела. Если бу дет желание, можете озна комить с мнением простого российского элекромонтера читателей. к вам Еючггением А . М А К С И М О В г. Липецк;. Р.В. Кстати, проект изо билует процедурными: не- определенностями. Напри мер, как быть, если Дума упорно отказывает в дове рии правительству на пер вом году своего существо вания, когда распускать её нельзя? Искать бесприн ципную танковую роту? И не согласится? I . На днях Б. Н. Ельцин, по- ясшгя руководителям партий ных блоков, чго и как им мож но говорггть в ходе, предвыбор-. ной кампании, недвусмысленно заявил: "Проект повой Консти туции прошу ПС трогать, за нее мы будем бороться..." Дескать, дагя негативггых высказывшгий это .— тема закрытая. Чуть раньше руководитель йрёзиден- тской адаинистрации Сергей Филатов грозно констатировал с экрана телевизора: мол, в не которых регионах против новой Конститупци людей "настраи вают". 1 о 'есть позволшот себе публично оценивать ее*" крити ■ чески.., . А в последнее время критику проекта вообще пои меновали "ггровокацией". Странная ситуация, не правда -ли? -Будто: лет на гжг- надцатыгазад перенеслись! По мнится, в 1977-м, при брежнев ском: "всенародном обсужде нии", тоже 1 ге приведи Господи было усомниться в достоинст вах "Основного Закона развито го социализма". Из статьи, ко торую автору этих строк (тогда егце студенту) довелось подго- товшъ для факудагетской газе- <ры;''"решением партбюро было убрано четыре пятых содержа- нйЯ:+^ПРдним аргументом: "таге нельзя!" И с конфидешгиаль- ным-предупреждением, чтобы впредь свои критичёские мысли держал при себе. Но хоть с три бун-то, по крайней мере, тогда призывали к обратному: к агга- лизу, к откровенной критике, к предложениям по улучшению гфвекга... Ныне же й руководи- гели государства не стесняются публично угрожать "борьбой" против "критиков" и "провока- казалось бы, чег<! бЫ 8 'ься,^"ёсли: -новая Конститу ция, йшесеиная на референа- Цм , .действительно так хороша, как 6 том тзердга: официальная, пропаганда? Чего нервничать, коли она на самом деле — не бывалый в российской истории документ, впервые ставящий власть не службу человеку, впервые гарантирующий каж дому широчайшие'права и сво боды? Неужто люди не поймут, не оценят по достоинству? А -может, того и боятся, шо — I I . Права и свободы в новом проекте поистгше впечатляю щи. Начиная от "права на жизнь" и кончая правом на бес- звучит статья вторая: "Человек, его пра 1 ва и свободы явлшотся высшей цешгостью". Кроме то го, — требовательно: "Призна ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани на — обязанность государства". Вгфочем, каких только обя занностей не брало на себя па ше государство за последние семьдесят лет, с самого момен та появлеггия писангшгх Кон ституций.- Б^аких только прав не сулило! .и", на труд,' и на отдых, и •даже'' 'на 'жилье к •двухтысяч ном^ 1 'оду.;, Что не мешало раз %а'разоУ переносить светлое бу- 'лупцее во все более отдалешгую йёрспективу. -А полвека назад так и вообще заее:гять острова' ГУЛА'Га, невзирая на самые фундаккнтальные конституни- 'онйые'гголожения. ■ ' ,!> 0 этя на сей раз, действи тельно," "имеются в проекте гщиндипиапьн'ые отличия. На-.^ ггр.гбйер, статья 15г по которой’ |С 6 йЬ 1 Ш 5 ащя будет иметь "вы- ’стуЮ ‘юрклическую силу, пря мое действие", и статья 18; "Драва и свободы человека и гр^^айина являются неиосред- стаённо деЦ:твующими". Вот только что получится, если прямую" да "непосредственно прии^нить уже следующую 19- ю статью? Она, в частности, гласит: "Запрещаются любые формы ограничения прав (фаж- дан по признакам социальной расовой, национальной, языко вой или религиозной гтринад лежггости". А по принадлсжгго сти, скажем, партийной (по- щ ^ и ^ск ой ) не запрещается? Стало'быть, и'закон о люстра- цшг можно будет принять? Или взять статью 29: "Каж дому гарантируется свобода мысли II слова" — очень хоро шо! По тут же: "Не допу'скаются пропагаггда, или агитация, воз буждающие содиашную, расо вую, национальную или рели- шоз 1 гую ненависть„и вражду". "Возбуждающие" ... это как? Допустим, я скажу, что одни богатею'!', а друд'ие перебивают ся с .хлеба на квас вдруг кто- то возьмет да "возбудится” от столь обидной констатации ре- атьного положения дел? Выхо дит, после этого меня можно ные де 1 гутаты, коли "обижают" правительство, хотя они и из браны народом. Есть еще одшг любопытный момент. Может случиться и так, что Дума будет резко критико вать политику правительства (нормаданая-Дума и должна это делать).- Тогда "обиженная" ис полнительная власть должна поставить вопрос о доверии. Дума в доверии отказывает. Что же Президент? Он в течение се ми дней должен принять реше- тгие об отставке правительства или •о роспуске Думы. Какое будет решение, сом'неватъся не приходится —опять-таки в пра вительстве свои назначенцы. Как их обидеть? Федеральное Собрание — парламент — назван в проекте представительным и законода тельным органом РФ. Даже не высшим. А посему и положение его весьма шаткое.' Он в случае нево.зможности Президента ис- полтгять -свои обязшгности не может назначигь исполтгяющего обязанности Президента. Эти обязанности будет выполнять председатель правительства — не избранный народом, а на- -значешгый Президентом, даже вопреки Думе. Как видим, и здесь от .народовластия ничего не остается. Не предусмотрена в проекте должность вице-прег зидента. Как же так: берем за эталон США, но не берем из их Конст'итугщи вице-президен та? Значит, какому-то конкрет ному лицу вшге-президент не И еще вопросы авторам Конституции. Можем ли мы отозвать депутатов нашего пар ламента, если они по-настоя щему не служат избирателям? А Президента мы можем отозвать с поста досрошю? То, что за писано в проекте, говорит об отрицательном ответе. Как :^е тогда с народовластием, о кото ром вы печетесь? Пора бы заканчивать беглые заметки. Но скажу еще об од ном. О роли Президента. ■Он олицетворяет собой всю Рос сию, работать ему по новой Констигупии будет очень т{пзд- но. Посудите сами: глава госу дарства, гарант Конституции (один, без законодательного ор гана и судов), прав и свобод че ловека и граждашпга, сохраняет суверюнитет РФ, обеспечивает согласованное функциониро 1 &- ние и взаимодействие органов государствеггной власти (соглас но ст. 1 1 государственную власть в РФ осуществляют Пре зидент, Федеральное Собрание, правительство. Суды Россий ской Федерации). Как видим, авторы наделили Президента даже сверхполномочиями: зачем ему согласовывать деятель ность, например, судов, когда суды самостоятельны, незави симы и подчиняются только за кону; и как понимать тогда принцип разделения властей? Президент назначает выборы в Государственную Думу, рефе рендум, является Верховным Главнокомандующим. Назнача ет, освобождает, представляет, награждает и т. д. и т. п. Если возникнет' вопрос об отстранении Президента от должности, то авторы обстави ли эту процедуру такими усло виями, что сделать это невоз можно. В проекте записано весьмд мудро: он может быть отрешен, за государствешпта измену шш совершение иного тяжкого прес 1 '>ч 1 ления, а потом , - долгая процедура с Консти- е туционным и Верховным Суда- ; ми. Специальной комиссией. Думой и Советом Федерагщи.. > 11 онимаю, что такой шаг зако- • нодателей — дело исключи- :! тельное, его может никогда и не быть, но и и усложнягь его ; не стоило бы. Словом, наш Президент все взял на себя. А это о.значает: помимо большого состава пра жтельства потребуется еше и Рхромный аппарат Президента. Придется все дублировать, : контролщювать, проталкивать. ; Не проще бьшо бы, если глава ! государства (как в США) сам и возглавлял правительство? Вместе с парламентом решал : бы все вопросы: Как видим, > авторы проекта такой вариант - не по,ддерж;щи. Президент у нас будет выше императора. Абсолютно никому не подотце- ; Машина пропаганды по- : ставлена на 'один режим- — Конституцию во что бы то 1 Ш стало принять. Нас уже заЦ- ; гивают, что если не скажем : "да", 'ю наступит чуть не ко-. . : нец света в России. Нсииз ис- : тории человечества хорошо из вестно, что все объявленные . "концы" сЬета были не более ; чем шарлатанскими трюками, призванным! удовлетворить ; чьи-то политические и эконо- ; Н . ПРИВ АЛО В . г. Липецк. . ; I I I . Давайте хотя бы "бегло срав ним соотношения сил Прези дента и органа народного пред ставительства — Федерального Собрания. Уравновепшвают ли они друг друга? Вот краткий перечень соответствующих вла стных полномочий. Президент самостоятельно обеспечивает согласованное функционирование и взаимо действие органов юсударегаен- ной власти, сам определяет ос новные направления внутрен-- ней и внешней политик»;,пред- такова, что резултлат ее приме нения опя'гь-таки во многом за висит от Президента. Достаточ но сказать, что соотвегствую- щее-решение принимается вер хней палатой парламента - Со ветом Федерации —двумя -фе- тями голосов от ее состава. А сама эта палата не выбирается народом, она "формируется" (статья 96), Да так, что полови ну здесь составляют 1 федсг'ави- тели местных исполнительных органов шис’ги. Органы же эти "в пределах ведения Российской Федерации" образуют "единую систему" с- органами федераль- Да под такими полномочи ями и Сталин бы двумя руками подписался! Зато положению будущих российских парламентариев не позавидуешь. Да, по статье 98 шюны Совета Федерапии и де путаты Государственной Думы также обладают неприкосно- вегшостью. Однако даже в ее рамках "для обеспечения без опасности других людей" могут быть и задержаны, и арестова ны, и подвергнуты обыску, личному досмафу. А Дума — так .вообще может быть,распу щена едва ли не в любой мо мент. Что для этого требуется? Немногое: чтобы депутаты ?:рижды отклонили предлагае мую Президентом кандидатуру премьер- министра (а после года своего существования — еще и чтобы посмели дважды в тече ние фех месяцев выразить не доверие Правительству). И все! Свободны! Причем после выбо ров подобная операция может быть осуществлена и над новой Думой, а пот’ом -- и над сле- ного бюджета, могут быт'ь вне сены только при наличии за ключения Правительства". Все понятно? Если нет, то вот еще одна статья за номером" 10 1 : "Для осуществления контроля за исполнением федерально!о бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату..." Поэтому не верьте, что предполагаемый 1 шш будущий парламент двух палатный. Ни одна из этих двух, о которых ныне -фувягпа каждом шагу, самостоятельно 'бюджет кош^лировать не бу дет. Для этого предусмотрена третья, образуемая,, так сказать, на паритетных началах. Причем в случае роспуска Государст венной Думы Счетная палата автома!тически распадается, те ряя и своего председателя, и половину состава. После чего четыре месяца министры (и Президент, разумеется) .могут распоряжаться государственны ми средствами вообще без шр- Щ Ш Ш 1 г Е д г н о д Е г м в и Е " ? ■ 'Конечно , н у ж е н авторитет в г о с у д а р ст в е , н о к а к о й ? . .. А то го вор ит ся "авторитарность, а вы л у п л я ет с я — тоталитарность". А . И . С О ЛЖ Е Н И Ц Ы Н . будет вполне конституционно посадить — вопреки "свободе мысли и слова"? Наконец, статья 55: "В Рос сийской Федерации не Дёлжны издаваться законы, отменяю щие или умаляюшие права и свободы §:еловека". Отлично! Однако и тут: "Права и свободы человека и хражданина могут быть офаничены федеральным .законом..."'- То есть "умаляю щие" законы "издаваться" все- таки могут. Сколь широко? "В трй мере, в какйй это необхо димо в целях защиты основ конституционного строя, нравг ст'веиности, здоровья..."' и так далее. Да, но кто сию "меру" будет определять? Президент? Парламент? _Вот тут мы и подходим к самому главному вопросу — к вопросу о гарантиях всего обе щанного. Кто их обеспечит? Ответ находим в статье 80: "Президент- Российской Феде рации является гарантом Кон ституции Российской Федера ции, прав и свобод человека и гражданина”. Ни о будущем парламенте, ни о будущем Кон ституционном суде зщцобных указаний д-проекте нет. Значит — только будущий Президент. Но мы ведв. еовсем недавно уже имели случай воочию наблю дать, как ныне 'Действующий выполнил роль гаранта по от ношению к Основному Закону, в верности которому клялся при вф:уплении в должность. Где гарантия, что и его преем ник не будет понимать столь же специфически эг>' свою .миссию применительно к новой Кон ституции? ;Или референдум сам по'себе обеспечит ее неприкос- иовениость? До сих пор что-то не особенно удавалось. По, мо жет быть, система сдержек и противовесов заложена в про екте такая, что сам будущий конституционный строй станет иезыбле'мым гарантом себя са ставляет Россию внутри Сфаны и в международных отношени ях; назначает председателя Правительства (кстати, это единственное'лицо в прави тельстве, которое назначается с согласия Государственной Ду мы, хотя и без такого согласия, как ниже увидим, вполне мож но обойтись) и всех министров; определяет кандидатуры пред седателя Центробанка, Гене рального прокурора, судей Констигугшоииого, Верховного и Высшего Арбитражного судов (а 'Судей других федеральных судов назначает едцнолищю); (Армирует и возгл^ляет Совет &зопасности, свою Админист рацию; назначает и освобожда ет своих полномочных предста- вит-елей, высФее" командование Вооруженных Сил, послов в иностранные государства; сам утверждает военную докфину; назначает выборы и референду мы; распускает Государствен ную Думы; руководит внепшей гПолигикрй; является Верхов- гшш Главнокомандующим; вво-._. дит военное и чрезвычайное положение; решает вопросы гражданства; нафаждает и ми лует. Наконец, имеет право председательствовать на заседа ниях П'равигельс'гва (то есть фактически возглавлять и. его). Словом, возвышается над дсе- ми органами государства!, лу чего и назывг----- вой" (статья 80). Пу, а кому Президеш' под отчетен, обладая столь гигант ской властью?. Да по сути дела — никому! Пращщ, статья 93 предусмагривает возможность отрешения его от должности но только на основании "обви нения в государственной изме не или совершеггаи иного тяж кого Гфеступлеиия". Во всех ос тальных случаях, как гласит статья 91, Президент "обладает неприкосновенностью" (даже воровать ему можно, лишь бы не в особо крупных размерах?). Причем процедура отрешения ными (статья 77). То есть под- такяется Президенту. Однако и это еще не все. Обвинения, выдвигаемые Госу дарственной Думой (нижней палатой парламента), должны быть подтверждены заключени ями Верховного и КонсГигуци- ошгого судов (члены которых назначаются Советом Федера-- ции по предаюжению Прези дента) и опираться не только на две трети" голосов депутатов, но у на заключение епёциалыюй комиссии Думы. .Наконец, ре шение об офешении должно бьпь принято Советом Федера ции не позднее," чем в трехме сячный срок. А,если не уложат ся, го "обвинение против Пре зидента считается, отююнен- ным”. При любых причинах просрочки (в1ШОТЬ до отключе - огораживания колючей прово локой и т. д.) — никаких, мер защиты против подобных дей- с:ший обвиняемого, сохраняю щего всю полноту власти, не предусмотрено., Выходит, достаточно буду щему, тдаве государства никого собственноручно не убивать, не вербоваться 'в иностранную раз ведку, не совершать иш> 1 х тяж ких преступлений (хотя, в принципе, можно и это, глав ное потом продержаться ф и месяца), чтобы как минимум четыре года вести любую по- .-титику, любой экономтиеский курс /и ни с кем при этом не считаться. Ибо единственная форма отчетности (по статье 84) его перед Федеральным Со бранием - "сжегодшле поеда ния", итоги парламентских слу шаний, которые ни к чему Президента не обязывают. А непосредствегцю перед 1 &бира- гелями держать ответ вообще не нужно: референдум о дове рии Президенту проектом Кон ституции не предусмотрен (как не предусмотрено и право пар ламента назначать какие-либо референдумы). дующей, и над следующей... Правительство тем временем будет действовать как ни в чем ни бывало, отвечая лишь перед Црезидентом,"которого. народ ное волеизъявление посредст вом выборов депутатов тоже ни к чему не обязывает. Хотя ‘статья 3 проекта Конституции ■и на:швает такие "свободные выборы" - вкупе с референду мом — "высшим непосредст- вен ! ^ 1 выражением власти на- Кстати, в начале века, в по ру первой российской Государ- ' ственнрй Думы, произошел ин тересный эпизод. Тогдашний министр финансов Коковцов, касаясь вопроса о том, что все, минис.тры ответственны лишь перед';Своим председателем да перед гостдарем, без обиняков заявил: "В России, слава Богу, пет парламента". И ведь по "сути дела был прав. Ибо какой на стоящий парламент "распуска ют" при помогли солдат? А тог да-таки Сделали: император от дал команду войскам занять Таврический дворец, и депута тов просто-напросто сюда не пустил*. Кдк видим, известные "традиции” за) 4 ладывались у нас давненько. С техпор парламент наш не выхлопотал себе права утверждать даже ключевых ми- иисфов, фактически попадая в полную зависимость не только от них, но .и от многочислен ных министерских клерков. Во всем, чго касается текущей по вседневной работы. Хотя, быть может, это и "мелочи". Хуже, что зависят народные избранники от назначаемых лично.Президентом .министров и в рёшении всех: важнейших вопрбсов. Известно ведь: реатп.- иая ч^сть у того, у кого в ру-" ках дшьга. Какой доступ хотя бы к ним будет иметь парла мент? (О силовых С'фукгурах уж. не говорим ~ те полностью Б президентском распоряже нии). В соответствии со статьей 104, любые "законопроекты. ламентского контроля. Ну ладно, по отношению к Правительству депутаты хоть могут (пусть ценой пдтери ман датов вместе с "неприкосновен^ ностью") выразить мнение из бирателей. Чего не скажешь о президентской Администрации, котор'ая совершенно вне преде лов досягаемости представи тельного органа. Упоминается она лишь раз (в статье 83). Ни статус, ни компетенция, ни от ветственность, ни численность, ни финансирование ничем не определены. Своего рода воз главляемое лично Президентом госу^дарство в государстве, боль ше смахивающее на Личную Его Императорского Величест ва Канцелярию (была когда-то такая в Еоссии), нежели на эле мент правовой демократиче ской системы... IV . Ф Перечень подобных момен тов в проекте новой Конститу ции можно было бы продол жать и дальше. Но мы«амерЬн - но остановились лишь на соот ношении двух "первых властей". ' Ибо именно здесь перекосы в конечном счете могут привести к тому, что еще девяносто лет назад российский историк В. О. Ключевский метко охарактери зовал как "единорожие и еди нодержавие". Чего-чего, а этого "блага" наша страна хлебнула вдосталь —и до первого октяб рьского Переворота (1917 года), и в промежутке от "Великого Октября" до октября нынешне го, который "великим" провоз гласить еще не успели. Что ж, пойдем по второму, кругу, по ложившись лишь на высокие моральные качества будушего главы государства '— гаранта Конституции, прав и свобод че ловека и гражданина"? Поверим в очередной раз на "честйое' жституцис гх-либо с< дуг" из памяти слРва того же ис торика: "Государству служат . худшие люди, а лучшие — . только худшими своими сторо- ® нами". По нынешним временам , — истина, не Бог весть какая :1 новая. Д;1Я того и сущес-гвует специальный механизм, демок- * ратии-, детально ггроанализиро.- ' - ванный еще в прошлом: веке | создателем крнцепции правово го государства Алексисом де * То'квилем, чтобы посредством * представительной социальной репре;!снтадии худшие свойства - властвующих личностей взаим • я но нейфапи;ювали бы друг.дру- I га и гем самым по возможно сти меньше вредагаи бы людям, « над коими властвуют. Однако где не надо, там мы давно уже предпочитаем идти "своим путем , не обращая иш- мания даже на уроки собст-вен- ной истории. Вот и сейчас, чем - больше вникаевгь в проект но- • вой Конституции, тем больше ■ приходишь к выводу:,наше бу- а дущее Федеральное Собрание • предназначено главным обра-. ! зом лишь для "конвейерного" ", изготовления законов. Иных „ форм и способов вйияния на ~ Президента и Правительство оно практически лишено ■ (прежде всего -- реальных кон - . ё трольных функций). Тем сач ^ мым пустым звуком начинают | звучать слова статьи 94 о пар- ' ламенте как не только законо- * дательном, по и представитель- "■ ном органе. Что, впрочем, ны- ; не мало кош вол 1 ^ет ^—доста- я точно вспомни 1 ъ расхожие рас- ' ' суждения о необходимости * "профессионального парламен та:", состоящего сплошь из I юристов, политологов, эконо мистов и -прочих спецов ради- ' онального нормотворчества. 8 В таком случае проще и де- : шевле быдо бы вообще Деиута-- I тов не избирать, а установить, , скажем, в президеигской Адми нистрации суперсовременный ■ компьютер е соответствующим программным обеспечением.' : Уж он-то законов бы напек и быстро, и непротиворечиво, и 8 предельно взаимосогласованно. . ‘По .любому заказу министер ских чиновников. Без шппгшх ' словопрений. А представитель ность... Президеш избирается в с е н а р о д н о и достаточно, 8 пусть он в своем липе весь на- , ^род и представляет. •; Вот ведь что получаемся, ес- , ли довееда "ковейцг^" .россий- : скую "демократическую" мысль, воплощенную в проекте новой Конституции, до логиче ского конца! Помноженная на : известные особенности нашей ; шной российской мен ■ !, она ненароком мо- ; жет дать такие всходы, от ко торых нынешние певцы авто- ритарноеш, как лучшего воп лощения государственного ав торитета, первыми же за голову ухватятся. Не поздно. ли будет тогда взывать к "неотчуящае- мым правам человека и граж данина?" Впрочем, оно, может’бьпъ, уже и сейчас —поздно. .Зря сто "ли высокопоставленные адепты новой Конституции мосяиД:два назад вз!ши на душу кровавый ; грех, чтобы теперь останавли ваться на полпути? Но как бы кто-либо ни командовал "не трогать" и "не мотать" прюект, судить о нем и голосовать "за" или "против’' —. это личное де ло каждого избирателя, вопрос сухубо личного политического и щ)авственного выбора каждо го из нас. Давайте этот выбор сделаем так, чтобы никогда больше в России не повтори лось ни амбициозное "одноро жие", ни самовластное "едино державие"! ■ I Юрий БУХАРОВ . г. Задонск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz