Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

5 февраля 1993 г. №№ 2 3 - 2 4 (33 7 -3 38 ) У С Т А В Л и п е ц к о й о б л а е т ПРОЕКТ Эпиграф 1. край, область имеет свой устав, в котором на основании Конституции РСФСР и законов Российской Федерации закрепляется схема управления краем, областью, конкретизируются структура, функции и полномочия органов Совета и администрации, права и обязанности их рукоюдителей, формы участия граждан в деятельности их рукоюдителеи, формы участия граждан в деятельности краевого, областного Совета и краевой областной администрации. ' 2. Устав края, области принимается краевым, областным Советом и регистрируется в течение одного месяца Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. В регистрации устава края, области может быть отказано в случае его несоответствия законам Российской ^дерации . Отказ в регистрации устава края, области может быть обжалован краевым, областным Советом в Конституционный Суд РСФСР. (И з Закона Российской Ф едерации ”0 кра- ею м , областном Совете народных депутатов и краею й , областной администрации”). я схемы управления областью последукицие Руководствуясь убеждением, что Российская Федерахщя Россия — может существовать в настоящем и будущем только как демократическое федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Липецкая область в кач ес тв регионального образования, входящего в Российскую Федерацию, приняла этот Устав, основной правовой акт обла­ стного уровня. Глава I. Общие положения ' Статья 1.1. Правовой статус Устава области и его основные задачи. Настоящий Устав области является правовьш актом в системе нормативного правового регулирования общественных отношений, осуществляемого органами власти и управления на территирии области. Настоящий Устав разработан на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании дейср- вующего законодательства. Устав и последующие изменения в негр принимаются обла­ стным Советом народных депутатов, если за него (за них) проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в Совет. Устав и внесенные в него изменения подлежат регистрации в течение одного месяца Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. В регистрации Устава области и внесенных в него измененый может быть отказано в случае его (их) несоответствия законам Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован областным С в етом в Конституционный суд России. Основными задачами Устава являются создание необходимых предпосылок и укрепление правовых основ для всестороннего развития области, обеспечения прав и свобод человека и граж­ данина, организащш эффективного управления областью. Статья 1.% Статус области область является полноправным региональным государствен­ ным образованием, входящим в состав Российской Федерации. Область обладает на своей территории всеми функциями государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены на основе Федеративного договора к ведению Российской дерапии. Конституцией Российской Федерации и договором о разг­ раничении предметов ведеши и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и орга­ нами власти краев, областей, городов Москвы и С!анкт-Петербурга. Изменение конституционно-правового статуса области может быть осуществлено йгюко ' в тюответствйг с Констшущвй Российской Федерации на основе ' ’волеизьяв)юния большинства избирателей области с утверждением высшего органа государ­ ственной власти Российской Федерации. Статья 13 . Территория и границы области Территория области является частью территорш Российской Федерации. Территория области включает территорию районов и городе», а также земельные участки, не входящие в состав, районов и городов, принадлежащие- области на момент вступления в силу насТэящего Устава. В Липецкой области' состоят: районы; Воловский, Грязинский, Данковский, Добринский, Доб- ровский. Долгоруковский, Елещий, Задонский, Иалалковский, Краснинский, Лебедянский, Лев-Толстовский, Лштецкий, Оганов- лянский, Тербунский, Усманский, Хлевенский и Чагшыгинский. Города областного подчинения: Липецк, Елецк, Грязи, Данкс». Границы между Липецкой областью и другими областями могут изменяться по взаимному соглашению, которое подлежит утверждению высшего органа государственной власти Российской Разделение и объединение области может быть осуществлено только в соответствии с Конституцией Российской Федерации на основе волеизъявления большинства избирателей области с утверждением высшего органа государств ” - федерации. | Статья 1.4. Территориальные образования области Административно-территориальное деление области, правовой статус и состав ее территориальных образований устанавливается ' иным Советом народных дегутатов на основе законодатель- Российской Федерации и по согласованию с органами самоуправления. Границы области определяют территорию, в пределах которой действуют областные органы государстаенной власти и управления. Герриторриальные образования области обладают собственной компетенцией в пределах, установленных Конституцией Российской <^дерации, здконодательными актами Российской Федерации и настоящим Уставом области. Административным центром области является город Липецк. В составе ' Липецкой области имеются районы, районы административного центра области города Липецка, города обла­ стного подчршения. Статья 13 . Права и свободы граждан На территории области гарантируется осуществление всех прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Зжонами России и правовыми актами областного Совета народных депутатов. Глава П. Устройство государственной , власти и управления (юласти Статья 2.1. Принципы построения органов государственной власти и управления области Систеш государственной власти и управления в области основьщается на разделении компетенции Российской Федерации, шасти и территориальных образований, а также на разделении [КОнодательной, исполнительной и судебной власти — ----------- Органы государственной власти и управления действуют не- йвисимб друг от друга, взаимодействуя в пределах своих полномочий на основе единой схемы управления областью. Порядок формирования, полномочия и организация деятель­ ности органов представительней, исполнительной и суде^ю® власти устанавливаются на основе федерального законодательства, настоящего Устава, правовых акте» областного Совета народньрс депутатов и администрации области. Органы гекударственной власти и управления Российскей Федерации не вправе издавать в адрес органов государственной власти и управления области акты по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению области. Органы государственной власти и упра1^ ен и я области не вправе принимать правовые акты по вешросам, отнесенным ” ведению с})едеральных органов государственной власти и упра: Статья 2.2. Вопросы, делегируемые областью федеральным органам государственной власти обладая на своей территории всеми функциями государст­ венной власти, область передает на основе договора о разг^ раничении предметов ведения органам государственной власти Российской Федерации сяедукицие полномочия: а) принятие и изметение Конституции Российской Федерации Оьездш народасых депутатов РФ; б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации .и ее целостность; утверждение образования новых краев, областей; утверждение границ краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с местными орга- ш власти; в) защита прав и свобод человека и гражданина и граж­ данство Российской Федерации; защита прав национальных меньшинств; г) устансияение системы федеральньк органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных орга­ нов, установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краев, областей, го­ родов Москвы и Санкт-Петербурга; - д) определение основ федеральной политики , , ______ программ в области государственного, экономического, йкояогиче- сксюо, социального, культурного и национального развития в Российской Федедации; е) федеральная государственная собственность и управление ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; ^ ^ с п о я н е н и е федерального бюджета; федеральных налогов и) деятельность в кйсмосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные-договоры Российской Федерации; воп­ росы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; ■ оборона и безстасность;. оборонное произюдство; опреде­ ление-порядка продажи и покупки оружия, ^ пр и п а с о в , военной техники и даугого военного имущества; производство расщеп­ ляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств порядок их использования; н) статус, [южим и защита государственной границы, террипюиальных вод, воздушного пространства, экономической ш и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство, прокурат>^; угачовное, уголовно-процессу­ альное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское и гражданско-процессуальное и арбитражно-гщоцессуальное законодательство; административно­ процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулир(»ание интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеоролсн’ическая служба', стандарты. Эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет; , ....................... с ) ' федералкнай государственная с л у ж ' б а Г ’ т) |'государственные награды и почетные звания Российской Федерации. (Эрганы власти области участвуют в осуществлении феде­ ральных полнтючий в пределах и формах, установленных Консгатуцией Российскм» Федерации и федеральными законами. Области гарантируется представительство в федеральных пред­ ставительных органах государстаенной власти Российской Феде­ рации в соответствии с федеральными законами. Статья 2 3 . Предметы совместного ведения органов государственной власти Российской Ф едерации и области к совместному ведению федеральньк органов государственной власга РФ и оргашт госудщхггвенной власти области относятся: обеспечение соответствия Устава и иных правовых актов „ Конституции и законам Российской Федерации; , , защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; в) изменение границы области, установление общих принципов теииторшльного деления и ортанизации местного самоуправления; г) разграничение государственной собственности на территории области; участие в установлении общих принципов бюджетной системы, устаиотяение общих П1Мнципов наляпоФюжения ‘ в области; д) адвокатура, нотариат; е) административное, жилищное законодательство; земельное, водшзе, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; ж) общие вопросы воспитания, образования, шуки , культуры, физической 1дгльтуры и спорта; ^ з) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; и) природсюользование, охрана окружающей среды и обес­ печение экологической безопасности; особо охраняемые природные _теи>итсюии; охрана памятников истории и культуры; ’ ' к) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; л) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федеращш к совместному ведению Российской федерации и обдасти. По вопросам, изложенным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государстаенной власти Российской Федерации издают основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти области осуществляют собственное пдавовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты. До прянятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам совместного ведения областной Совет народных депутатов вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем законо­ дательных актов Российской Федерации по данным вопросам правовые акты области приводятся в соответствде с федеральными Законешроекты по предметам совместного ведения, указанные в части первой настоящей статьи, направляются саганам госу­ дарственной власти области для согласования. В случае особого мнения области по вопросам совместной компетенции оно под­ лежит обязательному учету в соответствии с законодательной зй, установленной ре власти Российской Федерации. Статья 2.4. Полномочия области Ведению области подлежит решение следующих вопросов: а) принятие и изменение Устава области; б) принятие и изменение правовых актов области; 'в) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и местното законодательства на территории области; г) решение в соотаетстаии с згрсонодательством Российской Федерации . вопросов адашнистративнотаияпориального устреж- ства области; д) образование, правовая регламентация деятельности ^ ^ ганизация органов государственной власти и управления области; е) ., назначение и проведение выборов народных депутатов областного Совета, главы администрации области; избрание судей районных, городских судов и народных заседателей областного суда; утверждение председателей райгорсудс»; • ж) осуществление права законодательной инициативы Съезде народных депутатов и в ^рховном Совете Российской Федерации, а также представление вопросов на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации; з) разработка и жподаение социально-экономических, науч­ но-технических, экологических, профилактических и оздоровитель­ ных программ области; и) ра з^ботка и утверждение планов согщально-экономического развития области; к) разработка и утверждение бюджета области и утверждение отчета о его исполнении; л) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, поступающих на образовани бюджета области, налогов, с&ров и платежей области; м) утверждение схемы организации управления областью структуры органов представительной власти и областной н) назначение, согласование, утверждение и освобождение руководителей органов Советов и структурных подразделений областной администрации в соответствии с действующим зако­ нодательством, настоящим Уставом и схемой управления областью; о) правовое регулирование владения, пользования и рас . жения природными ресурсами и государственной собственностью федеральных области и осуществление прав собственника по отношегшю к п) участие в управлении имуществом, передаваемым органам Российской Федерации для решения федеральных задач; р) образование, реорганизгщия и праювая регламентация деятельности исполнительных государственных органов, служб и предприятий области; с) разработка и осуществление политшеи занятости и социаль- )й защиты населения области; т) обращение к республикансиш органам с предложением передаче и продаже в собственность области предприятий, : стуктурных подразделений, а также иного имущества, ходящегося в государственной собственности России, если имеют особо важное значение для народнохозяйственного ком­ плекса области; у) учреждение и присвоение наград и премий области; ф) осуществление межрегиональных контактов и междуна­ родного сотрудничества, заключение хозяйственных и иных до­ говоров; осуществление иных нщ)номочий, отнесенных законода­ тельством Российской Федерации и местным законодательством ведению области. Область правомочна осуществлять и другие полномочия, полнительно передаваемые ей по договорам с федеральнг органами государственной власти и управления, органами _ . родского и районного самоуправления .Офасть также вправе передать часть своих полномочий на договорной основе другим субъектам власти и управления. Статья 2.5. Участие органов государственной власти и управления обласда в решении задач местного самоуправления Органы государственной власти и управления области обязаны содействовать раЗДитию местного самоуправления на своей '■территории.-'Вс этих, целях ' о н и : ' ' ' - ■ »"■ а) принимают меры но сбалансированию бюджетов районов городов областного подчинения; б) распределяют средства, выделенные для финансирования республиканских программ и иных республиканских мероприятий -между районами и городами, осуществляют контроль за ходежанием; ; в) координируют проведение хозяйственных, прщюдоохран- к, оздоровительных, профилактических и ' иных мероприятий областного, межтерриториального характера, могут привлекать к осуществлению районные и городские Советы, администрации - городов и районов; г) решают предусмотренные федеральными законами вопросы N^инистративно-территориального деления; д) осуществляют полномочия, переданные им на догогорной основе районными, городскими Совета»ш, местной администрацией передают им на договорной основе свои отдельные полномочия области хозяйственного и социально-культурного строительства; е) о казы в аю т местным Советам и администрации организационную, методаческую и иную помощь в работе; ж) {^реш ают споры между местными Советами и органами местной администрации через специально создаваемые ою- ласительные комиссии. Органы государственной власти и управления области не раве принимать не предусмотренные федеральным даконода- тельством решения, регламентирующие деятельность органов стного самоуправлетня. Статья 2.6. Законодательная власть Законодательная- власть в области осуществляется: а) народом посредством референдумов; б) Советом народных депутатов области (областной Совет). Кроме случаев проведения референдума, регулируемого феде- льными законами, обяасгаой СЪвет прииимает правовые акты основе Конституции Российской Федерации и законодательства Совет народных депутатов области входит в систему пред- 1вительных органов государственной власти Российской Феде­ рации и является представительным органом государственной власти. Порядок выборов областного Совета регулируется основами избирательного законодательства и правовыми актами области. Депутаты областного Совета являются полномочными пред­ ставителями своих избирателей и обладают всеми гарантиями депутатской деятельности, гщедоставяяемыми законами. Статья 2.7. Исполнительная власть Исполнительным органом (органом государственного управ­ ления) области является областная администрация. Деятельностью областной адмишютрацци р)тсоводит на основе принципа единоначалия глава администрации. Порядок выборов (назначения) главы администрации области устанавливается Иконами Российской Федерации и соответству­ ющими решениями областного Совета народных депутатов. Полномочия, порадок формирования, организации и деятель­ ности областной администрации устанавливаются Законом Российской Федерации и настоящим Уставом. Областная администрация действует на основании и исполнение Конституции Российской Федеращш, Законов РФ, актов, принятых Президентом и Правительством РФ , а также решений областного СЪвета. Областная администрация подотчетна областному Совету на­ родных депзтатов и вышестоящим исполнительным органам. Главами администраций территориальных образований (район­ ных, городских и др.) области являются избранные (назначенные) в установленном законом порядке руководители местньк администраций. Руководители и иные должностные лица исполнительного органа области не могут занимать другой оплачиваемой долж- Статья 2.8. Судебная власть Судебная власть в области осуществляется исключительно судами, сформированными на основе федеральных законов. Судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи не могут быть депутатами Совета, которым они избидаются. Правосудие в области осуществляют: областной суд, обла­ стной арбитражный суд, районные и городские суды. Статья 2.9. Схема управления областью Схема управления областью определяет все основные на­ правления организации государственного управления на территории области, учитывает все территориальные образования И" государ­ ственные органы, созданные или действуюнще на территории области, независимо от того, кем они образованы.: Схема управления областью по представлению главы обла­ стной администрации утверждается облжлным Советом народных депутатов. областном Совете порядке с согласия областного Совета и областной администрации. Схема управл^ия областью включает: органы управления (структурные подразделения), входящие в состав областной администрапци; органы управления, действующие в границах области, но не входящие в состав администраици области; органы управления транспортом; органы надзора и контроля; органы военного и другого специального управления; нижестоящие органы исполнительной власти. По специальному решению областного Совета народных де­ путатов схема управления областью может быть выполнена в виде графического рисзпнка с комментариями и включена в Устав области в качестве приложения. (Схема прилагается). Глава Ш. Законодательство области Статья 3.1. Действие ф е д е р ^ н о г о законода­ тельства на территории области Конституция и Законы Российской Федерации обязательны и имеют наивысшую юридическую силу на территории области. Правовые акты областного Совета не могут протиюречить Основам законодательства России, они действуют на основании в дополнение рш . Область . правомочна опротестовать в соответствующих конституционных органах Российской Федедации законодательные -----л России, нарушающие Конституцию РФ и Федеративный договор, противоречащие правам и законным интересам жителей области. Статья 3.2. Праювые акты Правовые акты областных органов государственной власти и управления, принетые в пределах их компетенции, а также решения региональных референдумов являются формой прямого волеизъявления населения и подлежат государственной защите на территории обдасга, так же, как и законы Российской * дерации. ' ' ' ; ■ Порядок принятия правовых актов областными органами го­ сударственной власти и управления определяется настоящим Ус­ тавом и соответствующими регламентами. Статья 3 3 . Система праювых актов области Систему правовых актов области составляют: а) Устав области; ............. б) решения областных рефе^рцумов; „ , в) регда»лснты юрганов государственной власти и управления области; г) правовые акты, положения и иные решения, принимаемые соответствии с федеральным законодательством и Уставом области. Статья 3.4. Субъекты законодательной инициативы Право законодательной инипиа' щжнадлежит: а) главе администрации области; б) Советам территориальных образований области; в) народным депутатам, комиссиям областного Совета. Право законодательной инициативы щжшдлежит также граж­ данам при проведении референдумов. Статья 3 3 . Рассмотрение и принятие правовых- актов обсуждение и принятие правовых актов осуществляется на сессии областного Совета, после их предварительного открытого :мотрения в постоянных комиссиях (юластного Совета с широким участием специалистов-экспертов. ' ’ . По ишщиативе не менее 1/2 от числа депутатов, игранных областной Совет, правовой акт может быть вынесСн для принятия на областной референдум. Правовой акт области принимается большинством депутатов областного (Совета (50%-Н от избранного числа деп5т а т 6в обла­ стного Совета). Правовые акты областных органов власти и управления, касающиеся прав и Законных интересов граждан, публикуются в средствах массовой информации области не позднее, чем в семидневный срок со дня их принятия. Глава IV. Об^хастной Совет народных де­ путатов Статья 4.1 Статус областного Совета О&астной Совет народных депутатов является представитель­ ным органом государственной власти области. Областной Совет о с ^е ств л я ет свою деятельность в соот­ ветствии с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором. Законами России и настоящим Уставом области, исходя ю интересов области и ее наседения. (Областной Совет реализует свои, полномочия посредством принятия решений и контроля ца их исполнением. Правовые и иные акты областного Совета и его органов, изданные в пределах их компетенции, обязательны к исполнению на всей территории области, всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организащшми, должностными лицами и гражданами. Статья 4.2. Избрание и состав областного Областной СЪвет состоит из народных депутатов, избираемых непосредственно населением области по территориальным избирательным округам на основе кеобщего равного и /прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав областного Совета, условия . . . проведения выборов устанавливаются Основами избирательного законодательства Российской Федеращш и Юконом выборах народных депутатов областного Совета”. ' Статья 4 3 . Народные депутаты областного Народные депутаты областного Совета являются полншочными представителями населения области и рзчсоводсгвуются в своей деятельности их интересами. Депутаты областного Совета участвуют с правом репиющего голоса в работе сессий областного Совета, имеют право избирать и быть избданными в органы обласгаого СЪвета. Депутаты областного Совета выполняют в установленном законодательством порздке поручения областного Совета и ег* органов. Статья 4.4. Полномочия областного Совета к полномочиям областного Совета относится решение сле­ дующих вопросов: 1. В сфере организации ра&ггы облаетшж органе» власти и управления: а) избрание и освобождение от должности председателя областного Совета и его заместителей; б) утверждение регламента областного Совета и внесение него изменений и дополнений; в) утверждение- Положения о постоянных комиссиях обласикию СЪвета и внесение в него изменений и дополнений; г) образование, избрание и упразднение тодотчетных СЪвету органов, установление их компетенции, делегирование им ных своих полномочий; (Продолжение на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz