Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
5 февраля 1993 г. №№ 2 3 - 2 4 (33 7 -3 38 ) У С Т А В Л и п е ц к о й о б л а е т ПРОЕКТ Эпиграф 1. край, область имеет свой устав, в котором на основании Конституции РСФСР и законов Российской Федерации закрепляется схема управления краем, областью, конкретизируются структура, функции и полномочия органов Совета и администрации, права и обязанности их рукоюдителей, формы участия граждан в деятельности их рукоюдителеи, формы участия граждан в деятельности краевого, областного Совета и краевой областной администрации. ' 2. Устав края, области принимается краевым, областным Советом и регистрируется в течение одного месяца Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. В регистрации устава края, области может быть отказано в случае его несоответствия законам Российской ^дерации . Отказ в регистрации устава края, области может быть обжалован краевым, областным Советом в Конституционный Суд РСФСР. (И з Закона Российской Ф едерации ”0 кра- ею м , областном Совете народных депутатов и краею й , областной администрации”). я схемы управления областью последукицие Руководствуясь убеждением, что Российская Федерахщя Россия — может существовать в настоящем и будущем только как демократическое федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Липецкая область в кач ес тв регионального образования, входящего в Российскую Федерацию, приняла этот Устав, основной правовой акт обла стного уровня. Глава I. Общие положения ' Статья 1.1. Правовой статус Устава области и его основные задачи. Настоящий Устав области является правовьш актом в системе нормативного правового регулирования общественных отношений, осуществляемого органами власти и управления на территирии области. Настоящий Устав разработан на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании дейср- вующего законодательства. Устав и последующие изменения в негр принимаются обла стным Советом народных депутатов, если за него (за них) проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в Совет. Устав и внесенные в него изменения подлежат регистрации в течение одного месяца Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. В регистрации Устава области и внесенных в него измененый может быть отказано в случае его (их) несоответствия законам Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован областным С в етом в Конституционный суд России. Основными задачами Устава являются создание необходимых предпосылок и укрепление правовых основ для всестороннего развития области, обеспечения прав и свобод человека и граж данина, организащш эффективного управления областью. Статья 1.% Статус области область является полноправным региональным государствен ным образованием, входящим в состав Российской Федерации. Область обладает на своей территории всеми функциями государственной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены на основе Федеративного договора к ведению Российской дерапии. Конституцией Российской Федерации и договором о разг раничении предметов ведеши и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и орга нами власти краев, областей, городов Москвы и С!анкт-Петербурга. Изменение конституционно-правового статуса области может быть осуществлено йгюко ' в тюответствйг с Констшущвй Российской Федерации на основе ' ’волеизьяв)юния большинства избирателей области с утверждением высшего органа государ ственной власти Российской Федерации. Статья 13 . Территория и границы области Территория области является частью территорш Российской Федерации. Территория области включает территорию районов и городе», а также земельные участки, не входящие в состав, районов и городов, принадлежащие- области на момент вступления в силу насТэящего Устава. В Липецкой области' состоят: районы; Воловский, Грязинский, Данковский, Добринский, Доб- ровский. Долгоруковский, Елещий, Задонский, Иалалковский, Краснинский, Лебедянский, Лев-Толстовский, Лштецкий, Оганов- лянский, Тербунский, Усманский, Хлевенский и Чагшыгинский. Города областного подчинения: Липецк, Елецк, Грязи, Данкс». Границы между Липецкой областью и другими областями могут изменяться по взаимному соглашению, которое подлежит утверждению высшего органа государственной власти Российской Разделение и объединение области может быть осуществлено только в соответствии с Конституцией Российской Федерации на основе волеизъявления большинства избирателей области с утверждением высшего органа государств ” - федерации. | Статья 1.4. Территориальные образования области Административно-территориальное деление области, правовой статус и состав ее территориальных образований устанавливается ' иным Советом народных дегутатов на основе законодатель- Российской Федерации и по согласованию с органами самоуправления. Границы области определяют территорию, в пределах которой действуют областные органы государстаенной власти и управления. Герриторриальные образования области обладают собственной компетенцией в пределах, установленных Конституцией Российской <^дерации, здконодательными актами Российской Федерации и настоящим Уставом области. Административным центром области является город Липецк. В составе ' Липецкой области имеются районы, районы административного центра области города Липецка, города обла стного подчршения. Статья 13 . Права и свободы граждан На территории области гарантируется осуществление всех прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Зжонами России и правовыми актами областного Совета народных депутатов. Глава П. Устройство государственной , власти и управления (юласти Статья 2.1. Принципы построения органов государственной власти и управления области Систеш государственной власти и управления в области основьщается на разделении компетенции Российской Федерации, шасти и территориальных образований, а также на разделении [КОнодательной, исполнительной и судебной власти — ----------- Органы государственной власти и управления действуют не- йвисимб друг от друга, взаимодействуя в пределах своих полномочий на основе единой схемы управления областью. Порядок формирования, полномочия и организация деятель ности органов представительней, исполнительной и суде^ю® власти устанавливаются на основе федерального законодательства, настоящего Устава, правовых акте» областного Совета народньрс депутатов и администрации области. Органы гекударственной власти и управления Российскей Федерации не вправе издавать в адрес органов государственной власти и управления области акты по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению области. Органы государственной власти и упра1^ ен и я области не вправе принимать правовые акты по вешросам, отнесенным ” ведению с})едеральных органов государственной власти и упра: Статья 2.2. Вопросы, делегируемые областью федеральным органам государственной власти обладая на своей территории всеми функциями государст венной власти, область передает на основе договора о разг^ раничении предметов ведения органам государственной власти Российской Федерации сяедукицие полномочия: а) принятие и изметение Конституции Российской Федерации Оьездш народасых депутатов РФ; б) федеративное устройство, состав, территория Российской Федерации .и ее целостность; утверждение образования новых краев, областей; утверждение границ краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с местными орга- ш власти; в) защита прав и свобод человека и гражданина и граж данство Российской Федерации; защита прав национальных меньшинств; г) устансияение системы федеральньк органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных орга нов, установление общих принципов организации системы органов представительной и исполнительной власти краев, областей, го родов Москвы и Санкт-Петербурга; - д) определение основ федеральной политики , , ______ программ в области государственного, экономического, йкояогиче- сксюо, социального, культурного и национального развития в Российской Федедации; е) федеральная государственная собственность и управление ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; ^ ^ с п о я н е н и е федерального бюджета; федеральных налогов и) деятельность в кйсмосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; международные-договоры Российской Федерации; воп росы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; ■ оборона и безстасность;. оборонное произюдство; опреде ление-порядка продажи и покупки оружия, ^ пр и п а с о в , военной техники и даугого военного имущества; производство расщеп ляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотических средств порядок их использования; н) статус, [южим и защита государственной границы, террипюиальных вод, воздушного пространства, экономической ш и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство, прокурат>^; угачовное, уголовно-процессу альное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское и гражданско-процессуальное и арбитражно-гщоцессуальное законодательство; административно процессуальное, трудовое, семейное законодательство; правовое регулир(»ание интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеоролсн’ическая служба', стандарты. Эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учет; , ....................... с ) ' федералкнай государственная с л у ж ' б а Г ’ т) |'государственные награды и почетные звания Российской Федерации. (Эрганы власти области участвуют в осуществлении феде ральных полнтючий в пределах и формах, установленных Консгатуцией Российскм» Федерации и федеральными законами. Области гарантируется представительство в федеральных пред ставительных органах государстаенной власти Российской Феде рации в соответствии с федеральными законами. Статья 2 3 . Предметы совместного ведения органов государственной власти Российской Ф едерации и области к совместному ведению федеральньк органов государственной власга РФ и оргашт госудщхггвенной власти области относятся: обеспечение соответствия Устава и иных правовых актов „ Конституции и законам Российской Федерации; , , защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; в) изменение границы области, установление общих принципов теииторшльного деления и ортанизации местного самоуправления; г) разграничение государственной собственности на территории области; участие в установлении общих принципов бюджетной системы, устаиотяение общих П1Мнципов наляпоФюжения ‘ в области; д) адвокатура, нотариат; е) административное, жилищное законодательство; земельное, водшзе, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; ж) общие вопросы воспитания, образования, шуки , культуры, физической 1дгльтуры и спорта; ^ з) здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; и) природсюользование, охрана окружающей среды и обес печение экологической безопасности; особо охраняемые природные _теи>итсюии; охрана памятников истории и культуры; ’ ' к) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; л) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российской Федеращш к совместному ведению Российской федерации и обдасти. По вопросам, изложенным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государстаенной власти Российской Федерации издают основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти области осуществляют собственное пдавовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты. До прянятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам совместного ведения областной Совет народных депутатов вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем законо дательных актов Российской Федерации по данным вопросам правовые акты области приводятся в соответствде с федеральными Законешроекты по предметам совместного ведения, указанные в части первой настоящей статьи, направляются саганам госу дарственной власти области для согласования. В случае особого мнения области по вопросам совместной компетенции оно под лежит обязательному учету в соответствии с законодательной зй, установленной ре власти Российской Федерации. Статья 2.4. Полномочия области Ведению области подлежит решение следующих вопросов: а) принятие и изменение Устава области; б) принятие и изменение правовых актов области; 'в) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и местното законодательства на территории области; г) решение в соотаетстаии с згрсонодательством Российской Федерации . вопросов адашнистративнотаияпориального устреж- ства области; д) образование, правовая регламентация деятельности ^ ^ ганизация органов государственной власти и управления области; е) ., назначение и проведение выборов народных депутатов областного Совета, главы администрации области; избрание судей районных, городских судов и народных заседателей областного суда; утверждение председателей райгорсудс»; • ж) осуществление права законодательной инициативы Съезде народных депутатов и в ^рховном Совете Российской Федерации, а также представление вопросов на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации; з) разработка и жподаение социально-экономических, науч но-технических, экологических, профилактических и оздоровитель ных программ области; и) ра з^ботка и утверждение планов согщально-экономического развития области; к) разработка и утверждение бюджета области и утверждение отчета о его исполнении; л) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, поступающих на образовани бюджета области, налогов, с&ров и платежей области; м) утверждение схемы организации управления областью структуры органов представительной власти и областной н) назначение, согласование, утверждение и освобождение руководителей органов Советов и структурных подразделений областной администрации в соответствии с действующим зако нодательством, настоящим Уставом и схемой управления областью; о) правовое регулирование владения, пользования и рас . жения природными ресурсами и государственной собственностью федеральных области и осуществление прав собственника по отношегшю к п) участие в управлении имуществом, передаваемым органам Российской Федерации для решения федеральных задач; р) образование, реорганизгщия и праювая регламентация деятельности исполнительных государственных органов, служб и предприятий области; с) разработка и осуществление политшеи занятости и социаль- )й защиты населения области; т) обращение к республикансиш органам с предложением передаче и продаже в собственность области предприятий, : стуктурных подразделений, а также иного имущества, ходящегося в государственной собственности России, если имеют особо важное значение для народнохозяйственного ком плекса области; у) учреждение и присвоение наград и премий области; ф) осуществление межрегиональных контактов и междуна родного сотрудничества, заключение хозяйственных и иных до говоров; осуществление иных нщ)номочий, отнесенных законода тельством Российской Федерации и местным законодательством ведению области. Область правомочна осуществлять и другие полномочия, полнительно передаваемые ей по договорам с федеральнг органами государственной власти и управления, органами _ . родского и районного самоуправления .Офасть также вправе передать часть своих полномочий на договорной основе другим субъектам власти и управления. Статья 2.5. Участие органов государственной власти и управления обласда в решении задач местного самоуправления Органы государственной власти и управления области обязаны содействовать раЗДитию местного самоуправления на своей '■территории.-'Вс этих, целях ' о н и : ' ' ' - ■ »"■ а) принимают меры но сбалансированию бюджетов районов городов областного подчинения; б) распределяют средства, выделенные для финансирования республиканских программ и иных республиканских мероприятий -между районами и городами, осуществляют контроль за ходежанием; ; в) координируют проведение хозяйственных, прщюдоохран- к, оздоровительных, профилактических и ' иных мероприятий областного, межтерриториального характера, могут привлекать к осуществлению районные и городские Советы, администрации - городов и районов; г) решают предусмотренные федеральными законами вопросы N^инистративно-территориального деления; д) осуществляют полномочия, переданные им на догогорной основе районными, городскими Совета»ш, местной администрацией передают им на договорной основе свои отдельные полномочия области хозяйственного и социально-культурного строительства; е) о казы в аю т местным Советам и администрации организационную, методаческую и иную помощь в работе; ж) {^реш ают споры между местными Советами и органами местной администрации через специально создаваемые ою- ласительные комиссии. Органы государственной власти и управления области не раве принимать не предусмотренные федеральным даконода- тельством решения, регламентирующие деятельность органов стного самоуправлетня. Статья 2.6. Законодательная власть Законодательная- власть в области осуществляется: а) народом посредством референдумов; б) Советом народных депутатов области (областной Совет). Кроме случаев проведения референдума, регулируемого феде- льными законами, обяасгаой СЪвет прииимает правовые акты основе Конституции Российской Федерации и законодательства Совет народных депутатов области входит в систему пред- 1вительных органов государственной власти Российской Феде рации и является представительным органом государственной власти. Порядок выборов областного Совета регулируется основами избирательного законодательства и правовыми актами области. Депутаты областного Совета являются полномочными пред ставителями своих избирателей и обладают всеми гарантиями депутатской деятельности, гщедоставяяемыми законами. Статья 2.7. Исполнительная власть Исполнительным органом (органом государственного управ ления) области является областная администрация. Деятельностью областной адмишютрацци р)тсоводит на основе принципа единоначалия глава администрации. Порядок выборов (назначения) главы администрации области устанавливается Иконами Российской Федерации и соответству ющими решениями областного Совета народных депутатов. Полномочия, порадок формирования, организации и деятель ности областной администрации устанавливаются Законом Российской Федерации и настоящим Уставом. Областная администрация действует на основании и исполнение Конституции Российской Федеращш, Законов РФ, актов, принятых Президентом и Правительством РФ , а также решений областного СЪвета. Областная администрация подотчетна областному Совету на родных депзтатов и вышестоящим исполнительным органам. Главами администраций территориальных образований (район ных, городских и др.) области являются избранные (назначенные) в установленном законом порядке руководители местньк администраций. Руководители и иные должностные лица исполнительного органа области не могут занимать другой оплачиваемой долж- Статья 2.8. Судебная власть Судебная власть в области осуществляется исключительно судами, сформированными на основе федеральных законов. Судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи не могут быть депутатами Совета, которым они избидаются. Правосудие в области осуществляют: областной суд, обла стной арбитражный суд, районные и городские суды. Статья 2.9. Схема управления областью Схема управления областью определяет все основные на правления организации государственного управления на территории области, учитывает все территориальные образования И" государ ственные органы, созданные или действуюнще на территории области, независимо от того, кем они образованы.: Схема управления областью по представлению главы обла стной администрации утверждается облжлным Советом народных депутатов. областном Совете порядке с согласия областного Совета и областной администрации. Схема управл^ия областью включает: органы управления (структурные подразделения), входящие в состав областной администрапци; органы управления, действующие в границах области, но не входящие в состав администраици области; органы управления транспортом; органы надзора и контроля; органы военного и другого специального управления; нижестоящие органы исполнительной власти. По специальному решению областного Совета народных де путатов схема управления областью может быть выполнена в виде графического рисзпнка с комментариями и включена в Устав области в качестве приложения. (Схема прилагается). Глава Ш. Законодательство области Статья 3.1. Действие ф е д е р ^ н о г о законода тельства на территории области Конституция и Законы Российской Федерации обязательны и имеют наивысшую юридическую силу на территории области. Правовые акты областного Совета не могут протиюречить Основам законодательства России, они действуют на основании в дополнение рш . Область . правомочна опротестовать в соответствующих конституционных органах Российской Федедации законодательные -----л России, нарушающие Конституцию РФ и Федеративный договор, противоречащие правам и законным интересам жителей области. Статья 3.2. Праювые акты Правовые акты областных органов государственной власти и управления, принетые в пределах их компетенции, а также решения региональных референдумов являются формой прямого волеизъявления населения и подлежат государственной защите на территории обдасга, так же, как и законы Российской * дерации. ' ' ' ; ■ Порядок принятия правовых актов областными органами го сударственной власти и управления определяется настоящим Ус тавом и соответствующими регламентами. Статья 3 3 . Система праювых актов области Систему правовых актов области составляют: а) Устав области; ............. б) решения областных рефе^рцумов; „ , в) регда»лснты юрганов государственной власти и управления области; г) правовые акты, положения и иные решения, принимаемые соответствии с федеральным законодательством и Уставом области. Статья 3.4. Субъекты законодательной инициативы Право законодательной инипиа' щжнадлежит: а) главе администрации области; б) Советам территориальных образований области; в) народным депутатам, комиссиям областного Совета. Право законодательной инициативы щжшдлежит также граж данам при проведении референдумов. Статья 3 3 . Рассмотрение и принятие правовых- актов обсуждение и принятие правовых актов осуществляется на сессии областного Совета, после их предварительного открытого :мотрения в постоянных комиссиях (юластного Совета с широким участием специалистов-экспертов. ' ’ . По ишщиативе не менее 1/2 от числа депутатов, игранных областной Совет, правовой акт может быть вынесСн для принятия на областной референдум. Правовой акт области принимается большинством депутатов областного (Совета (50%-Н от избранного числа деп5т а т 6в обла стного Совета). Правовые акты областных органов власти и управления, касающиеся прав и Законных интересов граждан, публикуются в средствах массовой информации области не позднее, чем в семидневный срок со дня их принятия. Глава IV. Об^хастной Совет народных де путатов Статья 4.1 Статус областного Совета О&астной Совет народных депутатов является представитель ным органом государственной власти области. Областной Совет о с ^е ств л я ет свою деятельность в соот ветствии с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором. Законами России и настоящим Уставом области, исходя ю интересов области и ее наседения. (Областной Совет реализует свои, полномочия посредством принятия решений и контроля ца их исполнением. Правовые и иные акты областного Совета и его органов, изданные в пределах их компетенции, обязательны к исполнению на всей территории области, всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организащшми, должностными лицами и гражданами. Статья 4.2. Избрание и состав областного Областной СЪвет состоит из народных депутатов, избираемых непосредственно населением области по территориальным избирательным округам на основе кеобщего равного и /прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав областного Совета, условия . . . проведения выборов устанавливаются Основами избирательного законодательства Российской Федеращш и Юконом выборах народных депутатов областного Совета”. ' Статья 4 3 . Народные депутаты областного Народные депутаты областного Совета являются полншочными представителями населения области и рзчсоводсгвуются в своей деятельности их интересами. Депутаты областного Совета участвуют с правом репиющего голоса в работе сессий областного Совета, имеют право избирать и быть избданными в органы обласгаого СЪвета. Депутаты областного Совета выполняют в установленном законодательством порздке поручения областного Совета и ег* органов. Статья 4.4. Полномочия областного Совета к полномочиям областного Совета относится решение сле дующих вопросов: 1. В сфере организации ра&ггы облаетшж органе» власти и управления: а) избрание и освобождение от должности председателя областного Совета и его заместителей; б) утверждение регламента областного Совета и внесение него изменений и дополнений; в) утверждение- Положения о постоянных комиссиях обласикию СЪвета и внесение в него изменений и дополнений; г) образование, избрание и упразднение тодотчетных СЪвету органов, установление их компетенции, делегирование им ных своих полномочий; (Продолжение на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz