Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

о судьбах России 16 ноября 1993 г. 4Т-3 сделано в США № 227 (541) М ы стояли с ним , п о -м уж ск и кр епко и отр еш енн о сж ав друг Странная, парадоксальная друга в о бъ я ть ях п о с р е ди огромного х о л л а — д о л г о , растр оганн о , вещь: Елыдин, несмотря ни в окр уж ении больш ого колич е ства вним авш их ем у лю д е й , с п о д - на что, делает... полезную ра- вижников Н ики ты С ер геевич а п о зем ск ом у дв иж ен ию , и , мн е к а - боту. Отсетает в о зм о ^ с^ ь ж е г с я , странн о бы ло в в д ет ь с о стороны е го - вс ем ирн о з н а м е - . ^ | ^ ^ тяжелая ? 1 о т а . Но н ш о г о , бли ст а т ель н о го , и м еня - б е зв е с тн о г о , маленького - р а с - разрушительнаяГПо т р о й н ы х , во вс хли п а х и м е з а х . своему характеру он бунтарь Т ак закончилась н аш а б е с е д а , фрагм енты к о тор ой — н иж е , ц разрушительГ Значит, е ^ П о ч ем у вышло т а к , н е зн аю . Т очн о п рож гла к а к а я -то м олния , и необходамо думать, кто в с е о с в ет и ло с ь и з т емн оты . М н е к аж е т ся , я ч т о - т о понял . М о ж е т , будет созидать. Нужна рошо. Ну, да ладно. Давайте смотреть вперед. Но ведь так... не бывает. По векселям надо платить. Ведь после того, как расстре­ ляли царскую фамилию, мож­ но уже было убить того же Ильина, Шалятшна, Рахмани-, нова — любого: там царь, а вы-то кто такие? То же самое и сейча’с. Ес- п ойм ет е и вы? М о ж н о принять , ч то гов орит э т о т очень п р о стой , солидация вокруг "да", а не ли можно раестрелять парла- умный , с прон зительными , ди вн о м олодым и гл а зам и чел ов ек . Н о вокруг "нет". А у нас естест- мент, следовательно?.. А нам в с е м ож н о п онять . К ак поняли мы и впитали в с е б я фильмы : "Я венной частью жизни стала^, говорят: ну, ладно, забудем, ш агаю п о М о ск в е " , "Ж естокий ром анс" , "Очи черные" и мн огие консолвдации именно вокруву давайт^теперь заново... другие . — П о с л ед н и й р а з , Н ики та С ер ге евич , мы вид елись с вами в е сн ой , у С тани сл ав а Ш а т а л и ­ н а . Т о г да вы были т полгода? — Я ... крашеный для кар­ тины. Успокойтесь. — А ч то з а картина? — Условное название — "Безусловный эффект шаро- • вой молнии". Потом, может, будет называться по-иному . Я снимаю ее и сам в ней сни­ маюсь. — О чем он а? — Не скщку. — З а т о удивительным о т ­ кровением про звучало в с е , что вы с к а з а л и в т е л е п е р е д а ч е "М атадор" — о Р уцк ом , о п о ­ р я дочн о с ти , ч е сти , о т ом , ч то ч ел ов ек н е и м е е т 1 ф а в а на пр е ­ да т ел ь с тв о , и б о э т о — с ам о е страш н о е . — Я -то Костю (телеведу­ щего — Ю. Д .) не знал. П о ­ верил том у , что говорит о нем руководитель нашего ви­ д е о о б ъ е д и н е н и я В и т алий Максимов. Он сказал: Косте верить можно. Поэтому я и дал интервью. Телевидению я не верю. Н о ведь ником у не верить нельзя. Без веры жить невоз­ можно. И он абсолютно оп- ^ ^ а в д а л доверие: оставил все, чем мы говорили. А беседа ^ ^ б ы л а на полтора часа. Ему выламывали руки. Приезжал Шмаков, печально извеетный по передаче "Перекресток". Говорил, что программа не выйдет, что ее надо вырезать, запретить... — И ч т о вы ч увствов али , к о гд а у ж е д о м а е е уви д ел и ? К ак реагировали ваши дом аш - — Я смотрел не дома, а в Нижнем Новгороде, где идут съемки моей картины. Рядом был Рустам Ибрагимбеков — мой соавтор, замечательный писатель и д т , были Влади­ мир Рябов, Владимир Седов — нижегородские люди... Я , честно говоря, опасал­ ся, что на телевидении будут пытаться, даже, может быть, б е з умысла, снивелировать, сделать, знаете, такое шечто". Вот это для меня было бы. Я никогда не был комму­ нистом. Руцкой же — один из немногих, которого исключи­ ли из партии, но который не сжигал свой партбилет с эк­ рана телевизора. Я знаю его настроения. Знаю, что он ду­ мает. Присоединение его в прессе к Анпилову, Макашо­ ву — трагическое стечение обстоятельств. Это то же са­ мое, что мы с вами едем в поезде — вы везете лекарства, а я... бомбу. Мы в одном ку­ пе. У нас одна цель, куда приехать. Но разные задачи. Дуй аю , Ви ........ .... данном случае! "нет". Вот мы с вами не при- ” нимаем того-то или этого и,^ поэто!!^... дружим. В 19-м веке люди собира­ лись потому, что хотели сто­ ять ЗА что-то, теперь — по­ тому, что ПРОТИВ . И важно сменить знаки. Это полюса. Сейчас это самое главное. Вот большевизм строил свою политику на ЗА, хотя оно ( - Д а , "не б у д ем о груст - ' — Дума. Шмума. Давайте ‘Приучать ухо к старым назва­ ниям. Будто они несут с со­ бой и прежнее значение. Но это же не так. Да, давайте на­ чнем сначала. Н о перед этим заплатим по векселям. Когда теперь мне говорят: _ "Все-все-все! Давайте балло- мо по себе и было ложным, тироваться, у нас есть хоро- Но все равно — ЗА. Ведь шая партия”, — я не хочу, менталитет русского народа в Это ... обман. Большевики принципе, исторически, ело- сделали эту же вещь. Они жился на созидании. Русский пришли и выгнали предшест- народ всегда с большим удо- венников из квартиры. Те- вольствием и удовлетворени- пёрь другие. Они говорят: как ность в людях существует ге­ нетически. Но подразрушена. Спехдаально. Очень осознан­ но. И "демократы", которые использовали Церковь, чтобы обвинять коммупЕшетов, а те­ перь движутся по их пути, должны понимать: они вос­ становят ее против себя. Как же иначе? Когда освящают магазины и вагоны-рестора­ ны и стоят люди с тупыми лицами, не зная ни одного слова молитвы, стоят только потому, что это знак, так ска­ зать, нового времени — это же все зачтется. — А ч то П а т р и ар х Алексий I I н е пр едал а н аф ем е Руцкого и др у ги х лю д ей "Б елого дом а" , вы р асц енив аете к ак ф ак т и х правоты ? К ак в о о бщ е , п о - в а ­ ш ем у , б у д е т ра звиваться э т о т , н г а м й ?так с к а за ть , "процесс — Я надеюсь, что власть обладает хотя бы какой-то дальновидностью и чувством самосо>фанения, чтобы не до­ вести дело до крови. Здесь невиноватых... нет. Понимае­ те? Когда я соглашаюсь с ва- — Политика — отнюдь не знание экономики, это - - лю ­ бовь к своему народу. — З н ани е чел ов ек а и его психологии? — Не человека, а своего человека. Им енно своего. Вот’ это и есть национальная п о ­ литика. — И .вы е го зн а е т е ? — Н у . . . Ч ув ствую . Так точнее сказать. Чувствую. А еще точнее — люблю. — И с в б зр астом дум а ет е о нем лучш е или х уж е ? — Лучше. — М о ж е т , сами стан овясь — Может быть. Не знаю. Едва ли человек с возрастом становится тшш е . Во всех от­ ношениях. 1 резо 1 накаплива- — Р а зв е мы н е становим ся ближ е к Богу? — Но не все же. И потом, не нам об этом судить. Ощу­ щение своего человека, осн о ­ ванное на соетрадании к н е ­ му, попытка его понять есть основа мира, в котором мы н аходимся . П р езид ен т д о л ­ жен, как мне кажется, посто- Н и к и т а М и х а л к о в : "ПРОРАСТЕМ - ПАМ ПРОСТО НЕПУДА ДЕВАТЬСЯ" ником ситуа­ ции. И еще своего харак­ тера. Характера. — Горяч? — Горячий . Взрывной. Яркий... Но это не имеет сейчас значения. Я не хотел бы те­ перь ни оправдывать, ни оце­ нивать. Я не знаю ситуации — не был там, не видел это московское... сидение. Вообще, сидение в России рим о разрутпении, о том, по- всегда побеждало. Ты сищшш чему - полный раздрызг, г~ ем шел за этим ЗА, пусть да- , же ложным. Это принципи­ ально. Он никогда не об'ьеди- нялся только ПРОТИВ , с кем бы, с каким бы- самым оже­ сточенным врагом ни бился. В этом была выЬшая миссия ■высшее представление об вам, большевики, не стыдно, что вы, безобразники и него­ дяи, наделали, пошли вон! И вместо того, чтобы вернуть квартиру хозяевам, занимают ее сами. Вот теперь -де... справедливость! Так кто вы такие? Вы и... все. К ак сказано в заме­ чательных восточньЕх пого­ ворках: если спокойно си­ дишь на ступеньках своего л каохину - эхи жил Д°ма, врага твоСго пронесуг ,, моя профессия. Для ^имо. А вот эта последующая МРНСГ важнее слетать эгч тап- акТИВНОСТЬ, ВСе, ВМССТе ВЗЯ- меня важнее сделать эту тар какое-то... Думаю, снима карт ну - : к тину, нежели что-то. И я испугался — пришел же я тогда, 19-21 августа. А тут вдруг — В ситуации, объяв­ ленной так: либо испугался, либо предал. Но мне преда­ вать некого. Руцкой? Он — мой товарищ. Я абсолютно убежден, что он человек ис­ кренний и чистый, боец, что бы там про него ни говорили. — У в а с с ним е сть к он ­ так ты — х о т я бы письменны е? К ак овы теп ер ь ваши — Я свое мнение выразил по телевидению. Говорил и говорю: мое отношение в за­ висимости от ситуации не ме­ няется. Я друзей выбираю не по их политическому пред­ назначению и должности. Я люблю его. Он мой товарищ. Вот и все. Трагедия, которая случи­ лась, это... трагедия. Я ее пе­ реживаю. Переживал и под Нижним Новгородом, откуда из-за съемок не имел возмож­ ности уехать. Может быть, к счастью. Потому что самое выгодное бьшо бы лечь кос­ тьми на этих ступенях... когда-нибудь мы, быть мо­ жет, и узнаем правду. — Вы гов ори т е б л и зк о к том у , ч то и С танислав Г ов ор у ­ х и н . О н счи та е т , ч то анпил ов - цы скомпром етировали в с е э т о д е л о , ч то н е б удь т ам о з л о б ­ л е н н ы х л и ц , а н т и с е м и т с к и х л о зун гов , "Б елый дом" п о д д е р ­ ж а л и бы т е , к ого в с е э т о и с ­ п угало . — Мы никогда с ним не были близкими людьми. И я говорю, что думаю; Наверно, и он прав тоже. Но это та са­ мая инертность наша. Все по отдельности понимают и го­ ворят правильно. А в массе идут, так сказать, за средне­ арифметическим. Но самосознание, к сожа­ лению, должно возрождаться как раз с такими жертвами. Но возрождаться должно. Де­ ваться некуда. — Ч т о бы вы ск а зали о н а ­ ш и х ны н еш ни х п ол и ти ч е ск и х лид ера х ? — Их никто не знает. Но они однозначно существуют. Вопрос только во времени. Необходимо время. интернационализме русского Луны свалились? Приехали из английского парламента? Кем вы, спрашивается, воспиты­ вались? — В аш е о тн ош ен и е к п е р е ­ за х ор он ению Л енин а? — Я считаю, надо его от­ петь, простить ему все и по­ хоронить рядом с матушкой. Вообще прекратить превра­ щение Красной площади в кладбище. — Вы п р е д л а г а е т е ш ев е ­ л и т ь а к р о п о л ь ? П о - в а ш е м у , мы вправе вм еш иваться в п о ­ ступки пращуров , вносить к ор ­ рективы в у ж е состоявш ую ся и сторию ? Т ам п охор он ены ведь и к осм он авт Гагарин и марш ал Ж у к о в . . . — Вы знаете, вопрос... правильный. Не возьму на се­ бя грех утвердительно отве­ тить на него. Бог им судья. Может, есть какая-то воз­ можность сделать это дели­ катно и хоть как-то по-хри­ стиански. Огородить, что ли. Пусть существует со всеми, кто там есть. Но во всяком случае я убежден: невозможно, чтобы в христианской стране с ты­ сячелетней историей люди ехали е Дальнего Востока с детьми посмотреть на... труп. Нельзя. Это нарушение всего ук­ лада духовной жизни страны. гг------------- т>— ттоевский, Ярослав можно идти и дальше — они же существо­ вали по определенным, иным законам. Столетиями. Духов- понимание и смятение, то должны понимать: из-за этоф ПРОТИВ . Они,- нынешние, не знают, ЗА чт:о они. Но П РО ТИ В — пожалуйста: красно-коричневые, комму­ нисты, те, эти... Потому что вся власть... нелегитимна. Что бы там и как ни; выдумывали — самые умные, талантливые. Она нелегитимна религиозно, если хотите. — К ак э то ? — Идеология' й демогфа- тия в России всегда были только в Церкви. Когда перед единым Законом Божьим равны были и Государь, и юродивый. Я никогда не скрывал, что Верховный Совет, депугаты для меня — это то, ^фИльин |определил так "фи|урирова- "ние". "Включите первый мик­ рофон!" — "Плохо там-то". — Спасибо. Второй!" — "И там- то тоже". — "Пятый!" — "А у нас еще хуже..." Важно "про­ звучать". Меня избиратели видели? Я сказал, что плохо? Ну, и... хорошо. Тут все понятно. Одно­ значно. Но с другой стороны — хщинять то, что произош- ________________ ^ ло, без оценки, все равно, что Язычество. Ведь Достоевский, принять октябрьскую револю- — - цию 17-го года. Мол, расстре­ ляли царя вместе с царицей, с детьми, с доктором Ботки­ ным и другими — это нехо- ми, что не наше право ре­ шать, кому из похороненных на Красной площади где ле­ жать, я исхожу из того, что я против восстановления спра­ ведливости таким способом. Справедливость важна по су- Вся власть с 17-го года именно потому и нелегитим­ на, что они не восстанавли­ вают эту справедливость. Точнее — восстанавливают по отношению к себе, живущим. Себе, любимым. По той притче, когда хозяин рассер­ дился на раба, раздел его до­ гола, отвел в болото, привя­ зал к дереву и ушел. Того об­ лепила мошка, он весь — в москитах. Проходит мимо пи­ лигрим, из жалости согнал их веткой. А раб ему: "За что ты так меня ненавидишь?" "Я? Ах, ты неблагодарное живо­ тное!" "Нет, — отвечает раб, — ты и правда меня ненави­ дишь: согнал сытых, сейчас налетят голодные". — А сам и бы вы приняли х ож д е н и е во власть? Кутузов, Суворов, Мудрый.' ■ никогда не привлекала власть как таковая. Я хочу занимать­ ся моими картинами и тем, что делаю. Но наступают мо­ менты, когда ты вынужден приносить свою свободу в жертву какой-то необходимо­ сти. Я не готов к этому, ни­ когда об этом не думал и не хочу идти на подобную борь­ бу. Но если бы Господь по­ ставил меня перед выбором, и он был бы реален, я не знаю — принял бы его или нет, но... подумал бы. — Вы — и зве стный кино ­ р еж и с с е р , ак т е р , д е я т ел ь куль­ туры , великолепный м а с т е р , а в политик е были бы б е зв естны . янно ощущать вот эту натя­ нутую страну... То есть — струну... — С тр ан у -с тр ун у . П р им е ­ чательная оговорка . — ... Струну между собой и людьми, которые его избра­ ли. Ощущение постоянного контакта. Это не фантазия. Не поэзия. Просто сострада­ ние. Когда ты едешь куда-то не потому, что взорвалась шахта или нужно завоевать голос, а потому, что ты хо­ чешь понять этих людей. Все-таки в России, глава страны всегда — отец для своего народа. Так устроен русский человек. Но ужас-то в том, что он часто отцами называл... отчимов. И опять верит. И опять с нуля. А вера эта иссякает. — М ож ет е иначе мы н е м о ­ ж е м ? Т ол ь к о ч е р е з лиш ения , чер е з х о л о д , гол о д , когда уж е н е тол ьк о в "Б елом дом е" , а и н е п о с р е д с т в ен н о к а ж д о м у и з н ас отключ ат с в е т , в о д у , т е п ­ л о , кан али зацию ? . . — Сожаление к жертвам, жертвенности, к слабым в России искони естественная часть жизни. Ведь и Ельцин тоже должен быть благодарен той гонимости, благодаря ко­ торой достиг власти. Он дол­ жен понимать это. И его большая ошибка, что он... не понимает. Ицаче бы он по- другому сейчас отнесся к го­ нимым. Ибо, загоняя их даль­ ше, делает их мучениками, героями. — П о су ти , за гон я ет д а л ь ­ ш е с е б я . — Конечно. В России ис­ тина вызревает всегда через страдание. 76 лет в етране идет мутация, странное, неве­ роятное движение от отрица­ ния к утверждению, причем... противопрложных.;,вещей. И огромный народ с одинако­ вой яростью и так бы иск­ ренностью кидается из одно­ го в другое, с наслаждением растаптывая ... пр едыдущ ее. Свою собственную историю. И в результате получает кош­ марные последствия, испыты­ вая их на себе же. — М о ж е т , о б э том и "М а ­ с т ер и М аргарита" Б улгакова? — Может, и да. Гениаль­ ный роман. — А в о т у в ас бывали ли в и д е н и я , п р е д з н а м е н о в а н и я или ч т о -т о п о х ож е е? — Да нет. Впрочем ... В Костроме однажды я попро­ сился в Храм Воскресения на Дебрях. В тех краях я снимал картину, погода была ужас­ ная, и вот я пошел туда. Меня Матушка впустила, очень недовольная. Я читал А к а ф и с т Б ож ь е й М а тер и . Один. Н о она подошла ко мне и так странно посмотре­ ла. П о т ом , уйдя , подош ла еще раз. Прощаясь, я сказал: "Большое спасибо. А что вы подходили?" — "А вы ничего не слышали? — говорит она. — "Нет". — "Вам отвечали". И когда косые лучи еолн- ца после трех недель дождя осветили купол церкви, у ме­ ня в горле вдруг ком. Я го­ ворю: "А что огвечали-то?" — А она: "Пели вам". — М о ж е т , вы н е т а к о й больш ой грешник , как мы? Х о ­ т я Г о р ь к и й у т в е р ж д а л , ч то б о л ьш и е м у д р е ц ы в с е г д а и больш ие-тр еш ники . — Я больший грешник, чем мудрец. Просто это часть моей жизни, моего ощущения нашей державы. И даже не державы — если хотите, су­ ществования здесь. — С к акого вр ем ени вы — верующий? — С рождения. Я не сжи­ гал партбилет, когда это стало можно, — у меня его не бы­ ло. Как и не стал еще более верующик, когда разрешили веровать. — К ак р а сц енив а ет е роль м и с с и о н е р о в , п р и е з ж а ю щ и х и з - з а р у беж а? — Я считаю, это осознан­ ное разрушение народивше­ гося в стране религиозного с а м о с о з н а н и я . О с о б е н н о , когда где-нибудь на стадионе дают бутерброд, банку кока- колы и... только. — В а с см ущ а ет конкур ен ­ ция ц ерквей , как ра зница м еж ­ д у рублем и долларом ? — Это не конкуренция. Диверсия. Абсолютная дивер- — С к аж и т е , а в от с так ой п олитич еской позици ей вы не чувствуете на с е б я давления? — Есть. Были "хвосты" за мной в Нижнем. Н о это не им ее т зн ач ения . Скрывать мне нечего. Я не крал. Не д о ­ бивался дружбы с сильными мира сего. Мне не надо ни машин, ни квартир — ничего. Я влаетям нужен больше, чем они мне. — К ак вы видите наш е б у ­ дущ е е , спрогн о зируйт е. — М не п р огн озир овать так бы и... глупо. Я , как че­ ловек верующий, стараюсь, насколько могу, греша посто­ янно, ежесекундно, не забы­ вать: смертный грех — уны­ ние и отчаянье. Мы прорастем все равно. Прорастем — нам просто н е ­ куда деваться. Б е с е д о в а л Ю рийДЮ КАРЕВ . р о л ^ , д о и ПОСЛЕ "КАЛИНЫ КРАСНОЙ" в творчестве Лидии Федо­ сеевой-Шукшиной можно легко выделить два несхожих между собой периода. В ее ролях кон­ ца пятидесятых — начала шес­ тидесятых годов вовсю эксплу­ атировались внешние, типаж­ ные данные актрисы. Она игра­ ла героинь ("Сверстницы", "Ка- тя-Катюша", "Люди моей доли­ ны" и т. д.), каких много тогда появлялось в отечественном ки­ но. Перелому в своей творче­ ской, да и просто человеческой судьбе Лидия Николаевна обя­ зана Василию Макаровичу Шук­ шину. В его фильмах неожидан­ но для многих открылись, а за­ тем и умножились одаренность актрисы, ее искренность, ли­ ризм и даже характерность. Когда же в 1974 году вышла ' "Калина красная", где Л. Федо­ сеева-Шукшина сыграла роль Любы Байкаловой, зрители, а их за первый год показа филь­ ма оказалось более 60 милли­ онов, познакомились с женским идеалом В. Шукшина. Этот идеал оказался близ­ ким к описанным им чудикам, странным людям. Ведь Люба Байкалова, пригласив в свой дом знакомого по переписке уголовника, нарушила все представления о том, что мож­ но и что нельзя делать в обыч­ ной жизни. За пять лет совместной с В. Шукшиным работы в кино акт­ риса сумела создать ряд обра­ зов реальной, земной женщи­ ны, поражающей широтою ду­ ши. Благодаря своему таланту и "опеке" мужа Лидия Никола­ евна выросла в большую актри­ су, открытую сердцем, мужест­ венную духом, настоящую на­ родную артистку России. Ее увлечение актерским ис­ кусством началось, как это не­ редко бывает, в детстве, хотя обстоятельства не слишком то­ му способствовали. "Родилась я в Ленинграде, — рассказыва­ ет Лидия Николаевна — В на­ шей семье было пять человек. У меня еще два брата. Жили очень бедно. Папа, служащий. получал 700 рублей старыми, мама не работала. Экономно жили. Но не было у нас зави­ сти, что кто-то живет лучше. Мы всю блокаду прожили в Ле- нинг(заде, у меня есть даже ме- Школьница Лида играла во всех кружках, куда можно было попасть. Она читала стихи, пе­ ла, танцевала. В 1956 году по­ ступила во ВГИК. Во время уче­ бы чувствовала себя неуютно. Ощущала в себе скованность, неумелость. Институт закончила в 1964 году (мастерская С. Ге­ расимова и Т. Макаровой). Столь позднее окончание инс­ титута объясняется трехлетним перерывом в учебе, работой на Киевской киностудии имени А. Довженко. В том же 1964 году на съемках фильма "Какое оно, море?" актриса встретилась с Василием Шукшиным. Любовь. Замужество. Рождение доче­ рей. В кино не снималась — растила девочек. И только че­ рез шесть лет вновь появилась на съемочной площадке, когда В. Шукшин создавал "Странных ... После смерти Василия Макаровича Лидию Николаевну постоянно просили выступить, рассказать о нем. А ей было очень тяжко. Она и сейчас не может говорить о нем со сце­ ны. А тогда ... Приходили друзья, пытались успокоить. Но они уходили, и Лидия Никола­ евна вновь оставалась в пустой квартире с двумя маленькими дочками на руках. И только с приездом из Ленинграда мате­ ри актриса постепенно стала обретать покой. Бывший ее однокурсник ре­ жиссер и актер Сергей Нико­ ненко предложил Л. Федосее­ вой-Шукшиной главную роль в фильме "Трын-трава". "Я ему до смерти буду благодарна, говорит Лидия Николаевна, — но сначала я решила, что он спятил. Какая роль? Какая съемка? Про что он говорит? А он, как панфиловец, стоит — и ни шагу назад". После "Калины красной" Лидия Николаевна снялась в ; более чем тридцати фильмах и продолжает работать в кинема­ тографе. А режиссер Евгений Марковский, экранизируя "Веч­ ного мужа'" Ф. Достоевского, пригласил на съемки всю семью Шукшиных: Лидию Нико­ лаевну, дочерей Марию и Оль­ гу, внучку Анюту. Недавно Л. Федосеевой- Шукшиной исполнилось 55 лет. И как бы к этой 'дате она сде­ лала себе подарок, сыграв одну из лучших своих ролей — Геню в польском фильме "Баллада о Янушеке". Но его российский зритель, по всей вероятности, не увидит. А жаль. На снимке: Шукшины в фильме "Печки-лавочки". В ь т у с к п о д г о т о в л е н за с л у ж ен н ы м р а б о т н и к о м к ул ь т уры Р о с с и и Ю . Р А З У М О В С К И М . ДРУГИЕ шильмы АМЕРИКИ Два года тому назад веду­ щие американские компании в сфере проката кинофиль­ мов объявили нам бойкот. Это была акция протеста про­ тив широкого распростране­ ния в России кино - и виде­ опиратства. Теперь ситуация изменилась. Принят Закон о защите интеллектуальной собственности, а недавно на пресс-конференции в киноко­ митете России было объявле- то заокеанский бойкот прекращен. Таким образом, неконтролируемый поток де­ шевой кинопродукции должен в принципе иссякнуть. И уже становится ясно, что мы пол­ учим вместо него. На россий­ ские экраны выходят лучшие фильмы Америки, закончен­ ные производством в 1992- 1993 годах. При содействии междуна­ родной кинокорпорации Юнайтед интернеишнл Пик- черс” творческая ассоциация "Ист-Вест" закупила деся-Л. фильмов высоких художест­ венных достоинств и разно­ образных по тематике. А за­ купив их, эта ассоциация, в свое время познакомившая — с классическими "Унесен- 1 И ветром", решила ус ить целый кинофестиваль, презентация прошла в мос ковском кинотеатре ”0к тябрь", причем довольно ори­ гинально. Перед входом в "Октябрь" играли уличные му­ зыканты— звучала музыка из­ вестного композитора Глена Миллера; фойе второго этажа кинотеатра было оформлено — улица американского го­ родка с неизменным пол­ ицейским. Без полицейского, амери­ канской улицы, но, возможно, с музыкой Г. Миллера фести­ вальные фильмы вскоре на­ чнут демонстрироваться Липецке. Кстати, сам проект "Ист-Веста" называется ■Другое кино США". Почему другое, вполне понятно. Во- первых, потому, что не преж «■нее, пиратское, и во-вторых потому что оно заметно отли чается от низкосортных аме­ риканских лент, державших первенство на российских эк­ ранах. ТОО "Липецкзнание", за­ ключившее соответствующий договор с "Ист-Вестом", на­ чнет реализовывать липецкую часть проекта в "Октябре" с остросюжетной ленты режис­ сера Филиппа Нойса "Игры патриотов". Фильм поставлен по одноименному роману То- 1^энси, который был “ пущен у нас в 1991 году дательством "Новости". Бывший аналитик ЦРУ, а затем профессор военно- морской академии Джек Рай ан (в этой роли снялся Хар рисон Форд), находясь в Лой доне с докладом, стал свидё телем террористического ак та, который попытались осу ществить боевики Ирланд­ ской республиканской армии против чденоД;.корол,евской семьи. Джек"предотврати!л убийство, обезоружив терро­ риста Миллера. На суде Ми.^- лер клянется отомстить Райа­ ну. Смертельной опасности подвергаются теперь Райан, его жена и. маленькая дочь.: Затем в том же "Октябре" вас ждет премьера фильма режиссера Брайана Леванта "Бетховен". Герой этой мейной комедии — симпатич­ ный пес сенбернар, которому его хозяева Ньютоны дали громкое имя великого компо­ зитора. Приключения Бетхо­ вена, порою веселые, а- пр- рою драматические, изменя­ ют весь уклад жизни ;семьи Ньютонов. Третий фестивал! фильм, который увидят чане, — знаменитая психоло­ гическая драма режиссера Мартина Бреста "Аромат жен­ щины". Исполнитель главной здесь роли, подполковника отставке Слейда, известный американский актер Аль Па­ чино был удостоен за нее премии "Оскар". Помимо больших изначальных трудно­ стей, связанных с ролью (ак тер играет слепого персона жа), Аль Пачино потребова лось все его актерское мае терство, чтобы показать челО века, одновременно вспыль чивого, мудрого, язвительно­ го и беззащитного. Слейд, по словам автора сценария Май­ кла Гоулдмана, — этг ность с мощным источником благородства, которым герой никогда не умел распорядить- Увидим мы и остальные ленты, закупленные "Ист-Ве- стом", в том числе "Человек дождя" с Дастином Хофма­ ном и Томом Крузом и "Парк Юрского периода" режиссера Стивена Спилберга. Руково­ дители Российско-британской ассоциации "Ист-Вест", в число соучредителей которой входит британская телеком­ пания "Централ телевижн" надеются, что выход на рос­ сийские экраны лучших и но­ вейших работ Голливуда вер­ нет в кинотеатры зрителей, соскучившихся по настояще­ му кинематографу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz