Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

л Г -3 : к ю б и л е ю М и х а и л а П р и ш в и н а 4 февраля 1993 г. № 22 (336) исполняется 120 лет со дня рождения классика русской литературы Михаила Михайловича Творческие встречи, посвяще«*> 1 е тсателю-эемляку, пройдут в Липе 1 дсе, Ельце, на родине Пришвина — в Становлянском районе. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей публикации, подготовленные ттературным отделом обла­ стного краеведческого музая и липецкой организацией Союза российских писателей. Из дневников писателя И з хсизни е л е ц ко го ар х и в а р и у с а Часть жизни создателя поэтического определения ”вес- 1на света” Михаила Михай­ ловича Пришвина прошла на его родине, в Елецком уезде, и, конечно же, нашла отра­ жение в документах, хра­ нящихся в Государственном архиве Липецкой области. ' 31 мая 1883 г. Мария Пришвина, м ать писателя, обратилась с прошением о до­ пуске ее сьша к вступитель­ ным испытаниям в Елецкзчо мужскую гимназию, а 3 июня |вВэтого ж е года Михаил Нр1ришвин был принят в пер- ^ вый класс гимназии. Проживал М. Пришвин у иностранки В. В. Шмоль, Успенская улица, аптека Люйтена. 12' сентября 1885 г. в Елецкой мужской гимназии с луч ил о с ь чрезвы чайное происшествие. На уроки ■ не явились ученики 2-а класса Михаил Пришвин, Николай Чертов, Владимир Тирман и ученик 4-го класса Константин Голофееа Дома их тоже не оказалось, а на квартире Го- лофеева была найдена записка о том , что гимн а зи сты отправились.» в Азию. Инс­ пектирующ ий Федюшин известил об этом городскую и уездную полиции, а на сле­ дующий день, утром, пристав 2-го стана Елецкого уезда К р у п ки н д оставил домой наших незадачливых путешест­ венников, причаи отобрал у них три револьвера, три ружья, две сабли, топор, порох и патроны. 16 саш^оря 1885 г. спешно собрался педагогический совет. На его заседании выяснилось следующее: ”... ученики Голо- феев, Пришвин и Тирман сог­ л асн о п о к а з али , что предориняли это путешествие по настоянию и убеждениям А Чертова и что все отоб^нные Щ ^кщ и принадлежат Чертову. И ^ 'куплены им частью в ма­ газине Черномашенцева, частью на базаре и в м&чОчщ?1х ла-! . точках. 12 сентября. Те 9-м часу утра, все эти ученики отправились будто бы в гимназию, но пришли в за­ ранее условленное место го­ родского сада, где Чертов окончательно уговорил их не­ медленно отправиться в пред­ п олож енное путеш ествие , причем и показал им веж приготовленное оружие и дшьги, которых, по мнению этих учеников, было достаточ­ но, но сколько именно, они не могли определить. Приехав на извозчиках к реке Сосне, они сели в купленную^ Чер­ товым за 19 рублей лодку и отправились вниз по реке„” Педагогический совет опре­ делил: "зшеника 2-го класса Николая Чертова уволить из гимназии, а остальных — Пришвина, Тирмана и Голо- феева подвергнуть более про­ д о лж и т ел ьном у ар ес ту с понижением отметки поведения за 1-ю четверть учебного года. 25 октября 1885 г. педа­ гогический совет оценил пове­ дение Мизшила Пришвина бал- Из других документов, ха- рактершующЦх обучение М, Ъ иш в ин а в Елецкой мужской яазии, необходимо вьщелить: Лбкладную записку .учителя г е о г р ^ и и Василия Розанова о Пришвина, донесение директора гимназии попечителю учебного округа об его увольнении из гимназии. В свидетельстве об обучении М. Пришвина в гимназии указано: "Предь­ явитель сего, бывший ученик 4-го класса Елецкой гимназии Пришвин Михаил Михайлович, родившийся 23 января 1873 года, по происхождению сын потомственного гражданина, в 1 Елецкую мужскую гимназию >ы10ступил В 1-й класс по эк- Ъ м ену в июне 1883 г. Обу­ чался по 20 марта 1889 года и уволен из нее вследствие постановления педагогического рвета гимназтш”. Исключенный из гимназии М. М. Пришвин уехал в Сибирь к брату матери про­ мышленнику И. И. Игнатову. ... В 1917 году он воз- |■ |■ращ ается в Хрущево, затем Сохранилась опись имения бывшего помещика Михаила Михайловича Пришвина при с. Хрущево-Левшино Сояовьевской волости. "Название построек: дом деревянный крыт железом, кухня крыта соломой, сторожка раскрыта, скотный двор камен­ ный, крыта железом одна сто­ рона, вторая (йскрыта. Опись мертвого инвентаря: плуг одно­ лемешный —1, плуг двухле­ мешный —1, борона желез­ ная— 1, телега на полном хо­ ду—1, сани козырки —1, бе­ гунки —1, веялка неисправная . — 1, хомутов возовых —2, дуг ра&чих —2, седелок рабочих По документам архива можно судить о разного рода начинаниях М. М. ГЬтишвиш в родтюм городе. Постанов­ лени ем рабочей коллегии школьного подотдела Елецкого уездного отдела народного образования от 15 ноября 1919 г. он был утвержден школь­ ным работником 3-й школы 2-й ступени. В протоколе име­ ются сведения, что М. М. Пришвин уже к ноябрю 1919 г. работал в уездном отделе народного образования по кра- Часто писатель выступал с л екци ями в народном университете города Ельца. Об этом свидетельствует газета ”Соха и молот”. ”В воскре­ сенье, 23 ноября состоится чтение новой пьесы из елец­ кого быта ”Под шатром”. П р о ч т ет а в то р М. М. Пришвин. После чтения будет литературная беседа”. ”В вос­ кресенье, 30 ношря состоится лекция М. М. Пришвина на тему "Цвет и Крест”. Народ­ ная вера в .отношении к лите­ ратуре накануне революции”. Авторитет, 5 ность М. М. :Пришвина спо- соосчеовали его назначению организатором архивного дела в городе и уезде. 15 января 1920 г. Главное управление архивным делом обратилось с письмом в Елецкий уисполком. "Проживающий в г. Ельце тов. Михаил М ихайлович Пришвин рекомендован Гла­ вархивом орловскому зчюлно- моченному Ивану Степановичу Комягинскому для наблюдения ------------- “ Ельца и уезда. В с луч ае утверждения орловским уполномоченным Главархива его, Пришвшга, в должности. Главное управление архивным Делом просит Елецкий уисполком оказывать Пришвину вообще всяческое содействие при исполнении возложенных' на него пору­ чений и, в частности, при подыскании помещений для местных архивов, при перевоз­ ке и по приведению архивов в порядок”. О дновременно М. М. Пришвин работал преподавате­ лем русского язьпса пятой школы 2-й ступени Ельца. .. , 26 'ф ^ф аля 1920 г. пле- • •нарное собрание кулыхп'дела Елепкого уезднмо ’ отделения союза работников просвещения и социалистической культуры постановило: "просить кол­ л егию к у л ьто тд ел а ко­ оптировать в , свой состав тов. Пришвина в каче<1яте посто­ янного члена, могущего ока­ зать безусловную пОмонц. в работе культотдела”, а 6 мар­ та Михаил Михайлович воз­ главил работу секций по и ^ - чению края и художественную. Через ! неделю в Ельце состоялось заседание коллегии культотдела рапроса, посвящен­ ное . вопросу устройства ряда литературных вечеров местного края. В протоколе записано: ”.„ устроить 1—2 вечера, пос­ вященных местным писателям, в прои зв едениях которых описывается Елецкий край: Бунину, Пришвину, Замятину, Левитову, А.Стаховичу, Кугу- шеву и Назарову. Поручить р а з р а б о т а т ь п р о г р а м м ы Пришвину , Конополянцеву, Над бездной. Год 1918 -й Два года назад мне довелось побывать в подмосковном Д у т н о в Доме-музее М. М. Пришвина. В тенистом саду, сидя на маленькой скамеечке за простым, сбитом из досок, столом, за которым любил работать Пришвин, я, не отрываясь, забьш обо всем нд свете, читала его дневтки , заветные "тетрадки”. Пятьдесят лет Пришвин вел Михаилу Михайловичу пор­ учили ^израбогать,- программу и вечера новешпей русской литературы. 22 марта на коллегии с большим докладом о работе секции по изучению местного м а я вы ступил М. М. Пришвин. Он подчеркнул: ’Ъвиду того, что происходит унич тож ени е а рхивов и памятников старины, необ­ ходимо в ближайшее время заняться охраной последних. Для этого надо принять меры к тх)му, чтобы вызвать к жизни кружки историко-архео­ логический и естественно- исторический, которые в на­ стоящее время могут уже приступить к . работе ’. , Быде принято решение: ”В ближда- шёе время необходимо, чтобы в ц е н т ^ пристугшло к работе общество краеведения, для чего поручить президиуму коллегии с о зв ат ь истори ко -арх ео ­ логический кружок. Распросл’- ранигь работу общества на весь уезд и прршлечь к работе по изучению края культ- комиссии при ячейках союза...” 6 апреля Михаил Михай­ лович ещё раз призвал ” — Данию в городе ------- о печатании, хоть и считал их са­ мой главной книгой своей жизни. После КОНЧИТЬ! писателя дневники фрагментарно печатались в разных изданиях: в шеститомном и восьмитомном собраниях сочинений, в сборниках "Повесть нашего вре­ мени”, "Незабудки”, "Пришвин и современность”, в журналах "Лите­ ратурная учеба”, "Наше наследие”, "Литературное обозрение”. Читате­ лю известны книги, созданные Пришвиным по материалам дневников: "Календарь природы”, "Лесная капел>”, "Глаза земли”. Ны­ не планируется шеститомное издание "Дневников”. Уже вышел первый том, готов к печати второй. Тогда, в Дунино, я впервые читала в полном объеме дневник 1918 года. И увидела события этого года глазами честнейшего и поря­ дочного русского человека. По­ разили предельная искренность, свежесть записи с первого взгляда, точность и прелесть живого рус­ ского языка. Но более всего удивило другое: что он смог, увидев почти апокалипсическую картину крушения жизни, пережив все душою и сердцем, многое и многих потеряв (в начале 1919 года, кроме него, не осталось в живых никого из большой |земьи Пришвиных), сохранить достоинство, полноту мировосприятия, радостное ощущение жизни... Не это ли помогло Пришвину, во все невзгоды и бедствия не покидавшему России, выжить и сделать себе ”в совет­ ское время редкую карьеру не­ зависимого человека” (М. Пришвин)? Весну, лето и осень 1918 года Пришвин жил в родном Хрущево бывшей Соловьевской волости Елецкого уезда Орловской гу­ бернии. И з { ^ к а выезжал в Елец, еще реже — в Москву. Жил, как все, собственными руками добывал хлеб насущный, в октябре он был изгнан из Хрущево. Земля и то немногое, чем он владел, было конфисковано. Пришвин с семьей вынухеден был уехать в Елец, а летом 1920 года — навсегда покинуть "малую родину”. Горечь от вынужденного изгнания жила в ду­ ше всю жизнь. Среди предлагаемэк читателю выписок из дневника Пришвина 1918 года некоторые публикуются впер­ вые с разрешения составителей многолетнего собрания "Дневников”. В полном объеме /:^вник 1918 года' войдет во второй том. Собьппя 1918 года канули в лету истории, но мысли Пришвина по поводу этих событий, его раз­ мышления о России, о судьбе че­ ловека в смуттше, трудные времена представляются интересными и на редкость современными. С. КУКРАК, зав. литературньш «отделом областного краеведческого жающий р аботу П ришвина в г . Е льце , датируется , 18 августа 1920 г. Это докладаая записка заве­ дующего Елецким уездным отделом народного образования в Елецкий уисполком. "Организация дела охраны елецких архивов возложена на особую секцию по охране архивов, заведующим которой ранее был приглашен тов. Михаил Михайлович Пришвин. В марте месяце 1920 года тов. Пришвиным совместно с архивариусом Мирохиным были осмотрены все помещения, в которых находятся все сох­ ранившиеся бумаги елецких архивов, в сильней степени пострадавшие от нашествия Мамонтова.»” 1 января. Эпоха революции, но никогда еще люди не заботились так о еде, не говорили столько о пустяках. ' Висим над бездной, а говорим о гусе и о сахаре. это все и держимся, вися над бездной. ■ 20 января. 2 января меня арестовали и 17^го выпустили, три дня после этого радовался свободе и теперь приступаю к занятиям. ... Не скрыли от нас: на Ленина было совершено покушение, и нас берут как заложнррсов.’'' В камере вместо двери крепкая решетка, за решет­ кой, как в зверинце, ходят люди — саботажники: археолог, музыкант, присяжный поверенный, народный учитель, теософ, энтомолог. В камере — редакции двух газет в полном составе. 30 января. Не забудет себя европеец, не бросится (в "чан” — С. К.), потол^ что его Я идет от настоящего Христа, а наше Я идёт от Распутина, у нас есть свое священное Мы, которое теперь варится в безумном чане**, но Я у нас нет, и оно придет к нам из Европы, когда в новой жизни соединятся 15 марта. Гнев и злость, накопленные за столетья, нашли свой выход, и тайная убийственная идейка, которую держал в уме и даже не держал, а отогнал, теперь нашла себе применение. Так ничего нет на свете тайного, что не стало бы явным. Но это изживется, и люди — носители злобы выгорают со временем, как ситец на солнце: — I теперь осталось от недавних вождей? 18 марта. Так вот оно что значит: "звезды почернеют и будут падать с небес”. Звезды ведь, это любимые светлые души людей — оглядываюсь вокруг, спрашиваю себя назвать хоть одну душу-звезду, за которую хотелось бы дальше терпеть, и нет ее, все звезды попадали! Грсподи , н еуж ели ты о с т а ^ м ен я и , если так , сТОи^ ли д ал ьш е ж и т ь и н е будет л и простительным покончи ть с собой и погибнуть т а к вм есте с общей погибелью? ... Большевизм — вера: потому правильны гонения газеты, вера против культуры, только эта вера не планетная, а кометная. .... Нужно подумать о способе против "нетпособия” (самоубийство не способ), а какой же способ? ... Что ненавистно, так это соловьи в разоренных усадьбах тургеневского края; ведь прилетят проклятые и запоют как ни в чем не бывало, и будет расцветать черемуха, вишня, сирень... ч 22 марта. Звезда моя небесная, замеченная много лет назад, почернела;' исчезла во тьме;' а коровушку' мою зарезали принципиально мужики — что же мне теперь соловьицая песня? » Можно делить землю, и власть можно делить, как V нас все это делят с начала падения империи, но совесть, например, делить невозможно, и честь, и милосердие к несчастному, и уважение ,к женщине — это все неделимое, тут найдено кое-что вечное и обязательное — одинаково дтш человека абсолютной монархии и сондалистической республики, для аристок­ рата и буржуа, и пролетария. ... Разворовано общее Дрбро, унижена женщина, за­ топлен грязью и брошен правительством прекраснейший город, созданный на крови русского народа ~ ------ метаморфсш? Я не хочу гоюрить о достижениях в , области мирового строя, в этом я мало понимаю, и я не ПОЛЕМИК по природе, я живу и думаю в области неделимого простого человеческого, и я Хотел, как русский писатель, иметь право потом сказать так же твердо и просто народу, как говорит Ана'толь ------ описывая" хвост перед лавочкой времен великой цузской революции. Деспотизм и дитя его большевизм — вот формула всей России. 29 марта. Будьте смелы, писатели, не ждите, что вам покажется из этого хаоса лицо человека, " тогда возьметесь за перья, как покажется знайте, что кончилась страшная правда и началась приятная ложь. ... Не верь'Тй, писатели, соловьям и ландышам наступающей весны — это обман... челове­ ческая связь истории, наконец, обрывается, и благо- Мы не спасены прошлым страданием, с прошлым оборвана всякая связь, и пропасть открытая, непере- ходимая. В настоящем не ввдно лица человека. Свершилось! Окутала тьма, а что свершилось — об этом ведь потом будем рассказьшать и учить, что распят Бог, но теперь свершилось и нет ничего: живи, как хочешь. И это надо принять, что мы были свидетелями, когда не церковная завеса, а само в р е ^ треснуло и жили мы без веры, надежды и лобви сколькоето времени (что бьш такой промежуток пустоты), а пустота была стяжанием сильных и поиском пищи животной слабыми. , ■ Вся-лго .'ПЫЛЬ земная, весь мусор, хлам мчится в хвосте кометы Ленина. История над бездной прог человек проводит воображаемые мосты и надстройк перегнав через мост безликое стадо животных, соединяет разорванные концы человеческой жизни, дерегнав их, обращают опять в человека. Но мы, обыкновег люди, видели в щелку истории такое, что никогда не забудем: вцдели труп человека, будто бы раз и навсегда спасенного, и отчаяние наше не дает нам сил... Овцы и козлицы перегонялись вместе одним кнутом. Когда овцы и козлицы перегоняются куда-то одним стадом и одним кнутом, такая смесь называется ком­ муною. Есть интеллигенция, которая занята исключительно вопросами власти, и есть интеллигенция творческая. То, что у нас пониманэт под словом этим, — это интеллигенция, занятая властью. Теперь она, во время революции, делит власть, как мужики делят землю. Интеллигенты, делящие власть, и мужики, делящие зем­ лю, до того подобны, что хочется уподобить и происхож­ дение того и другого явления. Мужики делятся, потому что земельное дело у их неустрбено, интеяжтент — потому что неустроено государственное дело. Как хо­ зяйственный мужик при ойцем дележе разоряется, так и творческая личность обрекается на полное молчание. * 1 (14 ) января был обстрелян автомобиль, в котором Женин возвращался с митинга. ** ” чан” — образ народной ст ихии,., ___________ На этих снимках из коллекций литературного отдела липецкого областного краеведческого музея запечатлен М. М. Пришвин — в разные периоды жизни. Напряженная работа мысли, творческий поиск были естествен­ ными для великого писателя, он постоянно наблюдал жизнь, обща­ ясь с тиродой, с простыми людьми, постигая сложнейшие про цессы бьгг№1. Фото;: А. ЩУРОВА. Крестьян замучила чересполосица, интеллигенцию — плат­ формы и позиции. . ...На развалинах страны шагаешь через родных и 22 апреля. Хрущево. Мужики. отняли у меня все, и землю полевую, и пастбища, и даже сад, я сижу в своем доме, как в тюрьме, и дечером непременно ставлю на окна доски из опасения выстрела какого-нибудь бродяга. Дня три горевал. Но сердце стало отходить и, проснувшись ночью, я стал думать: неужели ж я солнце и звезды и веРенюю траву-цветы любил только потому, что солнце и звезды светили мне на мрей собственной земле и травы-цветы росли в моем собственном саду? Утром я почувствовал, что в сердце моем' всходит богатое солнце, открыл ставню, и солнце мое встречается с солящем небесным, так мне стало .радостно, так весело. Я напился чаю, взял железную лопату и стал в чужом саду раскапывать яблоньки. ' Я с малолетства знаю всех мужиков и баб в нашей деревне, они мне кажутся людьми- совершенно такими же, как все люди русского государства: дурныш хррошие, “'дтяи, бездарные и очень интеллигентные. Никогда я »»эя не отделял от них, никогда не выделял мужиков от других сословий, только они ближе других были ко мне, и потому я говорю о них. - Цвет жизни нашего общества создан людьми личного почина — что теперь признается буржуазностью и больше всего ненавистно. Я никогда не считал русский народ земледельчдеким, один из великих предрассудков славянофиллов, хорошо известный нашей технике агрономии: нет в мире "Народа менее земледельческого, чем русской народ, нет в мире более варварского обращения с животными, с орудиями, с землей, чем у нас. Да им и некогда, и негде было научиться земледелию на своих клочках. Издали слышатся удары Топора, я иду посмотреть и. очищая сучья'топором, распиливггет труп. Мне за что: я знаю, не больше как через год мыслит ^этого че;ювека переменятся, и он будет сажать ...деревья»., Его мысль очень короткая, но дереву, лакому надо расти больше ста лет, как может он приближаться со своей короткой мыслью к этому чудесному дереву! Это дерею моих соседей, выращенное благословением отца Амвросия из Оптиной пустыни. : - ■" средаей России, где я .теперь -^на^ожу^,^ —х ^ х а я 1, корешки'' озими еще не обмьшись по-настоВД^му, начинаем опасаться, сеем и опасаемся: что если неурожаи? И прошлый год было страшно, казалось тогда, что весь исход революции зависит от урожая — голод мог задавить ее. Теперь шансов на голод больше в сотни раз: земля еще один год остается без наюза, вот уже три года, крестьяне навоз не вывозят... Я беру самый лучший^ уезд в Орловской губернии, где хлебных уег~‘ ------ -------- -- ---------------- менно дать хле( подумаешь, что если неурожай. Милый друг! Не ездите летом' в деревню: здесь много хуже, чем в городе. Но если вы будете очень страддть, "С душою страдающей вы увидите всегда хорошую Россшо и вас не испугает, если со всех сторон будут кричать на вас: распни, распни его!. Россия всегда была такая: она принимала ,к себе только душу страдающую. , , Елец, Май. ' - - Наш город стал теперь, как в далекие времена, окраинные люди Московского государства, а дальше и та-гарьк-'И немцы. Во имя спасения всего человечества погубить' совер­ шенно всю сюю родину, огромную страну — ^этс непонятно стихийному человеку, и он прячет хлеб, а спасители человечества объявляют его своим злейшим Вырезка из местной газеты. "Бедный класс, за оружие! Буржуазию — рыть окопы и ставить их против их же де'тей-кровопийц мишенью”. 3 мая. Однажды поздно ночью этой зимой шел я улице пустынной, где грабили и раздевали постоянно. Иду я, думаю; "Проскочу или не- проскочу?” — со­ вершенно один иду, и ют показывается далеко другой человек. Оружия нет со мной, а кулак на случай готовлю и держу его так в кармане, будто вот-вот выхвачу реюльвер. Тот, другой, приближается, всматрива- кх;ь: книжка в руке, слава тебе, Господи, с книжкой человек не опасен, он друг мой. Неведомый друг мой с книжкой ' в руке, вам пишу это письмо из недр простого русского народа. Но неведомый друг мой с книжкой в руке встретит меня на пустынной'' улице ночью, в этой подземной тьме народной ' не виновг1ты ли и мы с вами? ... но если эти книги в руке вашей собрание революционных речей к народу, — я не знаю еще ни одной революции, в которой .бы отразился талант че­ ловеческого и русского сердца. ... мужики теперь " нашей работе совершенно привыкли, смотрят на нас ъ на равных, ... есть что-то в этом хорошее, но совсем не то хорошее, о. чем мечтали искатели слияния народом. 22 августа. Хрущею. Вчера посеял сам рожь из лукошки. 1У1ужики 'говорили: вот и посеял, ну человек все' равно, такой же человек. "Это ’ что, — отвечаю, — в этом все мы равны, а вот если Илья Коршун книгу напишет — удивлюсь”. ; . Лнэбопытно', что Семашко' ненавидит интеллигенцию, непременно и должен ненавидеть, потому что, как боль­ шевик, он уже не интеллигент, он уже орудие " стихии, стихии против интеллигента. , ; 24 сентября. Сколько забот теперь, чтобы просто прожигь... Керосину нет, сапоги развалились, где достать к зиме валенки, чем лошадь прокормить — конца — заботам! 29 октября. Елец. Прошло всего 18 дней с того дня, когда я с узелком в руке оставил Хрущею, а кажется год прошел. 25 декабря. Я всегда чувстювал безнадежную серость русской жизни... Пусть все гибнет, рто подлежит гибели и что хочет гибнуть, это гибнет частное, я отделяюсь от него и прославляю жизнь. Я не нуждаюсь в богатстве, славе, власти, я готов принять крайнюю форму нищенства, лишь бы остаться сюбодным, а свободу я понимаю как юзможность быть в себе. В. ПОЛЯКОВ, отделом госархива. Наш анонс " ...Было это в году наверное, 34 -м . Надо вам напомнить, что в эти го ды люди в Советском Со юзе работали не по не делям, отдыхая в воскре сенье, а по пятидневному гр аф и к у . При этом звания дней недели памяти, помнились только чи сла . Но в З а го р с к е рынок , например , рабо - Д О М в З А Г О Р С К Е тал по пятницам — крестьяне-то, хотя и колхозники, а все же придерживались дней недеш. Вот как-тоМихаиЛЛихайловичго- воритмоемумужу: Ох, как 1!/Ь1хаил №кайповт разгневался! Он стал кричать, что Лев (так звали моего мужа, его сына) — нигилист, отошел от на­ рода, пустой человек. Лев стал защищаться: все эти пятницы и воскресенья никому не нужны, это отста- Михаил Михайлович доказывая, что все эти новшества вроде пятидневки непременно отомрут, ■ "а тебе с твоим нигилизмом придется заново учйться”. Ссора выглядела так серьезно, что я, совершенно подавленная, убежала в кухню, думая, чтй все кончено — они враги навек. Потом — тишина. Я вижу? Отец и сын, оба еще крас­ ные после крика, благодушно попивают чай, мирно беседуя. А ведь Михаил Михайлович был прав; пришло время — и ушли бесследно всякие пятидневки».” Дорогие читатели! Вы прочитали отрывок из вос­ поминаний о Пришвине, автор которых — Галина Борисовна Фосс, невестка М. М. Пришвина, жена его старшего сына /Ъ>ва Михайловича Аюа- това-Пришвина. Полностью воспо№ 1 нания Г. Б. Фосс впервые будут опубликованы в ближайших номерах ”ЛГ” . Автограф хранится в фондах Липецкого жтерэтурного музея.________

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz