Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
чужой беды не бывает , 2 в союзе с семьей 23 октября 1993 г. №211 (525) ПГЕДгСЛОВПЕк ВЫПУСКУ Здравствуйте, дорогие читатели! Вас снова приглашает в гости ежемесячный клуб "Очаг". К а к и предыдущий, этот вы пуск в преддверии областного праздника Дня матери (он состоится в первый чет верг ноября, 4 ) посвящен женщине, семье, ее проблемам в нелегкое нынешнее время. Вы узнаете об интересном опыте совме стной работы педагогов липецкой школы № 16 и родителей. Размышлениями о ве ликом предназначении материнства поде- литкся с вами журналист' Мы публикуем письма в "Очаг". Благо дарим за них — ведь они главное подтвер ждение того, что нас слышат, читают, разделяют нашу позицию. Мы хотим ска зать вам "спасибо" за ваши предложения. Постараемся учесть их в выпусках "Оча га" как в этом году, так и в следующем. Кстати, очередной, ноябрьский выпуск, предполагаем целиком составить из отве тов специалистов — врачей, психологов, педагогов, юристов — на ваши вопросы. Так что, пишите о том, что вас интере сует... Напоминаем, что нам можно зво нить (25-00-69, 25-40-26). Всего вам доброго! е Т О Р В Ч Ь Т О тс Т ^ ; 4 ^ В 'Ж ^ 0 Т г "МОЕ С<1ВСТЬ'Е - выть Ш МЛМОВ.,:^^' П О М О Г И Т Е ! Дорогая редакция "Очага"! Очень прошу выслушать мою исповедь, поверить мне и по мочь. Больше я не знаю, к кому обратиться. Я совершенно бес помощна. У меня болен ребенок, инвалид детства, у него ДЦИ (детский церебральный паралич). Ему 13 лет. Он совершенно одинок, так как,я ухожу на работу, а он остается дома один. А мальчику ведь нужно общение, какое-то занятие, н з ^ о с кем-то разговаривать. Он отучился три года (закончил 3 класса) в Липецкой спец- щколе и был выведен из нее. Областная медико-педагогическая комиссия не смогла мне посоветовать, как быть дальще. В городе нашем и в области нет такого заведения или интерната, где бы мальчик мог развиваться. У него ашбое зрение, дал ему направление окулист в школу- интернат для слабовидящих. Встретили нас там хорошо, пообе- шали взять, а наутро отказали. И на все мои просьбы, мольбы получен отказ, так как в этом интернате нет четвертого класса. Сын мой умеет хорошо читать, он очень общительный, лю бознательный. Но он дома один... Дорогая редакция! Пожалуйста, обратитесь через газету, может, кто-то откликнется, посоветует, как нам дальше жить, как разви ваться моему Артему? Возможно, есть взрослые люди с таким же заболеванием и они тоже одиноки. Возможно, кто-то' увлечет каким-то занятием . Может быть, где-то найдется и место для встреч, за- Артем спокойный, очень добрый, часами может рассматривать газетные иллюстрации, журналы, открытки. А других занятий нет Я так хочу внести в его и без того тяжелую жизнь какую-то радость. Но отдавать ему все внимание и не работать я не могу. Надо зарабатывать на жизнь. Живем мы с сыном в молодоженке, дом старый, без удобств, перспектив на улучшение жилья нет. Моя мама умерла шесть лет назад, и мне даже и оставить на выходные дни в деревне его нельзя, не с кем. Может быть, есть семьй, похожие на мою с сыном, и что-то вместе можно сделать, найти выход из этого положения?.. 3. В. Р. 8. Имя и адрес 3. В. — в редакции. ^ 5 'Н 6 4 В Ж Р В Т ^ Ж Т С НИЩИЕ ЛЮДИ ИЗ БОГАТОГО ДОМА Добрый день, уважаемые друзья-журналисты ",ЛГ"! Как бы ни было тяжело, а вашу газету я выписала. Считаю, что без нее невозможно, ведь где быстрее можно узнать областные и городские новости, как не в ежедневной газете?.. Где еще прочитаешь такие теплые, хорошие письма, как не в вашем семейном клубе? Вот и в последнем выпуске очень меня по радовало письмо работницы НЛМК' Кондрашовой. Есть, ока- ! зывается, еще добрые люди, которые так откровенно и по- доброму пишут о своей семье, о снохе, о сыне, о том, что составляет нынче счастье молодых супругов. О многом оно ! заставило задуматься и меня.. ?' У меня две дочери, как говорят, на выданье, и так хочется, чтобы они, став снохами, тоже попали в такую же добрую I семью, как у Кондрашовых. И не дай Бог случится войти им I в такой дом, о котором хочу рассказать подробнее. В нашем ! дворе о нем многие знают, все-то ведь происходит на глазах I у многих, от людей не спрячешься... I Семья эта, по нынешним меркам, не такая уж редкая. I Очень богатая: три автомашины, две роскошные дачи, целых I три гаража. Имен, конечно, не называю. Сын, пусть — Виталий, I женился уже пять раз. Все разводы, довольно скорые, прохо- I ДИЛИ на виду у соседей. Первую жену Виталий вЬгнап... на третий день. Как потом I сказала мать'Виталия, Анна Кирилловна, они узнали,,что, яко- I бы, невестка состояла на учете в психдиспансере. Потом при- I шла вторая жена, молоденькая, беленькая, симпатичная Валя. : Родила девочку, Наташу. Ну, думаем, чего не бывает в жизни, : заладилась семейная жизнь в богатом доме. Не тут-то было. ^ Валю буквально выгнали из дома с восьмимесячной дочкой на руках. Свекровь громогласно кричала на площадке в своем : подъезде, что Валя — чуть ли не исчадие ада, потому что ‘ "курит, обкурила всех". Как вы понимаете, ждали новую невестку недолго. Черно- окая красавица Людмила родила мальчика, но не успела оп равиться от родов, ее тоже выгнали, оклеветав, что "гулящая". Четвертая, тоже Людмила, но светленькая, родила девочку. И с ней жизнь у Виталия не заладилась. Его мать постоянно поносила Люду, и та. не выдержав издевательств, ушла. « Что интересно: все эти годы сын из этого богатого дома 8 почти не работал. Так, устроится вроде куда-то, а через три- . четыре месяца снова слоняется без дела... I Конечно, до матери Виталия как-то доходило (ведь не в I лесу живут) неодобрение соседей. Что ж тут хорошего: жить . нормально в семье не может, детей по миру без отца пускает, I приносит одно несчастье молодым женщинам. Но людс1щя молва, говорят, на вороту не виснет. Свекровь не раз заяв- ' ляла: пусть ее сын хоть десять раз женится, какое крму дело... » И вот теперь ходит в этот дом еще одна девушка. Идет : она по двору, взяв Виталия под руку, а он проходит мимо , соседей с гордо поднятой головой. Ну, что сказать? Совсем - ведь не исключено, что ведет он новую жертву. Остановить " бы эту невинную девочку, предупредить, ведь она, скорее все го, и не знает, что может ее ожидать в "благополучном" доме. * Но не скажешь, нельзя, это — личная жизнь... * И вот я думаю только об одном.: Господи, спаси и сохрани 8 моих дочек от такой беды, такого замужества. Девочки, милые, не бросайтесь, очертя голову, в пекло, узнайте хотя бы хоро шенько, с кем встречаетесь. У соседей узнайте, у знакомых... : К хорошему человеку грязь ведь не пристанет. Будьте благо- : разумны, выбирая своего суженого, своего единственного... А. НИКОНОВА, г. Липецк, И ЯРОСЛАВНА ПОЗДРАВИЛА Какой день останется для вас самым памятным? На этот вопрос молодые супруги Ольга Дымова и Сергей Ду- бинич ответят, наверное, так — день их свадьбы, состояв шийся недавно в Чаплыгине. Ее, по сути дела, праздновал с ними весь город... Помогли провести это торжество работники райоН’ ми всегда правили любе дружба". Вручили молод-...... символические подарки — "ежовую рукавицу" жене и "кирпич" в фундамент семей ного очага ^ мужу, а также горшок — с намеком на то, чтобы семья была детьми бо- Все эта в шутку...А в це лом праздник удался на сла ву — с песнями, танцами, ве сельем в кругу близких дру зей, родственников и много численных гостей. , М. ПЕТРЕНКО. Наши дети играли в одном дворе. Настя росла у меня на глазах. Сначала — ма лышка как малышка. Потом стала заметно отставать в росте от ровесников, появи лись и другие, как принято говорить, отклонения в раз витии. Позже других пошла, значительно позже и менее разборчиво заговорила ... Крепкая физически, малыш ка была тяжело больна. О диагнозе Нину никто из со седей не спрашивал. Он был уже очевиден — умственная отсталость... Помню, как самоотвер женно Нина и ее очень не молодая мама (Нина была младшей в семье из десяти детей) занимались с Настей. Учили ее ходить, говорить, старались всячески разви вать ребенка с помощью иг рушек, картинок, книжек. Нина возила девочку в раз ные клиники, санатории. Й как бы долго ни тянулся курс лечения, старались ее почаще навещать. Я не знаю точно, никогда прямо об этом Нину не спрашивала, но думаю, что такое ее са моотверженное материнское служение стало причиной распада семьи... А Настя росла. Настя раз вивалась. Лет в шесть хоро шо, чисто и разумно говори ла. была доброй и привет ливой девочкой, охотно за нималась с маленькими пле мянниками. Да, она отстава ла от ровесников, и, пожа луй, была по развитию бли же товарищам своих игр — двух-трех-четырехлетним малышам. Но это было уже именно отставание, а не глубокая умственная отста-' лость, которая, скорее все го, ожидала Настю, если бы Нина, заметив "отклонения" отдала ее в Дом ребенка или, позже, в специальный интернат , как поступают многие родители таких де- Нина не отдала. По-преж нему Настя играла во дворе, по -пр еж н ем у читала ей книжки бабушка (пусть зем ля будет пухом этой доброй ! Уже несколько дней Нахожусь под впечатле нием встречи с бывшей юседкой и ее детьми, (ина с Настей несли за ручки нагруженную в щном магазине сумку, й маленький Василек ве село 'куто/гся под пога сни”, перебегая от мамы к сестре: никак не мог Ьпреде-шть, с кем же за руку ему больше хочется Людмила ДЕДОВА )и|енщине). Потом девочка занималась во вспомога тельной школе, научилась хорошо шить, красиво вя зать. А еще Настя удиви тельно рисует. Всех, кто ви дел ее акварели, поражает буйство красок, сказочные образы. Настя начала работать швеей. А Нина вышла за муж. За доброго и любяще го челова<а. ... Мы долго разговарива ли с Ниной, а Настя с Васей, отойдя к палисаднику, зате яли какую-то игру с травин ками. Женщина рассказала, как боялась она рожать: "А вдруг, думала, это во мне что-то такое, что плод не развивается нормально?" И врачи ничего определенного не говорили. Сказал Олег, муж: "Пусть будет ребенок. Наш. Какой будет, такого и вырастим. Да и потом, по смотри, разве скажешь, что Настя несчастная?", — кив нул в сторону окна. Там, во дворе, падчерица примеря ла связанный ею чепчик ка кому-то малышу и радостно смеялась — хорошо получи- Васенька родился креп кий, здоровый и красивый. Он очень любит маму и па пу, а больше всего, как сам говорит, — Настю. "Поче му?" — спрашиваю трехго довалого малыша. "Она до брая. И игрушки мне делает из бумаги. И когда шалю — не наказывает". Думаю , что и личная жизнь у Насти сложится. (Сказала Нина мне по сек рету, что какой-то паренек, работающий с Настей, заха живает к ним в гости). А не сложится — девушка никог да не будет лишней, чужой в своей семье. А если бы Нина, молодая, красивая, работа.ющая, на конец. женщина отказалась от больного, "неполноцен ного" ребенка? Наверное, никто бы ее не осудил. А как сложилась бы судьба девоч- Детство и юность таких "отказных" детей проходят в полнейш ей изоляции от "нормального общества". А от изоляции до деградации — один шаг. Даже самые хо рошие интернаты — все рав но резервации, ибо ребенок живет среди себе подобных. Какое уж тут развитие... Да, бывают, к счастью, исключе ния, но правило, увы, это: государство просто содер жит таких детей. Психонев рологический детский дом до 18 лет, потом такого же профиля интернат — до кон ца жизни.... Нет, я не хочу осуждать тех матерей, у кого нет воз можностей либо нравствен ных сил воспитывать такого ребенка. И Раиса Ивановна тоже их не осуждает. Вот только детишек брошенных ей жалко... С Раисой Ивановной Ме щеряковой я познакомилась сравнительно недавно, ког да писала о работе област ной- службы оказания услуг на дому престарелым и оди- но1?им. .В; зтой:.службе...она [заботает . "Многодетная , мать, — сказали мне. — Се меро детей, и- все — прием- Потом уже Раиса Иванов на рассказала мне о своих ребятишках. Все они — с врожденной психической па тологией. Всех их надо было не просто кормить-одэва"^, - но и всемерно, настойчиво развивать. Оставшись на1ю- ложении "казенных детей", кем бы они стали? Инвали- ) дами... А здесь, в дружной »' семье, в обстановке добро ты и мудрого терпения рос ли, учились, полноправными гражданам и входили в жизнь. Трое старших уже работаю т , создали свои’ семьи, порадовали Раису Ивановну внучатами.. Недав но вышла замуж и средняя девочка — Оксана. Трое младших еще ходят в школу. В 13-ю вспомога тельную, где учились и стар шие. Учатся в школе, друг у друга, у мамы и папы. Папа, правда, все больше на ра боте, а мама (мамулька, ма мочка, так называют они Ра ису Ивановну) — чаще с ни ми. Потому и работу такую выбрала, чтобы можно было с ребятами больше быть. Они ей, кстати, охотно по могают "бабулей обслужи- Не спрашиваю Раису Ива новну, бывает ли ей трудно. Знаю: и с одним ребенком, случается, нелегко прихо дится. Другой вопрос задаю: как она время и силы нахо дит для семьи, для работы? "Женщина, — отвечает она мне мудро, — для всего си лы найдет, если захочет. По по зже ляже т , пораньше встанет... Зато какая ра дость видеть, как растут ре бятишки, развиваются. Вся усталость под их улыбками и лкзбящими взглядами про падает. Ведь это — мое Сча стье — быть им мамой". Счастье Р. И. Мещеряко вой и ее детей. Счастье Ни ны и Насти (их имена я, по понятным причинам, Изме нила). А где заблудилось счастье тех многих и многих брошенных детишек, с роб кой надеждой глядящих на каждого незнакомого взрос лого, заходящего в их "при- ВеЖ^ ЖАК;4Я ЖК6 у Ь4 НЕВОЗМОЖНО ДЕТСТВО БЕЗ ЛЮБЕН... Липецкая неполная сред няя школа № 16, где директо ром уже много лет И. П. Плот ников, пожалуй, не из тех учебных заведений, к которым благосклонны обстоятельства. Работают педагоги в сложных условиях. Двухэтажному здань ицу почти сто лец оно не раз реконструировалось. Да и рас положена школа не в комфор тном районе, а в так называе мом 'частном секторе", где поныне сохраняется среди го родского пейзажа почти дере венский уклад жизни с такими горластыми по утрам петуха ми... Где непредсказуема "криминогенная обстановка", поскольку частные дома слу жат давним пристанищем для приезжего из ближнего зару бежья люда, бойко торгующего на рынке. А тут еще и специфика 16-й, где, в основном, учатся дети,’ от которых наотрез отказались другие городские школы: с от клонениями от норм поведе ния, с задержкой психического развития, часто из многодет ных и неполных семей, и, что скрывать, из семей неблагопо лучных. Понятно, рассчитывать на легкую жизнь учителям не при ходится. И, может быть, именно поэтому они лного лет назад стали искать себе опо- Е у. Именно здесь родился, лагодаря кропотливым мно голетним усилиям, уникальный опыт содружества, союза шко лы и семьи. Конечно, в немалой степе ни союз этот стал возможен потому, что школа № 16 — со всем небольшая, в ней всего 350 учащихся. Там, где их — две тысячи, педагогам слож нее. И тем не менее здесь есть немало того, что можно и нужно использовать в любой школе. Иван Петрович Плотников, директор, нередко, выступая перед коллегами, неизменно повторяет: основа воспитания — родительский дом. Но пре дупреждает: надо хорошо осознавать — не каждая семья готова к роли воспитателя. Вот родителей воспитывать своих ство не очень-то обеспокоено положением семьи? Резко снизилась рождаемость, столь же резко повысилось число разводов. Все шире и глубже становится полоса социально го раздела: одни дети растут в условиях полной обеспечен ности, другие — почти в нище те. Родители — чрезмерно за няты работой, у школы и у них нет единых требований к ре бенку. Низок уровень общей и психолого-педагогической культуры... Педагоги 16-й сделали СБОЙ выбор. Их школа стала школой педагогического про свещения родителей. Их непи- санный девиз, по-моему, та ков: "Невозможно детство без любви..." Опуская многие детали, о которых коллеги-педагоги мо гут узнать непосредственно в 16-й, скажем о главном: не сколько лет понадобилось учи телям, чтобы создать своеоб разную копилку данных о каж дой семье, ее образе жизни, общественной направленно сти, психологическом микро климате. Этим занималась группа, педагогов во главе с самим директором, классными руководителями Л. П. Пушили- ной, Т. А. Бирюковой, Е. А. Ру синовой, А. В. Меренковой, психологом С. А. Модесто вой... Анкетирование родите лей и учащихся, индивидуаль ные беседы, сочинения в клас сах, неформальные встречи с Далеко не в комфорт ных условиях работают педагоги липецкой школы № 16, но добиваются м н о го го , опираясь на крепкий союз с семьей. Об этом — наш рассказ. родителями — эти и многие другие формы работы дали богатую пищу для раздумий, выводов, педагогических реко мендаций. Постепенно, шаг за шагом, узнавая ближе своих союзни- ков-родителей, и сами учителя избавлялись от привычного школьного формализма, ка зенных "мероприятий"... Шаг нув в неизвестность, они при обрели многое... ...Недавно вместе с учите лями Октябрьского района мне довелось поближе познако миться с опытом 16-й. Этот § ень, пятница, по традиции ыл цёликом — родительским. Не приукрасив, скажу: он про летел, как один час. Что любопытно: сказать, что педагоги поразили нас чем-то сверхновым — нельзя. Но мы увидели то, что сегодня, к большому сожалению, стало потихоньку, но бесследно ис чезать из жизни многих город ских школ-гигантов. Это — внимание, уважение и любовь буквально к каждому ребенку, каким бы "трудным” он ни Чему же удивлялись колле ги? Лишь несколько картинок. Исчезли нынче, и, надеюсь, навсегда, из школьных кори доров унылые и скучные стан дартные "стенды". Нет их- и в 16-й. Зато появились постоян но обновляющиеся выставки. Веселыми красками брызжет жизнь на бесхитростных ре бячьих рисунках — "Мир гла зами детей . Рядышком другая экспозиция: изделия, поделки, изготовленные руками умелых пап, мам и их детей. Чего тут только нет: замечательные резные книжные полочки и шкатулки, игрушки и вышивки, шитье и макраме... В 16-ой до сих пор выпу скают стенные газеты. Каза лось бы, устарелый жанр в наш "компьютерный век". Но оторваться от этих газет труд но — удовольствие доставляют интересные советы, наблюде ния, размышления педагогов и родителей, ребячьи сочинения на тему "Как я понимаю се мейное счастье?", "Мои роди тели", "Кем я хочу быть, когда вь)|расту?" Вот что написал Са ша Я., 7 "б". "Мои родители — рабочие, и я горжусь ими. Мне нравится, что они все де лают сами, своими руками. Я тоже так хочу..." Удивительна библиотечка, составленная из книжек-рас кладушек. Это — совместное творчество детей и родителей. В них фотографии, рассказы о членах семьи, о том, чем они увлекаются. По этим книжкам проводятся уроки внеклассно го чтения. Наве.рнре, очень приятно, когда все ребята в классе узнают, как много уме ет, например, папа Вани Се рова, Валентин Иванович, шо фер ПАТП-2. Он выжигает лоб зиком по дереву, любит все мастерить в доме сам. А мама Иры и Вадима, Любовь Андре евна Золоторева, копировщи ца станкозавода, хорошо рису ет. И папа Виктор Александро вич — мастер на все руки... В этих книжках — рассказы о ро дительском "золотом фонде" школы. Обычно, что греха таить, мамы и папы не любят ходить в школу: не хочется выслуши вать очередную нотацию учи теля по поводу просчетов в воспитании сына или дочери. В 16-ой сумели преодолеть этот психологический барьер благодаря двум условиям. Первое — здесь проходят ро дительские ... не собрания, а "посиделки". Да, да, за само варом с домашними пирогами душевно и откровенно совету ются, как лучше приучать ре бят к домашней работе, к за нятиям спортом, к тому, чтобы слушали они хорошую музыку и знали разные песни... На одт ной из таких "посиделок" ро дители, (кто хотел, конечно) рассказывали, как они поддер живали у детей интерес .к рри- роде, "братьям нашим мёньт шим". Почтй у всех нынче есть садовые участки, и ребята там посильно трудятся. Многие ча сто бывают в лесу, кто-то де ржит дома собаку, кошку, по пугаев, черепаху... Никакого назидания на "посиделках" не было — и родители, и дети вместе шумно, весело, дружно разгадывали загадки про при роду, мастерили игрушки из лесных материалов и даже чи тали стихи,.. Какое же это ро дительское "собрание"? Одно удовольствие... И — второе. С недавних пор в школе действует центр психолого-педагогического об разования родителей всего микрорайона. Чтобы не утом лять читателей, скажу одно: вокруг центра объединили луч шие творческие силы учителей и общественности. Потому здесь каждая мама и кахщый папа могут получить ответ на любой вопрос. Им придут на помощь психолог и опытный врач, инспектор по делам не совершеннолетних и работник социальной защиты, учитель- предметник и даже садовод- огородник и многие другие. Центр работает еженедельно по субботам, с восьми часов утра до восьми вечера, макси мально учитывая заявки роди телей. С кем они захотят встретиться — того и пригла-^ О многом можно было бы рассказать еще... О традици онных общешкольных праздни ках "Родительский дом — на чало начал", на которых чест вуют вместе мам, пап и ребят, хорошо потрудившихся на ре монте школы. О кружках, кото рые ведут, представьте себе, не учителя, а талантливые ро дители. О спортивном клубе, где вместе с ребятами зани маются и папы. О вечерах,И: концертах, которые; готовят педагоги и родительекйй-Дк- Какие тут особые '"секре ты"? Все — реально, доступно, возможно для любого педаго гического коллектива; Разве что с учетом одного непремен ного условия. Невозможно Де тство без любви... На снимках; на роди тельском празднике в ли пецкой школе N 5 16. Фото А. ЕВСТЮПОВА. Борис ШАЛЬНЕВ ЕВЕТ ШЕРВВСЕВВ Опять эта утро — Подарок судьбы... Высокое небо Отцовской избы. Еще не дотронулось Солнце лучом, Но свет материнский Стоит за плечом. Сто песен у птах — Ко двору, ко двору. И поле души Повернулось к добру, К деревьям, что тешили Волю твою, К былому доверью К траве и зверью, К реке-непоседе , К светлынь-родникам, К соседям, с которыми — Жизнь пополам. А свет за плечами — Родней и родней. Надежды крепчают На встречных людей. На тысячах верст т- До последней версты — Не рухн]пг живого Наследства мосты. И нет общей тризны В задумке богов Отныне и присно Вовеки веков. >4ргсФал Э1»Д о ДЕРЕВЕ Широкое раздольное поле. Извилистая дорога эолегает к селу. Многие )ды росла здесь раскиди- гая, нарядная груша, Од- на-единственная у дороги. Часто, со своими маленьки ми детьми, останавлива лась я под ней передох нуть. Здесь делали краткий 1ва в путь. Груша всех, казалось, встречала и провожала. Она стала близкой не толь ко мне и детям, но и всем моим землякам. Подросли дети. И груша 1ерь укрывала от зноя внуков. И слабый ветерок все так же шевелил ее ли сточки, и слышалось в шо рохе: Вот на радость вам пяг,-г\/ -г\гТ" Гйустно на ду- зяоь. Выкорче вали эту грушу, корни отта щили на противоположную часть дороги. На этом мес- хватает .°^^я; глаза. ’ И 'для Л. ЕФИМОВА, с. Черепяиь Лебедянско го района. ТСн^иС 1 е с Н Ы 1ШВ1? ЗАМЕТЯТ ВПОМОГУТ.. конференции "Общество, культура, образование", ее участники — предстайители администраций районов области, заведующие райо- пецком детском саду № "Ивушка . Чем было вызвано такое внимание? Прежде всего его экспериментальной ра ботой. В Ивушке" уже не сколько лет разрабатыва ются уникальные педагоги ческие программы по фи- зичеокой кулылгре, англий скому языку, обучению гра- нёизвестно, кто больше волновался на представле нии, устроенном специаль- ребята пели, танцевали ламбаду, были актерами в спектакле, уморительно, но со знанием дела сыпали английскими фразами и да же выполняли акробатиче ские трюки... Кто же эти воспитанни ки детского сада: элита, дети больших чиновников и бизнесменов? Отнюдь! Во дят сюда своих чад про стые смертные. И если в других детских убеждени ях за обучние ребенка, на пример, английскому язы ку , родителям придется раскошелиться на многие тысячи, в "Ивушке" денег не потребуют. Заведующая Раиса Ан тоновна Гладышева, с,кото рой я побеседовал после концерта, убеждена: тради ционные подходы к воспи танию дошколят себя давно изжили. Малыши должны не просто отбывать" свои часы в детском саду. Важно не упустить время — ведь основы интеллекта и твор- ном возрасте. Но при этом детский сад не должен мо делировать мини-школу. Даже научить детей решать математические задачки можно в форме театра иЛи на "тюле чудеса.. - Рассказала Раиса Анто новна и о своей давней м ечте — .добиться для "Ивушки" официального статуса прогимназии. Но для этого нужны средства, которые городской бюджет выделить не может. Прихо дится работать на энтузи азме и надеяться на луч шие времена. А пока опыт "Ивушки" перенимается другими детскими учрежде ниями. Г. АТАНАСЯН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz