Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

чужой беды не бывает , 2 в союзе с семьей 23 октября 1993 г. №211 (525) ПГЕДгСЛОВПЕк ВЫПУСКУ Здравствуйте, дорогие читатели! Вас снова приглашает в гости ежемесячный клуб "Очаг". К а к и предыдущий, этот вы­ пуск в преддверии областного праздника Дня матери (он состоится в первый чет­ верг ноября, 4 ) посвящен женщине, семье, ее проблемам в нелегкое нынешнее время. Вы узнаете об интересном опыте совме­ стной работы педагогов липецкой школы № 16 и родителей. Размышлениями о ве­ ликом предназначении материнства поде- литкся с вами журналист' Мы публикуем письма в "Очаг". Благо­ дарим за них — ведь они главное подтвер­ ждение того, что нас слышат, читают, разделяют нашу позицию. Мы хотим ска­ зать вам "спасибо" за ваши предложения. Постараемся учесть их в выпусках "Оча­ га" как в этом году, так и в следующем. Кстати, очередной, ноябрьский выпуск, предполагаем целиком составить из отве­ тов специалистов — врачей, психологов, педагогов, юристов — на ваши вопросы. Так что, пишите о том, что вас интере­ сует... Напоминаем, что нам можно зво­ нить (25-00-69, 25-40-26). Всего вам доброго! е Т О Р В Ч Ь Т О тс Т ^ ; 4 ^ В 'Ж ^ 0 Т г "МОЕ С<1ВСТЬ'Е - выть Ш МЛМОВ.,:^^' П О М О Г И Т Е ! Дорогая редакция "Очага"! Очень прошу выслушать мою исповедь, поверить мне и по­ мочь. Больше я не знаю, к кому обратиться. Я совершенно бес­ помощна. У меня болен ребенок, инвалид детства, у него ДЦИ (детский церебральный паралич). Ему 13 лет. Он совершенно одинок, так как,я ухожу на работу, а он остается дома один. А мальчику ведь нужно общение, какое-то занятие, н з ^ о с кем-то разговаривать. Он отучился три года (закончил 3 класса) в Липецкой спец- щколе и был выведен из нее. Областная медико-педагогическая комиссия не смогла мне посоветовать, как быть дальще. В городе нашем и в области нет такого заведения или интерната, где бы мальчик мог развиваться. У него ашбое зрение, дал ему направление окулист в школу- интернат для слабовидящих. Встретили нас там хорошо, пообе- шали взять, а наутро отказали. И на все мои просьбы, мольбы получен отказ, так как в этом интернате нет четвертого класса. Сын мой умеет хорошо читать, он очень общительный, лю­ бознательный. Но он дома один... Дорогая редакция! Пожалуйста, обратитесь через газету, может, кто-то откликнется, посоветует, как нам дальше жить, как разви­ ваться моему Артему? Возможно, есть взрослые люди с таким же заболеванием и они тоже одиноки. Возможно, кто-то' увлечет каким-то занятием . Может быть, где-то найдется и место для встреч, за- Артем спокойный, очень добрый, часами может рассматривать газетные иллюстрации, журналы, открытки. А других занятий нет Я так хочу внести в его и без того тяжелую жизнь какую-то радость. Но отдавать ему все внимание и не работать я не могу. Надо зарабатывать на жизнь. Живем мы с сыном в молодоженке, дом старый, без удобств, перспектив на улучшение жилья нет. Моя мама умерла шесть лет назад, и мне даже и оставить на выходные дни в деревне его нельзя, не с кем. Может быть, есть семьй, похожие на мою с сыном, и что-то вместе можно сделать, найти выход из этого положения?.. 3. В. Р. 8. Имя и адрес 3. В. — в редакции. ^ 5 'Н 6 4 В Ж Р В Т ^ Ж Т С НИЩИЕ ЛЮДИ ИЗ БОГАТОГО ДОМА Добрый день, уважаемые друзья-журналисты ",ЛГ"! Как бы ни было тяжело, а вашу газету я выписала. Считаю, что без нее невозможно, ведь где быстрее можно узнать областные и городские новости, как не в ежедневной газете?.. Где еще прочитаешь такие теплые, хорошие письма, как не в вашем семейном клубе? Вот и в последнем выпуске очень меня по­ радовало письмо работницы НЛМК' Кондрашовой. Есть, ока- ! зывается, еще добрые люди, которые так откровенно и по- доброму пишут о своей семье, о снохе, о сыне, о том, что составляет нынче счастье молодых супругов. О многом оно ! заставило задуматься и меня.. ?' У меня две дочери, как говорят, на выданье, и так хочется, чтобы они, став снохами, тоже попали в такую же добрую I семью, как у Кондрашовых. И не дай Бог случится войти им I в такой дом, о котором хочу рассказать подробнее. В нашем ! дворе о нем многие знают, все-то ведь происходит на глазах I у многих, от людей не спрячешься... I Семья эта, по нынешним меркам, не такая уж редкая. I Очень богатая: три автомашины, две роскошные дачи, целых I три гаража. Имен, конечно, не называю. Сын, пусть — Виталий, I женился уже пять раз. Все разводы, довольно скорые, прохо- I ДИЛИ на виду у соседей. Первую жену Виталий вЬгнап... на третий день. Как потом I сказала мать'Виталия, Анна Кирилловна, они узнали,,что, яко- I бы, невестка состояла на учете в психдиспансере. Потом при- I шла вторая жена, молоденькая, беленькая, симпатичная Валя. : Родила девочку, Наташу. Ну, думаем, чего не бывает в жизни, : заладилась семейная жизнь в богатом доме. Не тут-то было. ^ Валю буквально выгнали из дома с восьмимесячной дочкой на руках. Свекровь громогласно кричала на площадке в своем : подъезде, что Валя — чуть ли не исчадие ада, потому что ‘ "курит, обкурила всех". Как вы понимаете, ждали новую невестку недолго. Черно- окая красавица Людмила родила мальчика, но не успела оп­ равиться от родов, ее тоже выгнали, оклеветав, что "гулящая". Четвертая, тоже Людмила, но светленькая, родила девочку. И с ней жизнь у Виталия не заладилась. Его мать постоянно поносила Люду, и та. не выдержав издевательств, ушла. « Что интересно: все эти годы сын из этого богатого дома 8 почти не работал. Так, устроится вроде куда-то, а через три- . четыре месяца снова слоняется без дела... I Конечно, до матери Виталия как-то доходило (ведь не в I лесу живут) неодобрение соседей. Что ж тут хорошего: жить . нормально в семье не может, детей по миру без отца пускает, I приносит одно несчастье молодым женщинам. Но людс1щя молва, говорят, на вороту не виснет. Свекровь не раз заяв- ' ляла: пусть ее сын хоть десять раз женится, какое крму дело... » И вот теперь ходит в этот дом еще одна девушка. Идет : она по двору, взяв Виталия под руку, а он проходит мимо , соседей с гордо поднятой головой. Ну, что сказать? Совсем - ведь не исключено, что ведет он новую жертву. Остановить " бы эту невинную девочку, предупредить, ведь она, скорее все­ го, и не знает, что может ее ожидать в "благополучном" доме. * Но не скажешь, нельзя, это — личная жизнь... * И вот я думаю только об одном.: Господи, спаси и сохрани 8 моих дочек от такой беды, такого замужества. Девочки, милые, не бросайтесь, очертя голову, в пекло, узнайте хотя бы хоро­ шенько, с кем встречаетесь. У соседей узнайте, у знакомых... : К хорошему человеку грязь ведь не пристанет. Будьте благо- : разумны, выбирая своего суженого, своего единственного... А. НИКОНОВА, г. Липецк, И ЯРОСЛАВНА ПОЗДРАВИЛА Какой день останется для вас самым памятным? На этот вопрос молодые супруги Ольга Дымова и Сергей Ду- бинич ответят, наверное, так — день их свадьбы, состояв­ шийся недавно в Чаплыгине. Ее, по сути дела, праздновал с ними весь город... Помогли провести это торжество работники райоН’ ми всегда правили любе дружба". Вручили молод-...... символические подарки — "ежовую рукавицу" жене и "кирпич" в фундамент семей­ ного очага ^ мужу, а также горшок — с намеком на то, чтобы семья была детьми бо- Все эта в шутку...А в це­ лом праздник удался на сла­ ву — с песнями, танцами, ве­ сельем в кругу близких дру­ зей, родственников и много­ численных гостей. , М. ПЕТРЕНКО. Наши дети играли в одном дворе. Настя росла у меня на глазах. Сначала — ма­ лышка как малышка. Потом стала заметно отставать в росте от ровесников, появи­ лись и другие, как принято говорить, отклонения в раз­ витии. Позже других пошла, значительно позже и менее разборчиво заговорила ... Крепкая физически, малыш­ ка была тяжело больна. О диагнозе Нину никто из со­ седей не спрашивал. Он был уже очевиден — умственная отсталость... Помню, как самоотвер­ женно Нина и ее очень не­ молодая мама (Нина была младшей в семье из десяти детей) занимались с Настей. Учили ее ходить, говорить, старались всячески разви­ вать ребенка с помощью иг­ рушек, картинок, книжек. Нина возила девочку в раз­ ные клиники, санатории. Й как бы долго ни тянулся курс лечения, старались ее почаще навещать. Я не знаю точно, никогда прямо об этом Нину не спрашивала, но думаю, что такое ее са­ моотверженное материнское служение стало причиной распада семьи... А Настя росла. Настя раз­ вивалась. Лет в шесть хоро­ шо, чисто и разумно говори­ ла. была доброй и привет­ ливой девочкой, охотно за­ нималась с маленькими пле­ мянниками. Да, она отстава­ ла от ровесников, и, пожа­ луй, была по развитию бли­ же товарищам своих игр — двух-трех-четырехлетним малышам. Но это было уже именно отставание, а не глубокая умственная отста-' лость, которая, скорее все­ го, ожидала Настю, если бы Нина, заметив "отклонения" отдала ее в Дом ребенка или, позже, в специальный интернат , как поступают многие родители таких де- Нина не отдала. По-преж­ нему Настя играла во дворе, по -пр еж н ем у читала ей книжки бабушка (пусть зем­ ля будет пухом этой доброй ! Уже несколько дней Нахожусь под впечатле­ нием встречи с бывшей юседкой и ее детьми, (ина с Настей несли за ручки нагруженную в щном магазине сумку, й маленький Василек ве­ село 'куто/гся под пога­ сни”, перебегая от мамы к сестре: никак не мог Ьпреде-шть, с кем же за руку ему больше хочется Людмила ДЕДОВА )и|енщине). Потом девочка занималась во вспомога­ тельной школе, научилась хорошо шить, красиво вя­ зать. А еще Настя удиви­ тельно рисует. Всех, кто ви­ дел ее акварели, поражает буйство красок, сказочные образы. Настя начала работать швеей. А Нина вышла за ­ муж. За доброго и любяще­ го челова<а. ... Мы долго разговарива­ ли с Ниной, а Настя с Васей, отойдя к палисаднику, зате­ яли какую-то игру с травин­ ками. Женщина рассказала, как боялась она рожать: "А вдруг, думала, это во мне что-то такое, что плод не развивается нормально?" И врачи ничего определенного не говорили. Сказал Олег, муж: "Пусть будет ребенок. Наш. Какой будет, такого и вырастим. Да и потом, по­ смотри, разве скажешь, что Настя несчастная?", — кив­ нул в сторону окна. Там, во дворе, падчерица примеря­ ла связанный ею чепчик ка­ кому-то малышу и радостно смеялась — хорошо получи- Васенька родился креп­ кий, здоровый и красивый. Он очень любит маму и па­ пу, а больше всего, как сам говорит, — Настю. "Поче­ му?" — спрашиваю трехго­ довалого малыша. "Она до­ брая. И игрушки мне делает из бумаги. И когда шалю — не наказывает". Думаю , что и личная жизнь у Насти сложится. (Сказала Нина мне по сек­ рету, что какой-то паренек, работающий с Настей, заха­ живает к ним в гости). А не сложится — девушка никог­ да не будет лишней, чужой в своей семье. А если бы Нина, молодая, красивая, работа.ющая, на­ конец. женщина отказалась от больного, "неполноцен­ ного" ребенка? Наверное, никто бы ее не осудил. А как сложилась бы судьба девоч- Детство и юность таких "отказных" детей проходят в полнейш ей изоляции от "нормального общества". А от изоляции до деградации — один шаг. Даже самые хо­ рошие интернаты — все рав­ но резервации, ибо ребенок живет среди себе подобных. Какое уж тут развитие... Да, бывают, к счастью, исключе­ ния, но правило, увы, это: государство просто содер­ жит таких детей. Психонев­ рологический детский дом до 18 лет, потом такого же профиля интернат — до кон­ ца жизни.... Нет, я не хочу осуждать тех матерей, у кого нет воз­ можностей либо нравствен­ ных сил воспитывать такого ребенка. И Раиса Ивановна тоже их не осуждает. Вот только детишек брошенных ей жалко... С Раисой Ивановной Ме­ щеряковой я познакомилась сравнительно недавно, ког­ да писала о работе област­ ной- службы оказания услуг на дому престарелым и оди- но1?им. .В; зтой:.службе...она [заботает . "Многодетная , мать, — сказали мне. — Се­ меро детей, и- все — прием- Потом уже Раиса Иванов­ на рассказала мне о своих ребятишках. Все они — с врожденной психической па­ тологией. Всех их надо было не просто кормить-одэва"^, - но и всемерно, настойчиво развивать. Оставшись на1ю- ложении "казенных детей", кем бы они стали? Инвали- ) дами... А здесь, в дружной »' семье, в обстановке добро­ ты и мудрого терпения рос­ ли, учились, полноправными гражданам и входили в жизнь. Трое старших уже работаю т , создали свои’ семьи, порадовали Раису Ивановну внучатами.. Недав­ но вышла замуж и средняя девочка — Оксана. Трое младших еще ходят в школу. В 13-ю вспомога­ тельную, где учились и стар­ шие. Учатся в школе, друг у друга, у мамы и папы. Папа, правда, все больше на ра­ боте, а мама (мамулька, ма­ мочка, так называют они Ра­ ису Ивановну) — чаще с ни­ ми. Потому и работу такую выбрала, чтобы можно было с ребятами больше быть. Они ей, кстати, охотно по­ могают "бабулей обслужи- Не спрашиваю Раису Ива­ новну, бывает ли ей трудно. Знаю: и с одним ребенком, случается, нелегко прихо­ дится. Другой вопрос задаю: как она время и силы нахо­ дит для семьи, для работы? "Женщина, — отвечает она мне мудро, — для всего си­ лы найдет, если захочет. По­ по зже ляже т , пораньше встанет... Зато какая ра­ дость видеть, как растут ре­ бятишки, развиваются. Вся усталость под их улыбками и лкзбящими взглядами про­ падает. Ведь это — мое Сча­ стье — быть им мамой". Счастье Р. И. Мещеряко­ вой и ее детей. Счастье Ни­ ны и Насти (их имена я, по понятным причинам, Изме­ нила). А где заблудилось счастье тех многих и многих брошенных детишек, с роб­ кой надеждой глядящих на каждого незнакомого взрос­ лого, заходящего в их "при- ВеЖ^ ЖАК;4Я ЖК6 у Ь4 НЕВОЗМОЖНО ДЕТСТВО БЕЗ ЛЮБЕН... Липецкая неполная сред­ няя школа № 16, где директо­ ром уже много лет И. П. Плот­ ников, пожалуй, не из тех учебных заведений, к которым благосклонны обстоятельства. Работают педагоги в сложных условиях. Двухэтажному здань­ ицу почти сто лец оно не раз реконструировалось. Да и рас­ положена школа не в комфор­ тном районе, а в так называе­ мом 'частном секторе", где поныне сохраняется среди го­ родского пейзажа почти дере­ венский уклад жизни с такими горластыми по утрам петуха­ ми... Где непредсказуема "криминогенная обстановка", поскольку частные дома слу­ жат давним пристанищем для приезжего из ближнего зару­ бежья люда, бойко торгующего на рынке. А тут еще и специфика 16-й, где, в основном, учатся дети,’ от которых наотрез отказались другие городские школы: с от­ клонениями от норм поведе­ ния, с задержкой психического развития, часто из многодет­ ных и неполных семей, и, что скрывать, из семей неблагопо­ лучных. Понятно, рассчитывать на легкую жизнь учителям не при­ ходится. И, может быть, именно поэтому они лного лет назад стали искать себе опо- Е у. Именно здесь родился, лагодаря кропотливым мно­ голетним усилиям, уникальный опыт содружества, союза шко­ лы и семьи. Конечно, в немалой степе­ ни союз этот стал возможен потому, что школа № 16 — со­ всем небольшая, в ней всего 350 учащихся. Там, где их — две тысячи, педагогам слож­ нее. И тем не менее здесь есть немало того, что можно и нужно использовать в любой школе. Иван Петрович Плотников, директор, нередко, выступая перед коллегами, неизменно повторяет: основа воспитания — родительский дом. Но пре­ дупреждает: надо хорошо осознавать — не каждая семья готова к роли воспитателя. Вот родителей воспитывать своих ство не очень-то обеспокоено положением семьи? Резко снизилась рождаемость, столь же резко повысилось число разводов. Все шире и глубже становится полоса социально­ го раздела: одни дети растут в условиях полной обеспечен­ ности, другие — почти в нище­ те. Родители — чрезмерно за­ няты работой, у школы и у них нет единых требований к ре­ бенку. Низок уровень общей и психолого-педагогической культуры... Педагоги 16-й сделали СБОЙ выбор. Их школа стала школой педагогического про­ свещения родителей. Их непи- санный девиз, по-моему, та­ ков: "Невозможно детство без любви..." Опуская многие детали, о которых коллеги-педагоги мо­ гут узнать непосредственно в 16-й, скажем о главном: не­ сколько лет понадобилось учи­ телям, чтобы создать своеоб­ разную копилку данных о каж­ дой семье, ее образе жизни, общественной направленно­ сти, психологическом микро­ климате. Этим занималась группа, педагогов во главе с самим директором, классными руководителями Л. П. Пушили- ной, Т. А. Бирюковой, Е. А. Ру­ синовой, А. В. Меренковой, психологом С. А. Модесто­ вой... Анкетирование родите­ лей и учащихся, индивидуаль­ ные беседы, сочинения в клас­ сах, неформальные встречи с Далеко не в комфорт­ ных условиях работают педагоги липецкой школы № 16, но добиваются м н о го го , опираясь на крепкий союз с семьей. Об этом — наш рассказ. родителями — эти и многие другие формы работы дали богатую пищу для раздумий, выводов, педагогических реко­ мендаций. Постепенно, шаг за шагом, узнавая ближе своих союзни- ков-родителей, и сами учителя избавлялись от привычного школьного формализма, ка­ зенных "мероприятий"... Шаг­ нув в неизвестность, они при­ обрели многое... ...Недавно вместе с учите­ лями Октябрьского района мне довелось поближе познако­ миться с опытом 16-й. Этот § ень, пятница, по традиции ыл цёликом — родительским. Не приукрасив, скажу: он про­ летел, как один час. Что любопытно: сказать, что педагоги поразили нас чем-то сверхновым — нельзя. Но мы увидели то, что сегодня, к большому сожалению, стало потихоньку, но бесследно ис­ чезать из жизни многих город­ ских школ-гигантов. Это — внимание, уважение и любовь буквально к каждому ребенку, каким бы "трудным” он ни Чему же удивлялись колле­ ги? Лишь несколько картинок. Исчезли нынче, и, надеюсь, навсегда, из школьных кори­ доров унылые и скучные стан­ дартные "стенды". Нет их- и в 16-й. Зато появились постоян­ но обновляющиеся выставки. Веселыми красками брызжет жизнь на бесхитростных ре­ бячьих рисунках — "Мир гла­ зами детей . Рядышком другая экспозиция: изделия, поделки, изготовленные руками умелых пап, мам и их детей. Чего тут только нет: замечательные резные книжные полочки и шкатулки, игрушки и вышивки, шитье и макраме... В 16-ой до сих пор выпу­ скают стенные газеты. Каза­ лось бы, устарелый жанр в наш "компьютерный век". Но оторваться от этих газет труд­ но — удовольствие доставляют интересные советы, наблюде­ ния, размышления педагогов и родителей, ребячьи сочинения на тему "Как я понимаю се­ мейное счастье?", "Мои роди­ тели", "Кем я хочу быть, когда вь)|расту?" Вот что написал Са­ ша Я., 7 "б". "Мои родители — рабочие, и я горжусь ими. Мне нравится, что они все де­ лают сами, своими руками. Я тоже так хочу..." Удивительна библиотечка, составленная из книжек-рас­ кладушек. Это — совместное творчество детей и родителей. В них фотографии, рассказы о членах семьи, о том, чем они увлекаются. По этим книжкам проводятся уроки внеклассно­ го чтения. Наве.рнре, очень приятно, когда все ребята в классе узнают, как много уме­ ет, например, папа Вани Се­ рова, Валентин Иванович, шо­ фер ПАТП-2. Он выжигает лоб­ зиком по дереву, любит все мастерить в доме сам. А мама Иры и Вадима, Любовь Андре­ евна Золоторева, копировщи­ ца станкозавода, хорошо рису­ ет. И папа Виктор Александро­ вич — мастер на все руки... В этих книжках — рассказы о ро­ дительском "золотом фонде" школы. Обычно, что греха таить, мамы и папы не любят ходить в школу: не хочется выслуши­ вать очередную нотацию учи­ теля по поводу просчетов в воспитании сына или дочери. В 16-ой сумели преодолеть этот психологический барьер благодаря двум условиям. Первое — здесь проходят ро­ дительские ... не собрания, а "посиделки". Да, да, за само­ варом с домашними пирогами душевно и откровенно совету­ ются, как лучше приучать ре­ бят к домашней работе, к за­ нятиям спортом, к тому, чтобы слушали они хорошую музыку и знали разные песни... На одт ной из таких "посиделок" ро­ дители, (кто хотел, конечно) рассказывали, как они поддер­ живали у детей интерес .к рри- роде, "братьям нашим мёньт шим". Почтй у всех нынче есть садовые участки, и ребята там посильно трудятся. Многие ча­ сто бывают в лесу, кто-то де­ ржит дома собаку, кошку, по­ пугаев, черепаху... Никакого назидания на "посиделках" не было — и родители, и дети вместе шумно, весело, дружно разгадывали загадки про при­ роду, мастерили игрушки из лесных материалов и даже чи­ тали стихи,.. Какое же это ро­ дительское "собрание"? Одно удовольствие... И — второе. С недавних пор в школе действует центр психолого-педагогического об­ разования родителей всего микрорайона. Чтобы не утом­ лять читателей, скажу одно: вокруг центра объединили луч­ шие творческие силы учителей и общественности. Потому здесь каждая мама и кахщый папа могут получить ответ на любой вопрос. Им придут на помощь психолог и опытный врач, инспектор по делам не­ совершеннолетних и работник социальной защиты, учитель- предметник и даже садовод- огородник и многие другие. Центр работает еженедельно по субботам, с восьми часов утра до восьми вечера, макси­ мально учитывая заявки роди­ телей. С кем они захотят встретиться — того и пригла-^ О многом можно было бы рассказать еще... О традици­ онных общешкольных праздни­ ках "Родительский дом — на­ чало начал", на которых чест­ вуют вместе мам, пап и ребят, хорошо потрудившихся на ре­ монте школы. О кружках, кото­ рые ведут, представьте себе, не учителя, а талантливые ро­ дители. О спортивном клубе, где вместе с ребятами зани­ маются и папы. О вечерах,И: концертах, которые; готовят педагоги и родительекйй-Дк- Какие тут особые '"секре­ ты"? Все — реально, доступно, возможно для любого педаго­ гического коллектива; Разве что с учетом одного непремен­ ного условия. Невозможно Де­ тство без любви... На снимках; на роди ­ тельском празднике в ли­ пецкой школе N 5 16. Фото А. ЕВСТЮПОВА. Борис ШАЛЬНЕВ ЕВЕТ ШЕРВВСЕВВ Опять эта утро — Подарок судьбы... Высокое небо Отцовской избы. Еще не дотронулось Солнце лучом, Но свет материнский Стоит за плечом. Сто песен у птах — Ко двору, ко двору. И поле души Повернулось к добру, К деревьям, что тешили Волю твою, К былому доверью К траве и зверью, К реке-непоседе , К светлынь-родникам, К соседям, с которыми — Жизнь пополам. А свет за плечами — Родней и родней. Надежды крепчают На встречных людей. На тысячах верст т- До последней версты — Не рухн]пг живого Наследства мосты. И нет общей тризны В задумке богов Отныне и присно Вовеки веков. >4ргсФал Э1»Д о ДЕРЕВЕ Широкое раздольное поле. Извилистая дорога эолегает к селу. Многие )ды росла здесь раскиди- гая, нарядная груша, Од- на-единственная у дороги. Часто, со своими маленьки­ ми детьми, останавлива­ лась я под ней передох­ нуть. Здесь делали краткий 1ва в путь. Груша всех, казалось, встречала и провожала. Она стала близкой не толь­ ко мне и детям, но и всем моим землякам. Подросли дети. И груша 1ерь укрывала от зноя внуков. И слабый ветерок все так же шевелил ее ли­ сточки, и слышалось в шо­ рохе: Вот на радость вам пяг,-г\/ -г\гТ" Гйустно на ду- зяоь. Выкорче­ вали эту грушу, корни отта­ щили на противоположную часть дороги. На этом мес- хватает .°^^я; глаза. ’ И 'для Л. ЕФИМОВА, с. Черепяиь Лебедянско­ го района. ТСн^иС 1 е с Н Ы 1ШВ1? ЗАМЕТЯТ ВПОМОГУТ.. конференции "Общество, культура, образование", ее участники — предстайители администраций районов области, заведующие райо- пецком детском саду № "Ивушка . Чем было вызвано такое внимание? Прежде всего его экспериментальной ра­ ботой. В Ивушке" уже не­ сколько лет разрабатыва­ ются уникальные педагоги­ ческие программы по фи- зичеокой кулылгре, англий­ скому языку, обучению гра- нёизвестно, кто больше волновался на представле­ нии, устроенном специаль- ребята пели, танцевали ламбаду, были актерами в спектакле, уморительно, но со знанием дела сыпали английскими фразами и да­ же выполняли акробатиче­ ские трюки... Кто же эти воспитанни­ ки детского сада: элита, дети больших чиновников и бизнесменов? Отнюдь! Во­ дят сюда своих чад про­ стые смертные. И если в других детских убеждени ­ ях за обучние ребенка, на­ пример, английскому язы­ ку , родителям придется раскошелиться на многие тысячи, в "Ивушке" денег не потребуют. Заведующая Раиса Ан­ тоновна Гладышева, с,кото­ рой я побеседовал после концерта, убеждена: тради­ ционные подходы к воспи­ танию дошколят себя давно изжили. Малыши должны не просто отбывать" свои часы в детском саду. Важно не упустить время — ведь основы интеллекта и твор- ном возрасте. Но при этом детский сад не должен мо­ делировать мини-школу. Даже научить детей решать математические задачки можно в форме театра иЛи на "тюле чудеса.. - Рассказала Раиса Анто­ новна и о своей давней м ечте — .добиться для "Ивушки" официального статуса прогимназии. Но для этого нужны средства, которые городской бюджет выделить не может. Прихо­ дится работать на энтузи­ азме и надеяться на луч­ шие времена. А пока опыт "Ивушки" перенимается другими детскими учрежде­ ниями. Г. АТАНАСЯН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz