Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
наши вечны е соврем енники 1 октября 1993 г. с болью и надеждой ’К'КеШ!4 о ЖВАЖРВ 1. ВЕЮБПЛЕ13ВАЯ ВЛАССВВД Три новые постановки Владимира Пахомова в Липец ком драматическом театре имени Льва Толстого — инс ценировки классических рус ских пьес "Живой труп Л. Толстого, "Без вины винова тые" А. Островского, "Вишне вый сад" А. Чехова —подтвер ждают; не спеша быть модным во что бы то ни стало, не го няясь за сиюминутной конъ юнктурой, всегда, как это ни парадоксально, оказываешься впереди, Пахомов и Липецкий те атр, им возглавляемый, вот уже. 16 лет известны в теат ральном мире своей привер женностью русской классике, главным образом Чехову. Со гласимся, классика у нас, в об щем, никогда не была "ко дво ру"; в былые времена, именуе мые ныне "застойными", от те атра требовали "современного героя , отражения "нашего славного сегодня" и прочее, а классику ставили в основном к датам, юбилеям. Для "галоч ки". И редко-редко классиче ская постановка становилась настоящим, а не "галочным", не юбилейно-официозным со бытием — когда вскрывались го текста сегодняшнему созна нию, эмоциональному миру человека; "Мещане", "Горе от ума" у Г. А Товстоногова, эф- росовская "Женитьба"... Их в истории нашего театра можно счесть по пальцам. В Липецком же привер женность классике становилась не просто репертуарной пол итикой и не, тем более, при хотью главного режиссера, а подтверждала самую, на пер вый взгляд, банальную истину о вечной современности клас сики и о вечной в ней потреб ности. Как видим, следовать вечным или, как сказал поэт, "ходячим истинам" и есть са мый верный и плодотворный путь в искусстве. Вот и пол училось, что, следуя классиче скому репертуару в последние почти два десятилетия, Пахо мов и его театр всегда оказы вались современными, бьши по-настоящему интересны и для понимающего зрителя, и для строгого профессионала- критика, а порой давали дей ствительно редкого качества художественный результат. Так было с "Чайкой*, 'Дядей Ва ней". Думаю, что так произош ло и с последними, новейши ми премьерами театра, глав ным образом с постановками Чехова и Островского. Еще два-три года назад классика почти сошла со сцен наших театров. Всех обу5Н1а погоня за поверхностной акту альностью, сегодняшним днем (на деле же она чаще всего оборачивалась дешевой "черну хой ). Вослед за печатью, пуб лицистикой, газетами и я ^ н а - лами театр принялся обличать, открывать людям глаза, изо бличать многие и многие "свинцовые мерзости" нашей жизни, кошмары и тайны на шей истории, давней и недав ней. "Воплощенная правда стуг пила на наши подмостки" — так когда-то писал критик о пьесах Островского... Вот эта "воплощенная правда" в ин терьерах свалок, коммуналок и "малин" в обличьи бомжей, проституток, ггоеступников то помельче, то ^’помафиознее" ступила тогда и на наши под мостки. Грязь, самые темные стороны жизни души человече ской, а теперь и элементарная матерщина стали непременны ми атрибутами этой правды. И снова — редки были прорывы не к внешней, а к внутренней правде, достигаемые, казалось бы, на том же самом матери але — "Звезды на утреннем не бе" А. Галина (кстати, пьеса эта шла и в Липецке), "Строй бат" С. Каледина... А Пахомов, отдавая скром ную, хотя и вполне достойную дань новым поветриям, про должал ставить чеховскую про зу... Кому-то это казалось ста ромодным до невозможности; какой "Дом с мезонином", ка кая "Дама с собачкой"? Кому сегодня это нужно? Теперь времена поменя лись вновь. В московской афи ше классические постановки исчисляются ^ е десятками. Одного только 'Чехова я насчи тала около десяти инсцениро вок; ставят студии, ставят в ВУЗах как дипломные и кур совые работы, ставят и извест ные коллективы... "Под знаком Чехова", можно сказать без преувеличения, проходит этот театральный сезон. А сколько провинции! !^о показал недав ний фестиваль российских те атров в Москве. Не к дате, не к юбилею — просто ставят и ставят сегодня чеховские пье сы. Значит, есть истинная, глу бинная потребность, надоб ность в этом, и Липецкий те атр, который в этом смысле просто продолжает свою глав ную линию в творчестве, снова современен и шгтерессп. Нынешний год —для А. Н. ‘Островского юбилеи)пяй. Но, "ЛГ", в Липецком област ном драматическом те атре имени Л. Я. Толсто го состоялся сбор труп пы. Перед новым сезоном разговор шел о творческих планах коллектива, осно ву которых вновь соста вят русская классика, давно а прочно вошедшая в репертуар театра. Сегодня, готовясь к новой встрече с театром, интересно оглянуться на пройденный нм путь, под вести итога работы в прошедшем сезоне, про- ана.лизировать и оценить сделанное. Такую возмож ность дают нам "Письма о театре", публикацию которых мы сегодня на чинаем. Автор их — те атральный критик. Марина МУРЗИНА случае, не только этим обстоятельст вом объяснишь обилие "остро вских" спектаклей и в провин ции, и в столице. Вечные сю жеты, вечные проблемы чело веческих отношений, сильные драматические характеры и конфликты, наконец, мощный выразительный язык, речь; стосковался по всему этому наш Театр, стосковался и зри- Липецкий театр поставил своего Островского, В35пз пьесу традиционную, хорошо извест ную даже самому простому зрителю — "Без вины винова'^ тые". Но вот шо знаменатель но; выпустив на этот раз чехо вскую и "островскую" поста новки, театр явно сделал шаг вперед. И, на мой взгляд, обе эти постановки — некий но вый этап в развитии творче ской жизни театра и эстетики Пахомова, как режиссера и толкователя, интерпретатора классики. Почему я выделяю как этап именно чеховскую поста новку и "Без вины виноватых"? Мне представляется, что в этой своеобразной трилогии (Толстой-Островский-Чехов) инсценировга "Живого трупа как ш з наиболее традицион ная. Традиционная и в обще театральном смысле (трактов ки образов, выбора вырази тельных средств, сценического оформления), тоадиционная и для эстетики Липецкого теат ра. В то же время две другие постановки объединяет именно некое продвижение вперед — они сделаны с подчеркнутым вниманием к форме, к жанру, к стилю, к акцентированной театральности. И в актерском исполнении, при традицион ном для этой труппы высокой профессиональной культуре и чувстве ансамбля, есть приемы "отстранения", ощущение дис танции между актером и пер сонажем (взамен прежнего ^ з - укоризненного "вживания" в образ, тончайшего эмоцио нально-психологического ри сунка роли, скажем, в преды дущих чеховских спектаклях). "Живой труп" — и по вре мени выпуска спектакль более ранний (ггоемьера состоялась 5 июня 1991 года). Он и более классический, хрестоматийный (в лучшем значении этих слов). Как всегда, радует не броская культура, выверен- ность сценического оформле ния О. Твардовской и В. Ма- кушенко; всего несколько предметов создают то атмосфе ру светской гостиной, то "цы ганских" загулов Феди Прота сова. Обе эти стихии —добро порядочные дома Протасовых или Ирениных и ^сторанно- резгульные сцены Феди — со существуют в спектакле рядом, одновременно; как противопо ставление или же, напротив, как образ неразрывной связан ности, соединения в жизни ге- Традиционно хороши ак терские работы. Наблюдая з<1 исполнителями, вспоминаешь давно забытые по отношению к нашим актерам термины: сыгранность, слаженность, вы- веренность, единство внешнего рисунка ролей и внутреннего содержания, культура игры, речи, пластики, умение ' со блюсти манеры" персонажа, да и просто даже — носить кос тюм. Особо хочется отметить актеров старшего поколения: заслуженную артистку России Ю. Ганину в роли матери Ли- л, К. Шитову в роли 1^рени- Абрезкова. В нескольких зодах у каждого абсолютно за вершенный образ, запоминаю щийся, глубокий. Мать, иск ренне болеющая за судьбу до чери, искренне негодующая на ее супруга, искренне желаю щая ей счастья (такого, каким она его себе представляет) и при этом — собственница, ти ран, не желающая понять, принять, простить, не призна ющая за дочерью права на ее собственную жизнь, опыт, лю бовь, даже боль и ошибки... Это — Ю. Гашша. Один эпизод — Анна Дмитриевна Каренина в ожи дании прихода Лизы: разговор с князем Абрезковым, а после —с Лизой. Легкое кокетство с давним другом, полудетская капризность немолодой уже дамы, безумная любовь к сы ну, тревога за него, заведомая неприязнь к Лизе, почти мгно венно (сердце-то доброе!) пе решедшая в иекреннюю сим патию: блестящий актерский этюд с тонким ощущением грани между комическим и драматическим. Это —К. Ши- М. Соболев —достоинство, честность порядочного челове ка и доброта, столь редкая ис кренность чувства, сочувствия в светском человеке: князь Аб- резков... Эту роль отлично ве дет также народный артист России В. Пономарев, привно ся в нее чуть больше свойст венной ему характерности. Не могу не отметить еще один блестгпций эпизод: В. Ав раменко в роли судебного сле дователя: мелкий человек с иезуитской, канцелярской ду шонкой, получающий удоволь ствие от того, что в его власти, хотя бы и на короткое время, что от него зависимы люди, которых он мизинца не стоит, о чем и говорит ему Федя... В роли Феди Протасова — молодой, начинающий свой путь в Липецком теа;те А. Но виков, выпускник Воронеж ского театрального училища. Его дарование, быть может, в большей степени — лириче ское, нежели драматическое. Порой ему недостает нерва, мощи, страсти, размаха без удержной Фединой натуры, за- кость, совестливость, доброта (к слову, качества эти, прису щие актеру, могут раскрыться, скажем, в чеховских ролях, ко торые ему, возможно, придется играть на этой сцене). Но ра бота над сложнейшей ролью идет, актер становится уверен нее, интереснее, и все явствен нее высвечивается им безыс ходный трагизм Фединой судь бы, и его обреченность, и ве- В целом же "Живой труп" добротный, профессионально качественный спектакль, быть может, не поражающий изы сками формы, новаторством толкований, но сделанный с почти забытым зшажением к классическому тексту, с тон кой разработкой характеров, уверенной режиссерской ру кой. (Позволю себе одно, чи сто личное, мнение: мне дума ется, что эту пьесу и трудно поставить иначе; она по своей сути традиционна, и как бы не допускает множественности и изощренности трактовок, не поддается столь разнообразно му и "нюансированном>’' инс ценированию, как чеховские пьесы, и тем более убедителен данный результат). (Продолжеггае следует). На снимках; сцены из сиек- такля .Липецкого драматическо го театра "Живой труп". Б о р и с Ш А Л Ь Н Е В СЕВТЛЕРЬСКИЕ ТРЕПТВЕ ДУМА Какой бы росой ни росили, То божья, то вражья гроза, Не глянет во гневе Россия В слепые отстраха глаза. Как мать, что себя С пришествием гиблых вестей, Она первым делом спасает Убогих и сирых детей. И ныне все крестные муки Беря, как и встарь, на себя. Она твои зябкие руки Дыханием греет, скорбя. Удвоить бы силы, утроить В последнем, быть может. Выдюжить боль за двоих. выстрелы, выстрелы В мертвых, в бессмертных, беловеженцы, К пропасти клятой Беженцы, беженцы, беженцы. Да на могилах Ах, как вы рьяно отбацали Сговор — в утеху "друзьям"! Снятся ли. Дети убитые Может быть, и не безгрешные. Может, не ангелы — Звездами в небо Пеплом упавшие Говорят, под вечным небом синим. Два земных обняв материка, Слишком велика была Да, была и вправду велика! Не с того ль с расчетливой приглядкой. То в песок зыбучий, то Осенялись русичи догадкой На помин заманивать врага. Память их мы в генах — Да простит нас отчая Что перестарались, Высоко —до самого Кремля. Что ж теперь — виниться да казниться. Потрясая клятвами страну: Мол, готовы кровушкой умыться За свою великую вину? Иль огнем любви душа устроена Так гореть за Родину свою. Чтоб и куст ракитовый стал воином №192 (506) 13 .09 .93 Переделкино. СПАСИБО ВАМ. ПРОСТИТЕ НАС... Общественная приемная на шей газеты не пустует никогда. Но каждый месгщ бывает день, собирающий здесь особенно много пожилых людей. Это зна чит, консультации дают работ ники пенсионного сектора уп равления социальной защиты населения. Посетители приез жают в этот день со всей обла сти. Причина одна: "надо по хлопотать о пенсии", — как от ветила мне одна сгорбленная бабуля из Краснинского района, Вера Максимовна Попова, ког- I отпаивала ее в Много говорится и пишется о социальной защите, но то, на сколько она в нашей стране се годня несовершенна, понима ешь лишь, беседуя с этими.де дулями и бабулгши, вынужден ными "хлопотать" об основной статье этой самой соцзащиты — пенсии. Ошибки при перерасче тах, задержка с выплатой над бавок. А самое главное — раз меры пенсий. Как написала нам пенсионерка из поселка Лев Толстой Лидия Марковна Крах- малюк, "раньше мы могли жить и на пенсию, а сейчас , за эти два года мы превратились в ни щих, да еще и в бесправных". Лидия Марковна просила нас помочь ускорить оформле ние и пересылку пенсии, кото рую она перевела с одного вида (по линии Минобороны), на другой (по соцзащите). Приво дила читательница расчет своих расходов, по которым выходи ло, что как только отдаст она долг за молоко, средств к суще ствованию у нее не останется... Исключение? Увы, не такое редкое, как хотелось бы. Совсем недавно, после очередного по- вьппения цены на хлеб, незна комая старушка поймала меня за руки у входа в хлебный ма газин и запричитала: "Что же это делается, доченька?! Ведь это нас известикотят. Вы-то за работаете. А мы? Мы вам — лишние. Вы от нас избавляе- Смогли бы вы, читатель, ус покоить ее? Экономические вы кладки привести? О целесооб разности рассказать? О дотаци ях? Я —не смогла. Не сумела... Но встречу эту буду помнить. Да, есть областная адресная Помощь, теперь, при новом подорожании, малообеспечен ных ожидает ельцинская "хлеб ная дотация". Но нищих эти ме ры, увы, не убавят. Расслоение общества по до ходам коснуЗюсь и пенсионеров. И понятны обиды тех, кто, про работав 30, а то и 40 лет, ока зался со своей "минимальной". Говорят, готовится пересмотр нынешнего несовершенного пенсионного законодательства. Будем надеяться... На что и на кого еще наде яться пожилым? Да, на мило сердие. Многое делается в отде лении социальной помощи уп равления соцзащиты. Но ведь люди, работающие здесь, выби вают, буквально, по крохам по мощь от предприятий, от пред принимателей, чтобы так, с ми ру по нитке, хоть как-то помочь нуждагощимся. А уж старики на эту помогць отзываются с глу бокой, до слез, благодарностью. Вот несет в газету письмо- благодарность Прасковья Ива новна Андриевская. В обкоме профсоюза учителей ей выдали денежное пособие, помогли ма териально в районном отделе соцзащиты, и она пишет: "Спа сибо за помощь!". А благода- рить-то ее, сельскую учительни цу, всю жизнь посвятившую ре бятишкам, своим односельча- "Сердечное спасибо" — так озаглавила свое письмо инвалид второй группы из села Борисов- ка Добровского района Антони на Андреевна Дроздова. Быв ший медработник, попросила пособить в ремонте дома к ме стные власти. И за то, что ей бесплатно отремонтировали дом, не знает женщина, какими словами благодарить и главу райадминистрации А. Д. Иню тина, и главу сельской админи страции 3. С. Мальцеш, и ди ректора хозяйства Д. Д. Мщ)о- нова, и прораба И. Ф. Ленских. Таких писем, свидетельству ющих, что во многих хозяйст вах, на предприятиях все-таки ров, тоже немало в нашей по* те. Но больше, к сожалению, - обид и жалоб стариков. На не внимание, на грубость. И уже удивляет и радует пожилых лю дей простое внимание, элемен- , тарная вежливость. * Вот письмо от инвалида В Пушкарской. Она даже стихи сложила, озаглавив их "Добро та". А в них —рассказ, как "не знакомый мужчина, "называя к старушет ласково мамашей", помог ей сделать покупгу. Ка- я залоеь бы, банальнейший при мер, который был когда-то нор мой. Был... А сегодня читатель- ница пишет: Доброта приходит редко. В повседневной суете мы торопимся куда-то, забываю обо всех... Куда же мы торопимся? ...Вспоминаю впечатления почти двадцатнлетней давности Австрия. Небольшой городок где-то по дороге от Вены до Зальцбурга. Жаркий день. От крытое уличное кафе. А за его столиками под тентами пожи лые и очень старые, но одина ково аккуратные и приветливые мужчины и женщины. И объяс нения гида; "А эго у нас город пенсионеров. Здесь жизнь де шевле, чем в больших городах, поэтому многие сюда и переез жают, как на пенсию выйдут. Отдыхают..." :! Остается только мечтать, что наступит и в России время, когда наши натрудившиеся ста рики будут с такими же епокой- ными лицами отдыхать за ето- лиКами кафе. « А сегодня... Сегодня мне хо чется сказать той бабуле, ветре- 5 ценной у хлебного прилавка "Простите меня, мамаша. И не- :■ ггоавда эго, вы нам, не лишние. Непродуманные, а может быть, ; и безнравственные шаги прави- и тельетва лишили вас достойной старости. Но, верю, такое не может быть навсегда. Будет и у россиян 1 октября праздником'. 5 е о ^ В Ж Н В Р А ' Ч А БУДЬТЕМОЛОДЫ, ВЕТЕРАНЫ! Человек вышел на пенеию. Появились возможности отдохнуть, заняться, наконец, своим здоровьем. Однако нередко пенсионеры жалуются на возникающее у них чувство ненужности, утраты со циального престижа. Такая неудовлетворенность ведет к ухудше нию самочувствия. , Как же избежать "пенсионной болезки"? расте. Часто видим, как одни бабуси степенно гуляют по скверу, во дворе, а другие сидят на скамейке у подъезда. Напрасно они ленятся "размяться". Отсутствие двигательной активности приводит организм к кислородному голоданию, а это первопричина многих заболеваний. Другой хранитель здоровья — сон. Во время сна силы восста навливаются в три раза быстрее. Недосыпание приводит к оелаб- лению нервной системы, к енижению еопротивпяемости болезням. Спать пожилым людям рекомендуется не менее 7—8 часов в сутки. Но нельзя забывать, что злоупотребление сном также ослабляет организм. — очень в ам о правильно питаться, соблюдать гигиену Человек должен не доживать, а жить активной жизнью. Бы вают и тридцатилетние "старики", а можно и до глубокой старости быть здоровым,- сохранить интерес к жизни, привлекательно вы глядеть, оставаться бодрым, полезным людям. Р . ТАРАСОВА, врач Центра медицинской профилактики. родный день м)^ыки принесет какие- безусловные открытия, откровения. Во вся ком случае, россиянам сейчас не до музици-, рования, не до услаждения слуха. Слух режут или радуют (хотя радость ныне — понятие весьма и весьма относительное) события не в музыкальном, а в политическом мире. Не будем, однако, забывать: политика — прехо дяща, музыка — вечна. И хоть мы не раеполагаем сведениями о больших музыкальных вечерах, намеченных именно на первое октября в нашей области, прекрасные мелодии будут звучать и сегодня. Во Дворце спорта "Звездный" Липецкий де тский театр на льду покажет спектакль "Снежная королева" с отлично подобранны ми фрагментами из сочинений ряда извест ных композигоров. Каким-тё образом отме тят эгрт день,' Липвтрсий муниципальный симфонический оркестр (на снимке вы ви дите его струнную грушту в литературной го стшюй областного краеведческого 1^узея) .и дуэт авторской песни Алла и Вячеслав Хрип- ко (они — на другом снимке). На звонок в Липецкую филармонию нам ответили, что там, специально к Междуна родному дню музыки не готовились, ибо для всех работников филармонии днем музыки становится буквально каждый день. Что на предгфиятиях и в у^гебныx заведениях обла сти продолжают время от времени выступать ' как липецкие исполнители, так и гастролеры. И шо, к слову, таким празднично-музыкаль ным днем обещает быть открытие очередного филармонического сезона. Оно пройдет в конце октября, и на нем зрителей ^кдет не- Ну а сегодня,^ делать нечего, обойдемся без них. Просто включим магнитофон, про игрыватель и послушаем лишний раз музыку, которую любим, не перестаем любить... К. КОСТИН . Ф ото А. ЩУРОВА . ПО А Л Л Е Я М ПА РКА Учащиеся двадцати школ Советского района г. Липецка приняли участие в осеннем легкоатлетиче ском кроссе, который про ходил по аллеям парка около Дворца профсоюзов. У девушек полукилометро вую дистанцию быстрее всех — за минуту 10 секунд пробежала Елена Пругно из 32-й средней школы. Лишь секунду проиграла победи тельнице Наташа Зыкина (СШ. № 47). Среди юношей, кото рые состязались на 1000 метров, первым на финише был Денис Голосов ( СШ № 43). В общем зачете побе дили спортсмены 47 -й школы. Следует отметить, что на старт не вышли ко манды 23-й и 53-й школ района. П . КУТМИН . СЫ Г Р АН П О С ЛЕ ДНИЙ ТУР Сыгран последний тур чемпионата области среди сельских команд. Второе очко потерял победитель подгруппы "А" команда совхоза "Маевка" Елецкого района, сыгравшая вничью — 2:2 в Хлевном с местны ми футболистами, Ельчане в 18 встречах набрали 34 очка, не потерпев ни одно го поражения. Вторую строчку в тур нирной таблице заняли спортсмены совхоза "Во ронецкий", отставшие от земляков на семь очков. Бронзовыми призерами стали с 20 очками долгору- ковцы, обыгравшие на фи нише вторую команду елецкого "Торпедо” — 3:2. Забив шесть "сухих" мячей в ворота футболи стов совхоза "Агроном" Ле бедянского района, усман- ская "Лодя" набрала 26 оч ков и заняла первое место в подгруппе "Б". Серебря ным призером стали крас- нинцы, отставшие от побе дителей на два очка. По следний матч они сыграли вничью — 3:3 в Лев Тол стом с местным "Урожа ем". Тройку сильнейших замкнули , несмотря на крупное поражение от ус- манцев, спортсмены "Агро- Ю . КОРИН . НА ПЕРВЕНСТВО РО С С И И ХОККЕЙ . Первенство России . 29 сентября . Брянск. "Десна" — "Рус ский Вариант" — 1:5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz