Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

наши вечны е соврем енники 1 октября 1993 г. с болью и надеждой ’К'КеШ!4 о ЖВАЖРВ 1. ВЕЮБПЛЕ13ВАЯ ВЛАССВВД Три новые постановки Владимира Пахомова в Липец­ ком драматическом театре имени Льва Толстого — инс­ ценировки классических рус­ ских пьес "Живой труп Л. Толстого, "Без вины винова­ тые" А. Островского, "Вишне­ вый сад" А. Чехова —подтвер­ ждают; не спеша быть модным во что бы то ни стало, не го­ няясь за сиюминутной конъ­ юнктурой, всегда, как это ни парадоксально, оказываешься впереди, Пахомов и Липецкий те­ атр, им возглавляемый, вот уже. 16 лет известны в теат­ ральном мире своей привер­ женностью русской классике, главным образом Чехову. Со­ гласимся, классика у нас, в об­ щем, никогда не была "ко дво­ ру"; в былые времена, именуе­ мые ныне "застойными", от те­ атра требовали "современного героя , отражения "нашего славного сегодня" и прочее, а классику ставили в основном к датам, юбилеям. Для "галоч­ ки". И редко-редко классиче­ ская постановка становилась настоящим, а не "галочным", не юбилейно-официозным со­ бытием — когда вскрывались го текста сегодняшнему созна­ нию, эмоциональному миру человека; "Мещане", "Горе от ума" у Г. А Товстоногова, эф- росовская "Женитьба"... Их в истории нашего театра можно счесть по пальцам. В Липецком же привер­ женность классике становилась не просто репертуарной пол­ итикой и не, тем более, при­ хотью главного режиссера, а подтверждала самую, на пер­ вый взгляд, банальную истину о вечной современности клас­ сики и о вечной в ней потреб­ ности. Как видим, следовать вечным или, как сказал поэт, "ходячим истинам" и есть са­ мый верный и плодотворный путь в искусстве. Вот и пол­ училось, что, следуя классиче­ скому репертуару в последние почти два десятилетия, Пахо­ мов и его театр всегда оказы­ вались современными, бьши по-настоящему интересны и для понимающего зрителя, и для строгого профессионала- критика, а порой давали дей­ ствительно редкого качества художественный результат. Так было с "Чайкой*, 'Дядей Ва­ ней". Думаю, что так произош­ ло и с последними, новейши­ ми премьерами театра, глав ным образом с постановками Чехова и Островского. Еще два-три года назад классика почти сошла со сцен наших театров. Всех обу5Н1а погоня за поверхностной акту­ альностью, сегодняшним днем (на деле же она чаще всего оборачивалась дешевой "черну­ хой ). Вослед за печатью, пуб­ лицистикой, газетами и я ^ н а - лами театр принялся обличать, открывать людям глаза, изо­ бличать многие и многие "свинцовые мерзости" нашей жизни, кошмары и тайны на­ шей истории, давней и недав­ ней. "Воплощенная правда стуг пила на наши подмостки" — так когда-то писал критик о пьесах Островского... Вот эта "воплощенная правда" в ин­ терьерах свалок, коммуналок и "малин" в обличьи бомжей, проституток, ггоеступников то помельче, то ^’помафиознее" ступила тогда и на наши под­ мостки. Грязь, самые темные стороны жизни души человече­ ской, а теперь и элементарная матерщина стали непременны­ ми атрибутами этой правды. И снова — редки были прорывы не к внешней, а к внутренней правде, достигаемые, казалось бы, на том же самом матери­ але — "Звезды на утреннем не­ бе" А. Галина (кстати, пьеса эта шла и в Липецке), "Строй­ бат" С. Каледина... А Пахомов, отдавая скром­ ную, хотя и вполне достойную дань новым поветриям, про­ должал ставить чеховскую про­ зу... Кому-то это казалось ста­ ромодным до невозможности; какой "Дом с мезонином", ка­ кая "Дама с собачкой"? Кому сегодня это нужно? Теперь времена поменя­ лись вновь. В московской афи­ ше классические постановки исчисляются ^ е десятками. Одного только 'Чехова я насчи­ тала около десяти инсцениро­ вок; ставят студии, ставят в ВУЗах как дипломные и кур­ совые работы, ставят и извест­ ные коллективы... "Под знаком Чехова", можно сказать без преувеличения, проходит этот театральный сезон. А сколько провинции! !^о показал недав­ ний фестиваль российских те­ атров в Москве. Не к дате, не к юбилею — просто ставят и ставят сегодня чеховские пье­ сы. Значит, есть истинная, глу­ бинная потребность, надоб­ ность в этом, и Липецкий те­ атр, который в этом смысле просто продолжает свою глав­ ную линию в творчестве, снова современен и шгтерессп. Нынешний год —для А. Н. ‘Островского юбилеи)пяй. Но, "ЛГ", в Липецком област­ ном драматическом те­ атре имени Л. Я. Толсто­ го состоялся сбор труп­ пы. Перед новым сезоном разговор шел о творческих планах коллектива, осно­ ву которых вновь соста­ вят русская классика, давно а прочно вошедшая в репертуар театра. Сегодня, готовясь к новой встрече с театром, интересно оглянуться на пройденный нм путь, под­ вести итога работы в прошедшем сезоне, про- ана.лизировать и оценить сделанное. Такую возмож­ ность дают нам "Письма о театре", публикацию которых мы сегодня на­ чинаем. Автор их — те­ атральный критик. Марина МУРЗИНА случае, не только этим обстоятельст­ вом объяснишь обилие "остро­ вских" спектаклей и в провин­ ции, и в столице. Вечные сю­ жеты, вечные проблемы чело­ веческих отношений, сильные драматические характеры и конфликты, наконец, мощный выразительный язык, речь; стосковался по всему этому наш Театр, стосковался и зри- Липецкий театр поставил своего Островского, В35пз пьесу традиционную, хорошо извест­ ную даже самому простому зрителю — "Без вины винова'^ тые". Но вот шо знаменатель­ но; выпустив на этот раз чехо­ вскую и "островскую" поста­ новки, театр явно сделал шаг вперед. И, на мой взгляд, обе эти постановки — некий но­ вый этап в развитии творче­ ской жизни театра и эстетики Пахомова, как режиссера и толкователя, интерпретатора классики. Почему я выделяю как этап именно чеховскую поста­ новку и "Без вины виноватых"? Мне представляется, что в этой своеобразной трилогии (Толстой-Островский-Чехов) инсценировга "Живого трупа как ш з наиболее традицион­ ная. Традиционная и в обще­ театральном смысле (трактов­ ки образов, выбора вырази­ тельных средств, сценического оформления), тоадиционная и для эстетики Липецкого теат­ ра. В то же время две другие постановки объединяет именно некое продвижение вперед — они сделаны с подчеркнутым вниманием к форме, к жанру, к стилю, к акцентированной театральности. И в актерском исполнении, при традицион­ ном для этой труппы высокой профессиональной культуре и чувстве ансамбля, есть приемы "отстранения", ощущение дис­ танции между актером и пер­ сонажем (взамен прежнего ^ з - укоризненного "вживания" в образ, тончайшего эмоцио­ нально-психологического ри­ сунка роли, скажем, в преды­ дущих чеховских спектаклях). "Живой труп" — и по вре­ мени выпуска спектакль более ранний (ггоемьера состоялась 5 июня 1991 года). Он и более классический, хрестоматийный (в лучшем значении этих слов). Как всегда, радует не­ броская культура, выверен- ность сценического оформле­ ния О. Твардовской и В. Ма- кушенко; всего несколько предметов создают то атмосфе­ ру светской гостиной, то "цы­ ганских" загулов Феди Прота­ сова. Обе эти стихии —добро­ порядочные дома Протасовых или Ирениных и ^сторанно- резгульные сцены Феди — со­ существуют в спектакле рядом, одновременно; как противопо­ ставление или же, напротив, как образ неразрывной связан­ ности, соединения в жизни ге- Традиционно хороши ак­ терские работы. Наблюдая з<1 исполнителями, вспоминаешь давно забытые по отношению к нашим актерам термины: сыгранность, слаженность, вы- веренность, единство внешнего рисунка ролей и внутреннего содержания, культура игры, речи, пластики, умение ' со­ блюсти манеры" персонажа, да и просто даже — носить кос­ тюм. Особо хочется отметить актеров старшего поколения: заслуженную артистку России Ю. Ганину в роли матери Ли- л, К. Шитову в роли 1^рени- Абрезкова. В нескольких зодах у каждого абсолютно за вершенный образ, запоминаю щийся, глубокий. Мать, иск ренне болеющая за судьбу до чери, искренне негодующая на ее супруга, искренне желаю­ щая ей счастья (такого, каким она его себе представляет) и при этом — собственница, ти­ ран, не желающая понять, принять, простить, не призна­ ющая за дочерью права на ее собственную жизнь, опыт, лю­ бовь, даже боль и ошибки... Это — Ю. Гашша. Один эпизод — Анна Дмитриевна Каренина в ожи­ дании прихода Лизы: разговор с князем Абрезковым, а после —с Лизой. Легкое кокетство с давним другом, полудетская капризность немолодой уже дамы, безумная любовь к сы­ ну, тревога за него, заведомая неприязнь к Лизе, почти мгно­ венно (сердце-то доброе!) пе­ решедшая в иекреннюю сим­ патию: блестящий актерский этюд с тонким ощущением грани между комическим и драматическим. Это —К. Ши- М. Соболев —достоинство, честность порядочного челове­ ка и доброта, столь редкая ис­ кренность чувства, сочувствия в светском человеке: князь Аб- резков... Эту роль отлично ве­ дет также народный артист России В. Пономарев, привно­ ся в нее чуть больше свойст­ венной ему характерности. Не могу не отметить еще один блестгпций эпизод: В. Ав­ раменко в роли судебного сле­ дователя: мелкий человек с иезуитской, канцелярской ду­ шонкой, получающий удоволь­ ствие от того, что в его власти, хотя бы и на короткое время, что от него зависимы люди, которых он мизинца не стоит, о чем и говорит ему Федя... В роли Феди Протасова — молодой, начинающий свой путь в Липецком теа;те А. Но­ виков, выпускник Воронеж­ ского театрального училища. Его дарование, быть может, в большей степени — лириче­ ское, нежели драматическое. Порой ему недостает нерва, мощи, страсти, размаха без­ удержной Фединой натуры, за- кость, совестливость, доброта (к слову, качества эти, прису­ щие актеру, могут раскрыться, скажем, в чеховских ролях, ко­ торые ему, возможно, придется играть на этой сцене). Но ра­ бота над сложнейшей ролью идет, актер становится уверен­ нее, интереснее, и все явствен­ нее высвечивается им безыс­ ходный трагизм Фединой судь­ бы, и его обреченность, и ве- В целом же "Живой труп" добротный, профессионально­ качественный спектакль, быть может, не поражающий изы­ сками формы, новаторством толкований, но сделанный с почти забытым зшажением к классическому тексту, с тон­ кой разработкой характеров, уверенной режиссерской ру­ кой. (Позволю себе одно, чи­ сто личное, мнение: мне дума­ ется, что эту пьесу и трудно поставить иначе; она по своей сути традиционна, и как бы не допускает множественности и изощренности трактовок, не поддается столь разнообразно­ му и "нюансированном>’' инс­ ценированию, как чеховские пьесы, и тем более убедителен данный результат). (Продолжеггае следует). На снимках; сцены из сиек- такля .Липецкого драматическо­ го театра "Живой труп". Б о р и с Ш А Л Ь Н Е В СЕВТЛЕРЬСКИЕ ТРЕПТВЕ ДУМА Какой бы росой ни росили, То божья, то вражья гроза, Не глянет во гневе Россия В слепые отстраха глаза. Как мать, что себя С пришествием гиблых вестей, Она первым делом спасает Убогих и сирых детей. И ныне все крестные муки Беря, как и встарь, на себя. Она твои зябкие руки Дыханием греет, скорбя. Удвоить бы силы, утроить В последнем, быть может. Выдюжить боль за двоих. выстрелы, выстрелы В мертвых, в бессмертных, беловеженцы, К пропасти клятой Беженцы, беженцы, беженцы. Да на могилах Ах, как вы рьяно отбацали Сговор — в утеху "друзьям"! Снятся ли. Дети убитые Может быть, и не безгрешные. Может, не ангелы — Звездами в небо Пеплом упавшие Говорят, под вечным небом синим. Два земных обняв материка, Слишком велика была Да, была и вправду велика! Не с того ль с расчетливой приглядкой. То в песок зыбучий, то Осенялись русичи догадкой На помин заманивать врага. Память их мы в генах — Да простит нас отчая Что перестарались, Высоко —до самого Кремля. Что ж теперь — виниться да казниться. Потрясая клятвами страну: Мол, готовы кровушкой умыться За свою великую вину? Иль огнем любви душа устроена Так гореть за Родину свою. Чтоб и куст ракитовый стал воином №192 (506) 13 .09 .93 Переделкино. СПАСИБО ВАМ. ПРОСТИТЕ НАС... Общественная приемная на­ шей газеты не пустует никогда. Но каждый месгщ бывает день, собирающий здесь особенно много пожилых людей. Это зна­ чит, консультации дают работ­ ники пенсионного сектора уп­ равления социальной защиты населения. Посетители приез­ жают в этот день со всей обла­ сти. Причина одна: "надо по­ хлопотать о пенсии", — как от­ ветила мне одна сгорбленная бабуля из Краснинского района, Вера Максимовна Попова, ког- I отпаивала ее в Много говорится и пишется о социальной защите, но то, на­ сколько она в нашей стране се­ годня несовершенна, понима­ ешь лишь, беседуя с этими.де­ дулями и бабулгши, вынужден­ ными "хлопотать" об основной статье этой самой соцзащиты — пенсии. Ошибки при перерасче­ тах, задержка с выплатой над­ бавок. А самое главное — раз­ меры пенсий. Как написала нам пенсионерка из поселка Лев Толстой Лидия Марковна Крах- малюк, "раньше мы могли жить и на пенсию, а сейчас , за эти два года мы превратились в ни­ щих, да еще и в бесправных". Лидия Марковна просила нас помочь ускорить оформле­ ние и пересылку пенсии, кото­ рую она перевела с одного вида (по линии Минобороны), на другой (по соцзащите). Приво­ дила читательница расчет своих расходов, по которым выходи­ ло, что как только отдаст она долг за молоко, средств к суще­ ствованию у нее не останется... Исключение? Увы, не такое редкое, как хотелось бы. Совсем недавно, после очередного по- вьппения цены на хлеб, незна­ комая старушка поймала меня за руки у входа в хлебный ма­ газин и запричитала: "Что же это делается, доченька?! Ведь это нас известикотят. Вы-то за­ работаете. А мы? Мы вам — лишние. Вы от нас избавляе- Смогли бы вы, читатель, ус­ покоить ее? Экономические вы­ кладки привести? О целесооб­ разности рассказать? О дотаци­ ях? Я —не смогла. Не сумела... Но встречу эту буду помнить. Да, есть областная адресная Помощь, теперь, при новом подорожании, малообеспечен­ ных ожидает ельцинская "хлеб­ ная дотация". Но нищих эти ме­ ры, увы, не убавят. Расслоение общества по до­ ходам коснуЗюсь и пенсионеров. И понятны обиды тех, кто, про­ работав 30, а то и 40 лет, ока­ зался со своей "минимальной". Говорят, готовится пересмотр нынешнего несовершенного пенсионного законодательства. Будем надеяться... На что и на кого еще наде­ яться пожилым? Да, на мило­ сердие. Многое делается в отде­ лении социальной помощи уп­ равления соцзащиты. Но ведь люди, работающие здесь, выби­ вают, буквально, по крохам по­ мощь от предприятий, от пред­ принимателей, чтобы так, с ми­ ру по нитке, хоть как-то помочь нуждагощимся. А уж старики на эту помогць отзываются с глу­ бокой, до слез, благодарностью. Вот несет в газету письмо- благодарность Прасковья Ива­ новна Андриевская. В обкоме профсоюза учителей ей выдали денежное пособие, помогли ма­ териально в районном отделе соцзащиты, и она пишет: "Спа­ сибо за помощь!". А благода- рить-то ее, сельскую учительни­ цу, всю жизнь посвятившую ре­ бятишкам, своим односельча- "Сердечное спасибо" — так озаглавила свое письмо инвалид второй группы из села Борисов- ка Добровского района Антони­ на Андреевна Дроздова. Быв­ ший медработник, попросила пособить в ремонте дома к ме­ стные власти. И за то, что ей бесплатно отремонтировали дом, не знает женщина, какими словами благодарить и главу райадминистрации А. Д. Иню­ тина, и главу сельской админи­ страции 3. С. Мальцеш, и ди­ ректора хозяйства Д. Д. Мщ)о- нова, и прораба И. Ф. Ленских. Таких писем, свидетельству­ ющих, что во многих хозяйст­ вах, на предприятиях все-таки ров, тоже немало в нашей по* те. Но больше, к сожалению, - обид и жалоб стариков. На не­ внимание, на грубость. И уже удивляет и радует пожилых лю­ дей простое внимание, элемен- , тарная вежливость. * Вот письмо от инвалида В Пушкарской. Она даже стихи сложила, озаглавив их "Добро­ та". А в них —рассказ, как "не­ знакомый мужчина, "называя к старушет ласково мамашей", помог ей сделать покупгу. Ка- я залоеь бы, банальнейший при­ мер, который был когда-то нор­ мой. Был... А сегодня читатель- ница пишет: Доброта приходит редко. В повседневной суете мы торопимся куда-то, забываю обо всех... Куда же мы торопимся? ...Вспоминаю впечатления почти двадцатнлетней давности Австрия. Небольшой городок где-то по дороге от Вены до Зальцбурга. Жаркий день. От­ крытое уличное кафе. А за его столиками под тентами пожи­ лые и очень старые, но одина­ ково аккуратные и приветливые мужчины и женщины. И объяс­ нения гида; "А эго у нас город пенсионеров. Здесь жизнь де­ шевле, чем в больших городах, поэтому многие сюда и переез­ жают, как на пенсию выйдут. Отдыхают..." :! Остается только мечтать, что наступит и в России время, когда наши натрудившиеся ста­ рики будут с такими же епокой- ными лицами отдыхать за ето- лиКами кафе. « А сегодня... Сегодня мне хо­ чется сказать той бабуле, ветре- 5 ценной у хлебного прилавка "Простите меня, мамаша. И не- :■ ггоавда эго, вы нам, не лишние. Непродуманные, а может быть, ; и безнравственные шаги прави- и тельетва лишили вас достойной старости. Но, верю, такое не может быть навсегда. Будет и у россиян 1 октября праздником'. 5 е о ^ В Ж Н В Р А ' Ч А БУДЬТЕМОЛОДЫ, ВЕТЕРАНЫ! Человек вышел на пенеию. Появились возможности отдохнуть, заняться, наконец, своим здоровьем. Однако нередко пенсионеры жалуются на возникающее у них чувство ненужности, утраты со­ циального престижа. Такая неудовлетворенность ведет к ухудше­ нию самочувствия. , Как же избежать "пенсионной болезки"? расте. Часто видим, как одни бабуси степенно гуляют по скверу, во дворе, а другие сидят на скамейке у подъезда. Напрасно они ленятся "размяться". Отсутствие двигательной активности приводит организм к кислородному голоданию, а это первопричина многих заболеваний. Другой хранитель здоровья — сон. Во время сна силы восста­ навливаются в три раза быстрее. Недосыпание приводит к оелаб- лению нервной системы, к енижению еопротивпяемости болезням. Спать пожилым людям рекомендуется не менее 7—8 часов в сутки. Но нельзя забывать, что злоупотребление сном также ослабляет организм. — очень в ам о правильно питаться, соблюдать гигиену Человек должен не доживать, а жить активной жизнью. Бы­ вают и тридцатилетние "старики", а можно и до глубокой старости быть здоровым,- сохранить интерес к жизни, привлекательно вы­ глядеть, оставаться бодрым, полезным людям. Р . ТАРАСОВА, врач Центра медицинской профилактики. родный день м)^ыки принесет какие- безусловные открытия, откровения. Во вся­ ком случае, россиянам сейчас не до музици-, рования, не до услаждения слуха. Слух режут или радуют (хотя радость ныне — понятие весьма и весьма относительное) события не в музыкальном, а в политическом мире. Не будем, однако, забывать: политика — прехо­ дяща, музыка — вечна. И хоть мы не раеполагаем сведениями о больших музыкальных вечерах, намеченных именно на первое октября в нашей области, прекрасные мелодии будут звучать и сегодня. Во Дворце спорта "Звездный" Липецкий де­ тский театр на льду покажет спектакль "Снежная королева" с отлично подобранны­ ми фрагментами из сочинений ряда извест­ ных композигоров. Каким-тё образом отме­ тят эгрт день,' Липвтрсий муниципальный симфонический оркестр (на снимке вы ви­ дите его струнную грушту в литературной го стшюй областного краеведческого 1^узея) .и дуэт авторской песни Алла и Вячеслав Хрип- ко (они — на другом снимке). На звонок в Липецкую филармонию нам ответили, что там, специально к Междуна­ родному дню музыки не готовились, ибо для всех работников филармонии днем музыки становится буквально каждый день. Что на предгфиятиях и в у^гебныx заведениях обла­ сти продолжают время от времени выступать ' как липецкие исполнители, так и гастролеры. И шо, к слову, таким празднично-музыкаль­ ным днем обещает быть открытие очередного филармонического сезона. Оно пройдет в конце октября, и на нем зрителей ^кдет не- Ну а сегодня,^ делать нечего, обойдемся без них. Просто включим магнитофон, про­ игрыватель и послушаем лишний раз музыку, которую любим, не перестаем любить... К. КОСТИН . Ф ото А. ЩУРОВА . ПО А Л Л Е Я М ПА РКА Учащиеся двадцати школ Советского района г. Липецка приняли участие в осеннем легкоатлетиче­ ском кроссе, который про­ ходил по аллеям парка около Дворца профсоюзов. У девушек полукилометро­ вую дистанцию быстрее всех — за минуту 10 секунд пробежала Елена Пругно из 32-й средней школы. Лишь секунду проиграла победи­ тельнице Наташа Зыкина (СШ. № 47). Среди юношей, кото­ рые состязались на 1000 метров, первым на финише был Денис Голосов ( СШ № 43). В общем зачете побе­ дили спортсмены 47 -й школы. Следует отметить, что на старт не вышли ко­ манды 23-й и 53-й школ района. П . КУТМИН . СЫ Г Р АН П О С ЛЕ ДНИЙ ТУР Сыгран последний тур чемпионата области среди сельских команд. Второе очко потерял победитель подгруппы "А" команда совхоза "Маевка" Елецкого района, сыгравшая вничью — 2:2 в Хлевном с местны­ ми футболистами, Ельчане в 18 встречах набрали 34 очка, не потерпев ни одно­ го поражения. Вторую строчку в тур­ нирной таблице заняли спортсмены совхоза "Во­ ронецкий", отставшие от земляков на семь очков. Бронзовыми призерами стали с 20 очками долгору- ковцы, обыгравшие на фи­ нише вторую команду елецкого "Торпедо” — 3:2. Забив шесть "сухих" мячей в ворота футболи­ стов совхоза "Агроном" Ле­ бедянского района, усман- ская "Лодя" набрала 26 оч­ ков и заняла первое место в подгруппе "Б". Серебря­ ным призером стали крас- нинцы, отставшие от побе­ дителей на два очка. По­ следний матч они сыграли вничью — 3:3 в Лев Тол­ стом с местным "Урожа­ ем". Тройку сильнейших замкнули , несмотря на крупное поражение от ус- манцев, спортсмены "Агро- Ю . КОРИН . НА ПЕРВЕНСТВО РО С С И И ХОККЕЙ . Первенство России . 29 сентября . Брянск. "Десна" — "Рус­ ский Вариант" — 1:5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz