Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

спецвыпуск л т - г "левый берег” 21 сентября 1993 г. БЕЗ ТРАКТОРОВ ПАХАЛИ ТОЛЬКО В ПРОШЛОМ ВЕКЕ Какое крупное предприятие мо- ’ жет похвастаться сегодня больши­ ми викториями в бушующем море коренных преобразований? О таких что-то не слышно. Зато сколько идут ко дну... На этом невеселом экономическом фоне небольшие подвижки тракторостроителей за­ служивают особого уважения. В первом полугодии было собрано и отгружено покупателям 17570 ко­ лесников при годовом задании в 35 тысяч (более ста процентов к шес­ ти прошлогодним месяцам). Это позволило получить 4(5 миллиарда рублей прибыли. Особых условий АО ЛТЗ никто не создавал. Те же болезни, коими болеет наша эко-, номика. Так, оборотных средств в начале года было почти вдвое меньше, чем нужно для воспроиз­ водства. Со всей силой обруши­ лась на предприятие и волна не­ платежей — задолженность покупа­ телей достигла 21 миллиарда. Осо­ бенно трудно вернуть миллионы рублей из ближнего зарубежья: Ук­ раины, Казахстана, Узбекистана. На ритмичность работы влияют и сбои поставок шин, двигателей, акю^му- ляторов с разных заводов СНГ. Что же делать в такой ситуа­ ции? Можно не отгружать тракторы без предоплаты на село. Но там сейчас уборочная страда, срочно требуется техника, а день™ за уро­ жай еще не получены. Кто выиграет от такой жесткой позиции? Недаль­ новидно рвать связи и с бывшими республиками Союза. С другой сто­ роны, брать кредит для своевре­ менной оплаты материалов и ком­ плектующих разорительно — при­ дется платить миллиадды за поль­ зование ссудой. На ЛТЗ пытаются найти новые, порой нетрадицион­ ные подходы к решению проблем. Так, с Казахстаном был произведен расчет на миллиард рублей через поставки коксующегося угля Ново- липецкому комбинату, который снабжает тракторостроителей ме­ таллом. Туркмения расплатилась нефтепродуктами, и был подписан новый договор на поставку трех ты­ сяч тракторов. Только одна поездка группы специалистов по России по­ зволила сократить задолженность на два миллиарда и. "прощупать" рынок в разных регионах. Конечно, не все решается за во­ ротами предприятия. Заводчане пока не могут выйти на запланиро­ ванный объем выпуска каркасных кабин для трактора ЛТЗ-55, кото- ,рый пользуется большим спросом, и к тому же дороже на 1,3 милли­ она рублей. Технические проблемы уже решены. Дело за квалифици­ рованными сварщиками, которых сейчас не хватает. Каким будет завод завтра, как приспособиться к требованиям рынка? Это во многом зависит от проводимой здесь приватизации. В прошлом году по решению трудо­ вого коллектива государственное .предприятие было реорганизовано в акционерное общество открытого типа. Завершающим этапом явля­ ется первое собрание акционеров, которое состоится в этом месяце. В трудовых коллективах идет под­ готовка к нему. Кто войдет в ди­ рекцию, кто возглавит предприя­ тие? Это зависит от каждого. Трак­ торостроители должны почувство­ вать себя хозяевами и сделать пра­ вильный выбор. Одно можно сказать-определен­ но: трактора были нужны в период развитого социализма, требуются они и при недоразвитом капитализ­ ме. А значит, у ЛТЗ дел хватит на долгую и, надеемся, счастливую НЕ ВАДО ' ш : ь НА НАВКАЗ! Железным здоровьем се­ годня может похвастаться далеко не каждый. Да и тем не помешает профилактика. А за ней прямая дорога в са- наторий-профилакторий "Лесной". К счастью, не надо ехать на Кавказ, всего-то две остановки на троллейбусе от проходной завода. Здесь вас ждут внимание врачей, тёпло 1 уют, хорошо сервирован- 1 ЫЙ стол, удобные двухмест­ ные номера и, наконец, 15 видов лечения. Желающих посетить сей уголок хватает. Путевка на месяц стоит всего две тыся­ чи рублей (хотя заводу она обходится в 30 тысяч). Что же вам предложат за столь символическую плату? Ну, конечно же, начните с... ба­ ра. Извините, забыл приба- ■ |ть слово "фито". Нет, это ^ итальянский ликер, речь ..дет о лечении ^авами. За- ве/»ющая фитобаром А. М. Соболева предложит вам коктейли и напитки со звуч­ ными названиями "Успокаи­ вающий”, "Суставный", "Ов­ сяный отвар", "Витаминный". Поверьте, все это не только полезно, но и вкусно (мы с фотокором успокоились и на- витаминилйсь с помощью па­ ры стаканчиков). Если вам не по душе эти напитки, то в одном из каби­ нетов можете принять кисло­ родный коктейль. Если же вы привыкли принимать что-то погорячей, тоже не беда. Здесь работают два народ­ ных целителя, которые зако­ дируют вас от подобных же- Ну, а как же снять стресс, нервное напряжение от еже­ дневных забот? Зайдите в кабинет психоразгрузки. Обаятельная Светлана Крю­ ченкова научит вас владеть собой с помощью самовну­ шения и саморегуляции. У многих под гипнотическую музыку не только поднимает­ ся настроение, но и проходят головные, сердечные боли. Для тех, у кого'слабые легкие, полезно посетить со­ ляную пещеру. А может, по­ может от ващих недугов ла­ зерная терапия? Если--------- вперед, в камеру “ ■ Каждый месяц в профи­ лактории поправляют здо­ ровье 200 человек. А работа- -т здесь настоящие подвиж- лки. Главный врач В. Д. Ми­ хайлова живет в Грязях к каждый день ездит на свою любимую работу, которая так помогает людям. — Я еще первый трактор ипускала, — рассказывает . И. Телеганова. — И кап приятно, ч-Го о нас, ветера- ----- не забывают: дают льготные путевки на лечение. Приходилось бывать в луч­ ших санаториях —здесь уро- !нь обслуживания не хуже. Не хуже он и на базе от- , где отдохнуло летом 6 человек. У бывшего пио­ нерского, а ныне оздорови­ тельного лагеря "Звездный" ----- 1 году юбилей — чет­ верть века. Но поработал он т славу, приняв во время жикул 1300 ребятишек. В сентябре здесь организова­ ны заезды "Мать и дитя";. Стоимость путевок меньше двух тысяч рублей. Летняя "^аипания" обошлась заводу > миллионов, половину затрат взял на себя профсо- - Конечно, к нам люди идут и с более серьезными проблемами, — говорит профлидер В. Н. Моисеев. — По 300 человек в день при­ нимаем. Кому-то нужно сде­ лать сложную операцию, а цены в столичных клиниках по карману. Так, 15 чело- !к прооперировали в клини- Федорова за наш счет. Лечебные путевки в извест­ ные санатории стоят не одйу сотню тысяч. Но работники завода платят лишь десятук часть. Берем на себя часть е асходов на лекарства и зу- опротезирование. К этому следует доба­ вить, что работникам заводь выдали страховые медицин­ ские полисы. О работе мед­ санчасти ЛТЗ наша газета уже рассказывала. Сейчас, кстати, строится хирургиче­ ский комплекс на 150 коек. Так что, если хочешь быть здоров, будь им. Для этого у тракторостроителей ----- — возможности. КОМФОРТАБЕЛЬНЕЕ "ЖНГ7ЛЕН" Нашим крестьянам о таких тракторах приходится только мечтать. Это экспортный вари­ ант ЛТЗ-55. Уже издали заме­ чаешь, насколько он отличает­ ся от серийного образца. А вблизи контраст становится еще более разительным. Про­ демонстрировать этого красав­ ца нам взялся заместитель ди­ ректора внешнеторговой фир­ мы ЛТЗ Ю.Б.Маликов. — Самая лучшая наша мо­ дель, — говорит Юрий Бори­ сович. —Была создана в Фин­ ляндии на базе пятвдесят пя­ того совместно с их фирмами. Кстати, скандинавский рынок выдвигает самые жесткие тре­ бования. Машина получилась на славу. Аналога интерьера в бывшем Союзе нет. Чего стоит только автономная автомати­ ческая система отопления! Ус­ танавливаешь нужную темпе- ' ратуру на приборе, и она будет постоянно поддерживаться в кабине, независимо от погоды Не будем перечислять всех технических новинок и удобств этого трактора, чтобы не рас­ страивать наших сельчан. Ска­ жу одно: сравнивать его можно только с последними моделями "Жигулей". Да и Те, пожалуй, проиграют. Велюровая обивка салона, безрамочные, отекла, регулируемое по весу сиденье, трехскоростной вентилятор, уровень шума всего 80 деци­ бел... Да что говорить, если на этих моделях с удовольствием работают взыскательные фер­ меры стран, где производится своя классная техника. О конкурентоспособности липецких тракторов на миро­ вом рынке говорят география поставок и количество заклю­ ченных договоров. — ЛТЗ поставляет продук­ цию на экспорт с 1964 года, а с 1986 года в структуре завода создана наша фирма, которая осуществляет прямые посг'ав- ки, — говорит директор В.В.Антонов. — Наши траюо- ра знают на всех шгги конти­ нентах. Каждый десятый трак­ тор "уезжает" .за рубеж, и эга цифра постоянно растет. Со- ■Здана широкая сеть коммерче­ ских агентов, сервисного об­ служивания и ремонта нашей техники в десятках стран. Ра­ ботаем мы на долгосрочной основе, определенной контрак­ тами. В этом гЬду только в США отправим более тысячи тракторов с нашей маркой. Большие партии идут в Скан­ динавские страны, Канаду, Францию, Аргентину. Готовит­ ся подписание крупного контракта с Германией, где после разгосударствления вос­ точных земель наметился боль­ шой рынок для нас. Следует отметить, что .мы работаем но заказу каждой страгпя, вьшол няя требования заказчика- - ■ ГСонечн6,~ Алдержать тен- ' курёнцию с западными фирма­ ми не просто. Есть туг свои проблемы. Пока наши тракто­ ра уступают в дизайне и фи­ нишной отделке. Но средшгй фермер охотно бере: недоро­ гой и надежный универсаль­ ный ЛТЗ-55. К тому,же мы ра­ ботаем над доведением тракто­ ра до мирового уровня. Надо сказать, что продавать более совершенные модели выгод­ нее. Другая трудность в том, что приходится искать партне­ ров, готовых платить быстро. Валюта нужна на оборудова­ ние, комплектующие. А во всем мире привыкли брать тех­ нику в рассрочку. И все же за- ' планированные поставкй ус1‘" ПЕПшо выполняются. И завод- ’^ане готовы их увеличить., , Что касается наших сель­ чан, то, без сомнения, и их бы могли обеспеч! замечательными моделями. Вопрос только в оплате, ведь на Западе цена такого трактора достигает 10 тысяч долларов. Может быть, когда правитель­ ство у российского крестьяни ­ на будет покупать зерно за ва­ люту, как, скажем, у канадско- приобрести подобный "Щ РЫ " РЕШАЮТ: ОСТАВИТЬ ВСЕХ! Кто себя сегодня чув­ ствует спокойно на своем рабочем месте? Перспек­ тива однажды оказаться з а воро там и родно го предприятия и стать кли­ ентом биржи труда - не гр е е т д уш у . 'Тракторо ­ строители на этот счет могут не волноваться. — Руководство завода старается сохранить тру­ довой коллектив, — гово­ рит на чальни к о тд ел а кадров Г. Н. Егоров. — Пока это удается, у нас по -п р еж н ем у 20 тысяч работающих. А в ближай­ шей перспективе, когда будет гущено произвед- ство /1713-155, потребу­ ются еще тысячи рабочих и специалистов, так что речь идет не о сокраще­ нии, а о расширении. Да и сейчас прием на работу тракторный не ог­ раничивает. Охотно берут здесь станочников, сле­ са р ей , га зосварщ иков , водителей .По зарпла те из крупных предприятий ЛТЗ о тс тае т только от Новолипецкого комбина­ та. Есть, конечно, и труд­ ности, из-за которых не­ которые покидают завод. Это окраинное его распо­ ложение , транспортные проблемы, трехсменный режим работы. Но теку­ честь кадров здесь на­ много ниже, чем на дру­ гих завод а х . Учитывая потребность в скором бу­ дущем в хороших специ­ алистах, на тракторном тельный колледж и поли­ т е хн и ч е с ки й ин с ти т у т . Части студентов оплачи­ вается стипендия. А глав­ ное — в с ех их после окончания обеспечивают .работой. ш о г ЗАВОДБЕЗ ФРЕМЫ? Судьба человега определя­ ется его характером. А от чего зависит судьба хозяйства? Во многом от характера его руко­ водителя. Если ---------■■ везет, то результатов не жди Подсобное хозяйство ЛТЗ дол гие годы лихорадило, вод регулярно ему помогал много, а ^ да Л. В. Бельских возглавил хозяйство, он'опытным глазом : сразу определил , что » здесь надо коренным образом перестраивать, менять и техно- лошю, и психологию людей. Поэтому быстрых результатов не обешал, работал на перс­ пективу. И вот эта перспекти­ ва становится реальностью. В этом' году "стартовал" свиноводческий комплекс. Нет, он был и раньше. Но фактически пережил второе рождение. ЕШе несколько лет назад был здесь "свинарник" в етдшем смысле этого слова. Грязь, затхлый воздух, насы­ щенный аммиаком, несбалан­ сированное кормление —‘ все это вызывало большой падеж. Достаточно сказать, что за год получали всего 800 поросят, а недостающих 2,5 тысячи заку­ пали на стороне. Одно это при нынешних ценах могло разо- — Первое, с чего начали, —говорит Леонид Васильевич, — установили мопщую систе­ му вентиляции, которая позво- микро- месяц система сломалась, стро -починили. Но ведь рань­ ше годами работали в удушли­ вой атмосфере. Завезли также моечные машины, дезинфек­ танты, обучили людей. Конечно, не сразу все по­ шло, как по маслу. Дощатые полы — разносчик микробов, а на бетонных поросета мерз­ нут. Бельских пошел на реши­ тельный шаг. Провели целую реконструкцию всех' пяти по­ мещений. Под бетонными по­ лами прололсипи трубы отоп­ ления: теперь чисто и тепло. На снимках: лидеры нынеитей уборочной Михаил Пашков а Сергей Васильев поставили свои мощные комбайны "Дон" на хранение и сели за баранки автомобилей; жить на этой улице в комфортабельных до­ мах с отоплением и водопроводом од­ но удовольствие. Эта работа потребовала с завода постоянно: Бельских, давай продукцию! Вторая маленькая револю­ ция была связана с кормлени­ ем поросят. Кормоцех стал го­ товить рационы с учетом воз­ растных групп. А главное — удалось закупить экструдерную установку. Работает она по принципу большой мясорубки, при высоком давлении и тем­ пературе (убивающей микро бов) перемальшается зерно нежную, пахнущую свежевн печенным хлебом муку. Ею-То и стали кормить новорожден­ ных поросят. В результате они перестали болеть. Что это Да­ ло? Комплекс стал получать достатке свое поголовье, необ­ ходимость закупать молодняк на стороне отпала. На этом Бельских не успо­ коился. Был заключен контр­ акт со Всероссийским шгети- тутом племенного животно­ водства. "Ученые посоветовали держать поросят отдеш^но от свиноматок. А это огопъ ре ­ конструкция, переделю! Стац ков, строительство "столовых" и бетонированных площадок для выгула свиней. И при этом нельзя бьшо опять же игнори­ ровать требование заводчан: больше мяса! Но только сейчас можно вздохнуть спокойно: технология отлажена. В обла­ сти вряд ли найдется второе хозяйство, где ока настолько соответствует требованиям на­ уки. Сейчас привесы подня­ лись до 4()0 граммов, в год хо зяйствб получает 3,5 тысячи поросят и 330 тонн мяса. Да еще говядины 60 тонн. Боль Шую роль сьпргшо строитель­ ство 5 ЮОЙНОГОпункта, который позволил отказаться от услуг мясокомбината. Тол 1 .ко благо водство практически стало безотходным. Но это только начало работы по новому. Сейчас идет строительство мя­ соперерабатывающего пред­ приятия. Завезено австрийское оборудование. Так что скоро заводчане смогут получать ис юлько мясо, но и колбасы, копчености высокого качества. Ну, а самим животноводам трудиться на комплексе — од- Я работала в других хо­ зяйствах, — говорит свинарка Татьяна Федосеева. — Но та­ кие хорошие условия, по-мое­ му, редко где найдешь. Теперь Поднимать приходится и полеводство. Здесь на редкость скудные земли. К тому же не­ сколько лет не было паровых полей, заводчане сажали на них картошку. Наконец им выделили у‘шстки за счет со­ седнего хозяйства. И теперь можно наладить севооборот. Нестандартно решается и проблема хшодородия земель. Город согласился своим транс ­ портом во.зить в хозяйство ор­ ганику с очиспгых сооруже­ ний. Уже в этом году урожай­ ность поднялась на три цент- - Уборку провели в ре­ кордные сроки -- за восемь дней, — говорит победитель ньшешнёй страды, шофер ди- 1 )ек'гора Михаил Пашков. ^ Выручили наши пять "ДОНов". У механизаторов сложился крепкий коллектив, ^''спели и соседним хозяйствам помочь. Было время, когда ставку делали на гербициды. Тепфь они очень дорогие. Но можно многого добиться и за счет ка­ чественной обработки земли. Зябь здесь ,заканчивают пахать уже к середине сентября. Так что и на скудных землях мож­ но неплохо работать. Сейтис животноводство полностью обеспечивается собственными кормами, а силос даже прихо­ дится продавать на сторону. Работать в хозяйстве жела ли бы многие. Но здесь при­ нимают только по 'конкурсу. '/Вот вам и непрестижный труд. Средний возраст работающих -- 28 лет. Достаточно посмот­ реть на улицу с аккуратными домами, централизованным отоплением, бетонной доро­ гой. Строительство в хозяйстве не прекращается. Недавно пу­ стили свою нефтебазу, и те­ перь не надо ездить за горю- там на завод. Скоро сдается административно-бытовой корпус, где будут стоповая, ду­ шевые, телефонная станция на 400 номеров. Выручила и но­ вая котельная. Дело в том, что рядом находится подсобное хозяйство д е к , где была об­ щая котельная. Но у соседей давно баталии местного значе­ ния г-гривегшк полному разва­ лу. Так что тракторостроители решили построить свою. Кстати, вот весьма красно­ речивый пример. Одни погряз­ ли в спорах, а другие спокойно работали, строияи, птаи впе­ ред. Тут заслуга не только Бельского, его помогщгиков и рабочих. Не бросили свое под ­ собное на произвол судьбы, поверили в его будущее завод­ чане, генеральный директор Е. Г. Чернышевич. И теперь можно ждать весомой отдачи, столы тракторостроителей по- полшггся продуктами с собст- вепных нолей и ферм. №184 (498) неу :!: еле гкдАть до 2000-Г0 ГОДА? в Липецке строитср второй тракторный. Хотя расположен он на территории ЛТЗ и не будет самостоятельным предприятием, но по размерам прризводственных площадей (360 тысяч квадратных мет- ■ров) и выпуску продукции (30 тысяч колесников в год) вполне сопо­ ставим. Причем выпускаться здесь будут уже прославившиеся уни­ версально-пропашные ЛТЗ-15Е Они сегодня очень нужны селу. В России при огромных площадях пропашных культур практически не осталось заводов по производству колесников. Владимирский трак­ торный, выпускающий 25-сильные машины, не в счет. Мы часто удив­ ляемся, как западный фермер берет такие высокие урожаи, как бы­ стро справляется со всеми полевыми работами. Не две же пары у него рук. Секрет прост: в развитых странах на сто гектаров прихо­ дится от 12 до 18 тракторов, а у нас всего один. С нетерпением ждут ЛТЗ-155 и на'.Украине, где еще большие, чем у нас, площади сахарной свеклы. К тому же новая машина бла­ годаря универсальности и проходимости способна" заменить целый набор техники. А это для тех же фермеров при нынешних ценах — идеальный выход, спасение. Один из крупных воронежских совхозов взял четыре ЛТЗ-155,> столько же ЛТЗ-55 и выполняет на них все полевё!о работы. Механизаторы говорят, что универсально-пропаш­ ной при плохой погоде идет лучше гусеничного, • Недавно выпущен 132 трактор. Есть разные модификации, с раз­ ной мощностью двигателя, с управляемым и неуправляемым задним мостом. Словом, крестьянин, выбирай на вкус! Но выбирать-то пока нечего, и когда наступит этот долгожданный момент — неизвестно. Мы объехали все строительные объекты — пусто, ни одного рабочего. А ведь многие здания уже возведены на 80 процентов. Большой прессосварочный корпус N° 2 с заготови­ тельным отделением, из которого готовые узлы и агрегаты по кон- вёйеру пойдут в огромный тракторосборочный корпус (110 тысяч квадратных метров), неплохо выглядит и механосборочный корпус. № 1, складские помещения, в которых хранится поступающее обо­ рудование. Масштабы строительства производят впечатление. Но, увидев все объекты не то что "замороженными", а просто брошен­ ными, задаешься вопросом; не преступление ли это? В преддверии зимы нужно срочно провести консервацию; подвести тепло, чтобы ' не разрушалось уже построенное. Но даже на это сегодня нужны большие деньги, а их у.тракторостроителей.нет.. -................... А что же государственные мужи, неужели-подобный, абсурд их устраивает? Пока было выделено немногим больше четыре;! милли­ ардов, а выплачено почти вдвое гйеньше. Строители работали в этом году в долг, но потом ушли, поставив условие: отдавайте 2,5 мил­ лиарда. Хотя недавно Министерство экономики и утвердило сумму финансирования на этот год (в третьем-то квартале!), Минфин по- прежнему не спешит раскошеливаться. Зато в правительстве время от времени возникают "свежие" идеи; то перепрофилировать Вол­ гоградский завод, то построить новый в Омске или Мытищах, хотя даже образцов этих тракторов никто не видел. Год ушел на доказательство нашей правоты, — говорит тех­ нический директор П.Н.Рублев. — Каждую неделю ездим в Москву, требуем выделенных нам финансов. Не все потеряно. Если сейчас получим деньги, то уже в 95-м году выйдем на серийный выпуск. Наверное, оптимизм Павла Николаевича на чем-то основан. Мо­ жет быть, действительно, здравый смысл скоро восторжествует, и ■Россия через пару лет наконец-то получит долгожданный универ­ сальный трактор? Не ждать же еще до конца века!.. Во всяком случае на ЛТЗ делают все возможное, чтобы это про­ изошло. Здесь заботятся о завтрашнем дне. Конструкторы уже раз­ работали целую серию тракторов с двигателем от 40 до 80 лоша­ диных сил, которые сделаны на новом техническом уровне и должны прийти на смену Т-40 и ЛТЗ-55. ОТРШ Е ФАЕТЫ ЛУЧШЕ ЗАВТРА, НО БЕСПЛАТНО Не ска зать , конечно, что дома на тракторном растут, как грибы . Такое в наше время просто немыслимо. 14 все же есть чем похвалиться. Понем­ ногу подрастают один дом з а другим, недавно заселили 64- квартирный, а на очереди м а- лосемейка и два больших д о ­ ма. Всего к концу года улучшат жилищные'^сдовия около 500 человек. Правда, это не решит всех проблем. И в се же лучше подождать и получить квартиру завтра, но бесплатную, чем с е ­ годня, но з а десяток миллио- — Строить приходится не только жилье, — говорит з ам е ­ ститель генерального директо­ ра по быту и социальному ра з ­ витию А.М.Авдеев. — К учеб­ ному году отрем он тировали школы, детсады (их, кстати, у нас 15, даже больше, чем тре ­ буется). Подновили столовые, а в инструментальном произ­ водстве пустили новую, с со ­ временным интерьером и обо ­ рудованием. К зиме подгото­ вили дороги, электрические и тепловые сети. Может быть, все это при­ вычные д е л а , и на великие свершения они не тянут. Но если учесть, как сложно и до ­ рого сегодня выполнить даже элементарную замену кровли на одной из школ, не говоря уж о строительстве дома , то станет ясно, сколько сил тре ­ бует эта незаметная работа. КРУТИ ПЕДАЛИ, ПОКА ДАЛИ Деньги .деньги... Все слож­ нее найти их на содержание спортивных секций, кружков для подрастающего поколения. же эти "непроизводственные" за-таты - дело святое. Пока ребята могут сходить на ста­ дион, посетить бассейн, поез­ дить на спортивных велосипе­ дах. И родителям не надо з а ­ думываться, во сколько обой­ дется увлечение сына или до- Сейчас идет подготовка к Дню машиностроителя . З н а ­ чит, будет праздник с играми, эстафетами , соревнованиями. А помогает спонсировать юных спо р т см е н о в к омм е р ч ес к ая фирма "Юлия", которая откры­ та на стадионе "Пламя". ДОВЕЗИ, ПРОФСОЮЗ, НА АВТОБУСЕ, ЗА КАРТОШКОЮ НАС ДОВЕЗИ Идея решения продоволь­ ственной проблемы отдельно взятой семьи на собственном,^ ' участке овладела умами г о р о - ^ жан. И тракторостроители не остались в стороне. В их рас ­ поряжении четыре садоводче­ ских товарищества, объединя­ ющих пять тысяч членов. Завод им всячески помогает, а фир­ ма "Юлия" об есп ечи в ае т по заявкам семенами. Но ,и этого оказалось мало подвижникам садоводничества и огородничества. В этом году выделено ещ е 300 гектаров для посадки картофеля для 7 тысяч' работников. Профсоюзу нелегко было обеспечить т а ­ кую армию транспортом. Го­ родские власти отказались вы­ делить автобусы. Поэтому з а ­ вод взял все хлопоты на себя. Людей отвозили на поля не ра з: для посадки, прополки, обработки против жука и, на­ конец, помогут в сборе уро­ жая. Кроме того, участки были вспаханы заводскими тракто­ рами. Так что почти всем трак­ торостроителям зимой будет что с сольцой намять. Выпуск подготовлен нашими спецкорами И . Сизо­ вым, С. Киселевым (фото).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz