Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
спецвыпуск л т - г "левый берег” 21 сентября 1993 г. БЕЗ ТРАКТОРОВ ПАХАЛИ ТОЛЬКО В ПРОШЛОМ ВЕКЕ Какое крупное предприятие мо- ’ жет похвастаться сегодня больши ми викториями в бушующем море коренных преобразований? О таких что-то не слышно. Зато сколько идут ко дну... На этом невеселом экономическом фоне небольшие подвижки тракторостроителей за служивают особого уважения. В первом полугодии было собрано и отгружено покупателям 17570 ко лесников при годовом задании в 35 тысяч (более ста процентов к шес ти прошлогодним месяцам). Это позволило получить 4(5 миллиарда рублей прибыли. Особых условий АО ЛТЗ никто не создавал. Те же болезни, коими болеет наша эко-, номика. Так, оборотных средств в начале года было почти вдвое меньше, чем нужно для воспроиз водства. Со всей силой обруши лась на предприятие и волна не платежей — задолженность покупа телей достигла 21 миллиарда. Осо бенно трудно вернуть миллионы рублей из ближнего зарубежья: Ук раины, Казахстана, Узбекистана. На ритмичность работы влияют и сбои поставок шин, двигателей, акю^му- ляторов с разных заводов СНГ. Что же делать в такой ситуа ции? Можно не отгружать тракторы без предоплаты на село. Но там сейчас уборочная страда, срочно требуется техника, а день™ за уро жай еще не получены. Кто выиграет от такой жесткой позиции? Недаль новидно рвать связи и с бывшими республиками Союза. С другой сто роны, брать кредит для своевре менной оплаты материалов и ком плектующих разорительно — при дется платить миллиадды за поль зование ссудой. На ЛТЗ пытаются найти новые, порой нетрадицион ные подходы к решению проблем. Так, с Казахстаном был произведен расчет на миллиард рублей через поставки коксующегося угля Ново- липецкому комбинату, который снабжает тракторостроителей ме таллом. Туркмения расплатилась нефтепродуктами, и был подписан новый договор на поставку трех ты сяч тракторов. Только одна поездка группы специалистов по России по зволила сократить задолженность на два миллиарда и. "прощупать" рынок в разных регионах. Конечно, не все решается за во ротами предприятия. Заводчане пока не могут выйти на запланиро ванный объем выпуска каркасных кабин для трактора ЛТЗ-55, кото- ,рый пользуется большим спросом, и к тому же дороже на 1,3 милли она рублей. Технические проблемы уже решены. Дело за квалифици рованными сварщиками, которых сейчас не хватает. Каким будет завод завтра, как приспособиться к требованиям рынка? Это во многом зависит от проводимой здесь приватизации. В прошлом году по решению трудо вого коллектива государственное .предприятие было реорганизовано в акционерное общество открытого типа. Завершающим этапом явля ется первое собрание акционеров, которое состоится в этом месяце. В трудовых коллективах идет под готовка к нему. Кто войдет в ди рекцию, кто возглавит предприя тие? Это зависит от каждого. Трак торостроители должны почувство вать себя хозяевами и сделать пра вильный выбор. Одно можно сказать-определен но: трактора были нужны в период развитого социализма, требуются они и при недоразвитом капитализ ме. А значит, у ЛТЗ дел хватит на долгую и, надеемся, счастливую НЕ ВАДО ' ш : ь НА НАВКАЗ! Железным здоровьем се годня может похвастаться далеко не каждый. Да и тем не помешает профилактика. А за ней прямая дорога в са- наторий-профилакторий "Лесной". К счастью, не надо ехать на Кавказ, всего-то две остановки на троллейбусе от проходной завода. Здесь вас ждут внимание врачей, тёпло 1 уют, хорошо сервирован- 1 ЫЙ стол, удобные двухмест ные номера и, наконец, 15 видов лечения. Желающих посетить сей уголок хватает. Путевка на месяц стоит всего две тыся чи рублей (хотя заводу она обходится в 30 тысяч). Что же вам предложат за столь символическую плату? Ну, конечно же, начните с... ба ра. Извините, забыл приба- ■ |ть слово "фито". Нет, это ^ итальянский ликер, речь ..дет о лечении ^авами. За- ве/»ющая фитобаром А. М. Соболева предложит вам коктейли и напитки со звуч ными названиями "Успокаи вающий”, "Суставный", "Ов сяный отвар", "Витаминный". Поверьте, все это не только полезно, но и вкусно (мы с фотокором успокоились и на- витаминилйсь с помощью па ры стаканчиков). Если вам не по душе эти напитки, то в одном из каби нетов можете принять кисло родный коктейль. Если же вы привыкли принимать что-то погорячей, тоже не беда. Здесь работают два народ ных целителя, которые зако дируют вас от подобных же- Ну, а как же снять стресс, нервное напряжение от еже дневных забот? Зайдите в кабинет психоразгрузки. Обаятельная Светлана Крю ченкова научит вас владеть собой с помощью самовну шения и саморегуляции. У многих под гипнотическую музыку не только поднимает ся настроение, но и проходят головные, сердечные боли. Для тех, у кого'слабые легкие, полезно посетить со ляную пещеру. А может, по может от ващих недугов ла зерная терапия? Если--------- вперед, в камеру “ ■ Каждый месяц в профи лактории поправляют здо ровье 200 человек. А работа- -т здесь настоящие подвиж- лки. Главный врач В. Д. Ми хайлова живет в Грязях к каждый день ездит на свою любимую работу, которая так помогает людям. — Я еще первый трактор ипускала, — рассказывает . И. Телеганова. — И кап приятно, ч-Го о нас, ветера- ----- не забывают: дают льготные путевки на лечение. Приходилось бывать в луч ших санаториях —здесь уро- !нь обслуживания не хуже. Не хуже он и на базе от- , где отдохнуло летом 6 человек. У бывшего пио нерского, а ныне оздорови тельного лагеря "Звездный" ----- 1 году юбилей — чет верть века. Но поработал он т славу, приняв во время жикул 1300 ребятишек. В сентябре здесь организова ны заезды "Мать и дитя";. Стоимость путевок меньше двух тысяч рублей. Летняя "^аипания" обошлась заводу > миллионов, половину затрат взял на себя профсо- - Конечно, к нам люди идут и с более серьезными проблемами, — говорит профлидер В. Н. Моисеев. — По 300 человек в день при нимаем. Кому-то нужно сде лать сложную операцию, а цены в столичных клиниках по карману. Так, 15 чело- !к прооперировали в клини- Федорова за наш счет. Лечебные путевки в извест ные санатории стоят не одйу сотню тысяч. Но работники завода платят лишь десятук часть. Берем на себя часть е асходов на лекарства и зу- опротезирование. К этому следует доба вить, что работникам заводь выдали страховые медицин ские полисы. О работе мед санчасти ЛТЗ наша газета уже рассказывала. Сейчас, кстати, строится хирургиче ский комплекс на 150 коек. Так что, если хочешь быть здоров, будь им. Для этого у тракторостроителей ----- — возможности. КОМФОРТАБЕЛЬНЕЕ "ЖНГ7ЛЕН" Нашим крестьянам о таких тракторах приходится только мечтать. Это экспортный вари ант ЛТЗ-55. Уже издали заме чаешь, насколько он отличает ся от серийного образца. А вблизи контраст становится еще более разительным. Про демонстрировать этого красав ца нам взялся заместитель ди ректора внешнеторговой фир мы ЛТЗ Ю.Б.Маликов. — Самая лучшая наша мо дель, — говорит Юрий Бори сович. —Была создана в Фин ляндии на базе пятвдесят пя того совместно с их фирмами. Кстати, скандинавский рынок выдвигает самые жесткие тре бования. Машина получилась на славу. Аналога интерьера в бывшем Союзе нет. Чего стоит только автономная автомати ческая система отопления! Ус танавливаешь нужную темпе- ' ратуру на приборе, и она будет постоянно поддерживаться в кабине, независимо от погоды Не будем перечислять всех технических новинок и удобств этого трактора, чтобы не рас страивать наших сельчан. Ска жу одно: сравнивать его можно только с последними моделями "Жигулей". Да и Те, пожалуй, проиграют. Велюровая обивка салона, безрамочные, отекла, регулируемое по весу сиденье, трехскоростной вентилятор, уровень шума всего 80 деци бел... Да что говорить, если на этих моделях с удовольствием работают взыскательные фер меры стран, где производится своя классная техника. О конкурентоспособности липецких тракторов на миро вом рынке говорят география поставок и количество заклю ченных договоров. — ЛТЗ поставляет продук цию на экспорт с 1964 года, а с 1986 года в структуре завода создана наша фирма, которая осуществляет прямые посг'ав- ки, — говорит директор В.В.Антонов. — Наши траюо- ра знают на всех шгги конти нентах. Каждый десятый трак тор "уезжает" .за рубеж, и эга цифра постоянно растет. Со- ■Здана широкая сеть коммерче ских агентов, сервисного об служивания и ремонта нашей техники в десятках стран. Ра ботаем мы на долгосрочной основе, определенной контрак тами. В этом гЬду только в США отправим более тысячи тракторов с нашей маркой. Большие партии идут в Скан динавские страны, Канаду, Францию, Аргентину. Готовит ся подписание крупного контракта с Германией, где после разгосударствления вос точных земель наметился боль шой рынок для нас. Следует отметить, что .мы работаем но заказу каждой страгпя, вьшол няя требования заказчика- - ■ ГСонечн6,~ Алдержать тен- ' курёнцию с западными фирма ми не просто. Есть туг свои проблемы. Пока наши тракто ра уступают в дизайне и фи нишной отделке. Но средшгй фермер охотно бере: недоро гой и надежный универсаль ный ЛТЗ-55. К тому,же мы ра ботаем над доведением тракто ра до мирового уровня. Надо сказать, что продавать более совершенные модели выгод нее. Другая трудность в том, что приходится искать партне ров, готовых платить быстро. Валюта нужна на оборудова ние, комплектующие. А во всем мире привыкли брать тех нику в рассрочку. И все же за- ' планированные поставкй ус1‘" ПЕПшо выполняются. И завод- ’^ане готовы их увеличить., , Что касается наших сель чан, то, без сомнения, и их бы могли обеспеч! замечательными моделями. Вопрос только в оплате, ведь на Западе цена такого трактора достигает 10 тысяч долларов. Может быть, когда правитель ство у российского крестьяни на будет покупать зерно за ва люту, как, скажем, у канадско- приобрести подобный "Щ РЫ " РЕШАЮТ: ОСТАВИТЬ ВСЕХ! Кто себя сегодня чув ствует спокойно на своем рабочем месте? Перспек тива однажды оказаться з а воро там и родно го предприятия и стать кли ентом биржи труда - не гр е е т д уш у . 'Тракторо строители на этот счет могут не волноваться. — Руководство завода старается сохранить тру довой коллектив, — гово рит на чальни к о тд ел а кадров Г. Н. Егоров. — Пока это удается, у нас по -п р еж н ем у 20 тысяч работающих. А в ближай шей перспективе, когда будет гущено произвед- ство /1713-155, потребу ются еще тысячи рабочих и специалистов, так что речь идет не о сокраще нии, а о расширении. Да и сейчас прием на работу тракторный не ог раничивает. Охотно берут здесь станочников, сле са р ей , га зосварщ иков , водителей .По зарпла те из крупных предприятий ЛТЗ о тс тае т только от Новолипецкого комбина та. Есть, конечно, и труд ности, из-за которых не которые покидают завод. Это окраинное его распо ложение , транспортные проблемы, трехсменный режим работы. Но теку честь кадров здесь на много ниже, чем на дру гих завод а х . Учитывая потребность в скором бу дущем в хороших специ алистах, на тракторном тельный колледж и поли т е хн и ч е с ки й ин с ти т у т . Части студентов оплачи вается стипендия. А глав ное — в с ех их после окончания обеспечивают .работой. ш о г ЗАВОДБЕЗ ФРЕМЫ? Судьба человега определя ется его характером. А от чего зависит судьба хозяйства? Во многом от характера его руко водителя. Если ---------■■ везет, то результатов не жди Подсобное хозяйство ЛТЗ дол гие годы лихорадило, вод регулярно ему помогал много, а ^ да Л. В. Бельских возглавил хозяйство, он'опытным глазом : сразу определил , что » здесь надо коренным образом перестраивать, менять и техно- лошю, и психологию людей. Поэтому быстрых результатов не обешал, работал на перс пективу. И вот эта перспекти ва становится реальностью. В этом' году "стартовал" свиноводческий комплекс. Нет, он был и раньше. Но фактически пережил второе рождение. ЕШе несколько лет назад был здесь "свинарник" в етдшем смысле этого слова. Грязь, затхлый воздух, насы щенный аммиаком, несбалан сированное кормление —‘ все это вызывало большой падеж. Достаточно сказать, что за год получали всего 800 поросят, а недостающих 2,5 тысячи заку пали на стороне. Одно это при нынешних ценах могло разо- — Первое, с чего начали, —говорит Леонид Васильевич, — установили мопщую систе му вентиляции, которая позво- микро- месяц система сломалась, стро -починили. Но ведь рань ше годами работали в удушли вой атмосфере. Завезли также моечные машины, дезинфек танты, обучили людей. Конечно, не сразу все по шло, как по маслу. Дощатые полы — разносчик микробов, а на бетонных поросета мерз нут. Бельских пошел на реши тельный шаг. Провели целую реконструкцию всех' пяти по мещений. Под бетонными по лами прололсипи трубы отоп ления: теперь чисто и тепло. На снимках: лидеры нынеитей уборочной Михаил Пашков а Сергей Васильев поставили свои мощные комбайны "Дон" на хранение и сели за баранки автомобилей; жить на этой улице в комфортабельных до мах с отоплением и водопроводом од но удовольствие. Эта работа потребовала с завода постоянно: Бельских, давай продукцию! Вторая маленькая револю ция была связана с кормлени ем поросят. Кормоцех стал го товить рационы с учетом воз растных групп. А главное — удалось закупить экструдерную установку. Работает она по принципу большой мясорубки, при высоком давлении и тем пературе (убивающей микро бов) перемальшается зерно нежную, пахнущую свежевн печенным хлебом муку. Ею-То и стали кормить новорожден ных поросят. В результате они перестали болеть. Что это Да ло? Комплекс стал получать достатке свое поголовье, необ ходимость закупать молодняк на стороне отпала. На этом Бельских не успо коился. Был заключен контр акт со Всероссийским шгети- тутом племенного животно водства. "Ученые посоветовали держать поросят отдеш^но от свиноматок. А это огопъ ре конструкция, переделю! Стац ков, строительство "столовых" и бетонированных площадок для выгула свиней. И при этом нельзя бьшо опять же игнори ровать требование заводчан: больше мяса! Но только сейчас можно вздохнуть спокойно: технология отлажена. В обла сти вряд ли найдется второе хозяйство, где ока настолько соответствует требованиям на уки. Сейчас привесы подня лись до 4()0 граммов, в год хо зяйствб получает 3,5 тысячи поросят и 330 тонн мяса. Да еще говядины 60 тонн. Боль Шую роль сьпргшо строитель ство 5 ЮОЙНОГОпункта, который позволил отказаться от услуг мясокомбината. Тол 1 .ко благо водство практически стало безотходным. Но это только начало работы по новому. Сейчас идет строительство мя соперерабатывающего пред приятия. Завезено австрийское оборудование. Так что скоро заводчане смогут получать ис юлько мясо, но и колбасы, копчености высокого качества. Ну, а самим животноводам трудиться на комплексе — од- Я работала в других хо зяйствах, — говорит свинарка Татьяна Федосеева. — Но та кие хорошие условия, по-мое му, редко где найдешь. Теперь Поднимать приходится и полеводство. Здесь на редкость скудные земли. К тому же не сколько лет не было паровых полей, заводчане сажали на них картошку. Наконец им выделили у‘шстки за счет со седнего хозяйства. И теперь можно наладить севооборот. Нестандартно решается и проблема хшодородия земель. Город согласился своим транс портом во.зить в хозяйство ор ганику с очиспгых сооруже ний. Уже в этом году урожай ность поднялась на три цент- - Уборку провели в ре кордные сроки -- за восемь дней, — говорит победитель ньшешнёй страды, шофер ди- 1 )ек'гора Михаил Пашков. ^ Выручили наши пять "ДОНов". У механизаторов сложился крепкий коллектив, ^''спели и соседним хозяйствам помочь. Было время, когда ставку делали на гербициды. Тепфь они очень дорогие. Но можно многого добиться и за счет ка чественной обработки земли. Зябь здесь ,заканчивают пахать уже к середине сентября. Так что и на скудных землях мож но неплохо работать. Сейтис животноводство полностью обеспечивается собственными кормами, а силос даже прихо дится продавать на сторону. Работать в хозяйстве жела ли бы многие. Но здесь при нимают только по 'конкурсу. '/Вот вам и непрестижный труд. Средний возраст работающих -- 28 лет. Достаточно посмот реть на улицу с аккуратными домами, централизованным отоплением, бетонной доро гой. Строительство в хозяйстве не прекращается. Недавно пу стили свою нефтебазу, и те перь не надо ездить за горю- там на завод. Скоро сдается административно-бытовой корпус, где будут стоповая, ду шевые, телефонная станция на 400 номеров. Выручила и но вая котельная. Дело в том, что рядом находится подсобное хозяйство д е к , где была об щая котельная. Но у соседей давно баталии местного значе ния г-гривегшк полному разва лу. Так что тракторостроители решили построить свою. Кстати, вот весьма красно речивый пример. Одни погряз ли в спорах, а другие спокойно работали, строияи, птаи впе ред. Тут заслуга не только Бельского, его помогщгиков и рабочих. Не бросили свое под собное на произвол судьбы, поверили в его будущее завод чане, генеральный директор Е. Г. Чернышевич. И теперь можно ждать весомой отдачи, столы тракторостроителей по- полшггся продуктами с собст- вепных нолей и ферм. №184 (498) неу :!: еле гкдАть до 2000-Г0 ГОДА? в Липецке строитср второй тракторный. Хотя расположен он на территории ЛТЗ и не будет самостоятельным предприятием, но по размерам прризводственных площадей (360 тысяч квадратных мет- ■ров) и выпуску продукции (30 тысяч колесников в год) вполне сопо ставим. Причем выпускаться здесь будут уже прославившиеся уни версально-пропашные ЛТЗ-15Е Они сегодня очень нужны селу. В России при огромных площадях пропашных культур практически не осталось заводов по производству колесников. Владимирский трак торный, выпускающий 25-сильные машины, не в счет. Мы часто удив ляемся, как западный фермер берет такие высокие урожаи, как бы стро справляется со всеми полевыми работами. Не две же пары у него рук. Секрет прост: в развитых странах на сто гектаров прихо дится от 12 до 18 тракторов, а у нас всего один. С нетерпением ждут ЛТЗ-155 и на'.Украине, где еще большие, чем у нас, площади сахарной свеклы. К тому же новая машина бла годаря универсальности и проходимости способна" заменить целый набор техники. А это для тех же фермеров при нынешних ценах — идеальный выход, спасение. Один из крупных воронежских совхозов взял четыре ЛТЗ-155,> столько же ЛТЗ-55 и выполняет на них все полевё!о работы. Механизаторы говорят, что универсально-пропаш ной при плохой погоде идет лучше гусеничного, • Недавно выпущен 132 трактор. Есть разные модификации, с раз ной мощностью двигателя, с управляемым и неуправляемым задним мостом. Словом, крестьянин, выбирай на вкус! Но выбирать-то пока нечего, и когда наступит этот долгожданный момент — неизвестно. Мы объехали все строительные объекты — пусто, ни одного рабочего. А ведь многие здания уже возведены на 80 процентов. Большой прессосварочный корпус N° 2 с заготови тельным отделением, из которого готовые узлы и агрегаты по кон- вёйеру пойдут в огромный тракторосборочный корпус (110 тысяч квадратных метров), неплохо выглядит и механосборочный корпус. № 1, складские помещения, в которых хранится поступающее обо рудование. Масштабы строительства производят впечатление. Но, увидев все объекты не то что "замороженными", а просто брошен ными, задаешься вопросом; не преступление ли это? В преддверии зимы нужно срочно провести консервацию; подвести тепло, чтобы ' не разрушалось уже построенное. Но даже на это сегодня нужны большие деньги, а их у.тракторостроителей.нет.. -................... А что же государственные мужи, неужели-подобный, абсурд их устраивает? Пока было выделено немногим больше четыре;! милли ардов, а выплачено почти вдвое гйеньше. Строители работали в этом году в долг, но потом ушли, поставив условие: отдавайте 2,5 мил лиарда. Хотя недавно Министерство экономики и утвердило сумму финансирования на этот год (в третьем-то квартале!), Минфин по- прежнему не спешит раскошеливаться. Зато в правительстве время от времени возникают "свежие" идеи; то перепрофилировать Вол гоградский завод, то построить новый в Омске или Мытищах, хотя даже образцов этих тракторов никто не видел. Год ушел на доказательство нашей правоты, — говорит тех нический директор П.Н.Рублев. — Каждую неделю ездим в Москву, требуем выделенных нам финансов. Не все потеряно. Если сейчас получим деньги, то уже в 95-м году выйдем на серийный выпуск. Наверное, оптимизм Павла Николаевича на чем-то основан. Мо жет быть, действительно, здравый смысл скоро восторжествует, и ■Россия через пару лет наконец-то получит долгожданный универ сальный трактор? Не ждать же еще до конца века!.. Во всяком случае на ЛТЗ делают все возможное, чтобы это про изошло. Здесь заботятся о завтрашнем дне. Конструкторы уже раз работали целую серию тракторов с двигателем от 40 до 80 лоша диных сил, которые сделаны на новом техническом уровне и должны прийти на смену Т-40 и ЛТЗ-55. ОТРШ Е ФАЕТЫ ЛУЧШЕ ЗАВТРА, НО БЕСПЛАТНО Не ска зать , конечно, что дома на тракторном растут, как грибы . Такое в наше время просто немыслимо. 14 все же есть чем похвалиться. Понем ногу подрастают один дом з а другим, недавно заселили 64- квартирный, а на очереди м а- лосемейка и два больших д о ма. Всего к концу года улучшат жилищные'^сдовия около 500 человек. Правда, это не решит всех проблем. И в се же лучше подождать и получить квартиру завтра, но бесплатную, чем с е годня, но з а десяток миллио- — Строить приходится не только жилье, — говорит з ам е ститель генерального директо ра по быту и социальному ра з витию А.М.Авдеев. — К учеб ному году отрем он тировали школы, детсады (их, кстати, у нас 15, даже больше, чем тре буется). Подновили столовые, а в инструментальном произ водстве пустили новую, с со временным интерьером и обо рудованием. К зиме подгото вили дороги, электрические и тепловые сети. Может быть, все это при вычные д е л а , и на великие свершения они не тянут. Но если учесть, как сложно и до рого сегодня выполнить даже элементарную замену кровли на одной из школ, не говоря уж о строительстве дома , то станет ясно, сколько сил тре бует эта незаметная работа. КРУТИ ПЕДАЛИ, ПОКА ДАЛИ Деньги .деньги... Все слож нее найти их на содержание спортивных секций, кружков для подрастающего поколения. же эти "непроизводственные" за-таты - дело святое. Пока ребята могут сходить на ста дион, посетить бассейн, поез дить на спортивных велосипе дах. И родителям не надо з а думываться, во сколько обой дется увлечение сына или до- Сейчас идет подготовка к Дню машиностроителя . З н а чит, будет праздник с играми, эстафетами , соревнованиями. А помогает спонсировать юных спо р т см е н о в к омм е р ч ес к ая фирма "Юлия", которая откры та на стадионе "Пламя". ДОВЕЗИ, ПРОФСОЮЗ, НА АВТОБУСЕ, ЗА КАРТОШКОЮ НАС ДОВЕЗИ Идея решения продоволь ственной проблемы отдельно взятой семьи на собственном,^ ' участке овладела умами г о р о - ^ жан. И тракторостроители не остались в стороне. В их рас поряжении четыре садоводче ских товарищества, объединя ющих пять тысяч членов. Завод им всячески помогает, а фир ма "Юлия" об есп ечи в ае т по заявкам семенами. Но ,и этого оказалось мало подвижникам садоводничества и огородничества. В этом году выделено ещ е 300 гектаров для посадки картофеля для 7 тысяч' работников. Профсоюзу нелегко было обеспечить т а кую армию транспортом. Го родские власти отказались вы делить автобусы. Поэтому з а вод взял все хлопоты на себя. Людей отвозили на поля не ра з: для посадки, прополки, обработки против жука и, на конец, помогут в сборе уро жая. Кроме того, участки были вспаханы заводскими тракто рами. Так что почти всем трак торостроителям зимой будет что с сольцой намять. Выпуск подготовлен нашими спецкорами И . Сизо вым, С. Киселевым (фото).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz