Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

семейный 21 августа 1993 г. 4 Т - г клуб №165 (479) Предисловие к выпуску Дорогие читатели! Надеемся, что ны­ нешний, одиннадцатый, выпуск нашего "Очага" не разочарует вас. В нем в о с ­ новном поднимаются темы, о которых мы ранее н е говорили. Педагог под е­ лится своими впечатлениями о том, что он увиде л — в плане воспитания детей — в Дании. Вас ждет репортаж о пр ед - . школьных хлопотах — ведь 1 сентября не за горами. О наболевшем размыш­ ляют наши читатели, обеспокоенны е вс ем тем, что нас окружает в сегодняш- 4 *ей жизни... Словом — читайте! И ес ли вам захо­ чется чем-то поделиться с нами и в с е ­ ми, кто считает с е б я членом нашего с е ­ мейного клуба — пишите. Конечно, с е ­ годня это не так просто — даже конвер­ ты д о р о г и . Но н е забывайт е с л о в а французского писателя Экзюпери: са ­ мая большая роскошь в нашей жизни это — общ ение... Всего вам доброго! Владимир Николаевич Пашигорев — преподава­ тель Елецкого пединсти­ тута . Кандидат филоло­ гических на^к , доцент^ зав ед ую щ ий кафедрой советской и зарубежной л и т е р а т у ры . . . Челов ек занятой, педагогическая и научная деятельность свободного времени осо­ бенно иметь не позволя­ ет. И тем не менее он на­ ходит заветные минуты — для поэзии. Сегодня мы пр е дл а га ем чи тател ям подборку его стихов. ОСЕНИЕ МОТИВЫ ДЕТСТВО Ты, наверное, помнишь, мой друг, как когда-то Мы впервые ступили на школьный порог? Как учитель сказал; "С добрым утром. Улыбнулся и начал свой первый урок? Ты, наверное, помнишь багряную осень И в картинках цветных незабвенный букварь? И за окнами класса прозрачную просинь, И за ней журавлей, уплывающих вдаль? . . . Сколько зим, сколько лет с той поры отшумело? Но я снова в знакомом пришкольном саду. Желтый лист опускается наземь несмело, И мне кажется, будто я в детство иду... Устало облака Плывут в немую даль. Осенняя тоска. Осенняя печаль. Уныл, задумчив клен. Весь в пламени закат. Осенних листьев стон. Осенний листопад. Все думаешь, все ждешь В тревоге до утра. Осенний хлесткий Осенняя пора. А завтра день иной, И вновь воспрянешь ты. Осеннею листвой — Осенние мечты. Надеждою измерь Невзгоды октября. Осенняя метель, Осенняя заря .,. Когда уйдешь из мира ты. Уйдут с тобой твои Раздумья о судьбе твоей. Воспоминанья прошлых дней. Уйдут с тобою навсегда И радость, и твоя беда. Сотрется в памяти людской Навеки даже образ твой... Но помни: не уйдет в Аид Любовь, что Жизнь плодотворит. Следы искусства Нет, не исчезнут в никуда. Добра и дружбы семена Родят благие имена. Жить будут книга, сад, цветы — Все, что оставишь миру ты... В. ПАШИГОРЕВ. Леонид РОГОЖНИКОВ ФРОНТОВИК Он вернулся летом в сорок пятом. Пахло хлебом от родной земли. Глаз печаль он з а улыбку прятал, Вместо ног гремели костыли... Вышла мама, горе пересилив, И невольно крикнула; "Сынок!" ' Говорила что-то, суетилась: "Ох, устал ты, милый. Появилась в доме и гармошка. Звонкая, как курский соловей. Собирались девушки к окошку И просили: "Поигаай, Сергей!" Присмотрел из них ребе невесту, А затем назвал ее женой... Одолел, нашел он в жизни место. Человек, израненный войной. Вечерами часто вспоминает Бой последний и свинца пургу... Никогда солдат не забывает Огненную Курскую дугу. НЕ у т в е рж д а й т е з л о .. ! газетах материалы о том, как по -ни ­ щ енски убого, некрасиво мы нынче живем. Да и сами это ви­ дим. И спад экономики на себе ощущаем. И сердце кровью обливается от того, что льется кровь людская в "горячих точках" нашего бьшшего большого Союза. Мы горько сожалеем об ошибках не только прошлого, но и настоящего, которое в погоне за, якобы , быстрым переходом к рыночной экономике разрушает старое, не подготовив ни ма­ териально-технической, ни психологической базы частного хо­ зяйствования. Разрушена вместе с политической система госу­ дарственного организма... И все-таки самое страшное я вижу в другом, а именно — в нравственном оскудении общества. Бесстрастная статистика не дает нам усомниться в том, что быстрыми темпами растет преступность. Такое впечатление складывается, что вокруг все воруют. Воруют на промышленных предприятиях, в учебных за­ ведениях, участились квартирные кражи... Рассуждая о росте преступности, особенно среди молодежи, мы склонны все объяснять главным образом социально-эконо­ мическими трудностями. Но обратите внимание, что крадут? Деньги, драгоценности, магнитофоны, меха... Что-то не слышно, чтобы кто-то украл кусок хлеба, пошел на преступление от го- ^Фге, старому учителю, впервые вошедшему в школьный класс к ученикам в 1930 году, особенно заметно, как постепенно изживается в среде молодежи понятие о совести. Процветает то, что не требует работа^ труда души. Все агрессивнее, как раковая опухоль, становится бессовестность. И самое страшное, она ут­ верждается в отрочестве. Стоит только в нашем городе взглящда н а то , что понаделали юные "отроки" с детскими площадками во дворах, с автобусными павильонами... Раскурочены, приве­ дены в негодность. Если мы действительно хотим видеть общество здоровым, мы должны сделать все, чтобы в детях наших начала работать совесть. В нас, во взрослых должен утвердиться стыд. Стыд за пьянство, за работу спустя рукава, за хамство. Мы должны, на ­ конец , устыдиться, что в первую о ч е ^ д ь сегодня плохо выпол­ няем свой самый важный гражданский долг ^ воспитание детей. Есть сейчас такая модная тенденция: ни на что особенно душевно "не тратиться". Занимаются накопительством за счет "предпринимательства", чаще всего спекулятивного характера. Увеличивается тип людей, рвущихся поперек других скорее схва- Конечно, все мы сегодня справедливо сетуем на то, что наша молодежь груба. Н о откуда зга грубость проклятая берется? Что слышит повседневно школьник в переполненном автобусе, об этом можно и не рассказывать. Да и в школе не редкость, когда раздраженный зшигель обзывает ученика болваном, дебилом, козлом, подталкивая его к потере самоуважения, а значит, и уважения к людям вообще. Что-то случилось с нашим народом: уровень образованности довольно высок, а бескультурье, хамство не убывают. И оно не только в беспросветном и - - )шы! — привычном мате. Оно и в невыполненных просьбах, нереализованных обещаниях на всех уровнях власти. Оно в основе многих социальных потрясений. Я думаю, что хамство в поведении есть отражение того же явления в психологии человека. Обладатели этой психологий вместо истинных ценностей имеют суррогаты. Они применяют все свои способности, умения и знания на то, чтобы "достать" эти суррогаты. В наши дни они чаще всего выглядят нарядно. следнее время за все беспорядки, негативные явления жизни ругать правительство или , что ближе, администрацию города. Было бы; наивно полагать, что администрация, милиция могут оздоровить наши нравы. Надо начинать с себя! Найти в себе истоки эгоизма и бескультурья, и силы преодолеть их. Вот тогда проснутся стыд и совесть в наших детях. 'А мы? Ведь каждый из нас , при Ком оскорбляют слух бранью, при ком компания молодцев третирует проходящую ми­ мо девушку или школьник демонстрирует свою грамотность на заборе непечатным словом, не вмешивается — и этим утверж­ дает зло. Мы все мечтаем, чтобы жизнь была светлее, но она будет светлее только тогда, когда победит в нас самих нравственное началр. ... Все чаще думаю о том, к ак нужны в школах уроки этики — с первого класса, начальной школы , пока дети податливы и восприимчивы, как в о ск Увы! Таких уроков программа народ- предусматривает. И об этом тоже болит Г. НИКОЛЬСКАЯ, заслуженный учитель школы России, ветеран Великой Отечественной войны. НАШИ В ДАНИИ... Как уже сообщала ”ЛГ", большая группа ребят из Липецкой об­ ласти, из районов, "задетых" аварией в Чернобьше (а всего 915 детей из России), в дни летних каникул побывала в Дании. Эту поездку совместно с Российским детским фондом помогла осуществить бла­ готворительная организация "Датская народная помощь". Мы попросили поделиться впечатлениями об этом необычном пу­ тешествии руководителя липецкой группы, председателя областного отделения Российского детского фонда В. И . Жданову. Впечатления оказались неоднозначными. Это скорее размьппления педагога, за­ метки по поводу... Первое, что хотелось бы — стулья, разожгли костер, н а ко- выразить сердечную благодар- тором потом сами, без участия ность всем людям, организовав- взрослых, готовили пищу. Каж­ дый отряд четко занимался сво­ им делом: одни строили пере­ праву на реке, другие следили за кухней и т. д. Прожив неде­ лю , ребята оставили террито­ рию лагеря такой же чистой, какой она была до них: бук­ вально все бумажки , м усор , этикетки и т. д. были упакова­ ны в специальную тару и затем )шичгожены. Невольно вспом­ нились берега наших рек, за­ хламленные ретивыми туриста- Выпуск подготовили журналисты Л. ДУБИ ­ НА, А. АНДРЕЕВ. Ху­ дожник М . КОВАЛЕВ. ребят, И летчикам Чкаловской дивизии , н а самолетах доста­ вивших их туда и обратно, и рабо тн и к ам Рос сий с к о го д е ­ тского фонда, и нашим колле­ гам в Д ан и и , прод ум а вш им буквально все , чтобы дети в другой стране чувствовали себя. Наша группа — а эго были ребята всех в о зр а сто ^ и з Дан- ковского района — дети-сиро­ ты, из многодетных, неполных и иных неблагополучных, как мы говорим, семей — побывала в коммуне (а по нашему — об- ‘ ласти) Брамминг. Жили в зда­ нии местной школы, со всеми удобствами.. Кстати, дети имели возм ожность ближе по зн ако ­ миться с тем, в каких условиях учатся их сверстники. Школа п р е к р а с н а я — с б о л ьш и м и спортивным центром , стадио­ ном, детским городком, компь­ ютерными классами ... Я, к ак педагог , отметила необычное оформление школы. Вся она — от вестибюля до классов укра­ шена рисунками, художествен­ ными работами самих детей, и это придает ей особое тепло и Вообще все дни пребывания в стране мы постоянно неволь­ но сравнив али : "у нас" и "у них", и , надо сказать, нашли многое, чему стоит поучиться. Целую неделю жили в лагере, где отдыхали ребя та-с кау ты . Все, что там увидели, было ор­ ганизовано самими детьми. У нас обычно как принято? Ребя­ та больше делают то, что нра ­ вится взрослым. А взрослые- датчане поступают наоборот, и это дает замечательный резуль- На наших глазах скауты "из природшях материалов" соору­ дили лагерь; разбили палатки, и з б р ев ен сде л али с то лы и П одивились и другому. В один из дней был запланирован поход на 20 километров, а 'в ы ­ далась очень плохая погода. Ду­ маю, наши воспитатели ни за что бы не отпустили ребят в та­ кое ненастье, а датчане хоть бы ; что — поднялись и пошли, и нам показалось, даже рады бы­ л и непогоде, когда можно про­ явить свою физическую закал­ ку. Они говорят; "Д м скаутов нет плохой погоды, есть непод­ ходящая одежда"... Ребят учат во всем рассчитывать на себя. (Кстати , девочки все владеют прием ами сам ообороны , этот предмет есть в школьной про­ грамме). С кауты ум ею т м ногое — выпечь хлеб в полевых услови­ ях, мастерить изделия из кожи, дерева... Все это они нам пока­ зали на празднике "Индийский базар", где свои же поделки, кр ас и вы е ’ и очень полезные . Конечно, были, как водит­ ся, и костер, и песни, и игры. Н аш и ребята тоже старались поярче проявить свои таланты: пели, разыгрьшали аттракцио­ ны, участвовали в спортивных играх. Н о просто не могу с гру­ стью не отметить; наши дети немало и огорчали нас. Они не всегда дисциплинированны, не ­ редко неловки , нетактичны и даже трубы в общении со свер­ стниками (увы! в устах некото­ рых и бранное слово было не редкостью). Многие не знают н и к а к и х п е с ен и не умею т Почему я говорю об этом? Поверьте, не потому, что счи­ таю, что наши дети — хуже... Ни в коем случае! Просто мы, педагоги, столкнулись там , в чужой стране, с тем, что здесь, на родине, уже упустили. Раз­ рушили в последние годы пио­ нерскую работу с детьми, в ко ­ торой было немало хорошего, а что же дали взамен? Да пока ничего... Ребята у нас растут, как колоски в поле, каждый обижаются данковские учителя, но это они не научили пока ре­ бят многому, чему обязаны бы­ ли научить: быть уважительны­ ми к старшим , более внима­ тельными к окружающим. И особенно хотелось бы, чтобы у наших, российских ребят, была собственная гордость за свою родину. Когда в Д ании рождается ребенок, у дома родителей под­ нимаю т н ацион альны й флаг. М а л ен ьки е датчан е о тл о тн о знают свою историю и своих героев, в чем мы убедились, бывая на экскурсиях в городе Эспер, Рибэ и других. У нашей России история великая, и нам есть, чем гордиться. Вот эту гордость давайте и будем вос­ питывать у юных, а не плевать в свое прошлое. И так уже все, что можно, охаяли... А ведь мы были и самой читаюшей стра­ ной , у нас было прекрасное ки ­ ноискусство, не бездари мы и во многом другом. Если не вос­ питаем сегодня у детей чувство гордости за свою родину, соб­ ственную культуру, чего же нам ждать от них завтра? Мне бы хотелось, чтобы учителя, всту­ п ая в новый учебный год, меня услышали и поняли... Надеюсь, что эта поездка оставит свой след в душах на ­ ш их ребят . Они жили среди трудолюбивых , дружелюбных лю дей , уваж ительно о тн о ся ­ щихся к России . Н е распле­ скать радость поездки, развить то доброе, что почерпнули, за­ интересованно отнестись к но­ вому опы ту жи зн и детей — долг нас, взрослых. На снимке: юные липчане чувствовали себя в Дании, как ДВА СЕРДЦА - В ОДНО... Как уже сообщала "ЛГ", главой администрации об­ ласти подписано постанов­ ление за № 362 "О прове­ дении Дня матери" —4 но­ ября сего года. Решение принято в соответствии с планом м ероприя тий по подготовке й проведению М еж дун ародн о го года семьи в Российской Ф еде­ рации. Этим праздником вс е мы о тд аем должное особой значимости женщи­ ны в обществе, возрожда­ ем многовековые традиции русского народа , всегда свято чтящего и поклоняю­ щегося Матери... Наша газета, а тем бо­ лее — "Семейный клуб" — намерены постоянно обра­ щаться к теме подготовки к этому большому событию- в жизни области, расска­ зы в а т ь об инт ер е сны х судьбах женщин-матерей, п роблем ах соврем енн ой семьи, которой сегодня не очень легко живется... А сегодня, дорогие татели, мы хотим познако­ мить вас с эмблемой Меж­ дународного года семьи (им объявлен следующий, 1994 год). Что означает, символизирует она? Вчи­ тайтесь в строки: "Эмбле­ ма —соединение двух сер­ д е ц под одним кровом , олицетворяющее жизнь и любовь в доме, где чело­ век находит тепло, заботу, б е зо п а с н о с т ь , духовную близость, терпимость и по­ нимание. Незавершенность рисунка указывает на " прерывность и вм есте с тем как бы выражает неоп­ ределенность. Незакончен­ ная линия крыши, прове­ денная одним движением кисти, завершает эту абст­ рактную композицию, в — торой воплощен символ понятия семьи". Что ж, есть о чем по­ размышлять, вдумываясь в мудрый смысл эмблемы , олицетворяющей счастье каждой семьи в нашем ми- Л. СЕРГЕЕВА Vож "ОВДМВЕ- ЕЛВЖЕДОВЕРВ"... - сноха... Так она мне Я как раз и был этим чужим, и никогда еще не чувствовал себя настолько лишним. Смущало и то, что никак не вязались эти мимолетные слезинки с тем, что мне рассказывали о Наташе-млад- шей: боевая, свое мнение всегда имеет и не боится его отстаи­ вать. В коллективе на виду — член профкома и ревизионной ко­ миссии хозяйства... А передо мной — миловидная молодая жен­ щина, о гладкими, чистыми руками. Правда, ладонь по-крестьянски крепкая, широкая, чувствуется —пришлось поработать этим рукам, пока накопилась — ------------------- е-какая силенка. а не лишняя, иначе и .._ ферму — задолго дс ,----------„ ----------- ------- - - перерывах между донками — подворье, где и корова, и телок, поросенок, птица разная... Хорошо, что свекровь еще бодрая, да дети, Андрей с Тамарой, подрастают, за посильную работу хва­ таются. Андрюшка... Пожалуй, права все же Л. П. Летуновская (что де­ лать, половина села носит эту фамилию), заведующая отделом кадров АО "Победа" Чаплыгинского района, назвавшая Наташу смелой женщиной. Как раз Андрюшка — тому доказательство. Шестнадцатилетней девчонкой влюбилась Наташа без памяти в парня-призывника, и сына под сердцем почуяла, когда суженый уже солдатскую форму носил. Уберегла ребенка, выносила. С ним на руках и Володю своего из армии встретила. Легко ли было? Да по-всякому. Но когда в шестнадцать лет начинаешь -работать сельским почтальоном, и не на танцы, а от дома к дому спешат твои молодью ножки, и врезается в плечо лямка тяжеленной сумки — легкой такую судьбу не назовешь. Но — выдержала. А Володя со службы вернулся больной. Не помощник в дом пришел, а человек, сам в помощи нуждающийся. И опять не сда­ лась девчонка, выходила своего суженого. Сейчас посмотришь на него, здоровяка-тракториста, и не поверишь, что когда-то он тя- ___ подходят к Наташе. Но чувствуется, будет нужно горящую избу войдет. За что ни возьмется, делает хорошо, по- *другому не может. И если любит — то безоглядно, навсегда, как умеют русские женщины... ... Сижу я в обычной избе-пятистенке, смотрю на обнявшихся женщин, старую и Молодую. Как газетчик, знаю, что можно рас­ сказать о том, что Наташа Летуновская — лучшая доярка в "Побе­ де". Можно рассказать, что она активная общественница, принци­ пиальный человек. Но все равно, лучше, чем отозвалась Наталья Матвеевна о Наташе-младшей не скажешь. "Она ближе мне, чем --------- - эм сын..." — не просто приходят к матери подобные оло- ерли пришли — можно не сомневаться: человек, о ко­ тором это сказано, воистину достоин самых лучших слов. дочери. ^ Ж ;4 -КОВ Ш Ш В Ш В ДУХЕ ОСТАПА БЕНДЕРА Не верьте, что перевелись на 1^си йёликие комбина­ торы. Опроверг оптимистов некий В. Пашинин. Вот о чем рассказала читателям газета "Лебедянские вести". Под вечер к липецким студентам, собиравшим вишню в ТОО Агроном", пожаловал работник милиции с суровым выражением лица и заявил, что накладывает арест на собранный урожай, чтобы доставить его куда положено . Протесты сгедентов были пресечены еще более суровым движением бровей. Неизвестно, как бы завершилась экс ­ проприация соблазнительной продукции, не подоспей д е ­ журивший в садах милицеискии патруль. Самозванцем оказался ранее судимый В. Пашинин. Подобный маскарад для него не первый. Многие ле- бедянцы помнят, как нескоько лет назад, облачившись в милицейскую шинель, он наводил "шорох" в городе. На какие маневры только не решишься ради глотка власти! Е. ПЕТРОВ. ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ в картофеле, сваренном в кожуре, лучше сохраняются витамины, поэ­ тому его следует использовать для приготовления салатов и винегре­ тов. Солите его в начале варки. Он легко очистится, если сразу после варки обдать его холодной водой. " Чтобы очищен|Гый для винегрета картофель не разварился, его нужно залить горячей водой, прибавить соль (10 г на 1 л воды), быстро довести до кипения и варить 15—20 мин. при слабом и непрерывном ки­ пении. Затем следуе т . слить воду, оставив ее немного на дне, накрыть кастрюлю крышкой и доварить кар­ тофель на пару. * Просто приготовить салат и)з свек­ лы. Отварную свеклу нарезают куби­ ками или натирают на крупной тер­ ке. Чеснок нужно измельчит ножом и протереть с солью. Свеклу смеши­ вают с чесноком и заправляют май­ онезом. На 1 кг свеклы надо пять зубчиков чеснока, банку майонеза, соль по вкусу. * Вареную свеклу для винегретов лучше заправлять маслом отдельно от других овощей, чтобы они не ок­ рашивались ее соком. * Яблоки, очищенные и нарезанные для салата, не потемнеют, если по­ ложить их минут на десять в слегка подсоленную холодную воду. ^ Салат из редьки станет вкуснее, если заправить его репчатым луком, . слегка поджаренным на раститель­ ном масле. * В салат из квашеной капусты вме­ сто яблок можно положить мандари­ ны или апельсины. " Салат очень украсит веер из свежих огурцов. Нарежьте крепкие неболь­ шие огурчики вдоль не до конца тон­ кими пластинками и расправьте — вот и получится веер. * Приготовлять и хранить салат сле­ дует только в эмалированной, кера­ мической или стеклянной посуде. * Салат и винегрет с майонезом при­ обретут особо приятный вкус, если перед подачей к столу положить в них ненадолго лимонную корочку. П0'1ЕМУ '1ЕГВЫЕ БОТЕИКЕ ЛУШЕ ЖЕЛТЫВР вы, небось, и вправду не знаете, почему черные бо­ тинки гораздо лучше, чем желтые, кремовые или ка­ кие-нибудь вообще небесно- голубые... А секрет очень прост, и я его сама недавно узнала, побывав в магазине "Детские товары", что на ос­ тановке трамвайного кольца. Привела сюда нужда купить кое-что из канцелярских то­ варов. Гляжу, батюшки, на- роду-то, народу... Как никог- ■' чему бы это, какой де- т тащат? Ах, Боже мой, да никакой... Ведь первое сентября на носу, новый учебный год начинается. Ну раз такое дело —"неужто мь ‘ репортеры?". Честное слово, изо все> сил хотелось сочинить что- нибудь эдакое оптимистиче­ ское и радостное, соответст­ венно грядущему событию. Надо отдать должное, про­ давцы магазина к родитель­ скому нашествию явно гото­ вились. у входа висит при­ глашение-сообщение, что можно купить папам и ма- I. И полки в общем-то не пустые, а некоторые так да- полные. Но что-то не вид- - счастливых лиц, вдохнов­ ленных обновками, таких, помнится, в давние вре- ТВ школьную пору доче­ рей и сыновей наших, ныне выросших и повзрослевших. Тогда как было? Школь- 3 базары (чтоб не созда­ вать толчеи в магазинах, мы ведь все привыкли отклады- на последний день) пе­ стрели по всему городу. И чего только на этих базарах- не было... Все было, начиная от ластика до зимнего паль­ то. И все —дешево, букваль- ‘ —за гроши, поскольку - А нынче... не знаешь, ко­ го больше жалеть — мам V пап, обреченно взирающих на цены, или ребятишек, уныло шмыгающих носами оттого, что они уже хорошо осведомлены об ограничен-: ных возможностях родитель­ ского кошелька. В обувном отделе мальчик лет десяти ■■бирает полуботинки с бушкой. Цены разные — 2,5 тысячи рублей до 4 сяч. Лучше бы, конечно, /кроссовки, но они по семь тысяч, и это еще самая бо­ жеская цена, ведь не то, чтс 'комке", где счет на десят- —Андрюша, ну и 41 ) велики... В носок ватки набьем — ноги-то быстро растут. А желтые брать будем , черные — лучше! Враз "носы" собьешь, а кре- ■ обувного желтого нет. Вот в этом и весь секрет, почему черные ботинки федпочтительнее всех Вы знаете, сколько стоит нынче собрать школьника урок физкультуры? Ну, о кроссовках сказано. Только одни брюки-трико стоят две с лишним тысячи, и то ма­ ленький размер, а если боль­ ше —до четырех тысяч. Ка- купила спортивный __ I на подростка за семь тысяч рублей и была безмер­ но рада — это нынче зада- Дорого, дорого"... Вот первое, что говорили родите- л, к которым я обратилась этот день в магазине^ Кто- то сказал, что, ! неже цены на школьные то­ вары ниже. Чего не знаю - не скажу. Весьма дорога нынче школьная форма —от 7 до 9 и выше тысяч рублей. Дороги и куртки, обычные, чуть утепленные. — В этом году собираю дочку в школу. И не знаю, чтобы я делала, если бы не запасалась необходимым за­ ранее, за два года, —сказа­ ла одна из мам. — Вам каждая мать ска­ жет: детская обувь —отвра­ тительная. Кожи нет, сшиты чуть ли не из клеенки, для здоровья — очень плохо, и непрочная, обновки на сяц не хватит. — Выбирать не из чего, берешь первое, что подвер­ нется. А то и этого не будет, а здесь хотя бы подешевле, чем в коммерческих... В отделе канцелярских товаров, куда я наконец до­ бралась, красовались по­ лупустые полки. "В руки да­ ем 25 тетрадей и один днев­ ник, если предъявите пригла­ шение школы", — сказали продавцы. Где же, где былые роскошные зап книжки, еженедёльники, тет­ ради для рисования, черче­ ния?.. Где цветные каранда­ ши и акварельные краски? На мои "стенания" молоденькие продавщицы только много­ значительно улыбнулись, ви­ димо, усомнившись,, что пе­ ред ними нормальный поку­ патель... Ну не получилось у меня радостного репортажа. чему-то, выходя на ш- улицу, вспомнила недавнюю телепередачу. Рьяные "де­ мократы" долго убеходали ко­ го-то —кого? —в стабилиза­ ции экономики и социально­ ориентированной политике в обществе. Их бы сюда, гово­ рунов, к этим прилавкам... Л . ДУБИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz