Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
17 августа 1993 г. № 1 6 0 - 1 6 1 ( 4 7 4 - 4 7 5 ) Конституция Российской Шедерации арбитражнсмфоцеосуальное законодательство; ал- автономного округа в составе Российской Фепеоаиии в пое- ........ ....... и' / ■ альное и о^оцессуа д министративно-процессуальное, трудовое, семейное законода тельство, правовое регулирование интеллектуальной со бственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, мет рическая система и исчисление времени; официальньш стати стический и бухгалтерский учет; с) федеральная государственная служба; т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации-. 2. Органы власти краев, 'областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации участвуют в осу ществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и феде ральными законами. 3. Краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу гарантируется представительство в федеральных представи тельных органах государственной власти Российской Федера- 1. К совместному ведешпо федеральных органов государ ственной власти Российской Федерации и органов государст венной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации относятся: а) обеспечение соответствия уставов и иных нормативных правовых актов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Конституции и законам Российской Фе дерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина; обес печение законности, правопорядка, общественной &зопас- в) установление общих принципов территориального деле ния и организации местного самоуправления в краях, облас тях, городах Москве и Санкт-Петербурге;. г) установление общих принципов налогообложения в кра ях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; д) адвокатда, нотариат; е) защита исконной среды обитания и традиционного об раза жизни малочисленных этнических общностей; ж) административное, жилищное законодательство;-зе мельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; , з) общие вопросы воспитания, образования, науки, куль туры, физической культуры и спорта; и) здравоохранение, защита семьи,, материнства, отцовст ва и детства, социальная защита, включая социальное обес печение; . . . к) природопользование, охрана окружающей среды и обес печение экологической безопасности; особо охраняемые при родные территории; охрана памятников истории и культуры; л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедстви ями, эпидемиями, ликвидация их последствий; м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российс кой Федерации к совместному ведению Российской Федерации и краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Рос сийской Федерации. 2. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российс кой Федерация издают Основы законодательства, в соотве'г- етвии с которыми органы государственной власти краев, об ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Фе дерации осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты. 3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в пункте I настоящей статьи, направляются'кра ям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу. 1. Все полномочия тосударственной власти, не отнесенные согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Фе дерации и к совместному ведению федеральных органов госу дарственной власти Российской Федерации и органов государ ственной власти краев, " областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются органами государствен ной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер бурга самостоятельно в соответствии с Конституцией Рос- - сийской Федерации. 2. Края, области, города Москва и Санкт-Петербург явля ются самостоятельными участниками международньк и вне шнеэкономических связей, соглашений с другими краями, об ластями, а также республиками, автономной областью, авто номными округами в составе Рваесийской^Федерации, если'ию.с; не противоречит Конституции и законам Российской Федера ции. .Координация международных и внешнеэкономических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. 3. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регу^шруются Основами законодательства Российской Федера ции и правовыми актами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. По взаимной договоренности федераль ных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев, областей, городов Москвыи Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природньк ресурсов. 4. Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвыи Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Статья IV / 1. Федеральные органы государственной власти Российс кой Федерации по соглашению с органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и зако нам Российской Федерации. 2. Органы государственной власти края, области, городов Москвы й Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации мо гут передавать им осуществление части своих полномочий. 1. Федеральные органы государственной власти Российс кой Федерации и органы государственной власти края, об ласти, горддов Москвы и Санкт-Петербурга исполняют феде- - ральные законы и иные правовые акты Российской Федерации в крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге в поряд ке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Юридические док)тиенты, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федера ции, края, области, а также республики, автономной области. д р ц дедах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации. Статья V I. _ 1. Органы 'Ь<^дарствённой власти краев, областей, горо дов Москвы и Санкт-Петербурга не могут принимать право вые акты по .^просам, отнесенным к ведению федеральных органов госуда^твенной власти Российской Федерации, рав но^как и федеральные органы государственной власти Рос сийской Федерации не могут Принимать правовые актьР по вопросам, отнесенным настоящим Договором к ведению кра ев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Вслучае издания органами государственной власти края, области, городов Москвы и Санкь-Педербурга правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также при противоречии правовых актов края, области, городов Москвы ,и Санкт-Петербурга федеральным законам, изданным по воп росам, отнесенным к совместному ведению федеральных орга нов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петерб;^га, применяются федеральные законы. ' 3. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 насто ящей статьи, разрешаются Конституционным Судом Российс кой Федерации. . Статья \ГП Отношения между федеральными органами государствен ной власти Российской Федерации и органами государствен ной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер бурга строятся на основе Конституции Российской Федеращш, ■взаимоуважения и взаимной ответственности. Споры разре- . щаются с обязательным исподьзованием согласительных про цедур в порядке; установленном Конституцией и законами Российской Федерации. Статья МШ - •Установленное настоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий не может быть изменено в одностороннем порядке. Положения настоящего Договора вносятся в порядке со вместной законодательной инициативы на Съезд народных депутатов Российской Федераций для их оформления в качест ве раздела Конституции (Основного Закона) Российской Феде- ■ДОГОВОР о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации н) статус, режим й защита государственной границы, тер риториальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-про цессуальное й уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессу альное и арбитражно-процессуальное законодательство; ад министративно-процессуальное, трудовое, семейное законода тельство; правовое регулирование интеллектуальной со бственности; I п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, мет рическая система и исчисление времени;-официальный Статья IV 1. Федеральные органыгосударственной власти Российской Федерациипо соглашение с органами государственной власти автономной области, автоноьшых округов в составе Российс кой Федерации могут передавать этим органам осуществление части своихполномочий в соответствии с Конституциейи зако- стический и бухгалтерский учет; с) федеральная ТОсударств'енная служба; т) государственные награды и почетные звания Российской Федерации, специальные звания. 2. Органы власти автономной области, автономных окру гов в составе Российской Федерации участвуют в осуществле нии федеральных, полномочий в пределах и формах, установ ленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. 3. Автономной области, авт^ономным-округам в составе Российской Федерации гарантируется представительство в фе деральных представительньк органах государственной власти Российской Федерации. Статья II I. К. совместному ведению федеральных органов государ ственной власти Российской Федерации и органов государст венной власти автономной области, автономных округов в со- , Мы, полномочнью предст^ители федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов го сударственной власти автономной области, автономных окру гов в составе Российской Федерации, .проявляя уважение к истории, традициям, культуре, языкам и национальном^ достоинству народов РоссийскойФедерации, признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории, ставя цельюдостиже ние и укрепление межнационального согласия, доверия и вза имопонимания, реализуя приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, территории проживания идругих обстоятельств, заботясь о его материальном благосостоянии и духовном развитии, стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе рационального распределения полномочий и их эффек тивного осуществлешя, исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти автономной об ласти, автономных округов в составе Российской Федерации самостоятельно осуществляют згу власть на соответствующих территориях, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РоссийскойФедерации, решениямиСъезда народ ных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросамфедеративного устройства ифедеративных отношенийв РоссийскойФедерации, договори лись о нижеследующем: ^ б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспече ние законности, правопорядка, общественной безопасности; в) установление общих принципов территориального деле ния и организации местного самоуправления в автономной области, автономных округах в составе Роесийской Федера- г) установление общих принципов налогообложегшя в ав тономной области, автономных округах в составе Российской Федерации; д) адвокатура, нотариат; е) защита исконной среды обитания и традищюнного об раза жизни малочисленных этнических общностей; ж) административное, жилищное законодательство; зе-! мельное, водное, лесное 'законодательство; законодательство о недрах. Об охране окружающей среды; ' : з) общие вопросы воспитания. Образования, науки, куль- ; туры, физической культуры и спорта; ' , ' , . и) здравоохранение, аащцта семьи,'материнства, отцовст-', ва и детства, социальная защита, включая социальное обес печение;' ' • . ' к) природопользование, охрана окружающей среды и обес печение экологической безопасности; особо охраняемые при родные территории; охрана памятников истории и культуры; л) карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедстви ями, эпидемиями, ликвидация их последствий;, м) другие полномочия, отнесенные Конституцией Российс кой Федерации к совместному ведению Российской Федерации и автономной области,' автономных округов в составе Рос сийской Федерации. 2. По вопросам, указанным в части первой настоящей статьи, федеральные органы государственной власти Российс кой Федерации издают Юсновы законодательства, кодексы и законы, в соответствии е которыми органы государственной, власти автономной области в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в преде-и лах своей компетенции, -принимая правовые акты. Органы государственной власти автономных округов в составе Рос сийской Федерации осуществляют собственное правовое регу лирование в.пределах своей компетенции в соответствии с Ос- . новами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, договорами. с края.ми, областями, в которые ВХОДЯ 1 - автономные округа. ^ 3. Законопроекты-по цредметам совместного ведения, ука занным в пункте 1 настоящей статьи, направляются автоном ной области, автономны^ округам в Составе Российской Фе- 2. Органы государственной власти автономной области, автономньк округов в составе Российской Федерации по со- глашешю с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. 1. Федеральные органы государственной власти Российс кой Федерации и органы государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федера ции исполняют федера^^ы^ые законы и иные правовые акты Российской Федерации в автономной области, автономных округах в составе Российской Федерации в порядке, установ ленном з'аконодателдетвом Российской Федерации. 2. Юридические документы, выданные органами, власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федера- ции, края,, области, а также республики, автономной облзста, автономного округа в составе Российской Федерации в пре-- делах полномочий этих органов, учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации, 1. Органы государезвенной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации не I Iут принимать правовые акты по вопросам,ютнесенным к __ (.ййию федеральных органов государственной власти Российс кий Федерации, равно как и федеральные органы государст венной власти Российской Федерации не могут принимать унравовые акты по вопросам, о тнесенным настоящим Догово ром к ведению автономной области, автономных округов' в составе Российской Федерации. 2. В случае издания органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российс кой Федерации правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государстветшой власти Рос сийской Федерации, а также при несоответствии правовых актов автономной области, автономных округов федераль ным законам, изданным по вовросам, отнесенным к совмест ному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ав- шномной области, автономных округов, применяются феде- , ральные законы. ' , 3. Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 насто ящей статьи, ра-зрсшаются Конституционньш Судом Российс кой Федерации. Статья VII 1. Отношения между федеральными органами государст венной власти Российской Федерации и органами государст венной власти автономной области, авз ономных округов в со- сшве Российской Федерации строятся на основе Конституции Российской Федерации и федеральньк законов. 2, Споры по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи VI настоящего Договора, разрешаются с использованием со- Iласи гельных процедур в соответствии с Конституцией и зако нами Российской Федерации. Статья VIII Установленное иаегоящим Договором разграничение предметов ведения и полномочий же может быть изменено в одностороннем порядке. - { Статья IX < Положения настоящего Договора вносятся в порядке со вместной законодательной инициативы, на. Съезд народных депутатов РоссийскойФедерации для их оформления в качест ве ра:щела Конституции (Оечовного;3акона) Российской Федег Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ а) принятие и изменение Конституции Российской Федера ции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство, состав, территория Российс кой Федерации и ее целостность; утверждение образования новых автономных областей, автономных округов; утвержде ние •изменений границ автономных областей, автономных округов в составе Российской Федерации; в) защит а прав и свобод человека и гражданина и граждан ство РоссийскойФедерации; защита прав национальных мень шинств; ' г) установление системыфедеральных органов законодатель ной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации систеьй.! органов представительной и исполнительной власти автономной области, автоно)щп. 1 х округов в составе Российской Федерации; д) опредЬлеше основ федеральной политики и федераль ные программьгв области государственного, экономического, экологического,-социального, культурного и национального развития в Российской Федерации; е) федеральная государственная собственность и управле- , ж) установление правовых основ единого рынка; финан совое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, де нежная эмиссия*основы ценовой политики; федеральные эко- номическиё службы,, включая федеральное банки; * - з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергети ка, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пу ти сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Рос сийской Федерации; международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федера- м) оборона и безопасность; оборонное производство; опре деление порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, наркотичес ких средств и порядок их использования; ' ■'(."'Йсё'йбшЖочия госзшарствешой власти, де'бтнёге^ .. согласно статьям I и II настоящего Договора к ведению федеральных органов государственной власти Российской Фе дерации и к совместному ведению федеральных органов госу дарственной власти Российской Федерации и органов государ ственной власти автономной области, автономных округов , в составе Российской Федерации, определяются законами Рос сийской Федерации об автономной области, отдельных авто номных округах, принимаемыми Верховным Советом Рос сийской Федерации по представлепивэ соотве тствующих авто номной области, автономш. 1 х округов, другими правовыми актами Российской Федерации, и осуществляются органами государственной власти ^автономной области, автономных округов самостоятельно | соответствии с Конституцией Рос- -.- \ 2. Автономная область, автономные округа в составе Рос сийской Федерации являются самостоятельными участника международных и внешнеэкономических связей, с краями, областями, а также республиками, автс ластью, автономными округами в составе Российской т ции в соответствии с Кс|тституцией и-.законами " Федерации. Координации международных и внешнеэкономи ческих связей автономной области, автономных округов в ео- ■•ставе Российской Федерации осуществляется федеральными ’ органами государственной власти Российской Федерации. . 3. Вопросы владения, Пользования и распоряжения землей, недрами, водньтми, лескр^ми и другими природными ресур сами регулируются Основами законодательства; кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами авто-. номной области, автономных округов в составе Российской' - Федерации, Статус федер^ьных природньи рЬеурсов опреде-: ляется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов го- - сударственной власти авданомной области, автономных окру- < гов в составе РоссийскойзФедерации с учетом необходимости сохранения и поддержания-нсторичееки сложившихся тради- ционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях - 4. Введение чрезвычайного положения на территории авто номной области, автономных округов в составе Российской Федерации осуществляется федеральными органами государ ственной власти Российской Федерации с уведомлением ор ганов власти автономной области,- автономных округов в со ставе Российской Федерации. (1) Федеральные законы, отсылки к которым соде^тжатся в Конституции РФ, должны быть приняты или приведены вдоответствие с ней в-течение одного года со дня ее всг)ншс 1 шя лет со дня ее вступления в силу, (2) Законы и дру 1 'ие правовые акты, действующие на день вступления Конституции РФ в силу,;до их приведения в соот* ветствие с Конституцией РФ применяются в части, не проти воречащей Конституции РФ. ' (3) Законы и другие правовые акты, принятые СССР, могут применяться на территории Российской Федераций законам. (2) СубъектыРоссийскойФедерации принимают или приво дят свои конституции (уставы) в соответствие с КонституВЙей РоссшскойФедерации в течише года содня вступленвд еев силу. Параграф 6 (1) Со дня вступления Конституции РФ в силу народные депутаты Российской Федерации приобретают статус депута тов Российской Федерации, предусмотренный настоящей Кон ституцией, и сохраняют его до избрания Верховного Совета РФ нового созыва. (2) Депутаты РФ, не состоящие членами Верховного Сове- . Iа РФ, вправе участвовать в заседаниях его палат, состоять в комиссиях и совместных комитетах палат, выполнять депу татские обязанности в своих избирательных округах, не вста вляя основного места работы. , Параграф 7 (1) . Со дня вступления Конституции РФ в силу Сг^з^ народных депутатов Российской Федерации преобразуется в Съезд депутатов Российской Федерации и действует до избрания Верховного Совета РФ нового созыва. (2) Очередные съезды депутатов РФ проводятся один раз в год. Внеочередные съезды депутатов РФ созываются по предложению Верховного Совета РФ, нс менее одной трети депутатов РФ, Президента РФ. (3) К ведению Съезда депутатов РФ относя тся: а) утверждение двумя третями голосов избранных депута тов РФ изменений, внесенных в Конституцию РФ Верховным Советом РФ в соответствии со статьей 131 Конституции РФ; ; б) пополнетше и частичная ротащтя Состава палат Верхов ного Совета РФ; в) заслушивание посланий Президента РФ о положении в Российской Федерации, ежегодных докладов об осуществле нии внутренней и внешней политики Российской Федерации, вьшолнешш федеральных программ; г) избрание Председателя Верховного Совета РФ. (4) Съезд депутатов РФ принимает по вопросам, указан-, ным в пунктах ”а”, ”б” и ”г” части (3) настоящего параграфа, постановления, обязательные для исполнения. Параграф 8 (1) Со дня вступления Конституции РФ в силу Верховный Совет Российской Федерации, предусмотренный Конституци ей .(Основным Законом) Российской Федерации — России, приобретает статус Верховного Совета Российской Федерации по настоящей Конституции. Совет Респубтшки Верховного Совета Российской Федератщи преобразуется в Государствен ную Думу, а Совет Национальностей Верховного Совета Рос сийской Федерации — в Совет Федерации, (2) Съезд депутатов РФ пополняет состав Государственной щ Думы до 450 членов из числа депутатов РФ от территориаль-Я ш, 1 х избирательных округов, входящих на день вступления™ Конституции РФ в силу в состав постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РФ. (3) Съезд депутатов РФ пополняет состав Совета Федера ции до необходимой численности из числа депутатов РФ от национально-территориальных избирателыштх округов, стре мясь по возможности к обеспечению равного представите.ль-. ства каждого субъекта Российской Федерации. В целях обей .печения равного, представительства каждого, губъекта'Рос сийской Федерации в состав Федерального Собрания с со гласия соответствующей децутатской группы могут быть включены депутаты РФ, избранные от соответствующего или иньк территориальных избирательных округов. (4) Председатель Верховного Совета РФ до избрания Вер ховного Совета РФ нового состава: а) осуществляет общее руководство подготовкой вопро сов, подлежащих рассмотрению Съездом депутатов РФ и Вер ховным Советом РФ; б) представляет Верховному Совету РФ кандидатуры для избрания на должности Первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Совета РФ при наличии соответст вующих вакансий; в) председательствует на Съезде депутатов РФ и на со вместных заседаниях палат Верховного Совета РФ. (5) Первый замести-гель и заместители Председателя Вер ховного Совета РФ вьшолняют по поручению Председателя Верховного Совета РФ отдельные функции Председателя Вер ховного Совета РФ и замещают его, ко 1 да он отсутствует или ^ временно не можЬт исполнять свои обязанности. ж ( 6 ) Президиум Верховного Совега Российской Федерации действует до окончания срока полномочий Верховного Совета РФ, избранного в соответствии с Консти 1 уцией (Основным Законом) Российской Федерации — России. -А®)**Президиум Верховного Совета»НФ координирует де- ятельиосгпв, талаг, комиссий ядеовместных комитетов палат Верховного Совета РФ. . - . ,, ( 8 ) Должностные лица, избранные или назначенные Съез дом народных депутатов Российской Федерации либо Верхов ным Советом Российской Федерации дб вступления насто ящей Конституции в силу, сохраняют свои полномочия, если не будут освобождены от должности Верховным Сове гом РФ. Параграф 9 1 - Со дня встушлешя Конституции РФ в силу Президент противоречащей Конституции РФ и федеральным Российской Федерации, предусмотренный Конституцией (Ос- ' ' нрвным'Законом) Российской Федерации — России, приоб ретает статус Президента Российской Федерации по Консти- ' туции РФ и сохраняет свою должность до избрания нового Президента РФ. Параграф 2 Впредь до принятия федерального закона, устанавлива ющего случаи, в которых обвиняемый имеет право на рас смотрение его дела судом с участием присяжных, и федераль ного закона, предусматривающего организацию и порядок деятельности подобного суда, но не поздаее двух лет со дня вступления Конституции РФ в сипу, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих уголов- Параграф 3 Лица,, состоящие на день.йступления Конституции РФ в силу на учете для получения жилья, сохраняют право на его получение из государственного,'местного и других жилищных фондовтю основаниям и на условияхне менее благоприятных, чем действовавшие на этот дейь. .1 ' Параграф 4 Земля, переданная бесплатно из',тосударственной и мест ной собственности в собственность негосударствевшых юри дических, исключая колхозы, и физических лиц, не может быть продана в течение двух лет после ее приобретения. Это Ьграничение действует в течение пяти лет со дня вступления Конституции РФ в силу. Параграф 5 . • (I)СубъектыРоссийскойФедерации, соответственно состоя щие или имеюпщеся в Российской Федерации по Конституции (Основному Закону) Российской Федерации — России, со дня вступления всилунастоящейКонституцииприобретают консти туционно-правовой статус субъектов Российской Федерации согласно настоящей конституции. . Параграф 10 Со дня вступления Конституции РФ в силу назначение судей Конституционного Суда РФ производится в порядке, установленном Конституцией РФ. Параграф 11 Судьи всех судов Российской Федерации, находящиеся в должности на день вступления Конституции РФ в силу, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Параграф 12 (1) До принятия соответствующих федеральных законов и завершения судебной реформы в РФ Прокуратура РФ ор ганизует и направляет деятельность правоохранительных ор ганов по борьбе с преступностью, осуществляет уголовное преследование и поддержание государственного с ' в суде, надзор за зако 1 шостью расследования п и исполнения уголовного наказания, осуществляет надзор за исполнением законов и указов Президента Российской Феде рации, принимает меры по устранению их нарушений и при влечению виновных к ответственноеги. предъявляет иски и оп- ротестовьтает в суде незаконные акты представительных и ис полнительных органов власти, местного самоуправления, иных организаций и должностных лиц. (2) Генеральный прокурор Российской Федерации и все зшжестоящие прокуроры, находящиеся в должности па день вступления Конституции РФ в силу, сохраняют свои полномо чия до истечения срока, ра который они были избраны. Д В Ш Ш С Т Ы к о т я т БРОСШ С Т Ш 7 В ш с Выступление Руслана Хасбулатова по парламентскому телевидению У в аж а ем ы е со граж д ан е ! Я вы нуж ден вы ступ и т ь перед в ам и со следующ им з а я в л е нием . Дело в том. что н еож и . данно в последние дни П ре . з ид ен т и его о к руж ени е про и зн если р яд у грож ающ их з ая в л ен и й . Эти угрозы , от которы х с тано витс я не по себе любо му нормальном у человекV. н ап р а вл ены проти в кон сти . туционного СТРОЯ страны , ПРОТИВ п арлам ен та , против спокой стви я и МИРНОЙ ж и з . ИИ. В эти х з а я в л ен и я х з в у ч а т с ледующ и е слова : «Мы сейчас ведем а ртпод готовку . А р еш ающ и е ср аж е н и я пред с то я т в сентябре» . Интересно, по ком в едется артпод готов к а , с кем ж е л а е т с р аж а т ь с я П р езиден т? Мы. п а р л ам ен . т ар и и . МИРНЫЙ народ , и у 'н а с к роме силы з а к о н а и Кон ституции , н а в ооруж ении ничего нет. И ли другое, т ож е и з пре з ид ентской речи : «Если п ар л ам е н т не пойдет н а вы боры н емедленно , т о я прим у ре ш ени е с ам УЖ этой осенью». И ТОМУ подобное. Вы с ам и поним аете , о к а к и х р еш ени ях м ож ет идти речь. Е стественно — сило в ы х и некон сти туционны х . Что ж е произош ло? К а з а лось бы идет т ер п е л и в а я и плодотворн ая работа п ар л ам ен т а по р а зр або тк е и п риня тию н овых законов . Т ол ько з а последние две не дели их приня то около десят- П о иниц и а тив е В ерховно го Совета, при согласовании с п р ави тел ь ством подготов, л ен ы кон стру к ти в ны е ре ш ен и я «КРУГЛОГО стола». Б ы л а вы р аб о т ан а Д ек л ар а ц и я общ ен ацион ального со гл аси я по экономич еской реформ е . Н ач ало свою р а . боту В сероссийское эконо м ич еское совещ ани е , кото рое н ам етило систем у перво оч ередны х м ер в области с та . били з ап и и экономики . П ри . ня т а м иролю би вая и к он ст ру к ти вн а я по ли тич ес ка я д ек л ар а ц и я В ерховны м Советом; она у т в ерж да ет идею необ ходимости поисков мирного, согласованиого реш ени я по всем вопросам , которы е во л ную т лю дей , все общество . П р ави тел ь ство на дн ях пров ело свое расш иренное зас ед ан и е и в основном одоб рило программу д ействий в эконом ике в а б лиж айш и е д ва года Не со всем там можно со гласи ться Но сами ру ко водители прави т ел ь ств а го воря т . что они продолж аю т работу . И эт а работа оч е видно б у д ^ продолж ена совм естно с 'п арлам ен том , И вдруг — о п я т ь новые у грож ающ и е вы ступлени я , новый ви то к к онф рон т а . ции . И пр ям о с к аж ем — без в ся к о й н а то причины . Со- з да ет с я вп ечатлени е , что з а пу т авш ие ся лю ди ищ ут при чины : з а ч то ж е зац еп и т ь ся ? В ерхо вны й Совет обвин я ют в том . что он прио стана в . л и в а е т п ри вати зацию , не дает возм ожности г р аж д а н ам и спо л ь зо в ать свои при в ати з ац и он ны е чеки . Мы не р а з уж е говорили о том . что В ерховны й Совет з а поива- ти запию . Именно В ерховный Совет и п р и н я л с п е ц и а л ь ны й зак он , р е гулирующ ий в есь этот процесс. Но мы требуем , чтобы п р и в а ти за ц и я ш л а законно , в со ответствии со сп ециальной программой . Но т ак ую про гр амм у П резиден т не пр ед с та в л я е т В р е зу л ь та т е на п ри ва ти зац ии н аж ив аю т с я м ош енни ки . м аф ио зны е с тр у к ту ры и р а зны е з а е зж и е дфгьцы . А н арод по к а то л ь , ко теряет . Ч то м ож ет ч ело в ек приобрести з а ч е р в 10 ты с я ч рублей? П оэтому мы ставим вопрос, чтобы индек сиро в а т ь эти чеки , чтобы че л о в ек ПОЛУЧИЛ свою з а к о н ную долю от влож енного им труда . Разве работающ ий ч еловек заин т ер е со в ан в том. чтобы зав оды и ф аб р и ки в м ес яп -д ва п ереш ли из и к у д а р с т в е н н о й собствен ности в р у ки с омни тельны х лйчностей? О бы гры в ае тся и новый по вод: при ня ти е В ерховным СЬветом З а ко н а о бюдж ете на 1993 год. И в этой связи хочу з а я в и т ь следующ ее. П рави т ел ь ство представило бюдж ет с з ад ерж кой более чем на полгода . Бю дж ет был представлен в сыром , недо работанном виде . В Верхов ном Скэвете н ач ал ас ь тща» т е л ь н а я ш лиф о вк а этого бюдж ета , В ходе доработки м ы вы нуж дены были , вос с тановить те расходы на об ра зов ани е , к у льтуру , н ауку , з др авоохран ени е , на соци аль ны е цели (пенсии), на обо ронны е заводы , на поддерж к у м ал очи с ленны х народов Севера , оборону, обеспечение в оеннослуж ащ их , которые почему-то бьши совершенно и скусственно и, пр ям о с ка ж ем , б есчеловечно исклю че ны из з атр а т бю дж етных расходов. Естественно , что восстанов ление этих расходов привело к ув еличению деф и ц ит а . Но что делать? Мы не м ож ем в угоду и скусственном у сокра щ ению д еф ицита о с та ви ть без средств сущ ествов ани я м иллионы людей , в аж ны е отрасли народного хо зяй ства . Н ам надо сберечь страну , со х р ани т ь ж и зн ь людей , надо д а т ь им работу, н ад еж д у на з а в тр аш н и й ден ь их детям . Конечно , больш ой д еф ицит бю дж ета — это плохо , и В е р х о в ны й Совет это понимает . Но мы до лж ны ум ен ьш а ть д еф и ц и т бюдж ета , приумно ж а я доходы , а не и скусст венно со кр ащ а я расходы . А именно па у в еличение дохо дов и сполни тельная власть не идет, не ра зви ва ет эконо мику , предприним ательство , а, наоборот, и скусств енно у в е личи в ае т р а зны е а пп ар ат ны е структуры : упр авл енч е ский апп ар ат в России стал более многочисленным , чем д аж е в Союзе два -три года том у н азад . Т аким образом, н ап адки П резидента совершенно бес почвенны и оснований для т а к и х воинственных заявле* ний по сути нет. Я думаю , что п ричина этих з аяв л ен и й одна. Н екоторым д ея т ел ям из о к руж ени я П ре зид ента не по душе в ся к ая кон стру к ти вна я работа и по иски согласия . К ак только мы п риближ а ем ся к таком у пути , н емедленно н аступает волна конф ронтации . Т ак было н ак ан ун е 20 м арта , вы помните , когда * про звучали угрож ающ и е з а я в л ен и я Пре зидента , п ри зы в ающ ие по сущ еству к государственно му п еревороту . П р едприня ты были и определенны е дей стви я . Тогда удалось совме стными усили ями Верховно го Совета, Конституционного суда. п р ав оохрани тельны х органов, усили ями регионов погасить это безумное н ач а ло граж дан ск ой войны . Т еперь , похож е , готовят провокации на 20—23 августа. , В этих у с ло ви ях я обра щ аю сь к наш им согражда нам : не тревож ьт ес ь , не надо нервничать . К онституцион ный строй мы защ и тим си лой н аш их законов , силой автори тета пар л ам ен т а и ме стны х органов власти на ме стах . Все, что будет некон ституционно , не пройдет . Н а до 'п он я т ь то, что уж е на всегда п о терянный автори т ет и ув аж ен и е на воинст в енны х ло зунгах не вер неш ь — в р ем я вождей про- И не будем о тв еч а т ь на эту провокацию тем ж е . Мы, в В ерховном Совете, будем спокойно работать ради на шего народа , ради наш ей страны . Мы до лж ны прини мать . у точн я ть наш и законы , добиваться их безусловного исполнения . В этом з алог спасения страны . Вместе с тем , конечно , на до бы т ь б ди тельными , надо вним ательно с ледить за си туаци ей . Н ел ь зя допустить, чтобы а ван тю ри сты бросили страну в хаос. Я обращ аю сь ко всем со гр аж дан ам , всем народным д епутатам , н ач ин а я от сел ь ского и п о селковы х Советов, пр ед с та ви тел ьны м органам вл ас ти на м естах в это о т пускн о е лестнее вр ем я , где бы вы ни находили сь , будьте оч ен ь вн им а те л ьны и готовы ко в ся ким н еож иданностям . В с луч ае н еобходимости к а ж ды й и з вас до лж ен и сполнить свой долг народного избран- Ж с ( а российсш гшя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz