Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
17 августа 1993 № 1 6 0 - 1 6 1 ( 4 7 4 - 4 7 5 ) Конститд||М 1 Р 0 СС 1 ЙСК 1 Й Ш е |е 1 а 1 |ки Статья 69 (1) Государство способствует общественному признанию науки, обеспечивает условия для развития фундаментальщ. 1 х и других приоритетных научных исследований и разработок. . (2) Гарантируетсядоступв соответствиис закономкнаучной и документальной информации через государственнью и мест ныебиблиотеки, архивы, иныеспециализированныеучреждения. Статья 70 (1) Государство и общество обеспечивают сохранение,-раз витие и защиту национальньп культур, памятников истории, интеллектуального и художественного наследия, содействует приумножению духовных ценностей. (2) Гарантируется право этнических общностей на куль турную автономию. Статья 71 (1) Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства и общества. . (2) Брак основывается на добровольном согласии и равяо- ■правии супругов. . Статья 72 (1) На родителях лежит обязанность содержать и воспиты вать своих детей до совершеннолетия. Родители равны в пра-. вах по воспитанию детей. Родители или лица, их заменяющие, вправе избирать в интересах ребенка, с учетом его мнения и в соответствии с законом характер и формы его воспитания и образования. (2) Труд по воспитанию детей дает право на социальную защиту в соответствии с законом. (3) Дети пользуются равной правовой защитой вне зависи мости от происхождения и гражданского состояния родителей. (4) Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряют благотворительную де ятельность по отношению к детям. (5) Ребенок имеет право на выражение своего мнения, право на свободу мысли л совести. Запр ГЛАВА XI МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Статья 73. (1) Свобода массовой и тельст.в этим единицам по представлению или с согласия соответствующего субъекта Российской Федерации может представляться федеральным законом особый статус. Статья 76 (1) Территории субъектов Российской Федерации, внутрен ние воды и территориальное море РФ образуют единую це лостную территорию Российской Федерации. Территории субъектов Российской Федерации не могут быть изменены без ,(3) Изменение границ РФ, влекущее уменьшение ее тер ритории, не может быть произведено без выраженного по- . средством референдума волеизъявления населения субъектов Российской Федерации, территория которых затрагивается таким изменением, и без последующего соответствующего волеизъявления всего народа Российской Федерации. (4) Оформление уточнения линии прохождения государст венной грагшцы РФ производится в порядке, предусмотрен ном для заключения территориальных международных дб- говоров Российской Фед^ации. (5) Границы между субъектами Российской Федерации мо гут быть изменены по договорам между ними на основе волеизъявления населения, проживающего на соответствую щих территориях, и с согласия Верховного Совета РФ. ГЛАВА ХШ ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ж) установление правовых основ единого рынка; финан совое, валютное,' кредитное, таможенное регулирование, де нежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экб- номические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборт, федеральные фонды регионального развития; ‘ ■ и) федеральные энергетические системы, ядерная энер гетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транс порт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; \ , г к) внешняя политика и международйые отношения РФ; международные договоры РФ; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения РФ; м) безопасность и оборона; оборонное- производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпа сов, военной техншси и другого военного имущества; произ водство расщепляющихся материалов, ядовитых веществ, на ркотических средств и порядок их использования; н) статус и защита государственной границы, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства, ис ключительной экономической зоны и континентального шель фа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-про цессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессу альное и хозяйственно-процессуальное законодательство; пра вовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая, геологическая службы; стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия"^ и картография; официалышш статистический и бухгалтерский с) федеральная государственная служба; т) государствешщы награды и почетные звания Российской Федерации. (2) Орган :я применение детского труда, вредного для нормального развития ребенка. (6) Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны забо титься о своих малоимущих нетрудоспособных родителях. (7) Российская Федерация в рамках своей молодежной политики обеспечивает поддержку молодых семей, условия для образования и занятости м ------ <-в о нформации гарантируется. Цен зура, монополизация средств и злоупотребление свободой массовой информации не допускаются'. (2) Условия и порядок доступа общественньп объединений к государственному, местному и частному радио и телевиде нию устанавливаются федеральньпи законом. ^ (3) Принудительное приостановление или прекращение де- , ятельности средства массовой информации допускаются на основании закона по решению суда. РА З Д Е Л Ч Е Т В Е Р Т Ы Й ФЕДЕРАТИ ВНО Е УСТРОЙСТВО ГЛАВА ХП СОСТАВ И ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 74 (1) Субъектами Российской Федерации являются; Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республи ка Бурятия, Республика Горный Алтай, Республика Дагестай, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия —Хальмг Тангч. Карачаево-Черкесская Республика, РеспубликаКарелия. РеспубликаКоми. Республика Марий Эл, Мордовская Республика. Республика Саха (Якутия), Северо-Осетинская Республика, РеспубликаТатарстан, Республи каТува, УдмуртскаяРеспублика, Республика ^касия. Чеченская Республика. Чувашская Республика — Чаваш республики; Алтайский, Краснодарский, Красноярский. Приморский, Ставро^к^^ск1р,-Хаба|юш^ ,о кк. Тит Амурткаж Архангельская,' Астраханская',' Белгородская,^ Брянская, Владимирская. Волгоградская, Вологодская. Воро нежская, Вятская, Екатеринбургская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Ко стромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая. Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Но вгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловс кая, Пензенская, Пермская^Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовс кая, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская области; города федерального значештя Москва, Санкт-Петербург; Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Не нецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа! (2) Государство, признающее Конституцию РФ, может быть принято в состав Российской Федерации по его просьбе на основании волеизъявления его населения. Статья 75 ' (1) Республика является государством в составе Российс кой Федерации, имеющим свою конституцию, не противоре чащую Конституции Российской Федерации и учитывающую . особенности республики. (2) Край, область, город федерального значения, автоном ная область являются государственно-территориальными об разованиями в составе Российской Федерации, обладающими теми же правами и несущими те же обязанности государствен ной власти, что и республика, за изъятиями, установленными Конституцией Российской Федерации. Автономный округ мо жет входить в республику, край, область. (3) Правовой статус субъектов. Российской Федерации не Ыожет быть изменен без их согласия. Изменение, правового статуса субъектов. Российской Федерации, их объединение или разделение осуществляются на основе волеизъявления двух третей избирателей в них с согласия Верховного Совета РФ. (4) Субъекты Российской Федерации состоят из самоуправ ляющихся территориальньк единиц. В зависимости от осо бенностей этнического состава населения и иных обстоя- и) проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; к) установление общих принципов налогообложения и обо; л) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное законодательство; земельное; водное, лесное законодательство, законодательство о недрах; об охране окружающей среды; м) кадры судебных и правоохранительных органов; ад вокатура, нотариат; . н) защита исконной среды обитания и традшиошюто об раза жизни малочисленных этнических общностей; ^ о) угстановление общих принципов ортагазации местного с а м б у г ф а в л ё н й я ; .г.-.--. , ь, и- п) координация международных и внешнеэкономических связей республик, краев, областей, автонокшых областей, ав тономных округов; выполнение международных договоров (2) По предметам ведения, утазаиш,™ в части (1) насто- - ящей статьи. Российская Федерация издает основы законода тельства. Всоответствии с ними субъекты Российской Федера ции осуществляют в пределах своих полномочий собственное правовое регулирование, включая I (3) Федеральные законопроекты по предметам совмест ного ведения, указанным в части (1) настоящей статьи, напра вляются субъектам Российской Федерации. Их соответству- Зощие предложения рассматриваются Верховньпи Советом В случае противоречий между положениями статей 77 и 78 настоящей части' Конституции РФ и положениями части третьей Конститущш РФ применяются статьи 77 и 78, если они расширяют тфут предметов ведения и полномочий субъек- а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральньк законов, контроль за их соблюдением; б) решение вопросов; затрагивающих федеративное устройство, состав, территорию и целостность РФ; утвержде ние образования новых субъектов РоссийскойФедерации, утве рждение изменений границ субъектов Российской Федерации; в) регулирование прав и свобод человека и гражданина; гражданство РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законода тельной, исполнительной и судебной властей, порядка их ор ганизации и деятельности; формирование федеральных госу- дарственш> 1 х органов; установление общих принципов органи зации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации; д) федеральная государственная собственность и управле- е) установление сжнов федеральной политики и федераль- ш е программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и наицонального развития в РФ; лик они употребляются наряду С государствешшаГязыком"'" РФ. Субъекты Российской Федерации могут определять сво ими актами правовое положение других языков народов, про- живаюпщх на их'территориях. (4) Порядок употребления государственных языков рес публик и других языков в федеральных государственных ор ганах и учреждениях устанавливается федеральным законом. (5) Вместах компактного проживания этнических общно стей наряду с государственным языком РФ и государствен- дапии языками республик в Официальных отношениях могут употребляться языки этих общностей. Порядок употребления таких языков определяется законом. РА З Д Е Л Ч Е Т В Е Р Т Ы Й СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ . ОСНОВЫ М ЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ чий в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральным законом. Субъектам Российской Федерации гарантируется в соответствии сфедеральным законом предста вительство при федеральных органах государственной власти. Статья 78 . (1-) К совместному ведению Российской Федерагщи и субъ ектов Российской Федерации относятся; а) обеспечение соответствия конституций (уставов), зако нов и иньк нормативных правовт актов субъектов Российс кой Федерации Конституции РФ и федеральным законам; б) защита прав и'свобод человека и гражданина; охрана прав национальньк меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим государстг венной границы РФ и нограничньпс зон; в) изменение границ субъектов Российской Федерации, установление общих принципов их территориального деления; г) вопросы владения, пользования и распоряжения землей! недрами, воднъпии и другими природными ресурсами; опреде ление по взаимной договоренности статуса федеральнъщ при- родньн ресурсов с учетом необходимости сохранения иподце! ржания исторически сложившихся традиционных форм хозяю ствования и использования природных ресурсов на соответст вующих территориях; ' д) разграничение государственной собственности; е) природопользование, охрана окружающей среды и обес печение экологической безопасности; особо охраняемые при родные территории; охрана памятников истории, культуры и природы; ж) общие вопросы воспитания, образования, науки, куль туры, физической культуры и спорта; з) координатщя вопросов здравоохранения, защита семьщ материнства, отцовства и детства; социальная защита, вклю- (1) Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является Верховный Совет РФ— федеральный парламент. (2) Верховный Совет РФ ягаляется постоянно действующим органом И избирается сроком на чщыре года. Выборы Вер ховного Совета РФ проводятся во второе воскресенье марта в год истечения срокатюлирмочий его состава. Порядок выбо ров депутатов Верховного Совета РФ устанавливается феде ральным законом. (3) Верховный Совет РФ собирается на тридцатый день после дня его выборов. В неотложных случаях Президент РФ может созвать Верховный Совет РФ нового созыва ранее- этого ^)ока. С момента начала работы Верховного Совета РФ ' нового созыва полномочия Верховного Совета РФ прежнего созыва прекращаются. ерховныи Совет РФ состоит Из двух равноправных Государственной Думы и Совета Федерации. Палаты избираются одновременно! (2) Государственная Дума состоит из 450 депутатов, изби раемых по территориальным''-избирательным округам на ос нове единых норм представительства. На территории каждого субъекта Российской Федерации в Государственную Думу не может быть избрано менее одного депутата. (3) Совет Федерации состоит из депутатов, избираемых по норме два депутата от каждогосубъекта РоссийскойФедерации. (4) Верховный Совет РФ правомочен, если в каждую палату избрано не менее трех четвертей ее численного состава. Статья 87 (1) Верховш, 1 ЙСовет РФ: а) вносит изменения в Конституцию РФ; принимает феде ральные законы; б) осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральным законом; в) принимает решения по основным направлениям внут ренней и внешней политики РФ; г) назначает референдум РФ; д) утверждает изменения границ между субъектами Рос сийской Федерации; е) утверждает изменение конституционно-правового стату са существуюишх либо образование новых субъектов Российс кой Федерации; ж) принимает в состав РФ новые субъекты Российской Федерации; ' . з) утверждает в случаях и порядке, установленных феде ральным законом, соглашертя, заключаемые в соответствии со статьями 80, 81 Конституции РФ; и) принимает федеральный бюджет, вносит в него изме нения и коитро.лирует его исполнение, устанавливает феде ральные налоги и другие имеющие налоговый характер федеральные платежи и сборы; утверждает основные направ- лешя денежного и кредитного регулирования; учреждает федеральные фонды регионального развития; принимает решения о федеральных займах, экономической и иной помо-- к) назначает выборы Президента_РФ в слудаях„предусмот- -фвН1адх(Кйа!ет*75!вией РФ, „ 1-т,, ) . I - . I л) по представлению Президента РФ ящ ,согласие на назначение Председателя, заместителей Председателя и чле нов Правительства РФ, к ведению которых отнесены общее руководство экономикой, .финансы, внутренние дела, ино странные дела, оборона, безопасность, назначает федераль ных судей, назначает и освобождает от должности председа теля Центрального банка РФ, Генерального прокурора РФ; м) назначает и освобоадает от должности Парламентс кого уполномоченного РФ.по правам человека, председателя и аудиторов Государст венной счетной палаты РФ; , н) отрешает от. должности Президента РФ, вице-президен та РФ, председателей палах Верховного Совета РФ, федераль ных судей по основаниям" и в порядке, предусмотренным статьей 95 Конституции РФ; . о) ратифицирует и денонсирует международные договоры РФ в соответствии со Статней 88 Конституции РФ; ■ п) учреждает государственные награды РФ ,:-------------- почетные и специальные звания и порядок н ' р) объявляет амнистию; с) объявляет, продлевает и отменяет ное положение; ,объявляет ,общ)по или, частичную мобилиза цию; решает вопросы войда и мира; , т) осуществляет иные полномочия,,предусмотренные Кон- Субъекты Российской Федерации являются самостоятель ными участниками международньк и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федера ции, если это не противоречит Конституции РФ й федераль- (1) Федеральные органы государственной власти по со глашению с органами власти субъектов Российской Федера ции могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. (2) Органы вдасти субъектов Российской <Е^дерации пр соглашениюс федеральными органами государственной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. (3) Субъекты Российской Федерации в пределах их пред метов ведения й полномочий могут заключать между-собой соглашения, не противоречащие Конституции РФ и федералъ- (1) Федеральные органы государственной власти и оргашл государственной власти субъектов Российской Федерации ис полняют федеральные законы и иные правовые акты Российс кой Федерации в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральньпм законом. (2) Юридические документы, вьщанные государственными органами, учреждениями и должностными лицами Российс кой Федерации, субъектов Российской Федерации в пределах полномочий этй^ органов учреждений и должностных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации. (1) Субъекты Российской Федерации не могут принимать » правовые-акты по предметам, отнесенным к ведению Российс кой Федерации; равно как и Российская Федерация не может принимать правовые акты по предметам, отнесенньпи к веде нию субъектов Российской Федерации. (2) В случае принятия субъектами Российской Федерации ституцией Р< (2) Актами Верховного-.Сбвета РФ ядаяются федеральные законы, включая федеральяме кодексы и основы, законодате льства,, а также иостанодаения, заявления, декларации, об ращения Верховного Совета РФ. (3) Акты Верховного Совета РФ принимаются большин ством голосов избранных Депутатов в каждой его палате, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ. Статья 88 (1) Верховный Совет РФ ратифицируем и денонсирует междзшародные договоры РФ: а) политические, территориальные, общеэкономические, финансовые, военные, об историческом и культурном насле дии народов Российской Федерации; б) затрагивающие права, свободы и обязанности человека е которых треб; [ федеральных законов; д) иные международные договоры, ратификация или дено нсация которых предусмотрены федеральньш законом либо самим международным договором. (2) Если международный договор РФ содержит положе ния, противоречащие Конституции РФ, его ратификация воз можна после внесения соответствующих изменений в Кон ституцию РФ. (3) Заключение и прекращение международных договоров (4) Ратификация и денонсация международ (3) Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регули рование по предметам совместного ведения Российской Феде рации и субъектов Российской Федерации. При издании основ законодательства по предметам совместного ведения право вые акты субъекта Российской Федерации приводятся в соот ветствие с основами законодательства. При противоречий основам законодательства правовъгх актов субъекта Российс кой Федерации применяются основы законодательства. (4) Отношения между федеральньпии органами государст венной власти и органами государственной власти субкектрв Российской Федерации строятся на Основе Конституции РФ. конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, вза имоуважения и, взаимной ответственности. , (5) Споры между федеральными органами государствен ной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрешаются с обязательньм исполь- -------яем согласительных процедур. При недостижении со- I споры разрешаются Конститупионным Судом РФ. Статья 84 (1) Государство создает и гарантирует равные возмож ности для сохранения и развития всех языков народов Рос сийской Федерации. (2) Государственным язьпсом Российской Федерации на всей ее территории является русский язьпс. Он употребляется во всех государственных органах и учреждениях. (3) Республики вправе устанавливать свои государствен ные язьпси. в государственных органах и учреждениях респуб РФ осуществляются федеральным законом. Территориальные международные договоры РФ и международные договоры РФ, указанные в пункте ”в” части (1) настоящей статьи, ратифицируются и денонсируются федеральным законом. при 1 шмаемым двумя третями голосов избранных депутатов в каждой палате Верховного Совета РФ. (5) Верховный Совет РФ должен бьпь незамедлительно информирован о заключении и прекращении международных договоров РФ, не подлежащих ратификации и денонсации. Статья 89 (1) Палата Верховного Совета РФ: а) принимает свой регламент, содержащий, в частности, согласованный с другой палатой порядок их совместной дс- ягсльиости, предусмотренной Конституцией РФ; б) образует пост оянные и временные комиссии палаты: в) избирает и отзывает председателя палаты и его замести- (2) Палаты могут в отдельных случаях создавать совмес т ные комитеты палат. (3) Палаты, их комиссии, совместные комитеты палат ведут работу над проектами федеральных законов и иных актов Верховного Совета РФ, осуществляют поверку испол нения этих актов, проводят слушания й расследования. Поря док участия в указанной деятельности должностных лиц и гра-. ждан определяется регламентами палат. (4) Палаты заседают раздельно. Для Заслушивания посла ний Президента РФ, Конституционного Суда РФ, отчетов Правительства РФ, выступлений руководителей иноетранных государств созываются совместные заседанияпалат. Эти засе дания ведут поочередно председатели палат. Статья 90 (1) Право законодательной инициативы в Верховном Со вете РФ принадлежит группам депутатов РФ численностью не' менее 10человек, постоянным комиссиям и совместным коми тетам его палат. Президенту РФ, Парламентскому уполномо ченному РФ по правам человека, законодательным собраниям субъектов Российской Федерации, а также группам избира телей численностью не менее одного миллиона человек. Это право осуществляется путем внесения законопроектов и зако нодательных предложений. Законопроекты! влекущие увели чение государственных расходов или уменьшение государст- венньп доходов, не должны рассматриваться без даключений Правительства РФ, представляемых в Вер);овный Совет РФ не позже трехмесячного срока. (2) Законопроекты и законодательные предложения, вне- ' сенные Президентом РФ, по его просьбе рассматриваются в Верховном Совете РФ в первоочередном порядке. (3) Законопроекты- и законодательные предложения вно сятся в Государственную Думу или в Совет Федерации. Зако нопроект, одобренный одной из палат, направляется в другую палату. При разногласиях между палатами цо законопроекту ими создается на равных началах согласительная комиссия. Законопроект, одобренный-палатами в единой редакции, об ретает силу закона. (4) Федеральный закон не позднее семи дней после его принятия Верховным Советом РФ направляется Президенту РФ, который подписывает и опубликовывает его в течение 14 дней со дня получения. До истечения этого срока Президент РФ может возвратить не подписанный им федеральный закон со своими замечаниями в верховный Совет РФ. Если феде ральный закон принят повторно двумя третями голосов из бранных депутатов обеих палат, то Президент РФ обязан подписать и опубликовать его в течение трех дней после повторного получения. (5) Порядок и срок вступления федерального закона в силу определяются в самом законе: Если такой срок в нем не определен, закон ветупает. в силу по истечении семи дней после официального опубликования. Статья 91 (1) На референдум РФ может бытывьтаесен вопрос, от носящийся к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Феде рации. Посредством референдума РФ не могут решаться воп росы о бюджете, налогах, амнистии, помиловании, чрезвы чайном или военном положении. (2) Решение на референдуме РФ по вопросу, относящемуся в референдуме участвовало большинство избирателей и за решениепроголосовало большинствоучаствовавших. Решение референдума по вопросу, прямо предусмотренному Конститу цией РФ, либо по вопросу, требующему закрепления в Консти туции )РФ, считается принятым, если за него проголосовало большинство избирателей. При этомдля принятия решения на референдуме РФ, предуемотренном частью (2) статьи 76 Кон ституции РФ, необходимо также, чтобы за него проголосовало большинство избирателей в соответствующих субъектах Рос сийской Федерации. (3) Решение на референдуме РФ по вопросу, относящемуся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, считается принятым, если в референ думе участвовало большинство избирателей Российской <1^де- рации и за решение проголосовало большинство участвова вших как по Российской Федерации в целом, так и в большйн- стве от общего числа субъектов Российской Федерации. (4) Решение, принятое на референдуме РФ оформляется как федеральный закон. Президент РФ обязан подписать и опубликовать его в течение трех дней после установления результатов референдума. (5) Референдум РФ назначается Верховным Советом РФ по предложению: а) не менее одной трети от общего числа избранных депу татов Верховного Совета РФ; б) Президента РФ, поддержанному не менее чем одной рст 1 ю общего числа избрашгых депутатов РФ; в) не менее одного миллиона избирателей. (1) Депутатом Верховного Совета РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом в соот ветствии с частями (2) и (3) статьи 29 Конституции РФ. Никто не может быть одновременно депутатом в обеих палатах Верховного Совета РФ, депутатом Верховного. Совета РФ. законодательного собрания субъекта .Российской Федерации, органа местного самоуправления. (2) Депутат Верховного Совета РФ руководствуется ин тересами всего народа Российской Федерации, учитывая ин тересы своих избирателей. (3) Депутат Верховного Совета РФ получает в соответст вии с федеральным законом вознаграждение и возмещение своих расходов и не вправе иметь другой регулярной оплаты и компенсации. Он не может находиться на государственной и иной службе, заниматься;предприниматеяьскай' 1 -деятрль- МН 5 ИЮ, входитъ:вфост?в:»ФШбв;:®^ирият 1 йоуире^Дяний. общественных объединений, кроме органов политических партий и движений. ' (4) Депутат Верховного Совета РФ пользуется правом депутатской неприкосновенности. Он не может быть без со гласия соответствующей палаты Верховного Совета РФ под вергнут личному досмотру, обыску, задержанию, за исключе- 1 при совершении им" тяжкого преступления, аресту, административным взысканиям, налагаемым в судеб ном порядке, привлечен к уголовной ответственности. Непри косновенность депутата Верховного Совета РФ распространя ется на его,переписку, документы; иеяользуемые им средства связи и информационного обеспечения, транспорт, служебные и жилые помещения. ; (5) Представление о лишении депутата неприкосновенно сти вносится в соответствующую палату Верховного Совета ■РФ Генеральным прокурором РФ. . (6) Депутат РФ не может подвергаться преследованию за высказанное им мнение и голосование при осущсствлешш депутатской деятельност и . . (7) Государственные органы и учреждения, их должное :- ные лица обязаны оказывать .депутат} Верховного Совета Рй> содействие в осуществлении им своихлголтюмочий. Слатья 93 (1) .Президент,РФ. является т.тавой. государства и высшим должностным-лицом в Российской Федерашш. Он предеганля- С 1 Российскую Федерацию во виут'репиих и виеигних!о 11 ’!бше- ниях. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент РФ принимает меры по охране суверени тета Российской Федерации, согласованному функционирова нию и взаимодействию всех органов государственной вла- (2) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, не имеющий гражданства иностранного госу дарства и не подпадающий под ограничения, указанные в ча сти (2) статьи 29 Конституции РФ. . . . (3) Президент РФ не может занимать какие-либо иные государственные должности или должности в местном само управлении, быть депутатом, осуществлять предпринима тельскую деятельность, входихь в состав органов предпри ятий, учреждений, общественных объединений. Членство в по литических партиях и участие в политических движениях на время состояния в должности Президента РФ приостанав ливается. (4) Президент РФ избирается гражданами РФ путем пря мых выборов, сроком на четыре года. Голосование по кан дидатурам Президента РФ и вице-президента РФ является единым. Никто не может быть избран на, должность Президе нта РФ более двух раз. Порядок выборов Президента РФ опредёляетея федеральным законом. ; (5) Президент РФ вступает в должность с момента прине сения торжественной присяги: ”Я, (имярек), вступая в долж ность Президента Российской федерации, клянусь верно слу жить России, ее многонациональному народу, уваж'ать и охра нять права й свободьт. человека и гражданина, защищать суверенитет и Конети^цию Российской Федерации”. Торже ственная присяга приносится На совместном заседании пала-г Верховного Совета РФ.и КоистИтуционного Суда РФ, прово- . димом не позднее 30 дней после избрания Президент:» Р‘Ф. Совместное заседание ведет Председатель Конституционною (6) Президент РФ пользуется, нецрикосновенностью. в со- огвегствий с федеральным з;»коном..,. 1 1 1) Прс:зиленг РФ: - а) подписывает фелер; 1 льныс-законы; б1 назначает с согласия Верховтюга Совета .РФ Прелсо.та- татя. заместитё.тя Пре.тссдаге.тя й членов Правительств;г РЙ». к ведению коIоры.х о Iнесены обнтее руково.-ктво •)ко1ю\1Нкон. финансы, внулрсинис ле.-|а; шюстраниыс дс;т, оборона, без- .аиасность. а также 1 ИЗнач; 1 С-Гиннх!ч. 1 енов. Правительства РФ: в) может председательствовать на заседаниях Правитель- г) учреждает, формирует, возглавляет Совет безопасности РФ и иные совещательные и вспомогательные органы при Президенте РФ; д) представляет Верховному Совету РФ для назначения кандидатуры федеральньк судей, председателя Центрального банка РФ, Генерального прокурора РФ: е) принимает отставку вице-президента РФ; в случае до срочного прекращения его полномочий представляет Верхов ному Совету РФ кандидатуру дли избрания на эту должность на оставшийся срок; ж) принимает отставку Правительства РФ, Председателя, заместителей Председателя и членов Правительства РФ, дру гих назначенных им должностных лиц; освобождает этих лиц от должности; вносит в Верховный Совет РФ представление об освобождении от должности председателя Центрального банка РФ, Генерального прокурора РФ; : з) представляет Верховному Совету РФ проект федераль ного бюджета и постатейный отчет о его исполнении; и) обращается с посланиями к народу и к Верховному Совету ВЬ; .представляет ежегодные доклады Верковному Совету РФ'об осуществлении внутренней и внешней политики Российской Федерации, выполнении федеральных программ; к) руководит обеспечением безопасности Российской Феде- л) является Верховным главнокомандующим Вооружеи- Ш. 1 МИСилами РФ; руководит осуществлением военной поли тики Российской Федерации; назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ; при сваивает высшие воинские звания; ' м) руководит осуществлением внешней политики Российс кой Федерации, ведет переговоры и в соответствии с феле- ральньпм законом подписывает международные договоры РФ; назначает с учетом мнения Соответствующих комиссий и со вместных, комитетов палат Верховного Совета РФ и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных, государ- ствах и при международных организациях, принимает вери-' тельные и отзывные грамоты аккредитованных при' нем ли№ ломатйческих представителей; н) объявляет в неотложных случаях чрезвычайное положе ние; принимает срочные меры и объявляет военное положение в случае внезапного, вооруженного, нападения на’ Российскую Федерацию, 'возникновения непосредственной }трозы такого нападения или неотложной необходимости выполнения ме'ж- дународных договорных обязательств о коллективнойобороне о) решает в соответствии с федеральным законом вопросы гражданства ипредоставленияубежища вРоссийскойФедерации; п) награждает государствешыми наградами РФ, присва ивает в соответствии с федеральным законом почетные и спе циальные звания; р) осуществляет право помилования; с) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Кон ституцией РФ и федеральным законом. (2) Президент РФ издает указы Ираспоряжения, обязатель ные на всей территории Российской Федерации. Указы и рас поряжения Президента РФ не могут противоречить Конститу ции РФ и федеральным законам. ■ (1) Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях». а) истечения их срока; б) его отставки; в) прекращения у него гражданства РФ; . ю г) утраты им избирательных прав; д) его стойкой неспособности по состоянию здоровья осу! ществлять эти полномочия; е) отрешения его от должности; . !; ж) его кончины. ‘ ё 1 (2) Полномочия Президента РФ в связи с истечением их срока прекращаются с момента принесения торжественной присяг и вновь избранным Президентом РФ. (3) Президент РФ вправе подать в отставку, направив соответствующее заявление в Верховный Совет РФ и Кон ституционный Суд РФ. Полномочия Президента РФ прекра щаются, с указанной им даты. На эту дату назначается со.-,^ вместное заседание палат Верховного Совета РФ и Конститу- ' ционного Суда РФ, которое ведет Председатель Конституци онного Суда РФ, на котором вице-президент РФ приносит торжественную присягу как Президент РФ. (4) Стойкая неспособность Президекга РФ по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия устанавливается за^ ключением Конституционного Суда РФ по представлению государственной медицинской комиссии, назначенной в соотг ветствии с федеральным законом. Статья 96 ■ (1) Президент РФ может- быть отрешен от должтгости в случае умышленного грубого тшрушения им.Констит уции РФ или умышленного совершения тяжкого преступления. (2) Производство по делу об отрешении Президента РФ от должности возбуждается любой из палат Верховного Совета РФ большинством голосов избратшых в нее депутатов РФ по предложению не менее одной трети ее численного состава^ установленного статьей 86 Конституции РФ. Если Конститу-; ционный Суд РФ установит наличие оснований для отреше ния, то другая палата Верховного Совета РФ может отрешить Президента РФ от должности большинством не менее двух третей ее численного состава, установленного статьей 86 Кон ституции РФ. Президент РФ вправе присутствовать и давать объяснения на заседаниях палат Верховного Совета РФ. Кон ституционного Суда РФ, на которых рассматривается детю об отрешении его от должности. ■ . Ст*тья,97 . г , ' (1) Совместно с Президентом РФ избирается вице-презиг-,- дент РФ, кандидатура которого должна отвечать требованиям части (2) статьи 92 Конституции РФ, и выдвигается кандида- ■ том на должность Президента РФ. ; (2) На вице-президента РФ распространяются положения частей (3), (4), (6) статьи 92 и частей (1), (4) статьи 94 Кон ституции РФ. (3) Вице-президент РФ: а) осуществляет по поручению Президента РФ отдельные его полномочия; б) исполняет обязанности Президента РФ в случаях: его временной нетрудоспособности —до возвращения Президен та РФ к осуществлению своих полномочий; в) вступает вдолжность Президента РФв случаедосрочного ■..... нияего потшомочий; в этом случае Верховный Совет РФ’ ^ шачает вице-президентаРФпо предложениюПрезидента РФ. (4) В ” по основаниям, указанным в пунктах ”б” - ”... ___ статьи 94 Конституции РФ. а также в пункте ”в'’ части (3) настоящей статьи. Верховный Совет РФ по представленш| Президента РФ избирает нового вице-президента РФ па остаа вшийся до президентских выборов-срок. . . > (5) При одновременной невозможности Президента РФ и вице-президента РФ осуществлять полно.мочия высшего должностного лица РФ вследствие их прекращения по основа» ПИЯМ, указанным в-пунктах ”б” —- ”ж” части (.1)-статьи-^4 Конституций РФ„ временное исполнение этих полномочий-!д^‘ президентских выборов переходит в порядке очередности к ПредседателюСовета Федерации, Председателю Государ^ венной.Думы, Председателю Правительства РФ, , ц! | Статья 98 | (1) Исполнительную власть в Российской Федерации осуз ществляет Правительство Российской Федерации. Правитель» ство РФ осуществляет внутреннюю и внешнюю политику РФ, Структура и компетенция Правительства РФ определяются по представлению Президента РФ федеральным законом. (2) Председатель Правительства РФ организует текущую работу Правительства РФ и коорщишрует деятельность его членов. ' ! (3) Председатель, заместители Председателя и члены Пра вительства РФ не могут занимать какие-либо иные государст венные должности, должности в органах местного: самоуправ ления, быть депутатами, осуществлял предпринимательскую деятельносл, входить в состав органов предприятий,' учреж дений, общественных объединений. (4) Правительство РФ на основании и во исполнение Кощ ституции РФ и федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ принимает постановления и издает распоря жения, обязательные на всей территории РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть изменены или отменены Президентом РФ. Статья 99 (1), Правительство РФ регулярно представляет отчет Верд,_ ' ховному Совету РФ. ' Л2) Председатель, заместители Председателя, и члены Пра вительства РФ отвечают на запросы и вопросы депутатов РФ в порядке, установленном федеральным законом. (3) Правительствр РФ, Председатё.зь, заместитель Пре* седателя и члены Правительства РФ- имеют право ,подат| в отставку. Отставка принимается Президентом РФ. *! (4) Верховный Совет РФ может поставить вопрос об о-г» ставке. Председателя, за.местителя Председателя, члена Пр^ вительства РФ. назначенного Президентом_:РФ руководитед|( иного федерального органа исполнительной влйсти. Если Президент РФ не увольняет соответствующее должноет.нбё лицо в. отставку, он обязан обосновать свое решение ,пер^ Верховным Сове -1 о .\1 РФ. Признание бо:)ьщипством то.тосА вдоранны.х депутатов в каж.юй его палате обоснования’Пр|; ■щ.'тсига РФ неудовлетворительным влечет увольнение Презп-' Сталя 100 (1) Судебная власл принадлежит судам, учрежденным Конституцией РФ и федеральным законом. Она осуществля ется посредством конституционного, ^гражданского, уголов ного, адаогайстративного, хозяйственного судопроизводства. (2) Создание чрезвычайных судов не допускается.......... Сталя 101 (1) Конституционный Суд РФ — высший орган судебной власти по защите конституционного строя РФ. Конституцион ный Суд РФ состоит из 15 судей, назначаемых в личном качестве. Организация Конституционного Суда РФ и порядок судопроизводства в нем устанавливаются федеральным зако- (2) Конституционный Суд РФ разрешает дела о собтветст'-. ВИИКонститущш РФ: ? а) федеральных законов и иных актов Верховногв Совета
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz