Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
ЛГ -5 5 августа 1993 г. № 151 -152 (465 -466 ) Конституция Российской Федерации (Продолженке). ки в области кУ 4 рьтзфЫ. нау ки, образования, здравоохра. нения, со^ал ьн о го обеспече ния, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по обеспе чению обороны страны, госу дарственной безопасности, реализации внешней полити ки Российской Федерации', осуществляет меры по о б лечению законности, прав и свобод граждан, охране соб ственности и общественного порядка, борьбе с преступ- осуществляет иные полно мочия. возложенные на негр Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президен та Российской федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется ф е деральным конституционным Статья 115. На основании и во испол нение Конституции Россий ской Федерации, федераль ных законов, указов Прези дента Российской федерации Правительство Российской Федерации издает постанов ления и распоряжения, обес печивает их исполнение. Фе. деральные министры издают прикащ> 1 - Постановления и распоря жения Правительства Рос- . сийской Федерации, прика- I зы федеральных министров, ^ принятые в щюделах их компетенции, обязательны к исполнению в Российской- Федерации. Постановления и распоря жения Правительства Рос- сийской Федерации в случае их противоречия Конститу ции Российской Федерации, ■'^■федеральным законам и ука^ зам Президента Российской Федерации могут быть о тм ^ йены Президентом Россий ской Федерации. Статья 116. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимает-. ся или отклоняется Прези дентом Российской Федера- Президент Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос об отставке Правите- Если представление Прези дента об отставке Правитель- ства не будет рассмотрено Государственной Думой в не дельный срок после его вне сения. Президент может пов торно объявить об отставке ■Лравительства, что влечет отставку Правительства без рассмотрения вопроса Госу дарственной Думой. , Государственная Дума мо-, жег выразить недоверие Пра вительству Российской Фе дерации. Постановление о не доверии Правительству при нимается большинством голо^ сов от общего числа депута тов Государственной Думы. После выражения Государ ственной Думой недоверия Правительству Президент Российской Федерации впра ве объявить об отставке Пра- ряжение муницинальной соб ственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы пря мого волеизъявления (рефе рендумы. собрания, сходы), через выборные и другие ор ганы местного самоуПравле- ции и органы государствен ной власти субъектов Рос сийской Федерации содейст вуют местному самоуправ- ться с решением Государст венной Думы. В случае, ес ли Государственная Дума в течение трех месяцев повтор но выразит, недоверие Прави тельству Российской Федера ции. Президенте Российской Федерации объявляет об от ставке Правительства либо распускает Государственную Статья Ш . В случае отставки Прави тельства Российской федера ции Президент Российской Федерации в "двухнедельный срок представляет Государст венной Думе кандидатуру но вого Председателя Правите- ьства Российской Федерации, который формирует Прави тельство в порядке, установ ленном Конституцией [Рос сийской федерации. Местное самоуправление осуществляется в городах, районах, поселках селах и других ■тетфиториальных единицах (в том числе обра зованных с учетом нацио нальных осо^ввостей насе ления) республик, краев, об^ ластей городов ^ д е р а л ь н о - го значения, автономных областей, автономных окру-, Изменение границ терри ториальных единиц, в кото рых осуществляется местное самоуправление допускает ся только с согласия населе ния соответствующих тер 5 и- ториальяых единиц. Статья 13Ь Органы Местного самоуп равления в соответствии с законом самостоятельно уп равляют муниципальной-соб- стаенноктеъю формируют, ут верждают и исполняют мест ный бюджет устанавливают местные налоги и сборы, осу ществляют охрану общест венного порядка, а также решают иные вопросы мест ного значения. Органы государственной власти Российской Федера- Статья 132. Местное самоуправление в Российской Федерации га рантируется; запретом на ограничение прав местного самоуправления, установлен ных Конституцией Россий- ской Федерации и федераль ным законом; самостоя тельным определением структуры местного самоуп равления; правом на судеб ную защиту и на компенса цию дополнительных расхо дов возникших в результа те решений принятых орга нами государственной влас- сийской Федерации; вопросы войны и мира; . л) внешнеэкономические отношения Российской Фе дерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; оп ределение порядка продажи и покупки оружия, боепри пасов военной техники и другого военного имущества; Общие принципы органи зации и гарантий местного самоуправления устанавли ваются федеральньш зако- Статья 133. Органы местного самоуп равления могут наделяться законом отдельными госу дарственными полномочия ми с передачей необходимых для их осуществления мате риальных и Финансовых средств. Реализация пере данных полномочий подконт рольна государству. Для осуществления задач местного самоуправления мо гут создаваться ассоциации (срюэы). Глава 9 . Конституционные поправки и пересмотр Конституции Статья 134. Статья 136. ■ Предложения о поправках Поправки к положениям и пересмотре положений глав 2—8 Конституции Рос- Кояституции Россимкой Сийской Федерации прини- Федерации могут вносить маются в порядке, предусмот- Президент Российской Феде- ренном для принятия фе- Глава 7. Судебная власть Статья 118. Правосудие в Российской Федерации осущесталяется только судом. Судебная власть осущест вляется посредством консти туционного. гражданского, административного и уголов- Ьного судопроизводства. Судебная система Россий- с ^ р с т в е н ^ и _ о р г ^ м и ской Федерации тстаяавли- субъектов Российской Феде- вается Конституцией Рос сийской Федерации и феде ральным конституционным законом. Создание чрезвьъ чайных судов не допускает- Статья 119. Судьями могут бьггь граяс- дане Российской Федерации, достигшие 25 лет* имеющие высшее юридическое обра зование и стаж работы по юридической профессии не менее пяТи лет. Федеральг вым законом могут быть ус тановлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Статья 120. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приос- ТЕШовлены яе иначе как по основаниям и в порядке ус- тановлевшлх федеральным Статья 12Ь Судьи неприкосновенны. Судья не может быть прив лечен к уголовной ответст- веяности иначе как в поряд ке определяемом федераль- Стятья 122. Судьи независимы и под чиняются только Конститу ции и закЬну. Суд, установив при рас смотрении дела несоответст вие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соот ветствии с законом. Статья 123. Разбирательстве Дел во всех судах открытое. Слуша ние дела в закрытом заседа ния допускается в случаях, предусмотренных федераль ным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федераль ным законом. Судопроизводство осзчцест- вляется на основе состяза тельности и равноправия В случаях, предусмотрен- Статья 124. Финансирование судов про- иетодится только из феде рального йоджета и должно обеспечивать возможное^ полного и . независимого осу ществления прааосухдая в со ответствии с требованиями Конституционный Суд Рос сийской Федерации разрешав ет дела о соответствии Кон ституция Российской Феде рации закожж постановле ний Совета Фехйрации и Го сударственной Думы, указов Президента Российскс^ Фе дерации актов иных феде ральных органов конститу ций республик законов, ус- праврвых актов субъектов Российской Федерации, внут- . ри^ждеральных и междуна родных договорю Россий ской Федерации, а такясе конституционности создания и деятельности обществен ных объединений. Конституйионный Суд Рос сийской Федерации разре шает споры о компетенции между федеральными госу дарственными органами, между федеральными госу дарственными органами и го сударствен ыми рганами рации. между государствен ными органами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Рос сийской Федерации по ин дивидуальным жалобам про веряет конституционность правоприменительной прак тики по охране конституци- онньхх прав и свобод . чело века и гражданина. ■ Конституционный Суд Рос сийской Федерации состоит из 18 судей. Статья 126. Верховный Суд Россий ской Федерации является выедпим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам подсудным судам об щей юрисдикции осуществ ляет в предусмотренных за коном процессуальных фор мах судебный надзор за их деятельностью и дает ];удеб- ные разъяснения по вопро сам судебной практики. ' Статья 127. Высший арбитражный суд Российской Федерации явля ется высшим судебным ор ганом' по разрешению эконо мических споров и оных дел. рассматриваемых арбитраж ными судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных фор»«ах су дебный надзор за их деятель ностью и дает судебные разъ яснения по вопросам судеб ной практики. Статья 128. Судьи Конституционного Суда Российской Федера ции. Верховного Суда Рос сийской Федерации, Высше го арбитражного суда Рос сийской Федерации назна чаются Советом Федерации по представлению Президен та Российской Федерации. Судьи других федераль ных судов назначаются Пре зидентом Российской Феде рации в порядке, установ ленном федеращ.ным зако- Полномочия, порядок об разования и деятельности Конституционного Суда Рос сийской Федерации Верхов ного Суда Российской Феде рации Высшею арбитраж ного суда Российской Феде рации устанавливаются фе деральным конститувСионным законом. ^Статья 129. Надзор ^ законностью рас следования цел о преступ лениях. поддержание госу дарственного обвинения в суде, предъявление в суд исков в защиту интересов государства прав и свобод граждан, опротестование в суде незаконных актов госу дарственных органов, орга нов местного самоуправле ния и должностных лип осу ществляет Прокуратура Российской Федерации, возг лавляемая Геае^жльным про курором Российской , Феде- Генеральяый прокурор Российской Федерации наз начается на должность и ос вобождается от должности Советом Федерации по пред ставлению Президента Рос сийской Федерации. рации. Совет Федерации. Го сударственная Дума Прави тельство Российской Феде- оации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Феде рации. а также группы де путатов 'численностью не менее одной пятой от обще го числа депутатов одной из палат Федерального Собра- Статья 135. Положения главы 1 Кон ституции Российской Феде рации не могут быть пере смотрены Федеральным Со бранием. Если предложение об из менении положений главы 1 Конституции Российской Фе дерации будет поддержано тремя пятыми голосов от об щего числа депутатов каж дой из палат Федерального Отобрания то в'соответствии с федеральным конституци онным законом созывается Конституциюшое Собрание, ' которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации либо принимает новую Конститу цию. Делегаты в Конститу ционное Собрание избирают ся в порядке и по нормам, уста.Ьовлеш 1 ым для выборов Государственной Думы. Де легаты Конституционного Собрания равноправны и имеют по одному голосу. деральяого конституционно го закона, и вступают в силу после их одобрения не ме нее чем двумя третями субъ ектов Российской Федерации. Поправки к положениям раздела .второго Конституции Российской Федерации 'при нимаются в порядке, преду смотренном частью первой настоящей статьи, при усло вии одобрения всеми субъек тами Российской Федерации, подписавшими соответствую щий договор. щихся материалов, ядовить 1 х веществ, . наркотических средств и порядок их исполь зования; н) статус и защита госу дарственной границы, тер риториальных вод воздуш ного пространства, экономи ческой зоны и континенталь ного шельфа Российской Фе дерации; о) судоустройство; проку ратура; уголовное, уголовно процессуальное и уголовно исполнительное законода тельство; амнистия и поми лование; гражданское, граж данско-процессуальное и ар битражно-процессуальное за конодательство; п) федеральное коллизион ное право; р) метеорологическая служ ба. стандарты, эталоны, мет рическая система и исчис ление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтер ский учет; с) государственные награ ды и почетные звания Рос сийской Федерации; т) федеральная государст венная служба. Органы власти республик в составе Российской Федера ции участвуют в осуществле нии федеральных полномо чий в пределах и формах, установленных Конституци ей Российской Федерации и федеральными законами. Республикам в составе Рос сийской Федерации гаранти руется представительство в федеральных органах госу дарственной власти Россий ской Федерации. Статья П. Статья 137. Изменения в положения . статьи 65 Конституции Рос сийской Федерации, опреде ляющие состав Российской Федерации, вносятся на ос новании федералыюго кон ституционного закона о при нятии в Российскую Федера цию и образовании в ее сос таве нового субъекта Россий ской Федерации об измене нии ^ ковституционно-^право- вого статуса субъекта Роо- сййской Федерации. В случае изменения наз вания республики, края, об ласти. города федерального значения автономной облас ти, автономного округа но вое название субъекта Рос сийской Федерации подле жит включению в статью 65 Конституции Российской Фе- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ДОГОВОР О рагзраниченипиредметов ведения и полномочий междуфедеральными оргнаамигосударсетнвновйласит РоссийскФоейдерацииоргнаами влсатисуверенных республки в сотсаве РоссийскоФейдерации Мы. полномочные пред ставители федеральных ор ганов'государственной влас ти Российской федерации и органов власти суверенных республик в составе Р о с - . сийской Федерации, прояв л яя уважение к истории, традициям, культуре, язы ку и национальному досто инству народов Россий ской Федерации признавая свою ответственность за сох ранение исторически сло жившегося государствешюго единства народов Российской Федерации, целостности со ставляющих ее республик и терЩ 1 тории. ставя ц ел ью достиж ение и укрепление межнациональ ного согласия, доверия и взаимопонимания. реализуя приоритет прав и свобод человека и граждани на независимо от националь ной принадлежности и тер ритории проживания, а так ж е право народов на само определение. стремясь к качестеенЕЮму обновлению федеративных отношений на основе добро- вольвого распределения пол номочий (г эффективного и х ' осуществлеЕШЯ. исходя из того, что в пре делах своих полномочий ор ганы государственной власта республик в составе Россий ской Федерации самостоя тельно осуществляют эту власть на соотаетствукяцих территориях, руководствуясь Деклараци ей о государственном суве ренитете Российской Феде рации. декларациями о госу дарственном суверенитете республик в составе Россий ской Федерации. " органов государственной вла сти Российской Федерации относятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Фе дерации и ^ д е р а л ь н ы х за конов. контроль за их соб- б) федеративное устройст во и территория Российской Федерации; в) регулирование прав и свобод человека и граждани на. регулирование и защита прав национальных мень шинств; гражданство Рос сийской Федерации; г) установление системы федеральных органов зако нодательной, исполнитель ной и судебной власти, по рядка их организации и дея тельности; формЕфование федеральных государствен ных органов; ляются самостоятельными участниками международ ных и внешнеэкономических в одностороннем 1 д) федеральная государст венная собственность и уп равление ею; е) установление основ ф е деральной политики и ф е деральные программы в об ласти Юсударственного, экономического, экологичес кого. социального, культур ного й национального -разви тия в Российской Фвдера- Глава* 8. Местное самоуправленне Статья 136. под свою ответственность Местное самоуправление в решение населением воцро- Росси4ской Федерации обес- сов местного значения, вла- печивает самостоятельаое .и дение, пользешание и распо- Съезда., народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Россий ской Ф е а ^ ц и и По вопросам федеративного устройства и федеративных отшяпений в Российской Федерации. договорились о нижесле- дующем: 1. К ведению федеральных ж) установление правовых основ единого рынка; фи нансовое. валютное, кредит ное. таможенное регулирова ние. денежная эмиссия, ос новы ценовой политики; ф е деральные эконовгаческие службы, включая федераль ные банки; з) федеральный &оджет, федеральные налоги и сбо ры; федеральные фш ды регионального развития; и) федеральные энергети ческие систевпл. ядериая энерготшеа. расщепляющие ся материалы; федеральные транспорт, пути сообщетия, информация и связь; дея тельность в космосе; к) ВН№1ВЯЯ политика и международные отншвения Россвгйской Федерации, меж- д с^родш л е договоры Рос- 1. К совместновву ведению федеральных органов - госу дарственной власти Россий ской Федерации и органов государственной власти рес публик в составе Российской Федерации относятся; а) обеспечение соответствия конституций и законов рес публик п составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федера- б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных мень шинств; обеспечение закон ности, правопорядка, обще ственной безопасности; ре жим пограничных зон; в) разграничение, государ- ственней собственности; г) природопользование, ох рана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраня емые природные террито рии; охрана памятников ис тории и культуры; д) общие вопросы воспита ния. образования, науки, культуры, физической куль туры и спорта; е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовст ва и детства; социальная за щита. включая социальное обеспечение; ж) проведение мер борьбы е катастрофами, стихийны ми бедствиями, эпидемиями, ликвидация последствий; з) установление общих приЕщипов налогообложения и сборов; и) административное, ад министративно _ процессу альное. трудовое, семейное, земельное, жилищное, вод ное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей сре ды ;; правовое регулирование интеллектуальной собствен ности; к) судоустройство; адво катура, нотариат; кадры пра воохранительных органов^ л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочислен ных этнических общностей; м) установление общих принципов организации ме стного самоуправления. 2. По вопросам указанным в пункте 1 настоящей статьи, федеральные органы госу дарственной власти Россий ской Федерации издают Ос новы законодательства, в соответствии с которыми ор ганы* власти республик в со ставе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. 3. Законопроекты по пред метам совместного ведения, указанным в пункте 1 насто ящей статьи, направляются республикам в составе Рос сийской Федерации, соответ ствующие предложения ко торых рассматриваются в В ^ховном Совете Россий ской Федерации. отношений, соглашений другими республиками, кра ями. областями автоном ной областью, автономными округами Российской Феде рации. если это яе противо речит Конституции и зако нам Российской Федерации, настоящему Договору. Коор динация международных и внешнеэкономических отно шений республик в составе Российской Федерации осу ществляется федеральными органами государственной власти Российской Федера ции совместно с республика- мй в составе Российской Фе дерации. 3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользо вания и распоряжения зем лей. недрамц' водными и другими природными ресур сами регулируются Основа ми законодательства Рос сийской Федерации и зако нодательством респзгблик в составе Российской Федера ции. По взаимной договорен ности федеральных органов государственной власти Рос сийской Федерации и орга нов государственной власти республик в составе Рос- ^:ийской Федерации опреде ляется статус федеральных природных ресурсов. 4, В случае если чрезвы чайное положение вводится федеральными органами го сударственной власти Рос сийской Федерации на тер ритории республики в соста ве Российской Федерации, необxо^имо предварительное согласие органов государст венной власти этой респуб лики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного по ложения. затрагивают тер-' риторию толькой одной рес публики в составе Россий ской Федерации, чрезвычай ное положение в этой рес публике может быть введе но органами государственной власти этой республики , с немедленным уведомлением Президента Российской Фе дерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответст вии с федеральным законом. Статья VIII. Настоящий Договор всту пает в силу со дня его под писания, После его одобре ния Съездом народных де путатов Российской Федера ции он становится составной частью (самостоятельным р^азделом) Конституции Рос сийской Федерации. Измене ния ■и дополнения в этот раздел Конституции Россий ской Федерации вносятся с согласия республик в со ставе Российской Федерации, подписавших настоящий До- Каждая республика в со ставе Российской Федерации сохраняет за собой право как подписать настоящий Дого вор, так и регулировать свои отношения по разграничению полномочий с федеральными органами государственной власти Российской ' Федера ции в соответствии с Кон ституцией Российской Феде рации и Конституцией этой республики в составе Россий ской Федерации. ДОГОВОР о разграниченпиридеметов ведения и понломочий междуфеделрьаынмиоргнаамиогсударственной власти Россйискйо Федреаци и органми власти краев,областей, городвоМосквы и Санкт-Петербурга Россйискйо Феедраци Статья ГУ. 1. Федеральные органы го сударственной власти Рос сийской Федерации по со глашению с органами власти республики в составе Рос сийской Федерации могут передавать этим органам осуществление части" евоих Полномочий. 2. Органы власти респуб лик в составе Российской Фе дерации по соглашению с федеральными органами* гОг сударственной власти Рос сийской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья V. •1. Федеральные органы го сударственной власти Рос сийской Федерации и орга ны власти республики в со ставе Российской Федерации исполняют федеральные з а коны и иные правовые акты Российской Федерации в рес публике в составе Российской Федерации в порядке, уста новленном законодательст вом Российской Федерации. 2. Юридические докумен ты. выданные органами вла сти Российской Федерации, республики в составе Рос сийской Федерации в преде лах полномочий этих орга нов. учреждений и должно стных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации. Статья VI 1. Федеральные органы го сударственной власти Рос сийской Федерации не мо гу» издавать правовые 'акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государст венной власти республики в составе Российской Федера ции. В случае издания орга нами власти республики в составе Российской Федера ции законов, иных правовых актов по вопросам, отнесен ным к исключительному ве дению федеральных органов государственной власти Рос сийской Федерации, приме няются федеральные зако- Статья Ш . 1. Республики (государст ва) в составе Российской Фе дерации обладают всей пол нотой государственной (закЬ- яодательн<^, исполнитель ной, судебной) власти на всей территорий, кроме тех пол номочий, которые передащ .1 (отнесены) в ведение феде- ральшэк органов государст венной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором. Тер ритория и статус республики в составе Российской Феде рации не могут быть измене ны без ее согласия.. 2. Республики ' в составе Российской Федерации яв- 2. Отношения между фе деральными органами госу дарственной власти Россий ской Федерации и органами государственной власти рес публик в составе Российской «^дерации строятся на ос нове Конституции Россий ской Федерации, конститу ций республик, взаимоува жения и взаимной ответст венности. Споры разрешают ся с обязательным исполь зованием согласительных процедур в порядке, уста новленном Конституцией и законами Российской Феде- Мы, полномочные пред ставители федеральных ор ганов государственной власти Российской Федерации и ор- ■ ганов государственной вла сти краев, областей, городов Москвы и Саикт'-Петербур- га Российской Федерации, проявляя уважение к исто рии, традициям, культуре, языкам и национальному до стоинству народов Россий ской Федерации, признавая свою ответственность за со хранение исторически сло жившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории, ставя целью до стижение и укрепление меж национального согласия, до верия и взаимопонимания, реализуя приоритет прав и свобод человека и • гражда нина независимо от нацио нальной принадлежности, территории проживания и других обстоятельств, забо тясь о его материальном бла госостоянии и духовном раз витии, стремясь к качествен ному обновлению федератив ных отношений на основе рационального распределе ния полномочий и их эф фективного осуществления, исходя из того, что в преде лах своих полномочий орга ны государственной власти краев, областей, городов Мо сквы и Санкт-Петербурга Российской Федерации само стоятельно осуществляют власть на соответствующих территориях, - руководст вуясь ' Декларацией о госу дарственном суверенитете Российской Федерации, ре шениями Съезда народных депутатов Российской Феде рации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного уст ройства и федератршных от ношений в Российской Фе дерации, договорились о ни жеследующем; Статья 1 1. К ведению федеральных органов государственной вла сти Российской Федерации относятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Фе дерации и федеральных за конов, контроль за их соблю дением; б) федеративное устройство, состав, территория Россий ской-Федерации и ее целост ность; утверждение образо вания новых краев, обла стей; утверждение измене ний границ краев, областей, городов Москвы и СанктП1е- тербурга; в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство Российской Фе дерации; защита прав наци-^ овальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов зако нодательной, исполнительной и судебной власти, повядка их организации и деятель ности; формирование феде ральных государственных ор ганов: установление общих принципов организации си стемы органов представи тельной и исполнительной власти краев, областей, горо дов Москвы и Санкт-Петер- д) определение основ фе деральной политики и феде ральной программы в об ласти государственного, эко номического, экологического, срциального, культурного и национального развития в Российской федерации; е) федеральная государст венная собственность и уп- вошения Российской Феде рации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; оп ределение порядка продажи и покупки оружия, боеприца- сов, военной техники и дру гого военного имущества; производство расщепляю щихся материалов, ядовитых веществ, наркотических. средств н порядок их исполь- н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воз душного пространства, эко номической зоны и континен тального шельфа Российской Федерации; , о) Судоустройство; прокура тура; уголовное, уголовно процессуальное и уголовно- исполнительное .-мконода- тельство; амнистия и поми лование; гражданское, граж данско-процессуальное и ар- битражно - процессуальное законодательство; админист ративно-процессуальное, тру довое, семейное законода тельство; правовое регулиро вание интеллектуальной соб ственности; п) федеральное коллизи онное право; р) метеорологическая служ ба, стандарты, эталоны, мет рическая система и исчисле ние времени; официальный статистический и бухгалтер ский учет; с) федеральная 'государст венная служба;.' т) государственные награды и почетные звания Россий ской Федерации. 2. Органы власти краев, об ластей, городов •Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации участвуют в осу ществлении федеральных полномочий в пределах и ■формах, установленных Кон ституцией Российской Феде рации и федеральными за конами. ж) установление правовых основ единого рынка; финан совое. валютное, крёдитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федераль ные экономические службы, включая федеральные бан- раздии. 3. Споры по вопросам, ука занным в пункте 1 настоя щей статьи, и по вопросам, отаесенным к предметам св- вместного ведения в соответ ствии со статьей 2 настояще го Договора, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации. Статья VII, Установленное настоящим Договором раззфаничение предметов ведения и полно мочий не может быть изме- з) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регио нального развития; и) федеральные энергети ческие системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; дея тельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; меж дународные договоры Рос сийской Федерации: вопросы войны и мира; 3. Краям, областям, горо дам Москве и Санкт-Петер бургу гарантируется пред- , ставительство в федеральных ' представительных органах государственной власти Рос сийской Федерации. Статья II. 1. К совместному ведению федеральных органов госу" дарственной власти Россий ской Федерации и органов государственной власти кра ев, областей, городов Моск вы и Санкт-Петербурга Рос сийской Федерации отно- а) обеспечение соответст вия уставов и иных норма тивных правовых актов крр- ев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Консти туции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина; обес печение законности, право порядка, общественной безо пасности; в) установление общих принципов территориального деления й организации мест ного самоуправления в кра ях, областях, городах Мбск- ве и Санкт-Петербурге; г) установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москвы и Санкт-Петербурге; д) адвокатура, нотариат; е) защита исконной среды обитания и традиционного об раза жизни малочисленных этнических общностей; ж) административное, жи- лиЕцное законодательство: зе мельное, водное, лесное за конодательство; законода тельство о недрах, об* охране окружающей среды; з) общие вопросы воспита ния, образования, науки, культуры, физической куль туры и спорта; и) здравоохранение, защита семьи, материнстаа, отцовст ва и детства, социальная за щита, включая социальное обеспечение; к) йриродопольэоваяие, ох рана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: особо охраняе мые природные территории; охрана памятников истории, и культуры; л) карантин, борьба с ка тастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий: м) другие полномочия, от несенные Конституцией Рос- л)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz