Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

ЛГ -5 5 августа 1993 г. № 151 -152 (465 -466 ) Конституция Российской Федерации (Продолженке). ки в области кУ 4 рьтзфЫ. нау­ ки, образования, здравоохра. нения, со^ал ьн о го обеспече­ ния, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по обеспе­ чению обороны страны, госу­ дарственной безопасности, реализации внешней полити­ ки Российской Федерации', осуществляет меры по о б ­ лечению законности, прав и свобод граждан, охране соб­ ственности и общественного порядка, борьбе с преступ- осуществляет иные полно­ мочия. возложенные на негр Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президен­ та Российской федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется ф е ­ деральным конституционным Статья 115. На основании и во испол­ нение Конституции Россий­ ской Федерации, федераль­ ных законов, указов Прези­ дента Российской федерации Правительство Российской Федерации издает постанов­ ления и распоряжения, обес­ печивает их исполнение. Фе. деральные министры издают прикащ> 1 - Постановления и распоря­ жения Правительства Рос- . сийской Федерации, прика- I зы федеральных министров, ^ принятые в щюделах их компетенции, обязательны к исполнению в Российской- Федерации. Постановления и распоря­ жения Правительства Рос- сийской Федерации в случае их противоречия Конститу­ ции Российской Федерации, ■'^■федеральным законам и ука^ зам Президента Российской Федерации могут быть о тм ^ йены Президентом Россий­ ской Федерации. Статья 116. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимает-. ся или отклоняется Прези­ дентом Российской Федера- Президент Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос об отставке Правите- Если представление Прези­ дента об отставке Правитель- ства не будет рассмотрено Государственной Думой в не­ дельный срок после его вне­ сения. Президент может пов­ торно объявить об отставке ■Лравительства, что влечет отставку Правительства без рассмотрения вопроса Госу­ дарственной Думой. , Государственная Дума мо-, жег выразить недоверие Пра­ вительству Российской Фе­ дерации. Постановление о не­ доверии Правительству при­ нимается большинством голо^ сов от общего числа депута­ тов Государственной Думы. После выражения Государ­ ственной Думой недоверия Правительству Президент Российской Федерации впра­ ве объявить об отставке Пра- ряжение муницинальной соб­ ственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы пря­ мого волеизъявления (рефе­ рендумы. собрания, сходы), через выборные и другие ор­ ганы местного самоуПравле- ции и органы государствен­ ной власти субъектов Рос­ сийской Федерации содейст­ вуют местному самоуправ- ться с решением Государст­ венной Думы. В случае, ес­ ли Государственная Дума в течение трех месяцев повтор­ но выразит, недоверие Прави­ тельству Российской Федера­ ции. Президенте Российской Федерации объявляет об от­ ставке Правительства либо распускает Государственную Статья Ш . В случае отставки Прави­ тельства Российской федера­ ции Президент Российской Федерации в "двухнедельный срок представляет Государст­ венной Думе кандидатуру но­ вого Председателя Правите- ьства Российской Федерации, который формирует Прави­ тельство в порядке, установ­ ленном Конституцией [Рос­ сийской федерации. Местное самоуправление осуществляется в городах, районах, поселках селах и других ■тетфиториальных единицах (в том числе обра­ зованных с учетом нацио­ нальных осо^ввостей насе­ ления) республик, краев, об^ ластей городов ^ д е р а л ь н о - го значения, автономных областей, автономных окру-, Изменение границ терри­ ториальных единиц, в кото­ рых осуществляется местное самоуправление допускает­ ся только с согласия населе­ ния соответствующих тер 5 и- ториальяых единиц. Статья 13Ь Органы Местного самоуп­ равления в соответствии с законом самостоятельно уп­ равляют муниципальной-соб- стаенноктеъю формируют, ут­ верждают и исполняют мест­ ный бюджет устанавливают местные налоги и сборы, осу­ ществляют охрану общест­ венного порядка, а также решают иные вопросы мест­ ного значения. Органы государственной власти Российской Федера- Статья 132. Местное самоуправление в Российской Федерации га­ рантируется; запретом на ограничение прав местного самоуправления, установлен­ ных Конституцией Россий- ской Федерации и федераль­ ным законом; самостоя­ тельным определением структуры местного самоуп­ равления; правом на судеб­ ную защиту и на компенса­ цию дополнительных расхо­ дов возникших в результа­ те решений принятых орга­ нами государственной влас- сийской Федерации; вопросы войны и мира; . л) внешнеэкономические отношения Российской Фе­ дерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; оп­ ределение порядка продажи и покупки оружия, боепри­ пасов военной техники и другого военного имущества; Общие принципы органи­ зации и гарантий местного самоуправления устанавли­ ваются федеральньш зако- Статья 133. Органы местного самоуп­ равления могут наделяться законом отдельными госу­ дарственными полномочия­ ми с передачей необходимых для их осуществления мате­ риальных и Финансовых средств. Реализация пере­ данных полномочий подконт­ рольна государству. Для осуществления задач местного самоуправления мо­ гут создаваться ассоциации (срюэы). Глава 9 . Конституционные поправки и пересмотр Конституции Статья 134. Статья 136. ■ Предложения о поправках Поправки к положениям и пересмотре положений глав 2—8 Конституции Рос- Кояституции Россимкой Сийской Федерации прини- Федерации могут вносить маются в порядке, предусмот- Президент Российской Феде- ренном для принятия фе- Глава 7. Судебная власть Статья 118. Правосудие в Российской Федерации осущесталяется только судом. Судебная власть осущест­ вляется посредством консти­ туционного. гражданского, административного и уголов- Ьного судопроизводства. Судебная система Россий- с ^ р с т в е н ^ и _ о р г ^ м и ской Федерации тстаяавли- субъектов Российской Феде- вается Конституцией Рос­ сийской Федерации и феде­ ральным конституционным законом. Создание чрезвьъ чайных судов не допускает- Статья 119. Судьями могут бьггь граяс- дане Российской Федерации, достигшие 25 лет* имеющие высшее юридическое обра­ зование и стаж работы по юридической профессии не менее пяТи лет. Федеральг вым законом могут быть ус­ тановлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Статья 120. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приос- ТЕШовлены яе иначе как по основаниям и в порядке ус- тановлевшлх федеральным Статья 12Ь Судьи неприкосновенны. Судья не может быть прив­ лечен к уголовной ответст- веяности иначе как в поряд­ ке определяемом федераль- Стятья 122. Судьи независимы и под­ чиняются только Конститу­ ции и закЬну. Суд, установив при рас­ смотрении дела несоответст­ вие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соот­ ветствии с законом. Статья 123. Разбирательстве Дел во всех судах открытое. Слуша­ ние дела в закрытом заседа­ ния допускается в случаях, предусмотренных федераль­ ным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федераль­ ным законом. Судопроизводство осзчцест- вляется на основе состяза­ тельности и равноправия В случаях, предусмотрен- Статья 124. Финансирование судов про- иетодится только из феде­ рального йоджета и должно обеспечивать возможное^ полного и . независимого осу­ ществления прааосухдая в со­ ответствии с требованиями Конституционный Суд Рос­ сийской Федерации разрешав ет дела о соответствии Кон­ ституция Российской Феде­ рации закожж постановле­ ний Совета Фехйрации и Го­ сударственной Думы, указов Президента Российскс^ Фе­ дерации актов иных феде­ ральных органов конститу­ ций республик законов, ус- праврвых актов субъектов Российской Федерации, внут- . ри^ждеральных и междуна­ родных договорю Россий­ ской Федерации, а такясе конституционности создания и деятельности обществен­ ных объединений. Конституйионный Суд Рос­ сийской Федерации разре­ шает споры о компетенции между федеральными госу­ дарственными органами, между федеральными госу­ дарственными органами и го­ сударствен ыми рганами ­ рации. между государствен­ ными органами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Рос­ сийской Федерации по ин­ дивидуальным жалобам про­ веряет конституционность правоприменительной прак­ тики по охране конституци- онньхх прав и свобод . чело­ века и гражданина. ■ Конституционный Суд Рос­ сийской Федерации состоит из 18 судей. Статья 126. Верховный Суд Россий­ ской Федерации является выедпим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам подсудным судам об­ щей юрисдикции осуществ­ ляет в предусмотренных за­ коном процессуальных фор­ мах судебный надзор за их деятельностью и дает ];удеб- ные разъяснения по вопро­ сам судебной практики. ' Статья 127. Высший арбитражный суд Российской Федерации явля­ ется высшим судебным ор­ ганом' по разрешению эконо­ мических споров и оных дел. рассматриваемых арбитраж­ ными судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных фор»«ах су­ дебный надзор за их деятель­ ностью и дает судебные разъ­ яснения по вопросам судеб­ ной практики. Статья 128. Судьи Конституционного Суда Российской Федера­ ции. Верховного Суда Рос­ сийской Федерации, Высше­ го арбитражного суда Рос­ сийской Федерации назна­ чаются Советом Федерации по представлению Президен­ та Российской Федерации. Судьи других федераль­ ных судов назначаются Пре­ зидентом Российской Феде­ рации в порядке, установ­ ленном федеращ.ным зако- Полномочия, порядок об­ разования и деятельности Конституционного Суда Рос­ сийской Федерации Верхов­ ного Суда Российской Феде­ рации Высшею арбитраж­ ного суда Российской Феде­ рации устанавливаются фе­ деральным конститувСионным законом. ^Статья 129. Надзор ^ законностью рас­ следования цел о преступ­ лениях. поддержание госу­ дарственного обвинения в суде, предъявление в суд исков в защиту интересов государства прав и свобод граждан, опротестование в суде незаконных актов госу­ дарственных органов, орга­ нов местного самоуправле­ ния и должностных лип осу­ ществляет Прокуратура Российской Федерации, возг­ лавляемая Геае^жльным про­ курором Российской , Феде- Генеральяый прокурор Российской Федерации наз­ начается на должность и ос­ вобождается от должности Советом Федерации по пред­ ставлению Президента Рос­ сийской Федерации. рации. Совет Федерации. Го­ сударственная Дума Прави­ тельство Российской Феде- оации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Феде­ рации. а также группы де­ путатов 'численностью не менее одной пятой от обще­ го числа депутатов одной из палат Федерального Собра- Статья 135. Положения главы 1 Кон­ ституции Российской Феде­ рации не могут быть пере­ смотрены Федеральным Со­ бранием. Если предложение об из­ менении положений главы 1 Конституции Российской Фе­ дерации будет поддержано тремя пятыми голосов от об­ щего числа депутатов каж­ дой из палат Федерального Отобрания то в'соответствии с федеральным конституци­ онным законом созывается Конституциюшое Собрание, ' которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации либо принимает новую Конститу­ цию. Делегаты в Конститу­ ционное Собрание избирают­ ся в порядке и по нормам, уста.Ьовлеш 1 ым для выборов Государственной Думы. Де­ легаты Конституционного Собрания равноправны и имеют по одному голосу. деральяого конституционно­ го закона, и вступают в силу после их одобрения не ме­ нее чем двумя третями субъ­ ектов Российской Федерации. Поправки к положениям раздела .второго Конституции Российской Федерации 'при ­ нимаются в порядке, преду­ смотренном частью первой настоящей статьи, при усло­ вии одобрения всеми субъек­ тами Российской Федерации, подписавшими соответствую­ щий договор. щихся материалов, ядовить 1 х веществ, . наркотических средств и порядок их исполь­ зования; н) статус и защита госу­ дарственной границы, тер­ риториальных вод воздуш­ ного пространства, экономи­ ческой зоны и континенталь­ ного шельфа Российской Фе­ дерации; о) судоустройство; проку­ ратура; уголовное, уголовно­ процессуальное и уголовно­ исполнительное законода­ тельство; амнистия и поми­ лование; гражданское, граж­ данско-процессуальное и ар­ битражно-процессуальное за­ конодательство; п) федеральное коллизион­ ное право; р) метеорологическая служ­ ба. стандарты, эталоны, мет­ рическая система и исчис­ ление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтер­ ский учет; с) государственные награ­ ды и почетные звания Рос­ сийской Федерации; т) федеральная государст­ венная служба. Органы власти республик в составе Российской Федера­ ции участвуют в осуществле­ нии федеральных полномо­ чий в пределах и формах, установленных Конституци­ ей Российской Федерации и федеральными законами. Республикам в составе Рос­ сийской Федерации гаранти­ руется представительство в федеральных органах госу­ дарственной власти Россий­ ской Федерации. Статья П. Статья 137. Изменения в положения . статьи 65 Конституции Рос­ сийской Федерации, опреде­ ляющие состав Российской Федерации, вносятся на ос­ новании федералыюго кон­ ституционного закона о при­ нятии в Российскую Федера­ цию и образовании в ее сос­ таве нового субъекта Россий­ ской Федерации об измене­ нии ^ ковституционно-^право- вого статуса субъекта Роо- сййской Федерации. В случае изменения наз­ вания республики, края, об­ ласти. города федерального значения автономной облас­ ти, автономного округа но­ вое название субъекта Рос­ сийской Федерации подле­ жит включению в статью 65 Конституции Российской Фе- РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ДОГОВОР О рагзраниченипиредметов ведения и полномочий междуфедеральными оргнаамигосударсетнвновйласит РоссийскФоейдерацииоргнаами влсатисуверенных республки в сотсаве РоссийскоФейдерации Мы. полномочные пред­ ставители федеральных ор­ ганов'государственной влас­ ти Российской федерации и органов власти суверенных республик в составе Р о с - . сийской Федерации, прояв­ л яя уважение к истории, традициям, культуре, язы ­ ку и национальному досто­ инству народов Россий­ ской Федерации признавая свою ответственность за сох­ ранение исторически сло­ жившегося государствешюго единства народов Российской Федерации, целостности со­ ставляющих ее республик и терЩ 1 тории. ставя ц ел ью достиж ение и укрепление межнациональ­ ного согласия, доверия и взаимопонимания. реализуя приоритет прав и свобод человека и граждани­ на независимо от националь­ ной принадлежности и тер­ ритории проживания, а так­ ж е право народов на само­ определение. стремясь к качестеенЕЮму обновлению федеративных отношений на основе добро- вольвого распределения пол­ номочий (г эффективного и х ' осуществлеЕШЯ. исходя из того, что в пре­ делах своих полномочий ор­ ганы государственной власта республик в составе Россий­ ской Федерации самостоя­ тельно осуществляют эту власть на соотаетствукяцих территориях, руководствуясь Деклараци­ ей о государственном суве­ ренитете Российской Феде­ рации. декларациями о госу­ дарственном суверенитете республик в составе Россий­ ской Федерации. " органов государственной вла­ сти Российской Федерации относятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Фе­ дерации и ^ д е р а л ь н ы х за­ конов. контроль за их соб- б) федеративное устройст­ во и территория Российской Федерации; в) регулирование прав и свобод человека и граждани­ на. регулирование и защита прав национальных мень­ шинств; гражданство Рос­ сийской Федерации; г) установление системы федеральных органов зако­ нодательной, исполнитель­ ной и судебной власти, по­ рядка их организации и дея­ тельности; формЕфование федеральных государствен­ ных органов; ляются самостоятельными участниками международ­ ных и внешнеэкономических в одностороннем 1 д) федеральная государст­ венная собственность и уп­ равление ею; е) установление основ ф е ­ деральной политики и ф е ­ деральные программы в об­ ласти Юсударственного, экономического, экологичес­ кого. социального, культур­ ного й национального -разви­ тия в Российской Фвдера- Глава* 8. Местное самоуправленне Статья 136. под свою ответственность Местное самоуправление в решение населением воцро- Росси4ской Федерации обес- сов местного значения, вла- печивает самостоятельаое .и дение, пользешание и распо- Съезда., народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Россий­ ской Ф е а ^ ц и и По вопросам федеративного устройства и федеративных отшяпений в Российской Федерации. договорились о нижесле- дующем: 1. К ведению федеральных ж) установление правовых основ единого рынка; фи ­ нансовое. валютное, кредит­ ное. таможенное регулирова­ ние. денежная эмиссия, ос­ новы ценовой политики; ф е ­ деральные эконовгаческие службы, включая федераль­ ные банки; з) федеральный &оджет, федеральные налоги и сбо­ ры; федеральные фш ды регионального развития; и) федеральные энергети­ ческие систевпл. ядериая энерготшеа. расщепляющие­ ся материалы; федеральные транспорт, пути сообщетия, информация и связь; дея­ тельность в космосе; к) ВН№1ВЯЯ политика и международные отншвения Россвгйской Федерации, меж- д с^родш л е договоры Рос- 1. К совместновву ведению федеральных органов - госу­ дарственной власти Россий­ ской Федерации и органов государственной власти рес­ публик в составе Российской Федерации относятся; а) обеспечение соответствия конституций и законов рес­ публик п составе Российской Федерации Конституции и законам Российской Федера- б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных мень­ шинств; обеспечение закон­ ности, правопорядка, обще­ ственной безопасности; ре­ жим пограничных зон; в) разграничение, государ- ственней собственности; г) природопользование, ох­ рана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраня­ емые природные террито­ рии; охрана памятников ис­ тории и культуры; д) общие вопросы воспита­ ния. образования, науки, культуры, физической куль­ туры и спорта; е) координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовст­ ва и детства; социальная за­ щита. включая социальное обеспечение; ж) проведение мер борьбы е катастрофами, стихийны­ ми бедствиями, эпидемиями, ликвидация последствий; з) установление общих приЕщипов налогообложения и сборов; и) административное, ад­ министративно _ процессу­ альное. трудовое, семейное, земельное, жилищное, вод­ ное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей сре­ ды ;; правовое регулирование интеллектуальной собствен­ ности; к) судоустройство; адво­ катура, нотариат; кадры пра­ воохранительных органов^ л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочислен­ ных этнических общностей; м) установление общих принципов организации ме­ стного самоуправления. 2. По вопросам указанным в пункте 1 настоящей статьи, федеральные органы госу­ дарственной власти Россий­ ской Федерации издают Ос­ новы законодательства, в соответствии с которыми ор­ ганы* власти республик в со­ ставе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. 3. Законопроекты по пред­ метам совместного ведения, указанным в пункте 1 насто­ ящей статьи, направляются республикам в составе Рос­ сийской Федерации, соответ­ ствующие предложения ко­ торых рассматриваются в В ^ховном Совете Россий­ ской Федерации. отношений, соглашений другими республиками, кра­ ями. областями автоном­ ной областью, автономными округами Российской Феде­ рации. если это яе противо­ речит Конституции и зако­ нам Российской Федерации, настоящему Договору. Коор­ динация международных и внешнеэкономических отно­ шений республик в составе Российской Федерации осу­ ществляется федеральными органами государственной власти Российской Федера­ ции совместно с республика- мй в составе Российской Фе­ дерации. 3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Вопросы владения, пользо­ вания и распоряжения зем­ лей. недрамц' водными и другими природными ресур­ сами регулируются Основа­ ми законодательства Рос­ сийской Федерации и зако­ нодательством респзгблик в составе Российской Федера­ ции. По взаимной договорен­ ности федеральных органов государственной власти Рос­ сийской Федерации и орга­ нов государственной власти республик в составе Рос- ^:ийской Федерации опреде­ ляется статус федеральных природных ресурсов. 4, В случае если чрезвы­ чайное положение вводится федеральными органами го­ сударственной власти Рос­ сийской Федерации на тер­ ритории республики в соста­ ве Российской Федерации, необxо^имо предварительное согласие органов государст­ венной власти этой респуб­ лики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного по­ ложения. затрагивают тер-' риторию толькой одной рес­ публики в составе Россий­ ской Федерации, чрезвычай­ ное положение в этой рес­ публике может быть введе­ но органами государственной власти этой республики , с немедленным уведомлением Президента Российской Фе­ дерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется в соответст­ вии с федеральным законом. Статья VIII. Настоящий Договор всту­ пает в силу со дня его под­ писания, После его одобре­ ния Съездом народных де­ путатов Российской Федера­ ции он становится составной частью (самостоятельным р^азделом) Конституции Рос­ сийской Федерации. Измене­ ния ■и дополнения в этот раздел Конституции Россий­ ской Федерации вносятся с согласия республик в со­ ставе Российской Федерации, подписавших настоящий До- Каждая республика в со­ ставе Российской Федерации сохраняет за собой право как подписать настоящий Дого­ вор, так и регулировать свои отношения по разграничению полномочий с федеральными органами государственной власти Российской ' Федера­ ции в соответствии с Кон­ ституцией Российской Феде­ рации и Конституцией этой республики в составе Россий­ ской Федерации. ДОГОВОР о разграниченпиридеметов ведения и понломочий междуфеделрьаынмиоргнаамиогсударственной власти Россйискйо Федреаци и органми власти краев,областей, городвоМосквы и Санкт-Петербурга Россйискйо Феедраци Статья ГУ. 1. Федеральные органы го­ сударственной власти Рос­ сийской Федерации по со­ глашению с органами власти республики в составе Рос­ сийской Федерации могут передавать этим органам осуществление части" евоих Полномочий. 2. Органы власти респуб­ лик в составе Российской Фе­ дерации по соглашению с федеральными органами* гОг сударственной власти Рос­ сийской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий. Статья V. •1. Федеральные органы го­ сударственной власти Рос­ сийской Федерации и орга­ ны власти республики в со­ ставе Российской Федерации исполняют федеральные з а ­ коны и иные правовые акты Российской Федерации в рес­ публике в составе Российской Федерации в порядке, уста­ новленном законодательст­ вом Российской Федерации. 2. Юридические докумен­ ты. выданные органами вла­ сти Российской Федерации, республики в составе Рос­ сийской Федерации в преде­ лах полномочий этих орга­ нов. учреждений и должно­ стных лиц, признаются на всей территории Российской Федерации. Статья VI 1. Федеральные органы го­ сударственной власти Рос­ сийской Федерации не мо­ гу» издавать правовые 'акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государст­ венной власти республики в составе Российской Федера­ ции. В случае издания орга­ нами власти республики в составе Российской Федера­ ции законов, иных правовых актов по вопросам, отнесен­ ным к исключительному ве­ дению федеральных органов государственной власти Рос­ сийской Федерации, приме­ няются федеральные зако- Статья Ш . 1. Республики (государст­ ва) в составе Российской Фе­ дерации обладают всей пол­ нотой государственной (закЬ- яодательн<^, исполнитель­ ной, судебной) власти на всей территорий, кроме тех пол­ номочий, которые передащ .1 (отнесены) в ведение феде- ральшэк органов государст­ венной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором. Тер­ ритория и статус республики в составе Российской Феде­ рации не могут быть измене­ ны без ее согласия.. 2. Республики ' в составе Российской Федерации яв- 2. Отношения между фе­ деральными органами госу­ дарственной власти Россий­ ской Федерации и органами государственной власти рес­ публик в составе Российской «^дерации строятся на ос­ нове Конституции Россий­ ской Федерации, конститу­ ций республик, взаимоува­ жения и взаимной ответст­ венности. Споры разрешают­ ся с обязательным исполь­ зованием согласительных процедур в порядке, уста­ новленном Конституцией и законами Российской Феде- Мы, полномочные пред­ ставители федеральных ор­ ганов государственной власти Российской Федерации и ор- ■ ганов государственной вла­ сти краев, областей, городов Москвы и Саикт'-Петербур- га Российской Федерации, проявляя уважение к исто­ рии, традициям, культуре, языкам и национальному до­ стоинству народов Россий­ ской Федерации, признавая свою ответственность за со­ хранение исторически сло­ жившегося государственного единства народов Российской Федерации и целостности ее территории, ставя целью до­ стижение и укрепление меж­ национального согласия, до­ верия и взаимопонимания, реализуя приоритет прав и свобод человека и • гражда­ нина независимо от нацио­ нальной принадлежности, территории проживания и других обстоятельств, забо­ тясь о его материальном бла­ госостоянии и духовном раз­ витии, стремясь к качествен­ ному обновлению федератив­ ных отношений на основе рационального распределе­ ния полномочий и их эф­ фективного осуществления, исходя из того, что в преде­ лах своих полномочий орга­ ны государственной власти краев, областей, городов Мо­ сквы и Санкт-Петербурга Российской Федерации само­ стоятельно осуществляют власть на соответствующих территориях, - руководст­ вуясь ' Декларацией о госу­ дарственном суверенитете Российской Федерации, ре­ шениями Съезда народных депутатов Российской Феде­ рации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного уст­ ройства и федератршных от­ ношений в Российской Фе­ дерации, договорились о ни­ жеследующем; Статья 1 1. К ведению федеральных органов государственной вла­ сти Российской Федерации относятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Фе­ дерации и федеральных за­ конов, контроль за их соблю­ дением; б) федеративное устройство, состав, территория Россий­ ской-Федерации и ее целост­ ность; утверждение образо­ вания новых краев, обла­ стей; утверждение измене­ ний границ краев, областей, городов Москвы и СанктП1е- тербурга; в) защита прав и свобод человека и гражданина и гражданство Российской Фе­ дерации; защита прав наци-^ овальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов зако­ нодательной, исполнительной и судебной власти, повядка их организации и деятель­ ности; формирование феде­ ральных государственных ор­ ганов: установление общих принципов организации си­ стемы органов представи­ тельной и исполнительной власти краев, областей, горо­ дов Москвы и Санкт-Петер- д) определение основ фе­ деральной политики и феде­ ральной программы в об­ ласти государственного, эко­ номического, экологического, срциального, культурного и национального развития в Российской федерации; е) федеральная государст­ венная собственность и уп- вошения Российской Феде­ рации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; оп­ ределение порядка продажи и покупки оружия, боеприца- сов, военной техники и дру­ гого военного имущества; производство расщепляю­ щихся материалов, ядовитых веществ, наркотических. средств н порядок их исполь- н) статус, режим и защита государственной границы, территориальных вод, воз­ душного пространства, эко­ номической зоны и континен­ тального шельфа Российской Федерации; , о) Судоустройство; прокура­ тура; уголовное, уголовно­ процессуальное и уголовно- исполнительное .-мконода- тельство; амнистия и поми­ лование; гражданское, граж­ данско-процессуальное и ар- битражно - процессуальное законодательство; админист­ ративно-процессуальное, тру­ довое, семейное законода­ тельство; правовое регулиро­ вание интеллектуальной соб­ ственности; п) федеральное коллизи­ онное право; р) метеорологическая служ­ ба, стандарты, эталоны, мет­ рическая система и исчисле­ ние времени; официальный статистический и бухгалтер­ ский учет; с) федеральная 'государст­ венная служба;.' т) государственные награды и почетные звания Россий­ ской Федерации. 2. Органы власти краев, об­ ластей, городов •Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации участвуют в осу­ ществлении федеральных полномочий в пределах и ■формах, установленных Кон­ ституцией Российской Феде­ рации и федеральными за­ конами. ж) установление правовых основ единого рынка; финан­ совое. валютное, крёдитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федераль­ ные экономические службы, включая федеральные бан- раздии. 3. Споры по вопросам, ука­ занным в пункте 1 настоя­ щей статьи, и по вопросам, отаесенным к предметам св- вместного ведения в соответ­ ствии со статьей 2 настояще­ го Договора, разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации. Статья VII, Установленное настоящим Договором раззфаничение предметов ведения и полно­ мочий не может быть изме- з) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регио­ нального развития; и) федеральные энергети­ ческие системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; дея­ тельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; меж­ дународные договоры Рос­ сийской Федерации: вопросы войны и мира; 3. Краям, областям, горо­ дам Москве и Санкт-Петер­ бургу гарантируется пред- , ставительство в федеральных ' представительных органах государственной власти Рос­ сийской Федерации. Статья II. 1. К совместному ведению федеральных органов госу" дарственной власти Россий­ ской Федерации и органов государственной власти кра­ ев, областей, городов Моск­ вы и Санкт-Петербурга Рос­ сийской Федерации отно- а) обеспечение соответст­ вия уставов и иных норма­ тивных правовых актов крр- ев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Консти­ туции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина; обес­ печение законности, право­ порядка, общественной безо­ пасности; в) установление общих принципов территориального деления й организации мест­ ного самоуправления в кра­ ях, областях, городах Мбск- ве и Санкт-Петербурге; г) установление общих принципов налогообложения в краях, областях, городах Москвы и Санкт-Петербурге; д) адвокатура, нотариат; е) защита исконной среды обитания и традиционного об­ раза жизни малочисленных этнических общностей; ж) административное, жи- лиЕцное законодательство: зе­ мельное, водное, лесное за­ конодательство; законода­ тельство о недрах, об* охране окружающей среды; з) общие вопросы воспита­ ния, образования, науки, культуры, физической куль­ туры и спорта; и) здравоохранение, защита семьи, материнстаа, отцовст­ ва и детства, социальная за­ щита, включая социальное обеспечение; к) йриродопольэоваяие, ох­ рана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: особо охраняе­ мые природные территории; охрана памятников истории, и культуры; л) карантин, борьба с ка­ тастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий: м) другие полномочия, от­ несенные Конституцией Рос- л)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz