Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

путешествие продолжается / , таланты и поклонники 17 июля 1993 г. А штшь ЖД7Т у : ке в ловдове Е ст ь п а с в ет е лю ­ ди , к от о ры м ни как н е с и дит ся н а м е с ­ т е . И д аж е п ут еш е ­ ст во в ат ь они п р е д ­ почит ают не в к о м ­ ф орт а б ел ь ны х к уп е , к аю т а х или к р е с л а х эл е га н т н ы х л а й н е ­ р о в . О к р у г о с в ет к е от ц а и с ы н а С м у р га - с о в р а с с к а зы в а ет ш т урм ан д а л ьн е г о пл а ван ия Трудно бьшо назвать зре лищем старт закшоадтельноп этапа первой российской кру госветки на гребной лодке Буксир "Девиатор" с немноги ми провожающими и фотокор респондентами устремился вслед за "МАХ-4", имитирую­ щей выход на маршрут. Для "настоящего” выхода в море Евгению Смургису и его сыну Александру надлежало явшься на по 1 раиичный КИИ, чтобы поставить штампы "отход" в паспорта. А пока мореходы де­ монстрировали специально для фотографов возможности и достоинства единственного в своем роде судна. Последнее же слово "от­ ход", как выяснилось вскоре, стало камнем преткновения для пограничиош КПП "Мур­ манск". Попрощавшись с про­ вожавшими, я отправился вме­ сте с Евгением в комнату по­ граничного 1 иргща на восьмом причале, не подозревая об ожидавшем нас сюрпризе. — Нет, Москва не дает "добро", — дездрный прапор­ щик искренне огорчен. — Ну как же не дает? - 7 - Евгений кипятится. ^ Еще три дня назад наши документы были безупречны. Мы ждали только погоды. Через пару часов мы сиде­ ли на этом самом КПП у са­ мого заместителя нача^ш 1 шка. Григорий Борисович Гричкань выглядел вполне уверенно и начал с упреков в Ещрес жур­ нала "Вокру]’ света" за критику на его страницах стражей тра пицы по поводу памятного всем эпизода с "Гришшсом" в Баренцевом море. Мы, сстест вешю, попросили дать офици­ альный ответ. Через несколько минут ]'ригорий Борисович вручил нам листок с текстом: "Лодка "МАХ-4" не выпущена за государственную траницу... ввиду того, что но имеющейся у пограничников инструкции губные лодки не относятся к классу судов". На другой день в конторе капитана порта мы листали главный морской документ, полностью опровергавший по граничную инструкцию насчет того, что лодка не судно. Странно, не правда ли, что у стражей морских рубежей нет понятия о действующем "Ко­ дексе торгового мореплава­ ния", в котором статья 9, пункт 4 обязывает ЛОДКИ, испощзуемыс щш спортивных ] 1 елей, считать СУДАМИ. Са­ мое смешное состоит в том, что "паспорт" нашего "МАХ-4" . называется так: "Судовой би­ лет 1 ребпого судна". В хлопотах с отправкой факсов, в переговорах с редак­ тором журнатш, во встречах с руководством Мурманского морского пароходства пролете­ ли и этот, и следующий за ним дни. В это время, думаю, в не­ драх системы перемалывался наиболее сложный для нее ва­ риант решения проблемы пре­ цедента. И в самом деле: ни­ кто и никогда за всю нашу многострадальную историю не решал вопроса с отправлением в кругосветное плавание греб­ ной Лодки. Следовательно, на- ; ши неприятности, равно как и наша настырность, вполне ес­ тественны и необходимы. Между тем эпоха трансоке­ анских переходов на гребных лодках началась еще в про- пшом веке... Зачин сделали американ­ цы, выходцы из Норвегии Джорж Гарбо и Фрэнк Самю- эльсон. За 55 суток в далеком 1896 г. они на гребной шлюп­ ке проплыли от Нью-Йорка до Первое одиночное плава­ ние на веслам совершил англи­ чанин Том Мак-Клин в 1969 году. От берегов о. Ньюфаун­ дленд (Канада) до Ирландии он греб 70 суток и "прописал­ ся" в "ЬСниге рекордов Гиннес- Первое одиночное плава­ ние через Тихий океан от Сан- Франциско до Австралии в 1980—81 г.г. совершил англи­ чанин Питер Берд. В десяти­ месячном рейсе он не только читал любимый роман "Война ККОМ? ШНЕТЫ. . БЛАГОСКЛОЕЕЫ... Д Е Л И , '15 июля. (Корр. ИТАР-ТАСС Сергей Булан­ цев). Стабильность в делах и душевная умиротворенность посетят КОЗЕРОГА. Тем не менее следует поставить крест на предприятии, кото­ рое до сих пор приносило лишь огорчения и убытки. Планеты благоволят романти­ ческим влечениям прекрасно- ВОДОЛЕЙ преуспеет в бизнесе, финансах и карьере 22 и 23 июля. Грядут благо­ приятные перемены на рабо­ те. Юной даме следует при­ слушаться к совету родите­ лей и принять руку и сердце их 1 { 1 збранника. Два благоприятных дня выпадают РЫБАМ — это 22 и 23 июля. У предпринимателей период не из лучших, весьма вероятен острый финансовый кризис. Напрячь все силы придет­ ся ОВНУ. На деловых перего­ ворах вам рекомендована гибкая тактика. Идеальный день для принятия ответст­ венного решения — 20 июля, а вот 22-е число чревато ос­ ложнениями дома. Супруги никак не могут решить, кому же должно принадлежать вер­ ховенство в семье. На долю ТЕЛЬЦА выпадут трудные успехи. Неожидан­ ное огорчение сменится столь же негаданной радостью: Уйма дел обрушится на БЛИЗНЕЦОВ. Хлопоты пред­ стоят и на работе, и дома. Впрочем, они завершатся по большей части к вашему удовлетворению. Запомните свой самый удачливый день — это 23 июля. Важный шаг к достиже­ нию поставленных целей сде­ лает РАК. Астрологу видится удачная финансовая опера- ^ Понедельник может ока­ заться для ЛЬВА поистине тя­ желым днем. В остальном все не так плохо. Весьма вероят­ ны денежные поступления. Молодая дама имеет реаль­ ный шанс приобрести счаст­ ливый лотерейный билет. . Возможность укрепить финансовое положение выпа­ дает на долю ДЕВЫ. Идеаль­ ный день — 24 июля. Пусть служащий на этой неделе поднимет вопрос о прибавке жалованья. Главное событие в жизни ВЕСОВ —новое полезное зна­ комство или контакт. Не бой­ тесь усталости от работы — вы делаете хороший задел на будущее. Нелегкие испытания уготованы дамам в возрасте от 22 до 38 лет. В полосу невезения всту­ пает СКОРПИОН. Опасайтесь подвоха-невольного или преднамеренного —со сторо­ ны близкого друга. Служаще­ го могут вызвать "на ковер". Искренне признайте ошибки, коли таковые допущены. Взлеты на работе и сплошная нервотрепка дома ожидают СТРЕЛЬЦА. Боль­ шинство деловых проблем решаются к вашему удовлет­ ворению. Семенные обстоя­ тельства попадают под нега­ тивное воздействие планет. Читатели "ЛГ", вероятно, помнят события зимы-весны 1991 года, когда мировая, в том числе и российская, пресса была буквально запо­ лонена сенсационными'мате-, риалами о массово 1 й "наше-' ствии" НЛО в небе над Бель­ гией. Сообщалось, что стран­ ные "мерцающие треугольни­ ки" наблюдали и местные полицейские, и ученые, и журналисты, не говоря уже о простых бельгийцах. Но, не- ■смотря на многочисленные попытки.-вступить в контакт с пришельцами, сделать этого тогда не удалось. Более того, НЛО пропали так же неожи­ данно, как и появились. При­ чем, 1 все сразу. По времени это совпало с окончанием войны в Персидском заливе. Случайность? Журналисты из Бельгии Кристоф Агню и Жильбер Шарль утверждают, что нет. Недавно они поместили в журнале "Виф экспресс" большую статью под красно­ речивыми заголовком "НЛО Пентагона", в которой авторы не исключают возможности, что все эти "треугольники", наделавшие в Бельгии много шуму, не что иное, как ре­ зультат многолетней деятель­ ности секретных лабораторий Пентагона. Эту точку зрения К. Агню и Ж. Шарль подкреп­ ляют любопытными сведени- з|", включающие разработку современных летательных ап­ паратов. Занимается этим особо секретное подразделе­ ние фирмы "Локхид". Именно в ее лабораториях, бюджет которых в том же 1991 году составил 752 миллиона дол­ ларов (!), родились печально известные самолеты-развед­ чики " и -2 ” , "ЗН -71", "Р- 117а". Они были выкрашены в черный цвет, отсюда и на­ звание программы. Рядовые американцы дли­ тельное время и не подозре­ вали о существовании такой "фирмы", только в 1964 году в одной из своих речей "про­ говорился" тогдашний прези­ дент США Л. Джонсон, кото­ рый заявил, что суперсекрет­ ный самолет-разведчик "8Р- 71" уже несколько лет выпол­ няет различные задания ЦРУ. Вплоть до 1982 года руково­ дители американского воен­ ного .аедрмртва напрочь отт; рицали существование и са- молета-разведчика "и-2РЗ" — новой модификации шпи­ онского самолета "11-2", сби­ того вместе с летчиком Па- ульсом в 1960 году над тер­ риторией нашей страны. О самолете же "Р-117а" мир у з - , нал лишь за несколько меся- находится и база американ­ ских ВВС, тщательно охраня­ емая спецподразделениями морской пехоты. А в апреле 1992 года не­ сколько радиолюбителей из Калифорнии засекли перего­ воры в эфире диспетчера авиабазы "Эдвардс" с само­ летом, имевшим кодовый по­ зывной "Гэспайп", из которых следовало, что аппарат нахо­ дится далеко за 16.000 мет­ ров, по сути дела, — "потол­ ком" современной истреби- ^ 5 ж 'гс^ н , А "ЧЕРНАЯ ПРОГРАММА", ИЛИ НЛО ПО -АМЕРИКАНСКИ цев до бомбардировки Багда- Строжайшая секретность "черной программы" подви­ гала многих "рыцарей пера" к кропотливому изучению всего, что могло бы пролить свет на загадки Пентагона, Начиная с 1990 года, в "Лос- Анджелес Таймс" появилась серия любопытных публика- необычных явлениях ;в доли­ нах Сан-Габриэль и Сан-Бер­ нардино в Калифорнии, где страшный гул сотрясал стены домов. Причем, происходило это регулярно по четвергам около 7 часов утра в течение нескольких недель. Местные сейсмографы определили, что данное, явление явно не природного происхождения. Через год уже шотланд­ ская газета "Скотмэн" рас­ сказала о вибрациях, связан­ ных со сверхзвуковыми вол­ нами в районе Мэшрихэниша, что на западе Шотландии. Любопытно, что именно здесь тельной авиации. Все эти догадки, робкие данные позволяли сделать вывод, что новый самолет- шпион ВВС США — не химе­ ра. Он существует. Имя ему — "Аврора". Это название по недос­ мотру проскочило в 1985 году в проекте бюджета Пентагона на 1986 год. Тогда на новую программу военного ведомст­ ва США выделялось 80 мил ЛИОНОВ долларов, а год спу стя — уже более двух М 1 ардов. Естественно, следы "Ав роры" быстро исчезли. Одна ко косвенно наличие это 1 / программы было подтверж дено в 1990 году, когда Пен тагон объявил о снятий с во­ оружения самолетов "ЗР-71". "Официальная версия была такой: очень дорога эксплуа­ тация аппаратов. Но экспер ты засомневались. Более т го, странно повела себя этой ситуации фирма "Лок хид", из цехов которой I ДИЛИ те самые "8Н-71", при­ нося ей колоссальную при­ быль. Она промолчала, не произнеся ни слова протеста. В финансовых же документах фирмы в разделе "Разное" е тех пор стали функциониро­ вать поступления сумм, пре­ вышающих миллиард долла­ ров ежегодно. Наконец, в 1992 году быв­ ший наблюдат-ель королев­ ских ВВС Великобритании Крис Джибзон в интервью журналу "Джейн’с .Дифенс Уикли” рассказал о том, что видел в небе над Северным (йорем дозаправку в воздухе неизвестного летательного аппарата, которая проходила под контролем американских истребителей. Анбшиз всей этой и до­ полнительной информации позволил составить описание внешнего вида и некоторых характеристик "НЛО Пентаго­ на". Он имеет дельтообраз­ ную форму, длиной ^7, шири­ ной 15 метров. Оснащен дву­ мя двигателями, работающи­ ми на жидком метане. При помощи одного достигает скорости в 3—4 М (М — число Маха, равно скорости звука). Затем в дело вступает вторрй двигатель, который на высоте 35—40 километров разгоняет "Аврору" до 8 М. Сие стано­ вится возможным именно из- за оригинальности действия двигателя, в котором тяга со- здается не за счет сжигания топлива, а за счет его взрыва позади аппарата. Во всей этой истории по­ ражает одно. "Аврора" у аме­ риканцев существует уже с 1986 года. Насколько далеко зашли эти "черные програм­ мы", неизвестно. Известно другое: на 1993 год в бюдже­ те Пентагона на сугубо сек­ ретные работы выделено 16 миллиардов-долларов, и пой­ дут они на "исследования, развитие, производство". Вот такую фактуру пове­ дали недавно миру два бель­ гийских журналиста. Материал к печати подготовил В . АФАНАСЬЕВ . и мир", но и греб, что ставит его достижение в ряд выдаю­ щихся. В нашу задачу нещгодило перечислять всех; мы лишь упомянули тех, кто в чем-то был первым. Теперь вот в не­ ведомое для самих себя плава­ ние отправляются Евгений со своим сыном... Но вернемся к нашим за­ претам. Кто-то кого-то перетя­ нул в этой никому не нужной борьбе, и вот вечером"3 июня знакомый голос поздравляет нас; вам добро на выход в оке- 4 июня в 12.43 Евгений Смургис и сьш его Александр —два россиянина из Липецка, на долгие шестнадцать меся­ цев перенесли себя в иное со­ стояние. Дом их теперь — восьмиметровая деревянная лодка, а жизнь — непрестан­ ный труд в соленом и неуют- Две недели'спустя Евгений Смургис позвонил мне из нор­ вежского порта Тромсе. Ска­ зал, что все в порядке, и вскользь упомянул, что за по­ луостровом Рыбачий встреч­ ный шторм отбросил лодку к родным берегам. Погранични­ ки арестовали нарушителей границы, й всего два дня им понадобилось, чтобы опознать в нИх тех самых чудаков, до­ бивавшихся выхода в море, благо и разрешение из Норве­ гии подоспело. Их: с миром от­ пустили, чтобы снова они на веслах одолели ранее пройден­ ный путь к норвежским бере­ гам. Теперь наши мореходы под прикрытием островов за- ' метно прибавили в скорости, ' пытаются войти в сильно на­ рушенный график кругосвет­ ного плавания и мечтают о первой большой стоянке в го­ роде Лондоне, что славен сво­ ими мореходами на гоебных лодках... ■/ На снимке: "МАХ-4" выхо­ дит в море. Ф ото автора. ОДНИ ши БЕЗ'ЩЗУКИ" Лет пять-шесть назад в Липецке проводились раз­ личные соревнования на мотоциклах. Особенно по­ пулярны были мотокроссы. Красочные афиши, разве­ шанные по городу, призы­ вали болельщиков побы­ вать на выступлениях гон­ щиков. Десятки, а то и сот­ ни зрителей наблюдали в районе второго мостового перехода лихие каскадер- ские гонки. Двухколесные "коньки-горбунки", то взле­ тая в воздух на несколько секунд , то опускаясь на землю, с ревом и в клубах пыли неслись друг за дру- Увы, сегодня это все уже можно отнести к исто­ рии липецкого автоспорта. Минуло три года, как в на­ шем городе проходили по­ следние соревнования по мотогонкам. Не существует более и команды, которая, кстати, выступала на при­ личном уровне. К примеру, двахеды — в 1988-89 г. г. — становилась чемпионом "Минавтотранса" бывшего Союза. Да и поездки на со­ стязания в различные горо­ да России и Украины при­ носили нашим ребятам не­ мало наград. Диагноз затянувшейся болезни местного мото­ спорта прост до банально­ сти. Кануло в Лету прежнее Министерство автомобиль-^ ного транспорта СССР. По­ менял вывес!^ и часть фун­ кций бывший ДОСААФ. И если ранее "по приказу сверху" Липецкая область должна была комплекто­ вать команду гонщиков на соревнования, то в наши дни таких указаний не по­ ступает. Хочешь померить­ ся силами с гонщиками из других регионов? Пожалуй­ ста, поезжай на любые со­ ревнования, никто тебе не запретит, но и... не помо- Дело в том, что техника также подвержена старо­ сти, как и люди. Имеющие­ ся у нас российские мото­ циклы и чехословацкие "Че- зеты" уже давно морально устарели по сравнению с японскими "Хондами" , "Судзуками", "Ямахами". И будь ты хоть супергонщи­ ком , но на российском "стальном коне" японского не обскачешь. Последний и маневреннее, и легче , и сильнее, и... Шофер таксопарка, кан­ дидат в мастера спорта по мотокроссу П. Баран счита­ ет, что необходима нема­ лая помощь, дабы возро­ дить мотокросс в Липецке. — Потеряно многое, — говорит Павел. — И если еще пару лет у лицчан не появятся хорошие мотоцик­ лы, то уже будет некому выступать на соревновани­ ях, передавать опыт и уме­ ние молодежи. А ведь сре­ ди подростков очень много желающих попробовать свои силы в этом виде спорта. Рокеры — это, из­ вините, туфта. Они способ­ ны лишь "порисоваться", да и мчась с огромной скоро­ стью по городу, того и гля­ ди собьют человека, пока­ лечатся сами. Смелость, храбрость и силу нужно по­ казывать на спортивных трассах. Приобрести современ­ ный иностранный мотоцикл сегодня не трудно. Были бы только 5-6 тысяч долларов. Но таких денег, конечно же, у липецкой команды гонщи­ ков, в которой были три ма­ стера и два кандидата в мастера, нет, да и не пред- спонсоров. Но где их най­ ти? А ведь гонщики готовы выступать под маркой их фирмы, рекламировать их деятельность. — Нам бы только заи­ меть новую технику, — ска­ зал в конце беседы Павел Баран. — А уж -тогда мы бы показали свой класс и мас­ терство. И очень обидно, что в соседних областях на­ шлись люди, которые по­ могли своим спортсменам, снабдили их всем необхо­ димым, у нас таких нет... Пока же в Липецке на блестящих хромом и нике­ лем иностранных мотоцик­ лах жйгают по улицам горо­ да малочисленные рокеры, дети богатых родителей... В. ВАСИЛЬЕВ . №138 (452) ^ о ж ^ ж о Р А З 'В А г 'ч г 'р 'х г ! РОГАТЫЕ КРОССМЕНЫ БУЭНОС-АЙРЕС. Власти Аргентины запретили проведение так называемой "уличной корриды" в курортном городе Мар-дель-Пла­ та, который расположен на Южноатлантическом побережье страны. Местные организаторы этого опасного зрелища с целью привлече­ ния туристов намеревались устроить в центре города спектакль с участием людей и животных, наподобие традиционной "бычьей яр­ марки", которая в июле ежегодно проводится в испанском городе Памплона. Десятки быков, одновременно вьшущенных на волю, мчатся по центральным улицам в необычной гонке с любителями острых ощущений, буквально сметая все на своем пути. Как сооб­ щает печать, за шесть десятилетий этого популярного в Испании "праздника храбрости и смерти" погибли 12 человек и более 6 тысяч получили тяжелые увечья. ' _____________ __________________ (ИТАР -ТАСС). з в в з ш э е ж р л ш "Я ПАШУ, КАК ПАПА КАРЛО..." « восхищение, и за ­ висть. Но хотя "звез­ ды" светят веем, она остаются людьми. И у них свои заботы, про­ блемы и горести, ни­ чуть не меньше, чем у простых смертных. Анатолий Жадов Л егко ли быть звездой? Вопрос, конечно, риторический , и все ж е ... Если когда -т о поклонники забрасывали своего кумира цветами, носили его на р у ка х , то теперь в ходу иное обожа­ ние. Нынешние фаны преподносят эстрадному "идолу", в пря­ м ом смысле этого слова, сногсшибательные подарки. Пробив­ шись сквозь охрану, в экстазе р в ут на части его одезкду, поджигают двери его квартиры , прокалывают колеса его а в ­ томобиля, а порой и стреляют, стараясь не понарошку по­ пасть в любимого артиста. С этого и начался наш разговор с одной из поп-звезд отечественной эстрады Алексеем Глы- . — Так как же живется сегодня кумиру? — Нормально. Правда, отчасти. Поскольку жизнь моя связана с гастролями, сьемтшми, но волей-неволей приходится быть на ви­ ду. Естественно, что у многих поклонников возникает желание по­ общаться со мной, дотронуться до меня, получить от меня какой- нибудь сувенир. А что я могу презентовать? У меня в карманах, кроме медиаторов и текстов песен, ничего нет. Стараюсь к подо­ бным желаниям относиться спокойно. Может, действительно чело­ веку станет легче, если он дотронется до меня. Ради Бога, пусть потрогает... — Алексей, напомни, пожалуйста, в двух словах вехи своего вос­ хождения на эстрадный Олимп. — Все очень просто. Родился и вырос в Москве, здесь же за­ кончил музыкальную школу по классу фортепиано, затем Тамбов­ ское музыкальное училище. Первое время играл на танцах, потом попал в аккомпанирующий состав к Алле Пугачевой, а уже из груп- тгы "Ритм" меня пригласили "Веселые ребята". Вот и все. Теперь работаю один, со своей грутшой, конечно. — В "Веселых ребятах" ты, как говорится, был ко двору. Почему же ушел из ансамбля? — Увы, мне стало просто неинтересно. "Веселые ребята" — очень сильная группа, в которой выросло немало талантливых му­ зыкантов и исполнителей. Да и руководитель группы Павел Сло- бодкин — одаренный пианист и профессиональный, как сейчас называют, продюсер. В этом ансамбле мне было легко и свободно работать, для меня делались песни, меня знала публика. И все же настало время, когда я почувствовал, что способен на большее... — И ты это доказал. Но кто сейчас тебе пишет песни, занимается твоими концертными проблемами? — В основном, Виктор Чайка. Сотрудничаю СИгорем Крутым. Иногда находит вдохновение и на меня. Правда, редко. Это из-за того, что ужасно не хватает времени. Проблемы, заботы, дела... Приходится самому заниматься организацией концертов. Мне по- гшетоящему не хватает профессионального менеджера, который бы* доставал и забщ)ал пленку, договаривался насчет рекламы и показа видеороликов, вел переговоры... Пока этим приходится заниматься мне, мне и еще раз мне. Кстати, очень раздражает, когда слышу, что артисты вольготно живут, катаются. Как сыр в хисле, зарабатывают кучу денег и плюют в потолок. Этих бы говорунов, да на месячишко в мою упряжку. — Алексей, боюсь, что в твой тяжелый хлеб все равно не поверят. Уж очень распространено мнение, что "звезды" зарабатывают умопом­ рачительные гонорары и имеют все. Похвастайся, что имеепш? — Своей "хаты" у меня нет. Живу у мамы в... однокомнатной квартире. Чтобы работать, а ты, как журналист, понимаешь, что для творчества необходимы тишина и покой, приходится обитать месяцами на даче... — Извини, что перчил. На даче говоришь? Что ж ты тогда при­ бедняешься, если загородный особняк имеешь? —... Это ты, я смотрю, издеваешься. Ты видел этот особняк? Так вот, воображаемый тобой замок представляет собой небольшой домик. Как сказал бы Роман Карцев; ну, очень маленький... Един­ ственным его достоинством является уединенность. И даже там я не отдыхаю, а работаю. Ясно? Ко мне туда приезжают музыканты из нашей группы, и мы ра- бо-та-ем. Пойми, такое место мне необходимо. Там нет сугмасшедших телефонов, гфугом тишина. Правда, рядом аэродром й периодически пролетают самолеты, но к этому я привык. — Чем занимаешься в свободное время? —Дай вспомнить, когда оно у меня было? Можешь не верить, как, впрочем, и читатели, но я и в свобод­ ное время... работаю. Чтобы быть популярным, надо гшхать, как папа Карло. Извини, но мне'надо бежать в студию. И Глызин действительно смотался от вашего назойливого кор­ респондента. К а к и з ве ст н о , в с е м ы см е рт ны . Н и ч е ­ го не под ела еш ь , д е ­ ло ж ит ей ск о е . . . Но с его дн я и пом и рат ь в е с ьм а накладно . Д л я скачущ и х в се выш е и выш е цен д а ­ же к ладбищ ен ская о гр а да — н е п р е г р а ­ д а . . . Владимир Даньшин Недавно мне пришлось по­ бывать на необычном предпри­ ятии - Липетцсом комбинате спецобслуживания. Нет, это не та контора, что ведала или ве­ дает распределением различ­ ных благ для номенклатуры. Даштый комбинат имеет иную тгв^ лл^^ Н "^ р в т г о р ж л ш И зарастет народная тропа... специфику — оказание риту­ альных услуг населению. "Похоронка"... Именно так многие липчане называют эту фирму в обыденности. Распо­ лагается она в старой церквуш­ ке на территории Евдокиевско- го кладбища, что на площади Героев. Церкви, кстати, уже лет 150 минуло. Ее недавно пытались отреставрировать ме­ стные священнослужители и •'казаки. Ходили, рядили, при­ сматривались... Но куда ж е ' тогда работникам комбината прикажете податься? Они и са­ ми бы рады уйти в другое по мещение, но, увы, его нет. А трудиться здесь прихо­ дится много. Дел хватает всем: плотникам и цветочницам, же­ стянщикам и водителям, кар- касникам и граверам. Одних... гробов только изготовили за первое полугодие 1880 штук Штат сотрудников комбината около 112 человек. Они обслу­ живают девять городских клад- — У нас действительно специфичное предприятие, — обтяснип директор В. Голубиц­ кий. — Настолько специфич­ ное, что порой и не знаешь, куда с этой спецификой по­ даться. Если, к примеру, чью- то продукцию не берут в одном месте, то ее можно реализовать в другом. С нашей же (гробы, венки, кресты, памятники и пр.), извишгге, выездную тор­ говлю нс устроишь. Как гово­ рится, есть усопший — есть сбыт, нет... Ну, а на нет и суда нет. Не будешь же, в конце концов, желать людям скорей­ шей смерти. Когда соприкоснулись с этим "рынком-базаром", творя­ щимся сейчас в стране, —про­ должил Владимир Захарович, — то коллективу предприятия пришлось труднехонько; У нас не бьшо стартового капитала, а имевшиеся в наличии деньги обесценились мгновенно. К то­ му же мы строго ограничены в рентабельности. Создалась стравшая напряженка с по­ ступлением пиломатериалов. Гробы приходилось распреде­ лять чуть ли не пошт)шно. Сейчас, правда, лесхозы по­ ставляют древесину регулярно, нет проблем и с обивочным материалом. Как утверждают, на комби­ нате практически изжиты так называемые магарычи. Любую ритуальную продукцию можно выбрать и. купить свободно. Слишком дорогой она стала, чтобы прятать ее под "прила­ вок". Нштример, самый деше­ вый памятник из мраморной крошки стоит около 20 тысяч рублей. Из гранита —обойдет­ ся в десятки тысяч рублей. Столь непомерные суммы от- шодь не по прихоти "похорон­ щиков". Сырье приходится за­ купать по таким же бешеным ценам. Ну, а самые "скромные" похороны сегодня, без за- 15—17 тысяч. Как понимаете, такой капитал, конечно же, не у каждого имеется в наличии. ' Если говорить о наших российских кладбищах, то их средняя "жизнь" составляет 150—200 лет. Что дальше? А далее то, что увидел на Евдо- киевском. Сашлм старым захо­ ронениям здесь более века. Не­ которые освежены краской*и... нецензурными словами. За мо­ гилами этими,- разумеется, практически никто не ухажива­ ет, они оседают и через не- Из полугора тысяч здешних могил (точная цифра известна лш 1 ! ь Богу) содержатся в дол­ жном порядке приблизителыто пять-семь процентов захороне­ ний Еще кто-то присматрива­ ет за могилой героя-комсо- мольца Валентина Скороходэ- ва, ухаживают и за памятника­ ми военным летчикам, погиб­ шим в авиакатастрофах. Боль­ шинство же могил и надгробий тихо забросили. Так мы чтим память своих предков: Так бу­ дут чгшъ и нас.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz