Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

л Г-2: нужна уверенность в завтрашнем дне 18 июня 1993 г. Что МЫ ждем от Конституционного совещ ания М н е н и я н а р о д н ы х д е п у т а т о в р а з д е л и л и с ь Конституционное совещание, созванное по инициативе Президента Ельцина, продолжает оставаться темой дня в политической жизни России. По-разному трактуются цели и первые итоги его работы. Оценки — диаметрально противоположные. Неоднозначное мнение высказывают и народные депутаты Липецкой области. Как показывает опрос, среди представителей законодательной власти преобладает настороженное, а в целом отрицательное отношение к Совещанию. Например, по мнению депутата Чаплыгинского районного Совета Г. Бурмистровой, Конституционное совещание стало ареной очередных споров, которых мы нагляделись и на­ слушались прежде. Что же происходит в Москве? Насколько легитимно созванное Совещание? Пока вопросы остаются открытыми. Безусловно, инициатива Президента придала новый импульс начавшимся конституционным ре­ формам. Процесс набирает обороты. В какое русло он будет направлен, — покажет время. Главное, чтобы данный совещательный орган не превратился в институт давления на парламент, не стал поводом для нового витка противостояния в России. Инициатива Президента по созыву Конституционного совещания сдвинула с мертвой точки конституционный про­ цесс. Работа Совещания убе­ дительно свидетельствует, что оно может выработать необхо­ димые документы. Более того, оно может превратить консти­ туционный процесс в инстру­ мент достижения гражданско­ го мира, сотрудничества всех наиболее влиятельных сил на- щего общества. Совещание — главный по­ литический итог апрельского референдума. Несмотря на многочисленные ощибки, не­ допустимую поспешность и неединйчные легковесные обещания власти, н т о д про­ длил вотум доверия Президен­ ту и правительству в своей еще нерастраченной надежде. Но резерв времени, отпущен­ ный им для решения карди­ нальных вопросов государст­ венной власти, для перевода экономики в естественное со­ стояние, небезграничен. Мед­ лить с его использованием ции. С одной стороны, края и области требуют- уравнивания в правах с республиками, с другой —республики в соста­ ве Федерации, а точнее,- их эт- нократическая элита, пытают­ ся, угрожая выходом из Рос­ сии, отстоять особые права. Чего мы ждем от Консти­ туционного совещания? Ко­ нечно, оно не развяжет все уз­ лы, так туго затянутые проти­ востоянием. Но, приняв необ­ ходимые решения. Совещание сможет ослабить давление на очень удачным . способом, от старых порочных в своей ос­ нове политических и эконо­ мических конструкций к но­ вым. Процесс этот длитель­ ный,он может растянуться на годы. Значит, сейчас имеет смысл говорить только о Кон­ ституции переходного перио- Точнее, есть идеи, прин­ ципы и нормы, которые вы­ держали проверку временем 'предусмотрительнее нас. Вен­ грия, Болгария и другие стра­ ны в своих конституциях зем­ лю и богатства недр объявили собственностью государства. Республики в ст. 3 Федератив­ ного договора пошли еще' дальше.. Они истолковали "до­ стояние" как "собственность", придав этому понятию четкий правовой смысл. , Если к этому добавить не­ обходимую норму о том, что собственность неприкосновен­ на и может быть отчуждена завтрашнем дне, это нежела­ ние делать накогшения, вкла­ дывать средства в развитие экономики. Борьбу с инфляцией, пре­ одоление спада должно воз­ главить правительство. Но для этого оно должно освободить­ ся от гнета политиков, не быть заложником противосто- Избиратели не проявили желания участвовать в конф­ ронтации властей. Народ жаж-' дет мира и уверенности в за- СНЯТЬ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПЕРЕМЕН Можно надеяться, что Конституционное совещание пгшит еще одну проблему. То, что 'наша трехступенчатая, называющая себя верховной, власть в рамки правового го­ сударства не вмещается, об­ щеизвестно. Известно принципиальное решение — досрочные выборы. Но чтобы история не повторилась, что­ бы наш парламент стал нашей гордостью, необходимы уп­ реждающие шаги. Прежде всего, это закон о партиях и новый закон о выборах. втрашнем д первом не политические интересы противоборцев, а простые и, оказывается, такие сложные вопросы. Когда же жить легче станет? Когда экономический спад сменится подъемом? Когда мы вырвемся из тисков инфляции и будем работать с Згве^енностью в завтрашнем Экономику во многом гу­ бит политика: долговременные интересы россиян зачастую приносятся в жертву текущим политическим интересам. Здесь проходит фронт борьбы, здесь наши болевые точки. Рассмотрим главные. Прежде всего, это затянув­ шаяся конфронтация уже не двух, а трех ветвей власти. Конституционный суд, при- звщпшй уравновешивать пер­ вые две ветви, волею его по­ литизированного руководате- ля стал балластом для переве­ шивания чаши парламента. Пчталич власти привел к то­ му, что было утеряно государ­ ственное регулирование госу­ дарственной экономикой. Власти, противостоящие друг другу, вовлекли в полити­ ку хозяйственников, перенес­ ли борьбу в сферу финансо­ вых и денежно-кредитных от­ ношений. На практике эго оз­ начает, что производственни­ ков, которые завоевывают твердые позиции на рынке, обеспечивают стабилизацию и даже устойчивый рост, стал кивают с другими, с т---- предлагает ненужную болевые точки. Снять барьеры на пути ожидаемых перемен. Главным препятствием ста­ новления новой российской государственности являются сложившееся двоевластие и неразрешенные проблемы фе­ дерализма. Следовательно, Конституционное совещание должно устранить это препят­ ствие. Лучший способ — под­ готовить единый проект новой Конституции и выработать механизм ее принятия. Вопрос о том, какой из проектов (президентский или парламентский) надо принять за основу, не -принципиален. Дело в том, что принятие че­ го-либо за основу не наклады­ вает никаких ограничений.на любые переделки. Но не пар­ ламент, а Президент сделал Конституцию темой дня. Кро­ ме тогхь парламентский про­ ект, обнародованный еще осенью 1990-го года, с тех пор значительно изменен в инте­ ресах влиятельных парламент- .всюду, где г е уничтожили с помощью Центробашса •поддерживают на гшаву, нака­ чивая пустой денежной мас­ сой (система взаиморасчетов). Власть из центра перенес­ ла борьбу в регионы, стараясь зауч и ться их поддержкой. Набрала силу проблема разно статусности субъектов Федера- Совещания должна строена на основе : ния Президента и с учетом итогов референдума. Последнее означает, что принятие Конституционных решений в нынешних политйл ческих условиях не может быть исключительным правом Съезда народных депутатов. Если они будут согласованы всеми комиссиями Совещания и парафинированы большин­ ством субъектов Федерации, то никто, кроме избирателей, не правомочен их отвергнуть. Интересы сил, представ- леншлх на Совещании, непро­ сто привести к одному знаме­ нателю. Поэтому прогнозиро­ вать результаты можно, гаран­ тировать —нельзя. Попытаем­ ся обосновать необходимость следующих итогов. Принятие в ближайшее время полного текста новой Конституции мало возможно. насильственно. Это все, относится к основам консти­ туционного строя. Незыбле­ мость прав и свобод человека и гражданина, суверенность народа как единственного ис­ точника государственной вла­ сти, ответственность государ­ ства перед человеком и граж-. данИном, республиканская форма правления, принцип разделения, независимости (в пределах своей иомпетешщи) и тоавновещивания трех вла­ стей. Против этого не высту­ пает ни одна из значимых се­ годня политических сил. Более того, шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конститу­ ционных реформ, содержа­ щую эти основы. Следователь­ но, они должны найти себе место в итоговом документе. Иное отношение к федера­ лизму. Равенство экономиче­ ских, политических, да и шо- бых других конституционных прав зафиксировано во всех известных устойчивых федера­ циях: США, ФРГ и пр. Со­ мнительно с позиций единого государства включение в Кон­ ституцию Федеративных дого­ воров, которые закрепили раз­ ный статус республик, краев и только по закону, то что ос­ танется от единого государст­ ва? Что от него останется, ес­ ли и на самом деле, а не толь­ ко на бумаге поделить землю, недра, растительный мир ду народами? (О делении жи­ вотных не говорю: они, буду­ чи неграмотными, могут стать' "перебежчиками"). А все наша неистребимая х^ивычка в силу Федеративного догово­ ра одни становятся собствен­ никами нефти, угля, леса, а другие — земель, доведенньЬх до бесплодия. Руководители республик ствовать избирательные миссии, сформированые фак­ тически на однопартийной основе в условиях, когда (по­ зволю себе процитировать курс Советского государст­ венного права) "... регистри­ руется один кандидат в дегу- таты и соответственно он один вносится в избиратель­ ный бюллетень. Это обуслов­ лено прежде всего отсутстви­ ем: у нас конкурирующих со­ циальных групп,... социально- полй-тическим и идейным единством народа..." Остановимся особо на за­ коне о партиях, ограничива­ ясь темой выборов. Уже в 1990-ом году во время изби­ рательной кампании мы стол­ кнулись с ситуацией, когда км ди дат представлм ----- областей. Мы уже имеем печальный опыт закладывания мин р настаивают' щ# инкорпариро- вании (включёнии) в текст но-, вой Конституции Федератив­ ного договрра. Согласиться с этим, закрепив неравенство субъектов Федерации и меха­ низм расшатывания государст- Конститучии государств, где возникли и развивались научные школы государствен­ ного права, исходят из сувере­ нитета народа в целом; он не­ делим. Скажем, по ст. 31 Кон­ ституции ФРГ федеральное право имеет перевес над пра­ вом земель, а по ст. 33 каж­ дый гражданин имеет в каж­ дой земле одинаковые граж­ данские права. Одна из них — право наций на самоопределение вплоть до отделения, включенное в прежние Кинституции, уже сработала. А разве менее опас­ на такая: земля и ее недра, во­ ды, растительный и животный мир являются достоянием на­ родов, проживающих на соот­ ветствующей территории (ст. 11 действующей Конститу- Наши восточноевропей­ ские соседи, конструируя свои законы после 1948 г. по наше­ му образцу, оказались гораздо ревод принципа разделения властей в , область практиче­ ского воплощения. Прежде . всего, эго означает отказ за­ конодателя от управленческих (распорядительных) функций. Говорят, что мы привьгка- ем жить в условиях инфляции, приспосабливаемся к ее росту порядка 20 — 30 процентов в месяц. А ведь цивилизованная норма —3—5 процентов в год. Некоторые страны Восточной -------- снизили инфля- 20 — 30 процентов в Сживаться с инфляцией Нельзя. Это неуверенность в самого себя. Из­ биратель, человек здравомыс­ лящий, понимал, что депутат- одиночка, каким бы он ни бьш желанным, едва ли что- либо сможет сделать, и, на- -пример, дилемму секретарь ГСК — профессор вуза народ решал уверенно в пользу сек- Большее число независи­ мых депутатов в парламенте привело к тому, что методом последовательных приближе­ ний стали возникать и пере­ формировываться депутатские фракции для лучшей защиты интересов избирателей (и иных целей). Этот опыт, а он укладывается в общеприня­ тую парламентскую практику, имеет смысл отразить в новых законах. И тогда в следующую избирательную кампанию из­ биратель будет выбирать сво­ его кандидата в своем округе из того или иного партийного списка (либералы, кадеты, коммунисты и Т.Д.). А по­ скольку вместе со списком кандидатов партии предложат свои программы, то избира­ тель, делая свой выбор, смо­ жет учесть три фактора: лич­ ность своего кандидата, про­ грамму партии и ее возмож­ ности провести программу в В. МЕНЬЩИКОВ, член Верховного Совета РФ. Когда "меня спрашивают, что происходит в Москве, я от­ вечаю: ничего особенного, у молодой нашей демократии ре­ жутся зубки. Или —зубы, или —клыки. Это уж что получится. Переболеем и на этот раз. Выберемся, ведь в нынешнем веке Россия только тем и занималась, что сначала создавала гфи- зисы, потом мучительно их преодолевала. Рано или поздно, будет у нас и Конституция. Но только не надо горячиться и хватать друг друга руками. И думать, что Москва нашла,' наконец, кислородную подупжу для больного нашего общества. Давно надо уяснить, что не Основной Закон сию секунду нам нужен, а работоспособная власть, которая бы У МАЛЫША РЕЖУТСЯ ЗУБКИ.» вспоминала хотя бы о существующих законах. Я жил при ста­ линской и при брежневской Конституциях. Ну и что? Многие хорошие,- "во имя человека", статьи не работали, саботирова­ лись той же властью. Да и кто, скажите, когда заглядывает в Конституцию? Безвластие —вот паралич, который поразил сегодня и рай­ онную, и областную, и республиканскую власти. Эту болезнь и надо лечить презаде всего. А. ПРОКОФЬЕВ, депутат Задонского райсовета. БУДЕМ СРАВНИВАТЬ ПРВКЕТЫ "Ныне действующая Кон­ ституция —тормоз в реформи- ------ [ИИ России. Нора заме- такую Конституцию", — так настойчиво внушают нам средства массовой информа­ ции. В этом внушении содер­ жится явная неправда. Кому мешала, например, нынешняя Конституция схватить за руку и посадить на скамью подсу­ димых расхитителей наших национальных богатств? Кому она мешала защитить честных граждан от преступного мира, а наших детей и внуков — от разлагающих душу телепрог­ рамм? Кому она препятствова­ ла строить --------------------- мическую политику в интере­ сах широких масс трудового народа? Можно поставить сотни вопросов, накопившихся за по­ следние годы, и ни один ответ на них не подтвердит: "Вино- Конституция". Дело не в латаном допол- ------Основном Законе, а в непродуманном курсе так на- зьшаемьк реформ, направлен­ ных на изменение обществен­ ного строя в России. Ради ре­ ализации этого авантюрного курса и собралось Конституци­ онное совещание. Экстрен­ ность его созьша понятна, ее не скроешь — западные лвде- ,ры яздут от российских вла­ стей скорых и решительных и в других сферах. И даже требуют таких шагов. Но Россия не США. И да­ же, если Конституционное со- ---------- сотворит из презвден- ектов уд( их опоры конституционный гибрид, он не избавит Россию от бед, "перестроечных" труд­ ностей и лишений, не откроет ей путь в лоно западной циви­ лизации. США —это государ- ров на земле, силой отнятой у коренного североамериканско­ го народа. Исторические корни нынешних американцев в Ев­ ропе. Корни же российского народа испокон веков на рос­ сийской исторической почве. Да и "общечеловеческие ценности" нынешних северо­ американцев не внушают дове­ рия. Они создавались на наси­ лии и грабеже других народов и государств. США и ныне во многих уголках мира "находят" свои национальные интересы. В том числе и в РоссииГ Российский же народ ма- ценности создавал сам, своим умом и своим горбом. И сумел возвеличить Отечество, вписав в его историю тысячи страниц таудовой и ратной доблести. Он не зарился на чужие богат­ ства и щедро делился с сосе­ дями плодами своего труда. Примеров тому — великое множество. "Западная цивилизация", как и "общеевропейский дом", могут стать временным или постоянным прибежищем рос­ сийской элиты, крупных и средних собственников, спеку­ лянтов всех мастей, жирую­ щих на нелегком труде милли­ онов рабочих и крестьян. Про-^ Запад мыелн: "родина там, где пла­ тят больше". Не знаю, что решит Кон­ ституционное совещание. Мне новые испытания. И они не оказались неожиданны­ ми, чтобы их легче бьщо пе- шрателям с тремя проектами Конституции: президентским. Конституционной комиссии и I. Полагаю, вместе сс они сумеют, путем срав- текстов, выбрать для се­ бя наиболее приемлемый щю- Судьбу любого дела реша- А. ГОЛУБЕВ, депутат Тербунского районного Совета народных депутатов. ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОЕКТЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ' Заявление о проекте новой Конституции Российской Феде­ рации подавляющим большинст­ вом голосов приняли 16 июня в Кремле участники пленарного за­ седания Конституционного сове­ щания. В документе говорится: "Мы, участники Конституци­ онного совещания, рассматривая Россию в качестве свободного правового светского федератив­ ного государства, высшей ценно­ стью которого является человек, его неотъемлемые права -и сво­ боды, и считая, что принятие но­ вой Конституции является объек­ тивной потребностью нашего об­ щества, согласились со следую­ щими положениями новой Кон­ ституции Российской Федерации. Человеческое достоинство неприкосновенно. Ничто не мо­ жет быть основанием для его умаления. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и при­ надлежат каждому от рождения Они признаются и конституцион но гарантируются согласно общей Декларации прав челове­ ка и общепризнанным нормам международного права. Все в России равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется незави­ симо от расы, пола, националь­ ности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, политических убежде­ ний, имущественного и должно­ стного положения. Единство экономического пространства гарантируется не­ прикосновенностью собственно­ сти, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, защитой конкуренции, свободой договора и экономиче- ркой деятельности, осуществляе­ мой в соответствии с законом. В Российской Федерации признается и защищается рав­ ным образом частная, государст­ венная и муниципальная собст­ венность. Грахдане и их объеди­ нения вправе иметь в частной собственности землю, приобре­ тенную в соответствии с законом. Никто не может быть произволь­ но лишен своего имущества. В Российской Федерации га­ рантируется социальное обеспе­ чение за счет государства в ста­ рости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кор­ мильца Поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию, укреплению здо­ ровья граждан. Единственным источником государственной власти и носи­ телем государственного сувере­ нитета Российской федерации является ее многонациональный Государственная власть ос­ новывается на разделении и вза­ имодействии законодательной, исполнительной и судебной вла- Никакая часть общества, ни­ какое объединение, никакое от­ дельное лицо не могут присваи­ вать власть в государстве. Законодательную власть Рос­ сийской Федерации осуществля­ ет двухпалатное Федеральное Собрание —парламент. Главой государства является всенародно избираемый Прези­ дент Российской Федерации. Исполнительную власть осу­ ществляет правительство Рос­ сийской Федерации. Российская Федерация — Россия есть федеративное госу­ дарство, состоящее из субъектов федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Суверенитет Российской Фет дерации, как целостного и неде­ лимого государства, распростра­ няется на всю ее территорию. Государственное устройство Российской Федерации обеспе­ чивает ее единство, децентрали­ зацию власти и право народов на самоопределение в составе Рос­ сийской Федерации, Во взаимоотношениях с фе­ деральными органами власти субъекты Федерации равноправ­ ны между собой. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной вла­ сти Российской Федерации и ор­ ганами государственной власти субъектов Федерации основано на Конституции Российской Фе­ дерации и Федеративном дого- В России признается и га­ рантируется местное самоуправ- № 118 (432 Приватизация СТАНЕТ ЛИ дек МОНОПОЛИСТОМ? Квартирный вопрос испортил людей, писал Булгаков еще в 30-е годы. Что бы он написал сейчас, когда пер­ спективы решения этой проблемы все более туманны? Отгремели и канули в лету обещания предоставить каж­ дой семье квартиру к 2000 году. Какое там , если сама строительная индустрия может не дожить до этого сро­ ка. А в этом случае ни о каком возрождении России и говорить не приходится. Как же сберечь потенциал и вернуть былую славу липецких строителей — об этом наш корреспондент беседует с генеральным директо -, ром АО "ДСК" В. В. ИСАЕВЫМ. — Владислав Васильевич, объем жилипщого строительства в стране снизился вдвое, в некоторых городах закрылись домостро­ ительные комбинаты. А какое положение у вас? — У нас потери не столь велики. Объем строительно-мон­ тажных работ по сравнению с прошлым годом сшсзился всего на 6,4 процента. Должны устранить и это отставание. Жилья ввели в первом квартале 39 тысяч квадратных метров, что в полтора раза больше, чем в первом квартале прошлого года. Мы сделали все, что могли. -Но на душе тревожно. Не хватает оборотных средств. Сейчас у нас 4,5 миллиона рублей, как и до начала роста цен. А нужен как минимум миллиард. Только за работы в апреле заказчики задолжали 3(Юмиллионов. , Чем грозит подобная ситуация? Строительство дома — конечная стадия. Прежде всего нужно получить землю, снести постройки, провести рекульти­ вацию, электроэнергию, водопровод, обеспечить район теплом. Значит, надо в новом микрорайоне построить котельную, водо­ вод. Словом, хлопот хоть отбавляй. Раньше основной объем этих работ брали на себя облисполком и горисполком, НЛМК и ЛТЗ. Они же вели проектирование. Средства на это выделялись из госбюджета. Сегодня у администрации денег нет, она финанси­ рует только строительство по долевому участию на готовых гшоыгадках. Тракторостроители тоже отказались. Пока только новолипчане помогают, но и у них силы на исходе. Еще один 1ШОХОЙ симптом: резкое сокращение разрабатыва­ емых проектов в институте "Гражданпроекг” из-За плохого фи­ нансирования. Уходят высококлассные специалисты, тготорых потом трудно будет найти. В скором времени может сложиться такая ситуация: деньги появятся, а проекты уже кончатся и их негде будет заказат^. — Неужели сегодня ни у кого нет денег на жилье? ^ —Каждый день приходят желающие: продайте или включите в долевое участие. Есть средства и у организаций, и у участни­ ков. Но деньги в одних руках, а механизм проектирования и строительства — в других. Старая структура пришла в противо­ речие с новым временем, изменившимися условиями. Нужна срочная реорганизация. Нам не под силу аккумулировать сред­ ства заказчиков, организовать стройплощадку, оплатить проек-; тные работы. Необходимо для этого создать инвестиционную компанию или солидную организацию, которая сможет потянутК . этот воз, привлечь капиталы различных структур и частников.' — То есть, вы призываете к объединению, с которым у нас недавно успешно боролись. Не боитесь упреков в монополизме? — Вспоминаю Лшгецк конца пятидесятых. Ведь это была большая деревня. На наших глазах был создан прекрасно отла­ женный строительный механизм, с помощью которого рещалисв сложнейщие задачи. На это ушли десятилетия. Но оказалось, что развалить его под флагом борьбы с монополизмом можно легко и быстро. Занимались этим люди, которых не волновало реальное положение дел. Ну, раздробили бы ДСК на маломощ­ ные подразделения, которые не в силахие то что новый квартал, а один дом осилить. Кому бы от этого было лучше? Строите- лям,тысячам нуждающихся в жилье липчанам? К тому же о монополизме в строительстве жилья может говорить только дилетант. Его строят почти все тресты: и "Спецстрой", и "Ме- таллургстрой". Начало конкуренции положено. Выиграет тот, кто предложит наиболее выгодные условия, высокое качество и сжатые сроки. — Атака суперрадикалов на строительные организании закон- . чилась печально для нескольких трестов. Как вы пережили этот ^ реформатореш - Мы провели большую разъяснительную работу, отстаивали свою позицию наверху. Конечно, соблазн разделения был. К тому же у нас строительные организации и заводы были на разных счетах. Но люди осознали, что в это трудное время надо • держаться сообща,.проявили настоящую мудрость. Так что мы вышли из того периода целыми и невредимыми. Наоборот, объединили силы. Провели акционирование, выкупили конт­ рольный пакет. Готовим первое собрание акционеров. И все же развал строительного комплекса области отразился и на нашей работе. Усложнились отношения с субподрядчиками. Раньше бьш один трест "Спецстрой", а теперь восемь различных организаций. Скажем, управления "Дорстрой", "Мехземстрой" могут уехать в другую область в поисках более выгодной работы, а мы останемся ни с чем. За эго время наш заказчик откажется от нагпих услуг. Раздробленность привела к тому, что в неко­ торых строительных оргагшзациях количество сверхнормативной техники доходит до 70 процентов. В АО "Эксстроймаш" поло- . вина башенных кранов с просроченным сроком эксплуатапии. Эго отражается на работе, к тому же —очень опасно. Но купить кран, тяжелый бульдозер, экскаватор за десятки миллионов гщ одна организация не может. Раньше деньги шли из министер­ ства, главка, треста. Сейчас некому решать эту проблему. Так что самостоятельность имеет и отрицательные стороны. Строительный механизм должен крутиться как единое целое. Но у нас сейчас в области и городе нет координирующего центра, не действуетШтаб по строительству жилья, не собира­ ются комиссии. Я не ггризываю к созданию административно- командной структуры. Да это сегодня и невозможно: акционер­ ными обществами не покомандуешь. И все же необходимость объединения сил назрела, с этими ггредложениямй выступают сами строители. Сейчас бьемся за эту идею. Выбрали уггравля- ющего АО "Првмстрой" Марина руководителем объединения. Но, работа ведется на общественных началах. Нужна поддержка властей, чтобы придать ей официальный статус. —Сейчас больпшнству семей (особенно молодых) купить квар­ тиру практически невозможно. Где же выход? —Действительно,,соотношение стоимости квартиры со сред­ ней зарплатой несопостадимо. Жизни не хватит, чтобы накопить денег. Но строители в этом не виноваты. Цены на строймате­ риалы, энергоресурсы постоянно растут, зарплату людям тоже надо поднимать. Централизованные капвложения ушли в про--. ^ шлое: ни область, ни республика не дают денег. Только прави- \ тельство может разрешить эту проблему. Строители думают о том, чтобы выжить, сохранить коллектив. Пока нам это удается, . людей сократили только в аппарате уггравления, на полную мошиостъ работает два завода, штат отделочников даже готовы увеличить — приглашаем людей, на эту работу. Есть прибыль, рентабельность неплохая. Но повысили цены на бензин, и оггять зашаталась почва под ногами. Пришлось отложить перспектив­ ные программы. Ведь у нас давно разработана новая серия домов с более удобной ггланировкой. Хотели провести реконструкцию И специализацию заводов, знаем, как повысить качество. Гото­ вимся к производству и возведению коттеджей и домов усадеб­ ного типа. Уже есть проекты. Но все отодвигается на неопре­ деленный срок. ^ Для ваших рабочих жилипщой проблемы, наверное, не существует? - — Огромная очередь, как и везде. Раньше по нескольку домов ежегодно строили для себя. Сейчас нет средств. Удалось только один подъезд в доме для НЛМК ребе оставить. Повто­ ряю, без поддержки государства не стоит ждать решения жи­ лищной проблемы. Да,-на Западе квартиры бесплатно не дают. Но у них существует система льготного кредитования, да и заршгата совсем другая. У нас брать ссуду в несколько милли­ онов, как минимум под 1(Х) процентов, для рабочего человека —это петля на шею. Надеюсь, государственные мужи осознают, какая катастрофа надвигается, и примут серьезн5)1е решения. Вопросы задавал И. СИЗОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz