Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
л Г-2: нужна уверенность в завтрашнем дне 18 июня 1993 г. Что МЫ ждем от Конституционного совещ ания М н е н и я н а р о д н ы х д е п у т а т о в р а з д е л и л и с ь Конституционное совещание, созванное по инициативе Президента Ельцина, продолжает оставаться темой дня в политической жизни России. По-разному трактуются цели и первые итоги его работы. Оценки — диаметрально противоположные. Неоднозначное мнение высказывают и народные депутаты Липецкой области. Как показывает опрос, среди представителей законодательной власти преобладает настороженное, а в целом отрицательное отношение к Совещанию. Например, по мнению депутата Чаплыгинского районного Совета Г. Бурмистровой, Конституционное совещание стало ареной очередных споров, которых мы нагляделись и на слушались прежде. Что же происходит в Москве? Насколько легитимно созванное Совещание? Пока вопросы остаются открытыми. Безусловно, инициатива Президента придала новый импульс начавшимся конституционным ре формам. Процесс набирает обороты. В какое русло он будет направлен, — покажет время. Главное, чтобы данный совещательный орган не превратился в институт давления на парламент, не стал поводом для нового витка противостояния в России. Инициатива Президента по созыву Конституционного совещания сдвинула с мертвой точки конституционный про цесс. Работа Совещания убе дительно свидетельствует, что оно может выработать необхо димые документы. Более того, оно может превратить консти туционный процесс в инстру мент достижения гражданско го мира, сотрудничества всех наиболее влиятельных сил на- щего общества. Совещание — главный по литический итог апрельского референдума. Несмотря на многочисленные ощибки, не допустимую поспешность и неединйчные легковесные обещания власти, н т о д про длил вотум доверия Президен ту и правительству в своей еще нерастраченной надежде. Но резерв времени, отпущен ный им для решения карди нальных вопросов государст венной власти, для перевода экономики в естественное со стояние, небезграничен. Мед лить с его использованием ции. С одной стороны, края и области требуют- уравнивания в правах с республиками, с другой —республики в соста ве Федерации, а точнее,- их эт- нократическая элита, пытают ся, угрожая выходом из Рос сии, отстоять особые права. Чего мы ждем от Консти туционного совещания? Ко нечно, оно не развяжет все уз лы, так туго затянутые проти востоянием. Но, приняв необ ходимые решения. Совещание сможет ослабить давление на очень удачным . способом, от старых порочных в своей ос нове политических и эконо мических конструкций к но вым. Процесс этот длитель ный,он может растянуться на годы. Значит, сейчас имеет смысл говорить только о Кон ституции переходного перио- Точнее, есть идеи, прин ципы и нормы, которые вы держали проверку временем 'предусмотрительнее нас. Вен грия, Болгария и другие стра ны в своих конституциях зем лю и богатства недр объявили собственностью государства. Республики в ст. 3 Федератив ного договора пошли еще' дальше.. Они истолковали "до стояние" как "собственность", придав этому понятию четкий правовой смысл. , Если к этому добавить не обходимую норму о том, что собственность неприкосновен на и может быть отчуждена завтрашнем дне, это нежела ние делать накогшения, вкла дывать средства в развитие экономики. Борьбу с инфляцией, пре одоление спада должно воз главить правительство. Но для этого оно должно освободить ся от гнета политиков, не быть заложником противосто- Избиратели не проявили желания участвовать в конф ронтации властей. Народ жаж-' дет мира и уверенности в за- СНЯТЬ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПЕРЕМЕН Можно надеяться, что Конституционное совещание пгшит еще одну проблему. То, что 'наша трехступенчатая, называющая себя верховной, власть в рамки правового го сударства не вмещается, об щеизвестно. Известно принципиальное решение — досрочные выборы. Но чтобы история не повторилась, что бы наш парламент стал нашей гордостью, необходимы уп реждающие шаги. Прежде всего, это закон о партиях и новый закон о выборах. втрашнем д первом не политические интересы противоборцев, а простые и, оказывается, такие сложные вопросы. Когда же жить легче станет? Когда экономический спад сменится подъемом? Когда мы вырвемся из тисков инфляции и будем работать с Згве^енностью в завтрашнем Экономику во многом гу бит политика: долговременные интересы россиян зачастую приносятся в жертву текущим политическим интересам. Здесь проходит фронт борьбы, здесь наши болевые точки. Рассмотрим главные. Прежде всего, это затянув шаяся конфронтация уже не двух, а трех ветвей власти. Конституционный суд, при- звщпшй уравновешивать пер вые две ветви, волею его по литизированного руководате- ля стал балластом для переве шивания чаши парламента. Пчталич власти привел к то му, что было утеряно государ ственное регулирование госу дарственной экономикой. Власти, противостоящие друг другу, вовлекли в полити ку хозяйственников, перенес ли борьбу в сферу финансо вых и денежно-кредитных от ношений. На практике эго оз начает, что производственни ков, которые завоевывают твердые позиции на рынке, обеспечивают стабилизацию и даже устойчивый рост, стал кивают с другими, с т---- предлагает ненужную болевые точки. Снять барьеры на пути ожидаемых перемен. Главным препятствием ста новления новой российской государственности являются сложившееся двоевластие и неразрешенные проблемы фе дерализма. Следовательно, Конституционное совещание должно устранить это препят ствие. Лучший способ — под готовить единый проект новой Конституции и выработать механизм ее принятия. Вопрос о том, какой из проектов (президентский или парламентский) надо принять за основу, не -принципиален. Дело в том, что принятие че го-либо за основу не наклады вает никаких ограничений.на любые переделки. Но не пар ламент, а Президент сделал Конституцию темой дня. Кро ме тогхь парламентский про ект, обнародованный еще осенью 1990-го года, с тех пор значительно изменен в инте ресах влиятельных парламент- .всюду, где г е уничтожили с помощью Центробашса •поддерживают на гшаву, нака чивая пустой денежной мас сой (система взаиморасчетов). Власть из центра перенес ла борьбу в регионы, стараясь зауч и ться их поддержкой. Набрала силу проблема разно статусности субъектов Федера- Совещания должна строена на основе : ния Президента и с учетом итогов референдума. Последнее означает, что принятие Конституционных решений в нынешних политйл ческих условиях не может быть исключительным правом Съезда народных депутатов. Если они будут согласованы всеми комиссиями Совещания и парафинированы большин ством субъектов Федерации, то никто, кроме избирателей, не правомочен их отвергнуть. Интересы сил, представ- леншлх на Совещании, непро сто привести к одному знаме нателю. Поэтому прогнозиро вать результаты можно, гаран тировать —нельзя. Попытаем ся обосновать необходимость следующих итогов. Принятие в ближайшее время полного текста новой Конституции мало возможно. насильственно. Это все, относится к основам консти туционного строя. Незыбле мость прав и свобод человека и гражданина, суверенность народа как единственного ис точника государственной вла сти, ответственность государ ства перед человеком и граж-. данИном, республиканская форма правления, принцип разделения, независимости (в пределах своей иомпетешщи) и тоавновещивания трех вла стей. Против этого не высту пает ни одна из значимых се годня политических сил. Более того, шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конститу ционных реформ, содержа щую эти основы. Следователь но, они должны найти себе место в итоговом документе. Иное отношение к федера лизму. Равенство экономиче ских, политических, да и шо- бых других конституционных прав зафиксировано во всех известных устойчивых федера циях: США, ФРГ и пр. Со мнительно с позиций единого государства включение в Кон ституцию Федеративных дого воров, которые закрепили раз ный статус республик, краев и только по закону, то что ос танется от единого государст ва? Что от него останется, ес ли и на самом деле, а не толь ко на бумаге поделить землю, недра, растительный мир ду народами? (О делении жи вотных не говорю: они, буду чи неграмотными, могут стать' "перебежчиками"). А все наша неистребимая х^ивычка в силу Федеративного догово ра одни становятся собствен никами нефти, угля, леса, а другие — земель, доведенньЬх до бесплодия. Руководители республик ствовать избирательные миссии, сформированые фак тически на однопартийной основе в условиях, когда (по зволю себе процитировать курс Советского государст венного права) "... регистри руется один кандидат в дегу- таты и соответственно он один вносится в избиратель ный бюллетень. Это обуслов лено прежде всего отсутстви ем: у нас конкурирующих со циальных групп,... социально- полй-тическим и идейным единством народа..." Остановимся особо на за коне о партиях, ограничива ясь темой выборов. Уже в 1990-ом году во время изби рательной кампании мы стол кнулись с ситуацией, когда км ди дат представлм ----- областей. Мы уже имеем печальный опыт закладывания мин р настаивают' щ# инкорпариро- вании (включёнии) в текст но-, вой Конституции Федератив ного договрра. Согласиться с этим, закрепив неравенство субъектов Федерации и меха низм расшатывания государст- Конститучии государств, где возникли и развивались научные школы государствен ного права, исходят из сувере нитета народа в целом; он не делим. Скажем, по ст. 31 Кон ституции ФРГ федеральное право имеет перевес над пра вом земель, а по ст. 33 каж дый гражданин имеет в каж дой земле одинаковые граж данские права. Одна из них — право наций на самоопределение вплоть до отделения, включенное в прежние Кинституции, уже сработала. А разве менее опас на такая: земля и ее недра, во ды, растительный и животный мир являются достоянием на родов, проживающих на соот ветствующей территории (ст. 11 действующей Конститу- Наши восточноевропей ские соседи, конструируя свои законы после 1948 г. по наше му образцу, оказались гораздо ревод принципа разделения властей в , область практиче ского воплощения. Прежде . всего, эго означает отказ за конодателя от управленческих (распорядительных) функций. Говорят, что мы привьгка- ем жить в условиях инфляции, приспосабливаемся к ее росту порядка 20 — 30 процентов в месяц. А ведь цивилизованная норма —3—5 процентов в год. Некоторые страны Восточной -------- снизили инфля- 20 — 30 процентов в Сживаться с инфляцией Нельзя. Это неуверенность в самого себя. Из биратель, человек здравомыс лящий, понимал, что депутат- одиночка, каким бы он ни бьш желанным, едва ли что- либо сможет сделать, и, на- -пример, дилемму секретарь ГСК — профессор вуза народ решал уверенно в пользу сек- Большее число независи мых депутатов в парламенте привело к тому, что методом последовательных приближе ний стали возникать и пере формировываться депутатские фракции для лучшей защиты интересов избирателей (и иных целей). Этот опыт, а он укладывается в общеприня тую парламентскую практику, имеет смысл отразить в новых законах. И тогда в следующую избирательную кампанию из биратель будет выбирать сво его кандидата в своем округе из того или иного партийного списка (либералы, кадеты, коммунисты и Т.Д.). А по скольку вместе со списком кандидатов партии предложат свои программы, то избира тель, делая свой выбор, смо жет учесть три фактора: лич ность своего кандидата, про грамму партии и ее возмож ности провести программу в В. МЕНЬЩИКОВ, член Верховного Совета РФ. Когда "меня спрашивают, что происходит в Москве, я от вечаю: ничего особенного, у молодой нашей демократии ре жутся зубки. Или —зубы, или —клыки. Это уж что получится. Переболеем и на этот раз. Выберемся, ведь в нынешнем веке Россия только тем и занималась, что сначала создавала гфи- зисы, потом мучительно их преодолевала. Рано или поздно, будет у нас и Конституция. Но только не надо горячиться и хватать друг друга руками. И думать, что Москва нашла,' наконец, кислородную подупжу для больного нашего общества. Давно надо уяснить, что не Основной Закон сию секунду нам нужен, а работоспособная власть, которая бы У МАЛЫША РЕЖУТСЯ ЗУБКИ.» вспоминала хотя бы о существующих законах. Я жил при ста линской и при брежневской Конституциях. Ну и что? Многие хорошие,- "во имя человека", статьи не работали, саботирова лись той же властью. Да и кто, скажите, когда заглядывает в Конституцию? Безвластие —вот паралич, который поразил сегодня и рай онную, и областную, и республиканскую власти. Эту болезнь и надо лечить презаде всего. А. ПРОКОФЬЕВ, депутат Задонского райсовета. БУДЕМ СРАВНИВАТЬ ПРВКЕТЫ "Ныне действующая Кон ституция —тормоз в реформи- ------ [ИИ России. Нора заме- такую Конституцию", — так настойчиво внушают нам средства массовой информа ции. В этом внушении содер жится явная неправда. Кому мешала, например, нынешняя Конституция схватить за руку и посадить на скамью подсу димых расхитителей наших национальных богатств? Кому она мешала защитить честных граждан от преступного мира, а наших детей и внуков — от разлагающих душу телепрог рамм? Кому она препятствова ла строить --------------------- мическую политику в интере сах широких масс трудового народа? Можно поставить сотни вопросов, накопившихся за по следние годы, и ни один ответ на них не подтвердит: "Вино- Конституция". Дело не в латаном допол- ------Основном Законе, а в непродуманном курсе так на- зьшаемьк реформ, направлен ных на изменение обществен ного строя в России. Ради ре ализации этого авантюрного курса и собралось Конституци онное совещание. Экстрен ность его созьша понятна, ее не скроешь — западные лвде- ,ры яздут от российских вла стей скорых и решительных и в других сферах. И даже требуют таких шагов. Но Россия не США. И да же, если Конституционное со- ---------- сотворит из презвден- ектов уд( их опоры конституционный гибрид, он не избавит Россию от бед, "перестроечных" труд ностей и лишений, не откроет ей путь в лоно западной циви лизации. США —это государ- ров на земле, силой отнятой у коренного североамериканско го народа. Исторические корни нынешних американцев в Ев ропе. Корни же российского народа испокон веков на рос сийской исторической почве. Да и "общечеловеческие ценности" нынешних северо американцев не внушают дове рия. Они создавались на наси лии и грабеже других народов и государств. США и ныне во многих уголках мира "находят" свои национальные интересы. В том числе и в РоссииГ Российский же народ ма- ценности создавал сам, своим умом и своим горбом. И сумел возвеличить Отечество, вписав в его историю тысячи страниц таудовой и ратной доблести. Он не зарился на чужие богат ства и щедро делился с сосе дями плодами своего труда. Примеров тому — великое множество. "Западная цивилизация", как и "общеевропейский дом", могут стать временным или постоянным прибежищем рос сийской элиты, крупных и средних собственников, спеку лянтов всех мастей, жирую щих на нелегком труде милли онов рабочих и крестьян. Про-^ Запад мыелн: "родина там, где пла тят больше". Не знаю, что решит Кон ституционное совещание. Мне новые испытания. И они не оказались неожиданны ми, чтобы их легче бьщо пе- шрателям с тремя проектами Конституции: президентским. Конституционной комиссии и I. Полагаю, вместе сс они сумеют, путем срав- текстов, выбрать для се бя наиболее приемлемый щю- Судьбу любого дела реша- А. ГОЛУБЕВ, депутат Тербунского районного Совета народных депутатов. ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОЕКТЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ' Заявление о проекте новой Конституции Российской Феде рации подавляющим большинст вом голосов приняли 16 июня в Кремле участники пленарного за седания Конституционного сове щания. В документе говорится: "Мы, участники Конституци онного совещания, рассматривая Россию в качестве свободного правового светского федератив ного государства, высшей ценно стью которого является человек, его неотъемлемые права -и сво боды, и считая, что принятие но вой Конституции является объек тивной потребностью нашего об щества, согласились со следую щими положениями новой Кон ституции Российской Федерации. Человеческое достоинство неприкосновенно. Ничто не мо жет быть основанием для его умаления. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и при надлежат каждому от рождения Они признаются и конституцион но гарантируются согласно общей Декларации прав челове ка и общепризнанным нормам международного права. Все в России равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется незави симо от расы, пола, националь ности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, политических убежде ний, имущественного и должно стного положения. Единство экономического пространства гарантируется не прикосновенностью собственно сти, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, защитой конкуренции, свободой договора и экономиче- ркой деятельности, осуществляе мой в соответствии с законом. В Российской Федерации признается и защищается рав ным образом частная, государст венная и муниципальная собст венность. Грахдане и их объеди нения вправе иметь в частной собственности землю, приобре тенную в соответствии с законом. Никто не может быть произволь но лишен своего имущества. В Российской Федерации га рантируется социальное обеспе чение за счет государства в ста рости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кор мильца Поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию, укреплению здо ровья граждан. Единственным источником государственной власти и носи телем государственного сувере нитета Российской федерации является ее многонациональный Государственная власть ос новывается на разделении и вза имодействии законодательной, исполнительной и судебной вла- Никакая часть общества, ни какое объединение, никакое от дельное лицо не могут присваи вать власть в государстве. Законодательную власть Рос сийской Федерации осуществля ет двухпалатное Федеральное Собрание —парламент. Главой государства является всенародно избираемый Прези дент Российской Федерации. Исполнительную власть осу ществляет правительство Рос сийской Федерации. Российская Федерация — Россия есть федеративное госу дарство, состоящее из субъектов федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Суверенитет Российской Фет дерации, как целостного и неде лимого государства, распростра няется на всю ее территорию. Государственное устройство Российской Федерации обеспе чивает ее единство, децентрали зацию власти и право народов на самоопределение в составе Рос сийской Федерации, Во взаимоотношениях с фе деральными органами власти субъекты Федерации равноправ ны между собой. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной вла сти Российской Федерации и ор ганами государственной власти субъектов Федерации основано на Конституции Российской Фе дерации и Федеративном дого- В России признается и га рантируется местное самоуправ- № 118 (432 Приватизация СТАНЕТ ЛИ дек МОНОПОЛИСТОМ? Квартирный вопрос испортил людей, писал Булгаков еще в 30-е годы. Что бы он написал сейчас, когда пер спективы решения этой проблемы все более туманны? Отгремели и канули в лету обещания предоставить каж дой семье квартиру к 2000 году. Какое там , если сама строительная индустрия может не дожить до этого сро ка. А в этом случае ни о каком возрождении России и говорить не приходится. Как же сберечь потенциал и вернуть былую славу липецких строителей — об этом наш корреспондент беседует с генеральным директо -, ром АО "ДСК" В. В. ИСАЕВЫМ. — Владислав Васильевич, объем жилипщого строительства в стране снизился вдвое, в некоторых городах закрылись домостро ительные комбинаты. А какое положение у вас? — У нас потери не столь велики. Объем строительно-мон тажных работ по сравнению с прошлым годом сшсзился всего на 6,4 процента. Должны устранить и это отставание. Жилья ввели в первом квартале 39 тысяч квадратных метров, что в полтора раза больше, чем в первом квартале прошлого года. Мы сделали все, что могли. -Но на душе тревожно. Не хватает оборотных средств. Сейчас у нас 4,5 миллиона рублей, как и до начала роста цен. А нужен как минимум миллиард. Только за работы в апреле заказчики задолжали 3(Юмиллионов. , Чем грозит подобная ситуация? Строительство дома — конечная стадия. Прежде всего нужно получить землю, снести постройки, провести рекульти вацию, электроэнергию, водопровод, обеспечить район теплом. Значит, надо в новом микрорайоне построить котельную, водо вод. Словом, хлопот хоть отбавляй. Раньше основной объем этих работ брали на себя облисполком и горисполком, НЛМК и ЛТЗ. Они же вели проектирование. Средства на это выделялись из госбюджета. Сегодня у администрации денег нет, она финанси рует только строительство по долевому участию на готовых гшоыгадках. Тракторостроители тоже отказались. Пока только новолипчане помогают, но и у них силы на исходе. Еще один 1ШОХОЙ симптом: резкое сокращение разрабатыва емых проектов в институте "Гражданпроекг” из-За плохого фи нансирования. Уходят высококлассные специалисты, тготорых потом трудно будет найти. В скором времени может сложиться такая ситуация: деньги появятся, а проекты уже кончатся и их негде будет заказат^. — Неужели сегодня ни у кого нет денег на жилье? ^ —Каждый день приходят желающие: продайте или включите в долевое участие. Есть средства и у организаций, и у участни ков. Но деньги в одних руках, а механизм проектирования и строительства — в других. Старая структура пришла в противо речие с новым временем, изменившимися условиями. Нужна срочная реорганизация. Нам не под силу аккумулировать сред ства заказчиков, организовать стройплощадку, оплатить проек-; тные работы. Необходимо для этого создать инвестиционную компанию или солидную организацию, которая сможет потянутК . этот воз, привлечь капиталы различных структур и частников.' — То есть, вы призываете к объединению, с которым у нас недавно успешно боролись. Не боитесь упреков в монополизме? — Вспоминаю Лшгецк конца пятидесятых. Ведь это была большая деревня. На наших глазах был создан прекрасно отла женный строительный механизм, с помощью которого рещалисв сложнейщие задачи. На это ушли десятилетия. Но оказалось, что развалить его под флагом борьбы с монополизмом можно легко и быстро. Занимались этим люди, которых не волновало реальное положение дел. Ну, раздробили бы ДСК на маломощ ные подразделения, которые не в силахие то что новый квартал, а один дом осилить. Кому бы от этого было лучше? Строите- лям,тысячам нуждающихся в жилье липчанам? К тому же о монополизме в строительстве жилья может говорить только дилетант. Его строят почти все тресты: и "Спецстрой", и "Ме- таллургстрой". Начало конкуренции положено. Выиграет тот, кто предложит наиболее выгодные условия, высокое качество и сжатые сроки. — Атака суперрадикалов на строительные организании закон- . чилась печально для нескольких трестов. Как вы пережили этот ^ реформатореш - Мы провели большую разъяснительную работу, отстаивали свою позицию наверху. Конечно, соблазн разделения был. К тому же у нас строительные организации и заводы были на разных счетах. Но люди осознали, что в это трудное время надо • держаться сообща,.проявили настоящую мудрость. Так что мы вышли из того периода целыми и невредимыми. Наоборот, объединили силы. Провели акционирование, выкупили конт рольный пакет. Готовим первое собрание акционеров. И все же развал строительного комплекса области отразился и на нашей работе. Усложнились отношения с субподрядчиками. Раньше бьш один трест "Спецстрой", а теперь восемь различных организаций. Скажем, управления "Дорстрой", "Мехземстрой" могут уехать в другую область в поисках более выгодной работы, а мы останемся ни с чем. За эго время наш заказчик откажется от нагпих услуг. Раздробленность привела к тому, что в неко торых строительных оргагшзациях количество сверхнормативной техники доходит до 70 процентов. В АО "Эксстроймаш" поло- . вина башенных кранов с просроченным сроком эксплуатапии. Эго отражается на работе, к тому же —очень опасно. Но купить кран, тяжелый бульдозер, экскаватор за десятки миллионов гщ одна организация не может. Раньше деньги шли из министер ства, главка, треста. Сейчас некому решать эту проблему. Так что самостоятельность имеет и отрицательные стороны. Строительный механизм должен крутиться как единое целое. Но у нас сейчас в области и городе нет координирующего центра, не действуетШтаб по строительству жилья, не собира ются комиссии. Я не ггризываю к созданию административно- командной структуры. Да это сегодня и невозможно: акционер ными обществами не покомандуешь. И все же необходимость объединения сил назрела, с этими ггредложениямй выступают сами строители. Сейчас бьемся за эту идею. Выбрали уггравля- ющего АО "Првмстрой" Марина руководителем объединения. Но, работа ведется на общественных началах. Нужна поддержка властей, чтобы придать ей официальный статус. —Сейчас больпшнству семей (особенно молодых) купить квар тиру практически невозможно. Где же выход? —Действительно,,соотношение стоимости квартиры со сред ней зарплатой несопостадимо. Жизни не хватит, чтобы накопить денег. Но строители в этом не виноваты. Цены на строймате риалы, энергоресурсы постоянно растут, зарплату людям тоже надо поднимать. Централизованные капвложения ушли в про--. ^ шлое: ни область, ни республика не дают денег. Только прави- \ тельство может разрешить эту проблему. Строители думают о том, чтобы выжить, сохранить коллектив. Пока нам это удается, . людей сократили только в аппарате уггравления, на полную мошиостъ работает два завода, штат отделочников даже готовы увеличить — приглашаем людей, на эту работу. Есть прибыль, рентабельность неплохая. Но повысили цены на бензин, и оггять зашаталась почва под ногами. Пришлось отложить перспектив ные программы. Ведь у нас давно разработана новая серия домов с более удобной ггланировкой. Хотели провести реконструкцию И специализацию заводов, знаем, как повысить качество. Гото вимся к производству и возведению коттеджей и домов усадеб ного типа. Уже есть проекты. Но все отодвигается на неопре деленный срок. ^ Для ваших рабочих жилипщой проблемы, наверное, не существует? - — Огромная очередь, как и везде. Раньше по нескольку домов ежегодно строили для себя. Сейчас нет средств. Удалось только один подъезд в доме для НЛМК ребе оставить. Повто ряю, без поддержки государства не стоит ждать решения жи лищной проблемы. Да,-на Западе квартиры бесплатно не дают. Но у них существует система льготного кредитования, да и заршгата совсем другая. У нас брать ссуду в несколько милли онов, как минимум под 1(Х) процентов, для рабочего человека —это петля на шею. Надеюсь, государственные мужи осознают, какая катастрофа надвигается, и примут серьезн5)1е решения. Вопросы задавал И. СИЗОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz