Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
16 июня 1993 г. № 116 (430) в начале своего выступлег ння на сессии Верховного Со» вега Российской Федера ции Руслан. Хасбулатов на- дамнил о действиях руково дителей тарламш та после ПРИНЯТИЯ Верховным- Сове том решения сй5 участии пар ламента и Председателя Вер ховного Совета в Конститу ционном совещании. Я лич- > но воспринял это как очень серьезное и конструктивное направление в деятельности ' Верховного Совета. как очень серьезный стимул к действиям в духе согласия, сказал Руслан Хасбулатов, БЬшо дано поручшие сек ретариату связаться с дан- аеяяряей Президента и предложить ей послать те леграммы с приглашением для участия в работе за местителей Председателя Верховного Совета в секци ях совещания. Сам я. по яснил Председатель парла мента намерен был при нять участие в пленарном заседашЕи. В пятницу вечером со стоялась встреча с руково дителями республиканских, областных, краевых Сове тов, на которой четко было предложено выступить с докладом с ОСНОВШ.1МИ со ображениями на пленарном заседании Председателю парламента. Эта просьба была доведета до канцелярии Президен та. До самого Ельцина до звониться не удалось. Приглашения так и . не были присланы заместите лям. Тогда я. продолжил •рассказ Руслан Хасбулатов, предложил Юрию Михай ловичу Воронину поехать вместе со мно1т. Но он за смеялся и сказал: «Так меня, точно так же как на вест- ное событие просто не пусти ли. так к сюда не пустят». {Речь идет о грубой выход ке президентской охраны, не пустившей первого замести теля Председателя парла мента на трибуну 9 мая). , Председатель парламента известил руководителя ад министрации Президента Сергея Филатова о том. что ему поручено выступить на пленарном заседании, ска зал, что выстугшение миро любивое. в д>'хе соглашения. Так что я. естественно, приготовился и предупоедкл всеми возмоЖаыми спосо бами о том. что я непремш- но должен в)»гупить., на , пленарном заседании. Естественно.' по мере того, как я выслушивал доклад чика. во мне крепло убежде ние, что Председателю пар ламента надо ВЫСТУПИТЬ Если бы я там не выступил . то не имел бы морального права болыпе продолжать осуществлять свои функции Председателя Верховного Совета, хюдчеркнул Руслан Хасбулатов, И не было и тени сомнения в намерении серьгано сотрудничать с Конституционньш (ювеща- нием. Но —н е получилось. Далее Председатель пар ламента приступил к изло жению основного доклада. Проблема, которая волну, ет наше общество, сводится к простому вопросу. Это вопрос, поставленный око ло трех лет тому назад Сол- женгашным в работе «Как нам обустроить Россию». Конечно же. в обустройст ве России важная роль при надлежит новой Конститу ции. Это Закон,' который представляет собой общёст= венный договор, утверждает гражданский мир и согласие. Таким пониманием сути Конституции руководствова лось большинство членов и Конституционной комис- тельной власти. Отсчет этой тактики следует вести имен но с VI. Съезда народных депутатов — знаменательно го во всех отношениях. Этот Съезд, инкорпорировал Фе деративный договор, подго товленный. кстати здесь, в •стенах Верховного Совета. Принятие Федеративного до говора приостановило тог да развал Российской Фе дерации. А опасность бьша. велика, поскольку процесс распада Союза неизбежно был перенесен в Россию. И проблема Союзного догово ра бьша генетически связа на с проблемой Фёдератив- ного договора. Заключив, этот договор, мы приоста новили этот процесс. На VI Съезде были приняты концепгщя и основные поло жения проекта Конститу- К сожалению, не эта сози дательная сторона VI Съезда оказалась в центре внима ния общества В центре внимания оказалась, во-пер вых, наша вполне о^снован . ная (тепёрь это все призна ют) критика неразумной экономической политики правительства и, во-вторых, наши неудавшиеся тогда попытки усилить парла ментский контроль над деятельностью правительст- ловиях глубокой ной депрессии, вызванной распадом государства и на циональным унижением, в условиях межэтнических конфликтов и когда утрэт чена вера в государство ц лидеров когда граждане, рту, кровеаио говоря, меньше всего склонны думать о ста рых и новых конституци ях,— в этих условиях и со зрел койстит'гаионный кри зис. Появилась идея Консти туционного совещания. Напомню, после серьезных размьшшений и обсуждений мы приняли правильное ре шение о своем полноценном, конструктивном ^участии в этом совещании," оговорив при этом его консультатив ный, совещательный харак- Далее Председатель Вер ховного Совета отметил ряд доклада Президента на Кон ституционном совещании. Первое: в докладе не преду сматривается единая концеп туальная линия. Нет единой концепции в понимании то го, какие основополагающие идеи должны пронизывать Основной Закон страны. Концептуальное положение. жен действовать так; как он действует. Ведь он избран по закону 1991 года МЬ1 с вами его здесь принимали. Во-вто-. рых, просто нелепо выгля дит ссылка на легитимность выборов Учредительного со брания 17-го года Это, кста- ,ти, та самая знаменитая «уч редилка». о которой ходило анекдотов больше, чем о всех наших Съездах вместе взя тых. «Учредйлка» —одна из причин революции 17-го го да (это тоже следовало бы' помнить тем, кто составляет ньшче речи Президента) вместе с распутинщиной, плутократией, коррупцией, всесилием чиновничества и бесконечными обещаниями властей она и привела к ок тябрьскому перевороту. В докладе Президента вы . сказано верное положение об органической связи новой государственности и права как выражении общего ин тереса. Но без всяких осно ваний утверждается, что се годня в стране нет права как воплощения воли народа. И виновата в этом якобы за конодательная власть. Но ведь за последние три года приняты десятки новых законов, вызванных к жизни новыми общественными по требностями И' формирую- чем закон о выборах Пре зидента Российской Федера ции яушие закона о выборах народных депутатов Россий ской Федерации? И прини мался он тоже в Советские времена, принимался Вер ховным Советом РСФСР. Очевидна противоречивость ряда других положений. Так, отрицается за КонС|Титуцией ее роль как гаранта един ства страны и жизни ее гра ждан. В то же время сам Президент объявляет себя од ним из гарантов конституци онности. То есть Президент стоит как бы над Конститу- Не провозглашен принцип отделения судов от политики. Федеративный договор оста ется инородным телом в про. екте Конституции. Вдруг вводятся понятия, применяе мые для решения проблем внутри СНГ: единая рубле вая зона, экономическое про странство. Это, кстати, вну шает опасение за целост ность страны. К чему эти-то понятия внедрять в Консти- ТУЩ1Ю? и, думаю, не случайно не которые субъекты Федерации принимают решения обра титься к Съезду, Верховному Совету и Конституционному суду рассмотреть те положе- бы тюремное наказание от пяти до двенадцати лет за ключения. Но у нас криминальный в некотором смысле стиль ста новится нормой для выяпих должностных лиц. Если бы Верховный Совет реально' чувствовал себя парламен том, он давно освободил бы от должностей ряд минист ров, давно обеспечил бы рас следование дел, разобрался бы в огромном количестве злоупотреблений. Например, как и когда исчезло движи мое и недвижимое имущест во ЦК КПСС, союзных вла стей, в том числе здания, со оружения, здравницы, дома отдыха. С какой стати этим ■имуществом стали распоря жаться служба охраны Пре зидента, «царедворцы»? По- ; чему канцелярия Президента занимается внешнеэкономи ческими операциями? И не ужели нас не могут трево жить, , прямо скажем. не красивые действия в отноше нии председателя Конститу ционного суда? О реакции на события 5 июня. Идея Конституционно го совещания в результате органической неспособности его организаторов на созида тельные и согласительные действия, будем откровенны, уже не актуальна. Предста- Д е м о к р а т и я о п п о з и ц и и - п л у т о к р а т и я В ы с т у п л е н и е Р у с л а н а Х А С Б У Л А Т О В А н а с е с с и и В е р х о в н о г о С о в ет а Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Мы продвигались вперед че рез трудные обсуждения в парламентских и иных ауди ториях как в столице, так и в регионах нашей страны на протяжении почти трех лет. Когда мы выносили проект Конститугхии на обсуждение VI Съезда народных депу татов. Президент разделял это понимание, как каза лось. Не особенно пытался оказать давление на Съезд, хотя, как вы помните и тог да был параллельный проект Конституции за авторством тех же самых лиц. кому принадлежит и ньдаешний проект,— Алексеева, Соб чака. Шахрая. Утвердив концепшио и общие поло жения проекта Конституции, мы осознавали его несовер шенство. продолжали над ним работать. К сожаяетию. реальность не работу В чем причины? Причин называют много. С некото- оьщи можно согласиться. Можно. К примеру говорить о роли председателя Кон ституционной комиссии, о роли Председателя Верхов ного Совета. Можно гово рить о нежелании Верховно го Совета Съезда, отдель ных депутатов принять Конституцию... Но решающи ми мне представляются два Фактора Первый; отсутствие фун даментальных ценностных ориентаций в политической, культурно-духовной ' жизни общества, отрицание нравст венных. этических начал в экопомич^ких реформах, делающих людей в повсед невной жизни беззащитны ми. не объединенными об щей идеей. Второй: навязывание кон- Напомню. главной причи ной неудачи тех попыток единодушно называли 24 миллиарда доллатюв кото рые якобы дают «под Гай дара». Циничный обман, к сожалению, оказал сильное влияние тогда на некотовйх колеблющихся депутатов, В результате правительство и в целом Исполнительная власть стали привыкать к режиму . бесконтрольности и безнаказанности за лю бы е ' решения, дающие от рицательные результаты. Конфронтационный стиль стал нормой поведения, а ш аетаж й угроза —^.инстоу- . ментом борьбы с парламен том и представительными органами на местах. Этот стиль ужесточался по йеое ухудшения экономического положения страны. В этом — основа неурядиц и противо речий. Хотел бы обратить в этой связи внимание парламен тариев на то. что никакой экономической' стабилизации в ближайшей перспективе не предвидится. Поверьте, успокаивающие слова и прог нозы на этот счет, от кого бы они ни исходили, не со ответствуют истине. •Спе циалисты. опытные хо зяйственники. частные пред приниматели. отечествен ные и иностранные экспер ты сходятся на том. что экономика входит в состоя ние коллапса, в режим ав тономного разрушения са мих элементов производи тельных сил. Тогда вообще исчезнут возможности со здать рьшочные конкурент ные предпосылки, а на циональная экономика, трансформируется в слабые региональные хозяйствен ные анклавы, действующие на базе натуробмена. Новое правительство за полгода практически ничего не су мело предпринять для исправления допущенных в 1992 году ошибок. Более того, усугубило их. Разумеется, в таких усло виях появляется сильное желание уйти от обсужде ния опасных тем. чтобы в обществе не появились опас ные мысли. Этого хотят из бежать как в системе испол нительной власти, так и те парламентарии. которые бездумно поддерживали и поддерживают разрзппи- тельный курс. не дают Верховному Совету и С'ьез- ду сделать необходимые корректировки. Эта же ло гика — в проведении рефе рендума 25 апреля, в воль ном толковании его резуль татов. Поэтому введена и жесткая цензура печати, поэтому усиливаются реп рессивные начала во внут ренней политике которые СТОРОНЫ высшей и в первомайской трагедии. Поэтому подавляется ина комыслие даже СО стороны союзников, не говоря уж об оппозиции Но без инакомыслия, без оппозиции не бывает де мократии. Демократия без опцовгащи — это плутокра- О так называемом кон ституционном кризи се- В таких сложных условиях — переплетения общеполити ческого. экономического, со циального. например, о разделении вла стей и федерализме, местном самоуправлении, президент стве не имеет достаточной ^ аргументации, поэтому не убедительно. Заметны слеп ки, сколки западных образ цов без учета геоколитиче- ских и полиэтнических осо бенностей й исторической традиции Российской Феде рации. российских народов. У нас идет активный поиск лучших форм организации Российской Федерации, и это вполне . естественньш про цесс, заметил докладчик. Именно в ходе этого процес са был разработан Федера тивный договор, принята Декларация прав человека и гражданина. Оба эти доку мента вошли в действующую Конституцию, и это —круп ный шаг вперед. Они во1пли и в проект Конституционной комиссии. Так что говорить о конституционном кризисе как объективном явлении, якобы сдерживающем ре формы,—едва ли правильно. Надо лишь позаботиться о . том, чтобы общая работа над проектами была продуктив ной, чтобы уважалось каж дое мнение. Только таким пу тем может быть разработЕша Конституция, нужная нашим народам. Особое внимание следует обратить на то. что в прези дентском проекте Федератив ный договор использован как бы для противопоставления краев и областей республи кам. Тщательный анализ как раз и подтверждает именно это обстоятельство. Такой подход наносит вред самой идее новой Федерации. Много критических стрел пущено в докладе в законо дательную власть. Упреки за ее двухзвенность можно при нять. Мы ведь с самого начала говорили, что двух звенность парламента не самое удачное изобретение. Но не мы это придумали. И коль скоро мы идем консти туционным путем, наверное, надо подождать появления соответствующего Основного Закона или решения самой высшей власти. Есть в докладе, и утвер ждение того, что парламент защищает корпоративные интересы. Но это утвержде ние бездоказательно. Верхов ный Совет выступал и вы ступает как законней фор^м общественных интересов. Парламентские процедуры применяются на основе тра- ‘диционных принципов дея тельности законодательных органов, где голосование слу жит привычным способом принятия решений... В докладе Президента вы сказано положение; Советы и демократия несовместимы. Но особенность ведь в том, что других органов народо властия представительной власти в России нет. И Пре зидент даже не нашел имя новым органам представи тельной власти. Считаю, в этом положении просматри вается не просто цинизм, но и непонимание принципов разделения вЛасти, системы народовластия. Да и просто неуважение к тем, кто един ственно вправе одобрить или не одобрить проекты Кон- ститзщии: это сессии Советов республик, областей, краев. Хотелось бы отметить еще два момента. Президент во имя сохранения своей собст венной легитимности не дол- щимися новыми обществен ными , отношениями, под держанными, населением. При этом основополагающие законы приняты по пред ставлению самого бывшего Председателя Верховного Совета ■Бориса Николаевича Ельцина. Зачем же искусст венно противопоставлять реальнр формирующийся за конодательный массив, ка кому-то. абстрактному пра ву? Не скрывается ли за из вестным юридическим дуа лизмом желание отбросить парламентские законы и пользоваться только так на зываемым «президентским правом»? Согласитесь, есть над чем поразмыслить. В общем, в докладе имеет ся немало опасных, сомни, тельных, двусмысленных по ложений, о чем, возможно, не подозревал и сам доклад чик на Конституционном со вещании. В докладе цротиворечиво обосновывается необходи мость решительных действий для ^гстановления господства права в обществе, «решитель ных шагов к праву». Делает ся это в стиле Вьипинского. Вчитайтесь пристальнее; сна чала приводится характери стика права как «гаранта во площения справедливости, свободы, естественных прав человека, как выраженного властью общего интереса, не навязанного силой». Нр в то же время довольно угрожаю ще звучит суждение, что «право без силы — пу стой звук». Последнее суж дение не точно отража ет сущностные характе ристики права вообще. И та кого рода понимание правд (даже с оговоркой, что «сила без права — произвол власти и трагедия народа») бесспор но, ошибочно. Подобные «ошибки» допускаются не из- за безграмотности или не брежности, Они — встроен ный элемент, примененный для того, чтобы оправдать определенный произвол, об лечь его в законную схему.. Мы уже проходили подобное в нашей истории. То есть в данном случае допускается преувеличение, роли -насилия в установле нии правопорядка. Но сила, принуждение — далеко не единственные гаранты тор жества правовых норм в ус тановлении эффективного правопорядка. Если бы ува жались существующие по рядки, уважался парламент и в целом парламентаризм, то это было бы гораздо эф фективнее, чем попытки на- сильственньхх действий по установлению правопорядка. Весьма экзотична 1№1сль, что «ньшепшие представи тельные органы избирались на основе советского избира тельного закона, а значит, они остаются продолжате лями захваченной силой вла сти». Вся логика разви тия российской государст венности переворачивается е ног на голову! Если го- корить о захвате власти, то мы видим сегодня (и этого не видят только те, кто не хочет видеть), что как раз исполнительная власть дей ствует захватнически. В ча стности, она захватывает но вые полномочия в сфере за конодательной деятельности. Конечно, это недопустимо, конечно, этому должен быть положен конец. Ну, скажите. ния доклада, которые вызы вают сомнения с точки зре ния конституционной закон ности. Далее Руслан Хасбулатов остановился на причинах де монстративно пренебрежи тельного отношения к пар ламенту. В значительной ме ре сказалась политическая неопытность (или н а и в - , ность?) ряда депутатов и членов Президиума Верхов ного Совета, включая заме стителя Председателя Вер ховного Совета Рябова Нико лая Тимофеевича. Они не по. няли смысла навязанной им игры по чужому сценарию. Была брошена коварная идея: якобы Председатель Верховного Совета занял кон» сервативную позицию, по шел на поводу у сил регрес са, не желает никаких ком промиссов, с ним Президент сотрудничать не будет, надо пойти навстречу Президенту, заноть прогрессивную, нова торскую позицию... Преследовалась двоякац з а дача; Рябов должен бьш во шбежание якобы нешбеж- , ного раскола в Верховном Совете или заставить Пред седателя Верховйого Совета преступить границу консти- тущюнного поля и «сжечь» его. или же увести с собой значительную часть депута тов на «антиконституционное поле». Эти игры ни для меня, ни для большинства депута тов не новы. Мы знаем о раз ных загородных совещаниях, уговорах, обещаниях долж ностей, квартир... Но я всегда считал и считаю, что здесь находятся люди, преданные своим избирателям и Отече ству, А тех, кто. в тяжелые времена ' пытается затеять склоки, просто жаль. И еще замечу; если бы. уважаемые коллеги, все м.ы выполняли свой депутатский долг, вы полняли бы его в соответст вии с конституционными обя занностями — думаю, ситуа ции 5 июня вообще не воз никло бы. У нас есть исторический шанс осуществить цодлинно демократические преобразо вания. Почему мы поддаемся стремлешгю восстановить диктатуру — теперь вместо коммунистической антиком- мунистическую? Мы ведь знаем: родовые свойства лю, бой диктатуры однотипны. ■ Это — попрание права на свободу личности, преследо вание инакомыслия, боязнь правды, использование лжи как средства политическ«^ борьбы, объявление войны народовластию и парламен таризму. Разве все это не проступает сегодня в доста- тотао зримой форме в нашей государственной практике, в формирующемся политиче ском режиме? Повинны в этом и мы. У нас рептильный стидь рабо ты. Правильно критикуют и меня, и многих других. Ино гда бывает так, что два- три председателе комитетов не дают возможности при нять закокы, охраняющие парламент; его права и пре рогативы, предусматриваю щие уголовную ответствен ность за нарушение естест венных для всех парламен тариев мира прерогатив. По американским законам, к примеру, охранник Прези дента, попытавшийся встать на пути спикера, равно как и те, кто нанес бы оскорбление действием Генеральному про курору или депутату, понес тивной конвергенций, на идее синтеза всего лучшего, что накоплено мировым опытом Проблема — серьезная. Но она уводится в тень, а изо бражается все как борьба «реакционеров» с «прргрее- СЕютами». Хотя, естественно, элементы и того, и другого есть в обществе. Хотел бы сказать и о том, что в ( ^ а н е нет сил, способ ных навязать свою волю ос тальной части общества. Да же силой. Сила встретит силу, как бы и кто бы ни го товился ее примегаиъ. * Сознавая все несовершен ство нынешнего парламента, я тем не менте еще и еще раз хотел бы подчеркнуть: мент — последняя возмож ность решить вопрос о буду щем страны без острой кон фронтации. Это следовало бы всем принять и всем понять. Что нам делать конкрет но? Обстановка вынуждает Верховный Совет действо вать активно, целенаправ ленно и даже наступательно. Надо т деле показать, что Верховный Совет, депутат ский корпус умеют не толь ко принимать закошл, но и постоять за саму представи тельную власть. И мы не за себя боремся, а за подлинно демократическое развитие и преобразование общества в интересах людей. Нам надо самим вместе с субъектами вители субъектов Федера ции, а именно они должны были стать главными участ никами работы совещания, оскорблены. Около 60 пред седателей областных, крае вых и республиканских Со ветов, некоторые председате ли Верховных Советов пре рвали свое участие в работе совещания, заявили реши тельный протест произво лу й самодурству. В ря де областей проведены сес сии, отозваны делегации. Для их возвращения выставлены условия. Какие это условия? Преж де всего Президент должен отказаться от ложного те зиса. будто Советы и демо кратия несовместимы. Да лее: обеспечение условий для полноценного участия Вер ховного Совета и Конститу- цио'ниой комиссии в совеща нии; рассмотрение всех про ектов Конституции; призна ние исключительно рекомен дательного характера сове щания; соблюдение консти туционных процедур приня тия Конституции, определен ных действующей Консти туцией. Верховным Советом и Съездом. ■ Об этих условиях говори ли руководители десято рес публик, которые посетили Верховный Совет. Они пред ложили вернуться Верховно му Совету на совещание, но на таких условиях. Итак, 'радоваться нечему. Все случившееся — еще один удар по авторитету государ ства На глазах общества- происходит размьшание основ власти, стремительно рас пространяется мнение о те неспособности справиться с проблемами, многие из ко торых, кстати, порождены самой властью. Нам предсто ит принять решение по даль нейшему участию в работе совещания, предварительно обменявшись мнениями на этот счет. Есть разные под ходы, разные оценки. Страна действительно на ходится на перепутье. Это не открытие, это чувствуют все. Но я думаю, вставшая перед страной дилемма — это не просто выбор между капита лизмом и социализмом. Го раздо острее стоит вопрос со отношения «традиции — про гресс», «дореволюционное — революционное». Кое-кому очень _ хочется подменить этот сложнейший (практиче ский, теоретический, методо логический, мировоззренче ский) вопрос вопросом соот ношения «реакционно-ре ставраторские тенденции в Верховном Совете — про грессивно-западнические тен денции исполнительной ' власти». Ложная посылка! Любите лям черно-белых изображе ний можно сказать лишь, что удается какое-то время обманывать народ, но невоз можно обмануть, его пол ностью и окончательно. Вопрос стоит так: хотим ли мы очередного революци онного сброса всей россий ской традиции и объявления этой традиции тупиковой? Или же мы готовы двигаться эволюционным путем, сохра няя лучшее из опыта наших отцов и дедов? Если хотим первого, то давайте бУДем принимать Конституцию яв но ущербную,, полудиктатор- скую (а потому временную). Если хотим второго, то долж ны принять Конституцию, основанную на идее пози- Что касается возможных попыток автономно от пар ламента завершить этот про цесс, то мы должны, на мой взгляд, сделать специальное заявление о том, что это бы ло бы равнозначно государ ственному перевороту. Такая позиция полностью разделя ется субъектами Российской Федерации. Сегодня Конституционное совещание так или иначе, но работает. У вас есть выбор. Первое: как парламент ре шил на прюшлом заседании, Конститущюгшая комиссия должна продолжать -работу над проектом Конститзшии. Второе: принимать ли уча стие в работе Конституцион ного совещания. Если участ вовать, то, очевидно, следует поддержать предложение, выдвинутое субъектами Фе дерации. О них я уже го ворил. Решать вам, уважаемьге члены Верховного Совета. Но, думаю, независимо от результатов работы Консти туционного совещания; да льнейшая работа тад проек том новой Конституции дол. жна осуществляться строго конституционным путем. Речь идет прежде всего о том, что проект Конститу ции должен быть одобрен Верховным Советом Россий ской Федерации, Верховными Советами республик, на сес сиях Советов краев и обла стей, автономий и национа льных округов. Именно — на сессиях. Должно быть иск лючено так называемое па рафирование представите лями субъектов. Ибо что это такое — . представители субъектов? Окончательно Конститу цию принимает Съезд. Либо по его решению она вьшосит- ся на референдум. Следует твердо проводить; курс исключительно на кон сенсусный способ подготов ки и принятия новой Кон- | ституции, решительно отвер гнуть стремление навязать ее посхюдством давления. Далее Председатель Вер ховного Совета призвал сво их коллег к усилето*о рабб- ть1 Верховного Совёта, коми тетов и комиссий. Некоторые из них трудятся в полнакала, а то и вообще стараются у к - , лониться от какой-либо ра боты, Видимо, надо пррши- . мать организационные и , кадровые меры. - Он также призвал к пре кращению «возни и склок», подрыву Верховного Совета изнутри. Есть целый блок законов, которые необходи мо принять,—на то есть прямью поручения Съезда; А их проработка комитетами и комиссиями тормозится. Не льзя дальше откладывать принятие законодательных актов, касающихся средств массовой информации, этого требуют. При этс до иметь в виду, что многие средства массовой информа ции находятся буквально под прессом. С их помощью и надо принимать норматив ные акты, обеспечивающие реальную прессы. Докладчик предложил про вести в ближайшее время в Верховном Совете совеща ния по не терпящим отлага тельства вопросам; таким., как, например, региональ- ньге бюджеты, борьба с пре ступностью, конверсия, аг рарная ре<|юрма. Он приз вал к конструктивному вза имодействию с правительст вом в решении актуальных вопросов и задач. В конечном счете, сказал Рустав Хасбулатов, полити ческие ястребы хотят под мять под сабя не только пар ламент и Советы, но и пра вительство, у которого су щественно ограничены сво-: бода рук и возможности ма невра. Видимо, Верховному Совету следует совместно с членами правительства про вести заседание, на котором предметно, на конкретных фактах, без политических обвинений обсудить итоги шести месяцев, наметить ме ры к нормализации обета- ПОЧЕМУ БОРИС Е0Ы1ИН НЕ ЛОЖИТСО НА РЕЛЬСЫ? (Окончание. Начало на 1-й стр.) Он видел'дикую сцену. насилие к Р. Хасбулатову ле Конституционного совеща- и только через несколько нашелся, что сказать. Но ! это "нашелся" из разряда гасмагории: мол, зашита достоинства одного (Р. Хасбу- латёва) вступшга в противовес с за^цитой достоинства другого (его самого). И, надо пони- , именно поэтому с Пред седателем Верховного Совета мо^о обращаться как с тем нодрзргаельным чудаком, кое го коща-то словили на черда ках Старой площади. Кстати, где он сейчас с его "по^чпе- нием"? То-то! Дело не в нем. Нужен прецедент. Вот и Хас булатова с Р]чЩи'в вначале не пустили коЕда-то на Васильев ский спуск, где митинговал Борис ЬЙшолаевич. Потом — к Вечному огню. Потом еще куда-то — повьпнё. А теперь, видите, можно и вот так. Про цесс, говоря словами известно го цолитического деятеля, по- Р, Хасбулатов с удовлетво рением встретил мысль руко водителей Липецкой области — провести альтернативное Конституционное по Товии Советов, с участием всех субъектов Федерации. Это правильно. Тем более, что прарила "шры" заданы отнюдь не Советами. Но после селек торного совещания по сей деш Верховный Совет он не наве щает. Одни знающие люди толкуют, что спикер и впрямь захворал, другие ливает силы для очерещзых удщров судьбы. Точнее — сво его неуемного на конфронта цию оппонента Бориса Нико лаевича. Последний, в свою оче редь, построил упомянутую пресс-конференцию как собы тие событий. О чем евццетель- ствуёт и торжественность, и то, что Борис Николаевич 6 е Ю 1 неЁ^ычно свеж. На что уж Кё- стикёв наловчился при,извест ном состоянии своего патрона, когда тот не успевает уследить за мыслью задающих вопросы журналистов, останавливать их, повторять эти вопросы или | говорить помедленнее, но даже он в этот раз не прерывал. Да н доклад вышеЛ'.фундамен тальный. Объемный. Обо всем. Как в прежние времена. Борис Николаевич даже не преминул поставить задачу ученым. Вы же помните, как он всходил на трибуну съездов народных депутатов 10 декаб ря 1992 года, 20 марта 1993-го^ и т. д.? накалялась после этого вся страна? Теперь рис Николаевич полагает, то были моменты, которые должны стать и станут пред метом научных исследований и Ну, слава Богу. А разбежавпшеся еще до конца из страны остатки ученых знают, чем им'таким гращ озно полезным заняться, что бы спасти эту страну. Один из них —радикал Андрей Нуйкия в "Вечерней Мёскве" тиснул пятницу, 11 июня, статью по заголовком "Мы будем жить том государстве, в котором по желаем жшъ". Там Он совер шенно искренне пишет: " 1 ки года назад I Съезд народных депутатов России принял Де кларацию о суверенитете. Этот день и ста^ российской госуд^ствевносш. Отношение к нему пока не внятное: он еще не сформиро вался как праздник, восприни маемый самим народом... Сей час не всем понятно даже его сегодняшнее название. Эго тот праздник,: ду которого Борис Николаевич как раз и собрал торжествен ную пресс-конференцию. А тут, видите ли, "народ еще не почувствовал". Праздник не то, чтобы "со слезами на гла зах", но вот рельсы почему-тс вспомнились. Правда, если вы заметили, в ответе на тот воп рос Борис Николаевич недвус мысленно дает понять, чте нужно понимать, когда, где в в каком состоянии он что-то обещает. Не быть быстровера-^ ми. Вон и на бензин он цены сбросил. Даже грозился то снять, кто не печется о роде. Но то было до дума, а после... Впрочем, вы сами все знаете. Не знаете только, как звучала концовка того ответа. По словам Бориса Николаевича, предугадать, как сложатся дела в 1992 году; не могли "самые-самые голова стые академии". И, как он сказал, было нет осмотрительно обещать. Вот какая "неприятная неожидан- К общему удовлетворению, опять-таки "нашелся" добро совестно отрабатывающий свой хлеб В. Костиков: — Борис Николаевич, зато что вы не лег ли на рельсы неожиданность. Действительно. Весьма приятно, когда тебя беззастен чиво обманывают. Юрий ДЮКАРЕВ. г. Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz