Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Выбор Конетитуцпи-выбор еудьбыа Уважаемые участники со­ вещания! Как мы с вами до- говарибались, после заверше­ ния очень сложного периода, связанного с референдумом и с по]|аедением итогов, мы наметили и сегодня прово­ дим встречу для обсуждения проблем ВОВОЙ Конституции, конституционной реформы. Сейчас очень сложная си­ туация, во многом связан­ ная и с итогами референду­ ма, точные цифры и, воз­ можно, анализ которого вам представит Казаков Василий Иванович председатель ^иентральной комиссии все- ^Воссийского референдума. Но я, ташьзуясь случаем, хотел бы призвать к благо­ разумию представителей раз­ личных политических сил: с одной стороны, тех, кто упо­ ен побщюй, а с другой сто­ роны, тех, кто хотел бы ви- ,деть происходящее как цепь сплошных поражений. Нет ни Того и ни другого. Гово­ рить о какой-то победе про­ сто немыслимо, если не те­ рять рассудок, поскольку из 107 миллионов иэб1фателей одобрение высказало около 37 миллионов граждан, явив­ шихся на избирательные участки. 70 миллионов и^и - рателей или не явились, или проголоссшали против. По­ этому говорить о каких-то победах просто нелепо. Да и потом, о победе кого — меньшинства над большинст- • вом? О победе над своим на­ родом, что ли? Да и вообще такого рода референдумы и разговоры о победе — это де­ ло, по-моему, не особенно нравственное. Другое дело, если бы, ска­ жем, бьиш внесены какие-то вопросы на базе гфедвари- тельного решения с целью объединения людей, дости­ жения общей точки зрения. Наверное, это было бы нечто иное; И это, наверное, не бы­ ла бы победа, а, может быть, получение уверенности в том, что осуществляется пра­ вильная работа в деле ре­ формирования вашего обще­ ства — экономического, по­ литического, конституцион- Поэтому, наверное, пра­ вильно будет отнестись очень спокойно, рассудительно к этим итогам, не прибегая к каким-то крайним хлестким выражениям по поводу про­ исшедшего события. Хотя вполне очевидно, что лучше бы его и не было совсем. На этом мы длительное время и настаивали. Но, уступая в буквальном смысле необхо­ димости, пошли на этот шаг, и ничего конструктивного, как вы сами знаете, это нам не принесло. Возьмем хотя 6ш-"0;фю'109^< стоятельство: почти полови­ на субъектов Федерации — 40 — дали отрицательный от­ вет на первый вопрос рефе­ рендума. Большинство рес- пуа»ик — это любопытно именно в региональном ас­ пекте — и центральная Рос- «ия вместе с ними высказа­ лись против. Сельское насе­ ление высказалось против. В то же время специфично, что, скажем, сырьевые ре­ гионы высказались за. Но я здесь говорю о результатах, исходя из того, что не было никаких лишних бюллете­ ней, недозволенных методов и так далее, поскольку ис­ тинная картина, сколько там было бюллетеней при­ внесено и сколько миллионов было в общем количестве та­ ких бюллетеней, за которы­ ми не было физических лиц, граждан, еще только выяс­ няется. фКСПЕРТИЗА Перед нами два проекта' Конституции России, Один подготовлен Конституционной комиссией с учетом поправок Президента, Съезда, Верхов­ ного Совета, субъецтон Рос­ сийской Федерации, общест­ венных организаций. Другой был сделан в спешном по- р.чдке С. Шахраем, С. Алек­ сеевым, А. Собчаком. Попробуем спокойно про­ анализировать: что ждет Россию в случае принятия того или иного варианта? В проекте, представленном Президентом РФ, устанавли­ вается такая разновидность президентской формы прав­ ления, которая нарушает ба­ ланс властей и может по­ служить, на наш взгляд, уг­ розой демократическим ос- ^^ овам российской государст- ^■юнности. Конституционный статус Президента очерчен в нем достаточно прямолинейно я не оставляет сомнений в ис­ тинных намерениях. Соглас­ но статье 70 документа Пре­ зидент является главой го­ сударства, гарантом Консти- тзгции, прав и свобод граж­ дан. Он «принимает меры по охране суверенитета Россий­ ской Федерации, ее незави­ симости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функциониро­ вание и взаимодействие всех государственных ортайов». Таким образом Президент не только выводится за рам­ ки системы трех вла­ стей — законодательной, ис­ полнительной и судебной, но и ставится над ними, что присзпще главньш образом для авторитарных и весьма далеких от демократии форм правления. Этот вывод подтверждается 1ЮЛЫН рядом норм проекта, закрепляющим за Прези­ дентом чрезвычайные полно­ мочия. Так. статьей 74 пре­ дусмотрен досрочный роспуск ^деральш го парланевта Поэтому бить в победные литавры и пытаться навя­ зать существу идеологию по­ бедителей было бы веп{юсти- тельвой политической (ипиб- кой. И чтобы как-то охла­ дить пыл новых, идеологов, нужно авторитетное мнение, конечно, и самих руководи­ телей регионов, и субъектов Федерации с тем, чтобы все мы имели возможность очень трезво оценивать сложив­ шуюся ситуацию. Ситуация заставляет поли­ тических деятелей, полити­ ческие структуры, конститу­ ционные органы власти ре­ шать существующие про­ блемы. Прежде всего, конеч­ но, главная проблема — это экономическая реформа. Но, как нам кажется, очень серь- , езная неудача в сфере эко­ номического реформирова­ ния как раз заставляет но­ вых идеологов отвлечь вни­ мание общества на другие вопросы, иногда, может быть. что необходимо работать ди­ намично, ускоренно над про­ ектом новой Конституции. Это несомненно, потому что нецелесообразно затягивание принятия хорошо взвешен­ ной, сбалансированной Кон­ ституции. в основе которой уже находятся идеи, которые не требуют большой реви­ зии, например, раздел с Фе­ деративным договором. Ммс вами договорились, что Фе­ деративный договор пол­ ностью переходит в новую Конституцию. Следователь­ но, ситуация такова, что тре­ буются наши совместные усилия для того, чтобы хо­ рошо, но без шешки, без суеты отработать и принять новую Конституцию. Третье, на что мне хоте­ лось бы обратить внимание, это очень важно — процеду­ ра принятия. Как мне ка­ жется, было бы просто пре­ ступным, если бы мы с ва­ ми встали на путь неконсти- своим народом. И на эту уловку ни в коем случае не следует поддаваться, если мы действительно несен от­ ветственность и перед сво­ им народом, и пёоед своим государством. Четвертое. Я хочу напом­ нить — распад Союза ССР означал и первый этап раз­ вала России, не забывайте об этом. Ведь вы же . пре­ красно знаете, каким госу­ дарством был Союз ССР. Советский Союз. Это было специфическое государство. Элементы России присутст­ вовали во всем Союзе, а его развал предопределил и пер­ вый этап развала Россий­ ского государства и россий­ ской государственности. Сейчас предпринимаются по­ пытки завершить этот раз­ вал. в том числе и путем принятия якобы новой Кон- ститущш, которая и прини­ маться должна явно некон­ ституционными методами. если можно так рассуждать? Если Съезд не способен, зна­ чит, будет способен другой орган, после принятия соот­ ветствующего избирательно­ го закона и выборов парла­ мент примет. Еще полтора года тому назад Съезд четко определил, что будущий за­ конодательный ' орган дол­ жен быть одноступенчатым. Нам действительно доста­ лось такое наследство. Не мы же его придумали, этот Съезд. Будущим законодате­ лем будет только Верховный Совет. Значит, пусть новый Верховный Совет и примет новую Конституцию. Здесь тоже нет противоречия. Поэтому эта спешка, эти огутаные обвинеш1я в том, что Съезд несостоятелен, ВерховнЪш Совет несостоя­ телен, конечно, не улучшают наш внутриполитический климат. Они отнюдь не улучшают также и наши международные позиции. Руслан ХАСБУЛАТОВ: П о л и т и ч е с к и е игры вокруг Конституции опасны » Итоги референду- ) Надо динамично, но без спешки от­ работать и при­ нять новый Ос­ новной Закон I Не следует отка­ зываться от того прогрессивно г о, что есть в прези­ дентском проекте не столь актуальные. В ча­ стности, на конституцион­ ную проблему. О том, что она актуальна, мы с вами знаем еще с 90-го года. Не случайно Конституционная комиссия работает очень плотно над проектом Кон­ ституции, который, по пред­ ставлению Председателя Конституционной комиссии. Президента республики, был рассмотрен еще шестым Съездом, где и были утверж­ дены ее основные положе- Сейчас начинается новый .5| 1ито|^ ,прднТ^цческогр дррти- востоянйя, когда жизненные интересы общества остают­ ся в стороне, а весь центр внимания нашего общества, да и всего мира, предлагает­ ся перенести на вопросы Кон­ ституции. Я задаю себе вопрос. До­ пустим, мы завтра примем Конституцию. Что, после­ завтра у нас в обществе все будет хорошо, все конфлик­ ты улягутся? Поэтому первая задача — ни в коем случае нельзя ув­ лечь себя политическими иг­ рами вокруг Конституции. Надо здраво смотреть на ту социально-экономическую си­ туацию, которая существует как в стране в целом, так и в ее регионах. Не дать себя увлечь этим вопросом. Второе. Мы должны при­ знать, что ньгаешняя поли­ тическая ситуация такова. при невозможности сформи­ рования правительства и в случаях, когда кризис госу­ дарственной власти не мо-^ жег быть разрешен на ос­ новании процедур, установ­ ленных Ко'нституцией. Правительство в соответст­ вии с проектом формирует­ ся не той партией или коа­ лицией партий, которая име­ ет большинство мест в пар­ ламенте. а самим Президен­ том, представляющим в Со­ вет Федерации (верхнюю палату парламента) только кандидатуру председателя правительства. Отказ в ут- ТУЦИОННОГО принятия ВОВОЙ Конституции. Поэтому здесь крайне важна процедура принятия Конституции, четко укладывающаяся в рамки конституционной закон­ ности. Я хвчу напомнить, что именно отказ от конституци­ онных методов политическо­ го переустройства общества в обход действовавшего тог­ да Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов СССР был одной из причин распада Союза ССР. Этот же сценарий, а точ­ нее ловушка, сейчас готовит­ ся для субъектов Федера­ ции, которые вовлекаются помимо Конституционной комиссии, помимо Верховно­ го Совета, помимо тех рабо­ чих групп, которые дейст­ вуют в соответствии с зако­ нами. в какие-то очень со­ мнительные дела. То назы вается учредительное со­ брание. потом, увидев, что этот термин не пользуется особым одобрением общества, нашли новое название — конституционное собрание, потом Совет Федерации — узкий Совет Федерации, рас­ ширенный Совет Федера­ ции и так далее. Все эти I®!».!! язжавшт). они должны четко и осознанно быть отброшены. Есть толь­ ко один путь в государстве— осуществление конституци­ онной реформы через суще­ ствующие конституцион­ ные механизмы. Ек:ли они не­ совершенны—давайте мы с вами примем другие про­ цедуры. но примем закон- ньш путем, а не явочным порядком — кто бы это ни предлагал. Однако есть и скрытая сторона этого процесса, я бы хотел вам на это указать. Дело в том, что те высоко- И здесь мы должны гля1 деть правде в глаза. О на­ шем участии в этом пров е ­ се не следует забывать. Нам остается один путь — кон­ ституционный. Конечно, ни в коем случае не следует от­ казываться от прогрессив­ ных положений, которые предлагаются Президентом в проекте новой Конститу­ ции. Хотя, если мы согла­ симся с этим рроектом, у меня уже не будет уверен­ ности в том, что через неде­ лю у Президента не появит­ ся еще один проект, кото- дискредитируют государство, и законодателей, и саму пре­ зидентскую власть, и вооб­ ще все органы власти. Идет тотальная дискредитация Российского государства, его власти, причем со- нятно какими лицами и вне Конституционной комиссии, руководителем которой кстати он сам и является. Пятое. Распространяется миф о якобы неспособности Съезда принять Конститу­ цию. Ну, хорошо, допустим. Не способен Съезд, так не способен. Ну, а кто же стре­ мится стать выше Съезда, -ХУДОЖНИК РИСКУЕТ лица, которые пытаются выйти за пределы конститу- щюнного пространства, хо­ тят сделать своими соучаст­ никами регионы, субъекты Федерации. Это делается для того, чтобы как-то замазать всех коллективной виной и перед историей, и перед фактически безвластный ор­ ган, поскольку над ним по­ стоянно нависает «дамоклов меч» досрочного роспуска. Слабым выглядит высший законодательный орган и в других отношениях. Весьма прюблематичным становится преодоление вето Президен­ та на принятые законопро­ екты. И совершенно не­ реальной представляется воз­ можность отрешения Прези­ дента от должности. Бесконтрольность •дейст­ вий Президента красной нитью пронизьшает весь представленный проект. Пре- А ты ЗАПИСАЛСЯ В А В Т О Р Ы К О Н С ТИ Т У Ц И И Г Г \ & - О том, что ослаблена госу­ дарственная власть после ре­ ферендума, вы сами пре» красно знаете. Следователь­ но, нам нужно восстановить управляемость политическим процессом, управляемость экономическими процессами путем как раз таких согла­ сованных действий. Поэтому, повторяю — я не сторонник того, чтобы отвергать с ходу президентские идеи, но их надо ввести, в законное, в конституционное русло. Мы недавно, вы знаете об этом из сообщений прессы, провели заседание Консти­ туционной комиссии и под­ готовили соответствующий проект постановления Вер- Рис. О. ПАНЬКОВА (Пермь). В рамках исполнительной власти фактически заклады­ ваются параллельные струк­ туры — президентская и пра- В1#гельственная. Первой из них, по образцу Политбюро и ЦК КПСС, отведена роль теневого, но реального цент­ ра власти. Второй — роль безвластного проводника той политики, которая будет фор- мидаваться в недрах прези­ дентской власти. Президент, помимо прав от­ дает изменения границ меж­ ду субъектами Федерации, изменения их конституцион­ но-правового статуса, назна­ чает по представлению Пре­ зидента на должность пред­ седателя правительства, ре­ шает вопрос о доверии пра­ вительству либо его отстав­ ке, назначает по представле­ нию Президента судей, рати­ фицирует и денонсирует международные договоры, решает вопросы войны и ми- Два проекта—два взгляда на разделение властей • Президентский ва­ риант: много дву­ смысленностей ф Зачем ослаблять законодательные структуры! ф К равновесию вет­ вей власти верждении любого кадрового предложения может привести к роспуску парламента, что по сути однозначно диктует одобрение парламентом лю­ бой кандидатуры, предло­ женной Президентом. Крайне двусмысленны по­ ложения проекта о роспуске парламента и в других слу­ чаях кризиса государствен­ ной власти. Обращает на се­ бя внимание то, что наличие оснований для роспуска пар­ ламента шределяется Пре­ зидентом бескоят1Юльна Та­ ким образом парламент пре­ вращается в безвольный и зидент не назван главой ис­ полнительной власти, но объ­ ем его полномочий свидетель­ ствует о фактическом его верховенстве в этой сфере. Он утверждает структуру фе­ деральных органов исполни­ тельной власти и состав пра­ вительства (ст. 107). назна­ чает по представлению пред­ седателя правительства еди­ нолично министр»® и других должностных лиц (ст. 107), отщявляет правительство в отстааку (ст. 111), издает ука- зы и распоряжения, обяза­ тельные к исполнению пра­ вительством (ст. ст. 81, ПО), вносит в парламент законо­ проекты (ст. 74), вводит в стране чрезвычайное положе- ; ние (ст. 77). назначает обще­ народный референдум (ст. 74). Вся полнота власти со­ средоточивается в пуках Пре­ зидента. но никаких меха­ низмов ответственности за курс правительства проект не предусматрйвает. клонения законопроектов, из­ дания указов, равных по си­ ле федеральным законам, на­ делен исключительным пол­ номочием приостанавливать действие законов, если они противоречат Конституции, нарушают права и свободы граждан (ст. 80). Отметим, что подобных аналогов в конституциях демократиче­ ских стран просто нет. За счет искусственного раз­ деления полномочий г двух палат парламент утрачивает целостность единого — хотя и двухпалатного — органа представительной власти. Об­ ращает на себя внимание принижение роли Государст­ венной Думы, хотй именно она является наиболее пред­ ставительной палатой парла- ментаи Однако, вопреки это­ му, объем ее полномочий значительно уступает объе­ му полномочий Совета Фе­ дерации. т .е. верхней пала­ ты, В частности, она утверж- ра, устанавливает чрезвычай­ ное положение, отрешает Президента от должности, рассматривает федеральные законы, принятые Государ­ ственной Думой (ст. ст. 93, 94, 95, 96, 97). И все эти важнейшие во­ просы решает немногочислен­ ная палата, половина депу­ татских мест в которой от­ ведена республикам и иным национальным образованиям, ^ е перечисленное разрушает основы парламентаризма, ликвидирует лредставитель- ную демократию. Парламент фактически ли­ шен какой-либо роли в ре­ шении водросов бюджета и финансов, традиционно вхо­ дящих в компетенцию пред­ ставительных органов вла- Следует подчеркнуть, что гарантией и основным усло­ вием сохранения демокра­ тии, прав и свобод личности служит такое взаимоограни- ховного Совета о дальней­ шей работе над новой Кон- йтитуцией. Надо вам также посмотреть, что бы вы хоте­ ли внееш, какие изменения. Очевидно, у нас с вами есть очень серьезный и эф­ фективный механизм совме­ стной работы. Я имею, в ви­ ду тот механизм, которйй мы отработали в процессе подготовки и подписания Фе­ деративного договора. * Вы помните, что тогда мы работали по трем группам, то есть республики, края и Ьбласти. национальные окру­ га. Были сформированы по­ стоянные. рабочие группы. Вы тогда делегировали сюда для постоянной работы сво­ их специалистов, представи­ телей, в которых вы не со­ мневались. и они здесь с на­ шими коллегами основатель­ но поработали над всеми ас­ пектами, над всеми вопроса­ ми Федеративного договора. Поэтому хотелось бы. что­ бы в конце нашего заседания мы с вами приняли реше­ ние по этому вопросу, с тем чтобы каждая республика, край, область, национальный округ, автономия дали своих специалистов, представите­ лей для того, чтобы здесь вместе с нами они продол­ жили работу над проектом Конституции и, конечно, яи- намичнр , предложили свои соображения и свои вариан­ ты решения важных вопро- Я имею в виду даже не столько сам Федеративный договор. Я хочу вам сказать, что он полностью войдет в новзгю Конституцию; Па по­ следнем заседании Конститу­ ционной комиссии и рабочая группа Конституционной ко­ миссии согласилась с тем. что Федеративный договор войдет без изъятий. Но если .включить Федеративный до­ говор без соответствующего сопровождения в других раз­ делах Конституции, он «по­ висает». Я не берусь сейчас критиковать президентский вариант, но там как раз именно тот случай, когда, с бдной стороны, субъектам вроде бы предлагается; вот МЫ вводим полностью Феде­ ративный договор, но другие статьи и разделы обусловле­ ны такими положениями, что он «повисает», и субъек­ ты остаются без какой-либо возможности осуществлять провозглашаемые. а . ско­ рее — декларируемые "в Фе­ деративном договоре права. Наглядный пример, ска­ жем,—ситуация в Мордовии И с учетом таких вариантов там так прописаны многие статьи, чтобы не дать воз­ можность субъектам осуще­ ствлять декларируемые пра­ ва. Поэтому важно, чтобы ра- гбачая-группа ежвицеитрйро- вала внимание не только на положениях Федеративного договора, который мы уже с вами утвердили, но и %а тех сопутствующих вопрогах. ко­ торые давали бы возмож­ ность реализовать Федера­ тивный договор, разделы Конституции, связанные с Федеративным догОДором. Это крайне важно, чтббьт не было противоречий в разных частях. А то получитск так. как говорил когда-то Маркс по поводу конститзший, неко­ торых стран: в статье про­ возглашается право на свобо­ ду, а в параграфе провозгла­ шается отказ от этой свобо­ ды, провозглашенной в И чтобы не было .таких противоречий, особенно, не­ обходимо, как мне представ» ляется, рабочей группе,скон­ центрировать свои усилия на этих проблемах. ; чение ветвей власти, при ко­ тором ни одной из них вер­ ховенства не отдается. Эта идея была доминирующей при разработке Конституци­ онной комиссией механизма срсударственной власти., Со­ гласно официальному проек­ ту Конституции. Верховному Совету, состоящему из двух равноправных палат, при­ надлежит исключительное право принятия и изменения законов, утверждения бюд­ жета и контроля за его ис­ полнением. Предусмотрен­ ный порядок формирования правительства дает возмож­ ность Президенту, как главе государства. ' Армировать правительство без мелочной опеки со стороны законода­ телей. С согласия Верховно­ го Совета Президент назна­ чает председателя, замести­ теля председателя и членов правительства, к ведению которых отнесены общее ководство экономикой, фи­ нансы, внутренние дела иностранные дела обо; безшасность, т. е. «малый ка­ бинет». Остальные члены правительства назначаются Президентом единолично. Одной из отличительных черт проекта Конституцион­ ной комиссии является то. что в нем обеспечивается равновесие законодател и исполнительной власти: Президент не может распу­ стить парламент, а парла­ мент не может отправить I отставку правительство. Е целом, система разделения властей по официальному проекту может быть опреде­ лена Армулой: сильный гла­ ва государства (Президент) — сильный парламент — неза­ висимая судебная власть. О. .РУМЯНЦЕВ, ответственнь^ секретарь Ковституциоявой комиссии. В. ЛАФИТСКИЙ, эксперт Конституционной Валерий ЗОРЬКИН: Как уберечь от развала нашу государственность ф Мм всё присягали Основному Зако* ну 9 Нужно противо­ стоять разраста­ нию радикализ- • Втягивание регио­ нов в конфликт вокруг двух про­ ектов — сигнал всеобщего бедст- Председатель Конститу­ ционного суда Российской Федерации В. Д. Зорькин ВЫСТУПИЛ 12 мая на совеща­ нии представителей субъек­ тов Федерации, посвящен­ ном проблемам подготовки новой Конституции. Отметив исключительную роль ре­ гионов. невольно втянутых в акт политического выбора между двумя существующи­ ми вариантами проекта Основного Закона, в том, что­ бы не дать развалиться са­ мому Российскому государ­ ству. Валерий Дмитриевич рассказал о действиях Кон­ ституционного суда — Основной Закон госу­ дарства является тем един­ ственным документом, кото­ рый ориентирует общество на оазрешение любых конфликтов конституцион­ ными способами. И, возглав­ ляя -представительную власть на местах вы пре­ красно Понимаете, что если Конституционному суду до­ верено решать, соответству­ ет или нет Основному Зако­ ну та или иная ситуация, в чем и принесли мы присягу, то будем блюсти действую­ щую Конституцию, какой бы она ни была, пока законода­ телем не введен в действие , новый вариант. Как известно, разноречи­ вые толкования получили в обществе результаты недав­ но прошедшего оеАренду- в связи с чем делались прямые и косвенные упреки Конституционному суду. Снизили бы мол. планку по 3—4-м\ вопросам, глядишь, уже состоялись бы всеобщие перевыборы. Или наоборот, поднятие планки по 1—2-му вопросам ^ исключило бы .-*>азн®ба*ЬЕ' вйо интерпретавии итогов референдума, как происходит сейчас --- У нас не было выбо­ ра,—подчеркнул В Д. Зорь­ кин,— потому что в своих решениях мы руководство­ вались не эмоциями или по­ литической целесообраз­ ностью а лишь той самой Конституцией. которая в данный период и представ­ ляет собой Основной Закон Российского государства К сожалению, средства массо­ вой информации «тиражи­ руя» особое мнение некото­ рых судей в СВЯ.ЗИ с нашим решением, не удосужились «расшифровать» само по­ становление. четко отмечен­ ную в нем суть. Первые Два вопроса. заложенные в опросные листы референ­ дума не были одяознатаьь ми. следовательно такой же неоднозначный характер но­ сят и полученные ответы. И, действительно, что кро­ ется за Армулой «додерия социально-экономической по­ литике»? Конечно же, воз­ никает мысль, что это не только главное стратегиче­ ское направление, выражен­ ное в начатых реформах, но еще и методы их реализашда^ непосредственно жизненный уровень людей как резуль­ тат государственной полити­ ки. А значит, лишь одна эта формулировка включает по крайней мере по три вопро­ са и ответа; Вот почему и в постановлении Конституци­ онного суда записано, что сам вопрос, как и ответ, име­ ет, скорее, нравственно-поли­ тический -аспект — как сиг­ нал или знак для власти. Следовательно, из этого неап.- зя извлекать никаких одао- сторонних преимуществ, а тем более заявлять, будто положительный ответ _ на данный вопрос дает какой-то вексель на новую учредШ- тельную власть. Как непра­ вомочно «по совокупности» 3—4-го вопросов делать вы­ воды о том, будто эта «ново- приобретенная» учредитель­ ная власть кем-то в резуль­ тате референдума «утеряна». Председатель Конституци­ онного суда назвал этот при­ ем типичным способом не­ юридического использования результатов всенародного оп­ роса. И подчеркнул опасность обострения в связи с этим конфликта, который ведет к разрушению конституцион­ ной законности и разраста­ нию радикализма. — Вместо того чтобы жить по закону.-—сказал В. Д. Зорькин —начинается ин­ терпретация, расходящаяся с важнейшими принципами конституционной жизни. А в^ результате разрушаются мир и нашюнальное согласие. Ведь что означает понятие «получил учредительную власть»? Значит, ее потеряли другие,. и теперь можно ка­ ким-то «своим», яеконститу- ционяьш путем идти к со­ зданию 1ЮВОГО Основного Закона страны? К сожалению, именно эти выводы просматриваются в однреторонней интерпрета­ ции итогов реАрендума. Хо­ тя постановление Конститу­ ционного суда по данному вогфосу не дает никаких ос­ нований. к этому. Независи­ мо от того, хочется это ко­ му-то признать или нет, а - все власти -сохранили свои «учредительные», изначаль-' ные полномочия. Причем на­ род, который высказался на референдуме против досроч­ ных перевыборов народных депутатов, подтвердил это их право на полномочия, кото­ рые по Конституции принад­ лежат законодательной вла­ сти, со всеми, вытекающими отсюда последствиями. — Как же быть в этой си­ туации? — задался вопросом председатель Конституцион­ ного суда (и с горечью доба­ вил;. «Такое чувство, будто видишь кошмарный сон осу­ ществления сценария 20 мар­ та...»).— По-моему, прежде всего необходимо вспомнить, что именно Констйтзгция — тот документ, который позво­ ляет яшть в добром согласии всем властям, партиям. Кста­ ти сказать, когда спьппишь утверждение, что референ­ дум открыл путь к преодо­ лению двоевластия, это вы­ зывает если не удивление, то естественные вопросы. Как же быть, например, с кон­ ституционной нормой «трое- властия'- отнюдь не случай.^* но закрепившей в Основном Законе необхрдимоёть сосу­ ществования законодатель­ ной. исполнительной и. су­ дебной ветвей власти? А ведь именно это разделение вла­ сти на самостоятельные вет­ ви и, служит лучшей гаран­ тией против произвола и дик­ татуры. И даже если име­ ется в виду, что власть долж- , на действовать как самосто­ ятельная, дееспособная госу­ дарственность при всем мно­ гообразии оттенков, преду­ смотренных в Федеративном договоре, то разве это мож­ но безболезненно обеспечить неконституционным спосо­ бом, путем, односторонней Но стоит задуматься и о том, что скрьшается за ло­ зунгом «преодоления двое­ властия», на пути к «идеаль- ли : мы в результате всего этого опять «осчастливлен­ ными» таким будущим, ко­ торое уже «зияло» перед на­ ми в конце тридцатых го- ЕС'ли уж созданы и А т т и ­ чески существуют три вет­ ви власти, надо жить по принципу не только разде­ ления, но й согласия. А оно возможно лишь при уваже­ нии Конституции. — Главную опасность, свя­ занную с неправомерной ин- тергфетацией итогов р еА - рендума, представляет сей­ час радикализм,— Предосте­ рег & Д. Зорькин.— Потому что это чревато далеко иду­ щими последствиями для процесса совершенствования действующей Конституции, в которой, кстати сказать, на­ шлось место и пршщипу раз­ деления властей, и Федера­ тивному договору, и Декла- . рации прав человека. Очень опасными могут быть последствия втягива­ ния регионов страны вкон- А ик т , разгорающийся во­ круг двух вариантов проекта новой Конституции. Даже имеющиеся в Конституци­ онном суде документы о про- исходяще*** например, в Мор­ довии, Челябинске, нельзя расценивать иначе, как сиг­ нал всеейщего бедствия, серь­ езный повод для раздумий о том, как уберечь от развала российскую государствен­ ность. Если мы сообща не найдем способ образумить любого, кто захочет увлечь нагл многострадальный на­ род очередными иллюзиями внеконституционного про­ странства, не видеть нам пда- вового государства. Как ска­ зал, завершая свое выступле­ ние на встрече с представи­ телями регионов, В. Д. Зорь­ кин, нелепость происходя­ щего сейчас легко гюнять, экстраполируя это на «чу­ жой» пример. Попробуйте-ка и действительно вообразить ситуацию, когда, скажем, американский президент* за­ являет, что решил «омоло­ дить» двухсотлетнюю Кон­ ституцию США собственным вариантом, не «утруждая» конгресс! ЕСомментарии, как говорится, излишни... — Этот пример. — сказал В. Д. Зорькин, — не в обиду тому или другому президен­ ту, а лишь для убедительной наглядности. Общество, кото­ рое хотя бы однажды попу­ стительствовало неконститу­ ционному действию, долгие годы, а может быть, и никог- да не дойдет до конституцио­ нализма. И нельзя рассуж­ дать так. как это сделали не- ‘ давно сторонники президент­ ского варианта проекта Кон- ститупии Признавая что в ней явное несоответствие в балансе президентских и пар­ ламентских полномочий, они договорились до того, что это, мол. можно будет испра­ вить лет через 15. Пресе-елуясба Констнтущюввгно суда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz