Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
Выбор Конетитуцпи-выбор еудьбыа Уважаемые участники со вещания! Как мы с вами до- говарибались, после заверше ния очень сложного периода, связанного с референдумом и с по]|аедением итогов, мы наметили и сегодня прово дим встречу для обсуждения проблем ВОВОЙ Конституции, конституционной реформы. Сейчас очень сложная си туация, во многом связан ная и с итогами референду ма, точные цифры и, воз можно, анализ которого вам представит Казаков Василий Иванович председатель ^иентральной комиссии все- ^Воссийского референдума. Но я, ташьзуясь случаем, хотел бы призвать к благо разумию представителей раз личных политических сил: с одной стороны, тех, кто упо ен побщюй, а с другой сто роны, тех, кто хотел бы ви- ,деть происходящее как цепь сплошных поражений. Нет ни Того и ни другого. Гово рить о какой-то победе про сто немыслимо, если не те рять рассудок, поскольку из 107 миллионов иэб1фателей одобрение высказало около 37 миллионов граждан, явив шихся на избирательные участки. 70 миллионов и^и - рателей или не явились, или проголоссшали против. По этому говорить о каких-то победах просто нелепо. Да и потом, о победе кого — меньшинства над большинст- • вом? О победе над своим на родом, что ли? Да и вообще такого рода референдумы и разговоры о победе — это де ло, по-моему, не особенно нравственное. Другое дело, если бы, ска жем, бьиш внесены какие-то вопросы на базе гфедвари- тельного решения с целью объединения людей, дости жения общей точки зрения. Наверное, это было бы нечто иное; И это, наверное, не бы ла бы победа, а, может быть, получение уверенности в том, что осуществляется пра вильная работа в деле ре формирования вашего обще ства — экономического, по литического, конституцион- Поэтому, наверное, пра вильно будет отнестись очень спокойно, рассудительно к этим итогам, не прибегая к каким-то крайним хлестким выражениям по поводу про исшедшего события. Хотя вполне очевидно, что лучше бы его и не было совсем. На этом мы длительное время и настаивали. Но, уступая в буквальном смысле необхо димости, пошли на этот шаг, и ничего конструктивного, как вы сами знаете, это нам не принесло. Возьмем хотя 6ш-"0;фю'109^< стоятельство: почти полови на субъектов Федерации — 40 — дали отрицательный от вет на первый вопрос рефе рендума. Большинство рес- пуа»ик — это любопытно именно в региональном ас пекте — и центральная Рос- «ия вместе с ними высказа лись против. Сельское насе ление высказалось против. В то же время специфично, что, скажем, сырьевые ре гионы высказались за. Но я здесь говорю о результатах, исходя из того, что не было никаких лишних бюллете ней, недозволенных методов и так далее, поскольку ис тинная картина, сколько там было бюллетеней при внесено и сколько миллионов было в общем количестве та ких бюллетеней, за которы ми не было физических лиц, граждан, еще только выяс няется. фКСПЕРТИЗА Перед нами два проекта' Конституции России, Один подготовлен Конституционной комиссией с учетом поправок Президента, Съезда, Верхов ного Совета, субъецтон Рос сийской Федерации, общест венных организаций. Другой был сделан в спешном по- р.чдке С. Шахраем, С. Алек сеевым, А. Собчаком. Попробуем спокойно про анализировать: что ждет Россию в случае принятия того или иного варианта? В проекте, представленном Президентом РФ, устанавли вается такая разновидность президентской формы прав ления, которая нарушает ба ланс властей и может по служить, на наш взгляд, уг розой демократическим ос- ^^ овам российской государст- ^■юнности. Конституционный статус Президента очерчен в нем достаточно прямолинейно я не оставляет сомнений в ис тинных намерениях. Соглас но статье 70 документа Пре зидент является главой го сударства, гарантом Консти- тзгции, прав и свобод граж дан. Он «принимает меры по охране суверенитета Россий ской Федерации, ее незави симости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функциониро вание и взаимодействие всех государственных ортайов». Таким образом Президент не только выводится за рам ки системы трех вла стей — законодательной, ис полнительной и судебной, но и ставится над ними, что присзпще главньш образом для авторитарных и весьма далеких от демократии форм правления. Этот вывод подтверждается 1ЮЛЫН рядом норм проекта, закрепляющим за Прези дентом чрезвычайные полно мочия. Так. статьей 74 пре дусмотрен досрочный роспуск ^деральш го парланевта Поэтому бить в победные литавры и пытаться навя зать существу идеологию по бедителей было бы веп{юсти- тельвой политической (ипиб- кой. И чтобы как-то охла дить пыл новых, идеологов, нужно авторитетное мнение, конечно, и самих руководи телей регионов, и субъектов Федерации с тем, чтобы все мы имели возможность очень трезво оценивать сложив шуюся ситуацию. Ситуация заставляет поли тических деятелей, полити ческие структуры, конститу ционные органы власти ре шать существующие про блемы. Прежде всего, конеч но, главная проблема — это экономическая реформа. Но, как нам кажется, очень серь- , езная неудача в сфере эко номического реформирова ния как раз заставляет но вых идеологов отвлечь вни мание общества на другие вопросы, иногда, может быть. что необходимо работать ди намично, ускоренно над про ектом новой Конституции. Это несомненно, потому что нецелесообразно затягивание принятия хорошо взвешен ной, сбалансированной Кон ституции. в основе которой уже находятся идеи, которые не требуют большой реви зии, например, раздел с Фе деративным договором. Ммс вами договорились, что Фе деративный договор пол ностью переходит в новую Конституцию. Следователь но, ситуация такова, что тре буются наши совместные усилия для того, чтобы хо рошо, но без шешки, без суеты отработать и принять новую Конституцию. Третье, на что мне хоте лось бы обратить внимание, это очень важно — процеду ра принятия. Как мне ка жется, было бы просто пре ступным, если бы мы с ва ми встали на путь неконсти- своим народом. И на эту уловку ни в коем случае не следует поддаваться, если мы действительно несен от ветственность и перед сво им народом, и пёоед своим государством. Четвертое. Я хочу напом нить — распад Союза ССР означал и первый этап раз вала России, не забывайте об этом. Ведь вы же . пре красно знаете, каким госу дарством был Союз ССР. Советский Союз. Это было специфическое государство. Элементы России присутст вовали во всем Союзе, а его развал предопределил и пер вый этап развала Россий ского государства и россий ской государственности. Сейчас предпринимаются по пытки завершить этот раз вал. в том числе и путем принятия якобы новой Кон- ститущш, которая и прини маться должна явно некон ституционными методами. если можно так рассуждать? Если Съезд не способен, зна чит, будет способен другой орган, после принятия соот ветствующего избирательно го закона и выборов парла мент примет. Еще полтора года тому назад Съезд четко определил, что будущий за конодательный ' орган дол жен быть одноступенчатым. Нам действительно доста лось такое наследство. Не мы же его придумали, этот Съезд. Будущим законодате лем будет только Верховный Совет. Значит, пусть новый Верховный Совет и примет новую Конституцию. Здесь тоже нет противоречия. Поэтому эта спешка, эти огутаные обвинеш1я в том, что Съезд несостоятелен, ВерховнЪш Совет несостоя телен, конечно, не улучшают наш внутриполитический климат. Они отнюдь не улучшают также и наши международные позиции. Руслан ХАСБУЛАТОВ: П о л и т и ч е с к и е игры вокруг Конституции опасны » Итоги референду- ) Надо динамично, но без спешки от работать и при нять новый Ос новной Закон I Не следует отка зываться от того прогрессивно г о, что есть в прези дентском проекте не столь актуальные. В ча стности, на конституцион ную проблему. О том, что она актуальна, мы с вами знаем еще с 90-го года. Не случайно Конституционная комиссия работает очень плотно над проектом Кон ституции, который, по пред ставлению Председателя Конституционной комиссии. Президента республики, был рассмотрен еще шестым Съездом, где и были утверж дены ее основные положе- Сейчас начинается новый .5| 1ито|^ ,прднТ^цческогр дррти- востоянйя, когда жизненные интересы общества остают ся в стороне, а весь центр внимания нашего общества, да и всего мира, предлагает ся перенести на вопросы Кон ституции. Я задаю себе вопрос. До пустим, мы завтра примем Конституцию. Что, после завтра у нас в обществе все будет хорошо, все конфлик ты улягутся? Поэтому первая задача — ни в коем случае нельзя ув лечь себя политическими иг рами вокруг Конституции. Надо здраво смотреть на ту социально-экономическую си туацию, которая существует как в стране в целом, так и в ее регионах. Не дать себя увлечь этим вопросом. Второе. Мы должны при знать, что ньгаешняя поли тическая ситуация такова. при невозможности сформи рования правительства и в случаях, когда кризис госу дарственной власти не мо-^ жег быть разрешен на ос новании процедур, установ ленных Ко'нституцией. Правительство в соответст вии с проектом формирует ся не той партией или коа лицией партий, которая име ет большинство мест в пар ламенте. а самим Президен том, представляющим в Со вет Федерации (верхнюю палату парламента) только кандидатуру председателя правительства. Отказ в ут- ТУЦИОННОГО принятия ВОВОЙ Конституции. Поэтому здесь крайне важна процедура принятия Конституции, четко укладывающаяся в рамки конституционной закон ности. Я хвчу напомнить, что именно отказ от конституци онных методов политическо го переустройства общества в обход действовавшего тог да Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов СССР был одной из причин распада Союза ССР. Этот же сценарий, а точ нее ловушка, сейчас готовит ся для субъектов Федера ции, которые вовлекаются помимо Конституционной комиссии, помимо Верховно го Совета, помимо тех рабо чих групп, которые дейст вуют в соответствии с зако нами. в какие-то очень со мнительные дела. То назы вается учредительное со брание. потом, увидев, что этот термин не пользуется особым одобрением общества, нашли новое название — конституционное собрание, потом Совет Федерации — узкий Совет Федерации, рас ширенный Совет Федера ции и так далее. Все эти I®!».!! язжавшт). они должны четко и осознанно быть отброшены. Есть толь ко один путь в государстве— осуществление конституци онной реформы через суще ствующие конституцион ные механизмы. Ек:ли они не совершенны—давайте мы с вами примем другие про цедуры. но примем закон- ньш путем, а не явочным порядком — кто бы это ни предлагал. Однако есть и скрытая сторона этого процесса, я бы хотел вам на это указать. Дело в том, что те высоко- И здесь мы должны гля1 деть правде в глаза. О на шем участии в этом пров е се не следует забывать. Нам остается один путь — кон ституционный. Конечно, ни в коем случае не следует от казываться от прогрессив ных положений, которые предлагаются Президентом в проекте новой Конститу ции. Хотя, если мы согла симся с этим рроектом, у меня уже не будет уверен ности в том, что через неде лю у Президента не появит ся еще один проект, кото- дискредитируют государство, и законодателей, и саму пре зидентскую власть, и вооб ще все органы власти. Идет тотальная дискредитация Российского государства, его власти, причем со- нятно какими лицами и вне Конституционной комиссии, руководителем которой кстати он сам и является. Пятое. Распространяется миф о якобы неспособности Съезда принять Конститу цию. Ну, хорошо, допустим. Не способен Съезд, так не способен. Ну, а кто же стре мится стать выше Съезда, -ХУДОЖНИК РИСКУЕТ лица, которые пытаются выйти за пределы конститу- щюнного пространства, хо тят сделать своими соучаст никами регионы, субъекты Федерации. Это делается для того, чтобы как-то замазать всех коллективной виной и перед историей, и перед фактически безвластный ор ган, поскольку над ним по стоянно нависает «дамоклов меч» досрочного роспуска. Слабым выглядит высший законодательный орган и в других отношениях. Весьма прюблематичным становится преодоление вето Президен та на принятые законопро екты. И совершенно не реальной представляется воз можность отрешения Прези дента от должности. Бесконтрольность •дейст вий Президента красной нитью пронизьшает весь представленный проект. Пре- А ты ЗАПИСАЛСЯ В А В Т О Р Ы К О Н С ТИ Т У Ц И И Г Г \ & - О том, что ослаблена госу дарственная власть после ре ферендума, вы сами пре» красно знаете. Следователь но, нам нужно восстановить управляемость политическим процессом, управляемость экономическими процессами путем как раз таких согла сованных действий. Поэтому, повторяю — я не сторонник того, чтобы отвергать с ходу президентские идеи, но их надо ввести, в законное, в конституционное русло. Мы недавно, вы знаете об этом из сообщений прессы, провели заседание Консти туционной комиссии и под готовили соответствующий проект постановления Вер- Рис. О. ПАНЬКОВА (Пермь). В рамках исполнительной власти фактически заклады ваются параллельные струк туры — президентская и пра- В1#гельственная. Первой из них, по образцу Политбюро и ЦК КПСС, отведена роль теневого, но реального цент ра власти. Второй — роль безвластного проводника той политики, которая будет фор- мидаваться в недрах прези дентской власти. Президент, помимо прав от дает изменения границ меж ду субъектами Федерации, изменения их конституцион но-правового статуса, назна чает по представлению Пре зидента на должность пред седателя правительства, ре шает вопрос о доверии пра вительству либо его отстав ке, назначает по представле нию Президента судей, рати фицирует и денонсирует международные договоры, решает вопросы войны и ми- Два проекта—два взгляда на разделение властей • Президентский ва риант: много дву смысленностей ф Зачем ослаблять законодательные структуры! ф К равновесию вет вей власти верждении любого кадрового предложения может привести к роспуску парламента, что по сути однозначно диктует одобрение парламентом лю бой кандидатуры, предло женной Президентом. Крайне двусмысленны по ложения проекта о роспуске парламента и в других слу чаях кризиса государствен ной власти. Обращает на се бя внимание то, что наличие оснований для роспуска пар ламента шределяется Пре зидентом бескоят1Юльна Та ким образом парламент пре вращается в безвольный и зидент не назван главой ис полнительной власти, но объ ем его полномочий свидетель ствует о фактическом его верховенстве в этой сфере. Он утверждает структуру фе деральных органов исполни тельной власти и состав пра вительства (ст. 107). назна чает по представлению пред седателя правительства еди нолично министр»® и других должностных лиц (ст. 107), отщявляет правительство в отстааку (ст. 111), издает ука- зы и распоряжения, обяза тельные к исполнению пра вительством (ст. ст. 81, ПО), вносит в парламент законо проекты (ст. 74), вводит в стране чрезвычайное положе- ; ние (ст. 77). назначает обще народный референдум (ст. 74). Вся полнота власти со средоточивается в пуках Пре зидента. но никаких меха низмов ответственности за курс правительства проект не предусматрйвает. клонения законопроектов, из дания указов, равных по си ле федеральным законам, на делен исключительным пол номочием приостанавливать действие законов, если они противоречат Конституции, нарушают права и свободы граждан (ст. 80). Отметим, что подобных аналогов в конституциях демократиче ских стран просто нет. За счет искусственного раз деления полномочий г двух палат парламент утрачивает целостность единого — хотя и двухпалатного — органа представительной власти. Об ращает на себя внимание принижение роли Государст венной Думы, хотй именно она является наиболее пред ставительной палатой парла- ментаи Однако, вопреки это му, объем ее полномочий значительно уступает объе му полномочий Совета Фе дерации. т .е. верхней пала ты, В частности, она утверж- ра, устанавливает чрезвычай ное положение, отрешает Президента от должности, рассматривает федеральные законы, принятые Государ ственной Думой (ст. ст. 93, 94, 95, 96, 97). И все эти важнейшие во просы решает немногочислен ная палата, половина депу татских мест в которой от ведена республикам и иным национальным образованиям, ^ е перечисленное разрушает основы парламентаризма, ликвидирует лредставитель- ную демократию. Парламент фактически ли шен какой-либо роли в ре шении водросов бюджета и финансов, традиционно вхо дящих в компетенцию пред ставительных органов вла- Следует подчеркнуть, что гарантией и основным усло вием сохранения демокра тии, прав и свобод личности служит такое взаимоограни- ховного Совета о дальней шей работе над новой Кон- йтитуцией. Надо вам также посмотреть, что бы вы хоте ли внееш, какие изменения. Очевидно, у нас с вами есть очень серьезный и эф фективный механизм совме стной работы. Я имею, в ви ду тот механизм, которйй мы отработали в процессе подготовки и подписания Фе деративного договора. * Вы помните, что тогда мы работали по трем группам, то есть республики, края и Ьбласти. национальные окру га. Были сформированы по стоянные. рабочие группы. Вы тогда делегировали сюда для постоянной работы сво их специалистов, представи телей, в которых вы не со мневались. и они здесь с на шими коллегами основатель но поработали над всеми ас пектами, над всеми вопроса ми Федеративного договора. Поэтому хотелось бы. что бы в конце нашего заседания мы с вами приняли реше ние по этому вопросу, с тем чтобы каждая республика, край, область, национальный округ, автономия дали своих специалистов, представите лей для того, чтобы здесь вместе с нами они продол жили работу над проектом Конституции и, конечно, яи- намичнр , предложили свои соображения и свои вариан ты решения важных вопро- Я имею в виду даже не столько сам Федеративный договор. Я хочу вам сказать, что он полностью войдет в новзгю Конституцию; Па по следнем заседании Конститу ционной комиссии и рабочая группа Конституционной ко миссии согласилась с тем. что Федеративный договор войдет без изъятий. Но если .включить Федеративный до говор без соответствующего сопровождения в других раз делах Конституции, он «по висает». Я не берусь сейчас критиковать президентский вариант, но там как раз именно тот случай, когда, с бдной стороны, субъектам вроде бы предлагается; вот МЫ вводим полностью Феде ративный договор, но другие статьи и разделы обусловле ны такими положениями, что он «повисает», и субъек ты остаются без какой-либо возможности осуществлять провозглашаемые. а . ско рее — декларируемые "в Фе деративном договоре права. Наглядный пример, ска жем,—ситуация в Мордовии И с учетом таких вариантов там так прописаны многие статьи, чтобы не дать воз можность субъектам осуще ствлять декларируемые пра ва. Поэтому важно, чтобы ра- гбачая-группа ежвицеитрйро- вала внимание не только на положениях Федеративного договора, который мы уже с вами утвердили, но и %а тех сопутствующих вопрогах. ко торые давали бы возмож ность реализовать Федера тивный договор, разделы Конституции, связанные с Федеративным догОДором. Это крайне важно, чтббьт не было противоречий в разных частях. А то получитск так. как говорил когда-то Маркс по поводу конститзший, неко торых стран: в статье про возглашается право на свобо ду, а в параграфе провозгла шается отказ от этой свобо ды, провозглашенной в И чтобы не было .таких противоречий, особенно, не обходимо, как мне представ» ляется, рабочей группе,скон центрировать свои усилия на этих проблемах. ; чение ветвей власти, при ко тором ни одной из них вер ховенства не отдается. Эта идея была доминирующей при разработке Конституци онной комиссией механизма срсударственной власти., Со гласно официальному проек ту Конституции. Верховному Совету, состоящему из двух равноправных палат, при надлежит исключительное право принятия и изменения законов, утверждения бюд жета и контроля за его ис полнением. Предусмотрен ный порядок формирования правительства дает возмож ность Президенту, как главе государства. ' Армировать правительство без мелочной опеки со стороны законода телей. С согласия Верховно го Совета Президент назна чает председателя, замести теля председателя и членов правительства, к ведению которых отнесены общее ководство экономикой, фи нансы, внутренние дела иностранные дела обо; безшасность, т. е. «малый ка бинет». Остальные члены правительства назначаются Президентом единолично. Одной из отличительных черт проекта Конституцион ной комиссии является то. что в нем обеспечивается равновесие законодател и исполнительной власти: Президент не может распу стить парламент, а парла мент не может отправить I отставку правительство. Е целом, система разделения властей по официальному проекту может быть опреде лена Армулой: сильный гла ва государства (Президент) — сильный парламент — неза висимая судебная власть. О. .РУМЯНЦЕВ, ответственнь^ секретарь Ковституциоявой комиссии. В. ЛАФИТСКИЙ, эксперт Конституционной Валерий ЗОРЬКИН: Как уберечь от развала нашу государственность ф Мм всё присягали Основному Зако* ну 9 Нужно противо стоять разраста нию радикализ- • Втягивание регио нов в конфликт вокруг двух про ектов — сигнал всеобщего бедст- Председатель Конститу ционного суда Российской Федерации В. Д. Зорькин ВЫСТУПИЛ 12 мая на совеща нии представителей субъек тов Федерации, посвящен ном проблемам подготовки новой Конституции. Отметив исключительную роль ре гионов. невольно втянутых в акт политического выбора между двумя существующи ми вариантами проекта Основного Закона, в том, что бы не дать развалиться са мому Российскому государ ству. Валерий Дмитриевич рассказал о действиях Кон ституционного суда — Основной Закон госу дарства является тем един ственным документом, кото рый ориентирует общество на оазрешение любых конфликтов конституцион ными способами. И, возглав ляя -представительную власть на местах вы пре красно Понимаете, что если Конституционному суду до верено решать, соответству ет или нет Основному Зако ну та или иная ситуация, в чем и принесли мы присягу, то будем блюсти действую щую Конституцию, какой бы она ни была, пока законода телем не введен в действие , новый вариант. Как известно, разноречи вые толкования получили в обществе результаты недав но прошедшего оеАренду- в связи с чем делались прямые и косвенные упреки Конституционному суду. Снизили бы мол. планку по 3—4-м\ вопросам, глядишь, уже состоялись бы всеобщие перевыборы. Или наоборот, поднятие планки по 1—2-му вопросам ^ исключило бы .-*>азн®ба*ЬЕ' вйо интерпретавии итогов референдума, как происходит сейчас --- У нас не было выбо ра,—подчеркнул В Д. Зорь кин,— потому что в своих решениях мы руководство вались не эмоциями или по литической целесообраз ностью а лишь той самой Конституцией. которая в данный период и представ ляет собой Основной Закон Российского государства К сожалению, средства массо вой информации «тиражи руя» особое мнение некото рых судей в СВЯ.ЗИ с нашим решением, не удосужились «расшифровать» само по становление. четко отмечен ную в нем суть. Первые Два вопроса. заложенные в опросные листы референ дума не были одяознатаьь ми. следовательно такой же неоднозначный характер но сят и полученные ответы. И, действительно, что кро ется за Армулой «додерия социально-экономической по литике»? Конечно же, воз никает мысль, что это не только главное стратегиче ское направление, выражен ное в начатых реформах, но еще и методы их реализашда^ непосредственно жизненный уровень людей как резуль тат государственной полити ки. А значит, лишь одна эта формулировка включает по крайней мере по три вопро са и ответа; Вот почему и в постановлении Конституци онного суда записано, что сам вопрос, как и ответ, име ет, скорее, нравственно-поли тический -аспект — как сиг нал или знак для власти. Следовательно, из этого неап.- зя извлекать никаких одао- сторонних преимуществ, а тем более заявлять, будто положительный ответ _ на данный вопрос дает какой-то вексель на новую учредШ- тельную власть. Как непра вомочно «по совокупности» 3—4-го вопросов делать вы воды о том, будто эта «ново- приобретенная» учредитель ная власть кем-то в резуль тате референдума «утеряна». Председатель Конституци онного суда назвал этот при ем типичным способом не юридического использования результатов всенародного оп роса. И подчеркнул опасность обострения в связи с этим конфликта, который ведет к разрушению конституцион ной законности и разраста нию радикализма. — Вместо того чтобы жить по закону.-—сказал В. Д. Зорькин —начинается ин терпретация, расходящаяся с важнейшими принципами конституционной жизни. А в^ результате разрушаются мир и нашюнальное согласие. Ведь что означает понятие «получил учредительную власть»? Значит, ее потеряли другие,. и теперь можно ка ким-то «своим», яеконститу- ционяьш путем идти к со зданию 1ЮВОГО Основного Закона страны? К сожалению, именно эти выводы просматриваются в однреторонней интерпрета ции итогов реАрендума. Хо тя постановление Конститу ционного суда по данному вогфосу не дает никаких ос нований. к этому. Независи мо от того, хочется это ко му-то признать или нет, а - все власти -сохранили свои «учредительные», изначаль-' ные полномочия. Причем на род, который высказался на референдуме против досроч ных перевыборов народных депутатов, подтвердил это их право на полномочия, кото рые по Конституции принад лежат законодательной вла сти, со всеми, вытекающими отсюда последствиями. — Как же быть в этой си туации? — задался вопросом председатель Конституцион ного суда (и с горечью доба вил;. «Такое чувство, будто видишь кошмарный сон осу ществления сценария 20 мар та...»).— По-моему, прежде всего необходимо вспомнить, что именно Констйтзгция — тот документ, который позво ляет яшть в добром согласии всем властям, партиям. Кста ти сказать, когда спьппишь утверждение, что референ дум открыл путь к преодо лению двоевластия, это вы зывает если не удивление, то естественные вопросы. Как же быть, например, с кон ституционной нормой «трое- властия'- отнюдь не случай.^* но закрепившей в Основном Законе необхрдимоёть сосу ществования законодатель ной. исполнительной и. су дебной ветвей власти? А ведь именно это разделение вла сти на самостоятельные вет ви и, служит лучшей гаран тией против произвола и дик татуры. И даже если име ется в виду, что власть долж- , на действовать как самосто ятельная, дееспособная госу дарственность при всем мно гообразии оттенков, преду смотренных в Федеративном договоре, то разве это мож но безболезненно обеспечить неконституционным спосо бом, путем, односторонней Но стоит задуматься и о том, что скрьшается за ло зунгом «преодоления двое властия», на пути к «идеаль- ли : мы в результате всего этого опять «осчастливлен ными» таким будущим, ко торое уже «зияло» перед на ми в конце тридцатых го- ЕС'ли уж созданы и А т т и чески существуют три вет ви власти, надо жить по принципу не только разде ления, но й согласия. А оно возможно лишь при уваже нии Конституции. — Главную опасность, свя занную с неправомерной ин- тергфетацией итогов р еА - рендума, представляет сей час радикализм,— Предосте рег & Д. Зорькин.— Потому что это чревато далеко иду щими последствиями для процесса совершенствования действующей Конституции, в которой, кстати сказать, на шлось место и пршщипу раз деления властей, и Федера тивному договору, и Декла- . рации прав человека. Очень опасными могут быть последствия втягива ния регионов страны вкон- А ик т , разгорающийся во круг двух вариантов проекта новой Конституции. Даже имеющиеся в Конституци онном суде документы о про- исходяще*** например, в Мор довии, Челябинске, нельзя расценивать иначе, как сиг нал всеейщего бедствия, серь езный повод для раздумий о том, как уберечь от развала российскую государствен ность. Если мы сообща не найдем способ образумить любого, кто захочет увлечь нагл многострадальный на род очередными иллюзиями внеконституционного про странства, не видеть нам пда- вового государства. Как ска зал, завершая свое выступле ние на встрече с представи телями регионов, В. Д. Зорь кин, нелепость происходя щего сейчас легко гюнять, экстраполируя это на «чу жой» пример. Попробуйте-ка и действительно вообразить ситуацию, когда, скажем, американский президент* за являет, что решил «омоло дить» двухсотлетнюю Кон ституцию США собственным вариантом, не «утруждая» конгресс! ЕСомментарии, как говорится, излишни... — Этот пример. — сказал В. Д. Зорькин, — не в обиду тому или другому президен ту, а лишь для убедительной наглядности. Общество, кото рое хотя бы однажды попу стительствовало неконститу ционному действию, долгие годы, а может быть, и никог- да не дойдет до конституцио нализма. И нельзя рассуж дать так. как это сделали не- ‘ давно сторонники президент ского варианта проекта Кон- ститупии Признавая что в ней явное несоответствие в балансе президентских и пар ламентских полномочий, они договорились до того, что это, мол. можно будет испра вить лет через 15. Пресе-елуясба Констнтущюввгно суда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz