Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
ЛГ-5: 13 мая 1993 г. № 92 (406 Конституция Ро ссий ской Федерации (Прододжевме) лам представительства, обеспечивающим в Федеральном Собрании пятьдесят щюцентов мест депутатам РФ, избран ным в республиках, автономных областях, автономных ок- (4) Верховный Совет РФ правомочен, если в каждую его палату избрано не менее трех четвертей ее численного со- Статья 86 (1) Верховный Совет РФ: а) вносит изменения в Конституцию РФ; принимает фе деральные законы; б) осуществляет контрольные полномочия в пределах и _ формах, установленных Конституцией РФ; в) принимает решения по основным направлениям внут- Щренней и внешней политики РФ; г) назначает референда^м РФ; д) з^тверждает изменения границ между республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами; е) утверждает изменение конституционно-правового ста туса сзпцествующих либо образование новых республик, краев, областей, автономных областей, автономных окру- <гов; принимает федеральные законы об автономных обла стях, автономных округах; ж) принимает в состав РФ новые республики, края, об ласти, автономные области, автономные округа; • з) утверждает в случаях и порядке, установленных феде ральным законом, соглашения, заключаемые в соответст вии со статьей 80 Конституций РФ; и) принимает федеральный бюджет, вносит в него изме нения и контролирует его исполнение, устанавливает феде ральные налоги и другие имеющие налоговый характер федеральные платежи и сборы; утверждает основные на правления денежного и кредитного регулирования; учреж дает федеральные фонды регионального развития;, прини мает решения о ^деральных займах, экономической и иной помощи; к) назначает выборы Президента РФ в случаях, преду смотренных Конститзщией РФ; • л) по представлению Президента РФ: дает согласие Пре зиденту РФ на назначение им Председателя, заместителя Председателя и членов Правительства РФ, к ведению кото рых отнесены общее руководство экономикой, финансы, внутренние дела, иностранные дела, оборона, безопасность, назначает судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего хозяйственного суда РФ. назначает и ос вобождает от должности председателя Центрального банка РФ, Генерального прокурора РФ; м) назначает и освобождает от должности Парламентско го уполномоченного РФ по правам человека, председателя и членов Государственной счетной палаты РФ; н) отрешает от должности Президента РФ, Вице-прези дента РФ, председателей палат Верховного Совета РФ, судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Высшего хозяйственного суда РФ по основаниям и в порядке, пре. дусмотренном статьей 97 Конституции РФ; о) ратифицирует и денонсирует международные договоры РФ в соответствии со статьей 86 Конституции РФ; п) учреждает государственные награды РФ, устанавлива ет порядок учреждения и присвоения почетных и специ альных званий; р) объявляет амнистию; с) объявляет, продлевает и отменяет чрезвычайное, воен ное положение; объявляет общую или частичную мобили зацию; решает вопросы войны и мира; т) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ. (2) Актами Верховного Совета РФ являются закошд РФ, включая кодексы РФ и основы законодательства РФ, по становления, заявления, декларащш, обращения Верховно го Совета РФ. • (3) Акты Верховного Совета РФ принимаются большин ством голосов избранных депутатов РФ в каждой его па лате, за исключением случаев, предусмотренных Конститу цией РФ. Статья 87 (1) Верховный Совет РФ ратифицирует и денонсирует международные договоры РФ: а) политические, территориальные, общеэкономические, финансовые, военный, об историческом й культурном нас-? ледии народа Российской Федерации; б) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина; в) об участии в межгосударственных союзах и иных объ единениях, системах коллективной безопасности; г) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов; д) иные международные договоры, ратификация или де- ^Лнонсация которых предусмотрены федеральным законом либо самим международным договором. (2) Вели международный договор РФ содержит положе ния, щютиворечащие Конституции РФ, его ратификация возможна после внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ. (3) Заключение и прекращение международных догово ров РФ, затрагивающих предметы ведения или террито рию республики, края, области, автономной области, авто номного округа, осуществляется по согласованию с ними. (4) Ратификация и денонсация международных догово ров РФ осуществляются федеральным законом. Территори альные международные договоры РФ и международные договоры РФ, указанные в пункте «в» части первой настоя щей статьи, ратифицируются и денонсируются федеральным законом, принимаемым двумя третями голосов избранных депутатов РФ в каждой палате Верховного Совета РФ. (5) Верховный Совет РФ должен быть незамедлительно ин^рмирован о заключении и прекращении международ ных договоров РФ, не подлежащих ратификации й деион- Статья 88 (1) Палата Верховного Совета РФ: а) принимает свой регламент, содержащий, в частности, согласованный с другой палатой порядок их совместной деятельности, предусмотренной Конституцией РФ; б) образует постоянные и времсрные комиссии палаты; в) избирает и отзывает председателя палаты и его заме стителя. (2) Палаты могут в отдельных случаях создавать совмест ные комитеты палат, (3) Палаты, их комиссии, совместные комитеты палат ве дут работу над проектами федеральных законов и иных ак тов Верховного Совета РФ. осуществляют проверку испод нения этих актов, проводят слушания и расследования. По рядок участия в указанной деятельности должностных лип и граждан определяется федеральным законом. (4) Палаты заседают раздельно. Для заслушивания посла ний Президента РФ, Конституционного Суда РФ, отчетов Правительства РФ сожоваются совместные заседания па лат. Эти заседания ведут поочередно председатели палат. Статья 89 (1) Право законода'тельной инициативы в Верховном Со вете РФ принадлежит депутатам РФ, постоянным комис сиям и совместным комитетам его палат. Федеральному О^ранию, Президенту РФ, Конституционному Суду РФ. Верховному Суду РФ Высшему хозяйственному суду РФ, . ^Парламентскому уполномоченному РФ по правам челове- чЩеа, законодательному собранию республики, края, области, автономной облаГсти, автономного округа, а также группам избирателей численностью не менее одного миллиона чело век. Это право осуществляется путем внесения законопро ектов и законодательных предложений. (2) Законопроекты и законодательные предложения, вне сенные Президентом РФ, по его просьбе рассматриваются в Верховном Совете РФ в первоочередном порядке. (3) Законопроекты и законодательные предложения вно сятся в Государственную Думу. Одобренный этой палатой законопроект направляется в Федеральное Собрание. Пос ле одобрения Федеральным Собранием он становится фе деральным законом. Законопроект, не принятый в качест ве федерального закона, в течение шести месяцев не мо жет быть внесен вновь. (4) При разногласиях между палатами по законопроекту ими создается на паритетных началах согласительная ко- угиромя. Ее р т е н и е по законопроекту рассматривается в Государственной Думе. Вновь одобренный Государственной Думой законопроект направляется а Федеральное Собрание. Если этот законопроект не одобряется Федеральным Собра нием. он в течение одного месяца может быть принят в ка честве федерального закона Государственной Думой двумя третями голосов избранных в нее депутатов РФ. (5) Федеральный закон в течение семи дней после его принятия Верховным Советом РФ направляется Президен ту РФ, который подписывает его в течение 14 дней со дня получения. До истечения этого срока Президент РФ может возвратить не подписанный им феде^юльный закон со свои ми замечаниями а Верховный Совет РФ. Если повторно фе деральный закон принят двумя третями голосов избран- и»лг депутатю РФ в каждой палате или тремя четвертями голосов избранных депутатов РФ в Государственной Думе, то Президент РФ обязан подписать его в течение семи дней после повторного принятия. (6) Федеральный закон должен быть официально опуб ликован Верховным Советом РФ в течение семи дней пос ле подписания. Порядок и срок вступления федерального закона в силу определяются в самом законе. Если такой срок в нем не определен, закон вступает в силу по истече нии семи дней после официального опубликования. Статья 90 (1) На референдум РФ может быть вынесен вопрос, отно сящийся к ведению Российской Федерации или совместно му ведению Российской Федерации и республик, краев, о^астей, автономных областей, автономных округов. По средством референдума РФ не могут приниматься законы, решаться вопросы об ограничении прав и свобод человека и гражданина, прекращении полномочий органов государ ственной власти РФ, их должностных лиц, о бюджете, на логах, амнистии, помиловании, чрезвычайном или воен ном положении. (2) Решение на референдуме РФ по вопросу, относяще муся к ведению Российской Федерации, считается приня тым, если в референдуме участвовало большинство изби рателей и за решение проголосовало большинство згчаство- вавших. Решение по такому вопросу на референдуме РФ, прямо предусмотренном Конституцией РФ, либо решение на референдуме РФ по такому вопросу, требующе 1 му за крепления в Конституции РФ, считается принятым, если за него проголосовало большинство избирателей. При этом для принятия решения на референдуме РФ, предусмотрен ном частью (2) статьи 76 Конституции РФ, необходимо так- же, чтобы за него проголосовало большинство избирателей в соответствующих республике, крае, области, автономной области, автономном округе, (3) Решение на референдуме РФ по вопросу, относящему ся к совместному ведению Российской Федерации и рес публик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, считается принятым, если в референдуме участво вало большинство избирателей Российской Федерации и за решение проголосовало большинство участвовавших как по Российской Федерации в целом, так и в большинстве от общего числа республик, краев, областей, автономных об ластей, автономных округов. (4) Решение, принятое на референдуме РФ, Верховный Совет РФ обязан оформить в качестве федерального за- (5) Референдум РФ назначается Верховным Советом РФ по предложению; а) не менее одной трети от общего числа избранных депу татов РФ; б) Президента РФ, поддержанному не менее одной третью общего числа избранных депутатов РФ; в) не менее одного миллиона избирателей. Статья 91 (1) Депутатом РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательньхм правом в соответствии с ча стями (2) и (3) статьи 29 Конституции РФ. Депутат РФ не может быть членом обеих палат Верховного Совета РФ, депутатом представительного органа республики, края, области, автономной области, автономного округа, органа местного самоуправления. (2) Депутат РФ руководствуется интересами всего народа Российской Федерации, учитьшая интересы своих йзбира- (3) Депутат РФ получает в соответствии с федеральным законом вознаграждение и возмещение своих расходов и не вправе иметь другой регулярной оплаты и компенсации. Он не может находиться на государственной и иной служ бе, заниматься предпринимательской деятельностью, вхо дить в состав органов предприятий, учреждений, общест венных объединений, кроме органов партий. (4) Депутат РФ пользуется правом депутатской непри косновенности. Он не может быть без согласия соответству ющей палаты Верховного Совета РФ подвергнут личному досмотру, обыску, задержанию, за исключением задержа ния при совершении им тяжкого преступления, аресту, ад министративным взысканиям, налагаемым в судебном по рядке, привлечен к уголовной ответственности. Неприкос новенность депзгтата РФ распространяется на его перепис ку, документы, используемые им средства связи, транс порт, служебные и жилые помещения. . , , <5) Представление о лишении депутата РФ депутатсйо»г'‘ неприкосновенности вносится в соответствующую палату Верховного Совета РФ Генеральным прокурором РФ. (6) Депутат РФ не может подвергаться преследованию ва высказанное им мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. (7) Государственные органы и учреждения, их должност ные лица обязаны оказывать депутату РФ содействие в осуществлении им своих полномочий. Глава XVI. Президент Российской Федерации. Федеральная исполнительная власть Статья 92 (1) Президент РФ является главой государства и высшим должностным лицом в Российской Федерации. Он пред ставляет Российскую Федерацию во внутренних и внеш них отношениях. (2) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 и не старше 65 лет. не имеющий гражданст ва иностранного государства и ограничений в праве быть избранным, указанных в части (2) статьи 29 Конституции РФ. , (3) Президент РФ не может занимать какие-либо иные должности, быть депутатом, осуществлять предпринима тельскую деятельность, входить в состав органов предпри ятий, учреждений, общественных объединений. (4) Президент РФ избирается гражданами РФ путем пря мых выборов сроком на пять лет. Голосование по кандида турам Президента РФ и Вице-президента РФ является еди ным. Никто не может быть избран на должность Пр)езиден- та РФ более двух раз. Порядок вы^ров Президента РФ определяется федеральным законом. (5) Президент РФ вступает в должность с момента при несения торжественной присяги; «Я. (имярек), вступая в должность Президента Российской Федерации, клянусь верно служить России, ее вшогонациональному народу, ува жать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и Конституцию Российской Федера ции». Торжественнгш присяга приносится на совместном заседании палат Верховного Совета РФ и Конституционно го Суда РФ, проводимом не позднее 30 дней после и зр а нил Президента РФ. Совместное заседание ведет Предсе датель Конституционного Суда РФ. (6) Президент РФ пользуется правом неприкосновенности. Статья 93 (1) Президент РФ: а) подписывает федеральные законы; б) назначает с согласия Верховного Совета РФ Председа теля, заместителя Председателя и членов Пр>авительства РФ. к ведению которых отнесены общее руководство эко номикой, финансы, внутренние дела, иностранные дела, оборона, безопасность, а также назначает иных членов Правительства РФ; в) может председательствовать на заседаниях Правитель ства Российской Федерации; г) возглавляет Совет безопасности РФ; учреждает и фор мирует иные совещательные и вспомогательные органы при Президенте РФ; д) представляет Верховному Совету РФ для назначения кандидатуры судей Конституционного Суда РФ, Верховно го Суда РФ Высшего хозяйственного суда РФ, председате. ля Центрального банка РФ. Генерального прокухюра РФ; е) принимает отставку Вице-президента РФ; Ж) принимает отставку Правительства РФ, Председателя, заместителя Председателя и членов Правительства РФ, других назначенных им должностных лиц; освобождает этих лиц от должности; вносит в Верховный Совет РФ представления об освобождении от должности председателя Центрального банка РФ. Генерального прокурора РФ; з) представляет Верховному Совету РФ проект феде рального бюджета и постатейный отчет о его исполнении; и) обращается с посланиями к народу и к Верховному Со вету РФ; представляет ежегодные доклады Верховному Совету РФ об осуществлении внутренней и внешней поли тики Российской Федерации, выполнении федеральных программ; к) рзгководит обеспечением безопасности Российской Фе- л) является Верховным главнокомандующим Вооружен ными Силами РФ; руководит осуществлением военной по литики Российской Федерации; назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ; присваивает высшие воинские звания; м) руководит осуществлением внешней политики Россий- \ ской Федерации, ведет переговоры и в соответствии с фе деральным законом подписывает международные договоры ЕФ; назначает с учетом мнения соответствующих комиссий и совместных комитетов палат Верховного Совета РФ и от зывает дипломатических представителей РФ в иностран ных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитован ных при нем дипломатических представителей: н) объявляет в неотложных случаях чрезвычайное поло жение; принимает срочные меры, объявляет военное поло жение^ в случае внезапного вооруженного нападения на Российскую Федерацию или неотложной необходимости вьшолнения международных договорных обязательств о коллективной обороне от агрессии; о) решает в соответствии с федеральным законом вопро сы гражданства и предоставления убежища в Российской Федерации; п) награждает государственными наградами РФ, при сваивает в соответствии с федеральным законом почетные и специальные зваяи 1 я; р) осуществляет право помилования; с) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конститухщей РФ и федеральным законом. (2) Президент РФ издает указы и распоряжения, имею- ‘ щие подзаконный характер и обязательные на всей тер ритории Российской Федерации. Статья 94 (1) Полномочия Президента РФ прекращаются в слу- а) истечения их срока; б) его отставки; в) его стойкой неспособности по состоянию здоровья осу ществлять эти полномочия; г) отрешения его от должности; д) его кончины. (2) Полномочия Президента РФ в связи с истечением их срока прекращаются с момента принесения торжест венной присяги вновь избранным Президентом РФ. (3) Президент РФ вправе подать в отставку, направив соответствующее заявление в Верховный Совет РФ и Кон ституционный Суд РФ. Полномочия Президента РФ пре кращаются с указанной им даты. До этой даты Прези дент РФ излагает мотивы отставки на совместном заседа нии палат Верховного Совета РФ и Конституционного Су да РФ, которое ведет Председатель Конституционного Су4 да РФ. При невозможности выступления Президента РФ на таком заседании он излагает мотивы отставки Пред седателю Конституционного Суда РФ и председателям па- (4) Стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия устанавливается заключением Конституционного Суда РФ по представле нию государственной Медицинской комиссии, назначенной Верхешным Советом РФ. ' (5) В течение трех месяцев с момента прекращения пол номочий Президента РФ по основаниям, указанньш в пунк тах «б» — «д» части (1) настоящей статьи, проводятся вне очередные выборы Президента РФ на оставшийся, срок президентских полномочий, если этот срок составляет 6о-, лее одного года. Статья 95 (1) Президент РФ может быть отрешен от должности в случае ум 1 ^л енного тяжкого нарушения им Конституции (2) Производство по делу об отрешении Президента РФ от должности возбуждается Государственной Думой боль шинством голосов избранных в нее депутатов РФ по пред ложению не менее одной трети ее численного состава, ус тановленного частью (2) статьи 85 Конститущш РФ. Если Конституционный Суд РФ установит наличие оснований для отрешения, то Федеральное Собрание может отрешить Президента РФ от должности большинством не менее двух третей его численного состава, установленного частью ;(3) статьи 85 Конституции РФ, Прещдент РФ вправе присут ствовать и давать объяснения на заседаниях палат Вер ховного Совета РФ, Конститущюнного Суда РФ, на ко4о. рых рассматривается дело об отрешении его от должности. Статья 96 (1) . Совместно с Президентом РФ избирается Вице-пре зидент РФ, кандидатура которого должна отвечать'требо ваниям части (2) статьи 93 Конституции РФ и выдвигает ся кандидатом на должность Президента РФ. , (2) На Вице-президента РФ распространяются положе ния частей (3) (4) (6) суа 1 ^и.^3 ц частей (1), .('й^вт§:5.ц,,..96 Конститзгции РФ. ' тг .' - ч (3) Вице-президент РФ: а) осуществляет по поручению Президента РФ отдельные его полномочия; б) исполняет обязанности Президента РФ в случаях:тего временной нетрудоспособности до возвращения Прези- деета РФ к осуществлению своих полномочий; прекраще ния его полномочий по основаниям, указанным в пункт- тах «б» — «д» части (1) статьи 96 Конституции РФ,-«-до выборов Президента РФ. г (4) В случае прекращения полномочий Вице-президен та РФ по основаниям, указанным в пунктах «6» — «д» ча сти (1) статьи 96 Конституции рФ, Президент РФ назначает с согласия Верховного Совета РФ нового Вице-президен та РФ на оставшийся до президентских выборов срок., (5) При одновременной невозможности Президента Рф и Вице-президента РФ осуществлять полномочия высшего должностного лица РФ вследствие их прекращения по ос нованиям, указанным в пунктах «б» — «д» части <1) ста тьи 96 Конституции РФ, временное исполнение этих пол номочий до президентских выборов переходит в порядке очередности к Председателю Федерального Собрания, Председателю Госуда^ютвенной Думь 1 , Председателю Пра вительства Рф. Статья 97 (1) Исполнительную власть в Российской Федерации воз главляет Правительство Российской Федерации. Прави тельство РФ осуществляет внутреннюю и внешнюю поли тику РФ. Структура и компетешотя Правительства РФ оп ределяются по представлению Председателя Правитель ства РФ федеральным законом. (2) Председатель Правительства РФ организует текущую работу Правительства РФ и координирует деятельность его членов. (3) Председатель, заместитель Председателя и члены Правительства РФ не могут занимать какие-либо иные • должности, быть депутатами, осуществлять предпринима тельскую деятельность, входить в состав органов предпри ятий, учреждений, общественных объединений. (4) Правительство РФ ва основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов и распо ряжений Президента РФ принимает постановления и изда ет распоряжения. Постановления и распоряжения Прави тельства РФ могут быть изменены или отменены Прези дентом РФ. ■ ■:^ Статья 98 (1) Правительство РФ ежегодно представляет отчет Вер ховному Совету РФ. (2) Председателе заместитель Председателя и члены Правительства РФ отвечают на запросы и вопросы депу татов РФ в порядке, установленном федеральным законом. (3) Правительство РФ. Председатель, заместитель Пред седателя и члены Правительства РФ имеют право подать в отставку. Отставка принимается Президентом РФ. (4) Верховный Совет- РФ может поставить вопрос об от ставке Председателя, заместателя Председателя, члена Правительства РФ, назначенного Президентом РФ руково дителя иного федерального органа исполнительной вла сти. Если Президент РФ не увольняет соответствующее должностное лицо- в отставку, он обязан обосновать свое решение перед Верховным Советом РФ. Признание дву мя третями голосов избранных депутатов РФ в каждой его палате обоснования Президента РФ неудовлетворительным влечет увольнение Президентом РФ указанного должност-. ного лш а в отставку. (5) Отставка Председателя Правительства РФ не влечет отставки Правительства РФ. Глава XVII. Судебная власть Статья 99 (1) Судебная власть принадлежит судам, учрежденным Конституцией РФ и федеральным законом. Она осущест вляется посредством конституционного, гражданского, уго ловного, административного, хозяйственного судопроизвод- (2) Создание чрезвычайных судов не допускается. Статья 100 (1) Конституционный Суд РФ —высший орган судебной власти по защите конституционного строя РФ. Конститу ционный Суд РФ состоит из 15 судей, назначаевшх в лич ном качестве. Полномочия Конституционного Суда РФ и порядок судопроизводства в нем устанавливаются феде ральным законом. (2) Конституционный Суд РФ разрешает дела о консти туционности: а) ^^деральвых законов и иных актов Верховного Сове- б) актов Президента РФ, Правительства РФ, других фе деральных органов исжмгаительной власти; в) конституций реедублик, уставов краев, областей, фе деральных законов об автономных областях, автономных округах, иных актов их законодательных и исполнитель ных органов; г) договоров между Российской Федерацией и республи ками, краями, областями, автономными областями, авто номными округами; д) договоров между республиками, краями, областями, ав тономными областями, автономными округами; е) международных договоров РФ; . ж) партий и иных общественщох объединений; з) правоприменительной практики. (3) Конституционный Суд РФ разрешает после исчерпа. ния согласительных процедур споры о компетенции меж ду: федеральными органами государственной власти; деральными органами государственной власти и органами власти республики, края, области, автономной области, ав тономного округа; органами власти различных респзйблик, краев, областей, автономных областей, автономных о«ру- (4) Конституционный Суд РФ дает заключения: а) по представлению государственной медицинской ко миссии — о наличии у соответствующего федерального должностного лица стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должностью пол номочия; б) о наличии оснований для отрешения от должности должностного лица РФ или республики, края, области, ав тономной области, автономного округа; в) о конституционности подписанных международных ' договоров РФ до их ратификации или утверждения; г) о противоречии федерального закона общепризнанным принципам и нормам международного права, правилам ра- тифищрованяого международного договора РФ. (5) Конституционный Суд РФ дает общеобязательное тол кование Конституции РФ. (6) в Конституционный Суд РФ вправе обращаться: а) с ходатайствами о проверке конституционности актов государственных органов и международных договоров РФ — палата Верховного Совета РФ, депутат РФ, Прези дент РФ, Парламентский уполномоченный РФ по правам человека, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший хозяйственный суд РФ, Генеральный проку^юр РФ, за конодательный орган государственной власти, высшее должностное лицо, высший суд республики, края, обла сти, автономной области, автономного округа; б) с ходатайствами о проверке конституционности пар тий и иных общественных объединений — палата Верхов ного Совета РФ, Президент РФ, Парламентский уполномо ченный РФ по правам человека. Правительство РФ, Гене ральный прокурор РФ. Законодательный о,рган государст венной власти, высшее должностное лицо республики, края, области, автономной области, автономного округа мо жет заявить ходатайство о проверке конституционности партий и иных общественных объединений, организован ных в пределах соответствующей территории; в) с жалобами и протестами на неконституционность правоприменительной практики — физическое или юриди ческое лицо по исчерпании инЫх юридических средств за щиты права. Парламентский уполномоченный РФ по пра вам человека. Верховный Суд РФ, Высший хозяйственный суд РФ^ Генеральный прокурор РФ, высший суд респуб. лики, края, области, автономной области, автономного ок- г) с ходатайствами по спорам о компетенция между го сударственными органами — любая из сторон в споре; д) с запросами о даче заключений — палата Верховно го Совета РФ, Президент РФ. Заключение о наличии осно ваний для отрешения должностного лица от должности Конституционный Суд РФ может давать по собственной инициативе. (7) Решения Конституционного Суда РФ вступают в силу немедлгано после их провозглашения, являются оконча тельными и не подлежат обжалованию и опротестова нию. Они обязательны на всей территории Российской Фе дерации. (8) Акты или их положения, признанные неконституци онными в соответствии с пунктами «а»,— «д» части (2) на- едоедК^дааЯ'ЬИ, утра'Щй31§«г.в»-^». ДШ*1йнадаесЩРШ1СТИту-, а 1 ЦЮННЫМ международного договора РФ влечет йоследст- * ВИЯ, предусмотренные международным правом. Конститу цией РФ и федеральным законом. Партии и иные общест венные объединения, признанные неконституционными, распускаются; их деятельность прекращается в соответст вии с федеральным законом. Правоприменительная хщак- тика, признанная неконституционной, подлежит прекраще нию; соответствующие решения государственных органов и должностных лиц должны быть пересмотрены в установ ленном законом порядке. ' (9) Конституционный Суд РФ ежегодно обращается с по. сланием к Верховному Совету РФ. Цо конкретным вопро сам он может обращаться с щредставлениями к государст венным органам и должностш> 1 м лицам. Статья 101 (1) Верховный Суд РФ — высший орган судебной власти в сфере ; гражданского, уголовного и административного судопроизводства. (2) Верховный Суд РФ осуществляет надзор за судебной - деятельностью высших судов республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов. (3) Полномочия, организация и порядок деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным зако- Статья 102 (1) Высший хозяйственный суд РФ — высший орган су дебной власти по хозяйственным делам, осуществляющий надзор за судебной деятельностью по таким делам. (2) Полномочия, организация и порядок деятельности Высшего хозяйственного суда РФ устанавливаются феде ральным законом. Статья 103 Бюджет судов должен обеспечивать возможность пол ного и независимого выполнения ими своих конституцион ных полномочий. Он не может быть уменьшен бет согла сия соответственно Конституционного Суда РФ, Верховно го Суда РФ, Высшего хозяйственного суда РФ. Статья 104 (1) Судьи, кроме мировых судей, несменяемы. Они уволь няются в отставку по достижении 70-летнего возраста. (2) Судьями назначаются граждане РФ, имеюпще выс шее юридическое образование и стаж рабеты по юридиче ской профессии не менее; 15 лет —для судей высших ор ганов судебной власти РФ, 10 лет — для судей высших су дов республик, краев, областей, автономных областей, ав- ТОНОМШ. 1 Х округов, 5 лет — для судей местных судов. 4 ^ е - ральным законом могут быть установлены дополнительные требования в судьям. (3) Полномочия судьи Конституционного Суда РФ, Вер. • ховного Суда РФ. Высшего хозяйственного Суда РФ пре кращаются в случаях: а) достижения предельного возраста; б) личного заявления об отставке; в) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуще ствлять связанные с должностью полномочия пред ставлению медицинского заключения и с согласия соответ- ствующегр суда; г) состоявшегося в отношении его обвинительного приго вора, вступившего в законную силу; д) отрешения от должности по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 96 Конституции РФ. (4) Полномочия судей других судов прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Конституцией РФ и федеральным законом. (5) Судья не может быть депутатом, занимать какие-ли бо иные должности, заниматься предпринимательской дея тельностью, быть членом общественного объединения. Судья может заниматься научной, преподавательской, ли тературной и иной творческой деятельностью. Статья 105 (1) Судьи независимы и подчиняются Конституции РФ и закону. Судьи Конституционного Суда РФ подчиняются Конституции РФ. (2) Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судьи распространяется на их перюгшеку, средства связи, доку менты, служебные и жилые помещения, используемый ими транспорт. (3) С удья высшего органа судебной власти не может быть без согласия соответственно Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего хозяйстведного-суда РФ задержан, арестован, подвергнут административному взысканию, привлечен к уголовной ответственности. Уго ловное дело в отношении судьи высшего органа судебной власти может быть возбуждено только Генеральным про курором РФ с согласия соответствующего суда. (4) Судьи не вправе применять закон, противоречащий Консттуции РФ. Если суд усмотрит, что закон, который (Окончание на б'й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz