Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
ЛГ-3: к дню рождения Ленина • спор продолжается. 22 апреля 1993 г № 80 (394 Дни рождения Владимира Ильича Ленина уже многие де сятилетия привлекают к его личности огромное внимание. Восхищение, преклонение, уважение, желание осмыслить истоки гения, уяснить фило софские воззрения, эстетиче ский идеал, характер творче ских взаимоконтактов с совре менниками — с одной сторо ны, с другой же — лютая не нависть, неприятие, стремле^ ние унизить, низвести до зау рядности. Можно ли повернуть коле со истории вспять? Можно ли "отменить" Великие револю ции — английскую, француз скую? Чего мы добьемся "от меной" Великого Октября? "Одно и то же солнце све тит при Рамзесе и Ленине", — мудро заметил Михаил При швин, ответственно и объек тивно исследовавший на фоне грандиозных событий "ленин скую тему". Можно, но нужно ли "от менять" <как- это делают лже- педагоги-демократы) Маяков ского с его нравственно-пуб лицистической позицией: "Ко ротка и до последних мгнове ний нам известна жизнь Уль янова. Но долгую жизнь това рища Ленина надо писать и описывать заново?" Владимир Владимирович напоминает о том, что "явление" Ленина России произошло отнюдь не в 1870 году ("Далеко давным, годов за двести первые про Ленина восходят вести"). Анри Барбюс, к неподкуп ному голосу которого прислу шивались Европа и Америка, признавался: "Ленин является для меня одной из самых ши роких, одной из самых вели- личностей, которые когда- либо существовали. Он в пол ном смысле этого слова выше всех осуществителей вековых усилий человечества. Я неод нократно испь 1 тывал и говорил это: что меня в особенности поражает в его учении, в его интеллекте и воле, — это его умение искать и отличать в ог ромной комедии человечества действительность от слов и фантомов. Он дал современ ной мысли цель, привел на на стоящий путь прежние попыт ки, действовавшие ощупью, дал чувство действительного творчества и позитивизма, красной логики и красной ис тины. Он показал, что отныне произойдет великая перемена в самом порядке вещей..." "Кремлевским мечтателем" виделся он Герберту Уэллсу ("Россия во мгле".), отмечавше му в "Опыте автобиографии" созидательный характер ле нинских идей ("Плодотворные идеи Ленина продолжают ока зывать воздействие и после того,, как перестал творить их созидатель. И в настоящее время их воздействие, видимо, так же сильно, как и раньше"). Только зоологическая зло ба, слепая патологическая не нависть перевертышей, пере черкивающих историю госу дарства Российского, нацио нальную гордость великорос сов, может дойти до такого цинизма. Развалив тысячелет нюю державу, они объявляют себя "всенародно избранны ми" гарантами государственно сти. Разворовывая, материаль ное и духовное богатство страны, растлевая души лю дей, предавая память героев Отечества, они призывают ска зать "ДА" тому, что стало по зором . Руси-матушки. В этом же контексте — антиленин- ская истерия... Современные мракобесы пускаются во все тяжкие: и вот уже Георгий Валентинович Плеханов "отлучается" от ком мунизма, от Марксизма. Рань ше Плеханова "под Лениным чистили". Меньшевизм его вся чески выпячивали, публикуя соответствующие опусы, а те перь вот "хранители плеханов ского наследия" осенились, озарением: коммунизм-марк сизм — вон из его наследия! Как тут не вспомянуть Иудуш- ку-Троцкого и некоторых со временных отпрысков "пла менных революционеров", ми- мйкрйровавших, "вывернув шихся наизнанку", превратив шихся в "коллективного Рас путина"! Много аспектов у Ленини- аны, без критического осмью- ления которых наше знание о мире, философии, эстетике, политике будет явно недоста точным, даже ущербным. Один из таких аспектов — краеведческий — позволяет опереться на авторитетные суждения людей, к мнению которых нельзя не. прислу шаться. Вот, например, Миха ил Пришвин с его дневниками, фиксировавшими трагические и судьбоносные события пер вой половины нашего столе тия. Можем ли мы не дове рять ему? Усомниться в его искренности, порядочности? Можем ли мы объявить лице мерными суждения (привлек шие художническое внимание Пришвина) о Ленине, силе его интеллекта, народном призна нии совершающихся событий? Не дают покоя однажды услышанные слова: "Ленин — преступник!,..”. С тех пор все ищу и ищу ответ на вопрос, что же преступного совершил Владимир Ильич; в чем вина его? Поэтому и решил в письме в редакцию поразмьпплять на эгу тему. Начну с того, что я сын безграмотной крестьянки и полуграмотного потомка мастеровых. Никогда не со- :СТоял в рядах "коммунисти ческой" номенклатуры, при своившей себе все, что свя зано с В. И. Лениным. По сему не имею какого-то особого скрытого интереса и пристрастия к защите ли бо осуждениям гшени, идей его и дел. Вместе с. тем не могу, не имею права отсту пить от правды, .так как по профессии я юрист. А кредо юриста — истина. Объек тивная истина. Не могу также не ска зать, что мне, потомку ра- ботшах людей, не знавшему радости в голодном воен ном детстве, с юностью, на чавшейся трудом наравне со ньше рьяно кое-кем осуж даемых, предоставлена была возможность получить бес платно два разноплановьгх Во имя истины не хочу обманывать себя, лицеме рить и угодничать. Хочу лишь руководствоваться здравым смыслом, особенно в оценке В. И. Ленина. Так что же плохого со вершил Владимгф Ильич, в чем его вина? Ашгогие счи тают виновным Ленина в том, что его интеллектуаль но-профессиональным и политическим творчеством, под его непосредственным руководством была совер шена Октябрьская согщали- сти^ская революция в Рос сии. Что созданная и воз главляемая им Коммунисти ческая партия (большеви ков), воспользовавшись де мократией, отвоеванной ин теллигенцией у российской самодержавной монархии, узурпировала государствен ную власть и установила новую диктатуру, тем са мым ускорив разложение российского общества. Но вот идейный против ник марксизма, высланный в 1922 году за границу, рус ский религиозный философ Н. А. Бердяев, которого нельзя заподозрить в каких- либо симпатиях к больше визму, высказывал в свое время совершенно другое. Он авторитетно утверждал: "Ко :^емени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что Февоаль- ская революция свергла мо нархию в России, монархия в России сама пала, ее ни кто не защищал, она не имела сторонников... Боль- щевизм, давно подготовлен ный Лениным, оказался единственной силой, кото рая с одной стороны могла докончить разложение ста рого и с другой стороны ор ганизовать новое". Что из этого слелует? А то, что ра боче-крестьянская револю ция, совершенная в октябре 1917 года под руководством Ленина и его единомыш ленников, являлась истори ческой необходимостью. Ниспровергатели В. И. Ленина утверждают, что пролетарская диктатура удержалась у власти лишь посредством террора и гражданской войны. А глав ным виновником потоков пролитой крови, считают: опять же вождя. Но ведь и сам Владимир Ильич, как в публичных выступлениях, так и в печатных своих ра ботах неоднократно касает ся этого острого и сложного вопроса. Выступая на VII Всероссийском съезде Сове тов 5 декабря 1919 г., он сказал: "Нас всегда обвиня ли в терроризме. Это ходя чее обвинение, которое не сходит со страниц печати. Это обвинение в том, что мы вве-ли терроризм в принцип..." Когда нам кри чат о терроре, — говорил он тремя днями раньше в сво ем политическом докладе VIII Всероссийской конфе ренции РКП(б), — мы от вечаем: "А когда державы, имеющие в руках всемир ный флот, имеюпще в руках военные силы в сто раз больще наших, обрушива ются на нас и заставляют воевать против нас все ма лые государства, — это не террор?" Это был настоя щий террор, когда против страны, одной из наиболее ослабленных войной, объе динились все державы... "... Терроризм был вы зван нашествием - военно могущественной Антанты, — продолжал Ленин на съезде Советов. —Разве это . не террор, когда иностран ные представители, опира ясь будто бы на дипломати ческую неприкосновен ность, организовывают бе логвардейские восстания? Надо все-таки смотреть на вещи хоть сколько-нибудь трезво. Ведь надо же пони мать, что международный империализм для подавле ния революции поставил все на карту, что он не ос танавливается ни перед чем и говорит: "За одного офи цера —одного коммуниста!" И. они правы. Если бы мы попробовали на эти войска, созданные международным хищничеством, озверевшие от войны,- действовать сло вами, убеждениями, воздей ствовать как-нибудь иначе, не террором, мы бы не. про держались и двух месяцев, мы бы были глупцамц. Тер рор навязан нам террориз мом Антанты, террором всемирномогущественного капитализма, который ду шил, душит и осуждает на голодную смерть рабочих и крестьян за то, что они бо рются за свободу своей . страны." "...Обвинение в терро ризме, поскольку оно спра ведливо, — выражает В. И. Ленин общенародное мне ние на Всероссийской кон ференции, — падает не на нас, а на буржуазию. Она навязала нам террор. И мы первые сделаем шаги, что бы ограничить его мини мальнейшим минимумом, как только покончим, с ос новным источником терро ризма, с нашествием миро- выход: победа или.смерть!" Таким образом, В. И. Ле нин, не отвергая обвинений в терроризме, вносит яс ностью обстоятельства, ко торые породили его. Вместе с тем сегодня в Iсредствах массовой инфор- |мации все чаще заявляется и изыскивается много "ос нований" для категоричных ^утверждений, что В. И. Ле нин будто бы всегда оправ дывал насилие необходимо стью зашиты интересов на рода, интересов России. И, чтобы удержать диктатуру пролетариата у власти, та же Россия заливалась потоками крови. Значит... Значит, нельзя, утверящается, невоз можно было рабоче-кресть янской власти избежать обоюдности террора в граж данской войне на всей тер ритории России, когда шел брат на брата, сын —на от-, ца. "Обе стороны совершали чудовищные зверства, — писал английский историк Карр. —Политический сло варь пополнился вьфажени- ями "красный террор" и "бе лый террор". Американский журна лист Аш>бер Рис Вильямс, в период гражданской войны в России много времени проводивший среди солдат в армии, среди крестьян в деревне, среди рабочих на фабриках, заявил на заседа нии так называемой "Овер- менской комиссии" амери канского Сената в феврале 1919 года: "Призовите на суд с одной стороны боль шевиков, обвиняемых в красном терроре, а с другой — белогвардейцев и черно сотенцев, обвиняемых в бе лом терроре, и предложите им поднять руки. Я знаю, — утверждал Вильямс, — когда они подымут руки, мозолистые и загр^юелые от работы, руки 1 фестьян и ра бочих будут сиять белизной по сравнению с обагренны ми кровью руками этих привилегированных леди и джентльменов." Это катего ричное заявление Вильямса подтверждается и его со гражданами: журналистом, писателем Джоном Радом и его супругой, соратшщей и журналисткой Луизой Брай ант — очевидцами событий Октябрьской революции и гражданской войны в Рос- Так на сколько виновен В. И. Ленин, если довольно авторитетные граждане Дру гих государств утверждают о необходимости и вынужден ности применения, для са- С точки зрения филолога этот ЧЕЛОВЕК ЯВИЛСЯ В ИСТОРИЮ... с точки зрения юриста их с э ^ д ь я - их С ^ ^ Д Ь Б А ты впервые образовавшимся рабоче- 1 фестьянским госу дарством революционно пролетарского террора на своей территории? Право мерно ли возлагать на негр вину за охвативший терри- торшо всей бывшей само державной российской им перии террор, I и считать-его неким крест ным отцом трагедии? Объ ективно таких оснований не усматривается! Часто можно слышать, что внутригосударственная политика, проводимая В. И. Лениным, породила бюрок ратию с административным чинолюбием, с одной сто роны, и равнодушным от ношением к человеку труда при словесной "заботе’ о нем, то есть тотальном ог луплении и вышколивании его в духе послушания — с другой. Однако Владимир Ильич сам постоянно вы сказывал свое принципи альное и категоричное осуждение, выражал словом и делом собственную не примиримость к бюрокра тизму, ибо он убежден, "...нашими врагами являют ся спекулянты и бюрокра ты". Выступая 6 марта 1922 г. на съезде Союза рабочих- металлистов Ленин, в част ности, сказал: "Самый худ ший у нас внутренний враг — бюрократ, это комму нист, который сидит на от ветственном (и неответст венном) советском посту и который пользуется всеоб щим уважением, как чело век добросовестный... Он не научился бороться с воло китой, он не умеет бороться Или сочинения Алексея Ка- менского-Липецкого, живопи савшего "кровью умытую" Россию, головокружитель- ность перемен, связанных- с именем Ленина. Можем ли мы в нигилистическом раже пере черкнуть то, что было? Было! Был и в "в школе сладок с наставником-другом алый клевер забрезживших дум", были и школы-ликбезы, были и учительские наставления ("По-иному, ребята учеба: с буквы "Л" мы алфавит начнем: Ленин — азбука наша и про ба, наша первая грамота в нем"). Неужели а угоду оче редным сатанистам мы пере черкнем Есенина, Маяковско го,. Шолохова, Паустовского, Твардовского? Неужели новым "кратким Курсом" станут веща ния Старовойтовых, ельциных,' Чубайсов, шумеек о волчери- зации-ваучеризации всей стра- Трагические уроки исто рии... В чем они? Разумно ли поддерживать костер невеже ства и инквизации теперь уже книгами Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина? Или дове рить их спецхранам до прише ствия отрезвления умов? Что делать? Современны ли, зло бодневны ли те же ленинские труды, поучителен ли диалог с марксистами минувших-эпох? Урок первый. Актуальность ленинского наследия в наши дни, без изъятий, без утаек, без лукаво-иезуитских подта совок. Поучительность ленин ских мыслей о национальной гордости великороссов, этапах освободительного движения в России, программе культурной революции; гибкость, глубина, хотя и противоречивость, ис торически обусловленная, ле нинских наблюдений (человек — творец истории; личность и коллектив; слово тоже есть -дело; литература — отраже ние судьбы народной; миро воззрение художника и соци алистический идеал). Урок второй. "Большое ви дится на расстоянье, ска зал Е!сенин, поэтически транс формируя древнее убеждение: пирамиду нельзя рассматри вать с близкого расстояния — ничего не увидишь, кроме гру- боотесанного камня. Нельзя отрицать влияния ленинских идей на формирование .круп нейших идейно-художествен ных ценностей — творений М. Горького и М. Андерсена-Не- ксе, М. Шолохова и Ж. Амаду, А. Твардовского и Шона О' Кейси, М. Рыльского и Ю. Фу чика, П. Тычины и П. Неруды, . Л. Леонова и В. Незвала. Урок третий. Осмысление личной трагедии Ленина в кон тексте трагедии эпохи, траге дии страны, трагедии челове чества; это оптимистическая трагедия ("Надо^ мечтать!"), вобравшая в себя и пафос преобразования мира ("Смело, товарищи, в ногу..."), и могу чую силу познания жизни с проявлениями индивидуально го-и ..типического, и "выпрям ление" человека труда; "Чело века будущего в России". - Другие уроки. Прежде все г о — избаадение от идолопок лонства, культа одной лично сти; историческая диалектика, диктующая необходимость ре шительного обновления идео логии, политики. Современные сатанисть!, дирижируемые уме лой рукой инквизиторов, спе кулируют на мнимой "комму нистической угрозе", втягива ют в разного рода популизм, политиканство, кланов 1 ? 1 е игри-, ща. Топор, к которому бесы звали Русь, погулял по много страдальной русской земле; призвавшие революцию на земле и на небесах, без Рос сий и Латвий жить единым че ловечьим общежитьем, оправ дывавшие "товарища маузера", "пламенные революционеры", полиняв, перекрасившись, пре вратились в "цепных соловьев перестройки". Критической от метки достиг дефицит нравст венности, духовности. Гробо вой перевес над колыбельным — показатель трагического неблагополучия в экономике. Дьявольский замысел "покон чить с'коммунизмом" привел в упадок государственность, де- ржавность, соборность, наро довластие. Что же делать? Вопрос Чернышевского и Ленина — вопрос времени, злоба дня. Отвечая на этот вопрос, наро ды уже смели Ландсбергисов, предают проклятию "беловеж скую- рать" и иже с ними. От вечая на вопрос "что делать?", россияне скажут решительное, бескомпромиссное, оконча тельное "НЕТ" диктатуре, ель- цинизму, лжедемократии, ска жут "да" — Советам, Собор ности, Державности, Государ ственности, Народовластию. В. ШАХОВ, профессор, доктор филоло гических наук, руководи тель творческой группы I Словарь". с ней, он ее прикрывает". К слову, не являлось ли это своего рода предупреждени ем для всех нас? Да! Именно прикрывал бюрократизм чиновник и тем самым поощрял эту скверну. Мы в том убеди^ лисъ в период администра тивно-казарменного "социа лизма", убедились в правоте ленинских предупреждений. Знаем и о многих привиле гиях, созданных для себя лжекоммунистами, об их неофициальных гаремах, казно 1 фадстве... Потому Ле нин тогда настаивал, что "...от этого врага мы долж ны очиститься. Против это го врага, против этой бес толковщины вся беспартий ная рабоче-крестъяская мас са пойдет поголовно за пе редовым отрядом коммуни стической партии." Но не ок^алось "передового отря да" и он не повел за собой "беспартийные массы". По^ Чтобы ответственные и неответственные советские посты в системе государст венного и хозяйственного механизмов не занимали лица, абсолютно не подго товленные для решения по ручаемого дела, с консерва- тивнр-дошатическими суж- дениями, Ленин категорич- но и обоснованно указы вал": "Нам нужна проверка пригодности людей, провер ка фактического исполне ния. Проверять людей и проверять фактическое ис полнение дела — в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей ра боты, всей политики. Это- дело не нескольких меся цев, не одного года, а дело нескольких лет." Разве не прав Владимир Ильич? Ос тается ТОЛЬКО'пожалётъ;'что' не успел он вместе со сво ими соратниками-’ёдино- мьпщенниками продолжить начатое хотя бы в Течение тех, намеченных ими "не скольких лет"! Без наЁжимов. Без "проработок". Бе^ наси лия. Сколько избежало бы наще Отечество потрясений и потерь, измеряемш; мил лионами человеческих жиз ней — от хрузчика Ивана Демуры до маршала Миха ила Тухачевского, нё про диктованными жизненной необходимостью страдания ми целых народов, Иаций, разрушений и уничтожен ными веками складывавши мися укладами. ;■ Не было у него этих "не скольких лет", чтобы"устра- нить укоренявшиеся адичи- ны, о которых на чрезвы чайном заседании пленума Московского Совета 3 апре ля 1919 г. Ленин говорил: "Мы должны брать, старых чиновников, потому как других нет. Их надо'пере воспитывать, учить, а это требует времени. ...В Госу дарственном контроле до сих пор садит неимоверное число старых чиновников, и мы страдаем от волокиты, от канцеляршины'." "Мы выгнали старых бюрокра тов, — говорил Ленин в от вете на записки после вы ступления в заседании Пет роградского Совета 12 марта 1919 г. -- но они снова при шли, они называют себя коммунистами; если не мо гут сказать "коммунист", они нацепляют красную петличку; они лезут на теп лое местечко. Как тут быть? Опять и опять с этой нечи стью бороться, опять и опять, если эта нечисть пролезла, чистить, выгот нять, надзирать через рабо чих коммунистов, через крестьян, которых знают не месяцы и не годы." В этой неимоверно тяж кой и чрезвьгаайно сложной борьбе с бюрократизмом Ленин рассчитывал на ак тивность основной силы — людей труда. Рассчитывал на трудовую массу не про-, сто как на несокрушимую силу, а как на думающ'ие просвещенные в житейских делах индивидуальности, ее. составляющие.'Ибо Влади мир Ильич был глубоко и неизменно убежден, что ар хиважно "...иметь дело с на родом и политически его просвещать, опыт подска жет, что у политически про свещенного народа взяток не будет, а у нас они на каждом шагу..." Однако, к величайшему стыду и сожалению, ленин ские надежды не оправда лись —большинство из тех. кто именует себя народом и рабочим классом, при всех имевшихся благоприятных условиях, не захотело само- просвещения, что особенно касается молодежи послед ний трех десятилетий. Как мне видится, последние го ды многие рабочие люди, достигнув необходимой воз растной зрелости, приобре тя определенные способно сти и возможности трудить ся творчёрки, только стара- йись'йаловчиться "заколачи-'= вать деньгу". Ничего другого для них не существовало. Тем самым эти "работяги" волей-неволей помогали чи- новнику-бюротфату в лице партийно-начальственного администратора прочнее "сидеть" на;их же шее. Все больше входило в их. "тру довую " повседневность: угодить власть имущим и втоптать в грязь себе подо бного и равного, чтобы ут вердиться в собственных глазах "умеющим жить". Пользуясь таким настроем трудового люда, номенкла турная каста и создавала для себя условия обитали ща; ' недосйгаемого для ка кой-либо 1фИТИКИ. Потому-то, думается, и не получили своего под тверждения действительно-' стью надежды В. И. Лени на, выраженнЬге им на II Всероссийском съезде По- литпросветов 17 рктября 1921 г. такими словами: очень надеюсь, что выгоним из нашей партии от 100 до 200 тысяч коммунистов, ко торые примазались к пар тии и которые не только не умеют бороться с волокитой и взяткой, но и мешают с ними бороться". Потому-то, видимо, и не оказалось у нас ни передо вого отряда "подлинных коммунистов, за которыми поголовно пошла бы бес партийная рабоче-крестьян ская масса против бюр 01 фа- тйзма", ни необходимых при этом активности и эн тузиазма трудящихся. Все надо возрождать занодо. В. И. Ленин, озабочен ный строгим соблюдением законности, непременной справедливости, демократии и гласности в системе соци алистической государствен ности, еще в феврале 1919 г. внес в проект Протраммы РКП (б) свою поправку: "На одно из первых мест ставидся борьба с ,злоупот реблениями тех представи телей Советской власти, ко торые обманно пользуясь званием коммунистов, про водят на деле не коммуни стическую, а бюрократиче скую, начальственную по литику, и беспощадное из гнание таких при установ лении более строгого конт роля как при помогци про фессиональных союзов, так и другими путями..." И опять же нет тут вины Ле нина, что все сложилось по- другому. Инертность болыпинства тысяч примазавшихся к ле нинской партии попутчи ков, приспособленцев-пара- зитов" (сейчас они себя коммунистами и не называ ют, питавшихся народным доверием к партии, и под лежавших, по всем пред ставлениям, Лецина изгна нию из ее рядов. Так разве виноват в этом Ленин? Нет, виновен в определенной нстеиени -каждый из ныне живущих перед памятью этого человека. Виновен за ничегонеделание против разрастания антиленинской Противники марксист ско-ленинского учения стремятся обличить Ленина, утверждая, что будто бы он дострг вершин авторитета й славы путем подавления инакомыслия, демократии и ее начал, путем навязыва ниярплоненту своей воли и мнений, что он будто бы страдал ограниченностью суждений по многим вопро сам, дилетантством и начет ничеством. Много других политических грехов припи- сьтартся Ладину. Однако, есад обратиться к докумен там,. либо участникам тех событий, то вся эта "обли чающая" шелуха отлетает с необыкновенной легкостью. То, что видел Ленин, не видели соратники. В по следний раз он не будет по нят и поддержан и после своей смерти: многие его предложения будут недооце нены... Он никогда не узна- не позволила выполнить ле нинские планы. Она еще и превратила нас самих в аг- рессивно-послуадвдй инст- румент в руках тех'" 100—200 воля в отношении Сталина нё будет исполнена. Так в чем же виновен В. И. Ленин, что совершено им преступного? Чем вред но для трудового народа со циалистическое (с многоук ладным по видам собствен ности народным хозяйством как в городе так и на селе) государственное устройство с его конституционными га рантиями прав на труд, от дых, образование, бесплат ное медицинское обслужи вание, обеспечение в старо сти, прав на жилище и дру гое, для создания чего Вла димир Ильич отдал всю свою жизнь? Как ни старай ся — не найти! Следовательно, все заяв ления о какой-то виновно сти Ленина — надумацная грязная, дешевая клевета. Ну как тут не вспомнить слова великого русского по-' эта Н. А Некрасова о такой породе лЬдей; "Люди хо лопского звания — сущие псы иногда!" Ну что ж: их судья — их судьба! В. КОСТЕНЬКОВ юрист
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz