Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
Л Г -3 : 15 апреля 1993 г. № 7 4 - 7 5 (3 3 8 - 3 8 9 ) Русмв ХАСБУЛАТОВ н а д е ж д ы 1. Представительная властьи характер политических противоречий в обществе Уважаемые участники сове щания! Я хотел бы сразу сказать о том, что совещание представи тельных органов власти нами планировалось провести уже из рядное время тому назад. Но нас все время отвлекали слож ные политические процессы, пе реходящие в конфликты, в свя- Ь зи с чем это давно запланировая- ' ное и вполне закономерное со вещание отодвигалось. Наконец, мы все-таки сумели собрать вас. Вы, работники представительных органов представительной вла сти, Советов, очень хорошо пред ставляете, что говорить о демо кратии вне представительных ор ганов власти—просто химера, поэтому всякие попытки под ви дом разных политических на строений уничтожить представи тельную власть означают пря мой возврат к какой-либо разно видности тоталитаризма. Мы этого не допускали й не допустим. Это должно быть оче видно для всех раз и навсегда. В этот достаточно ответственный . час для судеб Отечества мы со брались отнюдь не для ведения кампаний, а для того, чтобы очень серьезно поговорить о тех проблемах, которые существуют реально и с которыми вы стал- ► киваетесь прежде всего. Одни цз этих проблем чисто жизненные, объективные, связанные во многом с нынешним очень слож ным переходным состоянием на шего общества. Вторая группа проблем—наносная, искусствен ная, как следствие политических игр, как следствие амбиций, про-' тивостояния, всего того, что практически не нужно нашему обществу, всего того, что обще ством в целом отвергается. Наша задача заключается в том, чтобы вычленить, что же действительно надо решать, ка ковы наши силы и возможности справиться с этими объективны ми трудностями, от чего нам следует отказаться. Конечно, в' каждом регионе есть своя специфика, но .есть и общие сложные задачи. Мне ка жется, что мы можем обменять ся мнениями, опытом, сделать выводы и для себя, и на уровне Верховного Совета, и на уровне других центральных властей. Это очень важно, так как Рос сия—огромная федеративная страна, и если не опираться на регионы, на местные власти, на население, то любая реформа бу дет (йречена на провал! Так бы ло раньше, и нельзя повторять этот печальйый опыт. Но, к сол<алению, эти лозунги хотя и разделяются всеми в по следнее врем 1 ^ но во многом остаются на бумаге. Практиче ски перенос тя,жести на регионы не осуществляется. Не осуще ствляется это в том числе и по вине Верховного Совета, и по вине федерального правитель ства, и огромного чиновничества, которое нашло свое собствейное . поле для саморазвития, для экс пансии. Конечно, ему не нужна никакая сильная эффективная власть в центре и тем более ка кое-то волеизъявление народа. И в целом проблема федерализ ма требует особого внимания и серьезной проработки. Уважаемые участники совеща- Демократические институты в нашем существе еще рождают ся, причем трудно, конфликтно. Свою роль, безусловно, играет и автократическое сознание не только широких слоев населения (это факт, и вы это знаете), но и в головах носителей власти, и особенно у тай называемых от цов русской демократии. Основу современной демокра тии составляют преледе всего ^ представительные органы госу- ■ дарства, через которые народ осуществляет непосредственно свое народовластие. В этом и за ключается представительность этих органов власга. И по-на стоящему представительная власть в форме Советов, как это ни парадоксдльно звучит, у нас только Армируется. На сего дняшний день нет не только все властия Советов, хотя это и ста ло расхожей фразой, но у них, у Советов, нет даже тех тради- 'ционных полноценных функций, которые столетиями выполняют муниципалитеты й коммуны в тех странах, которые мы при выкли называть демократиче- Поэтому главное направление нашего развития (может быть, мы об этом и не особенно гово-, рили вслух) заключалось в по следние два года в том, чтобы осуществить именно муниципали зацию Советов, дать им возмож ность осуществлять действитель ное народовластие. Именно с та ких позиций мы рассматриваем сегодняшнее совещание, которое, как Яговорил, готовили давно, а не к определенному событию, И. думается, что мы сможем осно вательно поговорить о наших проблемах, обменяться опытом и сделать выводы. Конечно, реальная жизнь на кладывает свой отпечаток и на наше собрание. Ожидание и тре вога — эти чувства сегодня пре валируют в общественном созна нии. События последних меся цев, кульминационными точками которых стали седьмой, восьмой, а затем и девятый съезды народ ных депутатов, свидетельствуют о том, что общество до сих пор не смогло найти выход из кри зисной ситуации. В этих усло виях главная задача — й девя тый съезд ее в общем-то выпол нил — не дать событиям выйти из конституционной колеи. Но снять до конца эту угрозу съез ду не удалось. И это понятно, ибо глубинные причины кризис ного положения нашего общест ва — в ньщешнем состоянии эко номики, в результатах проводи мой социальио-шюнбмической,по литики, в катастрофическом сни жении доверия ко всем инстату- там государственной власти! Еще шестой Съезд народных депутатов Год назад, в апреле, подчеркнул — необходим пово рот в социально-экономической политике. Вместо этого, к сожа лению, мы столкнулись сначала с игнорированием решений этого съезда, а в последующий пе риод — с открытым курсом на разгон законодательных и пред ставительных органов власти, с попыткой установить контроль над судебной властью, прокурор ским надзором, с жесткой цен-, зурой прессы. Недавно, во второй половине марта, мы имели дело С' заранее ' запрограммированным сценарием, последний акт которого означал бы начало новой тоталитарной системы, полный откат от демо кратических приобретений 80— ЭО-х годов. Напрашиваются исто рические аналогии; провалы эко номической политики сталинско го режима, обусловленные отка зом от нэпа, вызвали массовое недовольство людей. И тогда .в ответ политический режим отка зался от тех слабых побегов де мократии, которые начали разви ваться в условиях нэпа, и откры то перешел к политике репрес сий. Вот и сегодня видный демо- рос Миронов уже составил за своей подписью списки народ ных депутатов России, включая Председателя Верховного Со вета, которьк необходимо иитер-' пировать. И в сегодняшнем сценарии разговоры о референдуме, ком промиссах, согласии выступают не более чем уловкой, дымовой завесой истинньк намерений сил, делающих ставку на окон чательную компрометацию выс ших органов власти — съезда, депутатов. Верховного Совета; детается ставка на исключение их из правового пространства, формирования внутренней, внеш ней и оборонной политики госу дарства и на установление режи ма личной власти. В-третьих, стремительно раз рушается научный потенциал страны. Ученые, элита науки, покидают Россию. Научно-про- изводственныё коллективы, спо собные давать продукцию на мировом уровне, бездействуют. 'В крайне тяжелом положении оказались научные городки. Разрушительные удары про должают наноситься по всем . сферам жизнедеятельности чело века. Вы знаете, что резко ухуд шилось и ухудшается питание людей. Смертность населения превысила рождаемость. Рушат ся устои человеческого общежи тия, падает нравственность, де вальвируются слово, честь. Все уже стало покупаться и прода ваться. Речь идет лишь о цене.' Лишаясь многих морально-нрав ственных опор, значительная часть общества оказывается в полосе деградации и' разложения. Разочарование охватило боль шинство населения, потеряна ве ра в реформаторов. Моищые удары по обществу нанесла преступность, борьба с которой ведется очень и очень вяло. Тревожит растущее число самоубийств. Многие воспринима ют сейчас свою жизнь как крах. Наиболее высокими темпами ра стет смертность среди подрост- ьов, что напрямую связано с ростом алкоголизма и наркома нии, чувством отчаяния и безыс ходности. Если в ближайшее время уровень смертности 'сох ранится таким же высоким, как и сегодня, то треть поколения юношей, которым сейчас 16 лет, не доживет до 60 лет. И на этом фоне массового обнищания и деградации в ужасающих, варвар ских формах происходит обога щение кучки новых воротил, тес но связанных с политическим ре жимом и выступающих его ос новной социальной подпоркой. А это, разумеется, очень и очень далеко от интересов экономиче ского, политического, социально- 2. О социально-эконбийческой политике Каково социально-экономиче ское положение, какова социаль^ но.-экономическая политика на сегодняшний день? На очеред ном, десятом съезде, поФидимо- му, предстоит детальное обсуж дение проблем хода экономиче ских претбразований. Вы знаете, мы наметили дату — июнь 1993 года. Мы намерены твердо при держиваться созыва десятого съезда именно в июна Времени для работы новому правительству бьшо, конечно, явно недостаточно для того, что бы можно бьшо ожидать серьез- » яых перемен к лучшему в сфере социально-экономических резуль татов. Но вместе с тем три ме сяца в наше спрессованное вре м я— это вполне достаточный срок, чтобы понять: учтены ли уроки краха первоначального этапа реформ, наметились ли сщвиги, повоет в экономических преобразованиях, предусмотрен ные решениями сед!^ого и вось мого съездов народных депута- Положительный ответ на эти облегчить положение людей. Ввел систему корректировки за работной платы, пенсий, посо бий, стипендий в зависимости от роста инфляции. Верховный Со вет пытается блокировать разру шительные процессы в промыш ленности, грозящие перерасти в вопросы вряд ли сегодня можно дать. И едва ли здесь требуются особые доказательства—настоль ко это очевидно. Экономика все более втягивается в разру шительную фазу своего разви'^ии. Жизненный уровень людей пада ет, и вы это знаето гораздо лучше, чем мы. Директбрам предприятий все сложнее удер живать производство, обеспечи вать работников и их семьи за работной платой, а их детей — детскими садами и яслями. Че- .стные предприниматели растеря ны и шокированы. Большинство работников культуры, науки, просвещения, здравоохранения — в отчаянии. Верховный Совет стремится Анализ действительного поло жения дел в экономике показы вает;, что пропасть, в кооюрую вошла в начале 1992 года стра на, углубляется. Кризис поразил всю общественно-экономическую систему. Падение - производства в промышленности в 1991, 1992 годах и в начале 1993 года суммарно составило около АО процентов, то есть превысило в целом объем падения производ ства в первый гОд войны. Во-первых, катастрофически нарастает инфляция, уничтожая цену рубля. Набирает все. боль шую энергию пляска цен. В ян варе — марте потребительские цены выросли против соответст вующего периода прошлого го да почти в 9 раз. Еще более вы сокими темпами рос.чи оптовые цены. Все это полностью блоки рует инвестиционный процесс, сводит его на нет. Во-вторых, начинается но су ществу исчезновение жизненно важных видов производства. Да и как иначе понимать масштабы падения производства. В янва ре — марте нынешнего года это снижение против, соответствую щего периода прошлого года со ставило по обуви 45 процентов, хлопчатобумажным тканям — 64 процента. А по юей легкой про мышленности падение производ ства — на 40 процентов. И это — при постоянно существо вавшем дефиците на эти товары. шо знаете, случаи продажи предприятий за бесценок. Опасные процессы идут на селе. Возьмите такой вопрос: се годня мы вынуждены сокращать поголовье,' в том числе нередко и племенного скота, что не до пускалось даже в критические моменты истории нашего Отече ства, Это уже привело к резко му падению производства мяса и молока, которых и так всегда недоставало. О нынешних ценах на эти продукты и говорить не приходится. Почему же продол жается этот уже давно обанкро тившийся курс в экономической политике? По-видимому, это свя зано с тем, что новыми руково дителями правительства не ис пользован данный седьмым Съез дом шанс на перемены. В то же время ясно, что в со временный период надо реализо вать идею сильного Адерально- го правительства, которое ,дей ствительно может улучшить сос тояние экономики, реально от ветить за положение дел в ст()а- Или другой пример. Мы все были избраны народными депу татами Российской Федерации, был избран президент, избран Конституционный суд, но в Кон ституции об этом ничего не го ворилось. Так что, как видите, если конкретно разобраться, в общем-то, от великого до смеш ного — один шаг, если бы это не бьшо столь трагично. " еще раз хочу отметить: Вывод ясен; избранные мето ды и средства экономических из менений, а главное, монетарист ский механизм достижения наме- ченньк ориентиров — это та са мая схема, в плену тторой все еще продолжают оставаться и вьовь сформированное правитель ство, и его идеологические вож ди. Бездушное следование этой концепции в неадекватной для нее среде, конечно же, может иметь еще более тяжелые послед ствия, чем предьздущая дилетант ская ее реализация. Об этом можно прямо гово рить, наблюдая за крайне тре вожными и опасными действия ми и выступлениями нового ми нистра финансов, который од нажды уже содействовал неуда чам правительства Силаева. Че го может стоить, предположим, слепое исполмованио рецептов жесткого ограничения роста кредитно-денежной массы? Не платежей, которые под давлени ем Верховного Совета на прави тельство и Центральный банк удалось развязать в прошлом го ду? Сегодня это может обер нуться неуправляемой цепной ре акцией банкротств, разрушением производства. Урока, к сожалению, нас ни чему не научили. Правительст во по существу не обновлено, легитимность премьера не реа лизована, курс реформ практи чески не скорректирован, он да же не сформирован. И в этих условиях говорить о всесилии съезда и Верховного Совета по крайней мере просто некоррект но. Это скорее всего слабость и съезда, и Верховного Совета, их неспособность заставить испол нительную власть реализовать законы. Здесь налицо явный дисбаланс властей. Если уи{ ко го и надо усиливать, то в пер вую очередь высшую законода тельную и' в целом представи тельную власть, ее способность добиваться выполнения приня тых решений. Еще одна догма мощно дов леет над правительством —от каз под видом борьбы с моно полизмом от крупного производ ства, современных форм его ор ганизации и государственного регулирования. Происходит в буквальном смысле выкорчевы вание из структуры крупных объединений наиболее тех нологических современных це хов и подразделений, в резуль тате чего все эти производства практически обрекаются на ги- Произвол и хаос в экономике под лозунгами народной прива тизации привели к тому, что стоимость национального богат ства страны обесценена в 20 — 25 раз. Об этом наглядно свиде тельствует заниженный именно в 20—25 раз курс рубля, много численные, о которых вы хоро- Не изменив ситуацию, оставив исполнительфю власть рыхлой, безответственной перед парла ментом, в стране ничего не из менится, положение будет ухуд шаться. ' Правительство должно нести ответственность исключи тельно перед парламентом, «кол лективный же Распутин», как образно сказал о нынешнем ок ружении президента один из вы ступавших на девятом съезде, приведет к краху России, ее развалу, гибели Отечества. Не ужели это не ясно нашим со- граладанам сегодня? Внеся необходимые поправки в. Конституцию, седьмой съезд расширил полномочия федераль ного правительства. Практичес ки все, чего добивалась исполни тельная власть для осуществле ния экономической реформы, она получила. Но этот факт поче му-то замалчивается. Ясно, по чему замалчивается,—позитив ных результатов нет. Парламент готов к конструк- , тивной, деловой работе, чтобы к июньскому съезду ' иметь уже определенные успехи, особенно в социально-экономической сфере. Мы принимаем нужные для ре форм законы, улучшаем законы,, принятые ранее,— нулшо лишь их грамотное и профессиональ ное исполнение президентом и правительством. Это надо делать вместо параллельного и зачастую' безграмотного законотворчества через печально знаменитые еще в горбачевские времена указы. Определенную надежду мы свя зываем с продолжением работы «круглого стола», образованного совместным решением Президиу ма Верховного Совета и прави тельства Российской Федерации по поручению седьмого Съезда народных депутатов. Первые за седания «круглого стола» показа ли готовность его участников ис- . кать пути согласия. В настоя щее время идет подготовка' сво его рода экономического пакта согласия, .рамочного соглашения основных общественных сил по вопросу меха! 1 изма осуществле- 1 'ия экономической реформы. Нам нужно ответственное пра вительство народного доверия и согласия, нужно, чтобы это пра вительство не стремилось делить нас, гралсдан России, на «белых», «красных», «черных», «желтых» и так далее. Формирование пра вительства на началах общена ционального согласия явится важ ной предпосьшкой эффективно сти экономических преобразова ний в стране. Именно об этом говорилось и на девятом Съезде народных депутатов. Судя ло первой реакции, это не встрети ло понимания со стороны испол нительной власти, хотя эту же идею подтвердш! в выступлении на съезде сам президент. Не сомневаюсь, что жизнь заставит прийти к необходимости прак тического претворения ее в жизнь, сети, разумеется, мы хо тим углубления согласия, а не углубления конфронтации. 8 том- то и дело, что многие влиятель ные силы хотят конфликтов, про воцируют конфликты, поэтому я и обращаюсь к вам, к нашим со гражданам: люди, будьте осто- рожнь! и бдительны, не дайте себя ни запугать, ни обмануть! Сегодня лжи слишком много в нашем обществе, никогда не бьшо столько лжи, как сегодня. Конеч но, формирование коалиционно го правительства,, правитель ства общейЭционального согласия до выборов на многопартийной основе —- задача непростая, но те, кто отвергает эту идею в принципе, сознательно блокиру ют достижение согласия. Види мо, некоторые нынешние лидеры не понимают России, поэтому они ; постоянно смотрят, очень далеко за туции. Говорили о том, что на до принимать ее без спешки, спо койно и взвешенно и одновре-' менно обновлять действующую Конституцию. Это нами й дела но в январе вдруг последова ло заявление, что существую щая Конституция никуда не го дится, что этой Конституции президент не присягал, что она стала совершенно другой в ре зультате многочисленных до полнений и изменений. Более то го, участились прямые наруше ния Конституции, конституци онной законности. . Сегодня речь идет уже не о несовершенствах и несоответст виях Конституции реалиям на шего переходного времени, ко- быть, и вредного, требностям реформы. Отрицают Например, стоило ли нам, пар- действующую Конституцию в ламентариям, создавать всесиль- целом как чуть пи. не главное ного президента, способного не препятствие на пути обновления считаться даже с Основным За- России. По существу поставлена коном! А ведь изменения в Кон- цель полностью дискредитиро- ституцию вносились начиная с ватъ действуйщую Конститу- первого Съезда народных депу- циЮ, Конституционный суд, фак- татов всеми без исключения тически упразднить Конститу- съездами. В том числе и тогда, цию и ввести в стране режим когда Председателем 'Верховно президентского правления. Это го Совета был нынешний прези- еще одна несостоявшаяся горба- дент. Кстати, среди 330 попра- чевская идея. вок более 200 связаны с прези- Я повторяю, что за этим, ко- Дентом. Причем более 70 про- нечно же, стоят: цели прежде центов всех поправок, имеющих Именно повышения уровня на пряженности следовало ожидать в качестве первого результата такого решения. Теперь,' как мы видим, с но вой силой вспьинули политиче ские баталии, которые интенсив но переносятся в регионы. В них вовлекаются массы' людей. НО уже сегодня видно и то,/что лю ди стали лучше понимать суть конфликта, не случайно так бы- осуждение всех без исключения стро везде стали формироваться поправок и изменений, внесен- комитеты в защиту Конститу- ных в Конституцию в 1990— ции и демократии. 1991 годах, — это просто не- Другой важный момент: в ре серьезно. Нужно, если речь идет зультате навязанных съездам о такой критике, дать анализ, . конфликтов серьезно ослаблены что бьшо внесено полезного, все ветви власти, то есть вся го- ненужнбго. А то, может сударственная власть в целом. всего отвлечь внимание людей от провалов экономической по литики, валить вину за них на Советы. Налицо стремление мо нополизировать власть для про должения насильственного экс перимента над страной, «за ткнуть рот» прессе и всем не довольным. К сожалению, надо откровен но' сказать: мы, руководство Верховного Совета и его Пред седатель, допустили грубую ошибку на седьмом Съезде на- родньк депутатов.,Как мы счи тали, принятое тогда постанов ление о стабилизации положения в стране бьшо проявлением доб рой воли, политическим компро миссом, способным ослабить кон фликты. Но, к сожалению, это го не произошло. Мы допустили на этом съезде серьезное отступление от Кон ституции, так как своим поста новлением серьезно ограничили права Верховного Совета и пра- витедьства в интересах укрепле ния личной власти президента. Например, правительство лиша лось права законодательной инициативы, в котором прези дент усматривал возможность выхода правительства из-под его личного руководства. Верховный Совет в свою очереда ограничй 7 вался в правах по формированию правительства, контролю над исполнительной властью, возмож ности привлечения президента к ответственности за антикон ституционные действия. Конечно, все это нарушало принцип ра зумного разделения властей, их нормального взаимодействия и укрепления целостности, един ства власти. Но, повторяю, мы тогда рас сматривали эти решения, во- первых, как временное явление, во-вторых, рассматривали их действительно как добрую во лю, как знак согласия. Однако сущностный характер, как раз вносилось президентской сторо- Но если это так, а это имен но так, к чему же тогда зала мывание рук и истерика по по воду того, что Конституция ста ла ^ ? К % о “ш о гГ и з р 1 ф”рм Х л Т Л г Г Г т этом было бы ПООСТО невозможным. «удушью, и па аш.-ч власть, хотя и строится на принципе разделения, тем не ме- нее'едина. Поэтому противостоя ние исполнительной и законода тельной властей ведет к их са моразрушению. До импичмента президента и отставки Председателя Верхов ного Совета, вы знаете, на съез де дело не дошло. Депутаты по няли, что сейчас это гАзило бы тотальным политическим обва лом. Я, правда, не имею в виду замену Председателя Верховного Совета, в этом никакой трагедии не было бы. Сегодня сложился чрезвычайно хрупкий баланс сил. Он недолго вечен, и разрешение противо стояния должно произойти. Ка ким путем это произойдет? Это очень важный момент. Как это ков видеть в нашей сегодняшней сложной реальности лишь два цвета — демократический и ан тидемократический, белый и чер ный. Если ты демократ, но не рьяный сторонник радикальных (то есть антиконституционных по своей сути) методов общест венного развития, значит, высту паешь за возврат к прошлому, за реставрацию коммунистиче ского тоталитаризма. Но это совершенно искусствен ная картина. Реальность не та кая. Она не укладывается в та кое прокрустово ложе. Жизнь сложнее, много в ней других цветов и оттенков. Суть проблем заключается в том, что объек тивно необходимый переход к рыночной экономике — это дли тельный и сложный, процесс, он требует своего разрешения че рез создание стабшшных госу дарственных институтов, а не через скачки и обнищание на- было просто , особенно то, что связано с из менением форм собственности и положительными пртиессами в обществе. Конечно, это не озна- . чает, что не надо совершенст- ■вовать механизм внесения по правок в Конституцию. Но опять- таки это не должно останавли вать этот самый законотворче-^ ский, конституционный про цесс — мы будем делать все, чтобы разработать и принять новую Конституцию. Однако какие бы’ надежды ни связывались с новой Конститу цией, нельзя строить демокра тическое общество, пренебрегая действующей Конституцией. Ра но или поздно, но общество должно было это понять. Жест кая реальность восьмого и осо бенно девятого съездов народ ных депутатов, жесткое реаги рование на нарушения Конститу ции явились выражением осо знания 'этой истины в общест венном мнении. При схожести рассматривае мых проблем, затрагивающих Конституцию, восьмой и девятый съезды далеко не дублировали друг друга.. Есть принципиаль ные особенности того и другого съезда. Восьмой Съезд народных депу татов явился как бы водоразде-' лом между тем временем, когда прослеживалась явная тенденция пренебрежения Конституцией, и временем осознания необходимо сти строгого соблюдения их требований всеми должностными лицами, институтами власти, совещании этот аспект важно обсудить. Об этом надо думать сегодня всем честным людям на шего Отечества. В чьих руках окажется власть, устраивает ли наших людей импульсивность и непредсказуемость власти? На этот конкретный вопрос должен ответить каждый, кто придет на избирательный участок. Важно ведь не просто прийти на изби рательный участок и формально зачеркнуть или не зачеркнуть что-то в бюллетенях или не прий ти на этот участок. Каждому предстоит сделать, весьма ответ ственный выбор. Много страхов нагнетается относительно возможности при хода к власти третьей силы в лице так называемых «красно коричневых», а то и просто про фашистских сил. Бродят по все му миру эмиссары, готовя об щественное мнение к тому, что якобы вот-вот придут к власти «красно-коричневые», которые вновь восстановят диктаторские порядки. Конечно, ложь всегда некрасива, красивой лжи не бы вает. Но эту чудовищную ложь муссируют и разносят по всему миру, она дает свои отравлен ные плоды. Все обусловлено стремлением некоторых ‘полити- Трезвый учет этой сложной реальности и призывы избрать адекватные этим призьюам ме тоды и средства~это разве пло хо? Кто Же призывает вернуть ся к дореформенному периоду или отказаться от реформ? Един ственное требование —реальная ЖИЗНЬ, давайте вырабатывать наши методы адекватно этим реальностям. Сейчас у радика лов, находящихся у руля испол нительной власти (должен ска зать это с большим сожалением), нет пи стратегических идей, ни социально-политической базы это уяш для всех очевидно. Видимо, радикалы, находя щиеся у власти, исчерпали свой потенциал мирного осуществле ния идей, которые находятся в их арсенале. Поэтому они при бегают, прямо или косвенно, к. каким-то силовым методам ре шения. Это исключительно опас но. В поисках стратегических целей, которых нет, используют ся средства, связанные непо средственно с откатом от демо- Еели бы у нас были достаточ но прочные демократические ин ституты власти, можно бьшо бы не бояться никаких вождей. Са ни институты,, автономно оазви- вающиеся, покоящиеся на мощ ной социальной поддержке, обес печили бы свое воспроизводство на, демократической основе. Но демократия у нас только нарож дается, отсюда неустойчив сам демократический процесс, его де мократические основы. Откровенно говоря, разум под сказывает: тем, кто находится на вершине исполнительной власти, как никому- другому, больше всего необходимы компромисс и согласие. Только так можно обеспечить власть .ча' законной основе. Нежелание усвоить это может иметь трагические по следствия. ; .. 5. Выход из кризиса эти отступления от Конституции каждым гражданином. Съезд были расценены президентской существу открыл путь к нор- властью как признак слабости малыюму конституционному про законодателей. Интенсифициро- вались нападки на ВерховныйСо вет, типичными стали постоян ные нарушения конституцион ной законности со стороныдолж ностных лиц правительства и ад министрации президента. Особенно опасный, взрывной заряд против Конституции нес ли в себе действия, вырал(енные в обращении президента к на роду 20 марта. В нем согласно заключению 'Конституционного суда содернсится около десятка грубых нарушений Конституции, которые по существу означали изменение политической системы и государственного строя, отход в сторону о'г демократии к при- цессу. Различные органы власти, в том числе ' законодательные, стали более отчетливо понимать, насколько ваи{ны решения пред ставительной власти. Но именно осознание необхо димости следовать принципам конституционной законности на столько напугало тех, кто хотел бы и дальше разрушать основы конституционного строя, и осо бенно «взорвать» Советы, что они как раз и пошли на отчаянные, противозаконные шаги. Это, как вы.знаете, и потребовало созыва девятого (внеочередного) Съез да народных депутатов. Девятый съезд, хотя его к на зывают плохим съездом, стал Да, референдум—это важный политический акт, и его нужно нормально провести. Но каков бы ни бьш его исход, по боль шому счету он не решит ваших главных проблем, а в лучп!ем случае лишь обозначит возмож ное поле дальнейших действий. В чем бы могли найти они свое митивному авторитаризму, вое- своего рода спасителем Отече- становлению в худшем виде мандно-административной' систе мы управления государством. Что касается заявления о том, что президент освобождает се бя ■От клятвы верности Консти туции, так как она претерпела серьезные изменения, то оно просто нелепо. Неужели лучше бьшо сохранять и Конституцию в той форме, какой она бьша весной 1990 года, 1991 года? Кстати, тогда в ней не было за креплено и право на частную собственность, , отсутствовали принципы федерализма, отсутст вовали положения о расширении самостоятельности органов мест ного самоуправления, не были зафиксированы права человека и так далее. Разве эта старая Кон ституция лучше служила бы ре формам? I. Если бы нс было этого съез да, я не уверен в том, что мы все еще имели бы единое рос сийское Отечество. Заслуга де вятого съезда состоит в том, что он не только защитил Консти туцию, по и впервые в истории Главное—стабилизация. Ана литики хода, экономической ре формы считают, что продолже ние политической конфронтации в центре грозит дальнейшей де стабилизацией, повышением спа да производства в стране до 30 процентов к уже имеющемуся. Политическая же консолидация в центре позволит снизить паде ние производства до 10 процен тов и удержать инфляцию в пре делах 7 —8 процентов в месяц. Вывод напрашивается сам со бой; каковы бы ни бьши итоги референдума, нужно вырабаты вать механизм национального согласия, общественного прими рения и консенсуса, ибо отказ от этого согласия—это отказ от возрождения России, углубле ние кризиса с довольно-таки предсказуемыми • последствиями. Могу вас уверить; парламент всегда был за согласие, за ре формы, за честное выполнение России упредил неконституцион- обязательств, вытекающих из действия исполнительной власти, которые уже практиче ски вводились. И кстати, их ход еще окончательно не остановлен. высший орган власти подверг резкой критике антиконституци онные действия, дал политиче скую оценку этим опасным ша- Там, поставил в повестку дня во прос об отрешении президента от должности за нарушение Кон ституции на основе заключения Конституционного суда, проявив шего большое мужество и прин ципиальность. 3. Конституция и демократия Конституция, как вы знаете,— это тот законодательный стер жень, который диктует всем без исключения гражданам любой страны подчинять свое поведение Основному Закону. Это аксиома. Разве преступник не найдет се бе оправдания, есл'и высшие должностные лица станут откры то насмехаться над Основным Законом! Поэтому идея Консти туции торжествует в течение столетий. По сути, игнорировали Консти туцию при коммунистическом правлении. Интересное де.то! На прашивается вывод о генетиче ском родстве нашего высшего по литического режима с теми си лами, которые отвергали Кон- ститАию как Основной Закон. В начале этого года в центре политической жизни оказались именно проблемы соблюдения Конституции Российской Феде рации. В марте два съезда на родных депутатов —сначала восьмой, а потом девятый (вне очередной) специально рассмот рели и приняли решение о неот ложных мерах по сохранению конституционного строя. 'Чем же объясняется обращение к. вопро сам соблюдения Конституции? Вы знаете, что Верховный Со вет, затем С'ьезд народных де путатов . были вынуждены за няться вопросами соблюдения Конституции вследствие уча стившихся нарушений ее орга нами власти всех уровней, выс шими должностными лицами, а также фронтального наступле ния на нынешнюю Конституцию со стороны лидеров партии, на зывающих себя демократами; Но на деле они следуют тактике большевиков с их необузданным стремлением всех сомневающих ся и колеблющихся, не говоря уже о соперничающих, подмять, раздавить и уничтожить. Этот поток увлек и высшее должност-’ ное лицо государства. До начала 1993 года критика действующей Конституции ве лась более или менее умеренно, с позиции понимания того, что нужно время, чтобы тщательно готовить проект новой Консти- ДеВятый съезд принял еще це лый ряд решений, в том числе — о проведении реАрендума 25 ап реля на всей территории России. Это достаточно сложный во прос. Сегодня у нас выступит председатель Центральной ко миссии по проведению, всерос сийского референдума Казаков Василий Иванович, он ответит на многие вопросы, нам надо будет посоветоваться, как орга низовать проведение референду ма, с тем чтобы каждый гражда нин дейстмтельно получил ре альную возможность выразить свое собственное мнение. Но хо- 4. О референдуме зования средств массовой инфор- Конституции и законов Россий ской Федерации. ' Наиболее вероятный исход ре ферендума—необходимость про ведения досрочных выборов и президента, и народных депута тов. Я выступал, вы знаете, по крайней мере последние полгода, за одновременное и честное пе реизбрание и тех, и других ин ститутов. Теперь уже, кажется, все понимают, что досрочные выборы означают необходимость ^проведения и новой политики. 'Вот этот момент надо усвоить. Идеология и политика вонадиз- ма и неразрывно связанного с ним авторитаризма, будем наде яться, ушли в прошлое. Именно людьми, обеспечения государст венными финансовыми, матери альными, техническими и прочи ми ресурсами какими-то иными подпольными каналами. К сожалению, к нам поступа ют сообщения, в которых утверж дается, что, например, хозяй ственные организации, предпри-^ ниматели и даже церкви обязаны вносить десятки миллионов руб лей с целью созданий непонят ных фондов для поддержки ка ких-то групп людей, а попросту говоря, для подкупа людей, от , которых будут выколачиваться тел бы тем не менее высказать четыре «да». Это уже государ- здесь несколько соображений. ственный рэкет. Надо обязатель- мации, воз 1 чоншостей- общения с последние события убедительно показали их неприемлемость для страны. Мы втягиваемся в новый период, когда создаются условия для развития политического про цесса исключительно в конститу ционных, демократических рам ках. Мы все яснее понимаем, что демократия предполагает тесное сопряжение, сотрудничество и взаимный контроль властей и различных общественных сил. Мы все более ощущаем необхо димость перенесения центра тя- под программу антикризисных мер. Для этого важно определить экономический «коридор согла- Действовать нужно без про медления, выявить реальный, кон кретный расклад- политических аш, провести практические кон сультации пре.зидента, главы правительства. Верховного Сове та с опорой на регионы и лы, представляющие жизненные интересы россиян, парламент ские фракции, профсоюзы, лиде ров наиболее влиятельных дви жений в нашем обществе. Все эго молшо сделать, как я уже гово рил, в рамках постоянно дейст вующего «круглого стола», на котором необходимо заключить пакт общественного, граж данского согласия относительно новой общей линии проведения реформ в стране. Корректировка реформ, . осо бенно в плане сильного социаль ного наполнения экономических преобразований, значительное обновление кадрового состава верхних эшелонов .власти, опора на реальные общественные цент ры притяжения и интересы реги онов*— это то, без чего уже се годня нельзя обойтись, что бы мы ни говорили и что бы мы ни пытались сделать. Подлинной «третьей силой» на новом этапе политического раз вития могут стать силы полити ческого умеренного толка. Если хотите, центристские силы. Политический процесс вшют-' , ную подошел к стадии, когда вполне определились ограничен ность и выработанность ресурса людей, ориентировавшихся прежде всего на разрушение, ко не способных к созидательной деятельности. Именно в этом об реченность радикалов, правя 1 цих страной. Поэтому, вообще говоря, нет ничего необычного в том, что происходит в стране. Здесь есте ственная историческая логика са мого революционного процесса. Эти силы сделали свое дело, они разрушили. Теперь наступило время . других — созидателей. Кстати говоря, пример Литвы красноречиво свидетельствует Именно такой заменой в демо кратическом обществе является испытанный институт свободных выборов. И у нас ориентация на выборы может способствовать переводу нынешнего острейше го политического противостояния и противоборства в мирную предвыборную кампанию. До- жести исполнительной власти от срочные и одновременные выборы При подготовке к референдуму различным политическим общест венным, профсоюзным силам, ко нечно же, должны быть обеспе чены равные возможности. Не допустимо, чтобы какая-то одна ветвь власти или общественно- но организовать общественный контроль через Советы, полити ческие движения, усилить проку рорский надзор. Следует отметить, что после принятия решения о референду- политическая обстановка в президента к вительству. Одной из основных задач новится действи' создание правительства национального сог ласия, сформированного из про- одолеть, если действовать стро- тои юш инои ветви власти ста новятся, по всей видимости, н избеЩными. К этому важно от нестись спокойно, без каких-либо страхов. Эти страхи можно пре- политическое объединение бьши стране значительно обострилась, поставлены в привилегированное Собственно, об этом мне прихо- положение. Это касается исполь- дилось говорить неоднократно. феесиояалов-прагматиков, опи- Ающегося на ведущие силы, профсоюзы, пользующегося под держкой регионов, которое су мело бы обеспечить стабилиза цию обстановки и предотвратить развал страны. Причем прави тельство должно формироваться го в соответствии с Конститу 1 р|- законодательетвом. зможно, что выборы дадут кратичёского ^процесса в рамках | закона, усилению. народившихся (Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz