Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Л Г -3 : 15 апреля 1993 г. № 7 4 - 7 5 (3 3 8 - 3 8 9 ) Русмв ХАСБУЛАТОВ н а д е ж д ы 1. Представительная властьи характер политических противоречий в обществе Уважаемые участники сове­ щания! Я хотел бы сразу сказать о том, что совещание представи­ тельных органов власти нами планировалось провести уже из­ рядное время тому назад. Но нас все время отвлекали слож­ ные политические процессы, пе­ реходящие в конфликты, в свя- Ь зи с чем это давно запланировая- ' ное и вполне закономерное со­ вещание отодвигалось. Наконец, мы все-таки сумели собрать вас. Вы, работники представительных органов представительной вла­ сти, Советов, очень хорошо пред­ ставляете, что говорить о демо­ кратии вне представительных ор­ ганов власти—просто химера, поэтому всякие попытки под ви­ дом разных политических на­ строений уничтожить представи­ тельную власть означают пря­ мой возврат к какой-либо разно­ видности тоталитаризма. Мы этого не допускали й не допустим. Это должно быть оче­ видно для всех раз и навсегда. В этот достаточно ответственный . час для судеб Отечества мы со­ брались отнюдь не для ведения кампаний, а для того, чтобы очень серьезно поговорить о тех проблемах, которые существуют реально и с которыми вы стал- ► киваетесь прежде всего. Одни цз этих проблем чисто жизненные, объективные, связанные во многом с нынешним очень слож­ ным переходным состоянием на­ шего общества. Вторая группа проблем—наносная, искусствен­ ная, как следствие политических игр, как следствие амбиций, про-' тивостояния, всего того, что практически не нужно нашему обществу, всего того, что обще­ ством в целом отвергается. Наша задача заключается в том, чтобы вычленить, что же действительно надо решать, ка­ ковы наши силы и возможности справиться с этими объективны­ ми трудностями, от чего нам следует отказаться. Конечно, в' каждом регионе есть своя специфика, но .есть и общие сложные задачи. Мне ка­ жется, что мы можем обменять­ ся мнениями, опытом, сделать выводы и для себя, и на уровне Верховного Совета, и на уровне других центральных властей. Это очень важно, так как Рос­ сия—огромная федеративная страна, и если не опираться на регионы, на местные власти, на население, то любая реформа бу­ дет (йречена на провал! Так бы­ ло раньше, и нельзя повторять этот печальйый опыт. Но, к сол<алению, эти лозунги хотя и разделяются всеми в по­ следнее врем 1 ^ но во многом остаются на бумаге. Практиче­ ски перенос тя,жести на регионы не осуществляется. Не осуще­ ствляется это в том числе и по вине Верховного Совета, и по вине федерального правитель­ ства, и огромного чиновничества, которое нашло свое собствейное . поле для саморазвития, для экс­ пансии. Конечно, ему не нужна никакая сильная эффективная власть в центре и тем более ка­ кое-то волеизъявление народа. И в целом проблема федерализ­ ма требует особого внимания и серьезной проработки. Уважаемые участники совеща- Демократические институты в нашем существе еще рождают­ ся, причем трудно, конфликтно. Свою роль, безусловно, играет и автократическое сознание не только широких слоев населения (это факт, и вы это знаете), но и в головах носителей власти, и особенно у тай называемых от­ цов русской демократии. Основу современной демокра­ тии составляют преледе всего ^ представительные органы госу- ■ дарства, через которые народ осуществляет непосредственно свое народовластие. В этом и за­ ключается представительность этих органов власга. И по-на­ стоящему представительная власть в форме Советов, как это ни парадоксдльно звучит, у нас только Армируется. На сего­ дняшний день нет не только все­ властия Советов, хотя это и ста­ ло расхожей фразой, но у них, у Советов, нет даже тех тради- 'ционных полноценных функций, которые столетиями выполняют муниципалитеты й коммуны в тех странах, которые мы при­ выкли называть демократиче- Поэтому главное направление нашего развития (может быть, мы об этом и не особенно гово-, рили вслух) заключалось в по­ следние два года в том, чтобы осуществить именно муниципали­ зацию Советов, дать им возмож­ ность осуществлять действитель­ ное народовластие. Именно с та­ ких позиций мы рассматриваем сегодняшнее совещание, которое, как Яговорил, готовили давно, а не к определенному событию, И. думается, что мы сможем осно­ вательно поговорить о наших проблемах, обменяться опытом и сделать выводы. Конечно, реальная жизнь на­ кладывает свой отпечаток и на наше собрание. Ожидание и тре­ вога — эти чувства сегодня пре­ валируют в общественном созна­ нии. События последних меся­ цев, кульминационными точками которых стали седьмой, восьмой, а затем и девятый съезды народ­ ных депутатов, свидетельствуют о том, что общество до сих пор не смогло найти выход из кри­ зисной ситуации. В этих усло­ виях главная задача — й девя­ тый съезд ее в общем-то выпол­ нил — не дать событиям выйти из конституционной колеи. Но снять до конца эту угрозу съез­ ду не удалось. И это понятно, ибо глубинные причины кризис­ ного положения нашего общест­ ва — в ньщешнем состоянии эко­ номики, в результатах проводи­ мой социальио-шюнбмической,по­ литики, в катастрофическом сни­ жении доверия ко всем инстату- там государственной власти! Еще шестой Съезд народных депутатов Год назад, в апреле, подчеркнул — необходим пово­ рот в социально-экономической политике. Вместо этого, к сожа­ лению, мы столкнулись сначала с игнорированием решений этого съезда, а в последующий пе­ риод — с открытым курсом на разгон законодательных и пред­ ставительных органов власти, с попыткой установить контроль над судебной властью, прокурор­ ским надзором, с жесткой цен-, зурой прессы. Недавно, во второй половине марта, мы имели дело С' заранее ' запрограммированным сценарием, последний акт которого означал бы начало новой тоталитарной системы, полный откат от демо­ кратических приобретений 80— ЭО-х годов. Напрашиваются исто­ рические аналогии; провалы эко­ номической политики сталинско­ го режима, обусловленные отка­ зом от нэпа, вызвали массовое недовольство людей. И тогда .в ответ политический режим отка­ зался от тех слабых побегов де­ мократии, которые начали разви­ ваться в условиях нэпа, и откры­ то перешел к политике репрес­ сий. Вот и сегодня видный демо- рос Миронов уже составил за своей подписью списки народ­ ных депутатов России, включая Председателя Верховного Со­ вета, которьк необходимо иитер-' пировать. И в сегодняшнем сценарии разговоры о референдуме, ком­ промиссах, согласии выступают не более чем уловкой, дымовой завесой истинньк намерений сил, делающих ставку на окон­ чательную компрометацию выс­ ших органов власти — съезда, депутатов. Верховного Совета; детается ставка на исключение их из правового пространства, формирования внутренней, внеш­ ней и оборонной политики госу­ дарства и на установление режи­ ма личной власти. В-третьих, стремительно раз­ рушается научный потенциал страны. Ученые, элита науки, покидают Россию. Научно-про- изводственныё коллективы, спо­ собные давать продукцию на мировом уровне, бездействуют. 'В крайне тяжелом положении оказались научные городки. Разрушительные удары про­ должают наноситься по всем . сферам жизнедеятельности чело­ века. Вы знаете, что резко ухуд­ шилось и ухудшается питание людей. Смертность населения превысила рождаемость. Рушат­ ся устои человеческого общежи­ тия, падает нравственность, де­ вальвируются слово, честь. Все уже стало покупаться и прода­ ваться. Речь идет лишь о цене.' Лишаясь многих морально-нрав­ ственных опор, значительная часть общества оказывается в полосе деградации и' разложения. Разочарование охватило боль­ шинство населения, потеряна ве­ ра в реформаторов. Моищые удары по обществу нанесла преступность, борьба с которой ведется очень и очень вяло. Тревожит растущее число самоубийств. Многие воспринима­ ют сейчас свою жизнь как крах. Наиболее высокими темпами ра­ стет смертность среди подрост- ьов, что напрямую связано с ростом алкоголизма и наркома­ нии, чувством отчаяния и безыс­ ходности. Если в ближайшее время уровень смертности 'сох­ ранится таким же высоким, как и сегодня, то треть поколения юношей, которым сейчас 16 лет, не доживет до 60 лет. И на этом фоне массового обнищания и деградации в ужасающих, варвар­ ских формах происходит обога­ щение кучки новых воротил, тес­ но связанных с политическим ре­ жимом и выступающих его ос­ новной социальной подпоркой. А это, разумеется, очень и очень далеко от интересов экономиче­ ского, политического, социально- 2. О социально-эконбийческой политике Каково социально-экономиче­ ское положение, какова социаль^ но.-экономическая политика на сегодняшний день? На очеред­ ном, десятом съезде, поФидимо- му, предстоит детальное обсуж­ дение проблем хода экономиче­ ских претбразований. Вы знаете, мы наметили дату — июнь 1993 года. Мы намерены твердо при­ держиваться созыва десятого съезда именно в июна Времени для работы новому правительству бьшо, конечно, явно недостаточно для того, что­ бы можно бьшо ожидать серьез- » яых перемен к лучшему в сфере социально-экономических резуль­ татов. Но вместе с тем три ме­ сяца в наше спрессованное вре­ м я— это вполне достаточный срок, чтобы понять: учтены ли уроки краха первоначального этапа реформ, наметились ли сщвиги, повоет в экономических преобразованиях, предусмотрен­ ные решениями сед!^ого и вось­ мого съездов народных депута- Положительный ответ на эти облегчить положение людей. Ввел систему корректировки за­ работной платы, пенсий, посо­ бий, стипендий в зависимости от роста инфляции. Верховный Со­ вет пытается блокировать разру­ шительные процессы в промыш­ ленности, грозящие перерасти в вопросы вряд ли сегодня можно дать. И едва ли здесь требуются особые доказательства—настоль­ ко это очевидно. Экономика все более втягивается в разру­ шительную фазу своего разви'^ии. Жизненный уровень людей пада­ ет, и вы это знаето гораздо лучше, чем мы. Директбрам предприятий все сложнее удер­ живать производство, обеспечи­ вать работников и их семьи за­ работной платой, а их детей — детскими садами и яслями. Че- .стные предприниматели растеря­ ны и шокированы. Большинство работников культуры, науки, просвещения, здравоохранения — в отчаянии. Верховный Совет стремится Анализ действительного поло­ жения дел в экономике показы­ вает;, что пропасть, в кооюрую вошла в начале 1992 года стра­ на, углубляется. Кризис поразил всю общественно-экономическую систему. Падение - производства в промышленности в 1991, 1992 годах и в начале 1993 года суммарно составило около АО процентов, то есть превысило в целом объем падения производ­ ства в первый гОд войны. Во-первых, катастрофически нарастает инфляция, уничтожая цену рубля. Набирает все. боль­ шую энергию пляска цен. В ян­ варе — марте потребительские цены выросли против соответст­ вующего периода прошлого го­ да почти в 9 раз. Еще более вы­ сокими темпами рос.чи оптовые цены. Все это полностью блоки­ рует инвестиционный процесс, сводит его на нет. Во-вторых, начинается но су­ ществу исчезновение жизненно важных видов производства. Да и как иначе понимать масштабы падения производства. В янва­ ре — марте нынешнего года это снижение против, соответствую­ щего периода прошлого года со­ ставило по обуви 45 процентов, хлопчатобумажным тканям — 64 процента. А по юей легкой про­ мышленности падение производ­ ства — на 40 процентов. И это — при постоянно существо­ вавшем дефиците на эти товары. шо знаете, случаи продажи предприятий за бесценок. Опасные процессы идут на селе. Возьмите такой вопрос: се­ годня мы вынуждены сокращать поголовье,' в том числе нередко и племенного скота, что не до­ пускалось даже в критические моменты истории нашего Отече­ ства, Это уже привело к резко­ му падению производства мяса и молока, которых и так всегда недоставало. О нынешних ценах на эти продукты и говорить не приходится. Почему же продол­ жается этот уже давно обанкро­ тившийся курс в экономической политике? По-видимому, это свя­ зано с тем, что новыми руково­ дителями правительства не ис­ пользован данный седьмым Съез­ дом шанс на перемены. В то же время ясно, что в со­ временный период надо реализо­ вать идею сильного Адерально- го правительства, которое ,дей­ ствительно может улучшить сос­ тояние экономики, реально от­ ветить за положение дел в ст()а- Или другой пример. Мы все были избраны народными депу­ татами Российской Федерации, был избран президент, избран Конституционный суд, но в Кон­ ституции об этом ничего не го­ ворилось. Так что, как видите, если конкретно разобраться, в общем-то, от великого до смеш­ ного — один шаг, если бы это не бьшо столь трагично. " еще раз хочу отметить: Вывод ясен; избранные мето­ ды и средства экономических из­ менений, а главное, монетарист­ ский механизм достижения наме- ченньк ориентиров — это та са­ мая схема, в плену тторой все еще продолжают оставаться и вьовь сформированное правитель­ ство, и его идеологические вож­ ди. Бездушное следование этой концепции в неадекватной для нее среде, конечно же, может иметь еще более тяжелые послед­ ствия, чем предьздущая дилетант­ ская ее реализация. Об этом можно прямо гово­ рить, наблюдая за крайне тре­ вожными и опасными действия­ ми и выступлениями нового ми­ нистра финансов, который од­ нажды уже содействовал неуда­ чам правительства Силаева. Че­ го может стоить, предположим, слепое исполмованио рецептов жесткого ограничения роста кредитно-денежной массы? Не­ платежей, которые под давлени­ ем Верховного Совета на прави­ тельство и Центральный банк удалось развязать в прошлом го­ ду? Сегодня это может обер­ нуться неуправляемой цепной ре­ акцией банкротств, разрушением производства. Урока, к сожалению, нас ни­ чему не научили. Правительст­ во по существу не обновлено, легитимность премьера не реа­ лизована, курс реформ практи­ чески не скорректирован, он да­ же не сформирован. И в этих условиях говорить о всесилии съезда и Верховного Совета по крайней мере просто некоррект­ но. Это скорее всего слабость и съезда, и Верховного Совета, их неспособность заставить испол­ нительную власть реализовать законы. Здесь налицо явный дисбаланс властей. Если уи{ ко­ го и надо усиливать, то в пер­ вую очередь высшую законода­ тельную и' в целом представи­ тельную власть, ее способность добиваться выполнения приня­ тых решений. Еще одна догма мощно дов­ леет над правительством —от­ каз под видом борьбы с моно­ полизмом от крупного производ­ ства, современных форм его ор­ ганизации и государственного регулирования. Происходит в буквальном смысле выкорчевы­ вание из структуры крупных объединений наиболее тех­ нологических современных це­ хов и подразделений, в резуль­ тате чего все эти производства практически обрекаются на ги- Произвол и хаос в экономике под лозунгами народной прива­ тизации привели к тому, что стоимость национального богат­ ства страны обесценена в 20 — 25 раз. Об этом наглядно свиде­ тельствует заниженный именно в 20—25 раз курс рубля, много­ численные, о которых вы хоро- Не изменив ситуацию, оставив исполнительфю власть рыхлой, безответственной перед парла­ ментом, в стране ничего не из­ менится, положение будет ухуд­ шаться. ' Правительство должно нести ответственность исключи­ тельно перед парламентом, «кол­ лективный же Распутин», как образно сказал о нынешнем ок­ ружении президента один из вы­ ступавших на девятом съезде, приведет к краху России, ее развалу, гибели Отечества. Не­ ужели это не ясно нашим со- граладанам сегодня? Внеся необходимые поправки в. Конституцию, седьмой съезд расширил полномочия федераль­ ного правительства. Практичес­ ки все, чего добивалась исполни­ тельная власть для осуществле­ ния экономической реформы, она получила. Но этот факт поче­ му-то замалчивается. Ясно, по­ чему замалчивается,—позитив­ ных результатов нет. Парламент готов к конструк- , тивной, деловой работе, чтобы к июньскому съезду ' иметь уже определенные успехи, особенно в социально-экономической сфере. Мы принимаем нужные для ре­ форм законы, улучшаем законы,, принятые ранее,— нулшо лишь их грамотное и профессиональ­ ное исполнение президентом и правительством. Это надо делать вместо параллельного и зачастую' безграмотного законотворчества через печально знаменитые еще в горбачевские времена указы. Определенную надежду мы свя­ зываем с продолжением работы «круглого стола», образованного совместным решением Президиу­ ма Верховного Совета и прави­ тельства Российской Федерации по поручению седьмого Съезда народных депутатов. Первые за­ седания «круглого стола» показа­ ли готовность его участников ис- . кать пути согласия. В настоя­ щее время идет подготовка' сво­ его рода экономического пакта согласия, .рамочного соглашения основных общественных сил по вопросу меха! 1 изма осуществле- 1 'ия экономической реформы. Нам нужно ответственное пра­ вительство народного доверия и согласия, нужно, чтобы это пра­ вительство не стремилось делить нас, гралсдан России, на «белых», «красных», «черных», «желтых» и так далее. Формирование пра­ вительства на началах общена­ ционального согласия явится важ­ ной предпосьшкой эффективно­ сти экономических преобразова­ ний в стране. Именно об этом говорилось и на девятом Съезде народных депутатов. Судя ло первой реакции, это не встрети­ ло понимания со стороны испол­ нительной власти, хотя эту же идею подтвердш! в выступлении на съезде сам президент. Не сомневаюсь, что жизнь заставит прийти к необходимости прак­ тического претворения ее в жизнь, сети, разумеется, мы хо­ тим углубления согласия, а не углубления конфронтации. 8 том- то и дело, что многие влиятель­ ные силы хотят конфликтов, про­ воцируют конфликты, поэтому я и обращаюсь к вам, к нашим со­ гражданам: люди, будьте осто- рожнь! и бдительны, не дайте себя ни запугать, ни обмануть! Сегодня лжи слишком много в нашем обществе, никогда не бьшо столько лжи, как сегодня. Конеч­ но, формирование коалиционно­ го правительства,, правитель­ ства общейЭционального согласия до выборов на многопартийной основе —- задача непростая, но те, кто отвергает эту идею в принципе, сознательно блокиру­ ют достижение согласия. Види­ мо, некоторые нынешние лидеры не понимают России, поэтому они ; постоянно смотрят, очень далеко за туции. Говорили о том, что на­ до принимать ее без спешки, спо­ койно и взвешенно и одновре-' менно обновлять действующую Конституцию. Это нами й дела­ но в январе вдруг последова­ ло заявление, что существую­ щая Конституция никуда не го­ дится, что этой Конституции президент не присягал, что она стала совершенно другой в ре­ зультате многочисленных до­ полнений и изменений. Более то­ го, участились прямые наруше­ ния Конституции, конституци­ онной законности. . Сегодня речь идет уже не о несовершенствах и несоответст­ виях Конституции реалиям на­ шего переходного времени, ко- быть, и вредного, требностям реформы. Отрицают Например, стоило ли нам, пар- действующую Конституцию в ламентариям, создавать всесиль- целом как чуть пи. не главное ного президента, способного не препятствие на пути обновления считаться даже с Основным За- России. По существу поставлена коном! А ведь изменения в Кон- цель полностью дискредитиро- ституцию вносились начиная с ватъ действуйщую Конститу- первого Съезда народных депу- циЮ, Конституционный суд, фак- татов всеми без исключения тически упразднить Конститу- съездами. В том числе и тогда, цию и ввести в стране режим когда Председателем 'Верховно­ президентского правления. Это го Совета был нынешний прези- еще одна несостоявшаяся горба- дент. Кстати, среди 330 попра- чевская идея. вок более 200 связаны с прези- Я повторяю, что за этим, ко- Дентом. Причем более 70 про- нечно же, стоят: цели прежде центов всех поправок, имеющих Именно повышения уровня на­ пряженности следовало ожидать в качестве первого результата такого решения. Теперь,' как мы видим, с но­ вой силой вспьинули политиче­ ские баталии, которые интенсив­ но переносятся в регионы. В них вовлекаются массы' людей. НО уже сегодня видно и то,/что лю­ ди стали лучше понимать суть конфликта, не случайно так бы- осуждение всех без исключения стро везде стали формироваться поправок и изменений, внесен- комитеты в защиту Конститу- ных в Конституцию в 1990— ции и демократии. 1991 годах, — это просто не- Другой важный момент: в ре­ серьезно. Нужно, если речь идет зультате навязанных съездам о такой критике, дать анализ, . конфликтов серьезно ослаблены что бьшо внесено полезного, все ветви власти, то есть вся го- ненужнбго. А то, может сударственная власть в целом. всего отвлечь внимание людей от провалов экономической по­ литики, валить вину за них на Советы. Налицо стремление мо­ нополизировать власть для про­ должения насильственного экс­ перимента над страной, «за­ ткнуть рот» прессе и всем не­ довольным. К сожалению, надо откровен­ но' сказать: мы, руководство Верховного Совета и его Пред­ седатель, допустили грубую ошибку на седьмом Съезде на- родньк депутатов.,Как мы счи­ тали, принятое тогда постанов­ ление о стабилизации положения в стране бьшо проявлением доб­ рой воли, политическим компро­ миссом, способным ослабить кон­ фликты. Но, к сожалению, это­ го не произошло. Мы допустили на этом съезде серьезное отступление от Кон­ ституции, так как своим поста­ новлением серьезно ограничили права Верховного Совета и пра- витедьства в интересах укрепле­ ния личной власти президента. Например, правительство лиша­ лось права законодательной инициативы, в котором прези­ дент усматривал возможность выхода правительства из-под его личного руководства. Верховный Совет в свою очереда ограничй 7 вался в правах по формированию правительства, контролю над исполнительной властью, возмож­ ности привлечения президента к ответственности за антикон­ ституционные действия. Конечно, все это нарушало принцип ра­ зумного разделения властей, их нормального взаимодействия и укрепления целостности, един­ ства власти. Но, повторяю, мы тогда рас­ сматривали эти решения, во- первых, как временное явление, во-вторых, рассматривали их действительно как добрую во­ лю, как знак согласия. Однако сущностный характер, как раз вносилось президентской сторо- Но если это так, а это имен­ но так, к чему же тогда зала­ мывание рук и истерика по по­ воду того, что Конституция ста­ ла ^ ? К % о “ш о гГ и з р 1 ф”рм Х л Т Л г Г Г т этом было бы ПООСТО невозможным. «удушью, и па аш.-ч власть, хотя и строится на принципе разделения, тем не ме- нее'едина. Поэтому противостоя­ ние исполнительной и законода­ тельной властей ведет к их са­ моразрушению. До импичмента президента и отставки Председателя Верхов­ ного Совета, вы знаете, на съез­ де дело не дошло. Депутаты по­ няли, что сейчас это гАзило бы тотальным политическим обва­ лом. Я, правда, не имею в виду замену Председателя Верховного Совета, в этом никакой трагедии не было бы. Сегодня сложился чрезвычайно хрупкий баланс сил. Он недолго­ вечен, и разрешение противо­ стояния должно произойти. Ка­ ким путем это произойдет? Это очень важный момент. Как это ков видеть в нашей сегодняшней сложной реальности лишь два цвета — демократический и ан­ тидемократический, белый и чер­ ный. Если ты демократ, но не рьяный сторонник радикальных (то есть антиконституционных по своей сути) методов общест­ венного развития, значит, высту­ паешь за возврат к прошлому, за реставрацию коммунистиче­ ского тоталитаризма. Но это совершенно искусствен­ ная картина. Реальность не та­ кая. Она не укладывается в та­ кое прокрустово ложе. Жизнь сложнее, много в ней других цветов и оттенков. Суть проблем заключается в том, что объек­ тивно необходимый переход к рыночной экономике — это дли­ тельный и сложный, процесс, он требует своего разрешения че­ рез создание стабшшных госу­ дарственных институтов, а не через скачки и обнищание на- было просто , особенно то, что связано с из­ менением форм собственности и положительными пртиессами в обществе. Конечно, это не озна- . чает, что не надо совершенст- ■вовать механизм внесения по­ правок в Конституцию. Но опять- таки это не должно останавли­ вать этот самый законотворче-^ ский, конституционный про­ цесс — мы будем делать все, чтобы разработать и принять новую Конституцию. Однако какие бы’ надежды ни связывались с новой Конститу­ цией, нельзя строить демокра­ тическое общество, пренебрегая действующей Конституцией. Ра­ но или поздно, но общество должно было это понять. Жест­ кая реальность восьмого и осо­ бенно девятого съездов народ­ ных депутатов, жесткое реаги­ рование на нарушения Конститу­ ции явились выражением осо­ знания 'этой истины в общест­ венном мнении. При схожести рассматривае­ мых проблем, затрагивающих Конституцию, восьмой и девятый съезды далеко не дублировали друг друга.. Есть принципиаль­ ные особенности того и другого съезда. Восьмой Съезд народных депу­ татов явился как бы водоразде-' лом между тем временем, когда прослеживалась явная тенденция пренебрежения Конституцией, и временем осознания необходимо­ сти строгого соблюдения их требований всеми должностными лицами, институтами власти, совещании этот аспект важно обсудить. Об этом надо думать сегодня всем честным людям на­ шего Отечества. В чьих руках окажется власть, устраивает ли наших людей импульсивность и непредсказуемость власти? На этот конкретный вопрос должен ответить каждый, кто придет на избирательный участок. Важно ведь не просто прийти на изби­ рательный участок и формально зачеркнуть или не зачеркнуть что-то в бюллетенях или не прий­ ти на этот участок. Каждому предстоит сделать, весьма ответ­ ственный выбор. Много страхов нагнетается относительно возможности при­ хода к власти третьей силы в лице так называемых «красно­ коричневых», а то и просто про­ фашистских сил. Бродят по все­ му миру эмиссары, готовя об­ щественное мнение к тому, что якобы вот-вот придут к власти «красно-коричневые», которые вновь восстановят диктаторские порядки. Конечно, ложь всегда некрасива, красивой лжи не бы­ вает. Но эту чудовищную ложь муссируют и разносят по всему миру, она дает свои отравлен­ ные плоды. Все обусловлено стремлением некоторых ‘полити- Трезвый учет этой сложной реальности и призывы избрать адекватные этим призьюам ме­ тоды и средства~это разве пло­ хо? Кто Же призывает вернуть­ ся к дореформенному периоду или отказаться от реформ? Един­ ственное требование —реальная ЖИЗНЬ, давайте вырабатывать наши методы адекватно этим реальностям. Сейчас у радика­ лов, находящихся у руля испол­ нительной власти (должен ска­ зать это с большим сожалением), нет пи стратегических идей, ни социально-политической базы это уяш для всех очевидно. Видимо, радикалы, находя­ щиеся у власти, исчерпали свой потенциал мирного осуществле­ ния идей, которые находятся в их арсенале. Поэтому они при­ бегают, прямо или косвенно, к. каким-то силовым методам ре­ шения. Это исключительно опас­ но. В поисках стратегических целей, которых нет, используют­ ся средства, связанные непо­ средственно с откатом от демо- Еели бы у нас были достаточ­ но прочные демократические ин­ ституты власти, можно бьшо бы не бояться никаких вождей. Са­ ни институты,, автономно оазви- вающиеся, покоящиеся на мощ­ ной социальной поддержке, обес­ печили бы свое воспроизводство на, демократической основе. Но демократия у нас только нарож­ дается, отсюда неустойчив сам демократический процесс, его де­ мократические основы. Откровенно говоря, разум под­ сказывает: тем, кто находится на вершине исполнительной власти, как никому- другому, больше всего необходимы компромисс и согласие. Только так можно обеспечить власть .ча' законной основе. Нежелание усвоить это может иметь трагические по­ следствия. ; .. 5. Выход из кризиса эти отступления от Конституции каждым гражданином. Съезд были расценены президентской существу открыл путь к нор- властью как признак слабости малыюму конституционному про­ законодателей. Интенсифициро- вались нападки на ВерховныйСо­ вет, типичными стали постоян­ ные нарушения конституцион­ ной законности со стороныдолж­ ностных лиц правительства и ад­ министрации президента. Особенно опасный, взрывной заряд против Конституции нес­ ли в себе действия, вырал(енные в обращении президента к на­ роду 20 марта. В нем согласно заключению 'Конституционного суда содернсится около десятка грубых нарушений Конституции, которые по существу означали изменение политической системы и государственного строя, отход в сторону о'г демократии к при- цессу. Различные органы власти, в том числе ' законодательные, стали более отчетливо понимать, насколько ваи{ны решения пред­ ставительной власти. Но именно осознание необхо­ димости следовать принципам конституционной законности на­ столько напугало тех, кто хотел бы и дальше разрушать основы конституционного строя, и осо­ бенно «взорвать» Советы, что они как раз и пошли на отчаянные, противозаконные шаги. Это, как вы.знаете, и потребовало созыва девятого (внеочередного) Съез­ да народных депутатов. Девятый съезд, хотя его к на­ зывают плохим съездом, стал Да, референдум—это важный политический акт, и его нужно нормально провести. Но каков бы ни бьш его исход, по боль­ шому счету он не решит ваших главных проблем, а в лучп!ем случае лишь обозначит возмож­ ное поле дальнейших действий. В чем бы могли найти они свое митивному авторитаризму, вое- своего рода спасителем Отече- становлению в худшем виде мандно-административной' систе­ мы управления государством. Что касается заявления о том, что президент освобождает се­ бя ■От клятвы верности Консти­ туции, так как она претерпела серьезные изменения, то оно просто нелепо. Неужели лучше бьшо сохранять и Конституцию в той форме, какой она бьша весной 1990 года, 1991 года? Кстати, тогда в ней не было за­ креплено и право на частную собственность, , отсутствовали принципы федерализма, отсутст­ вовали положения о расширении самостоятельности органов мест­ ного самоуправления, не были зафиксированы права человека и так далее. Разве эта старая Кон­ ституция лучше служила бы ре­ формам? I. Если бы нс было этого съез­ да, я не уверен в том, что мы все еще имели бы единое рос­ сийское Отечество. Заслуга де­ вятого съезда состоит в том, что он не только защитил Консти­ туцию, по и впервые в истории Главное—стабилизация. Ана­ литики хода, экономической ре­ формы считают, что продолже­ ние политической конфронтации в центре грозит дальнейшей де­ стабилизацией, повышением спа­ да производства в стране до 30 процентов к уже имеющемуся. Политическая же консолидация в центре позволит снизить паде­ ние производства до 10 процен­ тов и удержать инфляцию в пре­ делах 7 —8 процентов в месяц. Вывод напрашивается сам со­ бой; каковы бы ни бьши итоги референдума, нужно вырабаты­ вать механизм национального согласия, общественного прими­ рения и консенсуса, ибо отказ от этого согласия—это отказ от возрождения России, углубле­ ние кризиса с довольно-таки предсказуемыми • последствиями. Могу вас уверить; парламент всегда был за согласие, за ре­ формы, за честное выполнение России упредил неконституцион- обязательств, вытекающих из действия исполнительной власти, которые уже практиче­ ски вводились. И кстати, их ход еще окончательно не остановлен. высший орган власти подверг резкой критике антиконституци­ онные действия, дал политиче­ скую оценку этим опасным ша- Там, поставил в повестку дня во­ прос об отрешении президента от должности за нарушение Кон­ ституции на основе заключения Конституционного суда, проявив­ шего большое мужество и прин­ ципиальность. 3. Конституция и демократия Конституция, как вы знаете,— это тот законодательный стер­ жень, который диктует всем без исключения гражданам любой страны подчинять свое поведение Основному Закону. Это аксиома. Разве преступник не найдет се­ бе оправдания, есл'и высшие должностные лица станут откры­ то насмехаться над Основным Законом! Поэтому идея Консти­ туции торжествует в течение столетий. По сути, игнорировали Консти­ туцию при коммунистическом правлении. Интересное де.то! На­ прашивается вывод о генетиче­ ском родстве нашего высшего по­ литического режима с теми си­ лами, которые отвергали Кон- ститАию как Основной Закон. В начале этого года в центре политической жизни оказались именно проблемы соблюдения Конституции Российской Феде­ рации. В марте два съезда на­ родных депутатов —сначала восьмой, а потом девятый (вне­ очередной) специально рассмот­ рели и приняли решение о неот­ ложных мерах по сохранению конституционного строя. 'Чем же объясняется обращение к. вопро­ сам соблюдения Конституции? Вы знаете, что Верховный Со­ вет, затем С'ьезд народных де­ путатов . были вынуждены за­ няться вопросами соблюдения Конституции вследствие уча­ стившихся нарушений ее орга­ нами власти всех уровней, выс­ шими должностными лицами, а также фронтального наступле­ ния на нынешнюю Конституцию со стороны лидеров партии, на­ зывающих себя демократами; Но на деле они следуют тактике большевиков с их необузданным стремлением всех сомневающих­ ся и колеблющихся, не говоря уже о соперничающих, подмять, раздавить и уничтожить. Этот поток увлек и высшее должност-’ ное лицо государства. До начала 1993 года критика действующей Конституции ве­ лась более или менее умеренно, с позиции понимания того, что нужно время, чтобы тщательно готовить проект новой Консти- ДеВятый съезд принял еще це­ лый ряд решений, в том числе — о проведении реАрендума 25 ап­ реля на всей территории России. Это достаточно сложный во­ прос. Сегодня у нас выступит председатель Центральной ко­ миссии по проведению, всерос­ сийского референдума Казаков Василий Иванович, он ответит на многие вопросы, нам надо будет посоветоваться, как орга­ низовать проведение референду­ ма, с тем чтобы каждый гражда­ нин дейстмтельно получил ре­ альную возможность выразить свое собственное мнение. Но хо- 4. О референдуме зования средств массовой инфор- Конституции и законов Россий­ ской Федерации. ' Наиболее вероятный исход ре­ ферендума—необходимость про­ ведения досрочных выборов и президента, и народных депута­ тов. Я выступал, вы знаете, по крайней мере последние полгода, за одновременное и честное пе­ реизбрание и тех, и других ин­ ститутов. Теперь уже, кажется, все понимают, что досрочные выборы означают необходимость ^проведения и новой политики. 'Вот этот момент надо усвоить. Идеология и политика вонадиз- ма и неразрывно связанного с ним авторитаризма, будем наде­ яться, ушли в прошлое. Именно людьми, обеспечения государст­ венными финансовыми, матери­ альными, техническими и прочи­ ми ресурсами какими-то иными подпольными каналами. К сожалению, к нам поступа­ ют сообщения, в которых утверж­ дается, что, например, хозяй­ ственные организации, предпри-^ ниматели и даже церкви обязаны вносить десятки миллионов руб­ лей с целью созданий непонят­ ных фондов для поддержки ка­ ких-то групп людей, а попросту говоря, для подкупа людей, от , которых будут выколачиваться тел бы тем не менее высказать четыре «да». Это уже государ- здесь несколько соображений. ственный рэкет. Надо обязатель- мации, воз 1 чоншостей- общения с последние события убедительно показали их неприемлемость для страны. Мы втягиваемся в новый период, когда создаются условия для развития политического про­ цесса исключительно в конститу­ ционных, демократических рам­ ках. Мы все яснее понимаем, что демократия предполагает тесное сопряжение, сотрудничество и взаимный контроль властей и различных общественных сил. Мы все более ощущаем необхо­ димость перенесения центра тя- под программу антикризисных мер. Для этого важно определить экономический «коридор согла- Действовать нужно без про­ медления, выявить реальный, кон­ кретный расклад- политических аш, провести практические кон­ сультации пре.зидента, главы правительства. Верховного Сове­ та с опорой на регионы и лы, представляющие жизненные интересы россиян, парламент­ ские фракции, профсоюзы, лиде­ ров наиболее влиятельных дви­ жений в нашем обществе. Все эго молшо сделать, как я уже гово­ рил, в рамках постоянно дейст­ вующего «круглого стола», на котором необходимо заключить пакт общественного, граж­ данского согласия относительно новой общей линии проведения реформ в стране. Корректировка реформ, . осо­ бенно в плане сильного социаль­ ного наполнения экономических преобразований, значительное обновление кадрового состава верхних эшелонов .власти, опора на реальные общественные цент­ ры притяжения и интересы реги­ онов*— это то, без чего уже се­ годня нельзя обойтись, что бы мы ни говорили и что бы мы ни пытались сделать. Подлинной «третьей силой» на новом этапе политического раз­ вития могут стать силы полити­ ческого умеренного толка. Если хотите, центристские силы. Политический процесс вшют-' , ную подошел к стадии, когда вполне определились ограничен­ ность и выработанность ресурса людей, ориентировавшихся прежде всего на разрушение, ко не способных к созидательной деятельности. Именно в этом об­ реченность радикалов, правя 1 цих страной. Поэтому, вообще говоря, нет ничего необычного в том, что происходит в стране. Здесь есте­ ственная историческая логика са­ мого революционного процесса. Эти силы сделали свое дело, они разрушили. Теперь наступило время . других — созидателей. Кстати говоря, пример Литвы красноречиво свидетельствует Именно такой заменой в демо­ кратическом обществе является испытанный институт свободных выборов. И у нас ориентация на выборы может способствовать переводу нынешнего острейше­ го политического противостояния и противоборства в мирную предвыборную кампанию. До- жести исполнительной власти от срочные и одновременные выборы При подготовке к референдуму различным политическим общест­ венным, профсоюзным силам, ко­ нечно же, должны быть обеспе­ чены равные возможности. Не­ допустимо, чтобы какая-то одна ветвь власти или общественно- но организовать общественный контроль через Советы, полити­ ческие движения, усилить проку­ рорский надзор. Следует отметить, что после принятия решения о референду- политическая обстановка в президента к вительству. Одной из основных задач новится действи' создание правительства национального сог­ ласия, сформированного из про- одолеть, если действовать стро- тои юш инои ветви власти ста­ новятся, по всей видимости, н избеЩными. К этому важно от­ нестись спокойно, без каких-либо страхов. Эти страхи можно пре- политическое объединение бьши стране значительно обострилась, поставлены в привилегированное Собственно, об этом мне прихо- положение. Это касается исполь- дилось говорить неоднократно. феесиояалов-прагматиков, опи- Ающегося на ведущие силы, профсоюзы, пользующегося под­ держкой регионов, которое су­ мело бы обеспечить стабилиза­ цию обстановки и предотвратить развал страны. Причем прави­ тельство должно формироваться го в соответствии с Конститу 1 р|- законодательетвом. зможно, что выборы дадут кратичёского ^процесса в рамках | закона, усилению. народившихся (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz