Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
Руслан ХАСБУЛАТОВ: СЪЕЗД НАРОДНЫХ [ЕПУТАТОВ И РЕФЕРЕНДУМ Им е ет п равовое з н ач ени е |э еф ер ен дум . по и зм енению некоторы х к о н сти туционны х 1'о суд ар с твен ны х и ли со ц и а л ь н ы х ин ститутов (введе- Яоста п р езиден та или ^становление 8-часового р а - очего дня). Е сть ещ е один асп ек т , с вя - Сщнный с пров едени ем ре- ' грендума по основам кон- итуционного с троя . В р д е этой к ам п ан и и неиз- гж но р е зк о обостри тся идео- [югическое и поли тич еское ю ротивостояние р а зл и ч н ы х П оли тич еских групп. Уве- 1 ИЧИТСЯ число по ли тич ес ких К онфликтов, а с лед ователь - во зр а сте т и в о зм ож ность [ конч ате льно дестабилизи - эвать общ ество ещ е зад о л го |о того, к а к но в ая Консти- , , стан ет и г р ат ь роль г абили зирующ его ф а к т о р а О днако , д аж е н есм отря на эли тическую борьбу и вы - тнную р з б у д и м о с т ь масс, эл ож ит е л ьны е р е зуль таты ’ врендума д ал е к о не очевидны , к а к этого хо- рлось б ы нам . П р еж де всего очевидно то, что н а ре- ерендум придет требуе- больш инство избирате - зй. Многие и з них явно ра - Ьчарованы эф ф е кти в н о ст ью зу льтатов тако го рода й: по и х мнению , не- лотря ни н а что. С ою з рас- именно по воле •1СШИХ до лж н о стны х ли ц р у д а р с т в , входи вш их в н е р а сп ад е т ся ли всия после тако го реф е - Ьндума? 1Да и д ея т ел ь н о ст ь т ех лиц , ■'торые требую т ' от лю дей Ьверия , д ал е к о н е устраива- н аселение . |С другой стороны , извест - ч то у ж е при проведении по стано вл ении седьмого я д а н ародны х депутатов сий ской Ф еде р ации «О В абили з ац и и кон стй туцион- ^ г о с тр о я Российской ФеДе- п р ед у ем а три в а ет с я ю ведение р еф е р ен д ум а по 1новным п о л ож ени ям новой Ь н сти туц и и Российской Ф е - ■ р ац ии 11 а пр е л я 1993 года. 1 э той с вя зи в о зн и к ае т мно- вопросов , сомнений , р а з - П р еж де всего отм етим , что, п о к а зы в а е т п р ак ти к а Л и н я т и я кон сти туций , они, ■ к п р авило , п ри ним аю т с я р б о з аконодательн ьпи со- либо спец иа л ьн о |з д а в а ем ы м или ^ -избирае- органом на о с н о в а н и и ' ^ еЦ и ал ьно го з а к о н а . П ри 1 з а к о н п ри ним ае т ся вы с- [ з ак он ода т ел ь ны м орга- и ск лю чи т ел ьн о д л я ре- этой единственной П ов торю сь , и д е я о проведе- л р еф е р ен д ум а по основам Институционного с тро я н а - Ь й ч и в о пр ед л аг а л ас ь Кон- " гуционной комиссией . 1 об основы вала н еобходи - про в ед ен и я р еф ер ен - ( м а д л я того, чтобы обес- ь стабил ьно ст ь кон сти - щонного строя . П ри этом, ■ходили и з того, что в по- |едую щ ем после р еф е р ен т а в н ес ени е и зм енен ий и )лнений в К он ституцию I к лю ч е вы м п о зи ц и ям бу- г з атрудн ен о . Т а к о й под- д, с одной стороны , в з в а - Щтельной м ере бы л оправ - г при условии общ ествен- ■ г о с о гл а си я и хорош о про- Н ботанны х основ к он сти ту - В он н ой р еф о рм ь ь С другой ^ о н ы , п р ед л ага ем ы й в а - ■ п р и н я т и я основ кон - 1туционно го строя на ре- Ь р ен д у м е сущ еств енным огр аничи в ае т кон- 1и туционное право вы сш его |е д с т а в и т еЛ ь н о г о орган а , В е рховного Совёта), ■язанное с осущ ествлени ем ) з а к о н ода т ел ь ны х п олн е н а седьмом С ъ е зд е кпено н а р еф еренд ум вы - освовы К онститу- ; и л и сам у К он ституцию , т о ж е обсуждалось , а основны е по л ож ени я I к он сти туционны е прин - б удущ его государст- го у строй ств а Россий - Ь й Ф еде р ац и и . По сз?ти ж е I э ти х п ри нц и п ах р ечь в т е м слзпгае м ож ет идти о «подтверждении» с ам ы х ц ем ократиче - : принципо в , провозгла- Я н я ы х Российской Ф едер а- ■ е й в д ей с твующ ей Консти- П оэтому и склю чи л о в аж но , чтобы все те л со гр аж д ан е , кто потев - 1ьн о см ож е т уча ство в ат ь р еф е р енд ум е , хорошо Ь о и л и , ч то соответствует ■в ститзгции , а к а к и е лозун- п х а р а к т е р , способствуют :ледов ательно , необходи - I ч е т к о ра зоб р ат ь ся в в о з- к н ы х м ех ани зм ах , обеспе- зающ их с табильность кон - ц и онн о г о строя и 00- 1НЯЮЩИХ полномочи я к а к представи тельной , с ц и спо лни тел ьной вл а - , П ри этом г л ав н ая з ад а - —об есп еч ение стабильно - ! сис тем е вы сш их орга- » в л ас ти и в систем е их Ь и и о д е й с т в и я , а т а к ж е в союзного р еф е р ен д ум а о с охр ан ении Сою за в об новленной ф орм е , к а к , впро чем , и респуб ли канс ко го по вопросу об утв ерж дении поста П рези ден т а , многие р егионы просто о т к а з а л и с ь п р и ним ат ь в н ем участие . Не со зд ае тся ли т а к а я си ту ац и я . теп ер ь? А это в свою оче редь м ож ет при вести к де стабили з ац и и сущ ествую щ и х и с трудом поддерж и в а ем ы х ф ед е р а т и в ны х от н ош ений в Ро с сии , т ем более что д л я современного Кон ституционного процесса много з н а ч и т участи е субъ екто в Ф едер аций в у тв ерж ден ии консти туцион н ы х положений . К с тати , это д остигнуто в процессе ра б оты н ад и зм ен ен и ям и и до п о лн ен и ям и дей ствующ ей Кон ституции России . Ны н еш н я я к о н с т и т у ц и я в той или иной с теп ени у ж е во б р ал а в себя по л ож ени я но вой К он ституции и сде л ал а это в «м ягкой» ф орм е , пу т ем постепенного приспо собления , тр ан сф орм и ро в а ни я , а не «революционного с качк а» . Конечно , п ри н я то е С ъ е з дом реш ени е н еобходимо р е ал и зо в а т ь . Но, по -видимо му, всем г о суд арств енн ьш Ь рган ам придется с то л к н у т ь с я в ходе пров ед ени я ре ф ер е н д ум а со зн ачи т ел ьны ми трудно с тями главным об разом политич еского х а р а к т е р а , ч то и пр ед виде ли д епу таты , отв ергнув перво- ' н ач а л ьн о пред л ож ен ие К онституционной коми ссии о проведении р еф ер ен д ум а и в ерн у вш и с ь к н ем у л иш ь в р е зу л ь та т е политического к ри зи с а , во зни кш е го в ходе работы V II С ъезда . вопросе н аци он ал ьно -го су дарственного и адм и ни с тр а ти вно - т ерри тори а льн о го устрой ств а российского государств а . Сегодня в н аш ем общ естве н и кто н е о тр и ц ае т т а к и х ценностей , к а к граж дан ски е , п о ли тич ес ки е и ины е п рав а и свободы че л о ве ка , не с тр е м ит с я ус тр ан и т ь р а зли чны е фо рм ы собственности и оди н ак о в о й с теп ени и х з ащ и ты И п р а к ти ч е ски ни одна по ли т и ч е с к а я сил а не пр ед л а г ала и зм ени т ь к он сти туцион ны е по л ож ени я по данным -вопросам . Но тем не менее н а п ро т яж ен и и прош едш его года мы видели попы тки р а зд ел и т ь общ ество на р е ф орм а торо в и анти р еф о рм а торов, на «кр асн о -к ори чн е вы х» и «благородных» . К у л ь м ин ац и ей эти х попы ток и я в ил и с ь и зв е стны е собы тия н а седьм ом Съ езд е . Поэтому н а в е р н я к а будут н овы е по пы т ки «обойти» р еш ени я седьмого Съ езд а . Гл а вны м , одн ако , о стается вопрос: м ож н о ли проблему р а зд е л е н и я в л ас т ей (то е сть к о н к р етны е ф о рм ы системы с д ерж е к и противовесовХре- ш и т ь н а реф ер ен д ум е? Убеж ден , ' что_ нет , т а к к а к реш е ни е этой п роблемы под р а зу м ев ае т длит е л ьн ую работу по вы р аб о тк е соответствую щ их м ех ани зм о в и требует отв ет а на оч ен ь больш ое чис - д о вопросов. Р а с см отрим это д етальн ее . Н адо им еть в виду одно оч ен ь сущ ественное обстоя тельство : вы не сение на р е ф ер ен дум вопроса об ор гани зац и и в лас тей н еизбежно при вед ет к том у , что оц ени в а т ь б уду т не то л ьк о м ех а н и змы их в з аим од ейс твия , во и кон к р етны е п о ли тич ески е личности , сто ящ и е з а той или иной поли тич еской с труктурой , ло зунгами , д ей с тви ями . в р е зу л ь та т е этого в полне вероятно , что в л ас т ны е к он стру кции б удущ ей К он ституции н есомненно вновь будзгг п од гон яться под п р а в ящ и х ньш е лидеров , и стабил ьно сть к он сти туцион ного строя ещ е р а з подверг н етс я испы танию . С обствен но, т акой н ати с к в В ерхов ном Совете и спы ты ва ем по сто янно при работе над но вой Кой ституци ей . Порою п ор аж аеш ь ся : н екоторы е лю ди б у к ва л ьн о и сход я т из а к сиомы ч то они б ессм ертны , т р еб у я все н овых и новых полномочий , которы е , р а зу м ее тся , не в состоянии ис по лн ять . Второй вопрос, к оторы й п р ед л агаю т вн ести на р еф е рендум ,—это вопрос о н ац и о н ал ьн о - государственном устройстве . П о л ож и т ел ьны й исход р еф ер ен д ум а о ц елост ности Российской Ф еде р ации мог бы с та т ь базой д ля 063га- д ан и я ц ен троб еж ны х т ен д енций . Но и в ел и к а оп ас ность того, что с ам а поста но вка подобного вопроса на р еф ер ен д ум способна вы з в а т ь сил ьн ейш и е дезинте - грац и он ны е процессы . Н е все, республи ки , да и не то л ьк о р еспуб ли ки в составе Рос сийской Ф едерации , по всей вероятности , согл а ся тс я с проведением подобного ре ф ер ен дум а . И поэтому здесь с ледует п ро я ви т ь м аксим ум ос торож ности , в звеш енности . Т аким образом , в р е зу л ь т а т е того, ч то основны е д е м о к р а ти ч е ски е ценности (пр а в а и свободы ч еловека , ры н очн ая , к он к ур ен тн ая , см еш ан н а я эконом ика , осно в а н н а я н а р а вн оп р ав и и ф орм собственности ) п р а к ти ч е ски н и кем не отриц аю т ся , а во просы об орган и з ац и и ор га нов вл ас ти и н ацион ал ьно - государственного устройства н а реф ер ен д ум е , в силу в ы ш е у к а з а н н ы х причин , одно зн а ч н о р еш а т ь с я не могут , н е было об ъ е кти вной необ ходимости в проведении р е ф ер е н д ум а по основным по л ож е н и ям новой К он с титу ции Российской Ф едер ации . А если учесть , ч то в р я д ли удас т ся ко в р ем ени проведе н и я р еф ер ен д ум а в целом довести до к он ц а работу по под готовке т екс та новой Кон ституции , нас ж д е т до вольно много н еож ид анн о т р у д н о и зб а ви т ь ся от вп е ч а тл ен и я , ч то п р ед л ож ен и е о проведении реф ер ен д ум а в сущ ествзпощ ей к ри тич еской об становке не преследует скры тую ц е л ь по л учи т ь под д е рж к у н арода в проти во с то ян и и с законода тел ьной в ластью . В то ж е в р ем я уйти от этого р еш е ни я на седьмом С ъ е зд е не пр ед с та вл ял о с ь во зм ож ны м . Оно бьшо бы во сп ри н я то к а к б о я зн ь вы с ш ей пр ед с та ви тел ьной в л а сти по л учи ть оц енку народа . П р о оф иц и а ль н ая п роп аган д а несомненно и зв л е кл а бы и з этого м ак сим ум «р а зру ш ите л ьной п ользы » в ц е л я х у к р еп л е н и я р еж им а , кото ры й «пожирает» сам себя . Н о т еп ер ь р еш ени я по это м у вопросу С ъ ездом уж е п ри н я ты . Поэтому одновре м енно с органи зационной под готовкой к реф ер енд ум у Для об есп ечения к он сти туц и онной стабильности н еобхо дим поиск т а к и х м с х а в я з - и о в , которы е бы обеспечили проц едуру п р и н я т и я кон сти туц и онны х п оправок , о тр а ж аю щ и х об ъ е кти вно е со с то ян и е н аш его общ ества . В частности , и зм енения , вно симы е в Конституцию , к ас аю щ и ес я вопросов ф ед е р ати вного устройства , с лед у ет одно зн ачно п р и ним ат ь с учетом м нени я с з^ ъ е кт о в Ф едерации . Это п р едполага ет необходимость п ров ед ени я с ними н е ф о рм а л ьны х , «на бегу», а с ер ь е зны х кон су л ь т ац и й . П ри откаде р я д а субъ е кто в Ф едер ац и и п риним ать к о н сти туционны е п оправки по этим вопросам их, во з м ожно , не след о ва л о бы д а ж е р а ссм а три в а т ь . Р а зум е ет с я , т а к о й порядок п рим еним лиш ь тогда , когда соблюдение к он сти туцион ной з аконности с тан ет нор мой и д л я Ф едер ации в це лом , и д л я ее сзгбъектов. В этом елзш ае имеющ и еся ны н е н ар уш ен и я ф ед ер ал ьн ой Кон ституции , в опреки поло ж е н и ям которой при ним аю т с я в р я д е с луч ае в кон сти ту ци и россий ских республик , б у д з т полностью и склю чены . У ж е в . силу этого, м еж д у прочим , не т ерп и т о тл аг а т ел ь ств а п р а к т и ч е с к а я д е я тел ьн о ст ь прав и т ел ь ств ен но -п ар л ам ен т с кой комиссии по р е ал и за ц ии по л ож ений Ф едерати вного договора , во прос о которой руководство В ерховного Совета подним а ло неоднократно на п ро т я ж е н и и всего прош едш его го да, д осле подпи с ани я догово- П ри под готовке р еф е р ен д ум а и склю чи тел ьно в аж но соблю дать договоренности , д о сти гну ты е в ходе работы седьмого С ъ е зд а н ародны х д еп у т ато в и п риня того со о тв етствующ его постановле н и я и его т о л к о в ан и я — тож е данного Съ етдом . П р еж д е всего н еобходимо сф орм и ро в ат ь общие вопро сы, вы но симы е на р еф е р ен дум в точном соответствии с дости гнутым и на Съ езд е до говоренностями . Н апомню их суть . Она в , том , чтобы всенародно обсудить основ ны е по л ож ени я кон сти туци онного строя , его принципы . И н ач е есть опасность , что вы сш ий закон ода т ел ьны й орган попадет в ловзпнку. Сегодня Конститзщ ионная к оми с си я п р ед лож ила про е к т основны х кон сти туцион ны х полож ений , вносимых на р еф ер енд ум . Надо п ри зн а т ь , ч то они соответствую т вьппезгказанном у условию . Д ум ается , ч то они м огут по с л уж и т ь хорош ей основой д л я последующ его р а ссм от - Т ем не менее , во -п ер вы х , они и злиш н е п ространны , н апом инаю т тр а к т а т . П ред с та вим себе, ско л ь к о ж е вре мени пров едет и зби р ат е л ь в кабин е в ден ь р еф еренд ум а , если пож е л ае т о зн а к ом и т ь ся с текстом . И каж д ом у ли ацю В о -в торы х , отд ельны е ф о рм у ли ро в ки о сновны х по л ож ен ий требую т доработки и по сущ еству . Т ак , упоми н ан и е в ч. 2 п ар а г р аф а V бу д ущ ей К он ституции о том, ч то един ств енны м п ред ста в и т ел ьны м и з а к о н о д а т е л ь ным органом я в л я е т с я Вер хо вны й Совет, м ож ет послу ж и т ь ф орм а л ьны м основ ани ем д л я ро спуска уж е сего д н я сущ е ствую щ и х ны не п р ед с та в и т ел ьны х органов (С ъ е зд а н ародны х депутатов России , В ерхо вны х Советов республик , об ластны х , к р а е вы х Советов). Кстати , имен^ но н а это д ел аю т с та в к у не ко торы е п о ли тич ес ки е д е я т е л и и з ради к ал о в , тесно с вя з ан н ы х с п р ав ящ и м по ли ти ч ес ким р еж им ом . Н е это л и п од ли н н ая ц ель и н и д а а - торов реф ер енд ум а? В с вя зи с эти м необходимо з а к он ода т ел ьн о з а к р еп и т ь пр ед л ож е н и я о переходном периоде и огр ан и чи т ьс я ф орм у ли ро в кой о том , что систем а госу д арственной вл ас ти основана на при нц и п е р а зд е л е н и я в л а - В -тр ет ьи х , в п р ед л ож ен и я х о т е з т е тву е т упомин ани е о Совете М инистров и Кон сти туционном суде, что про сто н ево змож но . Тем более у ж е очевидно : в новой Кон с ти туции н еобходимо сзпце- с твенно п овы си ть роль п ра ви т ел ьс тв а , подконтрольного п ар л ам ен ту и ф ормируем ого им по п ред ставлению главы п р ав и т ел ь ств а . Гл а ву ж е прави т ел ь ств а , к а к и сейчас, п р ед с та в л яе т П р езиден т д л я одобрени я п ар л ам ен ту . В -ч е твер ты х , с ледует осо бо у к а з а т ь н а то, ч то госу д арственно - т ер р и то р и а ль ное ус тройство Российской Ф едер ац и и о сновы в ается на п ринцип е ф ед е р али зм а , обесп ечи в ающ ем единство Российской Ф едер ации и у ч е т и н тересов субъ екто в Ф едер ации на баз е Ф ед е р а ти вного договора . В -п я ты х , треб уе тся ч е тко у к а з а т ь , что п орядок и усло в и я п риобретени я в собствен ность и о тчуж д ени я зем ли , недр и д ругих п риродны х об ъ е ктов у с тан ав ли в аю т ся соответствующим , законом . Р а зум е ет с я , пред л ож ен ны е основны е по л ож ени я не м огут б ы т ь окон ч ат е л ьны м в ари антом . ЕЩе предстои т их со гласов ани е с В ерховным Советом , П резиден том Рос сийской Ф едер ации и Кон с ти туционны м судом , воз можно , •и в н еочередным С ъ ездом н ародны х деп у т а - О ж ид аю , что в ход е согла сования , в ероятно , могут бы т ь пр ед л ож ены ф о рм у л и ровки « пр езиден тска я рес публика» , «п ар л ам ен т ск а я республи ка» . Вполне очевид но, что их н е л ь зя пред л ага т ь н а реф ер ен д ум в силу их бессодерж ательности и аб стр а ктно сти . И звестно , что н е сущ ествует у н и вер са л ь н ы х определений э т и х пон я тий , ни ком у не ясно , где з а к ан ч и в а е т с я « п ар л ам ен т ск а я р еспублика» и где н ач ин а ет ся «президен тская» . Это — всего, лигпь сугубо теор е тич е с кие , акад ем и ч ес ки е р а с с уж дени я , не имеющие п р ак ти - четкой ц енности . Н ав я зьш а - ние эти х т ерм ино в ведется л и ш ь с одной целью : увести общ ественное мнение от и стины , р а зд ели т ь лю дей на «прав едны х» (сторонников у сил ен ия президен тской в л а сти ) и «неправедньхх» («ан тиреф орм аторов» , «всех эти х депу тато в -р еа кцион еро в» ) и ус тан о вит ь к ак ую -либ о р а з новидность диктаторского р еж и м а (р еж им ох л о к р а тии ). Н апомню , что рево лю - -ционно -взрьш ной м атериал ги ган тской силы н ач ал н а к ап л и в а т ь с я в России в с вя з и с разгоном ц арем IV Госу д арственной Думы . В н екоторы х п о ли тич еских к р у г ах усиленно н а в я зы в а е т ся вы несение на р еф е ренд ум вопроса о при ня ти и новой Конститзгции У чр еди тел ь ным собранием . Д анное пред лож ен и е и ск лю чи тельно ко в арное , н ап р а вл ен о н а в зры в ц елостности с траны . К тому ж е оно явно проти воречи т постановлению «О с табили з ац и и конститзщионного строя Российской Ф еде р а ции» и оф и ци а л ьн ом у то л к о в анию этого постановления , которое дал С ъ езд н ародны х д епутатов . Под основными по л ож ени ям и К онституции поним аю тся : общие п ринци пы общ ественного строя , рр^ ган и з ац и и и д ея тельности органов вл ас ти , основы пра вового п о л ож ени я личности П р ед л ож ен ие о п риня тии К он с титуц и и У чр еди т ел ь ным собранием относи тся к пор ядк у ее п р и н я ти я и соот в етственно н е м ож е т бы т ь предм етом реф ер ен д ум а ни до 11 апр е л я , ни 11 апр е л я . Д руги е ж е реф ер ен д ум ы в соответствии с договоренно стью на С ъ езд е в этот п ери од н е д о лж ны проводи ться . Судя по о п ы т у , . сущ е ству ет оп асность и того, что об щ ество н езадолго до р еф е ренд ум а м ож ет с то л кну ть ся с к аким и -л и б о иными , р а нее н есогласованным и требо в ан и ям и , е тем , чтобы вк лю ч и т ь их в к ач ес тве а л ь т е р н а т и в ны х . В с вя з и с этим В ер ховном у Совету необходимо установить , что после рпуб- л и к о в а н и я о сновны х поло ж ен ий пр ед л ож ен ия по д о полнению и № м ев ению ф о р м у лиро во к н«| д о лж ны вно- Н ад о в полной м ер е ис п о л ьзо в ат ь у к а з ан н о е выш е тол к о в ан и е постановления VII С ъ е зд а , сделанного по требов анию группы депу т а тов . Т о л к о ван и е не д ае т ни к а к и х во зм ожностей д л я по с тан о вки на реф ер ен д ум и про в ед ен и я его по иным вопросам , к роме к а к п ринци п а и общ их полож ений К он с титуции ни до, ни 11 а п р е л я 1993 года. Зд ес ь к а к а я - либо « свя зка» и склю ч а етс я реш ени ем вы сш его з ак он ода т е л я , вы сш ей вл ас ти в с тра - В о зм ож яо , бы л о бы ц ел е сообразно д л я обеспечения кон сти туционной з ак он н о сти при подготовке и прове дении р еф е р ен д ум а н езадол го до него н ач а т ь работу восьмого С ъ езд а народны х депутатов , к оторы й бы мог ра ссм отре ть ход подготовки к реф е р енд ум у . В этих Це л я х восьмой С ъ езд н ародны х д епу тато в мог бы проходить в два эт ап а — п ер вы й этап до лж ен предш ес твов а ть ре ф ер ен дум у , а в торой про в ести с р а зу ж е после р еф е рендум а . П редстои т ч е тк о р а зо б р ат ь ся и с вопросом о под в ед ении итогов р еф еренд ум а . К он с титуционн ая комиссия при обсуждении вопроса о работе н ад новой К онститу ци ей пр ед л ож и л а , на мой в зг л я д , н ев е рны й подход, суть кото1Х)го в том , чтобы и тоги р еф е р ен д ум а подводи ли сь н а основании ч. 3 ст. 3.6 З а к о н а «О р еферендум е» , а не н а основании ч. 4 той ж е статьи , к о тор ая опр ед е ля е т проц едуру подведени я ито гов при п р и н я ти и и зм енений и д ополнений К онституции . П олагаю , что это не с луч ай н о — т ак ой в ар и а н т подведе н и я итогов будет предлагать- •ся и при проведении р еф е ренд ум а по основным поло ж е н и ям новой К онституции . Повторяю , это . было бы не в ерны м , по ско л ь ку т акой подход пр ед л ага ет в к лю ч е ни е вьгаосимых , полож ений в т ек с т Кон ституции . И с ле довательно , с торонники т а кого подхода и сход я т из то го, ч то реф ер ен д ум И апр е л я по своей сути я в ля е т ся р е ф ^ е н д у м о м по приня тию ча сти новой К онституции Российской Ф едерации , в то в р ем я к а к н а деле, р е ч ь идет л иш ь об основны х п олож е н и ях , п ринцип ах , пронизы в аю щ их всю Конституцию , и. следовательно , их н ево зм ож но «включить» в б удущ ую Кон ституцию к а к ее «часть». П ри н аличии а л ь т ер н а ти в н ы х в ари анто в , в случ ае ру ководств а ч . 4 ст. 35 З а к о н а «О референдум е» , во зм ожно , ч то в а р и а н ты не п олучат требуемого ч и с ла голосов. В этом с луч ае , по -видимом у , при де т ся Съ езд у сформ иро в а т ь новую Кон ституцион ную комиссию и р а зр або т а т ь более кач ес твен ны й про ек т новой К он ституции Россий ской Ф едер ации . Н адо им еть в в и ду и одно и склю чи т ел ьн о в аж но е об с тоятельство : если р еф ер ен дум не по л учи т больш инства к а к в ц елом , т а к и среди на сел ен и я с убъ ектов Ф едер а ции ,— это р е зк о ослабит го сударств енную вл а с т ь вооб ще, а и ници а торы р еф е р ен д ум а , н есомненно , д о лж ны уй ти в о тста вку . ■Н о вы е вы боры к а к П резиден та , т а к и д епутатс кого корпуса России с тан у т абсолютно н еи збеж ны . Поэтому н ам всем надо в сотрудничестве готовить ся и к так ом у в ари ан ту р а з в и ти я событий . З д ес ь надо уходи ть от м ан евриро в ани я , поли тич ес ки х игр и и ных «забав» наподобие тех , ко торы е мы н аблю дали в ходе VI и V II Съездов н ародны х д епутатов , и д ум а т ь не о л и ч н ы х и н тере са х , а об ин т ер е са х людей , государства. Если ж е этого не с лучится и реф ер енд ум д ас т по л ож и т ел ьны е р е зу л ь та ты . В ерхов ному С овету вместе с К он с титуционной комиссией предстои т н ап р яж е н н а я р а бота с тем , Чтобы IX Съезд н ародны х депуд;атов п ри н я л новую Кон ституцию и опреде ли л в р ем я в ступл ени я Кон- сПтггуции в силу , принял но вы й и зби р ат е л ьны й зак он , да и всю «технологию» переход ного п ериода. Р а зум е ет с я , в это т период н еобходимо о т сечь ' к а к и е бы то ни было а н ти кон сти туционны е з а мыслы . н ап р а вл ен ны е на ли к ви д ац ию вы сш их пред с т а в и т ел ьны х органов в л а сти. В к лю ч а я п опы тки р е а ними ро в ат ь тени прошлого, в том чи сле т р аги ч е ски - зн а - м енитую идею «учредилов ки», сам о вы дв иж ени е кото рой лш п ь ил лю с триру ет тео ре ти ч ес кую н ес остоя тель ность «новых р а ди к ал ь ны х идеологов», идеологов -зомби , л иш е н ны х исторической па- С ледовало бы помнить : ничто т а к сильно не у к р е пило Л енин а и Т роцкого в 1917—1918 годах, к а к вы дв и ж ен и е их проти вни кам и , в том чи сле и б елы м д виж ени ем, зн ам ен и Учредительного собрания . Н ен а ви с тна я в на роде «учредиловка» , не имев ш а я в нем п рочны х корней , по ско л ь ку сами принципы вы боров в нее исклю чали подлинно пр ед с та ви т ел ь ны й х а р ак т ер , ещ е задолго до первого з ас ед ан и я У чре дительного собрания пр евр а ти л а с ь в общ ественном мне нии России в пр едм ет насмег ш е к и и зде ва т ел ь ств . А с коль ко иронич ес ких к а р и к атур п ом ещ алось в то гдаш них г а з ет ах и ж у р н а л а х на счет этой сам ой «учредилов ки», по сути прев р а ти вш ей с я в говорильню! Т а к что и бет м атроса Ж е л е з н я к а в О ктяб р е 1917 года У чреди тельное собрание уж е агони зиров ало . Об этом по м н я т лиш ь время , да бес стр а стны е а р х и вы . Н е худо бы з н а т ь в се это новым идолам и идолопо- • кл оц ни к ам , всем, кто будо р а ж и т общ ественное мнение, п р ед л аг а я в очередной р а з л ож ны е ц енности и в елики е по тр я сени я , ц инично д ав ая в зам ен л иш ь пусты е обещ а- ЛГ-2: в очереди за здоровьем • "Просим разъяснить...” • хроника 13 января 1993 г. о к н о СПРАВОК льготы СЕВЕРЯНАМ — Просим ра зъя сн тъ на конкретных прятмерах порядок применения дополнения к статье 112 Закона о пенсиях, в со ответствии с которым северный коэффициент к пенсии сохра няется при перезде пенсионера на другое место жительства: 1. Ж енщине в 50 лет начислена пенсия в 1980 году. После этого она проработала на Севере еще 4 года, но от вьшлаты пенсии сжемм заяв лением отказалась Затем уеха ла в Липецк. 2. Мужчине в возрасте 55 лет начислена пенсия в ,1986 году. Ее он на Севере не получал, а сразу сменил место жительства. 11руппа пенсимтеротчжвдмн. Разъяснения дает начальник пенсионного сектора областного управления социальной защиты Л, В. Чекрыжова: — Северный коэффициент к пенсии, о котором идет речь, бьш введен в 1990 году. 6 февраля 1992 года к статье 112 Закона о пенсиях бьшо внесено д ополнение , по которому работникам Севера при выезде на другое место жиге.тьства к пенсии, назначенной там, этот коэффициент сохраняется. На .'1ИЦ, . которые приведены в примерах читателей, это поло жение не распространяется, так Из Липецкого района ХОТЯ до ВЕСНЫ ЕЩЕ ДАЛЕКО До весны еще далеко, а механической мастерской колхоза "Заветы Ильича” кипит работа. Механизаторы готовят технику к посевной. Полностью восстановлены зер новые сеялки, плуги, бороны^ культиваторы. Отремонтирова но восемь Т1мкторов. Причем делается собственными си-лами. В Боринское РТП отправляются только наиболее слож ны е и треб ующ ие капитального ремонта узлы. Кстати, в колхозной ма стерской налажена рестав рация старых, изношенных деталей и изготовление новь1х несложных запасных частей тракторам и сельхозинвен- тарю. И делается это тоже неплохо. П ервыми вы вели на л ин ейку г'отовности свои тракторы В. П ., Ходарин, А. В. Зиновьев, П. М. Твдонов. ВСХХМЬ ПЛЮС ВОСЕМЬ Минувший Г05Ц запомнится людям своими труднектями, сложностями. А вот водителю сортоиспытательной станций Сергею Ролдугину он принес р а до с т ь . Его сем ье из четырех человек станция пре доставила новую трехкомнат ную квартиру с газом, на дворными постройкам и , приусадебным участком. Новоселье в минувшем го д у спр а в или ещ е семь рабочих и служащих станции. Строите^1ьство жилья продол жается. В этом году намечено сдать восемь благоустроенных квартир. БРОСИЛ ПИТЬ - КУПИЛ МАШИНУ? Пятнадцать л ет н азад избавился от алкоголя ме хани затор колхо за имени Фрунзе Николай Петрович Назаркин. А в свободное вре мя, которое раньше занимал выпивкой, Николай Петрович- занялся резьбой по дереву. него проявился большой талант в этом деле. Он так расписал свой дом затейливой резьбой, что любо посмотреть. П режде у него уходили деньги на водку, самогон, а после того, как бросил пить, за десять лет собрал он на то, чтобы купить легковой автомобиль "Москвич”. Рядом с Николаем Пет ровичем живет механизатор Петр Степанович Панферов. По примеру соседа он "вы брался” из алкогольного рму- и тоже стал уважаемым человеком на селе. Недавно Петр Степанович назначен помощником бригадира трак торной бригады. А. СТЕПАНИЩЕВ. до 1990 года. ВЗНОСЫ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ — Ответьте, пожалуйста, когда и для какой цели создан пенсионный фонд, кто им рас поряжается и сколько процентов должны удерживать из зарпла ты рабочих для отчислений в И. БУШУЕВ. Задонск. Отвечает на эти вопросы главный специалист пенсионного <|х)нда В. В. Смородина: - ‘ — Пенсионный фонд Российской Федерации создан 1 января 1991 года на основании постановления Верховного Совета России. Предназначен он дан государственного управления финансами пенсионного обеспе- чешш, а подчиняется напрямую Верховному Совету. Процент удержания у предприятий и организаций, находящихся на территории Российской Феде рации, утверждается ежегодно. Если в 1991 г. он составлял 20,6, то в 1992 — 31,6 про цента. А дая колхозов, совхозов и сел ьс к охо зяй с тв ен ны х предприятий остался на уровне 1991 года. Кроме того, в пенсионный фонд отчисляются страховые взносы из зарплаты работающих в размере 1 про- АДРЕС ИЗВЕСТЕН — Сообщите, где можно купить запасные части, к бен- № 7 (321) зопилам, и, если можно, адрес посылторга, где их можно за казать. В. ЛОЙЕЕа Задсшск. С заявкой на эти товары необходимо обратиться по адре су: г. Москва, ул: Авиамоторная, 50, Центральная база посылтор га — такую информацию со общили нам на Липецком ЭТО РЕШАЮТ В МОСКВЕ — К о гд а в Л ипецкой области военнослужащие 1927 года рождения из последнегс___ военного призыва 1944 год^< приравняют к участникам вой- П. Г. РЯБЫХ. В Липецком облвоенкомате нам ответили, что. данный воп рос находится в компетенции правительства и Министерства обороны Российской Федерации. ПОДАЙТЕ ЗАЯВЛЕНИЕ — М ожно ли приватизировать земельный уча сток с домом в с. Донское? Й. А. ПОЗДНЯКОВ, • — Данный участок приватизировать можно, — ответил начальник отдела зе мельной реформы администрации области И. П. Якунин, подав заявление в администрацию сельского Совета по месту его расположения. Подготовил А. КОНДАКОа Страховая медицина Надо ли лечиться впрок? Не раз на своем веку доводилось мне наблюдать опустошение магазинных полок после очередных абсур дных слухов. Продукты скупались мешками, ящиками. Но спадала паника, и подпортившееся добро перекоче- вьшало в помойки». Кажется, давно надо бы свьпшуться с периодичностью подобных всплесков ажиотажного спроса, однако пос ледние события поразили, (^дищком уж необычным ока зался "спрос”. В конце минувшего года усльппал, что липчане в массовом порядке стали "устраиваться” на лечение в больнице. Сценарий точно такой же, как и при былой скупке пшена. Откуда взялась очередная напасть? С этим вопросом и пришел к главному врачу медсанчасти НЛМК В. В. Муратову. В кабинете, кроме него, были хирурги Н. А. Краснолуцкий, Е . Н. Белов и Ю. В. Стрельников. Так что разговор получился общим. — Не знаю, как в других хоть при страховой медицине, больницах, — начал Вячеслав хоть без нее, то для мног№с Валентинович, — но мы с таким других ситуация тупиковая. И необычнь 1 м явлением столк- пока не вижу, чтобы предла- ^лись. Перед новым, годом вались меры, способствующие больные мяоепко ОТЯПИ обпя- Н , решению накопившихся проблем. ь ассов стали ра щаться с прюсьбами полечить хронические заболевания. Я специально интересовался, в чем дело, что за необходимость в столь срочном лечении ста рых недугов? И знаете, что вы яснилось? Дело не, в зловред ных слухах. А в том, что администрация области с са мыми благими намерениями со общила в газете, что с 1 янва ря* повсеместно вводится стра ховая медицина. — Но какая же связь между этим объявлением и массовыми поступлениями в больницу? Обострение, что ли, от этого наступило? — Связь-то как рез гюнятна. Год мусолили: страховая, стра ховая. И нам-тр, медикам, тол ком не понятно, что это такое, а для обьнного человека — во обще темный лес. Доходчивых разъяснений, насколько я пом ню, не было. Вот и дождались, что люди рассудили по-своему: страховая значит однозначно — платная. Из своего кармана. А отсюда резонный вывод: поле чусь-ка пока бесплатно про за пас. Вот и переполнена больница... — Есть предложение'. Вы, Вячеслав Валентинович, чело век в городе авторитетный. Скажите , пожалуйста, со страниц газеты: придется или нет платить теперь за ле чение у вас? — Нет, никакой платы взимать с больных не будут, за исключением, как и ранее, оплаты некоторых вегюмогатель- ных мероприятий. Все расчеты со страховыми компаниями — наши внутренние проблемы. Граждан они касаться не будут.' — Понятно. И все же, хотя, говорите, это внут ренние пробле 1 ««> 1 , как вы, медики, оцениваете нововве- Время покажет, окажется прав. Пока же есть Закон о страховой медицине и есть постаювление, кото рое надо выполнять. Некото рые его положения уже стали реальностью. К приме ру, аккредитация медицин ских работшков. Проще го воря, проверка их знаний и выдача специальньк разре шений на врачевание, назы ваемые сертификатами. Не совсем только ясно, зачем огород городить, ведь у каж дого и так имеется диплом, вьщанный государством? В. В. Муратов: — Мы пер выми прошли эту процедуру. Считаю аккредитацию абсолют но необходимой, и начинать эту работу надо было давным-дав но. Поясню. В стране издавна « сложилась порочная практика ^ | если поступил в институт или ' Медицинское училище, то всеми правдами и неправдами выпу стят с дипломом, за исклю чением редчайших случаев, свя занных с дисциплинарными па рушенгмми. А если кто плохо учился или вообще не пригоден для этой работы? Что тогда? Никакими законами отстранить такого медика от работы было нельзя. Разве что пожурить за грубые нарушения, на врачебной конференции. Аккредитация поз воляет четко оценить, кто чего стоит. И не только в отрица тельном смысле, но и в положительном. Появляются определеннье критерии, а отсю да определяется и значимость работника в коллективе, и опла та труда.. — Ваш коллектив счита- дение? Приемлемо ли оно ется наиболее подготовлен- для наших условий? Если не- возражаете, этот вопрос ад ресую вашим коллегам. Ю. В. Стрельников: — На мой взглед, то, как мы в области переходим на страхо вую медицину, похоже на оче редную "советскую кампанию". С неподготовленными ма териальной базой и сознанием людей. Для этой кардинальной реформы необходим длительный переходный период, поэтап ность. Как можно серьёзно го- ворит.в о' каком-то прикрзном переходе с конкретного числа? Н, А. Краснолуцкий: — Я поработал в одном из районов Липецкой области. Даже пред ставить не могу, о какт стра- в городе. Неужели к то и у вас не прошел акк редитацию? — Да, есть. Что будем де лать с ними, пока не решили. ,По-вццимому, надо попытаться основательно повысить квалификацию. Но это пока мое предположение. Посмотрим. — Что бы вы, Вячеслав Валентинович, посоветовали, исходя из опыта прохож- дегмя аккредитации тем, ко му это еще предстоит? — Единственное. Не откла дывая в долгий ящик, начинать учиться, повышать квалифи кацию. На курсах, в библиоте ках, у коллег. Все свободное пройдет бвЗ рассчитывать не советую. говорить? Боюсь, что из этого ничего не получится. Е. Н. Белов: — Нынешнее состояние медицины очень тре вожное. Если мы, с нашей ба зой и кадрами, и ряд больниц,' подобных нам, можем выжить сучка и\ задоринки. На авось
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz