Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
ЛГ-3: спор продолжается • страницы доблести и славы 31 м ар та 1 9 9 3 г . Б у ^ - \ ^ & н г № 63 (3 7 7 ЧИТАТЕЛЬ - ЧИТАТЕЛЮ Можно сколько угодно писать в каждом номере газеты, что точка зрения редакции не всегда сов падает с точкой зрения авторов конкретных ма териалов. Но тем не ме нее срабатывает прежний стереотип: раз опублико вано — значит, редакция ц е л и ком и полнос тью "одобряет и лодд ерж и - вает". Вот и на этот раз в связи с публикацией статьи И. К ун гурова Неопризрак или декора ция? '^ Г Л Г " , № 2 6 , 9 0 2 .9 3 г . ) в редакцию п р и ш л и десятки возму щенных писем: дескать, как такой пасквиль мог появиться на ее страни цах. При этом некоторые читатели никак не хотят согласиться с тем , что долг газеты — отражать всю палитру мнений, су ществующих в обществе. Е с те с тв е н н о , не теряя при этом своего лица. От того, что мы отка жем в публикации ярому антикоммунисту или яро му демократу и их оппо нентам, противоборство в общ ес тве не снизится , но, возможно, эти публи кации помогут сторонам лучше понять аргументы друг друга. О чем свидетельству ют о ткл и ки липч ан на статью Кунгурова? Преж де всего о том, что люди не п р и ем лю т к р ай н ей точки зрения, в данном случае антикоммунизма. Липчане сравнивают, со поставляют и делают вы воды не в пользу точки зрения Кунгурова. Не по ступило ни одного пись ма, в котором содержа лась хотя бы косвенная поддержка его позиции. "Эта песня не нова", — пишет, например, А. Га нин и продолжает далее: "именно антикоммунизм, исповедуемый "демокра т а м и " , довел вели кую д ерж ав у до развала , а народ д о нищеты. Навя занный народу капита лизм стал питательной средой преступного ми р а . В с ко р е мы буд ем жить по закону джунглей. Разрушителям социализ ма с /5 -л е тн е й историей н евдом ек , что рубль и рынок никогда не станут смыслом жизни челове ка. Человеку нужны ве ликие идеи. Именно та кой идеен и была комму нистическая. И за ней — будущее. Антикоммунизм — это философия разру шителей. Он не найдет отклика в народе". Схо жую точку зрения выска зывают Г. Щ елоков , 3 . Давыдова и десятки дру гих липчан. С некоторыми из писем вы и познако митесь се годня в этой подборке._________________ БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ Журйадасты "ЛГ"! Если вы действительно стоите на пози циях объективности, то, предоставив слово Кунгурову, вы дол жны дать слово и мне. Статью "Неопризрак или. декорация?" нельзя читать без отвращений, хотя я не был ни партфункци— онером, ни паразитом. Сплошь злопыхательство и ни одного факта. "Запрет компартии был необходим”, — вещает Кунгуров, хотя перед этим утверждает, что это был "запрет компартии, сросшейся с государством и обществом". Именно, в силу этой причины, запрет КПСС был абсурдом: рухнуло государство. Д а, изначально КПСС была создана как партия рабочих и в интересах трудового народа, а не партфункционеров. И задолго до рождения И. Кунгурова коммунисты габли на каторгах и в тюрьмах, чтобы сегод 1 гяшний их злопыхатеш, мог грамотно во з^ водить на них покле^ш. "Свою задачу она успешно выпошппга в период революции И 1 раждан;ской войны", ... пшпет И. Кугт- гуров. ,Не только. По и в период послереволюционной и по— . слевоенной разрух, и в Ве 1 гикую Отечествешгую войну и после. Спасла мир от. фашизма. Спасла ценой гибели миллионов ком - мунисгов. И стыдно шювстать на тех, чьими телами устлан путь от Москвы до Берлина. Опиралась партия всегда на народ, а не на "плывун низов", и предали ее верхи, а не низы - - не надо вносить путаницу. Это нынешняя президентская власть опирается на "плывун гш— зов" — коррумпированные круги, хапуг, спекулянтов, которые никогда не пожергвуют собой во имя своего народа. Партия сейчас рассчитывает не на "мшшион коммунистов", а на поддержку всего трудового народа. Разве стали не нужны бесплатное здравоохранение, образование, жилье, пенсионное обеспечение, продукты питания по достултным ценам? Стоило уйти КПСС , как все социагшные институты превратились в во ровские малины, где властвуют времешцики, мечтающие на жилься и удрать за рубеж. Кушуров упрекает партию за то, что в нее принимали знат ных чабанов и доярок. А что тут плохого? Не агжашей же и воров бьшо принимать в. партшо. И через добросовеспгых людей КПСС проводила свою политику. В шттересах парода, а не хапуг и спекуляхстов, как это делает "комащта Ельцина”, для которой расплатой в ее играх служат жизни россиян: смертность пре высила рождаемость. При КПСС такого не бьшо. "Работать, умирать, побеждать", ес.ли для Родины — разве эго плохо? Неужели лучше пьянствовать, блудить, воровать? Что касается "фронтов и ГУЛАГА", то эго не "прямые жер твы” не менее "прямой линии партии", а жертвы искажений линии партии аваштаристами, пробиравпгимися время от вре мени в верхушку партии. Кстати, сами коммунисты и бьши в числе самых многочислегпгых "жертв фронтов и ГУЛАГА". Не надо бы кривить душой перед прогшшгм. "Над ранами смеяться может тот, кто сам ни разу не бьнг рагген"., —' писал Шота ■-Руставезш. "Что же хочет бывшая КПСС сегодня?" Во-первых , лге бывшая, а настоящая. Во—вторых, многого хочет: восстанов- легтигг промышленности, сельского хозяйства, сохранения соци альных завоеваний народа, чтобы каждый, будучи сытьгм, обу тым и одетым, не тревожился за завтрашний день. Чтобы не было престугшости и дураков у власти. Думаю, что этого хочет , и народ. Так что у<коммунистов большая социальная база. Н е - 'Гфвидагг: КПСС лишь спегдшянты, дельцы, "ггрихватизаторы". ; "С поразитегшной легкостыо КПСС перестала сутцествовать". Не перестала и ие перестанет! Огга существует. И будет суще ствовать. Коммунисты были и будут со своей страиой. Насто.. ящие коммунисты, но не "лучгиие немцы”. А. ПОЛОСИН, депутат Липецкого горсовета. С б о л ь н о й г о л о в ы . . . и. Кунгуров простршпго излил свои чувства в адрес КПСС громкими и безапелляггионшлми фразами, взятыми напрокат из "демократиче ской" печати. Автор недоволен решешгем К о н - ституциогшого суда, давшим возможность воз родить первичные парторганизации. Далее он утверждает, что "сейчас коммунисты возлагают все свои провалы и крах КПСС исключительно на Горбачева и Елыдина. Но так ли это?" Пет, не так. Мы гневно осуждаем всех предателей партии, подобных А. Яковлеву, бывшему пар тийному идеологу, мы осуждаем Политбюро КПСС и всех, кто зггоупотреблял доверием 17 с половиной мюшиомов коммунистов, нажи вался за их счет. Что касается 1'орбачева, то он п р е в з ош е л в сех своих п р едш е с т в е н н и к о в , окогяатеггьно потергш чувство стыда. Только за дворец в Форосе бьшо уплачено свыше 120 млн. рублей. По- сравнению с ним царская Ливадия кажется лачугой. Говорят, дурной пример за— в пазителен. Не теряются и сегодняшние "демок— киты", скуп ая за б есц ено к государственное имущество. Сегодня, когда "демогфаты" строят капита лизм , социальное расслоеггие в России достигло небьшалых размеров. Более 70,шроценгов на селения проживает за чертой оедности, а 32 милзшона пенсионеров и малоимущих превра щ ены в нищих. Зато кучка би зн есм еяов -сп е— куггянгов купается в роскоши, устилая деньгами столы в рестораггах. Кунгуров называет идеологическую работу партии "фашиств}ющим коммунизмом”. По звольте ие согласиться. Партия опиралась на пршгцип: "Человек человеку — друг, товарищ и брат". И он воплощался в СССР , где люди разных национальностей жили в дружбе и ‘вза имоп он им ан и и . С егодн я же мы живем по принципу "Человек человеку волк". Во хшогих странах СНГ льется кровь, тысячи \'битых, ты сячи беже!щев и в первую очередь россиян. Задумывался ли К уш уров над причиной этого страшного бедствия? Судя по его статье, нет. Вспомните первый всенародный референ дум и его результат — сохранить СССР. Но во^ш народа была попрана в Беловежской пуще, и единая страна распались. Теперь разрушается Россия. Нас готовят на роль рабов в так на зываемое общеевропейское содружество, а Рос сию на- роль колонии. Результаты сегодняшнего "демократическо го" правления налицо. По итогам 1992 года не когда процветающая Липецкая область отбро шена на десятилетия назад. Во многих районах области, в том числе и Задонском, где живет Кушуров, оказались неубранными целые план тации крупяных и овощных культур, картофеля, сахарной свеклы. В районе объем предстоящих полевых работ на 60 процентов вьппе прошло годних. Так при чем же здесь коммунисты, на ко торых вы сваливаете все беды "демократов"? Д . КАМЫШНИКОВ, г. Липецк. к СВЕТЛЕЕ СТАЛО НА ДУШЕ Пишет вам пенсионерка, ■уартии коммунистов не со стояла (считала, что не до стойна). Но как-то светлее стало на душе, когда узнала, что она есть, она живет и ра ботает. Прй социализме лю- Н К ; на предприятиях. Теперь нам втолковывают, что государ- ----- нас обирало, зато сей- когда не на что купить , ___л, надо полагать, мы об лагодетельствованы. Дона шиваем "брежневское". . Люди все видят и пони мают. Раньше цены на все были символические, хоть и не получали большие тысячи, но и 130 рублей хватало на все нужды. Из конца в конец ночью город можно было пройти —никто не тронет, не обидит, помогут, если что случится. А Теперь даже днем на садовый участок од ному страшно идти. Недавно на улице умер мужчина, ле жал более двух часов. Ни "Скорой помощи", ни маши ны из морга не могли до зваться. "Не нашего района", — так объясняли. Вот такие пироги, никому никто не ну жен. И это началось, как встали у "руля" те, кто пле вал в КПСС. Это надо же до-, думаться ,— развалить все, ничего не предложив взамен! Я, как и многие, рада тому, что коммунисты выстояли. Мне бы хотелось материаль но помочь Коммунистической партии России из своих скромных средств. Укажите номер ее счета. Н. СОРОКИНА. СРОСЛИСЬ с... АМЕРИКОЙ Я, как и вы, господин Кунгуров, беспартийная. Не знаю, какого вы возраста, но я — уже "ветеран труда" и знаю' жизнь не понаслышке. Сейчас модно охаивать' наше прошлое, особенно 70 лет Советской власти, даже революцию 1917 года коё -кто счи тает ошибкой. Жаль, что у нас не принято вести семейных родословных. Если бы они были в каждой семье, то мы лучше бы знали свое прошлое. Так вот, мои предки жили в деревне. Были середняками, но своего хлеба зачастую'не хватало до нового урожая, и приходилось подмешивать мякину и лебеду. До революции и первое десятилетие после нее носили одежду из домотканого полотна и лапти. Но потом начались в стране великие стройки, одна пятилетка за, другой и жить стало легче. И сделано это было под руководством той самой КПСС, запрет которой Кунгуров приветствует. Вот Вы, Кунгуров,- пишете, что КПСС срослась с госу дарством и обществом. А ведь нынешние власти срослись с... Америкой и еще кое с кем... Ведь сообщалось, что воз буждено 3 тысячи уголовных дел на коррумпированных вы сших чиновников. Но я отвлв|д 1 ась. Советский народ понимал, что строит он для себя и для своих детей. Власть, которую вы ругаете, дала людям бесплатное образование, медицинское обслу живание, жилье. Трудящиеся отдыхали в домах отдыха и са наториях. государство оплачивало больничные листы, жен щины могли воспитывать новорожденного с сохранением ра бочего места. А что сейчас нам готовят "демократические" вожди? совать,, . . _ . _________ _______ ^ ................... хочешь лечиться — плати. Захотелось тебе отдохнуть на при роде — не получится, ибо земля будет частной и хозяин тебя в лес не пустит. И хорошо, что компартия возрождается вновь.. Сейчас в стране многопартийность, и победит та партия, которая бу дет на деле выражать интересы трудящихся. За ней и пойдет народ. СИЛОЙ ВЕРИТЬ НЕ ЗАСТАВИШЬ... Прочитал статью И. Кун— гурова "Неопршрак или деко рация?" ("Л Г ", .Чо 26, от 9 февраля), и на душе досадно, грустно. Много жестких, неприят ных, но правдивых слов сказал о бьшшей партии коммунистов И . Кунгуров. Но не только он вцдит и п овш ает глубину и ка тастрофичность допущенных опшбок. Знают и думают о них и те, кто восстанавливает свое членство, и те , кто впервые вступает в партию коммунистов. И именно этот фактор является залогом того, что прежнего об личья у партии уже быть не может. Гнилые плоды не дадут всходов. А вот, говоря о КПСС , из девательски брать в кавычки фразу "заптитница интересов трудящихся" не стоило бы. Еще предстоит осознать, что низкие цены на хлеб, сахар, молоко, масло и колбасу как раз и бы ли в интересах трудящихся , причем без всяких кавьпек. В защиту же "дьявольской" вдеологии у меня два довода. В первую очередь необхо димо определиться с ответст венностью идеи за методы дей ствий ее сторонников. К истин ным ценностям, которые "от жизни, а не от лукавого", бес спорно могут быть отнесены д уховны е , вечные ценности п равослави я . "Н е убий!", а сколько крови было щюлито во имя торжества истины веры Христовой! Сколько невинньк ж ертв сожж ено на к острах Любая вера, как и идея, ж и в ет в душах лю дских , и вполне естественно, что методы ее реализации соответствуют уровню культуры и нравствен ности человеческого общества. Идея Христа, как и идея коммунизма, не виновата в том, что костры и меч, винтов - г а и маузер, т . е. атрибуты на силия бьши основным аргумен том сторон. Очень тонкий ин теллектуальный слой отделяет человека от животного мира, в котором правит сила, и поэтому основным достижением духов ного развития можно считать отказ от насилия. Христианство к этому пришло раньше. Идея коммунизма подходит сейчас. Силой нельзя заставить любить. Силой нельзя заставить верить. Насилие может привести куда угодно, но только не к комму низму. Так давайте же не будем наводить тень на плетень и со гласимся, что страшная цена заплачена за ошибки людские, а светлая идея о свободе, брат стве, социальном равенстве не несет ответственности за эти ошибьщ и не стала и з - з а них хуже. Шепокон веков стремле ние к справедливости, а значит, и социальному равенству в пер вую очередь овладевало душами наиболее нравствениьсх, благо— родньк и честных людей, ко торые вопреки интересам жи вота своего выходили на Се— натекую плопщдь, шли в народ, неся ему свет образованности, гремели кандалами на каторгах. Какие духовные ценности мо 1 ут быть протавопоставлены тем , что перечислены выше? Что же не "от лукавого"? П ат риотизм? Любовь к Отчизне? Любовь к своему народу? Эти святые чувства не противостб— ят, а, наоборот, являются ба зой для мечты о свободе и со— Вердикт, вынесенный исто рией, подтверждает одну истину — никакие запреты, преследо вания и гонения, никакая ложь не в состоянии вытравить из души че ловеческой мечту о справедливости и счастье. В жизни много грязи, страданий и лишений, и никто не вправе и не в силах отнять у человече-^ ства надежду на свет в конце туннеля, какой бы призрачной она ни казалась. Б. ФИЛАТОВ, член Коммунистической партии Российской Федерации. Из истории Липецкого авйагарнизона ГДЕ Н А Ч И Н А Е Т С Я Н Е Б О . Уважаемые читатели! Очевидно, большинству из вас извёстно, что в Липецке существует Центр подготовки военных летчиков. Долгие годы о нем практически не писали, а если и упоминали на страницах печати, то под осторожным псевдонимом местный гарнизон". И лишь совсем недавно, в День защитников Отечества, журналист М. Лыткин рассказал оо этом подразделении Военно-Воз- дущных Сил страны в репортаже "Боги живут на земле". В публикации подчеркивалось, что нынещний год —четырежды юбилейный для Центра. Исполняется 75 лет со времени размещения в Липецке дивизиона тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец". Это — юбилеи первый. Юбилей второй — 70-летие открытия второй Высшей школы красных военных летчиков. Юбилей третий — бО-летие с начала деятельности высшей летно-тактической школы ВВС Красной Армии. И юбилеи четвертый — 40-летие образования Центра подготовки летчиков. Поэтому совершенно логично более подробно рассказать о так называемом "местном гарнизоне", имеющем богатую и славную историю, свои замечательные традиции, в четырех<ды юбилейном году. Очерки, предложенные нам для публикации подполковником Владимиром Семеновичем МАСЛИКОВЫМ, рас- сказь 1 вают не только о липецких авиаторах, но и о развитии отечественной военной авиации после октябрьского периода (1918—1933 годы). Основанные на богатёйшем архивном материале, они прав диво, объективно и точно воссоздают дух и особенности прошлого страны. Прочитав их, вы согласи тесь с тем, что Липецк — это город, прославленный не только металлургами, тракторостроителями и просто строителями. Липецк славен еще и тем, что он — город авиаторов, что именно в нем служили многие выдающиеся люди — герои Великой Отечественной, летчики-космонавты, вице-президент Российской Федерации А. В. Руцкой. Редакция "ЛГ" надеется, что очерки истории Липецкого авиагарнизона будут интересны всем чи тателям — молодым и пожилым, горожанам и сельчанам. С благодарностью примем как отклики на них, так и воспоминания авиаторов-ветеранов. Начало истории военной авиации в городе связано с былин ным русским богатырем. Его имя носили первые в мире само леты—гиганты, базировавшиеся в Липецке в годы гражданской войны. Но сначала подробггее о самом самолете. Первый ч е ты - рехмоторгшй воздушный корабль "Илья Муромец" был построен в Петербурге гга Русско -Балтийском вагонном заводе в октябре 1913 года. Его конструктор инженер И. Н. Сикорский перед этим создал два вертолета, самолеты "Еранд" и "Русский витязь". Проб ный полет 24 декабря зхзго же П)да выполнял сам авиаконструк тор. Всего на протяжении 1914—1918 гг.'-построили 79 самолетов данного типа ра.здичных молификащш . "Илья Муромец" стал предметом законной гордости ог-ечествешюй авиации. Он; обес печил приоритет России в -области конструкции многомоторных самолетов, их воорркения, оборудования и боевого применения. О "муромце" в прессе тех лет писади, что "по крыльям его могут ходить во время полета люди, гшсколько ие нарушая этим рав новесие аппарата. Остановка даже двух'моторов не ггаставляет еще агшарат непремешю спуститься. Он может 1 гродолжать полет даже с двумя работаюгцими моторами". Богагырскагг мощь "Ильи Муромца" в поггную силу прогшилась в первую мировую, войну. До него на самоЛеты вомагагшеь в основном вспомогательные функции: во.здушная разведка и связь, корректировка огня артиллерии. Многократный количественный прирост возможностей нового самолета привел к качественному скачку: впервые в военном деле авиаторы стали действовать са мостоятельно'. В декабре 1914 года ия российском воздушном флоте была создана, а с февраля следующего года; иачгша боевую работу эскадра воздушных кораблей "Илья Муромец". Начальни ком эскадры „был назначен генерал-майор М. В. ЛПищговский, его помощником профессор В. Ф. Найденов. Первоначально она состояла из десяти боевых и двух учебных воздушных кораблей. К лету 1916—го эскадра имела двадцать тяжелых и тридцать легких самолетов, около полутора тысяч специалистов, собственные службы обеспечения полетов и ’ боевой деятельности. Это было гтервое в мире соединение стратегической авиации. Вначале ко рабли эскадры расгтолагались на аэродроме Яблониы под Вар шавой, затем недалеко от Пскова. К 1917 году основнагг часть самолетов передислоцировалась в район Вштницы. В конце гюда большинство офицеров, не поддержав Октябрьскую революцию, покинуло эскадру. С фронта по домам разошлись многие мото ристы. В начале 1918 года в результате гшетуггления гермагтеких войск район ба.зировагтия эскадргл бызг занят, а ее имущество расхищено. Удалось сохранить лишь несколько воздушных к о раблей. - На Русскр- Балтийском заводе из оставшихся материалов уд а - ггось возобновить сборку "муромцев". 13 течение 1918 года по строено одиннадцать самолетов модели Г—3. Первые три из них по желеАгой дороге бьши доставлены весной в Нижний Новгород и стали оегговой Северной гругшьг воздушных кораб.пей. Возгла вил ее один из лучших летчиков—инструкторов бьшшей Гат чинской летной школы А. В. Панкратьев. Главным командова нием РККА 1 июня бглл издан ггриказ "О воссоздаггйи эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец" на базе старой русской эс кадры", а 23 июли объявлегш ее штаты. Это бглло авиационное соединение учебно—боевого назначения, состоявшее из управле ния, двух боевых отргщов, имевших по два во.здушных корабля, учебно—тренировочного отряда, научно—испытательной части, огряда легких аэронланов-исгребителей , авиаремонтгшгх мастер ских, метеорологической станции, фотографического и топогра фического кабинетов. Численность личггого состава эскадры до ходила до 470 человек. Начальником был назначен 1%. С. Башко, гюддержарший в числе немногих летчиков старой эскадры/ Октябрьскую револю цию. Всего лишь, два эпизода из его богатой собтлтиями биогра фии. В начале 1917 года капитан Башко на самолете "Илья Му ромец" установил мировой рекорд(, поднявшись ш высоту 5200 м. И эта высота не была пределом: подъ ем был нрекращен и з - з а кислородного голоданигг экипажа. 21 февраля 1918—го им была предпринята попытка спасти возщтпный корабль от наступавших г-ермаиских войск с аэродрома Стеньково. Но из -за неблагоп риятной погоды самолет обледенел и п р и вьшуждегшой посадке получил повреждения. Отбзтссировав его на аэродром, немцы за ставили летчика заниматься восстановлением. На четвертый день, закончив ремонт, Башко вместе с тремя помогавшими ему и о - лягсами '.гапустил моторы и на глазах у ,опегдивгпих, охранников благополучно взлетел... Вскоре эскадра перебазировалась в Лииегдк. Аэродромом стала ровггая гшощадка городского ипподрома, шготное дерновое по крытие которой позволяло проводить полеты гграктически круг лый год. Весьма кста±и '«казались и пустующие поблизости по мещения бгявшего вишгого казенного склада. В областном госу - дарствешюм архиве имеется документ, датировагшый 5 ноября 1918 года. В нем начальник эскадры И. С. Башгео просил пре зидиум Липецкого совдепа дать распорггжение о выдаче имуще ства для оборудования канцелярии. . Наш прославггенный земляк, одигг из первых Героев Совет ского Союза, М. В. Водопьянов в своих воспоминаниях писал о переполохе, вызванном появлением в липецком небе самолета "Илья Муромец": "Старухи выбежали из домов с криком: "Конец миру пришел! Нечистая сила летит!" В это же время более опыт— ш, 1 е наблюдатели -- бывшие солдаты - - :шметш 1 и , что от самолета отделяются к аки е -то предметы, и живо скомандовали: "Бомба! Ложись!" Началась иастояшая лаггика. Люди лежат, .здмерли и ждут, кто "коггца света", кто взрыва. Наконец гсго-то из бывалг> 1 Х соЦцат, заметив место, куда сброшена "бомба", осторожно подполз 1. "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ к ней. Он обггаружил пакет с бумагами, .эхо была гтачка листовок с призывом молодого Советского правительства па борьбу с бе логвардейцами". Даггее Михаил Василг.ев 1 тч писал, что, побывав в городе и посмотрев на самолет поближе, он решил доб 1 Юволыто вступить в Красную Армию и добился направления в дивизион воздушных кораблей. В воспоминаниях Водопышова упомшга— ются фамилии многих авиаторов, с которыми ему пришлось слу жить в годы гражданской войны. Особегию тепло он отзывался о механике Ф. Г. Шкудове, оКагившем ему большую помощь на псрвгдх гторах и ставшем впоследствии одним из комагщиров ко раблей "Илт>я Муромец". В областном центре документации но вейшей истории хранится протокол собрания Липецкой органи зации ВК11(б) от 19 марта 1919 года, в котором среди принятых в партию авиаторов указан Шкуяов. В конце 1918—го эскадра была преобразована в дивизион воз - душньгх кораблей, нспосредствеиио подчинявшийся Полевому управленшо авиации и воздухогшав^ния, Комаг-щиром дивизиона стал опытный летчик В. М. Ремезюк, окоштивший Севастополь— сгсую летную школу. После Октябрьской революции участвовал в подавлении мятежа курудаая крглмсгсих татар. С января по ап рель 1918—го был начальником авиации Крыма. После окончания гражданской войны Ремезюка назначили первым начальником Борисоглебской леттюй школы. Начало успешных боевых действий дивизиона воздушных ко раблей связано с участием в разгроме Донского конного корпуса геиерая—лейтенанта К. К. Мамогаова и 3—го когшого корпуса генерал-лейтенанта А. Г. Ш:куро. Белая конница, прорвав 10 ав густа 1919 года южный фронт, начала рейд по тылам Красной Армии на территории 'Т амбовской и Воронежской губерний. 31 августа был з аш т Елец, а 6 .сентября — Грязи. Первыми начали наносить удары с воздуха корабли под командованием красных военлетов В. А. Романова и А. Насонова. "Илья Муромец" бьйт настоящей воздушной крепостью. Он подгшмал до двадцати пудов бомб, на нем устанавливались три пулемета. Были на вооружении и металлические стрелы, которые, падая с душераздирающим визгом, пробивали насквозь всадника с конем. Почти в каждый боевой вылет "муромцы" брали^с собой не менее пуда листовок. . Благодаря подышенной живучести, самолеты благополучно воз вращались домой, если даже получали десятки пулевых и оско лочных пробоин. В отличие от легких аэропланов, тяжелые ко рабли уходили на сто и более километров, ведя воздушную раз ведку и нанося удары по противнику. , В конце августа, когда боевые действия п р и б т з и л и с ь непос— .. редственно к Липецку, управление и вспомогательные подразде ления дивизиона перебазировались сначала в Белев, а затем окончательной базой стал Сарапул. Боевые отряды, в состав ко торых уже входило три "муромца'' и один -д ва легких самолета, продолжагш свою деятельность непосредственно на фронте. Б о евые задавд выполнялись чаще всего одиночными самолетами, иногда в составе двух—трех кораблей. Каждый экипаж воздушных кораблей представлял собой боевую единицу, способную дейст вовать и самостоятельно. В хорогпую погоду бомбардировщиков сопровождали иезребители. "Условия, в которых экипажи выпол няли боевые задата , бьши сложными. Работоспособность само летов по.щержквалась исключительно ремонтом, катастрофически не хватало запасных частей. Но самой острой была проблема горючего. Приходилось использовать различные суррогаты: "ка занскую смесь", спирт-сырец , газолин. Для того, чтобы запустить моторы на таком топливе, особенно зимой, требовались три—че тыре часа. Отряды часто перебазировались с одного места на другое. В таких случаях, как вспоминал М. В. Водопьянов, "к составу прикрезшялся па.ровоз, и "воздушный поезд" отправлялся на новую "позицию". Он останавливался недалеко от станции, около ровного поля, и сюда перелетали наши воздушные к ор аб - ли... В старых деревянных вагонах "третьего класса" жили крас ноармейцы, мотористы, механики. В двух мягких вагонах квар тировали летчики и разместился пггаб". После перебазирования в Сарапул штатная численность ди— вЦзиона увеличилась до 750 человек 'и в него входили три огряда. Два из них как автономные подразделения участвовали в боях на Западном и Южном фронтах, а третий действовал в интересах Восточного фронха.''После окончания гражданской войны диви зион обеспечивал перв^то в стране почтово—пассажирскую лшгию М осква-Харьков. В 1922 го,а>' из за окончательного износа м а териальной части дивизион был ликвидирован. Его имущество, в том числе четыре воздушнгдх корабля, было передано в Высшую школу во.здушного боя и бомбометания, созданную в Серпухове. Последний полет тяжелого корабля из славного семейства "му ромцев" состоялся в 1923 году. В Липецке же с той поры район окраины рядом со старень ким железнодорожным во!сзалом, где размещался дивизион воз душных кораблей "Илья Муромец" (нынешние улицы Космонав тов и Гагарина), стал называться "аэродромом". Отсюда начал развиваться авиационный гарнизон. Этому., способствовало мес торасположение города: цензр Европейской части России, лесо степная местность е к он гин ешм ьны м климатом, наличие ж е лезной дороги и промышленности. Немалое значение имело т ак же благожелательное отношение с первых и до сегодняшних дней к воешшм авиаторам липчан, уездного, а затем и обгастного руководства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz