Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)

ЛГ-2: театр — будни и праздники 27 марта 1993 г. № 61 (375) I Экзамен на, звание народного другом ^видеть с е б я ^ Для кого-то нынешний День театра — просто обыгтый ■уббо'гнии день, ;п 1 я кого-'П) — праздник во славу сценического ■скусства. Д ' 1 я нас же этот праздник совпа .1 с серьезнейшим ■кзаменом. Нашему театру предстоит в очередной раз жшдищать пванис народного. Конечно, волнуемся. Репетируем ежедневно, ведь все актеры рабогакгг — медсестрами, электриками и далее. Но — выкраиваитг время лкчбимого занятия. Каждый вечер — но нескольку часов. Позади — месяцы . таб^угы, при удачных, на мой взгляд, спектаклях, несколько рншктовок.,. В целом, считаю, к зггщите мы готовы. Но все ивно волнуемся. ^ I Понять режиссер;! Елену Пахомову несложно. За последние юд-нолтора труппа Чаплыгинского народного театра обновилась 1 СМ наполовину, а такой процесс не бывает гладким профессион!!льных коллективах. Но я видел эту мо- на сцене — и, не кривя душой, успокаив!по Пахомову: Доля риска есть всегда и во вссм^ а уж тем более искусстве. Но ведь в комиссии будут профессионалы, люди, [онимаюшие нс только искусство, но и зрителя, умеющие ■видеть сцену его глазгши. его сердцем, всх;принять игру ^ тсро в . Контакт ^со зри'ге; 1 ем — ваш козырь. Г — Зритель... — рздыхаст Лена. — Боже, как помогает ктсру вдумчивый, внимательный зритель! ^идишь в зг!лс глаж! '■■'ОГО человека, ре;1гирук’1щего на каждый твой жест, каждую онацию — и словно крьшья вырастакп'. Жаль, редко его сть приходится.. Ну, устроим мы праздник души — новый кгакль покажем, раз в полгода. А потом? Сновг! в эту каморку под сценой? Да мы же здесь, как в консервной КС. в собственном соку адримся! Ребятам, да и мне тоже, |)чстся пое.здить, посмотреть на работу других коллективов, бя показгдть, а 1 'де взять хотя бы бензин для поездки? Да, когда режиссер вместо нк^ансов будущего спектакля |ужден обдумывгггь, где взять бензин, — мало, хорошего, уж таков;! жизнь. Подобные проблемы встакп' перед каждым недеятельным ко 1 Ллективом, не имеющим богатот спонсора и шим .замыкаться в своей ”конссрвной банке'’. Утешение ! 0 ; молодые, полные энергии и замыслов !т1эни и — основа труппы — еще не чувствуитг замкнупххти, уже зг 1 мети/ 1 а режиссер. Для многих предск)ящая ■щит;| — псрв; 1 н в их творческой жизни, готовятся они | 10 хновенно, с подъемом. Они верят в себя — это уже мало. Они верят в друзей — потому что на сцене и в 13НИ они действительно друзья. — Может. ,этч) звучи'г несколько несовременно, но с лк 1 бым труппы я пошла бы в разведку. — сказгш;!' однажды Е. — Мы уже не представляем себе жизни без театра, — 4 слова я слышсЩ и егг старосты трушты Елены Языковой, от других, и каждый раз .эго быв; 1 ло ска;зано так,> что ■мнений в искренн(к:' 1 'и не оставтиюсь. ■ Но главное — этх) сцена. Ты можешь быть прекргГс'нейшим И^зовеком, искренним 1 ^ 'интересным. Но если ты ' не таков сцене — ты не актер. Тоня Обухова — очаров;!- ■ль'но-легкомыслеииая героиня в "Трехгрошовой опере” Б. Брех- П и Старух;! в '"Старухе и смер' 1 'и” Р. Бредбери — одинаково ■едительна в обеих ролях. Легкая, интригующе язвительная Щ!рина Мариночкина, опытный Анатчмий Медведев... Практически ' Ч каждом из труппы можно сказдть добрею слово. Т — Есть у меня мечта, — признзю'гся Лена, — поставить ’ Юлиу Эдлиса "Сочельник”. Изумизюльной глубины слова ! ней Первсювященник Учителю: "Всю жизнь я шел I этому, и только сейчас • понял: самая главная ззшоведь — ом видеть себя, в себе видеть других’’. Понимаезе. человек, обр;13но говоря, состоит но только .из себя, из других лкздей, из всего, что происходит вокруг, что воплоишстся в его делах и мыслях. Если в нем ■что-то плохое — и я винов;!та в этом, ведь и я в , и во мне есть что-то хорошее — в этом ззюлуга воплотился во- МНС. Мир един, все. что вокруг, ' — и; 1 ми. В каждом спектакле мы стараемся подвести ; такой мысли. И если нам это хоть как-то удается г, работаем не напрасно. А. АНДРЕЕВ, соб. корр. ”ЛГ”. Театр просит помощи ожидании 1 ,орогих гостей I Об ; 1 ктерекой профессии воспхзрженно и наивно мечтакуг елецкие м;!льчишки и девчонки. Но д!!же если она ■ становится их ^дьбой . от своей мечты они нс отказыв; 1 ются. 1 !х:ушествлять ее в Ельце уже. 3.3 года помогает народный I Он пришел на смену профессион;тьному, известному в тс ■ы в 1’оссии, который в конце 40-х годов покинул стены ■ красного старинного здания, разбросав актеров по белу " гу . Однако несколько человек остались в городе, организовали ■5итс/1ьский коллектив, и он то рос, то умир;!л, то воз- ■сдался вновь. ’ , ^ Сегодня в небольшой комнате, отведенной народному чхдпру, обшарпанной мебели и стен с разорвзшными езбоямй, многочисленные ; 1 фиши минувших лег, сцены из спек- й Розова, Арбузова. Чехов;!, остав!!енные на фотоснимках. 1ы говорим с режиссером Н. В. Каз; 1 зуек)й !!сред репе- :й, назначенной, к! 1 к всегда, на 18 ч;!сов, — к этому ;ни !!ридут ! 10 С!!е р; 1 боты и учебы все 25 ;!ктсров. Говорим ■буднях труп! 1 ы, в ко'горую 3!! !!(ю;!едние годы вдохнула ) жизнь Надежда В;!димовна. Но н;!ш разговор !юлуч;!ется Поймав- мой взп!яд на новой ;!фише — "Эрдман, на”, — она с горечью обронил;!: "Вот еще один к гакль уйдет ! 1 рактически в никуж!. В апреле покажем его ' н комиссией, !!Одтверждая звание народного, 1!сггом р;13-другой ■ ■ ку.тьтуры — и все”. ТО !!р; 1 вд;!. Так было с чеховскими спектаклями в годы. П 1 ютав.'!енные добротно, они !ючти не дошли ■ зрителя, !!0'!Х!Му ЧТО Дому ку;!ЬТурЬ! в его пр0цветс1!(!щей ■!Сте выгоднее проводихь дискотеки и !!рочие денежные Х)приятия. А выехать со С!!ектаклем в сельский к/!уб Ш!и ■!низов;!ть творческий обмен по области 1 ’е; 1 тру недосту!!но " ............... него ни ко! 1 СЙки. Правда, в Ельце он иногда ■!зываст свои работы в Доме !|рестарелых и в некопхзрых шовых каь!ектив; 1 х. Вот и вее "гастроли”. ■Елецкий те!!тр не готовит легковесные зрелишд, он !!ред- ■!ет вещи серьезные. треЧтующие работы ума и сердш!. И А ры В. Завгородний, В. Зуев, М. Зяблинский, В. Пономарев, ИГорячев;!, О. Бабичева и другие 01 тачива!от свое мастерство, " рельефные образы, д(ютиган 1 т искусство у!юрным тру- ■Им бы небольшуго 1 !омощь — их бы многие з; 1 метигги, ■рили, поддерж;!ли. Ну, " стюмамм решакпея в шькп', ! 1 ерекраива!от. несут из дома. вы!!рашивают у мых. И хорошо, ес!!и наша эпоха на сцене, а если или 19-й нек? Тогда хвг!!ается з;! голову !!режде режиссер;! И)жник в. Зацепина. 1Прошлой (;к:ень!о ко.адектив, отмечая свое 33-летие, пригласил ■те ; 1 тр; 1 льную гостииуго"’ 0 !Цов города, руководите;!ей !!ред- " бизнесменов. Сценарием .задумывгшось !!оказ;!ть обр;!з ■просто очень бедного тс;!тра, но стара/!ись актеры на 1 !р;!сно: ■сренолнеином яиле самых ожидаемых, дорогих гостей не ■г. Правда, Н;щсжда В;!димовна выгц!ак;и!а для своих ак- Вв-бессребрсников !!о одной каждому 1 !рсмии хоть з;! всю Вручили им !Ю .“ЮО рублей, ровно столько, ско;!ько ла и каждая участница ;!Стнего фестивгыя, промарширов; 1 в ■десять минут по главной плошгщи город;!. На кост!Омы ^тив;ь' 1 ьнь!х” ' девочек затр;!ти; 1 и десятки тысяч рублей, они • Щсегодня висят, пылятся, иски — нс хочу. 1 И в Ельце фильм по Достчювскому ”Мад 1 ьчики”. . и кост!Омы ! 1 сриод;! царской России после съемок Инепадобнсють!о сожгли. Никто не вс!юмнил о. народном ! р; 1 зу не .здходил ра.зговор о нем на згюед^иях малого [министр;!Тивного Сове'гов, где щедро финанотругот зару- ■ 1!0СЗДКИ й'ГСЦКИХ р!1ор1сменов (хотя никто не против, есть Рсюсии :здшища 1 ОТ'), где сггстегив; 1 ли немалые суммы ■ проведение гр;!ндиозных ! 1 раздников, зачастую — чтобы " 1 ь в гла;з;!. Вот' и выходит, что никому сегодня ■ дела до того, посмотрели ли дети в Ельце "Дюймовочку”, Арослыс — чеховский спектаюль... Т. ФЕДЮКИНА, соб. корр. ”ЛГ”. СПЕКТАКЛЬ ПРОСТО ЗЙДЕРЖИОЙЕТСИ Обещанного "выпускного” спектакля в Задонске сегод- , увы, не будет. Неожи­ данно заболел режиссер, надо еще поставить финаль- ) сцену и поработать г музыкой. Но прем 1 юра I равно рано или п о з д н о I стоится —- все 22 .занятых спектакле ! актера горят желанием представить на суд зрителей свою новую работу. Последняя, .по гоголевской "Женитьбе”, имела большой успех — два спектакля райцентре и семь на выезде. На этот раз выбрана трагикомедия Н. Эрдмана "Самоубийца". Написана < рубеже 20-х — 30-х годов, но актуальна и годня. Человек потерял ра­ боту и, не чувствуя твердой почвы под ногами, Тотов пойти на крайнюю меру. Причем, "доброжелатели” ге­ роя, толкая его к самоубий­ ству, стремятся заработать ^ этом дивиденды вплоть до самых "высокоидейных”. — Злободневнеють пьесы способствует созданию 01 мальной атмосферы на репе­ тициях, — говорит директор театра, она же, актриса 3 . ' Насонова. — Работа всем нравится, да и труппа по­ добралась хорошая, есть ко­ стяк, ветераны, есть и мо­ лодежь, десятиклассники. Хо­ тя подтверждать звание н: 1 - родного нам с каждым годом становится все труднее. Об­ щая ситуация в (Л’ечествеи- ном краю рикошетом бьет и по ;?адонскому' театру. Ак­ теры плохо одеть!, никуда не годится реквизит. Больной вопр<х: — отгутствие транс­ порта. В прошлом году .за­ горелся авт(х>ус Дома кул 1 >- туры, и гго этой причине .задонский театр — "невыез­ дной". Спонсоров же в рас­ терявшем многие из св(!их культурных традиций Задон­ ске найти невозможно. Но театр живет, в кол­ лективе царит творческий на­ строй, строятся планы на бу­ дущее. Так что название пьесы Н. 'Эрдмана к самому театру, как в нем уверены, никогда не будет иметь аб­ солютно никакого отношения. А. КОСЯКИН, соб. корр. ”ЛГ”. Ед 'ь комические актеры, страшно суетящиеся, подвижные, с массой ужимок и нелепых ходов (вспомним хотя бы Луи де Фюнеса). И ест 1 > комики, чьи персонажи очен!> спокойнь!, солид![Ь!. уверены в собственной правоте. Первый комик пот-ому и смеш(»н, что его герои постоянно, уморительно, нарочито смешно "выпа­ дают" из любой мало-мальски нормальной ситуации. Несуетящийся, вроде бы знающий себе цену комик смешон другим — несо­ ответствием между серьезн(К'Т1>ю его манер и тем, что он-таки на самом деле сбвеем не тот. за кого себя выдает. Столь — А может, вы Виталий Васильевич, не только просто комик и считаете себя акте­ ром, которого сковывают рам­ ки какого-либо амплуа? — Я не прочь сыграть Ар­ бенина, Отелло, но исключитель­ но... по радио. А выйцу я кемт нибудь из них на сцену — и сразу же ведь воскликнут: ну куда он, с его-то ростом, пре­ тся! Так что я — за амплуа, за то, чтобы каждый актер знал свое место, свой шесток, хоро­ шо работал; не стараясь само­ любиво, во что бы то ни стало преодолетьсобственное”притяже- ^ Тем не менее вы давно и по-прежнему убедительно играете нешуточную роль в спектакле по пьесе Семена Злотникова "Пришел мужчина к женщине”... — Да бросьте, ведь это ге­ рой далеко не в героическом смысле. Ну, какой настоящий ге­ рой будет терпеливо, проситель­ но томиться у двери, за которой его то ли ждет, то ли не ждет женщина? К настоящему герою женщины сами валом валят. — Но зато вы, народный артист России, один из ве­ дущих актеров Липецкого драмтеатра имени Льва Нико­ лаевича Толстого, с вашим тридцатилетним творческим стажем, можете, наверное, "заказать” постановку с по­ нравившейся вам, заветной для вас ролью? — А вы за,р!умь!вались, слу­ чайно, временно или нет в фойе, нашего театра отсутствуют тра­ диционные фотографии актеров, причем, расположежье по их рангу, званиям? Случайного тут, поверьте, нет. Для нашего худ­ рука Владимиру Михайловича Пахомова все едино, народный ты, любимец публики или без опыта и официального свиде­ тельства твоих достоинств... — Простите, я не раз слы­ шал, как Пахомов, обращаясь перед началом спектакля к публике, подчеркивал, что в нем играют замечательные, уникальные, удостоенные та­ ких-то званий артисты. — Так то перед публикой. А перед нами, во время репе­ тиций он обращает внимание совеем на другое. Мы для нега — рабочие лошадки, и тут для артиста, повёрьте, не кроется ничего обидного. На репетициях мы все равны, мы все вольны — вольны распоряжаться своими способностями; с мерой (Профес­ сиональной свободы, раскрепо­ щенности следовать указаниям режиссера. — Все-таки — как же с международной известности дают Москва, Петербург... Понимаю, понимаю. Да, меня приглашали в столичные' и питерские труппы. Та же Галина Волчек в ''Современник”, Да, там намного больше возможностей, чтобы твои роли не уходили в песок, не исчезали вместе со спектаклями, если те снимаются с репертуара. Там, в конце кон­ цов, есть киностудии. Однако я играю, работаю, живу в Липец­ ке, это моя среда, моя сфера, мой театр, и я его не поменяю НИ; да какой другой;; .Что же касается честолюбда, амбиций, я хочу, пожалуй, единственного. Вы бы подсказали Пахомову приоб­ рести для "театра вицеоаппара- — Крутицкого и Турусину в ”На всякого мудреца доволь­ но простоты” Островского. Или у вас внешность, дейст­ вительно, сугубо комическая, или вам на роду написано сыграть, вдобавок ко всему, Крутицкого? — Воплотить на сцеда этого смешного монстра, этого оскол­ ка империи было бы заманчиво. Но я, опять же,подожду, когда Крутицкий меня ’’найцет”... Меж­ ду нами говоря, то, что мой князь Абрезков. вызвал у вас несколько произвольные ассоци­ ации, — закономерно. Абрезков — не моя роль, я вынужденно и быстро ввелся на нее, и Лев Николаевич Толстой, да простят ролью, которую вам, возмож­ но, очень хочется сыграть? — Знаете, я не ищу ролей, роли сами меня ищут и находят, только поспевай играть. Я, на­ пример, бь!л твердо убеждён, что рано или поздно выйду на сцейу Шмагой в "Без вицы ви­ новатых” Островского. И вот, по­ жалуйста, с начала сезона вы­ хожу. И чувствую себя в роли Шмаги превосходно. — Подойдем тогда к теме актерского честолюбия, актер­ ских (в положительном смыс­ ле слова) амбиций с иной стороны. Вас знают, лобят театралы Липецка и тех го­ родов, где Липецкий театр гастролировал. Но ведь выход к общероссийской, а там и туру, ■пригласить одного-двух специалистов и заснять "для по­ томства” наши спектакли. А .то будут через энное число лет вспоминать меня и^ моих това- рищей'-коллрг добрыми, надеюсь, словами, но кроме слов, -фото­ графий, прессы более веских, зрймьк, подробных аргументов в нашу пользу и не будет. — Можно, поделюсь с ва­ ми неотвязный ощущением, возникшим у меня после спектакля "Живой труп” по Льву Толстому. Вы играете князя Абрезкова, мужчину со­ лидного, основательного. Но вот он начинает говорить с матерью Каренина, которую давно знает, — а я почему-то вижу другую, комедийную па­ ру старых добрых знакомых мне это, — мой любимый про­ заик, но не "мой” драматург. Вновь, строго между нами, играя князя, я озабочен, в основном, тем, чтобы не забыть весьма неудобный для меня текст роли. И ничего не поделаешь. Раз на­ до театру, раз производственная необходимость — готов играть и солидньж князей. — Мы общаемся с вами в канун Международного дня театра. То есть мы должны как-то затронуть и общетеат­ ральные проблемы. Они, к со­ жалению, хорошо известны и крайне трудно пока разреши­ мы. Поэтому ограничусь воп­ росом в русле нашего раз­ говора об актерской извест- ност 1 ( 1 , актерском самочувст­ вии. Что давали вам гастроАи и жалеете ли вы об их прак­ тическом прекращении? — Еще как жалею! Выезд со спектаклями да месяц в дру­ гой большой город всегда был для меня волнителен. Не почили ли мы в Липецке на лаврах, какой прием ждет дас у неиз- . вестной доселе публики, — с нетерпением и давестной бояз­ нью ждешь каждый раз реакции нового для тебя зрителя. Зато настолько приятно бывало на­ блюдать безоговорочнье сведе- тельства успеха нашего театра и вашего покорного слуги. Те- ^ перь же гастроли требуют таких | огромных затрат, что и редом, , на село, со спектаклем так про­ сто не выбраться. А местнье гастроли, при всей их.непарад- ности, лично для меня имеют особое очарование. Я, можете себе представить, заядльм ры­ бак. Н вот приедешь в рай­ центр или колхоз,' отправишься!^ в свободное время на речку, — красота, умиротворение, да и только! — Тридцать ваших теат­ ральных лет — весомый по­ вод прийти к каким-то иго- гам, обобщениям относителэ- но собственной творческой биографии. Или — все же рановато и подождем левых — Итогов, конечно, можно обнаружить массу. Я вдруг не­ давно обнаружил, чего я, нако­ нец, достиг 8 мужском составе дашей труппь!. Я на данный мо­ мент самый в нем старый, А вы говорите — актерское са­ мочувствие! Почувствуешь себя тут уютно. Поэтому убедительно прошу вас о последней под­ сказке Пахомову: пусть он возь­ мет в труппу актера хоть да годик постарше меня. И тогда мы поживем, пообщаемся с ва­ ми намного веселее и свобод- нее,-'чем сейчас. ' • ' — Да уж куда лучше, Ви­ талий Васильевич! Вы, скажу под конец этого нашего раз­ говора и потому не боясь испортить его излишней ком- плиментарностью, — идеаль­ ный собеседник и вообще, и для меня как журналиста. Не переживайте за ваше поло­ жение "старейшины” в теат­ ре, вы на самом деле "в меру упитандам мужчина в расцвете лет”, как говорит старь 1 й ваш герой Карлсон. Надеюсь на скорые встречи с вашими новыми персонажа­ ми — Крутицким и многими, многими другими. к. КЛЮТКИН. На снимке: В. Пономарев — Шмага в спектакле "Без фото -А. [ДУРОВА, ■,,л За кулисами Дебют АКТЕРЫ НЕ МОГУТ НЕ ИГРАТЬ Вряд ли большинство зрителей догадывается, скольких трудов стоит премьера нового спектакля. На нее работает 'весь театральнь1й коллектив, д это не только актеры, художники- постановщики, режиссерб!, но и многочисленные технические службы. Ксхл-юмы, грим, декорация, свет, музыкальное офор­ мление, все, что подкрепляет актерский талант, расширяет горизонты творческого поиска режиссера, — это плод их кропотливых усилий. Можно сказать, они материализуют замыслы постановщиков. Отвечает за все это хлопотное хозяйство в нашем областном театре Олег Владимирович. Официально его должность называется заведующий художест­ венно-постановочной частью. Он 19 лет в театре. Начинал рабочим сцены, затем машинист, и, наконец, ему доверили очен 1 > ответственную должносп,. 'Эго вед|> тоже творчество • идеи 1 !(К‘тановщиков воплотит!, в дштоверной, образной ' деко- А взять костюм актера. Здесь тоже необходимо тошинное мастерство. Эпоха, стиль, индивидуальн(К'Ть актера — все должно быть учтено. Рита Захаровна Селихова :5аиимается этим уже без малого пятьдесят лет. Около Т 1 .!сячи к<х:тюмов в юх^юмерной, и все они треб'уют умелых рук Риты Захар(!вны и ее коллег. Фото А. [ДУРОВА. Второе рождение сказки У кр ощ е н и е строптивых тенсивней1!!ая бегэгня п о гори- зонтсыи и вёртик; 1 ;!м. с этажа на этаж, игры в догонялки и дразнилки до слез, з; 1 хв; 1 ть!в; 1 ют щие поиски буфета и 1 'уалст;!, окрики старших. Э"!Х) вес — в !юрерывс С!!СКТаК!!Я ЛИ1!еЦКОГО тап 'ра куко!!. Дум;!сшь: как же дот’ишки смог;!и тихо, чутко ВЬ!- сидеть ! 1 ервый акт и смогут ли так же вести себя во втором? Но и ! 1 сх:лс антракта "Очень хитрая скдзка” А. Цуканова !Ю книге шведского !!ис;!теля Я. Экхольма "Людвиг XIV и Тутта К; 1 рлсон” вызышша абсолкя'но ;!декватную регшцию зрительского зала. Первоклассники, составля­ ющие !!0Д;1В^!ЯЮЩу!О ЧаСТЬ !|уб- лики, нонимгши каждую шутку. Они, н;ц|ример, мгновенно ото­ звались ■на игру слов: "куры кураг!есили . А ведь неуемный вроде бь! з; 1 л "держ; 1 ли” не ви­ димые г.!!;!;зу актеры, а совсем небольшие куку!ы .— лисы, куры д ;1 соб;!к;!, !!ишь говорящие че­ ловечьими го;!Ос;!ми. Ай да ”ук- р(ггт'Ш!и строшивых” р; 1 ботают в Ли! 1 сцком '!'с;!тре кукда! "Очень хи!'р; 1 я ска;гка" — таю!я, ВЫ!!уЩСННОГО !10ЧТИ десять ;!ст на;здд и нс шедшего уже !!СТ шесть. Понятно, !!ОЧСМу '!’С- атр [Х!ши;! вновь !!0!<;13Ь!вг!ть его. Потому что ска:гк ;1 и очень хит- интересно сделанная. Крутятся, 1 !средвига- кугся д с - ^ а ц и и ' художника А. Бобылкин;!;' бсг;!КУ!' друг за дружкой ! 1 срсон;!жи, как бы зер- к;ц|ьно отр;!Ж!1я !1роисходившес в антр;1К'гс. "Очень хи' 1 'р; 1 Я сказк;!” — С!1СКта1С!!Ь-К;!ЛеЙДОСКО!!, С!ЮК- так;!ь-хоров(ЗД. Му, а хитрь!М он обяз; 1 н быть еще но одной нри- чине, уже ук;гзанной: здесь дей­ ствует цс!!(;х: ;!исье семсйсуво. И !!;п'ворило бы оно дел е цс;!ым куриным семейством, если бы нс лисенок Л|Одвиг XIV, 1 ! 0 дружившийся с цыпленком Ту'!той К; 1 рлсон. Эп’и дш! !!ерсон;!жа, актрис Е. Вишняковой И Г. Федяковой, выр;!жа10т самую !1рин!!И!1и;ьчь- ' нук! "хитгккть” сказки. Просто­ душные, Н!!ИВНЫС, м;1ЛО Ч'ГО. СМЫС/!ЯШИС в курино-лисьих в:!!!- имоэгношениях герои (жрут верх н!!д хитр<.к:ть!о-ков;!ретво)м родст­ венников Л!! 1 двига XIV. Нередко во!!рос о жхгобнов- лёнии с!1ект!!к.'!я вст;!С'1' в театре нс ел- хорошей жизни. Да. ;это сде!!;!ть ;!сгчс, чем схгушсствить совсем новую !!остановку. С дру­ гой стороны, возвращение к уже оть!гранному нс слишком стиму- /!ирует актерский энтузиазм и вдохновение."Очень хитр;!я ск; 1 з- ка” избежала 1 !одобнОй не с< 1 мой- дожественного руководи'ге/(я те- ;!тр;!. н;![Х)Д!!Ого артист;! Есссри В. Жуков;!, РС1!СТИЦИИ В030б!!0В- Р01!!им ст;!рым ЗН;!КОМЫМ, обр;1- ДОШ1ВШИМ КуЮ!ОВОДОВ СВОИМ !!0- ЯВ/!СНием' 1!ОС!!С нескольких лет разлуки. "Эго ощущение иегюл- НИТС.'!СЙ тоже нс могло НС !!е- ■ред; 1 ться в з;У!, который хоть на час с небольшим (искз!ючая антр; 1 кт) наг!рочь жФыл о соб­ ственной СВСрХНС!!ОССД/!ИВОСТИ. к. КОСТИН. ' к тоатр; 1 ,'!ьному вечеру, прошедшему об!!астно ! 0 краеведческого музея, можно Ниско!!ько не р;!Схолажива !!0 мало/!!Одьс ;хи!а. По всему бьь !0 видно, что собр;ь'!ИСь !-!ес;!уч;|йные л!оди. А атмотфера круга дру;гсй, Ю!уба, !!усть с Л!0быми уС!ЮВНОСТЯМИ и н;!тяжками, лучше,, чем нсйтр;ц!ьн;!я, чем никакая. Дру;зья собр;ь'|ись но •р;!Д(.КТНОМу. совсем нс будничному !ЮВОДу !!СрВОГО ЯВ,!1СНИЯ !!срсд !!убг!ИКОЙ НОВОЙ ЛИ!1СЦКОЙ тру!!1!Ы, ЭКС!!ерИМСН'1';Ц!ЬНОГО 'ГС- ;г!'р;! ”0!ово'.’, созданного !!ри музее. Кроме того, нс только ''О!ово" выс'!'у!!Ило на вечере. Второе о"гдс;!ение з; 1 НЯ!!а другая гру!!!!а актеров — скажем так, нез;!висимых, ! 1011 р(х:ившихся на один этот вечер присоединиться к "Слову”, к кругу его друзей. С точки же зрения нс дру;гсй, а тс;!тр; 1 льного рецензента вечер — о чем су !СД уст искренне 1 !осожалеть — нрсвр; 1 ' 1 ’ился в ^!ссьм !1 уязвиму !0 ДЛЯ критичоских стрсл мишснь. Каждая из не(хц!ьших !!ьсс или инсценировок, р; 1 зыгранн;!я в жшс музея, в!!олнс имел;! ! 1 раво на сценическую жизнь. Но и р; 1 зде;!снные антр;!ктом, и -том более все цместе они созда/ш, ощущение , ес;!и не хаотичности, то уж явно необяз;!тсльности. Реанимирокггь арх;!ичну!о форму С1!сктакля-концерта !1ри любых режисссрски- . ак'герских стар;!ниях !!редставляется, увы, неблагодарным, непро­ дуктивным ЗДНЯТИОМ. ГВХЖЗВОЛЬНЫЙ Н;1бор сценок, !!ИШСННЫХ единого Ж;ШрОВОГО и 1’СМ;!ТИЧССК0Г0 сгсржны, С!10СобсН ВЬ!ЗЬ!В;1ТЬ, но бш!Ь!!!Ому тв(!рческому счсту, ЛИШЬ недоумение; а куд!1 этх). бр;!!ць!, я !! 0 !};ц|, какое сценическое время нынче на дворе? "С.лово" ! 10 каз;Ц !0 "Легкое дых;!нис” !Ю Бунину и ”Дк!б(5вь” : Л. Пструшсвской. 'Что между ними тс;г!р нашел общего, нс зна!о. Можег быть, лидер 'фу! 1 ! 1 ы С. Е;!фимов;\. сыграв в обоих с.лучаях г;!авиыс ро;!и, реши;!;! устроить себе бенефис? Н;!и о0>е веши хоть как-то связаны темой ''около л!обви”, антилюбви? Пред!!о;!;!гать и то, и другое — все р< 1 вно, что г;!дать на , у К 1 Х| х ’ йиой гуще. Дос;!дно з;! Л. Потрушевскую. Конечно, водс- ви; 1 изиров;пь ”Л!!'|(5овь" — проще ! 1 р 1 Х:т 9 го. Но !!ьеса ведь нс водсви;!ь о новобрачных, у каждого из которых нет ни ума, !!и сердца, ;! ;!И1Йь !!одозритель!ЮСть и 1!ослсдний шанс обр;1;х)в;1ть семь!!). ”Л!обовь" — как р;!3 об уме и сердцах героев. Вот то;!ько внешне, с;юв; 1 ми им трудно вь!разить себя, лкюовь. Они — не ! 1 римитивныс, они — несчастные, ! 1 ытаюшисся то т«!к, то .эдак ! 1 ра)долеть, порог, за котх)рым возможно семейное Оп'носительно "независимой тру! 1 !!ы” могу ск;!зать одно. Там есть действитс;!ьно достойнейиия бенефициантка — Л. Муниров;!. Наб;! 1 (!дать нею достав;!яет большею удовольствие. Вот кто четко пдаводит. в;!рьируст- тему,- <;х:новыв; 1 я сь ' Ла ' чеховских рас- сказ; 1 Х "Ненастье” и "Егс-рь”. Тему 1 !окорноЬт!} жс'нской доле, вызыва!Ощеи жалость! сочувствие, тему нед;ыекостй,' нед;ъ!ьновид-'. ности женщины !!сред ,л 1 .обовыо к недгжтойному ■человеку, ^ Во!!рос "Какое время нынче на дворе?” возникает еще и !! 01 Х!му, что В ссжтавс "Слова” и "независимых” нет... режиссера. Л;1, к ”С;!Ову” на :з;1к;!Ючительном эта!1е рег!етиций режиссер 1!рисоедини;!СЯ, но к выбору произведений и выработке их общей конце! 1 Ции он не- мог быть ! 1 рич;!стен. А с этого (жаль! что приходич-ся на! 10 минать 11р0!шсныс истины) начинается и ;!кчбой те;! !’р, и р;1(5о!'а в нем !!ОС!ановщика, Наверное, всем собравшимся в чхгг вечер в зале музея был извссчен не лю ходу сценического дейсч'вия возникший, а внссце!!ический др;!матизм !!оложения обеих труш!. Их актеры 1 !окину;!и Ли 1 !сцкий театр им. Л. Н. Толсчхчго, оказ;!Лись сами 110 себе и решили существокп'ь, рабагать. играть хоть во"!' так, !!ри му;чес или не;здвисимо!. Очевиднее очевиднейшего, что актер не можс'г не играть. Он до; 1 жсн ! 1 ри лкчбых ус;!Овиях 1 юддержив; 1 ть творческую форму, ведь ! 1 ублика, дыхание зриче;!Ьского з;!ла для него — оправдание !!рск1хх;сии, воздух, жизнь. Публике, однако, совсем не обяз; 1 тельно знач'ь !!ро всякого рода внесценический "драматизм”. Ей !юдак 1 й ДОСТОЙН 1 Х: сценическое зре;!ище .как ч'аковос, самодосч'аточное, без ссылок на акчерские чрудности и лишения. Не р; 1 ди лично знакомь!х с ним ;!юдсй ; 1 ктер выходит н;! сцену. Он выходич р;1ди безымянной 1!уб;!ики — самого большого, верного. С!1р;!- вед;!иво 10 друга те;ггр; 1 , ч'с;п|);!льного искусств;!. ’О чаком друге обяз!!ны ! 1 рсжде всего помнить и "Слово”, и ”нез;!висимые”. К. ВАСИЛЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz