Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
ЛГ-2: театр — будни и праздники 27 марта 1993 г. № 61 (375) I Экзамен на, звание народного другом ^видеть с е б я ^ Для кого-то нынешний День театра — просто обыгтый ■уббо'гнии день, ;п 1 я кого-'П) — праздник во славу сценического ■скусства. Д ' 1 я нас же этот праздник совпа .1 с серьезнейшим ■кзаменом. Нашему театру предстоит в очередной раз жшдищать пванис народного. Конечно, волнуемся. Репетируем ежедневно, ведь все актеры рабогакгг — медсестрами, электриками и далее. Но — выкраиваитг время лкчбимого занятия. Каждый вечер — но нескольку часов. Позади — месяцы . таб^угы, при удачных, на мой взгляд, спектаклях, несколько рншктовок.,. В целом, считаю, к зггщите мы готовы. Но все ивно волнуемся. ^ I Понять режиссер;! Елену Пахомову несложно. За последние юд-нолтора труппа Чаплыгинского народного театра обновилась 1 СМ наполовину, а такой процесс не бывает гладким профессион!!льных коллективах. Но я видел эту мо- на сцене — и, не кривя душой, успокаив!по Пахомову: Доля риска есть всегда и во вссм^ а уж тем более искусстве. Но ведь в комиссии будут профессионалы, люди, [онимаюшие нс только искусство, но и зрителя, умеющие ■видеть сцену его глазгши. его сердцем, всх;принять игру ^ тсро в . Контакт ^со зри'ге; 1 ем — ваш козырь. Г — Зритель... — рздыхаст Лена. — Боже, как помогает ктсру вдумчивый, внимательный зритель! ^идишь в зг!лс глаж! '■■'ОГО человека, ре;1гирук’1щего на каждый твой жест, каждую онацию — и словно крьшья вырастакп'. Жаль, редко его сть приходится.. Ну, устроим мы праздник души — новый кгакль покажем, раз в полгода. А потом? Сновг! в эту каморку под сценой? Да мы же здесь, как в консервной КС. в собственном соку адримся! Ребятам, да и мне тоже, |)чстся пое.здить, посмотреть на работу других коллективов, бя показгдть, а 1 'де взять хотя бы бензин для поездки? Да, когда режиссер вместо нк^ансов будущего спектакля |ужден обдумывгггь, где взять бензин, — мало, хорошего, уж таков;! жизнь. Подобные проблемы встакп' перед каждым недеятельным ко 1 Ллективом, не имеющим богатот спонсора и шим .замыкаться в своей ”конссрвной банке'’. Утешение ! 0 ; молодые, полные энергии и замыслов !т1эни и — основа труппы — еще не чувствуитг замкнупххти, уже зг 1 мети/ 1 а режиссер. Для многих предск)ящая ■щит;| — псрв; 1 н в их творческой жизни, готовятся они | 10 хновенно, с подъемом. Они верят в себя — это уже мало. Они верят в друзей — потому что на сцене и в 13НИ они действительно друзья. — Может. ,этч) звучи'г несколько несовременно, но с лк 1 бым труппы я пошла бы в разведку. — сказгш;!' однажды Е. — Мы уже не представляем себе жизни без театра, — 4 слова я слышсЩ и егг старосты трушты Елены Языковой, от других, и каждый раз .эго быв; 1 ло ска;зано так,> что ■мнений в искренн(к:' 1 'и не оставтиюсь. ■ Но главное — этх) сцена. Ты можешь быть прекргГс'нейшим И^зовеком, искренним 1 ^ 'интересным. Но если ты ' не таков сцене — ты не актер. Тоня Обухова — очаров;!- ■ль'но-легкомыслеииая героиня в "Трехгрошовой опере” Б. Брех- П и Старух;! в '"Старухе и смер' 1 'и” Р. Бредбери — одинаково ■едительна в обеих ролях. Легкая, интригующе язвительная Щ!рина Мариночкина, опытный Анатчмий Медведев... Практически ' Ч каждом из труппы можно сказдть добрею слово. Т — Есть у меня мечта, — признзю'гся Лена, — поставить ’ Юлиу Эдлиса "Сочельник”. Изумизюльной глубины слова ! ней Первсювященник Учителю: "Всю жизнь я шел I этому, и только сейчас • понял: самая главная ззшоведь — ом видеть себя, в себе видеть других’’. Понимаезе. человек, обр;13но говоря, состоит но только .из себя, из других лкздей, из всего, что происходит вокруг, что воплоишстся в его делах и мыслях. Если в нем ■что-то плохое — и я винов;!та в этом, ведь и я в , и во мне есть что-то хорошее — в этом ззюлуга воплотился во- МНС. Мир един, все. что вокруг, ' — и; 1 ми. В каждом спектакле мы стараемся подвести ; такой мысли. И если нам это хоть как-то удается г, работаем не напрасно. А. АНДРЕЕВ, соб. корр. ”ЛГ”. Театр просит помощи ожидании 1 ,орогих гостей I Об ; 1 ктерекой профессии воспхзрженно и наивно мечтакуг елецкие м;!льчишки и девчонки. Но д!!же если она ■ становится их ^дьбой . от своей мечты они нс отказыв; 1 ются. 1 !х:ушествлять ее в Ельце уже. 3.3 года помогает народный I Он пришел на смену профессион;тьному, известному в тс ■ы в 1’оссии, который в конце 40-х годов покинул стены ■ красного старинного здания, разбросав актеров по белу " гу . Однако несколько человек остались в городе, организовали ■5итс/1ьский коллектив, и он то рос, то умир;!л, то воз- ■сдался вновь. ’ , ^ Сегодня в небольшой комнате, отведенной народному чхдпру, обшарпанной мебели и стен с разорвзшными езбоямй, многочисленные ; 1 фиши минувших лег, сцены из спек- й Розова, Арбузова. Чехов;!, остав!!енные на фотоснимках. 1ы говорим с режиссером Н. В. Каз; 1 зуек)й !!сред репе- :й, назначенной, к! 1 к всегда, на 18 ч;!сов, — к этому ;ни !!ридут ! 10 С!!е р; 1 боты и учебы все 25 ;!ктсров. Говорим ■буднях труп! 1 ы, в ко'горую 3!! !!(ю;!едние годы вдохнула ) жизнь Надежда В;!димовна. Но н;!ш разговор !юлуч;!ется Поймав- мой взп!яд на новой ;!фише — "Эрдман, на”, — она с горечью обронил;!: "Вот еще один к гакль уйдет ! 1 рактически в никуж!. В апреле покажем его ' н комиссией, !!Одтверждая звание народного, 1!сггом р;13-другой ■ ■ ку.тьтуры — и все”. ТО !!р; 1 вд;!. Так было с чеховскими спектаклями в годы. П 1 ютав.'!енные добротно, они !ючти не дошли ■ зрителя, !!0'!Х!Му ЧТО Дому ку;!ЬТурЬ! в его пр0цветс1!(!щей ■!Сте выгоднее проводихь дискотеки и !!рочие денежные Х)приятия. А выехать со С!!ектаклем в сельский к/!уб Ш!и ■!низов;!ть творческий обмен по области 1 ’е; 1 тру недосту!!но " ............... него ни ко! 1 СЙки. Правда, в Ельце он иногда ■!зываст свои работы в Доме !|рестарелых и в некопхзрых шовых каь!ектив; 1 х. Вот и вее "гастроли”. ■Елецкий те!!тр не готовит легковесные зрелишд, он !!ред- ■!ет вещи серьезные. треЧтующие работы ума и сердш!. И А ры В. Завгородний, В. Зуев, М. Зяблинский, В. Пономарев, ИГорячев;!, О. Бабичева и другие 01 тачива!от свое мастерство, " рельефные образы, д(ютиган 1 т искусство у!юрным тру- ■Им бы небольшуго 1 !омощь — их бы многие з; 1 метигги, ■рили, поддерж;!ли. Ну, " стюмамм решакпея в шькп', ! 1 ерекраива!от. несут из дома. вы!!рашивают у мых. И хорошо, ес!!и наша эпоха на сцене, а если или 19-й нек? Тогда хвг!!ается з;! голову !!режде режиссер;! И)жник в. Зацепина. 1Прошлой (;к:ень!о ко.адектив, отмечая свое 33-летие, пригласил ■те ; 1 тр; 1 льную гостииуго"’ 0 !Цов города, руководите;!ей !!ред- " бизнесменов. Сценарием .задумывгшось !!оказ;!ть обр;!з ■просто очень бедного тс;!тра, но стара/!ись актеры на 1 !р;!сно: ■сренолнеином яиле самых ожидаемых, дорогих гостей не ■г. Правда, Н;щсжда В;!димовна выгц!ак;и!а для своих ак- Вв-бессребрсников !!о одной каждому 1 !рсмии хоть з;! всю Вручили им !Ю .“ЮО рублей, ровно столько, ско;!ько ла и каждая участница ;!Стнего фестивгыя, промарширов; 1 в ■десять минут по главной плошгщи город;!. На кост!Омы ^тив;ь' 1 ьнь!х” ' девочек затр;!ти; 1 и десятки тысяч рублей, они • Щсегодня висят, пылятся, иски — нс хочу. 1 И в Ельце фильм по Достчювскому ”Мад 1 ьчики”. . и кост!Омы ! 1 сриод;! царской России после съемок Инепадобнсють!о сожгли. Никто не вс!юмнил о. народном ! р; 1 зу не .здходил ра.зговор о нем на згюед^иях малого [министр;!Тивного Сове'гов, где щедро финанотругот зару- ■ 1!0СЗДКИ й'ГСЦКИХ р!1ор1сменов (хотя никто не против, есть Рсюсии :здшища 1 ОТ'), где сггстегив; 1 ли немалые суммы ■ проведение гр;!ндиозных ! 1 раздников, зачастую — чтобы " 1 ь в гла;з;!. Вот' и выходит, что никому сегодня ■ дела до того, посмотрели ли дети в Ельце "Дюймовочку”, Арослыс — чеховский спектаюль... Т. ФЕДЮКИНА, соб. корр. ”ЛГ”. СПЕКТАКЛЬ ПРОСТО ЗЙДЕРЖИОЙЕТСИ Обещанного "выпускного” спектакля в Задонске сегод- , увы, не будет. Неожи данно заболел режиссер, надо еще поставить финаль- ) сцену и поработать г музыкой. Но прем 1 юра I равно рано или п о з д н о I стоится —- все 22 .занятых спектакле ! актера горят желанием представить на суд зрителей свою новую работу. Последняя, .по гоголевской "Женитьбе”, имела большой успех — два спектакля райцентре и семь на выезде. На этот раз выбрана трагикомедия Н. Эрдмана "Самоубийца". Написана < рубеже 20-х — 30-х годов, но актуальна и годня. Человек потерял ра боту и, не чувствуя твердой почвы под ногами, Тотов пойти на крайнюю меру. Причем, "доброжелатели” ге роя, толкая его к самоубий ству, стремятся заработать ^ этом дивиденды вплоть до самых "высокоидейных”. — Злободневнеють пьесы способствует созданию 01 мальной атмосферы на репе тициях, — говорит директор театра, она же, актриса 3 . ' Насонова. — Работа всем нравится, да и труппа по добралась хорошая, есть ко стяк, ветераны, есть и мо лодежь, десятиклассники. Хо тя подтверждать звание н: 1 - родного нам с каждым годом становится все труднее. Об щая ситуация в (Л’ечествеи- ном краю рикошетом бьет и по ;?адонскому' театру. Ак теры плохо одеть!, никуда не годится реквизит. Больной вопр<х: — отгутствие транс порта. В прошлом году .за горелся авт(х>ус Дома кул 1 >- туры, и гго этой причине .задонский театр — "невыез дной". Спонсоров же в рас терявшем многие из св(!их культурных традиций Задон ске найти невозможно. Но театр живет, в кол лективе царит творческий на строй, строятся планы на бу дущее. Так что название пьесы Н. 'Эрдмана к самому театру, как в нем уверены, никогда не будет иметь аб солютно никакого отношения. А. КОСЯКИН, соб. корр. ”ЛГ”. Ед 'ь комические актеры, страшно суетящиеся, подвижные, с массой ужимок и нелепых ходов (вспомним хотя бы Луи де Фюнеса). И ест 1 > комики, чьи персонажи очен!> спокойнь!, солид![Ь!. уверены в собственной правоте. Первый комик пот-ому и смеш(»н, что его герои постоянно, уморительно, нарочито смешно "выпа дают" из любой мало-мальски нормальной ситуации. Несуетящийся, вроде бы знающий себе цену комик смешон другим — несо ответствием между серьезн(К'Т1>ю его манер и тем, что он-таки на самом деле сбвеем не тот. за кого себя выдает. Столь — А может, вы Виталий Васильевич, не только просто комик и считаете себя акте ром, которого сковывают рам ки какого-либо амплуа? — Я не прочь сыграть Ар бенина, Отелло, но исключитель но... по радио. А выйцу я кемт нибудь из них на сцену — и сразу же ведь воскликнут: ну куда он, с его-то ростом, пре тся! Так что я — за амплуа, за то, чтобы каждый актер знал свое место, свой шесток, хоро шо работал; не стараясь само любиво, во что бы то ни стало преодолетьсобственное”притяже- ^ Тем не менее вы давно и по-прежнему убедительно играете нешуточную роль в спектакле по пьесе Семена Злотникова "Пришел мужчина к женщине”... — Да бросьте, ведь это ге рой далеко не в героическом смысле. Ну, какой настоящий ге рой будет терпеливо, проситель но томиться у двери, за которой его то ли ждет, то ли не ждет женщина? К настоящему герою женщины сами валом валят. — Но зато вы, народный артист России, один из ве дущих актеров Липецкого драмтеатра имени Льва Нико лаевича Толстого, с вашим тридцатилетним творческим стажем, можете, наверное, "заказать” постановку с по нравившейся вам, заветной для вас ролью? — А вы за,р!умь!вались, слу чайно, временно или нет в фойе, нашего театра отсутствуют тра диционные фотографии актеров, причем, расположежье по их рангу, званиям? Случайного тут, поверьте, нет. Для нашего худ рука Владимиру Михайловича Пахомова все едино, народный ты, любимец публики или без опыта и официального свиде тельства твоих достоинств... — Простите, я не раз слы шал, как Пахомов, обращаясь перед началом спектакля к публике, подчеркивал, что в нем играют замечательные, уникальные, удостоенные та ких-то званий артисты. — Так то перед публикой. А перед нами, во время репе тиций он обращает внимание совеем на другое. Мы для нега — рабочие лошадки, и тут для артиста, повёрьте, не кроется ничего обидного. На репетициях мы все равны, мы все вольны — вольны распоряжаться своими способностями; с мерой (Профес сиональной свободы, раскрепо щенности следовать указаниям режиссера. — Все-таки — как же с международной известности дают Москва, Петербург... Понимаю, понимаю. Да, меня приглашали в столичные' и питерские труппы. Та же Галина Волчек в ''Современник”, Да, там намного больше возможностей, чтобы твои роли не уходили в песок, не исчезали вместе со спектаклями, если те снимаются с репертуара. Там, в конце кон цов, есть киностудии. Однако я играю, работаю, живу в Липец ке, это моя среда, моя сфера, мой театр, и я его не поменяю НИ; да какой другой;; .Что же касается честолюбда, амбиций, я хочу, пожалуй, единственного. Вы бы подсказали Пахомову приоб рести для "театра вицеоаппара- — Крутицкого и Турусину в ”На всякого мудреца доволь но простоты” Островского. Или у вас внешность, дейст вительно, сугубо комическая, или вам на роду написано сыграть, вдобавок ко всему, Крутицкого? — Воплотить на сцеда этого смешного монстра, этого оскол ка империи было бы заманчиво. Но я, опять же,подожду, когда Крутицкий меня ’’найцет”... Меж ду нами говоря, то, что мой князь Абрезков. вызвал у вас несколько произвольные ассоци ации, — закономерно. Абрезков — не моя роль, я вынужденно и быстро ввелся на нее, и Лев Николаевич Толстой, да простят ролью, которую вам, возмож но, очень хочется сыграть? — Знаете, я не ищу ролей, роли сами меня ищут и находят, только поспевай играть. Я, на пример, бь!л твердо убеждён, что рано или поздно выйду на сцейу Шмагой в "Без вицы ви новатых” Островского. И вот, по жалуйста, с начала сезона вы хожу. И чувствую себя в роли Шмаги превосходно. — Подойдем тогда к теме актерского честолюбия, актер ских (в положительном смыс ле слова) амбиций с иной стороны. Вас знают, лобят театралы Липецка и тех го родов, где Липецкий театр гастролировал. Но ведь выход к общероссийской, а там и туру, ■пригласить одного-двух специалистов и заснять "для по томства” наши спектакли. А .то будут через энное число лет вспоминать меня и^ моих това- рищей'-коллрг добрыми, надеюсь, словами, но кроме слов, -фото графий, прессы более веских, зрймьк, подробных аргументов в нашу пользу и не будет. — Можно, поделюсь с ва ми неотвязный ощущением, возникшим у меня после спектакля "Живой труп” по Льву Толстому. Вы играете князя Абрезкова, мужчину со лидного, основательного. Но вот он начинает говорить с матерью Каренина, которую давно знает, — а я почему-то вижу другую, комедийную па ру старых добрых знакомых мне это, — мой любимый про заик, но не "мой” драматург. Вновь, строго между нами, играя князя, я озабочен, в основном, тем, чтобы не забыть весьма неудобный для меня текст роли. И ничего не поделаешь. Раз на до театру, раз производственная необходимость — готов играть и солидньж князей. — Мы общаемся с вами в канун Международного дня театра. То есть мы должны как-то затронуть и общетеат ральные проблемы. Они, к со жалению, хорошо известны и крайне трудно пока разреши мы. Поэтому ограничусь воп росом в русле нашего раз говора об актерской извест- ност 1 ( 1 , актерском самочувст вии. Что давали вам гастроАи и жалеете ли вы об их прак тическом прекращении? — Еще как жалею! Выезд со спектаклями да месяц в дру гой большой город всегда был для меня волнителен. Не почили ли мы в Липецке на лаврах, какой прием ждет дас у неиз- . вестной доселе публики, — с нетерпением и давестной бояз нью ждешь каждый раз реакции нового для тебя зрителя. Зато настолько приятно бывало на блюдать безоговорочнье сведе- тельства успеха нашего театра и вашего покорного слуги. Те- ^ перь же гастроли требуют таких | огромных затрат, что и редом, , на село, со спектаклем так про сто не выбраться. А местнье гастроли, при всей их.непарад- ности, лично для меня имеют особое очарование. Я, можете себе представить, заядльм ры бак. Н вот приедешь в рай центр или колхоз,' отправишься!^ в свободное время на речку, — красота, умиротворение, да и только! — Тридцать ваших теат ральных лет — весомый по вод прийти к каким-то иго- гам, обобщениям относителэ- но собственной творческой биографии. Или — все же рановато и подождем левых — Итогов, конечно, можно обнаружить массу. Я вдруг не давно обнаружил, чего я, нако нец, достиг 8 мужском составе дашей труппь!. Я на данный мо мент самый в нем старый, А вы говорите — актерское са мочувствие! Почувствуешь себя тут уютно. Поэтому убедительно прошу вас о последней под сказке Пахомову: пусть он возь мет в труппу актера хоть да годик постарше меня. И тогда мы поживем, пообщаемся с ва ми намного веселее и свобод- нее,-'чем сейчас. ' • ' — Да уж куда лучше, Ви талий Васильевич! Вы, скажу под конец этого нашего раз говора и потому не боясь испортить его излишней ком- плиментарностью, — идеаль ный собеседник и вообще, и для меня как журналиста. Не переживайте за ваше поло жение "старейшины” в теат ре, вы на самом деле "в меру упитандам мужчина в расцвете лет”, как говорит старь 1 й ваш герой Карлсон. Надеюсь на скорые встречи с вашими новыми персонажа ми — Крутицким и многими, многими другими. к. КЛЮТКИН. На снимке: В. Пономарев — Шмага в спектакле "Без фото -А. [ДУРОВА, ■,,л За кулисами Дебют АКТЕРЫ НЕ МОГУТ НЕ ИГРАТЬ Вряд ли большинство зрителей догадывается, скольких трудов стоит премьера нового спектакля. На нее работает 'весь театральнь1й коллектив, д это не только актеры, художники- постановщики, режиссерб!, но и многочисленные технические службы. Ксхл-юмы, грим, декорация, свет, музыкальное офор мление, все, что подкрепляет актерский талант, расширяет горизонты творческого поиска режиссера, — это плод их кропотливых усилий. Можно сказать, они материализуют замыслы постановщиков. Отвечает за все это хлопотное хозяйство в нашем областном театре Олег Владимирович. Официально его должность называется заведующий художест венно-постановочной частью. Он 19 лет в театре. Начинал рабочим сцены, затем машинист, и, наконец, ему доверили очен 1 > ответственную должносп,. 'Эго вед|> тоже творчество • идеи 1 !(К‘тановщиков воплотит!, в дштоверной, образной ' деко- А взять костюм актера. Здесь тоже необходимо тошинное мастерство. Эпоха, стиль, индивидуальн(К'Ть актера — все должно быть учтено. Рита Захаровна Селихова :5аиимается этим уже без малого пятьдесят лет. Около Т 1 .!сячи к<х:тюмов в юх^юмерной, и все они треб'уют умелых рук Риты Захар(!вны и ее коллег. Фото А. [ДУРОВА. Второе рождение сказки У кр ощ е н и е строптивых тенсивней1!!ая бегэгня п о гори- зонтсыи и вёртик; 1 ;!м. с этажа на этаж, игры в догонялки и дразнилки до слез, з; 1 хв; 1 ть!в; 1 ют щие поиски буфета и 1 'уалст;!, окрики старших. Э"!Х) вес — в !юрерывс С!!СКТаК!!Я ЛИ1!еЦКОГО тап 'ра куко!!. Дум;!сшь: как же дот’ишки смог;!и тихо, чутко ВЬ!- сидеть ! 1 ервый акт и смогут ли так же вести себя во втором? Но и ! 1 сх:лс антракта "Очень хитрая скдзка” А. Цуканова !Ю книге шведского !!ис;!теля Я. Экхольма "Людвиг XIV и Тутта К; 1 рлсон” вызышша абсолкя'но ;!декватную регшцию зрительского зала. Первоклассники, составля ющие !!0Д;1В^!ЯЮЩу!О ЧаСТЬ !|уб- лики, нонимгши каждую шутку. Они, н;ц|ример, мгновенно ото звались ■на игру слов: "куры кураг!есили . А ведь неуемный вроде бь! з; 1 л "держ; 1 ли” не ви димые г.!!;!;зу актеры, а совсем небольшие куку!ы .— лисы, куры д ;1 соб;!к;!, !!ишь говорящие че ловечьими го;!Ос;!ми. Ай да ”ук- р(ггт'Ш!и строшивых” р; 1 ботают в Ли! 1 сцком '!'с;!тре кукда! "Очень хи!'р; 1 я ска;гка" — таю!я, ВЫ!!уЩСННОГО !10ЧТИ десять ;!ст на;здд и нс шедшего уже !!СТ шесть. Понятно, !!ОЧСМу '!’С- атр [Х!ши;! вновь !!0!<;13Ь!вг!ть его. Потому что ска:гк ;1 и очень хит- интересно сделанная. Крутятся, 1 !средвига- кугся д с - ^ а ц и и ' художника А. Бобылкин;!;' бсг;!КУ!' друг за дружкой ! 1 срсон;!жи, как бы зер- к;ц|ьно отр;!Ж!1я !1роисходившес в антр;1К'гс. "Очень хи' 1 'р; 1 Я сказк;!” — С!1СКта1С!!Ь-К;!ЛеЙДОСКО!!, С!ЮК- так;!ь-хоров(ЗД. Му, а хитрь!М он обяз; 1 н быть еще но одной нри- чине, уже ук;гзанной: здесь дей ствует цс!!(;х: ;!исье семсйсуво. И !!;п'ворило бы оно дел е цс;!ым куриным семейством, если бы нс лисенок Л|Одвиг XIV, 1 ! 0 дружившийся с цыпленком Ту'!той К; 1 рлсон. Эп’и дш! !!ерсон;!жа, актрис Е. Вишняковой И Г. Федяковой, выр;!жа10т самую !1рин!!И!1и;ьчь- ' нук! "хитгккть” сказки. Просто душные, Н!!ИВНЫС, м;1ЛО Ч'ГО. СМЫС/!ЯШИС в курино-лисьих в:!!!- имоэгношениях герои (жрут верх н!!д хитр<.к:ть!о-ков;!ретво)м родст венников Л!! 1 двига XIV. Нередко во!!рос о жхгобнов- лёнии с!1ект!!к.'!я вст;!С'1' в театре нс ел- хорошей жизни. Да. ;это сде!!;!ть ;!сгчс, чем схгушсствить совсем новую !!остановку. С дру гой стороны, возвращение к уже оть!гранному нс слишком стиму- /!ирует актерский энтузиазм и вдохновение."Очень хитр;!я ск; 1 з- ка” избежала 1 !одобнОй не с< 1 мой- дожественного руководи'ге/(я те- ;!тр;!. н;![Х)Д!!Ого артист;! Есссри В. Жуков;!, РС1!СТИЦИИ В030б!!0В- Р01!!им ст;!рым ЗН;!КОМЫМ, обр;1- ДОШ1ВШИМ КуЮ!ОВОДОВ СВОИМ !!0- ЯВ/!СНием' 1!ОС!!С нескольких лет разлуки. "Эго ощущение иегюл- НИТС.'!СЙ тоже нс могло НС !!е- ■ред; 1 ться в з;У!, который хоть на час с небольшим (искз!ючая антр; 1 кт) наг!рочь жФыл о соб ственной СВСрХНС!!ОССД/!ИВОСТИ. к. КОСТИН. ' к тоатр; 1 ,'!ьному вечеру, прошедшему об!!астно ! 0 краеведческого музея, можно Ниско!!ько не р;!Схолажива !!0 мало/!!Одьс ;хи!а. По всему бьь !0 видно, что собр;ь'!ИСь !-!ес;!уч;|йные л!оди. А атмотфера круга дру;гсй, Ю!уба, !!усть с Л!0быми уС!ЮВНОСТЯМИ и н;!тяжками, лучше,, чем нсйтр;ц!ьн;!я, чем никакая. Дру;зья собр;ь'|ись но •р;!Д(.КТНОМу. совсем нс будничному !ЮВОДу !!СрВОГО ЯВ,!1СНИЯ !!срсд !!убг!ИКОЙ НОВОЙ ЛИ!1СЦКОЙ тру!!1!Ы, ЭКС!!ерИМСН'1';Ц!ЬНОГО 'ГС- ;г!'р;! ”0!ово'.’, созданного !!ри музее. Кроме того, нс только ''О!ово" выс'!'у!!Ило на вечере. Второе о"гдс;!ение з; 1 НЯ!!а другая гру!!!!а актеров — скажем так, нез;!висимых, ! 1011 р(х:ившихся на один этот вечер присоединиться к "Слову”, к кругу его друзей. С точки же зрения нс дру;гсй, а тс;!тр; 1 льного рецензента вечер — о чем су !СД уст искренне 1 !осожалеть — нрсвр; 1 ' 1 ’ился в ^!ссьм !1 уязвиму !0 ДЛЯ критичоских стрсл мишснь. Каждая из не(хц!ьших !!ьсс или инсценировок, р; 1 зыгранн;!я в жшс музея, в!!олнс имел;! ! 1 раво на сценическую жизнь. Но и р; 1 зде;!снные антр;!ктом, и -том более все цместе они созда/ш, ощущение , ес;!и не хаотичности, то уж явно необяз;!тсльности. Реанимирокггь арх;!ичну!о форму С1!сктакля-концерта !1ри любых режисссрски- . ак'герских стар;!ниях !!редставляется, увы, неблагодарным, непро дуктивным ЗДНЯТИОМ. ГВХЖЗВОЛЬНЫЙ Н;1бор сценок, !!ИШСННЫХ единого Ж;ШрОВОГО и 1’СМ;!ТИЧССК0Г0 сгсржны, С!10СобсН ВЬ!ЗЬ!В;1ТЬ, но бш!Ь!!!Ому тв(!рческому счсту, ЛИШЬ недоумение; а куд!1 этх). бр;!!ць!, я !! 0 !};ц|, какое сценическое время нынче на дворе? "С.лово" ! 10 каз;Ц !0 "Легкое дых;!нис” !Ю Бунину и ”Дк!б(5вь” : Л. Пструшсвской. 'Что между ними тс;г!р нашел общего, нс зна!о. Можег быть, лидер 'фу! 1 ! 1 ы С. Е;!фимов;\. сыграв в обоих с.лучаях г;!авиыс ро;!и, реши;!;! устроить себе бенефис? Н;!и о0>е веши хоть как-то связаны темой ''около л!обви”, антилюбви? Пред!!о;!;!гать и то, и другое — все р< 1 вно, что г;!дать на , у К 1 Х| х ’ йиой гуще. Дос;!дно з;! Л. Потрушевскую. Конечно, водс- ви; 1 изиров;пь ”Л!!'|(5овь" — проще ! 1 р 1 Х:т 9 го. Но !!ьеса ведь нс водсви;!ь о новобрачных, у каждого из которых нет ни ума, !!и сердца, ;! ;!И1Йь !!одозритель!ЮСть и 1!ослсдний шанс обр;1;х)в;1ть семь!!). ”Л!обовь" — как р;!3 об уме и сердцах героев. Вот то;!ько внешне, с;юв; 1 ми им трудно вь!разить себя, лкюовь. Они — не ! 1 римитивныс, они — несчастные, ! 1 ытаюшисся то т«!к, то .эдак ! 1 ра)долеть, порог, за котх)рым возможно семейное Оп'носительно "независимой тру! 1 !!ы” могу ск;!зать одно. Там есть действитс;!ьно достойнейиия бенефициантка — Л. Муниров;!. Наб;! 1 (!дать нею достав;!яет большею удовольствие. Вот кто четко пдаводит. в;!рьируст- тему,- <;х:новыв; 1 я сь ' Ла ' чеховских рас- сказ; 1 Х "Ненастье” и "Егс-рь”. Тему 1 !окорноЬт!} жс'нской доле, вызыва!Ощеи жалость! сочувствие, тему нед;ыекостй,' нед;ъ!ьновид-'. ности женщины !!сред ,л 1 .обовыо к недгжтойному ■человеку, ^ Во!!рос "Какое время нынче на дворе?” возникает еще и !! 01 Х!му, что В ссжтавс "Слова” и "независимых” нет... режиссера. Л;1, к ”С;!Ову” на :з;1к;!Ючительном эта!1е рег!етиций режиссер 1!рисоедини;!СЯ, но к выбору произведений и выработке их общей конце! 1 Ции он не- мог быть ! 1 рич;!стен. А с этого (жаль! что приходич-ся на! 10 минать 11р0!шсныс истины) начинается и ;!кчбой те;! !’р, и р;1(5о!'а в нем !!ОС!ановщика, Наверное, всем собравшимся в чхгг вечер в зале музея был извссчен не лю ходу сценического дейсч'вия возникший, а внссце!!ический др;!матизм !!оложения обеих труш!. Их актеры 1 !окину;!и Ли 1 !сцкий театр им. Л. Н. Толсчхчго, оказ;!Лись сами 110 себе и решили существокп'ь, рабагать. играть хоть во"!' так, !!ри му;чес или не;здвисимо!. Очевиднее очевиднейшего, что актер не можс'г не играть. Он до; 1 жсн ! 1 ри лкчбых ус;!Овиях 1 юддержив; 1 ть творческую форму, ведь ! 1 ублика, дыхание зриче;!Ьского з;!ла для него — оправдание !!рск1хх;сии, воздух, жизнь. Публике, однако, совсем не обяз; 1 тельно знач'ь !!ро всякого рода внесценический "драматизм”. Ей !юдак 1 й ДОСТОЙН 1 Х: сценическое зре;!ище .как ч'аковос, самодосч'аточное, без ссылок на акчерские чрудности и лишения. Не р; 1 ди лично знакомь!х с ним ;!юдсй ; 1 ктер выходит н;! сцену. Он выходич р;1ди безымянной 1!уб;!ики — самого большого, верного. С!1р;!- вед;!иво 10 друга те;ггр; 1 , ч'с;п|);!льного искусств;!. ’О чаком друге обяз!!ны ! 1 рсжде всего помнить и "Слово”, и ”нез;!висимые”. К. ВАСИЛЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz