Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
24 февраля 1993 г. № 38 (352 Выступление Руслана Хасбулатова в Новосибирске Н ач а л о н а 1-й стр.) 1'ьезд н ар од ны х депутатов 'осени , м ы вы нуж д е н ы от- л е к а т ь свое вн им ани е н а в о - росы сугубо п о ли тич ес ки е и деологические , по сущ еству сны е и во многом у ж е ре- Ц ен т р а л ь н а я проблем а, ко - "орая искусно и искусствен - доведена до конф ли к тн о го а р ак т ер а . — это вопрос р (заимоотнош ени ях предста - ительной и исполни тельной ш астей не то л ьк о в цен тре , 3 регион ах . Об этой про- лем е много говорилось уж е е р а з и в Ч ебо к с ар ах в сен- ябре прошлого года, и на оследующ их с о в ещ ан и ях , оследний в а з совсем недав- о на сем ин ар е председате - ей Сов етов н ародны х де- у тато в в Москве. Поэтому я н е буду ещ ё в а з одробно ан а л и зи р о в а т ь си- уацию . П одч еркну лиш ь , что 3 V II С ъ е зд е н арод ны х де- (^татов уд ал о с ь все ж е до- 'и гнуть п у ст ь временного . ) определенного компвомис- а м еж д у д вум я в етв ям и вл а - п р и н я т ь соответствую - рещ ени я . К лю чевым из [ИХ я в л я е т с я постановление а о с та ёи л и з ап и и кон- титуционного СТРОЯ. Т аким б разом . бы л а н ам еч ен а пер- л е к т и в а вы хода из крзщиса п омощ ью к о н сти туционны х входов, к а к многим тогда а з а л о с ь . он а м огла бы ть до- ти гнута ч е р е з референдум . Конечно , и с ейчас необхо- имо п род о лж ат ь работать , а х одя взаим оп ри ем л емы е еш ени я . основ анны е н а дей - твующ ей К онституции Рос- ийской Ф едерации ,' в котб - юй з ак р еп л е н принцип в а з - елени я в ластей , основ анны й а з др а в ом смы сле . Ч то это о зм ож но и осущ ествимо , по казывает п р а к т и к а . с та в и т ел и В е рховного Совета и П р ав и т ел ь ств а , р а зл и ч н ы х общ еств енны х д виж ен и й и п ар ти й , в ед ущ ие учены е , ру ководи тели и с пециа ли сты прои зводств а , деловы е круги. Кстати , иниц и а тив а в с о зда нии этого общественного по ли тич ес ко го ф о р ум а принад л еж и т одновременно двум в е т в ям вл ас ти ; з ак о н о д а т е л ь ной — В ерховном у Совету и исполнительной — П рави т ел ь ству . Вот д остойный при м ер кон структи вного сотруд ничества . Н адо настойчи во р еш а т ь г лавную проблем у — у к р еп л я т ь ответственность з а в ы полн ени е з аконо в , у к р еп л я т ь и пр ед с та ви тел ьную , и .ис п о лнительную вл ас т ь . И Вер ховному Совету необходимо у с или т ь кон тро л ьны е ф у н к ции . В аж н ейш и е з а к о н ы в ед ь есть , н уж ен эл ем ен т ар ны й порядок , ди сциплин а , ответственность . М ы н аход им с я в к ач ес т венно н овых ус ло ви ях . И н с ти ту ты вл ас ти у н ас тож е м олоды е . Н уж ен опы т , т р а - дзодии — в се это при де т со врем ен ем , по м ер е у стран е н и я со в ерш енных ош ибок и р а зв и т и я позитивного опы та . А в ед ь по зи ти вны й опы т т ож е им е етс я — особенно в регионах . Т а к что слож и вш ую ся си ту ац ию не стоило бы и злиш н е д р ам ати зи р о в а т ь нет д л я этого н и к а к и х оснований . Вы ход и з н ее мы, б езуслов но, найдем . Н о оп я т ь н ево л ь но в о зн и к ае т вопрос: к а к и м силам необходимы н агн ет а ни е страстей , усиление нер во зности н аселения , попы т к и з а к аж ды м словом р у к о в одств а Верховного Совета в и д е т ь к а к и е -т о скры ты е , з ам ы с лы ? Н е тем лй , кото ры е н а волне общ ественной обеспокоенности хотели бы р е али зо в а т ь некон сти туцион ны ми сред ств ам и свои ам бицио зны е ц ели ? С тоит п ри з ад ум а т ьс я . О РЕФЕРЕНДУМЕ Сейчас ид ет ож и в л ен н ая и ску с си я о р еф е р енд ум е . К ож алению , ос вещ а ет с я эт а ф ь е зн а я проблем а с очен ь прощ енны х п о зиций : либо >, либо «против», к а к а я о л и ти ч ес к ая ф и гу р а проиг- ает , к а к а я — вы игр а ет . Это ш ибочны й подход и им ен - потому , что , прои граю т и пр еж д е всего общест- н аш и с ограждан е . Я дум аю , ч то з д е с ь среди ас н ет п р о ти вни ко в р еф е - :ндума к а к д ем о кр атич е ской >рмы в о л еи з ъ я в л е н и я н а- од а . Безусловно , всенахюд- ое голосование — реф ер ен - ум к а к и н сти ту т непосред- тв енного н арод о вл ас ти я им е - больш ое зн а ч е н и е д л я ук - « п л ен и я российской госу- арственности , с о зд ан и я под- инно д ем о кр атич е ско го об- Н о сегодня р е ч ь и д ет о ругом : о в ер о я тн ы х нега- и вны х по сл едс тв и ях р еф е - енд ум а 11 а пр е л я . И х м ы о лж н ы оп ас ат ь ся . Об этом ш ла р е ч ь н а V II С ъ е зд е , н е с луч айно С ъ е з д внес ю правку , в Конституцию , апр а вл ен н ую н а блокирова - п опы то к поли тич еской ест аби ли зац ии , и сп о л ь зу я эеф ерендум . И л и ш ь остры й сризис и огромное дав л ен и е С ъ езд б у к в а л ьн о «вы да - или» его согласие н а прове- 1 ени е реф ер ен д ум а . Н апомню . Н а реф ер ен д ум (ьш осятся в с оответствии с [остановлением VII С ъ е зд а [ародных д епутатов общие ю лож ени я новой К он ститу - прич ем у ж е во многом инкорпориров анны е в т екс т (ействующ ей К о н с ти туц и и 1адо о тм ети т ь — у р еф ер ен - (ума вообщ е своя сп ец иф и - а: он о тл и ч ае т ся от выбо- ов к о н к р етны х персоналий , [ри вы бор ах како го -то до лж - д а ж ё вы сш его ли - [а, н е я в к а и збир ате л ей или [едобор ч и с л а . голосов о зн а - ____ 1 аю т л и ш ь ли чн ую трагедию к андидата . Но когда р еч ь (дет о р еф ер енд ум е , об ос- ювных п ри нц и п ах Консти- ■уции, то если д аж е одна область, одн а р е спуб лика не “'УДУт уч а ств о в ат ь в н ем или отриц ат е льны ми буду т ре- (ультаты голосов ани я и зби - 1 телей , это у ж е о з н а ч а ет политическую , т ерри тори а ль ную, кацион ал ьно -го судар ст - “ ’нную д езинтеграцию , по ;ущ еству — п о р аж ен и е , го сударств а . Именно по этим нам м ы к р ай н е осто- подходим к сам ой идее р еф ерендум а . С т а к и х пози ц ий м ы об суж д а ли эту проб лем у с П резиден том и пред- :дателем К онституционного ещ е р а з х о ч у п од ч ер к ^ нуть , ч то реш ени е о в се российском реф ер енд ум е 11 а п р е л я 1993 года н а м о м ен т его п р и н я т и я " ра ссм а т ри в ал о с ь к а к ф а к т о р , обес п еч и в аю щ и й стабили з ац ию консти туционного строя . Од н ако в р ем я , п рош едш ее по- п р и н я т и я этого реш ени я , у гл убл яю щ ий с я соци ально - эк он ом ич ес кий к р и зи с в егран е , рост соци а л ьной п р яж ен н о с ти м огут ти ть р еф е р ен д ум и з ин ст рум ен та н арод о в л ас ти я в ин струм ен т к о нф р о н т а ц ии в общ естве , пост а в и т ь под у гро зу ц елостность Ро с сий ского г осуд арств а . Поэтому ц елесообразность его пров е ден и я . вы зьш а ет бо л ьш и е со м н ен и я и у го суд а р ств енны х д е я т е л е й р а зного .уро вн я , и у пред с та ви т ел ей р а зл и ч н ы х п о ли тич ес ки х п ар тий , что бы л о под тв ерж д ено и на «круглом столе» , и у просты х г р аж д а н в с ам ы х р а зл и ч н ы х р е ги он ах России . М ы и б е з р еф е р ен д ум а су м ел и з а пр еды дущ и й период вв ес ти в д ей ствующ ую Кон с ти туцию т а к и е поп р авки , ко торы е д ел аю т О сновной З а к о н р е ал ьн о д ем о к р ати ч е с ким : при нц и п ч а стной соб ственности . р а зд ел ен и е в л а стей , о бщ еп ри зн ан ны е в со вр ем ен н ом м ире п р а в а че л о в е к а . Обеспечили н е з ав и си м о сть судебн о -п р ав оо х р ан и т е л ь н о й системы — во в ся - ' ком с лу ч ае е е кон сти туц и он - •но п ро во згласили . У тверди л и п ри нц и пы ф ед ер али зм а . П р ав д а , е сть д в а в аж ны х м омен та , к о торы е вк лю ч ены в вопросы д л я реф ер ен д ум а ' и ко торы е ещ е н е н аш л и о т р а ж ен и я в дей ствующ ей Кон ституции . Это кон сти т уи ро в ан и е П р е зиден т а в к ач ес тв е г л а вы государства , а н е то л ько и сполни тельной в ласти . И вопрос о судьбе С ъ е зд а н ар о д ны х депутатов . Если ж е п роводи ть р еф е рендум , то с лед овало бы опр ед е ли т ь ся , к а к и е вопро сы в него в к лю ч ат ь . Спро сим себя : достаточно ли п р ед л ага ем ы х вопросов и к ак о в о и х кач ес тво? П ри вл е ч ем л и мы ими и зб ирателей ? П о -видимом у ; н ет . Н а сам ом д ел е д ей стви т ел ьн о ест ь ос тры е пробле мы . ко торы е сегодня в о лн у ю т гр аж д а н России и по к о торы м н ад о спроси ть и х м не н и е П оэтом у -то П резидиум Верховного С овета поддер ж а л идею по двен адц атом у вопросу : об о тнош ении . н а сел ен и я к одновременным досрочным вы борам ф ед е рального пр езиден та и ф ед е р а л ь н ы х д епутатов н е по зж е в есны 1994 года. П ричем эту проблем у н еоб я за тел ьно с в я - зьш ат ь с р еф еренд ум ом — Съ е зд н ародны х д епутатов м ож ет п р и н я т ь по н ей р еш е ни е . И д л я этого е сть опр е д ел енны е пр аво вы е основ а ни я . И П резиден т , и н арод ны е деп у т аты России были и зб р а ны в оди н а к о вы х усло в и я х дал е к о н е д ем о к р ати ч е с ко г о государств а . Д алее , со гласи тесь . в п ериод вы бо ров и д епутатов , и П р е зи ден т а м ы н аходи ли сь в спец и ф и ч е с к и х ус ло ви ях : Россия бы л а республи кой , входящ ей в огромное союзное государ ство . то е сть п р а к ти ч е ски мы и зби р али с ь д епу татам и а в тономии и и зби р али п р е зи д ен та автоном ной р еспуб ли ки , а н е мировой д ерж а вы . Соответственно этом у н асе л ен и е и п о ли тич ес ка я эли т а общ еств а восп ри н яли то гд аш ни е вы боры в России . И зб и р ат е л ь и сходил и з т а к и х позиций , по л ага я , что е ст ь еЩе с ою зн ая в л ас т ь и если ош иб у т с я н а россий - Т еп е р ь с и ту а ц и я с овер ш енно и н ая . И зб и р ат е л ь на . основе о пы т а наш его п р ав л ен и я . з а прош едш ий п ери од, н а в е р н я к а в состоянии д а т ь н ам об ъ е кти вн ую о ц ен к у з а постсою зную д е я т е л ь ность , к о гда н ам н и кто не м еш ал . Х о т ел бы н ап ом н и т ь и о том , ч то ко гда м ы о с ущ еств л я л и свою закон ода т ел ьн ую д ея тел ьно сть , п ри ним али з а к оны , в частности З а к о н о П рези ден т е , о ч ен ь у н ас бы л и сил ь ны антиц ен три с тс ки е суж д е н и я . Под их во здейст ви ем м ы н еп ропорционально р а сш ири ли сф е ру исполни т ел ь н о й д еятельности , в ч а стности П резиден та , об л ек а я его пои стин е сверхполном о чи ям и д л я усиления его ро л и в проти востоянии с не о ч ен ь ра зум ным и , к а к нам то гда к а з ал о с ь , д ей с тви ям и союзной исполни тельной власти . Эти п ер е ко сы тож е н адо п оправи ть . Т еп е р ь на п оли тич еском О лимп е п о яви ли сь н овы е л и ц а , но вы е ли деры . П рои зош ло по ли тич ес ко е в зрослени е н ас еления . П облекли бы лы е ли деры , со зд авш и е себе им я н а к р и т и к е всего и в ся , л о з у н г а х р а зр уш ен и я то т ал и т ар н о й системы . Все слом а но почти , до основ ани я . Б о л ь ш е к руш и т ь нечего . Р а з р у ш и т е ли д о лж ны згйти в прошлое . Т еп е р ь н уж н ы со зидате ли . Т а к и е уж е появили сь . П у ст ь и зби р ат е л ь сделает свой вы бор . Н е стоит ц еп л я т ь с я з а власть. Выросли лю ди н еорди н арны е — мно гие и з них среди вас . В едь зн а ч и т ел ь н о усилил ас ь в п оли тич еской ж и зн и роль субъ ек то в Ф едерации . их лидеров . Т а к что ест ь и з к о го вы бирать . Мне к аж ет с я , эти дем о к р ати ч е ски е у с тр ем л ен и я и збир ате л ей надо поддерж ать . П оэтом у об ъ е кти вн о ^в ст а ет вопрос о том , чтобы нам п р и н я т ь р еш ени е о досроч- ньпс вЬгборах и провести эти вы боры одновременно : и П ре зи ден т а , и ф ед е р ал ьн ы х д епутатов . И н е п о зж е в ес ны 1994 года. Н о .и этого, ви димо* н едостаточно . Н а по с леднем з ас ед ан и и П р е зи диум а , В ерховного Совета я пр ед л ож и л д л я об суж д ения ещ е один в ар и а н т постанов к и вопроса на р еф ер ен д у м е — д л я второго бю ллёге- И вопросы , эти , к стати , б лизки , сформ у лиро ваны по с ущ е ств у самим П резиден том 10 д ек а б р я н а V II С ъ е з де — о доверии всем вл ас т ям , в к лю ч а я ф ед ер ал ьн о е пр ав и тельство . У веряю , ц ел ь з де сь одна, з д е сь н ет н и ка к и х с кры ты х мотивов . Главное , е сли р еф ер енд ум будет про веден , не допусти ть <^его ерьш а, пр и вл е ч ь и зби р ат е л я к при н я тию ответственного государственного р еш ени я . Вот тогда реф ерендум не бу д ет политич еской игрой, не будет ф о рм а л ьны м . Т огда трудно было бы уп р екн у т ь нас в том , что м ы «боимся своего народа» . Но, повторяю , все эти вопросы и ар гум ен ты я п ри вож у то л ько н а то т случ ай , если не будет при н я то р еш ени е по отм ене ре ф ер ендум а . А по сущ еству , я ещ е повторяю ,— н ам н и ка ки е реф е р ен д ум ы и вы боры сегодня не н уж ны . В. тек ущ ем 1993 году надо все силы ис по л ьзо в ат ь в области эконо мич еского р еформ иров ани я . Н ес колько з ам еч а н и й о вьшосимьпс н а реф ер енд ум вопросах по К онституции . О ткровенно говоря, я не поним аю , почему кри тик ую т рабочую группу Конститу ционной комиссии , к о торая пр ед л ож и л а н абор и з 11 воп росов, у тв ерж ден ны х П ре зидиум ом Верховного Со вета . П о-моему она сде л ал а все в полном соответствии с реш ени ям и Съ езд а , согласно которым на реф ерендум вы нося тся основны е полож е н и я новой К онституции . С ами посудите, к а к можно з де сь о гр аничи тьс я одним , д вум я , тр ем я вопросами? Хо т я в конечном счете общ ее чи сло можно и сокра ти ть , с каж ем , до восьми. Ч то к ас ае т ся конк р етны х ф орм улировок , Предложен ны х рабочей группой Кон ституционной комиссии , то, д умаю , в процессе их об суж д ен и я до у тв ерж д е н и я Вер ховным Советом вр яд л и следует ож и д ат ь к р у п ны х и з м енений к а к со стороны п ар лам ен т с ки х комитетов , т а к и со стороны П резидента . Общ ие п ринципы и общие полож ени я — они и ест ь об щие . К уд а т у т ден еш ься? П равд а , п ар ад о кс состоит в том , и это ясно многим : основны е при нц и пы й общие по л ож ени я будущ ей Консти ту ц и и у ж е вв ед ены в дейст вующую . И б о л ьш ая ч а ст ь новой К он ституции у ж е р а ботает . Т а к и м образом , мы хотим спроси ть народ по .у ж е р е ш енным вопросам . Очень , лю бопы тн ая с и ту ац и я . Вот чего с тр ем ят с я «не з ам ети ть» про ти вн и ки вы сш ей пред ста ви т ел ьн ой власти , а на д еле — п роти вни ки д ем о к р а тии . Именно они со здаю т сомни тельны е у к а зы и р а с п ор яж ен и я ф ед ер ал ьны х органов вл ас ти и упр авл е ни я , не опир ающ ие ся на сил у з ак он а . К а к ещ е м ожно р а сц ени ть т а к и е Действия , кроме к а к с трем лени е лю бым и пу т ям и у зу р пи р о в а ть в л ас т ь и у - Съ езд а , и у Верховного Со в ета , и д аж е у ф едерального П р ави тель ств а . СУДЬБА н о в о й КОНСТИТУЦИИ Н ам часто п риходи тся с лы ш а т ь обвинение в адрес В ерховного Совета и С ъ е з да , ч то они не в. состоянии . п р и н я т ь новую К онститу цию , ч то они в тупике . Н ам Это неверно . П р а к т и к а под готовки общ и х п о л ож е ний новой К онституции п о к а з а л а — я это отм еч а л — и зум и т ел ь ны й ре зу л ь та т ; о к а з ал о с ь , что б ольш ая ч а с т ь новой К онституции у ж е при н я т а ! Т а к где ж е т у п и к? Где кризис? Впрочем , к р и зи с есть . , Но кри зи с , в о -п ер вы х , в д у а ли зм е исполни тельной власти , а не в дея тельности С ъ е зд а и Верховного Сове т а . В о -в торы х , к он сти ту ци онны й к р и зи с с тр ем ят с я со зд ат ь те, к то о к а з а л с я ау тсайд ером в по ли тике и з - з а про в ал а своей д е я тел ьн о сти н а р а зн ы х уров н я х власти . Это некоторы е и зв е стны е и неи зв естны е п о л и тик а н ы союзного, ф е д ерального и п ро в ин ц и ал ь ного м асш таба . Именно они х о т я т себя вы дв и н у т ь в не ки й с у п ер за к он ода т ел ьны й ор ган — учреди те л ьно е соб р а ни е и консти туционную а ссам блею и о п я т ь о с едлать в л а с т ь н екон сти туционны ми м етодами . Им претит з а к о н н а я , ' тщ а т е л ь н а я , добросовестная д е я т е л ь но ст ь д епу тато в р а зны х уровней , пр ед с та в и т ел ьны х и и сп о лн и т ел ьны х органов- вл ас ти и у п р ав л е ни я в р е гионах . Ч ем х уж е , тем л у ч ш е — вот и х деви з. С е годн яш ня я дей с тви тел ьн о ст ь т ак о в а , ч то об щ ественно - поли тич ес ка я , эк он ом ич ес к ая и д аж е со ц и ал ь но - п сихологическая с и ту а ц и я преп я т ству е т р а з р аботке новой К онституции , а т ем более ее п ри н я тию в б лиж айш ее вр ем я . П ричин з д е сь много. , Общ ество не сф орм и ро в а ло устан о в и вш и х ся , под д ерж и в а ем ы х верм народом эконом ич ес ких , п о ли ти чески х , с о ци а л ьны х и д у х о в н ы х основ, к оторы е мог л а бы з а к р еп и т ь но в ая К он ституци я . Ощ ущ ени е в е л и к и х п о т ер ь после гибели истинном, а не при зр ачной дем о к р атии , то е ст ь так ой , где в ц ен тре стоит г р аж данин , человек , а не борьба по ли тич ес ки х воротил и ну воришей . но во явл енны х «спасителей» , д л я которы х лю ди т о л ьк о оруди я их ам - би ци о зны к .устрем лений к р еж им у личной власти . Поэтом у т е к ущ и й год. д ол ж е н с та т ь годом эконом и ч е ски х пр еоб р а зо в аний и го дом подготовки к н овым вы борам в н ач а л е 1994 года. В случ ае д о стиж ения об щ ественного с огласи я по этим вопросам у п оли тич е с ки х п ар ти й будет к он к р ет ны й п редм ет для в едени я ди скуссий на вы борах . К ан дидаты смогут бороться дрзгр с другом не с помощ ью пу с ты х при зы вов , хотя и т аки е будут , а целостным и поли ти ческим и и эконом ич еским и программам и . ори ен тиро в ан ны м и на основы будущ е го конституционного строя . Это будет дей стви тельно с о зи д ат е л ьн ая по ли тич ес ка я борьба. Зд ес ь будут р ож д ат ь ся и стинны е п оли тич е с ки е программы . С оответственно н аш а з а дач а с ейчас — со зд ат ь не с коль ко зак он о в к оторы е бы оф орм и ли новое и збир ате л ь ное право й и збирательную систем у д ля п ар л ам ен т а и П р езиден та и. что весьма в аж н о , упор ядоч или бы д ей ствующ ую Кон ституцию с ц елью ли к ви д ац и и д у али зм а исполни тельной власти . А о с тальное — у ж е з а новым депу т ат с ким корпусом . И т ак , в к ри зи с е не В ер хо вны й Совет и С ъ е зд н а родных депутатов , в к ри зи с е т е п оли тич ес ки е силы , ко торы е не знаю т , к а к и споль з о в а т ь власть , и. не з н а я это го. стр ем ят с я добы ть себе н овы е полномочия . Но это у ж е о д н аж ды было в н аш ей н едавн ей истории и привело к траги ч е ским последствиям . К ри зи с надо р еш а т ь не пу тем поли тич еской хирургии , имеющ ей од нр зн ач но нега ти в ны е последстви я , а с по м ощ ью постеп енных кон с ти туционны х изм енений и у с тр ан ени я роковых ошибок, к о торы е н ад е ла ли пионер с ки е ком анды пионерски е и в своих эконом ич ес ких тео ри ях . и в своей всерадруш аю - щ ей практической , работе. В ту п и к е отню дь не з а к о нод ат ел ьн ая власть , которая д аж е в эти минуты работает >и п риним ае т н уж н ы е общ е ству з а к о н ы а те. кто ли хо радочно ищ ет «в ари анты с тратегии ' на пораж ение» . ищ е т в р аго в — « красных» , «коричн евы х» , «зеленых» , «белых» — в сех тех . на ко го м ожно было бы Р в а л и ть последствия н еуд а вш и х ся эксп ерим ен тов . И к а к чумы о н к б оятся идти на д осроч ны е перевыборы . ПРОБЛЕМАТИКА СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В п о л и т и ч е с к о й борьбе Сою за повергло в ш о к об щ ественное сознание , а не удачное осущ ествлени е эко номических реформ д елает че л о ве к а б е з защ итны м , уси л и в ае т в н ем о тчуж д ени е от вл ас ти не в м еньш ей степени , чем в период господства ком - пах)тии. Равн одуш и е , а п а ти я и враж дебн о с т ь к власти—не л учш ее состояние общества , чтобы ф орм и р о в а т ь кон сти туционны е з ад ач и . Ч то ж е д о лж н а з а к р е п л я т ь но в ая К он ституци я в с ло ж и вш и х с я усло ви ях ? Н о в а я Кон ституци я д олж н а з а к р еп и т ь уж е ■ сущ ествую щ ее , у становивш ееся , . а не ж е л ан и я и обещ ани я , не все в о зм ож ны е м иф ы полити ч е ски х м ечтателей . Н ет д аж е у с то явш их с я по ли ти ч ес ких в згл яд о в и по ли ти ч ес ких программ , при чем ни у одной из с ущ е ст в ующ их или ф орм и рую щ их с я п ар ти й . То, что у них имеется ,— это скорее н ам ет ки , которы е г одятся д л я т а к т и к и или т ак т и ч е с к и х игр , д л я небольшой поли ти к и или политич еского ин триган ств а . Общ ество не созрело в своем д виж ен и и к п р и н я тию новой К онституции к а к ра зового а к т а , оно скорее п ы т ае т ся спастись, вы ж и т ь . Н ет и по ли тич ес ких п а р тий , опи р аю щ их с я на ш и роки е соци а л ьны е слои. Н ет и стинной политич еской борьбы п ар ти й в р а м к а х з а кона и д ем о к р ати ч е ски х тр ади ц и й . Следовдтельно , -сейч ас но в ая К онституция не с тан ет и ре зу л ь та том по ли тической борьбы целост н ы х п о ли тич ес ких про грамм — он а не покоится на гр аж дан ском обществе . Не следует с ч и т ат ь тр агеди ей, е сли о с та ви т ь п риня ти е новой К онституции тем , кто придет после нас. А н аш а з а д а ч а — сохрани ть достиг н у ты й уро в ен ь д ем о к р ати ческой зрелости . И ф о р м иру я г р аж дан ск о е об щ ество , медленно, ш аг з а ш агом , внося п оправки в Конституцию , д ви га т ьс я по пути ре ал ьн ой полити че ской реф орм ы , з а к л а д ы в а я ю ридически е основы З а п рош едш и е д в а с поло виной года ни один орган вл ас ти не подвергался такой с о круш и тельной к ри тике , к а к С ъ е зд н ародны х д епу т ато в Российской Ф еде р а ции. Д ав ай т е р а зберемся , в чем при чи на этого. В соот в етствии со ста т ьей 104 гл а вы 13 К онституции Россий ской Ф едерации «высшим органом государственной власти Российской Ф еде р а ции я в л я е т с я Съезд н арод ны х депутатов Российской Ф едерации . С ъ езд н ародны х д епутатов Российской Ф еде р ации правом очен п ри н я т ь к своему рассмотрению и ре ш и т ь любой вопрос, отн есен ны й к в едению Российской Ф едерации» . Это з н а ч и т , н ет в стр ан е ор ган а вл ас ти выш е Съ езда . С ъ е зд у п одвластны и Щрези- дент . и В ерховны й Совет, й П р ави тел ь ство , и, ра зум ее т ся. все д олж ностны е л и ц а — в В ооруж енны х Сил ах , ор г ан ах безопасности и МВД. и т. д. Х отел бы н апом нить это всем, в том чи сле всем д олж ностны м л и ц ам Рос сий ской Ф едерации . О тсюда п р о ти вники С ъ е з д а постоянно с сьш аю тся на «н аруш ение» принцип а р а зд ел ен и я в лас тей и тр е б уют устр ан ен и я этого «на руш ени я» . Я все эти годы то ж е был сторонником пере - р еда к тиро в ани я этой статьи в пол ьзу ф орм улировки , опр ед е ляющ ей С ъ езд к а к «вы сш ую п ред с та ви тельную власть» . Но вопрос этот то ж е не т а к прост; к а к вн еш - . не пред с та вляе тся . У н ас им е етс я опы т семи съезд ов н ародны х д епутатов . П ри всей ш умли вости , а ч а сто и бесплодны х дебатах в се эти съезды последова тел ьно з а к р еп л я л и д ем о кр а ти ч е ски е п р еоб ра зов ани я в Ф едерации , всегда находили общий я зы к с и сполни тель ной властью . И х р еш ени я отли ч али с ь конкретностью и вы сокой требовательностью . С ъ е зд вв ел президен тство н есм отря н а сопроти влени е союзной бюрократии , вп ер вы е у з ак о н и л п ринцип ч аст ной собственности к он сти туи ро в ал политич еские , со ц и ал ьны е . эконом ич еские свободы г р аж дан ин а , вв ел в К онституцию концепцию р а зд ел ен и я властей , под держ и в а л н о в аторски е идеи эконом ич ес ких реформ . П ри этом С ъ е з д ни р а зу не и споль зов ал и д аж е не делал попы ток и спо л ь зо в ать свое всевласти е . Он поручал В ер ховному Совету , П р е зи д е н - ' ту р е али зац ию оп ред елен н ы х им з ад ач . Но в се дело в том , что эти п оручени я о стаю тся н евы полненным и и л и и з - з а отсутствия спо собностей их вы по лн я т ь , или и з - з а н еж ел а ни я О тсюда у п роти вников С ъ е зд а в о зни каю т и усили в аю тс я оп асе н и я перед в сесильны м вы с ш им зак он ода т ел ьным и п р ед с та ви т ел ьн ьщ органом ; а вдруг он п ож е л ае т в пол ном объем е осзпцествить свои конституционньхе прав а? Вот в чем п ричина беш е ной т р а в л и С ъ е зд а н ародны х депутатов . К сож аленю о , не з ам еч а ет с я к руто и зм ени вш дя с я соци- ально-политичесхсая си ту аци я ; в у с ло ви ях ре зкого па д ени я а в тори тета ф ед ер ал ь ны х властей , усили в ающ ей ся д езинте гр ации Ф едерации зн ач ени е С ъ е зд а стр ем ите л ь но в о зр а ста ет к а к един ств ен ного властного органа , спо собного во звы си т ь ся над у з к о п ар тийным и и личн о стны ми ин тересами , все более ют основы перм анентного к р и зи с а м еж ду ними , то е сть преодолевается кон сти туци онный кри зи с . Х отя противо р ечи я будут всегда, они не и зб еж ны . Но они будут пре од олев ать ся б ез к ри зи сов и . н ап р яж ен но с ти в обществе . Собственно, консти туцион ное соглаш ение , о котором т а к много говорится , могло бы в к лю ч и т ь в себя и зл ож ен ны е здесь п олож ени я , если оно. конечно. состоится . К этом у вопросу надо отне стись более серьезно , без по пы то к вы зв ат ь вн еш ний эф ф е к т и л ож ны е ож ид ани я . РЕФОРМЫ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА п р евращ ающ егося в м ощный ф а к т о р соци ально -поли тйче - ской с табили з аций . Поэтому. Во-первых, сего дн я д аж е рейи не м ож ет ид ти об изм енении статуса С ъ езд а к а к вы сш его ор ган а , власти в стран е . В о -в торы х— м ож ет бы т ь повторяю сь , но нелиш не ,— все должностщ^хе лиц а в Российской Ф еде р а ции , все общ ественны е дви ж ен ия . в се гр аж дан е до лж ны з н а т ь что в соответствии с . Конституцией , в верности ко торой П резидент при ся гал , в ступ а я в эту должность ,— вы сш ей в ластью в стран е я в л я е т с я С ъ езд народны х тепу - татов . В -тр ет ьих , на очеред ном Съезде необходимо сер ь езно ук р еп и т ь В ерховны й Совет, ото звав из него депу тато в—не членов Верховного Совета, м еш ающ их работе, и и зб ра ть достойных , могущих рабо та ть н а постоянной осно ве. и. во зм ож но ув еличи в численность Верховного Со в ета . В -ч е твер ты х , всему ф е деральном у депутатскому |Сорпусу необходимо подгото в и ться к выборам одновре менно с. П резидентом весной 1994 года. Ц ен тр а льны й вопрос, кото ры й 'будет волновать н аш их сограж дан , общественность,— э т а вопрос об и н тегрирован ном инсти туте «Съезд — Вер ховный Совет» в будущ ей и з бирательной кам п ании . Мне п р ед ставляется . что есть только один КОНСТИТЗШИОН- ны й п уть реш ени я этой про блемы , которы й во -п ер вы х , у к репи т принцип р а зд ел ения вл ас ти и. во -в торы х , не с вя зан С риском ее ослаблени я или н аруш ен и я баланса . Первое. Когда Съ езд п ри мет реш ени е н а зн ачи т ь срок одновременного выбора ф е д ер а л ьны х депутатов и П ре зидента . он до лж ен вн ести соответствующие п оправки в .Конституцию . Второе. С ъ езд поруч а ет В ерховном у Совету подгото ви ть и при н я т ь ц елы й ряд законов , в к лю ч ая з акон о вы борах , по ко ящ их ся на п р и н я ты х п оп р ав к ах к Кон ститу - В самом общем виде они могли бы бь 1 т ь следующ ими ; вы сш им п редстави тельным и . з аконода тел ьным органом с тр аны яв ля е т ся д ву х п а л а т ный Верховны й Совет—п а р л ам ен т с числом депутатов 500—550—600 человек : при этом исч езнет «двухступ ен - чатость» , в полной мере ре а ли зу ет с я принцип р а зд ел е ни я власти . П резиден т—гл ав а государ ства (по д ействующ ей Кон с ти туции он т ако вы м не яв ляет с я ) . З а П резидентом со х р ан я е т ся м нож ество р а з личного рода ррав , включ ая - право на выбор к андидатуры в гл авы П р ави тел ь ств а , кото рую он вносит в ф ед е р а л ь ны й п арламен т . После одо бр ен и я этой к ан д и д а ту ры г л а ва П р ави тель ств а самосто я тельно ф орм и ру е т П р ави т ель ство и пред л ага ет его на у тв ерж дение в ф ед е р ал ьны й п ар л ам ен т в полном составе. И. ра зум еется . П рави тель ство подотчетно и склю чи тельно то л ько пар л ам ен ту . Т аким образом , общество будет им еть ответственное и полно мочное П рави тельство . В р е зу л ь та т е торж е ству ет принцип р а зд ел ен и я властей , исч е з ае т д уали зм исполни тельной власти , л и к ви д и ру ю тся ди спропорции в соотно ш ен и я х м еж д у зак он ода т ел ь ной и исполни тельной в л а стям и . И тем с амым и сч ез а- Н аш е с овещ ани е проходит в Сибири , в регионе особом, огромный потенциал которо го ж д ет своего эфф е кти вно го в хож д ен и я в ры н очны е м ех а ни змы . К а к быстро это мы сумеем сделать , во многом з ави си т от вы работки п л ан а -р е а л и з а ции Ф едеративного договора, к ак . впрочем , и в отнош ении в се х субъектов Ф едерации . Ц рош едший год п о каз ал ещ е один н егативны й р е зу л ь тат : без серьезной эконом и ческой самостоятельности ре гионов ф ед е р ал ьны й цен тр б ессилен осущ е ствл я ть круп н омасш табны е реформы . Ведь д и р екти вность ' и сч езла. П оявил с я интерес. Его р е ал и з ац и я предполагает з н ачи тельную степень с ам осто ятельности . Об этом прихо дилось говорить н еоднократ но, в п ервы е ещ е в декабре 1991 года в Х абаровске — уч астники «Сибирского со глаш ени я» , я думаю , п омн я т На п р ак ти к е вСе вьппло по- другому : 1992 год прош ел без всякого учета р егион альных асп ектов реформы . В р е зу л ь тат е проблема об о стр и л ас ь , , возникло. Много вопросов для р а зм ыш л ени я и п р и н я ти я со гл асо в анны х мер и действий . Сегодня с та л а очевидной уж е д ля в сех необходимость п ерен есени я ц ентра т яж е сти реформ в регионы . Это объ е кти в н ая потребность , и вы зв а н а она рядом обсто ятель ств . П р еж де всего, основной блок законов , уп р авл яю щ и х ходом реформы . приня т . Р е ч ь теп е р ь идёт о п р ак ти ческой работе по применению эти х законов, то е сть о той работе, к о торая д о лж н а идти на м естах , в труд овы х кол л е к ти в ах . Д алее . П рои зош ли с ерь ез ны е и зм енения в кадровом составе. Лю ди н а м ес тах уж е знаю т , что д ел а т ь и к а к де- л о в и ях практи ч е ски р а зру ш ен ны х в ер ти к ал ь ны х с вя з ей к оординирующие роли ещ е более (чем это бьшо год н а з ад ) д о лж ны переместить с я н а р егион альны е власти . Все это говорит о том , что м ы д о лж ны п р и н я т ь п р а к ти чески е ш аги по усилению р еформ на местах . Первое . Сегодня н ад о чет ко опред е ли ть ф инан со вы е в заим оотнош ени я респзгблик. к р ае в и областей с ф ед е р а л ь ным бюджетом . Мы д олж ны п ри зн а ть , что в этих в заи м оотнош ени ях сохранились , пр еж ни е п орядки попро сить и распредели ть . Т ак происходит при ф ормирова -^ НИИ бюдж ета и д ел еж е нало говых сумм . Т а к происходит при вы делении кр еди тны х ресурсов — все и д у т в Ц ен т р а ль ны й банк . Но т а к д ал ьш е ж и т ь н ел ь з я . Н адо у становить ч е ткие и грам отны е ф инан со вы е взаимоотнош ени я Ц ен тра и мест. Мы в ед ь зна ем , к а к это делать ., Е сть мировой опы т . Н уж ны определенны е уси ли я , настойчивость и отв ет - I ственность. * Второе.' Особенно в ним а те льно надо ра зоб р ать ся с хо дом п ри ва ти зации . Верхов ны й Совет сейчас рассмат ри в ае т программу при вати з ац и и на 1993 год. Процесс, к а к говорится , пошел. Но в л и ян и я при ва ти зац ий на с табили з ацию экономики по к а п р актич е ски никакого. П ри в а ти зац и я рвет хо зяй с т в енны е с в я з и Э фф екти вность производства отодвинута при этом н а второй и д аж е тре тий план . П ричин зде сь мно го. И в аж н е йш а я — регионы о к а з ал и с ь в стороне. Все зац ен тр а лизо в ан о . Думаю , надо, не остан ав ли в ая при в ати з ацию , глубоко в ней ра зобраться . и пр еж де всего ру ко води те л ям Советов н а м е с та х и гл ав ам администра- Т реть е . Особое им е ет у становление контро л я з а и сполнением законов н а региональном уровне. Зд ес ь мы все пробуксовыва ем. Н адо обсудить эту проб- 11 ещ е один момент . Сегод- осущ ествлени я реформ ьь Н а до обобщить их опы т , вьгра- б отать р е ком енд ации для ре гионов. Мож ет быть , нам стоит Попросить учены х Си бирского отд ел ени я РАН в з я т ьс я з а это ответственное го сударственное дело и подго то ви ть с оответствующий до-, к ум ён т на рассмотрение Верховного Совета? Мы со своей стороны готовы участ во в ат ь в ф и нан сиров ании этой в аж ной проблемы . ЧЕЛОВЕК И РЕФОРМЫ Кри зи сно^ состояние эк о номики особенно остро по ставило вопрос спасения рос сийского генофонда , вы ж и в ан и я че л о ве к а в н овых ус л о в и ях . Мы , к своему стыду , уж е как -то с та ли при вы кать , чт< новы е услови я поставили чел о ве ка н а гр ан ь вы ж и в а ни я , д еградации . Подобная ц ен а р еформ н едопустим а. Д ело д аж е не то л ьк о в м а тери а л ьн ом полож ении лю дей . которое р е зк о у х у дш а ется . У силилась б е з защ и т ность чел о ве ка перед адм и н и стр аци ей ра зного уровн я , в м аг а з и н ах , в систем е услуг . В сам ом д еле ___ б е з д о статочных основ аний с работы , и д аж е у в о л ьн яю т с доинской служ бы , не повы ш аю т з ар п л ату , л ек ар ств н ет . л еч ат плохо , да и сами д октора е ле сводя т кон цы с концам и . Кому п ож а л у еш ь - стерской — к к ом у обра ти т ьс я ? Люди угн етены , р а з д р аж ены . . З д ес ь — сф ер а д ея тельности п р ед с та в и т ел ь н ы х и и спо лни тел ьны х ор ганов власти в сех уровней , и п р еж де всего на м естах . Н а до в зя т ь под повседневны й к он троль работу д етских учреж д ений , ш кол , больниц , пр ав о о х р а ни т е л ьны х ' ор га нов. С о зд ать систем у з ащ и ты человека . П одд ерж ат ь слабого, соор ганизо в ать лю дей д л я в заимной помощи . Советы к а к пр ед с та ви т ел ь ны е ор ганы и м естны е ад м ини страции д о лж ны о тв е ч а т ь з а это. К с тати , уж е хорош о и зв е стно — п ри серьезном отно ш ении к д елу к о н ф ли к ты м еж д у С оветами и адм и ни стр ац и ям и уход я т в сторону . Они р а згораю тс я то л ьк о то гда. когда с та в я т з а д а ч у р а з ж е ч ь эти к о нф ли к т ь ь Т ак обстоит дело на в сех уров н я х в ласти , когда проблема че л о ве к а и сч езает , а сам о ц елью становится н еу к ро тим ое с трем лени е кого -то опрокинуть . Этому до лж ен бы т ь п о лож ен конец . П л ох ая и л и х орош ая — но ест ь К он с ти туци я , ест ь з а к о н ы — и х надо вы п о л н я т ь и не пы т а т ь с я у води ть общ ествен ное м нени е в сторону о т р е а л ь н ы х проблем . В у с ло в и ях , когда средства д л я общ егосударственных п рограмм со зд ан и я социт а ль н о -к у л ь ту р но й инф р а ст ру к т у ры о граничены , зад ач у под держ ки чел о ве ка важ но в зя т ь на себя регионам . Р е гиональны е . м естны е м уни ц и п а л ьн ы е программы д о лж ны объеди н и т ь средства п р едпри ятий , нового пред приним ат е л ьс тв а , бюдж ет ны е источники , вклю ч ая вв едени е с п ец и а л ьны х м ест- Щш н ы х н алогов , средства б л а - ^ го творит е л ьны х фондов ц ер - • к о в ны х общин и поставить и х н а см я гч ен и е трудностей п ереходного п ериода. Ду маю . что н аш е совещ ание д олж но вы с к а з а ть с я по этим в о п р о сам . . В п е р вы е в п р а к т и к е про в ед ени я со вещ аний благо д ар я и н ци а ти ве н аш и х го степ ри им ны х хо з я е в п р ак т и ч е ски все з десь присутст в ующ и е ещ е вчера , то есть до н ач ал а ньгаеш ней встре чи , п обыв али н а 17 п редпри я т и я х Н овосибирска, среди ^ ко торы х А виационное про- , изводств енное объединение им . В. П . Ч к ал о в а , объедин е н и я «СибселЬмаш», «Ново- сибирекм ебель» , «Электро а грегат» , х л оп ч атоб ум аж ны й комбинат , тепличны й комбин ат «Кировец» и ДРУ '^ ||р^ Д ум а ет с я , это помож ет лзшш е п о н я т ь проблемы и з аб о ты новосибирцев , соот нести и х с полож ением в с воих ре гион ах , а , значи т , провести сегодняш ний об м ен м н ен и ям и с больш ей прак ти ч е ск ой н ап р а вл е н ностью и пользой д л я дела . В з ак лю ч ен и е ещ е р а з х о чу о тм ети ть , ч то в слож и в ш и х с я тр у д ны х у с лови ях н ам необходимы согласие и его д о стиж ение мирным , че стны м путем . Мы до лж ны во ч то бы то ни с та л о обес п еч и т ь д ем о кр атич е ско е р а з ви тие наш его общества , не по зво ли ть спол з ти к а в тори т арн ом у п р авл ению к к а ким бы то ни бьшо м етодам ч р е звы ч айщ и ны . Сиэгласие и д ем о к р ати я — вот ч то необ ходимо д л я обесп ечения про ц в е т а н и я общ еств а и с охра н ен и я граж дан ск о го мира .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz