Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
(Окончание. Начало на 1-й с*р.) думе, и, во-вторых, если они, несмотря на поспешное по вторное решение Съезда о запрете других референду мов, присоединят к референ думу, о котором мы гово рим, свои дополнительные вопросы, посягающие на кон ституционные основы. М. МИТЮКОВ; Это исклю чается постановлением. С БАБУРИН: Но не самой М МИТЮКОВ: Да. возмо жные негативные последст вия референдума для мно- . гих очевидны. Чтобы их из- I бежать. V нас есть возмож- ” ность сейчас спрогнозировать результаты референдума, от редактировать основные по ложения новой Конституции таким образом, чтобы они консолидировали нас, а не разъединяли. ступают в порядке согласо вания этой формулы с воз можностью внесения альтер нативных формулировок. Поэтому все иное —торпе дирование решения Съезда. Я воспользуюсь партийным, может быть, языком: «Ре шения Съезда — в жизнь». Ничего другого быть не мо жет, кроме созыва внеоче редного Съезда. Но это уже другие обстоятельства. Сегод ня, если не считать запуска сугубо организационно-техни ческого механизма, опреде ленного постановлением Вер ховного Совета, мы мало что имеем. Не будем лукавить: нет ничего острее и принци пиальнее. чем формула ре ферендума (я сокращенно на зываю тот текст, который должен быть внесен в бюл летень). Этой формулы нет'. Уйти от этого не удастся, решать этот вопрос придется... Здесь говорилось о Федера низации референдума, где решены основные вопросы: кто проводит, материально- техническое обеспечение. Те перь дело за правительством, чтобы реализовать эту часть решения. Что касается основных по ложений Конституции,' То Конституционная комиссия уже подготовила третий ва риант. тонкая материя, за недеяю-две не сделаешь. Г. АТАМАНЧУК: Мы лег ко жонглируем словами, в частности, словом «референ дум». Это очень сложное, трудоемкое и дорогостозпцее действо. А отношение к нему •легкое: ну, что проведем? Проведем!.. Никто не хочет прогнози ровать последствия, делать выводы из уже имеющегося опыта, в частности, того же всесоюзного референдума; к чему он привел, какие имел последствия?.. Предлагать решение таких довольно специфических и сложных -вопросов неподго, . товленным людям,—это, с од ной стороны, аморально, а с другой—мы не получим опять же нормального ответа. Г. АТАМАНЧУК: Прежде чем придать в бурную реку, надо подумать, зачем ты прыгаешь. Мы прыгнули... А. СЛИВА: ...простояв на берегу 7 лет. Г. АТАМАНЧУК: Поэтому надо уже плыть. Н. ПОСТОВОЙ: Смотря ку да река течет. Г. АТАМАНЧУК: Это как плыть. Думаю, что можно найти точные формулы и ме ханизмы для того, чтобы мы убереглись от извечного дес потизма и прочих извечных российских вещей. Г. МАЛЬЦЕВ: Меня, откро венно говоря, смущает по становка вопросов, согласно которой любая попытка кри- АПРЕЛЬСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ: СОГЛАСИЯ НЕ БУДЕТ, РАСКОЛ УГЛУБИТСЯ и . МУРАВЬЕВ: Все же в чем смысл проведения рефе рендума — консолидировать или разъединить общество? М. МИТЮКОВ: Цель заяв лена в заголовке постановле ния Съезда: стабилизировать конституционный строй. Дру гое дело —достигнем ли мы этой цели? И. МУРАВЬЕВ: Ревизия этого постановления началась сразу же после того, как оно было принято. Более того. Президент в своей новогод ней речи сказал, что основная цель референдума —покон чить со Съездом. Вот и опре деляйте, когда началась ре визия и кем она началась. Я согласен, что проведение ре ферендума спровоцирует ско рее всего раскол государст ва. И как только мы спорные Вопросы, затрагивающие ин тересы субъектов Федерации, сформулируем (пока же еще ничего не сформулировано), тотчас после этого будут воп росы у Якутии, Татарстана, других республик. М. МИТЮКОВ: Сформули ровать надо одно: Федератив ный договор является состав ной частью новой Конститу ции. И это объединит. - ' А. ИВАНЧЕНКО: Прежде чем обращаться к народу с вопросом, надо посмотреть, каким инструментарием мы обладаем для проведения всероссийского референдума. Действующий закон не учи тывает соотношение всерос сийского референдума с ре ферендумами субъектов Рос сийской Федерации. Сейчас, в условиях,'когда подписан Федеративный до говор, любая формулировка, вынесенная на референдум, может быть квалифицирова на субъектами Федерации как посягательство на дого ворный принцип разграни чения полномочий. Здесь следует быть максимально осторожными и деликатны ми. Поэтому закон о рефе рендуме должен пройти экс пертизу на предмет его соот ветствия Федеративному до говору. М. МИТЮКОВ: Сейчас с учетом новой практики и но вых реалий готовится про ект изменений и дополнений к закону о референдуме... А. ИВАНЧЕНКО; Далее. У нас есть практика учрежде ния поста Президента. Мож но доказать на цифрах, что конструкция Закона о рефе рендуме уже при учреждении поста Президента практиче ски не выдержала нагрузки. На второй день после голосо вания потребовалось прини мать постановление Прези диума Верховного Совета и «снижать планку» с консти туционного уровня до обыч ного. Сейчас, когда ситуация резко изменилась, такая ре визия невозможна. Так что сам референдум, если на не го вынести вопрос: или пре зидентская республика, или парламентская респзгбли- ка,— практически будет озна чать не что иное, как вотум недоверия. А. СЛИВА: Инициатор ре- ^. ерендума известен, обнаро дован. Им является Съезд на родных депутатов Российской Федерации. Об этом принято соответствующее решение. И эта констатация, думаю, аб солютно однозначна. Так же, как однозначна обязатель ность выполнения решения Съезда, корректировать ко торое. а тем более отменять, произвольно толковать не вправе никто, кроме самого Съезда. Второе. В постановлении Съезда четко -указан тот ин ститут, который несет ответ ственность за обеспечение проведения референдума. Он один-единственный. Им явля ется Верховный Совет Рос сийской Федерации, на кото рый возложено утвер!ждение формулы референдума, а значит, и обстоятельств, си туаций. механизмов и проце дур. необходимых для выра ботки этой 4юрмулы, посколь ку две другие власти соглас но этому постановлению вы- тивном договоре с точки зре ния включения его в форму лу референдума. Возможно, потребуется включение, но вопрос же не об этом. Сей час. наверное, все три власти должны денно и нощно ду мать только о практических действиях, направленных на обеспечение реализации Фе деративного договора. Это, может быть, наилучшая га рантия того, что субъекты Федерации отнесутся к ре ферендуму положительно. Между тем предложения Пре зидента по референдуму, по формуле его не существует! Есть предложение представи телей трех властей Съезду, и Съезд его принял. Так что это уже не его, одного толь ко Президента, дело. В. ЛОГУНОВ; Простите, но ведь Съезд загнали в тупик, заставили его принять поста новление... Заставили! А те перь Верховный Совет что хочешь, то и делай. Но это же непорядочно... А. СЛИВА: Готов был бы с вами согласиться, что «за гнали», если бы на Съезде было большинство сторонни ков Црезидента. Но ведь го лосование-то показывало, что это далеко не так... Н. ПОСТОВОЙ: Мне хоте лось бы затронуть вопросы о том, каким образом вьшолня- ются решения уже состояв шихся референдумов на практике. Есть ли смысл во обще его проводить? Какие вопросы выносить на рефе рендум? Статья 1 Закона о рефе рендуме гласит, что его реше ния обладают высшей юри дической силой и обязатель ны к вьшолнению. В союз ном законе б%1ла такая же норма. А что же произойдет, если какое-то должностное лицо или организация не выполнит решение референ дума? Собственно, ничего. Например, за сохранение Со юза 17 марта 1991 года про голосовало свыше 70 процен тов. А решение было пере черкнуто узким кругдм лю- Второй пример. Всенарод ные выборы российского Президента можно прирав нять к референдуму. Канди датом в Президенты Ельци ным была выдвинута про грамма, в которой говори лось о возрождении Рюсии, построении правового 'госу дарства, борьбе с льготами и привилегиями. Выполняется ли сегодня хоть один из пунктов этой программы? Нет. Вместо правового госу дарства—правовой нигилизм. Льготы у окружения Прези дента не уступают льготам бывшей номенклатуры. Вме сто возрождения России—об нищание народа. Происходит это потому, что в законе о референдуме и уголовном законодательстве нет нормы об ответственно сти должностного лица за иг норирование решений рефе рендума. Даже здесь возникли раз ночтения о том, кто же ини циатор проведения референ дума. Исполнительная власть, почувствовав заранее пора жение. решила' свалить свою инициативу на депутатов Но, как говорится, «Бог лю бит троицу». Два раза обма нули людей, третий раз. мне кажется, не удастся, люди просто на этот референдум не выйдут. И они будут правы. Ибо может оказаться так. что на референдуме народ при мет решение, не угодное ис полнительной власти, и то гда эта власть попытается «поменять» свой народ. Согласен с той позицией, что референдум ничего не даст и приведет к развалу Российской Федерации. От дельные республики вообще откажутся от референдума. В данной ситуации только конкретно поставленные во просы могут привлечь вни мание граждан. Над ними няли постановление об орга н е поскольку слово сказа но, решение принято, очевид но. референдум должен со стояться. Будет еще хуже, если он не состоится. Полу чится, что мы испугались своего собственного опыта. А. ИВАНЧЕНКО: Народу хуже не будет: народ может прийти, а может не прийти... Г, АТАМАНЧУК: Да, это его право. Но кто обратился к народу, тот должен перед ним отвечать, независимо от того, какие будут послед- Та дискуссия, которая идет сегодня в средствах массовой информации, предельно упро щает, суживает предмет ре ферендума. Вроде бы весь спор сводится к тому, какая власть главнее — исполни тельная или законодатель ная? Какую форму государ ственного устройства из брать: президентскую или парламентскую? Как будто бы в президентской респ>^-’ лике нет парламента, а в парламентской республике нет президента. И как будто в любой нормальной стране между этими институтами нет определенной взаимосвя зи, взаимозависимости и раз личных механизмов сотруд ничества. Нужны решения по фунда ментальным вопросам. Вспо- мним первые слова консти туции Соединенных Штатов; «Мы—народ». Это не просто фраза, это сущностная по сылка всей конституции, все го законодательства Соеди ненных Штатов. Наблюдая за нашей демократической публицистикой, я не нахожу там слова «народ». Поэтому следует зафикси ровать тот факт, что источ ником и субъектом власти в демократической России яв ляется народ. Только в этом случае можно рассчитывать на поддержку референдума. Теперь о форме государ ственного устройства. Вопрос тоже дискуссионный, слож ный. Мне кажется, если ис ходить из комплекса уни кальных условий, факторов истории и современной жиз ни России, то мы должны признать, что нам необходи ма президентская республи ка. Я бы даже сказал —рес публика французской моде ли, при которой президент не только возглавляет испол нительную власть, но и яв ляется верховным арбитром между правительством и парламентом. При этом сильная прези дентская власть предполагает сильный парламент, с одной стороны (кйк орган законо дательной власти), и с дру гой —достаточно развитую, независимую судебную си стему. То есть нельзя кон струировать президент скую республику без этих двух важнейших противове- И. МУРАВЬЕВ: Считаю, что референдум обречен на провал изначально. Можно вынести на референдум аб страктный политический во прос. Например, сохранить Союз или развалить его. со здать пост Президента, не определяя, что такое есть Президент. При таком подхо де создается значительное поле деятельности для поли тиков разного рода, каждый из которых будет говорить: ну вот видите, мы проголосо вали так. Дальше начинает ся толкование: а за что же народ проголосовал? Другой вариант. Давайте конкретные вопросы решать. Но тогда это будет похоже на то. если бы мы сюда пригла сили специалиста по япон скому языку. Он нам сказал бы фразу, а каждый перевел бы ее по-своему. И мы бы с вами, сидящие здесь за сто лом. попробовали голосова нием решить, а кто же дал более правильный перевод. Вот это примерно то же са мое, что сейчас людям пред ложить; а вы за какую рес публику за парламентскую или за президентскую? тически оценить постановле ние седьмого Съезда о про ведении референдума, взгля нуть на него новым взглядом объявляется ревизионизмом. Как юрист я не знаю поня тия «ревизионизм». В любом случае, как только появляет ся сомнительность какого-то решения, оно должно быть проверено. Право—есть сред ство социального контроля. Вокруг предстоящего рефе рендума Царит юридическая неопределенность. Съезд, принимая компромиссное по становление по поводу рефе рендума. стабилизации кон ституционного строя, неакку ратно обошелся и с Консти туцией, и с Законом о рефе рендуме. Проходит время, а мы все еще не знаем, за что будем голосовать. Это бес прецедентный случай в ми ровой практике. Я просмотрел законы о ре ферендумах нескольких дру гих стран. Вот передо мной лежит книжка по референ думу в Испании. И там очень четко записано: тот, кто при нимает решение о проведе нии референдума, должен включить туда по крайней мере два совершенно необхо димых, обязательных рекви зита: дату проведения рефе рендума и четкий вопрос, на который должен ответить корпус избирателей. Съезд же, назначив рефе рендум, право сформулиро вать вопросы, их тексты пе редал другому органу. Нали цо элементарное нарушение Конституции. По этим осно ваниям уже есть возмож ность вернуться к постанов лению Съезда. Мы проводим референдум в условиях, когда сущест вуют большие пробелы в за конодательстве о референду мах. Это все равно, что вы вести государственный ко рабль в бушующее море по литики, имея крайне несо вершенные навигационные приборьь Особое внимание хотелось бы обратить на следующее. Российский закон о рефе рендуме в отличие от мно гих зарубежных допускает возможность вынесения на референдум альтернативных решений (имеются в виду альтернативные тексты по тому или иному вопросу). Повторю; тексты, а не сами вопросы. Таким образом, гражданину, который явит ся на избирательный участок, будет предоставлено право выбирать формулировки и решения. Тогда как ему дол жно быть предоставлено пра во дать альтернативный от вет; «да» или «нет», то есть голосуешь ты «за» или «про тив». Ну а когда на него на валивается то, чего не пере варили политики, законода тельные органы, он окажется в необычайно тяжелом поло жении. А. ИВАНЧЕНКО: У нас тра диция —обращаться к народу только в том случае, когда уже все потеряно. И боль шевики, и меньшевики так поступали, обращаясь к на роду в пиковой ситуации. Г. МАЛЬЦЕВ: Думаю, что Закон о референдуме должен быть пересмотрен в том ду хе, чтобы четко предусмот реть вынесение на референ дум вопросов, предполагаю щих только однозначные от веты. И никаких Других альтернатив. Если так не по лучается, значит, предмет референдума не определен. Хотел бы поддержать уже звучавшую здесь мысль о том, что в российском зако нодательстве совершенно нет гараштий исполнения ре шений референдума, не оп ределена ответственность высших должностных лиц. .Идти на референдум при от сутствии таких гарантий **1 ц ^ 6 р ОБЕЙНИКОВ; С точ ки зрения социологического анализа, с момента выборов Президента России зафикси рована тенденция к сниже нию участия граждан в голо совании. В 1992 году процент избирателей, явившихся на выборы народных депутатов по отдельным округам вме сто выбьшших, составил чуть выше 30 процентов. Та кая цифра не может быть1 достаточна для того, чтобы у | нас референдум состоялся.* Кроме того, существует большая опасность, что часть избирательного корпуса не . примет участия в референ думе в связи с региональной политической ситуацией. По моим оценкам, на референ дум сейчас придет около 40 миллионов избирателей из 106 с половиной, включенных в списки. Мы можем «вытягивать» референдум за счет избира телеемких регионов, которые имеют по семь, три миллио на и так далее. Чтобы референдум со стоялся, нам нужно набрать 55 миллионов. Это в принци пе возможно, но только за счет русскоязычных обла стей. Тогда субъекты Феде рации могут нам сказать: «Русские голосовали, пусть они тогда и разбираются». То есть в этом сокрыты очень опасные политические последствия. Считаю, что анализ воз можной степени участия граждан абсолютно не про рабатывался. А попытка та кого анализа показьшает: перспективы таковы, что шансы на успех очень не высоки. Но даже прогностические данные не спасут те вопрр-' сы, которые будут поставле ны на голосование. Дело в том, что по Конституции и по Закону о референдуме за эти конституционные' вопро сы (а они именно таковыми являются) должно проголо совать более половины вне сенных в списки избирате лей. То есть те же 55 мил лионов. Следовательно, для того чтобы нам набрать го лоса «за», эти вопросы дол жны получить уже не 55 миллионов, а еще плюс де сять — пятнадцать процен тов. или миллионов 70. Счи таю, что с социологической точки зрения мы к референ думу не готовы. Его необхо димо отложить, если нельзя принять другого решения. B. КОРЕШКОВ; Для прове дения референдума необходи ма более спокойная полити ческая обстановка, ярко вы раженная созидательная по литическая воля всех сил, которые существуют в об ществе! Этого условия нет. Продолжается острая поли тическая борьба, и предстоя щий референдум, к сожале нию, только обострит эту борьбу, а не приведет, к со циальному согласию, кото рое в принципе и должен ставить перед собой рефе рендум. Нельзя скрьшать и- того, что сейчас каждая Из двух главных существующих в на шем обществе сторон (прези дентская, и парламентская) борется за то, чтобы набрать как можно больше возможно стей влияния на избирате лей. У одних возможностей больше, у других —меньше. Соревнование по возмож ностям влияния на избирате лен —это нецивилизованный подход. Видимо, возможно сти у ветвей власти должны быть обязательно уравнены. Для этого необходим дейст венный контроль. Возможно,- даже контроль со стороны Конституционного суда. C. БАБУРИН: Здесь уже звучали мысли о том, какие конкретные меры можно принять, чтобы люди приш ли на референдум. Я считаю, что наиболее реальный спо соб убедить людей в необхо димости выразить свою во лю —это включить в форму лу референдума (причем включить Верховным Сове том) вопрос о том, что после одобрения основных поло жений Конституции прово дятся досрочные выборы Президента и депутатского корпуса России. И конкрет но назначается дата новых досрочных выборов. Кроме того, если 11 апре ля мы увидим, что у нас кризисная ситуация усугуб ляется, нужно ставить воп рос вообще о досрочном прек-. ращении полномочий и Пре зидента, и депутатского кор пуса, и ньгаешнего состава Конституционного суда. М. МИТЮКОВ: Очередные иллюзии российского единст- Н. ПОСТОВОЙ: Можно во прос. а как вы относитесь к* муссированию слухов прове сти Учредительное собрание? С. В.^УРИН: Хочу сказать, что я за Учредительное соб рание, но в масштабах всего бьшшего Советского Союза. •Н. ПОСТОВОЙ: Но это, если говорить откровенно, означа ет подготовку к государствен ному перевороту, потому что начинают действовать не конституционные методьь С. БАБУРИН: Если в мас штабах Российской Федера ции—совершенно точно. И решения у нас, по-моему, уже есть, как обращаться с людь ми, которые формируют не конституционные структуры, неконституционные органы власти. В. ЛОГУНОВ; Во всяком случае один вьтод можно сделать; итоги предстоящего референдума и его послед ствия для России непредска зуемы. И об этом высшим руководителям страны необ ходимо крепко подумать, от бросив личные амбиции. Публикацию подготовил Вольдемар КОРЕШКОВ. Л Г-3: обратная связь 11 февраля 1993 г. № 28 (342) Культура БУДУТ ПРАЗДНИКИ и НА НАШЕЙ УАИЦЕ! Далеко не просто удалась провести с участием липчан ряд крупных фестивалей и творческих конкурсов. Как почти везде, финансовое поло жение управлений культуры, областного Дома народного творчества тяжелое. И все культурная х(изнь области приостановилась. Рынок р ком, а стремление людей к са модеятельному творчеству, общению посредством искусст ва сохранилось, по некоторым признакам — даже возросло. Об этом — интервью с дирек тором областного Дома народ ного творчества -Е. И. СИ* НИЦЬНзМ. — Липчане досто>м пред ставляли свой край на рес публиканских фестивалях инвалидов, современного баль ного танца, провели свои, "фирменные” смотры самодея тельного искусства — "Липецкий сувенир", фестиваль имени А. №ютюкова и некото рые другие, создали интерес ную трехчасовую телепрограм му "Извращаясь к народным истокам”. Естественно, организация этих культурных акций бьша сопряжена со кого рода сложностями. И в том, что они все-таки успешно осуществились, заслуга не только спонсоров, при всей ощутимости их вклада, но и са»« 1 х работиков культуры. —Все это хорошо. Однако, Евгений Иванович, сейчас осо бенно необходтпа государст венная програмкю поддерхски культуры, целевое финанси рование проектов ее в области... —. В прошлом году такая программа была принята на областном уровне. И деньги бу- А. Мистюкова и "/Ьитецкий су венир”, марш-парад духовьк оркестров в Лебедяни, лушкинскйй праздник в Коре- невщино Добровского района. Мы должны получить необ ходимые средства на их про- !ние, то есть поддержку со стороны местньк властей. И тогда избавимся от порой унизительных процедур поиска средств на осуществление культурной политики в области. —Дом народного творчест- стремится поддерживать сельскую художественную са модеятельность. Но не М 1 важно внимание к культуре "на - Да, мы видим, что куль туре вне городских границ приходится особенно трудно. Раньше сельские ДК и клубы получали немало бюджетных средств, им помогали хозяйст ва. Сей^с они живут на тузиазме, скудной зарплате своих работников, но, к сча стью, и на людской тяге к творчеству. Мырешили поддер- • их всесторонней ме тодической помощью, соз данием на базе коллективов ОДНТ творческих лабораторий. гом году пройдет немало учебно-показательных ме роприятий по организации на сыщенного досуга в сельских ДК, оттач/тванию исполнитель ского мастерства. Наши специалисты будут выезжать ^ места в районы, села, чтобы заниматься с творческими юКтивами. Постараемся издать ряд пособий по акту альной сегодня темагтике, в том' в по праздникам, обуслов- ь: 1 м православным календа- —Значит, есть уверенность, позиции культуры вскоре укрепятся? - Очень хочу на это Беседу вела Е. ВОЛКОВА. Из утренней почты • Читатель анализирует ЧЕМ ВЫЛЕЧИТЬ ПЕНСИОННУЮ ЛИХОРАДКУ? в ноябре 1990 года был: принят Закон ”0 государственных I пенсиях в РСФСР”, установивший максимальный размер пенсии в | три, а для работников с тяжелыми условиями труда в ЗД раза [ больше минимальной. : ‘ ' пяти изменений и дополнений. Много недоразумений было уже при введении компенсационных | выплат в апреле 1991 года. I Очередным^^ поводом для неурадиц стали частые изменения I размеров пенсий. Но по-настоящему лихорадка затрясла пенсионеров, I когда было введено так - называемое осовременивание з а р а з н о й [ платы, из которой начислена пенсия. Эго "осовременивание” призна- I но Конституционным судом на'рушающим конституционные права I граждан. I В июле принимается очередное постановление, предписывающее | осовременить заработную плату по годам ее начисления I новый перерасчет с выплатой разницы. Напрймер, мне после I первого "осовременивания” было начислено 1314 рублей, после I второго 2070. ' В августе вводится очередная доплата в введения Закона полностью. И вот, наконец, введен в действие без ограничений, и одно ^ увеличивается в 2,5 раза. Но отделы социальното обеспечения I увеличивают почему-то нс полную пенсию, а ограниченную двумя минимумами. Например, мне следовало увеличить 2591 рубль, ; увеличили 2070. • С ноября по апрель до полного перерасчета я недополучу I более восьми тысяч рублей. К этому времени недоплаченные в ноябре 1303 рубля превратятся в лучшем случае в 300. Так осуществляется бескровный грабеж самой "богатой” части населения — пенсионеров, и делается это с благими пожеланиями улучшить их жизнь. Но не зря в народе говорят, чтО благими пожеланиями ' выстлана дорога в ад... Получается, что чем больше принимается решений, тем больше страданий, слез и потерь. Поэтому ежедневно в коридорах отделов социального обеспечения с утра до 'вечера полно возбужденных стариков и царит нервная атмосфера. К п каком положении сами ]Ьабо 1 иики этих отделов? Немного | более чем за год им пришлось- пересчитывать пенсии шесть раз, и это без учета льготников. Работая ежедневно в нервной I обстановке, имея маленькую зарплату, они стремятся сделать 1 возможное. Знаю, берут работу и домой. Не удивительно, ' норой и ошибаются. Выход из - этой ситуации только в одном — укомплектовывать отделы современной техникой. Облегчить ситуацию можно привле чением пенсионеров-бухгалтеров, выделив для этого необходимые средства. , , , А. МЕЛЬНИКОВ. Дикий рынок РУКИ КОРОТКИ? Что такое власть? Почему ее нет в Липецке? Возник этот вопрос у меня вот почему. В свое время администращм Липецка приняла хорошее постановление о запрете торговли городе, для чего организовали рынок в районе спорткошйекса ”10билейный”. Не знаю, действует ли он, а в городе торговля идет по-прежнему. В подземном переходе под пл. Плеханова, например, почти пройти нельзя — сплошная барахолка. Та же картина на пл. Победы возле магазина самоо(^ 1 уживания, у железнодорожного вокзала, в других местах города. Причем торгуют не только вещами, но и продуктами прямо с земли. ■Почему же город лишает себя возможности пополнять бюджет за счет налогов за продаваемый товар? • В городе плодятся сотни торговых будок самой - уфодливой формы, что отнюдь. не украшает • е го , облик; Где же. власть Советов? Или не дотянуться ей до барахолок? Г. КОЗЛОВ. ’ Приватизация... ВАУЧЕР — НА ЯЩИК ЯБЛОК? Было у меня несколько ящиков лишних яблок с моего сада. Чтобы их весной не выбрасывать, решил продать. Когда привез яблоки на рынок на 9 микрорайоне, ко мне подовшга женщина, ' тоже торгующая яблоками, и говорит: ”Ты — новенький, законов рыночных не знаешь. Ниже 200 рублей за килограмм яблок не проси. Цену не сбивай.” Я так и сделал. Один ящик продал за 4Д тысячи. И вдруг подходит ко мне старушка и просит' обменять ей л яблоки на ваучер. Я растерялся, тюгом '<±росШ\. ’У ‘ ■ — Бабушка, скалько лет у дас -иррй!Уй&д(^Лн1!Ш1^^Ы8Е^ | — Пятьдесят два года, м илый ,— Так что же получается? За 52 года работы На Ч){)Ьй^Абйст&'» I женщина заработала от государства капитал, эквивалентный одному шцику яблок? ...Дал я ей несколько штук яблок, с сочувствием поглядел вслед, как шла она, согнувшись, стуча самодельной палочкой. А потом невольно подумал о себе. Потеряв здоровье на работе, за сорок с лишним лет трудового стажа я ведь тоже имею капитал в 1 ящик яблок, ^ все! Хотя нет, еще и небольшую пенсию ”в придачу”... В. ЧЕРНЬШОВ, инвалид П группы. • Недоумение КОМУ НУЖНЫ эти ОЧЕРЕДИ?.,,,, Почему так много бестолкового 'сталб | т. е.-. б с^враля, рано утром пошлД 'в *''’ ' ч'тобы сделать п ^ р а с ч е т кварттШаты.^ в домоуправления собралась очередь' в 65 ^!а^бвйк.^ 1 ф в д » ? т а ? р . бухгалтер объявила, 1 пх) работает до 12 часов дня и обслужить всех не успеет. Надо ли говорить, как возмущались люди? Почему не делают, как прежде? С каждого дома собирали расчетные книжки, затем, сделав перерасчет, возврагдали их’ жильцам, разложив по почтовым ящикам. Могли бы сделать это домкомы или дворники. Думаю, можно найти много разных вариан тов', не заставлять людей терять столько времени и нервов. А. РОГОЖИНА. Бойцы вспоминают "ВОИНУ ЗАКОНЧИЛИ в АЛЬПАХ” I Под таким заголовком в "Липецкой газете” за 8 декабря 1992 года была опубликована заметка, в которой кратко излагался боевой путь 74-й Киевско-Ду найской Краснознаменной, ордена Б. Хмельницкого стрелковой дивизии. Рядовая, на взгляд редащии, заметка не осталась не замеченной бывшими воинами дивизии. И не только ими. 8 декабря на квартиру инвалида Б. Е. Кшгинина пришли старшеклассники 48 и 55 липецких средних школ и принесли областную газету с публикацией о юбилее дивизии. Ветеран 74-й за чашкой чая рассказывал ребгп-ам о минувшей войне более двух часов. Было что вспомнить Борису Егоровичу, командиру стрел кового взвода, с боями прошедшему от (Эрлов- ско-Курской дуги до Австрии, четы^жды ранен ному. Вражеская пуля и осколок мины в ■теле до сих пор напоминают Калинину о войне. Бьи тронут’ публикацией заметки о боевом ПУТИ своей дивизии и Александр Яковлевич Ше-тухин, бывц]ий комсорг батальона 78-го'полка. На войне он был тяжело ранен й домой в деревню Паленку' Становлянского; района вернулся " ‘■■""I. Деревня бьи разбита и опалена войной. сыновья отслужили в армии, а внуки готовятся пополнить Вооруженные Силы России. Когда вырезка из "Липецкой газеты” о 74-й дивизии пост^ила в Москву, то, по предложению председателя бюро совета ветеране® дивизии Ге роя Советского Союза Д. П. Сухарникова, она была размножена и разос/шна многим фрон- То 1 щкам в разные города. Прочитали ее бшш ая старший лейтенант б-го артполка Лидия Анисимовна Белова, ньше живуЩая во Львове, бьшшая медсестра В, М. Шокурова — в С!амаре, Н. Г. Бондаренко — в городе Богуславе Киевской области и дрзтие. В совет ветеранов дивизии поступило много писем от бойцов и командиров, котщйяе по благодарили ”ЛГ” за публикацию. Супруги Стариковы — Алексей Данилович и Антонина Петровна из села Пилиповичи Борсщянского района Киевской области написалш ”Нш: очень обрадовгша корреспонденция "Войну закончили в Альпах”. Мы как бы • вновь пережили т'-.'юю молодость. Сообщаем, что осг^нью проводили на военную службу в армию любимого внука Иго- ’ Российская газета”, 9 февраля 1993 г. ................... , ........ хозяйство, сделав е. _ Ш 1 М. 1’аботал председателем испеглкома народных депутатов Георгиевского сельского Совета. Его .О]’ имени воинов передаю редакций , ”.Вш 1 ец- газеты” нашу благодарность. А. ШПАК, ветеран войны и труда, заместитель бюро совета ветеранов 74-й дивизии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz