Липецкая газета. 1993 г. (г. Липецк)
Л Г -3 : и з д а л ь н и х странствий « к у л ь т у р а 6 января 1993 г. № 3 (317) у КАЖДОГО ЕСТЬ ЛЮБИМОЕ ЗАНЯТИЕ... Пока взрослые делают деньги, порою отказываясь от любимых за нятий, от грофессии, которая была их гризванием, дети остаются детьми. Они пока еще имеют право беско рыстно и безоглядно увлекаться тем, ^то им нравится, давать выход твор честву, изобретательности, любопытст ву. Особенш сейчас, в короткий, но насыщенный отрезок времени, имену- веселым словом "каникулы”. У каждого есть сйои любимые за нятия. На снимке, который мы публику ем, вы видите Л. И. Контареву и ее воспитанников из кружка мягкой игрушки. Вам тоже хочется попробо- 1 ть себя в этом,деле? Тогда даем 1 рес; кружок работает в Октябрь- :ом доме детского творчества в Липецке. Фото А. ЩУРОВА. Дневник полярного путешественника Хождение за три северных моря Как мы и обещали (”ЛГ”, 1 января), начинаем публикацию дневников Евгения Петровича СМУРГИСА. Что может быть радостнее щемящего чувства дороги, тоски по нехоженым местам? Дорога, которую подарило новое путешествие, оказалась; пожалуй, самой сложной за все годы странствий. Нет, не сам маршрут экспедиции, а организационные хлопоты. Перед нами стояли три задачи: построить лодку, доставить ее в Диксон и осуществить саму экспедицию.. , Отказ судостроительного завода ”Пелла” от своего обещания — построить океанскую гребную стеклопластиковую лодку для кругосвет ного путешествия, загонял в тупик. Стало ясно, что объявленное в средствах массовой информации пзлешествие — ход через Атлантику на празднование 500-летия откригия Америки — явно нё состоится. Хорошо, что -на каждое планируемое путешествие бьш . запасной вариант. На этот раз он включал путь по северным морям от Диксона до Мурманска — финишный участок кругосветного путе шествия. На чем идти? На "Пелле”, оставленной в 1990 году в Диксоне, и делать рекламу не обязательным людям, дважды уже обманувшим? Нет, надо искать иной выход. Дороги привели в петрозаводский клуб "Полярный Одассей”., — Мы строим за несколько месяцев старинные деревянные фрегаты, а уж лодку тебе сделаем, нет проблем, — клуба, он же генеральный д11ректор фирмы "Карелия ТАМП” (твор ческая ассоциация международных программ) Виктор Дмитриев. Сказать ■— не сделать. На грани срьша все намечаемые на лето программы клуба. (?уета, авралы. На счету каждая пара рабочих « р у к . Для меня их не находатся. Ситуация осложнялась тем,' что я ^ н е мог выступать в роли кредитоспособного заказчика. А не платишь — не псггребуешь. ) В отличие' от многих извесгных экспедиций: "Комсомольской прав ды”, "Метелица”, "Арктика”, экспедиции Федора Конюхова, все свои, путешествия я проводил на собственные средства. Скромна снаряжался и неистово греб к цели. Бешеный рост цен заставил искать спонсоров. Просить всегда унизительно. Р1о иного выхода не было., Вставал вопрос: быть или нс быть экспедиции? П ервым ццонсором с тал Лип ец кий коммерческий б анк , перечисливший на им же открытый счет двадцать тысяч рублей. Тогда, наивно полагая, что этих денег вполне хватит (продукты, оплата проезда в Петрозаводск и возвращение из Мурманска), я взялся за дело. "Полярный Одиссей” выделил шесть одиннадцатиметровых досок и три бруса на денку (днище), предоставил место для работы в цехе судоверфи. С лодочным мастером фирмы Сергеем Давыдовым дого ворился за гонорар о помощи и засучил рукава. Чтобы успеть построить к сроку лодку, пришлось на месяц раньше выезжать в столицу Карелии. Причем не одному, а со . вторым участником экспедиции — сыном. Этот выбор был не случайный. И не "семейственный”. В 14 лет! Саша участвовал в экспедиции от истоков реки Лена до порта Тикси. Тогда, в год 125-летия журнала "Вокруг света”, на чётырехвесельной стеклопласуико- вой лодке "Пелла-фиорд” за 45 суток мы одолели четыре с половиной тысячи километров. На следующий год с ним же, тоже на веслах, первыми прошли порожистую реку Онегу от устья до истока. Вот в ТС; дни испытаний и "положил я на негр глаз”. К предстоящему походу он окреп, возмужал. 20 лет — самое время дерзать мужчине. 30 июня. Отъезд. Багажа с собой — 160 килограммов, восемь мест. Как и в 1990 году, нас провожают охотники-любители Липецка. С трудом затолкали багаж в охотничий УАЗик и покатили на вокзал. На перроне нас уже поджидал отец. Восемьдесят четыре года его не сломили. Как всегда, он подтянут; опрятен и строен, никогда не разл)шался со спортом и нас с братом "заразил”. Щ^кдомх ' давно на шестой десяток перевалило, а все угомониться не можем. Крепко сцдит в нас этот родительский корень. 2 июля. Начало трудовой вахты в Петрозаводске. Месяц, изо дня в день, без выходных, с шести утра и до позднего вечера, "вкалывали” на строительстве лодки. Первыми приходили и последними уходили,сдавая ключ от цеха на вахту. Казалось, не будет конца работам. Нужно было не только строить, но идобывать латунные шурупы, эпоксидную смолу, стеклоткань и многое другое. Пока я рыскал по городу, Саша трудился, -как муравей. Не будй у нас четыре руки, вряд ли в 1992 году состоялся поход. . 20 июля. Отправляюсь в Ленинград за веслами на эксперимен- . тальный завод спортивного судостроения. Вклад коллектива этого Л завода в наши экспедиции немалый. Единственный двигатель на наших судах — весла. От их качества во многом зависит успех каждого проплыва. Раньше, не мудрствуя лукаво, пользовались обыч ными веслами для спортивньгх академических лодок при парной ^ гребле. Но при усложнении маршрутов они не выдерживали нагрузок, А Весла же для распашной гребли слипжом громоздки. Ими не помахаешь сутками. Нужна была золотая середина. Нашел я ее в 1986 году, когда обратился за помошцю на экспериментальный заюд, "Дело нужное, конечно, поможем, — ответил тогда директор А. А. Васильев. — Вы пропагандируете греблю, а мы на нее работаем”. С главным инженером' В. А. Африкановым о&удили проект, ^ л ^ л а л и эскиз -и быстро получили прекрасные весла. Они верно .^ ^В ж и ли нам шесть лет, отмахав десять тысяч километров, шесть из которых — по морям Ледовитого океана. На новую лодку были нужны новые весла, с которыми предстояло пройти более тридцати тысяч километров. На заводе встретили,' как старых знакомых. Рады помочь, но, к нашему обоюдному сожалению, цех по изготовлению весел пришлось закрьггь. Он оказался нерен табельным. А надо заметить, что академические весла в бьшшем СЬюзе изготавливали 'всего лишь два предприятия — в Ленинграде и Латвии. Теперь же их никто не делает. Гребите гребцы, чем хотите, или закупайте за валюту... — Не отчаивайтесь, веела мы вам все равно сдедаем, -=- заверил В. А. Африканов. — Пригласим мастеров, достанем материалы. Сдержали слото заводчане, к намеченному сроку были готовы четыре прекрасных весла. От денег отказались: "Пусть наша скромная помощь будет полезной на вашем нелегком пути”, — напутствовал нас директор. Скромная! Каждое весло стоило несколько тысяч рублей... Немало пота пролил, таскаясь с трехметровыми веслами по перрон>' Московского вокзала к поездам, идущим на Петрозаводск. Наконец, повезло. Лихие проводники своего шанса не упустили: сговорились за 5(Ю рублей /билет купейный до Петрозаводска стоил тогда всего 60 /. Разные, как и мир, бывают люди... Е. СМУРГИС. (Продолжение следует.) Каникулы КОЛЛЕГИ ЛЬВА БОНИФАЦИЯ у детворы сейчас самая беззаботная пора — канику- Весело проводят их ученики Липецкой средней шко/ы ПОМ 1 МО уст- ройстОа ставших уже традиционными утренников и сказочных представлений для самых маленьких, учащиеся решили попробо вать свои силы в цирковом искусстве. Под арену был переоборудован спортившй зал. Посмотреть цирковое представление пришло столько детей и родителей, что в зале яблоку негде бы- упасть. Испуганно замирали сердца, когда исполняла свои номера ле тающая гимнастка С. Алисо ва — ученица 10 класса. А затем на сцену выбе жали хищники с укротите лем. Роль хищников испол няли старшеклассники, а в роли строгого , дрес сировщика собравшиеся уз нали директора школы И. Ю. Тихонову. То-то смеху было! Не ударили в грязь лицом учителя школы бывшие их воспитанники, исполнившие номер ”На- ездники”. И не беда, что лошадей заменяли обычные стулья — главное было ве село. А всех удачных номе ров просто не перечислить! 7 января ребята из 53 школы отправятся в Грязи на День города, где наме рены вьютупить с концер- А. АЛЕКСЕЕВ. ПЛЮС УРОКИ МОЦАРТА... Любовь к прекрасному, включая и к классической музыке, невозможно воспитать без постоянного общения с ней. Но часто ли звучат в наших школах Бет ховен и Чайковский, Бах и Моцарт?.. С нынешнего учебного года во многих липецких школах — гораздо чаще, чем раньше. Дело в том, что отдел народного обра зования города заключил с областной филармонией до говор. По программе, разра ботанной для младших м старших школьников, е опорных школах каждого района города проходят му зыкальные вечера, своеоб разные уроки классики. Только в Советском районе таких школ около десяти 36, 48 , 49, 50-я... Младшие ребята с удо вольствием знакомятся с му зыкой к сказкам, мифам, ле гендам, старшие познают различные музыкальною жан ры, на их уроках звучат вальсы, романсы, симфони ческая музька... Ведут вечера музыкове ды А. Загвоздкина, Резников, а в концертах принимают участие артисты филармонии . — Овсянникова, Т. Ховам Г. Жукова, В. Зайченко, Ю. и другие. Л. СЕРГ^^КА. Вместо рецензии ГОЛЛИВУД НА УКРАИНЕ? Прежде всего хотелось бы успокоить зрителей, к о г д а ^ читавших роман знаменитого американского писателя Джека Лондона "Сердца трех” и не увидевших в экранной версии все то, что есть в книге. Просто лента еще не закончена.. Предстоят съемки второй серии, в ней-то и будут показаны поиски сокровищ гшемени майя. Необходимо отдать должное украинским кинештог- рафистам и спонсорам, взмшим на себя смелость осу ществить этот дорогостоящий проект. Свое решение они объясняют 1’ак. ■ ' Режиссер-110станов)дик Владимир Попков: "Эта картина — своеобразная форма протеста против плачевного состояния кинемапюграфа. В "Сердцах трех" меня привлекло именно то, что это романтическая, чистая и светлая история, где действукгг нормш1ьные душевноздоровые люди, где добро ^ добро, в зло — зло. Слава Боту, что нам в пору инфляции и разрухи удал(тсь найти деньги на эту большую картину". Генеральный директор гильдии художников Украины — продюсер фильма "Сердца трех” Андрей Гречуха: "Я помню, ■как в 14 лет зачитывался этой книжкой, как мечтал увидеть роман на экране. Пс>-моему — он для всех поколений. И мне хотелось, чтобы фильм в какойот} мере удовлетворил аналогичное желание тех, кто зачитывался Джеком Лондоном. Всякий раз, проезжая мимо кинотеатров, отмечал про себя странную вещь, которая меня раздражает. Имею в 'ВИДУ чрезмерное и;юбилие дешевой и очень плохой американской продукции". Иснолнитель роли Фрэнсиса актер Владимир Шевельков: ”Э1Т> была первая в моей практике картина (а их у меня уже нс так йгшо — около сорока), где я понимал, что сыимаксь в кино. Была истинно кинематографическая романтика. Прекрасная группа, где профессионалы — все — ог пирогехника до режиссера”. О новой работе украинских кинематографистов пока можно сделать предварительные выводы, поскольку: на эк- р<1ны выпущена лишь первая серия. Очевидно, придется согласиться с точкой зрения Владимира Попкова: да, фильм в какой-то степени повторяет го;1ливудский стиль, причем сдачано это созна-гельно. Ведь Джек Лондон писал сценарий для Голливуда и надеялся, что там заметят и оценят его работу. Но :тгого не нр(1изошло. Зато в соперничество с Гошшвудом вступили мастера с Украины. Авторы попытались показать многсх;, что, по их мнению, до.тжно нршысчь зрит-елей: во-звышенную любовь, истинно? благородство, рыцарство без страха и упрека,' настоящую дружбу. Одним словом все, шю в наше трудное время стало дефицитом. Конечно, есть в лен те и о 1ъявленные злодеи и подлые предатели,.. Без них, увы, не обходится, ни одна эпоха... Светские новости ’ Испалн 1 ттель роли Бэтмана в одноименном фильме Майкл Китон снялся в продолжении этой ленты ”Бэтмен возвращается” . Отвечая на вопросы жур налисте^ появится ли ”Бэтмен-3”, Китон дипло матично заметил, что смо жет ответить только через год. Актерскую карьеру Китон начал на исходе семидесятых. И первым делом он сменил... фамилию. Ведь около со рока лет тому назад он появился на свет в ’ Одиннадцатилетний, но уже достаточно зна менитый актер Маколей Калкин стал сниматься в четыре года. Один за другим выходили филь №1 с его участием; ”Аэро- порт” , ”Дядя Бак” , ”Лестница )!^ейкоба”. За исполнение главной ро/м в фильме ”Одни в доме” он пОлучил гонорар — миллион долларов! "После каждого фильма, — говорит Мак, — я полу чаю подарки. Но часть своих денег я трачу на то, что доставляет мне удовольствие — хрустя щую картошку, печенье и пирожное”. * Массовый опрос фран цузских кинозрителей, проведен 1 й> 1 х в прошлом году, показал, что Жан Поль Бельмондо остается их лобимям актером, чуть-чуть опережая Жера ра Депардье. Среди кино актрис французы по-преж нему отдают предпочтение Катрин Денев и Изабель Аджани. ' Журналист, ковбой, инде ец , психопат и даже женщина (вспомните ’Тутси”). Все это роли известнго американского актера Дастина Хофмана. В детективной киноко медии Уоррена Битти ”Дик Трейси” он играет гангсте ра Моблса и впервые... самого себя. * Оказывается, если посто янно пить минеральную во ду фирмы ”перье”, то можно и в во лет вешко- лепно играть в теннис, де- монстр |^я превосход^ю спортивную форму, сггс доказал знаменитый 32- летний американский теннюист Джон Макйнрой, снявшийся в рош 60-лет него старца в рекламном фильме о минеральной во- де фирмы ”Перье”, А как у нас? ЛУЧШЕ ПОСМОТРЕТЬ ” 0ИДИК” Отвечая на вопрос корреспондента газеты "Нью-Йорк гаРалс", почему ЛОДИ стапл реже ходить в кино, одна парикма херша с Лонг Айленда дала следующее объяснение: ”На днях я с моими тремя детьми и приятелем пошла в кино. 27 долларов стоили билеты и еще Ю мы выложили за поп-корн и прохладительные напитки. Не слишком ли много за 1 час 'Ш минут развлечений? Следующий раз я лучше приглашу приятеля домой, сама прм-отовлю поп-корн и посмотрим все Звездный свет ОБРЕЧЕННАЯ НА УСПЕХ у амерржанской киноактрисы Мерил С1грип особый ишздж. Ее героини — женщины с богатым духовным миром, сильньм характером, В то же время — это эмогщональные и легко тонимые натуры. Мерил любят зрители, ценят режиссеры й партнеры — она отличается умением ладить с самыми прщщрчивыйи постановщиками, многие из которых считают ее участие в съемках гатонтией успеха. И даже критики, народ придирчивый и скупой на похвалы, утверждают, что если в фильме снимается Мерил Стрип, то картина просто обречена получить "Оскара” или приз на международном кшюфестивале. Известность к актрисж пришла не сразу. С 1971 года 18-летняя Мерил стала участвовать в работе маленькой театральной труппы в Вермонте. Чтобы учиться на актерском факультете Йельского университета, Мерил служила машинисткой, бьша официанткой в кафе — ведь для учебы нужны деньги. Иослё университета она выступала на разных театральньк подмостках, в основном как исполнительница драматических ролей второго плана. Начала сниматься в кино ., Ее первые небольшие роли — в фильмах "Джулия” и "Охотник на оленей”. Первая значительная роль в кино — Джоан в . фильме режиссера Бентона "Крамер против Крамера”. Лента де- монстрщювалась у нас в стране, и многие зрители помнят ее героиню — женщину, бросившую мужа и ребенка (ИДИ работы. На первый взгляд кажется,' что персонаж этот отрицательный. Но в том-то и заключалось мастерство актрисы, что оно помогло ей раскрыть личность Джоан неоднозначно, убедить нас, сколь неудовлетворена эта женщина участью домохозяйки, как велика ее жажда быть личностью. За исполнение этой роли актриса получила своего первого "(Эскара”. Мировую известность принес Мерил (Огрип фильм английского режиссеш Карела Рейша "Женщина француз ского лейтенанта”. Здесь актрис» сыграла двух жешрин, живущих . в разные эпохи: англичанку из прошлого века и кинозвезду наших даей. В процессе развития двух параллельно тек)лцих историй происходит освобождение от ханжества и лицемерия у англичанки из далекого прошлого и возрождение нравственного чувства у нашей современницы. В 1981 году фильм- "Женщина французского лейтенанта” удостоен (Дсециального приза жюри на Меж дународном кинофестгшале в Магшле! Бьши отмечены изя щество сценарного решения, маетихтво режиссера и — исполнение главной роли Мерил СТгрип. За роль (?офи в фильме "Выбор Софи” актриса получила своего второго "Оскара”. После этой ленты ее стали называть звездою № 1 мирового кино. На кино фестивале в Каннеза роль в ленте австралийского режиссера Фреда Скепси "Крик в темноте” актриса быда удостоена приза. Многие Американские критики вьщелили эту работу Мерил Стрип, назвав ее одной из самьгх значительных достижении за всю историю кино в США. Сейчас "обаятельная актриса с нежным взглядом? (так * ее 'иногда называют едитики) в расцвете ' творческик сил. И кто знает, может быть, будущие работы Мерил Стрип в кинематографе откроют нам новые грани ее таланта!» Материалы подготовлены Ю. РАЗУМОВСКИМ. Фильм, О котором говорят ? ? Именем сената и народа" ^ ■ Запо;здав к • нам на до брый десяток лет, скандально знаменитый фильм "Калигула” так и не стал сенсацией. И не только потому , ' что публика пресы тилась ■американским кино с его обя зательными кровавыми маньг якам и , суперменами , вампирами и нблтсргейстами. Просто в плотном строю политических сенсаций не найти и щелки для сенсации кинем атограф ической . У зрителя сешдня уже нет сил удивиться, возмутиться или но настоящему увлечься тем, что происходит на экране. Все эмоции и страсти перегорели, обуглились в заэкранной реальности. А уж, кажется, "Кгшигу- л а ”-то всем ' зрелищ ам зрелище, всем аттракционам алтракцион! В сущности , это грандиозный спектакль. Его театрешьность подчеркнута некоторыми мизансценами и ракурсами. В иные моменты дворец римских цезарей пред стает в кад!» именно юж сценическая декорация, на разных уровнях которой по- гсатрг)лы'юму живоииспо рас- молагаюрся нагие женщины и рабы, стража и сенаторы, сам цезарь... И — все уровни ахдмняст, мгновенно сбегая вни:? по ступенькам или поднимаясь вверх, ошс ррс ус певш ий с та т ь ц ез атем пластичный и легкий Гай Калигула-Малколм Мак Доу- П остспенно начинаеш ь понимать: это, албсрвенно го воря, его 'рсап'р. Он здесь и автор, и режиссер. Вот он сочиняет и выстраивас']' миза н сц ену , прика зывая стражникам сперва всталь радом с военачальником, а потом схватитй и убить его.... Вот руководит массовкой, собирая под одну крышу жси самых знатных римлян и предлагая любому за умерен ную цену участие в оргии... Вот з аним а етс я психо- логическирии эксперименл-ами, с энтузиазмом и надрывом чуть ли не персонажей До стоевского выясняя: до какого предела жестокости и низости дано дойти чеуровеку? Или вернее — до какого предела ему дадут дойти его со общники и жср'рвы? Поткольку ведь известно: всякое даже ничем неог раниченное самовластие все- таки ограничено. Удавкой. Взрывом бомбы. Горошинкой яда. Или — в нашем случае — ударом меча. Похоже, Кауригула ждет и даже жаждет этого удара. Он провоцирует’ его, надеясь, на кон ец -то , ршетичь тайну умирания, смерти и, может быть, рросмерл’ия, о колцрой пока ррриходился лишь нетер пеливо и безуспешно до прашивать умирающих. Пус- лхур'а души и пресыщенность летреснымИ радостями, толкают героя Мак ДоуЭлла все к рровым и новым 'способам рас шевелить себя. И одним из них он рролруосознанно считает собсл'всннунл смерть. При ;этом, совершая оче редной опыт, ■он .охвачен ррочрлл вдохновением,, наш симрлатяга Кшрирула-Ошожок, и:юбретательньрй ' насильник, убийрр,а и кр<,)в{юмеситель. А за кадром звучит очищающе романтическая музыка Сергея 11|Х)кофьевгр, если можрро так выразиться, усугублряя жутксле отридалетрьиос 'обаяние царст венного негодяя. Историки назвали его- чу- дОвирдем. Они числили Кадигулу в сумасшедрних. В фильрис он нормален (или не рюрмаурсн) не больше и не меньрне, чем все, ктп его окруж ает . Он полностью вписывается в тш' мир, в коем ему довелось родиться, лробить, ненавидеть, ррравить, судить, убивать и умирать. Режиссер Тинто Брасс усердно демонстрирует (а воз можно, всего лишь симулирует?) заинтсресован- тснием в ней чувственности и ж естокости ' жажды плотских н аслаж дений с неизбежно сопровождающей их тяр’ой к разрушению и гибели. Вся эта рратология- в скрытом, нерюояв/ренном виде таится в лробэм из смертных. Но лишь в особые эпохи, в (хобой — вызывающе безду ховной атмосфере — расцве тает ньшшым цветом, р^рзра- стастся и сносит все .пог раничные столбы и плотины. Безнаказанность, власть, грызущая пусть недоразвитую, но .все же душу тххкливая пустота -стимулируют лютые эксперименты ■Калигу^гы. Как знать, в иные времена он, вполне вероятно, огргшичился бы невинными — ест-сственно, на фоне всего, что он на- твртрил, — прямо-таки бу колическими любовными играми с собственной сестрой Друзиллой. И не лил бы кровь, не насиловал и не унижал, всякий раз издева- т-ельски восклицая: "Именем сената и римского народа!” А так.» Ну, не Кшшгула, 'гак его жестокий и порочный едшественник Домициан, пришедший десять лет спус'ш Нерон — гонитель христиан, любитель утончен ных и скусств ' и крови , поджигатшГь Рима. (1Ъзданный тиранами и рабами механизм неотвратимо воспроизводит тиранов и рабов. 'Тем гиче, что и для тех, и для других нужен один замес. Не зря ж'е к'го-то из современников Калигулы сказал о нем: "Не было на свете лучшего, раба и худшего правителя” . Не исключено, шрочем, что на Западе и у нас "Калигула” воспринимается пофазном^. Там он включа ется в расхожие философские и социальные ' к о н текс ты , , действительно, трактующие о природе человека, о проблеме стереотипами, склонны привы чно встраивать "Калигулу” в один ряд с "Покаянием”, "Ближним кругем”, "Пирсм В а л т ас ар а ” и другими фильмами антитоталитарной направлмгносги. Ч'го, бокхь, не совсем совпадает с за- мысло{л авторов. Правда, насчет серьезности, самого этого замысла, обос- нованности претензий режиссера поставить или раз решить "проклятые вопросы” человеческого существования у меня есть некоторые сом нения. С одной стороны, на мерения такие, бтаусловно, были. О чем, кстати, косвен но свидс1’ельствует участие в работе над картиной извест ного писателя Гора Видала, крупных ■актеров — от* ле гендарного исполнителя шекспировских ролей Джона Гилгуда до Малколма Мак Доуэлла, чье творчество, н ачиная с "Заводного апельсина”, так или иначе аюряжено е исследованием феномена насилия. С другой стороны, упомянутые пре тензий реализованы нё 'столь ко в действительно активном Iюиске ответов на те самые вопросы, сколько в конста тации, иллюстрировании готовых и, пожалуй, не. бле щущих новизной тезисов. Вот именно: "Калигула” — разыг ранные в лицах общие места модных, ходовых философских- Правда, разыгранные, еле- ' дует признать, темпераментно, с подлинно американским раз махом. Живописуя падение римских щйвов, режиссер не боится перехлестнуть черёз край, не смущается никакими натуралистическими подробно стями вплоть до порно графических. Кто-то (кажется, Горький) заметил, что без некоторого натурализма деталей читатель — в ,нашем случае — зритель — может просто не поверить автору. Создатель "Калигулы” если и рзтеовод- ствовался такими сообра жениями, то явно пересек границы художественной не обходимости и целесообраз ности. Шокирующая — осо бенно на большом экране в отличие от "интимного” ви- деоэкранчика — сексуальная откровенность "Калигулы ” смещаёг акценты и переносит внимание как раз на чисто зрелищную, а'гтракционную и скандальную сторону дела. Да, конечно, такой уж достался материал: разложение римской знати, преступник на троне цезарей... И все-таки виноват тут не Калигула. И не древнеримская история, хотя она и давала повод для еще более подробного и про странного показа (и смако вания) пороков. Тут причина в режиссере, чьи даже более "невинны е” работы , как пртвило, отмечены почти бо лезненным пристрастием к грубой эротике, сведением всех импульсов бытия к сек- 'суальному, сугубо плотскому началу. И. НЕВЕРОВ, " Л Г НА СТАДИОНЕ СТРЕЛЯЮТ, ОДНАКО... в конце декабря в Липецке прошел откры тый чемпионат области по пулевой стрельбе. ,В нем приняли также участие спортсмены из Воронежа и Мордовии. В стрельбе из винтовки победу одетжал липецкий динамовец, мастер спорта Павел Трофимов, а в стрельбе- из трех положении (лежа, стоя, с колена) точнее всех бьш мастер спорта Виктор Чичасов (Усмань). Первое место, стреляя из пневматической винтовки, занял ма стер спорта Александр Никулин (Конь-Коло дезь). Среди женщин в этих упражнениях, дважды праздновала победу мастер спорта из Воронежа Шурьцина. В стрельбе из пистолета успешно выступили липецкие динамовцы. Точнее всех оказались, мастера спорта Сергей Афанасьев (скоростная стрельба), Александр Некрасов (пневматический пистолет) и Андрей Орлов (матчевый пистолет). Первое . место у женщин заняли кацдидаты в мастера спорта Татьяна Малющеикова (стан дартный пистолет) и Оксана Денискина (мат чевый пистолет). Дваящы бьша второй, стреляя из пневматического и матчевого пистолетов, кандидат в мастера спорта Щ таяия Рыбакова. Все- Наши победители и призеры — воспитанники динамовских тренеров Н. А. Ры бакова и В. И. Рыбаковой. " В. ИВАНОВ. ВЕРНИСАЖ В КИНОАТТЕРЕ в новогодние дни в Липецком кинотеатре "Октябрь” открылась персо нальная вьютавка работ само- деятельногЪ художмжа, члена клуба ’Торизонг” А. ф. 'Ъшых. На ней представлено 25 пейзажей Липецка и его окре стностей и натюрмортов. Экспознюю самодеятель ный автор посвятил -ху- дожнику-земляку В. С. Со рокину, 80-летие которого бы ло на днях широко отмечено Н, ЛЕЛЯВИН, АППЕТИТ-ТО ЧТО НАДО ПРИДЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ НА ПОДВОРЬЕ? (Дшд производства и беспредельный рост цен истощили ко шельки покупателей. В Когщевых Хуторах, к примеру, средяеда- щевое потребление товаров за минувшии год составило лишь 696 рублей, в селе Вешаловка — 879, в Сенйово — 934 рубля. Из-за дороговизны некоторые продукты питания подолгу лежат в магазршах. Не могут найти покупателя рыбные консервы, говяжья тушенка, индашекий чай. Снижение 'покупательского спроса ■ происходит отнюдь не из-за потери апдетита у жителей села, ^нцова приходится больше надеяться 1 личное подюрье.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz