Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)
Шавгуста 1992 г., № 146 (228) ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Завод «Свободный сокол» гарантирует долговечность напорных труб, высокое качество чугунных и алюминиевых отопительных радиаторов. Тел,71-41-281 РАЗМЫШЛЕНИЯ у ЛИРНЧЕСКОГО ПОДЪЕЗДА Пер«д тобой, читатель, очередная «Литературная страни- ‘ ца>. Не так узк часто появляются они и потому всякий раз обращают н а .себя внимание, даже если представлены про изведения хорошо зкакомых авторов. Эта тема более не должна пройти незамеченной: большинство авторов публику ется в областной газете впервые, «маститыеь выходят к чи тателю второй раз. Исключения составляют лишь Иван Стрельников и Аркадий. Польшнн, да и они не избалованы прессой. Приглядитесь, вчитайтесь. Убежден: встреча запомнится, а свидания будут продолжены, потому что при всей своей не- именитостй авторы одарены «искрами божьими», томимы ду ховной жаждой, и в овладении мучительнейшим и счастли вейшим ремеслом достигли того витка своего развития, ког да лучшие из создаваемых произведений становятся несом ненно явлениями художественными. Все авторы — члены студии «Вдохновение» при областном , Центре народного творчества. Старший из них — Иван Стрельников — разменял полвека; младший Андрей Ди- данов —■ проводил восемнадцатую весну. Разные судьбы, пристрастия, профессии. Аркадий Польшин — рабочий из Лебедяни, Иван Стрельников — тракторостроитель, Григорий Каплун — трудится в энергетической службе НЛМК, Лео нид Рогожников — в жилищно-коммунальном хозяйстве Т. Грязи, Антонида Сокольская — педагог, воспитатель в детсаде, Андрей Миронов — журналист, в отчие села воз вратились после нелегких странствий Игорь Башкин и Юрий Молосняков. Да, хрупок й^енадежен мир. Счастье возможно в нем, но ' так редко достижимо. Самая верная любовь смертельно ра нится о равнодушие, беззащитна необъяснимыми силами от чуждения, бессмысленной и. потому вдвойне трагедийной, не праведности, Как и Леонид Рогожников, Андрей Миронов размышляет об этом в сугубо лирическом «ключе», оставив догадки и раз гадки в подтексте, Аркадий Польшин, Григорий Каплун, Игорь Башкин предпочитают о'гкрытый разговор, поднимая строки до публицистического звучания. Предельно исповеда лен Иван Стрельников, чья мысленная встреча с погибшим на войне отцом обжигает сердце обнаженной правдой. Горька правда дней нынешних! Но, питаемая гуманными чувствами, сопричастностью к тому, что содеяно, что есть и будет, она, эта правда, не отравляет мир, не разрушает его безнадежностью. Это ведь страницы желчегонной прессы, мутные волны радио-' и телеканализации захлестывают нас жизнеистребительной от]равой безысходности, расхристанного гробокопательства, расчетливого оплевывания всех и всяче ских святынь, оправдания предательства, душегубства, пе- щерного зоологизма — до братоубийства. Художник же любого ранга и в отрицании своем — на пределе сердечного каления - - не убивает, а утверждает жизнь. И стрельниковское, «прости» родной земле,/ отцу сво ему поднимает горючую правду его стихотворения над рас хожими ныне мотивами капитулянтства. Это' та запредельная боль, которая нравственно лечит,- прибавляет мужества. К такого рода болевой правде относятся и его же исповедаль ные строки о разграбленном храме и холопствующих друзьях. Тем и дорого в муках рожденное слово состраданья, что оно не унижает, а возвышает человека, прибавляет в мире добра. Не сомневаюсь, что именно такое ощущение останет ся у читателей нынешней «Литературной страницы». Думаю также, читатели обратят внимание и на творческое своеоб разие авторов: сдержанный лиризм прозы Леонида Рогож- никова, неоднозначную рационалистичность Игоря Башкина, экопрессивяость Антониды Сокольской. Ее «Зимние метамор фозы» —( развернутая метафора и одновременно целая гроздь метафор, изящных, выразительных. А Юрий Молосняков? Он работает в труднейшем жанре поэтических миниатюр, которые требуют чрезвычайного уп лотнения мысли, повышепно'й художественной энергоемкости каждого слова. Образцы — перед нами.. Лес рук, топот ног. Неутешительный итог. ■ Не правда ли, физиономия нашей самой демократической в мире трагедии верно схвачена не только в нынешнем ее сос тоянии. но и, так сказать, в перспективе развития? А ведь всего-то две строки!.. . После летних каникул студия «Вдохновение» продолжит свою работу. Центр народного творчества малым тиражом уже выпустил несколько поэтических сборников. Изучается возможность издания коллективного сборника лучших про изведений студийцев массовым тиражом. Б. ШАЛЬНЕВ, руководитель студии «Вдохновение» на общественных началах, ответственный секретарь Липецкой организации Союза писателей России. Исповедь Здесь пал отец на-ратном поле. Здесь было много . вражьих сил. Сейчас лишь ветер на просторе один шумит среди могил. И я, седой, избитый жизнью, в печали роковой: дорогой к коммунизму, к горести людской. Прости, меня, земля святая, прости, меня> отец родной, я никуда не призываю... Проигран нами этрт бой. А жизнь прошла. , Нет, промелькнула. О чем страдаю Уже совсем Не та культура ^ Иван Стрельников Разграбленном краю. Не узнаю Родные лица... Свободой не грешат. Им лишь бы К вечеру налиться — Потом опять Деньжат. А завтра снова Ждет работа, Но не хозяйские А суета сует Холопа... Снова речка, зашептала. А о чем? И не понять. То ль о том, как провожала На войну сыночка мать. Провожала. Говорила: «Возвращайся поскорей!» Но взяла его могила. Приютила сйедь полей. И горюет ма1ь о сыне. Белый день ей словно ночь. Сколько их таких в России! Чем могу я им помочь!'? Я родился и рос В деревушке на взгорке, Среди тихих берез. И просторов негромдих. Я тянулся к косе. Побывал в плугочистах. Я бродил по росе До прозрачности чистой. Пролетели года. И за дальностью лет- — ■Это чья там звезда? Это чей там рассвет? г. Липецк. Над оврагом качается припорош^енный тихим За лесными посадками в полдень даль Духнется легким смешком. Лишь прохожий пройдет, не заметит, он о чем-то с собой говорит. А простор так волнующе светел... Не болела душа — заболит. Деревня Елизаветино, Орловской области. Конец августа 1985 г. Аркадий Польшин Колыма пред глазами ^есты да кресты, Берега запорошенных У далекой полярной черты Мою душу ведут на расстрел. Позабытая Богом" страна, Сквозь года твой доносится стон. . Кровью писаны те имена Между ликами древних Колыма! Ты ленивой змеей Меж замшелых петляешь гробниц. . И свинцом озверевший Конвой Бьет в меня с пожелтевших страниц. Океаном по грешной земле Разлилася ты, словно И поют купола на заре: Ко-лы-ма, Ко-лы-ма, Колыма! Дней череда Засыпает уставшее солнце На макушках задумчйвых В затемненное смотрит оконце Желтоглазая девушка — У крыльца быстроногая тройка, А возница — сам *|[олодец-ветер. Не спеши, дорогая, постой-ка, Пусть сгорит лета красного вечер. Подожди, покД стукнет двенадцать; Отдохнут - твои месяцы— Мне давно завалило за двадцать,' _ Остальное прочти по ладони.! В перекрестье извилистых линяй Укажи мне дорогу прямую. На виски скоро выпадет Как туман — 8а листву огневую. Не гони, золотая, пойми ж Неизменны законы природа Ожидаю (начертано V свыше!) I Свой черед человек и народы. I Цусть сгорает уставшее Лебединая песня не спета. ] Через год мне йомашет в оконце I Волоокая девушка — лето. I г. Лебедянь. I Наш гость—студия «Вдохновение» при областном Центре народного творчества Юрий Молосняков Двустишия Есть низшая ыилЬсть — п упасть На хамян. Писать стихи - почти что Есть высшая доблесть - ' подняться с колеи. А умирая — главное Умирающим — жить. Воскресающим — помн Лес рук, топот ног. Неутешительный итог. умирать, е - н. сказать. )КенщиИа, не ставшая ■П ЮБЛЮ к людям приг- 1 I лядываться. Вроде по- , сторонний тебе человек, незнакомый, а приглядишься— н увидишь, какой он. Вот прошлой весной заме тил я, что всегда одну встре чаю девушку. Как иду с ра боты, так навстречу она: ма ленькая, тоненькая, легкая не обыкновенно. Словно не идет по земле, а только чуть каса ется. И вся светится улыбкой. Совсем не так, как другие, улы бается. Не глазами, не губа ми. Бегут вприпрыжку веселые . ноги — улыбаются. Руки в го лубых варежках — улыбаются. И пальто, и синяя шапочка с помпоном, и выбившиеся пряд ки светлых волос улыбаются вместе с ней. ' Однажды я повернулся ипо шел следом. Давно живу в этом поселке, каждый день проходил мимо , почты и не знал, что это какой-то особен ный мир. Девушка вошла ту да, на ходу достала из карма на студенческий билет, подала в окошечко, украшенное -таб личкой: «Окно номер два. Вы дача корреспонденции до вос требования». Я встал рядом, делая вид, что разглядываю открытки. Девушка, волнуясь, следила за руками сотрудни цы, перебиравшей пачку. ' — Это мне1 По-моему, она даже не уви дела еще ни адреса, ни почер ка. Но письмо, вправду, ока- Леонид Рогожников ЧУЖИЕ ПИСЬМА Рассказ залосъ ей. Чутье! Торопливо разорвала кон верт и, читая, будто пошла на встречу лкзбимому, счастливо улыбаясь. Прочитала письмо, спрятала его и ушла, все та кая же сияющая. И назавтра я не прошел ми мо почты. Сел у стола напро тив того окошечка и стал ждать ее, разглядывая попутно других людей. Тут было, как на вок зале; шумно, тревожно. Бес прерывно хлопала дверь. Де вушка так же стремительно, как вчера, вошла "в зал. Но остановилась в сторон® от окошка'и- достала... вчерашнее письмо. Принялась читать его, вновь улыбаясь тому; кого ви дела за строчками. Как на свидание пришла. С тех пор я каждый день 'заходил сюда. Покупал свежие газеты в киос ке. И ждал. Обязательно раз в четыре дня она получала •письмо. В другие дни прихо дила просто так. Читала ста- Однажды ей сказали: ~ Вам нет ничего, А за ней к окну цепочка лю дей. Она отошла, как-то бес помощно огляделась вокруг, по том решительно встала в конец очереди. Минут через пять сно ва протянула студенческий. — Посмотрите, пожалуйста, еще раз! Вы, может, пропусти- Но руки женщины за о.иош- ком перебирали все те • же чужие письма. Она медленно прошла к выходу. Будто спра шивала у всех: «Почему ...Письмо для нее пришло на ^следующий день. Сказать, что ' она обрадовалась ему больше, чем другим? Но разве можно радоваться более? Просто она теперь знала, что письма мо гут задержаться. А примерно через - месяц девушка исчезла. Не было ее неделю, а может, т полмесяца... У меня уже вошло в привыч ку покупать в киоске газеты, просматривать их тут же, ожи дая ее. Мне казалось, что я охраняю эти ее заочные сви дания. И вдруг их не стало. Почему? Может, вообще не придет никогда больше? Но она пришла, вроде бы та же са мая и все-таки вовсе не такая. Какая-то, словно удивленная. Какая-то спокойная, уверенная — соксем-оовсем взрослая. Да же шла не так. Раньше летела. Теперь казалось, :что она плы вет. И снова повторилось все у окошечка. Только письма те перь приходили через неделю. Всегда по средам. Прошло лето, потом и осень кончилась. Она пополнела, еще , больше' изменилась, да и я давно понял, почему она ста ла другой. Это была молодая женщина, счастливая от своей любви д аж е ' В разлуке. Виде ли б вы, как читала она пись ма... Я и его-то — того, кто писал, — представлял себе. Большим, веселым, ласковым. Это видно было в каждом сло ве, отражеином на ее лице. А в одну из ноябрьских сред ей ответили: ^ — Пока ничего нет. Нет? Почему нет? Наверно, она как-то объясняла себе это. Может быть, он очень занят. Или не сумел сразу ответить. Не всегда ведь это просто, Письмо придет завтра. Оно не пришло. Не пришло ни завтра, Ни послезавтра... Письма не было... Задумчиво стояла она вояе- реди к окошечку. Смотрела, как руки перебирают и все не его — чужие письма. Отходила, убеждая себя в • том, что на свете много-много причин для задержки. Уважительных при чин, понятных ей. Еще день... еще,., еще.;:: и еще. Теперь она вхо дила в зал нерешительно. Ес ли ко второму окну не было очереди, она смотрела открыт ки, конверты... .тянула время. Потом ждала, глядя в окош ко. Упрямо ждала. Какое-то от чаяние было в этой протяну той руке, держащей потертый студенческий билет. ...Письмо пришло дней через двадцать. Она даже не пове рила себе. Долго стояла, гля дя на конверт. Боялась рас печатать. И ушла, не решив шись прочесть. Положила пись мо в карман и ушла; Больше я ее не встречал... ЭХО ПУШКИНСКОГО ПРАЗДНИКА Свидание с прародиной. Валерий Пушкин на земле пред ков в Кореневщине. «У лукоморья дуб зеленый...» Пушкина и Надю Осипову слушают поэты Сергей Панюшкин, Валентин Сорокин, Ана толий Парпара. Фото Н. КЛОКОВА. Григорий Каплун Расплата Наступила лихая година, Я судить никого не берусь, Только тяжкая давит Вдруг рао1алась Великая Русь. И какой ни наводится глянец На полотнища новых Я у бывшей страны — иностранец, И мой статус т^еперь ' изменен. Объяснит Ли НТО словом Мне в России — краю Кем быть хуже: рабом или пленным? Стал я, кажется, пленным рабом... г. Липецк. Антонида Сокольская Зимние < метаморфозы Душе так хочется тепла! Она готова обмануться. И аа утеху нам аима Весной вдруг может обернуться. Еще предательский платок Ласкает руки Дездемоны, А чувств стремительный- Нарушил зимние каноны. Бурлит, беснуется любовь, Ломает, крушит лед в теснинах. Зима проигрывает бой. Весна оправляет ^»менины! И присмирели холода. Свой час коварно выжидают. — Как Дездемона. молода! — Капели зимние рыдают. Обманчиво зимы тепло. Февраль завьюжит и завеет. Уж Яго замышляет зло. Наивный мавр!.. Он верит... Но этот луч, что Вас ласкал, В порывах снежных захлебнется, И Яго мерзостный оскал Над убиенными смеется. . Не торопи событий ход,. Не верь предательской улыбке. Какой трагический «сход. Из-за доверчивой ошибки! Плач славянки — Ах, как тянут сумки плечи! Полной грудью ■— не гадохнуть! Как лебедушка, над речкой Я, хочу крылом взмахнуть. Иль по улице бы плавно Павой, павой бы проплыть. Так ступала Ярославна. Той походки не забыть. Лады, Дунюшки, у . Любавы — Косы русые до пят — Проплывали величаво. Каждый шаг любимой свят. И во мне ведь та же, Лебединая душа. Да во след никто не скажет: — До чего же хороша!.. Все равно почти кто Божество. I Село Гагарино к Лев-Толстовского I Игорь Башкин] Современны^ мысли За окном собака воет ■— I Значит, это ~ горе где-то,! • , Где-то там ~ могилу рок" : Плачут дети ■— нет ответЛ Где-то две машины рядом ! Не успели разминуться, Г Где-то небо плачет градош Стекла в окнах звонко I Где-то пуля вгрызлась в Г Где-то девочка рыдает, г Вспоминая детства дверц« Где-то голод наступает... Сын демократа будет Сын плутократа ~ раздатчик кварп! Сын охлократа будет Сын бюрократа —• * владелец воль Сын продавщицы будет | Сын тракториста будет^1 Совхоз «Петровский» Добринского района. Любовь ШиловЛ Незабытое | . ..в тот день внезапно разом рай по городу и яблони, расцвел какой-то низенький"1 большими розоватые ^ * на стелющихся тоненших И аромат их был на ,диво и чуточку казался горьк1аватнн| Наверно, потому хотелось хотелось петь и голова кружияш И воз1дух был густым и розоватыУ и белые огромные дона позолотил легонько луч и я куда-то долго-долго I походкой легкой, чуть зе1_. счастливая и молодая.. _ * . * * ' . , Эта нелепая дружба хорошей знакомой _ „ с любимым.! Она из улыбок недужньпГ пожатия рук нестерпимых.! Но от нее отказаться!? ' Господи, дай мне силы! ■ Буду до слез улыбаться, I только бы видеться с г — * Андрей Миронов Покаяние Дни прошли, иль года? Морось серой стеной... Я сказал: — Никогда... Я расстался с тобой. Улиц соть за спиной, Я тебя не догнал... Моррсь серой стеной — — Потерял... Потёрял... День забыт. Сутки прочь. Кто жалел? Кто любил? Птицей — в сумерки, в ночь! — — Я забыл! Я простил! Сетка голых ветвей. В желтых листьях ~ вода. А душе все больней За мое «никогда»... Возвратись же назад. Кто жалел, кто любил... ...Журавлем — на закат ■ — * Я забыл... ...Я простил... г. Липецк. В глушь туманов белых Где теряет золото заря, Обронил я отзвук слов простых; — ЛI^VИЛи^я мня... I Жизни половину отлюбив, I я давно покинул край I ^ родяой.1 Но упреком брошенной I Слышится мне; — Где ты, милый мой?.. И под осень душу береда Долетевший, кинутый зазр|1 Отзвук давней ранящей — Милый мо1 ... — Любимая... моя... ФИРМА « русский проект » - это фирма , которую все ждали . Тел. 77-64-91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz