Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)
■8 ян в а р я 1992 г., № 12 {Ко 94 ) Л И П Е Ц К А Я Г А З Е Т А З а м е т к и н а в ы б р а н н у ю т е м у ч'ы зпаешь, что зиачит .'ЯМ0 слово <йцыган€»? Не, ичаешь? Гонимые! ~ чувст вовалось, что мой собеседник в этоги непоколебимо убеж- — Мы же все из Индш вышли... Преследовали нас т«м за что-то - то ли ш-оа религ,ИИ, то ли еще ш -з а че го... Короче — изгнали.,. Вот пошли мы ганимые, по все му свету..,. Я об этом в эн- ииклопедия .прочитал... Я тег .бе неделю назад сказал, что только два класса кончил, так это я .пошутил. Я десять кончил... Лежал в больнице, делать было нечего, дай ,ду маю, в энцикшотедии про цыган почитаю... И ты пред ставляешь, гонимые!.'.. Мой с о ^ е д р и к — Семен Владагмирошрч Во1р1онш, 41 год, цыган. Представляю его .потому, что из диалогов и мо нологов, которые я включил в эту мозаику 1без всяких сво их оценок и комментариев 1по прииципу; за что купила — за то и продаю), даогие принад лежат именно ему. Слово «го нимые» Семену Владамиро- вичу очень иравишея. Похоже, что он не В1кла1дьшает в него социальный омьюл. Просто красивое олово, романтичное, что-то вроде «шшшые вет ром» (почти как «унесенные вегроц»). Не случайно, види мо, и в одном из современ ных песенных шлягеров на «цыганскую» тему слова «пе рекати-поле» ' рифмуются с «вольною волей», И жюда я думал над тем, как назвать сегодняшнюю публикацию, вспомнил Се- ^тена Владимировича, его же нуеербиянку, их родных, дру зей, красивое слово, которое им нравится, и решил пу'сть будет «Гкмммые». «= * * А что мы, собствеонно, зна ем о цыгаиах? Вопрос этот задава-т многим. Два ответа повторялись почти у всех; цыганские ансамбли (упо минались разные уровни ма стерства и масштабы попу- ^ лярности) и тот факт, что цыгане торгуют сигаретами (момент весьма злободнев- ный). Потом шел индивиду альный разброс Одни при поминали часто мелькавшие в свое время в газетах фель етоны о том, как цыгане бра лись в колхозе бороны отре монтировать и что -ИВ этого получилось.?, ^(кзе-кто вспоми нал свои детсдае страхи, на веянные заботлквьаш роди телями: «Вот не будешь слу шаться — придет цыганка и заберет тебя» (мстати, быто вавшая в те далекие годы версия о Т01М, что цыгане «.утаскивали» с собой зазе вавшихся ‘Детей, никаких‘ре альных подтверждений не гюлучи\та. Просто редчайшие случаи исчезновения ребен ка, с которьш М'ошо слу читься все. что угодно, 'мол ва обязательно связывала с проходившим как „раз в ту пору мимо села таборам. Иные случаи не запомина лись, а вопросом о том,.за- че.м табору светловолосый ребенок, когда и'своих, тем новолосых было лредостаточ но, никто особенно не зада вался). Вс1И0!мшшш еще, ко нечно, Вудулз'Я и друтахли тературных героев из клас сич€!ской и совре.меняой ли тературы, но зто бьшо уже как гов'оротся, из другой опе ив Индии пасонужило наше ствие мусульман. Медленно, вплоть до Х'У века, двига лись цыгане на запад по югу Европы, постепенно де лая крюк в своем расселе нии через северные страны (Польша, Германия) к нам, на восток. Это уже 16—17 века ( с о в с ^ , собствеяяо, не давно по историческим мер кам). Таким образом, на тер риторию нашей страны цы гане попали, дв.умя' путями; южным — через балкаиские страны ,и северным. В Пе тербурге и Москве обосно вались в 1830-х годах — по времени вообще рукой по- — Мы — р у т ш е цыгане, — говорит Семен Владими рович, 'Имея в виду, что его предки в Россию пришли се- вернъш путем. А вот жена его — ЛвдИя Ивановна — потомок тех, кто шел с юга. Детская присказка «Я цы ганка-сербиянка...» мне всю жизнь казалась 'просто скя1ад- ным 'етишком. И вот недав но я держал в руках порт, в котором, так сказать, официально была записана национальность: сербиянка. — Это в Югославии, — пояснила мне Лидая Иванов на, — Там, где сейчас 'вой на идет... клопедии; «Цыгане исполня ют церковные обряды тех народов, среда которых они живут...» — Ты сам-то лично при держиваешься какой-либо — Да, я православный, ирещен' в церкви, что на Со — А нательный крест -н носишь? Я вишу, у тебя кой-то медальон... — -А, этот... Носил крест -все время, а потом вот раВился этот медальон Яланский... С иероглифами. — Ты знаешь, что они обо значают? — Нет. Но вы лядит как Странное дело; больший ство из нас более осведом лево о жизни и обычаях на- 'родов, прсокивающих чуть ли не за тысячи километров от того же Липецка, но поч ти ничего не может сказать о тех, НТО яшвет рядом, в одном с нами тороде. Четыре месяца назад я мыслеино отметил юбилей ную для меня дату — 25 лет работы в вбтетпой газете. Пытался вспомнить, а что мы писали -О цыганах (фель етоны про бороны уже упо минал). Но на память при шла одна лишь публикация о цыгансадм- .парне из Ель ца? ставш,им чемпионом -ми ра, кажется, та самбо. Шесть лет гласности. Га- зет — прорва. Пишут обо всем. О цьганах — не при- йбм'ню, хотя, конечно, за все ми публикациями не усле- дишьГ Политики суетятся, толкуют о -пробудявшемся са мосознании народов, о воз- рождетши культуры... А о цыганах — ни слова, хотя их в бывшем Советском Со юзе по данным пер 1979 г. - 209 тысяч, больше, чем, -ДОПУ'СТИМ, ту- в'Н|Н'цев, калмыков, карелов и еще более пятидесяти других нациоиа.1ьноетей, ^ л ьш е , [СМ всех народностей Севе- . вместе взятых. .А что все-таки прочитал в 28-м томе третьего иадаиия Большой Советской Эящик- юпедии Семен Владимиро- нп Воронов? Вот краткое изложение публикуемых там сведений. Цыгане (самона звание — р « а , ударен'Иена втором слоге) — народ, жи- н^■щий во многагх странах Ев ропы, Передней и Южной Лзпи. а та1ш е в Северной Лфога.ё, Северной и ЮЖ|Ной Америке и Авотралш. Чис- ть по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 м. н. и даже 10—12 млн.че- .103^.,.. В (ч1&реме1шой науке о;.-'.;иательяо утвердилась точ-.ча зрения, согласно кото рой предки цыган ~ выход цы из Индии. Исход прихо ть; гея на кхшец первого ты- ,н':г.тст.1-ч нашей эоы (ста- п сыть, сейчас т 1«)лняется л . :-г ка-кп-адну.тицы- , ,С‘ нну) Воз- Мы вегш этот диалог, си дя под висящей в углу ико ной Хряста Спасителя. Из справки Липецкого го родского отдела статистики: По даяньш .переписи 1989 года в городе проживает 690 цыган (1979 год — 592)^ 354 — мужчины и 336 — ' женщины (1979 год — со- ответствевно 284 и 308). Цы- ганский язык своим родным считают 625 человек, 65 цы ган родньш языком назвали русский. 184 человека отне сли себя к -категории заня того, т. а. работающего, -на селения,. Напомню, что все данные переписи — со слов опраши ваемых, никгшик подтверж дающих доиумевтов никто ни у кого не спрашивал. А вот мне с гордостью показы вали трудовую книжку 40- летней цыгаики: ее общий трудовой -стаж, судя по запи си. составлял" восемь меся цев, работала уборщ'ицей строительной организации Цыгане стремятся селить ся компактно. В Липецке од но из таких мест — коней улицы Зои Космодемьян ской, выводящей на грязин- скую трассу, и прилегающей к ней улицы Варовой. «.Ка занные» дома на четыре семьи. Соседями за-частую оказываются и цыгане. и русские. После принятия в 1956 поду Указа Президиу ма В-ерховного Совета СССР «■О приобщении к труду цы ган, зашшающихся брод^яш- ничеством» (так была наз вана таборная кочевая их жизнь), цыганам, переходя щим на оседлость, местные Советы стали вьаделять жилье, в том числе — и в многоэтажных домах. Неке- торые семьи и 1Поныне живут в мН'Огозтаж'.ках. Но боль шинство поменяли жилье. Выбирали то, что ближе к земле, аде можно оборудо вать скромную кошошню. Так вот и образовалась малень кая адиаспора», о которой я упомда,ул: -примерно двад цать семей, более ста ,чело век. Почти все — в разной степени в родстветаых от- жиэни, традиции, предубеш- дения... Не кая делать, где, врача искать? Да и вообще, —• собеседник ма хнул рукой. — А молодежь, как она на кочевую традицию смот- — Из молодежи не все с конем-то управляться уме ют, норовят курсы шоферов кончить. Совсем другое аре- У Семена Владимировича щеребца зовут «Цраслет». Йомню, когда Централшый рынок был еще на !Ёвоем ста ром месте, в периодХ заготов ки на зиму картошки (мешок стшш 5—7 рубдей) йыгане со своими -повозкам,и на р е ^ зиновом ходу наперебой дре- длагали услуги по доставке покупки до дома, треб)щ за это просто «1грабительскую» цену — рубль за мешок. — А что-то вас минувшей осенью не видно было у но вого коытого рывка? ■ — Опроса нет. Все стара ются на матине отвезти-. Бы вает часто, но и единичны ми такие случаи не -назо- вепш. И не поймите, что я подобное одобряю, просто констатирую реальность... * И! * Из обобщений средств мас- :совой информации: В позапрошлом году пос ле обычной драки нача лось изгнание цыган из Ярославля. Один из ме стных Советов в Ярос лавской области возвел эт ническую дискриминацию в ранг закона; запретил про давать .дома цыганам. В ию-' дй прошлого года цыганский погром был в Алапаевске Екатеринбургской области. Совсем недавно произошло вооруЖ|енное столкновение между цыганами и русскими в Неведе Пстовской области. И только благодаря хладно кровию и здравому смыслу отдельньк авторитетных лю дей с обеих сторон, удалось предотвратить события, ко торые привели бы к много- мы закон чтим... — Слушай, Семен Влади мирович, а правда ли, что у цыган свой суд — ирж - есть? Ну, что-то вроде при вычного нам товарищес1кого? Собеседиик долго молчит. — Когда надо — старшие раз'бираются... Только мужчины? Их выбирают? А по как,им нри- териям? А каковы, так ока зать. .процессуальные нормы такого «разбора»? Увы, эти и многие другие вопросы, связанные с цы ганским «товарищеским» су дом (да и есть ли он- сегод ня?), остались без ответа, -Быд убежден, что у цыган в ходу ~7 свои, цыганские имена: Земфира, Б уду.лай... О.казалось, ничего подобно го, Большинство — прдвыч- ные русские. Встречаются и «красивые», понравившие ся почему-то родителям. У Семена Владимировича (об ратите внимание на его имя На стене — икона, без вкусно выполненный «.ново дел». И м а ^ а , начиная с кухни, репродукций картин, наклеенных «а толстую ме бельную фанеру и залитых ованньш лакОм. чень люблю живо- По подбору репродукций конкретных живописных при страстий хозжша определить нельзя. Здесь смешалось все — школы, века, страны, на правления... — Скромно живете. — Трудно приходится, семья... —- А ходят слуш , что у цыган ~ крупные сбереже ния, -МНОГО денег переводит ся в золото... — Какие там. сбереже ния! — соирушеино машет рукой собеседник и налива ет себе еще рюмку «Золоти стого». А почему я, собственно, должен не верить этЬму кон кретному человеку? гареты каждый день нужны. Разговор о сигаретах на помнил о том, что не худо было -бы заиурить. Я полез и, что цыгане всячески препятствуют сме шанным е июскими бракам? — Неправда. Такие сме шанные семьи есть и в Ли пецке, щзавда, их немного. Никаких искусственных пре пятствий нет. Оказывается другое: кр>т общения, уклад ждый это мо жет перешапцуть. Указ 1956 года, ставив ший вне заиюна кочевую жизнь, был выполнен не сра зу. Еще сраанительно недав но, когда строимся Д'Обрин- ский сахарный завод, и мы. газетчики, евдшш туда по нескольку раз на неделе, ве чером вдоль дороги нам ча сто попадались оставовив- шиеся на ночлег таборы: шатры с поднятыми полога ми, дымки кострш... — Отец еще кочевал, — говорит Семен Владимиро вич. — Я чуть-чсть захва- — Не тянет? — Нет. Посмотри, — он кивнул за окно, аде стояла отвратительная непогода: снег вперемежку с дождем, слякоть. — Какая уж тут романтика! Это петь хорошо «Перекати-поле — вольная воля». А если ребенок про- студптся. II заболеет - - что вало, ранней весной — по деревням, огороды пахать. Теперь и там — трактором. Йы вот с «Брас'летом» при кафе: полуфабрикаты с лотком, весами и продавцом вдгда отвезти, пирожки, за продуктами съездить... Однажды Семен Владими рович попал со своей повоз кой в тяжелое дорожно-тран спортное происшествие (го ворит: «Сам виноват»), Вьг- «арабкался. Но стал инвали дам, ходит с палочкой. — «Ё(раслет» — наш, цы ганский конь, у нас выра щенный... А ведь по молодости да же сидел за коня. То ли ге ны на ‘Конокрадство потяну- • ли, то ли уж до невозможно- сяи хотелось молодому цы гану заиметь то, что занима ло все его мысли, только увел он ночью из колхозно го табуна на Тамбовщине приглянувшегося ему жереб ца. Ночью увел, а утром пой мали. Рассуждает философски: — На то она и милиция... Владимир Даль. «Толко вый словарь живого велико русского языка». 1882 год: «Цыган — обманщи'К, плут, барьипшик, перекуп щик». — Раопространено .мне ние, что цыгане не чисты на , руку, где что плохо лежит— обязательно уирадут... — Не знаю, может быть, так и было, когда тачева- ли... Сегодня все по-друго- МУ. мы законы чтим... . гВалерий Павлович Кретов, начальник уголовного ро зыска Левобережного РОВД: — Количество ^ . прёступ- щеиий, приходяшцхся. , если так можно выразиться, на душу населения ('Зто. види мо, какая-то сотая или ты сячная доля) у цыган ни сколько не выше, чем у рус ских. То есть, какой-то осо бенной криминогаиной пред- 1расположеН'Ности у цыган я не замечал. Но одну особен ность могу отметить: при прочих равных условиях шан сы предстать перед судом у русского, совершившего пре ступление, выше, чем у цы гана (я, конечно, не имею в виду тяжкие прест.уплешя). Дело в том, что цыгане,- как правило, очень друншо начинают выручать своего товарища, оказывая опреде ленное давление и на по терпевшего, и на свидетелей. Нет, это не угрозы (угрозы в подобных ситуациях чаще бывают у русских). Предла гается денежная «компенса ция» в об1м1ен на изменение показаний. И бьвают олу- чаи, что дело, на которое по трачены и время, и силы, буквально разваливается. По- терпев'Ший, сл.учается. берет вину на себя, ’ овидетели ут- верж(дают, что «прошлый раз ошиблись, а вот теперь все .пшпомнили в точности...» Мы понимаем, что здесь не обошлось без вмешательства со стороны, но формально все — в пределах нормы . Л е хочу сказать, что такбы- чёловеческим — Ваши дети ходят в школы, еде большинство уча щихся — русские. Не чув ствуют ли.они определенной напряженности' в отнмнеяи- ях с одноклассниками из-за своей' национальной принад лежности? Ведь дети не от личаются дипломатической вежливостью, их прямота по рой граиичит с жестокостью, во В1ОДМЯ ссоры, размолвки све|рстники иной раз не ща дят друг друга, награждая оскорбительными пршвища- ■ми, связанными, среди , про чего, и с ‘национальностью «воинствующих» сторон... — Нет, подобной обста новки.' в школах, аде учатся цыганские дети, они не ощу щают. Конечно, бывают кон фликты, но не ■на этничес кой почве и не чаще, чем ’у русских с русскими. Обыч ные школьные мелочи, кто- то учебник без спросу ваял, кто-то за косичку дернул... Вообще, надо 'сказать, рус ские отличаются очень боль шой и устойадвой нацио нальной терпимостью... Но, справедливости . ради, надо отметить и еще один фактор, способствующий под держанию стабильности в школьных отношениях. Вдо- сив оскорбление по адресу цыганского мальчика или цыганской девочки, обидчик рискует вскоре оказаться пе ред сплоченной группой з а щитников Обижевиого,, про тивовес .которой ему вряд ли удастся так же быстро ор- Один из моих коллег рас сказал эпизод, свадетелем которому он оказался. На танцевальной площад ке возникла конфликтная си туация. Парни, как водится, вышли, на прилегающую к площадке территорию для «выяснения отношений». И стало видно, что в «'.проти востоянии» участвуют моло дые цыгане и русские. — по три-четыре человека с каж дой стороны (.зрители не в счет). Несколько «сближен- .ний» дали в общем-то ничей ный результат — силы бы ли равны (зеваки, подавая реплики, в драку не лезли). И вдруг, рассекая толпу, в круг ворвалась ■ пароконная повозка, в которой стоял 'по жилой цы а н (коллега гово рит, что хозяин лошадей был эффектен до невозможиости, почти кинематографичен). Гневно прокричав что-то по- цы1гаиски, он ловко огрел кнутом каждого из своих парней и повелительно ука зал кнутовишем на повозку. Бойцы, сразу как-то пону рившись, без вовдажений за брались в нее. Кони всхрап нули и, как-то опять почти по-кннаматографически кра сиво развериувш'нсь, умчали всю эту группу в сгущающи еся летни'е сумерки. Семен Влади'ми'рович. ког да я поведал ему эту исто рию, согласно закивал; - Это верно... Не любим мы таких ситуаций... Нару шение порядка,, милиция... А отчество), например, сын — Герман, дочь — Мар та... У жены отец — Иван. Старший участковый ин спектор Вячеслав Иваяов'ич Двуречеиский (Левобереж ный РОВД); — Как живут? Да по- разному. Как и мы, русские. Многое зависят «г достатка,. Семья большая — обстанов ка скромнее. Но и здесь 'нет закономерности. Существен ную роль играет уклад жиз ни. которого придерживают ся хозяин и хозяйка. У од-‘ них — тот же шатер, толь ко с капитальными стенами ква!ртцры, у других — обувь в прихожей без напоминаний •снимешь и в «о.мнаты в од них носках пойдешь. В сред нем? Не энаю, прямо, что и сказать. Давай так: вот те бе адресок, сходи, посмот ри, на меня сошлись... Последнее — 'немаловаж но. «Землячество» цыган в районе улицы Зои Космо демьянской “ на участке Вячеслава Ивановича. Он всех знает, и его все знают. Отношения, как мне покава- дось, взаимоуважительные. — Б(удут угощать чаем не отказывайся. У цыган, как правдао, чай хороший — икдийекий... Чаю попить не удалось, хо зяин шютавил на стол бу тылку «Золотистого». Я веж ливо отказался (во-первых, было утро, во-вторых, «изви ните, я на службе»), Тоада М'не была предещжеиа пани- станркая «жвачкк» (к ней мы еще вернемся). Так вот, ореднее (будем считать так) жилье цыган ской семьи. Ну, кухня, как и тысячи других кухонь, аде трудно поддерживать лабора торную чистоту и порядок, — ведь это помещение, как говорится, почти всегда в ра боте. А вот главная комна та квартиры' или, как часто ее называют в Липецке, зал (иной раз ~ и зала) бо лее показательна. Итак, зал. ТПри стены (четвертую зани мают окна) — три ■ковра. Видавшие виды. — Мы их покупали, ког да они сютяи по две стои- Запущешая, М|ебель с туск лой полировкой. Небольшой радиоцентр с йроигрывате- лем (далеко не последних Отечествеаных марок, ско рее всего — ровесник ков- — У нас в семье все лю бят музыку послушать... Судя по слою пыли, пок- рывающем;у прозрачный фут ляр проигрывателя и ручки управления, желание семей- но послушать адамвапись здесь не возникало давно. — Я ведь сам могу и на баяне, и на гитаре,.? — Имеете баян? — Нет, — А гитару? ■тг- Тоже нет. В; урду — черно-белый телевшор. Никаких призна ков газет, журналов, книг. На СтОле — «Липецкая не деля» с- программой телеви- девдя. '■ ___ — Закури мои... Пачка была явно с Запа да. Маленькая, Непривыч ная, всего на десять сигарет «КИНГ цайза» — королевско го размера. Закурили.. Вкус —• так се бе. Но — красивые.. Приш лось пох в ал !^ . — Мы в семье говорим на цыганском. И дети с ма лолетства К нему приЕьШа- ют. Так и получается два- языка. —- Но ведь системно де ти свой родной язык не изу чают. Я не слышал, чтобы где-нибудь была цыганская' школа или иное учебное за ведение. Сомневаюсь, что и уче&шки по вашему родно му языку есть. — Это верно. Я, напри мер, ни разу в жизни не видел книги на цыганоком. — Вот вас в бывшем Сою зе — больше двухсот ты сяч, в России, естественно, меньше. Но ни одной газе ты не имеете, ни одного жур- - - Разбросаны, ничто, не объединяет, некому занять- Между прочим, в нашей, стране выходили обществет- ношолитичеокие и художаст- веняые жур’налы на ‘цыган ском языке «Романы зоря» (1927—1930 гг.) и «Нэво дром» ,(1930—1933 гг.), И, между прочим, во Франции есть «Меж!Дународ- ный комитет цыган», в Анг лии — «Институт современ ных исследований и дону- ментации о цыганах», в Ин дии — «Индийский инсти тут цыганолопии», в США — «Международный цыган ский' комитет в Америке». Подобные центры есть еще во многих странах. Они за-- нимаются вопросами повы шения социально-экономиче ского и культурного •уровня цыган. Нам. Понятно, не до того. Пляшут, пони|маешь,г-В’:пш::Г- самблях — пу, и ладно. И, согласитесь, что стран но (веля не дико) .•вд^'чид' вопрос, а почему у нас нет цыган-архитекторов, цыган- Вопрос ник и в разшво.ре с Семе ном 'Влад'имировичем. — Цыгане всегда торге вали дефицитом — космети кой, специальными каранда шами, то есть товар был очень компактен, ся в достаточном количест ве в небольшой .сумке на ру кё?‘'''^о;=бь1,ло понятно, ког да .велась-борьба со спеку ляцией. Теперь все это де ло переведено в ранг пред принимательства, Но тяга к компактному не пропала; «жвачка», сигареты... Кста ти, где вы все это, берете? В наших магазинах, сгова риваясь с ародащами? Или прямо с фабрик и заводов, оговариваясь с тамошни'ми производителями этой щ>о- йукции? — Нам привозили и при возят... Люди... Бывает, ие Москвы... Продают оптом де Шевлё, чем по ценам, скла дывающимся на этот товар в Липецта, Мы реализуем, разница в ценах — наша. — Но вот в районе вок зала я часто вижу цыганок продаюищх «Астру» елецко . го или ^юмайсного изготов ления. Здесь уж, вроде. Мое ива ни при чем, а? Но вот тут в нашем раз говоре заклинило, Семен ■Владимирович впал в глу боксе непонимание сути воп роса. Я ему — про «Аст ру», а он мне — что-то ту манное о «людях» и т. д. Наконец, я махнул руной на это дело. Что я, -------- тель что ли, в конце нон Но вопрос о «компактно сти» и «портативиости» то вара все же выжнили. Объ яснение было кратким и ис черпывающим; «Удобно». Заговорили вообще о спе куляции (термин, конечно, отстал от жизни, но он был ^привычнее и короче, чем '■«торгово - посредническая деятельнсють»). Точнее — о мелкой спекуляции. Ибо там, где речь идет о тоннах, ва гонах и цистернах, цыганам делать нечего, без них все Мы все время на ви ду... Но ведь этим з а н т а - ется и немало русских. Зай дите в воскресенье на Цен тральный рьшок, посмотрите, сколько людей там торгует всякой мелочью — в том числе и сигаретами, а в пос леднее время — и водкой? А лотки со «Ж1вачкой»? А книги по пять-десять номи налов? Там нет ни одного цыгана, все — русские. А на «барахолке» если встре тишь цыгана, то он — по купатель, а не продавец. — А почему у вас сига ретами только женщины тор- “ У них лучше получа ется, они проворнее... Но мне приходилось, видеть и мужчин: кейсы с на&>рами полироваН:Ных ко- ,!16Ц, друтих украшений... Это -приезжие, они бы вают в Липецке только 'вре мя от времсйш. Кольцо лн>- ди не часто покупают, а си- родного депутата? Верно, у ’ всех у нас рав ные возмоншости, все доро ги равно для всех открыты. Но мне вспоминаются места в наших вузах, ежегодир ре- эерюфовавшиеся для -предс тавителей малочисленных ■ народностей. Для цьвга-н и . среди ре.черва мест не.было. У родителей был патефон. . Пластинок тоада вьшуска- -. лось мало (это были-.после военные годы); Шулыкенкб,- Утесов... Крутили "их везде — и дома, и на шко'л-ьных вечерах. Популярна была и такая: Капиталина Лазарен ко — «Гитана», Мы ее все ' знали наизусть: любежь к цыганке бедшлго юноши, ко торый мог из всех богатств отдать ей «только сердца пламень жаркий». Трогате льная такая история. Музы ка — в ритме танго, 'В об щем — всем нравилась. Од ного только никто понять не ' мог: почещ? пластин-ка на зывается «Питана»? -Может, ошибка, а н1уж1но «гитара»? Но все равно не 'Подходит. Так и осталось '-название за- гад'кой (по крайней ме-ре, для меня) на сорок с лиш ним лет. Стьвдно, -конечно, признаваться в .у'боюсти своей эрудиции, но, как го ворится, из песни слов не выкинешк только работая над этими 'заметками, я уз нал, что в Испании цыган называют гитанос, а цьй'ан- ку, стало быть, гитаной. — А -каше 'песни поет сегодня, цыганская моио- . Те же, что и вёя мо лодежь. Да и то, больше слу шает, чем тает... — Н еж е л и нельзя уже услышать настоящую ■(не эстрадную имитацию) цы ганскую песню? 'Пока еще можно. Слу чится у иас ираадник какой- нибудь, семейное торжество — соберется много народо, разные 'Поколения, Тут уж без нашей песни никак нель зя. Глядишь, и молодежь подключилась... Пока еще можно... ...В Ленинградской облас ти мне как-то довелось з а ночевать в таборе (я тогда уже работал в газете), йста- ти, летом цыгане, еще коче вавшие, забирались еще се вернее. В -свое время я не раз встречал таборь! под Петрозаводском. Так вот, вечером у -носдра я услы шал пару чтесен под гита ру, кото^эые цыгане пели просто так, для себя. 'Очень печальные песни. Никакой лихости, зажигательности. То ли по далекой Индии тос ковали, то ли над судьбой своей плакали. Пели — как молились. Даже малы-шня вся; словно оцепенела. Теперь Думаю; может, за жигательность-то — для внешнего, так сказать, упот ребления, а глубоко -внутри — печаль? Я с тех пор по чему-то (совсем по-другому смотрю на цыган, особенно — на пожил-ыж... Осмелюсь сказать, что не знаем мы ни цыганских пе сен, ни цыганской 'музьши. А сраиштельяо популярные среди нас так называемые цыганские 'романсы —• это всего лишь жанр руссвогр1| романса, «цыганщину» котс|-1| рому придает своеобразна|н й манера исполнения. Ну, нц- И пример, «Мой костер в ту-1 мане светит...» Это — «ПеС-1 ня цыганки» русского поэт|а || Якова Полонского. А знамё-1 нитая «Цыганская венгерка» II Аполлона Григорьева? «Две Ц гитары, зазвенев, жалоото I! заныли...» Это считаетюя Ц почти цыганской классикой. Л Особенно, коада хор грян^тл «Эх, раз! Еще раз! Еще мнр-.'Г го, много раз!», последнйе-з^ сомнения исчезают: истинно® цыганская песня! Кстати, иС- Г полняется из «Венгерки» 1 всего несколько строк. Все-1 го же в ней —- 153 строки,'[ а их. ей-Вогу, Стоит почи-.^ «Цыганские романсы» сов-Д даются и в наши дни. ОдццД из' лоследнйх — «За цыгай.-Я ОКОЙ звездой» («Мох-натьгй'ЭД шмель — на душистый» хмель..,»), написанный для | | кинофильма «Жестокий рб- Ц манс» композитором Андре- [ ем Петровым на стихи аяг- I лийского поэта и писателя, и создателя «Маугли» Редкяр- Ц да Киплинга. Но те, ктЬ [ омот-ре!ли фИ1ЛШ, согласятся, что Никита Михалков и соп I ровождающий ею ансамбль | создают полную иллюзию ] подлинно нар<Ш0Й песни; И Вдвоем по тропе, I навстречу судьбе, 0 Не гадая, в ад я ш в рай, Г Так и надо идш, •* не страшась пути,'Л Хоть на край земли, I | хоть за край! { , * * * „ . . . •. - 1 ® А почему наше телевиде ние (имею в виду документа листов) обходит Цьианскую тему? О чем только нет пе редач, сюжетов! А вот по- раэмьишумь о судьбе' инте- ресного -народа ййкТО ие бе- 1 рется. Я ие хочу. сказатВ, | что это судьба-мачеха. Нё и не могу шайать, что | это ласковая И Заботливая | мать-судьба. Время идет. 1 . цыгане как-то адаптируются 4 к меняющимся условиям 5ШЗНИ, что-то, возможно, об- 4 ретают, а -что-то, безуелов'-а .:: йо . теряют. Но складываеТ-Я ся впечатление, что это .нИ-’я кого особенно не интересу- Частенько приходится 1 , деть, как иа той же привок -ш зальной площади, аабившись в щель за каиойчнибудь ки оск, девуаюи и молодые 4 женщины (осяовйой контин- ■ гент), а иной раз и парни Iс :1 простодушными лицами гк- >1 дают, пытаясь в ьш а ть свою . судьбу у цыганок. - . ' 4 ‘ Бывший начальник Лево- 4 ции Алекса1НДР ■ви-ч Тесленко (сейчас ■ботает в областном УВД) как-то ..рассказывал о таком ■случае. Стоял сш на останов ке, аде отправляются авто бусы на Грязи. Еще издали заметил знакомую цыганку, явно не собиравшуюся ни куда уезжать. Вскоре та в компании с молодой жеящи^ ной подалась за привычный уже киоск. «Ну, вот, еще одна доверчивай Душа наш? лась», — подумал Теслен передвинувшись, однако исходящее за киоском. ' все шло по раз и навсегда 4 отработанному ритуалу (поч- ! ти по Ильфу и Петрову): ^ начерио гадание шлю по I ниям руки, потом в дело * пощла колода карт. Минут = через десять женЩина вь}- нула из ушей сережки и от- дала их цьвгаике. А еще ч е - - рез минуту они расстались. ■ Тесленко подошел к своей ■ знакомке и протянул руку. ■> Та мюлча положила на л а - ‘ донь серьги, лишь пояснив: «Я у нее. гражданин на- чальникг' не отнимала, сама отдала...» Потом Александр КонстантишБич подошел к женщине, которая, видимо. Ждала автобус, но в этот мо мент стояла с -отрешеяньм видом, иогружеиная в раз- ' мышления об открывшемся ей неожиданно будуще-м.-.' Тесленио отдал ей с е ры й , . заметив, что йельзя же все - . таки быть такой доверчивой, — 'И вы знаете, она не особенно обрадовалась. По- | благодарила весьма сдержан но. Я даже не уиереи, что I чуть позже она опять не от--')| дала свои серьги той же цы- I ганке из-за бояйн», что «без | золота» .предсказание не сбу- ' дется. У Семена Владимировича' | разговоры о гадании энтузи- - аэма не вызываши. ' ■— Ты будешь гадать, ве ришь в это? — Не верю И не буду.1 •— Ну, и живи, как тебе нравится. А некоторые лю ди верят, хбтяТ узнать свою судьбу — вот и пусть у з нают. Ты их осуждаешь? — Нет. — Осуждаешь гадалок? — Тоже нет. ~ Молодец! Вот, подож-' да, я тебя «ак-шмбудь с в е д у ! к одаой старой цыганке ; ' ' тогда ты свое мнение с р а ^ эу изменшпь. ' Я все еще жду... Честно ' щдазнаться, один раз в молодости я участво- | вал в процессе гадания. Ме- | нл огловила в аллее парна I одна энергичная цыганка (а { вообще-то их была целая | стайка, непрерывно находив- I шаяся в движении и не про - * пускавшая мимо, как гово- 1 рится, ни пешего, ни конн0-.1 го). Кудееяйца -какого бью?-4 ро и ловко оттеснила меяя-1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz