Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)

■8 ян в а р я 1992 г., № 12 {Ко 94 ) Л И П Е Ц К А Я Г А З Е Т А З а м е т к и н а в ы б р а н н у ю т е м у ч'ы зпаешь, что зиачит .'ЯМ0 слово <йцыган€»? Не, ичаешь? Гонимые! ~ чувст­ вовалось, что мой собеседник в этоги непоколебимо убеж- — Мы же все из Индш вышли... Преследовали нас т«м за что-то - то ли ш-оа религ,ИИ, то ли еще ш -з а че­ го... Короче — изгнали.,. Вот пошли мы ганимые, по все­ му свету..,. Я об этом в эн- ииклопедия .прочитал... Я тег .бе неделю назад сказал, что только два класса кончил, так это я .пошутил. Я десять кончил... Лежал в больнице, делать было нечего, дай ,ду ­ маю, в энцикшотедии про цыган почитаю... И ты пред­ ставляешь, гонимые!.'.. Мой с о ^ е д р и к — Семен Владагмирошрч Во1р1онш, 41 год, цыган. Представляю его .потому, что из диалогов и мо­ нологов, которые я включил в эту мозаику 1без всяких сво­ их оценок и комментариев 1по прииципу; за что купила — за то и продаю), даогие принад­ лежат именно ему. Слово «го­ нимые» Семену Владамиро- вичу очень иравишея. Похоже, что он не В1кла1дьшает в него социальный омьюл. Просто красивое олово, романтичное, что-то вроде «шшшые вет­ ром» (почти как «унесенные вегроц»). Не случайно, види­ мо, и в одном из современ­ ных песенных шлягеров на «цыганскую» тему слова «пе­ рекати-поле» ' рифмуются с «вольною волей», И жюда я думал над тем, как назвать сегодняшнюю публикацию, вспомнил Се- ^тена Владимировича, его же ­ нуеербиянку, их родных, дру­ зей, красивое слово, которое им нравится, и решил пу'сть будет «Гкмммые». «= * * А что мы, собствеонно, зна­ ем о цыгаиах? Вопрос этот задава-т многим. Два ответа повторялись почти у всех; цыганские ансамбли (упо­ минались разные уровни ма­ стерства и масштабы попу- ^ лярности) и тот факт, что цыгане торгуют сигаретами (момент весьма злободнев- ный). Потом шел индивиду­ альный разброс Одни при­ поминали часто мелькавшие в свое время в газетах фель­ етоны о том, как цыгане бра­ лись в колхозе бороны отре­ монтировать и что -ИВ этого получилось.?, ^(кзе-кто вспоми­ нал свои детсдае страхи, на­ веянные заботлквьаш роди­ телями: «Вот не будешь слу­ шаться — придет цыганка и заберет тебя» (мстати, быто­ вавшая в те далекие годы версия о Т01М, что цыгане «.утаскивали» с собой зазе­ вавшихся ‘Детей, никаких‘ре­ альных подтверждений не гюлучи\та. Просто редчайшие случаи исчезновения ребен­ ка, с которьш М'ошо слу­ читься все. что угодно, 'мол­ ва обязательно связывала с проходившим как „раз в ту пору мимо села таборам. Иные случаи не запомина­ лись, а вопросом о том,.за- че.м табору светловолосый ребенок, когда и'своих, тем­ новолосых было лредостаточ но, никто особенно не зада вался). Вс1И0!мшшш еще, ко нечно, Вудулз'Я и друтахли тературных героев из клас сич€!ской и совре.меняой ли тературы, но зто бьшо уже как гов'оротся, из другой опе ив Индии пасонужило наше­ ствие мусульман. Медленно, вплоть до Х'У века, двига­ лись цыгане на запад по югу Европы, постепенно де­ лая крюк в своем расселе­ нии через северные страны (Польша, Германия) к нам, на восток. Это уже 16—17 века ( с о в с ^ , собствеяяо, не­ давно по историческим мер­ кам). Таким образом, на тер­ риторию нашей страны цы­ гане попали, дв.умя' путями; южным — через балкаиские страны ,и северным. В Пе­ тербурге и Москве обосно­ вались в 1830-х годах — по времени вообще рукой по- — Мы — р у т ш е цыгане, — говорит Семен Владими­ рович, 'Имея в виду, что его предки в Россию пришли се- вернъш путем. А вот жена его — ЛвдИя Ивановна — потомок тех, кто шел с юга. Детская присказка «Я цы­ ганка-сербиянка...» мне всю жизнь казалась 'просто скя1ад- ным 'етишком. И вот недав­ но я держал в руках порт, в котором, так сказать, официально была записана национальность: сербиянка. — Это в Югославии, — пояснила мне Лидая Иванов на, — Там, где сейчас 'вой на идет... клопедии; «Цыгане исполня­ ют церковные обряды тех народов, среда которых они живут...» — Ты сам-то лично при­ держиваешься какой-либо — Да, я православный, ирещен' в церкви, что на Со — А нательный крест -н носишь? Я вишу, у тебя кой-то медальон... — -А, этот... Носил крест -все время, а потом вот раВился этот медальон Яланский... С иероглифами. — Ты знаешь, что они обо значают? — Нет. Но вы лядит как Странное дело; больший ство из нас более осведом лево о жизни и обычаях на- 'родов, прсокивающих чуть ли не за тысячи километров от того же Липецка, но поч­ ти ничего не может сказать о тех, НТО яшвет рядом, в одном с нами тороде. Четыре месяца назад я мыслеино отметил юбилей­ ную для меня дату — 25 лет работы в вбтетпой газете. Пытался вспомнить, а что мы писали -О цыганах (фель­ етоны про бороны уже упо­ минал). Но на память при­ шла одна лишь публикация о цыгансадм- .парне из Ель­ ца? ставш,им чемпионом -ми­ ра, кажется, та самбо. Шесть лет гласности. Га- зет — прорва. Пишут обо всем. О цьганах — не при- йбм'ню, хотя, конечно, за все­ ми публикациями не усле- дишьГ Политики суетятся, толкуют о -пробудявшемся са­ мосознании народов, о воз- рождетши культуры... А о цыганах — ни слова, хотя их в бывшем Советском Со­ юзе по данным пер 1979 г. - 209 тысяч, больше, чем, -ДОПУ'СТИМ, ту- в'Н|Н'цев, калмыков, карелов и еще более пятидесяти других нациоиа.1ьноетей, ^ л ьш е , [СМ всех народностей Севе- . вместе взятых. .А что все-таки прочитал в 28-м томе третьего иадаиия Большой Советской Эящик- юпедии Семен Владимиро- нп Воронов? Вот краткое изложение публикуемых там сведений. Цыгане (самона­ звание — р « а , ударен'Иена втором слоге) — народ, жи- н^■щий во многагх странах Ев­ ропы, Передней и Южной Лзпи. а та1ш е в Северной Лфога.ё, Северной и ЮЖ|Ной Америке и Авотралш. Чис- ть по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 м. н. и даже 10—12 млн.че- .103^.,.. В (ч1&реме1шой науке о;.-'.;иательяо утвердилась точ-.ча зрения, согласно кото­ рой предки цыган ~ выход­ цы из Индии. Исход прихо­ ть; гея на кхшец первого ты- ,н':г.тст.1-ч нашей эоы (ста- п сыть, сейчас т 1«)лняется л . :-г ка-кп-адну.тицы- , ,С‘ нну) Воз- Мы вегш этот диалог, си дя под висящей в углу ико ной Хряста Спасителя. Из справки Липецкого го­ родского отдела статистики: По даяньш .переписи 1989 года в городе проживает 690 цыган (1979 год — 592)^ 354 — мужчины и 336 — ' женщины (1979 год — со- ответствевно 284 и 308). Цы- ганский язык своим родным считают 625 человек, 65 цы­ ган родньш языком назвали русский. 184 человека отне­ сли себя к -категории заня того, т. а. работающего, -на­ селения,. Напомню, что все данные переписи — со слов опраши­ ваемых, никгшик подтверж­ дающих доиумевтов никто ни у кого не спрашивал. А вот мне с гордостью показы­ вали трудовую книжку 40- летней цыгаики: ее общий трудовой -стаж, судя по запи­ си. составлял" восемь меся цев, работала уборщ'ицей строительной организации Цыгане стремятся селить ся компактно. В Липецке од но из таких мест — коней улицы Зои Космодемьян ской, выводящей на грязин- скую трассу, и прилегающей к ней улицы Варовой. «.Ка­ занные» дома на четыре семьи. Соседями за-частую оказываются и цыгане. и русские. После принятия в 1956 поду Указа Президиу­ ма В-ерховного Совета СССР «■О приобщении к труду цы­ ган, зашшающихся брод^яш- ничеством» (так была наз­ вана таборная кочевая их жизнь), цыганам, переходя­ щим на оседлость, местные Советы стали вьаделять жилье, в том числе — и в многоэтажных домах. Неке- торые семьи и 1Поныне живут в мН'Огозтаж'.ках. Но боль­ шинство поменяли жилье. Выбирали то, что ближе к земле, аде можно оборудо­ вать скромную кошошню. Так вот и образовалась малень­ кая адиаспора», о которой я упомда,ул: -примерно двад­ цать семей, более ста ,чело­ век. Почти все — в разной степени в родстветаых от- жиэни, традиции, предубеш- дения... Не кая делать, где, врача искать? Да и вообще, —• собеседник ма ­ хнул рукой. — А молодежь, как она на кочевую традицию смот- — Из молодежи не все с конем-то управляться уме­ ют, норовят курсы шоферов кончить. Совсем другое аре- У Семена Владимировича щеребца зовут «Цраслет». Йомню, когда Централшый рынок был еще на !Ёвоем ста­ ром месте, в периодХ заготов­ ки на зиму картошки (мешок стшш 5—7 рубдей) йыгане со своими -повозкам,и на р е ^ зиновом ходу наперебой дре- длагали услуги по доставке покупки до дома, треб)щ за это просто «1грабительскую» цену — рубль за мешок. — А что-то вас минувшей осенью не видно было у но­ вого коытого рывка? ■ — Опроса нет. Все стара­ ются на матине отвезти-. Бы­ вает часто, но и единичны­ ми такие случаи не -назо- вепш. И не поймите, что я подобное одобряю, просто констатирую реальность... * И! * Из обобщений средств мас- :совой информации: В позапрошлом году пос­ ле обычной драки нача­ лось изгнание цыган из Ярославля. Один из ме­ стных Советов в Ярос­ лавской области возвел эт­ ническую дискриминацию в ранг закона; запретил про­ давать .дома цыганам. В ию-' дй прошлого года цыганский погром был в Алапаевске Екатеринбургской области. Совсем недавно произошло вооруЖ|енное столкновение между цыганами и русскими в Неведе Пстовской области. И только благодаря хладно­ кровию и здравому смыслу отдельньк авторитетных лю­ дей с обеих сторон, удалось предотвратить события, ко­ торые привели бы к много- мы закон чтим... — Слушай, Семен Влади­ мирович, а правда ли, что у цыган свой суд — ирж - есть? Ну, что-то вроде при­ вычного нам товарищес1кого? Собеседиик долго молчит. — Когда надо — старшие раз'бираются... Только мужчины? Их выбирают? А по как,им нри- териям? А каковы, так ока­ зать. .процессуальные нормы такого «разбора»? Увы, эти и многие другие вопросы, связанные с цы­ ганским «товарищеским» су ­ дом (да и есть ли он- сегод­ ня?), остались без ответа, -Быд убежден, что у цыган в ходу ~7 свои, цыганские имена: Земфира, Б уду.лай... О.казалось, ничего подобно­ го, Большинство — прдвыч- ные русские. Встречаются и «красивые», понравившие­ ся почему-то родителям. У Семена Владимировича (об­ ратите внимание на его имя На стене — икона, без­ вкусно выполненный «.ново­ дел». И м а ^ а , начиная с кухни, репродукций картин, наклеенных «а толстую ме­ бельную фанеру и залитых ованньш лакОм. чень люблю живо- По подбору репродукций конкретных живописных при­ страстий хозжша определить нельзя. Здесь смешалось все — школы, века, страны, на­ правления... — Скромно живете. — Трудно приходится, семья... —- А ходят слуш , что у цыган ~ крупные сбереже­ ния, -МНОГО денег переводит­ ся в золото... — Какие там. сбереже­ ния! — соирушеино машет рукой собеседник и налива­ ет себе еще рюмку «Золоти­ стого». А почему я, собственно, должен не верить этЬму кон­ кретному человеку? гареты каждый день нужны. Разговор о сигаретах на­ помнил о том, что не худо было -бы заиурить. Я полез и, что цыгане всячески препятствуют сме­ шанным е июскими бракам? — Неправда. Такие сме­ шанные семьи есть и в Ли­ пецке, щзавда, их немного. Никаких искусственных пре­ пятствий нет. Оказывается другое: кр>т общения, уклад ждый это мо­ жет перешапцуть. Указ 1956 года, ставив­ ший вне заиюна кочевую жизнь, был выполнен не сра­ зу. Еще сраанительно недав­ но, когда строимся Д'Обрин- ский сахарный завод, и мы. газетчики, евдшш туда по нескольку раз на неделе, ве­ чером вдоль дороги нам ча ­ сто попадались оставовив- шиеся на ночлег таборы: шатры с поднятыми полога­ ми, дымки кострш... — Отец еще кочевал, — говорит Семен Владимиро­ вич. — Я чуть-чсть захва- — Не тянет? — Нет. Посмотри, — он кивнул за окно, аде стояла отвратительная непогода: снег вперемежку с дождем, слякоть. — Какая уж тут романтика! Это петь хорошо «Перекати-поле — вольная воля». А если ребенок про- студптся. II заболеет - - что вало, ранней весной — по деревням, огороды пахать. Теперь и там — трактором. Йы вот с «Брас'летом» при кафе: полуфабрикаты с лотком, весами и продавцом вдгда отвезти, пирожки, за продуктами съездить... Однажды Семен Владими­ рович попал со своей повоз­ кой в тяжелое дорожно-тран­ спортное происшествие (го­ ворит: «Сам виноват»), Вьг- «арабкался. Но стал инвали­ дам, ходит с палочкой. — «Ё(раслет» — наш, цы­ ганский конь, у нас выра­ щенный... А ведь по молодости да­ же сидел за коня. То ли ге­ ны на ‘Конокрадство потяну- • ли, то ли уж до невозможно- сяи хотелось молодому цы­ гану заиметь то, что занима­ ло все его мысли, только увел он ночью из колхозно­ го табуна на Тамбовщине приглянувшегося ему жереб­ ца. Ночью увел, а утром пой­ мали. Рассуждает философски: — На то она и милиция... Владимир Даль. «Толко­ вый словарь живого велико­ русского языка». 1882 год: «Цыган — обманщи'К, плут, барьипшик, перекуп­ щик». — Раопространено .мне­ ние, что цыгане не чисты на , руку, где что плохо лежит— обязательно уирадут... — Не знаю, может быть, так и было, когда тачева- ли... Сегодня все по-друго- МУ. мы законы чтим... . гВалерий Павлович Кретов, начальник уголовного ро­ зыска Левобережного РОВД: — Количество ^ . прёступ- щеиий, приходяшцхся. , если так можно выразиться, на душу населения ('Зто. види­ мо, какая-то сотая или ты­ сячная доля) у цыган ни­ сколько не выше, чем у рус­ ских. То есть, какой-то осо­ бенной криминогаиной пред- 1расположеН'Ности у цыган я не замечал. Но одну особен­ ность могу отметить: при прочих равных условиях шан­ сы предстать перед судом у русского, совершившего пре­ ступление, выше, чем у цы­ гана (я, конечно, не имею в виду тяжкие прест.уплешя). Дело в том, что цыгане,- как правило, очень друншо начинают выручать своего товарища, оказывая опреде­ ленное давление и на по­ терпевшего, и на свидетелей. Нет, это не угрозы (угрозы в подобных ситуациях чаще бывают у русских). Предла­ гается денежная «компенса­ ция» в об1м1ен на изменение показаний. И бьвают олу- чаи, что дело, на которое по­ трачены и время, и силы, буквально разваливается. По- терпев'Ший, сл.учается. берет вину на себя, ’ овидетели ут- верж(дают, что «прошлый раз ошиблись, а вот теперь все .пшпомнили в точности...» Мы понимаем, что здесь не обошлось без вмешательства со стороны, но формально все — в пределах нормы . Л е хочу сказать, что такбы- чёловеческим — Ваши дети ходят в школы, еде большинство уча­ щихся — русские. Не чув­ ствуют ли.они определенной напряженности' в отнмнеяи- ях с одноклассниками из-за своей' национальной принад­ лежности? Ведь дети не от­ личаются дипломатической вежливостью, их прямота по­ рой граиичит с жестокостью, во В1ОДМЯ ссоры, размолвки све|рстники иной раз не ща­ дят друг друга, награждая оскорбительными пршвища- ■ми, связанными, среди , про­ чего, и с ‘национальностью «воинствующих» сторон... — Нет, подобной обста­ новки.' в школах, аде учатся цыганские дети, они не ощу­ щают. Конечно, бывают кон­ фликты, но не ■на этничес­ кой почве и не чаще, чем ’у русских с русскими. Обыч­ ные школьные мелочи, кто- то учебник без спросу ваял, кто-то за косичку дернул... Вообще, надо 'сказать, рус­ ские отличаются очень боль­ шой и устойадвой нацио­ нальной терпимостью... Но, справедливости . ради, надо отметить и еще один фактор, способствующий под­ держанию стабильности в школьных отношениях. Вдо- сив оскорбление по адресу цыганского мальчика или цыганской девочки, обидчик рискует вскоре оказаться пе­ ред сплоченной группой з а ­ щитников Обижевиого,, про­ тивовес .которой ему вряд ли удастся так же быстро ор- Один из моих коллег рас­ сказал эпизод, свадетелем которому он оказался. На танцевальной площад­ ке возникла конфликтная си­ туация. Парни, как водится, вышли, на прилегающую к площадке территорию для «выяснения отношений». И стало видно, что в «'.проти­ востоянии» участвуют моло­ дые цыгане и русские. — по три-четыре человека с каж­ дой стороны (.зрители не в счет). Несколько «сближен- .ний» дали в общем-то ничей­ ный результат — силы бы­ ли равны (зеваки, подавая реплики, в драку не лезли). И вдруг, рассекая толпу, в круг ворвалась ■ пароконная повозка, в которой стоял 'по­ жилой цы а н (коллега гово­ рит, что хозяин лошадей был эффектен до невозможиости, почти кинематографичен). Гневно прокричав что-то по- цы1гаиски, он ловко огрел кнутом каждого из своих парней и повелительно ука­ зал кнутовишем на повозку. Бойцы, сразу как-то пону­ рившись, без вовдажений за­ брались в нее. Кони всхрап­ нули и, как-то опять почти по-кннаматографически кра­ сиво развериувш'нсь, умчали всю эту группу в сгущающи­ еся летни'е сумерки. Семен Влади'ми'рович. ког­ да я поведал ему эту исто­ рию, согласно закивал; - Это верно... Не любим мы таких ситуаций... Нару­ шение порядка,, милиция... А отчество), например, сын — Герман, дочь — Мар­ та... У жены отец — Иван. Старший участковый ин­ спектор Вячеслав Иваяов'ич Двуречеиский (Левобереж­ ный РОВД); — Как живут? Да по- разному. Как и мы, русские. Многое зависят «г достатка,. Семья большая — обстанов­ ка скромнее. Но и здесь 'нет закономерности. Существен­ ную роль играет уклад жиз­ ни. которого придерживают­ ся хозяин и хозяйка. У од-‘ них — тот же шатер, толь­ ко с капитальными стенами ква!ртцры, у других — обувь в прихожей без напоминаний •снимешь и в «о.мнаты в од­ них носках пойдешь. В сред­ нем? Не энаю, прямо, что и сказать. Давай так: вот те ­ бе адресок, сходи, посмот­ ри, на меня сошлись... Последнее — 'немаловаж­ но. «Землячество» цыган в районе улицы Зои Космо­ демьянской “ на участке Вячеслава Ивановича. Он всех знает, и его все знают. Отношения, как мне покава- дось, взаимоуважительные. — Б(удут угощать чаем не отказывайся. У цыган, как правдао, чай хороший — икдийекий... Чаю попить не удалось, хо­ зяин шютавил на стол бу­ тылку «Золотистого». Я веж­ ливо отказался (во-первых, было утро, во-вторых, «изви­ ните, я на службе»), Тоада М'не была предещжеиа пани- станркая «жвачкк» (к ней мы еще вернемся). Так вот, ореднее (будем считать так) жилье цыган­ ской семьи. Ну, кухня, как и тысячи других кухонь, аде трудно поддерживать лабора­ торную чистоту и порядок, — ведь это помещение, как говорится, почти всегда в ра­ боте. А вот главная комна­ та квартиры' или, как часто ее называют в Липецке, зал (иной раз ~ и зала) бо­ лее показательна. Итак, зал. ТПри стены (четвертую зани­ мают окна) — три ■ковра. Видавшие виды. — Мы их покупали, ког­ да они сютяи по две стои- Запущешая, М|ебель с туск­ лой полировкой. Небольшой радиоцентр с йроигрывате- лем (далеко не последних Отечествеаных марок, ско­ рее всего — ровесник ков- — У нас в семье все лю­ бят музыку послушать... Судя по слою пыли, пок- рывающем;у прозрачный фут­ ляр проигрывателя и ручки управления, желание семей- но послушать адамвапись здесь не возникало давно. — Я ведь сам могу и на баяне, и на гитаре,.? — Имеете баян? — Нет, — А гитару? ■тг- Тоже нет. В; урду — черно-белый телевшор. Никаких призна­ ков газет, журналов, книг. На СтОле — «Липецкая не­ деля» с- программой телеви- девдя. '■ ___ — Закури мои... Пачка была явно с Запа­ да. Маленькая, Непривыч­ ная, всего на десять сигарет «КИНГ цайза» — королевско­ го размера. Закурили.. Вкус —• так се­ бе. Но — красивые.. Приш­ лось пох в ал !^ . — Мы в семье говорим на цыганском. И дети с ма­ лолетства К нему приЕьШа- ют. Так и получается два- языка. —- Но ведь системно де­ ти свой родной язык не изу­ чают. Я не слышал, чтобы где-нибудь была цыганская' школа или иное учебное за­ ведение. Сомневаюсь, что и уче&шки по вашему родно­ му языку есть. — Это верно. Я, напри­ мер, ни разу в жизни не видел книги на цыганоком. — Вот вас в бывшем Сою­ зе — больше двухсот ты­ сяч, в России, естественно, меньше. Но ни одной газе­ ты не имеете, ни одного жур- - - Разбросаны, ничто, не объединяет, некому занять- Между прочим, в нашей, стране выходили обществет- ношолитичеокие и художаст- веняые жур’налы на ‘цыган­ ском языке «Романы зоря» (1927—1930 гг.) и «Нэво дром» ,(1930—1933 гг.), И, между прочим, во Франции есть «Меж!Дународ- ный комитет цыган», в Анг­ лии — «Институт современ­ ных исследований и дону- ментации о цыганах», в Ин­ дии — «Индийский инсти­ тут цыганолопии», в США — «Международный цыган­ ский' комитет в Америке». Подобные центры есть еще во многих странах. Они за-- нимаются вопросами повы­ шения социально-экономиче­ ского и культурного •уровня цыган. Нам. Понятно, не до того. Пляшут, пони|маешь,г-В’:пш::Г- самблях — пу, и ладно. И, согласитесь, что стран­ но (веля не дико) .•вд^'чид' вопрос, а почему у нас нет цыган-архитекторов, цыган- Вопрос ник и в разшво.ре с Семе ном 'Влад'имировичем. — Цыгане всегда торге вали дефицитом — космети кой, специальными каранда­ шами, то есть товар был очень компактен, ся в достаточном количест ве в небольшой .сумке на ру кё?‘'''^о;=бь1,ло понятно, ког да .велась-борьба со спеку ляцией. Теперь все это де ло переведено в ранг пред­ принимательства, Но тяга к компактному не пропала; «жвачка», сигареты... Кста­ ти, где вы все это, берете? В наших магазинах, сгова­ риваясь с ародащами? Или прямо с фабрик и заводов, оговариваясь с тамошни'ми производителями этой щ>о- йукции? — Нам привозили и при возят... Люди... Бывает, ие Москвы... Продают оптом де Шевлё, чем по ценам, скла­ дывающимся на этот товар в Липецта, Мы реализуем, разница в ценах — наша. — Но вот в районе вок зала я часто вижу цыганок продаюищх «Астру» елецко . го или ^юмайсного изготов ления. Здесь уж, вроде. Мое ива ни при чем, а? Но вот тут в нашем раз говоре заклинило, Семен ■Владимирович впал в глу боксе непонимание сути воп­ роса. Я ему — про «Аст­ ру», а он мне — что-то ту­ манное о «людях» и т. д. Наконец, я махнул руной на это дело. Что я, -------- тель что ли, в конце нон Но вопрос о «компактно сти» и «портативиости» то вара все же выжнили. Объ яснение было кратким и ис черпывающим; «Удобно». Заговорили вообще о спе­ куляции (термин, конечно, отстал от жизни, но он был ^привычнее и короче, чем '■«торгово - посредническая деятельнсють»). Точнее — о мелкой спекуляции. Ибо там, где речь идет о тоннах, ва­ гонах и цистернах, цыганам делать нечего, без них все Мы все время на ви­ ду... Но ведь этим з а н т а - ется и немало русских. Зай­ дите в воскресенье на Цен­ тральный рьшок, посмотрите, сколько людей там торгует всякой мелочью — в том числе и сигаретами, а в пос­ леднее время — и водкой? А лотки со «Ж1вачкой»? А книги по пять-десять номи­ налов? Там нет ни одного цыгана, все — русские. А на «барахолке» если встре­ тишь цыгана, то он — по­ купатель, а не продавец. — А почему у вас сига­ ретами только женщины тор- “ У них лучше получа­ ется, они проворнее... Но мне приходилось, видеть и мужчин: кейсы с на&>рами полироваН:Ных ко- ,!16Ц, друтих украшений... Это -приезжие, они бы­ вают в Липецке только 'вре­ мя от времсйш. Кольцо лн>- ди не часто покупают, а си- родного депутата? Верно, у ’ всех у нас рав­ ные возмоншости, все доро­ ги равно для всех открыты. Но мне вспоминаются места в наших вузах, ежегодир ре- эерюфовавшиеся для -предс­ тавителей малочисленных ■ народностей. Для цьвга-н и . среди ре.черва мест не.было. У родителей был патефон. . Пластинок тоада вьшуска- -. лось мало (это были-.после­ военные годы); Шулыкенкб,- Утесов... Крутили "их везде — и дома, и на шко'л-ьных вечерах. Популярна была и такая: Капиталина Лазарен­ ко — «Гитана», Мы ее все ' знали наизусть: любежь к цыганке бедшлго юноши, ко­ торый мог из всех богатств отдать ей «только сердца пламень жаркий». Трогате­ льная такая история. Музы­ ка — в ритме танго, 'В об­ щем — всем нравилась. Од­ ного только никто понять не ' мог: почещ? пластин-ка на­ зывается «Питана»? -Может, ошибка, а н1уж1но «гитара»? Но все равно не 'Подходит. Так и осталось '-название за- гад'кой (по крайней ме-ре, для меня) на сорок с лиш­ ним лет. Стьвдно, -конечно, признаваться в .у'боюсти своей эрудиции, но, как го­ ворится, из песни слов не выкинешк только работая над этими 'заметками, я уз­ нал, что в Испании цыган называют гитанос, а цьй'ан- ку, стало быть, гитаной. — А -каше 'песни поет сегодня, цыганская моио- . Те же, что и вёя мо­ лодежь. Да и то, больше слу­ шает, чем тает... — Н еж е л и нельзя уже услышать настоящую ■(не эстрадную имитацию) цы­ ганскую песню? 'Пока еще можно. Слу­ чится у иас ираадник какой- нибудь, семейное торжество — соберется много народо, разные 'Поколения, Тут уж без нашей песни никак нель­ зя. Глядишь, и молодежь подключилась... Пока еще можно... ...В Ленинградской облас­ ти мне как-то довелось з а ­ ночевать в таборе (я тогда уже работал в газете), йста- ти, летом цыгане, еще коче­ вавшие, забирались еще се­ вернее. В -свое время я не раз встречал таборь! под Петрозаводском. Так вот, вечером у -носдра я услы­ шал пару чтесен под гита­ ру, кото^эые цыгане пели просто так, для себя. 'Очень печальные песни. Никакой лихости, зажигательности. То ли по далекой Индии тос­ ковали, то ли над судьбой своей плакали. Пели — как молились. Даже малы-шня вся; словно оцепенела. Теперь Думаю; может, за­ жигательность-то — для внешнего, так сказать, упот­ ребления, а глубоко -внутри — печаль? Я с тех пор по­ чему-то (совсем по-другому смотрю на цыган, особенно — на пожил-ыж... Осмелюсь сказать, что не знаем мы ни цыганских пе­ сен, ни цыганской 'музьши. А сраиштельяо популярные среди нас так называемые цыганские 'романсы —• это всего лишь жанр руссвогр1| романса, «цыганщину» котс|-1| рому придает своеобразна|н й манера исполнения. Ну, нц- И пример, «Мой костер в ту-1 мане светит...» Это — «ПеС-1 ня цыганки» русского поэт|а || Якова Полонского. А знамё-1 нитая «Цыганская венгерка» II Аполлона Григорьева? «Две Ц гитары, зазвенев, жалоото I! заныли...» Это считаетюя Ц почти цыганской классикой. Л Особенно, коада хор грян^тл «Эх, раз! Еще раз! Еще мнр-.'Г го, много раз!», последнйе-з^ сомнения исчезают: истинно® цыганская песня! Кстати, иС- Г полняется из «Венгерки» 1 всего несколько строк. Все-1 го же в ней —- 153 строки,'[ а их. ей-Вогу, Стоит почи-.^ «Цыганские романсы» сов-Д даются и в наши дни. ОдццД из' лоследнйх — «За цыгай.-Я ОКОЙ звездой» («Мох-натьгй'ЭД шмель — на душистый» хмель..,»), написанный для | | кинофильма «Жестокий рб- Ц манс» композитором Андре- [ ем Петровым на стихи аяг- I лийского поэта и писателя, и создателя «Маугли» Редкяр- Ц да Киплинга. Но те, ктЬ [ омот-ре!ли фИ1ЛШ, согласятся, что Никита Михалков и соп I ровождающий ею ансамбль | создают полную иллюзию ] подлинно нар<Ш0Й песни; И Вдвоем по тропе, I навстречу судьбе, 0 Не гадая, в ад я ш в рай, Г Так и надо идш, •* не страшась пути,'Л Хоть на край земли, I | хоть за край! { , * * * „ . . . •. - 1 ® А почему наше телевиде­ ние (имею в виду документа­ листов) обходит Цьианскую тему? О чем только нет пе­ редач, сюжетов! А вот по- раэмьишумь о судьбе' инте- ресного -народа ййкТО ие бе- 1 рется. Я ие хочу. сказатВ, | что это судьба-мачеха. Нё и не могу шайать, что | это ласковая И Заботливая | мать-судьба. Время идет. 1 . цыгане как-то адаптируются 4 к меняющимся условиям 5ШЗНИ, что-то, возможно, об- 4 ретают, а -что-то, безуелов'-а .:: йо . теряют. Но складываеТ-Я ся впечатление, что это .нИ-’я кого особенно не интересу- Частенько приходится 1 , деть, как иа той же привок -ш зальной площади, аабившись в щель за каиойчнибудь ки­ оск, девуаюи и молодые 4 женщины (осяовйой контин- ■ гент), а иной раз и парни Iс :1 простодушными лицами гк- >1 дают, пытаясь в ьш а ть свою . судьбу у цыганок. - . ' 4 ‘ Бывший начальник Лево- 4 ции Алекса1НДР ■ви-ч Тесленко (сейчас ■ботает в областном УВД) как-то ..рассказывал о таком ■случае. Стоял сш на останов­ ке, аде отправляются авто­ бусы на Грязи. Еще издали заметил знакомую цыганку, явно не собиравшуюся ни­ куда уезжать. Вскоре та в компании с молодой жеящи^ ной подалась за привычный уже киоск. «Ну, вот, еще одна доверчивай Душа наш? лась», — подумал Теслен передвинувшись, однако исходящее за киоском. ' все шло по раз и навсегда 4 отработанному ритуалу (поч- ! ти по Ильфу и Петрову): ^ начерио гадание шлю по I ниям руки, потом в дело * пощла колода карт. Минут = через десять женЩина вь}- нула из ушей сережки и от- дала их цьвгаике. А еще ч е - - рез минуту они расстались. ■ Тесленко подошел к своей ■ знакомке и протянул руку. ■> Та мюлча положила на л а - ‘ донь серьги, лишь пояснив: «Я у нее. гражданин на- чальникг' не отнимала, сама отдала...» Потом Александр КонстантишБич подошел к женщине, которая, видимо. Ждала автобус, но в этот мо­ мент стояла с -отрешеяньм видом, иогружеиная в раз- ' мышления об открывшемся ей неожиданно будуще-м.-.' Тесленио отдал ей с е ры й , . заметив, что йельзя же все - . таки быть такой доверчивой, — 'И вы знаете, она не особенно обрадовалась. По- | благодарила весьма сдержан­ но. Я даже не уиереи, что I чуть позже она опять не от--')| дала свои серьги той же цы- I ганке из-за бояйн», что «без | золота» .предсказание не сбу- ' дется. У Семена Владимировича' | разговоры о гадании энтузи- - аэма не вызываши. ' ■— Ты будешь гадать, ве­ ришь в это? — Не верю И не буду.1 •— Ну, и живи, как тебе нравится. А некоторые лю­ ди верят, хбтяТ узнать свою судьбу — вот и пусть у з ­ нают. Ты их осуждаешь? — Нет. — Осуждаешь гадалок? — Тоже нет. ~ Молодец! Вот, подож-' да, я тебя «ак-шмбудь с в е д у ! к одаой старой цыганке ; ' ' тогда ты свое мнение с р а ^ эу изменшпь. ' Я все еще жду... Честно ' щдазнаться, один раз в молодости я участво- | вал в процессе гадания. Ме- | нл огловила в аллее парна I одна энергичная цыганка (а { вообще-то их была целая | стайка, непрерывно находив- I шаяся в движении и не про - * пускавшая мимо, как гово- 1 рится, ни пешего, ни конн0-.1 го). Кудееяйца -какого бью?-4 ро и ловко оттеснила меяя-1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz