Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)
Л И П Е Ц К А Я Г А З Е Т А 15 мая 1992 г., №№ 87—88 (169—170) Руслан ХАСБУЛАТОВ: мыпрояшиишдосп, ш аиш рнши леишрдш вающие демократический процесс, представительную демократию, местное само управление; введен институт президентства при концеп ции «эффективный парла мент» — «эффективный Пре зидент», институт Консти туционного суда. Таким образом, практи чески все коренные преоб разования в Российской Фе дерации подготавливались непосредственно Верховным Советом и съездами народ ных депутатов. Постсоюзным пероид; утрачнеыне возможности После августа 1991 года объективно были созданы • благоприятные условия для заключения нового (но не союзного, а конфедератив ного) договора между союз ными республиками, для бьктрого и эффективного проведения реформ в Рос сии. Но ни первая, ни вторая возможности не были ис пользованы. Пассивность, не понятная пассивность перио да конца августа — октября трудно объяснима. В течение трех месяцев , Россия жила практически без правитель ства. При этом уже в сен тябре, когда исчезло союзное правительство, было ясно, что «исчезает» и союзное го сударство. «Спячка» окончи лась лишь с приближением V Съезда народных депута тов Российской Федерации (и опять страну спас Съезд!). Беловежское соглашение оказалось совершенно не ожиданным для нас всех в плане того, что абфлютно никакой подготовки для «при нятия дел (Ьоюза» нами осу ществлено' не было: весь гигантский промышленный комплекс (включая оборон ную промышленность) на территории России, ранее контролировавшийся союз ными ведомствами, энерге тика, железнодорожный и авиационный транспорт, во оруженные силы, внешние дела и т. д. и т. п., все это вдруг «свалилось» на Россию, у которой и правительства- то не было. К сожалению, не было ни концепции, ни кад ров, чтобы справиться с этим «наследством». Наибольшее число наших трагических, невосполнимых ошибок (и общеполитических, и экономических, и дипло матических) было соверше но, по-видимомУй в этот пе риод. Частично это относит ся и к решениям V Съезда народных депутатов, резко ослабившим контрольные функции Верховного Совета над деятельностью испол нительной власти, особенное кадровой политике; Но так или иначе, создав шаяся обстановка настоя тельно требовала ускорения экономических р е^ р м . Это была объективная потреб ность, которая не зависела ни от парламента, ни от Президента, ни от Прави тельства. Она диктовалась самой логикой сложивщихся условий, обстоятельств. Лю бое правительство, пришед шее к власти в тот период, должно было, безусловно, за нять позиции решительно го реформатора экономики- людям надоели за 7 лет раз говоры о реформах. Нужны были сами 1 юформы. Поэто му V Съезд народных депу татов поддержал этот курс. Нужна была, конечно, про грамма, доктрина, отражаю щая новые 1 жальности. К со жалению, Верховный Совет не проявил настойчивости в этом важнейшем деле — ча стично это объясняется и тем фактом, что сама идея «про граммы» в значительной степени была дискредитиро вана на союзном уровне, ко гда осенью 1990 года — зи мой 1991 г. появилось около десятка разных «программ» на союзном уровне. Но... это слабое утешение. Не имея общей програм мы преобразований, заме ненной лишь общими рас суждениями новых членов Правительства (правильны ми! — но всего лишь слова ми), и в то же время понимая необходимость решительно го углубления реформ, Вер- ховньга Совет в ноябре — де кабре, принял около 40 зако нов и постановлений, в основном в сфере налогового и финансово-кредитного ре гулирования, предл:оженных Правительством. У многих депутатов были обоснован ные сомнения в эффективно сти этих законов. Вызывало резкую критику предлагае мое существенное повыше ние налогов на предприятия, почти полное сокращение дотаций в сферах образова ния, науки, культуры, здра воохранения и т. д. Это бы ли трудные дискуссии в пар ламенте. Нас заверяли, что по мере хода реформ можно будет вносить изменения в принимаемые законы, если увидим какие-то нежела тельные отклонения. Тем не менее смутное беспокойство от лихорадочно принимае мых законов не покидало тех депутатов, которые хо рошо знали экономику, про изводство. Это беспокойство усиливается и в связи с тем_, что становится очевидной сама доктринальная база предлагаемых Правительст вом законопроектов — «чи кагская школа» М. Фридме на + некоторые положения программы Н. И. Рыжкова-I- требования Международно- пэ валютного фонда. В основ ном ориентация делалась на требования МВФ. По-види мому, ^ ч ем иметь какую-то программу, если исходные программные положения очевидны?. Таким образом, с января текущего года Ро сийская Федерагщя осуществляет реформы, в своей основе по коящиеся на идеологии, тео рии и практике Междуна родного валютного «фнда. Это можно расценивать по- разному, это реальность. Й скорее всего, нам всем необ ходимо, поняв эту реаль ность, не стенать, метать громы и молнии в поисках противников, а разнообра зить арсенал средств и мето дов (механизмов) углубле ния реформы, спокойно, са мокритично отнестись к не гативным результатам, ко торые часто перехлестывают достижения, расширять ба зу поддержки р е ^ р м на всех уровнях: Съезд — пар ламент — российские рес публики — области и края, города и села, все социаль ные слой. Надо делать из людей союзников, а не оттал кивать их на обочину. Пессимизм людей, их от чаяние могут привести к тра гическим результатам. И главное следствие — незаин тересованность в результа тивной работе: денег не хва тает даже при непрерывном росте заработной платы, то варов и продуктов питания больше не становится, хотя новые авторы реформ заяв ляли, что уже в конце фев раля — марте будет изобилие товарной массы. Но по высо ким ценам. Товары не появи лись. Да и откуда? Производ ство сокращается как след ствие экономической поли тики. Надо помнить и то, что пессимизм людей реализу ется в их ожесточении, озлоблении на всех и вся, ко гда стараются найти винов ных, тем более если эти опасные свойства человека подогреваются «сверху» те ми. кто хотел бы отвести от себя вину за остановку предприятий, массовое обни щание, люмпенизацию ин теллигенции и т. д. Поэтому мы и сльпним порой «орли- ный клекот», и появляются лозунги «Разогнать!». Массо вый пессимизм, отчаяние ча сто, как показывает опыт истории, ведут и к диктату ре, вождизму, которым ме шает демократия и цент ральное звено этой демокра тии — парламентаризм. Осо бенно опасны эти тенденции в тех условиях, когда нет сильных партий, опираю- 1ЦИХСЯ на разные слои насе ления и способных противо стоять формированию р еж и - ' ма личной власти. Отсюда, собственно, и же сткая дискуссия на 'VI Съез де вокруг вопроса «О ходе экономической реформы». Постановление по этому во просу, выступления множе ства депутатов, хорошо знающих обстановку в стра не, в конкретных отраслях, регионах, сводились к до вольно здравым рекоменда циям и требованиям. Это прежде всего'следующее. Высказано требование при дать реформам более соци ально ориентированный ха рактер, который учитывал бы ограниченную способ ность наших людей выно сить и далее на своих пле чах ухудшение их матери ального положения. __Вер- ’ховному Совету в этой свя зи необходимо принять це лый ряд новых законов, пре дупреждающих падение жизнешюго уровня населе ния. И они должны быть приняты. Надо быстрее вво дить в действие Закон об ин дексации доходов; динамич но осуществлять структур- ные изменения, направлен ные на расширение потреби тельского сектора экономики. На Съезде остро постав лен вопрос о формировании Новой структуры производ ства, о зависимости развития производства от подхода к приватизации. Здесь особен но необходимо заинтересо вать, втянуть в процессы приватизации как можно больше людей. Это тем бо лее важно, что значительные слои населения все еще с опаской воспринимают са му идею частной собствен ности. Поэтому без расшире ния социальной базы прива тизации реформы в целом приобретут вязкий, половин чатый характер. Четко проявилось требова ние депутатов обеспечить твердую, поддержку рефор мам со стороны руководите лей госпредприятий. Для этого необходимы меры, соз дающие згшнтересованность этой категории работников в осуществлении преобразова ний (85% промьпнленности— госсектор. Разве можно при этом делать вид, что рынок якобы существует?). Нужно быстрое формиро вание мелкого предпринима тельства как платформы ры ночной, конкурентной эконо мики (численность занятых на американских предприя тиях, определенных как «мелкие»,— менее 500. Их об щее количество — порядка 20 млн., они создают 40 проц. ВНП. У нас они могли бы оп ределяться другим показате лем, например, до 200 или 100 человек). Обеспечение стабильности и рационализма в отношении к разным формам собствен ности и организации хозяй ственной деятельности в аг рарном секторе. Аграрные р е^рмы , при их грамотном осуществлении, как показы вает всемирная история, ди намизируют макроэкономи ческие реформы. Совершен но бессодержательны обвине ния типа «колхоз устарел», «совхоз реакционен» — это, скорее всего, пенка из прош лого идеологического опыта. Колхоз, совхоз — это всего лишь формы организации аграрного хозяйства. Они по своей сути нейтральны. Иде ологический аспект им был придан в прошлые десятиле тия в силу их абсолютно мо нопольного характера. Устра ните их монополию, создай те условия для нормальной работы 1МЛН. крестьянских хозяйств — и те'же колхозы и совхозы коренным обра зом изменят свой характер. В условиях законодатель ного оформления принципа частной собственности на землю (даже при определен ных ограничениях), быстрого роста фермерства, индивиду- альньк хозяйств и др. кол хозы и совхозы обречены'на ускоренную эволюцию, они неизбежно будут ориентиро ваться на формирование ры ночных отношений. В соз давшейся обстановке глубо- к6 ошибочными были бы на ши попытки насильственного расчленения колхозов и сов хозов под «революционны ми» лозунгами типа «Даешь землю!». Необходимо серьезное из менение налогового законо дательства в Целях стимули- рованик предприятий расши рять товарное производство; Особое значение имеет привлечение, в страну ино странных производственных инвестиций (в промышлен ность, сельское Хозяйство, создание системы хранения и переработки аграрной про дукции и т. д.). В погоне за кредитами мы недоучитываем / основную предпосылку пол нокровного вхождения наци ональной экономики в систе- ' му мирового рьшка, в миро вое хозяйство. Это — созда ние внутренних условий для прибыльной деятельности иностранных компаний. По ка что, начиная с осени 1990 года по июль 1991 года, здесь создана лишь первоначаль ная ■законодательная база, далеко не завершенная. В те кущем году практически ни чего не сделано для привле чения иностранного капита ла, хотя Правительство, мно гие политические деятели не прерывно говорят об этом, Здесь-надо иметь в виду прежде всего следующие на правления. Во-первых, правительствен ные гарантии под инвести ции, без чего нереальны ка кие бы то ни было попытки привлечь иностранный капи тал. Мы уповаем на спаси тельную роль 24 млрд, долл., , выделяемых МВФ. Но надо иметь в виду, что пакет по мощи в 24 млрд. долл, состо ит и з взаимосвязанных ча стей, которые имеют тем не менее самостоятельное зна чение. Особо выделяется соз дание международного стаби лизационного фонда в 6 млрд, долл, для поддержания кон вертируемости и твердого курса рубля. Из оставшихся 18 млрд, долл, примерно 11 млрд. долл, приходите}^ преж- в целом неплохую концеп цию, сформировало кадры. И вдруг... разогнали это мини стерство, преобразовали в ка кой-то «комитет» и «вклю чили» в состав... МИД Рос сии. После его полной дегра дации вновь пытаемся воз родить это министерство. Растерянные иностранные партнеры мечутся в коридо рах Правительства и парла мента, не зная, где и на ка ком уровне принимаются ре шения. Еще хуже обстоят дела у наших предприятий, которые оказались в худшем положении, чем в конце 80-х -— начале ЭО-х годов, поскольку наложен секвестр на использование валюты. Бегство валюты из страны приобрело абсолютный ха рактер. В-шестых, укрепление об щественного и производст венного порядка и дисципли ны, вьшод из паралича пра воохранительных органов и суровая борьба с коррупци ей и общей преступностью; ужесточение контроля за де ятельностью высшего и сред него чиновничества и разра ботка в этих целях целого блока законодательных ак тов, включая закон об охра не конституционных органов власти. Эти соображения выска зывались на прошедшем ръезде депутатов, и, собствен но, они давно стали аксиомой для российского парламента. Чем они плохи? К вопросу о демократических преобрваазноиях де всего на уже обещанные и вьшолняемые кредитные обя зательства Запада, около 2,5 млрд. долл, составит, перенос платежей по внешнему долгу за вторую половину 1992 го да, и оставшиеся 4,5 млрд, долл, собираются предоста вить МВФ и Всемирный банк в связи со вступлением России в эти организации и одобре нием ими экономической по литики российского прави тельства. Кстати, ФРГ планирует в течение года вложить в эко номику бьшшей ГДР 150 млрд. долл. Вот и сравнивай те. Поэтому важно создать соответствующий инвестици онный климат в стране. Ка питал идет только туда и тогда, когда создаются усло вия для прибыльного приме нения. Во-вторых, четкие адрес ные договорные обязательст ва и безусловное их вьшол- нение, учитывая неконвер тируемость рубля (через обу словленные поставки това ров,-полуфабрикатов, сырья и т. д., то есть разновид ность компенсационных сде- В-третьнх, определение ме ханизмов, которые заинтере совали бы иностранных вкладчиков в реинвестициях в российскую экономику. В-четвертых, свободная продажа земельных участ ков для производственного строительства. Предприниматель — и оте чественный, и зарубежный— должен, быть уверен в ста бильности и надежности сво их П03И1ЩЙ в России, в пос ледовательности нашей по литики независимо от кон кретных лищ находящихся у власти. Надо понять, что .не политика «работает» на дол жностных лиц, какой бы вы сокий пост они ни занимали, а они работают на общена- щюнальную политику, на свой народ. В-пятых, решительное на ведение порядка в сфере внешнеэкономической дея тельности. Здеоэ царят не разбериха, хаос. Практиче ски нет единого внешнеэко номического комплекса. Еще в 1990 году по рекомендации Верховного Совета было соз дано Министерство внешне экономических связей, кото рое в трудных условиях на протяжении года выработало Здесь, как представляется, имеются реальные достиже ния. Они связаны с деятель ностью всех шести съездов народных депутатов, работой Верховного Совета Федера ции. Нашим наибольшим де мократическим прорывом следует считать последова тельное проведение в жизнь концепции разделения вла стей: законодательная, ис полнительная, судебная вет ви власти. Эта концепция имеет в ви ду также деление власти по вертикали, т. е. между терри ториальными уровнями, в современных условиях, преж де всего между Федерацией и субъектами Федераций. Идущий процесс делегиро вания власти от Федерации к региональным структу рам — дополнительное сви детельство истинньгх демо кратических преобразований на пути к балансу власти. В реальной действительно сти актуальной задачей для высших органов Федерации, на мой взгляд, является на стоятельная и срочная необ ходимость самокритичного делегирования власти в рес публики, края, области в со ответствии с Федеральным договором, ставшим частью Конституции. Причем, имея в виду конечную цель; дать такой объем властной само стоятельности основным субъектам рыночной эконо мики и современной демо кратии — предприятиям и другим низовым структурам, чтобы действительно карди нально улучшить жизнь непосредственных произво дителей материальных благ. В последнее время усили лись атаки на законодатель ную и в целом на представи тельную власть. Много мо тивов у атакующих, но, на мой взгляд, главный — не достаточное знание истинной природы парламентаризма. Демократии не было и не может быть там, где нет са мостоятельных парламентов, где парламенты не могут осу ществлять по принципиаль ным проблемам развития страны контроль за деятель ностью президентов, прави тельств, должностных лищ где назначения • ответствен-' ных должностных лиц не санкционируются парламен тами. Прочитайте вниматель но американскую конститу- щш и вы увидите, что кон гресс обладает полномочия ми, намного превосходящими полномочия Верховного Со вета России. А ведь речь, идет о классической, прези дентской республике, на ко торую часто ссылаются те, кто хотел бы вывести из-под нашего, в общем-то, мини мального, контроля исполни тельную власть. А как расценивать агрес сивные атаки на представи тельные органы власти? Что же. опять вернемся к дик татуре? Нам это привычно. Неужели непонятно, что та кие нападки на законода тельную и представительную власти чреваты опасностью крупных социальных конф ликтов? Они особенно неуместны сейчас, когда \Ч Съезд на родных депутатов практиче ски одобрил проект новой Конституции, подготовлен ной Конституционной комис сией во главе с Президентом Б. Н. Ельциным. Это выда ющееся достижение Съезда. А ведь немало &шо проро- . ков, которые утверждали, что Съезд депутатов якобы ре акционный, окажемся не в состоянии одобрить проект Конституции именно потому, что сущность ее прогрессив- здняется не потому, что он «реакционен». Разве не съез ды были фактором полити ческой стабилизации в Рос сии на протяжении двух пос ледних лет? Громадный ав торитет Съезда; связанный с широчайшей представитель ной базой, сделал его автори тетнейшей политической си лой нашего многострадально го общества. Наши соображения, на шедшие отражение в проек те Конституции, связаны со следующим подходом; раци ональной организацией выс шей законодательной власти. К тому есть практические и бесконфликтные возможно сти уже в условиях переход ного п^иода (от одной Кон- СТИТУ 1 ЩИ к другой) превра тить Верховный Совет в единственньга законодатель ный орган. Например, все народные депутаты, желаю щие перейти на постоянную работу в парламент, стано вятся Членами Верховного Совета. Наберется, думаю, 500—600, может быть, 700 че ловек. Это меньше, чем в парламентах Италии, Фран ции, Германии, Англии. Де путаты, не пожелавшие пе рейти в Верховный Совет, сохраняют ■свои полномочия до истечения йзбирательного срока, сохраняют свое право участвовать в работе Вер ховного Совета, а также пра ва, вытекающие из Закона о статусе народного депутата федерации. Конечно, переходные по ложения еще надо отрабо тать. Причем была выдвину та идея: изучить обществен ное мнение страны по реги онам и, если наши соотече ственники захотят выразить свое отношение к Конститу ции, необходимо назначить общефедеральный рефехюн- дум. Так что здесь нет про блемы. .. - Далее, если не будет серь езных осложнений в ходе экономических реформ, мож но было бы провести очеред ной Съезд народных депута тов осенью (октябрь — но ябрь) и вынести на его обсуж дение только один вопрос; о новой Конституции. Вопросы же экономической реформы следовало бы систематиче ски рассматривать на Вер ховном Совете, приглашая значительное число депута тов из регионов, хозяйствен- нь 1 х руководителей, предста вителей органов местной вла сти и т. д. Это был бы логичный и классический конституцион ный процесс принятия важ ных политических измене- К сожалению, есть попыт ки навязать иной, по суще ству неконституционный, сле довательно. антидемократи ческий подход, способствую щий падению авторитета го сударственной власти в це лом. Это — навязать обще ству референдумы по част ным вопросам, скорее всего, в целях увести людей от беспокоящих их вопросов экономической политики, по ражений от организованной, неорганизованной преступ ности, масштабной корруп ции и взяточничества, неспо собности решать острые со- 1 щальные вопросы вооружен ных сил, 40 миллионов пен сионеров, школ, вузов, здра воохранения, культуры, мо лодежной политики, пробле мы семьи и т. д. Ясное дело, куда легче провести такого рода рефе рендум под бой победных барабанов и всевозможные призывы. Это грубая полити ка с позиции силы, самонаде янности силы, не учитьтаю- щей резкое ослабление эф фективности государственной власти. А потому речь идет о политиканстве, реально зо вущем к анархии, что может повлечь за собой распад Рос сийской Федерщгии, ликви дацию Содружества, дающе го надежду на х^ещениё в том числе вопросов русскоязыч ного населения. Эта полити ка посеет семена враждебно сти к России со стороны ми рового общественного мнения. Большинство населения, политических партий, депу татов высказываются за на циональное, политическое и гражданское соглашение. И именно этим мы обязаны руководствоваться в своей повседневной деятельности. О шнмодействмн Вершного Совета н Прваительства , в соответствии с проектом Конституции, Съезд народ ных депутатов упраздняется остается только Верховный Совет — парламент. И упра- Позйция Съезда, Верховно го Совета — баланс властей. Съезд подтвердил, что из держки п;ротиворечий между отделыпоми ветвями властей неизмеримо меньше по срав нению с теми противоречия ми. которые могли бы воз никнуть в случае нарушени.ч указанного баланса между ветвями власти. Таким обра зом. есть вопрос, к которому цадо возвратиться еще раз Это вопрос 6 взаимодействии парламента и Правительства, характере их совместной ра- Существует требование (оно настойчиво прозвучало и на ньшешнем Съезде) полной и безусловной под держки Правительства пар ламентом. Если пойти по это му пути, то куда он приве дет? Последствия, думаю, очевидны — вадврат к ста рому партийному механизму, бездумному согласию, показ ному единомыслию в ущерб многообразию и выбору. Это значит, что победит не де мократия, а возрастет угро за тоталитарности. Много кратно усилится вероятность крупных, необратимых оши бок и в конечном счете —уг роза реформам. Об этом надо говорить по тому, что уже сегодня про слеживается явная тенден ция вообще отказать народ- нь 1 м депутатам в праве на критику правительственного курса. Съезд с таким' подхо дом не согласился как неде мократическим. Съезд впер вые выразил совершенно оп ределенную обеспокоенность наступлением неототалитар- ных сил на парламентскую демократию. Об этом особен но оживленно говорилось в кулуарах Съезда. Мк! сегодня не можем не учитывать той оживленной атмосферы Съезда, в кото рой работают депутаты. Эта атмосфера становится реаль ной политической силой. С депутатским корпусом надо сотрудничать, а не подвер-' гать их остракизму, выделяя только «избранных». Такой лоббизм незаконный, некон ституционный. Необходимо понять следу ющее. Точно так Же как Съезд, Верховный Совет не отказьшает Правительству в праве на ошибку, также и исполнительная власть не может (не вправе!) отказать парламенту сводить возмож ные ошибки Правительства к минимуму. Правительство должно по нять, что угроза ему — не со стороны парламента, а преж де всего — со стороны невос приимчивости к критике. Мы категорически против конфронтации, мы против враждебности, которая, к со жалению, проявляется в от ношении федерального пар ламента. Мы принципиально за сотрудничество и взаим ную помощь. Каким же должно быть взаимодействие между пар ламентом и Правительством? Об этом было довольно под робно сказано в моих вы ступлениях еще на V Съезде народных депутатов. Повтр- рю лишь несколько сообра жений. Главное: при единой стратегии и Правительство, и парламент должщ»! стремить ся к согласию путем выра ботки выверенных решений, соответствующих требова ниям реальной жизни людей. Сотрудничество, партнерство, ответственность — вот что нам необходимо. Необходим отказ от непонятных людям интриг и мелких «загово ров» — от Всей этой никчем ной шелухи, сеющей тревогу в массовом сознаний. От них страдает престиж российской власти. Россий ского, государства в целом, наносится серьезная рана обществу.-Это тоже надо чув ствовать, понимать. Должны быть нравственные и, воз можно. правовые барьеры в поведении представителей власти — если их нет, начи нается стремительное паде ние авторитета государствен ной власти и ее носителей. ^ С точки зрения взаимо действия и партнерства пар ламента и Правительстоа, нужна единая; хочу подчерк нуть, прежде всего генераль ная, программа действий. В ее рамках — вдумчивая и серьезная законодательная работа парламента и* разу меется, самостоятельные дей ствия Правительства, пред полагающие естественный парламентский контроль, именно парламентский конт роль за деятельностью Пра вительства. Последние меся- 5 цы, люлагаю, подтверждают ' правильность этих выводов. Далее, мы реально увиде ли. как практически впервые проявилась высокая требо вательность Съезда к выс шим эшелонам власти; пар ламенту, Президенту, Прави тельству, органам госуда^зст- венного , управления. Я ду маю, что это — серьезное требование эффективной ра боты, которую все ветви вла сти; и в первую очередь парламент, должны реализо вать через соответствующую нормотворческую и практи ческую деятельность. При всех различиях в точ ках зрения высказанных позиций, при всей бескомп ромиссной критике, прозву чавшей на Съезде, еще раз хотел бы повторить эту мысль: основная масса депу татов да и всех граждан — за р е^ рм у . за переход к рыночной экономике как средству будущего процвета ния государства, за прогрес сивные преобразования в России. Это основа граждан ского, политического и демо кратического единения и консолидации, и в этом — один-единственный путь к успеху нашей реформатор ской политики. Правительство, как пред ставляется, вроде бы стре мится отойти от своей жест кой позиции — никаких кор ректировок в осуществлении курса экономических реформ. Во всяком случае это одно значно' вытекает из заклю чительной речи Президента на С1ъезде. Если Правитель ство и в дальнейшем останет ся способным на партнерских, лояльных началах взаимо действовать с Верховным Со ветом Федерации, республи ками, областями, краями. ХО” зяйственным» руководителя ми. предпринимателями, ус пех наверняка придет к нам. Нельзя не отметить, что в ходе работы Съезда обнару жились сложные отношения с «четвертой властью». Про сматривались искажение хо да его работы с целью дис кредитации Съезда и Вер ховного Совета, выпячивание одной из «фаз» принятия ре шений, за которым как бы «растворялся» весь процесс «вызревания» здравого ком промисса, и замалчивание об щих позитивных итогов. Это, конечно, не особенно прият но, не соответствует стандар там взаимоотношений меж ду властью и прессой в де мократических странах, но, возможно, в наших условиях в определенной мере неиз бежно. В то же время мы сталки ваемся с уже тревожной, до вольно опасной тенденцией- сращиванием «четвертой власти» с властью исполни тельной. Именно этот фактор чрезвычайно опасен для су деб молодой российской де мократии. «Независимая» пресса, еще не став подлинно независимой, имеет поспеш ное стремление принять все- таки добровольно . принуди тельную (не партийную, как прежде, а правительствен ную) цензуру. Разумеется, такого допустить никак нель зя. Уверен, наверняка основ ная масса журналистов раз деляют эту точку зрения. Что касается государственного те левидения — этой наиболее мощной структуры, форми рующей общественное, поли тическое, народное сознание, то здесь Верховный Совет как высший представитель ный орган имеет все основа ния для изменения сущест вующего положения.' Демо кратично руководство ТВ на значать с согласия парла мента. Слишком опасное это всего бесконфликтны и не обычайно эффективны. Еже дневно могут приниматься до 10 законов, посташжле- ний, резолюций. В о&цем, как представля ется, обсуждение на Съезде важнейших вопросов нашей драматичной современной жизни даст серьезный им пульс развитию в стране ре форм, пониманию необходи мости единения нашего об щества для их реализации в возможно краткий, терпи мый для нашего народа Щ)е- менной период. О Содррестве (СНГ) и военой политике оружие — ТВ. чтобы им рас- поряжэлась монопольно одна власть. Мы готовы к позитивному сотрудничеству и ожидаем того же от прессы. Верховный Совет и впредь будет уделять большое внимание правово му аспекту работы средств массовой информации, обес печивать возможности для формирования их подлинной независимости при уваже-- НИИ к закону, государству, носителям гоС|Ударственной власти. Мы в парламенте по край ней мере с января 1992 года призьшаем к развитию идей гражданского мира, согла сия, конструктивного сотруд ничества всех политических сил рефо,рмато 1 юкого направ ления. К сожалению, неред ко получается так, что это не интересно для некоторых редакторов — специалистов по «жатюньвд» фактам, мож- , но предположить, выполняю щих чей-то социальный за каз по ослаблению россий ской государственности. А ведь нам буквально жизненно необходимы внут ренний мир, 15 ражданское, политичеекое и националь ное согласие, нахождение об щих, универсальных подхо дов в решении кризисной си туации в стране. Разве мож но в таких условиях зани маться поисками противни ков и даже «врагов»,, находя их даже в парламенте? Нет, нельзя. Такого права ни у кого нет. Вспомните — спу стя почти тридцать лет пос ле окончания гражданской войны, прочувствовав ее , горькие уроки, Испания приняла исторический акт о примирении. Почему бы нам спустя 70 лет не принять аналогичный акт? Это смог ло бы привести, может быть, и нас к историческому при мирению былых «антагони стических» сил и «классов», создало бы мощные мотивы для гражданокого мира, при вело бы к растворению «чер но-белых», «красно-коричне вых» окрасок в навдей по литической жизни. Может быть, попробуем? Надо всем нам подчинить свои амбиции долгу, служе нию народу, отбросить прие-, мы бор^ы с оппонентами из эпохи сталинизма. Надо в связи с этим понять, что са ма теория разделения вла стей означает сравнительно независимую деятельность и парламента, и Правительст ва, и судебной эпасти. К со жалению, мы сегодня видим мощное наступление именно на принцип разделения вла стей, искажение его сути, догматическое, крайне обед ненное и даже примитивное толкование, и, наконец, не обходимо создание четких механизмов бесконфликтно го взаимодействия и парт нерства разных ветвей вла сти, без каких бы то ни бы ло попыток подчинения од ной ветви власти другой. В практике стран с тради ционной демократией такое взаимодействие и партнерст во возникает, как правило, на основе согласования меж ду вькшими законодатель ными и исполнительными властями кандидатур в Пра вительство и другие наибо лее ответственные должно сти згправленческого аппара та; четкой нормативизации деятельности парламентских структур (комиссий, комите тов), когда их мнение обяза тельно и уважительно учи тывается главой Правитель ства, различными подчинен ными ему ведомствами. При партнерстве и сотрудничест ве властей основные вопро сы согласовываются с пар тийными фракциями, комис сиями и комитетами Парла мента. и поэтому сессионные заседания парламентов чаще судил некоторые вопросы, связанные с позициями Рос- ^ сии в Содружестве и в этом контексте внес определен ный вклад в формирование военной политики России. Различшью ее аспекты рас сматривались практически при обсуждении всех вопро сов повестки дня, не говоря уже о заслушивании специ альных докладов и сообще ний вице-президента А. Руц кого, маршала Е. Шапошни кова, министра иностранных дел А. Козьфева в связи с обсуждением проблематики Миролюбивые устремления России четко отражены в установках снизить военные расходы до 5—6 процентов от ВНП, сократить в ближай шие годы численность воору женных сил до 1,25—1,5 млн. человек, сделать упор на их качественное совершенство- вание. Главная пелъ' оборонной политики России, как это отражено в материалах VI Съезда, состоит в активном содействии строительству ре гиональных и глобальной систем коллективной воен ной безопасности, повыше нию роли ООН в предотвра- ^ щении войн и конфликтов. Россия намерена неуклонно снижать военное противо стояние, целеустремленно добиваться устранения по- ;литическими средствами во енных опасностей и угроз, развития дружественных и взаимовыгодных отношений со всеми народами. Перво степенное значение имеет строительство коллективной системы безопасности, ста билизации военно-политиче ской обстановки в рамках СНГ, разрешение мирными средствами спорных вопро сов между новыми суверен ными государстаами. Акцент на политические средства «Лтопечения безо пасности не означает умале ния военного фактора. Рос сия доянота иметь сильную, высокотехнологичную, про- фессиоиальную армию, вдохновляемую служением миру, демократии и другим ценностям правового граж данского общества. Съезд народных депутатов одобрил меры по созданию российской армии и Мини стерства оборонът Росси(к;кой Федерации как органа поли тического руководства воен ным строительством. Воен ное министерство существо вало в России 190 лет, но впервые за последние 70 лет обретает свое традвдионное ■качество как российское во енное ведомство. При обсуждении проекта Конституции, проблем соот- ношения трех ветвей власти (представительной, исполни тельной, судебной) рассмат ривались вопросы их функ ций, ответственности и взаи модействия в сфере обороны, руководства и распоряжения вооруженными силами. Это новая практически-полити- ческая и теоретическая проб лема. Монопольная, бескокг- рольная власть вождя или^^ правящей верхушки над ар^ мией в течение многих деся- , тилетий причшшла многие беды для ст 1 жны^ и армии. Демилитаризация* нашего общества, о котором столь много и конструктивно гово рилось на Съезде, предпола гает • строгое разделение функций, прав и обязанно стей исполнительной и пред- ставительной властей в обла сти оборонного строительст ва, создания демократиче- ш ского гражданского контроля над армией, особенно над процессом принятия реше ний по практическому при менению армии. Здесь осо бую роль призваны играть законы, принимас!мые Вер ховным Советом, которые не могут быть заменены ни какими решениями других структур власти. На VI Съезде выработаны важные ориентиры по во просам трансформации и конверсии оборонного произ водства, научно-технического обеспечения надежной безо- пасности, социальной защи ты армии в ВПК. Важнейшее политическое и практическое значение име ют установки Съезда по мно гим аспектам военно-полити ческих отношений стран СНГ, прекращению миряьгаи средствами военных конф ликтов и (Яоров. Уже сде ланные ошибки вОч взаимо отношениях с бьшшими со юзными республиками в це лом в деле формирования Содружества нельзя умно жать: необходима продуман ная'оборонная и внешняя по литика, нынешний уровень разработки которой совер шенно не соответствует исто рической миссии Российской Федерации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz