Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)

14 мая 1992 г., № 86 (168) Л И П Е Ц К А Я ГА ЗЕТ А ЛКК изготовит бланочную продукцию. Тел. 24-46-06 Проблему ставит питатель СТРАСТИ ПО ГАРАЖАМ , ИЛИПочемуВЛипецкезреетновыйкоифлкт в конце минувшей ледели в Липецке началась реализация постановления главы админист­ рации города А. Савенкова «О порядке с!н01‘-а самовольно установленных металлнческих Ц^гаражей и других сч-роепий». И Этим документом, - текст кото­ рого в изложении был оиубли- кован в ^Липецкой газете» 12 февраля с. г., намечен широкий круг мероприятий, направлен­ ных иа выявление подобного рода объектов, привлечение к ответственности их владельцев и проведение работ по переносу гаражей в строго определенные районы размещения. Особое внимание в постановлении бы­ ло уделено порядку осуществ­ ления перечиелепных выше мер Была разработана система штрафных санкций ко всем, кто не намерен выполнять решения исполнительной власти города. В частности, одним из ее пунк­ тов предусмотрено взимание штра(^в с нарушителей из чис­ ла граждан в размере от пяти­ сот до пяти тысяч рублей, а с юридических лиц — от пяти до ста тысяч. Согласимся — Естественно, такая постанов­ ка вопроса вызвала живой и -неоднозначный отклик у лип­ чан. В редакцию «ЛГ» стали поступать многочисленные пись­ ма. Их поток не прекращается и по сей день. 6 чем же пишут горожане? ш в большинстве случаев авто- •ры посланий в газету отяосят- ■ся крайне отрицательно к по­ пытке гбродского руководства вплотную подойти к разреше­ нию этой давней проблемы. Они считают, что нажим свер­ ху и «голое администрирова­ ние», как выразился липчанин Л. Федотов. — не' тот путь, по которому следует идти. В. Бвселен и Е, Тамазов пря­ мо предостерегают, что «народ в гаражах настроен решитель- но: постройки не трогать, штрафы не платить». «Своими действиями, — продолжают они, — власти могут только обострить и так неспокойную обстановку в городе». Есть, конечно, и противопо. ложные мнения. К примеру, в коллективном письме жильцов дома № 19 по улице Меркуло­ ва высказывается серьезная обеспокоенность разгулом «час­ тных строителей», опутавших сетью металлических гаражей, так никем и не контролируе­ мых, чуть ли не весь Липецк. .Вконец измучившиеся хожде­ ниями по различным инстан­ циям граждане требуют скорей­ шей ликвидации «самостроев». Вот такие страсти оазгора- ются вокруг гаражей. Шнять можно и тех, и других. Как, впрочем, и администрацию го­ рода. Но давайте на время аб­ страгируемся от реальной ситу­ ации и смоделируем следую­ щую картину. Думаю, она мно­ гое позволит нам прояснить. Пр^'дставьте, у вас — свой сад. Сделать это будет нетруд. но, так как очень многие из нас стали в пос;леднне год — два дачниками, И вот на ва­ шу территорию (на огурчики, клубничку и прочее) приезжа­ ет дядя и ставит... гараж. Или, если хотите, туалет. Я намерен­ но утрирую, чтобы вы лучше вошли в роль собствеишка. Какова будет ваша реакция? Не сомневаюсь, что вы возму­ титесь. Я поступил бы так ,же! Ибо никто, никому и никм'да не давал права самовольно вторгаться в личное хозяйство кого -бы то ни было. Полагаю, вы уже догадались, к чему я клоню. Не спешите, однако, горячиться. Ситуация с металлическими гаражами в Липецке с той, которую я вам сейчас предложил, идентична. Возможно, год назад такое сравнение и не сгодилось бы. Сегодня многое изме1Нилось, И главное заключается в том, что город получил в свое вла­ дение собственность. Если рань­ ше земля, на которой мы все живем, принадлежала, общест­ ву и государству, а, по сути,— никому, "то теперь же она за­ креплена за определенным ор­ ганом власти. В нашем случае— за Липецким городским Сове­ том народных депутатов. Толь­ ко он распоряжается ею до того момента, когда она будет передана- в руки конкретного собственника. Это что касает­ ся ликбеза по части политэко­ номии (социализма или капи­ тализма — выбирайте на свой вкус!). Наверное, теперь нет смысла задавать вопрос о том, вправе ли была администрация горо­ да. которая управляет его соб- ствешюстью от имени Совета, навести порядок. В городе по­ явился, иаконец-то, хозяин! И пора забыть полюбившуюся всем «ам за годы комаидиого социализма поговорку: «Все во. круг колхозное, все вокруг — мое». Повторяю, 'Произошло ■раздедание собственности, у объектов хозяйствования по- ми критических писем ] : автора- ках. дакцию я полностью согласен. Вот что, например,, пишет В. Шарапов: - «Не скрою, человек я заин­ тересованный в этом деле, но тем не менее хотелось бы — Ночёму у нас предостав­ ление любых благ человеку неминуемо должно пройти ста­ дию «запретить — наказать— оштрафовать — не пущать!»? — Почему на'словах у нас все для человека., а на деле совсем наоборот — человек для администратора, для за­ кона, для комитета по земель­ ной реформе? —Почему мы, автолюбите­ ли, не вправе спросить главу администрации юрода за обе­ спечение нас гаражами в упоб­ ком месте? За хорошие доро­ ги? За сохранность наших ав­ томобилей? Очень хотелось бы спросить А. И. Савенкова и его «коман­ ду», что сделано конкретного в этом вопросе и что они ду­ мают на будущее, кроме, ко­ нечно, — «не пущать!»? Подойдем же разумно к де­ лу, — заканчивает В, Шара­ пов. — Посмотрите, сколько вокруг пустырей и свалок, мест, обреченных на долгие го­ ды к запустению. Почему здесь не разрешить установку металлических гаражей?». Читатели наде10сь, простят меня за столь прострашюе ци- тировацие взволнованного пись­ ма липчанина, ибо именно в этих строках, на мой взгляд, заключается оборотная сторона «гаражной проблемы». Дейст­ вительно, человеку, имеющему на счастье или на беду авто­ мобиль, сегодня просто негде его держать. В проектах стро- ительства новых жилых м1ИКро- районюв Липецка порой даже не предусмотрен такой объект, как коллективный гараж. О какой же заботе о гражданах можно вести речь? Или еще один момент. С «самостроем» вопрос ясен — переселять в специально отве­ денные районы. Но где эти места отведены? У силикатного завода! Тут и авто.моОиль иметь не захочешь, кан^дый день от­ правляясь за ним в такую,-то , В общем, страсти по гара­ жам кипят. Конфликт зреет, И разрешить его можно будет лишь четко продуманными дей­ ствиями. У хорошего хозяина порядок должен быть во всем, том числе и в своих поступ- В. ГРЯЗНОВ. Из красного М \ I в лес ходить не надо Помните песню: «Я в весеннем лесу пил ^ березовый сок...»? Сегодня и на воде делают р бизнес, на той же липецкой минералке. А уж березовым соком, пожалуй, захочет полако­ миться стар и млад. Этот фа1Сгор уловили пищевики консервно­ пивоваренного завода, решив вдосталь на­ поить нас весенним напитком, подсластив его и подлимонив. Во время пробуждения «бе­ лоствольной» они закупили оптом в Марьин­ ском лесничестве 330 тонн сока. Причем уп­ латили за литр сырца три двадцать, а реа­ лизовывать собираются в пределах одиннад- ^цати целковых. Дороговато, зато вкусно и 'полезно. И в лес ходить не надо. Заметим, кстати, что местные пищевики довели ассортимент своих изделий до двад­ цати видов наименований. Добрую половину составляют пивобезалкогольные напитки. Уже видны Суходольские сосны-свечки Как ни трудно с финансами, стройматери­ алами, газовые артерии, тем не менее, все обширнее охватывают земли района. Голу­ бым топливом уже пользуются пять хо- • I зяйств. Прошлым летом газовая магистраль высокого давления подошла к центральной усадьбе совхоза «Майский». А нынче ее ждут и в совхозе «Красное поле». За фев­ раль, март и апрель строители подрядного предприятия «Измалковское» сварили пять километров труб. Столько же осталось: уже видны Суходольские сосны-свечки. Стало быть, работы еще на два—три месяца. Но вот беда. Согласно постановлению гла­ вы областной администрации, газификация села должна финансироваться за счет центра­ лизованных источников. Однако за три ме­ сяца, сетует начальник единой службы за­ казчика Г. И. Бачурина, строители зарабо- . тали три миллиона, а выплачено им ’ всего 138 тысяч. По слухам, облсельхозуправление раскошелилось еще на 700 тысяч. Но и это ведь мизер. Хорошо жить не запретишь А вот в глубинном колхозе «Родина» ре- • шили восстановить Сергиевскую ГЭС. Дождавшись, когда Красивая Меча вой­ дет в берега, колхоз приступил к отсыпке временной дамбы, чтобы дать возможность специалистам отремонтировать шарниры опо­ рных рам старой плотины, забетонировать устои. Решено также обойтись для начала и старым оборудованием; затея и без того въедет в несколько миллионов. Но выбора нет. а красиво жить не запре­ тишь никому. Рассчитывают здесь не только на дивиденды от реализации сельскохозяйст­ венной продукции, но и самой электроэнер­ гии, которую сегодня предпочтут несколько близлежащих хозяйств, бывших когда-то пайщиками Сергиевской ГЭС. Ждут-пождут, а фермеры не едут Всю зиму, и "весну местные фермеры не упускали случая напомнить районным влас­ тям о необходимости создания в акционер­ ном объединении «Агронромтехника» пункта проката сложных сельскохозяйственных ма­ шин. Иначе-де не посеем. Мольба дошЛа до председателя объедине­ ния А. Н. Мартинова. По его словам, здесь уже создай хозрасчетный мехотряд с ' набо­ ром тракторов и прицепного инвентаря. Оп­ лата почасовая. Скажем, за каждый час использования ДТ-75 фермеру придется зап­ латить 32 рэ. Чем проще техника* тем ниже И что же? За всю весну услугами мехот- ряда воспользовался лишь один А. Т. Ма­ лышев, арендовав бочку. ЗЖВ-3. Чтобы не прогореть, объединению' приходится теперь навязывать услуги колхозам и совхозам. Обжегшись, А. Н. Мартинов считает, что впредь следует заключать с фермерами до- ' говора, иначе порядка не жди. А те-то почему нос воротят? Да всё пото­ му, что их обсасывают за дармовщину, а то и за спасибо живешь, колхозы н совхозы. Ради чего тогда было огород городить? Кто больше? с коммерцией, похоже, в Красном полади­ ли, приватизировав для начала отлаженную годами , службу быта. На очереди потребко­ операция, ■Вкусив первое "блюдо, тут принялись за второе. Очередь дошла до распродажи гос- имущества. В начале мая на областной аук­ цион решено выставить превращенный в ру­ ины лучший когда-то в округе" спиртзавод, продукция которого шла на изготовление ■коньяков. Стартовая цена — 3,2 миллиона. А в конце мая «тугие кошельки» получат возможность приобрести опять-таки с аукци­ она здание бывшей школы в Дерновке, печь обжига извести в Лисках, восемь б,есхозных домов. Как заметил председатель комитета по уп­ равлению муниципальным имуществом Ю. С. Урванцёв. и тут рассчитывают на миллион. Это ли не заплаты для дырявого районного (Бюджета! Е. КАРПУХИН, соб. корр. «л г». С В'ОЮ пскледнюю пьесу Чехов писал медленно, долго. Письма той поры лишь частнчйо сохранили его настроение. О чем он думал в длинные зимние вечера, Соль­ ной, усталый? Этого не узна­ ет никто. Чехов никогда и ни­ кому не жало>вался. Однако в печальных шутках, в бесконе­ чных признаниях жене, в не­ вольном подведении итогов и скрытых прощаниях с давними знакомыми во воем сквозит интонация финала повести, когда-то «атшсанной в Мй,пи- хове. Его умирающий герой из повести «Черный монах» звал большой сад с роскошными цветами, обрызганными росой, звал па1р:<, сосны е мохнаты-ми К01рня1ми, ржаное поле, свою чудесную науку, свою моло­ дость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так нре- красн;а. Чехов знал, что близкий ко­ нец нтотВ'ратим. Но все равно хотелось жить. Может быть, поэтому в его последних про­ изведениях, рассказе «Архие­ рей» и комедии «Вишневый сад» он рноовал поле, даль. Он вглядывался и вслушивался в "ЖИЗНЬ и ему казалось, что она становится луч1ше, чище. Но вскоре грродолжится уже без него. "Вольно или невольно пьеса выходила завещанием. Чехов, не любивший высоко­ парных слов и многозначите­ льных поучений, вложил свои I пос.чедние мы'сли и чувства в «Вишневый сад», продолжив традицию заветных произве­ дений русских писателей. И. Л. .Гончаров кончил роман «Об­ рыв» словами: «... его тянуло .назад, домой... влшла, его к себе — еще друт-ая, исполинс­ кая фигура, другая великая «бабуш1ка*-Россия», Н. В. Гоголь в «'Мертвых душах» за.дал всем грядущим временам вопрос; «Р>^ь, куда ж несешь­ ся ты? Дай ответ. Не дает ответа». Л! Н. Толстой в пос- *1геднем споре своих героев на страницах' «Войны и 'Мира» предлагал 'решеИ'Ие . вопроса: , «Все видят, что дела идут так скверно, что нельзя так оста­ вить, и что обязанность всех честных людей проти^действо- вать по мере сил... Все слиш­ ком натянуто :и непременно лопнет... Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна; когда все ждут неминуемого переворота, —■ надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, ч'гобы противостоять общей катастрофе... пусть бу­ дет не одна добродетель, но независимость и деятельность». На рубеже веков, в -после­ дней рема;рке «Вишневого са-. да» раздался «отдаленный, то-’ чно с .'неба, зву:-с лопнувшей струны, замирающий, печаль­ ный. Наступает тишина, и то­ лько слы'шио, как далеко в саду топором стучат 'ПО дере- Скоро сто лет, ках русский и. .мировой театр читает «Виш­ невый сад». Но понятно ли это чеховское завещание? Иад •ним плакали в первой постановке Московского . Художественного театра в 1904 году. Это удиви­ ло и о:горчило Чехова. Ныне в этом же театре, в тех же сте­ нах, пьеса звучит печальной эпитафией ушедшим временам, утраченным иллюзиям. Послед­ ние десятилетия «Вишневый сад» ставят часто как траги­ комический фарс, и на сцене ■«правят бал» то лакей Яша, этот «хам» двадцатого века, то Петя Трофимов и Аня, в ком . вдруг поста'Новщики прозрева­ ют грядущих теоретиков и пра­ ктиков гулаговской «новой жи- Реж1иссеры ныне уходящего двадцатого века объясняли «Вишневым садом» себя и свое время. Зрители наступающего столетия увидят новые поста- иовгеи чеховской пьесы, но они, - навер(но, вслушаются в гсугоса М'ногих исполнителей. И услы­ шат, например, в том, как про­ износили В. Высоцкий и А. М'и- ронов слова «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изме- , нилась как-цибудь наша нес­ кладная, несчастливая жизнь», —боль людей конца бурного и несчастного века, отжрытого пьесой «Вишневый сад» Сегодня, сейчас эти слова липецкий зритель слышит в исполнении М. Явно. В Липе­ цке идет «Вишневый сад». В. М. Пахомов, уже поставив­ ший «Чайку» и «Дядю Ваню», теперь обратился к последней чеховской пьесе. Театр, вырос­ ший за годы работы над про­ зой и драмой Чехова в ' один, из лучших русских театров, реш'щлся прочесть, наконец, и чеховское завещание. Решился в то самое время, когда про­ рочески зазвучала запись, на- бросаиная Чеховым сто лет назад. Она не вошла в данном виде ни в одно чеховское про­ изведение, но передана по-сво­ ему во многих его творениях: «Я думал, и мне казалось, что мы нисультурные, отживз'ющие люди, банальные в своих ре­ чах, шаблонные в намерениях, заплесяевели совершенно и что пока мы в своих интеллигент­ ных кружках роемся в старых тр(яп1ках и, по древнему рус­ скому обычаю, грызем друг друга, вокруг нас кипит жизнь, которой мы не знаем и не за­ мечаем. Великие события за­ станут нас врасплох, как спя­ щих дев, и вы увидите, что ку­ пец Сидоров и какой-нибудь учитель уездного училища из Ельца, видящие и знающие бо­ льше, че.м мы, отбросят нас на самый задний план, ' потому что с,челают больше, чем все мы В!месте взятые. И я думал, что если бы теперь вдруг мы получили свободу, о которой мы так много говорим, когда грызем друг друга, то на пер­ вых порах мы не знали бы, что с нею делать, н тратили бы ее только на то, -чтобы обличать друг друга в газетах в шпион­ стве и пристрастии к рублю и запугивать общество уверени­ ями, что у нас нет ни людей, ни науки, нм литературы, ни­ чего, ничего!». Сегодня, когда многие дея­ тели литературы и ' искусства меняют свои-вкусы, Липецкий Драматический театр, говоря чеховскими словами, «гнет свою линию». Явно не желая ИИ «рыться в старых тряпках», Ии занугивать зрителя ' устра­ шающим 'репертуаром, н,й тем более тратить время на бес­ плодную грызню, театр хочет услы'шать, ’ПОН'Ять ту -жизнь, что. кипит вокруг, не пропус­ тить то, что знает сегодняшний учитель из соседнего Ельца, из са'мого--Л[|Ицеика, .из Лебедяни или Задонока. своей героиней. Может быть, какой-то толчок, какой-то сдвиг в настроении зрителя, когда хочется на себя оглянуться, а не Раневскую осуждать. Мы­ то как прожили, чт'о !в резуль­ тате теряем свой дом,' свои) Россию? \ т ' ■ ? • Гаев (Ю. А'.' Т‘ёпий),:''фася- вый, породистый, большой ■ре бешж, тешащий себя леден- цам1и, речами и бильярдом. Ни­ чего подчеркнутого, ничего на­ рочитого. Очаровательно праз-, ден и красноречив. И только секундаМ'И вдруг ' лропательно беспомощен и печален, будто понимает,, что останется о-’г не-, го и от всего рода и имения одно упоминание в «Энцикло­ педическом словаре». Не .рабо­ тник, не деятель, не толстовс­ кий Николай Ростов, владелец обраэцовО'Ро хдаяйства,.. а один из семьи Обломовых. Полный . зал театра, школьники, смот­ ревшие в тот вечер спектакль и живо откликавшиеся на ре­ плики героев, на легкий теми спектакля, на его. искреннюю интонацию, замерли, когда 1а- ев просто сказал, глядя . куда- то вдаль: «Помню*.-коцдд! мне было шесть лет,- 'В. Троедын день я сидел на .этом-.'ЩйНе, и сегодня из богатеющих, жиру-, дят тут нивую жизнь... Музы- ющих в .мутной воде разрухи^’ &а,? В. Елфимов, за- хаоса, бедствий, способен . ,^домннвшийся в чеховском -<Нагу- кать о культуре пропетого, о денте», неузнаваем. Он играет гибнущей интеллигентности? и самого этого дакея, готового Многие Ли из них настоящее, бросить мать, Россию и скорей что приносит им миллионы, на- удрать в Париж (ведь «стра- зовут нескладным и несчастли- на необразованная, народ без- вым? Кто из них зовет буду- нравственный, притом скука...»), щее, в котором настоящая ку- и свое ироничное отношение к .дьтура прошлого соединится с нему -^и все это доставляет настоящей независимостью и актеру нескрываемую радость, деятельностью, о коих говорил творческую, профессиональную. Пьер Безухов в «Войне и ми- Так же;, как и Е. Б. Подре.з, ре»? Слышится другое со стра- исполнительнице роли Дуияши. Тонко и иронично передает она тщету подражая'ия той ку­ льтуре, что есть в Раневской, всю наивную и неуклюжую псевдокультуру человека,* усво­ ившего, да и хо.;.адехац1м*еш- ние атрибуты ,,80йщу;ашя*яц4. • Не^, прёв()атить* Рббеяй в'сад им всем явно не под Си-лу, да и нет этого в их головах. 1ак что же впереди? Всеобщая бе- Што”Чрофим'ов ‘(В.“ Е."”Гвра‘^ Шарлотты менко)? Редко кому удаются Ру*^**пЦ€ва), вечной тро­ по-настоящему эти герош произносить «вечному студен- ’ свои м'Онологи, чтобы не митингах^ и г ране. Что точнее передадут слова гоголевского Поррищи- на: «А вот эти все, чино'вные отцы их, вот эти все, что юлят во все стороны и лезут ко Д'ВОру и говорят, что ОН'И патриоты и то и се; аренды , хотят эти патриоты!» Но чего же хотят в новом спектакле липецкого театра «дети», Аня (С. Г. Таранюк) и сбиться иа декламации и играть схему? Как передать т( чно 'И 'Искрение детскость а н: забытого в доме, тихо умира- ющего, как старая собака, не смертью Театр НУЖЕНЛИ ЛИПЕЦКУ „ВИШНЕВЫЙСАД“? Липецкий драматический театр не­ давно вновь порадовал нас премьерой- спектаклем 110 пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», как бы венчающим его многолетнюю работу по освоению чеховского творческого наследия на сцене. Сегодня мы публикуем рецен­ зию на эту постановку чехйведа, ли­ тературоведа, театрального критика А. *П. Кузичевой. Имя автора уже из­ вестно липчанам по ряду рецензий на чеховские спектакли в Липецком теат­ ре, опубликованных в нашей газете. в столицах сетуют, что у нас нет театра, дежазывают, что он не нужен в годы раз­ рухи и экономйческ-йх бедст­ вий- *Пипецк:ий театр хочет _жить, а не прозябать и - пе- п,реж.не,му быть в городе, лю- .6ИМО.М, и чти'мом этим-театром, просветителем, собирателем сия, собеседником, а не противником- всему настоящему и иск,ренне- Все громче и , само'увереинее звучат рассуждения, что в ны­ нешних бедах виновата русская интеллигенция, а русские писа­ тели сыграли в :яодготовке со­ бытий двадцатого века едва ди не зловещую роль. Липецкий театр в это время ставит Тол­ стого и Чехова. Конечно, ни Толстой, ни Чехов не нужда­ ются в нашей защите. Пройдет время, все «обра1зуется», <ак говорил один из толстовских героев. Просто по-прежнему, чтобы 'НИ говорили Н'исп,ровер- гатели ■классиков, Толстой и Чехов многое помогают понять И увидеть. Особенно такими произведениями,- как «Вишне­ вый сад». Под звуки печального,- но не трагического вальса открыва­ ется сцена. На самом краю ее лежат безмолвно инструменты; флейта, четыре скрипки’и конт­ рабас. Двое очаро-'Вательных детей тихо выходят и садятся за детскую парту, читают, кни­ жку. Потом крадутся к шха- , фу и достают оттуда, сначала, покдоии-вшись ему, конфеты и, попрощавшись со шкафом, уходят. Вот вступление, свое­ образный эпиграф к спектак­ лю. В таком начале не престо задана чистая нота детства ге­ роев «Вишневого сада», В нем угадано настроение автора, самого Чехова, возвращавше­ гося на закате жизни к таган­ рогским впечатлениям, к тому, . что безвозвратно ушло и бы­ ло так далеко, так замечате­ льно, несмотря на все детские обиды и огорчеН'Ня. И когда в первом акте Раневская и Гаев, встретившись после . долгой разлуки, обмениваются взгля­ дом, то уже понятно, что при виде старого шкафа оба вспо­ минают минувшее детство. Обык1ю:венно уже в первом акте любят подчер;к!нуть гря­ дущий трагизм, скорее проща­ ние обитателей имения с виш­ невым садом, с домом, а кого- то и с Рос-сией. В липецком спектакле все ,рады встрече, все лобродуш[1ы, н этот-дом, несмотря на упоминание ут- ' реН'Ников, кажется теплым, жи­ вым. Или так: еще ■теплым, еще живым. Пусть ка:< и в бы­ лые годы беззаботна Раневс­ кая (С. П. Попребня-к). Но она так естественна, такой, как говорит о ней Лопахин, «легкий: простой человек», что не хочется из зала судить ее за то, что прожила дачу в Ментоне, что обрекает иа без- домье свою ,дочь. Что-то дру­ гое «грает актриса. Что-то бо­ лее важное, чем превосходство здравого смысла, вызывает она смотрел, как мой отец шел в церковь...» У него было и в нем живо это прекрасное вос­ поминание. И показалось, что он и из тех М31льчик01в, о кото­ рых' 1И для которых • ГОВО'рИЛ -Алеша в «Братьях Карамазо­ вых» V камня: «Знайте же, что' ничего нет вы'Ше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое- нибудь воспомнна'ние, и осо­ бенно вынесемное еще из дет­ ства, из родител'ьского дома... Если много набрать таких во­ споминаний с собою в жизнь, то спасен -чедовек на всю жиз'нь». Наверно, много таких воспоминаний и для .многих мальчиков Липецка дал театр, читающий классику с каждым годом все лучше и тоньше и с большим достоинством веду­ щий себя в н8'Ше смутное вре- Разве ие мог теачр ставить то. что называют «чернухой», «порнухой», согласиться на ком­ мерческий успех, увлечься за- пу'бежными гастродями? ' Кто бы осудил его за желание вы­ жить? Никто. -По театр, повто­ ряем, судя по всему,- хочет жить, а не выживать. И вот что •интересно; извлекает опыт -из «-В|ишневого сада», Лопахн'Н всегда один из труднейших образов в постано­ вке чеховской ’ пьесы. То он ■разбогатевший купчик, то рус­ ский Гамлет из Ельца или Та­ мбова, то персонаж сродни ■горьковским обреченным мил­ лионерам вроде; Гордеева или Булычева. В лияецк1гя~-спекта- кле эТЮт Лопахин совсем Осо­ бый. М. Янко, игравший - на этой сцене дежтора Астрова из «Дяди Вами», помни'г о том, что сказал Чехов о своем ге­ рое: «Ведь это не купец в по­ шлом смЫ'Сде этого слова... Лопахина надо играть не кри­ куну... Это мягкий чедовек... Держаться он должен- -вполне благопристойно, ■ интеллигент­ но, не мелко, без фокусов». Он постоянно думает. Он су­ мел полюбить то, в чем отка­ зала-ему его среда. Ему, бо­ гатому человеку, всегда будет недоставать большей культу­ ры, как воздуха, а это' дейст­ вительно, признак 'Интедлигент- ности. Лишь однажды он за­ мечется по сцене, сломается привычная прямая, по когорой он: двигался." Это, когда услы­ шав план -Раневокой, он, обо­ жавший ее, как влекущую и недостижимую красоту ,и пре­ лесть ИНОГО; М'Нро.ощущения, со слезами гово'рит ей; «О-гчего же, отчего вы меня не послу­ шали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь. О, скорее бы все ?то про1шло, скорее бы из­ менилась как-нибудь наша нес­ кладная, 'Несчастливая жизнь». Казалось бы, ему следует желать иного; ,.сохранения та-- кой жизни, потому что разоре­ ние беззаботных, праздных, не­ деятельных или слабых людей увеличит его капитал. А он нлачег, он жалеет уходящее и не очень рад настоящему. Кто беспокоящая своей любимых хозяев. Эти вопросы не ставят и не решают создатели спектакля, художнихи О. Твардовская и В. Макушенко, постановщик В. Пахомов и все исполнители. Они рассчитывают, что зритель задумается над ними сам, по­ сле спектакля. Ок сам соотнесет свое наст|робние и свои мысли о сегодняшнем- дне с судьбой обитателей имения, судьбой вишневого сада. Но вызвать такое желание может только спектакль, в ко- то|ром передано течение аре меня. И оно есть в новой ра боте липецкого театра. То са мое время, которое так ощу­ щал умиравший Чехов, кото­ рое сегодня несет каждого ьз нас.' Но мы не всегда хотим, не все можем ощутить его не умблнмое ддаженне. Так спа сибо театру, способному сегод ня, вопреки воем трудностям соблазнам, во>преки, даже воз можному непониманию кем-то зачем стрвить «Вишневый сад» он ставит Чехова, любйт Чехова понимает Чехова. И вопрос, бу­ дет ли в России вишневый сад, зависит в том числе от решения вопроса, нужен ли Липецку «Вишневый сад», ну­ жен ли ему такой театр. Для самого театра этого , вопроса, кажется, нет. Он готовится к очередному спектаклю по пос­ ледней пьесе — завещанию Ан­ тона Павловича Чехова, ивность Ани, не впадая в А. КУЗИЧЕВА, фальшь? Режиссер выигрывает кандидат филологических и здесь вместе с актерами, по- наук, тому что всем испоЛвителям предложен пр-ием брехтовокой ОТ РЕДАКЦИИ. Предостав драматургии: все монологи, ляя слово московскому крити объясняющие зрителю прошлое ху, вынуждены коротко про героя или требующие разруше- комменти|ровать сочинение дру няя «четвертой» стены, откро- того критика — местного, так. венного обращения к зрителям, же написавшего о «Вишневом саде» на* липецкой сцене. ...У рецензента страшная власть. Он что хочет, то и на­ пишет... Если бы это ироническое, за­ мечание не прозвучало со страниц «Театральной энцикло­ педии «Сатирикона» где-то в начале века, можно было по­ думать, что оно целиком и по. лностью относится к отзыву Г. Чаплыгиной на спектакль ’■ В. Пахомо1ва (см. «Панораму» ■ за 9 апреляЦ В данном слу­ чае журналист использовал по­ становку «Вишневого сада» как повод, чтобы св«;ти счеты с режиссером. Подче1ркнем: не беда, что произносятся как исповедь пе. ред зрителем и перед са.М'Им со­ бой. И Петя, в котором неожи- даН'Но сыгран не проповедн;ик, не трибун, не обличитель, а скорее кабинетный ученый, ин­ теллектуал, грезящий наяву о жизми, Петя, кашляющий в по­ следних приступах очевидной чахотки, предстаег мечтателем, оторванным от жизни. Бедным и по-своему трогательным, не­ счастным и обреченным веком. Аня, засыпающая в фи. нале первого акта под рассказ- сказку 'Вари о домашних про- иошествиях, внимает сказкам Пети с таким же доверием и простодушием. Дорого обой­ дутся ей эти с:<азк1и, эти отв. леченные теории, эти ничем не Чаплыгиной страшно не понр: подкрепленные грезы будущего устройства России. Да, надо покончить с праздной жизнью, надо трудиться, но зачем при этом кончать со всем прошлым, зачем быть «выше любви», к чему бросать в колодец ключи от хозяйства? Быть свободны­ ми. как ветер, — просто, вилась сама постановка. 1'ут, как говорится, вольному во­ ля. -Липчавке не понравился, москвичке — совсем наоборот... Гораздо больше, чем спектакль, Г. Чаплыгиной не по душе его автор народный а,ртист России В. Пахомов. Вот она его. и «рецензирует», причем бесплош|но. Кто же ‘будет са-' Ре чуть ли не кухонных пере- жать вишневые сады, кто же судов —почему Пахомов осуществит надежду: «Вся Рос- казался от контракта с теа-г- наш сад»? ...................... .. Кто? Сименовы-Пищикн, жи­ вущие продажей своей земли англичанам? В. А. Кравченко ром из Кельна, может ли возглавить театр на Малой Бронной... Какое это имеет отношение очень выразительно передал в к Чехову? А никакого! Зато сцене с потерявными деньгами имеет прямое касательство к вою бесприютность и гряду- местным политическим расп. щую нищету свое.го героя. 1о- рям. Нетрудно догадаться чем гда Варя (О. Овчинникова)? рассердил Г. Чаплыгину ре- Добрая, любящая Лопахина жиссер: в частности, своими Варя, пытающа.яся и в пьесе резкими высказываниями по Чехова и в этом спектакле вопросам культурной политики склеить разбитое бытие, уде- областной админисграции, не- ржать непосильную ношу, это лестными сщвпками иных вла разоренное яе ею, по не ею и сть предержащих... Ну, а Г восстановимое хозяйства. Не Чаплыгина такого не прощает Эл01НОМ|Ка в этом доме, но и за сво;их она готова на «г#» ие родная дочь, она не будет Даже обмануть читателей .... и новой владелицей вишневого жет. 1!апримвр, сообщить им, сада. Конечно, не Епиходов что, вот. мол, из-за дурного (В. В.. Пономарев). Этот мыка- харакгера Пахомова в липец- ется, фидоссх))ствует и своими ких газетах лет '!5 «Не -пОявля «страданиями» и невнятн10й лось’ обстояте!тькЙ^'ЛЙш|вов на речью смешно передает все спектакли липеЙогЬ'' театра» сословие русских людей, -легко Какой бы характёр у ' Пахомо решающих самые трудные просы, в косноязычных рассуж­ дениях. Вечные приживалы при любом хозяине. По-своему тро­ гательные, беззлобные, но что сказать; «двадцать два нес- Так кто же? Уж не Яша ли и Дуня'ша? Вот они, как на жанровой картинке передвиж- был, как бы ни склады вались отношения театра критиками, но угаерждеиие будто ,о спектаклях липчан лтора десятилетия ничего рьезного не - печаталось* обыкновенная неправда. В убедиться проще-простого перелистав подшивки... Но _. Чаплыгина, похоже, ничего не ников, выглядывают из двери, листала. Ее ведь интересовали когда ,По1пах1ИН говорит: «Эй, не Чехов, не судьба театра, «е музыканты, играйте, я желаю театральные рецензии, не ре- вас слушать! Приходите все альиые факты, а компромета- посмотреть, как Ермолай Лопа- для режиссера. Любой ценой, хин хватит топором ло вишне- И журналистка за ценой не вому саду, как упадут ва зем- постояла, воспользовавшись ЛЮдеревья! Настроим мы дач, той самой страшной властью и наши внуки и правнуки уви- писа-(в; ч-?о .захочешь... СПОНСОРАМФЕСТИВАЛЯ «ЗВЕДЗЫРОСИ» ГАРАНТИРУЮТСЯВАЛЮТНЫЕОТЧИСЛЕНИЯ.Тел.7-64-9!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz