Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)

13 марта 1992 г., № 52 (134) Брокеры ЛКК рабошт на биржах Москвы, Воронежа, Лкнера! 24-4048, гШП, 2Ж 0 Родник Н ОСТАЛЬГИЯ что ли внедрилась, да так глубоко, что и во сне от нее не стало спасения. Видится к пустое, с обессилевшим к ночи ветром Р поле, окоемок встающей на горизонте . рощи, багровая, валящаяся з а почер­ невший, и потому кажущийся близким горизонт, луна и — родник. Родник почему-то особенно часто. Мы к нему ходили, как на поклонение. Пос­ ле окончания кино в сельском клубе, не сговариваясь, шли «под гору». Ни­ кто не спрашивал, зачем, все знали, что — к .роднику. Его журчание слы­ шалось издалека — тишина убивала все, кроме этого журчания. Родник сочился нз-под горы медлен­ ными терпеливыми струйками, но уже метров через. пять вода останавлива­ лась о небольшом бочажке; воду здесь можно было черпать ведрами. Мы пи­ ли ее, опустившись на четвереньки, быч­ ком, Или, набравши в ладони. Зачем пили? Наверняка, не от того, что одо­ левала жажда. Теперь я могу назвать^ это ритуалом. Ломило зубы и лоб, сво­ дило от остудной влаги скулы.' Что за чудодейственный вкус был у воды — не знаю. Со школьных лет нам внуша­ ли, что вода не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса. Насчет цвета и запа­ ха — не возражу, вкус же воды, ощу­ тить можно. С незапамятных времен родник лелея­ ли, любовно огораживали бочажок бурыми, как утверждают, рудного про- . исхождейщя камня,ми, берегли от пасу­ щихся неподалеку коров — чтобы не затоптали. • Почти в каждом подво^зье был коло­ дец, но для питья воду брали из род- Шли годы, и жизнь в деревне меня­ лась. ;Провели свет и радио, водопро­ вод и шоссейную дорогу, связавшую се­ ло с внешним миром. Последнее стало для 01крестной при­ роды губительно. В одном направлении люди устремились на' поиски лучшей доли в города, в другом — неоргани­ зованные, часто моторизованные «лю- ' бители природы». Посмотреть тут бы­ ло на что, недаром-^ам князь Вязем- ский держал в этих местах имение. Этим варягам не было никакого де­ ла до истории. Они высаживали свои деса.нты в девственные, со времея •иняая, места, топили костры, цедили, речку бреднями- и неводами, не опа­ саясь ни пожаров, ни наказания. Хрупкие нервы природы не были го­ товы к массированному нашествию вар­ варов и надорвались. Парк, заложенный Вяземским, зачах, превратился в свал­ ку из .отходов жизнедеятельности весе­ лящихся гурманов от природы. Если Пока не умерла, то дышит на ладан речка Байгора. Она приняла на себя двойную осаду со стороны дикого пле­ мени, именуемого почему-то туристами, с другой —- со стороны тех, кто по хлынули отходы шз коровников и сви­ нарников, ядовитые стоки с полей, са­ му же воду с помощью немудреной техники типа «Фрегат» или «Волжан­ ка» отсасывали на орошение прибреж­ ных лугов, которые некогда обильно питала сытая в берегах река. ‘ Всякое деяние имеет причину и елед- ствие. О причинах — понятно. Со следг^ ствием, как это ни очевидно на пер- . вый взгляд, сл10жке1е. «Цивилизация» в таком ее проявлении. пагу'бно сказа­ лась на (простите за модное слово) экологии .региона. Это страшное зло, • но — поверьте — не самое. Главное — оно убило в человеке .совесть, отучило от оценки ценностей, развело по полю­ сам некогда двуединые понятия «чело­ век — -природа». И вот уже раскрепощенный от услов­ ностей местный абориген Васятка при­ ходит на' берег речки не один. Перед собой он катит сжеванное, отработав­ шее свое, тракторное резиновое колесо и, ж останавливаясь, спускает его в во- — Зачем, Вась? — Старая, ни на что не годится. Природу мы принимаем, как дан­ ность. Не нами придуманы рароветы и закаты, солнце всегда встает откуда надо и закатывается >»уда, куда поло­ жено, и точно в назначенное время. З а ­ пел скворец знать, пришло его вре­ мя,- значит, сегодня 19 марта, точно 19-е. а не 18-е и не 20-е: в этот день в наши широты прилетают скворцы. Им не помешают ни встречные ветры, ни остервеневшие за* зиму запоздалые ме­ тели. Для встречи пернатых гостей всег­ да загодя готовили жилье. Скворечни- ^ ки учили ладить с измальства. ^ Но ■вот в одно такое утро на крыль- ,,, цо вьипел хмурый мужик Борис, при- К ладил к плечу двустволку и выпустил поочередно два заряда в -сторону ви­ сящего на ясене скворечника. Птица была на расстоянии полной для ружья досягаемости, опасности от человека не ждала, была озабочена «подготовкой квар-гиры» для будущего семейства. Скворец додпрыцнул на подставке пе­ ред дуплом для входа в жилье й бес­ форменным месивом из крови и перь­ ев рухнул-на проседающий от тепла, но все еще чистый снег. — Кошке, — сказал удачливый охот- Совсем редко бываю последнее время в родных местах. Засасывает житей­ ская суета, отвлекают бытовые передря­ ги; остатки свободного времени Съеда­ ет так называемая дача, да и просто еще — СТЫД. Неуютно становится от созерцания разоренных, выбитых не­ многочисленной теперь скотиной лугов, повергают в' уныние занявшиеся буй­ ным чертополохом проселки; « полынь на речиом косогоре, .кажется',' пахнет уже не столько обволакивающей го­ речью, сколько отработанными газами. На агонизирующую, I но упрямо ,не сдающуюся на милос|гь покорителя при- .роды — двуногого индивида, ведущего свое начало от приматов и обративше­ гося в еще боЛее первобытное состоя- ние, — речку. Думается, будь жив Дар­ вин, его бы подвергли суду инквизиции и сварили на костре за то, что он сде­ лал с обезьяной. I • Так кто же мы? Когда уснула в нас совесть? Когда мы Забыли, что за все- надо платить? З а ' -(о, что изобрели удобную философию^ согласно кото­ рой — после меня- ^ хоть потоп, или совсем уж абстрактное — . «кому это надо»? ; ч Обитала когда-то в окрестностях Ко- робовки блаженная |старушка по име­ ни Марья. Никто в ‘.точности не знал, где ее дом и чьего она роду^племени. Она кочевала; от села до села и оста­ валась.. Ночевать там, где' ее застигали сумерки, благо отказать убогому стран­ нику в ночлеге считалось большим гре- Своим наметанным оком она обнару­ живала непорядки в хозяйственном ук­ ладе. И приговор ее был столь же бес­ хитростен, сколь й суров. -— Нельзя так-то. Боженька накажет. утверждают, не без пользй1^драгметалл, самоцветы, выры;вали золотые зубы и коронки. Потом пошли в дело и семи свинцовые плиты — благо, податливый при обработке материал. Своими глазами видел выброшенную наружу человеческую руку в батистовой материи. Рука, точнее, то, что от нее осталось, принадлежала некогда княги- —не-Софье: Молодая, но безнадежно боль­ ная чахоткой наследница знатного ро­ да перед кончиной завещала все свои - накопления на постройку храма. И вот в благодарность за благодеяние — отор­ ванная, выброшенная рука в батистовой аб10Л01Чке. Благородных кровей наследников ро­ да Вяземских замуровывали в свинцовые латы. Люд попроще, но со значением (церковных ■служащих, помещиков, со­ стоятельных купцов) клали в непосред­ ственной близости к храму по перимет-’ ру церковной ограды. Теперь от их мо­ гил не осталось и холмика, Сель-окая чернь находила- вечный при­ ют на общем кладбище — в двух по­ рядках (так у нас зовут улицы) от церкви. Утверждают, что в старину (чи­ тай, до Октябрьской революции) на кладбище блюлся порядок. До .наших дней дошли буйные заросли сирени, особой сирени — с крупными, пренму- щёсгвенно белыми, ц!веггками и особым запахом. А в остальном нынешнее кладбище являет собой картину безотрадную. По- - косившиеся или вовсе обратившиеся в ' ся -в исторгнутой со дна водоема ме­ шанине из ила и тины. Находит нес­ колько ^исковерканных адским зарядом карасей. Недовольно 1морщитоя: стоило ли из-за этого переться в такую даль: все .выцедили браконьеры-.. ' Время платить долги О ДНАЖДЫ подумалось да­ же, что у общества обнару­ жилась потребность в покая­ нии за методичное и “осознанное уни­ жение природы. В некоторых районах области формировались некогда отря­ ды добровольцев, в основном из чис­ ла тогдашних пионеров. Они расчища­ ли зачахшие родники сажали деревья вдоль берегов пересыхающих речушек. -Запомнился даже лозунг, что-то вро­ нать .из официальной статистики, с кото­ рой снят гриф секретнося'и)1. Но и без статистики ясно — много. Давно повер­ жены все понятия о предельно допусти­ мых концентрациях (интересно бы знать, кто придумал этот предел и что за ним следует — беспредел, вероятно..,). С -'мл^адых ногтей нас приучали к ло­ зунгам.' И один из них «Металл—Роди- неЬ.-Гюсподи, да—жому^же-еще? Ну, разве что на свалку.,, Мет.алл Родине, конечно же, нужен, но его надо добывать, переработав при этом огромную массу руды, агломерата, угля... чего там еще? А дам — в небо, тем более, что оно — ничье. Правда, где-то там, говорят, между облаками помещается Бог, ну да Богу-^Богово, а Родине — металл. Ядовитые остатки — в речку: там и вовсе в последнее время никого не стало — ни мифичес­ ких, ни живых существ. Что может в этих условиях мой друг детства, ныне ответственный за эколо­ гию гигантского комбината? Он может не |более, чем может, а может немиого. Просто не дадут. Впрочем, могут даТь — выговор. И даже с «последним пре! яупрежден.ием». Для оетраетки. Чтобы отреагировать на общественное мнение, стало быть, А завтра, тот же начальник, наложив­ ший визу на выговор, минуя главного эколога, даст распоряжение отключить котлы-утилизаторЫ; Дело привычное: на носу конец квартала, с планом, как всег­ да, напряжежа, а ожлючив когглы, мож- Виталий Бурков БОЛЫШИИ Пристрастные заметки о ссзащите природы». И не только с высоты щрожигых лет прорвдание странствующей старушки не кажется те­ перь таким уж мистическим, потому что «Боженька» наказывал не всех; а так сказать, избирательно. За содержание скота ' в холодном мокром стойле, за зерно, засыпанное на хранение недос­ таточно высушенным. Про пьянчуг, не­ частых в ту пору в деревне, и ,гово- ритр «е надо: одно слово — безлюдье- Как знать, может быть, все бабкины прогнозы — простое стечение обстоя­ тельств, да и не все они- сбывались. Но суеверие, осевшее в крови с языческих времен, холодило сознание. Конечно, бу­ робит, убогая. А вдруг? 1Среститься к тому, времени уже ра­ зучились, а может, просто никто не хо­ тел обнаруживать это; нехитрое уме­ ние. .Выход видели в том; чтобы задоб­ рить старушку лишним сухарем, а , то И парой куриных яиц. Чтобы отвести от дома скверну. Откреститься от возмож­ ной лихомани. Над вечным покоем И с т о р и я не сохранила для по­ томков -первопоселенца Коробов- ки. Одн'о можно утверждать с уверенностью: это ' бый очарованный человек, как мы сказали бад теперь, ро­ мантик. Все тут ласкало глаз: и просторные, , уходящие за горизонт поля, и влеку­ щие благостным покоем лесны^ угодья, и речка, доступная для купаний и воль­ ного рыболовства, и жирные,, лосня­ щиеся от сочной травы заливные лу­ га, и воздух, легкий-для дыхания. Каюсь, деформация ценностных на­ чал, заложенных природой, не минула и моего сознания., Гордиться этим или казнить себя — одинаково .бессмыслен­ но. Гордиться — чем? Подвергать себя самоистязанию особо вроде и не за что, да и кому от этого легче... Что я знаю ,0 том же князе Вязем­ ском, о его роде, кроме того, что .из­ вестно всем? Что это был известный поэт, друг Пушкина. Ну, и кое-что еще, менее известное. То, что род Вяземских оставил на коробовокой земле в па- ’ мять о себе красавицу-церковь с дву­ мя придеЛ|а1м:и- Она, разоренная чело- ,веком и безвр.е(меньбм, предстает сегод­ ня маленьким чудом. О здании боль­ ницы, еще и по сию пору, считающейся лучшей в округе. О дожившем до на­ ших дней некогда великолепном парке, где когда-то были и фруктовые сады, и конюшня с породистыми скакунами,,'и даже оранжерея. Все это не принадле­ жало народу. Теперь не -принадлежит никому. И то ладно... В подвале церкви, поставленной по . проекту известного итальянского архи­ тектора (имени его, уры, не знаю), по­ мещался семейный склеп рода Вязем- Сперва разорили саму церковь. Уда­ лось спасти только мраморную статую Божьей матери с младенцем. (Она экс­ понируется теперь в «Эрмитаже»), Потом спихнули с верхотуры колокол. Говорят при падении он- настолько глубоко вонзился в землю, что его пришлось выкорчевывать с помощью трактора. Не минула участь эйфорического ра­ зора и усыпальницы -князей Вяземских — одного из знатнейших родов России. Разоб|ра;ш свинцов1ые плиты, хранив- шае оста,НИИ 'тела. Накали, и как прах кресты, ненасильственно обвалив­ шаяся 'И разобранния ограда, ,пош,ш на Приметы последних лет — помпез­ ные, под мрамор, изваяния, обнесен­ ные литыми и коваными 01р.адами. Их немного, и они не в счет. Ставили их не столько для того, чтобы увекове­ чить память усопшего предка, сколь- 'к о для того, чтобы утвердить себя в мнении земляков: вот какой я благодар­ ный потомок. Инородные эти обелис-; ки не скрашивают, а, скорее, обостря­ ют чувство всеобщей бесприютности и забвения. Встретил как-то на кладбище ветхую старушку. День был не по-весеннему бесцветный, дурманяще .пахла вошед­ шая в силу сирень. Старуха посмотре­ ла на меня из-под надвинутой на гла- - за ладони и, похоже, не узнала. — Чей будешь-то? .-^ спросила. Я сказал. — Да ты ж нам родный, — как бы обрадовалась старуха. — Твой дед и мой родитель двоюродными доводились. Ты, поди, и не знаешь, что стоишь ря­ дом с дедом. Каюсь: не знал. — Сама-то к кому ходишь? — спро­ сил я, чтобы сгладить неловкость. - - Да как к кому? — осерчала ста- руха. — У меня тут вся родня, почи- • тай, и вот последний — Колюшка. И ' то ,не помнишь Колъку-то, он и постар-' ше тебя-то чуток, небось, вместе -жи- гали по проулкам, лапту гоняли. - — А, ну как же. кад же, — здкивал я, — помню, конечно: Не помнил я никакого Колюшку — давно это было, Как не знал и места захоронения предков, унесших с собой в небытие то немногое, что имели в Ж1ИЗНИ. До чего же мы не любопытны, ког­ да речь идет о нашем недавнем еще прошлом! Ленивы и неблагодарны. И на место последнего пристанища род­ ных заходим по случаю. Исключая раз­ ве что день всеобщего поминовения — на Пасху. ' Не надо обманываться: ходим .мы в этот день на кладбище не от чувства проснувшейся вдруг невостребованной любви к ближним, а чтобы не прос­ лыть белыми воронами, чтобы,-как все. К святому , дню и могилки подправим, и оградку подсвежим, и пасхальное яичко для птах покрошим. Не в меру сердобольные ' и за царство небесное рюма1йку-др,утую примут и про покой­ ника не забудут: оставят в стакашке водочки, ■А так, чтобы просто, повинуясь зо. ву крови, прийти в один из обыденных дней, помолчать- и мысленно поклонить­ ся памяти предков — нет, на это нас не хватает. ‘Стращнр. И- разоренные храмы, - и отравленные поля, и заглохший под на­ пором человеческой деятельности род­ ник, и убитая доверчивая птица — не от лукавого, Это все одна цепочка. Звенья ее перехлестнулись настолько прочно, что, кажется, уже нет силы, спо­ собной разомкнуть места сцепки. Нет Бога, — внушали нам. И мы вто­ рили: нет. А раз нет — к черту все ус-' ловности, весь этот религиозный дур­ ман, весь этот опиум для народа! Кто же мы, сумев1шие почти в одно- >1асье отторгнуть все, что веками копи­ лось терпеливым умом предков? Кто мы, не помнящие своих предшественни­ ков в третьем поколении? Кто мы, ист­ ребившие в себе любовь к родному пе­ пелищу и память к-отеческим гробам? То, что мы разрушили бесчувствен­ ными руками, которыми командовала ■разрушенная много раньше, и не по свежей вине — душа, — Оправдание сла­ бое. И что не просыпается глубоко усыпленная, опять же не по нашей ви­ не; совесть — тоже. И вот к !бфегу пересыхающей реки подкатывает на мотоцикле некто. Без суеты стреножит железного коня, развязывает рюкзак, извлекает на свет божий какие-то пакеты и бросает их в воду. Следует взрыв. После этого мо­ торизованный и вооруженный динами­ том рыбак начинает .медленно копать- де «Малым рекам — вторую жизнь!». Не важно, что творцов его нимало не смущало то обстоятельство, что про­ жить две жизни не дано никому. Пло ха, хороша ли она, * жизнь,. — одна Можно попытаться продлить ее, еде лать агонию менее мучительной единственное, что в наших силах; Лозунгами, благими намерениями, по хоже, все и закончилось. Искусствен но зачатая кампания погрязла в бума гах чуткой .к конъюнктуре бЮ1рократии Спасибо экологам — и профессиона лам, и тем, кто, повинуясь сострада тельному долгу, будоражит обществен ное мнение, встает на пути варварско го вторжения в природу. Немногое им удается пока. И все же, спасибо этим подвижникам как из числа энтузиастов, так и объединивших-' ся в партию зеленых. Нет у них силе­ нок для активного противостояния ин- дустриальны.м монстрам, ;впрочем, так же, цак и карликовым, но вонючим про­ изводствам. Легче становится на душе от сознания того, что ерть еще люди, в чьих душах живет ^ л ь , за судьбу дня сегодняшнего и дня грядущего. Без большой натяжки можно утверж­ дать, что благодаря им мы пока еще худо-бедно существуем -в этом брен­ ном и зыбком мире. Ну, а что же те, кто по долгу служ­ бы должен блюсти родную при­ роду от стремительно надвигающейся экологической катастрофы? Неужели у них спит совесть при виде низвергаю­ щихся в реки гибельных соединений, за­ слоняющих солнце зловещих шлейфов? С большой долей ■ответственности го- ■тов утверждать, что совесть у боль- ■шинств'а из них бодрствует. Но со­ весть, как известно, понятие иррацио­ нальное, кёматериальное, и одних эмо­ ций маловато, как ни крути, для того, чтобы остановить гибельный процесс угасания всего сущего. Так вот смею утверждать потому, что многих «могильщиков природы» знаю, что говорится, живьем. В их чис­ ле — заместитель главного инженера Новолипецкого комбината как раз по экологии. Не сочетаются эти понятия — «НЛМ'К» и «экология»? Да. уж... Кому же иезнамо, что метада^ргичеокий ги­ гант — главный душитель этой самой природы. Тем яе менее служба такая есть, а с ее руководителем автор этих строк сидел когда-то за одной школь­ ной партой. Нас, как и всех мальчишек той д а ­ лекой Теперь уже поры одолевали од­ ни страсти — но конькам и лапте, пес­ карям и Яблокам из чужого сада. Вме­ сте со всеми ходил он и «под гору», чтобы причаститься родниковой водой, Я не затевал с ним специального раз­ говора об экологических проблемах во­ обще, и НЛМ.К в частности. Но и без того догадываюсь, что ноша, которую он взвалил на свои плечи, ох, как не­ легка. Нет, не зря ест 1он хлеб насущный — этому не учен. I ■Как человек, близко связг1нный в свое время со строительством,! я не по­ наслышке знаю, что такое врзведёние природоохранных объектов. Принципы их финансирования известны — оста­ точные. Давай допрежь всего продук­ цию, все остальное — как-нШудь по­ том. В общем объеме строительства та­ кие объекты занимают мизер подряд­ чики от НИХ' шарахаются, как от чумы, и о своих клятвенных заверен зях «уст­ ранить недоделки» после подписания спасательного акта о приемке, напрочь забывают на следующий же день. Главное — дать продукцию.| торжест­ венно отрапортовать об очередной «за­ мечательной победе», за которой уже мерещится звон заслуженных орденов, а то и отблески благородного металла в форме звезды с серпом и молотом» по центру. Известно, что тот же НЛМК извер­ гает ежедневно в атмосферу и водоемы десятки тонн вредных отходов произ­ водства (сколько именно — можно ув- яо заметно повысить производительность конверторов. Когда вы видите цад городом огнен­ но-рыжий шлейф, прозванный в народе «лисьим хвостом», знайте: это идет сверхплановая сталь. Для нашего ж е ’ блага. К выговорам можно привыкнуть, как к чирью; болит, но не смертельно. Труд­ нее свыкнуться с мыслью о своей бес­ помощности, неспособности помочь лю­ дям видеть чистое небо и незамутнен­ ную воду. Металл образно называют хлебом индустрии. ■Но ведь давно-известно, что не хлебом единым жив человек. И з а ­ чем ему такой, с угрозой для жизни Вот уж поистине, благими намерени­ ями 1МОСТЯТСЯ дорош в ад. Ме­ талл Родине! — куда как &1агое на­ мерение. И невдомек некоторым, что этот призыв -подменяет изначальный смысл понятия «Родина». Чистейшая абстракция, если при этом, выпадает главное составляющее этого понятия-^ человек. Налицо ситуация, когда цен­ ностные ориентиры смещены, а то и вовсе вынесены за скобки. Металл . — Родине! И чем больше, тем лучше. А копоть и ядовитые стоки — кому? 'Чему удивляться, если к этому про- цесау привязывалось всем извест­ ное обосноваи|ие «Цель опра!вдывает средства»? Ну разве это не оправдание? Отравил гербицидами почву ^— так главное, чтоб урожай был, отключил котел-очиетитель чтоб .металла -дать больше. Что же получается; ответственные природоохранители не хотят причинять окружающей среде ущерба, а экологи­ ческая обстановка — у критической чер­ ты. Парадокс? Только на первый взгляд. Не верю, что агроном, повелевший валить отраву на примыкающее к во­ доему поле, начальник, распорядивший® •ся отключить очистные котлы, хоть раз в жизни не теплел душой при виде ро­ сного рассвета, не откликался болью на крик улетающих к югу журавлей, не дивился упорству подснежника, про- клюнув1шего /ледяную скорлупу, не при­ пал в знойный день к роднику. Природу вроде бы любят все — от городского обывателя до премьер-ми­ нистра. Даже наш державный прези­ дент, судя по его книге «Исповедь на заданную тему», — большой знаток и любитель природы, завзятый турист. ■Природу, любят все, и все же про­ должают грабить ее. Ответ до баналь­ ности прост; все мы дети системы, про­ возгласившей лозунг «Все для блага че­ ловека!» Во вред ему же. Все мы дети этой системы, которая независимо от на­ шего сознаиия лепила из нас беспа- ■мя.твых 'манкуртов-, • ■Командно-административную телегу вроде бы отправили в утиль. Вроде вы­ делены дополнительные средства, раз­ работана масса природоохранных прог­ рамм. И в тоже время выоы1хает Арал, агонизирует Волга-матушка река, ие уни­ маются могильщики славного моря — священного Байкала- Охватившая об­ щество эйфория потребительского, иж­ дивенческого отношения к природе воп­ лощается в жизнь практич«:ки повсю; ду в России. «Мы^ не можем ждать милостей от природы, взять'их — наша задача!»—- на этом святотатственном лозунге вос-!- питано не одно поколение. «Покорение природы» всячески поощрялось. О соз­ дателях -рукотворных морей — прооб­ разе будущих гнилых болот, — гидро­ строителях, . перекрывающих Енисей, создателях уникальных химических ги­ гантов по берегам великих рек и озер слагали легенды. И поднимались на борьбу с неразумной, не отдающей доб­ ровольно Своих богатств природой но­ вые покорители. И покоряли. Не по­ дозревая, что разрушая все сущее. и сами становилис:ь заложниками своих же деяний. '«Человек на земле не гость, а хози- ин» — это тоже один из постулатов на­ ших дней. И мало кто задумывался о том, ■что рачительный хозяин не позво­ лит себе В|]1лить помои а._ собственный колодец, задать скотине корм, предва­ рительно Сдобрив его хлорофосом. Это -конкретный, так сказать, хозяин. Что же касается абстрактного, усредненно­ го, что ЛИ', — этот может. Потому что он впрямую не отвечает од свои деяния^ потому что, все вокруг колхозноё,' все вокруг — мое. Пледы -такого хозяйствование дают' о себе знать. Утверждения типа «на .мой век хватит» имели определен­ ный смысл. Некоторым действительно хватало. И рыбы, добытой при помощи . динамита, и живности, умертвленной с вертолета. - ' 'Расплачиваться же приходилось те.м, кто пришел в этот мир позже. И в ре­ зультате мы имеем то, что имеем: Чер- нЬбыль и Арал, преждевременные бо­ лячки и растущую детскую смертность. Вот результаты такого хозяйствдва- ния. Как-то недосуг нам было остано­ виться, о,глянуться, понять, что, убивая природу, мы' убивали себя как состав­ ную часть этой самой природы. Мас­ совая деформация сознания породила временщика, несмотря на то. что изна- чальвое-то пр|Из.в’ание человека — быть хозяином. Да какой он к черту хозяин, если все,' что его окружает, ему не принадлежит?!, А раз ничье -— значит, надо спешить ур­ вать себе хоть что-то, пока другие не растащили. В такой оитуацни,' конечно же, не до выбора средств, а уж о пос­ ледствиях и говорить нё прихояйтся. Так. прививая на словах любовь , к родной природе, мы глушили любовк к ней. Сердце же, обойденное любовью, не способно -на сострадание... Путь К себе М РАЧНАЯ складывается картина. Увы, не мрачнее, чем сама дейст-. вительность. Где же выход? До-, коле же мы будем писать себе коллек- тивнуЮ эпитафию? • ■Понимаю, что не сделаю открытия, если одним из путей выхода из создав-’ шегося положения назову путь реани­ мации обществеиного сознания. Без этого ни обильные финансовые инъек­ ции, 'НИ самые совершенные техничес­ кие средства защиты окружающей' среды, ни драконовские меры за пору­ гание природы не дадут ожидаемого эффекта. Нет, ^ это, конечно, нужно, и все же и с р ^ т в а , вложенные в природо­ охранные 01бъекты, и совершенные тех­ нологии, я повышение ответственности необходимы. И .вое же им, этим ме­ рам, иэнач1адьно. отведена пассивная, подчиненная роль. Она — производная от <^щественного сознания. Пока ка­ ждый Из нас —- от рядового тружени­ ка до Президента республики — оста­ нется ра.внодушным при виде «лисьих хвостов», если сердце его не заболит от чувства сострадания к гибнущему у всех н а . глазах источнику, если оста­ нется глух к безмолвно вопиющей о спасении рощицы — все эти програм­ мы останутся благими намерениями. Труден путь д себе, иотому что ле­ жит через покаяние и очищение. Через переоценку ценностей и ложных посту­ латов, которые нам внушали на протя­ жении десятилетий. Поймем мы, что брать от природы все, не давая ей ни­ чего взамен — |безир,авбгВ'еино, значит, оставим для себя надежду на возрож­ дение. Не поймем -А значит, ускорим ■написание коллекти'вной, ' эпитафии. Третьего не дано. Автора этих заметок нетрудно обви­ нить в местном патриотизме. Что такое какое-то седо Коробовка, речка Байго­ ра, родник? Гибнут великие реки, чах­ нет некогда недоступная тайга, высы­ хают моря. А тут —- Коробовка. Да и чем она лучше той же Васильеаки или Беротовки, Плавицы или Водовчика? собственное сердцеЛ О том, что саднит душу постоянная боль, и, что лу­ кавить, хочется, чтобы боль эта переда­ лась другим. Известно, что Большой, Родины не бывает без малой. Без скром1Ного род­ ника не полон Океан. Без. меня, как утверждал один из героев писателя Андрея Платонова, человечество не полно. ■ Забвение этого помятия мстит, , и месть эта- губительна. И раздел Боль­ шой Родины на уделшые княжества, и объявляющиеся чуть ли не каждый день президенты карликовых государ­ ственных образований — -все это звенья одной цепи. ...Родники, как и озера, в России на­ зывали голу'быми глазами земли. Се­ годня они больны, эти глаза. От нас с вами во многом зависит, чтобы они не закрылись навеки. Не можешь помочь им, так хоть не довершай начатое злы­ ми, равнодуш1НЫ|М1и руками. Не можешь видеть Iречку чистой — не выливай туда пЬмои, хочешь насаждаться ще­ бетанием птиц — отложи ружье. Тог­ да, мокет быть, и распахнут глаза род1Ники, и отразятся в них и чистая небесная синь, и нащр с вами милосер- Суетен мир, и не хозяева мы в нем, а. гости, хотя нас долго убеждали в ■обратном. Так давайте уважать хотя- ина, нашу матушку-природу, заведен­ ные ею порядки. ...А родник тот, к радости, жив. При- таивиСийся в теде торы, он сочится ‘Медленными каплями, и капли эти на­ поминают слезы. Помоги ему. Не про­ ходи мимо, обложи камнями. И тогда •он забудет причиненные недобрым че­ ловеком обиды, и -иаяойт шоим щед­ рым беспокойным ключом, если и не тебя, то хотя бы твоего будущего сына и внука, и внуков их вн;^ов.. Дай-'то им Бог... «Липецкглавснаб» строит жилье под ключ фермерам облсати, Тел. 77-14-13 .Ж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz