Липецкая газета. 1992 г. (г. Липецк)
13 марта 1992 г., № 52 (134) Брокеры ЛКК рабошт на биржах Москвы, Воронежа, Лкнера! 24-4048, гШП, 2Ж 0 Родник Н ОСТАЛЬГИЯ что ли внедрилась, да так глубоко, что и во сне от нее не стало спасения. Видится к пустое, с обессилевшим к ночи ветром Р поле, окоемок встающей на горизонте . рощи, багровая, валящаяся з а почер невший, и потому кажущийся близким горизонт, луна и — родник. Родник почему-то особенно часто. Мы к нему ходили, как на поклонение. Пос ле окончания кино в сельском клубе, не сговариваясь, шли «под гору». Ни кто не спрашивал, зачем, все знали, что — к .роднику. Его журчание слы шалось издалека — тишина убивала все, кроме этого журчания. Родник сочился нз-под горы медлен ными терпеливыми струйками, но уже метров через. пять вода останавлива лась о небольшом бочажке; воду здесь можно было черпать ведрами. Мы пи ли ее, опустившись на четвереньки, быч ком, Или, набравши в ладони. Зачем пили? Наверняка, не от того, что одо левала жажда. Теперь я могу назвать^ это ритуалом. Ломило зубы и лоб, сво дило от остудной влаги скулы.' Что за чудодейственный вкус был у воды — не знаю. Со школьных лет нам внуша ли, что вода не имеет ни запаха, ни цвета, ни вкуса. Насчет цвета и запа ха — не возражу, вкус же воды, ощу тить можно. С незапамятных времен родник лелея ли, любовно огораживали бочажок бурыми, как утверждают, рудного про- . исхождейщя камня,ми, берегли от пасу щихся неподалеку коров — чтобы не затоптали. • Почти в каждом подво^зье был коло дец, но для питья воду брали из род- Шли годы, и жизнь в деревне меня лась. ;Провели свет и радио, водопро вод и шоссейную дорогу, связавшую се ло с внешним миром. Последнее стало для 01крестной при роды губительно. В одном направлении люди устремились на' поиски лучшей доли в города, в другом — неоргани зованные, часто моторизованные «лю- ' бители природы». Посмотреть тут бы ло на что, недаром-^ам князь Вязем- ский держал в этих местах имение. Этим варягам не было никакого де ла до истории. Они высаживали свои деса.нты в девственные, со времея •иняая, места, топили костры, цедили, речку бреднями- и неводами, не опа саясь ни пожаров, ни наказания. Хрупкие нервы природы не были го товы к массированному нашествию вар варов и надорвались. Парк, заложенный Вяземским, зачах, превратился в свал ку из .отходов жизнедеятельности весе лящихся гурманов от природы. Если Пока не умерла, то дышит на ладан речка Байгора. Она приняла на себя двойную осаду со стороны дикого пле мени, именуемого почему-то туристами, с другой —- со стороны тех, кто по хлынули отходы шз коровников и сви нарников, ядовитые стоки с полей, са му же воду с помощью немудреной техники типа «Фрегат» или «Волжан ка» отсасывали на орошение прибреж ных лугов, которые некогда обильно питала сытая в берегах река. ‘ Всякое деяние имеет причину и елед- ствие. О причинах — понятно. Со следг^ ствием, как это ни очевидно на пер- . вый взгляд, сл10жке1е. «Цивилизация» в таком ее проявлении. пагу'бно сказа лась на (простите за модное слово) экологии .региона. Это страшное зло, • но — поверьте — не самое. Главное — оно убило в человеке .совесть, отучило от оценки ценностей, развело по полю сам некогда двуединые понятия «чело век — -природа». И вот уже раскрепощенный от услов ностей местный абориген Васятка при ходит на' берег речки не один. Перед собой он катит сжеванное, отработав шее свое, тракторное резиновое колесо и, ж останавливаясь, спускает его в во- — Зачем, Вась? — Старая, ни на что не годится. Природу мы принимаем, как дан ность. Не нами придуманы рароветы и закаты, солнце всегда встает откуда надо и закатывается >»уда, куда поло жено, и точно в назначенное время. З а пел скворец знать, пришло его вре мя,- значит, сегодня 19 марта, точно 19-е. а не 18-е и не 20-е: в этот день в наши широты прилетают скворцы. Им не помешают ни встречные ветры, ни остервеневшие за* зиму запоздалые ме тели. Для встречи пернатых гостей всег да загодя готовили жилье. Скворечни- ^ ки учили ладить с измальства. ^ Но ■вот в одно такое утро на крыль- ,,, цо вьипел хмурый мужик Борис, при- К ладил к плечу двустволку и выпустил поочередно два заряда в -сторону ви сящего на ясене скворечника. Птица была на расстоянии полной для ружья досягаемости, опасности от человека не ждала, была озабочена «подготовкой квар-гиры» для будущего семейства. Скворец додпрыцнул на подставке пе ред дуплом для входа в жилье й бес форменным месивом из крови и перь ев рухнул-на проседающий от тепла, но все еще чистый снег. — Кошке, — сказал удачливый охот- Совсем редко бываю последнее время в родных местах. Засасывает житей ская суета, отвлекают бытовые передря ги; остатки свободного времени Съеда ет так называемая дача, да и просто еще — СТЫД. Неуютно становится от созерцания разоренных, выбитых не многочисленной теперь скотиной лугов, повергают в' уныние занявшиеся буй ным чертополохом проселки; « полынь на речиом косогоре, .кажется',' пахнет уже не столько обволакивающей го речью, сколько отработанными газами. На агонизирующую, I но упрямо ,не сдающуюся на милос|гь покорителя при- .роды — двуногого индивида, ведущего свое начало от приматов и обративше гося в еще боЛее первобытное состоя- ние, — речку. Думается, будь жив Дар вин, его бы подвергли суду инквизиции и сварили на костре за то, что он сде лал с обезьяной. I • Так кто же мы? Когда уснула в нас совесть? Когда мы Забыли, что за все- надо платить? З а ' -(о, что изобрели удобную философию^ согласно кото рой — после меня- ^ хоть потоп, или совсем уж абстрактное — . «кому это надо»? ; ч Обитала когда-то в окрестностях Ко- робовки блаженная |старушка по име ни Марья. Никто в ‘.точности не знал, где ее дом и чьего она роду^племени. Она кочевала; от села до села и оста валась.. Ночевать там, где' ее застигали сумерки, благо отказать убогому стран нику в ночлеге считалось большим гре- Своим наметанным оком она обнару живала непорядки в хозяйственном ук ладе. И приговор ее был столь же бес хитростен, сколь й суров. -— Нельзя так-то. Боженька накажет. утверждают, не без пользй1^драгметалл, самоцветы, выры;вали золотые зубы и коронки. Потом пошли в дело и семи свинцовые плиты — благо, податливый при обработке материал. Своими глазами видел выброшенную наружу человеческую руку в батистовой материи. Рука, точнее, то, что от нее осталось, принадлежала некогда княги- —не-Софье: Молодая, но безнадежно боль ная чахоткой наследница знатного ро да перед кончиной завещала все свои - накопления на постройку храма. И вот в благодарность за благодеяние — отор ванная, выброшенная рука в батистовой аб10Л01Чке. Благородных кровей наследников ро да Вяземских замуровывали в свинцовые латы. Люд попроще, но со значением (церковных ■служащих, помещиков, со стоятельных купцов) клали в непосред ственной близости к храму по перимет-’ ру церковной ограды. Теперь от их мо гил не осталось и холмика, Сель-окая чернь находила- вечный при ют на общем кладбище — в двух по рядках (так у нас зовут улицы) от церкви. Утверждают, что в старину (чи тай, до Октябрьской революции) на кладбище блюлся порядок. До .наших дней дошли буйные заросли сирени, особой сирени — с крупными, пренму- щёсгвенно белыми, ц!веггками и особым запахом. А в остальном нынешнее кладбище являет собой картину безотрадную. По- - косившиеся или вовсе обратившиеся в ' ся -в исторгнутой со дна водоема ме шанине из ила и тины. Находит нес колько ^исковерканных адским зарядом карасей. Недовольно 1морщитоя: стоило ли из-за этого переться в такую даль: все .выцедили браконьеры-.. ' Время платить долги О ДНАЖДЫ подумалось да же, что у общества обнару жилась потребность в покая нии за методичное и “осознанное уни жение природы. В некоторых районах области формировались некогда отря ды добровольцев, в основном из чис ла тогдашних пионеров. Они расчища ли зачахшие родники сажали деревья вдоль берегов пересыхающих речушек. -Запомнился даже лозунг, что-то вро нать .из официальной статистики, с кото рой снят гриф секретнося'и)1. Но и без статистики ясно — много. Давно повер жены все понятия о предельно допусти мых концентрациях (интересно бы знать, кто придумал этот предел и что за ним следует — беспредел, вероятно..,). С -'мл^адых ногтей нас приучали к ло зунгам.' И один из них «Металл—Роди- неЬ.-Гюсподи, да—жому^же-еще? Ну, разве что на свалку.,, Мет.алл Родине, конечно же, нужен, но его надо добывать, переработав при этом огромную массу руды, агломерата, угля... чего там еще? А дам — в небо, тем более, что оно — ничье. Правда, где-то там, говорят, между облаками помещается Бог, ну да Богу-^Богово, а Родине — металл. Ядовитые остатки — в речку: там и вовсе в последнее время никого не стало — ни мифичес ких, ни живых существ. Что может в этих условиях мой друг детства, ныне ответственный за эколо гию гигантского комбината? Он может не |более, чем может, а может немиого. Просто не дадут. Впрочем, могут даТь — выговор. И даже с «последним пре! яупрежден.ием». Для оетраетки. Чтобы отреагировать на общественное мнение, стало быть, А завтра, тот же начальник, наложив ший визу на выговор, минуя главного эколога, даст распоряжение отключить котлы-утилизаторЫ; Дело привычное: на носу конец квартала, с планом, как всег да, напряжежа, а ожлючив когглы, мож- Виталий Бурков БОЛЫШИИ Пристрастные заметки о ссзащите природы». И не только с высоты щрожигых лет прорвдание странствующей старушки не кажется те перь таким уж мистическим, потому что «Боженька» наказывал не всех; а так сказать, избирательно. За содержание скота ' в холодном мокром стойле, за зерно, засыпанное на хранение недос таточно высушенным. Про пьянчуг, не частых в ту пору в деревне, и ,гово- ритр «е надо: одно слово — безлюдье- Как знать, может быть, все бабкины прогнозы — простое стечение обстоя тельств, да и не все они- сбывались. Но суеверие, осевшее в крови с языческих времен, холодило сознание. Конечно, бу робит, убогая. А вдруг? 1Среститься к тому, времени уже ра зучились, а может, просто никто не хо тел обнаруживать это; нехитрое уме ние. .Выход видели в том; чтобы задоб рить старушку лишним сухарем, а , то И парой куриных яиц. Чтобы отвести от дома скверну. Откреститься от возмож ной лихомани. Над вечным покоем И с т о р и я не сохранила для по томков -первопоселенца Коробов- ки. Одн'о можно утверждать с уверенностью: это ' бый очарованный человек, как мы сказали бад теперь, ро мантик. Все тут ласкало глаз: и просторные, , уходящие за горизонт поля, и влеку щие благостным покоем лесны^ угодья, и речка, доступная для купаний и воль ного рыболовства, и жирные,, лосня щиеся от сочной травы заливные лу га, и воздух, легкий-для дыхания. Каюсь, деформация ценностных на чал, заложенных природой, не минула и моего сознания., Гордиться этим или казнить себя — одинаково .бессмыслен но. Гордиться — чем? Подвергать себя самоистязанию особо вроде и не за что, да и кому от этого легче... Что я знаю ,0 том же князе Вязем ском, о его роде, кроме того, что .из вестно всем? Что это был известный поэт, друг Пушкина. Ну, и кое-что еще, менее известное. То, что род Вяземских оставил на коробовокой земле в па- ’ мять о себе красавицу-церковь с дву мя придеЛ|а1м:и- Она, разоренная чело- ,веком и безвр.е(меньбм, предстает сегод ня маленьким чудом. О здании боль ницы, еще и по сию пору, считающейся лучшей в округе. О дожившем до на ших дней некогда великолепном парке, где когда-то были и фруктовые сады, и конюшня с породистыми скакунами,,'и даже оранжерея. Все это не принадле жало народу. Теперь не -принадлежит никому. И то ладно... В подвале церкви, поставленной по . проекту известного итальянского архи тектора (имени его, уры, не знаю), по мещался семейный склеп рода Вязем- Сперва разорили саму церковь. Уда лось спасти только мраморную статую Божьей матери с младенцем. (Она экс понируется теперь в «Эрмитаже»), Потом спихнули с верхотуры колокол. Говорят при падении он- настолько глубоко вонзился в землю, что его пришлось выкорчевывать с помощью трактора. Не минула участь эйфорического ра зора и усыпальницы -князей Вяземских — одного из знатнейших родов России. Разоб|ра;ш свинцов1ые плиты, хранив- шае оста,НИИ 'тела. Накали, и как прах кресты, ненасильственно обвалив шаяся 'И разобранния ограда, ,пош,ш на Приметы последних лет — помпез ные, под мрамор, изваяния, обнесен ные литыми и коваными 01р.адами. Их немного, и они не в счет. Ставили их не столько для того, чтобы увекове чить память усопшего предка, сколь- 'к о для того, чтобы утвердить себя в мнении земляков: вот какой я благодар ный потомок. Инородные эти обелис-; ки не скрашивают, а, скорее, обостря ют чувство всеобщей бесприютности и забвения. Встретил как-то на кладбище ветхую старушку. День был не по-весеннему бесцветный, дурманяще .пахла вошед шая в силу сирень. Старуха посмотре ла на меня из-под надвинутой на гла- - за ладони и, похоже, не узнала. — Чей будешь-то? .-^ спросила. Я сказал. — Да ты ж нам родный, — как бы обрадовалась старуха. — Твой дед и мой родитель двоюродными доводились. Ты, поди, и не знаешь, что стоишь ря дом с дедом. Каюсь: не знал. — Сама-то к кому ходишь? — спро сил я, чтобы сгладить неловкость. - - Да как к кому? — осерчала ста- руха. — У меня тут вся родня, почи- • тай, и вот последний — Колюшка. И ' то ,не помнишь Колъку-то, он и постар-' ше тебя-то чуток, небось, вместе -жи- гали по проулкам, лапту гоняли. - — А, ну как же. кад же, — здкивал я, — помню, конечно: Не помнил я никакого Колюшку — давно это было, Как не знал и места захоронения предков, унесших с собой в небытие то немногое, что имели в Ж1ИЗНИ. До чего же мы не любопытны, ког да речь идет о нашем недавнем еще прошлом! Ленивы и неблагодарны. И на место последнего пристанища род ных заходим по случаю. Исключая раз ве что день всеобщего поминовения — на Пасху. ' Не надо обманываться: ходим .мы в этот день на кладбище не от чувства проснувшейся вдруг невостребованной любви к ближним, а чтобы не прос лыть белыми воронами, чтобы,-как все. К святому , дню и могилки подправим, и оградку подсвежим, и пасхальное яичко для птах покрошим. Не в меру сердобольные ' и за царство небесное рюма1йку-др,утую примут и про покой ника не забудут: оставят в стакашке водочки, ■А так, чтобы просто, повинуясь зо. ву крови, прийти в один из обыденных дней, помолчать- и мысленно поклонить ся памяти предков — нет, на это нас не хватает. ‘Стращнр. И- разоренные храмы, - и отравленные поля, и заглохший под на пором человеческой деятельности род ник, и убитая доверчивая птица — не от лукавого, Это все одна цепочка. Звенья ее перехлестнулись настолько прочно, что, кажется, уже нет силы, спо собной разомкнуть места сцепки. Нет Бога, — внушали нам. И мы вто рили: нет. А раз нет — к черту все ус-' ловности, весь этот религиозный дур ман, весь этот опиум для народа! Кто же мы, сумев1шие почти в одно- >1асье отторгнуть все, что веками копи лось терпеливым умом предков? Кто мы, не помнящие своих предшественни ков в третьем поколении? Кто мы, ист ребившие в себе любовь к родному пе пелищу и память к-отеческим гробам? То, что мы разрушили бесчувствен ными руками, которыми командовала ■разрушенная много раньше, и не по свежей вине — душа, — Оправдание сла бое. И что не просыпается глубоко усыпленная, опять же не по нашей ви не; совесть — тоже. И вот к !бфегу пересыхающей реки подкатывает на мотоцикле некто. Без суеты стреножит железного коня, развязывает рюкзак, извлекает на свет божий какие-то пакеты и бросает их в воду. Следует взрыв. После этого мо торизованный и вооруженный динами том рыбак начинает .медленно копать- де «Малым рекам — вторую жизнь!». Не важно, что творцов его нимало не смущало то обстоятельство, что про жить две жизни не дано никому. Пло ха, хороша ли она, * жизнь,. — одна Можно попытаться продлить ее, еде лать агонию менее мучительной единственное, что в наших силах; Лозунгами, благими намерениями, по хоже, все и закончилось. Искусствен но зачатая кампания погрязла в бума гах чуткой .к конъюнктуре бЮ1рократии Спасибо экологам — и профессиона лам, и тем, кто, повинуясь сострада тельному долгу, будоражит обществен ное мнение, встает на пути варварско го вторжения в природу. Немногое им удается пока. И все же, спасибо этим подвижникам как из числа энтузиастов, так и объединивших-' ся в партию зеленых. Нет у них силе нок для активного противостояния ин- дустриальны.м монстрам, ;впрочем, так же, цак и карликовым, но вонючим про изводствам. Легче становится на душе от сознания того, что ерть еще люди, в чьих душах живет ^ л ь , за судьбу дня сегодняшнего и дня грядущего. Без большой натяжки можно утверж дать, что благодаря им мы пока еще худо-бедно существуем -в этом брен ном и зыбком мире. Ну, а что же те, кто по долгу служ бы должен блюсти родную при роду от стремительно надвигающейся экологической катастрофы? Неужели у них спит совесть при виде низвергаю щихся в реки гибельных соединений, за слоняющих солнце зловещих шлейфов? С большой долей ■ответственности го- ■тов утверждать, что совесть у боль- ■шинств'а из них бодрствует. Но со весть, как известно, понятие иррацио нальное, кёматериальное, и одних эмо ций маловато, как ни крути, для того, чтобы остановить гибельный процесс угасания всего сущего. Так вот смею утверждать потому, что многих «могильщиков природы» знаю, что говорится, живьем. В их чис ле — заместитель главного инженера Новолипецкого комбината как раз по экологии. Не сочетаются эти понятия — «НЛМ'К» и «экология»? Да. уж... Кому же иезнамо, что метада^ргичеокий ги гант — главный душитель этой самой природы. Тем яе менее служба такая есть, а с ее руководителем автор этих строк сидел когда-то за одной школь ной партой. Нас, как и всех мальчишек той д а лекой Теперь уже поры одолевали од ни страсти — но конькам и лапте, пес карям и Яблокам из чужого сада. Вме сте со всеми ходил он и «под гору», чтобы причаститься родниковой водой, Я не затевал с ним специального раз говора об экологических проблемах во обще, и НЛМ.К в частности. Но и без того догадываюсь, что ноша, которую он взвалил на свои плечи, ох, как не легка. Нет, не зря ест 1он хлеб насущный — этому не учен. I ■Как человек, близко связг1нный в свое время со строительством,! я не по наслышке знаю, что такое врзведёние природоохранных объектов. Принципы их финансирования известны — оста точные. Давай допрежь всего продук цию, все остальное — как-нШудь по том. В общем объеме строительства та кие объекты занимают мизер подряд чики от НИХ' шарахаются, как от чумы, и о своих клятвенных заверен зях «уст ранить недоделки» после подписания спасательного акта о приемке, напрочь забывают на следующий же день. Главное — дать продукцию.| торжест венно отрапортовать об очередной «за мечательной победе», за которой уже мерещится звон заслуженных орденов, а то и отблески благородного металла в форме звезды с серпом и молотом» по центру. Известно, что тот же НЛМК извер гает ежедневно в атмосферу и водоемы десятки тонн вредных отходов произ водства (сколько именно — можно ув- яо заметно повысить производительность конверторов. Когда вы видите цад городом огнен но-рыжий шлейф, прозванный в народе «лисьим хвостом», знайте: это идет сверхплановая сталь. Для нашего ж е ’ блага. К выговорам можно привыкнуть, как к чирью; болит, но не смертельно. Труд нее свыкнуться с мыслью о своей бес помощности, неспособности помочь лю дям видеть чистое небо и незамутнен ную воду. Металл образно называют хлебом индустрии. ■Но ведь давно-известно, что не хлебом единым жив человек. И з а чем ему такой, с угрозой для жизни Вот уж поистине, благими намерени ями 1МОСТЯТСЯ дорош в ад. Ме талл Родине! — куда как &1агое на мерение. И невдомек некоторым, что этот призыв -подменяет изначальный смысл понятия «Родина». Чистейшая абстракция, если при этом, выпадает главное составляющее этого понятия-^ человек. Налицо ситуация, когда цен ностные ориентиры смещены, а то и вовсе вынесены за скобки. Металл . — Родине! И чем больше, тем лучше. А копоть и ядовитые стоки — кому? 'Чему удивляться, если к этому про- цесау привязывалось всем извест ное обосноваи|ие «Цель опра!вдывает средства»? Ну разве это не оправдание? Отравил гербицидами почву ^— так главное, чтоб урожай был, отключил котел-очиетитель чтоб .металла -дать больше. Что же получается; ответственные природоохранители не хотят причинять окружающей среде ущерба, а экологи ческая обстановка — у критической чер ты. Парадокс? Только на первый взгляд. Не верю, что агроном, повелевший валить отраву на примыкающее к во доему поле, начальник, распорядивший® •ся отключить очистные котлы, хоть раз в жизни не теплел душой при виде ро сного рассвета, не откликался болью на крик улетающих к югу журавлей, не дивился упорству подснежника, про- клюнув1шего /ледяную скорлупу, не при пал в знойный день к роднику. Природу вроде бы любят все — от городского обывателя до премьер-ми нистра. Даже наш державный прези дент, судя по его книге «Исповедь на заданную тему», — большой знаток и любитель природы, завзятый турист. ■Природу, любят все, и все же про должают грабить ее. Ответ до баналь ности прост; все мы дети системы, про возгласившей лозунг «Все для блага че ловека!» Во вред ему же. Все мы дети этой системы, которая независимо от на шего сознаиия лепила из нас беспа- ■мя.твых 'манкуртов-, • ■Командно-административную телегу вроде бы отправили в утиль. Вроде вы делены дополнительные средства, раз работана масса природоохранных прог рамм. И в тоже время выоы1хает Арал, агонизирует Волга-матушка река, ие уни маются могильщики славного моря — священного Байкала- Охватившая об щество эйфория потребительского, иж дивенческого отношения к природе воп лощается в жизнь практич«:ки повсю; ду в России. «Мы^ не можем ждать милостей от природы, взять'их — наша задача!»—- на этом святотатственном лозунге вос-!- питано не одно поколение. «Покорение природы» всячески поощрялось. О соз дателях -рукотворных морей — прооб разе будущих гнилых болот, — гидро строителях, . перекрывающих Енисей, создателях уникальных химических ги гантов по берегам великих рек и озер слагали легенды. И поднимались на борьбу с неразумной, не отдающей доб ровольно Своих богатств природой но вые покорители. И покоряли. Не по дозревая, что разрушая все сущее. и сами становилис:ь заложниками своих же деяний. '«Человек на земле не гость, а хози- ин» — это тоже один из постулатов на ших дней. И мало кто задумывался о том, ■что рачительный хозяин не позво лит себе В|]1лить помои а._ собственный колодец, задать скотине корм, предва рительно Сдобрив его хлорофосом. Это -конкретный, так сказать, хозяин. Что же касается абстрактного, усредненно го, что ЛИ', — этот может. Потому что он впрямую не отвечает од свои деяния^ потому что, все вокруг колхозноё,' все вокруг — мое. Пледы -такого хозяйствование дают' о себе знать. Утверждения типа «на .мой век хватит» имели определен ный смысл. Некоторым действительно хватало. И рыбы, добытой при помощи . динамита, и живности, умертвленной с вертолета. - ' 'Расплачиваться же приходилось те.м, кто пришел в этот мир позже. И в ре зультате мы имеем то, что имеем: Чер- нЬбыль и Арал, преждевременные бо лячки и растущую детскую смертность. Вот результаты такого хозяйствдва- ния. Как-то недосуг нам было остано виться, о,глянуться, понять, что, убивая природу, мы' убивали себя как состав ную часть этой самой природы. Мас совая деформация сознания породила временщика, несмотря на то. что изна- чальвое-то пр|Из.в’ание человека — быть хозяином. Да какой он к черту хозяин, если все,' что его окружает, ему не принадлежит?!, А раз ничье -— значит, надо спешить ур вать себе хоть что-то, пока другие не растащили. В такой оитуацни,' конечно же, не до выбора средств, а уж о пос ледствиях и говорить нё прихояйтся. Так. прививая на словах любовь , к родной природе, мы глушили любовк к ней. Сердце же, обойденное любовью, не способно -на сострадание... Путь К себе М РАЧНАЯ складывается картина. Увы, не мрачнее, чем сама дейст-. вительность. Где же выход? До-, коле же мы будем писать себе коллек- тивнуЮ эпитафию? • ■Понимаю, что не сделаю открытия, если одним из путей выхода из создав-’ шегося положения назову путь реани мации обществеиного сознания. Без этого ни обильные финансовые инъек ции, 'НИ самые совершенные техничес кие средства защиты окружающей' среды, ни драконовские меры за пору гание природы не дадут ожидаемого эффекта. Нет, ^ это, конечно, нужно, и все же и с р ^ т в а , вложенные в природо охранные 01бъекты, и совершенные тех нологии, я повышение ответственности необходимы. И .вое же им, этим ме рам, иэнач1адьно. отведена пассивная, подчиненная роль. Она — производная от <^щественного сознания. Пока ка ждый Из нас —- от рядового тружени ка до Президента республики — оста нется ра.внодушным при виде «лисьих хвостов», если сердце его не заболит от чувства сострадания к гибнущему у всех н а . глазах источнику, если оста нется глух к безмолвно вопиющей о спасении рощицы — все эти програм мы останутся благими намерениями. Труден путь д себе, иотому что ле жит через покаяние и очищение. Через переоценку ценностей и ложных посту латов, которые нам внушали на протя жении десятилетий. Поймем мы, что брать от природы все, не давая ей ни чего взамен — |безир,авбгВ'еино, значит, оставим для себя надежду на возрож дение. Не поймем -А значит, ускорим ■написание коллекти'вной, ' эпитафии. Третьего не дано. Автора этих заметок нетрудно обви нить в местном патриотизме. Что такое какое-то седо Коробовка, речка Байго ра, родник? Гибнут великие реки, чах нет некогда недоступная тайга, высы хают моря. А тут —- Коробовка. Да и чем она лучше той же Васильеаки или Беротовки, Плавицы или Водовчика? собственное сердцеЛ О том, что саднит душу постоянная боль, и, что лу кавить, хочется, чтобы боль эта переда лась другим. Известно, что Большой, Родины не бывает без малой. Без скром1Ного род ника не полон Океан. Без. меня, как утверждал один из героев писателя Андрея Платонова, человечество не полно. ■ Забвение этого помятия мстит, , и месть эта- губительна. И раздел Боль шой Родины на уделшые княжества, и объявляющиеся чуть ли не каждый день президенты карликовых государ ственных образований — -все это звенья одной цепи. ...Родники, как и озера, в России на зывали голу'быми глазами земли. Се годня они больны, эти глаза. От нас с вами во многом зависит, чтобы они не закрылись навеки. Не можешь помочь им, так хоть не довершай начатое злы ми, равнодуш1НЫ|М1и руками. Не можешь видеть Iречку чистой — не выливай туда пЬмои, хочешь насаждаться ще бетанием птиц — отложи ружье. Тог да, мокет быть, и распахнут глаза род1Ники, и отразятся в них и чистая небесная синь, и нащр с вами милосер- Суетен мир, и не хозяева мы в нем, а. гости, хотя нас долго убеждали в ■обратном. Так давайте уважать хотя- ина, нашу матушку-природу, заведен ные ею порядки. ...А родник тот, к радости, жив. При- таивиСийся в теде торы, он сочится ‘Медленными каплями, и капли эти на поминают слезы. Помоги ему. Не про ходи мимо, обложи камнями. И тогда •он забудет причиненные недобрым че ловеком обиды, и -иаяойт шоим щед рым беспокойным ключом, если и не тебя, то хотя бы твоего будущего сына и внука, и внуков их вн;^ов.. Дай-'то им Бог... «Липецкглавснаб» строит жилье под ключ фермерам облсати, Тел. 77-14-13 .Ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz