Липецкая газета. 1991 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1991 г. (г. Липецк)

28 декабря 1991 г., 81 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, КУЛЬТУРА Владислав ЗОРИН ЧТОБ НЕ СПУТАТЬ ДЕМОАКТРА С ДЕМОКРИТОМ Привда однажды в писательск|ую орга1Низац«ю дама поин­ тересоваться, чем же занимаются эти самые писатели? Объя­ сняли ей дедах), как говоритсч, на пальцак. Ничего не. по­ няла дама. Так и осталась при своем мнении, что писатели должны дружными колоннами к девяти часам являться в писательскую организацию и до шести часов с перерывом иа обед усердно изучать... устав Союза писателей СССР. Подобные' дамы упорно внедряются я новые структуры власти. В ^ у л ь т а т е идет планомерное наступление на и без того тонкий слой кудьтуры в нашй' области. Уничтожаются партийные библиотеки, как будто в них не было ценных книг, заморожено на неопределенный срок строительство Литературного- музея, а из церкви поспешно вьсброщея областной краеадческий музей. Редкие книги ва­ лялись под 'Дождем, а на новое место прежде всего перевез­ ли два тракто;ра: «Форяэон» я^!>одноIй липецкий- Как тут не вспомнить лихие двадцатые, когда богатейшую библиотеку Соловецкого монастыря комиссары вЫ|Волокл« на улицу и подожгли. Помните у А. Жигалина? ...Костры полыхали багрово, И отблеск плясал на стене- И, может |быть, подлинник «Слова» Сгорел )В том ужасном огне. Горели и акты !И святцы, Сказанья родимой земли... Д а что вы наделали, братцы! Д а как же вы это смогли?! Вы посмот|рите, в каких уежвиях я а б о ^ т обдас^ая на­ учная библиотека! Не горят щ е сь Щкниг^_ а пропадают от сырости и тесноты. Здание в аварийном ..достоянии неоколько лет, но сколько ни била тревогу общественность ■— все как в прорву- Эй(}юрия православия и спехуляЦ|И|И на этом захлестнула всю страну и область. А на единственное здание библиотеки области Нет денег и не предвидится. Сколько копий сломано вокруг картинной галереи обла­ сти! Нет, политехнический институт не отдад свое старое здание ху|дожникам, самим мало! Хотя возведен целый го­ родок в 19-м микрорайоне. Изредка приходилось выступать перед студентамя-«тех- нарями» известным писателям страны — молчащая аудитория,, ни одного толкового вопроса. «Замороженная публика», как сказад Е. Евтушенко, уезжая из Липецка- •Как же ее «разморозить», если в наш город, к примеру, неохотно едут с классическим репертуаром прославленные в М|ире коллективы. «А, Липецк! Сюда Мордасову и цыган..,» — шутят в Моск«жцерте. Камерная музыка здесь сборов не дает. Да и как ойа даст, если об(ластное радио часто в «Письмах и песнях» прокручивает «Бедую метелицу», «Белую акацию» и «Малиновый звон». Просят, мол, люди. А что они могут еще просить, если, кроме этих шлягеров; им‘ничего ие известно? 'На птичьих правах у нас филармония и кукольный театр... Иные 'возр^ят: у нас, мол, на первом^пдаче.. сейчас хо­ зяйственные вопросы. Если бы они решазшсь, эти вопросы! А начался «налет» на журналистов. Больше месяца бестол- ; ново решался вопрос о редакторе- А ведь проблема выеден- вого яйца не стоит..- • . Затем «штурм» перекинулся на Липецкую писательскую организацию. Посыпались в облсовет доносы, что здесь раз­ ворована казна, улетучилась мебель и т. д- Восемь проверок произве.^ено! Восемь! За один только месяц! Инспектора из КРУ недоуменно пожимали- плечами: чего проверять этот «горшок с медяками» (смета на год — девять тысяч). Кому-то переплачен трояк? И стулья со столами оказались на месте, и даже лампочки все вкручены и, представьте себе, горят! Но кому-то неймется. Новая комиссия прибывает. Опять — недоумение- Предприятия с мид:1ионными 01 боротами про­ веряются раз в год. А тут... Подняли с постели 85-летнюю писательницу Ю- Я- Шифрину. Три дня допрашивала ее проверяльщица. Как после этого будут поддерживать писа- теди некоторых руко 1 ВОДителей новой власти? , Вспомкишь поневоле умных комиосаров, которые сами по­ могали в благих начинаниях писателей.- Во всяком, случае, не вставляли палки в колеса... Не мешайте же творческим лю. дям спокойно работать! Явно не с того: конца начинаются реформы. Не ск ^ ^и разбирать, а кормить людей надо! А культура? Что ж, она во все времена была не в почете иа этой грешной земле. И как тут отдичить современного Демократа от древнегреческого философа Демокрита? К вам обращается поэт Сергей Панюшикн, председатель Фонда возрожрния Свято-Веосезнксого храма • БЛАГОСЛОВИГ,ОСПОДИ В столице Отечества в бесовскую эпоху свершили дандалшм, взорвали памят­ ник общенациональной духовной значимости — храм Христа Спасителя, созижденный на народные рубли в честь победы русского ду­ ха 1812 года. Инициативой писателей Владимира Соло­ ухина и Юрия Юшкйна создан Фонд возрож­ дения храма Христа Спасителя. Опублико­ ваны данные о пожертвованиях. Оказалось, из всех краев и областей страны граждане Липецкой области внесли а копилку возрож дения храма наибольший вклад- Это и нас, липчан, подтолкнуло свершить поступок Божьего помысла — возродить Свято-Вознесенский храм в Липецке, постро­ енный в 1751 году «тщанием прихожан» и разрушенный в 80-е годы. Стоял он в Ли­ пецке на улице Церковной (ныне Толстов- , Институт «Ленгипрогор» — генеральный проектировщик Липецка—рекомендует распо­ ложить храм рядом с прежним его месгом (в 30 метрах севере -западнее) на свободном от з а с т р о ч и участке. Знаменит храм -тем, что он был первым кафедральным собором в Липецке, при его сносе обнаружены погребальные плиты с име­ нами рода Пушкиных и вскрылся историче­ ский факт венчания в нем в 1773 году Ма­ рии Алексеевны (родной бабушки гениаль­ ного поэта) и Осипа Абрамовича Ганнибала (младшего сына «арапа Петра Великого»). Как уж е ска зано выше, институт «Лен­ гипрогор» включил д план застройки Свято- Вознесенский храм, согласовано строитель­ ство с проектно-архитектурными органами Липецка, согласна администрация области, а такж е получено благословение Его высоко­ преосвященства Мефодия, патриарха ’ Воро­ нежского и Липецкого. Замеры здания храма имеются. Совет Фонда восстановления Свято-Возне­ сенской церкви в своем решении записал: «Накопленные средства в порядке пожертво­ ваний организаций, предприятий и граждан имеет целевое назначение на возрождение Свято-Вознесенского храма. Расходы средств могут быть только после йроектно-сметной до­ кументации восстановления Свято-Вознесен- ской церкви, с представлением договрров, ут­ вержденных советом данного Фонда. Мы будем ежемесячно давать публикации о взносах, называя имена вкладчиков и суммы. В этих списках могут ' быть и анонимные вкладчики, если кто Не пожелает обнародо- Итак, открыт счет № 1700285 в Липецк- комбанке, (398000, г. Липецк, пл. Плеханова, 4). Первый перевод в Фонд возрождения Свято-Вознесенской церкви сделан Комбан­ ком (председатель правления банка Антонина Михайловна Копаева). Кто следующий? ПРЕДСТАВЛЯЕТ КЛУБ «ГОРИЗОНТ» в Липецком выставочном зале работает выставка двух членов клуба — искусных ма­ стериц. Галина Михайловна Михалева, учительница школы № 44, представила на суд зрителей художественную вы­ шивку, выполненную гладью- Яркие цветы, замысловатые орнаменты, вышитые Галиной Михайловной на кусках по­ лотна, на кофточках, поисти­ не радуют глаз. Прасковья Ивановна Елисе­ ева, бывшая учительница школы № 50, мастерица ‘сов­ сем в ином виде вышивки,—фи­ лейном. На ее изделиях нет такого буйства ярких красок. Здесь царство кружев, тонко­ го переплетения нитей, в ко­ тором можно угадать дико­ винных птиц и растения, неж­ ный узор снежинок. На встрече с посетителями, обращаясь к‘ молодежи, Прас­ ковья Ивановна сказала: «Так хотелось бы, чтобы . народная вышивка продолж ала жить, чтобы русские мастерицы хра­ нили традиции». Н. ЛЕЛЯВИН . Минуты поэзии Башня Твои висячие сады запрятаны в изгибе рта. В броженье смятые плоды, И запятая занята. Она возводит этажи , ^ Но сила свыше языки , , смешала. И не спят п аи ^ . : Спит страж а . Грабят сундуки. Глумятся пьяные рабы, В ушах тяжелый звон ключей, И бронза красн ая мечей Вельмож раскраивает дбы. М ардука золотой чертог оЗодран. Бог бессмертный пал, И трещины ползут. горит оправленный в опал. Гордыня поднималась ввысь, А стены сыпались на град. Небес дождливых клинопись, И Тигр разлился и Евфрат. Кривые ветви олеандр густой окрашены зарей... К полседнйе интсанции «Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна?» (А. С. ,ПУШКИН). Как живешь, подружка, Древняя бабуся? Ж амкаешь ватрушки?! Господи Исусе... В город очумелый Не идешь, а трусишь Хлопотать по делу. Господи Исусе... Грамотей-чинуша Грозный вид напустит: Глупая старушка! Господи Исусе... Так нн с чем вернешься В свой закут у(№гий. Слабо улыбнешься:' Уж краснорожий Александр идет сравнять тебя с землей. Толмач Толмач! Отправлено посольство Назад в брусничные леса, Но вот иное хлебосольство Таят глухие небеса; Хламиду на донгунах кровель, Резь колокольцев и шнурков, И обагренный звоном крови Протяжный вой степных волков. И ж аж д а гроздьями свисая, Хранила знаки жизни той. Как на картинах Хокусая — рот остается сиротой. И слова круглое сиротство Предскажет путь, осветит згу. Восточной хитрости уродство, В х алатах черную лузгу. Но жест надменно истолкован, Шелк неба вышит неспроста, Что-то сдали ноги... Лампочка не светит. Протекает кровля — Зажилась на свете Ломова Прасковья. В этой жизни волчьей Радости немного. Остается молча Помолиться Богу... Приходит ночи черная лавина, И сознаешь, что перейден рубеж: И пройденная жизни половина, Как битый пес, обласканный допреж. Приходит час, и все, что было смутным, Своей косой касается тебя; Л. Новиков Когда морозцем дешифрован зубец багряного листа. Наркоз Нельзя разрешить эти дали, з а выхлопом перистым труб. Сродни удаленью миндалин железистый привкус у губ. Не хватит ни неба, ни хрома на скользкие эти щипцы. Наркоза истома и дрема в глухие забьет бубенцы. И кафеля гладкие плиты мертвы, будто зимний ручей... Так женщины книга открыта на легкую влагу очей. В них зиждется божия рента — Стада облаков хороши, ■Но тонкая боль инструмента касается строя души. Так знай: простынями терпенья отныне наш путь освещен. И миг твоего озаренья Безумьем моим замешен. С. Казанцев и пробует на ощупь поминутно, И сплевывает сок твой пригубя. Вот так нисходят ангелы в долину, Чтоб сладкий грех, расцветший в забытьи, Упал к ногам, как корка мандарина. Сморгнешь слезу, и нет н азад пути. И как трава сдает экзамен лету, Сдаешь дела и пьешь на посошок; И боли нет, и страха жизни нету — Трава в стожок — глоток, разбег, прыжок! Август 1991 г ,. К областному съе зда р аботников к у л ь ту ры новый ОРАКУЛ внешой РЕАЛЬНОСТИ По поводу статьи«Быть ли кульутре управляемой?» в «Липецкойгазете» 17 деакбря с. г. ^т р аш а я статья- с п р е » ^ ' Ц&ЗНЫ1М названием «Быть 1№ культуре управляемой?» подписью' В. Пиралова опуб- ^ ли'кована в «Липецкой газете» № 73 от 17 декабря с. г чего, -Кроме недоумения, первых,. по -поводу прюдвзято ети,взглядов автора, во-вторых по поводу явной некомпетент ности и беспомощности в .зат­ рагиваемой им проблеме она не вызывает. А между тем В. Пиралов берется судить о состоянии нынешней ■культуры всей нашей области. » Несамостоятельность суж­ дений и оценок о подожении. в культуре В. Пиралов не скры­ вает — он основывает их.ва" каком-то отчете,' затерявшем­ ся, }<ак он пишет, «в недрах доживающего последние дни облисполкома». Что за отчет, кто его автор — неясно, лишь какие-то намеки, туманная сло­ весная вуаль... Старый запы­ лившийся отчет чиновника в ка­ честве опоры для нынешнего объективного анализа — это, по менъшей мере, абсурд! Но, с другой стороны, и В. Пиралова можно понять. Ну нет у него нового обстоятель­ ного фактического материала о состоянии культуры области.. Нет и собственного анализа положения дел в этой отрасли. Зато есть большое желание быть оракулом в новой реаль­ ности, зато в избытке запаса ' озлобленности, стремления сло­ мать, и как можно скорее, ста­ рую машину, то есть сущест­ вующую структуру организации культуры, уничтожить все, что было за все пред-а^ствую- щие 70 с лишним лет п щ п ^ - тийно-советском рукювсй&тве.' Уж так он ненавидит ' эдю прошлое, все в целом, что и не замечает, как в амоциональном порыве его то и дело зано­ сит в маловразумительные от­ влеченные монологи ни о чем. То примется рассу)кдать, ' что в его представлении есть твор­ ческий процесс применительно к куль-гуре прошлого: оказыва­ ется, эго лишь политлозунги на стенах клубо1В да политпесни в концертах. То зачем-то ударя­ ется в умствования .о том, что вот пото 1 му-то (почему же все-таки?) все вокруг' и вору- Хотелось бы знать, относит ли он к этой категории того же сельского интеллигента,- культработннка, у которого до„ сих -пор шиш в' кармане?.. То- примется убеждать нас, что «большая часть людей нахо­ дится в страхе быть изобли­ ченной». Иными словами, вок­ руг нас, осторожно; м,ол, столько проходимцев, негодя­ ев, ворсщ и т. д, и т. п. Ин­ тересно. с кем же автор во­ обще собираотся преобразовы­ вать общество, если «большая часть» годится лишь на то,- чтобы их упечь куда-нибудь в каталажку или того лучше — ртсстрелять, как в памятном И все-то в его искаженном, преддаятом взгляде на мир пе­ ревернуто с Ног на голову..'. Сегодня о»нь легко походя ругать .отст^гость культуры за ‘ 70 лет Советской власти. Имен­ но потому, что она действитель­ но всегда «выпадала в оста­ ток», что ей всегда доставались крохи с барского стола госу- дарственньй бюрократической ' системы, мало думающей о конкретюм челодеке. его ду­ ховности, да что. там! —- о правах личности. И кто, как . не-сами работники культуры, десятилетиями, образно гово­ ря, колотились в бессилии лбом об стенку, доказывая власть имущим, очевидное: что ни оо- • циалистическое общес'гао, ни его экономика невозможны без -высокообразованного, интел­ лектуального человека, духов­ ный горизонт которого не сво­ дится к сытому и пьяному брю­ ху. Это они, работники куль­ туры, воем миром (кстати, во главе со своим «шефом» А. Не- хорошевым) в последние пере­ строечные годы громко ново­ му идем, коли выделяем «три копейки на духовность?» Они сами выступили инициаторами, предлагая, что надо менять, •что савершенсшо1вать, оообра - зуясь с новой реальностью. И власть предержащие вынужде­ ны были, как известно, пойти на уступки, элементарно по­ заботиться о том, чтобы культ­ работник был хотя бы жив, чтобы вместо одной крохи вы- .делить две на содержание уч­ реждений культуры, хотя бы тех, без, которых вообще не- , возможно говорить о культу- .ре области. Они и сами не сидели сло­ жа руки, энергично стремясь освоить в ряде районов новые формы хозяйствования —чап- лыганцы, данковчане, культра­ ботники Липецкого района,,. Даже в этом полунищенском существовании культура обла­ сти имела и имеет достижения, которыми липчане вправе гор­ диться. Поэводьге спросить, господин В, Пиралов: весьма лихо лягнув старейший дра­ матический театр, обвинив его — в чем? — что «на сиену про­ никает пошлость и безвкуси­ ца», — бывали ли вы сами зрителем этого театра? Скла- дьгаается впечатление, что ра­ ди красного словца автор го­ тов' не пожалеть и родного от­ ца. Липецкий драмтеатр . име­ ни Л. Н. Толстого заслуженно стал за последние 10—15 лет интереснейшей творческой ла­ бораторией в освоении класси­ ки на сцене для театров всей страны. В Липецк приезжают ведущие ученые, литературове­ ды, театральные деятели, ар­ тисты — и всех их объединя­ ет в театре особая атмосфера, где и дышится легко, когда ду­ маешь о высоком. Не сиюми­ нутные ценности привлекают театр, -а то, что непреходяще, что не подвержено очередной кампании очередных властей... Редко какому театру в России удавалось сохранить столь высокий творческий потенци­ ал^ ста-гь поистине раачосто- ронийМ'коллективом, где акте­ ры умеют все. И’ даже неуда­ чи его носят поисковый твор- чеоиий характер. Мож1но только удивляться трудолюбию и творческому го­ рению коллектива маленького област.н'ого театра кукол,, в не­ имоверно трудных условиях, при отсутствии собственного помещения умудрив'шегося то­ же стать базовым театро.м страны... Артисты высок'огр класса и в нашей областной филармо­ нии. А наши художники, му­ зыканты, скромные районные я сельские таланты — как же можно говорить о них обо всех в столь унижительном тоне? С иронией В, Пиралов пишет о «похвальном возрож­ дении фольклора, прикладного художественного творчества и. т. д.» Видимо, для него это несущественная «мелочевка». Вот уж лоиотине задумаешься — да дорого ли вообще авто-. РУ хоть что-нибудь в нашей ис­ тории? Прислушаться бы ему к муд­ рому совету: «Ничто старое, в чем сосредоточен опыт поколе­ ний, не может, не должно быть разрушено до основания. Ста. рое должно вытесняться но­ вым, сосуществовать и взаимо­ действовать с ним, реформи­ роваться, савершенствоваться, исчерпать все свои возможно­ сти и лишь затем уйти с ис­ торической сцены, оставив в этом новом все лучшее, целе­ сообразное и необходимое», С трудом углубляясь в по­ верхностное сочинение автора, естественно; спрашиваешь се^ бя: а ради чего, собственно, написана эта статья?, Может быть, она содержит то, в чем мы больше всего сейчас нуж­ даемся, — концепцию новой культуры? Нет на нее и наме­ ка. Может, автор хотя бы на­ мечает какие-либо приоритет­ ные направления развития ку­ льтуры на переходный период от социализма, который мы так и не воплотили в жизнь, к капитализму, к которому яко­ бы сейчас устремлены? И это- Да, обвал верхшх этажей власти сам по себе, автомати­ чески не в состоянии породить цивилизованные формы соци­ ально-культурной жизни. Их необходимо строить! Но для этого вовсе пе обязательно ру­ шить до основания, чтоб за­ тем... Мы уже это, увы, про­ ходили. Сегодня культура нуждается не в том, чтобы ее добивали хозяева, а чтобы она. несмот­ ря на все препоны, сама суме­ ла себя сохранить, не в зло­ радстве по поводу того, 'что она не смогла в условиях «ос­ таточного принципа», а в дей­ ствительно -демократическом реформаторстве на основе сбг- ласия и творческого содруже­ ства людей, причастных, не­ равнодушных к культуре, иск^ ренне болеющих за нее, от­ ветственных з а ее будущее. Д е ­ мократия не в новом расколе общества, а во взаимопонима­ нии, н е в революционных скач­ ках, а в ненасильственной эво­ люции по пути свободы и гу­ манности. Мы должны ясно представ­ лять себе, что ж е будет опре­ делять наше общественное бы­ тие. Что же мы хотим иметь — бездуховную «коммерциа­ лизированную» масскультуру или духовные ценности, где Всегда будет место личным и общественным добродетелям, таким, как милосердие, добро­ та, честность, благородство, по­ рядочность, коллективизм, вер­ ность гражданскому долгу, пат­ риотизм, любовь к семье и де- Что же вкладывает автор 0 понятие духовности, мы не Не хочется комментировать слова автора о том что куль­ туре ну'жны спонсоры, в коих он и видит спасение. Здесь мы с ним солидарны — в жестоких рыночных отношениях культу­ ре вряд ли выжить без меце­ натов. Ню, если автор думает, ч'Го отваленный новоявленным миллиардером (ставшим, заме­ тим, таковым при Советской власти!) миллион уже сам по себе спасет культуру, то он глубоко ошибается.' Новую культуру будут строить истинно духовные лю­ ди, интеллигенты не по вузовскому диплому, а по об­ разу жизни. Люди, глубоко порядочные, честные, уважаю­ щие личность каждого, живу­ щего ныне на многострадальной земле, уважающие собственную историю своей родины, а не топчущие бездумно прошлое с его общими братскими могила­ ми и трагаческими судьбами миллионов ни в чем не по­ винных людей. Люди, любящие людей, а не уверовавшие в свое незыблемое право вновь «указывать», «рекомендовать», «обязывать» и т. д. Ни к чему, кроме как к новому тоталита­ ризму, эта дорога не приведет. УЧАСТНИКИ «КРУГЛО­ ГО СТОЛА» ПО ОБСУЖДЕ- НИЮ СТАТЬИ: В. И. ЗЯБКИН , ; актер драматическогр ' театра, депутат областного Совета народных депутатов; Т, И. НЕЧАЕВА, искусствовед; В. Д . ЛАРЬКОВ, художественный руководитель Липецкой филармонии, председатель Липецкого Союза концертных деятелей; И. Г. КРЮКОВА, инспектор управления культуры; В. А. БАХМЕТЬЕВ, директор детской музыкальной школы № 3 г. Липецка; В. В. ЖУКОВ, художественный руководитель т еатра кукол, заслуженный артист РСФСР, председатель Липецкого отделения Советского фонда культуры. Жронина Книга в нашем доме Стали ли в наших семьях меньше читать? К сожале­ нию, да- Книгу ~ умную, добрую вытесняют телепе­ редачи, видеофильмы... Но работники грязинской рай­ онной библиотеки решили не сдаваться обстоятельствам. Недавно они, пригласив к себе сельских коллег, пра­ вели большой семинар по актуальной теме: «Бибчи- отекарь — организатор сег мейного чтения». К разго­ вору они оформили две вы­ ставки: «Любимые книги наших детей» и о литера­ туре, посвященной теме во­ спитания в семье. Много полезного почерпнули уча­ стники семинара из обмена опытом работы заведующих сельскими библиотеками. Для возрождения храма Энтузиастами, то есть инициативной группой, ко­ торую возглавил пенсионер- педагог, ветеран войны Б. Н. Цветаев, предприня­ ты первые шаги по возро­ ждению старинной церкви в селе Казинка Грязинского района, Этот храм, как ут­ верждают краеведы, нача­ ли строить в памятном 1812 году, когда закончи­ лась Отечественная война, а первую службу провели в нем в 1837 году. Иници­ аторы возрождения церкви уже собрали первые десять тысяч рублей и приглаша­ ют присоединиться к ним всех желающих. Чьи певцы лучше? в Грязинском районе на­ чались отчетные концерты самодеятельных коллекти­ вов совхозов в рамках фе­ стиваля народного творче­ ства «Не хлебом единым живет человек». В Дом культуры совхоза «Песковатский» н а концерт артистов соседнего совхоза «Красный горняк» и своего хозяйства собралось столь­ ко народу, что буквально негде бьйн> яблоку упасть. Гостей по русскому обычаю хозяева встретили хлебом- солью. Порадовали всех вы­ ступления и хора, и соли­ сток — В. Вограненко, Л. Боевой, А. Некрасовой, Т. Суриновой и , других. Художественный руково­ дитель совхозной самодея­ тельности А. Миндняров исполнил якутские частуш- Протрамма коллектива говхоза «Песковатский» от­ личалась большим разнооб­ разием жанров. Аплодиро­ вали всем: и юной чтице, ученице Песковатской шко­ лы Ольге Мерзлике, я пев­ цам Ольге Тепловодской, Светлане Большаковой, Валентине Кокаревой и Ма­ рии Вереникиной и другим. , Концерт, занявший без малого три часа, понравил* А. ПОХВАЩЕВ, Гфязинский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz