Липецкая газета. 1991 г. (г. Липецк)
28 декабря 1991 г., 81 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, КУЛЬТУРА Владислав ЗОРИН ЧТОБ НЕ СПУТАТЬ ДЕМОАКТРА С ДЕМОКРИТОМ Привда однажды в писательск|ую орга1Низац«ю дама поин тересоваться, чем же занимаются эти самые писатели? Объя сняли ей дедах), как говоритсч, на пальцак. Ничего не. по няла дама. Так и осталась при своем мнении, что писатели должны дружными колоннами к девяти часам являться в писательскую организацию и до шести часов с перерывом иа обед усердно изучать... устав Союза писателей СССР. Подобные' дамы упорно внедряются я новые структуры власти. В ^ у л ь т а т е идет планомерное наступление на и без того тонкий слой кудьтуры в нашй' области. Уничтожаются партийные библиотеки, как будто в них не было ценных книг, заморожено на неопределенный срок строительство Литературного- музея, а из церкви поспешно вьсброщея областной краеадческий музей. Редкие книги ва лялись под 'Дождем, а на новое место прежде всего перевез ли два тракто;ра: «Форяэон» я^!>одноIй липецкий- Как тут не вспомнить лихие двадцатые, когда богатейшую библиотеку Соловецкого монастыря комиссары вЫ|Волокл« на улицу и подожгли. Помните у А. Жигалина? ...Костры полыхали багрово, И отблеск плясал на стене- И, может |быть, подлинник «Слова» Сгорел )В том ужасном огне. Горели и акты !И святцы, Сказанья родимой земли... Д а что вы наделали, братцы! Д а как же вы это смогли?! Вы посмот|рите, в каких уежвиях я а б о ^ т обдас^ая на учная библиотека! Не горят щ е сь Щкниг^_ а пропадают от сырости и тесноты. Здание в аварийном ..достоянии неоколько лет, но сколько ни била тревогу общественность ■— все как в прорву- Эй(}юрия православия и спехуляЦ|И|И на этом захлестнула всю страну и область. А на единственное здание библиотеки области Нет денег и не предвидится. Сколько копий сломано вокруг картинной галереи обла сти! Нет, политехнический институт не отдад свое старое здание ху|дожникам, самим мало! Хотя возведен целый го родок в 19-м микрорайоне. Изредка приходилось выступать перед студентамя-«тех- нарями» известным писателям страны — молчащая аудитория,, ни одного толкового вопроса. «Замороженная публика», как сказад Е. Евтушенко, уезжая из Липецка- •Как же ее «разморозить», если в наш город, к примеру, неохотно едут с классическим репертуаром прославленные в М|ире коллективы. «А, Липецк! Сюда Мордасову и цыган..,» — шутят в Моск«жцерте. Камерная музыка здесь сборов не дает. Да и как ойа даст, если об(ластное радио часто в «Письмах и песнях» прокручивает «Бедую метелицу», «Белую акацию» и «Малиновый звон». Просят, мол, люди. А что они могут еще просить, если, кроме этих шлягеров; им‘ничего ие известно? 'На птичьих правах у нас филармония и кукольный театр... Иные 'возр^ят: у нас, мол, на первом^пдаче.. сейчас хо зяйственные вопросы. Если бы они решазшсь, эти вопросы! А начался «налет» на журналистов. Больше месяца бестол- ; ново решался вопрос о редакторе- А ведь проблема выеден- вого яйца не стоит..- • . Затем «штурм» перекинулся на Липецкую писательскую организацию. Посыпались в облсовет доносы, что здесь раз ворована казна, улетучилась мебель и т. д- Восемь проверок произве.^ено! Восемь! За один только месяц! Инспектора из КРУ недоуменно пожимали- плечами: чего проверять этот «горшок с медяками» (смета на год — девять тысяч). Кому-то переплачен трояк? И стулья со столами оказались на месте, и даже лампочки все вкручены и, представьте себе, горят! Но кому-то неймется. Новая комиссия прибывает. Опять — недоумение- Предприятия с мид:1ионными 01 боротами про веряются раз в год. А тут... Подняли с постели 85-летнюю писательницу Ю- Я- Шифрину. Три дня допрашивала ее проверяльщица. Как после этого будут поддерживать писа- теди некоторых руко 1 ВОДителей новой власти? , Вспомкишь поневоле умных комиосаров, которые сами по могали в благих начинаниях писателей.- Во всяком, случае, не вставляли палки в колеса... Не мешайте же творческим лю. дям спокойно работать! Явно не с того: конца начинаются реформы. Не ск ^ ^и разбирать, а кормить людей надо! А культура? Что ж, она во все времена была не в почете иа этой грешной земле. И как тут отдичить современного Демократа от древнегреческого философа Демокрита? К вам обращается поэт Сергей Панюшикн, председатель Фонда возрожрния Свято-Веосезнксого храма • БЛАГОСЛОВИГ,ОСПОДИ В столице Отечества в бесовскую эпоху свершили дандалшм, взорвали памят ник общенациональной духовной значимости — храм Христа Спасителя, созижденный на народные рубли в честь победы русского ду ха 1812 года. Инициативой писателей Владимира Соло ухина и Юрия Юшкйна создан Фонд возрож дения храма Христа Спасителя. Опублико ваны данные о пожертвованиях. Оказалось, из всех краев и областей страны граждане Липецкой области внесли а копилку возрож дения храма наибольший вклад- Это и нас, липчан, подтолкнуло свершить поступок Божьего помысла — возродить Свято-Вознесенский храм в Липецке, постро енный в 1751 году «тщанием прихожан» и разрушенный в 80-е годы. Стоял он в Ли пецке на улице Церковной (ныне Толстов- , Институт «Ленгипрогор» — генеральный проектировщик Липецка—рекомендует распо ложить храм рядом с прежним его месгом (в 30 метрах севере -западнее) на свободном от з а с т р о ч и участке. Знаменит храм -тем, что он был первым кафедральным собором в Липецке, при его сносе обнаружены погребальные плиты с име нами рода Пушкиных и вскрылся историче ский факт венчания в нем в 1773 году Ма рии Алексеевны (родной бабушки гениаль ного поэта) и Осипа Абрамовича Ганнибала (младшего сына «арапа Петра Великого»). Как уж е ска зано выше, институт «Лен гипрогор» включил д план застройки Свято- Вознесенский храм, согласовано строитель ство с проектно-архитектурными органами Липецка, согласна администрация области, а такж е получено благословение Его высоко преосвященства Мефодия, патриарха ’ Воро нежского и Липецкого. Замеры здания храма имеются. Совет Фонда восстановления Свято-Возне сенской церкви в своем решении записал: «Накопленные средства в порядке пожертво ваний организаций, предприятий и граждан имеет целевое назначение на возрождение Свято-Вознесенского храма. Расходы средств могут быть только после йроектно-сметной до кументации восстановления Свято-Вознесен- ской церкви, с представлением договрров, ут вержденных советом данного Фонда. Мы будем ежемесячно давать публикации о взносах, называя имена вкладчиков и суммы. В этих списках могут ' быть и анонимные вкладчики, если кто Не пожелает обнародо- Итак, открыт счет № 1700285 в Липецк- комбанке, (398000, г. Липецк, пл. Плеханова, 4). Первый перевод в Фонд возрождения Свято-Вознесенской церкви сделан Комбан ком (председатель правления банка Антонина Михайловна Копаева). Кто следующий? ПРЕДСТАВЛЯЕТ КЛУБ «ГОРИЗОНТ» в Липецком выставочном зале работает выставка двух членов клуба — искусных ма стериц. Галина Михайловна Михалева, учительница школы № 44, представила на суд зрителей художественную вы шивку, выполненную гладью- Яркие цветы, замысловатые орнаменты, вышитые Галиной Михайловной на кусках по лотна, на кофточках, поисти не радуют глаз. Прасковья Ивановна Елисе ева, бывшая учительница школы № 50, мастерица ‘сов сем в ином виде вышивки,—фи лейном. На ее изделиях нет такого буйства ярких красок. Здесь царство кружев, тонко го переплетения нитей, в ко тором можно угадать дико винных птиц и растения, неж ный узор снежинок. На встрече с посетителями, обращаясь к‘ молодежи, Прас ковья Ивановна сказала: «Так хотелось бы, чтобы . народная вышивка продолж ала жить, чтобы русские мастерицы хра нили традиции». Н. ЛЕЛЯВИН . Минуты поэзии Башня Твои висячие сады запрятаны в изгибе рта. В броженье смятые плоды, И запятая занята. Она возводит этажи , ^ Но сила свыше языки , , смешала. И не спят п аи ^ . : Спит страж а . Грабят сундуки. Глумятся пьяные рабы, В ушах тяжелый звон ключей, И бронза красн ая мечей Вельмож раскраивает дбы. М ардука золотой чертог оЗодран. Бог бессмертный пал, И трещины ползут. горит оправленный в опал. Гордыня поднималась ввысь, А стены сыпались на град. Небес дождливых клинопись, И Тигр разлился и Евфрат. Кривые ветви олеандр густой окрашены зарей... К полседнйе интсанции «Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна?» (А. С. ,ПУШКИН). Как живешь, подружка, Древняя бабуся? Ж амкаешь ватрушки?! Господи Исусе... В город очумелый Не идешь, а трусишь Хлопотать по делу. Господи Исусе... Грамотей-чинуша Грозный вид напустит: Глупая старушка! Господи Исусе... Так нн с чем вернешься В свой закут у(№гий. Слабо улыбнешься:' Уж краснорожий Александр идет сравнять тебя с землей. Толмач Толмач! Отправлено посольство Назад в брусничные леса, Но вот иное хлебосольство Таят глухие небеса; Хламиду на донгунах кровель, Резь колокольцев и шнурков, И обагренный звоном крови Протяжный вой степных волков. И ж аж д а гроздьями свисая, Хранила знаки жизни той. Как на картинах Хокусая — рот остается сиротой. И слова круглое сиротство Предскажет путь, осветит згу. Восточной хитрости уродство, В х алатах черную лузгу. Но жест надменно истолкован, Шелк неба вышит неспроста, Что-то сдали ноги... Лампочка не светит. Протекает кровля — Зажилась на свете Ломова Прасковья. В этой жизни волчьей Радости немного. Остается молча Помолиться Богу... Приходит ночи черная лавина, И сознаешь, что перейден рубеж: И пройденная жизни половина, Как битый пес, обласканный допреж. Приходит час, и все, что было смутным, Своей косой касается тебя; Л. Новиков Когда морозцем дешифрован зубец багряного листа. Наркоз Нельзя разрешить эти дали, з а выхлопом перистым труб. Сродни удаленью миндалин железистый привкус у губ. Не хватит ни неба, ни хрома на скользкие эти щипцы. Наркоза истома и дрема в глухие забьет бубенцы. И кафеля гладкие плиты мертвы, будто зимний ручей... Так женщины книга открыта на легкую влагу очей. В них зиждется божия рента — Стада облаков хороши, ■Но тонкая боль инструмента касается строя души. Так знай: простынями терпенья отныне наш путь освещен. И миг твоего озаренья Безумьем моим замешен. С. Казанцев и пробует на ощупь поминутно, И сплевывает сок твой пригубя. Вот так нисходят ангелы в долину, Чтоб сладкий грех, расцветший в забытьи, Упал к ногам, как корка мандарина. Сморгнешь слезу, и нет н азад пути. И как трава сдает экзамен лету, Сдаешь дела и пьешь на посошок; И боли нет, и страха жизни нету — Трава в стожок — глоток, разбег, прыжок! Август 1991 г ,. К областному съе зда р аботников к у л ь ту ры новый ОРАКУЛ внешой РЕАЛЬНОСТИ По поводу статьи«Быть ли кульутре управляемой?» в «Липецкойгазете» 17 деакбря с. г. ^т р аш а я статья- с п р е » ^ ' Ц&ЗНЫ1М названием «Быть 1№ культуре управляемой?» подписью' В. Пиралова опуб- ^ ли'кована в «Липецкой газете» № 73 от 17 декабря с. г чего, -Кроме недоумения, первых,. по -поводу прюдвзято ети,взглядов автора, во-вторых по поводу явной некомпетент ности и беспомощности в .зат рагиваемой им проблеме она не вызывает. А между тем В. Пиралов берется судить о состоянии нынешней ■культуры всей нашей области. » Несамостоятельность суж дений и оценок о подожении. в культуре В. Пиралов не скры вает — он основывает их.ва" каком-то отчете,' затерявшем ся, }<ак он пишет, «в недрах доживающего последние дни облисполкома». Что за отчет, кто его автор — неясно, лишь какие-то намеки, туманная сло весная вуаль... Старый запы лившийся отчет чиновника в ка честве опоры для нынешнего объективного анализа — это, по менъшей мере, абсурд! Но, с другой стороны, и В. Пиралова можно понять. Ну нет у него нового обстоятель ного фактического материала о состоянии культуры области.. Нет и собственного анализа положения дел в этой отрасли. Зато есть большое желание быть оракулом в новой реаль ности, зато в избытке запаса ' озлобленности, стремления сло мать, и как можно скорее, ста рую машину, то есть сущест вующую структуру организации культуры, уничтожить все, что было за все пред-а^ствую- щие 70 с лишним лет п щ п ^ - тийно-советском рукювсй&тве.' Уж так он ненавидит ' эдю прошлое, все в целом, что и не замечает, как в амоциональном порыве его то и дело зано сит в маловразумительные от влеченные монологи ни о чем. То примется рассу)кдать, ' что в его представлении есть твор ческий процесс применительно к куль-гуре прошлого: оказыва ется, эго лишь политлозунги на стенах клубо1В да политпесни в концертах. То зачем-то ударя ется в умствования .о том, что вот пото 1 му-то (почему же все-таки?) все вокруг' и вору- Хотелось бы знать, относит ли он к этой категории того же сельского интеллигента,- культработннка, у которого до„ сих -пор шиш в' кармане?.. То- примется убеждать нас, что «большая часть людей нахо дится в страхе быть изобли ченной». Иными словами, вок руг нас, осторожно; м,ол, столько проходимцев, негодя ев, ворсщ и т. д, и т. п. Ин тересно. с кем же автор во обще собираотся преобразовы вать общество, если «большая часть» годится лишь на то,- чтобы их упечь куда-нибудь в каталажку или того лучше — ртсстрелять, как в памятном И все-то в его искаженном, преддаятом взгляде на мир пе ревернуто с Ног на голову..'. Сегодня о»нь легко походя ругать .отст^гость культуры за ‘ 70 лет Советской власти. Имен но потому, что она действитель но всегда «выпадала в оста ток», что ей всегда доставались крохи с барского стола госу- дарственньй бюрократической ' системы, мало думающей о конкретюм челодеке. его ду ховности, да что. там! —- о правах личности. И кто, как . не-сами работники культуры, десятилетиями, образно гово ря, колотились в бессилии лбом об стенку, доказывая власть имущим, очевидное: что ни оо- • циалистическое общес'гао, ни его экономика невозможны без -высокообразованного, интел лектуального человека, духов ный горизонт которого не сво дится к сытому и пьяному брю ху. Это они, работники куль туры, воем миром (кстати, во главе со своим «шефом» А. Не- хорошевым) в последние пере строечные годы громко ново му идем, коли выделяем «три копейки на духовность?» Они сами выступили инициаторами, предлагая, что надо менять, •что савершенсшо1вать, оообра - зуясь с новой реальностью. И власть предержащие вынужде ны были, как известно, пойти на уступки, элементарно по заботиться о том, чтобы культ работник был хотя бы жив, чтобы вместо одной крохи вы- .делить две на содержание уч реждений культуры, хотя бы тех, без, которых вообще не- , возможно говорить о культу- .ре области. Они и сами не сидели сло жа руки, энергично стремясь освоить в ряде районов новые формы хозяйствования —чап- лыганцы, данковчане, культра ботники Липецкого района,,. Даже в этом полунищенском существовании культура обла сти имела и имеет достижения, которыми липчане вправе гор диться. Поэводьге спросить, господин В, Пиралов: весьма лихо лягнув старейший дра матический театр, обвинив его — в чем? — что «на сиену про никает пошлость и безвкуси ца», — бывали ли вы сами зрителем этого театра? Скла- дьгаается впечатление, что ра ди красного словца автор го тов' не пожалеть и родного от ца. Липецкий драмтеатр . име ни Л. Н. Толстого заслуженно стал за последние 10—15 лет интереснейшей творческой ла бораторией в освоении класси ки на сцене для театров всей страны. В Липецк приезжают ведущие ученые, литературове ды, театральные деятели, ар тисты — и всех их объединя ет в театре особая атмосфера, где и дышится легко, когда ду маешь о высоком. Не сиюми нутные ценности привлекают театр, -а то, что непреходяще, что не подвержено очередной кампании очередных властей... Редко какому театру в России удавалось сохранить столь высокий творческий потенци ал^ ста-гь поистине раачосто- ронийМ'коллективом, где акте ры умеют все. И’ даже неуда чи его носят поисковый твор- чеоиий характер. Мож1но только удивляться трудолюбию и творческому го рению коллектива маленького област.н'ого театра кукол,, в не имоверно трудных условиях, при отсутствии собственного помещения умудрив'шегося то же стать базовым театро.м страны... Артисты высок'огр класса и в нашей областной филармо нии. А наши художники, му зыканты, скромные районные я сельские таланты — как же можно говорить о них обо всех в столь унижительном тоне? С иронией В, Пиралов пишет о «похвальном возрож дении фольклора, прикладного художественного творчества и. т. д.» Видимо, для него это несущественная «мелочевка». Вот уж лоиотине задумаешься — да дорого ли вообще авто-. РУ хоть что-нибудь в нашей ис тории? Прислушаться бы ему к муд рому совету: «Ничто старое, в чем сосредоточен опыт поколе ний, не может, не должно быть разрушено до основания. Ста. рое должно вытесняться но вым, сосуществовать и взаимо действовать с ним, реформи роваться, савершенствоваться, исчерпать все свои возможно сти и лишь затем уйти с ис торической сцены, оставив в этом новом все лучшее, целе сообразное и необходимое», С трудом углубляясь в по верхностное сочинение автора, естественно; спрашиваешь се^ бя: а ради чего, собственно, написана эта статья?, Может быть, она содержит то, в чем мы больше всего сейчас нуж даемся, — концепцию новой культуры? Нет на нее и наме ка. Может, автор хотя бы на мечает какие-либо приоритет ные направления развития ку льтуры на переходный период от социализма, который мы так и не воплотили в жизнь, к капитализму, к которому яко бы сейчас устремлены? И это- Да, обвал верхшх этажей власти сам по себе, автомати чески не в состоянии породить цивилизованные формы соци ально-культурной жизни. Их необходимо строить! Но для этого вовсе пе обязательно ру шить до основания, чтоб за тем... Мы уже это, увы, про ходили. Сегодня культура нуждается не в том, чтобы ее добивали хозяева, а чтобы она. несмот ря на все препоны, сама суме ла себя сохранить, не в зло радстве по поводу того, 'что она не смогла в условиях «ос таточного принципа», а в дей ствительно -демократическом реформаторстве на основе сбг- ласия и творческого содруже ства людей, причастных, не равнодушных к культуре, иск^ ренне болеющих за нее, от ветственных з а ее будущее. Д е мократия не в новом расколе общества, а во взаимопонима нии, н е в революционных скач ках, а в ненасильственной эво люции по пути свободы и гу манности. Мы должны ясно представ лять себе, что ж е будет опре делять наше общественное бы тие. Что же мы хотим иметь — бездуховную «коммерциа лизированную» масскультуру или духовные ценности, где Всегда будет место личным и общественным добродетелям, таким, как милосердие, добро та, честность, благородство, по рядочность, коллективизм, вер ность гражданскому долгу, пат риотизм, любовь к семье и де- Что же вкладывает автор 0 понятие духовности, мы не Не хочется комментировать слова автора о том что куль туре ну'жны спонсоры, в коих он и видит спасение. Здесь мы с ним солидарны — в жестоких рыночных отношениях культу ре вряд ли выжить без меце натов. Ню, если автор думает, ч'Го отваленный новоявленным миллиардером (ставшим, заме тим, таковым при Советской власти!) миллион уже сам по себе спасет культуру, то он глубоко ошибается.' Новую культуру будут строить истинно духовные лю ди, интеллигенты не по вузовскому диплому, а по об разу жизни. Люди, глубоко порядочные, честные, уважаю щие личность каждого, живу щего ныне на многострадальной земле, уважающие собственную историю своей родины, а не топчущие бездумно прошлое с его общими братскими могила ми и трагаческими судьбами миллионов ни в чем не по винных людей. Люди, любящие людей, а не уверовавшие в свое незыблемое право вновь «указывать», «рекомендовать», «обязывать» и т. д. Ни к чему, кроме как к новому тоталита ризму, эта дорога не приведет. УЧАСТНИКИ «КРУГЛО ГО СТОЛА» ПО ОБСУЖДЕ- НИЮ СТАТЬИ: В. И. ЗЯБКИН , ; актер драматическогр ' театра, депутат областного Совета народных депутатов; Т, И. НЕЧАЕВА, искусствовед; В. Д . ЛАРЬКОВ, художественный руководитель Липецкой филармонии, председатель Липецкого Союза концертных деятелей; И. Г. КРЮКОВА, инспектор управления культуры; В. А. БАХМЕТЬЕВ, директор детской музыкальной школы № 3 г. Липецка; В. В. ЖУКОВ, художественный руководитель т еатра кукол, заслуженный артист РСФСР, председатель Липецкого отделения Советского фонда культуры. Жронина Книга в нашем доме Стали ли в наших семьях меньше читать? К сожале нию, да- Книгу ~ умную, добрую вытесняют телепе редачи, видеофильмы... Но работники грязинской рай онной библиотеки решили не сдаваться обстоятельствам. Недавно они, пригласив к себе сельских коллег, пра вели большой семинар по актуальной теме: «Бибчи- отекарь — организатор сег мейного чтения». К разго вору они оформили две вы ставки: «Любимые книги наших детей» и о литера туре, посвященной теме во спитания в семье. Много полезного почерпнули уча стники семинара из обмена опытом работы заведующих сельскими библиотеками. Для возрождения храма Энтузиастами, то есть инициативной группой, ко торую возглавил пенсионер- педагог, ветеран войны Б. Н. Цветаев, предприня ты первые шаги по возро ждению старинной церкви в селе Казинка Грязинского района, Этот храм, как ут верждают краеведы, нача ли строить в памятном 1812 году, когда закончи лась Отечественная война, а первую службу провели в нем в 1837 году. Иници аторы возрождения церкви уже собрали первые десять тысяч рублей и приглаша ют присоединиться к ним всех желающих. Чьи певцы лучше? в Грязинском районе на чались отчетные концерты самодеятельных коллекти вов совхозов в рамках фе стиваля народного творче ства «Не хлебом единым живет человек». В Дом культуры совхоза «Песковатский» н а концерт артистов соседнего совхоза «Красный горняк» и своего хозяйства собралось столь ко народу, что буквально негде бьйн> яблоку упасть. Гостей по русскому обычаю хозяева встретили хлебом- солью. Порадовали всех вы ступления и хора, и соли сток — В. Вограненко, Л. Боевой, А. Некрасовой, Т. Суриновой и , других. Художественный руково дитель совхозной самодея тельности А. Миндняров исполнил якутские частуш- Протрамма коллектива говхоза «Песковатский» от личалась большим разнооб разием жанров. Аплодиро вали всем: и юной чтице, ученице Песковатской шко лы Ольге Мерзлике, я пев цам Ольге Тепловодской, Светлане Большаковой, Валентине Кокаревой и Ма рии Вереникиной и другим. , Концерт, занявший без малого три часа, понравил* А. ПОХВАЩЕВ, Гфязинский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz