Липецкая газета. 1991 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а зе т а 2в ноября: Ю91 г., М 6 КР^^ГЛЫЙ с т о л «ЛГ» н ВОРОНЕЖСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ Сегодня мы обсуждаем очень важную тему, ко торая затрагивает интересы не только медицинских работников, но и всего населения в делом. Законо дательно закреплена и начинает осуществляться новая система организации здравоохранения. По замыслу законодателей, она должна основываться на четком экономическом расчете и определить ис- ’ тинную стоимость медицинской помощи в РСФСР. Значит ли это, что с бесплатной медициной будет покончено?.. . ' В дискуссии участвуют П. А. ГУЧЕК, заведую щий облздравотделом, Н. И.' МАЛЮКОВ, замес титель заведующего облздравотделом, О. П. АМЕ ЛИН, главный врач Хлевенского района, Н. Ф, ДОЛГОВ, начальник лечебно-профилактического отдела облздравотдела. П А. ГУЧЕК: «НАКОНЕЦ-ТО ВЫ СМОЖЕТЕ ВЫБРАТЬ ВРАЧА..:» Здравоохранение всегда было .платным. Его Опла чивало общество посредство.м налогов'. Отныне будет по кончено не с бесплатной медициной,, а с мифом на этот счет. Кстати, финансирование составляло всего лишь 3 —4 процента от объема валового национального продук та. и это в два с лишним раза ниже, чем в, развитых стра нах. Но даже те крохи, которые вкладывались в здраво охранение, были в достаточной- степени обезличенными, поэтому качество-лечения они не- етимулировали. Отсутствие современной медицинской техники, лекарств, низкая заработная плата медперсонала,— все это свиде тельство кризисного состояния', и значи,т, необходимы но вые формы организации здравоохранения. Эта необходи мость и была реализована в Законе РСФСР «О медицин ском страховании граждан в РСФСР». . Он определяет правовые, экономические и организаци онные основы социальной защиты; интересов населения в деле охраны здоровья через медицинское страхование. С одной стороны, медицинское страхование будет гаранти ровать определенный уровень медицинской помощи, а с другой — ее непосредственное финансирование через до говоры страхования!. ' ■ — И что же, завтра ни в одной поликлинике пациента не примут, если он не имеет договора страхования? — Закон принят с таким' расчетом, чтобы к этому по дойти постепенно. В конечном итоге так' оно и будет, но не скоро — в 1993 году. В течение будущего года мы должны осуществить переход'-к медицинскому страхова нию. Как это будет йыглядеть? Законом предусмотрено медицинское страхование в двух видах: обязательное и добровольное. Обязательное страхование убудет всеобщим для населения РСФСР и гарантирует объем и условия 01казания медицинской и лекарственной помощи гражда нам, оговоренные в договоре страхования. Для работаю щих граждан такие договоры со страхо^рыми фирмами за ключают предприятие, организация и т. д. Стоимость та кой страховки будет определять правительство республи ки, а перечень медицинских услуг — Минздрав РСФСР. Подчеркиваю — обязательных услуг. Одно из основных условий медицинского страхования — это свободный вь1бор врача. Пациент уже не будет' з а креплен за определенной поликлиникой по месту житель ства, а, сможет обратиться в любую поликлинику, больни цу и не только в своем городе. Оказав помошц, -медицин ское учреждение пошлет счет страховой фирме. В свою очередь, медицинское учреждение будет заинтересовано привлечь пациентов, потому что это один из основных ис точников его финансирования. Нет п ациен тов -----нет де нег на зарплату персоналу, на оборудование и т. д. Воз никает ситуация, когда медперсонал зависит от больного, а не наоборот, как это получается сегодня. — А если будущий пациент не работает, кто заключит договор страхования? — Все неработающие кат^ории населения обращают ся в м утный Совет. Исполком местного Совета и дол жен заключать на этих гр(аждан договоры страхования. Будет и второй вид страхования добровольное. Оно также может быть-коллективным и индивидуальным. Доб- роЕОльное'страхование предполагает до1полнител^ный комп- лскс медицинских услуг, й тут речь идет не только о не посредственной медицинской по-мощи, например, дополни тельном обследовании, консультации высокопрофессиональ ного специалиста, но и более комфортных условиях пре бывания в стационаре.'Скажем, если вам рекомендовано диетпитание, то Достаточный курс диеты может обеспе чить лечебное учреждение, так же, как и отдельную па лату с телефоном, телевизором, свободным аюсещением родственников. Кстати,Уна деньги из фонда социального развития предприятие можёт не только претроить базу отдыха; но и приобрести для коллектива дополнительную страховку. — Павел Анатольевич, но ведь этот сервис завдеит не только от суммы страховки, но и возможностей медицин ского учреждещш, а мы юсе время сльпцим о слабой ма териальной базе больниц и поликлиник... Перед . тем, как вводить медицинское страхование, лечебные учреждения будут лицензироваться. Такие ли цензии на обслуживание по высшему разряду имеют шан сы получить, например, детская областная больница, об ластная многопрофильная, больницы НЛМК, ЛТЗ, а ос тальные будут подтягива.ться до их уровня, постепенно накапливая средетва. Ведь через страховые компании средства от приема и лечения пациентов будут поступать напрямую в лечебные учреждения. - -— Итак, все нетрудоспособное население получит до говоры страхования Рт местных Советов. К сожалению, именно здесь предстоят, очевидно, самые большие расхо ды, так как чаще всего болеют старики и Дет». Одно из двух: ввиду скудности бюджета либо реализация страхо вой медицины вообще не состоится, т. к. мы уже шесть лет находамся в переходном перноде к рьшку, и неизве стно, когда перейдем, либо сумма страховки, а стало быть, и объем медицинской помощи дли этой категорий населения будут минимальными... Ни в коем случае. Обязательный уровень помощи будет одинаковым и, до нашил* прогнозам, не нияй, чем тот, который сложился в последние годы. СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНА: КАК ЭТО БУДЕТ? Введение медицинского страхования будет поэтапным. Именно учитывая сложное состояние нашей эконо:Мики, представляется целесообразным начать с принципов доб ровольного страхования, а накопив средства, опыт, мы сможем начать об,язателы1ре страхование. Тем более, что этот первоначальный период, как мы рассчитываем, поз волит гражданам задуматься, сколько стоит здоровье, и прийти к осознанию экономической выгоды его сохранения, а медицинским учреждениям, их коллективам —. освоить ся в обстановке -нового хозяйственного механизма, кото рый уже постепенно вводится. Н. И. МАЛЮКОВ: «ДЕНЪГЙ ПРИДЕТСЯ ЗАРАБАТЫВАТЬ» — Представьте себе ситуацию не столь уж редкую в отечественной медицине: хирург сделал блестящую опе рацию, я ее результаты не оправдались из-за отсутствия надлежащего ухода. Таких ситуаций не так уж мало. По чему? Не хватает лекарств, медперсонала, добросовест ности? Все это так, но основная причина глубже — рас чет на профессиональную порядочность не всегда оправ дывается, а акономичеоких стимулов практически ника- Местные рамки должностных окладов, ставок, кстати, очень низких, не дают возможности иметь дифференци рованную оплату труда. Так вот, основной принцип ново го хозяйственного механизма — каждому по труду. Мы ввели бригадную форму организации труда. И КТУ как систему показателей. — Простите, Николай Ильич, но это, как говорится, Мы уже проходили... В промышленности бригадный метод, КТУ давали блестящие результаты. Поначалу. Потогц эй фория прошла, когда не знали, как вписать в эту систе му нехватку сырья и материалов, недостатки инженерной подготовки производства и т. Д. И потом, больница ведь не завод, а человек — не станок, все детали которого и работоспособность можно проконтролировать по опреде ленным техническим параметрам... — Вот именно, больница — не завод, и здесь эта сис тема, быть может, подходит гораздо больше из-за того, что нет такой , разветвленной сети производственных звеньев. Мы привьшли, что лечение якобы 'бесплатно. Во всяком случае, денежная сторона мало волновала и врача, и больного. Но ведь цена есть. Учитывая все со ставляющие, скажем, 'лечение пневмонии, условно, обхо дится в 4 тыс. рублей. Ь^оллектив эти деньги должен за работать, по заработать он может, только вылечиё боль ного. Врт система КТУ. и начинает учитывать вклад каж дого. Кто и как способствовал выздоровлению. С учетом, естественно, специфики каждого работника. Причем, здесь есть обя.за'гёльное условие - - контроль объема и качества работы. Контроль ведется как внутри бригады, так и вне ее. Если недостатки и упущения- .за.мечены в самой бригаде, тО; устранив их, бригада сохраняет сумму заработка. Если те же недостатки и упущения замечены вышестоящим звеном, .накладывается штраф. Правда, здесь возникает сугубо профессиональный вопрос — стан дарт качества. Это очень важна'я- проблема, и особенно при внедрении страховой медицины. Ведь впоследствии каждая страховая фирма будет иметь свою группу экс пертов, которые и должны ориентироваться на определен ный стандарт- качества.' Смоделируем ситуацию; больно го выписали, а он. оставшись недовольным результатом ле чения, заявил, протест. Страховая компания в лице своих экспертов должна провести проверку, попытаться вернуть деньги, истраченные на лечение. 'Нужен стандарт каче ства лечения. И это только одна проблема, которая вста ла в результате реализации Закона о , страховой медици- Согодня, надекюь, многие коллективы понимают, что только на бригадном методе свое финансовое благополу чие не построишь.' Теперь уже мы говорим! о коллектив ных формах организации труда. Кроме того, надо разви вать сеть платных услуг, готовить базу дли того, чтобы можно было привлечь пациентов именно в свое лечебное учреждение, в том числе хозрасчетных видов деятельнос- — Позвошо себе предположить, что некоторые люди возмутятся, прёдсттвив себе Дистанцию, которая возник нет между медицинской помощью, которая будет оказы ваться по системе обязательного страхования, и так на зываемыми платными услугами. Конечно, к этрму, хо чешь — не хочешь, пртЩется привыкать так же, как мы привыкаем к разнице в ценах и товарах в государствен ных и коммерческих магазш ах. Но не получится ли так, что Доля платных услуг буд«т вытеснять обязательную медицинскую помощь? — Какие-то'подводные камни по ходу внедрения стра ховой медицины обнаружатся непременно. Но совершен но определенно могу сказать, что оказание платных ус луг не цолжно осуществляться взамен медицинской по мощи, финансируемой из бюджета (бесплатно). При на рушении этого правила все суммы средств, полученные от платных услуг, ивымаются в бюджет. ' Ксга'ги, очень интересно складываются источники фи нансирования лечебных учреждений. Как вы поняли,, бюд жетные средства остаю'гся, плюс платные услуги, а да- Это могут быть оплаченные заказы предприятий на те или иные виды мёдицинекой помощи. Это — часть штраф ных санкций, в!зысканных службой санэпиднадзора в счет леч^ебных учреждений, а . также суммы исков с предприя тий по возмещению расходов, связанных с лечением боль ных в результате .производственных вредностей, травмы. То есть в орбиту ■страховой медицины вовлекаются те проблемы,- и^оторые не решались годами — экологичес кие, охраны труда, техники безопасности на производст ве. Подо все это будет заложена экономическая основа, которая сделает , эти проблемы видимыми, и для одних они. станут статьей ■дополнительных затрат, а для других — дохода, хотя цель конечная общая — здоровье чело- Конечно, в нынепших условиях трудно рассчитывать на полное понимание, очень уж все это непривычно, но, если идея рынка стала программой государственной по литики, то необходимо ее реализовы.вать во всех отрас лях с наименьшими потерями для населения, в том чис ле и в здравоохранении. О. П. АМЕЛИН: «НАМ НЕВЫГОДНО ТЕРЯТЬ ЗАРАБОТОК» — Между тем, что есть сейчас, и тем, что предлагает ся — существенное различие, и оно. в том, что на пер вый план выходит экономический расчет. Простейший пример — всеобщая диспансернзация, объявленная нес колько лет назад. Цель была хорошая —- провести м е - . дицинское обследование всего населения -с тем, чтобы выявить патологию или серогнозировать будущие болез ни в зависимрсти от состояния здоровья, условий труда, быта, экологической обстановки и т. д., и в соответствии с этим прогнозом проводить профилактические мероприя тия. Задача была поставлена, но не просчитана эк5Номи- чески. 'Что из этого вьинло? ;Вот в Хлевенском районе на селение 23 тысячи человек.. Чтобы провести раз в год дис пансеризацию в полном объеме, надо, как минимум, на треть увеличить количество врачей и на 35 процентов — средних медработников. Расширить имеющиеся площади лечй5ных учреждений, закупить соответствующую аппа- . ратуру", одним словом, на . 'укрепление материальной ба зы затратить, по самым скромным подсчетам, 350 тысяч рублей. Поскольку этого не было сделано, то и диснансе- ризацию смогли пройти только 11 тысяч человек. Сегод ня, когда речь идет о том, что практическая медицина должна иметь экономическую основу, что труд каждого должен быть оценен в .денежных единицах, мы, наконец- то, сможем планировать, реальные объемы работы. Расчет простой. К примеру, курс лечения пневмонии в таком-то лечебном учреждении стоит пусть 3 тыс. рублей, ■язвенной болезни — 5 тыс. Начинаем считать; в терапев- ■ тическом отделении, например, столько-то больных, про должительность лечения такая-то, в результате персонал отделения может заработать так5'ю-то сумму в месяц. Ка- .'кой конкретно вклад каждого, отсюда и заработок. И вот представьте, когда труд стал видимым и оплачиваемым, исчезли многие проблемы, которые годами мучают прак тическую медицину. Например^ дефицит среднего и млад шего медперсонала, организация ночных дежурств и де журств на дому. И получилось это потому, что за каждое конкретное дело стали платить. ■Пока, как я считаю, мало, но ведь это идет опробование хозяйственного механизма. И все же уже сам факт учета труда каждого играет боль шую роль. Люди истосковались по справедливой оценке своего труда, по точному учету вклйда каждого в общее Главное достоинство страховой медицины, на мой взгляд, это целенаправленное, вложение денег. Врач зависит от пациента имено благодаря этому механизму. Более того, пациент имеет право подать в суд, если считает лечение неверным, и получить компенсацию з а счет того, кто .допус тил в лечении ошибку (если, разумеется, она под'гвержде-' на экспертной комиссией). — Олег Петрович:, но ведь в районе выбирать особенно не из чего... —Ну почему же, люди могут обратиться в другую район ную больницу, в областной центр и даже в другой город. Колхозам и совхозам, фермерам все равно, куда перево дить деньга, лишь бы лечение их устраивало. А вот нам совершенно невыгодно терять заработок, поэтому уже се_ годня мы думаем о том, чтобы этого не произошло. Ко^неч: но, у нас техническое оснащение немного хуже, чем, ска жем" в 'У^сманской райбольнице, но мы восполним этот не достаток тем, ЧТО! будем шире вводить ' нетрадиционные методы диагностики и лечения. Например, готовим специа листов по иридодиагностике, хотим открыть гомеопатичес кую аптеку, будем развивать эндоскопическую диа1гностику. У нас есть врачи и первой и высшей категории, но пока их мало, значит, надо думать и над усовершенствованием кад- .ров, специализацией. Сам вид больницы должен меняться, приближаться к домашним, санаторным условиям, иначе останемся, как говорится, без штаной. — Ну, уж этого вам нечего бояться, больные в селе—на род неприхотливш...' — Это заблуж;дение. О новых возможностях люди узнаю? быстро, а страховые компании будут заинтересованы, по лучив деньги, предоставить своим клиентам лучшее из то. го, что есть. Впрочем, они также будут заинтересованы и в том, чтобы помочь нашему развитию. — А це сложится ли ситуация таким образом, что стра ховой компании будут'ближе интересы лечебного учреж дения, а не пациента? —Дело в том, что будет не одна страховая кампания, а не сколько, и их конкуренция заставит искать лучшие вар1^ан- ты медицинской помощи, — Олег Петрович, вот сегодня шла речь о том, что по договору страхования будет оказываться определенный мн- нимум медицинской помощи. Как вы представляете этот минимум? Если сегодня приходишь к врачу на прием, он обязательно дает направление на определенный комплекс анализов. Как будет это в дальнейшем, не приведет ли новый хозяйственный механизм к неразумной экономии? — Думаю, что будет, как уже упоминалось, определенный стандарт качества лечения, то есть необходимый комплекс Л'; анализов, обследований и так далее. Необходимый и обя зательный независимо от разряда (лицензии) лечебного учреждения.- , ' . , , Н. Ф. ДОЛГОВ: «ТЕПЕРЬ ДОЛЖЕН , МЕНЯТЬСЯ КЗоТ» — Введение страховой медицины и, как следствие, —вы бор врача совсем не значит, что пациенты из глубинки хлынут в центр. Зачем? Различие в уровнях "районной больницы и областной многопрофильной не такое уж боль-. шое. Я имею в виду, что и в области, и в районе немало хорошо подготовленных специалистов. Достаточно разви ты специализировганные виды помощи. Другое дело, ч?о в областном центре больше современной диагностичейкой аппаратуры. Она была приобретена благодаря вклада!® про мышленных предприятий и сосредоточена в многопрофиль ной больнице, отраслевых .медучреждениях. ' | — Вот мы говорили о том, как обстоит дело с оснаще нием лечебных учреждений, но ведь достаточно примеров, когда не то 'что больнЩцы, обычно медпункта нет, и це лая проблема его построить. К тому же 'самый большой долгострой, очевидно, на объектах здравоохранения. Смо жет ли страховая медицина стимулировать решение этих проблем? "у —Имея деньги, но не имея ресурсов, ничего не построишь Естественно, страховые компании будут аккумулировать денежные средства, но просто накапливать — это невы-., годно. Напротив, выгодно, чтобы деньги- работали, а зна чит, и в интересах страховых компаний расширять,сферу . действий, то есть строить новые об’ьекты здравоохранения,' оснащать их современным оборудованием. — Николай Федорович, понятно, что сам экономический механизм является довольна сильным стимулом для добро совестной работы, по крайней мере пока сегодня это ви дится так, но есть ли еще какой-то механизм контроля? —Это система штрафов, что соответствует экономичес ким методам управления, но,,.к сожалению, не соответству ет КЗоТу, как и многое в страховой медицине. Возникает - ситуация, когда законы о труде противоречат попыткам улучшить качество труда, введя жесткий экономический механизм. У нас нет понятия заработок, а вот понятие га рантированная зарплата естщ Теперь представьте себе си туацию: два специалиста работают в одном отделении, но один, что называется, «горит» на работе, а другой еле «тя нет». Да, экономически мы можем воздействовать, если человек хочет заработать, а если его устраивает «гаранти рованная зарплата»? Он, к примеру, не обеспечивает объ ем работы, а ему все равно гарантирован минимум. Да, страховая медицина предусматривает, штрафные санкции, но по КЗоТу их можно опротестовать. Да и уволить сла бого и ленивого практически невозможно. То есть созда-; лась ситуация, когда приходится надеяться на меры обще- ■ ственного воздействия, когда здоровый коллектив, заинте ресованный в заработке, будет воздействовать на неради вого работника. И, , если не изменится КЗоТ, это .может выливаться в человеческие драмы, потому что кроме тех еистем контроля, о которых говорил Николай Ильич (конт роль внутри отделения, контр оль вьцпестоящей организа ции), будет действовать еще страховая экспертная-комис сия, которая вправе потре^вать возврата средств в слу чае неправильного или некачественного лечения, и эти по тери .для коллектива могут быть очень знйчительными. Давайте попробуем подвести итогн и 'сказать са мое главное, что принесет страховая медицина. Оче видно ясно, что хуже не будет, а лучше может быть... Н. Ф. Долгов. Надеюсь, как начальник лечебного отдё- ла, на улучшение возможности диагностики, лечения и ре абилитации больных за счет привлечения дополнительных средств через обязательное страхование. : ' , О. П. Амелин: В системе страховой медицины появится возможность стать полноправным хозяином здравоохране ния района. Ведь я стану юридическим лицом и смогу бо лее свободно распоряжаться финансами, кадрами. Эта сис тема сделает возможными в райцентре консультации сне: циалистов профессорского уровня. А главное — не надо без конца заглядывать в инструкции,Минздрава. Н. И. Малюков; Это вовсе не значит, что при страхо вой медицине можно будет развивать только финансово выгодную медпомощь. Мы думаем н о социальной защите малообеспеченных слоев населения. Будем создавать боль ницы и отделения сестринского ухода, где старики могут спокойно находиться с хроническими заболеваниями й сво- • ими семейными проблемами. В этих больницах им будет оказана не только медпомощь, но и иадлежахций уход. Ду маем об организации хосписов. Надеюсь, у нас появится возмоншость для развития- специализированных видов по мощи .на более высоком уровне, внедрения современных методов диагностики и лечения, использования научного потенциала медицинских институтов, с которыми мы ■уже , сегодня поддерживаем тесные связи. П. А. Гучек; Не так давно в об.лздравотделе состоялась встреча с главой администрации Г. В. Купцовьш, и он по ручил нам подготовить конкретную программу развития здравоохранения области на ближайший период. Она бы ла подготовлена, и 21 ноября, перед представлением в обл исполком, ее обсудили и утвердили на общем собрании руководители лечебно-профилактических учреждений об ласти. , ' Основные-разделы программы, включают в себя 'такие важньк мо1менты, как подготовка системы страховой ме дицины. разгосударствление и приватизация ряда лечеб- ных учреждений, развитие предпринимательской дея- / тельиости (хозрасчетные виды, работа по хоздоговорам, V. индивидуальная трудовая деятельность, откоытие малых предприятий):. Рассмотрен вопрос о ,за1ключении контракт ной формы оплаты труда с высококвалифицированными специалистами и руководителями лечебно-профилактиче ских учреждёний, а также об организации ассоциации вра чей — высокопрофессиональных специалистов хирургсЖ, терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов и других. Разумный и взвешенный подход к кардинальным пере менам в здравоохранении будет способствовать плавному вхождению в рынок, корректному введению новых форм и сохранению, развитию системы социальной защиты, . Ведь необходимо сохранить профильность коек, бережно отнестис!, к сложившейся системе коечного фонда, кад рового потенциала, эффективно действующей специализи рованной помощи. Особенно важно сохранить необходи- - мый( уровень медицинской помощи на селе; Важная часть программы на ближайшую перспективу, — это охрана здоровья детей и матерей, программы «Чернобыль», «Дети Чернобыля». «Дети-инвалиды». Их финансирование будет и должно осуществляться из бюд жетных средств. Это самая социальнЬ незащищенная груп па населения. . ■ ’ В корне меняется система управления здравоохранения. Ряд функций делегируется областньци лечебным учреж дениям,. В облздравотделе сокращается управленческий аппарат с 34 до 20 единиц, и з а ним остаются функции , планирования, финансирования и контроля программ пер спективного развития здравоохранения, а также вопросы подготовки кадров, определения профильности коек! раз вития специализированных служб. . В. РОМАНЦОВА. ков, О. П. Амелвн, тева направо) I, Н, Ф. Долго
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz