Липецкая газета. 1991 г. (г. Липецк)
А И П Е Ц К А Я НАСЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР МОСКВА, 28 октября. (Парламентский корр. ТАСС Тамара Замятина), .Сенсацией открывшегося сегодня в Кремле второго этапа пятого внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР стало предложение Президента республики Бори са Ельцина лично возглавить российское правительство и «сформировать кабинет ре форм». Кроме того. Борис Ельцин обратился к Съезду с прось бой предоставить ему допол нительные полномочия — «право самостоятельно... из менять структуру высших органов исполнительной власти, решать вопросы пер сонального состава руково дителей»- Сразу после открытия з а седания (напомним, что пер вый этап Съезда состоялся в июле, но он тогда был прерван из-за невозможности избрать председателя парла мента) с обращением к наро ду выступил Президент Рос сии Борис Ельцин. Его вы ступление продолжалось бо- Он назвал ситуацию в рес- щ’блике сложной, но не без надежной и предложил для преодоления кризиса объем ный пакет реформ. В каче стве первой необходимой ме ры Борне Ельцин выдвинул разовое размораживание цен, проведение жесткой денеж но-финансовой и кредитной политики, налоговой рефор мы в целях укрепления руб- Вторым шагом для дости жения , экономической стаби лизации, по "словам Прези дента РСФСР, станет госуг дарственная программа прй-^ ватизации, которая на пер вом этапе охватит мелкото варное производство, а в дальнейшем и промышлен- гиганты. Первые, полгода, подчерк- щ’л Б. Ельцин, всем придет ся тяжело. Затем начнется снижение цен, наполнение по требительского рынка товара ми, а к осени 1992 произой дет стабилизация экономики, улучшение жизни людей. Среди практических мер цо реализации намеченной про- . граммы было выделено, во- первых, снижение расходов на государственные нужды: сокращение ассигнований на оборону, на содержание со юзных министерств. Прези дент РСФСР особо подчерк нул, что Отныне полностью прекращается помощь и вы дача кредитов всем странам. В союзный бюджет будут от числяться строго ограничен ные фиксированные суммы. ■ Предполагается укрепить налоговую систему, приспо собить ее к условиям рынка. Налоги будут стимулировать предпринимательство и пре пятствовать тем экономичес ким действиям, в' которых общество не заинтересовано. Реформа банковской систе мы предусматривает создание единого межгосударственного банка для рублевой зоны. При этом оратор заявил, что в случае развития центро бежных тенденций, Россия будет готова ввести собствен ную российскую валюту. Для социальной защиты наиболее нуждающихся групп населения намечается пере ход от денежной к натураль ной помощи самым уязви мым слоям граждан и детям. Будет создан фонд социаль- чЬ'ой поддержки россиян- Пре зидент честно признал, что - ^ с ем гражданам помощь в условиях рынка не обещает ся, зато каждому будет да на возможность за счет сти мулирования- предпринима тельства «самокомпенсиро- вать рост цен». Для осуществления стаби лизационных мер Президент считает необходимым форми рование правительства на родного доверия, укрепление властных отношений по вер тикали, усиление борьбы с ' преступностью и коррутщией с. помощью ■ экономических мёр. согласие политических После выступления Бориса Ельцина Съезд утвердил до клад Мандатной комиссии и приступил к обсуждению по вестки дня. Депутатам предстоит изб рать Председателя Верховного Совета РСФСР, провести вы боры Конституционного суда РСФСР, внести изменения и дополнения в действующую Конституцию республики, об новить часть состава Совета Республики и Совета Нацио нальностей парламента, об судить социально-экономичес кое положение в России. В разделе -«разное» депутаты ,без голосования согласились обсудить положение в Юж ной Осетии; Затем депутаты приступи- ли к выдвижению кандидатур на -пост Председателя Вер ховного Совета республики. На'первом этапе Съезда в июле ни исполняющему обя занности председателя пар ламента Руслану Хасбулато ву, ни его соперникам не уда лось набрать необходимого большинства голосов. Сегод. ня было выдвинуто пять кан дидатов: Руслан Хасбулатов, его главный соперник по лет ним выборам на пост пред седателя парламента Сергей Бабурин,- депутат из Солне чногорска (Московская об ласть) . Юрий Слободкин. москвич Михаил Челноков и петербуржец Илья Констан тинов. После этого начались вы ступления кандидатов с из ложением своих программ. ■До перерыва успели высту пить Сергей Бабурин и Илья Константинов. Сергей Бабурин отметил, что в основе его программы— укрепление исполнительной власти на базе закона, углуб ление экономической рефор мы на основе многоукладно- ‘ сти, но при постепенном де- монтаже старой системы эко номики, формирование всех демократических институтов на^базе национальных тради- Он высказался в поддерж ку политического курса Пре зидента России Бориса Ель цина. «После 22 августа ра дикальные средства массо вой информации обрушили удар прежде всего на Бори са Ельцина и его окруже ние, опасаясь ■объединения исполнительной власти и тех сил, которые-с разных пози ций выступают за укрепле ние российской государствен ности», -—.сказал он. В то же время Сергей Б а бурин критически отозвался о намерении Бориса Ельци на уже в этом году осущест вить либерализацию цен, за явив, что «шоковаи терапия сегодня будет означать-конец экономической и политичес кой демократии». Другой кандидат йа пост главы парламента Илья Кон стантинов, выдвинутый фрак цией «Демократический со юз», подчеркнул, что «необ ходимо консолидировать здо ровые силы общества на на чалах демократического пат риотизма». «Российский пат риотизм — это гштегрирую- щее, государственное начало, которое способно создать на. стоящую устойчивую плат форму для демократической российской государственное, ти». — отметил он. Депутат Юрий Слободкин, председатель Солнечногорско го (Московской области) го родского народного суда вместо изложения програм мы обрушил на нынешнее российское руководство град упреков. Он назвал его .стремление ко взаимодейст вию с развитыми странами «экспансией против России со стороны НАТО и США», об. винил Горбачева и Ельцина в том. что они смотрят на Конституцию «как на клочок бумага». В этих условиях, по мне нию претендента на пост председателя парламента. Верховному Совету РСФСР нужно «незамедлительно про вести ревизию всех приня тых за последний год зако нов, прекратить спектакли вокруг политических оппо- 'нентов, остановить уничто жение Советов, , восстано вить их полновластие». Депутаты задали оратору ряд нелицеприятных вопро сов, отметив при этом, что своей надеждой возглавить Верховный Совет он «оскорб- ляет Съезд». Выступивший следом и. о. Председателя Верховного Со кета РСФСР Руслан Хасбу латов представил программу из нескольких пунктов. Он предложил выходить из кри зиса с помощью экстренных организационных, политичес ких и экономических мер. Для этого Верховный Совет должен формировать «право, вое поле для успешной дея тельности правительства и Президента». Согласно концепции ора тора, парламент и Президент должны взаимодействовать на основе партнерства. Заслушав программу, де путаты утвердили список кандидатур для тайного голо сования, которое состоится после завершения вечернего Стьезд продолжает работу. ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОСИ ИНАРОДАМРОСИ, НСЪДЕЗУНАРОДНЫХДЕПУТАТОВ РОСИЙСКОЙФЕДЕРАЦИ У в аж а ем ы е народны е де путаты ! Г р аж д ан е Российской Ф е дерации ! Я об ращ аю сь к в ам в один -из с ам ы х к р и тич ес ких м о м ентов российской истории . Именно сейчас опред е ля е тся , к а к о й будет Россия , д а и с тр ан а в целом , в последую щ и е годы и д е с я ти л е т и я , . к а к б уду т ж и т ь ны неш н е е и дру гр е п о к о л ен и я россиян . О бращ аю сь с решим остью безоговорочно в ст а т ь н а путь г л убоких р еф орм и з а под д ерж к о й в этой решим ости в сех слоев н аселения . Н ас тал о в р ем я п ри н я т ь главное р еш ени е и к ач а т ь дей ствов ать . Д ва м ес яц а м ы ж и в ем п р а к ти ч е ски в Новой стране. П ро в ал анти госуд арств ен ного п ер е в о р о т а о к а з а л с я пров алом д л я всей то т ал и т арной системы , основанной н а ди кт а т е КПСС и господст ве кон сервати вного Ц ентра! Репр ес си вн ая систем а у п р ав л ен и я опустош ила С оветский Союз, р а зруш и ла его эконо м ик у и рассы п а л ас ь сама. П риш ло в р ем я д ей ствов ать реш и тельно , ж естко , без ко леб аний . С т ар то в ая -база и з в ес тн а всем. П олож ение н а п р яж енно е . Т рудно с продо вольстви ем , то в ар ами первой необходимости. Н а г рани р а з руш ен и я ф и н а н со в а я систе ма. И н ф л я ц и я д остигла к ри ти ческой точки . 55% семей ж и в у т н иж е чер ты бедности. Обстановка не у л учш ается . Победа д ем ократии и свободы не п о конч ила с эконом ич е с ким кризисом , не прими ри л а н ароды . Ж и з н ь в стран е сегодня при п ар а ли ч е вл ас ти с тала бол,ее д езор гани зо в ана . К р айне непросто строя тся новы е отнош ени я м еж д у су вер енны м и республи ками . Д аж е те вопросы , которы е к а з а л и с ь простыми , р еш аю т с я м едленно и болезненно . Р е зко возросшие ц ен тро беж ны е т енд енции обостри ли и без того слож ное поло ж ен и е в народном хо зяй стве , у силили спад производства. В новой ситу ации особен но я р к о про яви ли сь слабость Российской государственно сти и вы нуж ден ны е просч е ты в т ак ти к е . О ри ен тиры и ц ели бы ли вы б р аны , правильно , нем ало сделано по со зданию з ак о н о дат е л ьной б а зы новой Р о с сии . Н о надо с к а з а т ь 'о т к р о венно — м ы . и сходили из то го, что, пробив ая р еформы , предстоит д лительное пРо- ти во сто яние сильному Ц ен т ру и н а этом с троили всю свою поли тику . Ц елы й год к аж ды й м а л ен ь кий ш аг , д аж е попы тку ш ага п риходилось отвоевы - После п ор аж ен и я п утча т а к а я л и н и я и зж и л а себя. В этой ейту ац ии был боль ш ой собла зн сразу , н а гор я чую голову, н ач а т ь ш ироким фхюнтом эконом ич ескую , ф и нансовую и д ругие реформы . И с к а ж у п р я м о — давл ен и е на нас было и .со стороны Де м о кр а ти ч е ски х сил, и со сто роны депутатов , и со с торо ны средств м ассовой и н ф о р м ации . Но н ач ин а т ь с ерь езней ш ие р еф орм ы в соверш енно .новой обстановке без подго т о в ки было бы верхом б езот в етственности . ■Ч тобы не п р ев р а ти т ь ре ф о р м ы в а ван тю ру , чтобы н е п ро в али т ь их , н уж н о было р з я т ь п ау зу . Внести з н а ч и т ел ь ны е к о р р ек ти вы в н аш у т ак ти к у , в х а р а к т е р и после дова т ел ьн о ст ь д ействий . Бы л о много в стреч со спе ц и али стами . Б ы л и ос тры е споры , глубо ки е р а зм ыш л е н и я и сомне ни я . Т еп ер ь все это ос та л о сь по зади . З а я в л яю к а к П р езиден т Россий ской Ф е д е р ац и и — се годня вы р аб о т аны к о н к р е т ны е м еры по осущ ествлению п ак е т а реформ . С и ту аци я в России с лож н ая , но н е б е зн ад еж н а я . Н ет повода д л я п ан и ки . Весь опы т м ировой ц и в и л и з ац и и по к а - зБгвает: эк он ом ич ес к ая 6 о - . л е з н ь и зл ечим а . Н еобходимы л иш ь точны й диагноз, стро гие п р ав и л а пов едени я и со гласов анны е , комп е т ен тны е , д ей с тви я . И Россия не р а з в своей богатой истории п о к а - зьгоала , что именно в перио ды т яж е лы х и спы т ан и й он а способна м обили зо в а ть свою волю , огромны е силы , т а л а н ты , ресурсы , п одн я т ь ся и о кр епну ть . П ериод д виж ен и я ,м ел кими ш агам и з ав ерш ен . П оле д л я реф орм р а зм иниров ано . Н у ж е н к руп ны й р еформ и стский прорыв. У н а с есть у н и к а л ьн а я в о з м ож ность з а н ес ко л ько м е сяц е в стабили зиро ва ть эк о н омическое п о лож ени е и н а ч а т ь процесс о здоровлени я . Мы о т стояли поли тич ескую свободу. Т еп ер ь н ад о д ат ь эконом ич ескую . С н я т ь все п р егр ады н а п у ти свободы п р едпри ятий , пр едп ри ним а тельств а , д а т ь лю дям в о з м ож ность р аботать и по л у ч а т ь столько , с коль ко они з а р аботают , сбросив бю рокра тич е ский пресс. Д олж ен с к а з а т ь откров ен н о - с е г о д н я в у с ло ви ях ост рейш его к р и зи с а провести р еф о рм ы безболе зненно не удастся . Н аиболее трудны м будет п ервы й этап . П рои зойдет не которое п адени е уро вн я ж и зн и , но исчезнет , наконец , н еопределенность , появи тся я сн а я персп екти ва . Главное , что не н а слов ах , а н а деле м ы начнем , н ак о нец , вы л е з а т ь и з тря сины , к о то р ая з ас асы в а ет нас все глубж е . Если пойдем по атом у п у ти сегодня — р е ал ьны е р е з у л ь т а ты получим уж е к осе ни 1992 года. Е сли не используем р е а л ь ны й ш ан с п ере ломи ть н еб л а г оприя тны й ход событий , об речем себя на нищ ету , а го сударство с многовековой ис торией — н а кр ах . Рас счи ты в аю на доверие и поним ани е г р аж д а н России . З а прош едший , год в самы е кри тич ес кие м оменты я об р ащ а л ся к росси янам з а под держ к ой . И всегда получал, ее. Б л а г о д ар я этом у мы су м ели сорвать наступлени е р е а кц и и весной, под ави т ь а н т и н ародны й путч в августе. И т еп ерь мы добьем ся ус п еха , е сли будет в заим опо - нимЕшие д епутатов , п артий , ф р а к ц и й , движ ений , проф со юзов,, если м ы — народ и П резиден т будем вместе! Убелсден, именно Россий с к а я Ф ед ер ац и я д о лж н а сы г р ат ь р еш ающ ую роль в в ы воде страны из глубокого кри зи са , во звр ащ ен ии в ж и з н ь людей , стабильности и покоя. Россия не с та ви т перед со бой цели во,эвыситься в хо де реформ н ад соседями, провести их з а счет т е х или и ны х республик . Мы готовы тесно с отруднича ть в деле п реобра зов аний с д руж ес т в ен ны м и су вер енны ми госу дарствам и . Р еф о рм ы в России — это путь к д ем ократии , а не к империи . Россия не допустит в о з рож д ен и я и нового к ом ан д ного центра , стоящ его н ад ней и д ругим и суверенными государствами . Она стан ет г ар ан том того, что д и к т а т а с в ерху уж е не будет. М еж р еспубликански е о р ганы п р и зв а ны игр ат ь т о л ь ко к он су л ь тати вно -коорди - нирующ ую роль . Р е а льн ую в л а с т ь теп ер ь о с ущ ествляю т республики , И .поэтому Р о с сий с к ая Ф е д ер а ц и я д о лж н а будет вести с ам остоя тельную политику , дей ствовать , и сходя из н а ц иона льно - государств енны х интересов , а не по н а в я з а н ному ей ш аблону . В Отношениях с бы вш ими ч л ен ам и Сою за, к о торы е с та нут проводи ть курс н а ис кусственное обособление от экономич еского и п оли тич е ского сообщ ества, Ро с сия бу д ет и сходи ть из норм м еж д ународного пр ав а . Э коно м ич еские с вя з и с т а к и м и го сударств ам и будут ба зи ро в а т ь с я н а м иро вы х ц ен ах . В этом пр еж де всего п р и зн а ни е с татуса незави сим ости любого государств а н а деле. В то ж е в р ем я в ерю , что У кр аи н а , другие республи ки под клю ч а т ся к Договору об экономич еском сообществе. Не т ер яю н ад еж ды на, з а к лю чение политич еского Догово- Если этот процесс по к а ким -либо п ри чи н ам з а к о н ч и т с я неудачей , Россия смо ж е т в з я т ь на себя ответст венность пр авопр еем ницы СССР . Но с ам и этот дроцесс п о д та л ки в а т ь не ' будем . Н а ш а п о зи ц и я в отнош ении Со ю за ос та ет с я преж ней . У в аж а ем ы е н ародны е д е путаты ! Сограждане! Н аиболее к руп ны е и р е ш ит е л ьны е .действия пр ед с то я т в сф ере экономики . Н ас не з ав о р аж и в аю т д ан ны е о том , что объем п ад е н и я прои зводства в респуб л и к е з а 9 м ес яц е в это го ' го да в 2 р а з а ниж е , ч ем по стране. Российское хо зяй с тво серь е зно расстроено . Его не в ы вести и з кри зи с а с помощ ью команд , г осз ака зов и робких полумер . Мы п ереходим к новому эконом ич ескому курсу . Р еф о рм а пойдет по р яд у н ап р а вл ен ий одновременно , комплексно и динамично . П ервое н ап р а вл ен и е — эк о номи ч е с ка я стабили з ац и я . В ее основе — ж е с т к а я д ен еж н о -ф и н ан с о в ая и к р ед и тн ая поли тика , нал о го в ая р еф о р ма, ук р еп л ени е рубля . Н о с а м а я б олезн енн ая м ера — р а зовое р а зм о р аж и в а ни е цен в т екущ ем году. Б е з нее р а зго воры о реф орм ах , о р ы н к е — пу ст а я болтовня . З а последние годы в се это уж е пон яли , но никто не р е ш а л с я пойти на этот т я ж е лы й ш аг . Отсюда б есконеч ны е компромиссы , проло ж и вш и е дорогу х о зяй с твен ному хаосу. Второе — п ри в а ти зац и я , со з дан и е здоровой смеш анной эк оном ики с м ощ ным ч а ст ным сектором. Особое з н ач ени е д л я Ро с сии им еет п ридание больш ей д и н ам и ки з ем ельной р еф о р ме, со здание п ринципи ально новой ситу ации в а грарном с екторе уж е к весне 1992 го- П одготовлены конкретны е меры , р е а л и з а ц и я которы х н ач н е т ся уж е в самое бли ж айш е е врем я . С реди них , к а к я уж е с к а зе.,., н аиболее т яж е л а я — это ли бе р ал и з ац и я цен . Ни один чиновник не п ридум ае т спр а в ед ли вы е цены , кото^зые с та ли бы ре ал ьны м и зм ерите лем труда . Опыт мировой ц и ви л и з а ци и говорит , что р еш и ть эту проблем у м ож ет то л ько ры - Л и б ер а ли заци я цен у нас идет , но стихийно . Это порож д ае т много противоречий , н есообразностей и л а з е й к у д л я коррупции и в зя то к . Все слож н ее к уп и т ь товары , на которы е ус тановлены ж е стки е ц ены . Не помогает нор мирование , к а р т о ч ки и т ал о - Те ж е самы е тов ары , поп а д а я на ч ерный ры нок , ..стоят все дорож е и дороже. Выход и з этого противо сто ян и я н аходили в т а к н а - зьш аемы х договорных , коопе- р а ти в йы х ц ен ах и т. д. Но это вн о вь породило м ассу з яо - ■употреблений , преступлений , от которы х стр ад ае т сегодня к аж ды й гр аж дан ин России . Т акой подход дезор ган и зу ет производство , с тим у лиру ет огромны е потери в аж н е й ш их товаров массового спро- ' Свободные ц ены д о лж ны бы ть ин струм ентом . роста производства , что поставит предел росту цен . Кром е того, Россия я в л я е т с я т р адиционны м п оставщ и ком сы р ь евы х ресурсов в другие республики . В усло в и я х ценовой н ер а зб ерихи мы о к а зьш а ем ся в кр ай н е н евы годном полож ении (теряем в год 33 м лрд , рублей). Ц ены н а сыр ь е до сих пор ф и к си ров аны . Но продукци я , кото р а я прои зводи тся из наш его сы р ь я , в о зв р ащ а ет с я к нам все ч ащ е по другим ценам . Т оргуем себе в убыток . Ми р и т ьс я с т аким полож ением больш е н ел ь зя . Р я д с у веренны х государств бьюш его С ою за уж е п родви ну л ся в ли бе р али з ац и и цен . И российские ф и к си ро в ан ны е ц ены о к а з а л и с ь д л я них сверхп ривл е ка т ел ьны . П одоб ны е обстоятельств а вы н у ж д аю т нас п р и н я т ь с п ец и а л ь ное реш ени е о со здании Рос сийской т ам ож ни . С ейчас она ф орм и ру е т ся н а б азе союз- В последнее в р ем я идет буква л ьно р уб л ев ая ин т ер в ен ц и я в Россию , покупаю т то в ары , а в зам ен ос та вл яю т д ер е вян ны е рубли . Тем са мым у в ел и ч и в ая и без того огромны й р а зры в м еж д у де неж ной и товарной массой. Я при зы в аю в се х гр аж д а н России пон ять : ра зо вы й пе реход к р ьш очн ьш ц ен ам — т яж е л а я , в ьш уж д ен н ая , но н еобходимая мера . Т а к и м пу тем п рош ли многие государ - Х уж е б удет всем примерно полгода . З а т ем сниж ени е цен , н аполнение потребительского р ы н к а то в ар ами , а к осени 1992 года, к а к обещ ал п еред выборами , стабили з ац и я эк о номики , постепенное ул учш е ние ж и зн и людей . Е сли не провести либерализахщю ц ен организованно , под строгим контролем , он а будет идти с тихийно , уродливо , и потери б удут н еи змеримо выш е . Д ля того, чтобы эф ф е к т и в но провести эту слож ную м е ру , м ы н ам ер ены в б л иж ай ш ие сроки осущ ествить ряд п р ак ти ч е ски х действий по у к реплению руб ля и ур е гу лиров анию ф инан совой сис- Первое . М ы н ач ал и с ерь ез ны й п ересм отр расходов Р о с сии н а государств енны е н уж - В бюдж ете н а ' следующ ий год б удет предусмотрено з н а чи тельное с о кращ ени е а ссиг нований на под де рж ани е не- ■эф ф е к т и в н ы х производств , оборону и упр авл енч ес кий Ешпарат. С 1 н оября Р оссия п р ек р а щ а е т ф и н ан си ро в ат ь союзные мини стерства и другие уч р еж ден и я Ц ентра , сущ ество ван и е которы х не оговорено Договором об экономическом ■сообществе. Мы п р ек р ащ а ем перечисле ние средств в союзный стаби ли зац ион ны й ф онд . Он себя не оправдал , т. к. дал е к о не все республи ки вы по лн яли свои о б я з а т е л ь с т в а . по его ф ормиров анию . Эти средства ' будут и спо л ь зо в аны д л я ста - билизации '-экономики России . Мы полностью прек р ащ а ем помощ ь и вы д а ч у кредитов всем с транам . В новом бюджете предстоит существенно перераспреде лить расходы на социальные нужды. Подготовлен перечень самых неотложных сои ха лъ - ных программ; по которым будет открыто финансирова- Д еф и ц ит бюдж ета на 1992 г. д о лж ен бы ть м иним альны м . Руководство России будет неуклонно следовать курсу о тчи слени я в союзный бюд ж е т строго о г р ан и ч е н н о й , ' ф и к сиров анной с уммы денег на общие п рограммы . Д умаю , чл ены Верховного Совета, которым предстоит у т в ерж да т ь бюджет , поним а ют, расходы , которы е не обес п еч ены р е ал ьны м и источни к ам и ф инан си ро в ан и я , будут у сугублять полож ени е Р ос сии, не р еш а я проблем . Н ао борот, принцип строж айш ей экономии при ф ормиров ании бюдж ета способен заторм о з и т ь и нф л я ц ию и обесценение денег. Это в конечном итоге с тан ет одним из ф ак торо в с табили з ации цен. Второе. В б лиж айш ее вре м я мы н ам ерены у кр епи ть налоговую систему России . Она сегодня и ск аж ен а и не приспособлена к условиям ры н ка . Сущ ествует огромная пу т ан и ц а в н алогах , что по р ож д ае т массовы е н аруш ен и я налоговой ди сциплины . Д ля одних — налоговое б рем я — непосильно , а другие им ею т з н ачи т ел ьны е н еоправд анны е льготы . Р еор г ан и з ац и я налоговой системы не стави т своей целью ув ели чи т ь налоги с гр аж дан . Р е ч ь идет пр еж де всего о н ав едении , п ор ядк а в этой сфере. Н алоги будут не д у шить , а стим у лиро ва ть про изводственников , пр едприни м ателей и пр еж де всего тех, кто производит то в ары н а родного потребления . Вместе с тем налоги будут п р еп я тство в ать тем эконом и ческим д ействиям , в которы х общество не заин тересовано . В ближ айш ее в р ем я я н а м ерен вы й ти в Верховны й Совет с з аконода тел ьной ин и ци ати вой по н алоговому з а конодательству . Р е органи з ацию налоговой системы нужно , будет прове сти ор гани зованно и быстро с , тем , чтобы уж е к н ач ал у сле- . дующ его года м ы имели эф ф ек ти в н ы е и устойчивы е м е х а н и зм ы получени я доходов в бю дж ет государства. Третье. З а в е рш а ет с я под готовка п ак е т а мер по р еф ор м е бан ковской системы . В аж н ейш ее н апра вление зде сь — вв едени е ж е стких м ех ани зм о в против неконт ролируем ой эмиссии денег и кредитов . Если и д ал ьш е м ед - - л и т ь с ними — н еи збеж н а ги п ер и н ф л я ци я и р а зв а л всей д енежной системы . Мы н ам ер ены в б лиж айш ее в р ем я при ступ и т ь к созданию нас то ящ ей ре зервной , бан ковской системы , с тв ерды ми д еньгами . Зд ес ь в о зм ож ны д в а в а р и анта . П ер вы й — - со здание единого , д л я всей рублевой зоны межгосударственного банка . Мы готовы пойти на это при соблюдении* следующ их условий : — че ткий и одно зн ачны й о т к а з в се х*республи к от по пы ток в в ес ти собственную ден ежную -единицу в б л иж ай ш ий период времени ; — п ари те т республик при контроле за- соблюдением ус тав а б анка; — соответствие количества голосов к аж дой республи ки в пр авл ении бан к а доле ее к а питала . Е сли договоренность по этим услови ям не будет до стигнута в т еч ени е д вух не дель , мы действуем по в то рому в ари ан ту — Российский государственны й банк берет на себя эмиссионную ф уы к- Е сли в о зникн ет т а к а я не обходимость — Р оссия н ай дет во зм ож ность установить свой кон троль и над н ал и ч ной, и н ад кредитной эм и с сией рубля. Мы будем готовы в этом с луч ае вв ести новую российскую валю ту . При этом республи ки будут з а р а нее о зна к ом л ены с наш им планом д ействий и пригл.* ш ены к со.зданию общей зо ны об ращ ени я единой тв ёр дой в алю ты . Н ужно ук р еп и т ь к ад р ам и Российский банк. Н аконец , л и б е р али з ац и я цен будет сопровож^?аться м ер ами по с оциальной з апщ - те н ас еления . Сейчас идет подготовка у к а зо в о р еф ор м иро в ании пенсионной си стемы частного социального стр ахо в ани я . Н аш и во зм ож ности т а к о вы , что мы будем помогать пр еж де всего н аиболее н у ж д ающ им ся соци а л ьны м груп пам . По.этому сейчас р ассчи ты ва е тс я п рож и точны й ми нимум , и сходя и з р е ал ьн о го тем п а и нф л я ц и и с п оправ кой на р е гион альны е уело - . Б уд у т вк лю ч ены м ех а ни з мы прямого доступа соци ально н е з ащ ищ е н ны х групп н ас еления к потреби тельско м у ры нку . Имею в виду пре ж д е всего переход от д ен еж ной к н атур а л ьн ой помощи . Бесп л атны й обед, продоволь ственны й купон , доступ к д еш евым то в ар ам д л я слабо го и неимущего . Н ов ая з ад ач а напюй соци а ль н ой поли тики — создание адресной системы социальной помощ и наиболее у я зв им ы м с ло ям н ас ел ен и я и де т ям , а т а к ж е н аселению , с в я з ан н ом у с чернобы льской проблемой. Зд ес ь много пр ед стои т с де л ат ь — с о зд ат ь сеть б лаготворительны х столо вы х , ночны х п ан сион а тов (боюсь с к а з а т ь — ночл е ж е к ), с п ец и а л ьны х м аг а зи нов, м ех ани зм з ак у п о к то - ■ в аров первой необходимости и н ад еж ную систему и х до в ед ени я до конкретного ч е - , ловека . Этим будет з ан и м а т ь с я М инистерство социальной з ащ и ты н ас еления . В ц е л я х гибкого, быстрого р е аги ро ван и я н а н уж ды и беды н аш и х гр аж д а н необ- альиой под де рж ки н аселения . В зави сим ости от ситуации средства из этого ф о н д а м о гли бы н а п р а вл я т ь с я и на прямое , повыш ени е доходов н аселения , и на государст вен ны е з а к у п к и продовольст в и я и других товаров для н уж д аю щ их с я групп, и на индексацию , и на п од де рж а ние ■ отраслей социальной сферы . З ащ и т и т ь уровень ж и зн и в сех н а первом этап е реформ м ы не сможем . Мы будем с тим улировать ра зв и ти е предп ри ним ат е л ь ства , которое со здает новые рабочие м еста и достаточно цы еокую з арп л ату . Именно в этом секторе будут о траба - тьш а тьс я м ех а ни змы соци ального п артн ерств а . До конца т екущ его года н ам еч ае т ся проведение ре-, ф о рм ы оп л аты труда . Б уд ут отм ен ены все огр ан и ч ен и я на рост и н ди в и ду а л ьны х з а р а ботков и во зм ожности че л о в е к а честно з аработа ть . Г л а вн а я з а д а ч а зде сь — д ат ь в о зм ож ность тр у д ящ и м ся с ам окомп ен сировать рост цен, р а зв я з а т ь личную ини ци ативу . Требование проф сою зов «Рьш очн ьш ц ен ам — ры ноч ную зарп л ату» счи таю спр а в ед ли вы м с добавлением ; «Рыночной з ар п л а т е — р ы ночную производительность» . Н аш а с тр а т еги ч е ск а я з а д ач а — постепенно под тя ги в а т ь ф и к си р о в ан ны е д оходы работников бю дж е тны х о т ра сл ей к доходам те: ходимо с ^ р м и р о в а т ь пуб лик анс кий ф онд < з ан я т в ры ночном секторе экономики . В том числе в р а чей, учи телей и других . З а м ес яц до либе р али з ации цен имеется в виду ув еличи ть заработную плату учи телям и врач ам , подня т ь уровень м иним альной з арп л аты , п ен сии, стипендии . , В аж н ейш им условием со ц и альной з ащ и ты н ас ел ения в у с лови ях • реформ явит с я не с только перер аспр ед ел е ние того, что у нас есть, а скорейш ее ож и вл ени е эконо ‘- мическЬй а кти вно сти и пре ж д е всего в сф ере производ - В этом сегодня спасение эконом ики России , главное условие ее в о зрож дения . Вот почему н ар я д у с м ер а ми по макроэкономич еской с табили з ации в ближ айш ее вр ем я н ач не т ся ф о р си ро в ан ное ра зв и ти е мощного ч а ст ного. с ектора в российской экономике . М ы . непо зволи тельно долго д и скутирова ли о том , н уж н а ли н ам часТт нПя собственность. П артийно - государствен н а я э ли т а тем врем енем а к тивно з ан и м а л ас ь п ри ва ти з аци ей . М асш табы , предпри имчивость, лиц ем ери е п а р ти й ны х боссов в этом просто пораж аю т . П ри в а ти за ц и я в России давно идет, но дико, стихийно , н ередко на крим и н альной основе. Сегодня нужно п ер ех в а ти ть иници ативу , и мы н а мерены это сделать . В п ервую очередь в н им а ние будет уделено т а к н а зы в а ем ой «малой п р и в а ти за ции» — м ел ки е и средние п р едп ри яти я сф еры обслу ж и в ан и я , торговли , п ромыш ленности, транспорта. Н адо п ри зн ать , что п р и н я ты й В ерховным Советом со ответствующ ий з акон пред л аг а ет услож н енную проц е дуру п ри ва ти зации . Ее необходимо упростить и к он крети зиров ать . Вопро сы при ва ти зац ии кон к р ет ного объе кта д о лж ны р е ш ат ь ся в теч ение не б о л е е ■ п я ти дней . Если н аруш ени е — н ак а зьш а т ь рублем . У нас е сть р е а л ьн а я во зм ож ность з а 3 м ес яц а при ва ти зи ро в ат ь до 50% м ел ки х и средних п р едпри ятий России (около 10' ты сяч ) , а т а к ж е н е з ав ер ш енное строительство , что даст вы год у около 100 млрд, рублей . Кроме того, будет и здан спец и а л ьны й п р езиден тский у каз , где, в частности , будет определен а с трогая о тветст- венгтость д олжностных , ли ц з а волокиту и злоупотребле ния . В ноябре з ав ерш и т ся работа по р а зграничению го с ударственной собственности по уровням : Рос сий с кая Ф е дерация , республика , область, к р ай и т. д. Это внесет необ ходимую я сность в п р и в а ти з ац ию государственной соб ственности . В России уж е н ач ал ас ь при в а т и з ац и я ж и л ь я , и нем алое число гр аж д а н столкнули сь с трудностями и бю рократиче ским и препонами . П роц ве та ют в зя тки . Мы н ам ер ены по стави ть ж естки й зас л он это- В теч ени е 2—3 н ед е ль бу дут опуб ли ков аны в печ ати основны е принципы ж и л ищ ной п ри ва ти зац ии в России . Мы будем д оби в ать ся от ме стны х в лас тей их неукосни тельного соблюдения , з ащ и щ а т ь з ак о н ны е интересы г раж дан . Зн ач ит е л ьн о слож н ее об стоит дело с п ри ва ти зацией гигантов п ромыш ленной ин дустрии . Н е м а л а я . их ча сть ещ е будет ос та в ат ь ся в госу д арственной собственности. Но их д ея т ел ьн о ст ь п р етер пит сущ ественны е и зм енения . В н астоящ ее в р ем я идет р а бота н ад п аке том постанов лений о к омм ерци а лиз аци и их работы . Это о знач а ет ми нимум бю дж е тны х ассигно в аний , о р и ен т аци я на полу чение м ак сим ум а прибы ли при свободно с кл а ды в аю щ и х ся ценах . О свобождение от налогов собственных инвести - долж ен н ач а т ь с я м ассовый и быстры й процесс а кц и он и ро в ан и я госпредпри ятий с распределени ем а кц и й м ежд ! государ<:твом и трудовым и к о ллекти в ам и . Второй ш аг — п род аж а го- ' сударственной ча сти а кций всем ж е л аю щ им по ры ноч ным ц ен ам . Главное — быстро о тде л и т ь п р ед п ри яти я о т государ ства , и зм ени т ь систему у п р а вл ен и я , со здать с тим улы к (О кончание н а 2 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz