Липецкая газета. 1991 г. (г. Липецк)
16 октября 1991 г.. № 35 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Л Е Т А Ю Щ И Й п о д в и ж н и к и „Нашли ему тихое место. А тут вдруг рукоаодстеу вздума лось в Долгорукове провести Всесоюзный семинар комсо мольских-работников. И сказа ли ему: «Иван Александрович, музей у тебя должен получить ся небывалый, по-настоящему показной '— сам Тяжельников, первый секретарь ЦК ВЛКСМ, прибудет. Из области тебе в по мощь дают семь научных со трудников. Действуй!» — Терпел я, терпел этих на учных сотрудников... Представ ляете; две недели на. разработ ку плана музейной экспозиции! Ну тут уж всем известно, чело век я с плохим характером... Словом, взорвался й так по гнал советчиков, что" со ступе нек шигордали только так! Спа сло то, что времени в обрез было— сам все сделал. Ливень помог еще... Когда Тяжельни ков ср свитой зашел ко мне, небо будто прорвалось. А я их тешил и водил по залам боль ше запланированного. И в каж дом уголке че стеснялся спра шивать: «Ну как?! Образ есть?!» Для меня главное, чтобы лю бая вещь в музее нВ образ ра- Когда разговор об И. Хри стенко зашел с одним из быв ших учителей, то он его так охарактеризовал: — Хлопот доставляет много. Если уж чего решил, то вынь да' положь, чтобы было как он хоЫет! Когда он памятник Козь- Пруткову сооружал, сам пр|вдседатеЛь районного Сове та народных депутатов ему на своем «Жигуленке»' цемент й песок в мешках возил... Он давно бы уже свой срок, в тюрьме отРидел, если бы гра фин с водой, пущенный в со трудника, попал в цель... Взры вается порохом, но и отходит мрментально^До графинов у него сейчас дело не,доходит — его просто у нас любят все при том деле, при. котором он со стоит и без которого немысли мо. Долгорукове. ...Прежнюю работу Ивану Александровичу вспоминать не хочется. Как вообще все, что было 'до музея. С самого нача ла жизнь пошла непутево, и по кочкам его, долго несло. Мать с отцом, развелись, и он трех летним- был сдан в детдом. Учился из рук вон плохо. Но когда «клюнул жареный пе тух», мгновенно подготовился к экзаменам и поступил в пед- училищё. И в первый же год самостоятельной работы — конфликт с директором школы. Именно самостоятельности ему на уроках и не давали. Разру гался и на «грлодном пайке» поехал в Москву за правдой. Нет, не ради себя, а ради того, чтобы помогать утверждению справедливости во всем госу дарстве. Путь к этому он видел толькр через обретение юри дических знаний. — На третьем курсе юрфака МГУ я понял, что жестоко ошибся. Прохождение практи ки в тюрьмах дало понятие; нет справедливости В законах и действиях тех, кто при испол нении закона. Я и по сей день не признаю нашего уголовного права — э-го не метод исправ ления общества. Но отступать было некуда — с грехом попо лам доучился. Я факультет не охаиваю — большинству' он на пользу пошел. Люди учились, а я.больше по музеям ходил... Признаюсь, что мало общест венной жизнью интересовался. Недавно вспомнил, что дейст вительно были у нас старше курсниками Лукьянов и Горба чев. Меня-то, наверное, никто и из сокурсников не вспомнит... Ну а после университета по шло меня носить с одного ме ста в.дру/ое — нигде не ужи; - вался. Нигде не мог терпеть не справедливости. Из областного центра до Долгорукова дока-, тился, а тут... ...Словом, по-хорошему уво лили меня. Пристроили в обще стве «Знание». Попросили на чать организацию музея. Что это такое .— представления не имел. Начал с,-того, что в Боль шой Советской Энциклопедии прочи-гзл про музей. А когда взялся за депо — оно и пошло цепляться Одно з а ‘другое. — Я еще ученицей была, ког да Иван Алексанщзович начал музей создавать,— говорит ди ректор долгоруковской сред ней школы С. Антонова.— Хри стенко был нашим соседом. Вы не представляете, как он нам всем открь 1 вал историю села! Мы стали гордиЦея, что село названо в честь князя Долго рукова, служившего вместе с Г Р А Ф И Н Кутузовым, _Мы были потрясе ны тем, что братья Жемчужни ковы именно на ^нашей земле создали Козьму Пруткова... Счастливы были тем, что Явля емся земляками выдающегося садовода Быханова... Вся ш;<о- ла тогда начала работать на музей. Мы с Иваном Алексан дровичем отправлялись на р'ас- копки, записывали предания, песни, собирали старинную одежду... Сколько лет прошло, а в селе сложилась святая.тра диция—первого сентября пер вый урок учащиеся многих сел района проводят в музее. То, что в селе художники вы ставки устраивают — заслуга Ивана Александровича. Заместитель председателя райисполкома А. Карнуков: ' -— Вроде бы и привыкли к его характеру, но Иван Алек сандрович часто заставляет нас изрядно поволноваться. Допу стим, ждем гостей, ко-горые хотят посмотреть музей. При ходишь к Христенко, а у не го — ералаш. Все разломано, разбросано! За голову хвата ешься, а он: «Не волнуйтесь, ночку не посплю, но экспози цию новую такую сделаю, что вы в ней и музыку, и поэзию почувствуете!» У него всегда что-нибудь но вое, неожиданное... Мы уж его от областного руководства все ми ' силами защищали — какой есть, таким пусть и остается... Планов у него нет, не соблюда ет инструкции. Трудно с ним. Знает законы, а нарушает их... Где вы встретите такого ди ректора, который бы отказался от истопника и уборщицы и только лишь из-за того, чтобы сэкономить деньги для музея и из-за страха, что люди что-то не так сделают в его владёни-. ях?>Сам и топил, и убирал по мещение. Бесплатно. — Да как же я кому-то до верю?! Людям же надо давать задания, а как дашь, если я сам не знаю, что буду делать через пять минут? Сэм процесс рабо ты подсказывает, что надо де- у|ать. Вот, дали мне под музей старый дом, 'ь я его стал обо рудовать так, чтобы при ПОДХО-, де к нему заговорил дух прош лого века. Вылепил колонны, а за ними решетки ажурные по тянулись, а за решетками — барельефы... Сшили мундир времен Долгорукова. Ну и что?! Не работает — тряпка и есть тряпка. Взял .вылепил фигуру князя, одел ее в мундир, поса дил за стрл, а чтобы большую живость придать, пришлось князю и адьютанта лепить, а рядом клад 1812 года располо жил — вот и заиграл угол ком- Клад нашел механизатор на собственном огороде — не сколько сот монет начала про шлого века. И Христенко облек находку в увлекательнейшую легенду. Его рассказы о земля ках и фактах из жизни района надо записывать -— миниатюры уровня Ираклия Андроникова. Был юбилей села. Под на строение за ночь написал пье су на историческую тему. За месяц до празднования' отдал в Дом культуры, чтобы разучили. Но... разучить не успели. -^...Тогда я впрыгнул в кня жеский мундир, сел на сцене за столик с гнутыми ножками и попросил симпатичную десяти классницу об одном: надень бальное платье и пройди под старинную музыку с кавалером мимо меня — больше ничего )^в надо! И я поймал момент: они шли, а я представил князя, представил свое прошлое, про- щлое России и, черт его знает, какое ее будущее! И слезы са ми побежали по моим щекам. Представьте; зал тоже почувст вовал этот момент — пожилые плакали! Так что, может, к луч шему, что всю пьесу не игра- Однажды все же решили снять его с работы. Назначили нового директора. А новый хо зяин музея пришел утром в райисполком и говорит; - «Не казните меня — оставьте Хрис тенко на своем месте. Он сда вал мне дела и об одном про сил: ключи оставлять в потаен ном месте, чтобы он ночами тайком приходил там лепить, конструировать^ описи Делать». Братья ,)Кемчужниковь 1 на э-щ-й земле создали . Козьму„ Пруткова. И родилась у Хри стенко идея... — Музей должен иметь про странство действия далеко за.; пределами своих стен. И решил.; я учредить медаль Жемчужг..; никова И награждать ею лучших" сатириков и юмористов. Жва-.. нецкий !такую медаль получил. . А потом думаю; чем же Прут««, ков хуже братьев-поэтов?! -Под-С бил районное начальство на разработку проекта памятника Козьме., Вот он стоит в уголоч ке — проект- Три . тысячи за него отвалили скульптору. И стыдно |МН€ стало перед руко водством — на ветер средства. Йедь не понял художник обра за. Махйул рукой и сам взялся лепить. Фаньше? Нет, раньше скульптурным делом никогда не занимался, но а воображе ние, мн^ на что? Если я дом по площади в два раза увеличил самостийно, то вопрос с памят ником 4- это же более индиви дуальное дело... Уже когда бюст на развилке дорог поста вили с I помощью крана, то я еще с йим две недели прово зился. А последние две ночи' подле .памятника и ночевал в куст'йх. Прикорну немножко, а потом лесенку приставляю и начинаю; то шарф Козьме по правлю, то кудри... Об одном просил начальст во: на открытий памятника должна была появиться из-за горизонта лихая Тройка, а из кибитки перед изваянием дол жен был выйти Жемчужников, оторопеть, снять шляпу и ска зать всего два слова: «Здрав ствуй, Козьма!» Тут п6' логике вещей Жемчужников не может сдержать всех своих чувств, он должен заплакать, махнуть ру кой, сеств в карету, и она его умчит в другую сторону гори- Объяснял, объяснял, а они все забыли! В последний мо мент нашли какую-то захуда лую лошаденку... Эх, да и тот, кто роль Жемчужникова испол нял, заплакать не смог —; не прочувствовал. Конечно, . от этого зритель и наши горизон ты прочувствовать не смог.: А ведь Козьма у меня ф5<ло- соф, я его с Бальзака лепил.' У нас много музейных пра-~ здников. Недавно церкви колр-~ ‘ кола' передавали, торжествен ное прослушивание пластинок с записями песен в исполнении нашей землячки Людмилы Рю миной, открытие выставочного зала... Готовимся к юбилею композитора Н. Василенко, пи савшего музыку на стихи Ива- ...Пробитый пулями шар из- под церковного креста. Более трехсот пробоин. Рядом — зим ний пейзаж. Явно незэааршен- —■Щар с крестом спас от окончательного ун'ичтожения. А пейзаж нашел на свалке уж больно хорош! Лет пять он у меня провисел в соседстве с другими экспонатами, символи зирующими богатство, кото рым мы разбрасываемся... А потом как-то зашли к нам ху дожники, остановились около этого уголка, один и говорит: «Василий, глянь — твой пей- Ну я им и объяснил, что му зей не ломбард, а история, го ворящая языком предметов. Художник Павлов обнял меня — Если ты из помойки вы зволил мою картину, то мы пе ред тобою все в долгу! — Вот так и родилась картинная гале рея — тридцать девять работ подарили липецкие художники. ...Дабы как-то подвести итог знакомству, высказываю свою с ним солидарность и говорю недобрые слова об областном начальстве. И вдруг: — Ты думаешь, я не пони маю их 1 ^равоту?! Сам вижу, что все убого, примитивно, но что поделаешь при существующей нищете? А с другой стороны и хорошо, что нищета — она для меня двигатель поиска. Я ведь изощряюсь, выдумка за выдум кой приходит, что бы эту ни щету по денежной и матери альной части прикрыть ориги нальностью, поэзией компози ций. Мне к тому же стыдно за свой характер — вот я и эту свою нищету стремлюсь посто янно заглаживать работой. В музее все мое — и тут судьба хоть единожды в жизни с вы бором не ошиблась. Э. ЕФРЕМОВ . Фото А. ЩУРОВА {«Советская культура» за 12 октября 1991 г.) Обозрение ИНТЕЛЛИГЕНТЫ, ВАШЕ СЛОВО! с ншым докумеи'гам, при нятым недавно Министерст вом культуры РСФСР, 03- натсомидо недавно на колле гии клубных специалистов управление культуры облис полкома. В нем говорится о том. что «государственные учреждения культуры — клубы, библиотеки, музеи — Должны в своей деятельнос ти занять позицию политиче ски нейтральную и стать центром духовного общения, развития и реализации твор ческого потенциала людей, независимо от их политичес ких, национальных и религи озных воззрений». Возможно, для тех, кто далек от нынешних проблем развития культуры, этот до кумент ' покажется св!ерхре- фсрматорским. Политичес кий нейтралитет после столь- ■ кйх десятилетий идеологиче ского диктата одной, комму нистической партии, воспри нимается, как вожделенная свобода, сладко ирушащая голову. Однако не будем ни чего упрощать. Этот, дейст вительно, важный документ вовсе не столь неожидан. Ш — всего лишь , логичес кое дополнение к том,у. что п.роиз 0 |Шло еще три года на- Тогда за бурными полити- 'ческими страстями, спорами, дискуссиями, митингами, бесконечными выбо!ра'МИ мно гие как-то не заметили фак та своеобразной «тихой» ре- вблюции в жизни учрежде ний культуры Российской ФедерЕнщи. Министерство культуры своим приказом от менило типовое Положение о клубных учреждениях госу дарственной системы, дей ствующее десятки лет и же стко регламентирующее фор мы и содержание их деяте льности. Оно предоставило право руководителям учреж дений культуры :едзрабаты- вать индивидуаяьиый Устав, фиксирующий цели, задачи, основные направления ;Рабо- ты с учетом' социально-эко номических, демографичес ких, национальных и доугих особенностей своего региона — села или поселка, города или микрорайона. Сейчас, по п]»швствии времени, закономерно задать ся вопросом: сказалась ли эта свобода, дарованная ■ «сверху», сколь-либо замет но на клч’бной жизни нашей области? На мой взгляд — и да, и нет. Точнее выразить- 'ся,‘свободой воспользовались те, кто больше всего, острее всего ощущал ее необходи мость в силу творческих уст ремлений. Они первьшк'ла- чали искать, пробивать, экс периментировать. Остальная же, и довольно значительная часть работников «культур- . ното франта», что греха таить, заняла удобную вы жидательную позИ'ЦИю; по живем—увидим, торопиться некуда. Перестроечные бури пронеслись у них над толо вой, не колыщув ни волос ка. Позиция, надо сказать, удобная. Пребывая в ней го да! и даже десятилетия, мо жно было собственные недо работки, а порой и ррофес- ■сионаяьную несостоятель ность описывать на неном- летентнесть т ех , ' кто «руко водил культурой»' — в том же/селе'или райцентре... Не скрою, и нас, журна листов, честно говоря, устав- Ш’их от «остаточного принци па», больше тянуло писать о том или ином замечатель ном человеке — руководите ле хозяйства, хоть как-то ра деющем о культуре. Перс пективно МЫСЛ 5 ШЦИЙ, он тра тил годы, деньги своего кол лектива, 001 б 1 ственные нервы, чтобы построить в селе Дом культуры, поддерживал спе- |Циалистов, создавал им ус ловия для развития сельских талантов. О таких руководи телях создавались поэмы в газетно-журнальной прозе. Но, увы, таких, я бы ска зала, подлинных .российских интеллигентов, было совсем немного. Большинство дру гих смотрели на культуру, ■как на бедную служанку, свысока й пренебрежительно, а ее работников — истинных энтузиастов по. бескорыст ным душевным устремлени ям — в буквальном смысле слова шпьюяли, .как хотели. В зависимости от «злобы дня», они и молоко по селу -собирали, и свеклу убирали, и картошку копали, словом, дребывали «на побегушках». Стоит ..ли удивляться, что многие «цультурники» в конце концов и сами .перес тали относиться к себе ува жительно, а вое претензии к. ним, сдраведливые, конечно, резонно дресекали: не 1 иомо- гаете, так и не спрашивайте. «Неча на зеркало пенять...» Осйственно, так было .и пос ледние три гб^^3даб^5'..'ра- ботал, кто-то лепежидал. усердно при этом дискути руя о сути перестройки клубной работ©. ■г.А. между тем интересно’ ".заработали данковчане, осваивая...., новые формы хозяйствования, соз- , дав СВО.Й фонд развития ку льтуры района. Центры до суга .попробовали создать хлевенць!. Постоянно какими- то новшествами удивляют чапльдинцы, долгарувовцы, лебедянцы.. Формы хозрасче та осваивает Центр народно го творчества. Внедряется в клубную жизнь К 0 |мпьютери- зация. которая за.вт.ра будет определять и уровень управ ления творческими структур ными подразделениями, и уровень культуры досуга... Документ «О дедолитиза- ции деятельности учре ждений культуры», ко нечно. обусловлен в какой- то степени изменившейся по литической ситуацией в об- щ.естве^ Но он — лишь ло гическое завершение пере мен, происходящих в куль туре всего общества. Дело вовсе не в одной партии, де- ят'ельность 1 кото!рой, как из вестно, цриостанов,лена сегод ня. Дальнейшая ее судьба будет, :кюнечно, определена. Дело не в том. чтобы' быст ренько убрать в клубах и .других учреждениях культу ры в связи с новой обста новкой со стен старые .ло зунги, призывы, плакаты и другую атрибутику нагляд -1 ной агитации, отражающую до недавнего времени .руково дящую .роль коммунистичес-■ кой парт.ии. Дело в том, что страна уже рёально живет в условиях мяого.па.ртийности. Так как же быть? Цепляясь за старые каноны, цревра- щать учреждения культуры в сл^рканку всех новых по литических органов? Ничего, кроме суеты и хаоса, мы на этой .ниве не пожнем. К то му же мы уже имели печаль ный опыт идеологического диктата, не принёсшего доб рого результата. Иначе мы не говорили бы сегодня с болью О' погибших .памятни ках культуры, создаваемых многими .поколениями, о не- дазвитрм, -убогом нашем до суге, об ут.рате нравственно сти и упадке морали... Но политический нейт.ра- литет не стоит и не до 1 Лжно воспринимать как пассив ность и инертность. Нейтраль- .ность — это еще большая ответственность самих клуб ных -работников 'за .подлин- 1 Ное преобразование учреж 1 де- ний культуры, за возрожде ние некогда великой редсий- ской культуры,, 11 рев!ращен- НО.Й в сфе,ру «обслужива- Поле деятельности здесь ' О.ГРОМНО.. С тревогой говорят сейчас культработники , о ТО.М, как трудно будет .преоб- разовывать старые клубные здания в центры .досуга, об щения. За ЭТИМ и реконст рукция, и ■переоборудование, и техническое оонащение. Без обеспечения приоритет ного развития культуры в обществе этого вопроса не решить в короткий срок. Обросив прежние идеоло- .гические _путы, нам надо -по-- думать б возвращении па мяти, историко-куиьтурно- го наследия русского .наро да. Процесс этот ,уже начал ся Б- области — учрежден цраздник на:родного творчест ва имени А. П. .Мистюкова, возрождаются сельские тра диционные праздники, в том числе и православные,, цробуждается новый интерес к народному тво,рчеотву... У нас есть на что опереть ся, возрождая отечественную культуру. Есть богатейший песенный и хореогдафичес кий ^льюю р , есть сеть хо роших музеев, -сберегающих нашу историю. Е5сть села, ■сохранившие значительное историко-культурное насле дие. Есть свои националь ные традиции в искусстве... Преобразования в культу ре потребуют и совершенно новых структур упоав.те,ния ею. В области .додасна, нако- ннец, быть выработана еди ная концепция культуры, ко торая .смела бы все барьеры ведомственности и п,ривела к гуманизации общества, его духовному, нравственному и культурному оздо;ровлению. Необходимо и создание об ластного фонда развития ку.ль.ту,ры. Словом, ^ногое предстоит .начать ш-.рево,лю- ционном|у — сначала. И ХО.РОШО, что все эти и ■мнотее другие вопросы кол легия управления культуры решила вынести на свой пер вый съезд ;работников куль туры и искусства, который ссстоится в конце нынешне го года, Л. ДУБИНА. НЕ ЗАБЫВАЯ О ВЕТЕРАНАХ ь в наше трудное время в заботе и внима- 1 Щи особенно нуждаются ветераны Великой Отечественной войны я труда. Жить на не большую пенсию очень сложно. Чтобы сни зить остроту подажения пенсионеров, адми нистрация и профсоюзная организация опытногцронзводственного хозяйства «Ли пецкое» выделяют нм, наравне с рабочими, земельные участки, берут на себя расходы по обработке огородов и покупке семян кар тофеля. Ветераны хозяйства также пользуются правом на подтучение жилья. Недавно в но вую квартиру вместе с работниками ОПХ переехал участник Великой Отечественной войны И. М, Боровиков. Результаты первых торгов Липецкой товарно-сырьевой биржи; из рыставленных товаров на “сумму 62 . 184. 139 рублей продано на сумму 4. 914. 803 рубля “ 00011 Ангар 36x15x7,5м,оцинк, неутепл- 210000 I 180000. I 189000 0С482 ОООбй 0!“ !.0Й1бх25О0 10000 74т 6300 296т 1958040 00484 00ОТ9 Ли|^толст. горяченат. 3000 '70т ^ 0 0 280т 735000 Тиски слесарные Т-125- 100 500 00036 Радиаторы отопит. чугунные 275 кЙ’ 260 1347/ 367731 00486 00090 Диск оцепл.вел,ор."КШЗа' ' 350 10 зго 2 830. 00494- 00092 Тормозной барабан "КАМАЗа' ' 300 10 300 Ю -3150- 00491 Станок алм.-«иф.3622-Д % Подшипник 211 Подлипник 80107 [ Трактор Т40АЙ 00012 Тел^изор ч/б. ВЭЛС 50ТБ. 750 100 775 100 81375 00505 ,00059 Ткань-мебельная 52 т 55 288750 00010 Порог пола задн.часть к. а/м "МооквичГ ^ Порог пола,пар.часть к, а/м "Москвич"- -27 80 1000 Телеф.аппаратЫу Труба э/ов.прямошо-в- .Джемпер женский Трусы мужские 1Слапан латуни.Ду25 00470 1 ^ а (шелк с виск.) 120 200 ПО 200. '23100 00471 Ю^а (шелк о виск.) 135 ^200 , 120 200 ' 25200 67 52696 50 500 26250 550 200 550 . 4 2310 3 5 »0 50Ш 21000 950 ' I 855 , I 897.75 55 , 2 45 г 94,50' ЦОО ,10 2415 32 . 4100 32 137760 3,65 100000 : 3000 70 и г у с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz