Липецкая газета. 1991 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1991 г. (г. Липецк)

16 октября 1991 г.. № 35 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Л Е Т А Ю Щ И Й п о д в и ж н и к и „Нашли ему тихое место. А тут вдруг рукоаодстеу вздума­ лось в Долгорукове провести Всесоюзный семинар комсо­ мольских-работников. И сказа­ ли ему: «Иван Александрович, музей у тебя должен получить­ ся небывалый, по-настоящему показной '— сам Тяжельников, первый секретарь ЦК ВЛКСМ, прибудет. Из области тебе в по­ мощь дают семь научных со­ трудников. Действуй!» — Терпел я, терпел этих на­ учных сотрудников... Представ­ ляете; две недели на. разработ­ ку плана музейной экспозиции! Ну тут уж всем известно, чело­ век я с плохим характером... Словом, взорвался й так по­ гнал советчиков, что" со ступе­ нек шигордали только так! Спа­ сло то, что времени в обрез было— сам все сделал. Ливень помог еще... Когда Тяжельни­ ков ср свитой зашел ко мне, небо будто прорвалось. А я их тешил и водил по залам боль­ ше запланированного. И в каж­ дом уголке че стеснялся спра­ шивать: «Ну как?! Образ есть?!» Для меня главное, чтобы лю­ бая вещь в музее нВ образ ра- Когда разговор об И. Хри­ стенко зашел с одним из быв­ ших учителей, то он его так охарактеризовал: — Хлопот доставляет много. Если уж чего решил, то вынь да' положь, чтобы было как он хоЫет! Когда он памятник Козь- Пруткову сооружал, сам пр|вдседатеЛь районного Сове­ та народных депутатов ему на своем «Жигуленке»' цемент й песок в мешках возил... Он давно бы уже свой срок, в тюрьме отРидел, если бы гра­ фин с водой, пущенный в со­ трудника, попал в цель... Взры­ вается порохом, но и отходит мрментально^До графинов у него сейчас дело не,доходит — его просто у нас любят все при том деле, при. котором он со­ стоит и без которого немысли­ мо. Долгорукове. ...Прежнюю работу Ивану Александровичу вспоминать не хочется. Как вообще все, что было 'до музея. С самого нача­ ла жизнь пошла непутево, и по кочкам его, долго несло. Мать с отцом, развелись, и он трех­ летним- был сдан в детдом. Учился из рук вон плохо. Но когда «клюнул жареный пе­ тух», мгновенно подготовился к экзаменам и поступил в пед- училищё. И в первый же год самостоятельной работы — конфликт с директором школы. Именно самостоятельности ему на уроках и не давали. Разру­ гался и на «грлодном пайке» поехал в Москву за правдой. Нет, не ради себя, а ради того, чтобы помогать утверждению справедливости во всем госу­ дарстве. Путь к этому он видел толькр через обретение юри­ дических знаний. — На третьем курсе юрфака МГУ я понял, что жестоко ошибся. Прохождение практи­ ки в тюрьмах дало понятие; нет справедливости В законах и действиях тех, кто при испол­ нении закона. Я и по сей день не признаю нашего уголовного права — э-го не метод исправ­ ления общества. Но отступать было некуда — с грехом попо­ лам доучился. Я факультет не охаиваю — большинству' он на пользу пошел. Люди учились, а я.больше по музеям ходил... Признаюсь, что мало общест­ венной жизнью интересовался. Недавно вспомнил, что дейст­ вительно были у нас старше­ курсниками Лукьянов и Горба­ чев. Меня-то, наверное, никто и из сокурсников не вспомнит... Ну а после университета по­ шло меня носить с одного ме­ ста в.дру/ое — нигде не ужи; - вался. Нигде не мог терпеть не­ справедливости. Из областного центра до Долгорукова дока-, тился, а тут... ...Словом, по-хорошему уво­ лили меня. Пристроили в обще­ стве «Знание». Попросили на­ чать организацию музея. Что это такое .— представления не имел. Начал с,-того, что в Боль­ шой Советской Энциклопедии прочи-гзл про музей. А когда взялся за депо — оно и пошло цепляться Одно з а ‘другое. — Я еще ученицей была, ког­ да Иван Алексанщзович начал музей создавать,— говорит ди­ ректор долгоруковской сред­ ней школы С. Антонова.— Хри­ стенко был нашим соседом. Вы не представляете, как он нам всем открь 1 вал историю села! Мы стали гордиЦея, что село названо в честь князя Долго­ рукова, служившего вместе с Г Р А Ф И Н Кутузовым, _Мы были потрясе­ ны тем, что братья Жемчужни­ ковы именно на ^нашей земле создали Козьму Пруткова... Счастливы были тем, что Явля­ емся земляками выдающегося садовода Быханова... Вся ш;<о- ла тогда начала работать на музей. Мы с Иваном Алексан­ дровичем отправлялись на р'ас- копки, записывали предания, песни, собирали старинную одежду... Сколько лет прошло, а в селе сложилась святая.тра­ диция—первого сентября пер­ вый урок учащиеся многих сел района проводят в музее. То, что в селе художники вы­ ставки устраивают — заслуга Ивана Александровича. Заместитель председателя райисполкома А. Карнуков: ' -— Вроде бы и привыкли к его характеру, но Иван Алек­ сандрович часто заставляет нас изрядно поволноваться. Допу­ стим, ждем гостей, ко-горые хотят посмотреть музей. При­ ходишь к Христенко, а у не­ го — ералаш. Все разломано, разбросано! За голову хвата­ ешься, а он: «Не волнуйтесь, ночку не посплю, но экспози­ цию новую такую сделаю, что вы в ней и музыку, и поэзию почувствуете!» У него всегда что-нибудь но­ вое, неожиданное... Мы уж его от областного руководства все­ ми ' силами защищали — какой есть, таким пусть и остается... Планов у него нет, не соблюда­ ет инструкции. Трудно с ним. Знает законы, а нарушает их... Где вы встретите такого ди­ ректора, который бы отказался от истопника и уборщицы и только лишь из-за того, чтобы сэкономить деньги для музея и из-за страха, что люди что-то не так сделают в его владёни-. ях?>Сам и топил, и убирал по­ мещение. Бесплатно. — Да как же я кому-то до­ верю?! Людям же надо давать задания, а как дашь, если я сам не знаю, что буду делать через пять минут? Сэм процесс рабо­ ты подсказывает, что надо де- у|ать. Вот, дали мне под музей старый дом, 'ь я его стал обо­ рудовать так, чтобы при ПОДХО-, де к нему заговорил дух прош­ лого века. Вылепил колонны, а за ними решетки ажурные по­ тянулись, а за решетками — барельефы... Сшили мундир времен Долгорукова. Ну и что?! Не работает — тряпка и есть тряпка. Взял .вылепил фигуру князя, одел ее в мундир, поса­ дил за стрл, а чтобы большую живость придать, пришлось князю и адьютанта лепить, а рядом клад 1812 года располо­ жил — вот и заиграл угол ком- Клад нашел механизатор на собственном огороде — не­ сколько сот монет начала про­ шлого века. И Христенко облек находку в увлекательнейшую легенду. Его рассказы о земля­ ках и фактах из жизни района надо записывать -— миниатюры уровня Ираклия Андроникова. Был юбилей села. Под на­ строение за ночь написал пье­ су на историческую тему. За месяц до празднования' отдал в Дом культуры, чтобы разучили. Но... разучить не успели. -^...Тогда я впрыгнул в кня­ жеский мундир, сел на сцене за столик с гнутыми ножками и попросил симпатичную десяти­ классницу об одном: надень бальное платье и пройди под старинную музыку с кавалером мимо меня — больше ничего )^в надо! И я поймал момент: они шли, а я представил князя, представил свое прошлое, про- щлое России и, черт его знает, какое ее будущее! И слезы са­ ми побежали по моим щекам. Представьте; зал тоже почувст­ вовал этот момент — пожилые плакали! Так что, может, к луч­ шему, что всю пьесу не игра- Однажды все же решили снять его с работы. Назначили нового директора. А новый хо­ зяин музея пришел утром в райисполком и говорит; - «Не казните меня — оставьте Хрис­ тенко на своем месте. Он сда­ вал мне дела и об одном про­ сил: ключи оставлять в потаен­ ном месте, чтобы он ночами тайком приходил там лепить, конструировать^ описи Делать». Братья ,)Кемчужниковь 1 на э-щ-й земле создали . Козьму„ Пруткова. И родилась у Хри­ стенко идея... — Музей должен иметь про­ странство действия далеко за.; пределами своих стен. И решил.; я учредить медаль Жемчужг..; никова И награждать ею лучших" сатириков и юмористов. Жва-.. нецкий !такую медаль получил. . А потом думаю; чем же Прут««, ков хуже братьев-поэтов?! -Под-С бил районное начальство на разработку проекта памятника Козьме., Вот он стоит в уголоч­ ке — проект- Три . тысячи за него отвалили скульптору. И стыдно |МН€ стало перед руко­ водством — на ветер средства. Йедь не понял художник обра­ за. Махйул рукой и сам взялся лепить. Фаньше? Нет, раньше скульптурным делом никогда не занимался, но а воображе­ ние, мн^ на что? Если я дом по площади в два раза увеличил самостийно, то вопрос с памят­ ником 4- это же более индиви­ дуальное дело... Уже когда бюст на развилке дорог поста­ вили с I помощью крана, то я еще с йим две недели прово­ зился. А последние две ночи' подле .памятника и ночевал в куст'йх. Прикорну немножко, а потом лесенку приставляю и начинаю; то шарф Козьме по­ правлю, то кудри... Об одном просил начальст­ во: на открытий памятника должна была появиться из-за горизонта лихая Тройка, а из кибитки перед изваянием дол­ жен был выйти Жемчужников, оторопеть, снять шляпу и ска­ зать всего два слова: «Здрав­ ствуй, Козьма!» Тут п6' логике вещей Жемчужников не может сдержать всех своих чувств, он должен заплакать, махнуть ру­ кой, сеств в карету, и она его умчит в другую сторону гори- Объяснял, объяснял, а они все забыли! В последний мо­ мент нашли какую-то захуда­ лую лошаденку... Эх, да и тот, кто роль Жемчужникова испол­ нял, заплакать не смог —; не прочувствовал. Конечно, . от этого зритель и наши горизон­ ты прочувствовать не смог.: А ведь Козьма у меня ф5<ло- соф, я его с Бальзака лепил.' У нас много музейных пра-~ здников. Недавно церкви колр-~ ‘ кола' передавали, торжествен­ ное прослушивание пластинок с записями песен в исполнении нашей землячки Людмилы Рю­ миной, открытие выставочного зала... Готовимся к юбилею композитора Н. Василенко, пи­ савшего музыку на стихи Ива- ...Пробитый пулями шар из- под церковного креста. Более трехсот пробоин. Рядом — зим­ ний пейзаж. Явно незэааршен- —■Щар с крестом спас от окончательного ун'ичтожения. А пейзаж нашел на свалке уж больно хорош! Лет пять он у меня провисел в соседстве с другими экспонатами, символи­ зирующими богатство, кото­ рым мы разбрасываемся... А потом как-то зашли к нам ху­ дожники, остановились около этого уголка, один и говорит: «Василий, глянь — твой пей- Ну я им и объяснил, что му­ зей не ломбард, а история, го­ ворящая языком предметов. Художник Павлов обнял меня — Если ты из помойки вы­ зволил мою картину, то мы пе­ ред тобою все в долгу! — Вот так и родилась картинная гале­ рея — тридцать девять работ подарили липецкие художники. ...Дабы как-то подвести итог знакомству, высказываю свою с ним солидарность и говорю недобрые слова об областном начальстве. И вдруг: — Ты думаешь, я не пони­ маю их 1 ^равоту?! Сам вижу, что все убого, примитивно, но что поделаешь при существующей нищете? А с другой стороны и хорошо, что нищета — она для меня двигатель поиска. Я ведь изощряюсь, выдумка за выдум­ кой приходит, что бы эту ни­ щету по денежной и матери­ альной части прикрыть ориги­ нальностью, поэзией компози­ ций. Мне к тому же стыдно за свой характер — вот я и эту свою нищету стремлюсь посто­ янно заглаживать работой. В музее все мое — и тут судьба хоть единожды в жизни с вы­ бором не ошиблась. Э. ЕФРЕМОВ . Фото А. ЩУРОВА {«Советская культура» за 12 октября 1991 г.) Обозрение ИНТЕЛЛИГЕНТЫ, ВАШЕ СЛОВО! с ншым докумеи'гам, при­ нятым недавно Министерст­ вом культуры РСФСР, 03- натсомидо недавно на колле­ гии клубных специалистов управление культуры облис­ полкома. В нем говорится о том. что «государственные учреждения культуры — клубы, библиотеки, музеи — Должны в своей деятельнос­ ти занять позицию политиче­ ски нейтральную и стать центром духовного общения, развития и реализации твор­ ческого потенциала людей, независимо от их политичес­ ких, национальных и религи­ озных воззрений». Возможно, для тех, кто далек от нынешних проблем развития культуры, этот до­ кумент ' покажется св!ерхре- фсрматорским. Политичес­ кий нейтралитет после столь- ■ кйх десятилетий идеологиче­ ского диктата одной, комму­ нистической партии, воспри­ нимается, как вожделенная свобода, сладко ирушащая голову. Однако не будем ни­ чего упрощать. Этот, дейст­ вительно, важный документ вовсе не столь неожидан. Ш — всего лишь , логичес­ кое дополнение к том,у. что п.роиз 0 |Шло еще три года на- Тогда за бурными полити- 'ческими страстями, спорами, дискуссиями, митингами, бесконечными выбо!ра'МИ мно­ гие как-то не заметили фак­ та своеобразной «тихой» ре- вблюции в жизни учрежде­ ний культуры Российской ФедерЕнщи. Министерство культуры своим приказом от­ менило типовое Положение о клубных учреждениях госу­ дарственной системы, дей­ ствующее десятки лет и же­ стко регламентирующее фор­ мы и содержание их деяте­ льности. Оно предоставило право руководителям учреж­ дений культуры :едзрабаты- вать индивидуаяьиый Устав, фиксирующий цели, задачи, основные направления ;Рабо- ты с учетом' социально-эко­ номических, демографичес­ ких, национальных и доугих особенностей своего региона — села или поселка, города или микрорайона. Сейчас, по п]»швствии времени, закономерно задать­ ся вопросом: сказалась ли эта свобода, дарованная ■ «сверху», сколь-либо замет­ но на клч’бной жизни нашей области? На мой взгляд — и да, и нет. Точнее выразить- 'ся,‘свободой воспользовались те, кто больше всего, острее всего ощущал ее необходи­ мость в силу творческих уст­ ремлений. Они первьшк'ла- чали искать, пробивать, экс­ периментировать. Остальная же, и довольно значительная часть работников «культур- . ното франта», что греха таить, заняла удобную вы­ жидательную позИ'ЦИю; по­ живем—увидим, торопиться некуда. Перестроечные бури пронеслись у них над толо­ вой, не колыщув ни волос­ ка. Позиция, надо сказать, удобная. Пребывая в ней го­ да! и даже десятилетия, мо­ жно было собственные недо­ работки, а порой и ррофес- ■сионаяьную несостоятель­ ность описывать на неном- летентнесть т ех , ' кто «руко­ водил культурой»' — в том же/селе'или райцентре... Не скрою, и нас, журна­ листов, честно говоря, устав- Ш’их от «остаточного принци­ па», больше тянуло писать о том или ином замечатель­ ном человеке — руководите­ ле хозяйства, хоть как-то ра­ деющем о культуре. Перс­ пективно МЫСЛ 5 ШЦИЙ, он тра­ тил годы, деньги своего кол­ лектива, 001 б 1 ственные нервы, чтобы построить в селе Дом культуры, поддерживал спе- |Циалистов, создавал им ус­ ловия для развития сельских талантов. О таких руководи­ телях создавались поэмы в газетно-журнальной прозе. Но, увы, таких, я бы ска­ зала, подлинных .российских интеллигентов, было совсем немного. Большинство дру­ гих смотрели на культуру, ■как на бедную служанку, свысока й пренебрежительно, а ее работников — истинных энтузиастов по. бескорыст­ ным душевным устремлени­ ям — в буквальном смысле слова шпьюяли, .как хотели. В зависимости от «злобы дня», они и молоко по селу -собирали, и свеклу убирали, и картошку копали, словом, дребывали «на побегушках». Стоит ..ли удивляться, что многие «цультурники» в конце концов и сами .перес­ тали относиться к себе ува­ жительно, а вое претензии к. ним, сдраведливые, конечно, резонно дресекали: не 1 иомо- гаете, так и не спрашивайте. «Неча на зеркало пенять...» Осйственно, так было .и пос­ ледние три гб^^3даб^5'..'ра- ботал, кто-то лепежидал. усердно при этом дискути­ руя о сути перестройки клубной работ©. ■г.А. между тем интересно’ ".заработали данковчане, осваивая...., новые формы хозяйствования, соз- , дав СВО.Й фонд развития ку­ льтуры района. Центры до­ суга .попробовали создать хлевенць!. Постоянно какими- то новшествами удивляют чапльдинцы, долгарувовцы, лебедянцы.. Формы хозрасче­ та осваивает Центр народно­ го творчества. Внедряется в клубную жизнь К 0 |мпьютери- зация. которая за.вт.ра будет определять и уровень управ­ ления творческими структур­ ными подразделениями, и уровень культуры досуга... Документ «О дедолитиза- ции деятельности учре­ ждений культуры», ко­ нечно. обусловлен в какой- то степени изменившейся по­ литической ситуацией в об- щ.естве^ Но он — лишь ло­ гическое завершение пере­ мен, происходящих в куль­ туре всего общества. Дело вовсе не в одной партии, де- ят'ельность 1 кото!рой, как из­ вестно, цриостанов,лена сегод­ ня. Дальнейшая ее судьба будет, :кюнечно, определена. Дело не в том. чтобы' быст­ ренько убрать в клубах и .других учреждениях культу­ ры в связи с новой обста­ новкой со стен старые .ло­ зунги, призывы, плакаты и другую атрибутику нагляд -1 ной агитации, отражающую до недавнего времени .руково­ дящую .роль коммунистичес-■ кой парт.ии. Дело в том, что страна уже рёально живет в условиях мяого.па.ртийности. Так как же быть? Цепляясь за старые каноны, цревра- щать учреждения культуры в сл^рканку всех новых по­ литических органов? Ничего, кроме суеты и хаоса, мы на этой .ниве не пожнем. К то­ му же мы уже имели печаль­ ный опыт идеологического диктата, не принёсшего доб­ рого результата. Иначе мы не говорили бы сегодня с болью О' погибших .памятни­ ках культуры, создаваемых многими .поколениями, о не- дазвитрм, -убогом нашем до­ суге, об ут.рате нравственно­ сти и упадке морали... Но политический нейт.ра- литет не стоит и не до 1 Лжно воспринимать как пассив­ ность и инертность. Нейтраль- .ность — это еще большая ответственность самих клуб­ ных -работников 'за .подлин- 1 Ное преобразование учреж 1 де- ний культуры, за возрожде­ ние некогда великой редсий- ской культуры,, 11 рев!ращен- НО.Й в сфе,ру «обслужива- Поле деятельности здесь ' О.ГРОМНО.. С тревогой говорят сейчас культработники , о ТО.М, как трудно будет .преоб- разовывать старые клубные здания в центры .досуга, об­ щения. За ЭТИМ и реконст­ рукция, и ■переоборудование, и техническое оонащение. Без обеспечения приоритет­ ного развития культуры в обществе этого вопроса не решить в короткий срок. Обросив прежние идеоло- .гические _путы, нам надо -по-- думать б возвращении па­ мяти, историко-куиьтурно- го наследия русского .наро­ да. Процесс этот ,уже начал­ ся Б- области — учрежден цраздник на:родного творчест­ ва имени А. П. .Мистюкова, возрождаются сельские тра­ диционные праздники, в том числе и православные,, цробуждается новый интерес к народному тво,рчеотву... У нас есть на что опереть­ ся, возрождая отечественную культуру. Есть богатейший песенный и хореогдафичес кий ^льюю р , есть сеть хо­ роших музеев, -сберегающих нашу историю. Е5сть села, ■сохранившие значительное историко-культурное насле­ дие. Есть свои националь­ ные традиции в искусстве... Преобразования в культу­ ре потребуют и совершенно новых структур упоав.те,ния ею. В области .додасна, нако- ннец, быть выработана еди­ ная концепция культуры, ко­ торая .смела бы все барьеры ведомственности и п,ривела к гуманизации общества, его духовному, нравственному и культурному оздо;ровлению. Необходимо и создание об­ ластного фонда развития ку.ль.ту,ры. Словом, ^ногое предстоит .начать ш-.рево,лю- ционном|у — сначала. И ХО.РОШО, что все эти и ■мнотее другие вопросы кол­ легия управления культуры решила вынести на свой пер­ вый съезд ;работников куль­ туры и искусства, который ссстоится в конце нынешне­ го года, Л. ДУБИНА. НЕ ЗАБЫВАЯ О ВЕТЕРАНАХ ь в наше трудное время в заботе и внима- 1 Щи особенно нуждаются ветераны Великой Отечественной войны я труда. Жить на не­ большую пенсию очень сложно. Чтобы сни­ зить остроту подажения пенсионеров, адми­ нистрация и профсоюзная организация опытногцронзводственного хозяйства «Ли­ пецкое» выделяют нм, наравне с рабочими, земельные участки, берут на себя расходы по обработке огородов и покупке семян кар­ тофеля. Ветераны хозяйства также пользуются правом на подтучение жилья. Недавно в но­ вую квартиру вместе с работниками ОПХ переехал участник Великой Отечественной войны И. М, Боровиков. Результаты первых торгов Липецкой товарно-сырьевой биржи; из рыставленных товаров на “сумму 62 . 184. 139 рублей продано на сумму 4. 914. 803 рубля “ 00011 Ангар 36x15x7,5м,оцинк, неутепл- 210000 I 180000. I 189000 0С482 ОООбй 0!“ !.0Й1бх25О0 10000 74т 6300 296т 1958040 00484 00ОТ9 Ли|^толст. горяченат. 3000 '70т ^ 0 0 280т 735000 Тиски слесарные Т-125- 100 500 00036 Радиаторы отопит. чугунные 275 кЙ’ 260 1347/ 367731 00486 00090 Диск оцепл.вел,ор."КШЗа' ' 350 10 зго 2 830. 00494- 00092 Тормозной барабан "КАМАЗа' ' 300 10 300 Ю -3150- 00491 Станок алм.-«иф.3622-Д % Подшипник 211 Подлипник 80107 [ Трактор Т40АЙ 00012 Тел^изор ч/б. ВЭЛС 50ТБ. 750 100 775 100 81375 00505 ,00059 Ткань-мебельная 52 т 55 288750 00010 Порог пола задн.часть к. а/м "МооквичГ ^ Порог пола,пар.часть к, а/м "Москвич"- -27 80 1000 Телеф.аппаратЫу Труба э/ов.прямошо-в- .Джемпер женский Трусы мужские 1Слапан латуни.Ду25 00470 1 ^ а (шелк с виск.) 120 200 ПО 200. '23100 00471 Ю^а (шелк о виск.) 135 ^200 , 120 200 ' 25200 67 52696 50 500 26250 550 200 550 . 4 2310 3 5 »0 50Ш 21000 950 ' I 855 , I 897.75 55 , 2 45 г 94,50' ЦОО ,10 2415 32 . 4100 32 137760 3,65 100000 : 3000 70 и г у с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz