Липецкая спортивная газета. 2020 г.

Липецкая спортивная газета. 2020 г.

м NJ IO О Л ь V I г R I п >г 1 0 1 13 мая 2020 г. чк J ■ 1 D 1и I J 1 «Липецкая спортивная газета» ' Вот уже десять месяцев, как футбольным клубом «Металлург» руководит исполняющий обязанности гендиректора. П ока неизвестно, когда именно состоятся (и состоятся ли вообще) выборы руко­ водителя на постоянной основе. Тем не менее у людей, неравнодушных к липецкому футболу, достаточно желания принести ему пользу. Стать «Фабрикой звёзд» Так, бывший голкипер «Металлурга», челнинского «КамАЗа», новокузнецкого «Ме таллурга» и нижегородского «Локомотива», тренер СШ № 12, основатель Первой вратар­ ской школы Сергей ПОНОМАРЁВ поделился своими соображениями относительно перспек­ тив развития клуба. — Существуют несколько стратегий разви­ тия футбольных клубов. К примеру, стратегия под условным названием «Суперклуб», кото­ рая предполагает постоянное стремление к первым местам в соревнованиях различного ранга, к кубкам, медалям, трофеям. Для её реализации необходим большой бюджет в со­ ревнованиях того ранга, в котором участвует клуб, стремящийся прибавить себе приставку супер. Однако ввиду бюджетных ограничений эта стратегия к «Металлургу», как и ко многим другим клубам, неприменима. Самую распространённую стратегию можно назвать «Максимум достижений на выделен­ ные средства». Ею пользуются, даже сами того не осознавая, большинство профессио­ нальных футбольных клубов в России, в том числе и «Металлург». Эта стратегия успешна, когда спонсорам и хозяевам команда нужна как визитная карточ­ ка. ещё один показатель развития региона или коммерческой структуры или просто удовлет­ ворение амбиций. Однако этот путь не всегда приводит к повышению интереса к футболу в регионе, вовлечению большего количества молодёжи для занятий спортом. В случае отсутствия у команды достижений интерес к ней и к футболу в целом постепенно угасает. История «Металлурга» последних десяти лет — яркое тому подтверждение. В погоне за спортивными достижениями, несоизмеримыми с имеющимся бюджетом, руководители профессиональных команд берут кредиты, сомнительные займы, зале­ зают в казну детско юношеских команд и так далее. В результате клубы терпят банкротство, теряют профессиональный статус, а развитие футбола в регионе отбрасывается на годы, а то и десятилетия назад. Учитывая размеры предполагаемого бюд­ жета ФК «Металлург» на будущий сезон, я считаю, что в наших условиях более целесо­ образно применить иную стратегию развития клуба, а с ней и всего липецкого футбола. Ведь даже в случае выхода команды в ФН/1 вспышка интереса к футболу будет кратковременной, а разочарование от возможного вылета из первой лиги отбросит интерес к футболу даже ниже нынешнего уровня. К тому же, не решив возникших проблем в детско-юношеском футболе, выход в ФН/1 негативно скажется на имидже властей. Я бы назвал эту стратегию «Фабрика звёзд». Она в том или ином виде используется во многих клубах ПФЛ и одном клубе ФНЛ — «Чертаново». Её суть — в поиске, воспитании, обкатке и дальнейшей продаже или пере продаже футбольных дарований. Применив собственное ноу-хау, реально сделать Липецк в течение двух— пяти лет региональным ли­ дером молодёжного и юношеского футбола. К слову, целые страны — Голландия, Порту­ галия, Бразилия и другие — выбрали именно этот путь развития. Социальные дивиденды в случае при­ менения данной стратегии также ощутимы. Юные футболисты и их родители будут видеть перспективы занятий футболом в родном регионе, а количество занимающихся станет постепенно расти. Я лично был свидетелем подобного во время своей работы в Ново­ кузнецке, правда, это происходило в хоккее. В случае создания академии футбола коли­ чество занимающихся будет расти, в том числе за счёт приезжих юных футболистов. Вероятен рост посещаемости домашних матчей «Метал­ лурга», поскольку в нём будут играть такие же молодые парни, со многими из которых многие из болельщиков знакомы лично. В результате вместо сокращения фут­ больных школ, уменьшения количества за­ нимающихся и ухудшения перспектив юных футболистов будет достигнуто улучшение по всем направлениям. Стратегиябудущего Как не разбазаривать таланты? На поле воспитанники ДЮСШ «Металлург » Конкретная программа развития ФК «Метал­ лург» предполагает несколько пунктов: а) сбалансировать бюджет клуба, расходы не должны превышать поступления; б) решить вопрос с долгами по судебным искам; в) увеличить поступления денежных средств за счёт коммерческой деятельности: г) вести работу по возвращению прежних спонсоров и привлечению новых; д) регулярно публиковать финансовую отчётность клуба на официальном сайте и официальных страницах в соцсетях; е) поставить вопрос перед спонсорами и учредителями о стратегии развития клуба; ж) повысить узнаваемость бренда ФК «Ме­ таллург» в райцентрах и других населённых пунктах области, улучшить имидж клуба. Пути реализации — Вершиной создаваемой пирамиды явля­ ется команда мастеров «Металлург», в кото­ рую привлекаются молодые перспективные футболисты. Они обкатываются в течение одного-двух сезонов в первенстве ПФЛ или ФНЛ и продаются или отдаются безвозмезд­ но в другие футбольные клубы, желательно рангом выше. Ноу-хау заключается в том, чтобы продавать игроков за минимальную цену (своеобразный футбольный демпинг) или просто отдавать их безвозмездно, но при этом в соглашении о переходе предусматривать премию за перепро­ дажу футболиста (в среднем это 20 процентов). Второй, более низкий уровень пирамиды: первенство СФФ «Центр». В области есть два футбольных клуба, участвующие в этом турнире, — ФК «Елец» и «Металлург-М». В них также должны играть и обкатываться молодые перспективные футболисты, пока не проходя­ щие в состав главной команды. Третий уровень. Необходимы ещё как минимум три— пять молодёжных клубов, вы­ ступающих в чемпионате Липецкой области. Они должны пополняться воспитанниками собственной академии и других футбольных школ области. Для учащихся 6- 11-х классов на базе ДЮСШ «Металлург» надо создать футбольную акаде­ мию, где будут трудиться лучшие тренеры и обучаться наиболее перспективные юные фут­ болисты. Подобные академии уже созданы в соседних Тамбовской, Тульской, Белгородской областях. Этот шаг позволит консолидировать таланты из нашего региона и привлечь даро­ вания из других областей. В основании пирамиды — все спортшколы Липецка и райцентров. С местами занятий и инвентарём на данный момент проблем нет. Необходимо обеспечить участие спортшкол и сборных команд в регулярных соревнованиях: первенствах области, СФФ «Центр», всерос­ сийских турнирах. Как и на что тратить деньги? — Следует увеличить финансирование команды мастеров вдвое — на 100 процен­ тов. Задача по выходу клуба в ФНЛ при этом ставиться не должна. Опыт «Чертаново» по­ казывает, что выход в ФНЛ при такой стратегии вполне возможен, однако не стоит форсиро­ вать события. Из суммы, выделенной на профессиональ­ ный клуб, 20-25 процентов надо направлять на создание и развитие академии и молодёжной команды. Еще 5-10 процентов из этой суммы надо направить в основание пирамиды на участие в соревнованиях детских и юношеских команд. Моя цель вывести детский, юношеский, молодёжный и профессиональный футбол Липецкой области в лидеры в ЦФО. Надо сделать нашу область центром воспитания футбольных талантов. Для достижения этих целей необходимо выполнить несколько условий: а) объединить одной идеей футбольных профессионалов, любителей, чиновников, спонсоров и просто желающих улучшить по­ ложение дел в липецком футболе; б) обсудить, доработать, улучшить и полно­ стью сформировать стратегию (концепцию) развития футбола в Липецкой области; в) донести разработанную и одобренную футбольным сообществом концепцию раз­ вития футбола до руководителей области и настаивать на её внедрении; г) назначить на пост гендиректора ФК «Ме­ таллург» человека которого выберет футболь ное сообщество. Для достижения цели необходимы серьёз­ ные преобразования в структуре футбольного хозяйства области. Положительные моменты (инфраструктура, пирамида футбольных клубов и школ) нужно развивать, объединять, направлять в русло поставленных задач. Но есть моменты, которые требуют либо кар­ динальной перестройки (ФК «Металлург», взаимоотношения между клубами и школами области), либо создания с нуля (футбольная академия, аналитический отдел, институт скаутов). Для реализации любой из стратегий необ­ ходимо чёткое, скрупулёзное, филигранное управление как футбольной, так и финансовой составляющей. Именно сочетание профессио­ нального управления футбольным хозяйством с единым подходом к тренировочному про­ цессу на всех уровнях пирамиды позволяет западным клубам опережать нас в таком со­ циальном явлении, как футбол. Футбольная пирамида Липецкой области ФК I / ’ ’ ’ Металлург ПФЛ или ФНЛ Металлург-М ФК Елец первенство первенство СФФ Центр СФФ Центр Академия Академия (выпускной год) (предвыпускной год) чемпионат области — чемпионат области — первый дивизион второй дивизион Академия ДЮСШ Елец ДЮСШ Грязи ДЮСШ Данков (юноши) (юноши) (юноши) (юноши) первенство области. первенство области. первенство области, первенство области. СФФ Центр СФФ Центр СФФ Центр СФФ Центр ФК Елец-М чемпионат области — первый дивизион

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz