Липецкая спортивная газета. 2020 г.

Липецкая спортивная газета. 2020 г.

№ 1 9 6 мая 2020 г. ЮБИЛЕЙ ПОБЕДЫ «Липецкая спортивная газета» 5 В иктор СЛУШНИК: «На моих воине не место» л'75 ИСТОРИЙ ПОБЕДЫ Нужно было безмерно любить жизнь, чтобы остаться в живых на той страшной войне. Л ипецкому художнику В и кто р у П е тро ви ч у Слушнику посчастли­ вилось не только выжить, но и вернуться к занятиям люби­ мым делом. Свою любовь к жизни и презрение к смерти он отобразил во многих работах, наделив, казалось, обычные пейзажи поистине гуманисти­ ческим смыслом. Пленительный запах Родился Виктор Слуш - ник на станции Раздельная под Одессой. Его отец, Пётр Иосифович, слыл известным на всю округу овощеводом. Мама, Александра Константи­ новна, работала телеграфист­ кой в Одессе. Помимо Вити в семье была ещё старшая дочь Нина. Судьба-злодейка словно специально пометила Викто­ ра, уготовив для него испыта­ ния с самого раннего детства. — Ещё малышом как-то зи­ мой попал под санную упряж­ ку. Чудом остался в живых Ни лошади, ни полозья са­ ней не задели меня, только шапку распороли. А вскоре мама взяла нас с сестрой в Одессу. В большом городе я незаметно потерялся и решил во что бы то ни стало самостоятельно вернуться домой. Не знаю, чем бы за­ кончились мои приключения, но какая-то сердобольная женщина привела меня в от­ деление милиции, где меня и нашли заплаканные мама с сестрёнкой, — вспоминает Виктор Петрович. Как и многие мальчишки тридцатых годов, Витя Слуш- ник мечтал стать лётчиком. Фамилии прославленных со­ ветских пилотов — Чкалов, Громов, Байдуков — гремели тогда на весь мир. Хотелось так же, как они, штурмовать рекорды, покорять необъ­ ятные просторы северных широт, совершать беспоса­ дочные перелёты. Было у Виктора и ещё одно увлечение, но уже земное — рисование. Увидев, как дядя, художник-любитель, рисует окрестные пейзажи, мальчик тоже захотел попробовать, и попал в плен холста и красок на всю жизнь. Роковое число 16 Летом 1941 года Виктор Слушник окончил семь клас­ сов. 16 июня ему исполнилось пятнадцать лет, а через шесть дней началась война. — Так случилось, что число 16 стало для меня знаковым, даже роковым, — говорит Виктор Петрович. — Когда началась война, из Одесской области наша семья пере­ бралась к родственникам под Винницу, но враг пришёл и туда. Долгие два с половиной года пришлось провести в оккупации. Особенной же­ стокостью отличались даже не немецкие, а румынские и венгерские солдаты, которые постоянно мародерствовали. Когда румыны в очередной раз зашли за наживой во двор, где жила семья Виктора, паренёк не выдержал и хотел помешать им. Но чуть не ли­ шился жизни. — Один из солдат так из­ бил меня, что я три дня не мог прийти в себя. Родные думали, что я не выживу, но мама выходила. Она плакала и причитала: «Сынок, ну за­ чем ты с ними связался, для них же убить человека ничего не стоит». Я хорошо запомнил этого вояку и решил для себя, что обязательно пойду на фронт, найду его там и убью, — вспоминает ветеран. После освобождения Вин­ ницкой области весной 1944 года Виктора призвали в ар­ мию и направили в Красно­ ярск, на ускоренные курсы подготовки артиллеристов. Оттуда 18-летний рядовой Слушник попал на 3-й Бе­ лорусский фронт, который находился на подступах к Восточной Пруссии. Командование части, зная о художественном таланте Вик­ тора, убеждало его остаться при штабе. «Будешь рисовать портреты Сталина», — гово­ рил замполит. Но Слушник не желал отсиживаться за спина­ ми товарищей, он рвался на передовую. — Вот мы идём за своей пушкой, «сорокапяткой», и, чтобы не упасть, держимся за ствол орудия. Спать очень хочется. Но странное дело: ноги сами идут, а голова в этот момент как бы спит. На войне чему только не научишься, — улыбается Виктор Петрович. Бои шли тяжёлые, многие боевые товарищи Виктора Слушника погибли. Когда во­ круг смерть, до «художеств» ли тут? Но как только выда­ валась свободная минутка, Виктор брался за карандаш и рисовал. — Нас, молодых, заворажи­ вало зрелище рассекающих ночную мглу трассирующих пуль. Любовались им, не­ взирая на смертельную опас­ ность, — вспоминает худож­ ник-фронтовик. По словам Виктора Слуш­ ника воевал он около месяца. Бой 16 октября, в день на­ чала Гумбиннен-Гольдапской операции, был для него по­ следним. — После сражения мы с товарищем выносили ра ­ неных на носилках. Он шёл впереди, я — сзади. Вдруг раздался взрыв, меня под­ бросило вверх. Оказалось товарищ наступил на мину. Он остался жив, раненый на носилках погиб, а я получил тяжёлые ранения обеих ног. Последнее, что увидел, до того как потерял сознание, это клин журавлей в свинцовом осеннем небе. А ещё успел бросить взгляд на часы, на которых застыло время — 16 часов. Вот уж действительно мистика... Там же, в болотах Восточ­ ной Пруссии, навсегда остал­ ся лежать альбом с рисунками Виктора. Эпоха «возрождения» В медсанбате Слушнику ампутировали левую ногу. Та же участь грозила и правой, но хирург пожалел молодого солдатика, собрав её бук­ вально по частям. Потом был госпиталь в Каунасе, а затем эвакогоспиталь на далёкой станции Мозгон в Читинской области. Оказаться инвалидом в 18 лет, когда жизнь только начи­ нается: от тягостных мыслей порой хотелось выть. Не дать пареньку отчаяться, вдохнуть в израненный организм новую жизнь помогла медсестра по имени Наташа, которая взяла над ним шефство. Она ухаживала, помога­ ла делать первые шаги на протезе, превозмогая боль и страх. Словно старшая сестра, успокаивала, не по­ зволяя раскисать. Виктор по-настоящему подружился с молодой женщиной. На про­ тяжении долгих лет они обме­ нивались добрыми письмами, пока несколько лет назад бывшая госпитальная сестра не умерла. На малую родину Виктор Слушник вернулся уже по­ сле победы, в июне 1945 года. Вскоре талантливый художник-самоучка поступил в Одесское художественное училище. — Учёба в училище, за­ нятия живописью, любимым делом, стали для меня не просто началом новой жизни, а в полном смысле слова возрождением. Передо мной открывался новый мир, ко­ торый ещё только предсто­ яло познать, — вспоминает Слушник. Окончив училище, Виктор решил постигать таинства профессии художника и даль­ ше, собравшись поступать в Рижскую академию живописи. Попытка оказалась неудач­ ной, но наш герой от своих планов не отказался. Год он зарабатывал на жизнь ри­ сованием плакатов, попутно посещая занятия в качестве вольного слушателя. И в итоге был вознаграждён за настой­ чивость. Виктор Слушник говорит, что ему очень повезло с учи­ телем. Он учился на пейзаж­ ном отделении у одного из лучших советских мастеров этого жанра Эдуарда Кал- ныньша. Виктор рисовал то, что любил к чему лежала его душа художника, — природу. Он изъездил всю Прибалти­ ку, писал этюды в Паланге, Юрмале, Клайпеде. Во время практики недалеко от Риги увлёкся этюдом лесопилки. Эта работа более чем 60-лет- ней давности сохранилась до наших дней, сейчас она нахо­ дится в Данковской галерее. — Прекрасное было время! Тогда, в пятидесятые, латыши хорошо относились к русским. Не было той ненависти, ко­ торая проявилась позже. Я в течение некоторого времени жил у своего однокурсника Удиса Межавилкса — хоро­ ший человек и настоящий друг, — воскрешает в памяти былое ветеран. На руках на радость внукам После были три года рабо­ ты в Таджикистане. В Лени­ набаде (нынешний Худжанд, второй по численности город республики) Виктор Петрович преподавал в местном худо­ жественном училище. Годы, проведённые в Тад­ жикистане, вобрали в себя многое. Здесь прошла первая персональная выставка Вик­ тора Слушника, там же его приняли в Союз художников СССР. Помимо живописи он здесь стал заниматься и графикой. В этом направле­ нии по-новому раскрывался талант художника. В своих работах он стал подмечать тонкие нюансы, мельчайшие детали, которые невозможно отобразить, работая маслом. В 1959 году Виктор Слуш­ ник приехал в Липецк, куда его долго и настойчиво звала жившая в молодом индустри­ альном центре сестра Нина. — До приезда в Липецк я ничего подобного не видел. В первые годы меня ошеломил завод-гигант, величественный и по масштабам и по силе ха­ рактеров людей, работающих на нём. Как они, такие малень­ кие, смогли создать такую мощь? Просто поразительно! — восхищается Виктор Петро­ вич даже сейчас. На его глазах разрастался гигант металлургической про­ мышленности, возводились цеха Новолипецкого завода, строились доменные печи. За несколько лет художник написал свои известные ра­ боты: «Они построят всё», «Индустриальный пейзаж» и многие другие. Но, выполняя партийные и производственные заказы, Виктор Слушник не забывал и о любимом сердцу изображе­ нии природы. Без этого худож­ ник не мыслил свою жизнь. В 60-х на протяжении не­ скольких лет Виктор Петрович возглавлял недавно создан­ ную липецкую организацию Союза художников. По при­ знанию коллег, его активности можно было только позави­ довать. Он успевал писать сам, помогать в становлении молодым художникам, за­ ниматься бесчисленными ор­ ганизационными вопросами. Откуда на всё это у иска­ леченного войной человека хватало сил, задавались во­ просом все, кто его знал. До последнего времени Вик­ тор Слушник, несмотря на преклонный возраст, был действующим художником. И лишь совсем недавно от­ ложил кисть в сторону. Годы всё же берут своё. — Я не делал себе скидок на инвалидность. Каждый день старался начинать с утренней зарядки . Чтобы поддерживать себя в форме, выполнял посильные упраж­ нения, — скромно рассказы­ вает о секретах творческого и жизненно го долголетия Виктор Петрович. А супруга Полина Павловна весело добавляет: — Когда Виктору было уже за 80, он мог запросто просто­ ять на руках в течение десяти минут. А чуть ранее, на пляже таким способом веселил не только внуков, но и других от­ дыхающих. У молодых парней тогда просто челюсти отвисли от удивления. Даром что ин­ валид... За дол гую тво рче с кую жизнь Виктор Петрович Слуш­ ник создал более пятисот картин. Но ни на одной из его работ не запечатлена, казалось бы, столь близкая художнику тема войны. — Я специально не возвра­ щался к ней. Ведь война — это зло, боль и кровь, муки и смерть. Война чужда челове­ честву. Природа на моих кар­ тинах является олицетворе­ нием мира и жизни на земле. Человек должен ценить эту жизнь. Любоваться восходом солнца, бескрайним небом, гладью рек и озёр. Иначе для чего вообще жить? — считает человек, которому довелось смотреть смерти в лицо. Сергей БАННЫХ Досье«ЛСГ» СЛУШНИКВикторПетрович. Родится16июня1926годанастанцииРаздель­ наяОдесской губернии. Ветеран Великой Отечественной войны. Кавалер орденов СлавыIII степени, Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией», медали Жукова и других наград. Заслуженный художник России. ОбладательЗнака отличия«За заслу. ипередЛипецкой областью>. Его работы выставлены вс многих городах России и бывшего СССРатакже вБолгарии иЯпони . Дорогие читатели! Приглашаем вас вместе с нами продолжить рассказы о судьбах героев Великой Отечественной. Благодарность за то, что они сделали для нас, никогда не бывает достаточной. Но она может стать запоздавшей, и этого допустить нельзя. Расскажите истории своих родных и знакомых— ветеранов войны, тружеников тыла. Приложите к письму фотографии и присылайте по адресу sport@lpaper.ru.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz