Липецкая спортивная газета. 2018 г.
4 1п А Ц Г \ Р АJ м |,А L м “ «Липецкая спортивная газета» IIN П V г Г и N^ 12 сентября 2018 г. №37 Велоспорт прочно вошёл в жизнь Максима Раилко ещё в детстве. Немудрено, что со временем он стал не только профессиональным спортсменом, но и тренером, а сейчас передает свой опыт юному поколению. В беседе с «ЛСГ» наставник липецкой ДЮСШ № 7 Ра илко рассказал о много образии велостихии, горных и шоссейных трассах, байках и многом другом. Колеса застотысяч — С чего началось ваше увлечение велоспортом? — В нашем дворе у каждо го мальчика был велосипед. Особо далеко мы, естественно, не уезжали, но проводили на велике целый день. Весной был невероятный праздник, когда папа доставал двухколёсного друга из подвала и я делал первые обороты педалями. — Свой первый спортив ный велосипед помните? — Мой самый первый спор тивный шоссейный велосипед Харьковского велозавода так и назывался — ХВЗ. Кстати, такие машины выдавали в спортивной школе. А через год родители купили итальянский «шоссейник» фирмы «Fausto Coppi». Хромомолибденовая рама — достаточно редкая в Липецке— сразу повысила мои результаты. — Насколько быстро вас затянула велостихия? — Захлестнула моменталь но. До велоспорта пробовал себя в дзюдо, футболе, тхэк вондо и даже шахматах. Вы правильно отметили— стихия! Велоспорт во всех своих прояв лениях— это свобода, энергия, скорость, драйв! — Дорого ли обходится — как в плане приобретения, так и обслуживания — ве лобайк? — Всё зависит от целей его использования. Как и в любом виде деятельности, чем про фессиональнее оборудование, тем оно дороже. Правда, по нятие любительского у всех разное, поэтому вопрос цены сугубо личный. А обслуживать велосипед необходимо, иначе можно упустить процесс износа важных деталей. — Сейчас велосипеды в моде. А как было раньше? — Я бы дал другое опре деление. Всё больше людей используют велосипед как средство поддержания физиче ской активности и как средство передвижения. Раньше наши граждане в меньшей степени заботились о своём здоровье, да и проезд был бесплатным... — Почемувыбрали именно маунтинбайк? Чем привлек ло это направление? — Когда у меня был перерыв в спорте, маунтинбайк привлёк своей доступностью. Куда при ятнее отправиться в лес, про катиться по полю, вдоль реки. С другой стороны, поездки на шоссейном велосипеде вдоль наших трасс стали куда опас нее. Большое количество фур и практическое отсутствие обо чины вынуждают переживать за свою безопасность, особен но когда грузовики проносятся в сантиметрах от тебя. К переходу в маунтинбайк подтолкнуло и другое: крайне интересно испытать себя на новых трассах и спецучаст- ках. Впрочем, для подготовки спортсменов мы используем тренировки как на шоссейных, так и на горных велосипедах. — Были кумиры среди липецких, российских и международных велоспорт сменов? — Когда я только пришёл заниматься, к нам со сборов Максим РАИЛКО: В тренде «Велосипед? Это свобода, энергия, скорость, драйв!» приехали ребята которые на тот момент были в звании мас теров спорта международного класса Про одного из них нам говорили, что только колёса у него стоят 100 тысяч рублей! А дело было в 2004 году! Из российских гонщиков в то вре мя все, конечно, болели за Дениса Меньшова, а в плане тарном масштабе — за Лэнса Армстронга, даже несмотря на допинговый скацдал. — Вы уже достаточно опытный спортсмен. Каких высот в карьере достигли и к чему стремитесь? — Самые значимые победы у меня были в велоспорте-тан деме, когда в России только начали развивать паралимпий ский спорт. В этой дисциплине были все комплекты наград — от «бронзы» до «золота». А на данный момент высоких спор тивных целей перед собой не ставлю. Каждую возможность участия в соревнованиях рас цениваю как дополнительный опыт, которым можно поде литься с воспитанниками. Но и самому приятно осознавать, что организм может работать на полную катушку. Студёновский карьер имаунтинбайк — Расскажите о прошед шем недавно в Липецке Кубке Черноземья. Чем со ревнования порадовали, а что хотели бы улучшить в организационном плане? — Нашу домашнюю трассу считаю лучшей в Кубке Черно земья. Именно на ней дости гаю ощущения «flow» (англ, «поток» — Прим.ред.), когда едешь по техническим участ кам с особым удовольствием. Организация в Липецке — лучшая во всем Кубке. Хотя оценил бы её всё же на «пять с минусом», так как есть не большие штрихи, над которыми команде организаторов надо ещё поработать. — На своей странице в «ВКонтакте» вы публикуете много информации о вело спорте. Пытаетесь таким образом его популяризиро вать? — Можно сказать и так. Ино гда пишу небольшие отчёты по гонкам. Думаю, люди, которые редко катаются на велосипе де, могут проникнуться духом истории, которую я несу. Мне, как фанату своего вида спор та, хочется, чтобы как можно больше людей охватила жажда гонок, пусть и на любительском уровне. — Маунтинбайк — слож ный вид спорта как техниче ски, так и физически. За счёт чего набираете и поддержи ваете спортивную форму? — Базу физической готов ности закладываю зимой. С приходом весны участвую в гонках. Как правило, органи заторы делают их заведомо не слишком сложными, чтобы была возможность вкатиться в сезон. А дальше — по нарас тающей. — Насколько важна в ве лоспорте психологическая устойчивость? — Очень важна! Концен трация во время гонки должна быть максимальной. Малейшая ошибка может привести к по ломке или вовсе к падению. Также важны качественный сон и правильный настрой перед гонкой. — Участие в кросс-кантри — способ заработать ме даль и памятный приз на финише, возможность на учиться чему-то новому или очередной шанс для само реализации? — Всё правильно, только в другом порядке: возможность научиться чему-то новому, вариант для самореализации, медаль. — Удалосьли попробовать свои силы вдали отдома— в Крыму или в Сочи? — К сожалению, нет. С о ревнования достойного уровня там проходят, но в финансовом плане это очень затратные поездки. В 2016 году дове- Маунтинбайк привлёк своей доступностью. Куда приятнее отправиться в лес, прокатиться по полю, вдоль реки лось принять участие в двух стартах в Санкт-Петербурге по циклокроссу (разновидность велоспорта, где используют шоссейные велосипеды, но с усиленными вилками и более широкими покрышками, а сама трасса проходит по пересечен ной местности с искусствен ными препятствиями). Опыт оказался положительным, од нажды даже «заехал» в призы. — Известно, что зарплаты детских тренеров оставляют желать лучшего. На первый план выходит фанатизм ра ботающих с детьми специ алистов? — Получается, так. Сам не понимаю, почему я всё ещё с ними мучаюсь (улыбается). — С чем, на ваш взгляд, связан массовый оттокюных липецких велосипедистов в Москву и Санкт-Петербург? — Всё просто. В Липецке мы доводим ребят до определён ного уровня, но дальше из-за отсутствия финансовых вло жений развитие гонщика тор мозится. Для роста спортсмена нужны сборы, много сборов— в идеале не меньше 9-12 недель в году, плюс постоянные выез ды на соревнования.Только так можно получить необходимый опыт, к тому же гонки всегда самая лучшая тренировка. Я не говорю уже о качественном оборудовании, питании и вос становлении спортсмена. Всё это могут предоставить Москва и Санкт-Петербург и не может Липецк. Заброшенное «Пламя» — Ситуация с заброшен ным велотреком настадионе «Пламя» может измениться в лучшую сторону? — У нас был один активист, который занимался этой про блемой. Вопрос поднимался и на «Портале неравнодуш ных», набрал необходимое количество голосов, однако в официальном письме-ответе нам было прямо сказано: де нег нет... Если бы вы знали, какие сум мы велосипедисты-любители платят за аренду велотрека в Крылатском! За год, конечно, он не окупится, но в перспективе — вполне возможно. — Насколько высока ава рийность у гонщиков на шос се? — На «Тур де Франс» этого года случались падения едва ли не на каждом этапе, а при чина тому — высокое психо логическое напряжение почти двух сотен гонщиков. На мест ных соревнованиях подобное, конечно, тоже случается, но не так часто. Больше падений у юниоров, которые несутся сломя голову. А с приобретени ем опыта количество аварий и травм снижается. — Какие гонки предпочита ете смотреть по телевизору? — Все главные многодневки сезона — «Джиро д ’Италия», «Тур де Франс», сейчас наблю даю за «Вуэльтой». Кроме того, чемпионаты мира и Европы. Расписание всех гонок отсле живаю в Интернете и по воз можности смотрю все заезды. — Спорт всегда связан с путешествиями. В каких интересных местах удалось побывать? — В международных сорев нованиях я пока не участвовал, но хотелось бы совместить приятное с полезным. Очень интересные гонки проходят в Польше и Испании. В России больше всего нравятся Псебай и Псемён в Краснодарском крае. Наверно, просто из-за того, что люблю горы. — Какой музыкальный трек соответствует вашему внутреннему состоянию во время гонок? — Какая только музыка не звучит во время гонки! Но это, как правило, только в ходе марафонов, и в большинстве случаев — мелодичная транс музыка. В кросс-кантри же должна быть максимальная собранность, там уже не до мелодий. — А во время отдыха? — В последнее время пой мал себя на мысли, что музы кальные жанры в плейлисте становятся всё более разно образными. Наверное, старею (улыбается). Мой байк- мойдруг — Велосипед для вас — орудие труда, средство пере движения или верный друг? — Во время тренировок с детьми сижу на велосипеде. На работу тоже добираюсь на нём, причём стараюсь делать это круглогодично. Естественно, мой байк — мой друг. Если к нему плохо относиться, однаж ды он ответит «взаимностью». — Предпочитаете кататься круглый год или только в тёплое время года? — Катание весной и осенью — отличный вариант пове селиться. Езда зимой — до полнительная тренировка на координацию. А прошлая зима и вовсе сделала подарок: 1 ян варя с друзьями прокатился по лесу в районе детских оздоро вительных лагерей за Соколом. Было необычно, но приятно. — Говорят, что катание по грязи — отдельная история. Лично вам нравится испы тывать на прочность себя и свой велосипед? — Да, но в пределах ра зумного. Нужно понимать, что при такой езде увеличивается износ ходовых деталей. При нынешнем курсе доллара это уже не дешёвая забава. Стара юсь иметь отдельный комплект запчастей на межсезонье, что бы было нежалко. — Пешие прогулки совер шаете? — Только во время путеше ствий. Зачем ходить, если есть велосипед? — Самое дальнее рас стояние, которое удалось преодолеть на велосипеде? — Бревет (велозаездна длин ную дистанцию — Прим.ред.) в 200 километров, но это было только раз. Попробовал и хва тит. Специфика кросс-кантри другая. Там такие объемы ни к чему. Если в сезоне мы и про водим большие тренировки, то не больше 100-120 километров. — А самый высокий подъ ём в гору? — По количеству метров не скажу, но были две горы на сбо рах в Псебае— Ахмет и Шахан. Подъём занимал порядка 25-30 минут, причём крутить педали пришлось на самой лёгкой передаче и времени для от дыха попросту не было. — Несколько слов о пита нии во время гонок. — Обязателен приём изо тонических напитков и гелей, а также восстановительного коктейля после окончания — йогурт, банан, творог. — Компьютерные игры мешают молодому поколе ниюзаниматься спортом или наоборот? — Сам компьютер не может помешать ребёнку. В моё время также был бум на «Денди» и «Сегу», но при этом за уши не оттащить нас было именно от улицы, от тех же самых вело сипедов. Не хотелось бы пере кладывать вину на родителей, но так оно и есть. Уверен, если провести опрос среди липецких спортсменов уровня кандидата в мастера и мастера спорта о том, сколько времени они про водят за играми, ответ будет — минимальное. Добавлю, что в наше время успех ребёнка за висит от родителей куда боль ше, нежели 10-15 лет назад. — На какую вершину — в жизни и спорте — ещё не успели взобраться, но обяза тельно это сделаете? — Личных спортивных ам биций глобального плана не питаю. Пока тренируюсь, со ревнуюсь, результаты растут, и это меня радует. А со временем хочется воспитать такую пле яду учеников, чтобы однажды они приехали к нам на базу, а какой-нибудь молодой пацан сказал: «Вау, это у него колёса за 100 тысяч!» Евгений СКВОРЦОВ Досье«ЛСГ» РАИКЛО МаксАилмександрович. КандидатемастераспортаРодиляс28 апреля1990годавЛипецке.ВыступзаалсборнуюЛипецкойобластипо шосесисборнуюРос и повелоспорту-тандему(спортслепых).Чемпион Россииповелоспорту-тандему(спортслепынха)треке(гит500мсместа ииндивидуальнаягонкапреследованияна4 км),бронзовыйпризёрчем пионатаРоссииповелоспорту-тандему(спротслепхы)натреке(гит200м сходуигит0100мс месат). Окончилфакультфеитзической культурыи спортаЛГПУ.Хоолс.т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz