Липецкая спортивная газета. 2018 г.

Липецкая спортивная газета. 2018 г.

4 1п А Ц Г \ Р АJ м |,А L м “ «Липецкая спортивная газета» IIN П V г Г и N^ 12 сентября 2018 г. №37 Велоспорт прочно вошёл в жизнь Максима Раилко ещё в детстве. Немудрено, что со временем он стал не только профессиональным спортсменом, но и тренером, а сейчас передает свой опыт юному поколению. В беседе с «ЛСГ» наставник липецкой ДЮСШ № 7 Ра­ илко рассказал о много­ образии велостихии, горных и шоссейных трассах, байках и многом другом. Колеса застотысяч — С чего началось ваше увлечение велоспортом? — В нашем дворе у каждо­ го мальчика был велосипед. Особо далеко мы, естественно, не уезжали, но проводили на велике целый день. Весной был невероятный праздник, когда папа доставал двухколёсного друга из подвала и я делал первые обороты педалями. — Свой первый спортив­ ный велосипед помните? — Мой самый первый спор­ тивный шоссейный велосипед Харьковского велозавода так и назывался — ХВЗ. Кстати, такие машины выдавали в спортивной школе. А через год родители купили итальянский «шоссейник» фирмы «Fausto Coppi». Хромомолибденовая рама — достаточно редкая в Липецке— сразу повысила мои результаты. — Насколько быстро вас затянула велостихия? — Захлестнула моменталь­ но. До велоспорта пробовал себя в дзюдо, футболе, тхэк­ вондо и даже шахматах. Вы правильно отметили— стихия! Велоспорт во всех своих прояв­ лениях— это свобода, энергия, скорость, драйв! — Дорого ли обходится — как в плане приобретения, так и обслуживания — ве­ лобайк? — Всё зависит от целей его использования. Как и в любом виде деятельности, чем про­ фессиональнее оборудование, тем оно дороже. Правда, по­ нятие любительского у всех разное, поэтому вопрос цены сугубо личный. А обслуживать велосипед необходимо, иначе можно упустить процесс износа важных деталей. — Сейчас велосипеды в моде. А как было раньше? — Я бы дал другое опре­ деление. Всё больше людей используют велосипед как средство поддержания физиче­ ской активности и как средство передвижения. Раньше наши граждане в меньшей степени заботились о своём здоровье, да и проезд был бесплатным... — Почемувыбрали именно маунтинбайк? Чем привлек­ ло это направление? — Когда у меня был перерыв в спорте, маунтинбайк привлёк своей доступностью. Куда при­ ятнее отправиться в лес, про­ катиться по полю, вдоль реки. С другой стороны, поездки на шоссейном велосипеде вдоль наших трасс стали куда опас­ нее. Большое количество фур и практическое отсутствие обо­ чины вынуждают переживать за свою безопасность, особен­ но когда грузовики проносятся в сантиметрах от тебя. К переходу в маунтинбайк подтолкнуло и другое: крайне интересно испытать себя на новых трассах и спецучаст- ках. Впрочем, для подготовки спортсменов мы используем тренировки как на шоссейных, так и на горных велосипедах. — Были кумиры среди липецких, российских и международных велоспорт­ сменов? — Когда я только пришёл заниматься, к нам со сборов Максим РАИЛКО: В тренде «Велосипед? Это свобода, энергия, скорость, драйв!» приехали ребята которые на тот момент были в звании мас­ теров спорта международного класса Про одного из них нам говорили, что только колёса у него стоят 100 тысяч рублей! А дело было в 2004 году! Из российских гонщиков в то вре­ мя все, конечно, болели за Дениса Меньшова, а в плане­ тарном масштабе — за Лэнса Армстронга, даже несмотря на допинговый скацдал. — Вы уже достаточно опытный спортсмен. Каких высот в карьере достигли и к чему стремитесь? — Самые значимые победы у меня были в велоспорте-тан­ деме, когда в России только начали развивать паралимпий­ ский спорт. В этой дисциплине были все комплекты наград — от «бронзы» до «золота». А на данный момент высоких спор­ тивных целей перед собой не ставлю. Каждую возможность участия в соревнованиях рас­ цениваю как дополнительный опыт, которым можно поде­ литься с воспитанниками. Но и самому приятно осознавать, что организм может работать на полную катушку. Студёновский карьер имаунтинбайк — Расскажите о прошед­ шем недавно в Липецке Кубке Черноземья. Чем со­ ревнования порадовали, а что хотели бы улучшить в организационном плане? — Нашу домашнюю трассу считаю лучшей в Кубке Черно­ земья. Именно на ней дости­ гаю ощущения «flow» (англ, «поток» — Прим.ред.), когда едешь по техническим участ­ кам с особым удовольствием. Организация в Липецке — лучшая во всем Кубке. Хотя оценил бы её всё же на «пять с минусом», так как есть не­ большие штрихи, над которыми команде организаторов надо ещё поработать. — На своей странице в «ВКонтакте» вы публикуете много информации о вело­ спорте. Пытаетесь таким образом его популяризиро­ вать? — Можно сказать и так. Ино­ гда пишу небольшие отчёты по гонкам. Думаю, люди, которые редко катаются на велосипе­ де, могут проникнуться духом истории, которую я несу. Мне, как фанату своего вида спор­ та, хочется, чтобы как можно больше людей охватила жажда гонок, пусть и на любительском уровне. — Маунтинбайк — слож­ ный вид спорта как техниче­ ски, так и физически. За счёт чего набираете и поддержи­ ваете спортивную форму? — Базу физической готов­ ности закладываю зимой. С приходом весны участвую в гонках. Как правило, органи­ заторы делают их заведомо не слишком сложными, чтобы была возможность вкатиться в сезон. А дальше — по нарас­ тающей. — Насколько важна в ве­ лоспорте психологическая устойчивость? — Очень важна! Концен­ трация во время гонки должна быть максимальной. Малейшая ошибка может привести к по­ ломке или вовсе к падению. Также важны качественный сон и правильный настрой перед гонкой. — Участие в кросс-кантри — способ заработать ме­ даль и памятный приз на финише, возможность на­ учиться чему-то новому или очередной шанс для само­ реализации? — Всё правильно, только в другом порядке: возможность научиться чему-то новому, вариант для самореализации, медаль. — Удалосьли попробовать свои силы вдали отдома— в Крыму или в Сочи? — К сожалению, нет. С о ­ ревнования достойного уровня там проходят, но в финансовом плане это очень затратные поездки. В 2016 году дове- Маунтинбайк привлёк своей доступностью. Куда приятнее отправиться в лес, прокатиться по полю, вдоль реки лось принять участие в двух стартах в Санкт-Петербурге по циклокроссу (разновидность велоспорта, где используют шоссейные велосипеды, но с усиленными вилками и более широкими покрышками, а сама трасса проходит по пересечен­ ной местности с искусствен­ ными препятствиями). Опыт оказался положительным, од­ нажды даже «заехал» в призы. — Известно, что зарплаты детских тренеров оставляют желать лучшего. На первый план выходит фанатизм ра­ ботающих с детьми специ­ алистов? — Получается, так. Сам не понимаю, почему я всё ещё с ними мучаюсь (улыбается). — С чем, на ваш взгляд, связан массовый оттокюных липецких велосипедистов в Москву и Санкт-Петербург? — Всё просто. В Липецке мы доводим ребят до определён­ ного уровня, но дальше из-за отсутствия финансовых вло­ жений развитие гонщика тор­ мозится. Для роста спортсмена нужны сборы, много сборов— в идеале не меньше 9-12 недель в году, плюс постоянные выез­ ды на соревнования.Только так можно получить необходимый опыт, к тому же гонки всегда самая лучшая тренировка. Я не говорю уже о качественном оборудовании, питании и вос­ становлении спортсмена. Всё это могут предоставить Москва и Санкт-Петербург и не может Липецк. Заброшенное «Пламя» — Ситуация с заброшен­ ным велотреком настадионе «Пламя» может измениться в лучшую сторону? — У нас был один активист, который занимался этой про­ блемой. Вопрос поднимался и на «Портале неравнодуш­ ных», набрал необходимое количество голосов, однако в официальном письме-ответе нам было прямо сказано: де­ нег нет... Если бы вы знали, какие сум­ мы велосипедисты-любители платят за аренду велотрека в Крылатском! За год, конечно, он не окупится, но в перспективе — вполне возможно. — Насколько высока ава­ рийность у гонщиков на шос­ се? — На «Тур де Франс» этого года случались падения едва ли не на каждом этапе, а при­ чина тому — высокое психо­ логическое напряжение почти двух сотен гонщиков. На мест­ ных соревнованиях подобное, конечно, тоже случается, но не так часто. Больше падений у юниоров, которые несутся сломя голову. А с приобретени­ ем опыта количество аварий и травм снижается. — Какие гонки предпочита­ ете смотреть по телевизору? — Все главные многодневки сезона — «Джиро д ’Италия», «Тур де Франс», сейчас наблю­ даю за «Вуэльтой». Кроме того, чемпионаты мира и Европы. Расписание всех гонок отсле­ живаю в Интернете и по воз­ можности смотрю все заезды. — Спорт всегда связан с путешествиями. В каких интересных местах удалось побывать? — В международных сорев­ нованиях я пока не участвовал, но хотелось бы совместить приятное с полезным. Очень интересные гонки проходят в Польше и Испании. В России больше всего нравятся Псебай и Псемён в Краснодарском крае. Наверно, просто из-за того, что люблю горы. — Какой музыкальный трек соответствует вашему внутреннему состоянию во время гонок? — Какая только музыка не звучит во время гонки! Но это, как правило, только в ходе марафонов, и в большинстве случаев — мелодичная транс­ музыка. В кросс-кантри же должна быть максимальная собранность, там уже не до мелодий. — А во время отдыха? — В последнее время пой­ мал себя на мысли, что музы­ кальные жанры в плейлисте становятся всё более разно­ образными. Наверное, старею (улыбается). Мой байк- мойдруг — Велосипед для вас — орудие труда, средство пере­ движения или верный друг? — Во время тренировок с детьми сижу на велосипеде. На работу тоже добираюсь на нём, причём стараюсь делать это круглогодично. Естественно, мой байк — мой друг. Если к нему плохо относиться, однаж­ ды он ответит «взаимностью». — Предпочитаете кататься круглый год или только в тёплое время года? — Катание весной и осенью — отличный вариант пове­ селиться. Езда зимой — до­ полнительная тренировка на координацию. А прошлая зима и вовсе сделала подарок: 1 ян­ варя с друзьями прокатился по лесу в районе детских оздоро­ вительных лагерей за Соколом. Было необычно, но приятно. — Говорят, что катание по грязи — отдельная история. Лично вам нравится испы­ тывать на прочность себя и свой велосипед? — Да, но в пределах ра­ зумного. Нужно понимать, что при такой езде увеличивается износ ходовых деталей. При нынешнем курсе доллара это уже не дешёвая забава. Стара­ юсь иметь отдельный комплект запчастей на межсезонье, что­ бы было нежалко. — Пешие прогулки совер­ шаете? — Только во время путеше­ ствий. Зачем ходить, если есть велосипед? — Самое дальнее рас­ стояние, которое удалось преодолеть на велосипеде? — Бревет (велозаездна длин­ ную дистанцию — Прим.ред.) в 200 километров, но это было только раз. Попробовал и хва­ тит. Специфика кросс-кантри другая. Там такие объемы ни к чему. Если в сезоне мы и про­ водим большие тренировки, то не больше 100-120 километров. — А самый высокий подъ­ ём в гору? — По количеству метров не скажу, но были две горы на сбо­ рах в Псебае— Ахмет и Шахан. Подъём занимал порядка 25-30 минут, причём крутить педали пришлось на самой лёгкой передаче и времени для от­ дыха попросту не было. — Несколько слов о пита­ нии во время гонок. — Обязателен приём изо­ тонических напитков и гелей, а также восстановительного коктейля после окончания — йогурт, банан, творог. — Компьютерные игры мешают молодому поколе­ ниюзаниматься спортом или наоборот? — Сам компьютер не может помешать ребёнку. В моё время также был бум на «Денди» и «Сегу», но при этом за уши не оттащить нас было именно от улицы, от тех же самых вело­ сипедов. Не хотелось бы пере­ кладывать вину на родителей, но так оно и есть. Уверен, если провести опрос среди липецких спортсменов уровня кандидата в мастера и мастера спорта о том, сколько времени они про­ водят за играми, ответ будет — минимальное. Добавлю, что в наше время успех ребёнка за­ висит от родителей куда боль­ ше, нежели 10-15 лет назад. — На какую вершину — в жизни и спорте — ещё не успели взобраться, но обяза­ тельно это сделаете? — Личных спортивных ам­ биций глобального плана не питаю. Пока тренируюсь, со­ ревнуюсь, результаты растут, и это меня радует. А со временем хочется воспитать такую пле­ яду учеников, чтобы однажды они приехали к нам на базу, а какой-нибудь молодой пацан сказал: «Вау, это у него колёса за 100 тысяч!» Евгений СКВОРЦОВ Досье«ЛСГ» РАИКЛО МаксАилмександрович. КандидатемастераспортаРодиляс28 апреля1990годавЛипецке.ВыступзаалсборнуюЛипецкойобластипо шосесисборнуюРос и повелоспорту-тандему(спортслепых).Чемпион Россииповелоспорту-тандему(спортслепынха)треке(гит500мсместа ииндивидуальнаягонкапреследованияна4 км),бронзовыйпризёрчем­ пионатаРоссииповелоспорту-тандему(спротслепхы)натреке(гит200м сходуигит0100мс месат). Окончилфакультфеитзической культурыи спортаЛГПУ.Хоолс.т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz