Липецкая спортивная газета. 2015 г.
№12 4 1 ГАUлрА М !Д ~ «Липецкая спортивная газета» 1Н п V rJп I f IH 25 марта 2015 г. \.„ПОБЕДА! .. п , ^*70 дет Уроки Победителем - И один в школе воин Таких на войну не брали. Даже добровольцами. И линзы очков встаренькой оправе его близорукие с прищуром глаза тоже не выручали. Но и он в дни мажорных звучаний аккордов Победы был награждён медалью «За доблестный труд вгоды Великой Отечественной войны». Он сумел разглядеть детские сердца, и посвятил им всю свою жизнь. Речь о знаковой и легендарной для Ельца личности — Борисе Григорьевиче Лесюке. Н а педагогической работе он с августа 1938 года. И до, и в годы войны, и после он помогал мальчиш кам и девчонкам. По мыслям, чувствам и поступкам этого человека более 40 лет, как по камертону, настраивали свои души тысячи подростков. Как и их наставник, «лескжовцы» от личались любознательностью, и почти все они занимались в различных секциях или круж ках. Были среди них легко атлеты и футболисты, волей болисты и пловцы, боксёры и борцы, гимнасты и туристы. Все старались овладеть секре тами различных видов спорта. А учиться было у кого. С войны приходили талантли вые тренеры -энтузиасты , единомышленники и друзья Бориса Григорьевича: Иван Устинович Ефанов, Аркадий Фёдорович Иванов, Геннадий Николаевич Филиппов (о них «ЛСГ» уже рассказывала), Виктор Теодорович Френцель, Юрий Николаевич Полухин и другие наставники молодёжи, которые сообща развивали в послевоенном Ельце физкуль туру и спорт. Лесюк сплачивал всех. И главное, очень-очень многим его воспитанникам удалось повторить путь своего на ставника — стать настоящими людьми. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей воспоми нания такого же легендарного педагога и воспитателя Сталя Анатольевича Шмакова, ко торый знал и ценил Бориса Григорьевича. Многое из этих воспоминаний — актуально. И полезно — даже для нашего, уже нового века... Детей нужно не воспитывать, с ними нужно дружить Может ли один учитель быть целым клубом или педагогиче ским отрядом? Теоретически — нет. А практически — да. Борис Григорьевич Лесюк один был клубом, отрядом, пед советом, академией, парком и ещё бог знает кем, причём бессменно. Он был одиноким человеком, но на похороны съехались и сошлись тысячи людей, в основном его пи томцы. Вот ведь как бывает: есть люди, известные близким, дру зьям и товарищам по работе, есть известные многим, есть известные всем, кто живёт в конкретном месте — малень кое ли это село или большой город. Лесюка в Ельце знали все, за пределами древнего города — очень многие. Знали лично, знали по книжкам о нём и ста тьям, знали по легендам. Чего только не изобретают люди?! Звездолёты и атомо ходы, особые станки и особые резцы... Борис Григорьевич Лесю к изобретал всё, что так или иначе касалось его питомцев — елецких ребят. Например, походные кружки или особые банки (скамейки) для шлюпок, модернизировал систему физических упражне ний Гориневского (жил такой врач-спортсмен в Петербурге в начале прошлого века). Елецкие мальчишки верили во все, что выдумывал и делал Борис Григорьевич. Самые давние его питомцы, которым далеко за пятьдесят, вспоминают, что до войны он носил красный галстук вожатого, после войны ра ботал директором школы. Но вообще-то личность эту связывают, прежде всего, с Детским парком, который прозвали «Пристанью меч тателей». «Пристань» находилась в полукилометре от реки Сосны, и как главное напоминание об этом — тяжёлые «рыбины» морских шлюпок, лежащие ровными рядами на эллинге. И чего, казалось бы, особен ного в том, что директор парка десятки лет водил ребят в шлюпочные походы «из варяг в греки», от Ельца до Черни говщины или до Астрахани? Многие ходят в походы с ребятами, пешие и водные, на велосипедах или плотах. Секрет, наверное, в том, как ходят? Во имя чего? Зачем? Лесюковцы годами под ру ководством Бориса Григорье вича проходили свои универ ситеты. Ведь, действительно, совсем неважно, вокруг чего сбиваются добрые крепкие ребячьи компании, важно, вокруг кого. Шагая утром и вечером с работы и на работу, он ничем не выделялся в гражданской толпе тружеников. В старом мешковатом костюме, корена стый, в каких-то доморощен ных очках, с острыми узкими щёлками глаз, он был похож на заштатного бухгалтерско го работника или кадрового токаря. По тому, как уверенно находил он доро гу в кри вых улочках старого города, можно было понять, что ему здесь всё знакомо. Впрочем, он редко шагал один, с ним всегда топали его верные ору женосцы и друзья, его дети. Лесюк жил один. Родные умерли. Однако его семья в Ельце была самой большой. Последние годы он жил в старом бывшем поповском доме с высокими потолками и обширными подвалами. Ле сюковцы заполняли этот дом по-хозяйски, рылись в его уни кальной библиотеке, солили капусту, что-то строгали, шили штормовки по его выкройкам, спорили, говорили «за жизнь». Сюда ранним утром стекались личности, занимавшиеся осо бой, по лесюковской системе, зарядкой. Отсюда поздней но чью уходили взрослые парни бренча тихонечко своими ги тарами, здесь «парковались» те самые «трудные», которым дома не доставалось тепла домашнего очага. Лесюк, как пишут обычно в сочинениях, был типичным представителем одержимых чудаков. Он не имел отпуск ных и выходных дней, его зарплата уходила на канаты и рули к шлюпкам, на дефицит ную тушёнку, «за наличный расчёт» уходила на его детей. У него не было методы, о ко торой можно было бы сказать: «Это система Лесюка». Зато были принципы, отражающие его индивидуальную педаго гику, типа: — В радости ребенок стано вится совершенней, дари ре бятам радость она обернётся чьим-то счастьем. — Нагружай ребят делом, как корабли до ватерлинии, делом настоящим, а не игру шечным, ибо детство всегда на рубеже настоящего и бу дущего. Вся его педагогика заклю чалась в том, что ребята красили, солили, мариновали, соревновались, словом, дей ствовали. Не правда ли, как это отли чается от нашей распростра нённой педагогики, — где дети всё время слушают, смотрят, учат наизусть, репетируют, присутствуют, отсутствуют. Все лесюковцы были мно- гоумельцами и многознай ками, как их «шеф», очень «рукастыми» людьми. Борщ сварить — пожалуйста, по мидоры замариновать — по жалуйста, парус сшить и по ставить — пожалуйста. Весь двор Детского парка и сегодня засажен спиреей — плотным кустарником с красивыми бисерными цветами. Сами садили. А в доме Лесюка уже без него цветут жасмины и крас неют пионы — хозяин ув лекался цветоводством и садоводством , переписы вался с научным миром и с коллекционерами. Знаме нитые лесюковские шлюпки всегда были как новенькие, их отделывали руки ребят. Сам Борис Григорьевич был прекрасным столяром и хоро шим художником. Не потому ли многие его ребята увле кались рисованием? Лесюк был страстным книголюбом, и его ребята «гонялись» за хорошими книжками. Лесюк увлекался шахмата ми, и все его питомцы были «помешаны» на партиях Ми хаила Таля или Анатолия Кар пова. Лесюк был отличным краеведом. Елецкий район он знал как свои пять пальцев, а о таких знаменитых местах родного края, как Галичья гора или Плющань, где до сих пор растут реликтовые травы и цветы доледникового периода, он мог рассказывать почище любого академика. Естественно, и лесюковцы были напичканы краевед ческой информацией, благо сотни раз обошли и облазили родные места. Лесюк наизусть читал всего Пушкина, и дети обожали по эзию. В фильме «Доживём до понедельника» одна из героинь, учительница литера туры Светлана Михайловна, жалуется: «Им отдаёшь всё до конца, а они...». На что главный герой, учитель Мель ников, отвечает задумчивым вопросом: «А что у нас есть, чтобы отдать?». Так и хочется добавить: «Что мы оставим детям, лю дям?». Набор педагогических штампов, коим до сих пор пользуются некоторые вос питатели — профессиональ ная нищета. Живых людей воспитывает только живое дело, живые мысли. Что бы ни делал с ребятами Борис Григорьевич, о чём бы ни говорил, он вселял в ребят надежду. Надежду на лучшее будущее. В его руках, если так можно выразиться, лес, река, родная природа были культом воспитания, оружием воздействия... ...Лесюка считали нигили стом, он постоянно ворчал на современную педагогику. Посещение ребят на дому учителями называл «хожалой функцией». Негодовал: «Учим ребят врать. Спрашиваем: у кого предложения по составу президиума? А президиум уже определён» Резонерствовал: «Запрет — глупость в руках ленивых и слабых учителей». Однажды на одной встрече с ним меня осенило: передо мной истинный педагог, что в переводе с греческого озна чает «ведущий мальчиков». Тысячи мальчишек прошли через его сердце, через его мудрые руки. Одних он учил играть в шахматы, других — жарить рыбу по-лесюковски, третьих приобщил к стихам Шекспира и Есенина, четвёр тых, пятых...Он сам трениро вал слабых, массажировал, лечил своими травами. Он мог с кем-то из парней помериться силой и радо вался по-мальчишески своей победе. Он мог торчать полно чи у берёзовой пирамидки костра, споря с кем-то из питомцев о счастье и смысле жизни. Он мог пристально всматриваться в тонкие, почти прозрачные движения дет ской души и относился к ним с глубоким уважением. Нервы у Лесюка были не столько крепкими, сколько обнажёнными. Эта звеня щая нервность и помогала ему чувствовать своих по допечных. Не просто знать, а чувствовать . Часто для взрослых ребёнок — стран ный и непонятный человек. Для Лесюка все ребята были равны: хорошие и плохие, умные и не очень. Он за всех был в ответе и всех любил, особенно лишённых детства в родном доме. Такие торчали у него целыми днями, учили уроки, столовались, входили в прекрасный мир общения со щедрым человеком. Как же досадно, когда учи тель сегодняшнего дня «во юет» с такими детьми. Воюет против детей — не за них. Лесюк последних лет был старым человеком, но со временным. Он обожал мас совые праздники и камерные встречи, он увлекался совре менной музыкой, учил ребят танцевать бальные танцы. Он понимал, что ребёнок— дитя человеческое, и нам ребёнок ничем не обязан, а мы ему обязаны всем. Здесь речь идет более все го о педагогическом, социаль ном, философском взгляде на детство как на стартовую площадку всех педагогиче ских открытий и свершений. И только от нас, взрослых, за висит — от нашего внимания, от нашего участия, от наших советов и нашей требователь ности, от наших конкретных дел — состоится ли личность человеческая в вихре житей ской суеты. По дневникам, летописям деяний Лесюка я насчитал 168 фамилий директоров школ, завучей, преподава телей вузов и техникумов, учителей — воспитанников «Пристани мечтателей». 160 лесюковцев окончили Ле нинградский кораблестрои тельный институт, более 50 — военно-морское училище, работают и служат на флоте... Один детский наставник — как магнитное поле для тысячи людей, заряжённых его гуманизмом, трудолюби ем, его любовью к Родине. И что удивительнее всего: увлечение, черты личности одного детского волшебни ка зеркально отразились, повторились в личностях многих, сохранивших жажду странствий, романтическое восприятие жизни, трудовую активность. Борис Григорьевич Лесюк был самым неподдельным положительным героем из той когорты героев, душа которых больше всего болит о том, что нужно людям, детям. И он, как это положено по кано нам литературы, был самым большим мучеником , чья деятельность измерялась не количеством пролитого пота, а душевной щедростью. Вот ведь какой парадокс — пока жив человек, он вроде бы и не может ходить в зна менитых, он свой, елецкий, к примеру. Другое дело — новаторы издалека, пророки со стороны. Их приглашают и с почтением выслушивают. А тут земной чудак, ворчун «вкалывал» за десятерых «профессионалов», создал в Ельце особую большую се мью людей — неофициальное объединение, спас тысячи ребят в прямом и переносном смысле от гнили жизни, давал успокоение души очень мно гим, делился щедро семей ными, житейскими советами, учил ребят правильно жить и верно служить Отечеству. В его доме всегда было тесно от детей. Почему же бы вает так пусто иногда в наших домах и школах?.. Учитель ская жизнь необыкновенно публична и напрямую связана с выходом на детей, с личны ми успехами и неудачами, а стало быть, с собственной судьбой. Дети знают о нас всё. И каждый детский коллектив обычно очень похож на своего наставника. Давайте об этом не забывать. В каждом городе, селе, деревне, в каждой школе есть учителя-звёзды первой величины для детей, дару ющие детям удивительный мир, что зовётся жизнью и благодаря им прекрасна сама жизнь детей. И один в школе учитель — воин, если воин. Сталь ШМАКОВ Памяти Бориса Лесюка С горы шагая как с небес С удилищем наперевес, Со снастью на короткой леске И в плащ-накидке, и в зюйдвестке Катился на упругих ножках К реке по глинистой дорожке, Как энергичный крепкий шарик, Дымящий табаком очкарик. Любимец юного народа Ценитель и знаток природы. В Ельце известен уважаем, Чудаковат, неподражаем Милостью Божьей педагог — Был ребятнёю чтим, как бог! Он стольким пацанам помог В свои возможности поверить1 В прекрасный мир пред ними двери Открыл шутя как чародей. Иди смотри, учись, владей Достойным для мужчин искусством Коль переполнен этим чувством Все трудности преодолеть В каких-нибудь пятнадцать лет1 В Дону, как встарь, течёт вода. Спешат, сменяются года. А сердце наполняет горечь Ушёл от нас Борис Гоигорич. Покоится в земле Ельца, Но дух романтика бойца, Дух не стареющий в веках, Живёт в его учениках! Юрий ШИРЯЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz