Липецкая спортивная газета. 2010 г.

Липецкая спортивная газета. 2010 г.

4 «Липецкая спортивная газета» ПАНОРАМА 10 марта 2010 г. №10 Алексей ВИШНЯКОВ: «Старые дрожжи а новой закваски Алексей Вишняков (в центре) в роли арбитра Точказ|эения выдохлись, пока нет» Провал сборной России на О лим пиад е в В анкувере д олж ен подтолкнуть вы сш ее руководство страны к решительным действиям . И в столице , и в регионах все спортивны е деятели находятся в ож ид ании реф орм и п ер ем ен . М нений, по какому пути сле­ дует пойти нашему спор­ ту, сейчас множество. Се­ годня своей точкой зрения на дальнейшее развитие ситуации делится кандидат педагогиче­ ских наук, доцент ЛГПУ Алексей ВИШНЯКОВ, который является к тому же президентом област­ ной федерации пауэрлифтинга Детский спорт вроли пасынка — Олимпийское движение на данный момент — самое мощ­ ное и влиятельное обществен­ ное движение в мире. В него вовлечены миллионы людей по всему свету, в него вклады­ ваются огромные суммы денег. Из-за этого олимпийское движе­ ние стало полностью коммерци­ ализированным, политизирован­ ным и коррумпированным. Неда­ ром ванкуверский провал под­ вергнулся пристальному ана­ лизу на президентском уровне. Результат Олимпиады отра­ жает нынешнюю ситуацию в рос­ сийском спорте в целом. Можно называть поверхностные при­ чины неудачи: не попали на пик формы, плохо смазали лыжи, не готов инвентарь, интриги среди тренерского состава и т.д. Но это не причины, а следствия. А естественная причина в том, что у нас детско-юношеский спорт давно вошёл в противоречия со спортом высших достижений. Он является пасынком. И победы предыдущих лет являлись хо­ рошей ширмой для того, чтобы не видеть очевидных проблем. Приведу такой пример. Наши паралимпийцы держат передо­ вые позиции в мировом спорте. Но ни в одной цивилизованной стране мира нет такого невни­ мания к инвалидам, как у нас. В России не разработаны стандар­ ты доступности для инвалидов, безбарьерная среда. Со стороны властей и общественности, чего феха таить, отношение к людям с ограниченными возможностя­ ми просто хамское! Их держат за второсортных. А спортсмены- инвалиды на самых крупных со­ ревнованиях всегда первые! В спорте высших достижений мы тоже в лидерах, но если коп­ нуть глубже, то можно увидеть очень много проблем. Они нача­ лись ещё со времени перестрой­ ки. Советская система подготов­ ки спортсменов была хорошо раз­ вита и давала результат, но она предназначалась только для со­ ветской страны. Когда мы шагну­ ли в капиталистические отноше­ ния, то сломались система фи­ нансирования, структура управ­ ления и организационные осно­ вы. Предыдущие Олимпиады мы выезжали, как говорится, «на старых дрожжах». Теперь этот источник иссяк. Канадцы разра­ ботали семипегнюю программу подготовки к Ванкуверу и очень чётко её реализовали. Они ото­ брали определённое количество спортсменов (около двухсот) и работали с ними индивидуаль­ но, «поштучно». Для них были разработаны индивидуальные системы подготовки, а также но­ вейшие технологии: новые ком­ бинезоны, новый способ подточ­ ки коньков, выведена на высокий уровень спортивная медицина и спортивная психология. У канад­ цев очень сильно работает систе­ ма внетренировочных факторов. Теряем дарования вотроческом возрасте Создание эффективной про­ граммы привлечения молодых специалистов к работе с деть­ ми — это первоочередная за­ дача, и наш ведущий тренер по лёгкой атлетике Борис Клю- жев в одном из номеров «ЛСГ» предложил два пути решения этой проблемы. Оба направле­ ния не лишены здравого смыс­ ла, но, не вдаваясь в анализ организационной стороны это­ го вопроса, мне бы всё же хо­ телось поговорить об основных научно-методических аспектах системы подготовки спортив­ ного резерва, которые должны учитываться при формировании любых программ развития дет­ ского спорта. Считается, что одним из опре­ деляющих условий эффектив­ ной системы подготовки спор­ тивного резерва является заин­ тересованность тренера и дру­ гих работников спортивных школ в качестве своего труда. На сегодняшний день, несмо­ тря на многочисленные ново­ введения в системе оценки тру­ да детского тренера, ведущи­ ми остаются количественные критерии. Присвоение катего­ рий за результаты воспитанни­ ков на детских и юношеских со­ ревнованиях ориентирует трене­ ров на поиск и работу с юными спортсменами с ускоренным ти­ пом биологического созревания, но, как правило, неперспектив­ ных для большого спорта. Яв­ ным следствием такого подхода является нацеленность на фор­ сированную узкоспециализиро­ ванную подготовку с механиче­ ским переносом средств и мето­ дов тренировки взрослых, ква­ лифицированных спортсменов на тренировку детей и подрост­ ков. Как показывает опыт, такой подход приводит к ряду негатив­ ных последствий и существен­ ных неоправданных потерь. К их числу, прежде всего, можно от­ нести преждевременный отсев юных спортсменов из-за травм, перегрузок, прекращения роста результатов. Прекращение роста резуль­ татов в таки называемых «мощ- ностных» видах спорта (а их большинство) — прямое след­ ствие однообразных трениро­ вок. В таких видах нельзя до­ водить навык до высокой сте­ пени стереотипности. Необхо­ дим разнообразный, вариатив­ ный тренировочный процесс. Но, как показывает проведён­ ное нами многолетнее исследо­ вание, показатели интенсивно­ сти нагрузки детей находятся в пределах 80-85%, тогда как ко­ ординационная сложность и ва­ риативность тренировочных за­ даний — 2,2-2 ,6 балла из 5 воз­ можных. Это говорит о том, что тренеры форсируют прежде все­ го кондиционную подготовку в ущерб разнообразной, интерес­ ной, многоборной тренировке. Второй пример. Известно, что существует большой процент детей с преобладанием типоло­ гических особенностей по школе «чувствительность». Это так на­ зываемые сензитивные (сенсор­ ные) типы. Для тренера этот тип детей интересен прежде всего потому, что они хорошо обуча­ ются, пластичны, у них хорошо формируются специфические способности, например, такие, как «чувство воды» , «чувство мяча», «чувство ритма» и д.р. Однако, как показывают иссле­ дования, именно дети с таким и индивидуальными предпосыл­ ками позже закрепляются в дет­ ском спортивном коллективе и раньше отсеиваются. Причина в том. что в основе этих способ­ ностей лежит биологически ме­ нее зрелая и менее совершен­ ная нервная система, что дела­ ет в итоге менее адаптирован­ ными и пригодными к сложив­ шейся системе подготовке. Ра­ бота с такими детьми требует терпения и определенной му­ дрости со стороны тренера. На практике же тренер, как прави­ ло, выделяет из группы и рабо­ тает с юными спортсменами, по­ казывающими высокий резуль­ тат в данный момент. Индивидуаль­ ность проявляется в10 лет Очень больной вопрос — не­ хватка в нашей стране здоровых детей, которых можно набрать в спортивные секции. Это уже за­ дачи детских садов, школ и, са­ мое главное, родителей. Поэ­ тому тренеры начинают ультра- раннюю специализацию. В 7-8 лет надло захватить всех детей к себе. А ребёнка вообще нель­ зя ориентировать до 10 лет! Простой пример хореографи­ ческий отбор в балет проходит без всяких приборов и секундо­ меров, а «на глазок». Маститый балетмейстер ошибается в от­ боре в 10 % случаях, и в пода­ вляющем большинстве случа­ ев он ошибается в морфотипе. То есть дети набирают слишком большой вес. Но те потом нахо­ дят себя в современных танцах или ещё где-то. Так вот балет­ мейстеры знают, что раньше 10 лет индивидуальность у ребён­ ка не проявляется! А у нас отби­ рает тренер ребёнка, вкладыва­ ет в него силы и деньги, но тот выше первого разряда не под­ нимается. Я считаю, что наши рефор­ мы надо начинать с усиленной реанимации организационно­ у п р а в л е н ч е с ки х и н а у ч н о - методических основ подготов­ ки спортивного резерва, а также кадрового вопроса. Нужны моло­ дые тренеры, а кто пойдёт рабо­ тать за 4300 рублей? Выпускни­ ки нашего факультета работают в фитнес-клубах, других органи­ зациях, где хорошо платят, а мы констатируем, что средний воз­ раст тренеров у нас — 59 лет. В сентябре 2009 года 78-лет­ него дедушку приняли педаго­ гом дополнительного образова­ ния. По-моему, это рекорд для книги Гиннесса. Когда академик Скрябин делал доклад Хрущё­ ву о положении дел в Академии наук, то он охарактеризовал это так: «Если в науке одни стари­ ки — это трагедия, а если одни молодые— это комедия». Долж­ на быть преемственность Иде­ альный, на мой взгляд, баланс в спортшколе выглядит так: пара маститых тренеров-ветеранов, два-три наставника 40-45 лет, остальные — молодёжь от 25 лет. Молодые тренеры научатся у опытных тому, о чём не прочи­ тают ни в одном учебнике, чего не опишет ни одна методика. Конечно, можно бросить все силы на подготовку спортсменов к Олимпиаде в Сочи и выиграть там около десятка золотых ме­ далей, но это будет латание тришкиного кафтана. Реформы нужно начинать снизу. Денис КОНЯХИН P.S. В минувшую пятницу Алексей Викторович отпразд­ новал 50-летний юбилей Ре­ дакция «ЛСГ» присоединяется к многочисленным поздравлени­ ям в адрес Вишнякова и желает ему успехов в его благородной деятельности. Пятиборье по-измалковски В и зм ал ковской с р е д н е й ш кол е № 1 прош ла традиционная С п а р та ки ад а допризывной м ол одёж и «А н у -к а , парни!». П редвосхищали её соревнования по силовому пятиборью на местах, но сборы районного масштаба заставили победите­ лей школьных состязаний вновь поволноваться — останет­ ся ли право ощущать себя лучшим и после соперничества с со­ перниками из других школ? В этом году Спартакиаду проводили совместно — РОНО, отдел культуры администрации и РОСТО (ДОСААФ) Измалковского рай­ она. Эти структуры выступали основными спонсорами, её предста­ вители в торжественной обстановке и дали старт соревнованиям. И тут же бойко «застрочили» пневматические винтовки. — Не нарушайте правила безопасности! — преподаватель ОБЖ измалковской школы № 2 Александр Шлеев просит наиболее лю­ бопытных зрителей отойти на безопасное место от стены с мише­ нью, уже расписанную пульками. Тех, кто отстрелялся, с секундомером в руке поджидает учитель ОБЖ школы № 1 Измалково Вячеслав Попов. Он фиксирует время разборки-сборки автомата Участники, чтобы не терять драгоцен­ ное время, лишний раз перепроверяют уже приобретённые навы­ ки — кто-то с автоматом расположился прямо на полу, кто-то — на подоконниках, кто-то, чтобы успокоиться, поднимал., гирю. Спартакиадный конвейер — вид за видом. После мирных дей­ ствий с оружием в руках ребята сдают зачёт по силовым упражне­ ниям на перекладине. Зал небольшой — без зрителей легче со­ средоточиться. — Всё хорошо— пресс стальной, выносливость с запасом,— по­ сле выступления Преображенского ученика Александра Зиборова поздравил директор ДООЦ Павел Войнов. Он почти уверен — се­ годня это одно из лучших выступлений. Педагог почти прав — так­ же стабильно отработал лишь Вадим Матюшкин из села Лебяжье Кстати, о выносливости, по словам учителей и тренеров, она — не самый сильный конёк большинства участников соревнований. Перед гирями ребятам дали отдохнуть, следом — бег. И вновь волнение — испытание пятиборьем завершено, теперь — итого­ вые результаты Призовых наград в этот день удостоились команды школ села Лебяжье, № 1 села Измалково, № 2 села Чернава. В личном зачё­ те первенствовали Вадим Матюшкин (село Лебяжье), Артём Ша- Дог£изывная^ талов (школа № 1 Измалково), Александр Ерасименко (школа № 2 села Чернава). Поощрены и другие, всего— шестнадцать человек Самые достойные в составе сборной района поедут на областные соревнования которые состоятся в мае. Лариса ПЛЕСНЯКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz