Липецкая спортивная газета. 2010 г.
4 «Липецкая спортивная газета» ПАНОРАМА 10 марта 2010 г. №10 Алексей ВИШНЯКОВ: «Старые дрожжи а новой закваски Алексей Вишняков (в центре) в роли арбитра Точказ|эения выдохлись, пока нет» Провал сборной России на О лим пиад е в В анкувере д олж ен подтолкнуть вы сш ее руководство страны к решительным действиям . И в столице , и в регионах все спортивны е деятели находятся в ож ид ании реф орм и п ер ем ен . М нений, по какому пути сле дует пойти нашему спор ту, сейчас множество. Се годня своей точкой зрения на дальнейшее развитие ситуации делится кандидат педагогиче ских наук, доцент ЛГПУ Алексей ВИШНЯКОВ, который является к тому же президентом област ной федерации пауэрлифтинга Детский спорт вроли пасынка — Олимпийское движение на данный момент — самое мощ ное и влиятельное обществен ное движение в мире. В него вовлечены миллионы людей по всему свету, в него вклады ваются огромные суммы денег. Из-за этого олимпийское движе ние стало полностью коммерци ализированным, политизирован ным и коррумпированным. Неда ром ванкуверский провал под вергнулся пристальному ана лизу на президентском уровне. Результат Олимпиады отра жает нынешнюю ситуацию в рос сийском спорте в целом. Можно называть поверхностные при чины неудачи: не попали на пик формы, плохо смазали лыжи, не готов инвентарь, интриги среди тренерского состава и т.д. Но это не причины, а следствия. А естественная причина в том, что у нас детско-юношеский спорт давно вошёл в противоречия со спортом высших достижений. Он является пасынком. И победы предыдущих лет являлись хо рошей ширмой для того, чтобы не видеть очевидных проблем. Приведу такой пример. Наши паралимпийцы держат передо вые позиции в мировом спорте. Но ни в одной цивилизованной стране мира нет такого невни мания к инвалидам, как у нас. В России не разработаны стандар ты доступности для инвалидов, безбарьерная среда. Со стороны властей и общественности, чего феха таить, отношение к людям с ограниченными возможностя ми просто хамское! Их держат за второсортных. А спортсмены- инвалиды на самых крупных со ревнованиях всегда первые! В спорте высших достижений мы тоже в лидерах, но если коп нуть глубже, то можно увидеть очень много проблем. Они нача лись ещё со времени перестрой ки. Советская система подготов ки спортсменов была хорошо раз вита и давала результат, но она предназначалась только для со ветской страны. Когда мы шагну ли в капиталистические отноше ния, то сломались система фи нансирования, структура управ ления и организационные осно вы. Предыдущие Олимпиады мы выезжали, как говорится, «на старых дрожжах». Теперь этот источник иссяк. Канадцы разра ботали семипегнюю программу подготовки к Ванкуверу и очень чётко её реализовали. Они ото брали определённое количество спортсменов (около двухсот) и работали с ними индивидуаль но, «поштучно». Для них были разработаны индивидуальные системы подготовки, а также но вейшие технологии: новые ком бинезоны, новый способ подточ ки коньков, выведена на высокий уровень спортивная медицина и спортивная психология. У канад цев очень сильно работает систе ма внетренировочных факторов. Теряем дарования вотроческом возрасте Создание эффективной про граммы привлечения молодых специалистов к работе с деть ми — это первоочередная за дача, и наш ведущий тренер по лёгкой атлетике Борис Клю- жев в одном из номеров «ЛСГ» предложил два пути решения этой проблемы. Оба направле ния не лишены здравого смыс ла, но, не вдаваясь в анализ организационной стороны это го вопроса, мне бы всё же хо телось поговорить об основных научно-методических аспектах системы подготовки спортив ного резерва, которые должны учитываться при формировании любых программ развития дет ского спорта. Считается, что одним из опре деляющих условий эффектив ной системы подготовки спор тивного резерва является заин тересованность тренера и дру гих работников спортивных школ в качестве своего труда. На сегодняшний день, несмо тря на многочисленные ново введения в системе оценки тру да детского тренера, ведущи ми остаются количественные критерии. Присвоение катего рий за результаты воспитанни ков на детских и юношеских со ревнованиях ориентирует трене ров на поиск и работу с юными спортсменами с ускоренным ти пом биологического созревания, но, как правило, неперспектив ных для большого спорта. Яв ным следствием такого подхода является нацеленность на фор сированную узкоспециализиро ванную подготовку с механиче ским переносом средств и мето дов тренировки взрослых, ква лифицированных спортсменов на тренировку детей и подрост ков. Как показывает опыт, такой подход приводит к ряду негатив ных последствий и существен ных неоправданных потерь. К их числу, прежде всего, можно от нести преждевременный отсев юных спортсменов из-за травм, перегрузок, прекращения роста результатов. Прекращение роста резуль татов в таки называемых «мощ- ностных» видах спорта (а их большинство) — прямое след ствие однообразных трениро вок. В таких видах нельзя до водить навык до высокой сте пени стереотипности. Необхо дим разнообразный, вариатив ный тренировочный процесс. Но, как показывает проведён ное нами многолетнее исследо вание, показатели интенсивно сти нагрузки детей находятся в пределах 80-85%, тогда как ко ординационная сложность и ва риативность тренировочных за даний — 2,2-2 ,6 балла из 5 воз можных. Это говорит о том, что тренеры форсируют прежде все го кондиционную подготовку в ущерб разнообразной, интерес ной, многоборной тренировке. Второй пример. Известно, что существует большой процент детей с преобладанием типоло гических особенностей по школе «чувствительность». Это так на зываемые сензитивные (сенсор ные) типы. Для тренера этот тип детей интересен прежде всего потому, что они хорошо обуча ются, пластичны, у них хорошо формируются специфические способности, например, такие, как «чувство воды» , «чувство мяча», «чувство ритма» и д.р. Однако, как показывают иссле дования, именно дети с таким и индивидуальными предпосыл ками позже закрепляются в дет ском спортивном коллективе и раньше отсеиваются. Причина в том. что в основе этих способ ностей лежит биологически ме нее зрелая и менее совершен ная нервная система, что дела ет в итоге менее адаптирован ными и пригодными к сложив шейся системе подготовке. Ра бота с такими детьми требует терпения и определенной му дрости со стороны тренера. На практике же тренер, как прави ло, выделяет из группы и рабо тает с юными спортсменами, по казывающими высокий резуль тат в данный момент. Индивидуаль ность проявляется в10 лет Очень больной вопрос — не хватка в нашей стране здоровых детей, которых можно набрать в спортивные секции. Это уже за дачи детских садов, школ и, са мое главное, родителей. Поэ тому тренеры начинают ультра- раннюю специализацию. В 7-8 лет надло захватить всех детей к себе. А ребёнка вообще нель зя ориентировать до 10 лет! Простой пример хореографи ческий отбор в балет проходит без всяких приборов и секундо меров, а «на глазок». Маститый балетмейстер ошибается в от боре в 10 % случаях, и в пода вляющем большинстве случа ев он ошибается в морфотипе. То есть дети набирают слишком большой вес. Но те потом нахо дят себя в современных танцах или ещё где-то. Так вот балет мейстеры знают, что раньше 10 лет индивидуальность у ребён ка не проявляется! А у нас отби рает тренер ребёнка, вкладыва ет в него силы и деньги, но тот выше первого разряда не под нимается. Я считаю, что наши рефор мы надо начинать с усиленной реанимации организационно у п р а в л е н ч е с ки х и н а у ч н о - методических основ подготов ки спортивного резерва, а также кадрового вопроса. Нужны моло дые тренеры, а кто пойдёт рабо тать за 4300 рублей? Выпускни ки нашего факультета работают в фитнес-клубах, других органи зациях, где хорошо платят, а мы констатируем, что средний воз раст тренеров у нас — 59 лет. В сентябре 2009 года 78-лет него дедушку приняли педаго гом дополнительного образова ния. По-моему, это рекорд для книги Гиннесса. Когда академик Скрябин делал доклад Хрущё ву о положении дел в Академии наук, то он охарактеризовал это так: «Если в науке одни стари ки — это трагедия, а если одни молодые— это комедия». Долж на быть преемственность Иде альный, на мой взгляд, баланс в спортшколе выглядит так: пара маститых тренеров-ветеранов, два-три наставника 40-45 лет, остальные — молодёжь от 25 лет. Молодые тренеры научатся у опытных тому, о чём не прочи тают ни в одном учебнике, чего не опишет ни одна методика. Конечно, можно бросить все силы на подготовку спортсменов к Олимпиаде в Сочи и выиграть там около десятка золотых ме далей, но это будет латание тришкиного кафтана. Реформы нужно начинать снизу. Денис КОНЯХИН P.S. В минувшую пятницу Алексей Викторович отпразд новал 50-летний юбилей Ре дакция «ЛСГ» присоединяется к многочисленным поздравлени ям в адрес Вишнякова и желает ему успехов в его благородной деятельности. Пятиборье по-измалковски В и зм ал ковской с р е д н е й ш кол е № 1 прош ла традиционная С п а р та ки ад а допризывной м ол одёж и «А н у -к а , парни!». П редвосхищали её соревнования по силовому пятиборью на местах, но сборы районного масштаба заставили победите лей школьных состязаний вновь поволноваться — останет ся ли право ощущать себя лучшим и после соперничества с со перниками из других школ? В этом году Спартакиаду проводили совместно — РОНО, отдел культуры администрации и РОСТО (ДОСААФ) Измалковского рай она. Эти структуры выступали основными спонсорами, её предста вители в торжественной обстановке и дали старт соревнованиям. И тут же бойко «застрочили» пневматические винтовки. — Не нарушайте правила безопасности! — преподаватель ОБЖ измалковской школы № 2 Александр Шлеев просит наиболее лю бопытных зрителей отойти на безопасное место от стены с мише нью, уже расписанную пульками. Тех, кто отстрелялся, с секундомером в руке поджидает учитель ОБЖ школы № 1 Измалково Вячеслав Попов. Он фиксирует время разборки-сборки автомата Участники, чтобы не терять драгоцен ное время, лишний раз перепроверяют уже приобретённые навы ки — кто-то с автоматом расположился прямо на полу, кто-то — на подоконниках, кто-то, чтобы успокоиться, поднимал., гирю. Спартакиадный конвейер — вид за видом. После мирных дей ствий с оружием в руках ребята сдают зачёт по силовым упражне ниям на перекладине. Зал небольшой — без зрителей легче со средоточиться. — Всё хорошо— пресс стальной, выносливость с запасом,— по сле выступления Преображенского ученика Александра Зиборова поздравил директор ДООЦ Павел Войнов. Он почти уверен — се годня это одно из лучших выступлений. Педагог почти прав — так же стабильно отработал лишь Вадим Матюшкин из села Лебяжье Кстати, о выносливости, по словам учителей и тренеров, она — не самый сильный конёк большинства участников соревнований. Перед гирями ребятам дали отдохнуть, следом — бег. И вновь волнение — испытание пятиборьем завершено, теперь — итого вые результаты Призовых наград в этот день удостоились команды школ села Лебяжье, № 1 села Измалково, № 2 села Чернава. В личном зачё те первенствовали Вадим Матюшкин (село Лебяжье), Артём Ша- Дог£изывная^ талов (школа № 1 Измалково), Александр Ерасименко (школа № 2 села Чернава). Поощрены и другие, всего— шестнадцать человек Самые достойные в составе сборной района поедут на областные соревнования которые состоятся в мае. Лариса ПЛЕСНЯКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz