Липецкая спортивная газета. 2009 г.
№45 11 ноября 2009 г. ФУТБОЛ «Липецкая спортивная газета» 7 Здравствуйте! Увидел на вашем сай те просьбу к болельщикам выдвигать свои идеи по развитию спорта в Липецке и области и решил высказать своё мнение. В условиях скудного финан сирования считаю пра вильным сконцентриро вать ресурсы на одном направ лении. Определить вид спор та, которому будет отдан прио ритет (например, футбол), все остальные клубы расформиро вать, а те средства, которые тра тились на их содержание, напра вить на финансирование одного вида спорта (клуба). На приме ре футбола получится увеличе ние бюджета ФК «Металлург» в 2-3 раза! Возможно, это жесто ко по отношению к другим ви дам, но посмотрите: все коман ды едва сводят дебет с креди том и показывают удручающие результаты... А теперь конкретные предло жения. Поскольку я являюсь по клонником футбола, речь буду вести о ФК «Металлург». Но, ду маю, всё нижеизложенное будет полезно применить и ко всем профессиональным клубам го рода. Скажу сразу: все мои пред ложения рассчитаны на расхо дование минимальных средств. При наличии более достойного финансирования возможно про ведение более серьёзных меро приятий Люди ходят на футбол за эмо циями, другого мотива у них нет. В Липецке на футболе эмоции можно получить только в слу чае победы нашей команды, если же её нет, то мы получаем один негатив. По-другому и быть и не может — так как кроме са мой игры на стадионе не прово дится ничего! Всегда удивлялся, почему руководство этого не по нимает. Ведь они сами себя ста вят в положение «чёрное или бе лое», то есть выиграли или про играли Если же на стадионе будет кипеть «жизнь», будет соз дана доброжелательная атмос фера, уверен — негатива после поражений будет меньше Да, народ у нас неактивный. Но, на мой взгляд, рецепт здесь один — постоянство и время. Постепенно люди начнут при выкать, втягиваться в процесс. Итак, начнём. Улучшение атмосферы на стадионе а) На Евро-08 после забитых голов на стадионах включали всем известную мелодию, по чему бы нечто подобное не сде лать у н ас ? Естественно, при взятии ворот хозяевами, а не го стями. Это добавило бы эмоций болельщикам. Если же заменить звуковую систему на стадионе, будет ещё лучше. б) Пригласить на стадион вме сто диктора ди-джея с местной радиостанции, который постав ленным голосом, а главное в интересной и динамичной ма нере не только объявлял бы со ставы команд и так далее, но и «разогревал» бы людей Подоб ные примеры есть в Белгороде на волейбольных матчах, и не только там. в) Вспомните матч с «Локомо тивом» и акцию «красно-чёрный стадион» (приди на матч в крас ном или чёрном). Её нужно сде лать постоянной и постоянно объявлять и говорить о ней как на официальном сайте, так и на стадионе. Также можно объ явить конкурс среди болельщи ков «самый эпатажный фан»-и на последнем домашнем мат че вручить символический приз. Рассказать об этом болельщике (победителе конкурса) на офи циальном сайте, взять у него ин тервью Я думаю, это отличный стимул для болельщиков, осо бенно подростков и молодёжи. г) Наконец-то отмыть кресла на стадионе и поддерживать их в чистоте! Для этого можно за ключить договор с клининговой (уборка объектов) компанией, что, конечно, связано с расхода ми. Либо к этой затее попробо вать привлечь болельщиков. Не знаю, будет ли отклик, но что-то делать с этой грязью нужно! д) Нашему стадиону необхо Нам пишут З а « ж и з н ь » н а с т а д и о н е ! Грязные кресла стадиона «Металлург» болельщиков не радуют дим ремонт. Но пока он не про ведён, можно улучшить вид спортсооружения и без вложе ния серьёзных средств. Убрать советские лозунги «Сегодня — физкультурник, завтра — олим пиец», на козырьке Восточ ной трибуны убрать сломан ное ограждение (оно всё равно сломано и не выполняет своих функций), а вместо него пове сить большой баннер в цветах клуба и с его гербом. е) У нас на стадионе сто ят машина «скорой помощи» и пожарная машина. Уверен, их можно поставить за преде лами стадиона, например за входом на Южную трибуну. Не сколько десятков метров ниче го не изменят, но вид улучшит ся. На возражение, что их при сутствие обязательно на самом стадионе, отвечу, а как же по ступают на полностью закрытых аренах, например в Химках или Раменском? ж) Сделать цветные плаш ки в цветах клуба и разложить их на сидениях. При выходе команд на поле, болельщики их поднимут и сектора окрасят ся в красно-чёрные цвета. Если на стадионе будут установлены турникеты, о чём, кстати, гово рил Чумарин, а плашки сдела ют из надлежащего материала, то их можно будет использовать не один раз. Болельщики их про сто оставят на местах, а работ ники стадиона или привлечён ные болельщики перед матчем разложат вновь. з) При выходе команд на поле звучит набивший оскомину марш Блантера. А почему бы не включать какую-то «заводную» мелодию? и) Обязать игроков под угро зой штрафа благодарить бо лельщиков после матча и во время замен. Почему бы всей команде после яркой победы не подойти к трибунам и не по радоваться вместе?! Но, повто ряю, воздействовать на игроков должно руководство команды. Надо приучать их к этому, сде лать нормой и традицией Создание единой футбольной семьи а) Проводить встречи с бо лельщиками перед началом се зона, после окончания перво го круга и в конце сезона. Руко водство клуба будет объяснять свою позицию по тем или иным вопросам, комментировать про исходящее и т.д. В конце сезо на подведёт итоги и даст свою оценку. Вторую и, возможно, третью встречи можно прово дить прямо на стадионе. б) Постоянно должна суще ствовать связь с клубом. Для этого можно организовать ак цию под условным названием «Задай вопрос клубу». Да, на официальном сайте есть по добная рубрика, но я предла гаю сделать это публичным, по стоянно напоминать об этом на стадионе болельщикам в) Открыть голосование сре ди болельщиков по определе нию лучшего игрока обороны, полузащиты и нападения, луч шего игрока команды в целом. Голосование проводить после каждого домашнего матча. Уча ствовать в нём могут игроки, вы ходившие на поле в данном мат че и на предшествующей госте вой игре. Средство коммуника ции — официальный сайт и го лосование на стадионе Для этого на обратной (чистой) сто роне билета нужно напечатать 4 пустых строки, куда люди будут вписывать фамилии игроков, за которых они отдают свой голос Перед центральным выходом со стадиона поставить 2-4 урны, куда люди будут опускать биле ты с голосами. Подсчётом мо гут заниматься болельщики из фан-клуба при контроле со сто роны ФК «Металлург» Резуль таты голосования объявлять на каждой домашней игре, а на по следнем матче сезона предста вители болельщиков (именно болельщиков) вручат победи телям голосования специаль но учреждённые призы в виде памятных медалей, статуэток и т.д. Не думаю, что на их приоб ретение клуб потратит большие деньги Их дизайн должен быть постоянным. Таким образом, бу дет заложена традиция опреде ления лучших игроков. г) Возможно, стоит принять в клуб специалиста, который бы организовывал и проводил ра боту с болельщиками Изменение эмблемы клуба Всем известно, что европей ские клубы время от време ни слегка изменяют свои эм блемы, это делается в интере сах маркетинга. У ФК «Метал лург», на мой взгляд, успешная эмблема, не существует про сто её визуального восприятия. Можно объявить конкурс на луч шую эмблему среди болельщи ков, можно привлечь специали стов. Двигаться, думаю, стоит к красно-чёрной цветовой гам ме, добавив туда герб Липец ка и символ (талисман) клу ба - рабочего-металлурга или чан с выливающимся расплав ленным металлом. Талисман клуба Он нужен для тех же целей, что и эмблема, плюс его мож но (и нужно) использовать на стадионе Моё предложение — сделать талисманом рабочего- металлурга в спец одежде в красно-чёрных цветах. С вой лочной шапкой с воротом, в ру кавицах, сапогах, подкованных свинцом и так далее Создание клубной линейки товаров и услуг Точно не знаю, разрешает ли законодательство спортивным клубам заниматься предпри нимательской деятельностью. Но точно знаю, что ФК «Амкар» имеет собственное производ ство и оказывает услуги. А зна чит, есть законные пути решения этой проблемы. а) Клубный магазин. В кас сах можно продавать только шарфы да разные мелочи Для чего-то большего необходим ма газин. Его можно сделать чисто клубным или арендовать отдел в гипермаркете. А продавать можно многое Для молодёжи и подростков: рюкзаки и сумки с эмблемой (все товары с эм блемой клуба либо в клубных цветах), тетради, обложки для книг и тетрадей, авторучки, ла стики, пивные бокалы, зажигал ки, флаги, бейсболки, футболки, куртки, шапки, мячи с автогра фами игроков и т.д. Для людей среднего возраста, обои, посу да, постельное бельё шторы, пледы, коврики, полотенца, сал фетки и т.д, б) Линейка товаров. Точно знаю, что эмблему клуба мно гие производители с лёгкостью могут разместить на своих то варах. При этом цена никак не меняется. Здесь может быть и постельное бельё, и одеж да — особенно лёгкая летняя Другой путь: закупить оборудо вание по нанесению изображе ний на предметы. Оборудова ние стоит в пределах 100 ты сяч рублей. По поводу футболок Все мои знакомые и я лично носили бы такие же футболки, как у игро ков, но без фамилий и без эм блемы НЛМК на груди — толь ко номер на спине и эмблема на груди. Почему бы не выпустить такие, и не сделать их не толь ко летними, но и утеплёнными? Все мы видели, какие посте ры продают в кассах стадиона — только общее фото команды. А почему бы не сфотографиро вать отдельно вратарей, фор вардов и так далее ? В середи не сезона выпустить постеры с самыми популярными игроками: например, Кренделев, Алексеев плюс фото, сделанные во время матчей... Только с одними фото можно придумать многое! в) Собственное производ ство и услуги. Например, АЗС, автосервисы, шиномонтаж, ав томойки, клубный бар или пиц церия. Можно выпустить линию минеральной воды с маркой клуба или соков - благо, произ водители в регионе есть. Произ водитель получает увеличение объёмов продаж, клуб— доход. О пиве вообще молчу. Вот ещё варианты Гостини ца, главные клиенты которой те же приезжие команды плюс команды-гости из хоккея, ба скетбола, волейбола. Сеть продовольственных ма газинов. Продукция от местных производителей. Производи тель получает доступ к торговой сети без выплат бонусов, взно сов сети. Если удастся сделать цены немного ниже, то успех очевиден. Можно продвигать сеть и под идеей что продукция местная, экологически чистая и т.д. Недавно подобная идея об суждалась в Липецке, в ней все заинтересованы — и власти, и производители. Сеть аптек под девизом «Здо ровый образ жизни» и так далее и тому подобное. Где взять деньги? Конечно, как деньгами, так и выделением земли, размеще нием муниципальных заказов, выделением муниципальной не движимости в аренду должны помочь власти и НЛМК. Под пер спективный бизнес-план мож но брать кредит под гарантии администрации области. Инте рес очевиден если система за работает. нагрузка на бюджет снизится, а клуб сможет зара батывать сам. Также можно принять непо пулярное решение Например, 3-5 ближайших сезонов «Метал лург» играет во второй лиге, и не ставит задачи выхода в пер вый дивизион. Соответствен но, финансирование будет от носительно небольшим, а вы свободившиеся ресурсы (кото рые были бы потрачены на воз вращение в первую лигу) вкла дываются в клубный бизнес. Со временем, при успешном разви тии бизнес-составляющей клу ба, можно подумать об акцио нировании Наблю дательный совет при клубе Его назначение: контролиро вать расходование средств и эффективность менеджмента Возглавить совет могли бы мэр либо губернатор. Это стало бы гарантией «чистоты» деятель ности клуба плюс дало бы до полнительные гарантии привле чения возможных инвесторов. Создание клубного музея Наверняка в клубе найдутся старые фотографии с матчей, вымпелы и т.д. Всё это можно размножить, увеличить, офор мить и выставить В музее люди бы знакомились с историей клу ба, его успехами. Разместить музей можно в клубном магази не, так как этот проект не прине сёт дохода. Питание и сервис на стадионе Еда и напитки должны раз носиться или продаваться пря мо во время матчей, а зрите ли должны иметь к ним сво бодный доступ. В английской премьер-лиге на матчах пред лагается даже комплексное пи тание! Нам до этого далеко. До жить хотя бы до поп-корна, чая, кофе, бутербродов, пирожков и пиццы. Да, забыл про семечки, это — хит! Если клубу нерента бельно заниматься питанием, можно привлекать к сотрудни честву малый бизнес. Отдельный вопрос со вре менем начала матчей. Думаю, 20:00 летом — это лучшее вре мя. Единственная проблема— с оплатой освещения Даже если с реализацией по добных проектов клуб не полу чит серьёзного дохода, всё рав но это даст пользу в плане раз вития сервиса, улучшения куль туры «боления». С уважением Ole Oleg Липецкий спорт уж е год сущ ествует в условиях мирового финансового кризиса, который заставляет делать выводы и задуматься о будущем. Что делать дальш е? Как выживать? Ответ на эти вопросы хотелось бы услышать от вас, читатель... * ЛСГ»приглашает к разговору о судьбах липецкого спорта. Будем рады выслушать ваши предложения абсолютно по всем аспектам его жизнедеятельности и разви тия. Предлагайте свои варианты механиз мов содержания профессиональных команд КАК ЖИТЬ? и развития массовой физической культуры, поиска источников финансирования спор та высших достижений, детско-юношеских спортшкол и так далее. Будемрады ознакомиться с любыми точ ками зрения. Наиболее интересные сужде ния будут опубликованы на страницах га зеты. Пишите! Электронный адрес редакции: sport@pressa.lipetsk.ru. Почтовый адрес: 398055, г. Липецк, ул. Московская, 83, вЛи пецкая спортивная газета». Телефон (4742) 30-82-41.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz