Липецкая спортивная газета. 2009 г.
6 «Липецкая спор тивн ая газета» ЭКСТРИМ 14 января 2009 г. № 1-2 Экстрим. В последнее десятилетие это слово стало популярным среди молодёжи. Количество занимающихся экстремальными видами спорта, равно как и число самих видов и подвидов, возросло многократно. Бейсджампинт, вело- и мотофристайл, сноубординг и ещё десятки различных стилей, где спортсмены рискуют своим здоровьем, одновременно получая мощную дозу адреналина. Сегодня речь пойдёт о тех, кто с бешеной скоростью мчится вниз по узким горным тропам на велосипедах. М аунтинбайк— вид спорта довольно распространён ный. Даже олимпийский. Точнее, олимпийской является одна из нескольких его дисцип лин — кросс-кантри гонки по пе ресечённой местности на горном велосипеде Трасса — заранее намеченный круг, в котором есть и спуски, и подъёмы, и ровные участки Впервые олимпийские соревнования по маунтинбайку были проведены в 1996 году в Атланте. Вид спорта — довольно мо л о д о й , е м у н е м н о ги м б о л е е пятидесяти лет, если принимать за дату его рождения первую по пытку одного из студентов ам е риканского университета поко рить холмы на велосипеде. Если же сч и та ть отправной точкой первое м ассовое соревнование неподалеку от Сан-Франциско, то маунтинбайку чуть больш е тридцати. В 1990 году он был официально признан Всемирной организацией велоспорта. К р о м е кр о с с -кан три , в м а - унтинбайке есть ещ ё ряд д и с циплин. С ам ы е популярные из них — 4-х (гонки по специально подготовленной трассе с трам п л и н ам и и к о н тр у к л о н а м и с четырьмя гонщиками в заезде), ВМ Х -га се (аналог мотокросса), даун хил л (скоростной спуск с горы), dirt-jump ing (прыжки на трамплинах с выполнением раз личных трюков в воздухе), триал (преодоление препятствий без касания земли ногами, одна из с а м ы х слож ны х и т е хн ич ны х д и с ц и п л и н ) , ф р и р а й д . П о с ледняя разделяется на четыре о снов ны х направления , кл а с сический фрирайд (свободный спуск с горы вне подготовленных трасс, где райдер выбирает точ ку старта и точку финиша (и то не всегда), и дальш е всё зависит только от его фантазии), дроп- пинг (прыжки с обрывов, крыш низких зданий и т.д.), north shore (катание по деревянным мост кам, различным препятствиям вроде качель и других намного б о л е е слож ны х кон струкций ) и сло уп стайл (трюковое ката ние по специальным трассам , включающим в себя элементы остальных стилей фрирайда). Восемь километров не крутя педали В Липецке с недавнего вре м ени с ущ е с т в уе т клуб лю б и телей экстрем альной езды на велосипедах . При этом создан он был виртуально — по сред с твом создания сайта velolipetsk. ru. Р а с с к а зы в а е т организатор клуба Виталий Ч Е Р Н О П А З О В — В е л о си п е д и сто в , н е р а в н о д у ш н ы х ко в с я к о г о р о д а эк с тр ем а л ьн о й езде , а также п р о с ты х лю б и т е л е й «ж е л е з но го кон я» в н аш е м го р о д е хватает. Но раньш е о каких-то организованных поездках или с о р е в н о в а н и я х речи не шло , все катались сами по себе . И вот как-то я с группой друзей реш ил поставить всё это дело на организованную основу. В результате со здали свой сай т и виртуальный клуб любителей велосипедов . Виртуальный он потому, что у нашего клуба нет ш таб -квартиры и кучи дру гих атрибутов , при сущ их ра злич ным спортклубам Е с т ь только в и р т у а л ь н о е п р о с т р а н с т в о , объединяющ ее всех « велом а ньяков» Липецка. Свет в глаза, рычаг владонь Липецкие велосипедисты-экстремалы набираются опыта Склоны карьера — излюбленное место липецких велобайкеров. На снимке: крутой спуск покоряет один из сильнейших велосипедистов-экстремалов нашего города 16-летний Михаил Скворцов — Много людей объединя ет ваш клуб? — Более ста велосипедистов нашего города, тех, кто активно катается. Начиная с позапрош лого года мы стали организовы вать различные мероприятия — поездки , с о р е в н о в а н и я и т.п. Н е забы в аем о й вы д а л а с ь поездка группы из пяти чело век минувшим летом в Крым. В о т т а м бы л д е й с т в и т е л ь н о даунхилл и ф рирайд в одном флаконе! В Липецке таких гор просто не найти. — Перейдём к нюансам велосипедного зкстрима. Долго надо учиться, чтобы съехать на велосипеде с крутой горы? — Недолго Гора сама научит! Достаточно просто уметь ездить на вело сипеде и не бояться . Вспоминаю тот же Крым: когда мы первый раз съезжали с трас сы, была просто паника! Восемь километров дорога постоянно идёт вниз, педали ты вообще не крутиш ь , руки судорож но сж имаю т тормо за ! Н а тр а с с е — камни , ш иш ки ве личиной с кулак. Боиш ься , что колесо резко уйдёт в сторону, и дальш е — полёт через голову. В первый раз жуткий страх не покидал нас на протяжении всей дистанции. А в пятый раз мы по этой же трассе просто летели! Мчались напропалую, словно по шоссе! Опыт делает своё дело. Уезжали в Крым мы неопыт ны м и лю б и т е л я м и , а д о м о й вернулись чуть ли не профес сионалами (смеётся). О снов ное и, по сути , единственное место в Липецке д л я трениро вок — это СКЛОНЫ СОКОЛЬСКОГО карьера. Д о крымской поездки мы думали, что по этим склонам съехать просто нереально, а по возвращении для нас это было легче лёгкого. — Кроме карьера, в Л и пецке есть ещё места для даунхилльщиков? — Единственны е горы — в районе Октябрьского моста. Но не всем там нравится. В этом районе расположены частный сектор и пастбище для коров. П о н я т н о , к о л ё с а ч а с т е н ь к о у то п аю т в к о р о в ь ем н а в о з е (смеётся). К тому же не радует близость оживлённого шоссе. — В этом районе есть ещё трасса для мотокросса... — Трассы д л я мотокроссме- нов со верш енно не подходят велосипедистам! Покрышки от мотоциклов сильно взрывают грунт, к тому же на мототрассе много крутых подъёмов , д а и меш аться под колёсами мото циклов опасно. С о к о л ь с к и й к а р ь е р ж е — практически идеальное место для совершенствования техни ки Пусть уклоны в нём не такие длинные, зато есть и пологие, и очень крутые. Много вариан тов д л я отработки различных приёмов. — От техники катания — к технике непосредственной. Дорого ли обходится содер жание профессионального горного велосипеда, и каков срок его эксплуатации? — Д о б р о т н ы й в е л о с и п е д стои т от ты с я ч и д о л л а р о в и в ы ш е . П о м и м о с о б с т в е н н о «байка» приходится тратиться на защитные средства. Шлем, очки (маска), налокотники, на коленники , спин ной панцир ь — вся экипировка влетает дол ларов в триста . Что касается срока служ бы велосипеда , то в с ё за в и с и т от того, как его использовать . Понятно, что у кросс-кантрийщиков он служит д ол ьш е , ч ем у ф р ир айд ер о в или триалистов. Если ты прос то е зд иш ь на в е л о с и п е д е в магазин за пивом, то гарантия пожизненная (смеётся). Кстати, практически в с е ве ло си педы сделаны из алюминия и износ р а м ы н а п р я м ую з а в и с и т от и зн о са м е т а л л а . Лично я на пятилетней раме уже опасаю сь ездить. — Нет желания провести в Липецке официальные соревнования? — Ж елание есть, но есть и два препятствия. Даунхилльщи- кам и фрирайдерам в Липецке соревноваться негде из-за от сутствия гор Можно попробо вать про вести со ре в н о в а н и я по д р у гим д и с ц и п л и н ам Но д л я этого необходимы какие- никакие финансовые вливания Увы, в городском спорткомитете поддержки мы не нашли. Так ч то н а д о и с к а т ь сп о н с о р о в Надеюсь, в наступившем году ситуация изменится. Е сли не «загрызёт» кризис, то ближ айш им л е том пл ани руем вы ла зк у в Чегет (К ар а чаево-Черкесия). Э то одно из лю бимы х м е ст сл ё та велоси педистов-экстремалов со всей России . На этих горах прово дятся различные соревнования — например, Кубок России по даунхиллу. Мы , конечно, при нимать участия в нём не будем, а хотим просто покататься по этим горам, накопить опыта — Что даёт экстремальная езда на велосипедах тебе и таким же увлечённым этим видом спорта людям? — О ч е н ь многое ! Д л я н а с это — главное хобби. Словами трудно описать состояние, ког д а ты на скорости около 50 км/ч мчишься вниз, а перед глазами м е л ь каю т с т в олы д е р е в ь е в ! Плю с ещё постоянное общение с такими же ф ан а там и д в у х колёсного транспорта . Я и со своей второй половинкой поз накомился в велотусовке Юля — одна из немногих девушек, активно за н им ающ и х ся этим видом спорта. Кстати, поездка в Крым бы ла нашим медовым месяцем (улыбается). А вообще, рассказывать об острых ощущ ениях— б е ссмы с ленно. Лучше сам ом у сесть на велосипед и на с еб е ощутить всю прелесть бешеного спуска с горы! Про Лесоруба и Ягодку П о е зд к а в Крым о с т а в и л а в се р д ц а х пя теры х липецких в е лоб ай кер о в н е и з гл а ди мы е впечатления. Вот как на форуме сайта ve lolipetsk.ru описывает спуски с крым ски х гор Ю лия Ч Е РН О П А ЗО В А : «В медовый м есяц мы пое хали не вдвоём с мужем, и не на курорт, а с тремя друзьями (Сергеем Косаримом , А л е ксе ем Л япины м и А л е к с а н д р о м Корсуновым), с велосипедами, в посёлок Кореиз, что под горой А й -П е т р и . П о с е л и в ш и с ь на первом этаже гостиницы «У Ав - зала» , мекки многих даунхилль щиков и ф рирайдеро в России и У к р а и н ы , б ы л и у д и в л е н ы обилием уже проживающих там велосипедистов — их было уже шестеро. Чуть позже появилась ещ ё одна компания в со ставе восьми человек и пара профес сиональных райдеров П е р в а я т р а с с а , с к оторой нам предстояло съехать, назы в а л а с ь Я год ка . М о я реакция, когда я увидела начало спуска, — чёрт, т у т и п еш к ом с п у с каться тяжело! Узкая отвесная тропинка шла поперёк склона, представляла собой скопление мелких и крупных кам н ей— для прохождения таких «ковырялок» нуж на преж д е в се го у в е р е н ность, которая в тот момент у м ен я о т с у т с тв о в а л а напрочь. Большую часть верхней Ягодки я шла пешком с велосипедом под мышкой, изредка с горем попо лам проезжала на тормозах. Где-то в середине спуска мы с м уж ем о стан о ви ли сь у раз вилки и вдруг услышали сзади крик :«Д оро гу !Н » Е л е у сп е л и отскочить, как один за другим пронесли сь три райдера , ско рость которых достигала 60 км/ч! Ещ ё больший шок мы испытали, когда прошли чуть вперёд. Пос л е длинного спуска шёл резкий вылет высотой около 5 метров. Е сли промахнуться с траекто рией, можно легко вписаться в каменный отвес, так как после обрыва тропа сворачивала как р а з по р у сл у вы со хш е й реки градусов на 20— 30! Д а л ьш е н а ч и н а л а с ь б о л е е п р и я т н а я ч а с т ь Я го д ки — с м ен яющ им ся уклоном , виляв шая между соснами. Потом она см е н и л а с ь пожарной дорогой (трасса, предназначенная для проезда грузовиков в случае лесного пожара. — Прим.ред.), испещрённой разнокалиберны ми камнями. Резкие повороты, камни, смена уклонов, и всё на скоро сти порядка 4 0— 50 км/ч на протяжении 4 км — вот она, п р е л е с т ь нижней Ягодки . Тут уже уровень адреналина в крови превышал уровень страха, все до одного здесь испытали просто безумное удовольствие! Через несколько дней мы на шли самую знаменитую трассу этих м ест — Лесоруб. 53 км по серпантину и до конца по петле. Выход на Лесоруб весьма сквер ный — 15 метров от асфальта по грунтовой дороге, а дальш е резко направо вниз, по уклону около 35 градусов по шишкам и веткам. И так метров 100— 200. С а м Л е сор уб — это уже пол нейший драйв. Спуск позволяет развивать скорость под 60 км/ч Трасса представляет собой по жарную доро гу с переменным уклоном, кучей мелких вылетов на камнях, корнях и неровностях грунта. Особая пакость трассы в обилии сосновых шишек, кото рые местами лежали сплошным ковром, Колёса на них постоянно перекидывались, сбивая направ ление движения. На Лесорубе были пять раз, на Ягодке — дважды . Выводы по поездке можно сделать такие. Научились-таки кататься: в горах хочешь не хочешь, а научишься за несколько спусков! Поняли, что недо ста то ч но технически усовершенствовали велосипеды к таким условиям. И что правиль ная и полная защита — залог здоровья!» П ени с КОН ЯХИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz