Липецкая спортивная газета. 2008 г.

Липецкая спортивная газета. 2008 г.

лл П|Д N л DА и л I _______________________ 1 №11 «Липецкая спортивная га з е т а » IIIMп V т 23 апреля 2008 г . М астер -класс ЭттореМЕССИНА: «Не делайте из ребёнка профессионала раньше 14 лет » Этторе Мессина и его сынишка Филиппо Главный тренер баскетбольного ЦСКА на своём блоге в Интернете посоветовал к а к выбирать тренеров для детей, в каком возрасте следует серьезно заниматься баскетболом , с развития каких качеств начинать. М ногие спрашивают у меня совета, как пом очь ребен ку стать спортсменом Потому се­ годня попытаюсь поделиться идеями по этому поводу. Во-первых, для физического и умственного развития вашего ребенка будет очень полезно в раннем возрасте попробовать себя и в индивидуальном , и в командном видах спорта. К примеру, мне повезло, что моя дочь три года занималась дзю­ до, пока училась в начальной школе. Это действительно по­ могло ей в развитии личности, в преодолении неуверенности в себе, в лучшем познании своего тела и самодисциплине В то же время следует попро­ бовать и динамику командного спорта, поскольку он учит, как вести себя с другими людьми, как осознать свою роль, как принимать ответственность не только за себя, но и за команду. Потому, думаю, проба себя в командном виде спорта очень помогает с точки зрения обра­ зования В Италии мы совершаем боль­ шую ошибку, вынося решение, какой из игр следует заниматься ребенку. В Соединенных Штатах у детей есть шанс попробовать себя в разных видах, прежде чем выбрать для себя один. К примеру, Траджан Лэнгдон был не только задрафтован клубом НБА, он был близок к тому, чтобы попасть и на драфт МЛБ, поскольку в колледже занимал­ ся как баскетболом, так и бейс­ болом. В США дети имеют шанс попробовать разные виды, от­ части потому, что при их системе сезоны в разных видах спорта растянуты на весь год. В резуль­ тате ребенок может попробовать практически все. В Италии из-за недостатка спортсооружений мы обычно отправляем ребенка в футбол, баскетбол, волейбол или теннис. Предположим, вы уже вы­ брали некий вид спорта. Если вы хотите совета, первое, на что я обратил бы внимание как отец, это качество тренера. Многих родителей, не очень хорошо знакомых с выбранным видом спорта, может привлечь система, которая фокусируется на результате. Но существует огромная разница между играми на профессиональном уровне и обучением им молодежи. Лучше отправить ребенка туда, где фокусируются на развитии лич­ ности и качеств баскетболиста, поскольку в таком возрасте это важнее. Если вам повезло найти тако­ го тренера, во вторую очередь вам не следует торопиться пре­ вращать ребенка в профессио­ нального атлета, проводящего больше четырех тренировок в неделю и посвящающего спорту много времени. Считаю, этого не должно происходить, пока ребенку не исполнится 14-15. Маленькие дети, которые легко поддаются физическому, тех­ ническому и психологическому давлению, обычно не выдержи­ вают такого прессинга. Мне бы хотелось найти такого учителя для моего ребенка, чтобы он был способен предложить при­ емлемый уровень нагрузки для молодых игроков и развивать что-то вроде коллективной мен­ тальности, в то же время уважая личность каждого. Впрочем, найти такого трене­ ра может быть трудной задачей По финансовым причинам детей обычно тренирует молодежь. Я прошел через ту же схему. Я начал тренировать, когда мне было 17. Оглядываясь назад, я вижу, что наделал много ошибок. Это было хорошо для меня, поскольку был шанс учиться на своих ошибках, но некоторые из моих игроков потом расплачи­ вались за них. В детский спорт вкладывают не так много денег, чтобы привлекать туда опыт­ ных тренеров. В то же время нужно развиваться молодым специалистам. Но только те, кто способен воспринять что-то от опытных тренеров, станут хорошими учителями. Однако не все пожилые тре­ неры обязательно лучшие. Да­ вайте обратимся к ключевому вопросу: как родитель, который никогда не играл профессио­ нально, может решить, какой тренер лучше для его ребенка? Во-первых, ни родителя, ни тренера не должны привлекать сиюминутные результаты. Во- вторых, любой из нас способен понять, сбалансированно ли по­ ведение другого человека. Даже если мой сын получает больше внимания в смысле бросков, игрового времени, я бы засомне­ вался. Потому как относиться к ребенку, как к суперзвезде, когда ему 13 лет, — не лучший способ развития его личности. Предположим, я не знаком с баскетболом и выбираю тренера для своего ребенка. Самыми важными индикаторами для меня должны были бы стать: а) настроение сына, когда он воз­ вращается домой с тренировок, б) уровень взаимодействия в команде, когда я наблюдаю за ее играми. Если я вижу, что сын приходит домой в адекватном настроении, по большей части позитивном, для меня это знак, что с тренером можно продол­ жать сотрудничать. Если, с дру­ гой стороны, сын разочарован или ведет себя странно, лучше покинуть тренера и поискать другого. Тренировки должны быть тем временем, когда ребенку предлагаются конструктивные испытания. Вы можете понять, срабатывают ли они, наблюдая за сыном после занятий. Говоря обо мне: если мой сын Филиппо хочет играть в баскетбол, когда вырастет, для него и его тренера будет дополнительным давле­ нием, если я буду находиться рядом. Потому мне придется найти способ не слишком вле­ зать в их дела, но в то же время не слишком отдаляться от них. Если я останусь вдалеке, сын может подумать, будто он мне неинтересен. Самым сложным для нас — его матери и меня — было заставлять сына иногда про­ игрывать. Мы понимали, что инстинктивно нам хочется поз­ волить ему побеждать. Но нам нужно было сделать ситуацию более реалистичной. Если чес­ тно, поначалу проиграть для Филиппо было большой драмой. Сейчас он, наконец, понял, что поражение— часть игры, так же, как и неудачные для тебя дни или осознание того, что мама или папа играли лучше. Когда ему будет 12-14 лет, он найдет среду, которую ему будет легко понять. Причина очень проста: спорт — это ме­ тафора жизни. Ты побеждаешь, уступаешь, испытываешь разо­ чарование в случае поражения или радость от победы. Разве что. если спорт не является твоей профессией, ты все это испытываешь без последствий. В нормальной жизни, если ты переживаешь неудачу (в от­ ношениях, работе, школе или другой области деятельности), иногда это стоит тебе дорого. Спорт дает тебе немного пони­ мания того, как ты себя будешь чувствовать, если подобное слу­ чится в жизни В этом большое преимущество спорта. Пока дети не достигают воз­ раста в 12-13 лет, для них спорт — больше игра . Под игрой я подразумеваю что-то, чем можно заниматься, допуская большое количество ошибок. Она должна приносить много радости. Это будто в школе, когда все удовольствие испыты­ ваешь, начиная читать, считать или узнавая что-то новое. В первые 4-5 лет это больше игра. Затем все становится более серьезным и следует начинать требовать от детей бьл> более избирательными в своем пони­ мании и обучении. Вы начинаете немного подталкивать их к тому, чтобы они организовывали свое умение учиться. К примеру, в итальянской системе образования разницу можно почувствовать, когда тебе исполняется 10 В 10 ты пере­ ходишь из начальной школы в среднюю, которая занимает три года и готовит к высшей школе. Затем, после пяти лет высшей школы, ты идешь в колледж Потому, конечно, все пять лет начальной школы, с 6 до 10- летнего возраста — это игра. Даже если постараться ввести немного дисциплины. То же самое в спорте: пока ре­ бенку не исполнится 10, нельзя увлекаться базовыми навыками. Конечно, можно научить детей научиться пользоваться своим телом через мяч — как ловить, как катить, как бежать с мячом и так далее. В Италии, к примеру, у нас есть мини-баскет (мяч меньшего размера и кольца закрепляются ниже), который больше игра, а не спорт, за исключением тех случаев, когда тренеры заставляют детей вы­ игрывать любой ценой даже в мини-баскете. По-моему, это не­ правильно. Вообще мини-баскет — чистое развлечение для детей до 12, где можно играть с мячом и участвовать в конкурсах. Я многое слышал о русской системе, в которой дети с ранне­ го возраста тренируются больше раза в день. В США не позволя­ ется заниматься больше, чем определенное количество часов в неделю. Правила очень стро­ гие, даже в NCAA. И я согласен с ними. Это нереально, когда ваш ребенок в 10-12 лет начинает жить жизнью профессиональ­ ного спортсмена, тренируясь дважды в день. Когда меня спрашивают, в каком возрасте лучше начинать тренировки как профессиональ­ ному спортсмену, я отвечаю: насколько важно для вашего ребенка школьное образова­ ние? Когда в 80-е (с 1978 по 1989 годы) я тренировал молодых баскетболистов в Италии, не­ которые из родителей говорили мне: «Держите моего сына в зале, сколько хотите, потому что в школе ему неинтересно, и я хочу, чтобы он стал професси­ оналом». Из-за экономической ситуации многие родители ви­ дят своих детей добившимися успеха в спорте ради улучшения качества жизни. Я уважаю это. Но в то же время еще верю, что школьное образование очень важно. И пожертвовать им никог­ да не буде т хорошей идеей. Не верю, что можно быть хорошим мудрым игроком, если ты не получил минимального образования, если не научился как использовать свой мозг По крайней мере, в Европе. В НБА все иначе. Поскольку в Европе игра ведется более сложными методами, я более счастлив видеть, как мой игрок читает книжку, нежели чем он остается в зале после тренировок. Я обеспокоен, когда вне баскетбо­ ла он увлечен только PlayStation и iPod. Я уважаю PlayStation и iPod, но в жизни существует много других вещей. Естествен­ но, нужно быть мудрым и об­ разованным человеком, чтобы играть на высшем уровне. Потому вопрос в том, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был хорош в учебе, на случай, если его спортивная карьера не удас­ тся, или вы хотите тянуть лоте­ рею, поставив все на его карьеру атлета. Если вы хотите, чтобы он учился, нельзя позволять две тренировки в день до окончания школы. Всё очень просто. Что касается базовых навы­ ков, которые нужно развивать, пока игроку не исполнилось 16-17 лет, главными являются координация и баланс. Я бы не стал сходить с ума по другим вещам. Затем, конечно, детей учат ловить мяч, пасовать , бросать, водить, двигаться без мяча. Но если у них нет баланса и координации, им сложно стать хорошими баскетболистами. К примеру, Рикки Рубио здорово помогают отличные баланс, ко­ ординация и быстрота. Они дают ему большое преимущество. Удивительно, что в «Ховенту- де» удается растить столько молодых игроков из года в год. Конечно, система клуба заслу­ живает изучения. spo rts .ru Тяжёлая атлетика Чемпионат Европы принёс России четыре «золота» В итальянском Линьяно завершился чемпионат Европы по тяжёлой атлетике. В сего лишь две медали в семи весовых ка­ тегориях — «золото» Натальи Заболотной в категории до 75 кг и «серебро» Натальи Матвеевой до 69 к г— таков результат российских тяжелоатлеток в Италии. Впрочем, иного никто и не ждал. «На этот чемпионат Европы мы привезли семь девочек, из которых только Заболотная и Матвеева являлись первыми номерами сборной, — сказал главный тренер женской сборной России Солтан Каракотов. — Остальных мы везли, откро­ венно сказать, на всякий случай». Гораздо больше положительных эмоций вы­ звали выступления мужской сборной России, которая завоевала три золотых награды. Сергей Петросян выиграл соревнования в категории до 62 кг, Олег Перепечёнов стал чемпионом Европы в весе до 77 кг, а олимпийский чемпион Игр в Афинах Дмитрий Берестов победил в категории до 105 кг. Берестов завалил две попытки в рывке и чуть не получил «баранку» Но в итоге поднял вес в 190 кг в последнем подходе и обошёл глав­ ного конкурента, литовца Рамунаса Вишняускаса, Щ I S f Л*-я ' I I I v - l 'E3 Чемпион ЕвропыДмитрий Берестов на 5 кг. Проблемы преследовали Берестова и в толчке. Заявленный вес 220 кг россиянин поднял только в третьей попытке, да ещё и с травмой. Толкнув 220 кг и дождавшись сигнала, Берестов уронил штангу и даже не смог самостоятельно спуститься с помоста. — Победу Димы я не могу назвать иначе как героической, — подчеркнул главный тренер сборной России Давид Ригерт. — Он получил травму ноги уже в первой попытке и выиграл исключительно на личном мужестве, практически на одной ноге. gz t.ru ЧЕМПИОНАТЕВРОПЫ. Линьяно (Италия) МУЖЧИНЫ. 56кг. 1 . И горь Бур (М олдавия)— 269(118+151). 2. Халил М утлу (Турция) — 269 (120+149). 3. Том Гугебур (Б ельгия) — 244 (111+133). 62 кг. 1. С е р ге й П е тросян (Р оссия ) — 302 (135+167). 2. Э рол Билгин (Турция) — 295 (135+160). 3. Владимцо Попов (М олдавия)— 284(130+154). 69 кг. 1. Т и р а н М артиросян (А рм ения ) — 346 (158+188). 2. В енсела Д а б ай я (Ф ранция ) — 333 (145+188). 3. М ех- м ед Ф икретов (Б олгария) — 315 (140+175) 77 кг. 1. О лег П ерепеченов (Р оссия ) — 362 (164+198). 2. А р а Хачатрян (А рм ения) — 361 (165+196). 3. А л е ксей Юфкин (Р оссия ) — 355 (155+200). 55 кг. 1 Тигран М артиросян (Арм ения) — 377 (172+205). 2. Василий П о л о вн и ке (Р оссия ) — 373 (168+205).3. Георгий М арков(Б ол гария )— 362(167+195).94 кг. 1 . Ш имон Колецки (П ольш а)— 397(177+220). 2. А ндрей Д ем ан ов— 385(172+213). 3. М ухам а тС о за е в (о б а— Рос­ с и я )— 384(174+210) 105кг. 1 Дмитрий Б ерестов (Р оссия ) — 410 (190+220). 2, Р ам унас Виш няускас (Литва) — 405 (185+220). 3. Р оберт Д о л е га (П ольш а) — 395 (177+218). Свыше105кг. 1 . Виктор Щ ербаты х (Латвия)— 447(195+252). 2. М аттиас Ш тайнер (Германия)— 446(200+246). 3. Евгений Ч ииш ев (Р о с си я )— 442 (195+247). ЖЕНЩИНЫ. 48 кг. 1. Н ур ка н Тайлан - 196 (87+109 ). 2. Сибель О зкан (о б е — Турция) — 196 (86+110). 3. Дж енни Катерина П аглиаро (Италия) — 194 (88+106 )... 9 И раида Цыварева (Р оссия )— 149 (67+82). 53кг. 1. НатальяТроценко (У краина )— 197 (88+109). 2. М ария Д е л а Пуэнте (И спания) — 190 (86+104). 3. Юлия Роде (Германия) — 188 (83+105). 58кг. 1. А л е кса нд р а Клейновска (П ольш а)— 212 (89+121). 2. Ромело Бегай (А лбания ) — 212 (101+111). 3, Р о ксана Кокош (Румыния)— 209(89+120)... 5 Елена Б ирш кис— 191 (85+106). 6. Ольга Сибетова (о б е— Р оссия )— 190(80+110). 63 кг. 1, М елине Д алузян (А рм ения ) — 235 (107+128). 2. Сибель С им сек (Турция)— 226(105+121). 3. М илка М анева (Б ол гария )— 223 (100+123)... 6. Таисия Антонова (Р оссия ) — 219 (101+118). 69 кг. 1. Н азик Авдалян (А рм е н и я )— 242 (106+136). 2. Татьяна М атвеева (Р о с си я )— 239 (103+136). 3. С лавейка Р уж инска (Б ол гария ) — 219 (95+124). 75кг. 1. Наталья Заболотная (Р о ссия ) — 264 (123+141). 2. Лцдия Валентин (И сп а н и я ) — 245 (115+130). 3 . И вонн К р ан ц (Герм ания)— 220 (97+123). Свыше75кг. 1. О льга К о ро б ка — 277 (127+150). 2. Юлия Довгаль (о б е — У кр а и та )— 258 (118+140). 3. М агдалена Уфнал (П ольш а)— 237 (110+127). 4 Юлия М уратова (Р о с си я )— 232 (105+127).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz