Липецкая спортивная газета. 2008 г.
лл П|Д N л DА и л I _______________________ 1 №11 «Липецкая спортивная га з е т а » IIIMп V т 23 апреля 2008 г . М астер -класс ЭттореМЕССИНА: «Не делайте из ребёнка профессионала раньше 14 лет » Этторе Мессина и его сынишка Филиппо Главный тренер баскетбольного ЦСКА на своём блоге в Интернете посоветовал к а к выбирать тренеров для детей, в каком возрасте следует серьезно заниматься баскетболом , с развития каких качеств начинать. М ногие спрашивают у меня совета, как пом очь ребен ку стать спортсменом Потому се годня попытаюсь поделиться идеями по этому поводу. Во-первых, для физического и умственного развития вашего ребенка будет очень полезно в раннем возрасте попробовать себя и в индивидуальном , и в командном видах спорта. К примеру, мне повезло, что моя дочь три года занималась дзю до, пока училась в начальной школе. Это действительно по могло ей в развитии личности, в преодолении неуверенности в себе, в лучшем познании своего тела и самодисциплине В то же время следует попро бовать и динамику командного спорта, поскольку он учит, как вести себя с другими людьми, как осознать свою роль, как принимать ответственность не только за себя, но и за команду. Потому, думаю, проба себя в командном виде спорта очень помогает с точки зрения обра зования В Италии мы совершаем боль шую ошибку, вынося решение, какой из игр следует заниматься ребенку. В Соединенных Штатах у детей есть шанс попробовать себя в разных видах, прежде чем выбрать для себя один. К примеру, Траджан Лэнгдон был не только задрафтован клубом НБА, он был близок к тому, чтобы попасть и на драфт МЛБ, поскольку в колледже занимал ся как баскетболом, так и бейс болом. В США дети имеют шанс попробовать разные виды, от части потому, что при их системе сезоны в разных видах спорта растянуты на весь год. В резуль тате ребенок может попробовать практически все. В Италии из-за недостатка спортсооружений мы обычно отправляем ребенка в футбол, баскетбол, волейбол или теннис. Предположим, вы уже вы брали некий вид спорта. Если вы хотите совета, первое, на что я обратил бы внимание как отец, это качество тренера. Многих родителей, не очень хорошо знакомых с выбранным видом спорта, может привлечь система, которая фокусируется на результате. Но существует огромная разница между играми на профессиональном уровне и обучением им молодежи. Лучше отправить ребенка туда, где фокусируются на развитии лич ности и качеств баскетболиста, поскольку в таком возрасте это важнее. Если вам повезло найти тако го тренера, во вторую очередь вам не следует торопиться пре вращать ребенка в профессио нального атлета, проводящего больше четырех тренировок в неделю и посвящающего спорту много времени. Считаю, этого не должно происходить, пока ребенку не исполнится 14-15. Маленькие дети, которые легко поддаются физическому, тех ническому и психологическому давлению, обычно не выдержи вают такого прессинга. Мне бы хотелось найти такого учителя для моего ребенка, чтобы он был способен предложить при емлемый уровень нагрузки для молодых игроков и развивать что-то вроде коллективной мен тальности, в то же время уважая личность каждого. Впрочем, найти такого трене ра может быть трудной задачей По финансовым причинам детей обычно тренирует молодежь. Я прошел через ту же схему. Я начал тренировать, когда мне было 17. Оглядываясь назад, я вижу, что наделал много ошибок. Это было хорошо для меня, поскольку был шанс учиться на своих ошибках, но некоторые из моих игроков потом расплачи вались за них. В детский спорт вкладывают не так много денег, чтобы привлекать туда опыт ных тренеров. В то же время нужно развиваться молодым специалистам. Но только те, кто способен воспринять что-то от опытных тренеров, станут хорошими учителями. Однако не все пожилые тре неры обязательно лучшие. Да вайте обратимся к ключевому вопросу: как родитель, который никогда не играл профессио нально, может решить, какой тренер лучше для его ребенка? Во-первых, ни родителя, ни тренера не должны привлекать сиюминутные результаты. Во- вторых, любой из нас способен понять, сбалансированно ли по ведение другого человека. Даже если мой сын получает больше внимания в смысле бросков, игрового времени, я бы засомне вался. Потому как относиться к ребенку, как к суперзвезде, когда ему 13 лет, — не лучший способ развития его личности. Предположим, я не знаком с баскетболом и выбираю тренера для своего ребенка. Самыми важными индикаторами для меня должны были бы стать: а) настроение сына, когда он воз вращается домой с тренировок, б) уровень взаимодействия в команде, когда я наблюдаю за ее играми. Если я вижу, что сын приходит домой в адекватном настроении, по большей части позитивном, для меня это знак, что с тренером можно продол жать сотрудничать. Если, с дру гой стороны, сын разочарован или ведет себя странно, лучше покинуть тренера и поискать другого. Тренировки должны быть тем временем, когда ребенку предлагаются конструктивные испытания. Вы можете понять, срабатывают ли они, наблюдая за сыном после занятий. Говоря обо мне: если мой сын Филиппо хочет играть в баскетбол, когда вырастет, для него и его тренера будет дополнительным давле нием, если я буду находиться рядом. Потому мне придется найти способ не слишком вле зать в их дела, но в то же время не слишком отдаляться от них. Если я останусь вдалеке, сын может подумать, будто он мне неинтересен. Самым сложным для нас — его матери и меня — было заставлять сына иногда про игрывать. Мы понимали, что инстинктивно нам хочется поз волить ему побеждать. Но нам нужно было сделать ситуацию более реалистичной. Если чес тно, поначалу проиграть для Филиппо было большой драмой. Сейчас он, наконец, понял, что поражение— часть игры, так же, как и неудачные для тебя дни или осознание того, что мама или папа играли лучше. Когда ему будет 12-14 лет, он найдет среду, которую ему будет легко понять. Причина очень проста: спорт — это ме тафора жизни. Ты побеждаешь, уступаешь, испытываешь разо чарование в случае поражения или радость от победы. Разве что. если спорт не является твоей профессией, ты все это испытываешь без последствий. В нормальной жизни, если ты переживаешь неудачу (в от ношениях, работе, школе или другой области деятельности), иногда это стоит тебе дорого. Спорт дает тебе немного пони мания того, как ты себя будешь чувствовать, если подобное слу чится в жизни В этом большое преимущество спорта. Пока дети не достигают воз раста в 12-13 лет, для них спорт — больше игра . Под игрой я подразумеваю что-то, чем можно заниматься, допуская большое количество ошибок. Она должна приносить много радости. Это будто в школе, когда все удовольствие испыты ваешь, начиная читать, считать или узнавая что-то новое. В первые 4-5 лет это больше игра. Затем все становится более серьезным и следует начинать требовать от детей бьл> более избирательными в своем пони мании и обучении. Вы начинаете немного подталкивать их к тому, чтобы они организовывали свое умение учиться. К примеру, в итальянской системе образования разницу можно почувствовать, когда тебе исполняется 10 В 10 ты пере ходишь из начальной школы в среднюю, которая занимает три года и готовит к высшей школе. Затем, после пяти лет высшей школы, ты идешь в колледж Потому, конечно, все пять лет начальной школы, с 6 до 10- летнего возраста — это игра. Даже если постараться ввести немного дисциплины. То же самое в спорте: пока ре бенку не исполнится 10, нельзя увлекаться базовыми навыками. Конечно, можно научить детей научиться пользоваться своим телом через мяч — как ловить, как катить, как бежать с мячом и так далее. В Италии, к примеру, у нас есть мини-баскет (мяч меньшего размера и кольца закрепляются ниже), который больше игра, а не спорт, за исключением тех случаев, когда тренеры заставляют детей вы игрывать любой ценой даже в мини-баскете. По-моему, это не правильно. Вообще мини-баскет — чистое развлечение для детей до 12, где можно играть с мячом и участвовать в конкурсах. Я многое слышал о русской системе, в которой дети с ранне го возраста тренируются больше раза в день. В США не позволя ется заниматься больше, чем определенное количество часов в неделю. Правила очень стро гие, даже в NCAA. И я согласен с ними. Это нереально, когда ваш ребенок в 10-12 лет начинает жить жизнью профессиональ ного спортсмена, тренируясь дважды в день. Когда меня спрашивают, в каком возрасте лучше начинать тренировки как профессиональ ному спортсмену, я отвечаю: насколько важно для вашего ребенка школьное образова ние? Когда в 80-е (с 1978 по 1989 годы) я тренировал молодых баскетболистов в Италии, не которые из родителей говорили мне: «Держите моего сына в зале, сколько хотите, потому что в школе ему неинтересно, и я хочу, чтобы он стал професси оналом». Из-за экономической ситуации многие родители ви дят своих детей добившимися успеха в спорте ради улучшения качества жизни. Я уважаю это. Но в то же время еще верю, что школьное образование очень важно. И пожертвовать им никог да не буде т хорошей идеей. Не верю, что можно быть хорошим мудрым игроком, если ты не получил минимального образования, если не научился как использовать свой мозг По крайней мере, в Европе. В НБА все иначе. Поскольку в Европе игра ведется более сложными методами, я более счастлив видеть, как мой игрок читает книжку, нежели чем он остается в зале после тренировок. Я обеспокоен, когда вне баскетбо ла он увлечен только PlayStation и iPod. Я уважаю PlayStation и iPod, но в жизни существует много других вещей. Естествен но, нужно быть мудрым и об разованным человеком, чтобы играть на высшем уровне. Потому вопрос в том, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был хорош в учебе, на случай, если его спортивная карьера не удас тся, или вы хотите тянуть лоте рею, поставив все на его карьеру атлета. Если вы хотите, чтобы он учился, нельзя позволять две тренировки в день до окончания школы. Всё очень просто. Что касается базовых навы ков, которые нужно развивать, пока игроку не исполнилось 16-17 лет, главными являются координация и баланс. Я бы не стал сходить с ума по другим вещам. Затем, конечно, детей учат ловить мяч, пасовать , бросать, водить, двигаться без мяча. Но если у них нет баланса и координации, им сложно стать хорошими баскетболистами. К примеру, Рикки Рубио здорово помогают отличные баланс, ко ординация и быстрота. Они дают ему большое преимущество. Удивительно, что в «Ховенту- де» удается растить столько молодых игроков из года в год. Конечно, система клуба заслу живает изучения. spo rts .ru Тяжёлая атлетика Чемпионат Европы принёс России четыре «золота» В итальянском Линьяно завершился чемпионат Европы по тяжёлой атлетике. В сего лишь две медали в семи весовых ка тегориях — «золото» Натальи Заболотной в категории до 75 кг и «серебро» Натальи Матвеевой до 69 к г— таков результат российских тяжелоатлеток в Италии. Впрочем, иного никто и не ждал. «На этот чемпионат Европы мы привезли семь девочек, из которых только Заболотная и Матвеева являлись первыми номерами сборной, — сказал главный тренер женской сборной России Солтан Каракотов. — Остальных мы везли, откро венно сказать, на всякий случай». Гораздо больше положительных эмоций вы звали выступления мужской сборной России, которая завоевала три золотых награды. Сергей Петросян выиграл соревнования в категории до 62 кг, Олег Перепечёнов стал чемпионом Европы в весе до 77 кг, а олимпийский чемпион Игр в Афинах Дмитрий Берестов победил в категории до 105 кг. Берестов завалил две попытки в рывке и чуть не получил «баранку» Но в итоге поднял вес в 190 кг в последнем подходе и обошёл глав ного конкурента, литовца Рамунаса Вишняускаса, Щ I S f Л*-я ' I I I v - l 'E3 Чемпион ЕвропыДмитрий Берестов на 5 кг. Проблемы преследовали Берестова и в толчке. Заявленный вес 220 кг россиянин поднял только в третьей попытке, да ещё и с травмой. Толкнув 220 кг и дождавшись сигнала, Берестов уронил штангу и даже не смог самостоятельно спуститься с помоста. — Победу Димы я не могу назвать иначе как героической, — подчеркнул главный тренер сборной России Давид Ригерт. — Он получил травму ноги уже в первой попытке и выиграл исключительно на личном мужестве, практически на одной ноге. gz t.ru ЧЕМПИОНАТЕВРОПЫ. Линьяно (Италия) МУЖЧИНЫ. 56кг. 1 . И горь Бур (М олдавия)— 269(118+151). 2. Халил М утлу (Турция) — 269 (120+149). 3. Том Гугебур (Б ельгия) — 244 (111+133). 62 кг. 1. С е р ге й П е тросян (Р оссия ) — 302 (135+167). 2. Э рол Билгин (Турция) — 295 (135+160). 3. Владимцо Попов (М олдавия)— 284(130+154). 69 кг. 1. Т и р а н М артиросян (А рм ения ) — 346 (158+188). 2. В енсела Д а б ай я (Ф ранция ) — 333 (145+188). 3. М ех- м ед Ф икретов (Б олгария) — 315 (140+175) 77 кг. 1. О лег П ерепеченов (Р оссия ) — 362 (164+198). 2. А р а Хачатрян (А рм ения) — 361 (165+196). 3. А л е ксей Юфкин (Р оссия ) — 355 (155+200). 55 кг. 1 Тигран М артиросян (Арм ения) — 377 (172+205). 2. Василий П о л о вн и ке (Р оссия ) — 373 (168+205).3. Георгий М арков(Б ол гария )— 362(167+195).94 кг. 1 . Ш имон Колецки (П ольш а)— 397(177+220). 2. А ндрей Д ем ан ов— 385(172+213). 3. М ухам а тС о за е в (о б а— Рос с и я )— 384(174+210) 105кг. 1 Дмитрий Б ерестов (Р оссия ) — 410 (190+220). 2, Р ам унас Виш няускас (Литва) — 405 (185+220). 3. Р оберт Д о л е га (П ольш а) — 395 (177+218). Свыше105кг. 1 . Виктор Щ ербаты х (Латвия)— 447(195+252). 2. М аттиас Ш тайнер (Германия)— 446(200+246). 3. Евгений Ч ииш ев (Р о с си я )— 442 (195+247). ЖЕНЩИНЫ. 48 кг. 1. Н ур ка н Тайлан - 196 (87+109 ). 2. Сибель О зкан (о б е — Турция) — 196 (86+110). 3. Дж енни Катерина П аглиаро (Италия) — 194 (88+106 )... 9 И раида Цыварева (Р оссия )— 149 (67+82). 53кг. 1. НатальяТроценко (У краина )— 197 (88+109). 2. М ария Д е л а Пуэнте (И спания) — 190 (86+104). 3. Юлия Роде (Германия) — 188 (83+105). 58кг. 1. А л е кса нд р а Клейновска (П ольш а)— 212 (89+121). 2. Ромело Бегай (А лбания ) — 212 (101+111). 3, Р о ксана Кокош (Румыния)— 209(89+120)... 5 Елена Б ирш кис— 191 (85+106). 6. Ольга Сибетова (о б е— Р оссия )— 190(80+110). 63 кг. 1, М елине Д алузян (А рм ения ) — 235 (107+128). 2. Сибель С им сек (Турция)— 226(105+121). 3. М илка М анева (Б ол гария )— 223 (100+123)... 6. Таисия Антонова (Р оссия ) — 219 (101+118). 69 кг. 1. Н азик Авдалян (А рм е н и я )— 242 (106+136). 2. Татьяна М атвеева (Р о с си я )— 239 (103+136). 3. С лавейка Р уж инска (Б ол гария ) — 219 (95+124). 75кг. 1. Наталья Заболотная (Р о ссия ) — 264 (123+141). 2. Лцдия Валентин (И сп а н и я ) — 245 (115+130). 3 . И вонн К р ан ц (Герм ания)— 220 (97+123). Свыше75кг. 1. О льга К о ро б ка — 277 (127+150). 2. Юлия Довгаль (о б е — У кр а и та )— 258 (118+140). 3. М агдалена Уфнал (П ольш а)— 237 (110+127). 4 Юлия М уратова (Р о с си я )— 232 (105+127).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz