Липецкая спортивная газета. 2008 г.

Липецкая спортивная газета. 2008 г.

«Липецкая спортивная га зе та » ЛИКБЕЗ 9 апреля 2008 г *1 4 Официально О социальных гарантиях и не только С 30 марта 2008 года вступили всилу изменения вТрудовой кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 28.02.2008 г. № 13-ФЗ «О внесении изменений вТрудовой кодекс РФ», которые устанавливают особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. П омимо условий, установленных частью второй статьи 57 Трудового кодекса РФ, обязательными для включения втрудовой договор со спортсменом являются условия об: — обязанности работодателя обеспечить проведение учебно-тренировочных мероприятий и участие спорт­ смена в спортивных соревнованиях под руководством тренера (тренеров); — обязанности спортсмена соблюдать спортивный ре ­ жим, установленный работодателем, и выполнять планы подготовки к спортивным соревнованиям; — обязанности спор тсм ена принимать участие в спортивных соревнованиях только по указанию рабо­ тодателя; — обязанности спортсмена не использовать запрещен­ ные в спорте средства (допинг) и (или) методы (далее — допинговые средства и (или) методы), проходить допинговый контроль; — обеспечении работодателем страхования жизни и здоровья спортсмена, а также медицинского страхо­ вания в целях получения спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных про ­ граммами обязательного медицинского страхования с указанием условий этих видов страхования. Для тренера обязательным является условие о принятии мер по предупреждению использования спортсменом (спортсменами) допинговых средств и (или) методов. Отдельно регламентированы вопросы, касающиеся медицинского осмотра (обследования) спортсменов. Так, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предвари­ тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности, но не реже одного раза в год) медицинских осмотров (обследований) спортсменов, внеочередных медицинских осмотров (об­ следований) спортсменов по их просьбам всоответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения этих медицинских осмотров (обследований). Спортсмены обязаны проходитьуказан­ ные медицинские осмотры (обследования), следовать медицинским рекомендациям. Предусмотрены повышенные социальные гарантии спортсменам и тренерам, Так, например, спортсменам и тренерам предоставляется ежегодныйдополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее четырех календарных дней. Кроме того, в период вре­ менной нетрудоспособности спортсмена, вызванной спортивной травмой, работодатель обязан за счет собс­ твенных средств производить ему доплату к пособию по временной нетрудоспособности до размера среднего заработка в случае, если разница между размером указанного пособия и размером среднего заработка не покрывается страховыми выплатами по дополнительному страхованию спортсмена осуществляемому работода­ телем. Также устанавливается, что невключение работо­ дателем спортсмена в заявку на участие в спортивном соревновании, в том числе в связи с тем, что спортсмен неотвечаеттребованиям, установленным организатором спортивного соревнования, не является основанием для снижения заработной платы спортсмена. В указанных случаях работодатель обязанобеспечить участие спорт­ смена вучебно-тренировочных идругих мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям. Установлен особый порядок и расторжения трудовых договоров в сфере спорта. Так, согласно статье 348.12 спортсмен, тренер имеют право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе (по собственному жела­ нию), предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовойдоговор заключен на срок менее четырех месяцев. Кроме того, для спортсменов устанавливаются дополни­ тельные основания прекращения трудового договора. Это — спортивная дисквалификация на ср о к шесть и более месяцев и использование спортсменом, в том числе однократное, допинговых средств и (или) методов, выявленных при проведении допингового контроля в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом. Также определены особенности работы спортсменов и тренеров по совместительству, особенности труда несовершеннолетних спортсменовиженщин-спортсме- нов, отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, направления спортсменов и тренеров в спортивные сборные команды РФ. Вышеуказанные положения распространяются как на профессиональных спортсменов, так и на спортсме­ нов, не являющихся профессионалами, но вступающих в трудовые отношения с физкультурно-спортивными организациями. В целом все указанные изменения позволяют учесть особенности трудовых отношений сторон всфере спор­ та, согласовать их индивидуальные интересы, а также способствуют установлению и соблюдению государс­ твенных гарантий трудовых прав и свобод спортсменов и тренеров, созданию благоприятных условий труда защите прав и интересов работников и работодателей. Г л а в н ы й с п а ц и а п и с т - э к с п а р т о т д а л а з а к о н о д а т е л ь с т в а с у б ъ е к т о в Р Ф в Л и п е ц к о й о б л а с т и у п р а в л е н и и М и н ю с т а Р Ф п о Ц ф О М а р и н а П У С ТО В А П О В А Закон о спорте Спортсменов узаконили по-новому Медицинское обслуживание юных спортсменов будетрегламентировано Впреддверии пекинской Олимпиады страна получила новый базовый отраслевой закон, направленный на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы вобласти физической культуры и спорта. О причинахразработки новогозаконао спорте иоего сути рассказал сотрудник Росспорта, начальник отдела нормативного обеспече­ ния отрасли Илья Кузнецов. «Принятиеэтого закона закладывает качествен­ но новый правовой фундамент в сфере регулиро­ вания отношений в области физической культуры и спорта, — начал свой рассказ Кузнецов. — Это третий базовый отраслевой закон в российский период, который регулирует отношения в этой области; сначала был закон 1993 года, затем был новый закон, принятый в 1999 году, которыйдейс­ твовал до воскресенья (30 марта), и вот третий базовый федеральный закон. В период советской власти закона о спорте не было вообще». — Чем была обусловлена потребность в новом законе? — Разрабатываться закон начал ещё в 2003 году, по поручению президента Российской Фе­ дерации. Необходимость разработки была обусловлена тем, что по содержанию предыдущий закон был совершенно декларативен, многие статьи не нашли реализации, многие нормы не были вопло­ щены в жизнь. Кроме того, за прошедшее время существенные изменения претерпели различные отраслироссийскогозаконодательства: бюджетное, законодательствоо разграничении полномочий, об образовании иряддругих. Всвязисэтим иназрела необходимость подготовки нового акта, нового за­ кона, который ответил бы нашим потребностям в правовом регулировании в области спорта. Проект закона о спорте был внесён правитель­ ством на рассмотрение в Государственную Думу в октябре 2006 года. В том же году 14 декабря он был принят впервом чтении, после чего началась доработка законопроекта. В Думе была создана специальнаярабочая группа подоработке, которую возглавил заместитель председателя Комитета по физкультуре, спорту и делам молодёжи Ильдар Гильмутдинов. Дискуссии по поводу закона были достаточно жаркие; только за периоддоработки быловнесено свыше 500 поправок. В подготовке законопроекта активное участие принимали депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители госу­ дарственного правового управления президента, Росспорт, Олимпийский комитет России (ОКР), спортивные федерации. Несмотря на то, что за­ конопроект претерпел достаточно существенные изменения с момента его внесения до принятия в окончательной редакции, всё-таки базовые, основные идеи в нём остались. После доработки он был принят сразу во втором и третьем чтениях в середине ноября, и после одобрения Советом Федерации 4 декабря прошлого года подписан президентом. — Чем новый закон кардинально отличается от старого? — Прежде всего, существенно уточнён и рас­ ширен понятийный аппарат. Он содержался и в предыдущем законе, но в недостаточном объёме раскрывал те понятия, без которых довольно трудно осуществлять нормативно-правовое ре­ гулирование отношений в сфере спорта. Многие термины в новом законе были введены впервые: «массовый спорт», «национальные видыспорта», «официальные физкультурные и спортивные мероприятия», «адаптивный спорт», «правила вида спорта», «спортивные дисциплины», «спорт высших достижений», «физическая подготовка», «объекты спорта» — речь идёт о тех понятиях, которые постоянно используются и которые необ­ ходимыдля правового регулирования. Кроме того, есть статья, посвящённая Пара­ лимпийскому и Сурдолимпийскому комитетам и Специальной олимпиаде России. — Что является основными достоинствами нового закона? — Однимизосновныхдостоинствзакона являет­ ся довольно чёткое разграничение полномочий. В чём здесь дело: пункт «е» части первой 72-й статьи Конституции устанавливает, чтофизическая культура и спорт относятся к предметам совмест­ ного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации— это говорито том, что регулирование отношенийведётся какнафедеральномуровне, так ина уровнесубъектовРФ. Всвязис этим возникает вопрос; а кто чемдолжен заниматься? Так вот, как раз в новом законе довольно чётко и детально регламентировано, какие полномочия относятся к уровнюФедерации, какие полномочиязакреплены за органами государственной власти субъекта РФ, а какие закреплены за органами местного самоуп­ равления. Крометого, такоечёткое разграничение создаёт необходимую основу для дальнейшего совершенствования законодательства. В законе довольно чётко установлен механизм государственного регулирования в сфере спорта, который включает в себя такие институты, как признание видов спорта и спортивныхдисциплин. ведение Всероссийского реестра видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных ме­ роприятий. До принятия закона такие отношения регулировались нами, Росспортом, в отсутствие законодательного закрепления соответствующих полномочий. Сейчас в законе это есть. Законом вводится новый вид общественного объединения — спортивная федерация, целями которой является развитие одного или нескольких видов спорта. Структура спортивных федераций претерпела некоторые изменения. Теперь её можно представить в виде трёхуровневой пира­ миды: в основании лежат местные федерации, затем региональные федерации и, наконец, на её вершинеобщероссийскиеспортивныефедерации. Соответственно, общероссийская федерация состоит из региональных, региональные — из местных федераций. Устанавливается особыйправовойстатусобще­ российскихспортивныхфедераций— закреплены требования куставу, ихправа иобязанности. Пона­ шему мнению, это должно позволить эффективно достигать уставных целей, связанных с развитием спорта в масштабах страны. Закономпредусматривается процедура аккреди­ тации как всероссийских спортивных федераций, так и региональных. До вступления закона в силу осуществлялась аккредитация только общерос­ сийских федераций. Важно отметить, что законом установлен четырёхлетний переходный период, в течение которогофедерациисмогутпривести свои учредительныедокументывсоответствиесновыми требованиями Закон разграничивает понятия «физкультурное мероприятие», «спортивноемероприятие» и «спор­ тивное соревнование». Это очень важно, потому чтоэта понятийная разбивкаосуществленавцелях решения главных вопросов для людей, которые занимаются спортом: ктоможет приниматьучастие в том или ином мероприятии, кто устанавливает требования, каков порядок. Закон говорит о пра­ вилах, регламентах, об организаторах, о правах организаторов соревнований. Важно, что статус и наименование чемпионата, Кубка или первенства РФ или субъекта РФ либо муниципального образования могут иметь только официальные спортивные мероприятия. Законом вводится понятие «официальное спортивное мероприятие», и далеко не каждое соревнование будет считаться таковым. Отдельная глава закона посвящена подготовке спортивного резерва. Впервые законодательно устанавливаетсяпереченьэтаповмноголетней под­ готовки спортсменов. Определён круг спортивных организаций, которые будут её осуществлять. Новеллой закона оспорте является содержание учебно-тренировочного процесса, а также обес­ печение спортивной экипировкой, инвентарём и питанием. Сюда же относится медицинскоеобслу­ живание и проезд. Особое вниманиеуделеноспортивнымсборным командам России. Устанавливается, что мате­ риально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научно-ме­ тодическим, медико-биологическимимедицинским оборудованием осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Отдельная статья посвящена формированию сборных команд. — Как регулируются отношения спортсменов со спортивными организациями? — В отличие от прошлого закона о спорте, в новом вы не увидите регламентации отношений между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией. Параллельно с новым законом о спорте разрабатывался и уже принят закон о вне­ сении изм ен ен ий в Тр удо вой коде кс . Он дополнен новой главой , которая на зывае тся «О собенности р е гул и р о в ан и я тр уд а сп о р т см е н о в и тр ен ер о в » Т е п е р ь все эти вопро сы ре гулирую тся трудовым за конода тельством . Раньш е бы ла бол ьш ая проблема , связан ная с э тим и о тнош ениями . О ткры ваем весьм а про тиво ­ речивы й 80 -й за ко н («О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года — Прим .авт .) и в идим опре де ле ни е « п р оф е с с и о н а л ь н о го с п о р та » , под ко то ры м по ­ н и м а л а с ь п р е д п р и н и м а т е л ь с к а я д е я т е л ь н о с т ь с ц ел ью удо вл е тв о ре н и я и н те р е с о в п р оф е с с и о ­ н а л ь ны х с п о р ти в ны х о р га н и за ц и й , спор тсм ено в , вы бра вш и х спор т своей проф ессией , и зрителей . В то ж е врем я 2 5 -я статья это го ж е за кона гласила: « кон тра кт о спор тивной деятельно сти за клю чает ­ ся на о сн о ве тр удово го за ко н о д а тел ь с тв а . ..» . То е с ть это взаимои склю чающ ие вещ и С ей ч а с та кая коллизия исключена . Теперь , по крайней мере , мы понимаем , ч то это трудовы е о тношения , на которые распро стран яю тся о сн о вны е принципы и начала Трудово го коде кса и законодательства . С л ед ую щ им э та п ом явл яе тся р еа л и за ц и я з а ­ кона . О н предпи сы вае т издание ряда а кто в в его и сполнение . Причём это а кты к а к П рави тельства РФ , та к и Росспорта . С ей ч а с и д ё т а ктивная работа по р а зр а б о т к е э т и х а кто в П р е д с та в л я е тс я , ч то п о с л е з а в е рш е н и я э то го п р о ц е с с а с п о р т и в н о е за конода тель ство России д о лж н о вы й ти на следу ­ ющ ий этап — начнё тся правоприменение , которое вы яви т сущ ествующ ие пробелы и н аправи т органы исполни тельн ой власти в русло с о верш енс тв о ва ­ ния норма тивно -пра во вой базы о трасли . — Как будут решаться вопросы расторже­ ния контрактов профессиональных игроков с клубами? — В с о о т в е т с т в и и с н о в о й гл а в о й Тр удо во го код е кса , в с туп и вш ей в с и л у 30 м ар та , в сл уч ае д о с р о ч н о г о р а с т о р ж е н и я д о г о в о р а с п о р т с м е н о б я за н п р е д у п р е д и т ь раб о то д а те л я за м е с я ц и у п л а т и т ь к л у б у к о м п е н с а ц и ю , р а зм е р к о т о р о й устана вли вае тся до гов о ром . В о зм ож н ос ть о тве т ­ но й ком пен сац и и — вы пла ты кл убом вы ходно го по соб ия и гр о к у в сл учае до сро ч н о го расторжения тр удово го до го в о ра по инициа тиве работодателя — н е п р е д у см о т р е н а , к а к и с ам а в о зм о ж н о с т ь та ко го увол ьнения бе з у ка зания причин . За кон о ­ д а т е л ь н о н е п р е д у см о т р е ны и о гр а н и ч е н и я на в едение ка ки х -либ о пере го воро в с о спортсм енами во врем я де й с тви я тр удово го до говора . О д н а ко во м но ги х вида х спор та — ф утболе , хо ккее , баскет­ б ол е и д р у ги х — подоб ны е о граничения , а та кже обя за н н о с ть вы пла ты у пом яну то го вы ходно го по ­ соби я за кр е плены на уровне корпора тив ны х норм спо р ти в ны х ф едераций и лиг. В с л у ч а е д о с р о ч н о го р а с то рж е н и я тр уд о в о го до го в о ра по соб с тв енной инициа тиве кл уб вправе тр е б о в а т ь вы п л а ты с п о р т см е н ом к ом п е н с а ц и и , разм ер которой устанавли вае тся при подписании это го д о говора . — Для кого вообще более выгоден закон — для спортсменов или для их клубов, других спортивных организаций? Чем? — З а кон вы годен всем у час тни кам о тнош ений в сф ер е ф и зи че с кой культуры и спорта , по с кол ь ку в о тличие о т преды дущ е го со д ерж и т кон кретные п р а в о вы е м е х а н и зм ы , а н е д е кл а р а ц и и . Н о вы й за кон на сам ом д е л е не в в оди т ниче го принципи ­ ал ьн о нового , а л иш ь закрепляет, упорядочивае т у ж е слож и вш и е ся в ф и зи че с кой культуре и спорте право вы е инсти туты . И спортсм ены , и ф изкультур ­ н о -спор тив ны е ор гани зац ии , вклю чая спор тив ны е к л у бы и с п о р т и в н ы е ф е д е р а ц и и , т е п е р ь б уд у т им е ть ч ё т к и й п р а в о в о й с та тус , п р а в а и о б я за н ­ но с ти — т о е с т ь ч ё т к ую пр ав о в ую о с н о в у своей д ея тел ьно с ти . g a z B ta . r u

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz