Липецкая спортивная газета. 2008 г.
«Липецкая спортивная га зе та » ЛИКБЕЗ 9 апреля 2008 г *1 4 Официально О социальных гарантиях и не только С 30 марта 2008 года вступили всилу изменения вТрудовой кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 28.02.2008 г. № 13-ФЗ «О внесении изменений вТрудовой кодекс РФ», которые устанавливают особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. П омимо условий, установленных частью второй статьи 57 Трудового кодекса РФ, обязательными для включения втрудовой договор со спортсменом являются условия об: — обязанности работодателя обеспечить проведение учебно-тренировочных мероприятий и участие спорт смена в спортивных соревнованиях под руководством тренера (тренеров); — обязанности спортсмена соблюдать спортивный ре жим, установленный работодателем, и выполнять планы подготовки к спортивным соревнованиям; — обязанности спор тсм ена принимать участие в спортивных соревнованиях только по указанию рабо тодателя; — обязанности спортсмена не использовать запрещен ные в спорте средства (допинг) и (или) методы (далее — допинговые средства и (или) методы), проходить допинговый контроль; — обеспечении работодателем страхования жизни и здоровья спортсмена, а также медицинского страхо вания в целях получения спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных про граммами обязательного медицинского страхования с указанием условий этих видов страхования. Для тренера обязательным является условие о принятии мер по предупреждению использования спортсменом (спортсменами) допинговых средств и (или) методов. Отдельно регламентированы вопросы, касающиеся медицинского осмотра (обследования) спортсменов. Так, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предвари тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности, но не реже одного раза в год) медицинских осмотров (обследований) спортсменов, внеочередных медицинских осмотров (об следований) спортсменов по их просьбам всоответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения этих медицинских осмотров (обследований). Спортсмены обязаны проходитьуказан ные медицинские осмотры (обследования), следовать медицинским рекомендациям. Предусмотрены повышенные социальные гарантии спортсменам и тренерам, Так, например, спортсменам и тренерам предоставляется ежегодныйдополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее четырех календарных дней. Кроме того, в период вре менной нетрудоспособности спортсмена, вызванной спортивной травмой, работодатель обязан за счет собс твенных средств производить ему доплату к пособию по временной нетрудоспособности до размера среднего заработка в случае, если разница между размером указанного пособия и размером среднего заработка не покрывается страховыми выплатами по дополнительному страхованию спортсмена осуществляемому работода телем. Также устанавливается, что невключение работо дателем спортсмена в заявку на участие в спортивном соревновании, в том числе в связи с тем, что спортсмен неотвечаеттребованиям, установленным организатором спортивного соревнования, не является основанием для снижения заработной платы спортсмена. В указанных случаях работодатель обязанобеспечить участие спорт смена вучебно-тренировочных идругих мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям. Установлен особый порядок и расторжения трудовых договоров в сфере спорта. Так, согласно статье 348.12 спортсмен, тренер имеют право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе (по собственному жела нию), предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовойдоговор заключен на срок менее четырех месяцев. Кроме того, для спортсменов устанавливаются дополни тельные основания прекращения трудового договора. Это — спортивная дисквалификация на ср о к шесть и более месяцев и использование спортсменом, в том числе однократное, допинговых средств и (или) методов, выявленных при проведении допингового контроля в порядке, установленном в соответствии с федеральным законом. Также определены особенности работы спортсменов и тренеров по совместительству, особенности труда несовершеннолетних спортсменовиженщин-спортсме- нов, отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, направления спортсменов и тренеров в спортивные сборные команды РФ. Вышеуказанные положения распространяются как на профессиональных спортсменов, так и на спортсме нов, не являющихся профессионалами, но вступающих в трудовые отношения с физкультурно-спортивными организациями. В целом все указанные изменения позволяют учесть особенности трудовых отношений сторон всфере спор та, согласовать их индивидуальные интересы, а также способствуют установлению и соблюдению государс твенных гарантий трудовых прав и свобод спортсменов и тренеров, созданию благоприятных условий труда защите прав и интересов работников и работодателей. Г л а в н ы й с п а ц и а п и с т - э к с п а р т о т д а л а з а к о н о д а т е л ь с т в а с у б ъ е к т о в Р Ф в Л и п е ц к о й о б л а с т и у п р а в л е н и и М и н ю с т а Р Ф п о Ц ф О М а р и н а П У С ТО В А П О В А Закон о спорте Спортсменов узаконили по-новому Медицинское обслуживание юных спортсменов будетрегламентировано Впреддверии пекинской Олимпиады страна получила новый базовый отраслевой закон, направленный на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы вобласти физической культуры и спорта. О причинахразработки новогозаконао спорте иоего сути рассказал сотрудник Росспорта, начальник отдела нормативного обеспече ния отрасли Илья Кузнецов. «Принятиеэтого закона закладывает качествен но новый правовой фундамент в сфере регулиро вания отношений в области физической культуры и спорта, — начал свой рассказ Кузнецов. — Это третий базовый отраслевой закон в российский период, который регулирует отношения в этой области; сначала был закон 1993 года, затем был новый закон, принятый в 1999 году, которыйдейс твовал до воскресенья (30 марта), и вот третий базовый федеральный закон. В период советской власти закона о спорте не было вообще». — Чем была обусловлена потребность в новом законе? — Разрабатываться закон начал ещё в 2003 году, по поручению президента Российской Фе дерации. Необходимость разработки была обусловлена тем, что по содержанию предыдущий закон был совершенно декларативен, многие статьи не нашли реализации, многие нормы не были вопло щены в жизнь. Кроме того, за прошедшее время существенные изменения претерпели различные отраслироссийскогозаконодательства: бюджетное, законодательствоо разграничении полномочий, об образовании иряддругих. Всвязисэтим иназрела необходимость подготовки нового акта, нового за кона, который ответил бы нашим потребностям в правовом регулировании в области спорта. Проект закона о спорте был внесён правитель ством на рассмотрение в Государственную Думу в октябре 2006 года. В том же году 14 декабря он был принят впервом чтении, после чего началась доработка законопроекта. В Думе была создана специальнаярабочая группа подоработке, которую возглавил заместитель председателя Комитета по физкультуре, спорту и делам молодёжи Ильдар Гильмутдинов. Дискуссии по поводу закона были достаточно жаркие; только за периоддоработки быловнесено свыше 500 поправок. В подготовке законопроекта активное участие принимали депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители госу дарственного правового управления президента, Росспорт, Олимпийский комитет России (ОКР), спортивные федерации. Несмотря на то, что за конопроект претерпел достаточно существенные изменения с момента его внесения до принятия в окончательной редакции, всё-таки базовые, основные идеи в нём остались. После доработки он был принят сразу во втором и третьем чтениях в середине ноября, и после одобрения Советом Федерации 4 декабря прошлого года подписан президентом. — Чем новый закон кардинально отличается от старого? — Прежде всего, существенно уточнён и рас ширен понятийный аппарат. Он содержался и в предыдущем законе, но в недостаточном объёме раскрывал те понятия, без которых довольно трудно осуществлять нормативно-правовое ре гулирование отношений в сфере спорта. Многие термины в новом законе были введены впервые: «массовый спорт», «национальные видыспорта», «официальные физкультурные и спортивные мероприятия», «адаптивный спорт», «правила вида спорта», «спортивные дисциплины», «спорт высших достижений», «физическая подготовка», «объекты спорта» — речь идёт о тех понятиях, которые постоянно используются и которые необ ходимыдля правового регулирования. Кроме того, есть статья, посвящённая Пара лимпийскому и Сурдолимпийскому комитетам и Специальной олимпиаде России. — Что является основными достоинствами нового закона? — Однимизосновныхдостоинствзакона являет ся довольно чёткое разграничение полномочий. В чём здесь дело: пункт «е» части первой 72-й статьи Конституции устанавливает, чтофизическая культура и спорт относятся к предметам совмест ного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации— это говорито том, что регулирование отношенийведётся какнафедеральномуровне, так ина уровнесубъектовРФ. Всвязис этим возникает вопрос; а кто чемдолжен заниматься? Так вот, как раз в новом законе довольно чётко и детально регламентировано, какие полномочия относятся к уровнюФедерации, какие полномочиязакреплены за органами государственной власти субъекта РФ, а какие закреплены за органами местного самоуп равления. Крометого, такоечёткое разграничение создаёт необходимую основу для дальнейшего совершенствования законодательства. В законе довольно чётко установлен механизм государственного регулирования в сфере спорта, который включает в себя такие институты, как признание видов спорта и спортивныхдисциплин. ведение Всероссийского реестра видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных ме роприятий. До принятия закона такие отношения регулировались нами, Росспортом, в отсутствие законодательного закрепления соответствующих полномочий. Сейчас в законе это есть. Законом вводится новый вид общественного объединения — спортивная федерация, целями которой является развитие одного или нескольких видов спорта. Структура спортивных федераций претерпела некоторые изменения. Теперь её можно представить в виде трёхуровневой пира миды: в основании лежат местные федерации, затем региональные федерации и, наконец, на её вершинеобщероссийскиеспортивныефедерации. Соответственно, общероссийская федерация состоит из региональных, региональные — из местных федераций. Устанавливается особыйправовойстатусобще российскихспортивныхфедераций— закреплены требования куставу, ихправа иобязанности. Пона шему мнению, это должно позволить эффективно достигать уставных целей, связанных с развитием спорта в масштабах страны. Закономпредусматривается процедура аккреди тации как всероссийских спортивных федераций, так и региональных. До вступления закона в силу осуществлялась аккредитация только общерос сийских федераций. Важно отметить, что законом установлен четырёхлетний переходный период, в течение которогофедерациисмогутпривести свои учредительныедокументывсоответствиесновыми требованиями Закон разграничивает понятия «физкультурное мероприятие», «спортивноемероприятие» и «спор тивное соревнование». Это очень важно, потому чтоэта понятийная разбивкаосуществленавцелях решения главных вопросов для людей, которые занимаются спортом: ктоможет приниматьучастие в том или ином мероприятии, кто устанавливает требования, каков порядок. Закон говорит о пра вилах, регламентах, об организаторах, о правах организаторов соревнований. Важно, что статус и наименование чемпионата, Кубка или первенства РФ или субъекта РФ либо муниципального образования могут иметь только официальные спортивные мероприятия. Законом вводится понятие «официальное спортивное мероприятие», и далеко не каждое соревнование будет считаться таковым. Отдельная глава закона посвящена подготовке спортивного резерва. Впервые законодательно устанавливаетсяпереченьэтаповмноголетней под готовки спортсменов. Определён круг спортивных организаций, которые будут её осуществлять. Новеллой закона оспорте является содержание учебно-тренировочного процесса, а также обес печение спортивной экипировкой, инвентарём и питанием. Сюда же относится медицинскоеобслу живание и проезд. Особое вниманиеуделеноспортивнымсборным командам России. Устанавливается, что мате риально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научно-ме тодическим, медико-биологическимимедицинским оборудованием осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Отдельная статья посвящена формированию сборных команд. — Как регулируются отношения спортсменов со спортивными организациями? — В отличие от прошлого закона о спорте, в новом вы не увидите регламентации отношений между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией. Параллельно с новым законом о спорте разрабатывался и уже принят закон о вне сении изм ен ен ий в Тр удо вой коде кс . Он дополнен новой главой , которая на зывае тся «О собенности р е гул и р о в ан и я тр уд а сп о р т см е н о в и тр ен ер о в » Т е п е р ь все эти вопро сы ре гулирую тся трудовым за конода тельством . Раньш е бы ла бол ьш ая проблема , связан ная с э тим и о тнош ениями . О ткры ваем весьм а про тиво речивы й 80 -й за ко н («О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года — Прим .авт .) и в идим опре де ле ни е « п р оф е с с и о н а л ь н о го с п о р та » , под ко то ры м по н и м а л а с ь п р е д п р и н и м а т е л ь с к а я д е я т е л ь н о с т ь с ц ел ью удо вл е тв о ре н и я и н те р е с о в п р оф е с с и о н а л ь ны х с п о р ти в ны х о р га н и за ц и й , спор тсм ено в , вы бра вш и х спор т своей проф ессией , и зрителей . В то ж е врем я 2 5 -я статья это го ж е за кона гласила: « кон тра кт о спор тивной деятельно сти за клю чает ся на о сн о ве тр удово го за ко н о д а тел ь с тв а . ..» . То е с ть это взаимои склю чающ ие вещ и С ей ч а с та кая коллизия исключена . Теперь , по крайней мере , мы понимаем , ч то это трудовы е о тношения , на которые распро стран яю тся о сн о вны е принципы и начала Трудово го коде кса и законодательства . С л ед ую щ им э та п ом явл яе тся р еа л и за ц и я з а кона . О н предпи сы вае т издание ряда а кто в в его и сполнение . Причём это а кты к а к П рави тельства РФ , та к и Росспорта . С ей ч а с и д ё т а ктивная работа по р а зр а б о т к е э т и х а кто в П р е д с та в л я е тс я , ч то п о с л е з а в е рш е н и я э то го п р о ц е с с а с п о р т и в н о е за конода тель ство России д о лж н о вы й ти на следу ющ ий этап — начнё тся правоприменение , которое вы яви т сущ ествующ ие пробелы и н аправи т органы исполни тельн ой власти в русло с о верш енс тв о ва ния норма тивно -пра во вой базы о трасли . — Как будут решаться вопросы расторже ния контрактов профессиональных игроков с клубами? — В с о о т в е т с т в и и с н о в о й гл а в о й Тр удо во го код е кса , в с туп и вш ей в с и л у 30 м ар та , в сл уч ае д о с р о ч н о г о р а с т о р ж е н и я д о г о в о р а с п о р т с м е н о б я за н п р е д у п р е д и т ь раб о то д а те л я за м е с я ц и у п л а т и т ь к л у б у к о м п е н с а ц и ю , р а зм е р к о т о р о й устана вли вае тся до гов о ром . В о зм ож н ос ть о тве т но й ком пен сац и и — вы пла ты кл убом вы ходно го по соб ия и гр о к у в сл учае до сро ч н о го расторжения тр удово го до го в о ра по инициа тиве работодателя — н е п р е д у см о т р е н а , к а к и с ам а в о зм о ж н о с т ь та ко го увол ьнения бе з у ка зания причин . За кон о д а т е л ь н о н е п р е д у см о т р е ны и о гр а н и ч е н и я на в едение ка ки х -либ о пере го воро в с о спортсм енами во врем я де й с тви я тр удово го до говора . О д н а ко во м но ги х вида х спор та — ф утболе , хо ккее , баскет б ол е и д р у ги х — подоб ны е о граничения , а та кже обя за н н о с ть вы пла ты у пом яну то го вы ходно го по соби я за кр е плены на уровне корпора тив ны х норм спо р ти в ны х ф едераций и лиг. В с л у ч а е д о с р о ч н о го р а с то рж е н и я тр уд о в о го до го в о ра по соб с тв енной инициа тиве кл уб вправе тр е б о в а т ь вы п л а ты с п о р т см е н ом к ом п е н с а ц и и , разм ер которой устанавли вае тся при подписании это го д о говора . — Для кого вообще более выгоден закон — для спортсменов или для их клубов, других спортивных организаций? Чем? — З а кон вы годен всем у час тни кам о тнош ений в сф ер е ф и зи че с кой культуры и спорта , по с кол ь ку в о тличие о т преды дущ е го со д ерж и т кон кретные п р а в о вы е м е х а н и зм ы , а н е д е кл а р а ц и и . Н о вы й за кон на сам ом д е л е не в в оди т ниче го принципи ал ьн о нового , а л иш ь закрепляет, упорядочивае т у ж е слож и вш и е ся в ф и зи че с кой культуре и спорте право вы е инсти туты . И спортсм ены , и ф изкультур н о -спор тив ны е ор гани зац ии , вклю чая спор тив ны е к л у бы и с п о р т и в н ы е ф е д е р а ц и и , т е п е р ь б уд у т им е ть ч ё т к и й п р а в о в о й с та тус , п р а в а и о б я за н но с ти — т о е с т ь ч ё т к ую пр ав о в ую о с н о в у своей д ея тел ьно с ти . g a z B ta . r u
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz