Липецкая спортивная газета. 2005 г.

Липецкая спортивная газета. 2005 г.

№30 Липецкая спор ти вная га зе та ' 27 июля 2005 г. ГОСТЬ НОМЕРА 13 По Мухтар ГУСЕНГАДЖИЕВ: душам «В жизни не место еотипам» «Человек-паук» н ач ал св ой путь в тю рем ной к ам е р е Мухтар Гусенгаджиев на арене «Звёздного» На фестивале спортивных единоборств «Кубок Мэрии» липчане увидели «очевидное- невероятное». А именно трюки самого гибкого человека планеты, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса, «человека-паука» Мухтара ГУСЕНГАДЖИЕВА. Глаза отказывались верить Вот он берет ноги в руки, за­ водит их за голову и при этом выворачивает туловище чуть ли не наизнанку. Вот — встает на руки, при этом вывернув их наи­ знанку — практически сустава­ ми вверх. Он может завязать свое тело в узел и способен по- _ |меститься в небольшой чемо- О дан. Он прогнулся в “мостик”, У сел на сцену и, уперев стопы 2 одну в одну, развел колени так, ш что они касались пола. В мире ,5 такими способностями облада- § ет один он. § А началось все ... в тюрьме, х Мухтар не стесняется говорить о том, что когда-то в молодости был молодым и горячим: «Что было, то было». До 16 лет пар­ нишка из небольшого дагестан­ ского городка Избербаш до 18 лет пас коров в степи. После ушел в армию, а потом....На дискотеке в Иваново его жесто­ ко избили семеро местных бан- дюков. Он в течение недели разобрался с каждым по о т ­ дельности. И получил три года. — Сидим по двадцать чело­ век в одной камере, развлече­ ний только два — карты и ма­ хорка. А я и то, и другое не при­ емлю. До сих пор не знаю, как в «дурака» играть, — вспоми­ нает Мухтар. — До тюрьмы ни­ каким видом спорта не занимал­ ся. Там от нечего делать начал отжиматься, напрягать отдель­ но мелкие мышцы, двигать су­ ставами. Если вначале ногу с трудом на верхнюю шконку за­ кидывал, то вскоре делал это запросто, а через полгода на шпагат садился. Только практика Мухтар опровергает многие стереотипы. Тремя пальцами ноги (!) он играет на пианино. А на гитаре играет руками, но про­ ф ессионально . Р и с уе т тоже профессионально, в том числе опять-таки ногой. Для него что рука, что нога — одинаково. Ему каждая часть тела одина­ ково подвластна. Спортивный врач сказал Мухтару: «Ты мою диссертацию уничтожаешь. Я утверждаю, что межреберными мыш цами нельзя упр а вл я ть произвольно, а ты управляешь ими так, как будто это пальцы». — Я своим примером хочу до­ казать, что ничего невозможно­ го нет. Но решать — что воз­ можно, а что нет — нужно не в теории, а только на практике. Лекции и теории — это ерунда по сравнению с каждодневным трудом и движением к постав­ ленной цели. Я начал совершенствовать свое тело в 20 лет. Почти все тренеры мира скажут, что в этом возрасте начинать зани­ маться спортом поздно. Я их опроверг. Мой брат начал еще позже — в 24 года, и пошел по моим стопам. Сейчас он рабо­ тает там, где много лет трудил­ ся я, в крупнейшем шоу Лас- Вегаса «Зуманите». Нужны еще примеры? Этих примеров достаточно в жизни самого Мухтара. Он не знает ни одной ноты, но владе­ ет многими музыкальными ин­ струментами. У него восемь классов образования, но он в совершенстве владеет пятью языками: помимо родного дар­ гинского, чеченского и русско­ го свободно говорит на англий­ ском и итальянском. Помог Ван Дамм — А как в ы в с е р е д и н е 90-х оказались в Гол л и в уде ? — В 1995 году в Москве со­ стоялся тот знаменитый чемпи­ онат России по кикбоксингу, на котором почетным гостем был Жан Клод Ван Дамм. Я уже пе­ ребрался в столицу, демонстри­ ровал свою гибкость в ночных клубах, а на чемпионат меня пригласили, чтобы в перерывах развлекать публику. Там меня увидел Ван Дамм. Он пригла­ сил к себе, пораспрашивал. А после ос та ви л визитку. Ван Дамм запланировал снять меня в одном из своих проектов, но что-то там не срослось. Однако через полгода он все равно по­ звонил. И пригласил в Амери­ ку. В послужном списке Гусен- гаджиева три российских кино­ фильма — «Рай под сенью са­ бель» (1992), «Пистолет с глу­ шителем» (1993), «Р ассвет» (2001 ), и сериал «Дорогая Маша Березина» (2004). В Гол­ ливуде на его счету пока толь­ ко фильм «Эскейп». Эпизоди­ ческий герой Мухтара убегает из тюрьмы, вынув плечо из су­ ставной сумки, и протискиваясь между прутьями решетки. Глав­ ные роли в кино у него впере­ ди. В Америке он занимался в основном тем, что почти десять лет работал в театре «Зумани­ те» в Лас-Вегасе. «После «Зу­ маните» ни одно шоу в Амери­ ке не смотрится», — это слова Деми Мур. Это самый популяр­ ный театр в США. Там выступа­ ют такие звезды, как Роберт Де Ниро и Памела Андерсон. Рек­ ламные ролики театра крутят посреди Лас-Вегаса на огром­ ных мониторах. Часто там пока­ зывают и Мухтара. Бола Янга чуть не растерзали в Подмосковье — С тало быть, со «звезда­ ми» вы на короткой ноге ? — У меня брали уроки гибко­ сти Де Ниро, Алек Болдуин, Кармен Электра. — Если не секрет, сколько стоят такие уроки ? — По-разному. Лучше всех меня отблагодарила Памела Андерсон. Она купила мне до­ рогой роскошный костюм в экс­ клю зивном магазине для «звезд», где все вещи прода­ ются только в одном экземпля­ ре. — П р а в д а , ч т о в ы б ы л и инициатором первого визита Бола Янга в Р о с с ию ? — Я познакомился с Бола сразу после переезда в Амери­ ку. Он стал одним из самых близких моих друзей. А в Рос­ сию он ехать не хотел и не ве­ рил, когда я говорил ему, что у нас он даже более популярен, чем в США, и после фильма «Кровавый спорт», где Бола сыграл главного отрицательно­ го героя жестокого убийцу Чона Ли, его узнают даже в самой глухой деревеньке. В итоге мы поспорили на 500 долларов. А когда мы специально приехали в какое-то село в Подмосковье, то его там чуть не растерзали поклонники. Чак - простой парень — И все же, каково это — п р о б и в а ть с я в мире ам ери ­ канского ш оу -бизне сса ? — Мне помогали покровите­ ли — В ан Дамм, Б ол а Янг. Очень важной оказалась под­ держка и со стороны влиятель­ ной «околозвездной» тусовки. Мне очень помогли бизнесмен- эмигрант из СССР , армянин по имени Эдвард, с которым мно­ гие знаменитости здороваются за руку, и мой агент итальянец Эдуардо Мурильо. К сожале­ нию, недавно он ушел от нас в лучший мир... — Поделитесь своими впе­ чатлениями о т близкого о б ­ щения со «звездами». — Ну, например, Ван Дамм — человек очень замкнутый. Можно даже сказать, высоко­ мерный. Простые ребята — это Чак Норрис и Бола Янг, хотя у последнего довольно суровый имидж. На самом деле Янг обо­ жает приколы. Однажды он по­ просил меня встать на одну ногу, поднять вторую носком в потолок и замереть в стоячем шпагате, а затем в этой позе упасть. При этом он должен был ловить меня в воздухе. Один раз поймал, второй.... А на третий он убрал руки, и я шлепнулся на пол. Оказалось, ему было интересно увидеть, смогу ли я упасть, не изменив стойку. А ведь это очень болез­ ненный трюк. — У вас с Б ол а Янгом на­ м ечается какая -то с о вм е с т ­ ная рабо та ? — Да, это будет моя первая главная роль в кино. Режиссер фильма — Бола Янг. Он же иг­ рает старого китайского учите­ ля. Сюжет обычный — у китай­ ца нет детей, ему некому пере­ дать мастерство, поэтому он взял в ученики белого мальчи­ ка. Мальчик вырастает. Его иг­ раю я. Однажды к мастеру при­ ходят китайцы и начинают сме­ яться. А выросший мальчик их колотит. При этом он демонст­ рирует невиданный доселе стиль паука — сворачивается в невероятный клубок и оттуда на­ носит немыслимые разящие удары руками и ногами. Школа паука — Сейчас вы живете в Ам е ­ рике ? — Последний год в основном в России. Здесь у меня еще одно важное дело — хочу от­ крыть свою собственную шко­ лу. Там будут учить не только гибкости. Я назову ее школой пластики. Но думаю и о плас­ тичности душевной. И о внеш­ ней культуре. Ведь пластич­ ность — сестра гармонии. Там будут преподавать рисование, музыку, философию . В двух словах этого не объяснишь. — Напоследок можете дать не скол ько с о в е т о в тем, кто хотел бы развить гибкость в своем те л е ? , — Обязательно обратите вни­ мание тех, кто хочет развить свою гибкость: ничего не дела­ ется нахрапом, иначе — не из­ бежать травм. Номер рождает­ ся постепенно, шаг за шагом, месяцами. Имейте терпение, придет и успех. Работу над пластикой я делю на три группы упражнений: 1. плечи; 2. позвонок, туло­ вище; 3. пах, ноги. Упражнения, какие только вам подскажет фантазия: вра­ щайте суставами во всех плос­ костях, гнитесь во все стороны, растягивайте большие и малые мышцы. Но ничего не делайте резко. Старайтесь расслаблять мышцы и искать степени их сво­ боды. Причем упражнения на гиб­ кость не требуют каких-то осо­ бых условий и даже времени. Вот вы смотрите телевизор, по­ киньте кресло, переместитесь на ковер, и совмещайте прият­ ное с полезным. Юрий КРИВОРУЧКО Мухтар и великие. С Чаком Норрисом (вверху) и с Деми Мур (внизу)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz