Липецкая спортивная газета. 2005 г.
Л ф У1 п /У >!°9 пилецкая сп о р ти в н а я г а з е т а * 10 м а р т а 2005 а. " Спорт и бизнес П и тер К еньон делится с е к р е т ам и проц ве тани я П и т е р К е н ь о н Исполнительный директор «Челси» Питер Кеньон — один из главных творцов капиталистической революции в мировом футболе. Именно в пору его пребывания во главе Ж авления «Манчестер найтед» этот клуб стал самым успешным спортивным предприятием мира, а менеджерские качества в футболе стали цениться так же, как таланты тренеров и игроков. В этом интервью второй человек в клубе говорит о том, как собирается сделать самый убыточный клуб планеты прибыльным, о европейской суперлиге, о вольном духе 60-х и о многом другом... П еред матчами на «Стэм форд Бридж» уже не иг рают «Калинку-малинку». Но не сказать, чтобы фактор происхождения вл ад ельц а «Челси» в Лондоне вышел из обращения. Подавая мне чай с молоком, один из секретарей клуба с улыбкой извиняется за то, что здесь пока не завели «затоуаг»: Роман Абрамович тоже предпочитает чаепитие в английской традиции. Дожида юсь Питера Кеньона в кабине те, где собирается правление клуба, и, пользуясь случаем, изучаю содержание стоящих в углу табличек с крупными на чертаниями «ЧЕЛСИ»: ЦЕН НОСТИ» и «ЧЕЛОВЕК «ЧЕЛ СИ». Перечень главных цен ностей «Челси» содержит в себе «стиль, лидерские качес тва, безупречность, гордость, единство, интегрированность». Человек «Челси», согласно табличкам, — «динамичный, страстный, успешный, сфоку сированный, цельный». Вступающий в кабинет реши тельным шагом Питер Кеньон сразу представляется собира тельным образом этого «чело века «Челси», счастливым об ладателем всех соответствую щих достоинств. Кеньон изви няется за то, что заставил себя ждать, протягивает руку, заме чает мое внимание к таблич кам, еще раз пробегает их со держание и поясняет: «Хотим повесить их в каждом кабине те. Важно, чтобы ключевые ка тегории новой идеологии клуба были на виду у всех сотрудни ков. Ну, это не окончательный вариант — видите, некоторые слова дописаны от руки?» — Результаты клуба в биз несе пока прямо противопо ложны спортивным. Неделю назадбыл опубликован отчет о первом годе финансовой деятельности «Челси» со времени его приобретения Романом Абрамовичем, и в этот год клуб установил но вый рекорд по убыткам за всю историю футбола — 88 млн фунтов. — Для меня эти цифры не стали сюрпризом. Как, кстати, и то, с каким азартом за них все ухватились. Первый этап пере мен в «Челси» стоил недеше во. Но если внимательно пос мотреть на сущность этих пе ремен, то нельзя не заметить, что коснулись они не только состава. 24 млн вложены в ре конструкцию тренировочной базы и академии — это доро гая, но едино врем енн ая и очень важная с точки зрения клубной стратегии инвестиция. А самая, кстати, многозначи тельная цифра в этой статис тике — не убытки, а доходы: 152 млн фунтов за год, что на 40% больше, чем прежде. И это при том, что «Челси» по боль шому счету еще не приступил косуществлению какой-то фун даментальной бизнес-програм мы. Это дает хорошее пред ставление о финансовом по тенциале проекта — он огро мен. Замечу также, что в убы точности «Челси» как таковой нет никакой новости: в обозри мом прошлом клуб никогда не имел положительного баланса. А в течение пяти лет, согласно нашему бизнес-плану, должен на него выйти. — Вице-президент «Бава рии» Хенесс, говоря об этих цифрах, высказал предпо ложение, что Роман Абрамо вич «печатает деньги дома». Тренер «Арсенала» Венгер уличил «Челси» в «отсутст вии всякой логики» при рас ходовании средств. Вас заде вают такие слова? — Нет. Уверен, что чем луч ше мы будем выступать, тем больше будет комментариев в таком роде. Я не знаю, выигра ем ли мы чемпионат Англии. Надеюсь, да. Зато знаю, что многие скажут или напишут после этой победы: «выиграли деньги». И с каждым новым на шим успехом роль денег будет гипертрофироваться. Думаю, таких комментариев окажется больше, чем тех, которые отме тят превращение Роббена и Чеха в игроков мирового уров ня, выдающуюся игру Терри и Лэмпарда, работу Моуринью. Но мы большие ребята, пере живем. Единственный верный способ реакции на такие слова — игнорирование. — Ивсе же вам не кажется, что «Челси» находится в не совсем конкурентной ситуа ции относительно техже «Ба варии» с «Арсеналом», не имея фактически никакого трансферного лимита? — Лимит у нас есть. Не слу чайно прошлым летом, рас ставшись с 18 футболистами, мы приобрели только 7, сделав более гармоничным бюджет и ту его долю, что составляют расходы на зарплату игроков. Костяк команды на годы вперед уже заложен, масш табны х трансферных кампаний в «Чел си» больше не будет. Конечно, стратегия развития клуба пред усматривает дальнейшее при обретение отдельных футбо листов, за которых надо пла тить конкурентные, а значит — достаточно большие деньги. Но это не значит, что цена может быть любой. И потом, игроки, которые готовы пойти в «Чел си» только из-за денег, — это не те игроки, которые нам нуж ны. — Вот вы говорите — «но вая идеология», «стратегия развития клуба», «бизнес- план». Можно подробности? — В прошлом году мы опре делились с 10-летней програм мой развития клуба, достаточ но агрессивной в смысле наме ченных целей. В качестве до лгосрочной цели мы видим пре вращение «Челси» в самый по пулярный и самый успешный клуб мира ко времени истече ния этого 10-летнего периода, к 2014 году. В качестве сред несрочной цели нами намечен выход на положительный фи нансовый баланс к 2009-му. Это требует превращения «Челси» в международный бренд, роста зрительского ин тереса и количества болельщи ков клуба по всему миру. — К глобальной мировой лиге до «Челси» относились, кажется, только два клуба— «Манчестер Юнайтед» и «Реал». Как вы собираетесь отвоевывать у этих клубов, со всеми их пространными списками трофеев, позицию на рынке? — А я не считаю, что все ниши на рынке настолько заня ты, чтобы там не нашлось мес та для нас. И мы не собираем ся превращаться в «Реал-2» или «Манчестер Юнайтед-2», копируя их ходы. Мы — «Чел си». Свеж ая , интригующая команда, которой есть чем при влечь новых поклонников. На следие «Реала» и «МЮ» в са мом деле богаче. Преимущес тва «Челси» в другом, и мы со бираемся их использовать. В отличие от «Реала», мы игра ем в чемпионате Англии — са мом популярном в мире наци ональном чемпионате согласно всем данным. В отличие от «Манчестер Юнайтед», мы ба зируемся в Лондоне, столице страны и если не главном в мире, то безусловно выдаю щемся городе, исключительно модном сегодня во всех частях света. Ключевая позиция в на шей идеологии — это построе ние «Челси» как команды, вы ражающей в себе черты горо да. ТИе Бопаоп Т еа т , Городс кой Команды, футбольного лица Лондона. Сам Лондон се годня, кстати, как никогда пре жде готов к восприятию новых идей и футбольных впечатле ний. 50% работающего населе ния Лондона моложе 35 лет. Это исключительно динамич ный город, и здесь нам также под силу побороться за какую- то новую роль. «Челси», к сло ву, стал первым английским клубом, который официально поддержал идею проведения в Лондоне Олимпиады 2012 года, — Моуринью уже участвовал в специальных мероприятиях по этому поводу. — Лондон как маркетинго вый концепт, как двигатель клубной популярности дей ствительно выглядит крайне перспективно. Но какже «Ар сенал»? Какже «Тоттенхэм», «Фулхэм», «Чарльтон», «Вест Хэм»? Вы хотите предста вить «Челси» как более лон донский клуб, чем эти? — В определенной степени — да. У нас больше игроков сборной Англии, чем у всех этих клубов вместе взятых. И ставка «Челси» на английских футболистов — это осознанная ставка. Именно поэтому такую важную роль в клубной страте гии заним ает развитие со бственных талантов и такие значительные деньги инвести руются в академию «Челси». К тому же если эти команды представляют конкретные час ти города, то мы хотим ассоци ировать себя со всем Лондо ном. «Челси» — это вообще очень лондонское слово, из рядно обогатившее образ горо да. Это синоним «свингующего Лондона», Кингз-Роуд, вольно го духа 60-х. В этом слове мно го музыки, моды, искусства, в нем есть гламурный флер, сек суальность... Скажите, вы гуля ли по улицам вокруг «Стэм форд Бридж»? Видели, сколь ко табличек на домах — «здесь жил такой-то писатель/актер/ музыкант»? Когда человек го ворит, что он из Челси, эта ин формация несет в себе куда больше, чем обычная инфор мация о районе проживания, потому что за этим словом сто ит определенный стиль. Мы хотим, чтобы факт боления за «Челси» тоже нес в себе некий месседж. Раз вы так уж напи раете на «Арсенал», я вам ска жу, что, согласно исследовани ям, этот клуб, при всех своих успехах, не так уж и сильно рас ширил базу своих фанатов по всему миру. Людям нужны не только результаты, нужна идея. Надеюсь, и результаты, и игра, и идея «Челси» будут востре бованы. — Выходит, если бренд «Реала» опирается на Аль фредо Ди Стефано и Зинеди на Зидана, бренд «Манчестер Юнайтед»— на Бобби Чарль тона и Эрика Кантона, то вы — на Вивьен Вествуд и Твиг ги? — Если на то пошло, то мож но и на Кайли Миноуг, она те перь часто ходит на наши мат чи... Вот Мик Джаггер был не давно — хотя до этого, говорят, его не видели на «Стэмфорд Бридж» с 70-х. Стив Маккуин, если говорить о моде, в свое время ходил на «Челси». К сло ву, в качестве одного из проек тов, связанных со столетием «Челси», мы изучаем возмож ность проведения на «Стэм форд Бридж» показов Лондон ской недели моды... А почему, собственно, нет? Все это — часть генетического кода «Чел си». За команду исторически болели деятели искусства и шоу-бизнеса. Мы хотим капита лизировать эти ценности, найти для них соответствующее отра жение в философии клуба. — Это столетие, которое клуб будет отмечать в сезо- не-2005/06, подоспело очень своевременно. — О, да! День рождения всегда повышает внимание к имениннику, не так ли? Сейчас разрабатывается программа празднования, которое растя нется на весь сезон, там будут совершенно уникальные ме роприятия. Начиная с серии уроков в локальных школах, рассказывающих о связи клуба и района, заканчивая топ-мат чами, топ-турнирами и топ-кон цертами на «С тэмф о рд Бридж». Детали? Не спраши вайте про детали, многое еще не утверждено. Но все это бу дет в стиле «Челси», о котором мы только что говорили. — Насколько приглашение в тренеры именноЖозе Моу ринью было сопряжено с идеей модного, молодого и амбициозного клуба? — Моуринью— тренер новой генерации, и он не только пол ностью соответствует идеоло гии клуба, но и в чем-то ее предопределяет. Если ограни читься только четырьмя глав ными характеристиками Жозе, то это будут организованность, дисциплинированность, широ кий взгляд на вещи и уверен ность в себе. Он распространя ет их вокруг себя, на всю команду, на весь клуб. Если, скажем, Раньери никогда не интересовался ходом дел в клубной академии, то Моу ринью встречается с тренера ми юношеских команд, консуль тирует их, настаивает на скоор динированности работы всех структур клуба... Моуринью, конечно, был приглашен в «Челси» не из-за того, что на нем так здорово сидят костю мы. Но это тоже прекрасное качество. — Подход Моуринью не предполагает ставки на звезд и, кажется, самого этого по нятия. Но, может быть, игрок масштаба Анри или Рона- лдинью нужен вам, исполни тельному директору, как ин струмент маркетинга? — Мы не будем приглашать игроков только ввиду их звез- дности. Футбольные критерии, то, как игроки соотносятся с идеологией команды, останут ся основными. Что хорошо для футбола — хорошо и для биз неса. И потом, нам уже есть чье лицо разместить на обложке, не так ли? — Учитывая, что ключе вым фронтом борьбы за ми ровые рынки станет Азия, может быть, «Челси» помог ла бы покупка китайского или японского игрока? Или хотя бы Дэвида Бекхэма как луч шего из известных каждому азиату футболистов? Приоб ретение такого игрока авто матически означает приобре тение доли рынка. — Это известный трюк. Но я нахожу его использование не сколько... несколько циничным, что ли. Если мы посадим на скамейку запасных китайца, повысится ли интерес к «Чел си» в этой стране? Да. Но в массе своей болельщики все же достаточно умны, чтобы распознать такую уловку. — Есть ли у вас какие-то идеи относительно россий ского рынка? И является ли он по-настоящему интерес ным в сравнении со, скажем, азиатским? — Является. Для «Челси» Россия — однозначно один из трех важнейших регионов вне Британии, наряду с Азией и Северной Америкой. Мы уже провели социологические ис следования в России, и они дали крайне интересные ре зультаты в том, как именно там воспринимается наш бренд. Слово «Челси» имеет для лю дей очень гламурное звучание. Редкость для футбольного клу ба, правда? — Работать в «Челси» вам тяжелее или легче, чем в «Манчестер Юнайтед»? — Думаю, в любой профес сии предпочтительнее рабо тать на вершине. Это дает больше возможностей. Принци пиальное отличие «Челси» от «МЮ» — наличие одного хозя ина, а не нескольких, что упро щает и ускоряет процесс при нятия решений. — В интервью ТНе Лтев соратник Абрамовича Евге ний Тененбаум как-то срав нил его футбольные эмоции с ощущениями «ребенка в магазине сладостей»... — Я хорошо помню свое пер вое впечатление от Абрамови ча. Мы познакомились после четвертьфинального матча Лиги чемпионов «Манчестер Юнайтед» — «Реал» весной 2003-го. Роман действительно предстал очень увлеченным человеком, и с тех пор он оста ется настоящим энтузиастом футбола. — Имеется ли у вас план «Б» на случай, если этот эн тузиазм иссякнет? Может, че рез пять лет клуб ибудет са модостаточным, но пока он всецело зависит от денег владельца. — «Челси» для Абрамовича — долгосрочная инвестиция. Если бы это было мимолетное увлечение, разве вкладыва лись бы такие деньги и силы в тренировочную базу, в акаде мию? — «Челси» до сих пор вне С-14, лобби топ-клубов, в значительной мере опреде ляющей положение дел в футболе. Почему? — Эта группа сейчас разра батывает собственную консти туцию, обсуждает принципы со существования. Мы уже при влекались к консультациям на этот счет. Думаю, как только этот процесс продвинется до какого-то следующего этапа, «Челси» получит приглашение в С-14. — В том, что этого до сих пор не произошло, хотя «Чел си» очевидно перешел в ка тегорию футбольных тяже ловесов еще летом 2003-го, нет никакой интриги, попыт ки оставить вас в стороне? — Нет, совершенно. — Будет ли когда-нибудь учреждена европейская су перлига? — Я думаю, она уже есть — называется Лигой чемпионов. — Ивсеже, по вашему мне нию, есть ли шансы на появ ление более регулярного со ревнования, гарантирующего «Челси» пару матчей в сезон с той же «Барселоной» вне зависимости от жеребьевки? — Не думаю. Календарь пе ренасыщен, и лимит возмож ностей для укрупнения форма та Лиги чемпионов исчерпан. А за счет национальных чемпио натов сокращать календарь не возможно. Они — непреложная часть структуры европейского футбола. — Несколько лет работы в США не изменили вашего мнения на этот счет? — Я изучал опыт НБА и НФЛ и позаимствовал там опреде ленные идеи в области марке тинга. Но коренные принципы спорта в Европе иные. В США спорт изначально появился как бизнес и строился по его пра вилам. В Европе спорт родил ся как спорт, а бизнес — это только средство его защиты. К тому же национальные чемпи онаты очень успешны экономи чески. Посмотрите, как прода ется премьер-лига! — Недавно вы проговори лись о планах расширения стадиона. — Это не планы, это только предмет ди скуссий . Очень сложных на самом деле. При постоянных аншлагах и расту щем интересе к клубу 42 500 мест — мало, но увеличение «Стэмфорд Бридж» при таком дефиците пространства вокруг арены кажется невероятно сложным. — Что наверняка потребу ет расширения, так это клуб ный музей. Или вам есть где разместить все трофеи, кото рые команда может выиграть в нынешнем сезоне? — Да у «Челси», в отличие от многих английских команд, и музея-то до сих пор нет. Но обязательно будет. Как основу для него используем экспози цию, которую мы готовим к сто летию клуба... Там, в коридо ре, а еще вон там разместим портреты клубных легенд. А то, когда я перешел сюда рабо тать, почти ничто в офисе клу ба не говорило о футболе. Про сто банк был какой-то. Журнал «РПОспорт»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz